Что известно о таинственном поезде с «сокровищами нацистов. Найденные в "золотом поезде" в польше ценности вернут владельцам Немецкий поезд с золотом

04.07.2023 Барнаул

Исследователь-энтузиаст Валентин Дегтерев в своем блоге сообщил о еще одном открытии, которое ему удалось сделать. На этот раз он заявил, что ему якобы удалось решить загадку так называемого «золотого поезда» Третьего рейха - состава, в котором якобы были обнаружены драгоценности.
Дегтерев напомнил, что в СМИ в 2015 году появилась информация о том, что власти польского города Валбжих получили сообщение от некоей юридической фирмы, в котором двое клиентов утверждали о том, что нашли поезд с драгоценностями, якобы принадлежавшими Третьему рейху.
При этом исследователь-энтузиаст отмечает, что длина состава равнялась 150 метрам, а сам поезд перевозил вооружение, промышленное оборудование, драгоценные камни и другие сокровища. В момент, когда власти Третьего рейха решили вывезти награбленное в Берлин - а это случилось в 1945 году, уточняет Дегтерев, - поезд якобы мог пропасть.

«Этот железнодорожный состав неоднократно упоминался в местных легендах. Окрестные жители рассказывали, что поезд въехал в тоннель около замка Ксенж и снаружи уже не появлялся. За годы, прошедшие с окончания войны, многие пытались найти таинственный состав, но успехом все эти начинания не завершились. Критики утверждают, что этого поезда никогда не существовало», - написал он.

По словам Дегтерева, исследователям якобы не удалось найти именно местоположение обрушенного тоннеля. При этом исследователь-энтузиаст отметил, что ученые не прибегали к использованию в поисках спутниковых фотографий, а работали исключительно с данными геодезической съемки и архивными документами.
Дегтерев сообщил, что в своей работе он использовал архивные спутниковые фотографии за 2017 год, «наиболее свежие и качественные».
«По снимкам установил место, откуда железная дорога уходила в тоннель. Оттуда обнаружил силуэт длинного подземного тоннеля, а также бетонные обломки технического входа. Конечно, сегодня этот вход разрушен. Кроме того, обнаружил на фотоснимках останки железнодорожных путей. Видимо, тоннель был не только под землей, часть его была и на поверхности. По результатам своих исследований установил возможную общую схему тоннеля», - сообщил он.

Так, исследователь-энтузиаст пришел к выводу, что «золотой поезд» якобы попал под бомбежку. Когда же он въехал в тоннель, то больше оттуда и не выезжал, поскольку состав якобы «попал в капкан из-за обрушения тоннеля».
«Поляки не смогли найти сам тоннель только из-за того, что не стали искать спутниковых фотографий местности. Найти тоннель в лесу довольно трудно из-за сложного рельефа местности и густого леса. Однако поезд можно найти, если проверить указанные мной места по точным координатам», - сообщил Дегтерев.
Исследователь-энтузиаст привел данные и снимки со спутников. Видеоролик он опубликовал на YouTube.

В Польше, возможно, нашёлся поезд с нацистским золотом и драгоценностями, который ещё в 1945 году пропал под Вроцлавом. О находке сообщили двое местных кладоискателей, которые теперь хотят получить десять процентов от стоимости клада. Их рассказом заинтересовались не только местные СМИ, но и юристы, и полицейские, ведь по легенде поезд перевозил до трёхсот тонн золота. И считался безвозвратно потерянным.

Самая волнующая тайна времен Второй мировой с новой силой увлекла умы кладоискателей. Золото Третьего рейха. Двое копателей утверждают, что нашли его неподалеку от польского города Валбжих. Сообщают о бронепоезде длиной в 150 метров, буквально набитом драгоценными слитками. Эта сенсационная новость заставила польских силовиков собраться на экстренное совещание. "Работают пожарные, полиция, военные. Вокруг этого дела многое не известно, как, например, и расположение находки. Но к информации мы отнеслись серьезно", — говорит официальный представитель районного управления Валбжиха Марика Токарска.

Кладоискатели предлагают властям сделку: 10 процентов от найденного взамен на точное место расположения состава. Пока чиновники думают, в окрестности Валбжиха уже устремились другие предприимчивые поисковики.

По одной из версий, поезд спрятан где-то на пути во Вроцлав, неподалеку от замка Ксенж. Есть информация, что именно там, в одном из тоннелей, в ноябре 1944 года и скрылся состав из 12 вагонов. Кто бы ни пытался за эти 70 лет хотя бы приблизиться к находке, все заканчивалось безрезультатно. Большая часть подземелий в этих краях до сих пор не изучена.

"Мы находимся под землёй, в бункерах, которые вероятнее всего должны были быть бункерами для главного штаба немецкой армии во время Второй мировой войны, а наверху в замке Ксёнже должны были быть презентационные помещения Адольфа Гитлера", — рассказывает Анждей Гайк, историк Третьего Рейха.

Если так, то такой дорогостоящий груз, скорее всего, результат спешного бегства нацистов. Немцы торопились вывезти как можно больше богатств, причем тайно. Золото транспортировали под видом стройматериалов, в скрытых полостях автомобилей, из него отливали даже сковородки. Не удивительно, что документальных подтверждений этому найти теперь почти не возможно.

"Вокруг этих историй очень много легенд, но если мы говорим о "золотом поезде" Гитлера, никаких документальных подтверждений того, что он вообще существовал, найти не удается", — говорит историк Константин Залесский.

Если доказательств нет, может и не было всех этих "золотых" поездов, а парочка кладоискателей теперь просто блефует? Драгоценности Гитлера ищут по всей Европе уже десятилетия, в советское время это пыталось даже КГБ. Но найти удается в лучшем случае тайники с дорогим провиантом и то случайно, как это произошло, например, в Саксонии. Дорогие коньяк, сигареты и шампанское, а не золото, бриллианты и ценные бумаги, возможно, таким Гитлер видел оптимальный набор для черного дня.

Российские, польские и даже израильские СМИ, затаив дыхание, следят за поисками нацистского бронепоезда, который, по легенде, погребен где-то в подземных туннелях польского города Валбжих (Нижняя Силезия, близ чешской границы). Журналисты "Аnews" привели 9 фактов о "золотом поезде", которые не оставят равнодушными никого из любителей тайн и кладов.

1. Что именно нашли?

Предполагают, что это может быть бесследно исчезнувший в 1945-м поезд Третьего рейха, на котором, согласно легенде, отступавшие нацисты тайно вывезли награбленное золото, драгоценности и картины. В составе, предположительно, 40 с лишним вагонов, его длина – от 100 до 150 метров.

Теоретически, в поезде может быть 300 тонн золота на полмиллиарда долларов, в том числе целые ящики золотых колец, оправ и зубов жертв концлагерей.

По одной из версий, под броней фрагменты знаменитой Янтарной комнаты, похищенной нацистами под Петербургом и вывезенной в Кёнигсберг.

2. Что за легенда связана с поездом?

Слухи о том, что нацисты успели эвакуировать "трофейные" сокровища, ходят с конца войны. Были даже свидетели, утверждавшие, будто они своими глазами видели тайно уходящий из Кёнигсберга нацистский состав. С тех пор "золотой поезд" не давал покоя кладоискателям всего мира, а рассказы о нем стали частью восточноевропейского фольклора.

В 2011 году немецкий инженер-строитель и любитель истории Маттиас Глуба, листая военные архивы городка Ауэрсвальде (близ Хемница в Саксонии), обнаружил планы секретных подземных выработок и детали транспортировок из Кёнигсберга. В частности, в документах о воздушном налете на сортировочную станцию в Бреслау (ныне Вроцлав) 4 февраля 1945 года говорилось, что 40 вагонов благополучно отбыли неповрежденными из Кёнигсберга, взятого позже Красной Армией, и "в обстановке строжайшей секретности" направляются из Вроцлава в Ауэрсвальде.

Но, выехав из Вроцлава, нацистский поезд словно сквозь землю провалился (возможно, буквально). По одним данным, он добрался до Ауэрсвальде. В документах, найденных Маттиасом, имеются записи, что сотни советских военнопленных под надзором СС разгружали там какой-то состав и складывали ящики в подземные хранилища где-то в местных лесах. Но по другим данным, поезд сгинул на пути из Вроцлава в Валбжих - на станции в Свебодзице (12 км к северу от Валбжиха) его так и не дождались.

Многие историки и поисковики полагают, что поезд мог укрыться от советской авиации в одном из туннелей, который обрушился в результате бомбардировок, либо его специально закопали и заминировали все подходы, надеясь вернуться за золотом.

3. Как поезд нашли?

Место, где был спрятан поезд, якобы знал некий человек, помогавший его прятать. По легенде, он выдал свою тайну перед смертью. А в августе этого года двое неназванных старателей, поляк и немец, заявили через адвокатов, что действительно нашли поезд. Его точные координаты они согласились передать властям в обмен на вознаграждение в размере 10% от стоимости груза.

"Информация более чем правдоподобна, - заявил вскоре замминистра культуры Польши Петр Жуховский. - Я уверен на более чем 99%, что этот поезд существует". Он рассказал, что видел георадарные снимки бронированного объекта, длиной не меньше 100 метров, с орудийными площадками на платформах.

4. Неужели это тот самый "золотой поезд"?

Специалисты предполагают, что в поезде, если его все-таки раскопают, найдут не золото, а оружие и боеприпасы тех времен, либо стратегическое сырье для военной промышленности Третьего рейха – например, вольфрамовую руду.

Вот что говорят польские власти и прочие знатоки.

Замминистра культуры Жуховский:

"Я не верю в "золото Вроцлава". Драгоценный груз было бы намного безопаснее переправлять малыми партиями, и я думаю, так оно и было". Он напомнил, что большое количество золота было действительно вывезено нацистами через международную банковскую систему или частными лицами.

Глава одного из местных воеводств Томаш Смолаж:

"На основании имеющихся документов нельзя однозначно утверждать, что эта находка в данном месте подтверждена. В прошлом появлялось много спекуляций на тему обнаружения "золотого поезда", которые не находили подтверждения. На этот раз ценность данных не выше".


Мэр Валбжиха Роман Шелемей:

"Нас в Силезии уже давно не удивляют люди, думающие, что они обладают "особым знанием". Любой житель Валбжиха не однажды слышал такие истории, так что в них нет ничего нового. Правда, на сей раз удивляет решительный настрой тех двоих, которые требуют награды за свою находку. Тем не менее, я отношусь к ней очень скептически".

5. "Золотых поездов" было несколько?

Известно, что в 1942-43 годах нацисты использовали военнопленных и узников концлагерей на строительстве целой сети подземных бункеров и туннелей под городом в Нижней Силезии (вдоль участка современной границы Польши и Чехии), в том числе под Валбжихом. Это был так называемый проект "Великан" (Riese), в рамках которого Третий рейх хотел спрятать под землю свои промышленные предприятия и оборудовать главную ставку Гитлера. Проект включал семь комплексов подземных военных объектов, однако ни один из них не был завершен, и лишь небольшой процент туннелей успели укрепить бетоном. Можно сказать, что строительство пришлось бросить на начальном этапе.

6. Почему на клад претендует Россия?

Со стороны России пока не было никаких официальных претензий. Газетную шумиху и возмущение польских чиновников вызвало мнение российского юриста и правозащитника Михаила Иоффе, давшего комментарий радиостанции "Спутник" (бывший "Голос России"). Иоффе заявил, что это не клад, а награбленное имущество, груз, связанный с преступлениями нацистов, поэтому никаких юридических прав на его часть или вознаграждение у нашедших быть не может. Он считает, что Польша в данном случае обязана привлечь международных экспертов, в том числе представителей России, чтобы установить, о каком военном трофее идет речь. Имущество должно быть описано и доступно странам антигитлеровской коалиции, и если окажется, что оно вывезено в том числе с территории СССР, то эта часть груза должна быть передана российской стороне.

7. Кто еще, кроме России?

Кроме российского юриста, глава Всемирного еврейского конгресса Роберт Зингер напомнил, что многие из предполагаемых ценностей в поезде были украдены или отняты у евреев, которых нацисты отправили на смерть. "Должно быть сделано все, чтобы вернуть эту собственность ее законным владельцам или наследникам", - заявил он.

8. Почему Польша не хочет делиться?

"Если окажется что в этом поезде есть вещи, принадлежность которых не вызывает сомнения, то они будут отданы", - пообещал польский Минкульт. Однако право собственности еще нужно доказать, что позже подчеркнул замминистра культуры.

По словам Петра Жуховского, польские юристы, с которыми он лично консультировался, "однозначно заявляют, что если поезд будет найден, он будет собственностью государственной казны".

Предполагается, что первоначальная проверка данных может занять несколько недель. Министерство обороны Польши приступает к разведке местности: армия оценит, сколько оборудования и личного состава будет участвовать в раскопках. А сами они, как ранее сказал Жуховский, начнутся, скорее всего, только весной 2016 года.

Пока же власти отказались от дальнейших комментариев и строго предупредили о смертельной опасности самостоятельных попыток найти заминированный "золотой поезд".

А когда приборы показали, что под землей действительно есть что-то ценное, свой интерес появился и у государства. До тайны века - всего 9 метров, масштабные раскопки уже начались. Наш корреспондент Екатерина Иванова узнала, кто и на что может рассчитывать, если всё подтвердится:

Наряды полиции, оцепление, грозные таблички по периметру - «прохода нет». Со стороны раскопки больше напоминают место проведения спецоперации. Впрочем, меры предосторожности не помешают - а вдруг следопыты, и в самом деле, наткнуться на немецкий бронепоезд доверху набитый золотом и бриллиантами. Поисковики в чудо беззаветно верят.

«Наши ожидания оправданы. Мы должны найти подземный путь, возможно, туннель. И если он действительно существует, там должен быть поезд, который мы ищем меньше года, хотя о его существовании догадываемся около 20 лет».

Настроены кладоискатели решительно. Копать будут сразу в трех местах. Подогнали тяжёлую технику и приступили к работам. Разведка при помощи георадаров показала наличие под землей неких аномальных зон.

Анджей Гаик, представитель союза кладоискателей: «Вчера я видел результаты георадаров шести независимых компаний, полученные на восьми разных приборах. Я должен заявить вам, что все эти люди не были специально приглашены компанией, это просто обычные люди, которые сказали: «Если мы можем принять участие в исследовании, мы примем». Здесь нет совпадений, показания каждого радара говорят о существовании туннеля».

Золото третьего Рейха ищут семь десятков охотников за сокровищами. Грандиозные раскопки, которые ведутся еще и вплотную к действующей железной дороге, удовольствие не из дешевых - организаторам работ пришлось выложить 150 тысяч злотых, это более двух с половиной миллионов рублей.

Легенда о поезде фашистов с сокровищами гласит - в 1945, когда Красная армия вела наступление, немцы спасались бегством. Последний рейхсфюрер СС решил собрать всю добычу нацистов с оккупированных территорий и вывезти ценности на поезде. Состав якобы даже вышел из Вроцлава, но в районе Валбжиха бесследно исчез. Кладоискатели решили - вагоны могли спрятать в одном из многочисленных туннелей, но в результате бомбардировок советской авиации он обрушился. Немцы действительно вырыли в Польше целую сеть подземных ходов. Например, вокруг замка Ксенж. Или в поселке Мамерки, где располагалась штаб- квартира гитлеровской армии. Здесь, кстати, тоже снова ищут клад - знаменитую янтарную комнату.

Бартоломей Плебанчик, администратор комплекса бункеров в Мамерках: «Я очень надеюсь, что в данный момент стою на сокровищах, которые оцениваются в 500 миллионов долларов».

Впрочем, пока рассказы о несметных сокровищах третьего рейха не более, чем красивая легенда. Образумить неугомонных кладоискателей пытались даже ученые. Они тоже приезжали к предполагаемому месту нахождения поезда со специальном оборудованием, но пришли к неутешительному выводу - туннель, может, и есть, а вот состава точно нет. Слишком много металла - приборы бы показали. Но следопыты продолжают гнуть свою линию. И пусть место первого котлована выбрали неудачно - на глубине четырех с половиной метров они наткнулись на каменную породу, поиски продолжаются. Уверенные в своем успехе следопыты даже запросили вознаграждение - 10 процентов от стоимости клада. 30 тонн золота.

«Существует огромная вероятность, что поезд найден», — сообщил Петр Жуховский, статс-секретарь минкульта Польши. Он призвал частных «искателей сокровищ» воздержаться от самостоятельных поисков, поскольку в грузе поезда могут содержаться «небезопасные материалы» времен Второй мировой войны.

Власти же города Валбжих созвали пресс-конференцию, на которой объявили, что, по имеющимся у них данным, поезд точно находится в административных границах города (об этом объявил вице-мэр города Збигнев Новачик). Кто все-таки обнаружил поезд, тем не менее осталось неизвестным. На конференции присутствовали лишь юристы, представлявшие их интересы.

Впрочем, пока это все сообщения, касающиеся не вполне четкой, но заранее обреченной на сенсацию информации. Такой же шум мог подняться в России, если бы , например, заявил об уверенности в обнаружении Янтарной комнаты или библиотеки . Кстати, в случае с Янтарной комнатой такое заявление, возможно, стоило бы сделать, поскольку среди многочисленных версий о ее возможном местонахождении имеется и предположение о том, что комната также оказалась среди грузов «золотого поезда» из Бреслау.

Собственно, все, что известно о «золотом поезде», базируется лишь на следующих зафиксированных фактах. В конце 1944 года, накануне наступления Красной армии на Нижнюю Силезию, входившую в те годы в состав Третьего рейха, комендант Бреслау, столицы этой земли, издал указ, предписывающий жителям города сдать все имеющееся у них на руках золото и драгоценности в государственный банк. Горожане действительно выполнили распоряжение военных властей. Вскоре к городу подошли советские войска, и началась осада и упорные многомесячные бои за город, завершившиеся лишь весной 1945 года. В ходе этих боев город был подвергнут масштабным разрушениям. После войны обнаружить следы золота, хранившегося в городе, не удалось. Этим вроде бы пыталась заниматься советская комендатура, однако ни к каким внятным результатам это не привело. Тем не менее предположение о том, что до полного окружения Бреслау золото могли вывезти из города и спрятать где-то в Силезии, казалось относительно правдоподобным.

После войны Нижняя Силезия была передана Польше, и польские власти продолжили поиск золота. Первое предположение о том, куда оно могло деться, появилось после ареста в Польше в 1953 году Герберта Клозе — бывшего капитана полиции Бреслау, проживавшего в нижнесилезской деревне по чужим документам. В ходе допроса службой безопасности он рассказал, что был свидетелем вывоза золота и знает о направлениях эвакуации. Правда, в версии Клозе ни о каком поезде речи не было — золото, по его сведениям, погрузили в ящики и вывезли колонной грузовиков в направлении Судет (горная местность на западе нынешней Чехии).

Впрочем, сведения Клозе — довольно специфический источник. Арест польской госбезопасности в начале 1950-х годов означал для бывшего германского полицейского, к тому же служившего в СС, довольно мрачные перспективы, и, стараясь оттянуть суд, он давал все новые и новые сведения о золоте, регулярно меняя показания.

Тем не менее других документальных свидетельств о золоте, кроме протоколов допроса офицера полиции Бреслау, нет.

Позже, однако, появились предположения, что ценности вывезли по железной дороге. Состав с 12 вагонами мог отправиться из Вроцлава в направлении города Вальденбург, однако так и не прибыл на станцию назначения. Во всяком случае, так звучит легенда (подтвердить документально отправление и маршрут состава из прифронтового города после войны было невозможно, остались лишь разрозненные устные свидетельства). В состав, по предположениям, могли входить, помимо золота жителей Бреслау, также похищенные нацистами произведения искусства из европейских музеев и частных коллекций. В том числе, как упоминалось выше, и Янтарная комната.

Что еще можно сказать с определенностью — в Нижней Силезии действительно было где спрятать груз. В шахтерском районе на границе с Чехией хватало шахт и подземных ходов. Кроме того, в последние годы войны немцы предполагали превратить горные районы Нижней Силезии в центр размещения стратегической промышленности и, возможно, некоторых других секретных объектов (здесь точные сведения опять уступают место предположениям и сенсациям: в частности, принято говорить о «тайной штаб-квартире Гитлера» и пользоваться другими подобного же рода сенсационными определениями) и проводили там обширные работы по строительству тоннелей и подземных помещений. Карта этих сооружений до сих пор не составлена до конца и издавна привлекает различных искателей тайн (впрочем, часть подземных ходов давно стали туристическим аттракционом). Именно в этих тоннелях в Совиных горах близ города Валбжих (немецкое название — Вальденбург) склонны помещать «золотой поезд» те, кто в него верит.

Нынешний виток разговоров вокруг поезда начался после того, как власти города Валбжих получили письмо от двух человек — их имена так и не были названы публике. Известно лишь, что один из писавших поляк, а другой немец. Они объявили, что обнаружили поезд, и сказали, что сообщат координаты тому, кто гарантирует им стоимость 10% содержимого. Стоит заметить: даже нашедшие подчеркивают, что не знают содержимого вагонов, т.к. боятся, что они могут оказаться заминированы. Авторы письма описывают находку как бронированный поезд с установленными на нем зенитными орудиями. При этом, по их утверждению, в вагонах можно видеть драгоценности и ценные руды.

По не вполне ясным пока причинам власти города Валбжих посчитали сообщение серьезным (хотя и признаются, что до этого регулярно получали устные сообщения на эту же тему). Письмо было отправлено в , государственного имущества и культуры. Откуда вчера пришло подтверждение одного из членов руководства о «личной убежденности» в том, что поезд найден.

Анонимные открыватели поезда не первые, кто пытается добиться гарантий от польских властей в получении денег за сведения о предположительно замурованном в Совиных горах составе. В 1995 году даже выдало гарантии на получение 10% стоимости ценностей, скрытых в поезде, в случае обнаружения некоему Владиславу Подисибирскому — археологу-любителю из Нижней Силезии. Правда, тогда поиски проводились секретно и о соглашении узнали гораздо позже.

Рассуждать заранее о том, возможно ли обнаружение «золотого поезда», или мы имеем дело с еще одним звеном в этой безнадежной, но никогда не оканчивающейся цепи поисков, невозможно. Немцы действительно строили подземные хранилища и наполняли их определенным содержимым. Некоторые эксперты уже высказали предположение, что, даже если какое-то хранилище обнаружено, в нем с большей долей вероятности может оказаться не золото, а, например, запас вольфрама — стратегического сырья для планировавшихся к размещению в Нижней Силезии промышленных производств. Впрочем, слова «подземелье», «Третий рейх», «золото» и «Совиные горы» создают слишком красивую комбинацию для того, чтобы бороться и искать.