Маросейка 14 2 стр 3 церковь. Храм Косьмы и Дамиана: история и современность на Маросейке. Расписание других богослужений

19.07.2024 Челябинск

Храм Космы и Дамиана появился в Москве на Маросейке в 1793 году на месте старой церкви. Историю прихода принято делить на два периода: времен старой церкви и современный. О строительстве старой церкви нет никаких достоверных сведений. Первые упоминания о действующем приходе обнаружены в архивных записях 17 века.

Одноклассники

История старой церкви

Согласно записям от 1625 года в книге Патриаршего Казенного Приказа о распределении жалования церквям по царскому указу, Космодамианская церковь была каменной и одноэтажной. Это название она получила по приделу. В то же время некоторые документы упоминают ее , как церковь св. Николая. Это связано с тем, что церковь была двухпрестольной:

  1. Главный престол был возведен во имя св. Николая.
  2. Придельный престол возводился во имя святых бессребреников Косьмы и Дамиана.

Все архитектурные изменения в церкви начались в 1651 году с постройки колокольни и паперти. Позже за обустройство взялась княжна Евдокия Андреевна Куракина. На собственные средства они возвели надстройку второго верхнего яруса. Рядом она поставила еще одну церковь во имя . Ее содержание, в том числе и оплату жалования псаломщику и священнику княгиня обеспечивала из собственных средств. В этот период Космодамианская церковь в некоторых архивных записях ошибочно упоминается, как Казанская.

Объединение двух церквей с переходом их в полное подчинение Космодамианскому причту произошло в 1771-1772 годах.

Современная история

Церковь Косьмы и Дамиана к концу 18 века сильно обветшала. Тяжелые времена не позволяли обеспечить достойного ухода и необходимого ремонта за счет отчислений из царской казны. Тогда прихожане во главе с подполковником Михаилом Родионовичем Хлебниковым обратились летом 1790 года к митрополиту московскому Платону с предложением снести старую церковь и возвести на ее месте новый храм Спасителя, исцелителя расслабленного. Храм с двумя приделами прихожане планировали построить за счет собственных средств. Храмозданная грамота была выдана полковнику, активно радеющему за святое дело, в январе 1791 года.

Над проектом новой святыни трудился известный архитектор Казаков, сумевший причудливо объединить в единое целое серенный Космодамианский придел и южный Никольский. Вся церковь оказалась выдержана в форме круга.

На этом этапе храм святых бессребреников Космы и Дамиана на китай-городе избавился от элементов, добавленных в момент соединения двух церквей. Главный престол стал посвящен Спасителю, Исцелителю расслабленного, а Николаевский престол разместился в южном приделе. По главному престолу новый храм начали именовать Спасским, но по приделу за ним сохранили название Космодамианского.

Первые службы были проведены 18 декабря 1793 года, после освящения южного придела. К этому моменту основные строительные работы уже были закончены, а южный придел – благоукрашен. Освящение северного придела произошло осенью 1795 года, а главного – осенью 1803 года.

Во время военных действий 1812 года церковь Космы и Дамиана на Маросейке подверглась разорению. Она, как и большинство других храмов Москвы , лишилась украшений и имущества, поэтому для ее восстановления потребовалось очень много времени.

До самого 1857 года храм был вынужденно разделен на две части:

  1. Главный придел Спасителя, исцелителя расслабленного, использовался только в летний период, а на зиму запирался. Только в этом году в подвальном помещении церкви была установлена духовая печь, позволившая обогревать помещения храма.
  2. Два придела и трапезная использовались в зимний период. Из-за особенностей конструкции храм в это время становился крайне тесным.

К столетию освящения Никольского придела храм был полностью обновлен внешне и внутренне. 18 декабря 1893 года вокруг отремонтированного храма был совершен крестный ход.

Испытания 20 века

В тридцатые годы многие храмы Москвы и других городов на советском пространстве были разорены и уничтожены. Все реликвии и ценности храма Космы и Дамиана оказались конфискованы. Но реализовать приказ о взрыве святой реликвии не удалось. Здание было решено использовать для промышленных нужд в качестве склада и мотоциклетного клуба. В дальнейшем стены храма послужили для организации архива и художественной школы.

60-е годы принесли храму очередной капитальный ремонт. Внутри были выполнены не предусмотренные первоначальным проектом перегородки и этажное перекрытие. Уродство интерьера отразилось и на состоянии храма: на полу обнаружился серьезный крен. При этом внешние работы по восстановлению и водружению золоченых крестов велись согласно утвержденному плану. Многочисленные перепланировки коснулись и общей архитектурной композиции: три дома, относящихся к церкви, были снесены ради возведения административного здания.

Только в 1993 году святой архитектурный ансамбль был передан Русской православной церкви соответствующим постановлением Правительства города Москвы. Настоящие ремонтные работы были начаты в том же году. Уже осенью в правом приделе храма состоялась Богослужения в центральной части были восстановлены несколько позднее.

Современные данные о храме

Настоятелем храма бессребреников Космы и Дамиана , расположенного в городе Москве на ул. Маросейка д 14/2, является протоиерей Федор Александрович Бородин.

  • Господа, Исцелителя расслабленного;
  • икона святителя Николая Миркликийского;
  • икона бессребреника и чудотворца Космы Асийского;
  • икона бессребреника и чудотворца Дамиана Асийского.

В летописях упоминается несколько случаев исцеления больных благодаря иконе Спасителя, исцелителя расслабленного. С разных уголков Москвы благочестивые граждане до сих пор приезжают поклониться этой святыне. Перед ней каждую субботу совершается молебствование.

Расписание других богослужений:

В воскресные дни проводятся с 8.00, включают Литургию, исповедь, молебен святому Косме и Дамиану.

По средам — с 17.00 вечерня с молебном.

В четверг в 8.00 утреня, исповедь и Литургия, в 18.00 молебен святому Вонифатию.

Церковь бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке - православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии.

Храм расположен в Белом городе в районе Басманный, Центрального административного округа города Москвы. Главный престол освящён в честь иконы Христа Спасителя, исцелившего расслабленного, приделы - Космы и Дамиана и Никольский.

История

Строительство церкви

Деревянная церковь на месте нынешней упоминается сгоревшей в 1547 и 1629 годах.

Старая каменная церковь, стоявшая на месте нынешней, упоминается в летописи в 1639 году.

N. A. Naydenov , Public Domain

Церковь выстроена по проекту в 1791-1793 годах (отделка закончена к 1803 году) на месте древней обветшавшей церкви. Строительство велось на средства М. Р. Хлебникова, владельца дома, стоявшего по другую сторону улицы (ул. Маросейка, 17).


неизвестен , Public Domain

Церковь обновлялась в 1893 году.

С XVII века по 1922 год отходящий от Маросейки у апсиды церкви переулок назывался по ней Козьмодемьянским (Космодамианским).

Архитектура церкви

Композиция церкви необычна. В её основе находятся четыре цилиндрических объема: основная часть церкви, её апсида и приделы, равные по высоте апсиде. С западной стороны примыкают кубическая трапезная и колокольня, поставленные по продольной оси сооружения. По бокам приделов симметрично поставлены двухколонные портики. Трудная задача объединения группы цилиндрических объемов решена зодчим с удивительным мастерством.


Lodo27 , GNU 1.2

Церковь Космы и Дамиана считается одним из наиболее ярких программных памятников зрелого классицизма. Развитие классицизма в направлении всё большего лаконизма выдвигало на первый план пластику основных масс здания, а здесь эта тенденция была выражена с наибольшей полнотой.

Несмотря на относительно небольшой размер, церковь до сих пор является выразительной доминантой района.

Церковь Космы и Дамиана была закрыта в конце 1920-х годов. В ноябре 1929 года вышло постановлено снести ограду под предлогом расширения движения. В начале 1930 годов планировалось снести церковь полностью. Власти разрешили перед сносом провести реставрационную фотофиксацию и обмеры. Церковь устояла.

Внутри церкви был устроен склад, а перед ним - пивная. В 1950-е годы пивную сломали. В 1950-1960-х годах внутри размещалась макетная мастерская; в 1965 году - клуб автомототуристов.

В 1958 году на фасадах церкви была проведена научная реставрация, восстановлены золочёные главы и кресты. Интерьер храма тогда так и остался перестроенным.

В 1972 году вокруг церкви была возведена новая ограда, по образцу прежней, но не вполне её повторяющая. Тогда же позади храма выстроили высокое административное здание-коробку из стекла и пластика чёрного цвета. В публикациях того времени строительство этого административного здания подавалось как удачное сочетание нового и старого.

В 1992 году храм временно передали для размещения библиотеки Академии живописи, ваяния и зодчества.

Возрождение храма

Церковь возвращена Русской православной церкви в 1993 году. Постепенно были разобраны советские перекрытия и восстановлены первоначальные объёмы интерьера церкви. Возведён новый центральный иконостас и восстановлены иконостасы приделов.

В храме идут постоянные богослужения.

Церковь на Маросейке находится между современной высоткой со стеклянным фасадом с одной стороны и оживленной магистралью с другой. Кажется, будто ее случайно «поставили» в центре шумного и пыльного мегаполиса. Хотя это Москва выросла вокруг нее за четыре столетия.

История обители

Современное здание Космодамиановской церкви в Москве - уже не первое на этом месте. Сначала здесь стояла деревянная церковь, которая горела дважды: в 1547 и 1629 годах. После второго пожара храм строили уже из камня.

Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке

Главный престол каменной церкви был посвящен св. Николаю Чудотворцу, поэтому называли ее часто Николаевской. Святым Бессребреникам Косме и Дамиану был посвящен придел. Со временем пристроена была паперть, возведена колокольня, а затем и второй этаж. Там устроили еще одну церковь и посвятили ее Казанской иконе Божией Матери.

К концу XVIII века здание почти полностью обветшало, и прихожане решили возвести новый. В июле 1790 года началось строительство на этом месте храма, в котором:

  • главный придел в честь исцеления Спасителем расслабленного;
  • южный придел освящен во имя свт. Николая Чудотворца;
  • северный придел - святых Бессребреников Космы и Дамиана.

Космодамиановский придел оставался единственным неизменным, поэтому и название церкви в народе прижилось такое.

До середины XIX века храм состоял из двух частей. На зиму закрывали неотапливаемый главный придел. В теплой части, которая включала только приделы и трапезную, места было мало. Благодаря устройству в подвале печи, все пространство стало использоваться в зимнее время.

В 1930-е годы храм оказался под угрозой уничтожения: постановление о взрывных работах было подписано, но не исполнено. В церковных помещениях в советское время располагались склад, архив, классы рисования.

Передача здания архиву совпала по времени с уничтожением трех построек на его территории и частичной реставрацией внешнего убранства. Даже кресты были вновь установлены. Внутри возникла вереница перекрытий. Все это произошло в 1960 годы.

Храмовая икона святых Космы и Дамиана

Русская православная церковь вернула храм Космы и Дамиана на Маросейке в 1993 году. Первую Литургию после реставрации отслужили в престольный праздник Космы и Дамиана 14 ноября того же года.

Храм сегодня

Сегодня богослужения в церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке проводятся регулярно:


В дни православных праздников вне зависимости от дня недели Литургия начинается с 9:00, а в 17:00 накануне служат всенощную.

На заметку! Исповедаться в Космодамианской церкви можно утром в любой день, когда служат Литургию.

С момента восстановления церковной жизни в храме святых Бессребреников Космы и Дамиана в Москве ее бессменным настоятелем остается протоиерей Федор Бородин.

Приходская жизнь

Жизнь общины строится вокруг нескольких направлений служения. Здесь работают:

  • историко-культурный просветительский центр, который проводит кинолектории, открытые встречи и лекции, музыкальные вечера;
  • катехизаторские группы «Открытие веры» для тех, кто готовится креститься сам или стать крестным родителем;
  • Евангельские чтения;
  • социальная служба;
  • воскресная школа.

Самым младшим воспитанникам воскресной школы при церкви Космы и Дамиана около полутора лет. Они занимаются лепкой, рисованием, водят хороводы и играют. Для самых маленьких воскресная служба состоит в общей молитве. Старшие воспитанники с наступлением лета не отходят от церковной жизни, а отправляются с приходом в поход на байдарках.

Святыни

В храме Космы и Дамиана в Москве можно поклониться:

  • иконе Спасителя, исцелившего расслабленного;
  • мощам и иконе святых Бессребреников Космы и Дамиана;
  • мощам святого мч. Вонифатия;
  • мощам свт. Луки Крымского (Войно-Ясенецкого).

Престольные праздники

Церковь Косьмы и Дамиана в Москве трехпрестольная, поэтому и праздников у храма немало.

  • Главное храмовое празднование совершается в Неделю о расслабленном в память об исцелении Спасителем расслабленного у Овчей купели.

Неделя о расслабленном ежегодно отмечается в разные дни, но всего в четвертое воскресенье после Пасхи. В 2018 году этот день выпал на 29 апреля, Пасху православные отпраздновали 8 апреля.

Престольный праздник в храме святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке

  • 14 ноября празднуется память святых Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских.
  • Несколько раз в году Церковь вспоминает святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца.
Важно! Самым известным днем памяти святого Николая является 19 декабря, день успения. Кроме того, принято чтить день перенесения его мощей в Бари 22 мая и рождество 11 августа.

Как добраться

Храм Космы и Дамиана находится на пересечении улицы Маросейка и Старосадского переулка по адресу ул. Маросейка, 14/2, стр.3.

На пересечении Маросейки со Старосадским переулком, после которого она переходит в Покровку, стоит примечательный храм. Кажется, будто он состоит из нескольких «куличей», примыкающих друг к другу. Чувствуется рука хорошего зодчего - и действительно, здесь потрудился один из лучших мастеров своего дела.

Первое упоминание о церкви связано с грустным событием: она полностью сгорела в 1547 году. Затем церковь надолго исчезает из исторических источников и вновь появляется в 1629 году - и снова в связи с опустошительным пожаром. В 1639 году она выстроена уже в камне. Однако в XVIII веке и это здание обветшало и грозило обрушением. Для его перестройки был приглашен один из лучших архитекторов своей эпохи - М. Ф. Казаков. Строительство проходило медленно, несколько раз останавливалось и в итоге продлилось с 1791 года по 1803 год. Средства для его завершения дал подполковник М. Р. Хлебников, живший напротив.

Хотя храм и именуется в честь святых Космы и Дамиана, им на самом деле посвящен только один из боковых приделов. Второй придел - Никольский. А центральный престол освящен в честь иконы Христа Спасителя, исцелившего расслабленного - единственный в Москве случай. Архитектуру храма относят к «зрелому классицизму», которому свойственны лаконичность и сдержанность в оформлении. Церковь обращает на себя внимание не столько отделкой фасадов, на которых нет ни лепнины, ни росписей, сколько общей структурой. Алтарная апсида и приделы равны по своей высоте и тем самым создают стройный ансамбль, заключающийся в сочетании примыкающих друг к другу четырех цилиндров (основная часть, алтарь и два придела) и кубической трапезной с колокольней. В основной части и в трапезной на равном расстоянии от приделов расположены двухколонные портики. Чуть больше декора в верхней части церкви: купол центрального объёма прорезан окнами-люкарнами, а сам он увенчан главной с барабаном, украшенным пилястрами.

Среди прихожан храма были знаменитые русские литераторы: Ф. И. Тютчев, . После революции храм оказался закрыт и в конце 1920-х годов под предлогом расширения улицы назначен к сносу, которому предшествовала полная фотофиксация здания и снятие обмеров. Тем не менее, решение об уничтожении церкви не было претворено в жизнь. Вместо этого в ней устроили склад и пивную, потом их место заняла мастерская автомакетов, затем - клуб автомототуристов. В процессе приспособления оказалось почти полностью утрачено внутреннее убранство храма, но внешне он практически не изменился и не был радикально перестроен. С 1993 года здесь возобновились богослужения, за годы реставрации были разобраны межэтажные перекрытия, воссозданы утраченные детали интерьеров и иконостасы.