Чайный путь: путешествие чая из Китая в Россию. Монголия и Бурятия объединятся. На "Великом чайном пути" Чайный путь

10.08.2023 Белгород

Корелова Диана

Исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

«Значение Чайного пути в истории России»

  1. Введение.
  2. Глава I.
  1. Чайный путь-путь побратимов.

3. Глава II.

4. Заключение. ……………………………………………………………………………….

5. Приложение. …………………………………………………………………………..

1.Введение

В Монголии и Китае помнят и чтут историю, что подтверждает проведение различных конференций и форумов международного значения по этой теме. А если проследить Чайный Путь, можно увидеть памятники, скульптуры посвящённые чаю и Великому чайному пути в разных городах России и Китая. В городе Мейтан построен огромный заварочный чайник-музей, в городе Уишань огромная скульптура чайный лист посвящённый Великому чайному пути, в Кунгуре стоит памятник чаеторговцу Алексею Губкину, в Тюмени скульптура перед чайным домом, в Екатеринбурге своды нового железнодорожного вокзала расписаны сценами из Ирбитской ярмарки самой большой на то время, в Иркутске открыт музей чая.

В настоящее время Великий Чайный Путь из некогда связующего экономического моста между тремя странами -Китаем, Монголией и Россией превратился в один из популярных туристических маршрутов. Но к сожалению, в туристических проектах Республики Бурятия он не получает должного развития.

Целью нашей исследовательской работы является изучение истории Чайного пути, его значения в развитии государств Азии,представление доказательств о возможности возрождения Чайного Пути на территории Республики Бурятия как туристического маршрута.

Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи :

1.Изучить литературу и архивные документы по данной теме.

2.Посетить краеведческие музеи г.Улан-Удэ, г.Кяхта,Новобрянский Информационно – Культурный Досуговый Центр

3.Осуществить сбор информации на территории Монголии.

5.Оформить исследовательскую работу.

6.Выступить научно-практической конференции «Первые шаги» Лицея №27

4 Выступить с творческим проектом на Международном Культурно-образовательном форуме в городе Улан-Батор.

Методы исследования:

Подготовительный этап (изучение и анализ литературных источников, интернет- ресурсов, архивных документов г. Верхнеудинска, материалов Кяхтинского музея по данной теме),

Основной этап (интервьюирование, наблюдение, анализ полученных данных, обобщение результатов).

Практическая значимость и новизна нашей работы заключается в следующем: собранный и подготовленный теоретический материал и проектная часть нашей работы могут быть использованы учителем на уроках окружающего мира (в качестве национально-регионального компонента), в создании туристических маршрутов на территории республики, при проведении международных форумов, конференций.

2.ГлаваI.

  1. История и значение Чайного Пути в экономическом развитии Китая, Монголии и России.

Чтобы иметь представление о том, какое значение Великий Чайный Путь сыграл в истории трёх народов. Мы обратилась к литературным источникам и материалам музеев, которыми богат бывший путь следования чайных караванов, и выяснили для себя множество интереснейших фактов.

Чай был известен в Китае почти 5000 лет, где долгое время был своеобразным напитком-лекарством, а также напитком, сопровождающим культовые ритуалы. Сведения о производстве чая сохранялись в секрете: его выращивали на секретных плантациях, а способы возделывания, рецепты приготовления были государственной тайной. Чай разделил затворническую судьбу шелка, пороха, бумаги, фарфора, компаса, сейсмографа и других восточных изобретений, которые оставались для остального мира долгое время неизвестными. Лишь к IX веку чай превратился в национальный напиток китайцев, а в XVI веке стал известен в странах Европы, после чего его стали вывозить за границы Китая по всему миру.

Великий чайный путь, пролегавший в ХVI-ХIХ веках между Азией и Европой, по объемам торгового оборота считался вторым после Великого шелкового пути. География чайного пути была весьма обширна и охватывала значительные территории Китая, Монголии, России. Вместе с чаем перевозились и многие другие товары, поэтому чайный путь, который действовал более 200 лет, был не только торговой дорогой - он способствовал экономическому развитию и культурному обновлению многих стран.

Протяженность главного сухопутного пути из Москвы до Пекина составляла по одним данным 8332 версты по другим 8839 верст без учета ответвления «Иркутск - Аляска». Путь начинался в китайском городе Ухань и разделялся на множество дорог, волоков, речных путей - маршруты проходили через более чем сто пятьдесят городов Китая, Монголии и России. В строительство дорог вкладывались немалые деньги государственной казны и купцов. На многих участках эти дороги представляли собой сложные и дорогостоящие инженерные сооружения.

Пожалуй, главный сухопутный, караванный путь шел через Пекин, Ургу (ныне Улан-Батор), Маймачен (ныне Алтан - Булан), Троицко-Савск (ныне Кяхта), Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Слюдянку, Иркутск, Красноярск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Кунгур, Ирбит, Нижний Новгород, Кострому, Ярославль, Москву, Петербург. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.

Водно-сухопутный маршрут шел по р. Янцзы до Шанхая, далее на Порт-Артур (ныне Луйшунь), Владивосток, Нерчинск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись. В России чайный путь шел по рекам и речным долинам.

В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан (Удингиновский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский путь) и водный - через озеро Байкал и по реке Селенга.

Некоторое количество чая перевозили по маршруту Великого шелкового пути через Среднюю Азию, откуда он с караванами бухарских купцов попадал в Астрахань и Казань. Этот путь, возможно, начал функционировать даже раньше, чем Великий чайный путь.

Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путем через Суэцкий канал и Одессу. В Приморье чай доставляли через Владивосток.

Сведения о Китае в Руси появились только в XV веке: сведения о существовании Китая и о возможности проникнуть туда из Индии сухим путем привез русский купец Афанасий Никитин.

Первые же контакты с Китаем состоялись на реке Амур и они были далеко не мирными. Официальные отношения между Россией и Китаем устанавливаются с 1689 г., когда был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, определивший отношения Русского государства с маньчжурской Цинской империей.

Изучая архивные материалы мы натолкнулись на интереснейший факт

Проехавший по Хамар-Дабанскому тракту в 1823 г. известный путешественник А.Мартос отмечал: «…При первом взгляде на сию колоссальную работу невольно чувствуешь великость народа русского, не уступающего в трудах, требующих сил исполинских, древним Римлянам».

Чайная торговля имела большое значение для народов Евразии. К.Риттер писал: «Потребление чая, со времени одного столетия, открыло новую отрасль торговли, поддерживающую постоянное обращение караванов через Гоби……этот, вошедший повсеместно в ежедневную жизненную потребность горячий напиток изменил образ жизни стольких полу – и совершенно образованных, кочующих и оседлых народов. Прибыль за целое столетие, которую получили соседние здесь между собой народы от возбуждения их промышленной деятельности и просвещения неисчислима. Установившийся же транзит главного товара-чая превратил степь Гоби в оживленную большую дорогу, а Урге и Кяхте для цивилиза¬ции народов по значению, которое они имели, предназначено быть все¬мирно-историческими городами».

Изучая материалы Кяхтинского музея,мы выяснили,что в 1725 г. Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Лукичом Рагузинским-Вячеславовичем. Непростые двух летние переговоры завершились подписанием Буринского договора об установлении границы вблизи будущего города Кяхта, а также Кяхтинского договора, определившего политические и торговые отношения между странами.

Возникший интенсивный товарообмен между странами продолжался более двухсот лет. Караванный путь чая южных и срединных областей Китая, через степи и пустыни Центральной Азии подходил к границе России и пересекал ее с востока до запада. Чай перевозился во вьюках на лошадях и верблюдах, степенно вышагивающих через пустынные области северного Китая и Монголии.

«Основными перевозимыми товарами, были: пушнина, кожи, мануфактура, галантерея, трикотаж, сукно, пенька, бакалея, тюменские ковры, томская крупчатка, мед, масло, мороженая рыба (стерлядь, сиг, нельма), стеариновые свечи, мыло, железные изделия, скобяной товар.

Для более подробного анализа протяжённости и расположения маршрута мы рассмотрели карту Великого чайного пути и отметили на нём наиболее значимые пункты.

Наиболее значимые пункты сухопутного пути:

На территории Китая: Тяньмынь, Шаян, Тайгу, Синьсянь, Шаньин, Датун, Калган, Пекин.

На территории Монголии: Эрдэнэт, Налайх, Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтанбулак).

На территории России: Троицкосавск (ныне Кяхта), Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Ирбит, Екатеринбург, Нижний Новгород, Москва» .

Верхнеудинск занимал удобное географическое положение. Не зря его называли «Ворота в Азию». Поэтому прохождение через него Великого чайного пути обусловило быстрый экономический рост. Стремительно развивался не только сам город, но и окружающие его населённые пункты.

Посетив Национальный архив Республики Бурятия, мы узнали, что в Верхнеудинском уезде проводились следующие ярмарки: Баргузинская -(город Баргузин-с 26 декабря по январь. Улюнская (село Улюнское Баргузинской волости-с 2 по 6 января. Ирконская (село Иркон Верхнеангарского отдельного общества- с 14 ноябряпо15февраля. Нижнеангарская (Нижнеангарское родовое управление с 6 до 20 декабря). Январская (Верхнеудинск с 18 января по 1 февраля) . Крестовоздвиженская (Верхнеудинск с 15 по 28 февраля). Анинская (село Анинское, Голзотойской волости-декабрь. Тарбагатайская(село Тарбагатай-с 6 по 13 января). Петровскозаводская (Петровский Завод- январь). Кабанская (село Кабанское, Кабанской волости- с 6 по 9 декабря и с 9 по 11 мая). Кударинская-Екатерининская (село Кударинская, Кударинской волости-с 24 по 26 ноября).

Торговлю с монголами вели даже жители отдалённых от этих ярмарок сёл и деревень.

В подтверждение этого мы выяснили, что жители села Новая Брянь также активно участвовали в ярмарках, несмотря на то,что село находится в стороне от маршрута Великого чайного пути. Из беседы с местными старожилами мы выяснили что, раньше до города была конная дорога через Белогорье вдвое короче. Даже сохранилась легенда: «Однажды жена забыла положить мужу ложку на стол для обеда, на что муж не говоря ни слова, запряг лошадь и поехал в город за ложками…». Хоть это и легенда, но можно сделать вывод: для жителей села поездка в Верхнеудинск за покупками была привычным делом.

Паок Нина Изотьевна рассказала её дед Заиграев Николай, по конной дороге возил мясо в город, обратно привозил монгольскую обувь. Семейские женщины любили шить яркие сарафаны «из китайского ситцу». Зубакина Евдокия Ивановна вспоминает у её деда, была мельница на дамбе, излишки муки он отвозил в город «на ярмарку- монголам».

С развитием торговых отношений с Монголией постепенно началось и развитие сельских поселений,получивших возможность приобретать товары первой необходимости на ярмарках.

Изучив архивные документы и фонд музе села Новая Брянь, мы нашли подтверждение этому. Село было основано в 1742 году несколькими семьями староверами, ушедшими из Старой Бряни. что в начале 19 века в селе проживало всего несколько семей, а «в 1851 году, ко времени девятой ревизии, здесь проживало 790 человек (366 мужчин и 424 женщины). К началу XX века население села превышало тысячу жителей» В конце 19 века по словам Елены Владимировны-библиотекаря Новобрянского Информационно – Культурного Досугового Центра,в селе уже было два магазина, в числе прочих товаров в продаже имелся чай, который можно было привезти только с Верхнеудинской ярмарки.

Всё это позволило нам думать о том что, полученные нами архивные данные полностью совпадают с рассказами жителей села, они в то время были действительно активными участниками торговли на Великом чайном пути.

По обе стороны границы началось строительство торговых центров.

Началось строительство города Троицкосавска, рядом с которым появилась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. С этого времени Кяхта становится главным центром российско-китайской торговли. Город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) играл роль главного перевалочного и товарораспределительного центра на пути. После строительства Кяхты, значение Верхнеудинска сохранилось. Он стал одним из главных пунктов оптовой торговли Забайкалья. Здесь ежегодно устраивались крупные ярмарки, взимались торговые пошлины, контролировалась вся торговля с Китаем и Монголией. В городе проживало несколько крупных купцов-миллионеров

Исходя из результатов проделанной работы мы можем сделать первый вывод:

Город Верхнеудинск занимал удобное географическое положение. Не зря его называли «Ворота в Азию». Поэтому прохождение через него Великого чайного пути обусловило быстрый экономический рост. Интенсивно развивался не только сам город, но и окружающие его населённые пункты.

2.Чайный путь-путь побратимов


г. Эрдэнэт Монголия (2002 год)


г. Дархан Монголия (1967 год)


г. Аньян, Республика Корея (1997 год)


г. Хух-Хото КНР (2000 год)


г. Маньчжурия АРВМ, КНР (1993 год)


г. Румои Япония (1972 год)


г. Улан-Батор Монголия (2000 год)


г. Хулунбуир АРВМ, КНР


г. Тайбэй Тайвань,Китай (1996 год)


г. Ямагата Япония (1992 год)


г. Чанчунь КНР (2000 год)


г. Донецк, Украина (2011 год)


г. Бердянск, Украина (2012 год)


г. Хэчжу, КНДР (2012 год)


г. Ёнгволь, Республика Корея (2014 год)

Российско-китайские отношения играют крайне важную роль в дипломатических отношениях между странами, а также являются существенным фактором при формировании структуры международных отношений

Сделаем второй вывод: Развитие экономических отношений повлекло за собой развитие побратимских отношений между государствами и городами.


2.Глава II.

Перспективы развития Чайного Пути как международного туристического маршрута

Сегодня «Великий чайный путь» – это самый длинный сухопутный туристский маршрут, позволяющий пересечь Евразию и посетить многие страны. Путешествие по нему дает возможность глубже узнать древнюю, уникальную культуру чая и заново открыть многое из того, что забыто. Кроме того, он позволяет воспользоваться теми возможностями туризма и отдыха, которые предоставляют известные центры и районы туризма трех стран: Балтийское море, Санкт-Петербург, Москва, города Золотого кольца России, Сибирь, озеро Байкал, степи Монголии, Улан-Батор, пустыня Гоби, Пекин, чайные плантации Южного Китая, Желтое море. Маршруты «Великого чайного пути» могут привести в страны Юго-Восточной Азии, Европы и Америки. Это достаточно близкая перспектива развития проекта. «Великий чайный путь» становится популярным туристским брэндом и привлекает все большее количество путешественников. Это один из тех маршрутов, на котором стоит побывать хотя бы один раз в жизни.

В 2012 году в городе Эрлянь состоялся Международный форум "Чайный путь",

На котором была запланирована встреча участников из России, Китая и Монголии, посвященная вопросам развития трансграничного туризма. Представители трех стран намерены создать международный союз городов "Великого чайного пути" и выработать платформу их сотрудничества.
Встреча в Эрляне станет второй большой акцией, посвященной "Великому чайному пути", в нынешнем году.

В Бурятии состоялся Международный туристический форум "Великий чайный путь" с участием около 200 специалистов туриндустрии из девяти регионов России, КНР, Монголии, Испании, Франции, США, Тайваня и Японии.
Туристический маршрут "Великий чайный путь" уже несколько лет разрабатывают туроператоры России, Китая и Монголии.

В рамках многочисленных международных мероприятий монгольской стороной организован Международный Культурно- образовательный форум «Интеграция на великом чайном пути»,в работе которого приняли участие мы со своим творческим проектом «Туристичесие маршруты села Новая Брянь. Их развитие и популяризация».Работа частично представлена в приложении.

Межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение предлагает придать трансграничному туристическому маршруту "Великий чайный путь" / Россия- Китай-Монголия/ статус проекта, реализуемого под эгидой Шанхайской организации сотрудничества /ШОС/.

Российско-китайско-монгольский туристический маршрут "Великий чайный путь" стал маршрутом международного автопробега. Он стартовал в городе Эрлянь, прошёл через столицу Монголии Улан-Батор, проследовал по территории Бурятии до особой туристической зоны "Байкальская гавань".

Сам собой напрашивается вывод о том,что Чайный путь исключительно интересный туристический маршрут,в развитии которого заинтересованы три государства.

4.Заключение

«Великий чайный путь» действовал 260 лет и сыграл огромную роль в сближении соседних народов, в развитии экономики и культуры, родственных, дружеских, семейных связей. На пути строились города и поселки, почтовые станции и постоялые дворы, церкви и школы, заводы и фабрики, ярмарки и чаепитейные заведения. «Великий чайный путь» по объемам торгового оборота был вторым после «Великого шелкового пути», но по протяженности, а также по тому, какое влияние он оказывал на жизнь народов и стран, участвовавших в чайной торговле, он сравним с «Великим шелковым путем.

Мы считаем, что Чайный путь с его многовековой историей и колоссальной значимостью не должен прерываться в городе Кяхта,а должен развиваться,хотя может теперь и в другом направлении.

Целью нашей исследовательской работы было изучение исторических фактов и доказательств о возможности возрождения Чайного Пути на территории Республики Бурятия как туристического маршрута.

Для достижения цели решили следующие задачи :

Изучили литературу и архивные документы по данной теме. С целью всестороннего изучения темы исследования, посетили краеведческие музеи г.Улан-Удэ, г.Кяхта, Новобрянский Информационно – Культурный Досуговый Центр. Для подтверждения архивных исторических материалов была проведена работа со старожилами села Новая Брянь. Осуществляли сбор информации на территории Монголии. Выступили и получили высокую оценку проектной работы Конференции,……в городе Улан-Батор.

Накопленные нами материалы, позволили оформить и представить исследовательскую работу на научно-практической конференции «Первые шаги» на базе Лицея №27 и получить номинацию «За полноту исследования».

Для популяризации маршрута «Чайный Путь» на территории Бурятии нами были представлены доказательства его важности для международного туризма.

Нами был разработан дизайн туристической продукции– календарей, брелоков и декоративных магнитов.

А почему бы в Улан-Удэ тоже не увековечить память созданием памятника,например, «Чайному цибику».Ведь чай –это товар,благодаря которому развился и вырос наш город.

Так как наш исследовательская проектная работа носит долгосрочный характер, нам необходимо осуществить следующие задачи:

1.Создать сайт,

2.Снять фильм об истории Чайного пути.

3.Представить свою исследовательскую работу на английском языке на Международной конференции в г.Улан-Батор.

Приложение

Первая точка маршрута «Культура семейских» ,которая позволит туристам познакомиться с культурой старообрядцев, увидеть «живой» дом-музей, угоститься национальными блюдами, увидеть представление с народным фольклором, услышать историю села, о первых поселенцах. В чем же загадка культуры семейских, почему ей интересуются, почему о ней надо рассказывать и непременно сохранять. Переселённые 250 лет назад в далёкую Сибирь, семейские сумели сохранить свою веру, традиции, быт и культуру речи. Мы решили расспросить свою бабушку, потомственную семейскую, какие традиции сохранились в нашей семье. Она рассказала, что помнит,как её мама и бабушка крестились двумя перстами, а из одежды носили сарафан и кичку, из украшений бусы на шее. На Пасху в селе дети катают пасхальные яйца, а взрослые играют в кости. В быту бабушка употребляет такие слова: браво –хорошо, морок - чёрные тучи, тарочки - булочки, шибко - сильно. Ещё одна отличительная черта семейских- это их трудолюбие, вокруг Новой Бряни стоят многокилометровые поля отвоёванные у леса и возделанные за 250 лет.

Что можно сделать, чтобы привлечь больше людей и рассказать им об исчезающей культуре семейских. Мы предлагаем создать герб для нашего села, чтобы по нему нас везде узнавали. На гербе слева - часть конька избы, рубленного топором с надписью – годом основания, справа колесо от санопрядки – эти два элемента символизируют искусность и трудолюбие семейских. Жёлтый цвет - солнце, справа зелёный цвет - поля и горы. Голубая извилистая лента – река Брянка, на которой было основано село. Красный орнамент символизирует верность традициям. Шестерёнка посередине герба означает,прославивший Новую Брянь в Советское время, завод.

Посещение «Мельничного жернова» , по легенде жил силач - Мерколя, однажды он так рассердился, что вырвал мельничный жернов и унёс его на край села, говорят до сих пор он лежит на том месте.

Вторая точка маршрута – «Шаман-гора» , отношения к «Великому Чайному Пути» и семейской культуре не имеет, но заслуживает внимания, так как имеет историческую и археологическую ценность. В районе Шаман-горы около 17 тысяч лет назад располагалось поселение древних охотников. Мы посетили этот маршрут, кратко я расскажу о нём. Скала, именуемая Шаман-горой, стоит на вершине пологой сопки, неприступно возвышаясь над окружающим лесом, каменная поверхность покрыта округлыми извилинами, складывающимися в причудливые узоры. По легенде, когда-то давно здесь жил один из последних шаманов, изгнанный из села старообрядцами. Он предавался молитвам и медитациям, в особые дни поднимался на самую вершину и подолгу оставался там. Когда он умер, его захоронили здесь же, и после его смерти верхняя часть отвесной скалы приняла вид его лица. Считается, что дух шамана до сих пор обитает здесь, и если человек приехал с добрыми помыслами, он обязательно поможет. Выветренные щели на верхушке нависшего над поляной утёса и в правду образуют очертания, напоминающие сморщенное лицо очень старого человека с густыми бровями, усами и бородой. Если осмотреть скалу вблизи, первое, что бросается в глаза – огромная, высотой где-то метра три, расщелина с волнистыми краями-небольшой грот. Её называют «Чрево матери». Справа от грота, в средней части скалы высечена странная фигура - вертикальная линия, перечеркнутая косым крестом. Несколькими метрами правее, где-то на высоте полутора метров, если присмотреться, можно различить рисунки-петроглифы: вертикальные черты, выполненные чёрным, либо кресты, нарисованные оранжевой охрой. Крест, и рисунки по словам археологов принадлежат древним людям и обозначают птицелюдей. Рисунки за минувшие века почти стёрлись, чтоб различить их, приходится смачивать водой шершавую поверхность. Ещё правее, уже ближе к краю стены, на высоте трёх-четырёх метров, из углубления в скале сочится «каменное масло» - на поверхности камня в этом месте чернеет огромное влажное пятно. Окрестные жители собирают это «масло» в лечебных целях, к влажному пятну можно добраться по деревянной лестнице-настилу. Поднявшись наверх скалы по узкой тропинке, нам открывается чудесная панорама окружающей долины.

Список литературы

1. www.visit-baikal.ru

2. Национальный архив Бурятии: фонд 207, опись 1, дело 1689

Гораздо меньше, чем Великий Шелковый, известен Чайный путь, по которому из Китая в Российскую империю и обратно шли караваны и обозы, груженые в одну сторону чаем, а в другую - медом, пушниной и другими богатствами России. Как же он возник и почему прекратил свое существование?

В русских летописях первые сведения о Китае появились в XV веке. Налаживание контактов с Поднебесной шло непросто и потребовало серьезных политических и дипломатических усилий, но, как бы то не было, в 1666 году из Москвы в Пекин отправился первый торговый караван. Несмотря на потери и большие торговые издержки, общий итог «негоции» оказался весьма привлекательным, невзирая на дальность пути через калмыцкие и монгольские земли и грабительские налёты кочевников.

Правительство Петра I решило сосредоточить торговлю с Китаем в своих руках. Ценнейшие виды пушнины - соболь и черно-бурая лисица - были объявлены товарами казенной монополии, в обмен на которые «казенные» обозы привозили предметы роскоши для царского двора. «Негламурные» товары, такие как выделанные кожи, мануфактура, галантерея, бакалея, пенька, мед и пр., а также китайские товары, такие как хлопчатобумажные ткани и продовольствие, оставались объектами купеческой торговли.

В конце XVII - начале XVIII вв. караванный путь шел по Ангаре, Байкалу , Селенге до г.Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ ) , дальше - по Уде до Еравнинских озер, а оттуда по рекам Читинке и Шилке в Нерчинск, далее в Китай. Однако вскоре маршрут изменился, и главным местом торговли стал монгольский город Урга (Улан-Батор), путь до которого из русского приграничного города Селенгинска занимал всего 10-12 дней (вместо 3 месяцев пути до Пекина).

По мере роста населения Сибири и увеличения спроса на китайские товары частная торговля все больше расширялась, особенно в Урге. К этому времени Китай стал крупным мировым поставщиком чая, и китайское купечество было заинтересовано в русском рынке сбыта. В России же чай потреблялся пока лишь местным населением Сибири и Прикаспия, так что казенные караваны чай не закупали.

В 1725 г., после смерти Петра I, в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским (Владиславичем), в результате которого были подписаны договоры, определившие политические и торговые отношения между двумя странами.

С этого времени приграничный российский город Кяхта становится центром российско-китайской торговли, а Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) - главным перевалочным и товарораспределительным центром на пути. Здесь ежегодно устраивались крупные ярмарки, взимались торговые пошлины, контролировалась вся торговля с Китаем и Монголией .

Так как казенная торговля не дала ожидаемых доходов, русское правительство приняло решение о передаче ее в частные руки. С этого момента начался бурный рост торговых операций, благодаря чему в Сибири были сосредоточены крупные капиталы.

Постепенно чай стал одним из важнейших предметов торговли, а торговый путь, связывавший Китай и Россию, был назван «Великим чайным путем». К этому времени чай сумел превратиться в подлинно народный напиток. За первую половину XIX века ввоз чая через Кяхту возрос более чем в 6 раз, а к середине века на его долю приходилось уже около 95% стоимости русского импорта.

Через Кяхту китайские товары проникали не только в города Сибири и России, но в страны Ближнего Востока, в Западную Европу и Аляску. Во второй половине XIX века кяхтинский торг становится всё более известным. Город полуофициально именовали «Российской столицей чая» и «Москвой на востоке». Ее хорошо знали во многих странах мира. Во времена своего расцвета в Кяхте торговало около 100 купеческих домов, принадлежащих купцам - миллионерам, за что ее называли также единственным в то время в мире «городом миллионеров».

«Золотой век» Кяхты продолжался около 200 лет. В это время с нею были связаны купцы всех больших городов Сибири и Центральной России. Всего в России тогда действовало 20 больших, 5 средних и 96 малых ярмарок, и на всех них продавали чай.

География «Великого чайного пути» весьма обширна и охватывает значительные территории Китая, Монголии, России и других стран. Ее протяженность составляла по разным данным от 8332 до 8839 верст без учета ответвления Иркутск - Аляска.

Достигнув своего апогея к середине XIX века, торговля в Кяхте вступила в полосу кризиса. Причиной упадка стало установление морского пути между Россией и Китаем, что удешевило перевозку чая. Большую роль в этом сыграло открытие Суэцкого канала и строительство Транссибирской железной дороги, прошедшей в стороне от Кяхты.

«Великий чайный путь» действовал 260 лет и сыграл огромную роль в сближении соседних народов, в развитии экономики и культуры, родственных, дружеских и семейных связей. По объемам торгового оборота он был вторым после «Великого шелкового пути», но по протяженности и влиянию на жизнь народов и стран, участвовавших в чайной торговле, вполне с ним сравним.

И сейчас на всем протяжении «Великого чайного пути» находится множество объектов, связанных с разными эпохами, народами и культурами. Многие из них привлекают большое внимание путешественников.

Сегодня «Великий чайный путь» - это самый длинный сухопутный туристский маршрут, позволяющий пересечь Евразию от Балтийского моря до Желтого. Проезжая по нему вы побываете в Санкт-Петербурге, Москве, городах Золотого кольца, Сибири, на Байкале, в степях Монголии, Улан-Баторе, пустыне Гоби, Пекине и на чайных плантациях Южного Китая. «Великий чайный путь» становится популярным туристским брэндом и привлекает все большее количество путешественников. Это один из тех маршрутов, на котором стоит побывать хотя бы один раз в жизни.

Фото предоставлено В.Рачковским

Монголия и Бурятия привязывают продвигаемый Китаем экономический пояс “Шелкового пути” к России. Как сообщило агентство ”Голос Монголии” , выставочная площадь ярмарки этого года составила 70 тыс. кв. метров, среди участников столь грандиозной ярмарки Япония, Республика Корея, США, Россия. По задумке авторов маршрута "Великого чайного пути", который в Китая преподносят как часть амбициозного проекта создания экономического пояса и китайской концепции "Один пояс - один путь".

"Совместное использование туристических ресурсов позволит реализовать туризм по маршруту чайного пути, туризм по трем озерам - монгольскому озеру Хубсугул, российскому озеру Байкал и озеру во Внутренней Монголии Далайнор.

На данный момент Монголия, Китай и Россия уже приступили к популяризации туризма по “Великому чайному пути”, всесторонне развернули трансграничное туристическое сотрудничество, состыковали экономический пояс китайского "Шелкового пути" с Трансевразийской железной дорогой России и степными путями Монголии, создали экономический коридор между тремя странами", - передал "Голос Монголии".

Как известно, столицей сухопутного "Чайного пути", по которому этот азиатский напиток попадал в Европу (британцы в 18-19 веках возили чай из Индии и Китая морским путем), был русский город Кяхта на границе Китая и России на территории современной Бурятии. Оттуда чай, который был известен в Китае около 5 тысяч лет, везли большими караванами и обозами в Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) на знаменитую Верхнеудинскую ярмарку, затем оттуда его доставляли санными дорогами через замерший Байкал в Иркутск и далее на запад к границам Российской империи со странами Европы.

"Чайный путь" на территории современной Бурятии

Предлагаем краткую историю развития "Чайного пути" в Бурятии и того, как этот процесс повлиял на известность местных топонимов в Европе и мире. Эта история изложена в научно-популярной статье "документоведа" Центра стратегических востоковедных исследований БГУ Туяны Доржиевой.

"Пырейное место"

"Чайный путь, который с середины XVIII в. до начала XIX в. обеспечивал русско-китайские торговые отношения, не случайно историки называют «великим». Это путь, сыгравший огромную роль в становлении Бурятии как культурно, индустриально, политически и социально развитого региона России.

Именно с образованием Чайного пути начинают активно развиваться торговые отношения между тремя странами - Россией, Монголией и Китаем. Это была первая и единственная в то время дорога, по которой производилась русско-китайско-монгольская торговля.

В настоящее время Чайный путь представляет большой интерес для исследователей разных областей науки и искусства. Активно реализуется проект по развитию международного туризма на Чайном пути (в нем принимают участие представители РФ, США, КНР, Монголии). Презентация данного проекта была представлена на Первом международном фестивале «Чайный путь - путь этнокультурных контактов» в июле 2007 г. в г. Кяхте. В фестивале принимала участие делегация Китая во главе с именитым режиссером-постановщиком Ван Синь Мин, который намерен снять 100-серийный телеспектакль «Чайный путь».

В Бурятии периодически организуются туристические экскурсии в г. Кяхту, через который проходил Чайный путь. 17 июня 2005 г. была открыта выставка под названием «Чайный путь» в Музее истории Бурятии. Опубликованы статьи и монографии по истории Чайного пути и г. Кяхты (И.П. Кривокурцева, Е.Е. Попова, В.В. Птицын, А. Субботин, В.П. Шпалтаков, Т.В. Шуман и др.).

История Чайного пути начинается с основания торговой слободы Кяхты. В 1727 г. русские дипломаты, возглавляемые чрезвычайным послом и полномочным министром С.Л. Владиславичем-Рагузинским, обязаны были добиться признания за русскими права иметь «свободный торг» как с китайцами, так и монголами и узнать, какие товары оттуда привозятся и сколько они стоят. Однако решение этих проблем цинские власти ставили в прямую зависимость от признания новых границ империи. Лишь заключение Буринского договора (август 1727 г.), устанавливающего русско-китайскую границу, сдвинуло переговоры с мертвой точки.

Кяхтинский договор, подписанный 21 октября 1727 г., определил место для строительства будущей торговой слободы для русско-китайской торговли: между рекой Кяхтой и горой Ороготой. 15 июня 1728 г. С.Л. Владиславич-Рагузинский в торжественной обстановке в присутствии представителей обеих сторон положил первый камень при закладке торговой слободы Кяхты, которая стала одним из самых крупных центров русско-китайско-монгольской торговли. Через два года слобода была полностью отстроена и 29 августа 1729 г. официально было объявлено, что «на Кяхте торг открыт».

В результате расширения Троицкосавска Кяхта становится одним из его поселков. Поскольку в данный период торговая слобода имела международное значение, а также в силу социально-политического фактора (для топонимии советского периода не характерно использование имен царских чиновников и религионимов в географических названиях) ойконим Кяхта вытеснил название Троицкосавск, а географический термин слобода ныне используется для обозначения окрестностей бывшей Кяхты (Слобода). Имя же Саввы Рагузинского, по данным топонимических словарей, осталось навсегда запечатленным в названии притока Селенги, маленькой речки Сава в Кяхтинском районе. Название Кяхта, которое сохранилось до сих пор, произошло от бурятского хяагта, что означает ‘пырейное место’ (хяаг - ‘пырей’).

Кяхтинская торговля с самого своего возникновения составляла одну из важнейших статей российской внешней торговли. Долгое время Кяхта была единственным пунктом, через который Россия могла поддерживать коммерческие и даже дипломатические связи с Китаем. Эта торговля послужила важным средством к упрочению благосостояния сибирского края, хотя и имела для Сибири преимущественно транзитный характер. Чайная торговля через Кяхту начала угасать в начале XIX в. в связи с появлением более удобного и быстрого способа доставки товара на рынки России Транссибирской магистрали.

О маршруте "Чайного пути"

Точный маршрут Чайного пути установить достаточно трудно, поскольку он мог варьироваться в зависимости от времени года (зимой - по льду, летом - по суше), способа передвижения (на волах или верблюдах). В исторических источниках, где дается описание маршрута, чаще всего упоминаются названия китайских поселений Калган и Маймачен, по России - Кяхта, Удинский острог, Иркутск, Тобольск, Нижний Новгород. По данным А. Субботина, протяженность Чайного пути составляла более 10 тыс. верст, почти третью часть земного шара. По Бурятии Чайный путь проходил от г. Кяхты до оз. Байкал вдоль реки Селенги, протяженность данного отрезка составляет примерно 435 км.

С ростом колонизации, развитием торговли, зарождением промышленности старые остроги, бывшие когда-то временными укрепленными пунктами, становятся более прочными торгово-административными центрами, возникают города и поселки городского типа. А.П. Окладников приводит следующие данные: "В Верхнеудинском уезде в 1791 г. насчитывалось 252 поселения, в том числе два города: Верхнеудинск и Селенгинск, три острога (Кабанский, Илимский, Итанцинский), три крепости (Троицкосавская с Кяхтинским форпостом (торговая слобода Кяхта), Петропавловская и Кударинская), тринадцать казачьих караулов, затем слободы и деревни".

Таким образом, опираясь на исторические факты, представляется возможным сделать вывод о том, что формирование Чайного пути привело прежде всего к обогащению ойконимии исследуемого ареала, а также Бурятии в целом. Топонимия Чайного пути на территории Бурятии, по современным картографическим данным, подтверждает сказанное. Ойконимы составляют наиболее многочисленную группу именуемых географических объектов рассматриваемого ареала - 128 (56,4% общего числа топонимов Чайного пути на территории Бурятии), из них русских - 71, бурятских - 38.

Славяноязычные топонимы образуют внушительный пласт топонимии как территории Чайного пути, так и всего региона. По республике в настоящее время насчитывается около 300 названий населенных пунктов на русской языковой основе, что составляет более 30% общего числа ойконимов Бурятии. Абсолютное большинство славяноязычных ойконимов составляют названия по имени или фамилии первопоселенца: Арсентьево, Барыкино, Дубинино, Жилино, Ивановка, Ильинка, Инкино, Метешиха, Тресково, Шергино и др. Данный факт подчеркивает стихийный характер процесса номинации, обусловленный интенсивным заселением края.

В связи с развитием торговли по Чайному пути интенсифицировалось движение, что повлекло за собой в силу практической необходимости расширение не только ойконимической, но и оронимической, гидронимической и других онимических систем ареала. Достаточно большое количество оронимов и гидронимов на русскоязычной основе позволяет предположить, что обогащение происходило в большей степени за счет русских названий. Действительно, анализ стратиграфических пластов топонимии Чайного пути на территории Бурятии выявил, что славяноязычный и монголоязычный пласты являются наиболее многочисленными. Это объясняется тем, что русский и бурятский языки в течение последних четырех веков являются доминирующими на данной территории и продолжают оставаться продуктивными в сфере образования топонимов.

Языковая принадлежность Монгольские (бурятские) - 64 топонима, или 28,2% (пример: Баян-Гол); русские - 115, 50,7% (Большой Луг); тюркские - 9, 4% (Заганский хребет); тунгусские - 13, 5,7% (Селенга); палеоазиатские - 5, 22% (Куналей); гибридные -15, 6,6% (Усть-Кяхта).

Местные названия узнали в Европе

Формирование Чайного пути предполагало более активное использование топонимических названий как уже бытующих, так и вновь образованных. Поскольку Бурятия занимала ключевую позицию в развернувшейся чайной торговле между Китаем и Россией, она, безусловно, была в центре внимания историков, географов, картографов, путешественников и т.д., а это означает, что географические названия региона стали известны далеко за его пределами как внутри России, так и за рубежом.

Историческая обстановка эпохи Чайного пути, характеризующаяся взаимовлиянием русского и местного населения, отразилась и в особенностях терминологической системы топонимии Бурятии. Первые русские землепроходцы, впоследствии и русские переселенцы Сибири в новой природной обстановке и новых хозяйственных условиях не находили в своем природном словаре нужных слов для обозначения некоторых новых для них явлений, в этом случае они заимствовали у местных жителей необходимые слова и ввели их в обиход. К числу широко употребительных локальных географических терминов, бурятских по происхождению, относятся: тайга, бом, убур, дабан, аршан, байц, байсаниты, горхон, гуджир, хужир, сардык, гоби, обо, утуг.

Приведем толкования некоторых из них. Улус - принятое русскими название бурятских селений, соответствующих селу или деревне. Аршан, аршаан - минеральный или теплый источник, имеющий целебные свойства. В прошлом буддисты в Бурятии приписывали свойства аршана некоторым пресным источникам, поэтому буряты, особенно Аларского района, аршаном стали называть ключи с холодной, пресной, чистой водой, придавая им целебное значение. Термин аршан широко распространен в Монголии, Западном Китае, Средней Азии, Алтае и Восточной Сибири. Его происхождение связывают с санскритским рашиани - "нектар, питье богов". В Бурятию термин аршан занесен в связи с распространением буддизма (ламаизма). Дабан - на монгольских языках дабаа, дабаан - горный перевал, седловина в хребте, подъем. Термин образован от глагола дабаха - подниматься на гору, переходить через перевал.

Население Бурятии входило в наиболее частые и тесные контакты с монголами и китайцами, находясь на границе с Монголией, через которую чай перевозили в Россию. Эти контакты оказали взаимовлияние на культуру, быт, мировоззрение контактирующих народов, отразились на выборе мотивов номинации географических объектов. По этому поводу уместно привести мнение А.В. Суперанской о том, что «имена собственные, как имена нарицательные, имеют или имели свою мотивировку. Все они социальны и историчны, так как отражают не только общественные вкусы, но и характерные мировоззрения людей, их общественные взаимоотношения, идеологию, и, наконец, общественные традиции». Кроме того, закрепление русско-китайской и русско-монгольской границы, рост колонизации, развитие торговли и торгового капитала, ремесел, зарождение промышленности отразилось на социально-экономической и политической жизни бурятского населения в XVIII в., а также внесло изменения в сельское хозяйство (рост сенокошения, земледелия, распространение огнестрельного оружия для пахоты и т.д.) и быт, усилило связь бурятского хозяйства с рынком.

Таким образом, справедливо заключить, что эпоха Великого Чайного пути - это не только яркая страница истории, но и свидетельство истории формирования топонимической системы Бурятии", - говорится в статье Туяны Доржиевой.

"Великий чайный путь" издавна был частью древних караванных маршрутов, которые получили название "Шелковый путь" и служили для перевозки из Китая в Европу не только шелка и поваров народного промысла, но и способствовал межкультурному и деловому обмену между народами.

Важный маршрут Шелкового пути

Шелковый путь в настоящее время находится в стадии второго рождения. Вот уже более двух лет широко обсуждаются инициативы построения "Экономического пояса Шелкового пути" (ЭПШП) и "Морского Шелкового пути" 21-века, выдвинутые осенью 2013 г. Председателем КНР Си Цзиньпином.

Данные инициативы, получившие общее название «Один пояс - один путь» представляют собой не просто оживление и возрождение древних торговых трасс. Они являются масштабной, стратегической, всесторонней программой сотрудничества, которое КНР намерена осуществлять со странами прохождения Шелкового пути. Такое сотрудничество Китай, согласно правительственным декларациям, будет продвигать по пяти основным линиям: сферы «политических согласований» стратегий развития, транспортно-инфраструктурное, торгово-инвестиционное, валютно-финансовые, а также гуманитарные направления, направленные на усиление «народных связей» как социальной базы сотрудничества. Для реализации этой инициативы руководство Китая создало ряд механизмов – "Фонд Шелкового пути", "Азиатский банк инфраструктурных инвестиций".

Будучи частью вековых Шелковых трасс, новое прочтение получает и Великий чайный путь. В марте 2013 г. Председатель КНР в одном из выступлений в ходе визита в Москву назвал Великий Чайный путь предвестником целого ряда современных коммуникационных линий, в том числе трансграничных трубопроводов.

Линии прохождения древнего Чайного пути во многом совпадают с маршрутами и регионами, которые присутствуют в другой недавней инициативе, родившейся в контексте идеи Экономического пояса Шелкового пути – концепции «Степного пути», которая была выдвинута Монголией и во многом послужила старту в 2014 г. структуры трехстороннего сотрудничества Россия-Китай-Монголия.

В этом смысле Великий чайный путь в его современном виде, регионы, где проходили его маршруты – это не только транспорт, но и потенциальная площадка активного экономического взаимодействия, способная дать импульс насущным потребностям развития стран-участниц.

Великий чайный путь – история формирования

Современные источники дают информацию о разных маршрутах доставки китайского чая в соседние страны. Так, говорится о существовавшей с IIV-X веков так называемой «Конной чайной дороге» (Ча Ма Дао), по которой по горным тропам навьюченные чаем караваны шли из провинций Юннань и Сычуань в Тибет и далее в Непал и Индию. Осуществлявшийся при этом торговый обмен был примером своего рода бартера – китайский чай в обмен на тибетских лошадей.

Однако был и северный маршрут, благодаря которому с чаем как раз познакомилась и Россия. Как караванный чайный путь между Азией и Европой, он возник в XVIII-XIX веках. «Русский» маршрут пересекал территорию нынешней Монголии и через Россию шел в Европу. Его протяжённость только от Пекина до Москвы составляла приблизительно 9000 км, а по объемам торгового оборота он лишь немногим уступал традиционным маршрутам Шелкового пути, пролегавшим через Центральную Азию и Ближний Восток.

«Российский чайный путь» начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили через более, чем 150 городов трех стран.

Общую линию можно прочертить от Уханя до Пекина, далее до Хух-Хото, Урги (ныне Улан-Батора), Дархана, Троицкосавска (ныне Кяхты). Кяхта некогда была главным торговым центром чайного пути, не зря его называли «Российской столицей чая». От Кяхты маршрут следовал до Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ) и далее до Красноярск а, Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербург а. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.

Кроме маршрута «на запад России» , существовал и водно-сухопутный маршрут, который «уходил» на российский северо-восток. Он шел по реке Янцзы до Шанхая, далее - через Люйшунь, Шэньян в нынешний Забайакальск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) этот маршрут соединялся с описанным выше трансмонгольским путем, а затем пролегал на северо-восток, вдоль реки Лена, через Якутск и далее на Аляску. (можно на карте прорисовать эти маршруты?) - завершилось строительство Транссибирской магистрали , что положило конец караванной торговле. Вместе с тем, благодаря скорости доставки, чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.

Гораздо меньше, чем Великий Шелковый, известен Чайный путь, по которому из Китая в Российскую империю и обратно шли караваны и обозы, груженые в одну сторону чаем, а в другую - медом, пушниной и другими богатствами России. Как же он возник и почему прекратил свое существование?
Как гласит Википедия, чай — это напиток, получаемый при помощи заваривания, варки или настаивания листьев чайного куста, которые предварительно подготавливаются определенным образом. Да вы и сами об этом знаете — сейчас сложно представить человека, который ни разу не употреблял этот напиток. Даже к кофе у наших людей нет такой тяги. Известно, что раньше на Руси пили квас, сбитень, морсы, настои и отвары — но сырье для них росло практически под ногами. Чай же “приехал” к нам в первой половине XVII века. Предлагаю проследить его путешествие на Русь.

Вопреки расхожему мнению, этот напиток появился не при Петре I, а задолго до него. Впрочем, императору присваивают множество нововведений, которые на самом деле прижились гораздо раньше. Так произошло и с чаем. Есть версии, согласно которым первые партии чая были доставлены к столу Михаила Федоровича Романова в качестве дара от китайских послов. В 40-х годах того же века томскому послу Василию Старкову в качестве дани было предложено малоизвестное еще “китайское зелье”, которое “плательщики” позиционировали как отличное лекарственное средство. Томский воевода оценил диковинку по достоинству, и направил ее в Сибирский приказ, откуда она и попала в Москву, получив более широкое распространение. Но особой популярностью на тот момент пользовался только зеленый чай.

При Алексее Михайловиче послы снова доставили “зелье” в столицу. Придворный лекарь долго сомневался — стоит ли рисковать собственным положением (а то и жизнью) и давать повелителю на пробу напиток, сырье для которого не значилось ни в одном из травников-справочников того времени. Чай начал отвоевывать для себя позиции с 1665 года — считается, что именно тогда приболевшего царя отпаивали крепким настоем, и это способствовало его скорейшему выздоровлению.

Примерно с 1670-х годов начинается строительство укрепления под названием “Удинский острог” (территория Бурятии, устье Уды при слиянии с Селенгой), и в этот же период через всю Россию тянется вереница караванов, везущих ценный груз в столицу. Стройка шла быстро, так как велась в достаточно обжитых местах, здесь же проходила и “ханская дорога” в Монголию и Китай. Это была только “проба пера”: активное, стабильное движение на пути установится только через 10 лет. Рос и острог: это было уже не простое оборонительное укрепление, а настоящая крепость, так как в 1678 году здесь были возведены массивные стены. Жаль, что это слабо спасало острог от монгольских племен, в опасной близости с которыми он находился. На стороне защитников регулярно выступали буряты, обитавшие в окрестностях с незапамятных времен и почитавшие эти места священными. Во времена Петра I Удинская крепость была значительно усилена приказом прибывшего туда Федора Головина. Друг императора, он посетил Забайкалье с целью заключить Нерчинский пограничный договор (1689 год) с Китаем.

Именно Нерчинск в дальнейшем стал центром торговли с Поднебесной. Из-за заключенного договора была перенесена граница между странами: благодаря этому появился город Троицкосавск, впоследствии переименованный в Кяхту. Почти 60 лет государство держало торговлю чаем в своих руках, но затем монополию отменили из-за крошечной прибыли. Нерентабельность для казны стала настоящим праздником для купцов, когда с 1762 года им стала доступна открытая торговля чайным листом. Неиссякаемый поток караванов потянулся из Китая через Россию, доставляя коробки с будущим напитком в Западную Европу и страны Ближнего Востока.

Несмотря на название “Чайный путь”, которое предполагает одну дорогу, ее география была довольно обширной. Множеством разветвлений, из которых она и состояла, были волоки и сухопутные дороги, водные пути, ведущие во многие губернии. Более 120 ярмарок, работающих на пути, регулярно торговали привозной диковинкой, и почти 10 тысяч километров Пути связывали между собой Иркутск и Верхнеудинск, Селенгинск и Троицкосавск, Ургу и Калган, и многие другие. Протяженность сухопутного пути из Москвы до Пекина составляла по одним данным 8332 версты, по другим — 8839 вёрст, без учета ответвления "Иркутск-Аляска".

Чайный путь стартовал в Калгане, где собирался “товар” с китайских чайных фабрик и готовился для отправки в Россию. Перед воротами в Великой Китайской стене, в предместье, находились представительства самых крупных чайных фирм России. Именно здесь и формировались будущие караваны. Упаковка была самой тщательной: ценный груз заворачивали в несколько слоев бумаги, затем раскладывали по бамбуковым ящикам и обертывали в прочные бычьи шкуры, чтобы ни погодные условия, ни сами люди не смогли ему никоим образом навредить. Удивительно, но считалось, что чай, доставленный по суше, будет гораздо вкуснее и ароматнее того, что транспортировали водным путем. Поэтому сухопутные караваны, добиравшиеся до пункта назначения около двух лет (!), всегда находили своего покупателя. От Калгана — до Урги, через Гоби, оттуда — до Троицкосавска. Разбитый на два отрезка Чайный путь люди преодолевали на верблюдах, лошадях, быках и мулах, от Китая до Сибири, от Сибири — до европейской части России, и там караваны останавливались, часто не достигая Москвы. Чай расходился по базарам Новгорода, Тобольска, Перми и других городов. В самом же Китае чай транспортировали чаще всего по рекам, а через Монголию перевозили, навьючив на верблюдов. Торговцы во все времена отличались сообразительностью: китайцы, помимо чая, притарачивали к караванам тюки с шелком, а в обратный путь (чтобы караваны не шли порожними) русские купцы набивали их ценными мехами, которые быстро раскупали в Поднебесной.

Казалось бы — не настолько важен чай, чтобы расписывать целую статью о том, как его доставляли в Россию. Ан нет — это только на первый взгляд. На самом деле Чайный путь сыграл значительную роль в истории страны. Освоение новых территорий, прокладывание маршрутов, налаживание связей с народами, населяющими огромную страну и ее окрестности, — это только часть заслуг караванщиков. Объем торговли на Чайном пути вполне можно было сравнить с Великим шелковым путем, и почти два века именно в этом направлении тратились огромные средства из казны: строились города и дороги, церкви, закладывались все новые и новые культурные центры.

Спад торговли начался только после того, как появился и был “опробован” Суэцкий канал, но дороги не были заброшены. Пеший путь сменился автомобильным и железнодорожным. Сейчас это направление, некогда бывшее знаменитым, превратилось в туристический маршрут: начиная с китайской Шаньси, любители путешествий отправляются в Россию через Монголию, практически полностью повторяя путь караванщиков. «Великий чайный путь» действовал 260 лет и сыграл огромную роль в сближении соседних народов, в развитии экономики и культуры, родственных, дружеских и семейных связей. По объемам торгового оборота он был вторым после «Великого шелкового пути», но по протяженности и влиянию на жизнь народов и стран, участвовавших в чайной торговле, вполне с ним сравним.

И сейчас на всем протяжении «Великого чайного пути» находится множество объектов, связанных с разными эпохами, народами и культурами. Многие из них привлекают большое внимание путешественников.

Сегодня «Великий чайный путь» - это самый длинный сухопутный туристский маршрут, позволяющий пересечь Евразию от Балтийского моря до Желтого. Проезжая по нему вы побываете в Санкт-Петербурге, Москве, городах Золотого кольца, Сибири, на Байкале, в степях Монголии, Улан-Баторе, пустыне Гоби, Пекине и на чайных плантациях Южного Китая. «Великий чайный путь» становится популярным туристским брэндом и привлекает все большее количество путешественников. Это один из тех маршрутов, на котором стоит побывать хотя бы один раз в жизни.