Освещение литейного моста. Литейный мост. История и мистические легенды. Литейный мост - Видео

22.06.2024 Барнаул

Литейный мост является вторым постоянным мостом, построенным на территории Санкт-Петербурга. Он соединяет Выборгскую сторону с центральными районами города. От Невского проспекта перпендикулярно мосту, берет начало Литейный проспект. С моста на Выборгской стороне можно поспасть на улицу Академика Лебедева. Литейный мост отличается по многим параметрам от своих «братьев», и этим его уникальность. Итак, пришло время открыть занавесу тайн создания этого архитектурного чуда и отправиться в прошлое.

Прошлое… как все начиналось

В конце 19 века Выборгская сторона стала развиваться благодаря различным заводам и фабрикам, расположенным на ее территории. Из-за большого потока грузоперевозок, наплавной мост стал не справляться со своими обязанностями. Такая ситуация могла нанести урон работе заводов, и было принято срочное решение о строительстве постоянного моста.

В 1869 году 22 августа городская дума объявила международный конкурс на лучший проект. В нем приняли участие иностранные инженера и мостостроители. Из 17 работ, представленных на суд комиссии, выиграл проект инженера Аманда ЕгОровича СтрУве.

Строительные работы были начаты в 1875 году 30 августа. Руководителем был назначен Аманд СтрУве. При строительстве моста использовался кессонный метод, который на тот момент был диковинкой, не только в Петербурге, но и во всем мире.

Для справки: данный метод заключается в погружении огромных ящиков на максимальную глубину реки, затем после того как вода заполняет пространство, ее откачивают под сильным напором и уже потом спускаются рабочие, чтобы выкопать грунт и забить сваи.

При изготовлении несущих элементов пролетных строений была использована сталь, такое решение на тот момент было настоящей сенсацией. На этом новшество использованные при строительстве переправы не закончились. Еще одним необычным решением было использовать в качестве освещения – электричество.

Торжественное открытие моста состоялось в 1879 году 30 сентября. Все участники строительных работ удостоились различных наград, а Аманд СтрУве получил чин генерал-майора. Недалеко от новой переправы располагался Литейный двор, основанный в 1711 году, поэтому мост решили назвать «Литейным». Однако городская управа решила именовать переправу в честь императора Александра Второго, но петербуржцы решили по своему, и на страницы истории города вошел Литейный мост.

Новая переправа выглядела величественно и состояла из шести пролетов. Пять из них были металлическими не разводимыми, а шестой пролет являлся разводным. Отдельное внимание требует к себе функция разводного механизма. Дело в том, что и здесь была использована новейшая система. Первоначально, механизм развода моста срабатывался при помощи вОрота, он в свою очередь приводился в действие восьмью рабочими. Но со временем, механизм был переделан, и теперь основную работу развода моста осуществляла водяная турбина.

На тот момент Литейный мост был единственной переправой имеющий подобную систему разводного пролета.

На переправе были установлены перила двух видов. Металлические перила с простым незатейливым рисунком были расположены на разводном пролете переправы. На остальной части моста были установлены чугунные перила, которые своим видом могли сравниться с произведением искусства.

Всего на перилах в этой части моста были установлены 546 секций. На каждой из них была изображена невская красавица – русалка. В ее руках находился герб Петербурга – щит увенчанный короной, а также перекрещенных два скипетра, речной и морской. Хвосты речных красавиц, были изящным образом вплетены в фигурный орнамент. Остальное пространство было оформлено изображением фантастических морских обитателей, которые стремятся окунуться в водную пучину. Даже в оформлении моста, создатели внесли очередную диковинку. Дело в том, что вся пышность оформления моста относится к двум стилям. Первый – это меандр, который окаймляет каждое звено, такое оформление использовалось во времена античности. Второй стиль – это чрезмерно пышные листья, такой узор часто использовался в стиле барокко.

Реконструкция… новая жизнь

Во время Второй мировой воны мост сильно пострадал, и срочно требовался в ремонте. Однако лишь в 1964 году после завершения реконструкции Волго-Балтийского канала было решено провести полную реконструкцию моста. Проект реконструкции переправы был разработан архитекторами и инженерами из института Ленгипротрансмост.

При реконструкции переправы были заменены металлические строения. Также был полностью изменен разводной пролет моста. Из-за реконструкции Волго-Балтийского канала, по этой части Невы стали проходить крупные морские суда, прежний разводной пролет был узким, и причинял массу неудобств судам. Поэтому новый разводной пролет установили в глубокой части русла реки. Общий вес разводного крыла составлял 3225 тонн, благодаря механизму подъема, который был снабжен гидроприводом, развод моста проводился в течение 2-х минут. Ширина моста была увеличена, и теперь движение по переправе было трехрядным.

Кроме технических характеристик, реконструкция моста коснулась и его художественного оформления. Ограждения сохранили свой первозданный облик, на пяти пролетах, а вот на разводном пролете, были установлены новые ограждения. По художественному оформлению они были копией старых перил, но сделаны из более легкого сплава. Были установлены новые фонари с соответствующим рисунком. Под мостом, были сооружены дорожки со спуском к воде.

Характеристика

Общая ширина моста составила 34 метра, длина 396 метров, мост состоял из 6 пролетов. Разводной пролет поднимался за 2 минуты под углом 67 градусов. Общий вес конструкции данного пролета составлял 3225 тонн.

Факты из истории

В 1876 году 16 сентября из-за резкого оседания опоры, со дна Невы в кессон хлынул жидкий грунт, в результате 5 человек погибли. В момент, когда производилась закладка фундамента, в кессоне произошел взрыв, и 9 человек погибло.

Впервые в истории мостостроения Петербурга при строительстве Литовского моста была использована в качестве освещения электричество. Это решению способствовали определенные обстоятельства. Физик Павел Яблочкин является первым изобретателем электрической лампы в мире. Он запатентовал свое изобретение, и, приехав в Россию, открыл завод. По его планам, в России его изобретению гарантирован был успех, однако народ не торопился покупать новинку, завод стал терять убытки. На помощь Яблочкину пришли подрядчики, которые строили Литейный мост. Они заказали большую партию лапочек, и мост стал освещаться благодаря электричеству.

Многие, критиковали все новшества, используемые при строительстве моста, однако опасения были напрасными. Уже многие годы Литейный мост, является одним из красивых переправ. Он, «герой» нашего времени прошедший долгий путь и испробовавши на себе множество новинок в плане мостостроения и инженерии.

Литейный мост – один из первых постоянных переправ через Петербургскую Неву, который расположился над самым глубоким местом реки. Он первым в мире засиял светом электрического освещения, первым получил мистическую славу из-за необъяснимых происшествий, которые регулярно пугают и одновременно привлекают туристов и сегодня.

Краткая история строительства моста

Строительство второй постоянной переправы, которая соединила центральную часть Санкт-Петербурга с улицей академика Лебедева началось в 1875 году. Авторами сложной работы по строительству Литейного моста стали военный инженер А.Е. Струве и А.А. Вейса.

Очень трудная, изматывающая и приведшая к человеческим жертвам постройка моста длилась 4 года. Стоимость возведения значительно превысила смету и составила более 5 миллионов рублей. В итоге горожане и гости Петербурга 30 сентября 1879 года получили стальной мост длиной в 396 метров и шириной в 34 метра.

За более чем 100-летнюю историю Литейный мост один раз реконструировался. В 1967 году мост полностью обновили. Были заменены металлические конструкции, разводная часть моста сдвинулась к более глубокой части русла, но перила не были затронуты.

Загадки моста

Еще до основания постоянной переправы жители города старались обходить стороной места вблизи Литейного двора. Что в давние времена, что в последние годы с названием мота ассоциируются десятки несчастных случаев, трагедий и непонятных происшествий.

По словам историков, ранее на месте моста находился Древний Атакан – огромный камень, который омывали кровью захваченных пленных племена, обитавших в устье Невы.

Самые загадочные истории, связанные этим мистическим местом:

  • Во время лунного затмения на Литейном проспекте, совсем рядом с мостом появляется мост-двойник. Говорят, что под ним в водоворотах пропадают корабли.
  • Строительство моста понесло множество человеческих жертв: одни источники дают информацию о 40, другие – о 100 смертельных случаях. Не понятно, то ли это связано со спешкой, в которой происходило строительство, то ли с мистической историей об кровавом Атакане, который по прошествии сотен лет все так же требует жертвоприношений.
  • По статистике, наибольшее количество самоубийств происходит именно на Литейном мосту. Согласно одной из легенд, во времена правления Анны Иоанновны в стену моста заживо вмуровали ведьму, смех которой слышно после очередного самоубийства.

Большинство историй, связанных с Литейным мостом – печальные и пугающие, но это только привлекает к себе туристов и жителей города.

comments powered by HyperComments

Литейный мост стал вторым постоянным мостовым сооружением в Петербурге. Мост, построенный на месте нерегулярной Благовещенской переправы, соединил Литейный проспект с Выборгской стороной города. Возведение объекта стало знаковым событием для города на Неве. При строительстве были воплощены передовые для тех времен инженерно-технические идеи.

Для туристов Литейный мост – один из культовых объектов Санкт-Петербурга. Уникальная разводная конструкция делает мост едва ли не самым узнаваемым в мире. Кроме того, туристы заинтересуются архитектурными особенностями, историей и наличием большого количества достопримечательностей неподалеку.

Благовещенская переправа через Неву возникла еще до решения Петра I об основании Петербурга. Действовала переправа только в зимнее время, когда реку в этом месте сковывал лед. Пользовались переездом в основном купцы, следовавшие из Новгорода в Выборг.

В 1786 г. здесь соорудили из бревен наплавной мост, получивший название Воскресенский. Эта переправа прослужила больше полувека. В 1849 г. власти Петербурга решили разобрать Литейный двор и освободившееся место использовать в качестве продолжения Литейного проспекта. Для переезда с этой улицы на Выборгскую сторону использовался Воскресенский мост, который получил новое название – Литейный.

Весной 1865 г. на Неве прошел мощный ледоход, снесший наплавную переправу. Жизнь города была частично парализована. Это событие подтолкнуло власти Петербурга к окончательному решению проблемы – строительству постоянного моста через Неву. Обсуждения и согласования длились четыре года. Наконец, в 1869 г. Гордума Петербурга поддержала идею властей.

Специальная комиссия объявила конкурс проектов, на который российские и иностранные компании представили 17 работ. В 1872 г. был назвал победитель – британская архитектурная фирма, предложившая проект моста арочной конструкции с наличием двух разводных пролетов.

Впрочем, англичанам не суждено было приступить к реализации своей идеи. В дорожном министерстве выбранный комиссией проект назвали слишком дорогим и небезопасным. В итоге был назначен новый конкурс, победу в котором одержали инженеры А. Е. Струве и А.А. Вейс.

Струве и Вейс предложили конструкцию с шестью постоянными пролетами и поворотным крылом у левобережья Невы. С авторами проекта был заключен контракт, в соответствии с которым строительство моста предполагалось завершить за 4 года.

В 1875 г. наплывной мост был разобран. Строители приступили к сооружению опор новой переправы, и сразу стало понятно, что с этим их ждут серьезные проблемы. Глубина Невы в этом месте составляет 24 метра, а дно сильно заилено. Решение было найдено в использовании огромных фундаментов-кессонов.

К сожалению, при возведении моста не обошлось без человеческих жертв. Осенью 1876 г. один из кессонов неожиданно просел, и в него начала поступать вода. Жертвами аварии стало 5 человек. Второй несчастный случай стал еще более трагичным по количеству погибших: в 1877 г. один из кессонов взорвался и затонул, в результате погибло 29 мостостроителей.

Аварии потребовали дополнительного финансирования, но на сроках работ, в целом, сказались не сильно. В 1879 г. мост был открыт. Ему было присвоено название «Александровский» - по имени правящего тогда царя Александра II. Мостостроители были награждены и повышены в должностях.

Поворотная часть моста приводилась в движение с помощью специального ворота, который вращали восемь работников. Позднее эту устаревшую систему заменили на водонапорную турбину, открывавшую мост для прохождения кораблей уже через 20 мин.

Литейный мост отличается уникальными литыми решетками, изготовил которые знаменитый архитектор К. Рахау. На каждом пролете решетки находится выполненный из чугуна барельеф: две русалки держат в руках щит, на котором изображен герб Петербурга. Всего в ограждении 546 художественных секций. На разводном пролете моста решетка отсутствует.

Александровский мост обошелся государству в 5,1 млн. руб. – колоссальные деньги по тем временам. Изначально планируемая цена была превышена в 1,5 раза. Впервые для изготовления пролетных конструкций моста была использована сталь – ранее для этих целей применяли чугун. Кроме того, переправа стала первым мостовым сооружением Петербурга, освещенным электричеством.

Историческое наименование объекта – Литейный мост - было возвращено после революции 1917 г.

В середине 60-х гг. 20-го в. из-за изменившихся судоходных условий было принято решение о масштабной реконструкции Литейного моста. Работы были поручены ленинградским инженерам. Руководителем группы стал Л. Вильтгруде, план разработал Ю. Синица. На месте строительство контролировал инженер Ю. Кожуховский.

В ходе реконструкции поворотное крыло было заменено на постоянный пролет, а в центральной части моста было сооружено разводное звено.

Кроме того, мост стал частично пешеходным – с двух сторон были оборудованы тротуары. Со стороны Литейного проспекта к переправе подвели две современные автомобильные трассы.

Эксперты признали реконструкцию Литейного моста исключительно удачной: значительно повысилась пропускная способность сооружения, внешний облик переправы стал гармоничнее.

Многие туристы приезжают в Петербург, чтобы полюбоваться разводкой мостов. Это завораживающее, удивительное зрелище, которое невозможно наблюдать больше нигде в мире. Разводка Литейного моста начинается в конце марта, заканчивается в конце декабря. В 1.40 движение по мосту завершается, в 1.50 включается подъемная система. В 4.45 движение по мосту возобновляется.

Неподалеку от Литейного моста находятся такие достопримечательности, как Большой дом на Литейном, Новый Арсенал и Площадь Ленина.

Литейный мост через Неву соединяет Центральный и Выборгский районы Санкт-Петербурга. Мост шестипролетный, его длина — 394,3 метра, ширина — 34,6 метра.

Левобережный пролет сталежелезобетонный разрезной балочный. Правобережные пролеты перекрыты четырехпролетной неразрезной сталежелезобетонной балкой. Разводной пролет однокрылый раскрывающегося типа, длина — 55,4 метра, масса — 3325 тонн. При разводке моста он поднимается под углом 67 градусов за 4 минуты.

Чугунное перильное ограждение отлито по проекту архитектора Карла Рахау. В центре каждой секции перил изображен картуш — щит с гербом города, его держат две русалки, а их хвосты вплетены в растительный орнамент. Решетка Литейного моста включена в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного значения.

История моста

Литейный — второй постоянный мост, построенный в Санкт-Петербурге. Еще до основания города на этом месте была переправа, соединяющая левый берег Невы с правым, новгородскую дорогу и путь на Выборг. Это был путь из России в Швецию.

Свое название мост получил от Литейного двора, основанного в 1711 году на левом берегу Невы. С 1786 года Литейную часть города с Выборгской стороной связывал Воскресенский наплавной мост. Он находился в створе Воскресенского проспекта (ныне проспект Чернышевского). В 1849 году был разобран Литейный двор и Литейный проспект был выведен к Неве. Воскресенский мост перевели в створ Литейного проспекта и назвали Литейным.

В апреле 1865 года наплавная переправа была сорвана после бурного ледохода. Специальная экспертная комиссия предложила соорудить постоянную переправу. И в 1869 году на заседании Городской Думы было принято решение о строительстве нового моста между Литейным проспектом и Выборгской стороной.

На конкурс проектов Литейного моста было представлено 17 работ, в том числе несколько иностранных. В декабре 1872 года Городская Дума отдала первое место проекту под девизом «Вестминстер», выполненному английской фирмой. Однако Министерство путей сообщения не согласилось с таким выбором и создало свою собственную комиссию.

В итоге победителем был признан проект инженер-полковника А.Е. Струве и инженер-капитана А.А. Вейса. Он предусматривал шесть пролетов с поворотным крылом у левого берега Невы. Работы планировалось завершить за четыре года. Закладка новой переправы состоялась 30 августа 1875 года.

Условия строительства были крайне сложными. Именно здесь Нева имеет наибольшую глубину — 24 метра. Дно реки покрыто глубоким слоем илистой глины. Зато Литейный мост стал одним из самых современных на то время инженерных сооружений.

Так, материалом для несущих конструкций была выбрана сталь, а не чугун, как при строительстве Благовещенского моста. Высокая прочность стали позволила увеличить пролеты арок в полтора раза. Настоящим прорывом в развитии мостостроения стала новая конструкция разводного механизма. Поначалу разводка осуществлялась при помощи простейшего ручного механизма, который приводился в действие бригадой из 8 человек. Однако вскоре здесь установили водяную турбину мощностью 35 лошадиных сил, подсоединенную к городскому водопроводу. Такая система была единственной в мире. Путь для судов открывался всего за 20 минут.

Литейный мост стал первым в мире постоянным мостом, который освещался электричеством. На нем были установлены фонари с электрическими «свечами» - изобретение Павла Яблочкова.

Мост был сооружен шестипролетный. Разводной пролет находился у левого берега и представлял собой однорукавную симметричную поворотную систему. Ширина Литейного моста составила 24,5 метра, ширина разводного пролета — 19,8 метров. Масса металлических пролетных строений — 5902 тонны.

Чугунные перила моста отлили на заводе Кахуна по проекту архитектора Карла Рахау. Рисунок решетки олицетворяет Санкт-Петербург как морскую державу. На разводном пролете установили металлические кованые перила простого рисунка.

Торжественное открытие Литейного моста состоялась 30 сентября 1879 года. Стоимость строительства составила 5 100 000 рублей, что в полтора раза превысило сумму, заложенную в проекте. Однако за проведенную работу инженер-полковник Струве был произведен в чин генерал-майора, все участники строительства получили награды.

В 1903 году в связи с празднованием 200-летия Санкт-Петербурга переправу переименовали в мост Императора Александра II, а в 1917 году вернули прежнее название.

В годы Великой Отечественной войны в один из пролетов попала авиабомба, однако не взорвалась, а лишь пробила его.

В 1964 году завершилась реконструкция Волго-Балтийского водного пути, что потребовало более удобного сообщения по Неве. Литейный мост необходимо было перестроить. Проект обновленного моста разработала группа инженеров института «Ленгипротрансмост» под руководством инженера Л.А. Вильдгрубе и архитектора Ю.И. Синицы.

Реконструкция моста проходила в 1966-1967 годах. В процессе ремонта перестроили верхнюю часть опор и установили новые металлические пролетные строения. Также перестроили огромный бык у разводного устоя, на который опиралась прежняя конструкция. Прочные дубовые сваи опор было решено не заменять — их просто обрамили железобетоном.

Старый поворотный разводной пролет заменен раскрывающимся и перемещен ближе к центру, где Нева глубже. Увеличена длина разводного пролета, также выросла и его масса. Обновленный мост стал на 10 метров шире.

Перила пяти пролетов после реконструкции остались прежними, а для разводной секции были отлиты копии исторической решетки из легкого сплава. Установлены новые фонари, гармонирующие с рисунком ограды. На левом берегу перильное ограждение завершается гранитными парапетами с памятными досками. Вдоль набережной под мостом оборудованы пешеходные дорожки, устроены гранитные спуски к Неве, а на подходах к мосту построены двухуровневые транспортные развязки.

Летом 2016 года на мосту выполнен ремонт асфальтового покрытия.

Дополнительная информация

16 августа 2002 года с опорой Литейного моста столкнулся сухогруз «Каунас», следовавший из Нижнего Новгорода с грузом металлопроката. Судно накренилось и пошло ко дну носом вниз. Судоходство по Неве было восстановлено только 23 августа, когда была извлечена рубка сухогруза.

Литейный мост - Видео

1851. Во второй половине XIX века в Петербурге был объявлен международный конкурс на строительство нового моста через Неву. На конкурс было представлено семнадцать проектов.

Победил инженер А. Е. Струве, по проекту которого в 1875–1879 годах мост был построен в створе Литейного проспекта. Его художественное украшение выполнено по рисункам архитектора К. К. Рахау. Чугунные перила моста оформлены звеньями с изображениями русалок, удерживающих герб Петербурга. Таких звеньев 273. Учитывая, что гербы находятся по обе стороны решеток, общее их количество составляет 546. В 1851 году мост был назван Литейным, по Литейному проспекту, в створе которого он находится.

Возведение моста было окружено мистическими рассказами о некоем священном валуне, или «кровавом камне Атакане», на дне Невы, которому в стародавние времена приносили человеческие жертвы. Если верить древнейшим преданиям, этот так называемый философский камень медленно дозревает на дне Невы. Когда он окончательно дозреет, утверждает предание, на земле наступит рай.

Говорят, будто некие мистические силы не раз предупреждали строителей моста, что древние боги этих мест не простят бесцеремонного вмешательства в их владения и скоро начнут мстить. И действительно, уже при возведении опор несколько десятков рабочих погибло, а еще через год строительство моста неожиданно было прервано мощным взрывом, при котором погибло еще около сорока человек. Но когда и такое страшное предупреждение не подействовало и мост все-таки достроили, он стал одним из самых мощных в Петербурге полюсов притяжения самоубийц. Казалось, какая-то неведомая сила притягивала их со всего города, чтобы здесь, на этом мосту, они сводили счеты со своей жизнью.

1879. В 1879 году мост переименовали. Ему присвоили имя царствующего императора. Он стал мостом Императора Александра II. Иногда на картах Петербурга можно встретить менее официальный вариант этого топонима: Александровский мост. Однако ни то, ни другое название в Петербурге не прижилось. Мост продолжали называть Литейным, хотя, как нам кажется, никаких официальных документов на этот счет не было. Не подвергся мост никаким переименованиям и в советское время.

О мистических свойствах Литейного моста вспомнили еще раз в начале блокады. Казалось, мост стал единственным в городе объектом, который с удивительной регулярностью обстреливался немецкой артиллерией. Понятно, что это было связано с близостью Финляндского вокзала – единственной точкой соприкосновения блокадного Ленинграда с Большой землей. Но в осажденном городе были уверены, что это была плата за строительство моста на том самом, проклятом некогда древними богами месте. По свидетельству блокадников, Литейный мост в то время называли Чертовым.

Говорят, и сегодня наибольшее количество больших и малых аварий речных судов в Петербурге происходит при их проходе именно под Литейным мостом. И каждая из аварий в очередной раз напоминает петербуржцам о древнем заклятье, якобы связанном с тем самым неведомым подводным валуном.

Как утверждают петербуржцы, Литейный мост чаще других закрыт для движения пешеходов и транспорта. Его то реконструируют, то ремонтируют. Может быть, так происходит со всеми городскими мостами, но именно Литейный вдруг оказался героем парадоксального объявления, рожденного в придирчивых умах петербуржцев: «Литейный мост закрыт. Пользуйтесь услугами Аэрофлота».

Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре.
Купить книги Н.А. Синдаловский |