Индия и бангладеш уладили пограничный спор. Бангладеш - самая перенаселенная страна в мире Что за страна Бангладеш

12.07.2023 Челябинск


Виза
Я получил визу по прилету в аэропорту. Это стоит формально $50.15, фактически $51. Бангладеш стал второй страной, где меня попросили показать и бронь отеля, и обратные билеты (первая - США).
Виза по прилету на 15 дней, вроде бы ее можно продлить, если вам хочется покопать Бангладеш реально глубоко. Также можно получить визу в посольстве, тогда можно въехать и по земле из Индии. Однако мне это не удалось дважды: в Калькутте визу обещали сделать только через неделю (праздники + выходные + стандартные три дня), мне не хотелось там так долго торчать, а в Катманду мне сказали, что визы дают только резидентам Непала. В Москве вроде бы тоже получение визы занимает неделю.
Сейчас внедряется электронная система, для подачи на визу надо на сайте visa.gov.bd заполнить анкету, загрузить фотографию, распечатать и принести ее в посольство. Может быть, через некоторое время визы сделают электронными.

Деньги
$1 = 80 бангладешских така. В аэропорту нормальный курс. Банкоматы выдают по 15000 така купюрами по 1000 и 500; комиссии, как ни удивительно, нет (обычно чем беднее страна, тем больше комиссия).
С разменом проблем нет, самая большая купюра 1000 така = $12.5, самая мелкая всего 2 така. Есть монеты 1, 2, 5 така, но они встречаются довольно редко. Большинство цен округлены до 5 така.

Язык
В Бангладеш все говорят на бенгальском, английский как средство межнационального общения здесь не нужен, в отличие от Индии, поэтому его почти никто не знает. Кто не знает, как будет "из какой ты страны?" по-английски, спрашивает по-бенгальски, я даже научился на слух распознавать этот вопрос и отвечать "рашия".
Надписи также часто не дублируются на английском (например, меню дешевых едален). В целом языковой барьер довольно сильный, сравнимо с Кореей.

Жилье
Лет 15 назад в Бангладеш гостиницы стоили 1-2 доллара. Эти времена закончились, и сейчас цены сопоставимые с другими странами ЮВА. Минимальная цена номера будет в районе 400 така (за сингл), столько например стоила каморка в общежитии в провинции, или не очень хороший номер без кондиционера в гостинице. С кондиционером я находил за 1000 така в городе Богра.

Возможно, в Дакке тоже можно найти за такую цену, если очень заморочиться, но это сложно, потому что гостиниц не так уж много, расстоятия в Дакке большие, и далеко не на всех гостиницах написано по-английски Hotel (а некоторые места с вывеской Hotel являются не отелями, а ресторанами). В Дакке я жил в отеле Melody International прямо напротив железнодорожного вокзала за 1500 така я день. В Читтагонге у вокзала стоило так же, за плохой номер без кондиционера просили 700.

Еда
Если коротко, то все плохо. Бангладешцы не едят в ресторанах, заведений общепита исчезающе мало, а не вызывающих отторжение и того меньше. В дешевых меню только на бенгальском, так что нужно выбирать наугад. Выбор скромный, качество еды низкое. Например, в Бангладеш живут самые тощие курицы в мире - таких костлявых кусков я еще никогда не видел. Цены не особо низкие - за те же деньги в Таиланде можно поесть на порядок лучше. Курица с рисом стоит в районе 100 така. Курица-гриль у вокзала (оказалась адово острой) - около 300 така.


С другой стороны, верхняя планка стоит достаточно низко: в Дакке я ходил в очень пафосный ресторан (по бангладешским меркам, в Москве официантов за такую работу бы быстро уволили) на крыше высокого здания, чтобы пофотографировать панораму, там блюда стоят в районе 5 долларов. По случаю Рамадана днем давали только специальное комбо-меню за те же 5 долларов, в обычной столовке такое стоило бы доллара 2.5.
Из сетей фаст-фуда в Дакке есть KFC и Бургер Кинг. В KFC в принципе можно поесть, комбо курица + картошка + кола стоит 180 така, правда, кола в таком комбо объемом где-то 100 миллилитров (Я не шучу!). За 210 така кола станет максимального размера - на вид 400 миллилитров.




Литровая бутылка воды стоит 20 или 25 така, маленькая бутылка колы или другой газировки - 30-35 така. Есть неплохая лимонная газировка в маленьких бутылках всего за 16 така.
Фруктов мало и стоят они дороже, чем в России, особенно дорого в Дакке. Выбор маленький: виноград, апельсины, бананы. В мае был сезон личи, они продавались недорого - в провинции по 70-100 така за килограмм. На севере в сельской местности прямо вдоль дорог массово растут джекфруты, можно сорвать с дерева, но я не стал - чистить очень сложно.

Транспорт
Поезда в Бангладеш на удивление комфортные. Билеты купить не проблема, даже в день отправления есть места. Больших очередей и толкания локтями, как в Индии, у касс нет. Цены приемлемые, но несколько выше автобусов, что объясняет сравнительную непопулярность поездов.
Если посмотреть на официальном сайте расписание, то может показаться, что поездов мало. Например, в Рангпуре вроде бы всего один поезд в Дакку в день, и один из Дакки. На самом деле на сайте указаны только поезда, где есть вагоны с резервируемыми местами. В реальности поездов гораздо больше, и локальные поезда заезжают и на всякие мелкие остановки.

В бангладешских поездах есть следующие классы:
AC Sleeper, First Class - спальные вагоны с кондиционером. Вроде бы это два разных класса, но на деле я видел только вагоны с простой надписью "Sleeper". Есть купе на четверых и на двоих.
Snigdha - сидячий вагон с кондиционером.
Shuvon - сидячий вагон без кондиционера. Подразделяется на два типа, но разницы между ними особо нет.
Shulov - общий вагон без резервации. Здесь ездят на крыше.
Я ездил на поездах трижды: в спальном вагоне Дакка-Кхулна за почти 2000 така и в классе Snigdha Джессор-Раджшахи (496 така) и Рангпур-Дакка (966 така). Последний переезд был ночью, но я даже на удивление неплохо выспался, потому что вагон был почти пустой, можно было лежать где угодно.
В отличие от Индии, где все поезда, на которых я ездил, опаздывали минимум на час, в Бангладеш три раза из трех прибытие было по расписанию, причем в третий раз поезд отправился с начальной станции с опозданием минут 40, но все равно приехал вовремя.
Билеты на поезд можно купить за 10 дней до отправления. Есть даже продажа через интернет ! Я протестировал. Чтобы зарегистрироваться, нужен бангладешский номер мобильного телефона для верификации. Дальше выбираешь поезд, класс и оплачиваешь. Никаких проблем с моей российской картой не возникло! Любопытно, что при покупке билетов не нужно вводить имя, берется то, что было введено при регистрации на сайте. Если покупаешь билет для себя, то достаточно распечатать PDF, который присылает сайт, иначе нужно пойти на вокзал и попросить распечатать билет в кассе.
Класс Snigdha:


AC Sleeper:

Самый массовый транспорт - автобусы. Есть даже современные с кондиционером, они в основном ходят из Дакки в другие города. Я один раз на такой подсел до Читтагонга. Обычно же я ездил по провинциальным городам на старичках без кондиционера. Стоимость проезда - около 1.5 така за километр. Средняя скорость автобусов около 40 километров в час, то есть довольно неплохо с учетом постоянных остановок и вечно населенной местности. VIP-автобус в Читтагонг гнал по трассе больше 110 км/ч, что было стремно, хотя в Бангладеш на шоссе нормальный асфальт и есть разделители. А потом все равно простоял на заправке полчаса.


По городу можно передвигаться на тук-туках, велорикшах, иногда на автобусах. В провинции это довольно просто: выходишь на большую улицу и садишься в любой проезжающий в нужном направлении тук-тук, где уже есть хотя бы пара пассажиров. Стоимость проезда от 5 до 15 така (смотря как далеко ехать), то есть очень дешево. В Бангладеш очень распространены электрические тук-туки, в городе Раджшахи они полностью вытеснили тук-туки на газу. Илон Макс бы позавидовал. Совсем в деревне вместо тук-туков такие же коллективные велорикши. Если фрахтовать тук-тук как такси, то цена как договоришься. В провинции не борзеют. Скажем, в Пахарпуре мне предложили такси до города (больше 15 километров) за 100 така, я даже торговаться не стал (автобус стоил 18, но он ездит там не очень часто).
Про Дакку отдельный разговор. Это город на 20+ миллионов человек, где нет ни метро, ни даже сколько-нибудь значимой сети электричек. Есть только автобусы, в которых полная анархия - даже нет номеров маршрутов, направление написано на боку по-бенгальски. Проезд стоит 5-10 така, но ездить автобусами реально неудобно: в Дакке больших улиц много, и автобус постоянно сворачивает не туда, куда нужно, приходится выходить и ждать следующего.
В Дакке тук-туки называют CNG (Compressed Natural Gas), потому что ездят на газу. По идее тариф такой: 40 така за первые два километра, дальше 12 така за километр. Звучит дешево, но даккские таксисты реально охуевшие. Если в Индии, зная расстояние и примерную цену по счетчику, можно сторговаться где-то на сумму в полтора раза больше, то в Дакке меньше, чем за три конца никто вообще не едет, а начинается разговор где-то с пяти-семикратной цены. Как вариант в Дакке работает Uber, у него тариф где-то в два раза выше, но для туриста так получится дешевле, чем торговаться с водителем тук-тука. Но большой минус Убера - это машина, а значит, ехать вы будете медленнее, чем можно было бы дойти пешком, из-за пробок. Тук-туки хотя бы могут проскочить по маленьким улицам, а на машине ездить это полный мазохизм.
К счастью, в Дакке все-таки есть альтернатива - велотакси. Его водители не борзеют. Каждый раз велотаксист запрашивал цену, примерно равную цене поездки на тук-туке по счетчику, с такими расценками я даже не тратил время на то, чтобы торговаться.

Интернет
Я купил симку оператора Grameenphone прямо в аэропорту. За 500 така дается 2 гигабайта интернета на месяц - недорого. Как в Индии и Непале, нужно заполнить анкету и дать фотографии 3x4.

Развлечения
В Бангладеш я посетил следующие достопримечательности:

Мечеть в Багерхате - объект наследия UNESCO. Вход 200 така. В окрестностях есть еще несколько старых мечетей и мавзолей султана, там везде бесплатно.


Путхия - интересный старый городок с дворцами и индуистскими храмами. Бесплатно.


Дворец в Наторе - бангладешское барокко. Бесплатно.


Буддийская вихара в Пахарпуре - объект наследия UNESCO. Вход 200 така. Говорят, это самый большой буддийский храм к югу от Гималаев.


Рангпур, дворец Таджхат - внутрь я не попал, потому что он уже закрылся равно в 4 часа вечера.
Сонаргаон, город-призрак Панам Нагар. Вход 100 така. Некогда район с виллами богатых индусов, которые бежали после отделения Бангладеш. Сейчас законсервирован.


Дакка, Розовый дворец. Вход 100 така.
Дакка, форт Лалбагх. Внутрь я не ходил, потому что оказался выходной день.
Дакка, армянская церковь. Бесплатно.

Куда еще можно съездить в Бангладеш?
Национальный парк Сундарбан - объект наследия UNESCO (можно съездить и в индийскую часть этого парка из Калькутты). Там вроде как живут в диких условиях бенгальские тигры, но вероятность их увидеть стремится к нулю. В остальном это большой мангровый лес, я в похожих бывал в Таиланде и Малайзии, поэтому не поехал ни с бангладешской, ни с индийской стороны, тем более, что посещение парка в обеих странах стоит очень недешево.
Из Дакки ходят олдовые колесные пароходы в город Барисал или дальше в Кхулну, любители винтажного транспорта могут прокатиться.
На северо-востоке в провинции Силхет я не был, там вроде есть чайные плантации.
Есть еще некоторое количество развалин храмов, менее известных, чем Пахарпур, Путхия, Натор, Багерхат, соответственно, сложнее добраться.
К востоку от Читтагонга есть горный регион, там должен быть прохладный климат.
Кокс-Базар - бангладешский курорт. Я не поехал, мне хватило индийского "курорта". В Кокс-Базаре еще и купаться нужно в одежде, мусульманская страна же.
На самом-самом юге есть небольшой остров Святого Мартина, там вроде бы очень дешевые лобстеры, но при этом там просят по 20 долларов за халупу без кондиционера, так что переться туда тоже вряд ли стоит.

Итоги
За 11 дней расходы составили $414. Пересчитывать на дни не совсем показательно, потому что три дня мы с Аленой провели не вместе. Но если жилье стоит $20, то уложиться в $30 в день сложновато.
Расходы на гостиницу составили половину от общей суммы, прямо как в США, только в США жилье неадекватно дорогое, а в Бангладеш все остальное дешевое, и потратить деньги некуда. Обратите внимание, что на еду на двоих ушло $105 за 11 дней, то есть меньше $10 в день без всяких попыток экономить. По-моему, это тянет на рекорд, но не потому, что еда такая дешевая, а потому что пробовать было нечего.




В целом Бангладеш - не такая уж страшная страна. По некоторым параметрам тут даже получше, чем в Индии, например, на улицах гораздо чище. Но второй раз сюда вряд ли захочется поехать, ведь с приятным времяпрепровождением тут туго.

Племена Индии и Бангладеш 2018 !

Племена Индии

С посещением фестиваля Си-Доньи в штате Аруначал-Прадеш

Племена Индии и Бангладеш

Захватывающий тур, который Вы выбрали, знакомит с неожиданно новой Индией: с языческими племенами, живущими в Южных Гималаях в окружении первозданной природы. Это мир духов и поклонения Солнцу и Луне, которые олицетворяются в Доньи.

Вы удачно попадете на племенной фестиваль Си-Доньи.

Продолжается программа знакомством с древней землей Бенгалии, на территории которой сегодня находятся загадочный Бангладеш и индийский город Калькутта.

День 1: МОСКВА - ДЕЛИ

Ночь в Дели, в отеле близ аэропорта.

День 2: ДЕЛИ - ДИБРУГАРХ

Прибытие в Дибругарх, штат Ассам. Размещение в отеле.

Экскурсия по окрестностям Дибругарха. Посещение племени Тай Пхаке (Phake). По возможности - посещение чайной фабрики.

Ночь в Дибругархе.

Центр чайного региона город Дибругарх находится в долине на высоте около 100 метров над уровнем моря в предгорьях Южных Гималаев. Это третий по величине городом штата с населением 122 тыс.человек. Здесь имеются предприятия по производству шелка.

Тай Пхаке - известные так же как Пхакиаль (Phakial), мигрировали в Ассам из Тайланда в XVIII веке. Они говорят на тайском языке и следуют древним традициям. Люди Тай Пхаке являются последователями буддизма, в деревне Нампхаке (Namphake) есть буддистский монастырь, который был построен в 1850 году монахами. В Нампхаке сосредоточено наибольшее число жителей племени Пхаке. Около 150 семей Phakial этой деревни поддерживают свою уникальную идентичность, обычаи и традиции.

День 3: ДИБРУДАРХ - ЗИРО, 250 км - около 7 часов в пути

Ранний выезд из Дибрударха в штат Аруначал-Прадеш. Переп рава на пароме через реку Брахмапутра. Панорамный переезд по Южным Гималаям в долину Зиро. Постепенный набор высоты до 1700 метров. По пути заезд в деревню народа Ниши. Ночь в Зиро.

Река Брахмапутра - одна из крупнейших водных артерий в Южной Азии и самая высокогорная в мире река.

Штат Аруначал-Прадеш в переводе - «Земля восходящего солнца», расположен в Гималаях, на северо-востоке Индии. Большую часть земли занимают гималайские хребты и густые леса, заканчивающиеся на высоте 900 метров.

Долина Зиро необычайно плодородна благодаря отложениям озера, существовавшего ранее. Вы увидите террасы рисовых полей, бамбуковые, хвойные рощи и Гималайские горы, возвышающиеся на 3 000 метров.

Ниши (также: бангни, дафла) - народ проживающий на Северо-востоке Индии преимущественно в штате Аруначал-Прадеш.

О религии Доньи Поло: До середины 70-х годов население Северо-Запада Индии было отделено от остальной Индии Законом о внутренних линиях, который был принят еще при англичанах, и ограничивал въезд на эту территорию индийцев из других районов.

День 4: ЗИРО

Экскурсия в Тарин - высокогорное рыбное хозяйство. Посещение ремесленной мастерской. Экскурсия в Tallye Valley и деревню племени Апатани. По дороге краткий осмотр Шивалингам и храма Шивы. Ночь в Зиро.

Рыбное хозяйство Тарин расположенное на высокогорье, находится в окружении сосновых и тростниковых рощ. Здесь совмещено рисорыбное хозяйство - рыба разводится на рисовых полях

Talley Valley - долина в 30 км от Зиро. На диалекте Апатани Tale - название растения, а на лругих диалектах обозначает «Рай».

Апатани (тани) - народ Юго-Восточных Гималаев, входящих в состав Индии. Апатани насчитывает 11 тыс.человек, проживающих в 7 деревнях.

Шивалингам - древний символ Бога. Это овальный камень, обозначающий Парашиву, Того, кто никогда не может быть описан и изображен. Шивалингам воплощает в себе идею «бесформенности» и «всеформенности», объединение женского и мужского начал. Лингам Шивы - это еще и фаллический символ бога, знаменующий собой плодородие земли, плодовитость людей и животных, Основополагающую и Всепорождающую Сущность, Источник Всего.

День 5: ЗИРО - ДАПОРИДЖО, 170 км, 5-7 часов

Выезд из Зиро в Дапориджо. По пути посещение деревни горных племен Мири. Вечерняя экскурсия в деревню Sikarizo. Ночь в Дапориджо.

Дапориджо — город в индийском штате Аруначал - Прадеш, административный центр округа Верхний Субансири. Дапориджо расположен на высоте 600 метров над уровнем моря.

Горные племена Мири - имеют похожую с племенами Ниши социальную и экономическую структуру. В состав племени входят три этнические группы: Паниботия, Тарботия и Саракдвар Мирис.

День 6: ДАПОРИДЖО, ФЕСТИВАЛЬ SI-DONYI

Экскурсия на целый день в деревню племени Тагин. Посещение фестиваля Si-Donyi. Ночь в Дапориджо.

Тагины — народ на северо-востоке Индии. Проживают главным образом в районе города Дапориджо в округе Верхний Субансири штата Аруначал Прадеш, а также в прилегающих районах округа Западный Сианг. Традиционной религией является Доньи-Поло.

Фестиваль Си-Доньи: Празднование фестиваля Си-Доньи в основном происходит после сбора урожая. Женщины во время фестиваля танцуют, превознося этим благодарность Богу за обильный урожай. В этом праздновании участвуют все, независимо от возраста и пола, и все участники искренне желают внести свой вклад в празднование фестиваля Си-Доньи. Подобный вклад зависит от возможностей человека: некоторые помогают физически, другие жертвуют вещи, деньги, еду и тому подобное.

День 7: ДАПОРИДЖО - АЛОНГ, 180 км, 5-6 часов

Переезд в Алонг. По дороге посещение нескольких местных деревень. Ночь в Алонге.

Алонг - административный центр округа Западный Сианг. Он расположен в живописной долине у слияния рек Сипу и Сийом на фоне зелёных холмов. Алонг - один из старейших городов с высоким уровнем образования.

Главными достопримечательностями Алонг являются мост Патум через реку Йомго, а также Музей и Центр Доньи-Поло.

День 8: АЛОНГ

Посещение Ашрама Рамакришны. Поездка к традиционному подвесному мосту, сделанному из тростника и бамбука.

Экскурсия в деревню племени Гало.

Посещение деревни Ади. Ночь в Алонге.

Гало — народ в северо-восточной Индии, численность этноса составляла 80 597 человек.

Язык гало относится к ветви тани тибето-бирманских языков. Некоторые представители этноса владеют также ассамским, хинди или английским. Народ гало, как и вся Северо-Восточная Индия, хранит местные языческие традиции

Народ Ади, или Бокар Лхоба - самая многочисленная народность, проживающая в Гималайских горах, в регионе Аруначал-Прадеш. Племена живут в горных деревнях, держась обособленно, под контролем вождя - Гам или Гао Бура, - который управляет деревенским Советом, в свою очередь повторяющим по функционалу традиционные суды

Ади отмечают несколько фестивалей, самым главным из которых является фестиваль Солунг. Его отмечают в первую неделю сентября, и длится он 5 дней. Это фестиваль в честь урожая, когда после посева семян люди взывают к богатому урожаю. В последний день Солунга, помимо традиционных песен и плясок, большой трон и традиционное оружие проносится вдоль домов, чтобы защитить их от злых духов. Народ Ади традиционно выращивает рис, который служит основой рациона.

День 9: АЛОНГ - ПАСИГХАТ, 120 км, 4-5 часов

Дорога в Пасигхат, остановка у традиционного подвесного моста Yakshi на слиянии трех рек Сианг, Сийом и Пангин. Пересечение традиционного подвесного моста через реку Сианг. Ночь в Пасигхате.

Пасигхат - живописный город, находящийся на высоте 153 метра над уровнем моря, является старейшим городом в Аруначал Прадеш. Город был основан в 1911 году, и взял свое название от племени Паси, до сих пор проживающего в этой местности. В окрестностях Пасигхата также живут люди племени Ади.

День 10: ПАСИГХАТ

Экскурсия на целый день в деревню племени Иду и Падам. Если позволит время - посещение Kekar Monying.

Ночь в Пасигхате.

Племя Иду, а также племена Digaro и Miji, входят в этническую группу народов Мишми. Иду Мишми первыми пришли на земли Аруначал-Прадеш из Бирмы, а за ними пришли и другие Мишми. Иду-Мишми относятся к монголоидной группе языков и говорят на тибетско-бирманском языке. Они отличаются от других групп Аруначал-Прадеш благодаря характерным прическам, костюмам и художественным элементам, используемым в одежде.

Племя Падам - одно из племен народности Ади. Племя живет в горах и долинах Восточного Сианга и Верхнего Сианга. Падам знают за их силу и боятся за военную тактику. В каждой деревне есть вождь, с участием которого происходят кебанги (встречи). Кебанги созываются для того, что разрешить споры между жителями деревни. Племя Падам практикует верования в Доньи-Поло. Доньи-Полизм - это мольбы к Всемогущей Богине Солнца и Богу Луны.

Kekar Monying или Черный Камень - красивая скала в Восточном округе Сианг Аруначал-Прадеш.Это историческое место, где Ади оказали упорное сопротивление англичанам в декабре 1911 года.

День 11: ПАСИГХАТ - ДИБРУДАРХ

Переезд в Дибрударх, штат Ассам (130 км), пересечение реки Брахмапутры на пароме. Ночь в Дибрудархе.

День 12: ДИБРУДАРХ - ДАККА

Для тех, кто заканчивает путешествие, перелет в Дели

Ночь в Дакке.

Народная Республика Бангладеш - государство в Южной Азии, образованное 26 марта 1971 года. Несмотря на свою «молодость» как страны, Бангладеш славится наследием возрастом не в одно тысячелетие и уникальным пересечением культурных областей. Цивилизация в районе Бенгала возникла около четырех тысяч лет назад.

Бангладеш граничит с Индией и Мьянмой, на юге омывается водами Бенгальского залива. Площадь 144 тыс. кв. км. Численность населения 156 млн. человек. Бангладеш одна из самых густонаселенных стран мира.

Здесь можно найти самый длинный пляж в мире, самый обширный мангровый лес и многочисленные неповторимые мечети. На языке бенгали «Бангладеш» означает «страна Бенгалия» Страна расположена на равнине, на месте слияния двух великих рек - Ганга и Брахмапутры c многочисленными притоками. Бангладеш - царство воды. Несмотря на 4000 дамб, около 50% территории регулярно оказывается под водой. Вода, солнце круглый год, буйная зелень; самая густонаселенная страна мира - Бангладеш! Бангладеш еще не известен массовому туризму, и вы станете одним из первых путешественников таинственной страны.

День 13: ДАККА

Обзорная экскурсия по Дакке.

Дакка - столица и крупнейший город Бангладеш. Население составляет более 12,8 миллионов человек. Город основан в VII в. и является одним из древнейших городов Бенгалии и крупнейший центр ремесла и торговли в средневековье.

День 14: СОНАРГОН

Экскурсия в древнюю столицу Бенгалии - Сонаргон (золотой город), круиз по реке Shitolakha

После завтрака вы отправитесь в древнюю столицу Бенгалии - Сонаргон (золотой город).

Сонаргон (29 км от Дакки) - одна из древних столиц Бенгалии в XVI веке в период правления Иса Хана. Сегодня на этом месте находится город Narayanganj. Сонаргон был столицей древнего царства, которое сейчас разделено на Западную Бенгалию (сегодня это одноименный штат в Индии, со столицей в Калькутте), и Восточная Бенгалия (сегодня страна Бангладеш). Осмотр гробницы султана и мечети. Посещение фольклорного музея в Сонаргоне, с коллекцией старинных ремесленных изделий. При музее находятся современные торговые галереи, где Вы можете приобрести отличные сувениры.

С борта корабля вы увидите много интересных картин из жизни бенгальцев. Также вас удивит жизнь самой реки - многочисленные суда груженые овощами и экзотическими фруктами и колоритные рыболовецкие лодки будут проплывать мимо. Во время круиза вы посетите дворец Zaminder, а также ткацкую деревушку Jamdani, где вы увидите процесс производства тканей.

Возвращение в Дакку. Трансфер в аэропорт. Перелет Дакка - Калькутта, авиакомпания Air India

Ночь в Калькутте.

День 15: КАЛЬКУТТА

Обзорная экскурсия по Калькутте

Тур в Индию и Бангладеш

Перелет Калькутта - Дели, авиакомпания Jet Airways

Калькутта (Kolkata) - административный центр штата Западная Бенгалия и самый большой город страны, входящий в десятку крупнейших городов мира.

Город был основан в 1686 году в дельте реки Ганг. С 1833 года Калькутта стала первой столицей Британской Индии и пробыла ею до 1912 года.

Это было единое государство Бенгалия, разделенное по религиозному признаку на Восточный Пакистан (позже Бангладеш) и Калькутту.

Во время обзорной экскурсии Вы ознакомитесь с достопримечательностями. В Калькутте находится крупнейшие в Индии Национальная библиотека (1836 г.), Мемориальный музей им. Королевы Виктории (1921 г.) в огромном парке Майдан, грозный форт Уильям (основан в 1696 г.), богатейший Индийский музей, старейший в стране Калькуттский университет (1857 г.), замечательный Ботанический сад (основан в XVIII в.), выстроенный на месте легендарной «черной дыры Калькутты» Почтампт, храм Кали, Миссия Матери Терезы и штаб-квартира общества Рамакришны.

Очень популярен среди туристов планетарий Бирла - самый большой планетарий в мире. Он был открыт в 1961 году. Здесь демонстрируются познавательные фильмы как на языке хинди, так и на английском языке.

День 16: ДЕЛИ - МОСКВА

Перелет Дели - Москва

Перелет Москва - СПБ

Стоимость тура в Аруначал Прадеш (Племена Индии) на одного человека:

Уточняйте даты и цены у менеджеров!

от 1590 USD - при размещении в двухместном номере

от 480 USD - доплата за размещение в одноместном номере

Дополнительно оплачиваются:

от 12 USD - страховой медицинский полис

от 50 USD - пермит в Аруначал Прадеш

от 100 USD - виза в Индию

Полная стоимость при размещении в двухместном номере: 1752 USD

Полная стоимость при размещении в одноместном номере: 2232 USD

Стоимость авиабилетов, тур в Индию

от 26 270 руб. - стоимость международного перелета Москва - Дели - Москва, авиакомпания Аэрофлот (на 17.07.2013)

от 29 810 руб. - стоимость международного перелета СПб - Москва - Дели - Москва - СПб, авиакомпания Аэрофлот (на 17.07.2013)

от 7 200 руб. - стоимость внутренних перелетов Дели - Дибрударх - Дакка - Дели

Стоимость тура в Аруначал Прадеш (Племена Индии) и Бангладеш на одного человека:

от 2080 USD - при размещении в двухместном номере

от 590 USD - доплата за размещение в одноместном номере

Дополнительно оплачиваются:

16 USD - страховой медицинский полис

50 USD - пермит в Аранучал Прадеш

100 USD - виза в Индию

Полная стоимость при размещении в двухместном номере: 2246 USD

Полная стоимость при размещении в одноместном номере: 2836 USD

Стоимость авиабилетов, тур в Индию и в Бангладеш:

от 26 270 руб. - перелет Москва - Дели - Москва

от 29 810 руб. - перелет СПб - Москва - Дели - Москва - СПб

от 19 000 руб. - внутренние перелеты Дели - Дибрударх - Дакка - Калькутта - Дели

Стоимость авиабилетов зависит от наличия мест и фиксируется на момент покупки.

В полную стоимость входит:

Размещение в отелях туркласса и 4*

Переезды на индийских джипах

Экскурсии по программе

Питание - завтраки

Стоимость входных билетов в парки, музеи и к монументам

Страховой медицинский полис

Виза в Индию

Пермит в штат Аруначал-Прадеш

В полную стоимость не входит:

Международный и внутренние перелеты

Питание, не указанное в программе

Чаевые гидам и водителям


Виза
Я получил визу по прилету в аэропорту. Это стоит формально $50.15, фактически $51. Бангладеш стал второй страной, где меня попросили показать и бронь отеля, и обратные билеты (первая - США).
Виза по прилету на 15 дней, вроде бы ее можно продлить, если вам хочется покопать Бангладеш реально глубоко. Также можно получить визу в посольстве, тогда можно въехать и по земле из Индии. Однако мне это не удалось дважды: в Калькутте визу обещали сделать только через неделю (праздники + выходные + стандартные три дня), мне не хотелось там так долго торчать, а в Катманду мне сказали, что визы дают только резидентам Непала. В Москве вроде бы тоже получение визы занимает неделю.
Сейчас внедряется электронная система, для подачи на визу надо на сайте visa.gov.bd заполнить анкету, загрузить фотографию, распечатать и принести ее в посольство. Может быть, через некоторое время визы сделают электронными.

Деньги
$1 = 80 бангладешских така. В аэропорту нормальный курс. Банкоматы выдают по 15000 така купюрами по 1000 и 500; комиссии, как ни удивительно, нет (обычно чем беднее страна, тем больше комиссия).
С разменом проблем нет, самая большая купюра 1000 така = $12.5, самая мелкая всего 2 така. Есть монеты 1, 2, 5 така, но они встречаются довольно редко. Большинство цен округлены до 5 така.

Язык
В Бангладеш все говорят на бенгальском, английский как средство межнационального общения здесь не нужен, в отличие от Индии, поэтому его почти никто не знает. Кто не знает, как будет "из какой ты страны?" по-английски, спрашивает по-бенгальски, я даже научился на слух распознавать этот вопрос и отвечать "рашия".
Надписи также часто не дублируются на английском (например, меню дешевых едален). В целом языковой барьер довольно сильный, сравнимо с Кореей.

Жилье
Лет 15 назад в Бангладеш гостиницы стоили 1-2 доллара. Эти времена закончились, и сейчас цены сопоставимые с другими странами ЮВА. Минимальная цена номера будет в районе 400 така (за сингл), столько например стоила каморка в общежитии в провинции, или не очень хороший номер без кондиционера в гостинице. С кондиционером я находил за 1000 така в городе Богра.

Возможно, в Дакке тоже можно найти за такую цену, если очень заморочиться, но это сложно, потому что гостиниц не так уж много, расстоятия в Дакке большие, и далеко не на всех гостиницах написано по-английски Hotel (а некоторые места с вывеской Hotel являются не отелями, а ресторанами). В Дакке я жил в отеле Melody International прямо напротив железнодорожного вокзала за 1500 така я день. В Читтагонге у вокзала стоило так же, за плохой номер без кондиционера просили 700.

Еда
Если коротко, то все плохо. Бангладешцы не едят в ресторанах, заведений общепита исчезающе мало, а не вызывающих отторжение и того меньше. В дешевых меню только на бенгальском, так что нужно выбирать наугад. Выбор скромный, качество еды низкое. Например, в Бангладеш живут самые тощие курицы в мире - таких костлявых кусков я еще никогда не видел. Цены не особо низкие - за те же деньги в Таиланде можно поесть на порядок лучше. Курица с рисом стоит в районе 100 така. Курица-гриль у вокзала (оказалась адово острой) - около 300 така.


С другой стороны, верхняя планка стоит достаточно низко: в Дакке я ходил в очень пафосный ресторан (по бангладешским меркам, в Москве официантов за такую работу бы быстро уволили) на крыше высокого здания, чтобы пофотографировать панораму, там блюда стоят в районе 5 долларов. По случаю Рамадана днем давали только специальное комбо-меню за те же 5 долларов, в обычной столовке такое стоило бы доллара 2.5.
Из сетей фаст-фуда в Дакке есть KFC и Бургер Кинг. В KFC в принципе можно поесть, комбо курица + картошка + кола стоит 180 така, правда, кола в таком комбо объемом где-то 100 миллилитров (Я не шучу!). За 210 така кола станет максимального размера - на вид 400 миллилитров.




Литровая бутылка воды стоит 20 или 25 така, маленькая бутылка колы или другой газировки - 30-35 така. Есть неплохая лимонная газировка в маленьких бутылках всего за 16 така.
Фруктов мало и стоят они дороже, чем в России, особенно дорого в Дакке. Выбор маленький: виноград, апельсины, бананы. В мае был сезон личи, они продавались недорого - в провинции по 70-100 така за килограмм. На севере в сельской местности прямо вдоль дорог массово растут джекфруты, можно сорвать с дерева, но я не стал - чистить очень сложно.

Транспорт
Поезда в Бангладеш на удивление комфортные. Билеты купить не проблема, даже в день отправления есть места. Больших очередей и толкания локтями, как в Индии, у касс нет. Цены приемлемые, но несколько выше автобусов, что объясняет сравнительную непопулярность поездов.
Если посмотреть на официальном сайте расписание, то может показаться, что поездов мало. Например, в Рангпуре вроде бы всего один поезд в Дакку в день, и один из Дакки. На самом деле на сайте указаны только поезда, где есть вагоны с резервируемыми местами. В реальности поездов гораздо больше, и локальные поезда заезжают и на всякие мелкие остановки.

В бангладешских поездах есть следующие классы:
AC Sleeper, First Class - спальные вагоны с кондиционером. Вроде бы это два разных класса, но на деле я видел только вагоны с простой надписью "Sleeper". Есть купе на четверых и на двоих.
Snigdha - сидячий вагон с кондиционером.
Shuvon - сидячий вагон без кондиционера. Подразделяется на два типа, но разницы между ними особо нет.
Shulov - общий вагон без резервации. Здесь ездят на крыше.
Я ездил на поездах трижды: в спальном вагоне Дакка-Кхулна за почти 2000 така и в классе Snigdha Джессор-Раджшахи (496 така) и Рангпур-Дакка (966 така). Последний переезд был ночью, но я даже на удивление неплохо выспался, потому что вагон был почти пустой, можно было лежать где угодно.
В отличие от Индии, где все поезда, на которых я ездил, опаздывали минимум на час, в Бангладеш три раза из трех прибытие было по расписанию, причем в третий раз поезд отправился с начальной станции с опозданием минут 40, но все равно приехал вовремя.
Билеты на поезд можно купить за 10 дней до отправления. Есть даже продажа через интернет ! Я протестировал. Чтобы зарегистрироваться, нужен бангладешский номер мобильного телефона для верификации. Дальше выбираешь поезд, класс и оплачиваешь. Никаких проблем с моей российской картой не возникло! Любопытно, что при покупке билетов не нужно вводить имя, берется то, что было введено при регистрации на сайте. Если покупаешь билет для себя, то достаточно распечатать PDF, который присылает сайт, иначе нужно пойти на вокзал и попросить распечатать билет в кассе.
Класс Snigdha:


AC Sleeper:

Самый массовый транспорт - автобусы. Есть даже современные с кондиционером, они в основном ходят из Дакки в другие города. Я один раз на такой подсел до Читтагонга. Обычно же я ездил по провинциальным городам на старичках без кондиционера. Стоимость проезда - около 1.5 така за километр. Средняя скорость автобусов около 40 километров в час, то есть довольно неплохо с учетом постоянных остановок и вечно населенной местности. VIP-автобус в Читтагонг гнал по трассе больше 110 км/ч, что было стремно, хотя в Бангладеш на шоссе нормальный асфальт и есть разделители. А потом все равно простоял на заправке полчаса.


По городу можно передвигаться на тук-туках, велорикшах, иногда на автобусах. В провинции это довольно просто: выходишь на большую улицу и садишься в любой проезжающий в нужном направлении тук-тук, где уже есть хотя бы пара пассажиров. Стоимость проезда от 5 до 15 така (смотря как далеко ехать), то есть очень дешево. В Бангладеш очень распространены электрические тук-туки, в городе Раджшахи они полностью вытеснили тук-туки на газу. Илон Макс бы позавидовал. Совсем в деревне вместо тук-туков такие же коллективные велорикши. Если фрахтовать тук-тук как такси, то цена как договоришься. В провинции не борзеют. Скажем, в Пахарпуре мне предложили такси до города (больше 15 километров) за 100 така, я даже торговаться не стал (автобус стоил 18, но он ездит там не очень часто).
Про Дакку отдельный разговор. Это город на 20+ миллионов человек, где нет ни метро, ни даже сколько-нибудь значимой сети электричек. Есть только автобусы, в которых полная анархия - даже нет номеров маршрутов, направление написано на боку по-бенгальски. Проезд стоит 5-10 така, но ездить автобусами реально неудобно: в Дакке больших улиц много, и автобус постоянно сворачивает не туда, куда нужно, приходится выходить и ждать следующего.
В Дакке тук-туки называют CNG (Compressed Natural Gas), потому что ездят на газу. По идее тариф такой: 40 така за первые два километра, дальше 12 така за километр. Звучит дешево, но даккские таксисты реально охуевшие. Если в Индии, зная расстояние и примерную цену по счетчику, можно сторговаться где-то на сумму в полтора раза больше, то в Дакке меньше, чем за три конца никто вообще не едет, а начинается разговор где-то с пяти-семикратной цены. Как вариант в Дакке работает Uber, у него тариф где-то в два раза выше, но для туриста так получится дешевле, чем торговаться с водителем тук-тука. Но большой минус Убера - это машина, а значит, ехать вы будете медленнее, чем можно было бы дойти пешком, из-за пробок. Тук-туки хотя бы могут проскочить по маленьким улицам, а на машине ездить это полный мазохизм.
К счастью, в Дакке все-таки есть альтернатива - велотакси. Его водители не борзеют. Каждый раз велотаксист запрашивал цену, примерно равную цене поездки на тук-туке по счетчику, с такими расценками я даже не тратил время на то, чтобы торговаться.

Интернет
Я купил симку оператора Grameenphone прямо в аэропорту. За 500 така дается 2 гигабайта интернета на месяц - недорого. Как в Индии и Непале, нужно заполнить анкету и дать фотографии 3x4.

Развлечения
В Бангладеш я посетил следующие достопримечательности:

Мечеть в Багерхате - объект наследия UNESCO. Вход 200 така. В окрестностях есть еще несколько старых мечетей и мавзолей султана, там везде бесплатно.


Путхия - интересный старый городок с дворцами и индуистскими храмами. Бесплатно.


Дворец в Наторе - бангладешское барокко. Бесплатно.


Буддийская вихара в Пахарпуре - объект наследия UNESCO. Вход 200 така. Говорят, это самый большой буддийский храм к югу от Гималаев.


Рангпур, дворец Таджхат - внутрь я не попал, потому что он уже закрылся равно в 4 часа вечера.
Сонаргаон, город-призрак Панам Нагар. Вход 100 така. Некогда район с виллами богатых индусов, которые бежали после отделения Бангладеш. Сейчас законсервирован.


Дакка, Розовый дворец. Вход 100 така.
Дакка, форт Лалбагх. Внутрь я не ходил, потому что оказался выходной день.
Дакка, армянская церковь. Бесплатно.

Куда еще можно съездить в Бангладеш?
Национальный парк Сундарбан - объект наследия UNESCO (можно съездить и в индийскую часть этого парка из Калькутты). Там вроде как живут в диких условиях бенгальские тигры, но вероятность их увидеть стремится к нулю. В остальном это большой мангровый лес, я в похожих бывал в Таиланде и Малайзии, поэтому не поехал ни с бангладешской, ни с индийской стороны, тем более, что посещение парка в обеих странах стоит очень недешево.
Из Дакки ходят олдовые колесные пароходы в город Барисал или дальше в Кхулну, любители винтажного транспорта могут прокатиться.
На северо-востоке в провинции Силхет я не был, там вроде есть чайные плантации.
Есть еще некоторое количество развалин храмов, менее известных, чем Пахарпур, Путхия, Натор, Багерхат, соответственно, сложнее добраться.
К востоку от Читтагонга есть горный регион, там должен быть прохладный климат.
Кокс-Базар - бангладешский курорт. Я не поехал, мне хватило индийского "курорта". В Кокс-Базаре еще и купаться нужно в одежде, мусульманская страна же.
На самом-самом юге есть небольшой остров Святого Мартина, там вроде бы очень дешевые лобстеры, но при этом там просят по 20 долларов за халупу без кондиционера, так что переться туда тоже вряд ли стоит.

Итоги
За 11 дней расходы составили $414. Пересчитывать на дни не совсем показательно, потому что три дня мы с Аленой провели не вместе. Но если жилье стоит $20, то уложиться в $30 в день сложновато.
Расходы на гостиницу составили половину от общей суммы, прямо как в США, только в США жилье неадекватно дорогое, а в Бангладеш все остальное дешевое, и потратить деньги некуда. Обратите внимание, что на еду на двоих ушло $105 за 11 дней, то есть меньше $10 в день без всяких попыток экономить. По-моему, это тянет на рекорд, но не потому, что еда такая дешевая, а потому что пробовать было нечего.




В целом Бангладеш - не такая уж страшная страна. По некоторым параметрам тут даже получше, чем в Индии, например, на улицах гораздо чище. Но второй раз сюда вряд ли захочется поехать, ведь с приятным времяпрепровождением тут туго.

Статья устарела!
Материал, на основе которого написана эта статья или отдельные её разделы, был собран более пяти лет назад. Вероятно, статья уже устарела и не соответствует текущим реалиям. Мы будем рады более свежему материалу по теме этой статьи.

Столица: Дакка
Площадь: 147.600 км 2
Население: 150.000.000 чел.
Валюта: бангладешская така (BDT)
Язык: бенгальский
Движение: левостороннее
Телефонный код: +880
Виза для РФ: ставится на границе

Страна мировых рекордов: первое место в мире по плотности населения, второе по бедности, одно из первых по кражам и коррупции, первое по плодородию почвы, водостоку, плотности речной системы и наводнениям, самая большая дельта, самый длинный пляж, самый большой мангровый лес и т. д. Население - 150 млн человек или 1 тыс. в среднем на квадратный километр. Вся страна - это одна большая деревня, периодически переходящая в город, зажатая в дельте сливающихся Ганги и Брахмапутры, перерезанная причудливой сетью рукавов, часто меняющих свое русло. Сюда мало кто ездит: дикой природы почти нет, этнографии тоже, культурные достопримечательности не могут поразить побывавшего в Индии. Добрая половина интересных мест сосредоточена на узкой полосе, идущей от Читтагонга до бирманской границы, которая закрыта. Вообще все почти как в Индии. Страна не выглядит такой уж бедной, бедность как бы равномерно распределена среди жителей и компенсируется плотностью населения и плодородием. Климат похож на индийский, но немного гаже. Здесь летом очень сильные муссоны, а зимой дуют холодные ветра с Гималаев. Вдобавок к этому для путешествий непригодно время таяния гималайских снегов, когда разливаются реки. Природа сохранилась в двух местах: Сундарбаны (мангровые болота вдоль Индийского океана в западной части страны, непроходимы без лодки) и район Читтагонг - Коксиз-Базар, где в горах природа мало отличима от соседнего Мизорама, бангладешско-бирманская граница - это лес с низкими холмами. Lonely Planet регулярно переиздает специальный путеводитель по этой стране, на русском языке информации почти нет.

История

Бангладеш (женского рода, не склоняется, буквально - «страна бенгальцев»), он же Восточная Бенгалия - исламское государство в Южной Азии, отколовшееся от Пакистана в 1971 г. Ислам пришел в Восточную Бенгалию приблизительно в XIII веке, вытеснив буддизм. Вплоть до XVIII века Бенгалия находилась под управлением Великих Моголов. Тогда страна считалась самым богатым и процветающим краем Могольской империи. Именно с Бенгалии началась колонизация Индии англичанами, первые поселения возникли еще в XVII веке. В 1757 г. Дакка становится английской. Процветание Бенгалии продолжается за счет производства джута - вида ткани. В 1905 вице-король Керзон разделяет Бенгалию на западную индуистскую и восточную мусульманскую части. На референдуме 1947 г. западная Бенгалия решает войти в Индию, а восточная - в Пакистан. Экономическое положение Восточного Пакистана (так тогда называлась Бангладеш) резко ухудшается за счет того, что все промышленные предприятия остались в Калькутте, а перенаселение усугубляется притоком беженцев-мусульман из Западной Бенгалии. В 1971 г. начинается война с Западным Пакистаном за независимость. Бангладеш побеждает исключительно за счет интервенции индийской армии. После нескольких военных переворотов в Бангладеш установился парламентский режим.

Культура и язык

Бангладеш - это национальное государство бенгальского народа (он же бангла), составляющего 99 % населения. Бенгальцы также проживают в индийских штатах Западная Бенгалия, Трипура и Ассам, причем в двух первых составляют большинство. Это один из самых многочисленных народов на земле, в общей сложности свыше 200 миллионов. В отличие от индийских бенгальцев, жители Бангладеш - мусульмане, но мусульмане номинальные, у них сохраняется кастовая система и индуистские традиции, отмечаются индийские праздники, единственное отличие от Индии - нет коров на улицах. Арабский язык в Бангладеш неэффективен. Известная часть населения одевается на индийский манер, то есть без шальвар-камиза и паранджи. В прошлом в Бангладеш была большая армянская община, поэтому в стране есть несколько старых армянских церквей. Сейчас армян уже давно нет.

Государственный язык - бангла, родствен хинди-урду (но на самом хинди не говорит никто). Алфавит бангла похож на индийский деванагари, но все буквы отличаются в начертании. В Бангладеш используются свои цифры, обычные международные цифры попадаются редко. Путешественнику очень рекомендуется выучить цифры бангла. Они коварны: некоторые цифры похожи на наши по начертанию, но отличаются по значению. Еще больше цифры бангла похожи на настоящие арабские, но и здесь может выйти конфуз - например, семерка бангла абсолютно неотличима от арабской девятки. Английский язык в Бангладеш мало распространен, хотя эпизодически встречается, особенно в Дакке. Нацменьшинства присутствуют только под Читтагонгом, в отроге Ассамских гор под названием Читтагонгские холмы, они родственны бирманцам. Сами бирманцы тоже имеются в районе Коксиз-Базара. Бенгальская культура - очень богатая, большинство современных индийских писателей и поэтов родом из Бенгалии, самый известный - Тагор.

Визы

Посольство Бангладеш в Москве находится по адресу Земледельческий пер., 6. Виза стоит 50 долларов, делается больше недели, сложностей нет. В Индии виза выдается в Дели, Калькутте и Агартале. Существует виза по прибытии, которая также стоит 50 долларов, но она выдаётся только в аэропорту Дакки, а на наземных переходах не делается.

Консульство в Калькутте находится рядом со станцией Park Circus, на улице Circus Avenue, документы надо подавать до 12.00. Консульский сбор зависит от национальности, для россиян - 2500 рупий (60$). Визу ставят однократную, на срок до одного месяца.

Будьте осторожны при заполнении анкеты! В визе Бангладеш указываются пункты въезда в страну и выезда из нее, эти данные берутся из вашей анкеты. Если вы напишете, что будете въезжать «by land» или «by bus», вам по умолчанию впишут в качестве пункта въезда/выезда переход близ Калькутты, поэтому если собираетесь переходить в другом месте, пишите в анкете название перехода. Срок действия визы исчисляется с момента перехода границы, «коридор» для визы - один месяц. Визу ставят в тот же день вечером.

Попадание

Самолетом

Авиационная сеть Бангладеш на удивление широка для столь нищей страны. Единственный международный аэропорт в Дакке порождает рейсы во многие азиатские страны. Имеются лоукостеры: Mihin Lanka летает в Коломбо, FlyDubai в Дубай, Air Arabia в Шарджу. AirAsia одно время летала в Дакку, но потом отменила рейсы. Прямых рейсов Москва - Дакка не существует, надо лететь с пересадкой в Дели или Дубае.

По земле

Между Индией и Бангладеш существует пять погранпереходов. Самый известный - Бенопол ь, находится недалеко от Калькутты. С калькуттского вокзала Сеальда (Sealdah) или от Дум-Дума на электричке едем до станции Бангаон, оттуда час пешком до границы. При выходе из Бангладеш через Бенополь требуют деньги: 250 рупий или 300 така. Из Бенополя во все крупные города ходят автобусы. Четыре перехода с неизученными свойствами таковы: Силигури - Бхурунгамари, Нью-Джалпайгури - Чилахати, Шиллонг - Силхет (близ знаменитой деревни Черрапунджи), Агартала - Дакка (этот переход - самый близкий к Дакке). Бангладеш граничит с Мьянмой , но погранпереходов не существует уже где-то 50 лет. Граница проходит по джунглям, плохо охраняется и известно несколько людей, пересекших ее нелегально, но делать этого не стоит из-за жесткости мьянманских законов.

Деньги

Валюта Бангладеш называется така, в 2013 1$ = около 80 така, за одну индийскую рупию дают около 1,3 така. Мелкие деньги называются «пойса», вообще на языке бангла «деньги» будет «пойса». Така официально запрещено вывозить из страны, но это никто не проверяет. Бангладеш слегка дешевле Индии, примерно настолько же, насколько така дешевле рупии. Стакан тростникового сока - 5 така, мандарины - 40 така за кило, 0.3 л лимонада - 8 така, городской автобус в Дакке - от 2 до 10 така.

Транспорт

Главное транспортное средство в Бангладеш - автобус . Автобусов много, они частные и довольно высокого качества. Качество дорог лучше, чем в Индии, но передвижение замедляется огромным трафиком. Часто трасса разрывается паромной переправой, что существенно замедляет движение. Железных дорог мало и они неудобно проложены, пользоваться ими разумно только на севере страны. Поезда допотопной конструкции ходят редко, ежедневных почти нет.

Автостоп исчезающе плох. Останавливается очень мало машин, и все - деньгопросы . Легковушек почти нет. Грузовики - в основном индийские «Таты».

Еще один вид транспорта, специфический для Бангладеш - лодки . Лодочные линии связывают все крупные города страны. По времени лодка несущественно дольше автобуса, по деньгам - несущественно дороже.

Ночлег

Как и в соседней индийской Бенгалии, палаточный ночлег в Бангладеш затруднен. Безлюдное место найти вообще невозможно, народ плохо относится к палаткам, а все поля - заливные. На традиционное для мусульманских стран гостеприимство рассчитывать тоже не стоит, вписку здесь найти не легче, чем в Индии. Зато всегда можно найти отель за 150 така.

Безопасность

Мелкое карманное воровство в Бангладеш процветает. Народ вместо «здрасте» начинает хлопать тебя по карманам. Надо быть предельно осторожным и никогда не оставлять ценные вещи без присмотра. Доходит до того, что срывают с руки часы. Но явного бандитизма и грабежей в Бангладеш почти нет. Менты довольно добрые, могут вписать в отель или в автобус.

Еда

Кухня похожа на индийскую, очень острая, с преобладанием рыбных блюд. «Базарная еда» - это пирожки-самоса с картошкой и чили, другие пирожки со всякими пряностями, хот-доги. Сласти в основном молочные - творожные шарики в сахарном сиропе и что-то вроде сладкой сметаны с орехами. Фрукты: виноград, мандарины, манго, бананы. Разновидностей лимонада в Бангладеш огромное количество даже в деревенских лавках, но, в отличие от Индии, почти везде они лежат без холодильника. В ряде городов есть дешевые китайские забегаловки, там еда неострая. Чай готовят по-другому, чем в Индии, он заварной, как у нас, а не вареный, молоко добавляют не всегда. Зеленый чай замечен не был.

По стране

Дакка

Англ. Dacca или Dhaka.

Столица и крупнейший город, население 10 млн. Город чудовищно грязный даже по индийским меркам. К реке и рыбному рынку лучше не подходить из-за вони. Дакка делится на несколько районов, в каждом районе есть по автостанции, автобусы передвигаются между этими автостанциями, цена - от 2 до 5 така. Бывают «маршрутки», цены на них в два раза дороже, чем на автобус. Велорикши и моторикши - также в изобилии. Ж/д вокзал находится на востоке города, его свойства не изучены. Речной порт - на юге, в старом городе, представляет собой нечто абсолютно хаотическое. Междугородние автобусы на запад уходят с автостанции Габтоле на крайнем северо-западе города, рядом с этой автостанцией есть дешевые отели, а в 10 минутах ходьбы - выезд из города в сторону Калькутты. В кассе мудрец может добиться бесплатной вписки в автобус.

Достопримечательностей в Дакке довольно много, но все они какие-то заплеванные из-за влажного климата и плотной застройки. Местный форт называется Лалбагх, находится на юго-западе, у реки примерно в 10 км выше порта. Старый город тянется вдоль реки на несколько километров, много толчеи и узких улочек, всякие старые мечети, есть армянская церковь, но она закрыта. Центральный базар называется Гулистан, находится рядом с одноименной автостанцией. Музей, библиотека, картинная галерея и университет находятся в одном квартале на Mymensingh Road напротив центрального парка.

Все посольства находятся в районе для богачей Гульшан на севере города. Там же есть англоязычные книжные магазины, где можно купить поюзанный Lonely Planet за 200-250 така. Индийское посольство находится в Гульшан-1, визы выдаются в течение трех дней за 43$ для всех национальностей на срок до шести месяцев (возможна мультивиза). Визы, выданные в Дакке, действуют с момента выдачи. В получасе ходьбы от индийского посольства по Гульшан-авеню будет район Гульшан-2, где находятся все остальные посольства. В самой дальней части рядышком стоят посольства России (к автостопщикам относятся посредственно), Пакистана (виз иностранцам не выдает) и Мьянмы (свойства не изучены).

Юго-восток

Узенькая полоска вдоль побережья между Читтагонгом и Коксиз-Базар (Cox’s Bazaar) до границы с Мьянмой - самое интересное место в стране. Там нет перенаселения, есть горы, леса, пляжи и малые народности. Самый длинный в мире пляж начинается у Читтагонга, идет на юг и уходит в Мьянму. За исключением района Коксиз-Базар, он не наполнен туристами. Читтагонг - второй по величине город и главный порт Бангладеш. В городе есть несколько старых мечетей и этнографический музей. Читтагонгские холмы (Chittagong Hill Tracts) - единственный горный район страны, там живут племена куки-чин. Ситуация там нестабильная, район периодически закрывают для иностранцев и вводят пермиты. Проверяйте текущую ситуацию с пермитами перед поездкой! Коксиз-Базар - бангладешский аналог Сочи, место для пляжного отдыха. Большинство населения - бирманцы, буддисты по религии. Из деревни Раму уходит единственная дорога на Мьянму (закрытая).

Сундарбаны

Крупнейший в мире мангровый лес (а вернее - болото), занимает нижнюю часть дельты слившихся Ганги и Брахмапутры. Треть болота находится в Индии, остальное - в Бангладеш. Дорог нет, все перемещение - только по воде. Попадание в Сундарбаны осуществляется через город Монгла - второй морской порт страны. Единственная дорога в Монглу идет через два больших и скучных города - Кхульну и Джессур . Из Дакки в Кхульну и Монглу регулярно ходят лодки. В Кхульне надо зайти в Forestry Office за пермитом. Монгла - маленький городок, почти целиком завязанный на туризм. За белыми повсюду увиваются лодочники и предлагают покатать по джунглям. Самые дешевые цены - 50 така в час. Самому арендовать или купить лодку сложнее, но тоже можно. В гуще леса вдоль реки есть пара маленьких поселков, туда иногда уходят грузовые лодки, но редко и нерегулярно. По поводу вписки на них надо договариваться в офисе речной пристани (напротив морпорта через реку, южный край города).

Chapter 66. Bangladesh . Crossing the border by land . Hitchhiking . Night train .


Водители рикш в Бангладеш

Поездка с севера Индии из Калки до Калькутты заняла аж 3 дня и 3 ночи. Поезд сильно опоздал и я решил заночевать в Калькутте одну ночь. В Бангладеш я решил добираться самым доступным способом - на локальном поезде 20 рупий(можно не платить, никто не проверяет), который ходит с вокзала Sealdah. Ходит часто, набивается битком, стоит заранее занять сидячее место подальше от входных дверей.

Но если вы только приехали в Калькутту, то скорее всего вы попали на вокзал Howrah. Тогда нужно просто сесть на автобус, который идет прямиком с одного вокзала на другой. Билет на автобус стоит 10 рупий за простой и 20 рупий за автобус с кондиционером.

Местный\локальный поезд доставит вас в город Бонгаон(Bongaon). Но от него еще примерно 4-5 км до границы. Лучше всего скооперироваться с другими пассажирами и доехать на тук-туке до перехода Петрапол - Бенаполе(Petrapol - Benapole) 20 рупий. Но я в первый раз шел пешком. Территория до границы достаточно красивая, на удивление, даже реки в городе чистые, растут толстые деревья, все зеленое.

Время работы границы с 6 утра до 6 вечера!
Сама граница проходится легко. Настолько, что я чуть не ушел в Бангладеш раньше получения штампа о том, что я выбыл из Индии. Мой рюкзак и вещи на обоих границах никто не проверял. Нужно всего лишь заполнить обычную простую миграционную карту. Деньги поменял уже на бангладешской стороне. За 500 индийский рупий мне дали 590 бангладешских така(или 600 така за 510 рупий). Автобус до Дакки - столицы Бангладеш стоит 500 рупий. Но мне это показалось сначала дорого, поэтому я поехал автостопом.

Но перед этим решил освежиться и зайти в гостиницу(номера стоят 200-250 така), которая находится по правую сторону. Там я принял душ и вышел обратно на трассу.

Что стоит сказать о Бангладеш сразу. Сразу после пересечения границы пропали все дублирующие надписи по-английски. Знание английского среди местного населения почти никакое. Но это еще полбеды.В Бангладеш используют свои собственные цифры!!

PS при обратном переходе границы из Бангладеш в Индию не нужно получать никаких разрешений на выезд! Но вы обязаны заплатить 500 така за "дорожные сборы". Можно заплатить и в индийских рупиях. Я дал 500 рупий, мне очень неохотно, но дали сдачу в 60 така. При этом индийские рупии намного более ценная валюта. На индийской стороне границы Таку обменивают на Рупии по сильно заниженному курсу.

Еще для меня оказался совсем неприятным тот сюрприз, что до Дакки нельзя проехать напрямую(где-то 130км), нужно делать приличный крюк через запад страны - только там есть мост через невероятно широкие бангладешские реки. Всего от границы до Дакки 330-340 км. Время было уже 3 часа после полудня, когда я начал ловить машину. Стопил я исключительно только грузовые машины. Первую машина остановилась, наверное, приблизительно через минуту, но из-за незнания языка я так и не смог объяснить, что же мне нужно(стоит использовать дорожную грамоту на бенгальском). Впрочем, никаких больших проблем не случилось. Уже в третий грузовик водитель меня позвал, махнув рукой. В машине кроме водителя было еще 2 мужчин. Ближайший крупный город от границы Жёйсор(Jessore) - 40 км. Туда и ехал этот грузовик. Но как сказать ехал. Очень медленно ехал. Только через два часа, уже в потемках мы добрались до города. Стоит сказать, что в Бангладеш потемки - это реально тьма тьмущая, дорожное освещение отсутствует, даже в городе.

Дальше было совершенно непонятно что делать. Стопить в такой кромешной тьме сложно и не очень безопасно. Я пошел по своеобразной объездной и встал под редкий луч света у заправки. Но никто не останавливался. Постояв минут 7, я пошел уже дальше, как вдруг самозастопился мотоциклист. Водитель был невероятно рад меня подвести. Я решил поехать на поезде, поэтому попросил отвести меня на жд вокзал. Там он же помог мне купить билет на поезд. И тут я узнал еще один "секрет" бангладешских жд - почему-то в этой стране решили НЕ УКАЗЫВАТЬ НОМЕР ВАГОНА. Те вместо номера вагона идет СЛОВО на бенгальском! Есть еще одна забавная особенность - в Бангладеш люди ездят на крышах поездов и автобусов!

В Бангладеш существует несколько классов поездов: общий(Shovah) - неудобные сидячие места(как в электричках, только еще хуже), набивается битком; сидячий класс с раздельными более удобными сидениями, и купе. Но цены выше индийских. За те же деньги в Индии можно ехать в плацкарте(sleeper) и уехать немного дальше за более короткое время. Билеты в поездах и на крупных жд вокзалах при выходе проверяют... но к "белым" это правило совсем не строгое. Зайцев ездит много.

Поезда в Бангладеш почти всегда опаздывают. Пока я ждал свой поезд из Жёссора в Дакку(360 така) в комнате ожидания(сильно проще чем в Индии, никакого вам тут душа), мы разговорились с Сайеком. Он пригласил меня приехать погостить к нему в город Динажпур(Dinajpur). Вот так вот просто взял и пригласил. Бангладеш можно поставить очень близко по гостеприимству с Ираном. В итоге в Бангладеш я ни разу не использовал отели или каучсерфинг.