Национальный парк бастай. Саксонская швейцария. Саксонская Швейцария из Праги

01.07.2024 Белгород

Эта инженерная достопримечательность Германии будоражит воображение людей уже более 200 лет.
Бастайский мост расположен в национальном парке «Саксонская Швейцария», что неподалеку от Дрездена, в восточной части страны, вблизи границы с Чехией.

Необходимо сделать важное уточнение: Саксонская Швейцария в Германии и страна Швейцария , это разные территории, и находятся они за многие километры друг от друга. Даже в Чехии есть своя собственная Чешская Швейцария.

Бастайский мост на карте

  • географические координаты 50.961913, 14.073202
  • расстояние от столицы Германии Берлина порядка 200 км
  • расстояние до ближайшего аэропорта Дрездена около 30 км

В скалах Бастая на правом берегу реки Эльба «высоко-высоко в горах» можно прогуляться по облакам, если повезет. Происходит это во время тумана, когда Бастайский мост оказывается выше него.


Бастайский мост — прогулка в облаках

Бастайский мост в цифрах

  • длина 76,5 метров
  • максимальная высота 165 метров

Мост был построен из дерева в 1824 году. Изначально он служил средством связи крепости Бастай с соседними скалами. Но с начала 19 века близлежащая местность стала пользоваться популярностью у путешественников, поэтому в 1851 году мост переделали, конструкцию заменили и сделали уже из камня. На сей день это семь пролетов стоящие на надежных опорах.
Известно, что с 1812 года в этих местах уже стали появляться торговые лавки и домишки для путешественников. А в 1826 г. одну из построек, укрывавшую путников от непогоды, превратили в ресторан. В общем основы туристической деятельности были заложены уже тогда.
Конечно же, сам мост вызывает неподдельное восхищение. Но и не менее восхитительный вид открывается с его смотровых площадок. Внизу, знаменитая после второй Мировой войны, река Эльба степенно несет свои воды к Северному морю. До горизонта простираются прекрасные пейзажи национального парка с лесами и причудливыми скалами.



  • мост считается визитной карточкой Саксонской Швейцарии
  • скалы Бастая и Бастайский мост входят в состав так называемого Маршрута Художников. Название связано с известными немецкими художниками Каспаром Давидом Фридрихом (это не три разных имени, это его так звали) написавшем картину с изображение скал Бастая, и Германом Кроне (больше известен как фотограф-пейзажист), который в 1853 году разместил памятную табличку на скале у Бастайского моста
  • мост официально признан национальным памятником и взят под охрану государства

Дорога от Дрездена к скалам Бастай плавно поднималась все выше и выше... Открывавшиеся с высоты, по обе стороны от трассы, живописные ландшафты, с пригоршней разбросанных симпатичных домиков, притягивали взгляд... Однако погода в это ранее утро совсем не радовала. Прошедший ночью дождь обесцветил небо. Про красивые солнечные фотографии можно было забыть... Тем не менее, мысли о скорой возможности увидеть Бастай своими глазами улучшали настроение. И вот мы уже на месте. На гостевой автостоянке множество туристических автобусов. То и дело очередная группа туристов, преимущественно немцев пенсионного возраста, организованной толпой скрывалась за поворотом...

От автостоянки до смотровых площадок дорога занимает около 5 минут ходу. Непосредственно перед входом на маршруты по скальному комплексу есть несколько симпатичных ресторанов, сувенирная лавка, отель, и даже горный театр под открытым небом, где периодически проходят различные театральные постановки.

Бастай (нем. – бастион) – это песчаные скалы, в 27 километрах от Дрездена, уходящие ввысь над Эльбой на высоту 194 метра и 305 метров над уровнем моря. Ближайший городок – Ратен (нем. Rathen ), находятся у подножия скал в долине реки Эльба.

Этот природный парк, называемый Саксонской Швейцарией , является популярным местом у художников и путешественников, уже более двух веков.

Необычное скальное образование люди заметили еще с глубокой древности – с бронзового века, о чем свидетельствуют результаты археологических раскопок. В более поздние времена, в начале XIII века, здесь возникла грозная неприступная крепость Нойратен (нем. Neurathen ). От неприятеля замок был отлично защищен скалами, но, в свою очередь, при помощи огромных катапульт, он мог с легкостью обстреливать любые вражеские суда, плывущие по Эльбе. Увы, ничто не вечно, в настоящее время от крепости остался только фундамент стен…

Название "Бастай" возникло на картах в 1592 году, когда проводилась геодезическая съемка окрестностей. А популярным туристическим объектом, скалы стали лишь в начале XIX века. Красивейшие пейзажи скал легли в основу полотен многих знаменитых немецких художников-романтистов того времени. Среди них выделяется картина Каспара Давида Фридриха "Горный пейзаж в русле Эльбы (нем. Felsenschlucht )" (1822-1823).

Дважды бывал на Бастае и известный русский композитор Александр Скрябин, написавший, под впечатлением от увиденного, одноименную прелюдию "Бастай". И вот мы, наконец, в самом сердце парка, откуда вниз, к смотровым площадкам, уходит знаменитая тропа художников "Malerweg ".

Многочисленные площадки, шпили, террасы, ущелья, а также небольшие пещеры соединены в единую сеть лестниц и мостиков, среди которых выделяется, конечно, мост Бастай (нем. Basteibrücke ) над 40-метровым ущельем Mardertelle .

Изначально на его месте был обычный деревянный мост, построенный в 1824 году, но, спустя 27 лет, он был заменен на долговечный и надежный мост из песчаника. Длина моста составила 76 метров.

На одной из скал, соприкасающихся с мостом можно увидеть отметку Германа Кроне – первого фотографа-пейзажиста, побывавшего на мосту летом 1853 года.

С моста открывается, захватывающая дух, панорама на изгиб Эльбы и лежащий у подножия скал курортный городок Ратен (нем. Rathen ), совсем недавно отметивший свое 750-летие. Кстати, поселение на противоположном берегу реки называется уже Верхний Ратен (нем. Oberrathen ). Между двумя частями города налажена регулярная паромная переправа.

Городок виден, как на ладони… Можно разглядеть каждый домик, железнодорожную станцию, людей на пристани, плывущие по реке лодки и баржи. И, самое интересное, почти на двухсотметровой высоте скал идеальная слышимость. С моста четко слышен стук колес поезда, звуки проезжающих машин, лай собак, а в особую погоду, говорят, можно услышать и разговор людей на улицах Ратена. Существует версия, что такая слышимость, в прошлые века, помогала баронам скальных замков грабить, проезжавших внизу, крестьян и караваны торговцев.

Попасть на смотровые площадки скал можно не только "верхней дорогой". От городка Ратен также идет вверх через лес извилистая горная тропинка. Полчаса неспешной ходьбы – и вы уже на вершине.

Если оторвать взгляд от созерцания Ратена и взглянуть вдаль – можно увидеть плоское плато Лилилиенштайн (нем. Lilienstein ).

С одной из площадок можно увидеть еще один интересный объект. Это фигурка святого – покровителя Ратена, находящаяся на вершине высокого столба.

Постепенно, небо над Эльбой заволокло тяжелыми тучами. В любую минуту мог пойти дождь, и я поспешил в обратный путь к автостоянке. Заскочив по дороге в единственную сувенирную лавку, я так ничего и не купил, оставшись без сувенира с Бастая… Цены на все безделушки были более чем запредельные, а выбор был крайне маленьким.

Дойти до автобуса я все же не успел… За считанные секунды разразился настоящий тропический ливень, а спрятаться было негде. Пробежав последние 200 метров, я вымок насквозь, вода с одежды текла ручьем…

Несмотря на сей факт, настроение, подаренное Бастаем, у меня было отличное. Ведь если бы мы изначально приехали сюда хотя бы на полчаса попозже, пришлось бы гулять по скалам под проливным дождем, а это, согласитесь, не самое приятное занятие…

Когда-то в Средние века в скалах Саксонии стоял крепость Нойратен, и Бастай (Bastei) был частью его оборонительных сооружений. В память об этом в парке установлена катапульта, есть некая цистерна - каменная яма, остатки каких-то укреплений и проч. (Все эти останки прошлого сопровождаются табличками с надписями на английском и немецком языках, но меня настолько очаровал вид гор, что на оборонительные сооружения крепости я внимания не обращала.).

Позднее, в 1800-х гг., Бастай стал привлекать туристов, а путь в горы был даже назван Malerweg, что в переводе с немецкого означает «тропа художников». Из наших там побывал, правда, не художник, но все-таки человек искусства - композитор и пианист Александр Скрябин. Он дважды посещал скалы Бастай и даже написал одноименную композицию - видимо, не оставило его равнодушным это место, как и Чайковского в своем время очаровало Лебединое озеро Schwansee неподалеку от .

В 1812 г. в Бастае оборудуют туристические торговые лавки, потом - навес для укрытия от непогоды, и позднее деревянный мост, соединяющий несколько гор. В 1851 г. деревянный мост заменили на мост из песчаника, и теперь он по цвету полностью совпадает с цветом самих скал. Этот мост стоит и сейчас, его длина 76,5 метров. Он состоит из семи дуг, уходящих в ущелье Mardertelle глубиной 40 метров. Мост пешеходный и открыт для туристов бесплатно.

Как добраться в Бастай своим ходом?

Простой вариант - трансфер

Прямого общественного транспорта в Бастай нет, только с пересадками (см. ниже) поэтому самым простым вариантом является организованная групповая или индивидуальная экскурсия. Таких организованных туристов в Бастае - большинство. Причина этого, кстати, еще и в том, что до общественного транспорта вверх нужно подниматься пешком, для меня лично - это интересно и желанно, виды красивейшие, идти недалеко, но у всех разный уровень подготовки и здоровье. Автобусы привозили туристов прямо наверх.

  • - недорогая, но красивая экскурсия по Саксонской Швейцарии с посещением Бастая и старой крепости. Продолжительность экскурсии 10 часов. Оплата через интернет и наличными.
  • - 10-часовая экскурсия на автобусе, также недорогая. Замечательные виды на реку, гору, лес.

На общественном транспорте

Схема проезда такова: из Дрездена, Праги или другого города нужно доехать до немецкого города Bad Schandau , затем пересесть на электричку или автобус до Kurort Rathen . Далее на паром, через Эльбу. И дальше уже пешком в горы.

Кажется, что сложно, но это не так. Привожу подробное описание и фотографии, как добраться и сколько стоит билет.

Из Праги билет можно купить на или на , в зоне продажи билетов, но не в общей очереди, а в офисе Deutsche Bahn слева. Bad Schandau и Бастай - это уже Германия, поэтому билеты продают немецкие дороги, а не чешские (но в предыдущие годы билеты в Германию продавали в общей кассе).

Кстати, Bad Schandau- это следующая остановка после Дечина, если ехать из Праги. В Дечине Эльба и горы очень похожи на Бастай ().

Этап 1. Едем в Bad Schandau

Из Праги

Удобный поезд Прага - Bad Schandau есть в 8:30 и в 10:30, они идут без пересадок, время в пути 1 ч. 45 мин. (Я ехала в 10:30).

Поезд обратно Bad Schandau - Прага есть в 15:38, 17:38, 19:38, то есть через каждые два часа.

Стоимость билета туда-обратно - около 810 крон. См. в комментариях, как сэкономить на проезде группой.

Из Дрездена

Из Дрездена (Dresden) в Бад Шандау ходят электрички примерно каждые полчаса и даже чаще, время в пути 45 минут. Билеты можно купить в автомате, или в кассе прямо в день выезда.

Этап 2. Едем в Kurort Rathen

В Праге билет от Bad Schandau до Kurort Rathen не продали, мол купишь на месте. Выйдя в Bad Schandau, прямо на станции в я купила билет до Kurort Rathen , он стоил примерно 2,2 евро. Но, как оказалось, в этот день электричек не было - поезда не ходили.

Но в Bad Schandau есть станция, где меня направили на автобусную остановку, от которой как раз отходил автобус до Курорта Ратхена. Собственно, перрон и автобусная остановка в 50 метрах друг от друга, и, если нет поездов, есть автобусы. Автобус ехал, наверное, минут 15-20 по идеально ровной дороге вдоль живописных желтых полей. Эти желтые поля привлекли меня еще из самолета, позднее я уточнила, что это могут быть .

Этап 3. Паром на правую сторону Эльбы

Выйдя на остановке в Kurort Rathen (первая остановка на автобусе), нужно пройти немного вперед по движению автобуса и прямо, как вышли, в сторону реки. До реки и парома метров 300.

Как я прочила где-то в интернете, Эльба в месте переправы «неприлично узкая», и это действительно так. Собственно, переправа через реку вместе с посадкой и высадкой пассажиров, продажей билетов занимала максимум минут пятнадцать-двадцать. Стоимость билета в два конца - 3,6 евро.

Расписание : Паром ходит с 1 мая по 31 октября ежедневно с 4:30 до 01:00. Ходит туда-обратно, то есть ждать его недолго.

Этап 4. От парома до Бастая

Опять же в интернете прочитала, что от парома до самих скал есть две дороги: 6 и 12 км. Я не нашла раздвоения дорог, а просто пошла прямо: сначала вдоль домиков и торговых палаток, потом повернула налево.

Возможно, длинный путь был бы, если бы пошла прямо (этой дорогой я как раз вернулась обратно), но указатель был именно налево.

Сколько же идти? Не знаю, но, думаю, не больше 6 км. Дорога не сложная, есть лесенки, есть тропки, где-то поручни.

По дороге есть смотровые площадки с видом на долину Эльбы.

Вообще, когда я шла в Бастай, я не знала, что это: ileo рекомендовала, и я пошла, прочитав минут за 5 минут до отъезда, как туда доехать. И вот справа от дорожки сначала показался выход (Ausgang), а потом и касса. Я заглянула за заборчик прохода: красиво! смотровые площадки с видом на горы. И купила билет за 2 или 4 евро.

Собственно, основные виды на Саксонскую Швейцарию и скалы открывались оттуда, с выставки. Выставка представляет собой несколько смотровых площадок, сделанных из металлических прутьев и соединенных между собой. Здесь же и цистена, и катапульта. Посетить нужно обязательно. Несмотря на пасмурную погоду, виды были шикарные.

Потом, выйдя из загончика, я прошла уж на знаменитый мост Бастай. Повторюсь, он сделан из песчаника и имеет длину 76,5 метров. Глубина ущелья - до 40 метров. Отсюда открываются виды как на Эльбу, так и на горы.

Здесь, сверху, есть кафе, туалет, магазинчик для туристов.

Мне попался на глаза на Amselsee и Amselfall , и, судя по названиям и моему опыту, мне представилось озеро, лежащее между гор, как Alpensse в Барии и какой-то fall - водопад, по моим представлениям. Указатель гласил, что идти 30 минут, и я решила пойти посмотреть красоту неописуемую: горное озеро и водопад.

Но нашла - лесную дорожку, проходящую через мшистый, словно бархатный, сырой лес. Правда, лес был сырой, наверное, от дождя, который накрапывал весь день, но обилие мха говорило о том, что место все-таки влажное. Раньше у меня на рабочем столе стояли заставки с таким бархатным лесом, а сейчас у меня у самой есть несколько фотографий.

Фотографировать хотелось каждый шаг и все 360 градусов обзора.

Я шла по лесу одна и только однажды догнала русскоговорящую пару, мужчину и женщину средних лет, которые в два или три фотоаппарата снимали каждый шаг, как и я. Я не стала их обгонять, а немного отстала, любуясь мхом, каплями дождя, грибами на скалах и самими скалами, которые порой нависали над дорогой, а порой были настолько узки, что я бы перед входом на тропинку повесила бы объявление, что пройти смогут не все.

Дорожка очень живописная. Но вот озеро и водопад оказались совсем далекими от того, что я нарисовала в своем воображении. Но тоже интересны.

Водопад Amselfall падает сверху, протекает под домом и падает из-под дома дальше. Домик стоит в горах, и вся эта композиция - домик и водопад - никак не помещались в кадр, только по отдельности. Предполагалось, что этот домик - какое-то кафе, место пристанища туристов, но там ничего не работало, и только одинокий фотограф делал снимки водопада. Я не стала ему мешать.

Возле домика я нашла карту местности: оказалось, если я пойду на озеро, то приду как раз к парому. Так я и пошла.

Озерцо, наверное, было запрудой небольшого горного ручейка, того же падающего водопада. Там стояли катамараны, но на них также никто не катался. Может быть, было уже поздно: в Германии очень рано все закрывается.

Пройдя озеро, я попала опять в Kurort Rathen на ту же дорогу, с которой пришла. И сделала несколько фотографий интересных кустов, они разного цвета, очень яркие. Не знаю, что это за растения, но красивые.

Потом паром, автобусная остановка. Но тут была засада: на остановке не было расписания автобусов до Bad Schandau. Были схемы движения разных автобусов, карта местности, автомат по продаже местных билетов - все, кроме расписания. Но рядом оказался дядечка, который сказал мне, что он не знает расписания, но автобус ходит каждый час. Я тоже подумала, что автобус на замену поезда должен прийти, как раз было подходящее время. Решила: подожду час, если не придет, буду думать. Пока пыталась найти бесплатный Wi-Fi, ходя из угла в угол, на остановке начали собираться люди (стоит сказать, что все эти немецкие городки достаточно глухие, и людей там мало), и автобус-таки пришел, не пришлось ждать час.

Дополнительно

Древней крепости в Бастае нет, сохранились только остатки фундамента. В первую очередь это место интересно как природная достопримечательность и отлично подходит как вариант куда съездить из Дрездена или . Я приехала в Бастай (Германия) около 12 часов, наспех перекусила в закусочной, часто останавливалась, фотографировала, зашла на все попавшиеся мне по дороге смотровые площадки и спокойно вернулась к 17 часам на автобус. Погода была не солнечная, дождливая, но долина была видна хорошо. Люди пишут, что если стоит туман, то просто ходишь в облаках, видимости нет, то тоже симпатично.

С собой стоит брать попить и обязательно надевать удобную обувь и одежду, можно взять головной убор и куртку - кто чего боится. Мошкары не было.

В Бастай и из Германии, и из Чехии есть организованные экскурсии, в экскурсионную программу, помимо самих скал Бастай, входит осмотр крепости Кенигштайн. Интересное место, тоже стоит посмотреть. Со мной в самолете летели туристы, пара лет 45-50, они как раз брали экскурсию в Бастай из Праги: отзывы положительные, очень понравилось. Мы даже с ними, наверное, в один день были там: только я - самостоятельно, а они - с экскурсией. Они покупали тур у нашей турфирмы, а я нашла на русском языке экскурсию (писала выше).

Ваши отзывы

В субботу 18 февраля откликнувшись на предложение отправиться в однодневный поход по Саксонской Швейцарии (не путать с настоящей Швейцарией), я провел один из самых интересных дней в своей жизни.

Давненько меня не впечатляли пейзажи, более того, они оказались прямо под боком всего в 2,5 часах пути из Праги. Саксонская Швейцария (нем. Sächsische Schweiz) - немецкая часть Эльбских Песчаниковых гор. Она находится на верхнем течении реки Эльба недалеко от Дрездена. Бастай (нем. Bastei - бастион; высота 305 м над уровнем моря) же в свою очередь -это формация из песчаных скал со смотровой площадкой между курортом Ратен и городом Велен.

Скалы возвышаются над Эльбой на высоту 194 метра. Бастай – это самый посещаемый туристический аттракцион Саксонской Швейцарии. Часть природного парка, который включает как Саксонскую Швейцарию, так и Богемскую Швейцарию (в Чешской Республике). Является очень популярным местом для активного отдыха — пешеходных и вело экскурсий, а также скалолазания.

Повидавшему виды путешественнику, задающему себе очередной вопрос куда съездить и что посмотреть в Германии, смело могу рекомендовать Бастай, как одно из уникальных и необыкновенно красивых мест в Европе.
Объединив желания к странствиям, пражская и дрезденские русские диаспоры встретились в Саксонии, чтобы вместе проделать это увлекательное путешествие, в которое я вас и приглашаю, друзья…

Наш маршрут

Предстоявший нам маршрут является одним из самых простых предлагаемых дрезденским туристическим клубом «IGW» Всего 15 километров пешком по горам, и отличный аппетит вам гарантирован, а так как вечером нас ожидали лучшие ребра в Праге, настроение в течении всего дня было супер позитивное.

«Зелёный» паром, работает без какого-либо топлива. Он прикреплен к правому берегу длинным тросом и совершает маятниковые движения между берегами за счет течения реки и правильно выставленных рулей (при высоком уровне воды в Эльбе, его заменяют на обыкновенный).

Билет туда-обратно стоит 1.5 евро.

Встреча с двоюродным братом моего кота Джеймса.

Скульптурная композиция, состоящая из изображений людей и животных- это символы близлежащих скал.


Набираем высоту…

Первая вершина Gamrig взята!

Фото на память с моим ганноверо-брестко-солигорским другом, известным балагуром и путешественником Сережей Кондобаровым.

Вид с плато на горы и курорт Ратен.

Вид на скалу Lokomotieve , что означает Локомотив, или по нашему поезд.

Маленький покоритель вершины.

Вековые сосны производят впечатление, они прото очень высокие, рядом чувствуешь себя совсем незначительным 🙂

Группа из 25 человек легко растягивается на сотни метров, в горах нельзя тесниться да и тем у каждого разный. Для того чтобы не терять зевак, в любом профессиональном походе есть ведущий и замыкающий.

Народ в зимнее время на курорте практически отсутствует. Поэтому мы собственно там и оказались 🙂

Хочешь проверить человека сходи с ним в горы, эту народную мудрость никто не отменял. Коллектив у нас подобрался позитивный, все помогали друг другу, кстати, большинство участников похода, если вы заметили, были женщины, за что им огромный респект.

Всеобщий любимец — сибирский кареглазый хаски.

Коллективное фото на память.

В таких местах волей-неволей задумываешься о вечном. Сколько людей за сотни лет прошли по этим тропам, а деревья все стоят и растут.

Во время сложных спусков мне иногда приходилось убирать фотоаппарат с плеча в рюкзак. Опасность повредить технику существует даже в такой простой прогулке по горам. К слову, упал я на ровном месте, но техника и я остались целы. Эффект запотевания объектива можно использовать и как художественный прием, не так ли?)))

Эльба хорошо промерзла в этих местах, но проверить ради того, чтобы просто проверить толщину льда — это очень по-русски…

Горные курорты в Европе летом привлекают даже больше туристов, чем зимние. Пешие, конные, велосипедные и другие виды туризма очень популярны. Этому способствует хорошая инфраструктура, большая часть туристических дорожек, например, каменная или асфальтовая.



Почти все рестораны и гостиницы закрыты — не сезон.


Идешь по таким тропам и чувствуешь себя в настоящей сказке.


Сила воды бесконечна, но мороз он и в Саксонии мороз. Огромная глыба льда — замерзший водопад.

Уууууууххх, а вот это уже Бастай! Когда под тобой обрыв высотой с добрую сотню метров — это очень сильное ощущение, чувство свободы, как минимум.


Вид на Эльбу

Немецкий курорт Ратен с высоты Бастая.

Не сфотографироваться в таком зачётном месте недопустимо, тем более в свадебный день 🙂


Руководитель похода Григорий Цыпин, кандидат в мастера спорта, призёр чемпионата Советского Союза по спортивному туризму, да и просто хороший человек.

Самое узнаваемое место Бастая — бастайский каменный мост (Basteibrücke), которому уже более 200 лет.

Бастай буквально окружен смотровыми площадками. Даже в 1800 году место было весьма популярным среди туристов, привлекало художников и писателей. Известная картина Felsenschlucht (Каньон), написанная
Каспаром Давидом Фридрихом именно в этом необычном месте.








Эх, пальнуть бы с такого агрегата!

Красота по-саксонски…

Спускаться по обледеневшим ступенькам — не самое безопасное занятие, но непреодолимых препятствий нет. Да и немного экстрима — это всегда весело.


Лес прекрасен в любое время года, даже в холодном феврале. К слову, в горах достаточно жарко, особенно когда не стоишь на месте. Опытные путешественники еще в начале похода поснимали свитера.

Детали немецкого города-курорта Ратен.

Вся прогулка заняла у нас около 7 часов. Настроение на всю неделю и крепкий сон были нам гарантированы…

Саксонской Швейцарией называют немецкую часть Эльбских песчаниковых гор, расположенных в 30 минутах езды от Дрездена(горы, расположенные на чешской территории называют Чешской Швейцарией).

Такое название горы получили благодаря двум швейцарским художникам Адриану Цингу (Аdrian Zingg) и Антону Граффу (Anton Graff), которые жили и работали недалеко от этого региона в 18 в. Неповторимые ландшафты, состоящие из многочисленных песчанниковых скал, широких лесных массивов и не менее многочисленных ручеев и рек, постоянно напоминали им о красоте своего родного края.

Эльбских горы являются бывшим морским дном, которое уступило место суше во время мелового периода. Самой высокой точкой, расположенной на высоте 556 м над уровнем моря, называется гора Гроссе Винтерберг (досл. перевод - Большая Зимняя гора, нем. Große Winterberg).




В 1956 году из-за огромного наплыва туристов в целях защиты территории от бесконтрольного его использования был создан национальный парк "Саксонская Швейцария", который охватывает территорию в 386 км. кв. Позднее были определены области, в которые нельзя заходить туристам. На любом путеводителе, который можно купить прямо на месте, они обозначены красными вертикальными штриховыми линиями. Однако в национальном парке существует много возможностей посетить и осмотреть наиболее живописные точки региона. Наиболее распространенным является так называемый пешеходный или велосипедный туризм. Открытые для свободного посещения лесные тропинки, дороги на возвышенности ежегодно посещают тысячи туристов.

Основные достопримечательности и самые красивые места Саксонской Швейцарии составляют основу "Маршрута художников" (нем. Malerweg) протяженностью в 112 километров. Национальный парк "Саксонская Швейцария" насчитывает около 1100 вершин разрешенных для скалолазания. Однако не следует забывать, что для того, чтобы уберечь песчанниковые скалы от разрушения, здесь были разработаны свои специальные правила для любителей этого вида спорта. Так, например, веревки и кольца разрешено использовать только для страховки, а не для продвижения вперед. А многие вспомогательные средства вообще запрещены для использования.


Не менее притягательной для туристов является Эльба, проложившая свой извилистый путь через Саксонскую Швейцарию. Колесные пароходы, которые курсируют по реке и по сей день, доставляют гостей ко многим достопримечательностям.


Саксонская Швейцария воспетая немецкими поэтами и являющаяся источником вдохновения для художников не потеряла своей привлекательности. Здесь описаны самые ее популярные достопримечательности:

Прихотливый эрозионный песчаниковый ландшафт мелового периода в федеральной земле Саксония производит сильнейшее впечатление и является уникальным для Центральной Европы. Пейзаж Саксонской Швейцарии определяют причудливые нагромождения скал, узкие долины, столовые горы и ущелья. В национальном парке обитают редкие виды животных и птиц, к примеру, филин, выдра и соня-полчок, а в небольших биотопах произрастают редкие виды папоротниковых, лишайников и мхов. Любители эффектных видов, открывающихся с возвышенностей, могут забраться на отвесные скалы национального парка с помощью альпинистского снаряжения или подняться на возвышенности пешком.


К наиболее популярным пешеходным маршрутам парка принадлежит дорога на скальное образование Бастай (нем. крепость), с которого открывается великолепная панорама Эльбы. Живописные ландшафты национального парка можно исследовать и с воды - на лодке с веслами или во время поездки на одном из многочисленных теплоходов. В число других достопримечательностей национального парка «Саксонская Швейцария» входят информационный центр национального парка, крепость Кенигштайн, театр под открытым небом в городке Ратен, разбойничий замок Флессерштайг, «Почтовый обелиск» в г. Пирна и, конечно же, великолепный Дрезден и крепость Нойратен.

Ощутить красоту первозданной природы национального парка можно на пешеходной прогулке под руководством сотрудников национального парка или во время захватывающего спуска на байдарках по ущельям. Внимания достойны также романтические поездки на одном из старейших колесных пароходов в мире по Эльбе или на старинном трамвае линии Кирничтальбан к водопаду в Лихтенхайне.


Отвесные скалы самых причудливых форм напоминают игрушки великана: кегли, столбы и пирамиды. На высоте около 200 метров возникает ощущение, что весь мир остался далеко внизу, а ты будто паришь над Эльбой вместе с птицами, и легкие облака медленно проплывают у тебя под ногами. Кажется, только раскинь руки - и полетишь! Вот именно от таких восторженных туристов и были установлены на Бастае защитные перила. Впрочем, это не мешает опытным скалолазам со всей Европы покорять здешние утесы.

В одном месте горного массива Эльба пробила огромную дыру - это Кушталь - вторые по размерам скальные ворота Песчаниковых гор. После посещения Кушталя туристам предлагают подняться на смотровую площадку - дорога не из легких: придется подниматься на высоту 9-этажного дома по ступенькам, вырубленным в узкой щели между скалами. Эту дорогу называют «лестницей в небо».


Лихтенхайнский водопад - один из самых известных туристических аттракционов Саксонской Венеции. Первоначально это был небольшой порог на деревенском ручье, затем в 1830 году здесь была поставлена задвижная плотина. Один предприимчивый крестьянин построил рядом ресторанчик и за умеренную плату открывал плотину: накопившаяся вода низвергалась, вызывая восторг у обедающих туристов. Сегодня водопад «работает» каждые полчаса в течение трех минут.

Также интересно будет посетить неприступную твердыню XII века - вырубленный в стене из базальта замок Штольпен. Основной проблемой укрепления была подача в замок воды: на протяжении 22 лет фрайбергские шахтеры пробивали колодец в базальте. За один день шахтерам удавалось углубиться лишь на один сантиметр, но шахта получилась такой глубины, что трос, на котором спускали бадью, весил 175 килограммов! Этот колодец - самый глубокий в мире из всех колодцев, сделанных в горах.

Замок Штольпен когда-то был резиденцией курфюрста и выполнял функции тюрьмы для его высокородных подданных. В одной из башен замка почти полвека провела в заточении красавица графиня Анна Косель - фаворитка Августа Сильного.

Крепость Кенигштейн (нем.Festung Königstien)

Расположена на одноименной горе, на левом берегу Эльбы, в 15 километрах от города Пирна и в 30 километрах от столицы Саксонии города Дрездена. Возвышающаяся над Эльбой на 240 метров (361 над уровнем моря), крепость занимает площадь около 9,5 га, что примерно составляет 550 метров в длину и 310 м в ширину, высота крепостных стен от 36 до 42 м.

Первые упоминания о крепости относятся к 1233 году. Тогда она находилась на территории Богемии. После многочисленных военных конфликтов Кенигштейн в 1459 окончательно переходит во владения Саксонии. После этого на протяжении всего времени крепость постоянно перестраивалась и достраивалась. Сейчас в ней насчитывается около 50 различных строений: гарнизонная церковь, сокровищница, казармы и др. Самым известным, пожалуй, является 152,5 м в глубину и 3,5 в ширину колодец, один из глубочайших в Европе. Царь Петр I, посещавший в то время Саксонию, лично с помощью веревки проверил глубину колодца. Около 400 лет колодец служил единственным источником снабжения водой крепости.

Слывшая неприступной, крепость служила укрытием в неспокойные времена для многих правителей Саксонии, а также как Саксонская государственная тюрьма, как ее еще часто называли "Саксонская Бастилия". Ее известными узниками были канцлер Крелль, Паткуль, алхимик Клеттенберг и Бакунин. Последним известным заключенным был в 1940-1942 годы французский генерал Henri Giraud, которому удалось осуществить побег из крепости.

До начала 20 века крепость оставалась во владении военных, а во время 1 и 2 мировых войн служила тюрьмой. С 29 мая 1955 года Кенигштейн возоюновил свою работу как военно-исторический музей под открытым небом. Позднее на входе в крепость был построен лифт для доставки посетителей на территорию Кенигштейна. Помимо различных временно действующих выставок для посетителей ежедневно открывают свои двери такие здания и музеи как:

  • Гарнизонная церковь (Garnisonskirche) - первая гарнизрнная церковь Саксонии (1676 год);
  • Наземный павильон с колодцем (Brunnenhaus)- здесь можно понаблюдать за доставкой воды в крепость с помощью реставрированного в 1912 году электромотора;
  • Старый оружейный склад (Altes Zeughaus) - история саксонского оружейного дела;
  • сокровищница (Schatzhaus) - В неспокойные времена здесь хранились государственные деньги и драгоценности. А в 19 веке даже в мирное время сокровищница Кенигштейна использовалась для этих целей. Именно об этом и рассказывает экспозиция музея;
  • Конюшня(Kommandantenpferdestall) и дом коменданта (Kommandantenhaus) - короткий взгляд на приватные и служебные помещения коменданта. Воссозданы помещения 1900 года.
  • Георгенбург (Georgenburg) - история постройки и история саксонской государственной тюрьмы;
  • Магдалененбург/подвал для хранения вина в бочках (Magdalenenburg / Fasskeller) - история постройки и история трех огромных винных бочек. С 1725 по 1818 гг. здесь размещалась 283 000 литровая бочка для вина Августа Сильного.

  • новый оружейный склад - история строительства крепости Кенигштейн и военная история с 1725 по 1818 гг.

Музей-крепость Кенигштейн открыта

с апреля по сентябрь 9 - 20 часов

октябрь 9 - 18 часов

с ноября по март 9 - 17 часов

Стоимость входгого билета для взрослых сосатвляет 6 евро (в стоимость включено посещение всех выставок и пользование лифтом), детский (для детей от 6 лет) 4 евро, семейная карта (2 взрослых и до 4 детей до 16 лет) - 15 евро.

Кликабельно 2000 панорама


Бастай

(нем. Bastei)

Расположенный на правом берегу Эльбы представляет собой комплекс скал со смотровой площадкой. Находится между курортом Ратен и городом Велен.

Не менее известным и ставший уже символом Саксонской Швейцарии является Бастайский мост (нем. Basteibrücke).

Бастай, как говорит уже имя само за себя (сродни Бастион) был включен в оборонительное кольцо скального замка Нойратен - самого большого скального замка в Саксонской Швейцарии. Первое упоминание о нем датируется 1592. Матиас Одер (Matthias Oeder), проводивший тогда первую геодезическую съемку Саксонии, упомянул об этой территории под именем Пасетей (нем. Pastey). Лишь в 1800 году Бастай становится излюбленным местом для туристических прогулок. Примерно в этоже время был построен и Бастайский мост, который был тогда деревянным. Из-за постоянно растущего числа посетителей в 1851 году был возведен каменный мост. Состоящий из 7 дуг, длинной 76,5 метров он протянулся над 40- метровым в глубину ущельем "Мардертелле" (нем. Mardertelle).


Столь красивое место часто было источником вдохновения для многих художников. Каспар Давид Фридрих написал свою известную картину "Песчаные горы на Эльбе", а также здесь писал свои каритны Людвиг Рихтер (Ludwig Richter).

Вот уже более 200 лет Бастай является самым привлекательным местом для туристов в Саксонской Швейцарии. С одной стороны виной тому необычный Бастайский мост, неповторимые скалы, лес, а с другой стороны - это смотровая площадка, расположенная на высоте 193 метра над Эльбой. Отсюда открывается вид на долину Эльбы, на ее причудливый и извилистый путь, который она проложила между скал, а также на расположенную неподалеку крепость Кенигштейн.


Место очень популярно у всех категорий туристов: от стремительных трекеров всех возрастов до пенсионеров, которых привозят наверх на автобусе и усаживают с кофе у окошка с видом на Эльбу.

Название «Бастай» указывает на то, что скалы входили в оборонительное кольцо древнего замка.

Зачатки туристической инфраструктуры стали появляться здесь еще в начале 19-го века: торговые лавки, хижины, позже переоборудованные в ресторан

Длина моста — 74.5 метра Он перекрывает своими 7 дугами ущелье Mardertelle глубиной 40 метров. Часть старых скал, в прошлом используемых как укрепленный район, огорожены и летом туда вход платный. А в двадцатиградусный мороз — бесплатный. Поэтому можно зайти и посмотреть что там и как.


Саксонская Швейцария известна завораживающими красотой горами необычного вида и великолепными замками. Среди причудливо нагроможденных скал протекает стремительная Эльба, которая во время паводков угрожает раскинувшемуся на ее берегах Дрездену, столице Саксонии, подтоплением.

По реке с 1836 года передвигаются колесные пароходы. Эльбская флотилия, состоящая из исторических судов, - самая старая и крупная в мире. Импозантные пароходы до сих пор доставляют гостей, например, в Бад-Шандау (Bad Schandau), Велен (Wehlen), Ратен (Rathen).

В Ратене на высоте 305 метров расположен знаменитый Бастионный мост - Basteibrucke, с которого открывается превосходный вид на ландшафт и соседние средневековые замки.

В начале 20 века, чтобы защитить песчаник от разрушения, здесь разработали собственные правила скалолазания, получившие названия "Саксонских" (Sachsische Kletterregeln).