Древнегреческий скульптор фидий его работы. Биография. Родос. Греция, отдых

04.07.2023 Барнаул

Здравствуйте, дорогие друзья! Не так давно я рассказывал о , и думаю, стоит теперь рассказать об одном из тех, кто являл собой один из самых ярких примеров таких отношений. Речь пойдёт не о ком ином, кроме как о гениальном скульпторе Фидии.

Фидий был величайшим скульптором древности , без его шедевров невозможно представить себе античную культуру. Он положил начало классической греческой скульптуре, оказав колоссальное влияние на дальнейшее развитие античного и мирового искусства. К сожалению, ни одна из его оригинальных работ не сохранилась, однако мы знаем их по копиям, а также по бесчисленным свидетельствам современников и более поздних очевидцев, которые единогласно восхищались гением Фидия.

Фидий родился в Афинах в 493 году до н.э . Доподлинно неизвестно, кто был его наставником в ваянии: обычно называют имена Гегия Афинского, Агелада Аргосского и Полигнота с Тасоса.

Фидий был тесно связан с афинским правителем Периклом и пользовался его покровительством. После победы над персами в 449 году, когда художники и скульпторы Афин прославляли победоносный полис, Перикл назначил Фидия руководителем всех скульптурных работ в полисе. Именно Фидий руководил возведением Парфенона храма Афины Парфенос (Афины-Девы). Считается, что именно в ходе этих работ Фидий открыл золотое сечение – изваяния храма, принадлежащие его резцу, впервые демонстрируют соблюдение этого соотношения.

Но наибольшую славу гению принесли две его самые известные работы – хрисоэлефантинные (то есть выполненные из слоновой кости и золота) статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского .

Знаменитая статуя грозной богини была установлена в её храме – Парфеноне. Она увидела свет в 447-439 годах, став повсеместно узнаваемым символом мощи и величия Афин. Как известно, оригинал статуи утрачен, и мы располагаем только несколькими римскими копиями, а также её изображениями на монетах и геммах. Афина в тунике и шлеме высотой 38 футов (11.4 метров) была вооружена копьём и щитом, а на ладони её стояла крылатая Ника – богиня победы. Шлем, щит и другие фрагменты статуи были украшены барельефными изображениями. Тело богини было выполнено из слоновой кости, драпировка – из листового золота.

Другой шедевр Фидия — статуя Зевса Олимпийского — была едва ли не самым знаменитым произведением искусства Греко-римского мира, со временем вошедшим в число Семи Чудес Света . Она была выполнена для храма царя богов в Олимпии. Величественный Зевс в тунике с рельефными изображениями восседал на троне, держа в правой руке крылатую Нику, а в другой – скипетр, увенчанный изображением орла. Общая высота статуи составляля 42 фута (12.6 метров). Эта работа великого скульптора также нередко воспроизводилась на монетах и описывалась изумлёнными очевидцами.

Помимо этих колоссальных творений, на счету Фидия также ещё две статуи Афины на Акрополе (Афина Промахос – «Победительница» и Афина Лемносская – установленная в честь греческих колонизаторов Лемноса). Также он воздвиг статуи Афины в Пелене (Ахея) и Афродиты в Элиде.

Однако Фидий был не только гениальным творцом, но и простым человеком, который так же делал тепла и любви, как и все мы. И своё сердце отец классической скульптуры отдавал в первую очередь мужчинам. До нас дошли имена как минимум двух юных любовников (эроменов) Фидия . Первым был Агоракрит с острова Парос , который была учеником и последователем скульптора – считается, что им была создана статуя Немесиды в Рамнунте. (Павсаний, Беотия, 9.34.1 и 4:323). Правда, манера ваяния настолько напоминает работы великого скульптора, что поговаривали, будто бы в действительности эта работа принадлежит резцу самого Фидия, который предоставил своему любимому авторство на неё . (Louis Crompton, Homosexuality and Civvilization 1925 – First Harvard University press paperback edition, 2006)

Другой возлюбленный скульптора – Пантарк из Элиды был ещё более близок с Фидием . Молодой человек стал победителем соревнований по борьбе во время 86 Олимпийских игр в 436 году. Свою нежность к юноше мастер увековечил нигде иначе, как на самой статуе Зевса Олимпийского – как сообщает Павсаний, он запечатлел его среди других барельефных изображений в основании престола громовержца, где Пантарк представлен в виде торжествующего атлета, надевающего на себя победный венок. (Павсаний, Элида 1, 5.11.3 и 2: 439) . Также Фидий вырезал на пальце царя богов надпись «Kalos Pantarkes» — «Пантарк прекрасен» . Этот факт вызывал особое возмущение христианского критика Клемента Александрийского, который видел в этой работе соединение двух самых ненавистных ему пороков – гомосексуальности и язычества. (Exhortation 4, p. 121)

Как мы видим, создавая величайшие шедевры эпохи, талантливый скульптор черпал вдохновение в своей любви к прекрасному юноше.

Мы не знаем точно, как закончилась жизнь Фидия. Сведения об этом довольно противоречивы. В целом, исследователи сходятся на том, что из-за близких отношений с Периклом он не только пользовался тем же влиянием и уважением, но и имел тех же врагов. Многие недоброжелатели стремились очернить имя великого мастера, бросив тем самым тень и на самого правителя. Так, в 432 году до н.э. его обвинили в том, что он якобы присвоил часть золота со статуи Афины Парфенос, однако тогда ему удалось доказать свою невиновность. Затем на него обрушились обвинения в богохульстве за то, что он изобразил Перикла и самого себя среди прочих фигур на щите Афины. Долгое время считалось, что после этого он был осуждён и впоследствии скончался в заключении. Однако в последнее время появились сведения о том, что он был сослан в Элиду, где и провёл последние годы жизни.

Фидий, древнегреческий архитектор

Фидий (Pheidias), сын Хармида, древнегреческий архитектор , скульптор и живописец второй - третьей четверти V в. до н. э. Один из крупнейших представителей искусства высокой классики. Работал в Афинах , Олимпии, Дельфах, Платеях. Согласно древним свидетельствам, в эпоху Перикла (444-429 до н. э.) руководил строительством Афинского акрополя - одного из наиболее выдающихся архитектурных комплексов античной эпохи. Среди скульптурных работ Фидия, известных только по описаниям античных авторов и копиям, наиболее прославленными были колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Предводительницы в битвах), воздвигнутая около 460 до н. э. на акрополе в Афинах в память побед над персами, и две грандиозные статуи, выполненные в технике хрисоэлефантинной скульптуры, - Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии (это произведение считалось в древности одним из "семи чудес света") и Афины Парфенос (Девы) в храме Парфенон в Афинах. Наилучшее представление о творчестве Фидия даёт скульптурное убранство Парфенона (мрамор, 438-432 до н. э., фрагменты - в Британском музее , Лондон , Лувре и Музее Акрополя, Афины), выполненное под руководством и, возможно, при личном участии мастера. Зрелостью и совершенством классического стиля отличается рельеф фриза-зофора, изображающий панафинейское шествие афинских граждан. В спокойном, плавном ритме движения, стройных величеств, фигурах, органически связанных с плоскостью стены (изображения основаны на принципе изокефалии), воплощается победное торжество и достоинство граждан полиса. К числу шедевров древнегреческого искусства относятся скульптуры богов на фронтонах храма, изображающие "Рождение Афины из головы Зевса" и "Спор Афины с Посейдоном за первенство в Аттике ". Статуи образуют пространственно свободные, гармонически уравновешенные композиции , отличающиеся богатством гибких линейных ритмов. Естественность и величественность поз, совершенство мягкой обобщённой пластики сочетаются в них с тончайшей обработкой поверхности мрамора, позволяющей воспроизвести светотеневую игру, лёгкость воздушных, свободно ниспадающих одежд, органически связанных с движением фигур. Скульптура Парфенона в сочетании с архитектурой храма является одним из высочайших образцов античного

Фидий – древнегреческий скульптор, признаваемый некоторыми самым великим из когда-либо живших ваятелей. Фидий родился, скорее всего, между 490 и 485 гг.

до н. э. и был сыном афинского гражданина Хармида. Вначале он занимался живописью, но вскоре увлёкся скульптурой. Обучение этому виду художественного мастерства он прошёл у Гигея (Гигесия) и аргосца Агелада.

В годы правления Кимона (470 – 463 до н. э.) афиняне стали с большой роскошью отстраивать святилища, сожжённые в их городе во время нашествия Ксеркса . Принимая деятельное участие в этих работах, Фидий изваял бронзовую группу из 13-ти фигур, представлявшую отца Кимона, Мильтиада , а также богов Афину , Аполлона и величайших людей Аттики . Эту скульптурную композицию афиняне подарили Дельфийскому храму в благодарность за победу при Марафоне . Фидий изготовил также фигуру богини Афини для города Платеи и огромную бронзовую статую той же богини, как «Передового Бойца» (Афина Промахос), которая была установлена на самом видном месте афинского акрополя. Эта статуя, высотой около 21 метра, изображала стоящую Афину со шлемом на голове, копьем и щитом. Изображение этой знаменитой работы Фидия до нас не дошло. Афина Промахоc возвышалась над акрополем. Гребень ее шлема и конец копья были видны с проплывавших судов за несколько миль от Афин.

После изгнания аристократа Кимона власть над Афинами перешла в руки демократа Перикла . Фидий вошёл с ним в близкую дружбу. Он давал этому прославленному деятелю советы в сфере искусств. Деятельность Фидия при Перикле ещё расширилась. Под его начальством в Афинах было возведено множество великолепных построек. Фидий разработал и при содействии учеников выполнил скульптурное оформление знаменитого храма Парфенона . Самой знаменитой его частью была громадная статуя Афины Защитницы Города (Полиады) из золота и слоновой кости. Иногда она именуется статуей Афины Девы (Парфенос).

Затем Фидий вместе со многими учениками отправился на Пелопоннес, в Элиду, местность, где проводились общегреческие Олимпийские игры . Он был позван туда для украшения храма Зевса в Олимпии . Благоговевшие перед Фидием жители Элиды построили для него рядом с храмом мастерскую, которая сохранялась потом несколько столетий и показывалась иноземцам как известная всему миру достопримечательность. В Олимпии Фидий создал величайшее своё произведение – скульптуру Зевса из золота и слоновой кости, признанную древними одним из семи чудес света .

На лице Зевса было выражение такого всемогущества и милосердия, величия и спокойствия, что вид его, по словам древних писателей, избавлял душу от печали, заставлял забывать все страдания. Предание говорит, что царь неба сам явился в этом виде художнику. У греков была поговорка, что несчастлив тот, кому не удалось хоть раз взглянуть на эту статую Фидия.

Эта статуя тоже имела больше 20 метров высоты.На нижнюю часть его тела была наброшена золотая одежда, украшенная великолепными рисунками. Владыка олимпийских богов восседал на необычайно дорогом троне тончайшей художественной работы. Фигура Зевса передавала высшую степень величия. Особенно внушительна была голова: высокий, исполненный ума лоб, хорошо очерченный нос выражали нравственную силу; полуоткрытые губы дышали благоволением; орлиный взгляд бога, казалось, охватывал, всю вселенную. Черты лица источали мужественную красоту. Особенно удались Фидию густые волосы, гордо поднимавшиеся надо лбом Зевса и рассыпавшиеся по бокам прядями, и столь же густая борода. Весь античный мир преклонялся перед красотой этой скульптуры. Все греки жаждали хотя бы раз в жизни увидеть её. Зевс Фидия был уничтожен в пятом веке нашей эры пожаром, который превратил в руины и храм, где находилась статуя. Изображения её сохранились на древних монетах. Зевс из Олимпии стал источником массы копий и свободных подражаний.

В своем подробном описании храма Зевса олимпийского историк Павзаний описывает и эту статую Зевса (V, 10, 11). Фидий изобразил Зевса сидящим на престоле с головой, украшенной оливковым венком. В правой руке Зевс держал статую богини победы (Ники), сделанную из золота и слоновой кости, в левой он держал великолепный скипетр, сделанный из разных металлов. Обувь и одежда его были золотые; одежду украшали изображения животных и цветов, особенно лилий. Престол в этой работе Фидия был сделан из золота и слоновой кости и украшен драгоценными камнями. На скамье, под ногами Зевса были изваяны золотые рельефы, изображавшие львов и битву Тесея с амазонками. Высота статуи от основания до вершины головы составляла 60 футов. Зевс был изображен Фидием сообразно тому представлению, какое дает о нем эпизод Илиады , рассказывающий, что он выразил легким наклонением головы согласие на просьбу Фетиды , и от движения его кудрей потряслась высоты Олимпа .

Римская статуя I в. по Р. Х., изображающая Юпитера. Сделана по образцу скульптуры Зевса в Олимпии работы Фидия

Около 432 года до н. э. Фидий вернулся в Афины, где вожди крайнего демоса старались отстранить от власти Перикла. Фидий был другом Перикла, и афинские враги последнего сочли великого художника удобной мишенью для предварительной атаки, которая потом должна была перенестись на главную жертву. Фидия обвинили в краже части золота, полученного им на изготовление одежды Афины Полиады в Парфеноне. Но гениальный скульптор предвидел возможность этого лживого наскока и намеренно изготовил эту одежду так, что её можно было снять с фигуры богини и взвесить. Вес золота совпал с тем, который был выделен Фидию горожанами, и недобросовестное обвинение отпало. Но политические враги вскоре возвели на скульптора ещё более тяжкий навет – в оскорблении божества тем, что на щите Афины он среди других фигур изваял портреты Перикла и самого себя. Фидия бросили в тюрьму, где он, по некоторым сведениям, был отравлен или умер от плохого содержания. Верны эти известия, или нет, непонятно, но неоспоримо, что Фидий скончался вскоре после 432 года.

Бог Гермес. Скульптура Фидия (?)

Статуей Зевса в Олимпии Фидий создал у греков образ царя богов в его всемогуществе и милосердии. Двумя другими прославленными в его творчестве работами – статуями Афины Паллады – он создал образ светлой и величественной богини-девы, покровительницы мирных занятий, защитницы от врагов. Как покровительницу мирных занятий, богиню городской жизни и умственной деятельности, изображала ее колоссальная статуя, сделанная из золота и слоновой кости и поставленная в Пар феноне . Эта «Афина-Дева» (Афина Парфенос) держала на простертой руке изображение богини победы. Раньше того Фидием была сделана колоссальная бронзовая статуя, изображавшая богиню как защитницу от врагов (Афина Промахос). Эта его работа стояла в афинском Акрополе между Пропилеями и Парфеноном.

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Скульптор Фидий

Фидием были изваяны статуя Афины для острова Лемноса (Афина Лемния, которая, по словам античных литераторов, превосходила красотой Афину Промахос из Акрополя), несколько фигур богини Афродиты , статуя амазонки для знаменитого храма Артемиды эфесской, изготовленная в состязании со скульпторами Поликлетом , Кресилом и Фрадмоном, и многое другое.

Фидий. Афина Лемния. Предположительная реконструкция

В истории древнего ваяния Фидий занимает самое видное место, как крупнейших представитель аттического стиля, отличавшегося идеализмом, чистотой форм и величием. Греческая скульптура ещё до времени Фидия обрела высочайшее внешнее совершенство, но ему удалось вдохнуть в неё и возвышенный, благородный дух. В свои изваяния Фидий вселял живую человеческую душу. Он обладал несравненным умением тонко передавать изображаемый характер. Ваятели более поздних времён античности и современности превзошли Фидия в искусстве выражать яркую индивидуальность и экспрессивность чувства, но никто ни до, ни после не достигал такой истинно божественной, спокойной величественности. Зевс из Олимпии и Афина Полиада из афинского Парфенона так и остались совершенными художественными воплощениями этих божеств. Образом фидиева Зевса, сохранившимся в копиях, пользовалось даже христианское искусство Возрождения и Нового времени для олицетворения Бога-Вседержителя.

Творчество Фидия и его современников имеет в истории греческих религиозных понятий то высокое значение, что, оно, подобно Гомеру и Гесиоду , установило черты представлений о богах . Религиозные идеалы, созданные этим творчеством, остались типичными для всех образов божеств, какие создавались искусством следующих времен. Греческие художники навсегда остались верны идеалам творчества Фидия; никогда не представляли они богов волнуемыми какою-нибудь страстью, никогда не придавали им грубого чувственного выражения. Нравственное достоинство и спокойствие души навсегда остались характерными чертами греческих божеств .


В духе работ Фидия, представляющих идеальные образы Зевса и Паллады, его ученики Алкамен и Агоракрит паросский создали идеалы других божеств и в особенности Афродиты . Когда афиняне отдали предпочтение Афродите Алкамена, Агоракрит переделал свою статую этой богини в изображение богини мщения Немесиды и поставил его в храме её, находившемся в Рамнунте. Кроме Афродиты Алкамен сделал изображения еще нескольких божеств, возбуждавшие удивление определенностью и тонкостью характеристики их. В особенности славились его статуи Гефеста и Асклепия . Агоракрит считался любимым учеником Фидия; главное его достоинство состояло в верности стилю Фидия; самостоятельного творчества у него было мало. Он тоже сделал статую Зевса, но придал ему такое мрачное выражение, что эта статуя казалась Страбону: девушки в длинных одеждах, несущие жертвенные сосуды, молодые люди на конях и на колесницах, жрецы; сидящие божества, ожидающие прибытия процессии и прочее. Сочетание строгости стиля и архитектурных условий с естественностью и свежестью фигур, наивность и серьезность их придают этим работам школы Фидия характер возвышенности. Сравнивая их с изваяниями предшествовавшего времени, надо удивляться живости фигур на них. Они – воспроизведение свободных движений людей. Все характеры выражены в этих работах с величайшею простотою и наивностью; все движения непринужденны и грациозны, все подробности каждой позы верны природе. Пластика тут вполне освободилась от неподвижной симметричности и жесткости архаической старины. Это – прекрасная середина между застывшей типизацией прежнего стиля и полной творческой индивидуальностью позднейшего.

Фидий. Фриз Парфенона. Видеофильм

Введение

Творчество Фидия - вершина греческой классики. Время, в которое жил и творил Фидий, благодаря расцвету культуры, искусства вошло в историю под названием «Золотого века».

Фидий один из самых знаменитых скульпторов Древней Греции. Биографические сведения о нем крайне скудные. Известно только, что он родился в Афинах ок. 490 г. до н.э. вскоре после битвы при Марафоне. Его отца звали Хармид, о чем свидетельствует надпись, сделанная Фидием на пьедестале статуи Зевса в Олимпии. Он работал в Афинах, Платеях, Дальфах, Олимпии. Вероятно его отец тоже был скульптором, его брат и племянник были художниками. Первоначально Фидий занимался живописью, позже он стал скульптором. Учителем Фидия считают афинского мастера Гегия, Гегий работал с мрамором, у него Фидий и перенял искусство высекать скульптуры из мрамора. Также он учился и у Агелада, мастера, связанного с традициями аргосско-сикионской школы.Колпинский Ю. Искусство Греции эпохи расцвета. - М.: Гос. издат-во изобр.искусств, 1937, с.117 У него о Фидий учился работать с бронзой. Фидий объединил в своем творчестве элементы дорической и ионической традиций. Конкретное реальное движение тела человека Фидий стремился показать начиная с ранних работ. Гармония и естественность поз, живая пластика человеческого тела - вот отличительные черты скульптур Фидия.

Раннее творчество Фидия

В раннем творчестве Фидию принадлежит исполнение многофигурной скульптурной группы, которая была поставлена в Дельфах, в честь победы при Марафоне. Он отлил ее из бронзы и состояла она из 13 фигур. В частности, она изображала полководца Мильтиада в окружении Афины, Аполлона и героев Аттики. Позднее эта композиция дополнялась другими фигурами греческих героев, поскольку фигуры в группе были не связаны друг с другом. Поскольку детство и юность скульптора прошли в период греко-персидских войн, он всю жизнь создавал памятники, посвященные восхвалению героических подвигов греческого народа над персами. К этому же периоду относится статуя раненой амазонки (рис. 1). Эта статуя была заказана жителями города Эфеса для храма Артемиды. Эта скульптура участвовала в конкурсе наравне с работами других греческих скульпторов - Поликлета, Кресалая, Фрадмона и Кидона. Но пальма первенства была отдана статуе Поликлета. В ранний период творчества Фидий берется за исполнение статуй из различных материалов. Он создает статуи из дерева и мрамора.

Рисунок 1. Амазонка. Мрамор. Римская копия. Рим. Музей Ватикан

Расцвет творчества Фидия

Расцвет творчества Фидия приходится на время правления Перикла. Это было время подъема греческих городов после победы над персами, время расцвета рабовладельческой демократии. Этот период в искусстве принято определять как высокая классика.

В 447 году до н.э. по инициативе Перикла на Акрополе на месте разрушенных во время греко-персидских войн храмов началось новое строительство. В течении третьей четверти 5 в. до н.э. были возведены: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос. Завершающее ансамбль здание Эрехтейона строилось позже, во время Пелопонесской войны.

Частично Акрополь был восстановлен сразу после окончания войны при Кимоне, он же разработал план украшения Акрополя и проделал целый ряд работ по его восстановлению. При Кимоне Фидий создал статую Афины Промахос (покровительницы или стерегущая) в 465-455 гг. до н.э. Она прославляла мощь и величие Афин. Это был первый памятник, воздвигнутый в честь победы над врагом и стал символом возрождения города, его мощи. О масштабах статуи Афины-Промахос мы можем судить по картине Лео фон Кленце «Реконструкция Афинского Акрополя» 1846 года. Статуя была выполнена из бронзы и достигала 18 метров в высоту и возвышалась над всеми окрестными зданиями. Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, острие которого было из золота, а левой держала щит. Его голову покрывал шлем, гребни которого тоже были покрыты золотом. Огромную мощную женскую фигуру и золото блестящее на солнце издали видели моряки, поэтому статуя Афины служила еще и маяком для мореплавателей. В этой работе Фидий еще далек от норм классицизма, которые есть в его поздних работах. Но трактовка образа - голова Афины была чуть наклонена набок и вниз, как бы смотрела с высоты на город и охраняла его - показывает, что Фидию важен был жизненный образ богини, обращенный к людями. Этим статуя Афины отличалась от идеальных образов богов и богинь в исполнении других скульпторов того времени. Это был образ идеализированного, но все же живого человека.

В 450-440 гг. до н.э. Фидием была создана Афина Лемния (рис. 2,3). Это бронзовая статую богини Афина была выполнена скульптором по заказу жителей о. Лемнос. Выполнена она была в бронзе. Богиня изображена не обычно - она стоит без щита, эгида с изображением Медузы Гаргоны перекинута через плечо и голова ее не покрыта, шлем она держит в левой руке, а в правой копье. Стояла статуя где-то неподалеку от Пропилей. Статуя не сохранилась, судить о ней можно лишь по копиям более позднего времени и по восторженным отзывам современников скульптора. Отмечают удивительную красоту и утонченность черт лица богини. Скульптор изобразил идеальный образ прекрасной юной девы, далекий от образов живых людей. Но тем не менее, снятый с головы шлем придает некоторую теплоту образу богини, нет в нем официальной торжественности, как у Афины Пармахос.

фидия скульптурный статуя афина

Рисунок 2

Рисунок 3. Афина Лемния. V в. до н.э. Мрамор. Римская копия. Дрезден.

Целостный план застройки и украшения Акрополя был составлен при Перикле. Всеми работами руководил Фидий, близкий друг Перикла. Строительные работы длились несколько десятилетий и завершились созданием уникального в истории культуры комплекса, где архитектура и скульптура были единым целым, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Акрополь стал воплощением могущества Афин и в то же время, впервые в истории Греции выражал идею единства эллинов. На холме Акрополя главное место занимал Парфенон - храм Афины, богини мудрости и покровительницы города. Строителями Парфенона были Иктин и Каликрат. Фидий был автором планировки храмов, руководил выполнением скульптурного ансамбля Парфенона. Он был очень разносторонним скульптором, работал в хрисоэлефантинной технике и с мрамором. К сожалению, о мощи и таланте Фидия мы можем судить по более поздним римским копиям его скульптур, а так же по изображениям статуй на монетах и украшениях. Часть скульптур и скульптурных групп были выполнены учениками Фидия.

По мысли Фидия взору человека, идущего по Акрополю, памятники должны были открываться последовательно, не заслоняя друг друга красотой и величием. Поэтому при построении композиции он отошел от принципа симметричности, свойственному архаике. Памятники располагались свободно, подходя вплотную к одному их памятников, вниманию зрителя открывался вид на другой. Таким образом каждое из строений или статуи Акрополя представали перед зрителем с наиболее выгодной, в художественном смысле, точки зрения, так чтобы максимально выявить художественный эффект каждого объекта.

Статуя Афины Парфенос - Афина Дева (447-438 гг. до н.э.) (рис. 4) находилась в наосе Парфенона и была выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть выполненные из слоновой кости и золота).

Рисунок 4. Римская мраморная копия с хрисоэлефантинный статуи Парфенос.

Высота статуи была более 9 метров, она стояла на высоком (высотой около 1,5 метров) белокаменном постаменте. В 13 веке статуя была вывезена в Константинополь и уничтожена. Представить ее помогают сохранившиеся ее воспроизведения более поздних времен. Такие как статуя Афина Варвакион, найденная в Афинах в 1879 году, возле гимназии Варваки, или «статуэтка Ленормана», обнаруженная в 1859 году. По ним можно представить облик статуи в Акрополе. Одежда была с пышными спускающимися складками, ее подпоясывали змеи, змеи были и на эгидеЭгида -- в мифах древних греков щит Зевса и Афины, изготовленный Афиной из шкуры порождённого богиней Геей чудовища (вариант: изготовлен Гефестом для Зевса). Потрясая им, Зевс наводит ужас на богов и людей; достигнув господства над богами и людьми, Зевс отдал эгиду Афине. Слово эгида в европейских языках как понятие нарицательное означает защиту, покровительство., которую они окаймляли. Шлем богини был украшен рвущимися вперед крылатыми конями и сфинксом посередине, с тремя гребнями над ними. На правой руке сидела крылатая богиня Победы Ника, другой рукой Афина опиралась на щит, на внешней стороне которого было изображение битвы греков и амазонок, а на внутренней стороне битва богов с гигантами. Среди сражающихся греков Фидий изобразил себя и Перикла, за что и поплатился в последствии (рис. 5). Его обвинили в безбожии.

Рисунок 5

Статуя была выполнена из дерева, большая ее часть была покрыта золотом, а части воспроизводящие тело были покрыты пластинами из слоновой кости, в глаза были вставлены драгоценные камни. Слоновую кость скульптор подвергал тонировке, тем самым добиваясь разнообразия зрительного восприятия скульптуры. Не случайно, что Афина изображена с Богиней Победы Никой в руке. По мысли греков именно Афина принесла победу городу в долгой войне с персами. Не случайно и изображение змей. Их наличие указывает на идею автохтонности афинян, т.е., с их точки зрения, они были единственным народом Эллады, высшим среди эллинов. Важно отметить, что скульптура была больших размеров, а для выполнения ее в столь сложной технике требовались немалые ресурсы. Оформление статуи было очень сложным, сюжетные рельефа были не только на постаменте Афины, но им на более мелких деталях одежды, на ободке сандалий например.

Рисунок 6. Фидий или круг Фидия. Фрагмент барельефа Парфенона. Греция. V в. до н. э. Мрамор. Британский музей, Лондон.

При трактовке образов Фидий стремился к преодолению скованности движений. Стремился объединить фигуры в единую композицию, связать их своеобразным ритмом. Таким образом, пластика тел, сюжет и философское содержание во фризах (рис. 7), исполненных Фидием составляли единое целое. Большое внимание он уделял пластике тела и расположению складок одежд - это дополнительно создавало иллюзию движения не зависимо от позы изображенного.

Рисунок 7

Метопы фриза Парфенона. Горельефы 92 метоп выполнены Фидием из мрамора и изображают битвы. Восточная сторона - бой богов и гигантов, западная - бой греков и амазонок, южная сторон - бой лапифов с кентаврами, северная - участников Троянской войны.

По мнению ученых, эти способы отображения движения Фидием можно считать зарождением в искусстве приемов ритмизации и маньеризма (достижения эффекта за счет надуманных искажений).Адохин А.П. Мировая культура и искусство. - М.:ЗАО «БММ»,2007, с. 135 Среди фигур с фронтонов Парфенона выделяют скульптурную группу трех мойр (рис. 8). Это богини судьбы, плетущие нити жизни людей.

Рисунок 8. Мойры. Фрагмент скульптуры восточного фронтона Парфенона. Мрамор.

Непринужденное благородство и спокойствие фигур богинь в их позах. Пластику человеческого тела подчеркивают складки их туник. Движения фигур богов и героев на фронтонах Парфенона очень естественны, Боги как будто ближе стали к человеку. Глядя на их изображения возникало, возникает и сейчас, чувство восхищения красотой и совершенством человека. Люди и Боги изображаются одинаково прекрасными (рис. 9-13).

Рисунок 9

Так называемый Тесей с Деметрой и Персефоной. Статуи восточного фронтона. Круг Фидия, детали убранства Парфенона на афинском Акрополе.

Британский музей, Лондон. Мрамор.

Рисунок 10. Деталь убранства Парфенона. Афины

Рисунок 11 Кентавр, уносящий лапифянку. Фрагмент метопы южной стены.

Рисунок 12. Изображение Перикла сражающегося с Амазонками

Наиболее совершенно из всех работ Фидия считается статуя Зевса Олимпийского (рис. 14). Вот как писал о ней греческий поэт Филипп, восхищенный красотой и величием творения скульптора: «Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, Или на небо ты сам, бога чтоб увидеть взошел?» Соколов Г.И. Искусство древней греции.- М.: Искусство, 1980., с. 85

Рисунок 13. Нике (или Ирида). Статуя западного франтона. Круг Фидия, детали убранства Парфенона.

Рисунок 14. Статуя Зевса Олимпийского. Реконструкция.

Фидий выполнил статую Зевса для храма Зевса в Олимпии. Она была 14 м высотой, входила в число семи чудес света. Храм был создан архитектором Либоном из Элиды. Археологами была обнаружена мастерская Фидия не далеко от алтаря храма Зевса, она была точно таких же размеров, что и храм. Готовую статую переносили в храм по частям. Зевс восседал на троне. В одной руке он держал скипетр, в другой изображение Богини Победы. Статуя была выполнена в хрисоэлефантинной технике. Тело бога создавалось из слоновой кости, и украшено драгоценными камнями и 200 килограммами чистого золота, волосы и мантия из золота. Благодаря особой розовой слоновой кости тело Зевса казалось живым и выглядело очень реалистично. Богато был выполнен трон - из черного дерева, кости и драгоценных камней. Статуя была огромных размеров, и, казалось, если Зевс встанет, то пробьет головой крышу. Это было самое знаменитое произведение Фидия. Целое поколение греков считало эту статую истинным богом. Тот, кто умирал не увидев эту статую, считал себя несчастным человеком. При установке статуи Фидий детально подошел к освещению статуи, для чего в потолке были сделаны отверстия через которые особым образом падал свет, придавая Зевсу еще большее величие. Более семи столетий величественно восседал Зевс в своем храме, пока не был сильно поврежден землетрясением во 2 м веке нашей эры. Но, тем не менее, Олимпийские игры продолжались, пока в 394 году не были запрещены императором Феодосием I, посчитавшим их языческим культом. После этого начался постепенный упадок как храма, так и самой статуи Зевса. Воры отдирали золото, драгоценные камни и даже слоновую кость. В попытке спасти статую, ее вывезли в Константинополь, где она и сгорела во время сильного пожара. Судить о ней можно по изображениям на монетах и по живописным реконструкциям (рис. 15).

О жизни скульптора Фидия осталось очень мало сведений. Историкам и археологам трудно даже точно установить время создания его работ.

Знаменитый скульптор Фидий

Известно, что Фидий родился в Афинах в начале V столетия до нашей эры. Его детство и юность пришлись на время греко-персидских войн. Вместе с правителем Афин полководцем Периклом, скульптор Фидий разработал план реконструкции города. Первой его работой которая украсила холм в Афинах стала бронзовая статуя Аполлона, затем последовали статуи Афродиты Урании и Афины покровительницы города.

Прославляя богов и героев Фидий создавал скульптуры в разных городах Греции, в Платеях, Олимпии. В Олимпии, где царил культ верховного бога, археологи начиная с XIX века, вели раскопки святилища Зевса. Именно там, были найдены скульптуры из паросского мрамора, которые сегодня хранятся в музее Олимпии, но главное украшение святилища до наших дней не дошло. О красоте и уникальности статуи Зевса Олимпийского можно судить только по описаниям и изображениям на монетах.

Огромную 14 метровую статую скульптор Фидий изготовил из дерева, затем покрыл тело, розоватыми пластинами из слоновой кости, а одежду тонкими листами золота. Скульптор украсил трон барельефами и золотыми статуями богов. была до такой степени поразительно по техническому исполнению, настолько грандиозной и гармоничной, что современники ее назвали одним из . Люди приходили в храм Зевса не только, чтобы поклониться могущественному и величественному богу, любуясь великолепным творением Фидия, они надеялись найти утешения в горе, и обрести душевную гармонию.

Прошли столетия, и византийские императоры бережно перевезли статую Зевса в Константинополь. Но в V веке н.э. во дворце императора Феодосия II произошел большой пожар и статуя сгорела. Так безвозвратно погибло одно из семи , уникальная статуя работы древнегреческого скульптора.

Фидий владел новейшими для своего времени знаниями, позволявшими ему донести до людей красоту и гармонию спрятанную в куске камня, дерева, металла. Сведения о последних годах жизни великого скульптора Фидия, дошли до нас благодаря древнегреческому историку Плутарху. По его словам, дружба с Периклом дорого обошлась Фидию.

Враги правителя Афин стали и врагами скульптора. Завистники составили на него донос, будто-бы при сооружении статуи Афины, Фидий утаил часть золота и слоновую кость. Но, по совету предусмотрительного Перикла, скульптор сделал пластины съемными. Когда золото сняли со статуи и взвесили, Фидия признали не виновным. По некоторым данным умер Фидий в Олимпии. В честь великого скульптора Фидия, воплощавшим в своих работах принцип гармонии, «золотое сечение» в алгебре обозначается греческой буквой «фи».