Кто такие эвенки. Эвенки. Происхождение. Эвенки живут не только в Сибири, но и в Китае. Взгляд на эвенков из Китая. Краткая социальная и этнокультурная характеристика

28.07.2023 Барнаул


При общей численности менее 30 тысяч человек, эвенки издревле заселяют огромные пространства Сибири. Этот уникальный народ тысячи лет осваивал суровые русские земли, дойдя до Китая и Монголии. До сегодняшнего дня им удалось сохранить культуру и язык тунгусских предков. Многие черты их быта похожи на культуру всех северных народов, но имеются и особенные национальные черты.


Как появились аристократы Сибири

Эвенки - один из наиболее древних коренных народов русской Сибири. Теорий происхождения этого народа несколько. Согласно первой, его прародиной считаются районы южного Байкала, где эвенкийская культура развивалась с эпохи палеолита. Но большинство исследователей считают, что эвенки сложились путем смешения восточносибирских аборигенов с племенами кочующих тунгусов Прибайкалья и Забайкалья.

Эта теория связывает возникновение эвенков с группой скотоводов уваней, расселившихся по всей Сибири и ассимилировавших местные племена. В 1-2 тыс.н.э. продвигавшиеся на север якуты разделили эвенков на восточных и западных. Это создало некоторые культурные различия, коснувшиеся, прежде всего, типа оленеводства. Разнятся и диалектные группы эвенкийского языка.


Веками эвенки жили родами, возглавляемыми вождем. Их быт подчинялся кочевому образу жизни. Перемещались эвенки при помощи оленьих караванов, организовывая временные стоянки. Несмотря на отсутствие оседлых традиций, эвенки сформировали богатую культуру, за что их даже прозвали аристократами Сибири.

Эвенки Китая носят русские имена

В китайских автономных населенных пунктах Эвенкийского хошуна сегодня насчитывается более 38 тысяч эвенков, что больше, чем в России. Пришли они в Поднебесную давно. Сюжеты эвенкийской мифологии рассказывают об основных направлениях перемещений древних тунгусов. Появившись на территориях горной тайги Прибайкалья, они продвигались на восток. Перемещаясь в Приморье, Приамурье и Китай, древние эвенки формировали различные народы тунгусо-маньчжурской группы.

О тунгусах периода неолита рассказывают и китайские летописи. В XVII проживавшие в Китае эвенки во главе с вождем Бомбогором вели борьбу с манчьжурскими завоевателями. Известен из китайской истории и эвенкийский предводитель Хайланьчи - талантливый полководец времен правления династии Цин. В 18 веке эвенки Хайланьчи почти 40 лет воевали за территории Китая с ойратами и гуркхами, не потерпев ни одного поражения.


Сегодня в Китае только эвенки занимаются оленеводством. Они же считаются там и последними охотниками. Эвенки занимаются оседлым скотоводством, выращивая верблюдов, лошадей, коров и баранов. Интересно, что многие из тех, чьи предки перешли китайскую границу только после революции и сегодня носят русские имена. Конечно, эвенки Китая часто вступают в смешанные браки с местными, а также представителями монгольской национальности. Но даже в таком случае эвенкийской семье разрешается иметь больше детей, чем китайцам. Также на этот народ, в силу его малочисленности, не распространяется смертная казнь.

Как эвенки с русскими сходились

В процессе утверждения на земле эвенков власти советов в 1920-х последовали противостояния. Многочисленные советские нововведения привнесли в архаичную жизнь древних народов массу волнений. Новые местные власти закрывали порты для иностранной торговли, допускали перебои с поставками материковых товаров, незаконно отбирали у частных владельцев оленей и обширные пастбища, объясняя это необходимостью промышленных новостроек.


Доведенные до отчаяния эвенки начали в буквальном смысле воевать с советской властью в составе повстанческих отрядов. Середина 1920-х годов отмечена крупным восстанием тунгусов (как тогда называли эвенков) в районе Охотских берегов и на юго-востоке Якутии. В Тунгусском восстании участвовали около 600 эвенков с якутами, а также небольшое количество русских представителей населения края. Повстанцам удалось создать базу в захваченном Нелькане, под их контроль перешел порт Аян. На съезде тунгусы избрали Временное Национальное Управление, приняли собственный государственный флаг и выдвинули советскому правительству четкие требования о создании отдельного территориального образования.


В планы руководства автономия, охватывавшая большую часть Восточной Сибири да еще и с выходом к морю, совсем не входила. Поэтому в 1925 году на подавление тунгусского восстания прибыл вооруженный отряд красноармейцев во главе с опытнейшим командиром Иваном Стродом. Сиюминутных побед это решение не принесло, а боевые столкновения переросли в затяжные, причем потери несли как партизаны, так и профессиональные военные. Видя, что силовые методы не приносят результата, советское руководство решило изменить тактику в пользу компромисса. После заключенного 1925 году перемирия повстанцы сложили оружие. Многим из них были предоставлены кредиты для расширения домашнего хозяйства, а некоторых даже включили в состав руководящих органов СССР.

Защита природы у эвенков в крови

Эвенки –представители одного из немногих сохранившихся до сегодня народов, построивших гармоничный дуэт человека с природой. За все свое многотысячелетнее существование тунгусская кочевая цивилизация не уничтожила ни один вид фауны и флоры. Бережное отношение к природе составляло философию жизни эвенков. Они считали природу такой же живой, как человека, верили в духов камней, ручьев, скал и деревьев. С культом обожествления были связаны правила и ограничения: не рубить деревьев больше, чем необходимо, не убивать без нужды дичь, убирать за собой территории временных охотничьих лагерей. Среди животных эвенки особенно почитали медведя - хозяина тайги по их представлениям. Этот культ предписывал охотникам убивать строго ограниченное количество зверей, а превышение допустимого числа вполне могло стоить нарушителю жизни.

Эвенки (тунгусы) являются одним из самых древних коренных народов Восточной Сибири, в том числе Прибайкалья. Существует две теории их происхождения. Согласно первой, прародина эвенков находилась в районе южного Байкала, где их культура развивалась с палеолитической эпохи, с последующим их расселением на запад и восток. Вторая теория предполагает, что эвенки появились в результате ассимиляции местным ("протоюкагирским") населением племени уваней, горно-степных скотоводов восточных отрогов Большого Хингана.

Ареал расселения эвенков принято делить по условной границе «Байкал – Лена» на западный и восточный. Культурные различия между эвенками этих территорий весьма существенны и фиксируются во многих культурных составляющих: тип оленеводства, орудия труда, утварь, традиции татуировки и т. п., антропологии (байкальский антропологический тип на востоке и катангский на западе), языке (западные и восточные группы говоров), этнонимии.

Эвенкийский язык входит в северную (тунгусскую) подгруппу тунгусо-маньчжурской группы языков. Широкое расселения эвенков определяет деление языка на диалектные группы: северную, южную и восточную.

В XVII веке, когда на Байкал впервые пришли казаки, эвенки не сразу подчинились русскому царю. Известный этнограф и натуралист И. Г. Георги писал: «Во время российских нападений оказали Тунгузы больше мужества, нежели другие Сибиряки, и никакое поражение не могло их принудить к оставлению занятых ими под жилища своих мест. Преодоленные бунтовали в последовавшие времена несколько крат; и в 1640 году Ленские Тунгузы у собирателей подати выщипали бороды. Живущие на западной стороне Байкала Тунгузы покорились России не прежде, чем в 1643, на восточной же стороне и при Витиме обитающие в 1657 году».

Племя баргузинских эвенков в середине XVII в. насчитывало около тысячи человек. По роду занятий они делились на лимагиров и баликагиров (скотоводы), намегиров и почегоров (коневоды), киндигиров и чильчагиров (оленеводы), някугиров (охотники и рыболовы).

На протяжении столетий эвенки жили родами, во главе каждого из которых стоял вождь. Каждый эвенк знал свою родословную и всегда оказывал предпочтение своему сородичу. Большая власть принадлежала старейшинам рода, а главное - шаманам. Шаман, являясь посредником между миром людей и миром духов, часто сам становился во главе рода. Без одобрения со стороны шамана род не предпринимал ничего: к нему обращались в случае болезней человека или оленей, просили провести ритуал, приносящий удачу на охоте, сопроводить душу умершего в мир иной.

Огромное значение имели культы духов, промысловые и родовые культы, почитание которых у эвенков было в крови. К примеру, существовавший культ медведя, хозяина тайги, обязывал каждого охотника убивать лишь строго ограниченное число медведей – за превышение этого числа жадный мог поплатиться жизнью.

У эвенков и по сей день существует неписаный свод традиций и заповедей, регламентирующий социальные, семейные и межродовые отношения:

    «нимат»- обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам.

    «малу» - закон гостеприимства, согласно которому самое удобное место в чуме предназначается только для гостей. Гостем же считался всякий, кто переступал "порог" чума.

    «левират» - обычай наследования младшим братом вдовы старшего брата.

    «тори» - брачная сделка, которая совершалась одним из трех путей: выплатой за невесту определенного количества оленей, денег или других ценностей; обменом девушками; отрабатыванием за невесту.

Наиболее торжественно проходил у эвенков весенний праздник - икэн, или эвин, посвященный наступлению лета - "появлению новой жизни" или "обновлению жизни".

Одной из отличительных черт эвенков всегда было уважительное отношение к природе. Они не только считали природу живой, населенной духами, обожествляли камни, источники, скалы и отдельные деревья, но и твердо знали меру - не рубили деревьев больше, чем нужно, не убивали без необходимости дичь, даже старались убирать после себя территорию, где стоял охотничий лагерь.

Традиционное жилище эвенков – чум – представлял собой конический шалаш из жердей, покрываемый зимой оленьими шкурами, а в летнее время берестой. При перекочевках каркас оставляли на месте, а материал для покрытия чума брали с собой. Зимние стойбища эвенков состояли из 1-2 чумов, летние – от 10 и более благодаря частым праздникам в это время года.

Основа традиционной пищи - мясо диких животных (у конных эвенков - конина) и рыба, которые употребляли практически всегда в сыром виде. Летом пили оленье молоко, ели ягоды, дикий чеснок и лук. У русских заимствовали печеный хлеб. Основным напитком служил чай, иногда с оленьим молоком или солью.

У эвенков были развиты художественная резьба по кости и дереву, обработка металла, вышивка бисером, у восточных эвенков - шелком, аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте.

Сильнейший удар по традиционному стилю жизни эвенков Забайкалья был нанесен в 20-30 годах нашего столетия. Всеобщая коллективизация и насильственное изменение хозяйственного уклада, проводимые Советской властью, привели к тому, что этот самобытный этнос оказался на гране исчезновения и был вынужден переселиться в северные районы, где природно-климатические условия наиболее соответствуют их образу жизни и позволяют заниматься традиционными формами хозяйства.

На данный момент эвенки проживают в основном в Иркутской и Амурской областях, Якутии и Красноярском крае, где их насчитывается 36 тысяч человек. Помимо России достаточно большое число эвенков живет также в Монголии и Китае.

Это коренное население Восточной Сибири. Себя провозглашали эвенкилами, а в истории известны как тунгусы. Первые поселения были вдоль реки Енисей и Охотского моря. Немногочисленный народ, всего 77 тысяч. Это одна из народностей в мире, которая имеет очень большое количество диалектов языка.

Численность

Основная масса эвенков проживает в КНР (39,5 тыс. человек — это Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян), а также в РФ (37 тыс) и буквально 1000 человек в Монголии. Среди российских городов народ проживает:

  • Якутия (21 тыс);
  • Красноярск и Хабаровск (4 тыс);
  • Эвенкия (3,5 тыс);
  • Бурятия (3 тыс);
  • Амур (1,5 тыс);
  • Забайкалье (1,3 тыс);
  • Иркутск (1,2 тыс);
  • Сахалин (до 150 человек).

Языковая принадлежность

Эвенкийский язык — это разновидность языков тунгусо-маньчжурской группы и алтайской семьи. Различают 3 вида диалекта с делением на говоры:

  • Северный (агато-большепорожский, илимпийский, хантайский, туточанский, наканновский и ербогачёнский). Характеризуется тем, что произглашается согласный һ во многих словах.
  • Восточный (каларский, токкинский, бургузинский, джелтулакский, олёкминский, томмотский, тунгирский, тимптонский, зейский, амгинский, буреинский, хинганский, аянский, чульманский, тугурский, учурский, нельканский, селемджинский, сахалинский, урмийский, тоттинский, аимский, чумиканский, майский). Произноситься звук с.
  • Южный (качугский, северобайкальский, ангарский и верхнеангарский, ванаварский, полигусовский, куюмбинский, суриндийский, талочский, нерченский, байкитский, тунгокоченский, баунтовский). В тех же словах, что и в других диалектов выговаривается вместо һ и с — ш.

Литературный язык до сих пор не сформирован, используются практически все говоры.

Письменность на основе русского языка, с 34 буквами, добавляется звук ӈ.

Происхождение народности

Сущeствуeт очeнь много теорий и предположений о происхождении, но к общему мнению ни историки, ни исследователи не пришли. Но считается, что родственные связи имеют с такими народностями и общинами:

  • сибо;
  • орочи;
  • маньчжуры;
  • нанайцы;
  • удэгейцы.

Описание народа эвенки

У них не высокий рост, узкие темные глаза, широкий рот и выраженные скулы, волосы темные и жесткие, тело смуглое. Мужчины бороде не дают расти, чтобы зимой не намерзал лед. Мужчины ловкие охотники и имеют пылкий характер.

Религиозность

Как и большинстве древних племен, эвенкам присущая вера в то, что все предметы имеют душу. Кроме этого часть народа православные, иные шаманы и буддисты.

Кухня

Тунгусы предпочитают употреблять в пищу оленину. Переработка мяса была самая различная, так же как и разнообразие блюд. Второе место занимает рыба, ее также варят, жарят или коптят. Оленье молоко добавляют в чай или делают сгущенное молоко. Современная кухня эвенков состоит из таких традиционных блюд:

  • хунгэл;
  • шашлык по-эвенкийски;
  • лепешка по-эвенкийски;
  • юкола по-эвенкийски.

Одежда и украшения

Для эвенков очень важно, чтобы одежда была свободной, чтобы не мешала в охоте и повседневных делах. Поэтому, вся одежда свободного и единого покроя, как для женщин, так и мужчин. Отличие лишь в размерах и украшениях. Девушки носят повязки на голове — дербяки. Касаемо зимней и летней одежды, то отличие только в толщине шкур, которые используются для пошива.

Жилище

Эвенки строили чумы. Это дом из прутьев, который сделан в виде сферы. В летнее и зимнее время отличалось укрытием, так как зимой накрывали дом оленьими шкурами, а летом — берестой. Чтобы согреться зимой, разжигали костры, где грелись всей семьей. Со временем научились строить конические чумы.

Обычаи

Много обычаев связывает эту народность с религией. И так, весь мир у эвинков делиться на 3 части: небесную, земную, подземную. В каждом мире живут свои боги, духи и другие вещества.

Очень интересный Медвежий праздник, когда убивают медведя, готовят и едят его мясо, а кости закапывают.

Эта народность требует защиты, потому как культурное наследие с каждым годом уменьшается и грозит полным исчезновением.

Эвенки - один из самых многочисленных северных народов, сохранивший самобытность и традиционные религиозные верования. Эвенков называли аристократами Сибири, французами тундры и тайги. А еще они носили фраки, подарили жизнь слову «шаман» и считали воронов заколдованными людьми.

Название

До 30-х годов прошлого столетия эвенки были известны, как тунгусы. Это название произошло от якутского тоҥ уус, впоследствии экзоним переняли русские, отразив его в отчетных и исторических документах.
Самоназвание эвенков - эвэнкил, что переводят, как «народ, живущий в горных лесах» или «идущие поперек хребтов». Считается, что наименование произошло от места обитания древних эвенкийских племен на горно-таежных территориях Забайкалья. Другое известное самоназвание этнических групп эвенков-оленеводов - орочены. Оно происходит от эвенкийского «орон» - олень, орочен - «человек, владеющий оленем». Отдельные группы этноса имели собственные названия: солоны, манегры, бирары.
У других народов существовали собственные наименования эвенков:

  • килин, цилин, о-луньчунь (от «орочен») - китайцы;
  • орочнун - маньчжуры;
  • хамнеган - монголы;
  • тонгус - татары.

Где живут

До начала освоения Забайкалья русскими ведущие кочевой образ жизни эвенки занимали обширные территории от границы с Китаем до Ледовитого океана, от Енисея, до Камчатки. Столь широкое расселение объясняется склонностью к постоянным длительным перекочевкам: от нескольких сотен до тысячи километров за сезон. На каждого эвенка приходилось 25 км2 неосвоенной территории. Представители народа домом считали всю землю и говорили: «эвенки нигде и везде».

С XVII столетия русские, буряты, якуты вытесняют эвенков с территорий Баргузина, Ангары, левого берега Амура. Часть эвенков переселяется на Сахалин, занимает свободные территории Оби, Таза. Устанавливаются границы России и Китая: это приводит к миграции бираров и манегров в Северный Китай.
Сегодня эвенки не имеют национальных селений, проживая в соседстве с русскими и северными народами. Общие границы расселения большей части представителей народности очерчены следующими границами:

  1. Север - Северный Ледовитый Океан.
  2. Юг - река Амур, территории Прибайкалья.
  3. Восток - Охотское море.
  4. Запад - река Енисей.

Численность

Общая численность эвенков в мире составляет порядка 80 000 человек: половина живет в России, другая часть - в Китае. По данным переписи 2010 г., в России находится 35 527 эвенков. Распределение по регионам:

  • Якутия - 18 232 чел.
  • Красноярский край - 4 632 чел.
  • Хабаровский край - 4 533 чел.
  • Бурятия - 2 334 чел.
  • Амурская обл. - 1 501 чел.
  • Забайкальский край - 1492 чел.
  • Иркутская обл. - 1 431 чел.

Китайская перепись 2000 года показала 38 396 представителей исторических эвенков на территории Китая. Формально они разделены на 2 субэтноса, официально признанных в числе прочих наций КНР:

  1. Орочоны - 8196 человек, проживающих во Внутренней Монголии, провинциях Хэйлунцзян и Ляонин.
  2. Эвенки - 30 505 человек, из которых выделены отдельные группы собственно эвенков, хамниганов и солонов. Проживают в городском округе Хулун-Буир, порядка 25 000 человек записаны солонами. Около 1000 эвенков разрозненно проживают в Монголии, подвергнувшись значительной ассимиляции, утратив культурные особенности.

Существует родственный эвенкам народ - эвены, обитающие в восточной части России: в Якутии, на Чукотке, в Магаданской и Камчатской областях, Корякском АО. Существует две версии появления этноса:

  1. В первом тысячелетии нашей эры, в период расселения тунгусов из Прибайкалья, отдельная группа родов достигла берегов Охотского моря, где ассимилировала местное население: юкагиров и коряков.
  2. В XIV-XVI веках пешие тунгусы, занимавшиеся собаководством и не имевшие оленей, вынужденно мигрировали на север под влиянием агрессивного освоения территорий якутами.

Перепись 2010 года показала, что в России проживает 21 830 эвенов. Другое распространенное название народности - ламуты.

Язык

Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской семье, наряду с негидальским и эвенским. Охарактеризовать его можно как переходный вариант между тюркскими и монгольскими языками. Отличается сложным многоступенчатым использованием гласных звуков, обилием сложных слов: деепричастий, падежных, глагольных форм.
Письменность появилась в 30-х годах прошлого столетия, сначала на основе латинской, затем русской графики. Ранее эвенки использовали примитивные пиктограммы: систему знаков, связанных с кочевками и охотничьим промыслом. Зарубками на деревьях вблизи покинутого стойбища обозначалось время ухода: тупой зубец означал непогоду, острый - солнечный день. Их количество и сочетание определяло время отбытия на кочевку. Если ушедшие люди не планировали возвращаться обратно, еловую ветку клали по направлению пути движения. Сложенная кругом ветка означала намерение вернуться на место стойбища вновь.
Особые знаки существовали на охоте:

  • положенная поверх следа палочка - дальше идти нельзя;
  • смотрящая концом вниз стрела, торчащая из зарубки - поблизости расставлены луки-самострелы;
  • чуть скошенная стрела, смотрящая концом вверх - оставивший стрелу охотник далеко;
  • находящаяся в таком же положении ветка - рядом идет охота.

История

Древними предками эвенков были древнетунгусские монголоидные племена, образовавшие в бронзовом веке Глазковскую культуру. Разрозненные племена занимали территории Приангарья, Прибайкалья, низовий Селенги, верховий Лены. В V-VII веках новой эры пришедшие с юга кочевники-скотоводы племени увань, мигрировав через Забайкалье, переместились восточнее и севернее, образовав протоэвенкийский народ.
В конце первого тысячелетия в регион вторглись якуты, предположительно, разделив этнос на восточных эвенов и западных эвенков.
К приходу в регион в XVII столетии русских эвенки образовывали самостоятельный народ, разделенный на отдельные роды. Во главе каждого стояли князцы - старейшины, шаманы или наиболее сильные воины рода. В отчетных документах отмечалось порядка 360 родов, в каждом насчитывалось 100-400 человек.
Тунгусы сильнее других северных народов противились новой власти. Они снимались с места кочевок, вступали в столкновения, в одном отчете отмечено: «Ленские Тунгузы в 1640 г. выщипали бороды сборщикам ясака». Байкальские группы эвенков покорились в 1643 г., жившие при Витиме восточные - лишь в 1657 г.


Одним из наиболее влиятельных князцов был Гантимир, под властью которого находилось 15 кочевых родов, относящихся к ветви конных тунгусов. Гантимир был незаурядной личностью: у него было 9 жен, более 30 детей, с детства обучавшихся воинской премудрости, обращению с оружием. Князец был недюжинной силы и могучего телосложения: в Амурском музее хранится его лук впечатляющих размеров.
Гантимир оказал решающее влияние на установление партнерских отношений с Российским государством, в 80-х гг. XVII столетия приняв христианство и подданство России. Правитель добился права автономного управления народом, взамен обязывался охранять границы от монгольских набегов и предоставлять, в случае необходимости, обученных воинов. Столетие спустя создан пятисотенный Тунгусский казачий конный полк, в середине XIX столетия включенный в состав Забайкальского конного войска.
Приход советской власти эвенки не приняли, в 1924-1925 гг. затеяв Тунгусское восстание, которое было быстро подавлено. В 1930-х гг. начинается преподавание в местных школах на эвенкийском языке. Вместе с тем создаются колхозы и горпромхозы, народу навязывается оседлый образ жизни: существовавший веками жизненный уклад разрушался, ассимиляция стирала национальные особенности. Сегодня традиционные виды деятельности, в том числе кочевое оленеводство, сохраняются лишь в труднодоступных северных регионах. Большая часть эвенков ведет современный образ жизни, из привычных занятий практикуя лишь охоту.

Внешность и характер

Смешение с рядом аборигенных и соседских народов, а также значительная территория расселения привели к выделению среди эвенков трех антропологических типов внешности. Среди них:

  1. Байкальский.
  2. Катангский.
  3. Центрально-азиатский.

Несмотря на различия, выделяют следующие характерные черты внешности тунгусов:

  • средний рост;
  • непропорциональное телосложение;
  • округлая форма лица;
  • широкие дугообразные брови;
  • узкие темно-коричневые глаза;
  • широкий плоский лоб;
  • выдающиеся скулы;
  • заостренный подбородок;
  • широкий рот;
  • черные жесткие волосы;
  • слабая растительность на лице и теле.

Этнографы, исследователи, пришедшие в регион казаки отмечали у эвенков подвижность тела, остроту ума, граничащее с наивностью добродушие, добросердечие, гостеприимство, веселый нрав, чистоплотность. Согласно заметкам исследователей, «в отличие от неуклюжего остяка, мрачного самоеда, неприветливого и кислого якута эвенки производили более приятное впечатление, за что их прозвали «французами тундры и леса».

Одежда

Называли эвенков и «аристократами Сибири» за богатое украшение национальных костюмов. Повседневная одежда получила название «в тему» - фрак, за необычный покрой: целую шкуру оленя центральной частью помещали на спину, спереди завязывая тесьмой. В верхних боковых частях выкраивали дырки для рукавов, пришивавшихся отдельно, собирали плечевые швы, на спине вшивали доходящие до пола клинья из оленьих шкур.
Верхняя передняя часть оставалась открытой: под нее эвенки надевали богато украшенные бисером меховые нагрудники. Нижняя часть покрывалась натазниками из ровдуги: прямыми у женщин, угловыми у мужчин. На ноги надевали унты, сшитые из ровдуги, тюленьей кожи, меха: функциональную обувь эвенков переняли многие соседние народы. В повседневной жизни использовали простые парки прямого кроя, сшитые из вывернутых мехом наружу оленьих шкур. Головы покрывали капорами, капюшонами. Волосы мужчины и женщины стригли коротко или заплетали в две косы. Из украшений встречались объемные женские серьги, подвески, кулоны-талисманы.
Особого внимания заслуживает украшение нагрудника и шубы: использовался мех собаки и оленя, бисер, бусины, монеты, вышивка, меховые аппликации. Орнаменты имели сакральное значение: на вещи запрещалось переносить точное изображение животных, птиц и людей, поэтому использовались аллегорические символы. Треугольники связывали с культом плодородия, деторождения, силы родовой общины. Большое значение имели солярные знаки, схематичное изображение пауков - символов благополучия, хранителей.


Семейный уклад

Эвенки жили патриархальными общинами, состоявшими из 2-3 поколений, младший сын обычно оставался жить с родителями. Старшие женились, уходили из отчего дома в новые чумы. Род играл определяющую роль, состоял из малых семей, связанных близким и дальним родством по мужской линии. Летом, когда наступал срок родов важенок, связанные семьи собирались на общую стоянку: происходили совместные праздники, гулянья, свадьбы, укреплялись родовые отношения. Зимой малые семьи уходили на кочевку, объединяясь по 2-3 чума.
Брачный возраст мужчин наступал поздно: в 20-30 лет. Женщин в супруги предпочитали брать опытных, старше 20 лет, однако случались браки с девочками 12-15 лет. Свадьбы происходили по сговору с уплатой калыма, включавшего одну из трех форм:

  1. Олени (от 2 до 15).
  2. Отработка в семье невесты.
  3. Обмен сестрами между двумя семьями.

Женщины

Добрачные связи не были под запретом, однако за невест, которые до брака вели свободный образ жизни, давали калым меньшего размера. В жизни эвенков женщина имела зависимое положение: ей запрещалось есть вместе с гостями, перечить мужу, переступать через оружие, участвовать в общественных делах, наследовать имущество. Уважением пользовались пожилые женщины: в верованиях эвенков хозяйкой земли и тайги, духом Вселенной была женщина, представляемая в виде сгорбленной старушки.


Существовали специальные семейные обряды, выполнять которые могла только жена. Женщина была хранительницей очага: следила, чтобы он не погас, занималась кормлением - бросала в огонь мясо после охоты, перед приемом пищи. Важное место занимал обряд улгани, посвященный приветствию весенних перелетных птиц. Исполняли обряд пожилые женщины: ежегодный прилет птиц эвенки связывали с круговоротом жизни, а опытные рожавшие женщины несли вечную связь рождения и смерти. Действо заключалось в завязывании на сакральных деревьях или семейных идолах цветных лент, с просьбой благополучия, приветствием вестников весны.

Жилище

Традиционное жилище эвенков - чум-урус конической формы. Основа из плотно собранных жердей зимой покрывалась оленьими шкурами. Летом - прокопченными и вымоченными берестяными покрывалами: обработка материала давала мягкость, прочность, делала его непромокаемым. Покидая место стоянки, основу из жердей сохраняли, с собой забирали шкуры, бересту, утварь.
В центре уруса располагался открытый очаг или мазаный глиной камин, сверху размещали жердь для котла. Задняя часть чума предназначалась для почетных гостей, заходить на нее женщинам не полагалось. Оседлые эвенки проживали в полуземлянках с плоской крышей, скотоводы строили юрты, наподобие монгольских.


Жизнь

Эвенки ассимилировали аборигенные северные народы, подвергались влиянию бурятов и якутов, что привело к возникновению разных по типу хозяйствования ветвей:

  1. Пеших собаководов, занимавшихся рыбной ловлей.
  2. Охотников-оленеводов.
  3. Оседлых скотоводов.

Большая часть эвенков вела кочевой образ жизни, связанный с освоением новых охотничьих угодий. Между стоянками перемещались верхом на оленях: такой способ использования животных - «визитная карточка» эвенков. Оленей использовали в качестве вьючных животных, стадо обычно составляло 3-5 голов.


Охотились поодиночке, на крупного зверя шли группами 3-5 человек. Использовали луки, самострелы, рогатины, выслеживали лосей, оленей, медведей, зайцев, соболей. Для маскировки надевали шкуру с головы оленя, зашивая прорези от глаз и рогов бисером.
Рыбная ловля играла для большинства эвенков второстепенную роль. В реки выходили на лодках-долбянках, лодках, сделанных из бересты, кожи оленей, морских животных. Рыбу лучили, пронзали острогой, реже устраивали запоры. Женщины занимались собирательством кореньев, трав, орехов, земледелие и огородничество развито не было.

Религия

Традиционная религия эвенков - шаманизм, основанный на обожествлении сил природы, анимизме, вере в духов-хозяев и покровителей. Вселенная Буга разделялась на 3 мира:

  1. Верхний - располагается над небом, является домом для божеств. Входом в него является Полярная звезда.
  2. Средний - земной, где живут люди и духи.
  3. Нижний - туда уходит одна из душ для вечной жизни. Вход в нижний мир - водовороты и расщелины в скалах.

Шаманы путешествовали между мирами, были проводниками между живыми и мертвыми, приносили вести богов и погибших предков. Костюм шамана олицетворял волка или медведя, был украшен анимистическими фигурками, бахромой, птичьими перьями. Для обрядов использовали бубен, варган, неизменным элементом был огонь.


Шаманы участвовали в общих родовых праздниках, помогали при родах и болезнях, предсказывали будущее. Местами молений были большие поляны при общих родовых сборах, сакральные деревья, горные перевалы, большие камни.

Традиции

Большую роль в жизни эвенков играли анимизм, охотничьи обряды и традиции, проводить которые могли только мужчины. Волк был для эвенков священным животным, на него не охотились. Почитали ворона: считалось, что он передает богам земные вести. Поскольку вороны умели разговаривать, эвенки считали их душами людей, облаченными в птичье обличье.
Известны обычаи медвежьего праздника. Медведь считался отцом эвенков, женившимся в древние времена на женщине, давшей жизнь народу. Животное называли «амака» - «дедушка». Вину за убийство на себя не брали, на деревьях схематически вырезали лица, показывая на них говорили: «Это не я убил, это он».
Суеверия возникали и на почве представлений, что туша освежеванного медведя похожа на человеческую. Убийство животного сопровождалось родовым сбором, призывом шамана, общим праздником. Кости медведя не разрубали, а разделяли по суставам. В некоторых родах их затем собирали вместе, подвешивали и проводили обряд «борьбы» одного из детей с «воскресшим» медведем. Другие устраивали обряд воздушного погребения медвежьих костей: в древности эвенки использовали его и для соплеменников.


К приходу в регион русских, умерших хоронили в земле, в деревянных ящиках. По представлениям эвенков, в нижнем мире души продолжали жить так же, как в среднем. Однако после смерти все переворачивалось с ног на голову, поэтому умершему в гроб клали вещи из его повседневной жизни сломанными: трубку, лук, стрелы, предметы обихода, украшения.

Видео

Эвенки (ранее также встречалось название тунгусы) — один из самых древних коренных народов Восточной Сибири, в частности Прибайкалья. В этой статье мы не раскроем душещипательных тайн, потому как история эвенков вероятно такая древняя, что они и сами давно забыли начало. Пишут об их самобытных легендах и традициях, но тайну зарождения жизни на планете Земля видимо эти легенды отчетливо также не раскрывают. Поэтому повествуем без сенсаций, может кому пригодится.

Существует две теории происхождения эвенков.

Согласно первой, прародина эвенков находилась в районе южного Байкала, где их культура развивалась с палеолитической эпохи, с последующим их расселением на запад и восток.

Вторая теория предполагает, что эвенки появились в результате ассимиляции местным населением племени уваней, горно-степных скотоводов восточных отрогов Большого Хингана. Увань буквально - «живущий в горных лесах народ»

Сами себя они именуют скромно - орочоны , что в переводе означает «человек, владеющий оленем».

Эвенкийский охотник. фото 1905 г .

По антропологическому типу эвенки - ярко выраженные монголоиды.

Эвенкийский этнос можно занести в «Книгу рекордов Гиннеса». К XVII веку при численности всего в 30.000 человек они освоили невероятно обширную территорию - от Енисея до Камчатки, и от Ледовитого океана до границы с Китаем. Получается, что в среднем на одного эвенка приходится примерно двадцать пять квадратных километров. Они постоянно кочевали, поэтому о них говорили: эвенки везде и нигде. В начале 20-го века их численность составляла около 63 тысяч человек, а сейчас снова сократилась до 30 тысяч.

В политическом отношении до встречи с русскими эвенки зависели от Китая и Маньчжурии.

История русско-эвенкийских контактов восходит к середине XVII века - ко временам знаменитого эвенкийского князя Гантимура, который принял сторону русского царя Алексея Михайловича и повел за собой своих соплеменников. Он и его дружина несли охрану российских границ. А эвенки, проживающие в Китае, охраняли свою страну. Так эвенки стали разделенным народом.