Расписание богослужений на средней рогатке. Расписание богослужений. Расписание богослужений на июнь месяц

11.07.2024 Барнаул

Церковь преподобного Сергия Радонежского на Средней Рогатке - действующий православный храм в Санкт-Петербурге на территории Пулковского парка.

Церковь является частью великолепного храмового комплекса, куда так же входят: храм Рождества Христова и храм Георгия Победоносца. Сергиевская церковь была построена в период с 1998 по 2001 гг. в связи с необходимостью более вместительных молельных помещений для местного прихода. Автор проекта - швейцарский архитектор Юстус Дахинден. Архитектурный стиль - псевдорусский (стилизация под псковские храмы). Вместимость храма - 250 человек.

Храм построен на одном из островов (ныне о. Сергиев) Среднерогатского пруда, что создает впечатление загородного монастырского комплекса. Храм обнесен белокаменной оградой, как классические древнерусские монастыри. Каменные врата с крестом - точная копия врат церкви Георгия Победоносца в селе Ложголово Сланцевского района Ленинградской области.

Средняя Рогатка - исторический район на юге Санкт-Петербурга (между станциями метро "Московская" и "Звездная").

В районе трех храмов в начале Московского шоссе располагается Кикерейскино (фин. Лягушкино болото), ныне известный как пруд Парка героев, или Среднерогатский пруд.

Средняя Рогатка - бывшая немецкая колония, основанная в 1765 г. выходцами из Бранденбурга и Вюртемберга.

Средняя Рогатка получил своё название от того, что тут находился шлагбаум, или, как тогда говорили, рогатка, и сторожевая будка с караульными.

Ставили их в петровское время для «препятствия проходу злонамеренных людей»: беглых солдат и крепостных, пытавшихся уйти из Петербурга; извозчиков, нарушавших царский указ о привозе на каждой подводе трёх камней для мощения петербургских улиц, и тех городских жителей, которые хотели выехать без разрешения.

В 1958 поселок Средняя Рогатка упразднен, а его территория переподчинена исполкому Московского района.

До 1971 года у Средней рогатки стоял путевой Среднерогатский дворец, построенный Растелли для императрицы Елизаветы Петровны в 1754 г. При строительстве Монумента Победы на площади дворец не вписался в проект. Он стоял обращённым главным фасадом к Московскому проспекту, а к парадной площади оказывался торцом.

В 1744 Средней Рогатке поставили столб с изображением трёх рук, указывавших направление трёх дорог: на Петербург, на Царское Село и Москву, на Петергоф и Варшаву. В народе столб получил название «Три руки». Позднее их стало четыре, что дало ещё одно название путевому дворцу - Дворец «у четырёх рук». В 1831 г. здание отремонтировали, несколько перестроили и в нём разместился «Трактир трёх рук».


В конце 1990-х гг. вследствие крайней нужды в новом, более обширном и вместительном храме для молящихся, решено было на одном из островов Среднерогатского пруда, ближайшем к действующей церкви, выстроить новый каменный храм, в котором могли бы одновременно присутствовать на богослужении до 250 человек.

Посвятить главный и единственный престол этого храма решено было, как и задумывалось еще в 1992 году, при создании прихода, преподобному Сергию, игумену Радонежскому и всея Руси чудотворцу. Храм расположился внутри белой каменной ограды со Святыми вратами на небольшом острове, получившем имя Сергиев, посреди Среднерогатского пруда.

В первой половине лета 1999 года по вновь сооруженному мосту на остров стали доставляться вручную необходимые строительные материалы, еще зимой 1998-1999 гг. здесь были возведены каменные ворота, увенчанные позолоченным крестом и украшенные образом преподобного Сергия.

К июню 1999 г. был выкопан котлован под фундамент храма, в июле фундаменты были уже готовы. 18 июля 1999 года, в праздник обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, состоялась торжественная закладка храма, которую совершил настоятель протоиерей Адриан Должиков.

В основание алтарной стены был положен закладной камень и замурована закладная плита из черного гранита. Все здесь приходилось делать вручную, никакие транспортные средства не перевозили на остров строительные материалы.

В это же время, во второй половине 1999 - начале 2000 года на острове были возведены здания свечной, дома для духовенства, домика привратника. В канун осеннего праздника прп. Сергия на завершенную колокольню были подняты колокола, отлитые на Балтийском заводе.


Под сводами храма для лучшей акустики были установлены резонаторы-голосники, - по образцу древнерусских церквей. Над притвором устроены хоры, сооружена каменная лестница, ведущая на колокольню. Храм и притвор украсили величественные паникадила. К концу 2000 года строительство церкви было завершено, произведено благоустройство острова.

Освящение храма малым чином состоялось в праздник 2000-летия Рождества Христова, 7 января 2001 года.

В 2001 году временный иконостас церкви был заменен постоянным пятиярусным, сооруженным по образцу древних, XV - XVI вв., за образец которого взяты древнерусские образцы храмов Троице-Сергиевой лавры и иных святынь Северной и Средней Руси.

Выдержанный в древнерусском стиле храм напоминает древние погосты и отражается в водах пруда, организуя вместе с остальными постройками церковного комплекса всё пространство южной части парка.

Этот храм, проект которого безвозмездно создал швейцарский архитектор Юстус Дахинден, является приходским центром. Он построен в стиле древних псковских церквей , с одним куполом и стоящей рядом звонницей.

Комплекс церкви Сергия Радонежского по структуре очень напоминает монастырь на острове...

24 сентября 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил великое освящение домового храма в честь Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому на подворье Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря в Московской области и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Его Высокопреосвященству сослужили братия Троице-Сергиевой лавры и духовенство Богородице-Рождественского монастыря.

За богослужением молились настоятельница Богородице-Рождественской обители игумения Викторина (Перминова), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря игумения Антония (Минина).

По окончании Литургии владыка Феогност поздравил молящихся с освящением храма и обратился к ним с архипастырским словом:

«Хотелось бы сердечно поблагодарить нашего Первосвятителя за благословение освятить храм — совершить это великое таинство. Как вехозаветный Ковчег и Крест в новозаветное время стали началом новой жизни, так и освящение храма — это начало его благодатной жизни.

Воистину самое трудное — отделить главное от второстепенного, и часто главное теряется для нас в каких-то деталях. И вся жизнь человека зачастую проходит в суете, а самого главного он не сделал.

Одним из главных событий русской истории стало явление преподобному Сергию Божией Матери. Даже святителям и другим преподобным отцам не было подобного дивного явления с обетованием: "Не ужасайся, избранниче мой! Приидох бо посетити тебе. Се услышана бысть молитва твоя о ученицех своих, о нихже молишися, и о обители твоей, да не скорбиши прочее: ибо отныне всем изообительствуеть, и не токмо дондеже в житие си, но и по твоем еже к Господу отхождении неотступна буду от обители твоея…"

В наши дни мы задумываемся над тем, почему сегодня нет откровений и явлений. Ведь пророчество не умалилось и Дух Божий живет в Церкви. Но мы сами живем в каком-то удаленном от Богоявления месте. И это удаление не территориально — это наше духовно-душевное состояние.

Во время явления Божией Матери преподобный Сергий все видел и слышал, а его келейник и один из ближайших и лучших учеников преподобный Михей ничего не видел и не слышал. Обратим внимание, какие слова говорит ученик преподобного: "Отче, что это было? У меня чуть душа от тела не разлучилась ". Но насколько был велик преподобный Михей по отношению к нам! А у нас уже нет такой духовной чуткости и страха Господня.

Божии явления рядом с нами, просто мы утратили возможность слышать и видеть. У нас нет ни видения, ни слышания, ни страха, а только легкий ропот: "А почему у нас ничего подобного нет? " Все есть, просто мы стали невосприимчивыми к этой благодати. Но все равно наше сердце наполняется радостью и особым благоговением, потому что мы так или иначе принадлежим к духовному стаду преподобного Сергия. Ведь вся история — даже если говорить про ХХ век — связана с преподобным Сергием: в его обители были великие старцы, туда стекался народ. Приходящие сегодня в Церковь так или иначе связаны с теми, кто вышел от преподобного Сергия. И это далекое родство наполняет сердце радостью. Аминь».

Санкт-Петербургский храм во имя преподобного Сергия Радонежского на Средней Рогатке Санкт-Петербургской епархии

В конце 1990-х годов вследствие крайней нужды в новом, более обширном и вместительном храме для молящихся, решено было на одном из островов Среднерогатского пруда, ближайшем к действующей с года приходской церкви во имя великомученика Георгия Победоносца , выстроить новый каменный храм, в котором могли бы одновременно присутствовать на богослужении до 250 человек. Было запланировано, что в этом храме будут преимущественно совершаться ранние обедни в праздничные и воскресные дни, в чем, из-за тесноты существующего храма, была острая необходимость. Посвятить главный и единственный престол этого храма решено было, как и задумывалось еще в 1992 году, при создании прихода, преподобному Сергию, игумену Радонежскому и всея Руси чудотворцу. Проект храма безвозмездно создал швейцарский архитектор Юстус Дахинден.

Зимой - годов на острове были возведены каменные ворота, увенчанные позолоченным крестом и украшенные образом преподобного Сергия, - точная копия выстроенных в XIX веке в церковной ограде Георгиевского храма села Ложголово (ныне Сланцевский район Ленинградской области). В первой половине лета 1999 года по вновь сооруженному мосту на остров стали доставляться вручную необходимые строительные материалы.

К июню 1999 года был выкопан котлован под фундамент храма, в июле фундаменты были уже готовы.

18 июля года состоялась торжественная закладка храма, которую совершил настоятель прихода протоиерей Адриан Должиков . В основание алтарной стены был положен закладной камень и замурована закладная плита из черного гранита.

Все здесь приходилось делать вручную, никакие транспортные средства не перевозили на остров строительные материалы. На глазах в теплое время года (в зимние месяцы стройка была временно законсервирована) росли стены храма, была возведена каменная ограда по периметру острова, напоминающая монастырскую, в которой были сооружены трое каменных ворот. Остров получил название Сергиев .

Во второй половине 1999 - начале года на острове были возведены здания свечной, дома для духовенства, домика привратника. В канун осеннего праздника прп. Сергия на завершенную колокольню были подняты колокола, отлитые на Балтийском заводе. В день праздника впервые под сводами храма был отслужен молебен.

В октябре - декабре 2000 года над колокольней и главным куполом были установлены золотые кресты, начата обшивка купола металлом. Под сводами храма для лучшей акустики были установлены резонаторы-голосники, - по образцу древнерусских церквей. Над притвором устроены хоры , сооружена каменная лестница, ведущая на колокольню. Храм и притвор украсили величественные паникадила . К концу 2000 года строительство церкви было завершено, произведено благоустройство острова.

7 января года, в праздник 2000-летия Рождества Христова, было совершено освящение храма малым чином протоиереем Адрианом Должиковым в сослужении причта, в присутствии губернатора Санкт-Петербурга В. Яковлева. С этого дня богослужения в храме стали регулярными.

В 2001 году временный иконостас церкви был заменен постоянным пятиярусным, за образец которого взяты древнерусские образцы иконостасов храмов Троице-Сергиевой лавры и иных святынь Северной и Средней Руси.

При храме действует воскресная школа.