Гордость России: в чем кроется мощь двух новых подлодок проекта «Варшавянка. Самая мощная атомная подводная лодка россии готова к выходу в море

04.07.2023 Челябинск

День моряка-подводника отмечают в России 19 марта . 112 лет назад указом всероссийского императора Николая II в классификацию кораблей были включены подводные лодки, а в боевой состав Российского императорского флота вошли два десятка субмарин

типа "Форель", "Касатка", "Сом" и "Осетр". Исторические "рыбные" названия сохранились в наименованиях проектов советских и российских субмарин.

Первыми звания «офицер подвод­ного плавания » приказом Главного морского штаба были удостоены 68 офицеров, сдавшие специальный экзамен. Россия была одной из первых среди стран, применивших подвод­ные лодки в вооружённой борьбе на море.

Подводные силы как самостоятельный род флота России сформировались к концу Первой мировой войны . К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов страны находилось 218 подводных лодок. За годы войны подводники совершили более 1200 боевых походов, произвели около 700 торпедных атак, выпустили 1542 торпеды, в активных минных заграждениях поставили 1736 мин. В итоге ими было потоплено около 100 боевых кораблей и более 200 транспортов противника.

В середине 50-х годов прошлого столетия в ответ на создание США подводной лодки с атомной энергетической установкой в СССР были развёрнуты работы, направленные на обеспечение паритета в этом направлении. Мы справились с этой грандиозной задачей практически в два раза быстрее. Был точно выбран путь от первого в мире атомного реактора, использованного в Обнинске, к главной энергоустановке подвод­ной лодки, а также за шесть лет проведены огромные исследования и разработки, выполненные 135 организациями. 1 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой в России атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол». 4 июля 1958 года академик Анатолий Петрович Александров сделал историческую запись в вахтенном журнале пульта ГЭУ: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар ».

В подводном флоте Советского Союза состояло на вооружении 216 субмарин различных типов и классов, сейчас их - порядка 70 (всего 13 проектов). В настоящее время в России строится серия многоцелевых подлодок четвертого поколения проекта "Ясень" и стратегических ракетоносцев "Борей", идет создание беспилотных подводных аппаратов. В ближайшее время ожидается закладка двух дизель-электрических лодок проекта 636.3, всего для Тихоокеанского флота их построят шесть.

"Борей "

Российские тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 "Акула" уступили место более скрытным и эффективным атомным ракетоносцам четвертого поколения класса "Борей". Всего в составе ВМФ России - 12 атомных стратегических подводных ракетоносцев, три из которых - проекта 955 "Борей": "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах". Вооруженные межконтинентальными баллистическими ракетами "Булава" (каждая субмарина несет по 16 ракет), лодки способны применяться в любой точке планеты, имеют неограниченную мореходность.

Подводные лодки проекта 955 (09551), 955A (09552) "Борей" (по кодификации НАТО SSBN "Borei", также "Dolgorukiy" - от имени головного корабля класса) - серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения. Разработан в ЦКБМТ "Рубин" (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова. "Борей" создавался, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 "Акула" (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ "Дельфин" (Delta-IV по классификации НАТО).

"Бореи" являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками (учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных реакторов ОК-650В, использование водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным). Также, аналогично ПЛ проекта 971 "Щука-Б", ПЛ "Борей" имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Была проделана огромная работа по снижению шумности лодок и снижению физических полей. Шумность ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта "Борей" в 5 раз ниже по сравнению с многоцелевыми АПЛ "Щука-Б" третьего поколения и в 2 раза ниже, чем у американской "Вирджинии " .

На лодке установлен ядерный энергоблок с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным с парогенератором ОК-650В мощностью в 190 МВт. Система управления и защиты ППУ - «Алиот». На лодках проекта установлен ядерный энергоблок 4 поколения - КТМ-6.

Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ "Мираж" с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50000 л.с. Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с.

До 2020 года предусматривает строительство и вхождение в боевой состав ВМФ восьми ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. В настоящее время пять атомных подлодок модернизированного проекта "Борей-А" находятся в стадии строительства. Последний корабль этой серии - "Князь Пожарский" - был заложен в конце 2016 года.

"Ясень "

В составе ВМФ насчитывается 29 многоцелевых атомных подлодок различных проектов, среди которых субмарина четвертого поколения проекта 885 "Ясень"- К-560 "Северодвинск" (головная подлодка серии в строю на Северном флоте - прим. 24РосИнфо). Следующие лодки строятся по модернизированному проекту 885М "Ясень-М". На "Севмаше" в 2009–2017 годах заложены шесть субмарин этого типа: "Казань" (в этом году ожидается передача флоту), "Новосибирск", "Красноярск" (должна сойти со стапелей в 2019 году), "Архангельск", "Пермь" и "Ульяновск".

На кораблях проекта 885 применена однокорпусная архитектура на части длины прочного корпуса, а торпедные аппараты вынесены из носовой оконечности, где они обычно находились. В результате была сформирована "акустически чистая" носовая оконечность для размещения крупногабаритных гидроакустических антенн.

Новые АПЛ отличаются оптимизированными обводами корпуса, обновленной элементной базой комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизированным оборудованием и современными материалами. Примечательно, что все компоненты - российского производства. Ранее многие элементы закупались в странах бывшего СССР. Кроме того, сообщается, что на "Казань" установили новый, менее шумный двигатель.

Помимо десяти 533-мм торпедных аппаратов, лодки проекта "Ясень-М" вооружены большим арсеналом ракет. На них установлены восемь универсальных вертикальных пусковых установок, в каждой из которых по пять крылатых ракет "Калибр-ПЛ". В зависимости от выполняемой боевой задачи, они могут быть в разных модификациях: противокорабельные, противолодочные, для ударов по наземным целям и стратегические. Вместо "Калибров" субмарины способны нести и более мощные П-800 "Оникс ", специально предназначенные для уничтожения крупных надводных целей.

Благодаря оснащению универсальными пусковыми установками, которые дают возможность комбинировать ракетное вооружение, "Ясень" выполняет функцию, до этого не свойственную отечественным многоцелевым атомным подлодкам, - полноценного неядерного стратегического сдерживания , т.е. произошло превращение таких подводных лодок из преимущественно противолодочных в ударные. "На "Ясенях" размещены универсальные пусковые установки, которые позволяют применять крылатые ракеты различного назначения без каких-либо переделок, без изменений в составе радиоэлектронного вооружения.

Лодки проекта "Ясень" приходят на замену знаменитой на весь мир «звериной» дивизии многоцелевых атомных подводных лодок. Свое имя дивизия получила благодаря названиям лодок: «Пантера», «Гепард», «Тигр», «Волк», «Вепрь», «Леопард». Все они построены по проекту 971 и являются одними из самых «зубастых» подводных кораблей ВМФ России. Их задача - охранять наши стратегические подводные ракетоносцы от иностранных субмарин и кораблей.

" Черная дыра "

"Черные дыры в океане" - так на Западе прозвали новые российские (по кодификации НАТО - Improved Kilo) за беспрецедентную малошумность. Даже зная, что многоцелевая субмарина рыскает где-то рядом, эсминцы НАТО часто не в силах нащупать ее своими сверхчувствительными сонарами.

Подлодки проекта "Варшавянка" относятся к третьему поколению, имеют водоизмещение 3,95 тысячи тонн, скорость подводного хода - 20 узлов, глубину погружения - 300 метров, экипаж - 52 человека. У лодок модифицированного 636-го проекта выше боевая эффективность. Подводные лодки этого проекта объединяют в себе сочетание характеристик акустической скрытности и дальности обнаружения целей. Они оснащены новейшим инерциальным навигационным комплексом, современной автоматизированной информационно-управляющей системой, высокоточным ракетным оружием, мощным торпедным вооружением.

На вооружении подлодок находятся торпеды калибра 533 миллиметра (шесть аппаратов), мины, ударный ракетный комплекс "Калибр". Они могут обнаружить цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей ту, на которой их может обнаружить противник. Они более компактны, могут действовать на мелководье, близко подходить к берегу, выпускать боевых пловцов-диверсантов, ложиться на грунт, скрытно ставить мины на узких фарватерах. Современные системы жизнеобеспечения позволяют находиться под водой до пяти суток, а общая автономность выросла до 45.

"Новороссийск" - первая из шести построенных лодок этого проекта. Спущена на воду в июне 2014-го, базируется в Новороссийске. Вслед за ней в состав Черноморского флота вошли однотипные "Ростов-на-Дону", "Старый Оскол ", "Краснодар","Великий Новгород " и "Колпино ". "Ростов-на-Дону" - первая подлодка в истории ВМФ России, ударившая ракетами по реальному противнику. В декабре 2015-го все выпущенные "Калибры" нашли свои цели в Сирии.

Лодки получились настолько удачными, что решено построить еще шесть для Тихоокеанского флота. 28 июля 2017 года были заложены первые две подводные лодки этого проекта - "Петропавловск-Камчатский" и "Волхов". Подлодка "Петропавловск-Камчатский" будет спущена на воду в 2019 году и в том же году будет сдана. "Волхов" спустят на воду весной 2020-го и до конца года сдадут флоту. Третья подводная лодка называется "Магадан", четвертая – "Уфа". Сдаваться они будут одновременно в 2021 году, с небольшим разрывом. Их заложат в 2019 году. Соответственно, одна будет спущена в 2020 году, другая – в 2021 году. Пятая лодка называется "Можайск", шестой лодке Военно-морской флот еще имя не дал. Обе лодки будут сдаваться в 2022 году. Соответственно, одна будет спущена в 2021 году, другая – в 2022 году.

"Лада" - "Калина"

Российские ДЭПЛ проекта 677 типа "Лада" относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. Надводное водоизмещение составляет порядка 1,75 тыс. т (против 2,3 тыс. т у "Варшавянок"). Скорость подводного хода достигает 21 узла. Глубина погружения - до 350 метров. Численность экипажа подводного корабля составляет немногим более 30 человек.

Благодаря применению новых решений в конструкции корпуса, особого покрытия и новейшей радиоэлектроники они обладают непревзойденной скрытностью. Предназначены для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями, поражения береговых объектов вероятного противника, постановки минных заграждений, транспортировки подразделений и грузов специального назначения.

Субмарины проекта 677 отличаются высокой степенью автоматизации и низким уровнем шумности. Могут вооружаться крылатыми ракетами комплекса "Калибр-ПЛ", торпедами, ракето-торпедами, зенитными ракетами "Игла".

Головная субмарина серии - "Санкт-Петербург" - была заложена на "Адмиралтейских верфях" в 1997 году; после передачи ВМФ России в 2010 году она находится в опытной эксплуатации на Северном флоте. Второй корабль проекта 677 - "Кронштадт" - заложен в 2005 году, третий - "Великие Луки" - в 2006 году. Затем строительство этих подлодок в Санкт-Петербурге было заморожено и возобновлено в 2013 году.

Подлодки типа "Лада" первыми из российских неатомных субмарин планируется оснастить воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ), главное преимущество которых - увеличение скрытности лодки. Субмарина получит возможность находиться под водой до двух недель без всплытия для зарядки аккумуляторных батарей, в то время как ДЭПЛ проектов 636 и 877 класса "Варшавянка" вынуждены всплывать ежесуточно.

ВНЭУ российской разработки принципиально отличается от зарубежных: в самой установке предусмотрено получение водорода в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива. Иностранные субмарины загружают на борт возимые запасы водорода.

В России разработкой анаэробной установки и литий-ионной аккумуляторной батареи, значительно увеличивающих продолжительность подводного плавания неатомных субмарин без всплытия, наиболее продуктивно занимается Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", где создают модернизированный вариант подводной лодки типа "Лада" - проект "Калина".

Эти неатомные субмарины пятого поколения первыми начнут строить для Северного и Балтийского флотов. В "Калине" будут реализованы лучшие качества проектов 636.3 "Варшавянка" и 677 "Лада", которые сейчас строятся для флота. Субмарина получит ВНЭУ, главное преимущество которой - увеличение скрытности. Лодка сможет находиться под водой без всплытия для зарядки батарей более длительный срок - до трех недель.

"Хаски"

Новейшие технологические решения должны найти воплощение в проекте "Хаски" - атомной подводной лодке пятого поколения. Пока проект существует только в виде предварительных расчетов. Формирование облика лодки и научно-исследовательские работы по созданию эскизного проекта планируется завершить в этом году. Разработка многоцелевой лодки ведется в конструкторском бюро "Малахит" в Санкт-Петербурге.

При создании субмарины пятого поколения планируется широко использовать композитные материалы, отличающиеся малым удельным весом, высокой прочностью и устойчивостью к условиям агрессивной морской среды. Благодаря продвинутой электронно-компонентной начинке, а также автоматизации многих алгоритмов управления кораблем и оружием, "Хаски" получится довольно компактной и сможет одновременно сопровождать большое количество целей. По словам начальника сектора робототехники "Малахита" Олега Власова, субмарину планируется начинить робототехническими комплексами военного, специального и гражданского назначения, которые смогут работать как в воде, так и в воздухе. Известно, что субмарину оснастят гиперзвуковыми крылатыми ракетами "Циркон", которые вскоре начнут поступать в войска.

"Совершенно секретно"

Информация по подлодкам спецназначения практически закрыта. Эти корабли создаются в интересах Главного управления глубоководных исследований Минобороны России.

В 2016 году ВМФ получил атомную подводную лодку специального назначения БС-64 "Подмосковье" после завершения ремонта и модернизации по проекту 09787. Субмарина переоборудована из ракетоносца К-64 проекта 667БДРМ "Дельфин" в носитель подводных аппаратов.

В составе флота находится еще один подобный атомоход - БС-136 "Оренбург", который в начале 2000-х годов был переоборудован также из ракетоносца проекта 667БДР "Кальмар". Мир узнал об этой уникальной субмарине только в конце 2012 года, когда состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой подана в комиссию ООН по морскому праву заявка на расширение подконтрольной России арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 "Калитка". Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км на протяжении порядка 20 дней.

ВМФ планирует получить еще одну лодку спецназначения - К-139 "Белгород" проекта 949А. О ее достройке было объявлено в начале 2012 года. Создается она в качестве носителя необитаемых и обитаемых глубоководных аппаратов. В 2014 году на "Севмаше" была заложена атомная субмарина специального назначения проекта 09851 "Хабаровск".

1 марта 2018 года, во время выступления перед Федеральным собранием, Владимир Путин продемонстрировал видеоролик об океанской многоцелевой системе с беспилотными подводными аппаратами, оснащенными ядерной энергетической установкой, носителями которых возможно станут "Белгород" и "Хабаровск".

Президент уточнил, что ядерная установка имеет малые габариты и при этом сверхвысокую энерговооруженность, при объеме в 100 раз меньше, чем у современных атомных подводных лодок, имеет большую мощность и в двести раз меньшее время выхода на боевой режим.

"Результаты проведенных испытаний дали нам возможность приступить к созданию принципиально нового вида стратегического оружия, оснащенного ядерными боеприпасами большой мощности ", - заключил президент.

"Могу сказать, что в России разработаны беспилотные подводные аппараты, способные двигаться на большой глубине, на очень большой глубине и на межконтинентальную дальность со скоростью, кратно превышающую скорость подводных лодок, торпед и всех видов даже самых скоростных надводных кораблей - это просто фантастика. Средств, которые могут им противостоять, на сегодняшний день в мире просто не существует ", - сказал верховный главнокомандующий Вооруженными силами России.

Подводный флот: «Борей» догоняет «Огайо», и уходит в отрыв от «Вирджинии»

Шведская газета Svenska Dagbladet опубликовала в высшей степени любопытную статью о стратегическом подводном флоте. Любопытна она прежде всего тем, что издание, которое никогда прежде военно-технической тематикой не занимавшееся, вдруг выдало на гора рейтинг самых «убойных» атомных подводных лодок. Что красноречиво свидетельствует о зашкаливающем градусе антироссийской истерии . Все в ужасе ожидают, когда же начнется широко объявленное западными политиками российское вторжение.

Рейтинг получился обескураживающим. В него попали пять подводных лодок, которые расставлены по местам не по боевым характеристикам, а исключительно в зависимости от габаритов и массы железа . Причем вес лодки у шведов почему-то равен не надводному, а подводному водоизмещению. То есть железо плюс вода, закачивающаяся для балласта . Поэтому мы вынуждены ниже при перечислении вошедших в рейтинг лодок замерить «вес» на «полное водоизмещение» в тоннах.

Вот эта «великолепная пятерка»:

1. «Акула» проекта 941 (длина - 173 м, водоизмещение - 48 тыс. тонн). Эксплуатируется с 1981 года.

2. «Борей» проекта 955 (170 м, 24 тыс. тонн). Первая лодка - «Юрий Долгорукий» - передана ВМФ России в 2013 году.

3. «Огайо» (170 м, 19 тыс. тонн). Американская лодка, являющаяся ровесницей «Акулы».

4. «Дельфин» проекта 667БДРМ (167 м, 18 тыс. тонн). Относится к семейству советских подводных лодок стратегического назначения «Дельта». Начало эксплуатации - середина 80-х годов.

5. «Вэгард» (150 м, 16 тыс. тонн). Британская лодка, начала поступать на флот в начале 90-х годов.

Статья изобилует существенными ошибками. Так, «Огайо» названа рекордсменкой по огневой мощи на том основании, что она может быть укомплектована 154-я крылатыми ракетами «Томагавк». Однако с начала 90-х годов ядерные «Томагавки» в соответствии с договором СНВ-1 пустили под нож. И шведы причислили к стратегическим подводным крейсерам те лодки «Огайо», которые переделали в субмарины с крылатыми ракетами с неядерной боевой частью. То есть в многоцелевые ПЛА.

Самая же шедевральная информация, содержащаяся в статье, такова: «ТК-208 „Дмитрий Донской“ („Акула“) не мог опускаться под воду в Балтийском море , так как сконструирован для соленой воды - он бы просто пошел ко дну, как камень , если бы попытался сделать это в воде c такой низкой концентрацией соли».

Слов при сравнении субмарин было написано немало, однако за пределами статьи осталось главное - «Борей» является единственным в мире стратегическим подводным крейсером четвертого поколения . Так что, исходя из этого, и следует расставлять акценты и проводить сравнительную оценку. Правда, существуют еще три атомные лодки четвертого поколения - российский «Ясень», американские «Сивулф» и «Вирджиния» . Но они являются многоцелевыми ударными и не имеют баллистических ядерных ракет. То есть не относятся к морской составляющей ядерной триады, являющейся оружием сдерживания.

Впрочем, информационный повод, в связи с которым шведы разыграли эту клоунаду, заслуживает серьезного внимания. В этом месяце должен состояться спуск на воду четвертой подводной лодки проекта «Борей» - «Князь Владимир» . Так вот, это уже не вполне «Борей» - это стратегическая субмарина относится к модернизированному проекту 955У «Борей-А» с улучшенными характеристиками.

Хотя и базовый вариант подводной лодки превосходит по боевым возможностям американскую стратегическую субмарину «Огайо». Прежде всего, у нее ниже уровень шумов . Это достигнуто за счет целого комплекса конструктивных мероприятий. Корпус покрыт шумопоглощающим материалом одной из последних разработок в области материаловедения. При установке оборудования использована двухуровневая амортизация - резинокордная и пневматическая. В качестве движителя применен водомет. И, наконец, максимально «вылизана» геометрия корпуса с целью получения наилучшей обтекаемости.

Вторая важнейшая характеристика современных подводных лодок - способность обнаруживать противника с помощью гидроакустических систем на максимальном удалении. То есть раньше, чем он услышит тебя. На «Борее» установлен гидроакустический комплекс (ГАК) «Иртыш-Амфора-Б-55», который обеспечивает как пассивную, так и активную пеленгацию. Он решает весь комплекс боевых задач, включающий пеленгацию и идентификацию целей, поиск мин и обнаружение торпед, гидроакустическую связь, измерение толщины льда, измерение скорости звука.

По утверждению разработчиков, ГАК «Борея» превосходит по возможностям аналогичный комплекс многоцелевой субмарины «Вирджиния». Это крайне важно . Потому что угрозу для стратегических подводных ракетоносцев представляют не субмарины аналогичного профиля. В боевые задачи «Борея» и «Огайо» не входит охота друг на друга. Это задача именно многоцелевых лодок - «Вирджинии» и «Ясеня».

Если же посмотреть на данную проблему с «американской стороны», то разница в поколениях «Ясеня» и «Огайо» дает нашему «охотнику», на котором стоит и ГАК нового поколения, определенное преимущество.

И, наконец, вооружение . То есть то, ради чего и создаются стратегические подводные лодки. На «Борее» установлены 16 твердотопливных трехступенчатых МБР «Булава», каждая из которых способна нести до 10 боевых блоков по 100 кт или 4 блока по 200 кт.

Если сравнивать огневую мощь с «Огайо », то у американской лодки она, действительно, больше - 24 МБР «Трайдент-2». И каждая ракета может нести до 8 блоков по 475 кт или 12 блоков по 100 кт. И дальность отличается не в нашу пользу - 8300 км против 11000 км. Однако ракеты разновозрастные, «Булава» совсем новая разработка Московского института теплотехники. В ней использованы последние достижения по части преодоления противоракетной обороны противника: короткий активный участок полета (с работающими двигателями), настильная траектория, маневрирование по курсу и тангажу и более совершенные средства радиоэлектронной борьбы. Конечно, важно, сколько и чего выстрелит стратегическая субмарина. Но не менее важно, сколько и чего долетит до цели.

В начале года появилась информация от источников в оборонном ведомстве о том, что запланирована модернизации «Булавы» с целью увеличения дальности полета и массы полезной нагрузки . Предположительно мощь будут наращивать за счет увеличения габаритов ракеты. Для этого, чтобы не переделывать на «Бореях» пусковые шахты, конструкторы откажутся от транспортно-пускового контейнера, в котором находится ракета на борту лодки.

Сама же лодка, как было сказано, уже модернизирована. И «Князь Владимир» стал флагманом обновленной серии. По тому же самому проекту 955У «Борей-А» будут построены еще 4 субмарины - «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Они уже строятся. Передача двух последних из них запланирована на 2020 год.

Лодки этой серии отличаются от первых трех «Бореев» - «Юрия Долгорукого», «Александра Невского» и «Владимира Мономаха» - лучшей скрытностью, более совершенными средствами обнаружения, связи и управления вооружением. В них улучшена обитаемость экипажа и живучесть. Кстати, и в первых трех лодках есть средства спасения всего экипажа - всплывающая камера.

Однако в следующем десятилетии в России может появиться новая серия стратегических подводных лодок. На прошлой неделе начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ Валерий Герасимов сообщил ТАСС, что ЦКБ МТ «Рубин» приступило к созданию следующей модификации - «Борей-Б». Вполне понятно, что эта субмарина должна обладать большими возможностями, чем две предыдущие серии. О «Борее-А» говорили, что он будет оснащен 20-ю пусковыми шахтами. Однако позже эта информация была опровергнута. Вполне возможно, что будущие лодки будут иметь именно 20 ракет. А то и догонят «Огайо», у которого на борту 24 «Трайдента».

Атомные подводные лодки USS Nebraska, Северсталь Акула, Борей. Полигон . Телепередача . Оружие ТВ

Сравнение ядерного удара АПЛ стратегического назначения (955 Борей, 941 Акула, 667 Кальмар, Огайо)

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Родственники членов экипажа погибшей подлодки собрались у военно-морской базы

Аргентинские военные сообщили об обнаружении обломков затонувшей год назад подводной лодки "Сан-Хуан", на борту которой находились 44 человека.

Эксперты уже заявили, что поднять затонувшую подлодку будет непросто. Это потребует огромных усилий и может обойтись в более чем миллиард долларов.

Министр обороны Аргентины Оскар Агуад заявил в субботу на пресс-конференции, что поднять субмарину на поверхность страна самостоятельно не сможет.

Взрыв на борту

Субмарина исчезла 15 ноября 2017 года в 430 км от побережья Патагонии. Поисковая операция, в которой приняли участие специалисты поисково-спасательного отряда ВМФ России, длилась две недели.

  • Аргентинская субмарина и АПЛ "Курск": сходства и различия
  • Крупнейшие в мире катастрофы подводных лодок

Только год спустя подводную лодку удалось найти на глубине 800 м. Согласно информации аргентинских ВМФ, "Сан-Хуан" был найден и идентифицирован американским судном "Сибед констрактор", принадлежащим компании Ocean Infinity.

За несколько часов до того, как появилось подтверждение, аргентинские военные показали фото 60-метрового объекта на океанском дне и предположили, что это исчезнувшая подлодка.

Судя по первым ее фото, на ней определенно произошел взрыв, считают военные.

Правообладатель иллюстрации AFP PHOTO Image caption Подводную лодку нашло американское судно "Сибед констрактор"

"Она выглядит не разломанной на части, но на ней, безусловно, произошел взрыв", - заявил представитель ВМФ Габриэль Аттис. Он рассказал, что корпус лодки полностью деформирован в результате взрыва, а обломки разбросало на 70 м.

Президент Аргентины Маурисио Макри объявил национальный трехдневный траур по погибшим членам экипажа. Несколько дней назад он пообещал родственникам пропавших подводников, что поиски субмарины будут продолжены.

Погибшие моряки

На борту субмарины находилась первая в истории Латинской Америки женщина-подводник Элиана Мария Кравчик. Она была единственной женщиной в команде.

В юности Кравчик никак не была связана с морем. Она выросла в небольшой деревушке Обера на северо-востоке Аргентины. Впервые она увидела океан лишь в 21 год.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Элиана Мария Кравчик

В 2009 году после окончания военно-морского училища в Буэнос-Айресе она прошла подготовку для службы на субмарине. На "Сан-Хуане" она служила с 2016 года каптенармусом - что-то вроде офицера, который отвечает за безопасность на судне.

И если никто из семьи Элианы не был связан с морем, то один из старших офицеров на субмарине, Хорхе Игнасио Бергальо, с детства не понаслышке знал о морских путешествиях, поскольку его отец был капитаном. В прошлом Хорхе-старший управлял той самой лодкой, на борту которой погиб его сын.

Действующего командира подлодки звали Педро Мартин Фернандес. По сообщению аргентинских СМИ, он пообещал своей матери, что это будет его последний поход в море.

Что случилось с подводной лодкой?

Дизель-электрическая подлодка "Сан-Хуан" возвращалась на базу из будничного похода в район города Ушуая на острове Огненная земля вблизи от самой южной оконечности континента, когда с нее поступил сигнал о поломке в электросистеме.

По словам командующего ВМФ Аргентины Габриэля Галеацци, лодка поднялась на поверхность, чтобы доложить на берег об аварии, которую командующий охарактеризовал как короткое замыкание в аккумуляторной батарее.

Правообладатель иллюстрации AFP/Getty Images Image caption Об обнаружении подлодки рассказали на пресс-конференции

Субмарине было приказано прервать миссию и немедленно возвращаться на военно-морскую базу в Мар-дель-Плата.

По словам представителя пресс-службы ВМФ Аргентины, после первого сообщения о возникшей неполадке капитан лодки еще раз выходил на связь с базой.

Последний контакт с подлодкой состоялся в 7:30 утра по местному времени (10:30 по Гринвичу) в среду, 15 ноября 2017 года. Как ранее сообщалось, капитан доложил, что члены команды в порядке. Что произошло после этого, остается неизвестным.

Через восемь дней после исчезновения субмарины базирующаяся в Вене Организация по договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний сообщила, что через несколько часов после последнего выхода подлодки на связь был зафиксирован некий шум.

Мониторинговая система организации, которая позволяет выявлять ядерные испытания, сообщила о гидроакустической аномалии, которая была зафиксирована в 60 км от последнего известного местоположения подлодки.

В ВМФ Аргентины тогда предположили, что это был взрыв на борту субмарины.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Подлодка "Сан-Хуан", 2 июня 2014 года, Буэнос-Айрес

В Атлантическом океане было зафиксировано "аномальное, единичное, короткое, мощное явление неядерного характера", соответствующее взрыву, сказал год назад пресс-секретарь ВМФ Энрике Бальби. По его словам, вода попала в шноркель подводной лодки, то есть в устройство для забора воздуха.

Предположительно, попадание воды на поддон аккумуляторной батареи в носовой части привело к короткому замыканию и возгоранию батареи.

Подводная лодка "Сан-Хуан" была построена в Германии в середине 1980-х годов, а за пять лет до аварии ей поменяли двигатель и аккумулятор, сообщил CNN сотрудник австралийского университета имени Гриффита Питер Лэйтон.

После взрыва при условии целости корпуса подлодка могла выдержать пребывание на глубине 500-600 метров, но не ниже, утверждает Лэйтон.

Гибель подтвердили не сразу

Согласно установленному в аргентинских ВМФ протоколу, в мирное время подлодка обязана дважды в сутки выходить на радиосвязь с базой.

Родственники некоторых членов экипажа сообщили, что получали смс-сообщения о неких проблемах с батареями от моряков, прежде чем связь с субмариной была потеряна.

Капитан ВМФ Аргентины Габриэль Галеацци подтвердил, что в аккумуляторном отсеке субмарины произошло короткое замыкание. По его словам, механические проблемы - не редкость на подводном флоте и как правило не представляют какой-либо реальной угрозы.

"У военного корабля имеется много дублирующих систем, что позволяет ему переключаться с одной на другую в случае поломки", - объясняет Галеацци.

Он также отметил тогда, что подлодка не подавала сигнала бедствия.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption 15 ноября 2018 года - спустя год после исчезновения субмарины - состоялась церемония поминовения, на которой присутствовал президент страны Маурисио Макри

Военно-морской флот России (ВМФ) в прошлом году впервые вышел на уровень СССР по количеству времени, проведенного подводными лодками в походах. Об этом сообщил в главком ВМФ России адмирал Владимир Королев, который в пятницу, 31 марта, принимает участие в церемонии спуска на воду атомной подлодки "Казань".

По словам главнокомандующего, в 2016 году время, проведенное российскими подводными лодками в походах, превысило три тысячи суток. "В прошлом году мы вышли на тот уровень, который был до постсоветского периода по количеству ходовых суток. Это более трех тысяч суток в море подводного флота России. Это прекрасный показатель", - заявил адмирал (цитата по РИА "Новости").

Комментируя проходящую в Северодвинске церемонию спуска на воду второй многоцелевой атомной подлодки (АПЛ) проекта "Ясень" - "Казань", Королев назвал это событием для ВМФ и всей страны, сообщает ТАСС. "Спуск на воду современного подводного многоцелевого крейсера усовершенствованного проекта "Ясень-М" - это действительно событие для всей страны, для Вооруженных сил, для ВМФ. Мы вместе выполняем план строительства, утвержденный правительством. Создается группировка АПЛ, которые будут решать задачи в любых районах мирового океана и обеспечивать безопасность России", - пояснил главком ВМФ.

Кроме того, по его словам, шестая атомная подлодка под названием "Ульяновск", завершающая серию "Ясень-М", будет заложена в этом году. "Первый, головной корабль мы спускаем сегодня, последующие четыре корабля заложены, продолжается их строительство. Крайний корабль, шестой, который будет называться "Ульяновск", мы закладываем в этом году", - сказал адмирал.

До 2020 года для ВМФ РФ планируется построить семь подлодок проекта "Ясень", из них шесть - по модернизированному проекту 885М. Третью АПЛ серии "Ясень-М", названную "Красноярском", по плану завода, должны спустить на воду в 2019 году, отметил главком.

Головной подводный крейсер проекта "Ясень" под названием "Северодвинск" был передан ВМФ 17 июня 2014 года. Многоцелевые атомные субмарины "Казань", "Новосибирск", "Красноярск" и "Архангельск" строятся по усовершенствованному проекту "Ясень-М" (885М). Они имеют водоизмещение 13 800 тонн, глубину погружения - 520 метров, экипаж 64 человека, автономность 100 суток, подводную скорость 31 узел. На вооружении находятся мины, 533-миллиметровые торпеды, крылатые ракеты "Калибр" и "Оникс".

Также Королев сообщил, что летом этого года на воду спустят атомную подлодку "Князь Владимир". Это первая АПЛ в модернизированном проекте "Борей", предполагающем, в частности, оснащение усовершенствованной баллистической ракетой "Булава-М".

Стоит отметить, что РФ задействовала свой подводный флот в военной операции в Сирии. В декабре 2015 года Россия впервые нанесла удар по позициям боевиков с подводной лодки из Средиземного моря. Тогда крылатые ракеты "Калибр" были выпущены с подлодки "Ростов-на-Дону" по бастионам террористов вблизи Ракки, самопровозглашенной столицы "Исламского государства"*.

В марте 2017 года начальник управления боевой подготовки Военно-морского флота контр-адмирал Виктор Кочемазов подтвердил в эфире "Эха Москвы", что ракетный комплекс "Калибр", установленный на российской подлодке, наносил удары по объектам ИГ* в Сирии. Представитель ВМФ не уточнил, производились ли удары из подводного положения, а также по каким именно целям.

При этом в середине марта ABC Espana писала со ссылкой на испанских военных, что Россия увеличивает присутствие своего подводного флота в Средиземном море. В случае с Испанией перемещение российских подлодок сводится к проходу через Гибралтарский пролив и подступы к нему. В штабе военно-морских сил НАТО в британском Нортвуде подтвердили, что присутствие подводного флота РФ в Средиземноморье увеличилось за последние годы. При этом военные указывают, что их возможности расширяются, в частности способность действовать скрытно возрастает.

*"Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ) - террористическая группировка, запрещенная в РФ.

Минобороны России недавно одобрило контракт на разработку многоцелевой атомной подводной лодки пятого поколения, строительство субмарины начнется после 2020 года.

Ранее Объединенная судостроительная корпорация объявила о начале работ по формированию облика многоцелевых атомных подлодок пятого поколения проекта «Хаски». Они придут на смену проекта 885 «Ясень». Динамика развития традиционна.

Известно, что в области подводного кораблестроения Россия впереди планеты всей. Отрыв признают даже американцы.

При этом отечественные субмарины не просто защищают национальные интересы на просторах Мирового океана, они десятилетиями приумножают славу России серией технологических рекордов, не превзойденных ни одной страной.

Первый ракетный подводный крейсер

Шестьдесят два года назад, в сентябре 1955-го, впервые в мире с борта советской подводной лодки Б-67 в Белом море стартовала баллистическая ракета Р-11ФМ, которая поразила мишени на полигоне. Ранее на Севмаше по проекту В611 «Волна» субмарина Б-67 была переоборудована и стала первым в мире носителем баллистических ракет.

В последующие три года достроили или переоборудовали пять подводных лодок проекта АВ611 (Zulu V - по классификации НАТО), которые стали первыми в мире серийными субмаринами с баллистическими ракетами на борту.

На субмаринах проекта АВ611 две ракеты Р-11ФМ в походном положении размещались в вертикальных шахтах внутри прочного корпуса. Пуск ракет производился из надводного положения со стартового стола, поднятого на верхний срез шахты. В 1957 году на Северном флоте была сформирована первая в мире бригада подводных лодок стратегического назначения.

Самые быстрые

Многоцелевая атомная субмарина проекта 661 «Анчар» К-162 в декабре 1970 года достигла под водой скорости 44,7 узла, что соответствует 82,78 км/час - рекорд на десятилетия. Это первая в мире подводная лодка с титановым корпусом. Специально для нее создали особо мощные ядерные реакторы и противокорабельные ракеты «Аметист» с подводным стартом. Специалисты сравнивают ввод в строй ВМФ подводной лодки К-162 с запуском первого человека в космос. Для К-162 невыполнимых задач не существовало, субмарина могла догнать и уничтожить любой военный корабль.

При помощи десяти пусковых установок П-70 «Аметист» одна подводная лодка проекта 661 могла гарантированно отправить ко дну авианосец, а затем на полном ходу скрыться от преследования. На боевой службе в Атлантике в сентябре–декабре 1971 года К-162 доставила немало неудобств авианосцу США «Саратога», который не мог оторваться от слежения и преследования даже на максимальных для него 30 узлах. Скорость позволяла нашей подводной лодке занять любую нужную позицию относительно авианосца и уничтожить его первым залпом.

Основные характеристики К-162: длина - 106,9 метров, наибольшая ширина по стабилизаторам - 16,7 метров, водоизмещение - 5200 тонн, скорость длительного полного подводного хода - 37–38 узлов, глубина погружения (предельная/рабочая) - 550/400 метров, автономность - 70 суток, экипаж - 82 человека, вооружение - 10 пусковых установок ракет П-120 «Аметист» (размещены по бортам в носовой части подводной лодки, вне прочного корпуса, наклонно к горизонту), четыре торпедных аппарата калибра 533 миллиметра при общем количестве принимаемых торпед 12 (из них восемь запасных).

Торпедные аппараты обеспечивали стрельбу с глубин до 200 метров.

Эстафету самых быстрых в конце 1970-х приняли уникальные серийные многоцелевые субмарины проекта 705 «Лира», которые отличались также малыми размерами и высокой степенью автоматизации. Подводная лодка приводилась в движение с помощью уникального ядерного реактора с жидкометаллическим теплоносителем и достигала скорости 41 узел. Не имела ракетного вооружения, но для борьбы с авианосными ударными группами противника субмарине хватало и торпед.

По мнению западных специалистов-подводников, избежать атаки «Лиры» было практически невозможно, а поразить ее было проблематично даже управляемыми торпедами. Благодаря сверхманевренности «Лира» легко уходила от выпущенных по ней торпед, обладала способностью на полном ходу выполнить разворот на 180 градусов за 42 секунды (тоже рекорд).

Подводная лодка проекта 705(К) «Лира»

Атомные пионеры комплексной автоматизации

Наступала эра автоматизации управления ПЛА. Первая в мире скоростная атомная высокоавтоматизированная подводная лодка (противолодочной обороны) получила условное наименование «проект 705» (Alfa - по классификации НАТО). Субмарину разрабатывали с 1959 года. ВМФ получил семь лодок этого типа, включая усовершенствованный проект 705К.

Малый атомный «подводный истребитель» (водоизмещением 2250 тонн) имел прочный корпус из титанового сплава, реактор с жидкометаллическим теплоносителем, полную скорость подводного хода 38 узлов (по этому показателю лодки 705 проекта уступали лишь проекту 661). Вооружение - 18 торпед и ракетоторпед. Предельная глубина погружения - 400 метров. За счет внедрения систем комплексной автоматизации численность экипажа удалось сократить до 32 человек.

Боевая информационно-управляющая система «Аккорд» позволила избавиться от излишних средств контроля и сосредоточить все приборы управления подводной лодкой в отсеке центрального командного поста. Основные операции производились экипажем дистанционно, автоматика защиты реактора и других жизненно важных систем субмарины не имела отказов при самых запредельных режимах эксплуатации.

До сегодняшнего дня подводные лодки проекта 705 не имеют аналогов в мире.

Самая глубоководная

Субмарина из титанового сплава проекта 685 (Mike - по классификации НАТО) могла погружаться на глубины более 1000 метров, где оказывалась недосягаемой для противолодочного оружия противника. Причем на большой глубине действовало торпедное вооружение (благодаря специальной конструкции шести носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов). Экипаж субмарины первым в мире отработал стрельбу торпедами на глубине 800 метров.

Опытная атомная подводная лодка К-278 проекта 685 (третьего поколения) вошла в состав Северного флота в 1983 году и эксплуатировалась в течение нескольких лет. Рекорд погружения атомной подводной лодки К-278 на глубину 1027 метров до наших дней не покорен.

Глубина погружения - принципиальное свойство, за которое десятилетиями боролись отечественные и зарубежные кораблестроители. Здесь все решают прочность корпуса и защита систем вне прочного корпуса от огромного давления. Единственная подводная лодка проекта 685 была сверхпрочной и насыщенной современным вооружением. Уникальная боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Омнибус-685» позволяла максимально упростить управление субмариной на любых глубинах.

Размер имеет значение

Северный флот в декабре 1981 года получил самый большой в мире подводный корабль - тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 проекта 941 «Акула» (Typhoon - по классификации НАТО). Длина подводного исполина - 172 метра, ширина - более 23 метров, водоизмещение - 48 000 тонн. Для сравнения: американская «Огайо» имеет подводное водоизмещение 18 700 тонн.

Крейсер проекта 941 разработан под твердотопливную межконтинентальную баллистическую ракету РСМ-52, имеет на борту 20 таких ракет, и каждая несет 10 боевых блоков мощностью по 100 килотонн. В период холодной войны специалисты рассчитывали, что одного полного залпа Р-39 хватит, чтобы стереть западное побережье США.

Российская подводная лодка проекта 941 «Акула»

«Акулы» - единственные в мире субмарины катамаранного типа, имеют два сообщающихся, но независимых друг от друга прочных корпуса (между которыми расположены шахты пусковых установок).

Особым районом боевого патрулирования исполинских «стратегов» была Арктика, где субмарины длительное время скрытно действовали подо льдами.

Всего построено шесть субмарин этого проекта. Головной корабль ТК-208 (сегодня носит имя Дмитрия Донского) переоборудован для испытания стратегического ракетного комплекса «Булава». Ничего подобного проекту 941 в мире не создано.

Летит время, но подводный флот России всегда опережает его.

Александр Хроленко

Подпишитесь на нас