Донателло благовещение церковь санта кроче флоренция. Церковь Санта-Кроче – самый большой францисканский храм и кладовая шедевров. Итальянские диалекты - поймём ли мы друг друга

09.03.2024 Барнаул

Флоренция. Невозможно вместить в один пост все достопримечательности Флоренции. Поэтому более значительные и известные публикую отдельно.

Итак, начинаем знакомство с городом с одной из самых знаменитых церквей Флоренции — готическая базилика Санта Кроче (усыпальница Микеланджело, Галилея, Макиавелли, Россини и других великих итальянцев). Церковь Санта Кроче - еще одно великое творение Арнольфо ди Камбио в стиле итальянской готики.

Базилика Санта Кроче (Св. Креста) - основной духовный центр Флоренции, место, однозначно необходимое для посещения. Самая большая францисканская церковь в мире, заложенная в 1294 году на месте уже существовавшей церкви, которую, полегенде основал сам Франциск Ассизский, Санта Кроче многократно достраивалась, но ни разу не перестраивалась кардинально. В состав базилики входит 16 капелл. В переводе на русский "капелла" означает "часовню". Только здесь капеллы, в отличие от русских часовен, не стоят отдельно. Они создаются с помощью перегородок внутри церкви или пристраиваются снаружи. Капеллы заказывали богатые семьи для своих нужд. Всё дешевле, чем отдельную церковь возводить, да и святости больше. Например, одной из самых больших капелл Санта Кроче стала капелла Пацци, построенная Брунелески. Примечательно, что, все здания, связанные с семейством Пацци, растащили по камешку, а капеллу оставили. Потому что красивая.

Звезда Давида над розой фасада выглядит абсолютно неожиданно для христианской церкви. Это она, не сомневайтесь. Облицовка церквей разноцветным мрамором - недешевое удовольствием. Страшно себе представить, сколько такой фасад стоит на современные деньги. Поэтому целиком мрамором облицован только Дуомо, а у всех остальных церквей Флоренции (да и других итальянских городов) мрамор - как красивое покрывало на кровати с дырявым бельем. Мраморная плитка заворачивает за угол на один слой, и там оканчивается, а дальше идёт обычный некрашеный кирпич. Мода на мраморную облицовку церквей пришла во второй половине 19 века, совсем недавно. Тогда все церкви оделись в нарядный мрамор. Для этого дела нанимали разных архитекторов, и фасад Санта Кроче строил архитектор-еврей по фамилии Матас. Он и протащил звезду Давида в качестве декоративного элемента.
Вместе с тем еврейские символы на фасадах ведущих христианских церквей, хоть и редкость, но не нечто абсолютно уникальное.


Фасад базилики относится к XIX веку.

Дворик с капеллой Пацци.

Клуатр - внутренний дворик церкви.

Капеллы, расписанные фресками Таддео Гадди, Мазо ди Банко и др.

Фреска Таддео Гадди.

Внутри церковь Санта Кроче представляет из себя Пантеон - захоронение знаменитостей. Архитектор Матас очень надеялся, что за свои заслуги он будет удостоен чести бить похороненным внутри. Однако - увы - еврею в христианской обители места все-таки не нашлось. Матас похоронен снаружи где-то под каким-то крыльцом. Я даже не знаю, есть ли ему табличка.

Массивные переделки интерьера церкви произошли при герцоге Козимо Первом. Работами руководил вездесущий Вазари. Вот за этот проект потомки его сильно ругают. Вазари уничтожил множество старинных фресок и алтарей, открыв пространство для помпезных картин, икон, надгробий и кенотафов. Кенотаф, оказывается, - это надгробие под которым никто не лежит, но мог бы лежать. Если бы вовремя захотел.

Наиболее известный кенотаф внутри Санта Кроче посвящен Данте Алигьери. В Италии едва ли не столько же памятников и табличек, связанных с Данте, сколько памятников Ленину в одной большой стране. Уважают.

Вот главный зал, перестроенный Вазари. Кенотафы, барельефы и просто рельефные могильные плиты в полу. В этой Флоренции родилась куча знаменитого народа. Кстати, где-то на стене прикреплена памятная табличка, посвященная Энрико Ферми (создатель атомной бомбы, первооткрыватель управляемой цепной реакции). Он работал в местном университете два сезона. А вот надгробие кое-кому постарше:

Учёный, сверстник Галилея,
был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится земля,
но у него была семья.

Гениальные строчки написал поэт Евтушенко! У Галилея семьи не было, но были дети. Он их признавал, воспитывал и заботился, но на маме почему-то так и не женился официально. В Санта Кроче он похоронен вместе со старшей дочерью. Жизнь Галилея, особенно его злоключения с инквизицией передают характер времени лучше любой исторической хроники. Это был борец, и он отчаянно сражался за свои взгляды. Из школьного курса Галилей выглядит чуть ли не отступником, вроде как Джодано Бруно на костер пошел, а этот отрекся. Однако детальное изучение вопроса показывает, что все было не так просто, и само дело Галилея возникло из-за того, что он постоянно активно добивался пересмотра господствующей в то время теологической доктрины. У Галилея были мощные покровители, прежде всего герцог Тосканский, у которого Галилей работал домашним учителем, но даже покровительство такого уровня не спасало от ареста и пыток. В тюрьме, впрочем, Галилей сидел недолго. Его выпустили на его виллу под Флоренцией, и последние 9 лет жизни Галилей, как Сахаров, прожил под очень строгим домашним арестом. На вилле постоянно находились соглядатаи, следившие за каждым его шагом. Лишь под конец режим его ареста стал потихоньку смягчаться, и несколько раз Галилею было позволено съездить во Флоренцию к врачам. После того как Галилей умер, возникла новая коллизия. Герцог хотел похоронить его в Санта Кроче с максимумом почестей и соответствующим мемориалом, но Папа высказался категорически против. После долгих дипломатических переговоров в Санта Кроче выделили специальную незаметную комнатку, куда и поместили его прах. Галилея торжественно перезахоронили в главном трансепте в 1737 году. А заклятие свое церковь сняла только в 1992. Зато сейчас Галилею ставят памятник прямо в Ватикане. Победа.

И опять снимок с Википедии. Галилей в периметре галереи Уффици.

Еще одна интересная статуя из пантеона Санта Кроче. Надгробие и памятник поэту Никколини. Это практически наш современник, он умер в 1861 году. Очень свободолюбивая была личность, трибун, оратор, видный публичный политик. Ничего необычного в статуе не замечаете?

Да это же практически статуя Свободы, только несколько более женственная.

Могила Макиавелли. Надпись мне особенно нравится: TANTO NOMINI NULLUM PAR ELOGIUM (Нет эпитафии достойной столь великого человека). Правильная надпись, между прочим. Я очень сильно уважаю эту личность.

Могила Микеланджело Буонарроти. Дизайн Джорджио Вазари.

В этой церкви похоронен еще Россини и Маркони (изобретатель радио), а также множество людей менее нам известных, но не менее достойных. Ходишь буквально по кладбищу.

В
Иногда приходится ходить прямо по их крышкам.

Уж кто под этими плитами лежит, я не имею ни малейшего представления.

Теперь посмотрим на картины на стенах и алтари церкви. Они достойны изумления. Лучшие мастера Флоренции, начиная с Джотто, трудились над этими шедеврами.

Вопрос с уместностью перестройки церкви под руководством Вазари открыт. Я не верю, что Вазари мог что-то серьезно испортить. Наоборот, он расчистил место для более качественных произведений. С другой стороны, он был модный художник, как сказали бы сейчас, гламурный. При том, что я лично не сомневаюсь во вкусе столь талантливого мастера, это был его личный вкус, личные представления о красоте и целесообразности. Ну, будем считать, что новый вариант, которому всего-то 400 с небольшим лет (копейки), скорее всего, не хуже предыдущего.

Давайте просто бегло посмотрим вокруг, уже не вдаваясь в детали.

Базилика Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce) – величайший францисканский храм Италии. Её называют местом особой исторической ценности, музеем великих произведений искусства, Пантеоном итальянской славы. История базилики Флорентийскую церковь Святого креста заложили в 1294 году, на месте ранее существовавшего храма. Освятил её в 1442 году Евгений IV. Есть легенда, что основал Санта-Кроче сам Святой Франциск, хотя […]

Базилика Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce) – величайший францисканский храм Италии. Её называют местом особой исторической ценности, музеем великих произведений искусства, Пантеоном итальянской славы.

История базилики

Флорентийскую церковь Святого креста заложили в 1294 году, на месте ранее существовавшего храма. Освятил её в 1442 году Евгений IV. Есть легенда, что основал Санта-Кроче сам Святой Франциск, хотя в действительности строительство базилики началось уже после его смерти. Автором проекта здания считается Арнольфо ди Камбио, хотя документальных подтверждений этой версии нет.

Несколько раз церковь пришлось восстанавливать после наводнений, нанесших ей немалый урон. Храм перестраивали, но его готические черты были бережно сохранены. Сегодня Санта-Кроче считают эталонным образцом итальянской готики.

Архитектура

Фасад церкви долгое время оставался недостроенным. На старинных изображениях можно видеть средневековый облик храма – простой, практически лишённый декора. Новый фасад был создан в 1853–63 гг. Николо Маттасом по образцу крупнейших готических храмов в Сиене и Орвието. В XIX веке по проекту Гаэтано Баккани была построена 80-метровая колокольня церкви. Бронзовые врата центрального портала базилики были установлены только в 1903 году.

Храм Санта-Кроче – трехнефный, он разделен двумя рядами мощных граненых колонн, несущих стрельчатые полуарки. Здание в плане представляет собой Т-образный крест с апсидой и трансептом. Ширина трансепта – 73 м; длина главного нефа – 115 метров. Интерьеры церкви оформлены по проекту Джорджо Вазари.

В Санта-Кроче захоронены именитые флорентийцы, великие люди Италии и иностранные подданные. Скульптурное убранство гробниц Микеланджело, Галилея, Никколо Макиавелли, Джоаккино Россини, Фосколо, Маркони поражает удивительной пластикой и светлым элегическим настроением. Каждый надгробный памятник Санта-Кроче – произведение искусства; все усыпальницы выполнены прославленными мастерами своего времени. Всего в базилике захоронено более трёхсот знаменитых людей.

Часы работы

Пн — сб 9:30 — 17:00.

Стоимость входных билетов

Полный — € 6.00;
для детей 11 до 17 лет — € 4.00;
дети до 11 лет — бесплатно.

Базилика Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce)
Piazza Santa Croce, 16 50122 Firenze Италия
santacroceopera.it

Ехать автобусом 03 до остановки Magliabechi

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Базилика Санта-Кроче (Флоренция) — одна из основных церквей города и самый большой францисканский храм в мире, построена в конце 13 века в стиле флорентийской готики, знаменита как Пантеон Флоренции из-за большого количества гробниц, в которых захоронены многие выдающиеся итальянцы.

История строительства

По преданиям, основателем Санта-Кроче является Франциск Ассизский (умер в 1226 г.), святой покровитель Италии, который отказался от материальных благ, чтобы нести людям идеи покаяния и мира. Хотя строительство ее было начато в 1295 г. на месте небольшой оратории, построенной францисканцами, недалеко от реки Арно. Название Санта-Кроче (Флоренция) — церковь Святого Креста в переводе с итальянского. Проект ее осуществил А. ди Камбио, местный скульптор и архитектор. Строительство шло на деньги богатых флорентийских семей, которые почитали за честь финансировать возведение святой обители, и продолжалось почти 150 лет. Освящена базилика была в 1443 г. Папой римским Евгением 4-м.

Внешний вид церкви за прошедшие столетия менялся не раз. Особенно это касается фасада Санта-Кроче (Флоренция): фото начала 19 в. показывает его совершенно без украшений. Нынешний облик фасада с 3 порталами, отделанными белым мрамором, был сделан только в 1853-1863 гг. архитектором Н. Матасом в неоготическом стиле на деньги английских протестантов, в частности британского мецената Ф. Дж. Слоане. Именно поэтому в украшении появилась синяя шестиконечная звезда Давида, не являющаяся символом христианства.

Флоренция: базилика Санта-Кроче (фото и описание)

Основная часть здания построена в виде Т-образного креста. За прошедшие столетия постепенно к ней со всех сторон добавлялись пристройки (часовни). Нижние ярусы базилики украшены красивейшими аркадами, верхние — двустворчатыми окнами. По левой стороне здания проходит портик из воздушных и легких арок.

Разрушения произошли в 16 в., в 1512 г. старая колокольня была разбита молнией, восстановить ее смогли только к 1847 г. по проекту Дж. Баккани, и теперь она является прекрасным дополнением к основному зданию.

Базилика Санта-Кроче во Флоренции также включает 3 монастыря, один из которых спроектирован А.ди Камбио. Другой, расположенный в южной части, создан по проекту Бруннелески и считается одним из прекраснейших монастырей Флоренции. Меньший 3-й монастырь (13 в.) замыкает группы неординарных сооружений францисканцев.

Перед церковью Санта-Кроче на площади установлена статуя Данте, созданная скульптором Э. Пации в 1865 г. Ранее она находилась в центре, однако затем была передвинута из-за проведения массовых мероприятий поближе к зданию.

Внутреннее убранство Санта-Кроче

Внутренняя часть состоит из огромного монументального пространства длиной 115 м, выполненного с использованием уникальных дизайнерских решений. Особенно это проявляется в устройстве центрального нефа, отделенного от двух боковых вертикальными пилонами 8-угольного сечения, от которых устремлены вверх остроконечные арки.

По тем временам решение внутреннего интерьера базилики было смелым и нетрадиционным, позволив выделить ее на фоне остальных религиозных сооружений города. Свет внутрь попадает через мозаичные окна, выполненные А.Гадди.

В 16 в. церковь была перепланирована, из-за чего (по заключению специалистов) немного утратила свою красоту. Перекрытия сделаны стропильного типа, а в полу расположены надгробные плиты, занимающие почти все пространство нефа.

Алтарь церкви и фрески

Фрески, украшающие стены около главного алтаря, сделаны А. Гадди (1387) по мотивам легенды об Истинном Кресте. По правой стороне: Архангел Михаил передает ветвь Древа познания, Царица Савская и ее поклонение Древу креста и др. По левой — Св. Елена приносит Св.Крест в Иерусалим, затем царь Перси увозит его, византийский царь Ираклий возвращает Крест в Иерусалим и т. д. Фрески содержат также множество бытовых и сказочных сценок. Красивейшие старинные витражи на окнах были сделаны в 14 в.

Алтарный полиптих, написанный Н. Джерини, изображает боковые панели делались другими художниками, в верхней части — «Распятие», нарисованное мастерами школы Джотто.

Венчает алтарь одна из уникальных картин церкви — «Распятие», которую создал мастер Чимабуэ. Эта большая картина (4,5х3,9 м), размещенная на деревянном кресте, считается самым впечатляющим вариантом распятия. Однако при наводнении в 1966 г. работа была настолько сильно повреждена, что даже попытки реставрации не смогли ее восстановить полностью.

Капеллы церкви

Внутри церкви Санта-Кроче (Флоренция) в трансептах располагается 16 капелл (часовен), каждая из которых является отдельной пристройкой. Капеллы украшены уникальными фресками и скульптурами разных столетий, которые были выполнены самыми знаменитыми мастерами Италии: Маттео Россели, Дж. До Сан Джованни, Фра Бартоломео, Дж. Ли Бондоне и его учениками.

Самые известные из них:

  • Часовня Маджоре и фреска «Легенда о Святом Кресте» выполнена А.Гадди (1380).
  • Капелла Кастеллани с фресками А. Гадди с сюжетами из жизни Святых (1385).
  • Часовня Барончелии с фамильной гробницей и нищей, расписанной Т. Гадди «Мадонна», на других стенах — мотивы из жизни Девы Марии.
  • Капелла Ринуччини представляет работы мастера Дж. Ди Милано, изображающими жизнеописание Магдалины и Девы Марии (1379).
  • Часовня Перуцци содержит изображение жития И. Крестителя и И. Богослова, написанные художником Джотто.
  • Капелла Барди — освещает житие Фр. Ассизского
  • Другие Тосиньи, Пульчи и др.) также хранят бесценные произведения искусства.

Внутри базилики расположен Монастырский двор, из которого также есть выходы в капеллы. Так, Капелла дей Пацци, названная «подлинной жемчужиной Раннего Возрождения», украшена прекраснейшими работами Брунеллески (1443), декорирована знаменитыми итальянскими мастерами Д. да Сеттиньяно, Л. дела Роббиа, Дж. Да Майано. Перед капеллой находится пронаос, состоящий из коринфских колонн. В 1461 г. она была укрыта небольшим куполом.

Пантеон Санта-Кроче

В церкви Санта-Кроче (Флоренция) покоятся самые известные люди Италии и почетные граждане Флоренции. Часть захоронений — истинные, в которых погребены умершие знаменитости, а другие, называемые кенотафы, — надгробные памятники, не содержащие человеческих останков.

Санта-Кроче по праву считается местом зарождения Ренессанса, т.к. содержит монумент-гробницу Л. Бруни, итальянского политика, созданную в 1444 г. мастером
Б. Росселино. Этот монумент стал образцом для будущих работ эпохи Ренессанса, включая надгробие К. Марсуппини недалеко от северной стены церкви.

Самые известные надгробные памятники размещены вдоль правого нефа южной стены:

  • Памятник-бюст Микеланджело, выполненный мастером Вазари (1579), и множество статуй и фигур работы Дж. Баттиста и В. Чиоли. Хотя Микеланджело и умер в Риме, но завещал себя похоронить в родном городе. Выполняя его наказ и с разрешения мэра Флоренции, Л. Буанаротти выкрал тело Микеланджело из Рима и тайно перевез его сюда.

  • Кенотаф Данте Алигьери и статуи героев его произведений сделаны скульптором Риччи (1829).
  • Памятник Макиавелли работы Спинации (1787).
  • Гробница Галилео Галилея, умершего в 1642 г., однако из-за запрета церкви не был похоронен по христианским обычаям до 1737 г. Тогда его тело перевезли и поместили в церкви, скульптурная композиция и бюст Галилея выполнены Дж.Баттиста Фоггини.

  • Надгробие композитора Дж. Россини, который прославил Италию оперой «Севильский цирюльник». Спустя 9 лет после смерти в 1868 г. в Париже его тело было перевезено с кладбища Пер-Лашез и захоронено здесь во Флоренции.
  • Надгробие историка и дипломата Н.Макиавелли.
  • Гробница Жозефа Наполеона и его дочери и др.

Всего на территории церкви похоронены почти 300 именитых итальянцев, причем каждое надгробие украшено скульптурами и барельефами.

Одна из достопримечательностей церкви — выполненная флорентийцем Пио Феди в 1883 г. статуя Поэзии, посвященная памяти поэта и драматурга Дж. Баттиста Николлини. Она установлена над его надгробием в базилике Св. Креста.

Фигура эта очень сильно похожа на статую Свободы, работу выдающегося французского скульптора Фр. Бартольди (1887). Как доподлинно известно, Бартольди в 1870 г. жил во Флоренции и, очевидно, был вдохновлен работой итальянского скульптора.

Большой интерес у туристов вызывает кенотаф знаменитого поэта Данте (1265-1321), расположенный в церкви Санта-Кроче (Флоренция). История с гробницей поэта, прославившегося своей «Божественной комедией» и создавшего современный литературный итальянский язык, длится уже несколько сотен лет. После смерти поэта Флоренция борется с городом Равенной за право перевезти и захоронить его останки, однако не может этого добиться. Все произошло еще в 14 в. по вине правителей и жителей Флоренции, которые изгнали Данте из своего города за неугодные высказывания и оппозиционные взгляды. Писатель переехал в Равенну, где вскоре умер. Когда же Флоренция стала просить выдать ей прах Данте, то Равенна не согласилась, и с тех пор саркофаг в Санта-Кроче стоит пустой.

Санта-Кроче: расположение, часы роботы, цены

Чтобы найти знаменитую базилику, нужно прийти на площадь Санта-Кроче (Флоренция), на которой она и стоит. Эта площадь в старину была местом проведения ярмарок и турниров, сейчас стала местом проведения фестивалей, спектаклей и концертов. На ней же проводят иногда соревнования по где игроки одеты в старинные костюмы и соревнуются по жестким старинным правилам.

В Санта-Кроче (Флоренция) часы работы музея-церкви с 9.30 до 17.30 в будние дни и субботу, в праздничные дни — с 14.00 до 17.00.

Цена билетов в церковь: 8 евро, льготные билеты для детей возрастом 11-17 лет, школьников — 4 евро, бесплатный вход для детей младше 11 лет, жителей Флоренции, инвалидов и сопровождающих.

Базилика Санта-Кроче во Флоренции – самый большой в мире францисканский храм.


Базилика была построена в 1294-1385 годах , она состоит из 16 капелл, каждая из которых имеет индивидуальное оформление. В украшении храма принимали участие многие знаменитые деятели искусства средневековья: Джотто, Бруннелески, Донателло.

Базилика дель Сана-Кроче является пантеоном лучших людей Флоренции.

История строительства

Санта Кроче – храм и некрополь, возникший в конце XIII века. Строительство грандиозного собора было начато около 1294 года. Архитектором строительства, вероятно, был Арнольфо ди Камбио.

Построена церковь была на средства флорентийской республики. Фундаментом послужила небольшая церквушка , которую францисканцы построили сразу после своего прибытия в город в 1252 году. Остатки древнего здания были обнаружены в 1966 году после оседания пола собора в результате наводнения.

К 1302 году, когда Арнольфо умер, в церкви были завершены часть хора и трансепт с капеллами.

Строительство в целом было закончено в 1385 году, а освящена базилика святого Креста была только в 1443 году по случаю присутствия в городе папы Евгения IV.

Собор постоянно обогащался и изменялся в последующие столетия, постепенно превратившись из францисканской церкви в религиозный оплот многих знатных семей и гильдий.

Достопримечательности

Главное впечатление от базилики сегодня создает реконструкция в стиле барокко XVIII века фасада и интерьера .


Тем не менее, здесь можно увидеть:

  • фрески на апсиде XV века, где изображено Обретение Животворящего Креста

  • неф и напольное покрытие XII века

  • 8 гранитных колонн в нефе, которые использовались в оригинальной церкви IV века

  • истинный крест с надписью.

Часовня св. Елены.

Легенда гласит, что святая Елена в IV веке, во время своего путешествия по святой Земле, обнаружила истинный крест, на котором был распят Иисус и другие реликвии. И тогда ей пришла идея построить храм в Риме для паломников, которые не могли поехать в Иерусалим.


Расположена она вниз по лестнице от главного алтаря. Часовня и две смежные комнаты являются частью императорского дворца.

В первой комнате есть статуя Святой Елены, которая была преобразована со статуи языческой богини Хелен с добавлением креста.

Григорианская часовня


Рядом с часовней Елены находится григорианская часовня, построенная в XV веке. Она разработана как зеркальное отображение часовни св. Елены. Мраморный рельеф был добавлен в XVII веке, а алтарь святого Григория содержит знаменитый реликварий.


Туринская плащаница представляет собой очень древнее льняное полотно длинной более чем в четыре метра, на котором имеются золотистые нерукотворные отпечатки обнаженного, жестоко истерзанного Человека.

На этой ткани имеются два образа обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг к другу голова к голове.

В углу стоит статуя Иисуса, которая была разработана на основе портрета из плащаницы.

Святыня Антониетты Мео


У основания лестницы есть святыня, где содержатся останки святой Антониетты Мео. Это особая часовня и небольшой музей, посвященный маленькой Преподобной.

Данный титул сопровождает ее с 2007 года, когда Папа Бенедикт XVI признал в особом декрете героические добродетели маленькой римлянки, самой молодой из всех почитаемых в истории Церкви.

Она была маленькой, но зрелой свидетельницей Евангелия, и от нее могут многому научиться дети и взрослые, воспитатели и катехизаторы.

В Риме Антониетту почитают больше всего дети, часто навещающие свою святую сверстницу в соборе Пресвятого Креста. Здесь хранятся игрушки и одежда Антониетты и ее письма.


Фредерик Бартольди, выдающийся французский скульптор, создатель статуи Свободы в нью-йоркской гавани жил во Флоренции в 1870 году.

В это же время флорентиец Пио Феди приступает к созданию статуи Свободы Поэзии. Сходство между двумя статуями поразительно.

Гробницы известных людей

В Базилике Санта-Кроче обрели вечный покой:

  • Астроном Галилео Галилей;
  • Мыслитель Никколо Макиавелли;
  • Изобретатель беспроводного телеграфа Гульельмо Маркони;
  • Архитектор Леон Баттиста Альберти;
  • Композиторы Михаил Огинский и Джоаккино Россини;
  • Драматург Викторио Альфери;
  • Скульптор и живописец Микеланджело Буонаротти;
  • Философ Джованни Жентиле;
  • Поэт Уго Фосколо;
  • Жена и дочь Йозефа Бонапарта – старшего брата императора Франции.

Также в базилике находятся кенотаф Данте Алигьери и мемориальная доска физика Энрико Ферми.


На площади возле храма поставлен памятник автору Божественной комедии. Также на ней проводятся городские фестивали и концерты, а также соревнования по флорентийскому футболу.

Живопись

Кроме надгробий, здесь находятся многие шедевры живописи. Например, капелла Перуцци, где изображено житие Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Здесь же – капелла Барди и житие Франциска Ассизского, обе работы принадлежат Джотто (1320 – 1325).


Витражи в капелле Веллути созданы по эскизам Якопо ди Ландино. Капелла Барончелли знаменита фресками Таддео Гадди, а капелла Медичи – работа архитектора Микелоццо.


Церковь сегодня

В капеллах Барди и Перуцци церкви Санта Кроче сохранились уникальные фрески Джотто, впервые сумевшего показать на плоской стене глубину пространства и композицию. Именно поэтому сейчас Базилика Санта Кроче является одним из самых посещаемых мест во Флоренции.


Видео

Окунитесь в духовное таинство навеянное историей с нашим видео обзором!

Свое второе название - Флорентийский Пантеон - базилика Санта-Кроче заслужила благодаря множеству надгробий с именами самых известных жителей . Среди них не только люди искусства, но также политики, общественные деятели и просто представители богатых, знатных семей .

Многие старинные надгробия расположены прямо на полу базилики, однако те из них, что принадлежат знаменитым личностям, находятся, как правило, в стенах. Некоторые являются лишь кенотафами, т.е. пустыми гробницами - например, это надгробие Данте, который на самом деле похоронен в Равенне, а также одного из создателей радио Маркони. Другие же представляют собой подлинные места захоронения выдающихся личностей. Но каждое из них стоит внимания как настоящее произведение искусства.

С некоторыми надгробиями базилики Санта-Кроче связаны интересные истории. Так, могила Галилея с роскошным памятником, где фигуру ученого окружают статуи Астрономии и Геометрии, появилась здесь лишь спустя сто лет после его смерти. Изначально Папа Римский запретил ставить какие-либо памятные знаки на могиле еретика в Арчетри, и лишь в 1737 году прах ученого был перенесен в базилику Санта-Кроче, где перезахоронен с почестями.

Не менее интересна и могила поэта Никколини - на ней установлена скульптура, поразительно напоминающая Статую Свободы. Вот только памятник был выполнен в 1872 году, а нью-йоркская статуя была завершена лишь в 1886 году. Так что есть все основания предполагать, что скульптура в Санта-Кроче послужила прототипом знаменитой статуи.


Как добраться

Базилика Санта-Кроче находится на одноименной площади Piazza di Santa Croce.

Точный адрес: Piazza di Santa Croce, 16.

    Вариант 1

    Автобус: маршрут № C3 до остановки Magliabechi.

    Вариант 2

    Автобус: маршрут № C1 до остановки Verdi.

    Пешком: пройти 1 минуту до площади Санта-Кроче, откуда вы попадете в Базилику.

    Вариант 3

    Автобус: маршруты № 14, 23 и C2 до остановки Agnolo.

    Пешком: пройти 5 минут по улицам Via dell’Agnolo и Via dei Pepi до Базилики.

Базилика Санта-Кроче на карте

Капеллы базилики

Кроме характерного для той эпохи трехнефного строения, базилика Санта-Кроче отличается наличием 16 часовен (капелл), расположенных в трансептах. Каждая из них представляет собой отдельную пристройку, и можно переходить из одной в другую, рассматривая старинную архитектуру и произведения великих мастеров: Джотто, Брунеллески, Донателло, Микелоццо и других.

Выделим самые интересные из них:

Капелла Барончелли - украшена витражами и фресками Таддео Гадди, статуями архангела Гавриила и Марии, а также Мадонны с младенцем. Отдельного внимания заслуживает красивый алтарь, полиптих к которому изготовил художник Джотто.


Капелла Барди - посвящена важным моментам жизни Франциска Ассизского, которые осветил на нескольких фресках художник Джотто. Кроме того, здесь находится деревянное распятие работы Донателло - результат его соревнования в мастерстве с другом Брунеллески.


Часовня Кастеллани - в эту часть базилики можно зайти, чтобы полюбоваться фресками Аньоло Гадди (сына художника Таддео Гадди).


Капелла Маджоре - еще одна часовня с работами А. Гадди, среди которых особенно выделяется фреска по мотивам легенды об обретении Святого Креста.


Капелла Ринуччини - хранит в себе одну из лучших работ Джованни да Милано с изображениями Марии Магдалины и Богоматери.

Часовня Медичи - известна полотнами художников эпохи Возрождения и терракотовым барельефом с изображением Мадонны работы Андреа Роббиа.


Другие капеллы также полны интересными произведениями искусства, и если вы располагаете временем, стоит посетить каждую из них.

Ризница и Комната с колодцем

Проход в Ризницу базилики Санта-Кроче находится около капеллы Медичи. Когда-то священники здесь отдыхали и готовились к проведению мессы. Сейчас же это помещение - маленький музей, где собраны работы учеников Джотто на тему распятия и воскрешения Иисуса Христа. Но главной достопримечательностью Ризницы считается старинное распятие руки Ченни ди Пеппо, известного как Чимабуэ, а также ряса и пояс самого Франциска Ассизского.

Что касается распятия, к сожалению, в 1966 году оно пострадало во время небывалого наводнения во Флоренции, когда вода поднялась до уровня свыше 5 метров. Часть краски была смыта, поэтому до конца отреставрировать святыню, не нарушив ее историческую ценность, не удалось.

Из Ризницы можно попасть в другое интересное место базилики - так называемую Комнату с колодцем. Однако колодца здесь больше нет со времен 15-го века, от него осталась лишь красиво оформленная ниша в стене. Из экспонатов представлены несколько оригинальных фото, на которых запечатлено наводнение 1966 года. А еще в этом месте находится музейный магазин - можно приобрести тематические сувениры.


Апельсиновый дворик и колокольня Санта-Кроче

Из Комнаты с колодцем есть выход наружу - в уютный церковный дворик с апельсиновым деревом. На самом деле здесь находится один из входов в базилику Санта-Кроче, хотя о нем мало кто знает. Ничего особо интересного в дворике нет, он лишь дает хорошую возможность освежиться и передохнуть перед продолжением экскурсии.

Но не спешите возвращаться в базилику - вначале прогуляйтесь к расположенной у храма колокольне Санта-Кроче. Это утонченное сооружение высотой почти 80 метров было построено в 1865 году по проекту архитектора Г. Баккани. На саму колокольню вход воспрещен, но можно сделать красивые фото у ее подножья.


Первый клуатр и капелла Пацци

Еще один дворик базилики Санта-Кроче, на этот раз уже внутренний, находится за дверью у памятника Леонардо Бруни. На карте собора это место обозначено как Первый клуатр, а на деле оно представляет собой вытянутый двор с зеленым газоном и двумя крытыми галереями. Здесь можно посмотреть величественную скульптуру «Бог-Отец», а после пройти к одному из красивейших мест базилики - в капеллу Пацци.

Эта часовня считается классикой эпохи Ренессанса, одним из лучших образцов данного стиля. Она строилась как фамильная усыпальница знатного рода Пацци - извечных соперников Медичи, потерпевших в результате сокрушительное поражение.

Великий Брунеллески работал над ней почти 20 лет и создал настоящий шедевр архитектуры. Особенно интересен купол, который можно назвать «пробной работой» мастера перед возведением такого же в соборе Дуомо. На нем красуются звезды и знаки зодиака, а вокруг расположены четыре медальона с изображениями евангелистов. Также в капелле Пацци есть работы Андреа и Луки делла Роббиа.


Музей Санта-Кроче

Осмотрев капеллу Пацци, можно вернуться в Первый клуатр и оттуда перейти в Музей Санта-Кроче. Здесь совсем небольшая экспозиция, которая включает несколько фресок Джотто и других итальянских мастеров, роскошное мраморное надгробие архиепископа Кассоно делла Торре, а также распятие 15-го века авторства Бенивьени.

Но наиболее интересным для посетителей будет последний зал музея, где когда-то находилась трапезная. Здесь представлены одни из самых больших фресок базилики - «Древо жизни» и «Тайная вечеря», которые занимают практически всю стену. Их автором стал один из представителей династии художников Гадди - Таддео. Кроме того, из ярких достопримечательностей трапезной можно выделить статую Святого Людовика руки Донателло.

Часы работы и стоимость билетов

Базилика Санта-Кроче работает ежедневно (кроме воскресенья) с 09:30 до 17:00.

В выходные и праздничные дни она открыта для посещения с 14:00 до 17:00.

Сам комплекс закрывается в 17:30, однако после 17:00 посетителей не пропускают, даже если у них уже есть билет.

Стоимость билетов:

  • Взрослый - 8 евро (~586 руб. ) ;
  • Детский (11-17 лет) - 6 евро (~440 руб. ) ;
  • Для групп от 15 человек - 6 евро (~440 руб. ) .

Бесплатно в базилику могут пройти дети до 11 лет, инвалиды, руководители туристических групп (вместе с группами), жители Флоренции.

Актуальную стоимость билетов и часы работы рекомендуем уточнять на .


Надо сказать, интересной для экскурсии может стать не только сама базилика Санта-Кроче, но и одноименная площадь, на которой она расположена. Площадь не особо изменилась за последние несколько веков и дает почувствовать атмосферу Флоренции времен Ренессанса. Также отсюда можно пройти к другим достопримечательностям города: на с или к музею Галерея Уффици. Или же прогуляться по набережной Арно! Поскольку базилика Санта-Кроче находится практически в центре Флоренции, здесь несложно найти места для интересного туристического маршрута.