Архитектура казанского собора в северной столице. Казанский собор Судьба собора в XIX-XX столетиях

25.07.2023 Челябинск

Хотя генеральный план, включающий вторую колоннаду, не был осуществлен, Казанский собор воспринимается как законченное и совершенное произведений архитектуры. Главное, что способствует цельности восприятия, - это ясность композиционного решения, соразмерность архитектурных объемов и пропорций. Композиция собора разрабатывалась с учетом его значения как центрального сооружения архитектурного ансамбля. Причем в данном случае перед архитектором стояла сложная задача. В православных храмах алтарь всегда обращен на восток, а вход в храм с противоположною стороны, т. е. с запада. При выполнении этого обязательного требования оказывалось, что Казанский собор ориентировался в сторону Невского проспекта боковым фасадом. Необходимо было создать его парадное оформление.

Воронихин смело вышел из затруднения. Плану здания он придал форму вытянутого креста и со стороны Невского проспекта построил полукруглую колоннаду.

Колоннада состоит из 94 каннелюрованных колонн коринфского ордера высотою (с базами и капителями) около 13 метров. Она поставлена, как и все здание, на высокий цоколь, облицованный сердобольским гранитом.

В собор ведут три входа: северный (со стороны Невского), южный и западный; в каждом из них три двери. Входы подчеркнуты строгими шестиколонными портиками с широкими ступенями.

Легкий, стройный купол покоится на высоком цилиндрическом барабане с 16 прямоугольными окнами, между которыми расположены пилястры. Воронихин подчеркнул основание купола, устроив в нем 16 круглых окон-люнетов с сильно выступающими наличниками. Основание барабана, ступенчатое, расширяющееся книзу, служит переходом от главной вертикали сооружения к горизонтальным линиям колоннады и фасадов.

Характерно, что собор не имеет широких свободный плоскостей стен. Все его фасады прорезаны огромными окнами, расположенными в два яруса. Между окнами по вертикали остаются небольшие простенки, на которых размещены пилястры. Сверху по всему периметру здания и над проездами проходит массивный аттик. Он увеличивает высоту стен и скрывает крышу. На колоннаде по обеим сторонам устроена балюстрада. Над окнами, по фризу колоннады, на стенах портиков, в аттиках проездов, а также на углах антаблементов размещены рельефные композиции. Богато орнаментированы резьбой по камню карнизы здания и фронтоны портиков. На фронтонах всех трех портиков изображено "всевидящее око в лучах", на северном - бронзовое золоченое, на других - высеченные из пудостского камня. Все декоративные детали по своему исполнению сдержанны, придают зданию живописность и жизнерадостный тон.

В архитектуре собора выявляются две тенденции: монументальность, которую сообщают крупномасштабные объемы, проезды, массивный аттик и мощный цоколь, и одновременно легкость, которую сооружению придают плавные полукружия колоннады с ритмично, широко расставленными, слегка утонченными кверху колоннами, стройный купол, многочисленные окна, а также цветовая гамма собора. Пудостский светло-желтый камень, которым облицованы стены и из которого сделаны колонны, гармонировал с блестящим, серебристым, устремляющимся ввысь куполом, как бы тающим в небесной синеве. Стремление зодчего обеспечить преобладание светлых тонов выразилось и в том, что даже ограда с западной стороны собора была первоначально выкрашена в необычный для городских решеток белый цвет.

Монументальность и легкость, находящиеся в неразрывном единстве - это одна из существенных особенностей произведения Воронихина, придающая зданию неповторимую выразительность. Другой отличительной особенностью Казанского собора является то, что в его композиции решающее значение имеет не купольная часть (как в традиционных православных храмах), а колоннада. Полностью прикрывая здание со стороны главной магистрали города, она прежде всего привлекает внимание, способствует тому, что собор воспринимается как сооружение светской архитектуры.

Средняя часть колоннады подчеркнута портиком, выступающим несколько вперед. Над колоннами портика - мощный аттик. Издали, со стороны Невского проспекта, аттик воспринимается как основание купола, а портик - как его пьедестал. Благодаря такому впечатлению, купол входит в композицию колоннады как ее часть, венчающая центр. Так утверждена неразрывность колоннады с собственно зданием.

От портика в обе стороны отходят ажурные полукружия колоннады, соединяющие его с проездами. Таким образом, основные части колоннады (полукружия) оказываются замкнутыми прямоугольными формами (портик, проезды), что придает колоннаде устойчивость и законченность.

Центр колоннады доминирует, но не противопоставляется проездам. По масштабам, пропорциям, линейному ритму эти ясно выделенные части приведены к единству.

Становится понятным, как важно было для Воронихина отстоять свое решение устроить прямые перекрытия проездов. Он одновременно решал и техническую, и художественную задачи: при прямых перекрытиях достигалась общность форм проездов и портика, проезды органично включались в композицию колоннады, не нарушалась линейная структура по горизонтали. Последнее имело принципиальное значение в организации ансамбля Казанского собора. Глубоко продуманное сочетание северного портика с куполом вытекает из общего замысла зодчего в организации архитектурного облика собора, его места в городском комплексе. Подобное сочетание характерно и для других портиков западного и южного, а также для восточного фасада, замкнутого полукруглым алтарным выступом - абсидой. Когда мы смотрим на собор с противоположной набережной канала, абсида воспринимается как башня, увенчанная куполом (При осуществлении второй колоннады "башня" восточного фасада играла бы активную роль как акцент, центрирующий разворот двух колоннад и объединяющий их.) Такие решения в отношении места купола со стороны всех четырех фасадов приводят к впечатляющим результатам: все выступающие из линий фасадов части "сглаживаются", контуры здания становятся ясными, спокойными, сооружение приобретает цельность, легкость, естественно и просто входит в окружающую городскую среду (Воронихин разрабатывал генеральный план собора с учетом наличия открытых пространств со всех его сторон. Ныне разросшиеся деревья сквера у решетки, где планировалось создание площади, скрывают вид на западный портик; дома, построенные вблизи собора с южной стороны, не позволяют отойти на расстояние, с которого портик воспринимался бы в гармоничном сочетании с куполом). Связь с городом обнаруживается и в том, что здание собора с разных сторон выступает в различных сочетаниях с колоннадой и площадью. Это разнообразие впечатлений еще в большей мере открывает Казанский собор к пространству города, усиливает одухотворенность его художественного облика.

Воронихин создал один из самых выразительных городских ансамблей. Он поставил собор на таком расстоянии от Невского проспекта, при котором образовалось наиболее выгодное соотношение здания с размерами площади и окружающих его строений. При этом было учтено, что Невский проспект активно включается в пространство соборной площади, увеличивая его.

Главную роль в организации ансамбля играет колоннада. Она широко раскрыта к Невскому проспекту, не препятствуя проходу к другим городским кварталам через проезды по улице Плеханова и набережной канала Грибоедова. Цоколь восточного проезда соединяется с облицовкой канала, играющего значительную роль в художественном облике этой части города.

С отдельными элементами колоннады композиционно связаны здания, фиксирующие с трех сторон границы Казанской площади. На противоположной стороне Невского проспекта возвышаются два вплотную поставленных здания. Они ограничены с одной стороны каналом, с другой - улицей Софьи Перовской, через которые открывается выход к городским кварталам на север от собора. На одинаковом расстоянии от проездов построены угловые дома по улице Плеханова и каналу Грибоедова, северные фасады которых обращены к Невскому проспекту. Вторя проездам, эти дома ограничивают площадь с двух сторон, а создается впечатление, что линия полукруга колоннады продолжается до этих зданий. А за ними, по мере движения от колоннады к Невскому проспекту, все шире открывается обзор магистрали. Так широко и свободно осуществляется переход от собора к пространству города, близлежащая часть которого вовлекается в ансамбль.

Казанский собор открыт со всех сторон. И отовсюду, с любого направления, вскрываются разнообразные соотношения его с домами, расположенными вокруг. Благодаря этому яснее обнаруживается организующая роль собора в архитектурном ансамбле. Здания, входящие в него, по высоте согласуются с высотой Казанского собора. Стилистически они неоднородны, но имеют общую черту - строгость архитектурных форм, которая свойственна облику собора. Цельности ансамбля во многом способствует цвет. Все здания светлого тона, приближенного к светло-желтому цвету колоннады. Различные оттенки окраски отдельных зданий не разрушают единства общей цветовой гаммы, содействуют жизнерадостному звучанию ансамбля. Исключение в нем составляет входящее в общий тон контрастным пятном темное здание Дома книги; его башня, увенчанная сферой, вторит главной вертикали собора, подчеркивает высоту купола.

В ансамбль Казанской площади входят и монументы М. Н. Кутузова и М. Б. Барклая-де Толли, установленные через 26 лет после завершения строительства собора. Они расположены на фоне проездов колоннады. Чтобы точнее определить места для монументов, скульптор Б. И. Орловский предварительно использовал силуэтные дощатые макеты памятников.

В торжественно-строгом характере решен и интерьер здания. Сочетание монументальности с легкостью и изяществом в разработке архитектурного образа является одним из основных творческих принципов Воронихина. В Казанском соборе этот принцип ярко проявляется и в декоративно-художественном убранстве, в общей разработке которого автор исходил из характера здания, его плана, объемов.

В традиционных зданиях православного культа основной предпосылкой пространственных решений являлась задача отрешенности внутренних помещений от внешнего мира. Нужно было создать такую обстановку, чтобы ничто не отвлекало внимания от богослужения, обряда. Отсюда небольшое количество часто узких окон и, как следствие, широкие плоскости стен, массивные столбы, поддерживающие купола и прочее.

Увлеченный задачей создания архитектурного ансамбля, Воронихин смело отошел от традиционных принципов церковного строительства, создал здание светского типа, художественный образ которого несет в себе жизнеутверждающие гражданские идеалы.

Длина собора внутри с запада на восток составляет 72,5 метра, с севера на юг-56,7 метра. Высота с куполом-71,6 метра, пролет купола 17,1 метра. Купол имеет два свода: нижний, прорезанный круглым отверстием, и верхний, первоначально покрытый росписью ("Коронование богоматери" В. К. Шебуева), а впоследствии выкрашенный в синий цвет.

В плане собор имеет форму вытянутого креста, что и определило пространственные решения интерьера. Главной является его подкупольная часть. Она оказалась несколько сдвинутой к востоку, примыкает непосредственно к центральному алтарному помещению и ограничена с четырех углов пилонами, поддерживающими купол. От пилонов во все стороны - на запад, восток, север и юг-отходят двухрядные колоннады красного полированного гранита; их высота, с базами и капителями,-10,7 метра. Базы покрыты листовой бронзой, капители - бронзовые (Отлиты по модели скульптора С. С. Пименова). Они были позолочены, но, так как в поспешности, с которой заканчивалось строительство собора, для золочения не был подготовлен качественный грунт, позолота давно сошла, и капители приняли темный цвет.

Вследствие того, что в алтарных помещениях пол приподнят, колонны видоизменены. В нарушение стилевых принципов коринфского ордера они установлены на пол без баз и высота их сокращена.

Колоннады одновременно являются основным компонентом декоративно-художественного оформления помещений и несут конструктивную функцию - поддерживают своды. Их спокойный ритм вносит мотив торжественности и покоя. Широко расставленные колонны (всего их в интерьере 56) членят пространство, но не изолируют части одну от другой. Значение колоннад в архитектурном облике интерьера отчетливо выделяется в его западной части. Это самое большое помещение собора, предназначенное для верующих. Двумя колоннадами оно разделено на три удлиненных нефа. Средний неф в четыре раза шире боковых и перекрыт цилиндрическим сводом, который покоится на колоннадах. Свод украшен восьмиугольными кессонами, в которых закреплены металлические, покрытые росписью розетки в виде стилизованного цветка. Перекрытия боковых нефов плоские кессонированные, они значительно ниже центрального. Такое же членение пространства имеет место в алтаре и в приделах, и так же устроены перекрытия. Так подчеркивается преимущество центральных частей, "скрывается" ширина помещений.

Зодчий удачно решил переход от сводов к куполу. С четырех сторон "срезы" сводов как полуовальные арки подступают к подкупольной части, и кажется, барабан купола стоит на этих арках, слегка касаясь их краем основания. Так достигается связь основных пространств интерьера и как бы расширяется центральная подкупольная часть. Вместе с тем здесь в центре создается гамма из круга и полукружий, удивительно легкая, изысканная, свидетельствующая о тонком художественном вкусе зодчего.

Для интерьера характерны идеальные пропорции архитектурных компонентов: гениально разработаны высота и объемы колони и глубина сводов, длина и ширина частей "креста", размеры оконных проемов и т. д. Об окнах стоит сказать особо, ибо они огромны и расположены в два яруса, между ними лишь небольшие простенки, прикрытые пилястрами искусственного гранита с алебастровыми золочеными капителями. Обилие окон придает интерьеру легкость, воздушность и связывает его с окружающим внешним пространством. Здание наполнено светом, который, отражаясь в полированном граните колонн и падая на полированный мраморный пол, мягко рассеивается и устремляется ввысь, в купол. Все это придает интерьеру характер дворцовой залы, сдержанно-пышной, величественной и строгой.

Интересен мозаичный пол собора, сделанный из камня четырех цветов: черного, серого и розового мрамора и темно-красного шокшинского кварцита. Рисунок, распределение цветов камня в мозаиках увязаны с планом отдельных помещений интерьера, что также способствует восприятию органической цельности художественных решений.

В центральной, подкупольной части пол оформлен уменьшающимися к центру кругами, вторящими линиям купола, его сводов, постепенно сужающихся кверху. Этой взаимосвязью создается иллюзия: подкупольная часть воспринимается как отдельный зал круглой формы. Законченность и устойчивость рисунка достигаются с помощью прямых элементов мозаики, идущих веерообразно от центра и соединяющих круги. По форме и цвету части мозаики скомпонованы так, что создается впечатление рельефности рисунка, и это придает ему особую выразительность.

В главном нефе, в северном и южном приделах - чередующиеся цветные полосы, составленные из восьмиугольных плиток черного, красного и серого камня. Рисунок пола подчеркивает удлиненность пространства, кроме того, в нем "отражаются" восьмиугольные кессоны сводов.

В боковых нефах рисунки мозаики соответствуют узкому длинному помещению, заключенному между стеной и колоннадой. Каждому кессону перекрытия соответствует узор: в круге, на черном фоне, - стилизованный цветок из розового и серого мрамора.

Планировка и архитектура определили и расположение икон. В отличие от других церквей, где иконы размещались на подкупольных пилонах и стенах, заполняя все плоскости, здесь большинство их было установлено только в приалтарной части. В соборе было три алтаря, отделенных от основных помещений, где собирались верующие, иконостасами: главный, в иконостасе которого находилась икона Казанской богоматери, и два по сторонам его; южный, Рождество-Богородицкий, и северный, Антонио-Феодосиевский. Примечательно, что главный иконостас никак не удавалось "пристроить" к алтарю. В поисках решения органичного сочетания иконостаса с архитектурой Воронихин составил три варианта проекта иконостаса. По одному из них иконостас был сооружен в 1811 году. Тогда же Воронихиным были установлены "малые" иконостасы в северном и южном приделах. Во всех иконостасах Воронихин усилил декоративный мотив, вероятно решая их как отдельные, не связанные с архитектурой произведения, желая выделить их. Он ввел узорчатые рельефы и скульптурные композиции. Но по размерам главный иконостас не вписывался в интерьер, был мал.

В 1836 году по проекту архитектора К. А. Тона был поставлен новый иконостас. Пышный, отделанный серебром, с малахитовыми колоннами по сторонам царских врат, он был несоразмерен с объемами помещений, хотя сам по себе являлся высокохудожественным произведением искусства. Тогда же Тон внес изменения в декор боковых иконостасов. Он удалил скульптурные композиции в верхней части, оставив без изменения план размещения икон. Свободные плоскости в нижней части он покрыл рельефным орнаментом. Оформление иконостасов стало спокойнее и строже.

С этого же времени в соборе началась развеска бронзово-золоченых люстр. В 1836 году под куполом была подвешена главная люстра работы мастера Шопена на 180 свечей; в 1862 году - две "средние" люстры в южном и северном приделах на 32 свечи каждая; в 1892 году - между колоннами - 16 "малых" люстр по 16 свечей. Когда включаются все люстры, помещение собора наполняется мягким рассеянным светом, смягчаются контуры деталей архитектуры; интерьер, сохраняя торжественную монументальность, приобретает особо умиротворяющий, спокойный характер.

Казанский собор - один из первых памятников архитектуры классицизма, в оформлении фасадов которого большое место занимают произведения скульптуры. Позднее скульптура используется в декорировке многих крупных сооружений Петербурга: Горного института (1806-1811, арх. А. Н. Воронихин), Адмиралтейства (1806-1820, арх. А. Д. Захаров), Фондовой биржи (1805-1816, арх. Тома де Томон) и др. Именно в этот период совместными усилиями выдающихся зодчих и ваятелей было достигнуто высокое искусство синтеза зодчества и пластики. Русские ваятели создали великолепные скульптурные ансамбли, исполненные героического пафоса и передовых гражданских идеалов. Статуи, рельефы, архитектурные декоративные формы, не теряя самостоятельного значения, обогащали содержание архитектурных памятников, усиливали их живописность и художественную выразительность. Хотя художники выражали идеи своих произведений аллегорически, через античные либо библейские сюжеты и образы, они прославляли патриотические подвиги своих современников, утверждали силу разума, выражали восхищение человеком, его физическим и нравственным совершенством, возвышенностью чувств.

Идеи патриотизма и гуманизма, лежащие в основе архитектурного образа, определили жизнеутверждающий характер Казанского собора; выступив на первый план, они приглушили культовое назначение здания,

Выразительность и сила эмоционального воздействия этого памятника - не только в совершенстве композиции и архитектурных форм, но и в глубоком синтезе искусств: произведения скульптуры и живописи соединены с архитектурой в единое целое.

Синтез искусств имел место в истории художеств с древнейших времен; на разных этапах и в разных жизненных условиях он приобретал различные формы и глубину содержания. Но всегда источником его формирования являлась общность идейно-мировоззренческой основы искусств и, следовательно, единство стиля. В синтезе искусств было закономерным их взаимовлияние. что содействовало успешному развитию каждого. В этом отношении показательны выдающиеся памятники архитектуры и связанной с ней монументальной скульптуры Древнего мира.

Казанский собор - яркий пример того, что синтез искусств достигает совершенства в те периоды, когда искусства находятся в своем развитии на подъеме, связанном с прогрессивными движениями в жизни общества.

Слияние искусств в Казанском соборе настолько естественно и логично, что они воспринимаются в неразрывном единстве, образующем цельный архитектурно-художественный образ. При этом скульптура и живопись обогащают архитектуру, раскрывают ее сущность, не теряя, однако, собственной художественной ценности.

На фото: Казанский собор вскоре после освящения

История Казанского собора в Санкт-Петербурге насчитывает несколько перестроек здания.

В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже - деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Рождественским. Значительным украшением построенной церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.

2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена . И Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.

К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Император России Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.


Саша Митрахович 22.01.2016 11:32


«С каким невыразимым восторгом я встретила счастливое утро, когда я узнала, что государыня вошла в столицу и провозглашена главой империи Измайловским полком, который проводил ее в Казанский собор среди огромного собрания войск и граждан, готовых принести ей обет подданства».


Саша Митрахович 09.01.2017 11:43


Видимо, как раз благодаря своему невольному участию в воцарении Екатерины II старый собор Рождества Богородицы был особенно неприятен Павлу I, и он, взойдя на престол, объявил конкурс на проект нового . Справедливости ради надо сказать, что этого требовали и объективные обстоятельства: на главной улице столицы скромный Богородице-Рождественский собор смотрелся уже слишком невзрачно.

В конкурсе на лучший проект собора приняли участие виднейшие архитекторы своего времени — Чарлз Камерон, Пьетро Гонзаго, Жан Тома де Томон. Всем им предстояло решить нелегкую задачу: император потребовал, чтобы новый собор был подобен . Этот собор, виденный Павлом I во время его путешествия по Европе в 1780-х годах, поразил его воображение. В особенности потрясла его колоннада Бернини, опоясывающая площадь перед собором. Теперь он желал, чтобы подобная колоннада украшала фасад Казанского собора. Ни один из именитых зодчих не смог удовлетворить требованиям императора. Удалось это лишь малоизвестному в те годы архитектору А. Н. Воронихину, происходившему из крепостных графа Строганова. Он предложил решение, благодаря которому храм органично вписывался в ансамбль Невского проспекта.

Согласно проекту Воронихина, колонны должны были опоясывать собор не только с северной (выходящей на Невский) стороны, но также и с южной, а вокруг храма — с севера, юга и запада — предполагалось создание трех площадей. Но осуществить эту дорогостоящую задумку не удалось, и колоннада, подобная римской, украсила лишь северный фасад Казанского собора


Саша Митрахович 09.01.2017 11:50


Подготовка к строительству началась в ноябре 1800 года, спустя восемь дней после утверждения проекта Воронихина. «Для построения Казанской церкви» составилась особая комиссия, были определены сроки возведения здания (три года) и расходная смета. Тут же начали подготавливать строительную площадку, на месте которой стояло одиннадцать частных домов. Их владельцев переселили, выдав каждому из казны по пятьсот рублей. Сумма вполне достаточная для обзаведения хозяйством, и, однако, интересно сравнить ее с годовым жалованьем, положенным Воронихину, — 3000 рублей.

После расчистки площади полным ходом пошло рытье рвов, откачка воды из Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова), укрепление сваями капризного петербургского грунта. Словом, дело подвигалось быстро. И уже готова была позолоченная табличка, возвещавшая о том, что «благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил». Но до торжественной закладки первого камня в основание храма венценосец не дожил, убитый заговорщиками в собственной спальне.

Закладывать собор пришлось его наследнику, императору Александру I, что он и совершил — причем, как бы искупая свою вину перед покойным отцом (а о вине этой не говорил только ленивый), он так торопился с закладкой, что даже не стал дожидаться коронации.

Закладка Казанского собора состоялась 27 августа 1801 года, коронация Александра Благословенного — 15 сентября. Опасения Воронихина, что новый император остановит строительство Казанского собора, не подтвердились. Стройка продолжилась в заданном Павлом I темпе — порой она не останавливались даже в ночное время.

Работа, связанная с Казанским собором, кипела не только в Петербурге. Шла ломка камня неподалеку от Гатчины (это был так называемый пудостьский камень, который часто путают с пудожским), ломали мрамор в Олонецкой губернии, гранит под Выборгом. Сотни рабочих — в большинстве своем простых крестьян — не покладая рук созидали одно из величайших зданий эпохи.

Но, несмотря на все усилия, окончить стройку в определенный покойным императором срок (три года) не удалось. Россия вступила в эпоху внешнеполитических конфликтов; начались, как бы сказали теперь, перебои с финансированием. Да и в смету Воронихину уложиться не удавалось, из-за чего постоянно возникали сложности. Только к осени 1811 года собор был готов к освящению.


Саша Митрахович 09.01.2017 11:59


В 1990 году в музейном хранилище были обретены мощи , переданные Церкви в январе 1991 года. Спустя еще несколько месяцев на чердаке Казанского собора обнаружились мощи святителя Иоасафа Белгородского, которые считались исчезнувшими.

В 1801 году начали строить Казанский собор. Его проект разработал Андрей Никифорович Воронихин - бывший крепостной барона Строганова, сумевший со временем стать искуснейшим зодчим и «старшим профессором» Академии художеств.
По требованию Петра I Казанский собор, крупнейшее культовое здание русской столицы, надлежало сделать похожим на собор святого Петра в Риме - главный храм католической Европы. Этим требованием объясняется введение в композицию Казанского собора наружной колоннады, отдаленно напоминающей колоннаду римского прототипа; два ее крыла, изогнутые в плане, состоят из семидесяти двух каннелированных коринфских колонн, несущих антаблемент с балюстрадой.
Однако, проектируя собор, Воронихин руководствовался в первую очередь не требованием царя, а градостроительными соображениями. Поэтому он разместил свою колоннаду со стороны северного фасада храма, который по канонам церкви считается второстепенным, но обращен к Невскому проспекту - важнейшей магистрали города.
Сам собор, имеющий в плане форму вытянутого с запада на восток «латинского креста», стоит в некотором отдалении от проспекта. Но упруго развернутые крылья колоннады надежно связывают здание с улицей и в то же время формируют перед входом в собор небольшую, но просторную площадь. Сплошная застройка магистрали здесь разрывается, возникает дополнительная перспектива, эффектно замыкающаяся центральным портиком колоннады и поднимающимся над ним куполом на стройном барабане Массивные боковые портики, словно останавливающие стремительный разбег колоннады в стороны, размещены по осям отходящих от проспекта набережной канала Грибоедова и улицы Плеханова. Купол выделяет в силуэте города место пересечения важных магистралей. Зодчий сумел органично ввести здание в «ткань» уже сложившихся кварталов и сделал его доминантой района.
В композиции Казанского собора отразились новаторство Воронихина-градостроителя и его способность разобраться в ситуации, сложившейся ранее, развить приемы, наметившиеся в работах его предшественников. В самом деле, в основном планировочном замысле собора нельзя не увидеть развитие той системы, которая еще в XVIII веке стала использоваться при размещении культовых зданий на противоположной стороне Невского проспекта - с отступом от красной линии в разрывах между жилыми домами. Но Воронихин значительно усилил градостроительное значение такого приема, придал ему совсем иные масштабы и размах.
В начале XIX века усилилась тенденция к углублению идейно-художественного содержания произведений зодчества, к увеличению их образной силы. Достичь этой цели архитектура могла в тесном союзе с изобразительным искусством, роль которого в раскрытии общей темы должна была стать особенно ответственной. Казанский собор явился, по существу, первым в истории русского классицизма сооружением, в котором воплотилось новое отношение к проблеме синтеза искусств.
В композиции фасадов Казанского собора очень важную роль играют произведения скульптуры. Наиболее значительные из них размещены на северном фасаде, обращенном к Невскому проспекту. Аттики, венчающие боковые портики наружной колоннады собора, заполняют длинные барельефные фризы. Сюжеты барельефов заимствованы из Библии. Над восточным портиком расположен рельеф «Истечение Моисеем воды из камня», созданный И. П. Мартосом. «Медный змий» - тема другого рельефа, исполненного И. П. Прокофьевым. Однако библейские сюжеты послужили художникам лишь поводом для раскрытия несравненно более значительной и очень характерной для классицизма темы героя, приходящего в трудный час на помощь своему народу. Патетическая героика фризов и приподнятый, мажорный строй архитектуры здания прекрасно дополняют друг друга. По сторонам огромной двери северного входа в собор, украшенной горельефами, стоят в нишах бронзовые скульптуры князей Владимира и Александра Невского, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Они отливались по моделям, созданным крупнейшими ваятелями классицизма - С. С. Пименовым, И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, В. И. Демут-Малиновским и А. А. Анисимовым. Мощные, суровые изваяния, воспринимаемые зрителем с близкого расстояния, гармонично сочетаются с монументальной колоннадой. Включение в число скульптур наряду с изображениями легендарных персонажей статуй реальных героев русской истории должно было, по мысли строителей Казанского собора, способствовать усилению национальной, патриотической темы.
Сооружение Казанского собора, продолжавшееся десять лет, завершилось незадолго до начала Отечественной войны 1812 года. Мажорная, торжественная архитектура здания оказалась созвучной героике борьбы с иноземными захватчиками и пафосу победы над врагом. Сама жизнь связала собор с важнейшими для судеб России историческими событиями, сделала здание памятником русской воинской славы. Из Казанского собора после торжественного молебна отправился в действующую армию фельдмаршал М. И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года, когда неприятель уже был изгнан за пределы отчизны, доставили из маленького немецкого города Бунцлау прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма; рядом на специальных кронштейнах, вделанных в стену, разместили трофейные знамена и ключи от сдавшихся русским армиям городов.
Мемориальное значение Казанского собора в 1837 году было закреплено установкой перед боковыми портиками наружной колоннады памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли. Они органично вошли в архитектурно-скульптурный ансамбль собора. Бронзовые фигуры полководцев, великолепно воспринимающиеся на фоне колоссальных порталов, отливались по моделям скульптора Б. И. Орловского. Гранитные пьедесталы проектировал архитектор В. П. Стасов.
По композиционному решению оба памятника почти идентичны: герои Отечественной войны 1812 года изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи, ниспадающие живописными складками. Но трактовка каждой фигуры имеет свои особенности. В позе Барклая воплощено настороженное ожидание. Фигура Кутузова, наоборот, кажется олицетворением наступательного порыва: решительным жестом руки с маршальским жезлом полководец как бы дает сигнал своим войскам преследовать бегущего неприятеля.
Светский, гражданский характер, присущий архитектуре Казанского собора, свойствен и его интерьеру, напоминающему огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн не расчленяют, а объединяют пространство этого зала, позволяя ему наполниться светом, льющимся из окон. Треугольные в сечении подкупольные столбы размещены настолько удачно, что почти незаметны зрителю. Благодаря этому кажется, что поддерживаемый ими купол свободно парит на огромной высоте.
В 1810-1811 годах, уже завершая постройку Казанского собора, Воронихин решил видоизменить свой первоначальный замысел, спроектировав вторую наружную колоннаду перед южным фасадом здания. Боковые портики обеих колоннад должны были соединиться оградой, окружающей сквер, созданный перед западным главным входом в собор. Осуществлению этого проекта помешала начавшаяся война, и о нем теперь напоминает лишь чугунная решетка, установленная в 1812 году.
В «чугунном кружеве» Ленинграда эта ограда - одно из лучших украшений. Часто поставленные вертикальные прутья создают в каждом ее звене своего рода нейтральный фон, на котором контрастно выделяются плотные орнаментальные «пятна» в форме ромба. На верху решетки помещена широкая полоса растительного орнамента, своей массой уравновешивающая гранитный цоколь. Опорами чугунных звеньев служат массивные картелированные колонны, увенчанные шарами. Их строгий ритм укрупняет масштаб ограды. Этому ритму вторит широкий шаг ромбовидных узоров. И, несмотря на большую длину ограды - 153 метра, рисунок решетки не кажется ни монотонным, ни мелким. Ограда прекрасно выдерживает соседство с громадным зданием.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

Казанский Кафедральный собор (собор Казанской Божией Матери) в Санкт-Петербурге находится в самом центре города и благодаря своей необычной архитектуре заслуженно считается одним из символов северной столицы России. Эта крупнейшая достопримечательность является православным кафедральным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви.

Собор освящен в 1811 году. Строительство продолжалось с 1801 по 1811 г.

Архитектор — А.Н Воронихин.

Адрес : Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 25.

Как добраться : Станция метро «Невский Проспект» / «Гостиный Двор». Выход из метро к каналу Грибоедова. Собор находится напротив выхода из метро.

Часы работы : Ежедневно. По будням — с 7:00 до 20:00 (окончания вечерней службы), в воскресенье - с 6:30 до 20:00 (окончания вечерней службы).

История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге.

История возникновения Казанского собора в Санкт-Петербурге уходит в первое десятилетие XVIII столетия, когда рядом с госпиталем построили часовню. Ее со временем заменила возведенная из дерева церковь, воздвигнутая в честь Казанской Божией Матери. В начале 30-х годов XVIII столетия величайшим повелением императрицы российского государства Анны Иоанновны был заложен новый каменный храм, ставший главным собором Петербурга. Однако к концу XVIII века он обветшал, поэтому возникла необходимость в постройке нового.


Это был период царствования Павла I, который пожелал, чтобы новое здание Казанского собора в Санкт-Петербурге имело сходство с римским собором Святого Петра. Был объявлен конкурс, на который свои работы представили многие знаменитые мастера зодчества того времени. Однако победа досталась российскому архитектору А.Н Воронихину, и в 1801 году стройка, длившаяся 10 лет, началась. Возведение Казанского собора в Санкт-Петербурге вели исключительно русские крепостные, используя местный строительный материал. После победы русской армии над войсками Наполеона собор Казанской Божией Матери стал символом воинской славы России.

Уникальность проекта Казанского собора состояла в том, что храм был построен вдоль Невского проспекта и был обращен к нему северной стороной. Каноны православного зодчества требовали, чтобы вход находился в западном приделе. Архитектор Воронихин нашел блестящее решение, построив полукруглую колоннаду, состоящую из 96 колонн, устремленных в небо на 13 метров. Вертикальные каннелюры, покрывающие колонны сверху донизу, придают им ощущение легкости и воздушности. Это грандиозное сооружение открывается на главную улицу города Санкт-Петербурга. К сожалению, нехватка денежных средств не позволила соорудить такую же колоннаду и у южного фасада Казанского собора.


Вплоть до Октябрьской революции 1917 года в Казанском соборе в Санкт-Петербурге шли регулярные богослужения. После прихода к власти большевиков крест на куполе собора сменили на позолоченный шар, украшенный шпилем, и организовали в соборе Казанской Божией Матери Музей истории религии, который просуществовал до 1991 года. Позже экспонаты перевезли в другое помещение, а храм вернули прихожанам. Сегодня купол храма вновь венчает крест, а звонница пополнилась новым колоколом, отлитым мастерами Балтийского судоремонтного завода.

Казанский Кафедральный собор – описание внешнего вида.

Казанский Собор в Санкт-Петербурге имеет три входа, каждый из них оформлен портиком, шесть колонн которого поддерживают фронтон треугольной формы с барельефами «Всевидящего ока». В нишах северного фасада прихожан и туристов встречают отлитые из бронзы статуи князя Владимира, великого Александра Невского, а также святых Иоанна Кронштадтского и Андрея Первозванного. Кроме этого, его стены, так же как и стены западного входа, украшены барельефами на библейские темы. Восхищение вызывают и отлитые из бронзы северные ворота, представляющие собой точную копию «Райских врат» флорентийского крестильного дома. Они созданы руками русского мастера Василия Екимова.

Еще одним образцом литейного искусства, поражающим зрителя тщательностью выполнения деталей, является чугунная решетка, полукольцом опоясывающая небольшую площадь напротив западного входа в Казанский собор в Санкт-Петербурге.

С 1837 года неотъемлемой частью архитектурного комплекса Казанского кафедрального собора и Невского проспекта являются отлитые из бронзы памятники великим русским полководцам М. И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли.


Для отделки фасадов Казанского собора в Санкт-Петербурге использовали пудостский камень, из которого построено большинство зданий и дворцов города. Для изготовления 56 колонн, поддерживающих своды храма, Воронихин выбрал розовый гранит Карельского перешейка. Иностранные специалисты, присутствовавшие при строительстве Казанского собора, были восхищены мастерством русских рабочих, которые выламывали огромные массивы гранита из скалы и с большой точностью обрабатывали колонны, практически не используя измерительные инструменты.


Казанский собор в Санкт-Петербурге внутри, фото и описание.

Несмотря на строгость и лаконичность, внутренняя обстановка храма имеет сходство с дворцовыми залами. А льющийся сквозь большие окна свет создает иллюзию легкости массивного купола, имеющего 16 метров в диаметре. Из первоначальных барельефов, украшавших интерьер Казанского собора в Санкт-Петербурге, сегодня сохранилось только два, остальные были утрачены.


Уникальные иконостасы всех пределов, облицованные трофейным французским серебром, в годы Советской власти были разграблены. Сегодня былое величие образов, выполненных академиками живописи О. А. Кипренским, В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, и Ф. П. Брюлловым, восстановлено.

Конечно же, главными реликвиями храма на протяжении более двух столетий является чудотворная икона Казанской Божией Матери и усыпальница великого полководца М. И. Кутузова. На выполненной по эскизам Воронихина решетке, окружающей его надгробие, развешаны знамена и штандарты, а также символические ключи от городских ворот и крепостей Европы, взятых в ходе Отечественной войны 1812 года.

Многие туристические маршруты по Санкт-Петербургу проложены с обязательным посещением собора Казанской Божией Матери, несмотря на то, что храм действующий. Поэтому во время экскурсии нужно соблюдать тишину и придерживаться определенных правил поведения. В частности, фото и видеосъемка внутри храма запрещены.

Здесь можно не только ознакомиться с внешним и внутренним убранством этого архитектурного и исторического памятника, но и приобрести различные сувениры, освященные в храме иконки и крестики, литературу и фотографии Казанского собора в Санкт-Петербурге, а также поставить свечи. Желающие могут набрать святой воды. Казанский Кафедральный собор ежегодно манит к себе тех, кто ценит альянс удивительной архитектуры, непередаваемой красоты строения и истинной веры.


Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский кафедральный собор) в Санкт-Петербурге построен в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов, штандарты, знамена, маршальский жезл Даву и другие военные трофеи, часть из которых хранится в соборе и сейчас. При строительстве за образец взят Собор Святого Петра в Риме. С внешней стороны собора расположены 182 колонны из пудостского камня, внутри храма 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита.

Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.

1. Современный вид на Казанский собор сверху

2. Первоначальный проект Казанского собора, не доведенный до конца. Планировалось построить две колоннады - северную и южную, реализовали только северную

3. Панорама северного фасада Казанского собора

4.

5. Фронтон "Всевидящее око"

6. Купол собора. Венчающий купол крест возвышается над уровнем земли на 71,6 м. Казанский собор — одно из самых высоких купольных зданий. Купол поддерживается четырьмя мощными столбами — пилонами. Диаметр купола превышает 17 м. При его сооружении Воронихин впервые в истории мировой строительной практики разработал и применил металлическую конструкцию

7.

8.

9. Колоннада Казанского собора, включает в себя 96 колонн

10. Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В годы Великой Отечественной войны они были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинскиое приветствие. Возле памятников давали клятву на верность Родине.

11. Барельеф "Источение воды из камня Моисеем в пустыне", И.П. Мартос

12. Борельеф "Явление Моисею в неопалимой купине", П. Сколари по модели И. Командера

13. Памятник М.И. Кутузову

14. Фасады собора облицованы серым пудостским камнем. Пудостский камень это известковый туф, добываемый около посёлка Пудость Гатчинского района Ленинградской области (каменоломни исчерпались в 1920-х гг.), его залежи датируются поздним плейстоценом и образовались на месте небольшого озера. Пудостский камень легко обрабатывается и меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета. Камень интересен тем, что внутри сохранялась первоначальная вязкость, тогда как внешняя часть приобретала твердость обожженного кирпича. Для облицовки Казанского собора потребовалось 12 тысяч кубометров пудостского камня

15. Ряженые

16. Капитель колонны Казанского собора

17. Человек по сравнению с колоннами Казанского собора, всего наружных колонн 182. Колонны собраны из блоков пудостского камня, а стыки между ними затёрты. Из-за непрочности камня его сразу же после создания колонн затёрли так называемым рижским алебастром, но это не помогло сохранности корлонн

18. Бронзовая статуя Святого Владимира, крестителя Руси, в левой руке он держит меч, а в правой - крест, попирая им языческий жертвенник. Скульптор Пименов С.С.,1807 г., отлил Екимов

19. Бронзовая скульптура Андрея Первозванного, скульптор В.И. Демут-Малиновский, 1807 г., отлил Екимов

20. Двухметровый цоколь собора и его колоннад выложен из огромных блоков сердобольского гранита. Из плит красно-розового гранита-рапакиви сделаны лестницы, ведущие на колоннаду

21. Бронзовая статуя Александра Невского, скульптор С. Пименов, 1807 г., отлил Екимов. У ног Александра меч со львом, эмблемой Швеции, на него опирается русский щит.

22. Скульптура Иоанна Крестителя, скульптор И.П. Мартос, 1807 г., отлил Екимов. На все четыре статуи ушло 1 400 пудов бронзы.

23. Барельеф "Поклонение волхвов" на северном портике, Ф.Г.Гордеев

24. Каждая такая колонна весит 28 тонн, высота околдо 14 метров

25. Капитель

26. Колонна вблизи

27. Крест на куполе

28. Соборные голуби

29. Памятник Барклаю де Толли, сверху горельеф "Медный змий" И.П. Прокофьева

30. Борельеф "Вручение Моисею скрижалей на Синайской горе", П. Сколари по модели Лактмана

31. Резной портал северных дверей храма выполнен из рускеальского мрамора. Северные врата собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых «Райских врат» XV века во флорентийском баптистерии (собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Гиберти), В. Екимов. Это копия, но с перепутанными сюжетами

32. Бронзовые композиции на ветхозаветные сюжеты на оригинале во Флоренции отлитые слево направо по парам:
1 "Сотворение Адама и Евы. Грехопадение их в изгнание из рая".

2 "Жертвоприношение Авеля и убиение его Каином".

3 "Убиение Моисеем Египтянина и выход евреев из Египта".

4 "Приношение Авраамом в жертву Богу сына Иакова".

5 "Благословение Исааком Иакова".

6 "Сыновья Иакова в Египте, покупающие хлеб у Иосифа".

7 "Евреи в пустыне и Моисей, принимающий законодательство на Синайской горе".

8 "Обнесение ковчега вокруг стен Иерихона, разрушение Иерихона".

9 "Поражение гордого Никанора, грозившего разрушить Иерусалим".

33. Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Внутренняя часть собора разделена гранитными монолитными колоннами на три коридора — нефа. Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами. Потолок украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка. Они выполнены из французского алебастра, единственного, по словам А.П.Аплаксина материала, "который едва ли что-нибудь и имел в себе иностранного, кроме наименования, иных материалов не русского происхождения на всю постройку…употреблено не было".

34.

35. Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801»

36. Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»

37. В 1812 году в Казанский собор доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Казанский собор начал превращаться в первый в России музей боевых реликвий 1812 г. по инициативе Кутуцзова. В то же время Россия вела войну с Персией и в собор были доставлены взятые под Ленкоранью 4 персидские знамени. В начале XX в. в описи по собору значилось знамен и штандартов французских — 41, польских — 11, итальянских — 4, немецких — 47, а также 5 воинских значков — 3 французских и 2 итальянских. Итого — 107 знамен и штандартов. Здесь же 11 июня 1813 года был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой помещена картина художника Алексеева "Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве". На картине изображено освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери

38. Могила Кутузова

39.

40. После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора, большинство находится сейчас в Москве, но 6 связок ключей расположены над могилой М.И. Кутузова: от Бремена, Любека, Авена, Монса, Нанси и Гертруденберга

41. Знамя и штандарты наполеоновской армии, ключи от европейских городов

42.

43. Штандарт

44. Штандарты наполеоновской армии

45. Ключи от Монса

46. Ключи от Нанси

47. Ключи от Любека

48. Ключи от Авена

49. Ключи от Бремена

50. Ключи от Гертруденберга

51. Царские врата