Легенда о прекрасной Сююмбике. Башня Сююмбике (Казань): история создания Сообщение про башню сююмбике

25.07.2023 Барнаул

В России есть своя падающая башня и находится она в столице Татарстана. Это - дозорная башня Сююмбике. Шпиль сооружения отклоняется от вертикали на 1,98 метров. Историки до сих пор спорят о периоде строительства, сходясь во мнении, что она была возведена между 1645-1650 годами. Башня находится в северной части территории Казанского Кремля. Общая высота постройки - 58 метров.

Башня Сююмбике

Башня представляет собой уникальный симбиоз татарской и русской архитектуры XIV-XVII веков. Конструкция напоминает Боровицкую и Спасскую башни Московского Кремля, но с восточными элементами. Они проявляются в шпиле, сквозных воротах, полуовальных окнах и изящных полуколоннах с фасадной стороны. Аналогичную архитектуру столичные гости Татарстана могут увидеть ещё в Москве на Казанском вокзале, который архитектор Щусев построил в точном соответствии с падающей башней.

  • Фундаментом башни стали дубовые сваи, которые с течением веков опустились на глубину свыше 2 метров. Стены возведены из кирпича на известковом растворе, а грани украшают кирпичные валики. Строение насчитывает 7 ярусов, первые 3 из которых квадратные, а остальные восьмиугольники.
  • В разновысотных «кубах» первых ярусов устроены гульбища, характерные для русской архитектуры. «Глазницы» гульбищ использовали для осмотра прилегающей территории.
  • Следующие 2 яруса - «восьмерки» - построены так неспроста: во-первых, при такой кладке из одинакового количества материалов здание строится в высоту на 20% больше, во-вторых, оно менее подвержено влиянию ветров, неизменно присутствующих на высоте.
  • Далее возведен конусообразный ярус, на котором размещена дозорная вышка.
  • Венчает всю эту сложную конструкцию зелёный шпиль, на котором красуется мусульманский полумесяц.

История строительства

Если с архитектурой все чётко и ясно, то история строительства вызывает у учёных много вопросов. Это вызвано тем, что во время взятия города летописи времён Казанского ханства были безвозвратно утеряны, а более поздние документы сгорели в 1701 году во время пожара Москвы. Доподлинно установлено лишь то, что во времена правления Петра I башня уже была на плане города 1717 года. Таким образом установлена верхняя граница возраста строения. Существует несколько теорий относительно времени строительства:

  • До 1552 года в период ханства на месте строения стояла другая дозорная башня, которая была достроена и несколько изменена.
  • Между 1645-1650 гг. - на основе археологических исследований слоев почвы.
  • Между 1694-1718 гг. согласно анализу картографических данных и характерных элементов Московского барокко.

Благодаря учёному-путешественнику Адаму Олеариусу можно также очертить нижнюю границу предполагаемой даты постройки 1638 годом. В тот год он посещал Казань и делал зарисовки столицы, на которых похожих строений не обнаружено.

История строительства полна загадок: официально неизвестно кто, когда и по чьему приказу возвел строение, но ещё больше тайн скрывает название.

Царица Сююмбике

За всю историю Казанского ханства во главе государства единожды стояла женщина - царица-регентша Сююк, вынужденная править за своего малолетнего сына после смерти мужа. Династия царицы, как и ее биография, была достойной - так, ее прапрапрадедом был основатель Ногайской Орды Едигей, отцом - ногайский бий Юсуф. Замуж Сююк выходила трижды, и все ее мужья были правителями Казанского ханства.

Царствование Сююк запомнилось народу отменой ряда налогов для торговцев, крестьян и ремесленников. В благодарность за облегчение налогового бремени ее прозвали "любимой госпожой", в переводе с татарского - Сююмбике. А ее именем назвали не только дозорное строение Кремля, но и множество улиц в различных городах и селах. Впрочем, такая история не столь поэтична, легенда - интереснее.

Легенды башни

Со зданием связано множество легенд и историй:

  • История первая. Царь Иван IV Грозный прослышал о красоте казанской регентши и решил жениться на ней. Царица была против и тогда царь пригрозил сровнять ханство с землей, а всех жителей убить. Сююмбике согласилась ради своего народа, но в свадебную ночь сбросилась вниз с нового строения и погибла.
  • История вторая. Башня была возведена после взятия Казани в 1552 году по указу Ивана Грозного, но по просьбе татарской царицы. На её строительство ушло семь дней, по ярусу на каждый, и после окончания строительства царица захваченного ханства сбросилась с нее вниз.
  • История третья. Сооружение было построено по приказу Сююк в память о её втором погибшем муже Сафа-Гирее.

Правда, однако, оказалась намного печальнее. После взятия Казани Иваном IV Грозным, мурзы откупились казной, царевной и её сыном, которых перевезли в Российскую Империю и крестили. Женой русского царя Сююк не стала. Впрочем, оттого совсем не уменьшается красота и загадочность падающего строения. Не меньший интерес у архитекторов и учёных вызывает причина наклона строения. На основе проведенных исследований предполагают, что наклоняться в восточную сторону строение стало из-за элементарной ошибки в ходе строительства почти сразу же после его окончания.

Обнаружили наклон и предприняли меры только в 1930 году. Жёсткий каркас, элементы которого можно заметить на первом ярусе, остановил падение и помог сохранить объект культурного наследия РФ в первозданном виде, чтобы Вы смогли лично полюбоваться его великолепием.

Экскурсия к башне

Посмотреть на падающую башню, а также сфотографироваться на её фоне, можно на по территории Казанского Кремля. Красивое архитектурное сооружение восхищает туристов не только днём, но и ночью, когда загорается ярким светом при помощи мощных прожекторов. На территории Кремля можно купить сувениры с изображением одной из главных достопримечательностей столицы Татарстана.

История строительства башни Сююмбике: XVI или XVIII век?

В 1701 году в Москве разбушевался пожар, последствия которого затронули и башню Сююмбике. В огне сгинул практически весь архив Приказа Казанского дворца, в котором хранились документы, описывающие процесс постройки кремлевской сторожевой вышки. Именно из-за этого несчастного случая современные исследователи до сих пор не в состоянии определить точную дату постройки башни Сююмбике. Например, известный в свое время краевед Н. П. Загоскин утверждал, что сооружение возводилось во времена Казанского ханства, по приказу правителя Мухаммеда-Амина. Юные годы прогрессивный правитель провел в Москве, где свел дружбу с русским царем, чтобы обезопасить себя от покушений других казанских престолонаследников. Историки считают, что именно в этот период будущий хан стал свидетелем строительства Боровицкой башни в Московском Кремле.

Предполагается, что после восхождения на казанский трон Мухаммед-Амин пожелал обзавестись улучшенной копией московской стрельницы, а для реализации своего грандиозного плана пригласил ко двору престарелого итальянского зодчего А. Фиораванти. Главным аргументом, говорящим в пользу выдвинутой гипотезы, являются кирпичи, из которых сложен архитектурный памятник. Их размеры полностью соответствуют стандарту, введенному итальянским гением (до этого на Руси использовалась иная форма кирпичей). Впрочем, современные историки сочли приведенный факт неубедительным, поскольку на рисунках, изображающих Казанский кремль в эпоху ханского правления, башня Сююмбике не фигурирует.

После многолетних археологических раскопок в стенах Сююмбике, исследователи пришли к выводу, что сооружение возводилось не ранее конца XVII века. На это недвусмысленно намекает архитектура башни в стиле так называемого «московского барокко». Кроме того, верхняя часть постройки отчетливо копирует шатры башен Волоколамского монастыря и Беклемишевской башни в Московском Кремле.

Происхождение названия

Первое упоминание о башне Сююмбике появилось в 1832 году. Поэтичное название промелькнуло в одном из литературных очерков казанского журнала «Заволжский муравей». Сююмбике – правительница Казанского ханства, дочь ногайского бия Юсуфа и прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Едигея. До сих пор сооружение именовалось просто башней «со шпицом», «комендантской» и даже «татарской» башней. Жители Казани переиначили название на свой лад, окрестив строение Хан-Мэчете (с татарского – Ханская мечеть).

Архитектура башни Сююмбике

Башня Сююмбике расположена на территории Казанского кремля, но при этом удалена от крепостных стен. Объясняется такое местоположение просто: изначально сооружение служило дозорной вышкой.


В стенах Сююмбике оборудован широкий проезд, через который в крепость могли проезжать телеги горожан и военные повозки. Держит постройку двухметровый фундамент, укрепленный на дубовых сваях. Сама башня состоит из 7 ярусов. Первые три имеют форму правильных кубов различной площади. По периметру каждого яруса оборудованы специальные галереи (гульбища). Еще одна архитектурная особенность башни Сююмбике – коринфские колонны, располагающиеся на уровне первого яруса, и так называемые лопатки (валики), украшающие ярусные грани.

Следующие два «этажа» башни представляют собой кирпичные восьмигранники или восьмерики, на которых располагаются шатер и дозорная вышка. Венчает конструкцию изящный шпиль с золоченым шаром, на котором закреплен полумесяц – символ исламской религии. Изначально навершием Сююмбике служил двуглавый орел, однако в 1918 году, по просьбе мусульманской части населения Казани, царскую эмблему убрали, заменив ее религиозным знаком. Сегодня высота самой узнаваемой башни Казанского кремля составляет 58 метров.

В XIX столетии по городу поползли странные слухи о том, что в металлическом шаре на шпиле Сююмбике спрятаны древние татарские рукописи. Подтвердить или опровергнуть местные байки можно было только одним способом – обследованием внутреннего пространства сферы, что и было проделано. Никаких исторических документов внутри найдено не было, зато на поверхности шара обнаружились дыры, послужившие основой для новых слухов. Якобы ценные манускрипты просто провалились сквозь отверстия и были подобраны кем-то из жителей Казани.

В начале XX века обнаружилось, что шпиль башни Сююмбике существенно отклонился от ее основания. Кроме того, кирпичная кладка в нижней части сооружения начала разъезжаться, угрожая полностью завалить проезд. Чтобы уберечь неофициальный символ города, пришлось «сжать» его на уровне первого яруса металлическим обручем. Железное кольцо ухудшило внешний вид старинного здания, но на некоторое время остановило его разрушение. Несколько десятилетий назад обруч лопнул, но так и не был демонтирован.

Легенды башни Сююмбике: ода вечной любви и царица-самоубийца

Выдающиеся архитектурные характеристики – это, безусловно, замечательно, но совершенно неинтересно для среднестатистического туриста, поэтому самый беспроигрышный способ привлечь внимание к памятнику древности – приписать ему какую-нибудь увлекательную историю, желательно с трагическим финалом. Что до башни Сююмбике, то сооружение является идеальным примером того, насколько органично мифы могут вплетаться в реальные исторические факты, рождая на свет такие обожаемые путешественниками легенды.

Своим названием сооружение обязано дочери ногайского бия Юсуфа, правительнице Казанского ханства, Сююмбике. Собственно, это единственный достоверный факт, который и лег в основу мифов, связанных со строительством башни. Например, одна из таких историй утверждает, что постройка стала своеобразным памятником первому супругу татарской наследницы, Сафа-Гирею. Безутешная вдова таким образом выражала свою любовь к безвременно почившему мужу. Что интересно, на самом деле этот брак был неудачным и в действительности Сююмбике своего суженого терпеть не могла.

Вторая история связана с именем знаменитого царя-тирана Ивана Грозного. Якобы после взятия Казани русский самодержец прельстился красотой местной правительницы и даже вознамерился взять ее в жены. Сююмбике такая перспектива не понравилась, и она решила отсрочить женитьбу, предложив сначала Ивану Грозному построить для нее башню. Темпераментный царь выполнил просьбу, и уже через неделю под окнами прекрасной татарки красовалась сторожевая вышка. Вот только удовлетворить свою страсть самодержцу так и не удалось: гордая пленница забралась на верхний ярус башни и спрыгнула вниз. Кстати, эту красивую легенду принято рассказывать посетителям башни, не обращая внимания на то, что на самом деле никакого суицида и в помине не было. После взятия Казани Сююимбике была выдана замуж (в третий раз) и спокойно встретила старость в г. Касимове, где потом и была похоронена. А вот строительство башни, как показали современные исследования, и впрямь велось в большой спешке, что в дальнейшем сыграло главную роль в ее «падении». Несмотря на укрепленный впоследствии фундамент и попытки зафиксировать конструкцию в устойчивом положении, дальнейшего крена сооружения избежать так и не удалось.

Башня Сююмбике: экскурсия по внутренним помещениям


Главный вход в башню Сююмбике перекрывают ажурные кованые ворота «День и Ночь». Черное кружево металлической решетки украшают золотые изображения месяца и солнца, над которыми в виде импровизированного нимба расположились 12 знаков зодиака.

В нижнем ярусе постройки прячется небольшой проход, идущий во внутренние помещения башни. Видавшая виды каменная лестница ведет посетителей в верхние «этажи» Сююмбике. Сегодня на втором и третьем ярусах располагаются небольшие отдельные залы, хотя изначально никаких перегородок, разделяющих башню на этажи не было.

В главном зале третьего яруса находится деревянная лестница, соединяющая помещение с террасой первого восьмерика (четвертый ярус башни). Если во время прогулки подойти к лестнице с внутренней стороны, то можно увидеть многочисленные «автографы», оставленные на деревянных ступенях посетителями башни Сююмбике. Самые старые из них помечены еще началом XX века, но есть и более современные варианты.

Пятый и шестой ярусы Сююмбике представляют собой все те же восьмиугольные комнаты с окошками, а вот на 7-м притаилось самое крошечное помещение (буквально 3 шага в длину). Впрочем, попасть сюда, как и в остальные залы башни, обычному туристу не удастся. Обычно все, что предлагает стандартная экскурсия к башне Сююмбике, – это прогулка по территории кремля и осмотр архитектурных особенностей сооружения.


Башня Сююмбике в Казани
  • Во время Великой Отечественной войны казанскими архитекторами были произведены замеры и составлены подробные планы башни Сююмбике. Собранные документы должны были помочь при восстановлении уникального памятника архитектуры, в том случае, если бы сооружение было уничтожено при бомбежке.
  • Высота башни Сююмбике на целых два метра выше ее знаменитой «падающей» родственницы – Пизанской башни.
  • По ночам на стенах здания включается электрическая подсветка, превращая сооружение в картинку из волшебной сказки.
  • Поговаривают, что вход в Сююмбике закрыли после того, как одна из посетительниц спрыгнула вниз с одного из ее ярусов.
  • Уникальный памятник древнего зодчества можно увидеть в приключенческом фильме 2013 года «Сокровища озера Кабан». Однако в большинстве эпизодов зритель видит не саму башню Сююмбике, а ее макет, построенный специально для съемок.
  • Местные жители уверяют, что, если прикоснуться к стенам башни с закрытыми глазами и загадать желание, то оно непременно исполнится.
  • Несмотря на принятые меры, полностью остановить наклон башни Сююмбике так и не удалось. Причиной тому – постепенное оседание грунта на кремлевском холме, так что не исключено, что со временем сооружение в прямом смысле упадет.

Как добраться

Есть три оптимальных способа добраться до башни Сююмбике – одной из главных архитектурных достопримечательностей Казани. Например, можно сесть на метро и сойти на станции «Кремлевская». Те, кто не хочет лишать себя удовольствия полюбоваться видами столицы Татарстана, могут выбрать троллейбус (7-й маршрут) и доехать на нем до остановки «Центральный стадион». Тот же путь можно проделать на автобусе (маршруты №1, 15, 35, 47, 75).

Сююмбике - правительница Казанского ханства, жена казанских ханов Джан-Али (1533-1535), Сафа-Гирея, Шах-Али, дочь ногайского бия Юсуфа и прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Идегея. Одна из первых мусульманок-глав государств в истории ислама.

Сююмбике – имя единственной женщины, которая правила Казанским Ханством. Настоящее имя – Сююк, а Сююмбике т.е. «любимой госпожой» её за доброту и отзывчивость называл народ.

Казанская царица Сююмбике в плену у Ивана Грозного Ильяс Файзуллин

Однажды Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица отказала русскому царю.
Тогда разгневанный Иван Грозный пришёл к стенам города с огромным войском, осадил город и сказал, что если Сююмбике не согласится выйти за него замуж, то он сотрёт Казань с лица земли.



Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Апофеоз)Ильяс Файзуллин


Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Пушечный двор) Ильяс Файзуллин

Чтобы спасти жителей Казани, Сююмбике была вынуждена согласиться выйти замуж при условии, но попросила необычный свадебный подарок – самую высокую башню,которую русский царь за семь дней должен построить в Казани. Условия царицы были приняты и началось спешное строительство.
В первый день положили первый ярус, во второй день – второй, в третий – третий....
К исходу седьмого дня башня была готова.


Ильяс Файзуллин

И начался свадебный пир. Гости пировали, а казанцы грустили. Они понимали, что больше не увидят Сююмбике – добрую госпожу.
Во время пира Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни, чтобы в последний раз посмотреть на Казань, Но, глядя на родной город, поняла, что не сможет покинуть его навсегда. Расплакалась и бросилась вниз головой.
Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.


Башня Сююмбике

Башня Сююмбике

Согласно другой легенде, не менее поэтичной, башня была специально построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея. Тело его покоилось в белокаменном мавзолее рядом с этой башней. Если верить словам очевидцев, над гробом своего мужа Сююмбике часто молилась, оплакивая его смерть и свою судьбу.


Прощание Сююмбике с могилой Сафа-Гирея. Худ. Н.Хазиахметов

Русский летописец так описывал прощание пленницы Сююмбике с могилой Сафа-Гирея перед насильственной отправкой ее в Москву:

«Пришла, убитая горем, в усыпальницу мужа, обняла с плачем могилу и причитала жалобно со словами: «О великий хан! Ты в неведении, что случилось с твоей любимой женой и сыном. Так знай же!
Отдаемся мы теперь в руки жестокому царю московскому. Не могла я одна противиться силе его и крепости. И не было того, кто помог бы мне. Хан мой милый! Услышь горький плач мой и открой темный свой гроб, и возьми меня, живую, к себе. И пусть будет нам гроб твой один на двоих - тебе и мне!».

И долго еще так причитала царица, и даже приставленный к ней воевода прослезился, и все находившиеся там люди плакали и рыдали. И проводил ее с честью весь народ Казанской земли, вспоминая разум ее, мудрость и большую заботу о знатных и совсем простых людях.


Камиль Муллашев

В действительности же Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юсуфа.
Первый муж Сююмбике Джан-Али был поставлен на престол в малолетнем возрасте согласованым решением промосковки настроенного правительства во главе с князем Булат Ширин и Московского князя Василия III.
Управление во время малолетства хана осуществляла царевна Ковгоршат, она же устроила брак Джан-Али с Сююмбике, что было приурочено к совершеннолетию хана и перехода власти к нему.
Брак был согласован с Москвой, причём Москва согласилась очень быстро, так как надеялась, через этот брак приблизить бия Юсуфа и создать определенный противовес сверженному хану из крымской династии Сафа Гирею, который находился у своего тестя, могущественного ногайского мирзы Мамая. Брак был неудачным, хан пренебрегал женой, у них не было детей. Сююмбике жаловалась отцу и просила её забрать. Юсуф предлагагал сместить хана и требовал вернуть дочь.
Все эти события стали предметом дипломатической переписки.


Рушан Шамсутдинов

Джан Али не устраивал не только жену, но и казанское правительство, которое, видимо, также не удовлетворяло давление со стороны Москвы и вмешательство во внутренние дела ханства.
В 1535 году при участии Булат Ширина и Ковгоршат был совершен переворот, Джан-Али был убит, а на трон повторно пригласили Сафа Гирея. Сююмбике стала его пятой женой.


Нияз Хазиахметов.Хан Сафа-Гирей

После смерти Сафа Гирея правила Казанским ханством в 1549-1551 годы в качестве регентши ввиду несовершеннолетия своего сына. Царица Сююмбике - одна из первых женщин-мусульманок в истории исламского мира, которые выполняли роль главы государства.
Утямыш-Гирей- казанский хан (1549-1551), сын Сафа-Гирея и Сююмбике.


Сююмбике и Утямыш.

После неожиданной смерти отца Сафа-Гирея, был возведен на престол в двухлетнем возрасте. При малолетнем хане регентшой была его мать Сююмбике.


Сююмбике с сыном Утямыш-Гиреем в русской тюрьме


Семья царицы Сююмбике. Копия с картины XVIII века. Неизвестный художник. Булгария


Казанская царица Сююмбике.

Так как Утямыш-Гирей был представителем крымской династии, после мятежа казанской знати против крымцев, в 1551 году был выдан казанцами Ивану Грозному вместе с своей матерью Сююмбике и казанской казной русским.
Был крещен в Чудовом монастыре, получив имя Александр Сафагиреевич,(ум. 11 (21) июня 1566)
Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля

В Патриаршей летописи об этом говорится, что они (казанцы) послали

К Шигалею (Шах Али) и к воеводам бити челом, чтобы государь пожаловал, гнев свой им отдал, а пленити их не велел, а дал бы им на царство царя Шигалея (Шах Али), а Утемыш-Гирея царя государь к собе взял и с материю Сююнбика-царицею...


Фиринат Халиков. Прощание с Сююмбике


Художник Василий Худяков.Плененная царица Сююмбике покидающая Казань.1870

Через полтора года против своей воли была отдана замуж за касимовского правителя Шах-Али, брата Джан-Али, первого мужа Сююмбике. Шах-Али стал ее третьим и последним мужем, вскоре увез царицу в г. Касимов, где она тихо и незаметно дожила свой век, где и умерла. Могила неизвестна.
Все это происходило, судя по Писцовым Книгам, еще до взятия Иваном Грозным Казани, поэтому легенда о башне всего лишь красивая легенда.

Искандер Рафиков


Нияз Хазиахметов


Наиль Лотфуллин


Искандер Рафиков


Анастасия Бузунеева.Танец Сююмбике



У Казанской царицы Сююмбике - Ильяс Файзуллин

Картина написана по заказу Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева и находится в Казанском Кремле.

Сюжет картины. Действие происходит в период август-сентябрь 1549 года. В центре на троне - Сююмбике, очаровательная женщина. Печать неутешного горя на ее лице (несколько месяцев назад она потеряла своего любимого мужа Сафа-гирея). Некоторое время спустя Казань вновь подвергнется осадам со стороны войск русского царя Ивана IV Грозного. А сейчас?… Она еще продолжает принимать гостей, вести переговоры. Сююмбике красива, умна, величественна. Она не может показать свою печаль: она царица, мать малолетнего хана.

Слева от Сююмбике сын известного улу-карача Булат-Ширина карач-бий Нурали-Ширин (руки за спиной). Рядом (с саблей) глава ее правительства военачальник оглан Кучак (Кощак). За ними (руки сложены на груди) Худай-кул - будущий глава правительства после пленения Сююмбике и гибели оглана Кучака. Слуга уводит ее уставшего сына Утямыша. Справа от Сююмбике (с четками) глава духовенства сеид Кул-шариф беседует с поэтом Мухамадьяром.
Далее: Сююмбике по тем временам была очень образованна. По ее велению была построена большая библиотека, в которую выписывались книги из многих стран Европы и Азии. Она принимала гостей из Фландрии, Флоренции, Германии, вела дела с Персией, Турцией, Арменией и т.д.
Перед троном: послы из Самарканда (первый склонился в почтительном поклоне, второй (со свитком) слушает их беседу). За ними посольство Сулеймана Ка-нуни Великолепного (турецкий султанат в то время имел огромное влияние и на политику Казанского ханства); гости из Москвы, Средней Азии, Западной Европы.

Картина "У Казанской царицы Сююмбике" написана в соответствии с историческими фактами и на основе консультаций с профессором Фахрутдиновым Равилем Габдрахмановичем - автором "Истории татарского народа и Татарстана", кандидатами исторических наук Завьяловой М.А. и Сусловой С.В., зам. директора Национального Культурного Центра "Казань" Шагеевой Р.Г., работниками хранилища краеведческого музея, Институтов Истории и Энциклопедии. Огромную помощь в подборке материала оказали работники Национальной Библиотеки г. Набережные Челны.

***



Адрес: Казанский Кремль.

История и архитектура башни Сююмбике

К сожалению, исторических документов на основании которых можно было бы определённо говорить о времени постройки башни Сююмбике не существует. Одни документы сгорели во время пожара в Москве в 1701 году, другие - во время взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году. Первое упоминание о башне приходится 1777 год в описании Казанского Кремля. Однако, археологические исследования фундамента башни которые неоднократно проводились в советское время, говорят о том что, скорее всего башня Сююмбике была воздвигнута в середине XVII столетия на месте существовавшей там ханской башни. Сторонники такой версии говорят о том, что возможно эта башня была построена на месте другой, более ранней постройки ханского периода, а именно с мечетью Нур-Али (Муралеевой), которая могла выполнять функцию минарета. Башня расположена за стенами Казанского Кремля , и с неё открывается изумительный вид. Именно, благодаря этому, возможно, на протяжении длительного периода башня несла своего рода дозорную функцию. Башня Сююмбике стоит на дубовых сваях, в то время как стены её кирпичные, скреплённые между собой известковым раствором. Первые три её яруса представляют собой мощные квадраты разной высоты. Следующие два яруса восьмиугольные, выше - это шатёр с кирпичными гранями и следующий - дозорная вышка над которой устремился в высь зелёный шпиль башни. Высота башни составляет - 58 метров. Она относится к так называемым "падающим башням", таким как например, широко известная Пизанская башня.

Легенды башни Сююмбике

Существует несколько легенд о предыстории строительства башни. Так, одна из самых красивых легенд гласит, что после взятия Казани Царём Иваном Грозным, ханская царица по имени Сююмбике, очаровала царя, который сделал ей предложение. Ивану Грозный Царица Сююмбике поставила условие царю Ивану Грозному - построить за семь дней самую высокую башню в Казани и тогда она согласится уехать с ним в Москву. Царь выполнил просьбу: за семь дней была построена башня из семи ярусов, которая возвышалась над всей Казанью. Царица Сююмбике под предлогом желания проститься с Казанью перед отъездом попросила разрешения взглянуть в последний раз на любимый город с высоты этой башни. Но взобравшись на её вершину не желая покидать город - она бросилась вниз. Именно в том направлении в котором она бросилась появляется наклон у башни. В настоящее время отклонение её шпиля от вертикали составляет уже 1,98 метров. Кто-то говорит, что самой причиной взятия Казани русскими войсками был именно отказ царицы Сююмбике Ивану Грозному, которого поразила красота царицы Сююмбике увиденную им на портрете.
По другой версии, Царица Сююмбике была замужем три раза и прожила долгую и спокойную жизнь в городе Касимов и судя по всему все эти события которые связывают с её именем происходили до взятия Иваном Грозным Казани. Но есть и доподлинно известные факты. По этим данным у царицы Сююмбике был сын царевич Утямыш-Гирей. Его вместе с другими пленными, после взятия Казани отправили в Москву в качестве заложника. Его насильно крестили при дворе царя Ивана Грозного, и дали ему имя Александр. Но царевич Александр прожил не долго. Он умер в двадцать лет и был похоронен в Московском Кремле.
Долгое время существовала и другая легенда связанная с башней Сююмбике. Дело в том что, до 1830 года на шпиле башни красовалось золочённое яблоко, в котором по преданиям были спрятаны значимые мусульманские летописи и документы. Но когда по приказу министра внутренних дел Российской Империи яблоко было снято со шпиля и в присутствии именитых татар оно было вскрыто, оказалось, что яблоко оказалось внутри пустым, а само оно изготовлено из обычной латуни, а не из золота.
В любом случае, сегодня башня Сююмбике является ярким символом Казани, наряду с другими памятниками древности, такими как Казанский Кремль.

Башня Сююмбике — одна из существующих в мире «падающих» башен, на 2 метра выше Пизанской (58 метров). Это такой же символ города, как сам Кремль и недавно построенная мечеть Кул Шариф.

Особенность башни — в ее архитектуре. Она состоит из трех прямоугольных ярусов с галереями и парапетами и четырех восьмигранных ярусов. Когда-то ее шпиль венчало «яблоко» — золотой, как считалось, шар, где хранятся древние мусульманские документы. Чтобы проверить эту легенду, в 1830 году шар сняли, и оказалось, что сделан он из латуни, а внутри пустой — так был развенчан самый популярный миф.

История башни Сююмбике до сих пор вызывает бурные споры среди специалистов. Чаще всего годом строительства называют 1645-1650-е года. Профессор С. Шпилевский, один из авторитетных краеведов и археологов 19 века считал, что она имеет татарское происхождение, тогда как его современник татарский этнограф Каюм Насыри был уверен, что ее возвели уже после покорения Казани.

В 70-х годах 20 века под руководством археолога Альфреда Халикова проводились раскопки возле фундамента Сююмбике, в результате которых ученый пришел к выводу, что она появилась не ранее последней четверти XVII века. Рядом обнаружили более древний фундамент, относящийся к дозорной башне 12-15 веков, на котором частично возвели новую, из-за чего и произошел крен. Специальный комплекс мер позволил предотвратить дальнейшее «падение».


Легенда о башне Сююмбике

Каждый житель Казани знает легенду о татарской царице Сююмбике. Иван Грозный, увидев портрет прекрасной ханши, влюбился в нее и решил сделать своею царицей. На что получил отказ, который и стал причиной похода на Казань. После долгой осады русские войска взяли город, и царь потребовал согласия на брак.

Хитрая Сююмбике поставила одно условие: чтобы за семь дней он построил башню, такую же красивую и стройную, как сама ханша. В день мастера возводили по ярусу и успели в срок. Сююмбике поднялась на самый верх, оглядела свои родные просторы и бросилась вниз. После этого башня получила имя смелой ханши.

Но это, конечно, лишь красивая легенда. На самом деле Сююмбике после двух браков вышла замуж в третий раз за взошедшего на ханский престол Шаха Али, брата первого мужа, и уехала с ним в Касимов, где умерла в престарелом возрасте. Если верить источникам, все это случилось до завоевания Казани Иваном Грозным.