Столица древней булгарии. Куда исчезла Волжская Булгария? Булгары в Воеводине и Македонии

28.07.2023 Челябинск

Болгария Волжско-Камская, государство булгар волжско-камских, финно-угорских народов и др. в Среднем Поволжье и Прикамье в 10-14 вв. Столицы: г. Булгар, с 12 в. г. Биляр. До 965 зависела от Хазарского каганата. По берегам Волги и Камы строились города — центры ремесла и торговли. Основой хозяйства было плужное земледелие. В 10 в. принят ислам. Развивалась торговля с Арабским халифатом, Византией, восточными славянами и др. Соперничала с Древнерусским государством, Великим княжеством Владимирским. Покорена монголо-татарами к 1241. Во 2-й половине 13 в. образовались Булгарское и Жукотинское княжества, в 90-х гг. 14 в. разгромлены Тимуром, в 15 в. вошли в Казанское ханство.

Территория

Письменные источники не дают полной информации о территории Волжской Булгарии. Арабские и персидские географы считали страну булгар самой северной в мире, населённой мусульманами, и располагали её в самом крайнем, седьмом, климате Земли. Первым дает сведения о ее расположении Ибн-Русте в своей энциклопедии «Дорогие драгоценности», составленной около 903-913 годов. Он сообщает: «Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское (Каспийское) и прозывается Итиль (Волгою)…». Ал-Истархи и более поздние авторы дают более конкретную информацию о юго-восточной границе Булгарии определяя ее в районе Яика. Сообщения о западной границе Булгарии, как правило, сводятся к тому, что Булгария располагается восточнее земель, населенных славянами. О северных и южных пределах страны нет точной информации, некоторые авторы, например, ал-Кашгари, пишут, что булгары живут и на Нижней Волге. По средневековым письменным источникам трудно определить, что имеют в виду авторы, описывая границы Волжской Булгарии. Не ясно идёт ли в источниках речь исключительно о территории непосредственного проживания булгар или, определяя пределы булгарской земли, авторы описывают территории кочевания полуоседлой части населения или земли, входящие в сферу экономического и политического влияния Булгарии.

Расположение археологических памятников позволяет в общих чертах представить территорию Волжской Булгарии. Некоторые мусульманские географы X-XI веков помещают западные границы Волжской Булгарии к востоку от славянских племён. Южные и северные пределы Волжской Булгарии в целом трудноуловимы по данным письменных источников. Большую работу в этом направлении проделал Фахрутдинов Р. Г., который в 60-70-е годы прошлого века начал выявлять и картографировать археологические памятники булгарского времени. Основные памятники булгарского времени находятся на территории современных Татарстана,Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии.

В настоящее время выявлено более 2 тыс. булгарских памятников X-XIV вв. Среди них около 190 городищ и более 900 селищ. Большинство относится к домонгольскому времени - 170 городищ и более 700 селищ. Основная часть памятников булгарского времени находится на территории Татарстана. В других регионах таких памятников значительно меньше. В Ульяновской области - около 200, в Самарской области - около 160, в Пензенской области - около 70, в Чувашии - около 70.

Опираясь на письменные и археологические источники, разные авторы по-разному определяют границы Волжской Булгарии. Традиционно считается, что территория Волжской Булгарии включала часть территорий Среднего Поволжья: Предкамье, Закамье и Предволжье. Халиков А. Х. и Казаков Е. П. считают, что северная граница Булгарии проходила по правому берегу реки Камы, западная - в районе бассейна реки Свияги, восточная по линии Чистополь-Билярск или рекой Шишма, южная в районе Самарской Луки. Хузин Ф. Ш. в качестве северной границы определяет реку Казанку, южной - Самарскую Луку, западной - реку Сура и восточной и юго-восточной - низовья рек Белая и Урал.

Впрочем, некоторые исследователи, например М. З. Закиев, придерживаются мнения, что Волжская Булгария располагалась на гораздо большей территории: западные границы в их представлении совпадают с границами Древней Руси, восточные границы находятся в районе рек Иртыш, Обь, Енисей, южные и юго-восточные определяются северо-западными и северными районами Хорезма и Кавказским хребтом, северные - выходят к Карскому морю.

Население

Точные данные о численности населения Волжской Булгарии отсутствуют. Лишь ал-Балхи упоминает, что число жителей Булгара и Сувара составляло по 10 тыс. человек в каждом. По приблизительным и возможно завышенным расчетам Алексеева численность населения Волжской Булгарии могла достигать 1,5-2 млн человек.

Основу населения Волжской Булгарии составили тюркоязычные племена. Первые сведения о таких племенах дает Ибн Русте. Он сообщает, что «Болгаре делятся на три отдела: один зовется берсула, другой эсгель, а третий - болгар». Упоминаются эти племена и у автора «Худуд ал-Алама»: «бахдула, ишкиль и булгар». В сообщениях Ибн Русте и других авторов приведены и не совсем верно истолкованы сведения из записки Ибн Фадлана, сообщающего о баранджарах и царе Аскале. Во второй половине X в. из этих этнонимов продолжает фигурировать только «булгары».

История Волжской Булгарии

Одна из орд, состоявшая преимущественно из кутригурских племён, под началом Котрага двинулась с территории Великой Булгарии на север и, обосновалась (VII-VIII века) в районе средней Волги и Камы, где впоследствии было образовано государство Волжская Булгария.

Эта легенда не подтверждается археологическими данными. Булгары пришли на из Хазарии в конце VIII века. Вторая большая волна переселения из Хазарии произошла в начале X века..

В начале X века булгарский балтавар Алмуш принял ислам ханифидского толка под именем Джафар ибн Абдаллах, о чём свидетельствуют серебряные монеты, отчеканенные в Булгарии. Монеты выпускались в Болгаре и Суваре на протяжении всего X века, последняя из них датируется 387 годом по мусульманскому календарю (997/998 гг.).

В 922 году балтавар в поисках военной поддержки против хазар, правители которых исповедовали иудаизм, приглашает посольство из Багдада, официально объявляет исламханифидского толка в качестве государственной религии и принимает титул эмира.

Однако «люди» (подчиненное племя, клан) Саван (śśuvanä… «титул, получаемый человеком на две ступени ниже хакана = тюрк. ябгу») во главе с «царем Вирагом» (видимо, это венгерское имя (как и Алмуш), означает «цветок», распространено в Венгрии) вероятно, выразили недовольство по этому поводу («отказали»), в результате аристократия болгар разделилась на две партии (вторую возглавил «царь Аскал»). После угроз со стороны Алмуша (поразить мечом), первая партия тоже подчинилась. Очевидно, «Царь» Вираг с титулом Саван был вторым человеком (вторая ступень ниже хакана) в Волжской Болгарии после балтавара Алмуша (первая ступень ниже хакана). Кроме того, известно, что у «царя Алмуша» со своим племенем было «четыре подчиненных царя» со своими подчиненными племенами, что соответствует структуре государства и имени Булгары — «пять племен».

Указанные события и факты были описаны в записках участника багдадского посольства на Волгу Ахмеда Ибн Фадлана.

После Алмуша правил его сын Микаил ибн Джагфар, а затем внук Абдуллах ибн Микаил.

В 965, после падения Хазарского каганата, ранее вассальная ему Булгария стала полностью независимой, но и она стала жертвой восточного похода киевского князя Святослава Игоревича в те годы (964-969).

В 985 Киевский князь Владимир в союзе с торками провёл военный поход на Булгарию и заключил с ней мирный договор:

«Иде Володимиръ на Болъгары съ Добрынею, уемъ своимъ, в лодьяхъ, а торкы берегомъ приведе на конехъ. И тако побѣди болгары. И рече Добърыня Володимиру: «Съглядахъ колодникъ, и суть вси в сапозѣхъ. Симъ дани намъ не платити, поидевѣ искать лапотникъ. И сътвори миръ Володимиръ с болгары, и ротѣ заходиша межи собою, и рѣша болгаре: „Толи не буди мира межи нами, оли же камень начнеть плавати, а хмель грязнути“. И приде Владимиръ къ Киеву».

В 986 из Волжской Булгарии Киев посетило посольство с предложением принятия киевлянами во главе с князем Владимиром мусульманской веры от булгар.

В 1006 году между Русью и Волжской Булгарией был заключен торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси - в Булгарии.

В 1088 году камские булгары ненадолго захватили Муром.

В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль.

В 1120 году Юрий Долгорукий организовал военный поход на Волжскую Булгарию. Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем ходил на Булгарию: был захвачен город Бряхимов. В 1172 году Боголюбский ходил на камских булгар. В 1184 Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодовичвоевали с волжскими булгарами. В 1186 Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар.

В 1217-1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг. В ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовичавзяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель. В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 годув Кореневе - ещё на шесть лет.

В 1223 году, после битвы на Калке, монгольские войска ушли на восток через земли волжских булгар и были наголову разбиты булгарскими войсками . Это поражение вместе споражением при Перване в 1221 году являются исключениями на фоне успехов монгольской армии периода завоеваний вплоть до поражения при Айн-Джалуте в 1260 году. В1229 году булгары и половцы были разбиты монголами у реки Яик (Урал). В 1232 году монголы дошли уже до места впадения в Каму реки Жукоть. Наконец, в 1236 году монгольская армия во главе с Субэдэем разорила всю Волжско-Камскую Болгарию. Некоторые булгары бежали под защиту великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. В 1239 годумонголы вторично вторглись в Волжскую Булгарию и завоевали её.

В 1240 году, после двух восстаний подряд, территория Волжской Булгарии вошла в состав Золотой Орды, хотя ещё долго продолжались волнения в крае, и монголо-татарам не раз приходилось усмирять непокорных булгар.

По мнению М. Г. Худякова, конец надеждам на восстановление прежней Булгарии привело разграбление города Булгар русскими ушкуйниками - новгородскими отрядами, занимавшимися грабежами. Впоследствии единым культурно-политическим центром волжских булгар стала Казань. Тем самым окончательно укрепилось новое название прежнего государства - Казанское ханство.

После образования Золотой Орды, волжские болгары (булгары) стали одним из основных компонентов в этногенезе современных казанских татар и чувашей.

Волжско-булгарский язык

Волжско-булгарский язык известен по написанным арабской графикой эпитафиям XIII-XIV вв. на бывшей территории Волжской Булгарии. Их анализ показывает, что в Волжской Булгарии одновременно функционировали два разных языка (з- и р-типа). Надгробия 1-го стиля написаны на з-диалекте, близком караханидскому языку. Наиболее многочисленные надгробия 2-го стиля (90%) написаны на р-диалекте, имеющего сходство с чувашским языком. Самое раннее известное на данный момент каменное надгробие (1271 год) относится к памятникам 1-го стиля и написано на 3-диалекте.

Административное устройство

Первой столицей государства был город Булгар (Болгар Великий), 140 км южнее Казани, нынешний город Болгар.

Другие крупные города - Биляр (куда в XII в. была перенесена столица из-за набегов и грабежей Булгара со стороны русских земель), Сувар, Джукетау («Липовая гора»), Ошель (Ашлы), Кашан, Керменчук, Муромский городок и др.

Экономика

В домонгольский период Булгария имела многоукладную экономику, основу которой составляло в первую очередь сельское хозяйство с достаточно развитым для того периода земледелием и животноводством, ремесленное производство, торговля, охота и рыболовство.

Сельское хозяйство

Наиболее важное значение в сельском хозяйстве Волжской Булгарии имело земледелие. Этому способствовал и климат Волго-Камского региона. Большая роль земледелия также отмечена и в письменных источниках того времени.

Земледелие позволяло удовлетворить внутренние потребности государства в зерне, а также создавало значительный потенциал для экспорта. Булгары торговали хлебом с Русью, об этом также свидетельствует «Повесть временных лет», где говорится о том, что из Суздаля во время голода 1024 года направились в «Болгары и привезоша жита и тако ожиша».

Наследие Волжской Булгарии

Во второй половине XIX начале XX веков различные татарские общественно-политическими движения, прежде всего представители ваисовского движения продвигали идеи «возрождения булгарской идентичности» татарского народа и булгарской государственности.

Первым выразителем идей булгаризма среди казанских татар является Б. Ваисов (1810-1893), называвший себя потомком пророка Мухаммеда и правителей Волжской Булгарии.

На рубеже XX-XXI веков идеология, получившая название «Булгаризм», вновь стала распространяться среди татар благодаря деятельности «необулгаристов», а также современным открытиям, свидетельствующим о тесной связи волжско-камских булгар и современных татар.

Литература

  • Ковалевский А. П. О степени достоверности Ибн-Фадлана // Исторические записки. Том 35. 1950.

Ссылки

  • Болгар: зеленая альтернатива
  • Болгарский Государственный историко-архитектурный музей-заповедник
  • Публикации о Суваре
  • Волжская Булгария
  • Голубовский П. В. Болгары и хазары, восточные соседи Руси при Владимире Святом
  • Давлетшин Г. Болгаро-татарские надгробные памятники
  • Ибн-Фадлан. «Записка» о путешествии на Волгу
  • Кучкин В. А. О маршрутах походов древнерусских князей на государство волжских болгар в XII - первой трети XIII в.
  • Статья о Волжской Болгарии на сайте Казанского Государственного Университета
  • Хакимзянов Ф., Мустафина Д. Эпиграфические памятники города Булгар
  • Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику

Домонгольский период (X века - первая треть XIII века) можно считать временем окончательного становления и расцвета Волжской Булгарии, наиболее динамичного развития политической и социальной систем, хозяйства и культуры, налаживания международных политических, торгово-экономических и культурных отношений, роста международного авторитета Булгарии.

Территория Волжской Булгарии

Многочисленные источники эпохи средневековья и материалы археологов дают возможность определить территорию и границы Волжско-Камской Булгарин в Х- XIII века.

Восточные авторы X- XI века Ибн Хаукал, аль-Масуди и Гардизи свидетельствовали, что булгарские земли граничат на западе со славянскими. Ибн Фадлан описывает южных и юго-восточных соседей булгар: гузов, печенегов, башджардов (с ними многие исследователи связывают происхождение современных башкир). Аль-Истахри и Ибн Хаукал (X век) сообщали, что язык булгар подобен языку хазар, и обозначали границу булгарского влияния по реке Яик, за которой начиналась страна гузов.

Археологическими данными убедительно подтверждено, что на севере булгарское население освоило территорию до бассейна Казанки, но очевидно, что влияние Булгарии не ограничивалось этими пределами.

Таким образом, территориальными границами Волжской Булгарии в X - XIII веках можно считать реки Суру на западе, Белую и Яик на востоке, Казанку на севере и Жигулевские горы, огибаемые волжской излучиной Самарской луки, на юге.

Обнаружены археологами в современных Ульяновской Самарской, Пензенской областях. Можно предположить, что булгарский тип образа жизни, государственности, социально-экономического строя, культуры толерантности и соседствования отвечал интересам исторического развития многих поволжско-уральских этнических сообществ.

Князь Волжской Булгарии

Обычно процессы складывания основ государственности занимают столетия, однако они всегда замыкаются в определенной временной плоскости, связанной с деятельностью крупных исторических фигур.

Особая роль в государственном объединении булгарских племен принадлежит эльтеберу-князю Альмасу (Альмушу), который в начале X века превратился именно в такую знаковую для становления государственности историческую фигуру.

Булгары до укрепления своего государства выплачивали ежегодно дань каганату, для чего, как свидетельствовал Ахмед ибн Фадлан необходимо было с каждого дома брать по шкурке соболя, а булгарский Хан отправлял в Хазарию своих детей в качестве почетных кожников.

Каганат был заинтересован в сохранении господствующего экономического положения на востоке Европы, политико-экономического контроля над северной частью волго-каспийского торгового пути.

Эльтебер Альмуш сумел определить возможности и ресурсы для получения большей независимости набиравшего силы в этот момент Булгарского государства, которые мог дать политический союз с кем-то из сильных противников Хазарского каганата.

Хазарский каганат на рубеже IX-X века конкурировал за влияние на евразийских торговых путях с Арабским (Багдадским) халифатом и Византийской империей. В это противостояние были втянуты кочевые объединения печенегов, гузов и кипчаков в степях от Волги до Дуная, Хорезм - в Средней Азии и Киевская Русь - на востоке Европы.

Окончательный выбор политического союзника был сделан булгарами в пользу Багдадского халифата.

Почему был выбран такой вариант союзничества? Каковы были мотивы и последствия булгаро-багдадского политического контракта? Что это - случайность или стратегически продуманный и перспективный для булгар исторический шаг? И, наконец, в какой мере ориентация на была связана с решением о принятии ислама в качестве государственной религии?

Дипломатия Волжской булгарии

Принятие ислама в качестве государственной религии, несомненно, представляло собой внешнеполитическое решение. Оно было продиктовано в первую очередь стремлением Волжской Булгарии получить официальный статус эмирата, то есть вассальной территории багдадского халифа - верховного правителя всех мусульман с тем, чтобы, опираясь на его поддержку, избавиться от весьма обременительного и унизительного подчинения хазарским каганам.

Стратегический расчет булгарской дипломатии заключался в распространении суверенитета и на те территории, которые находились в хазарском подчинении. Восточная «тонкость» булгарской дипломатии заключалась в том, что акт перехода Волжской Булгарии под протекторат Арабского халифата должен был иметь лишь формальное значение, так как, из-за анклавного положения на пространствах немусульманского мира и большой удаленности от Багдада, не было речи о серьезном выполнении ею традиционных форм и норм вассальности.

Арабо-мусульманская ориентация Волжской Булгарии, конечно, давала определенные геополитические гарантии, а стало быть, способствовала сохранению ее статуса межконтинентального центра торгово-транзитного обмена.

Политическая система Волжской Булгарии

Волжская Булгария в конце X - начале XI века представляла собой типичное раннефеодальное государство. Высшая власть принадлежала эльтеберу, или малику (от арабского «царь»). Позднее главу государства стали именовать эмиром (от арабского «повелитель»). При эльтебере-эмире существовали специальные совещательные советы из местной знати.

Нельзя не отметить, что политическая иерархия властной элиты была переплетением тюркских традиций с арабскими заимствованиями, формируя особые булгарские цивилизационные модели власти и систему управления. Ибн Фадлан и другие авторы для характеристики булгарского общества использовали такие термины, как «царь», «предводители», «знатные жители», «приближенные», «старейшины», «простой народ», «друзья-дружинники», «рабы», что свидетельствует о системе вассальной зависимости и соподчинения.

На верхних ступенях феодальной пирамиды находились эльтебер- эмир и его жена, ближайшие родственники, ниже располагались князья четырех булгарских племен и ближайшие члены их семей. На следующей нисходящей ступеньке социальной иерархической лестницы помещались высшие чиновники, назначаемые эмиром. Еще ниже находились привилегированные представители родоплеменной знати и военные дружинники.

Власть в селениях осуществляли старшины- старейшины. С укреплением ислама заметную общественную роль стало играть мусульманское духовенство - муллы, ходжи, шейхи, постепенно вытеснившие языческих жрецов. Основными законами Волжской Булгарии взамен традиционных родоплеменных, основывавшихся на обычаях предков, становятся законы шариата - свода мусульманских правовых и религиозных норм.

Налоги в Волжской Булгарии

Подавляющую часть населения Волжской Булгарии составляли свободные крестьяне - общинники. С созданием государственности, развитием хозяйства и усилением роли в транзитной международной торговле растет число городов и численность городских жителей, особенно за счет ремесленников и купцов.

Рабы попадали в Булгарию либо как пленные, захваченные в результате военных походов самих булгар, либо с караванами работорговцев, транзитом из других стран. В последнем случае каждый десятый невольник должен был остаться в распоряжении хана в качестве таможенной десятины - пошлины ввозимых товаров. Поэтому общая численность рабов не составляла заметной части всего населения, как было характерно для рабовладельческих государств, а само рабство не имело настолько широкого распространения, чтобы стать основой экономического и политического развития страны.

Основными доходами государственной власти были, во-первых, регулярные ежегодные подати с каждой семьи (скотом и мехами); во-вторых, десятина со всех ввозимых в страну товаров; в-третьих, разовые подати (например, за свадьбу, званый пир и т.д.).

По свидетельству арабского путешественника аль-Гарнати (XII в.), зависимые от Булгарии соседние племена платили булгарам поземельный налог - харадж и подушный налог с немусульман - джизъю. Повинности булгарских крестьян поначалу были невелики и носили характер дани, но со временем стали все больше приобретать феодальный характер.

Хозяйство Волжской Булгарии

Особую роль в расцвете хозяйства Волжской Булгарин играли сельское хозяйство, ремесленное производство и торговля. Хозяйственным базисом являлось высокопродуктивное сельское хозяйство. Богатые черноземные земли требовали глубокой вспашки и использования совершенных орудий труда.

Уже в VIII в. в бунтарском хозяйстве на смену мотыге и деревянной сохе, сохранившейся для работ на более легких почвах, приходит плуг с железным лемехом (сабан). Главными хозяйственными культурами булгар были пшеница, рожь, ячмень, просо, горох, а также редкие сегодня чечевица и чумиза. Собранный урожай хранили в земляных зернохранилищах, стены которых укреплялись толстыми дубовыми досками, а также в больших глиняных корчагах.

Зерно использовалось на пропитания для продажи и обмена. Даже на ранних этапах государственности хлебная торговля была важной статьей булгарского экспорта. Известно, что немалая часть зерна вывозилась в Северо-Восточную Русь, где для хлебопашества были менее благоприятные условия. Русский историк В.Н. Татищев приводил сведения, что в голодном для Руси 1229 г. булгарские купцы привозили зерно в русские города по Волге и Оке, а булгарский эмир послал в дар великому князю Юрию Всеволодовичу тридцать ладей (речных судов), груженных хлебом.

Традиционно высокая культура скотоводства у булгар дополнялась новыми приемами пастбищного и стойлового содержания домашнего скота, чему способствовал торговый обмен с восточными и южными кочевыми соседями булгар.

Немалое хозяйственное значение для местных волго-уральских аборигенов сохраняли охота, рыболовство, бортничество, совершенствовались их приемы. Промысловый характер имела охота на пушного зверя - соболя, куницу, белку, бобра, лисицу и зайца. В малых и крупных реках вылавливалось немало рыбы, часть которой шла на продажу. Поскольку сахар еще не был известен, важное хозяйственное значение имело бортничество - сбор меда и воска диких пчел (борть - дупло дерева), а затем началось разведение пчел в выдолбленных дуплах деревьев.

Ремесло Волжской Булгарии

Другим важным источником социально-экономического развития Булгарского государства стало ремесленное производство, вступившее в XII - XIII веке в пору расцвета. Ведущую роль играли металлургия и металлообработка, кузнечное и оружейное дело.

К XIII - XIV веку в булгарских городах было налажено масштабное чугунолитейное производство - одно из самых ранних в Восточной Европе. Археологами обнаружены литейные печи, чугунные котлы, чаши. О высоком качестве продукции металлургов и кузнецов свидетельствуют не только изготовленные ими предметы труда (лемехи, топоры, пилы, косы, серпы, молотки, петли, цепи, гвозди), но и инструменты самих мастеров - различные по размеру и форме молотки и наковальни, зубила, щипцы, клещи, пробойники и т.д. Булгарские средневековые мастера использовали практически все известные в тот период приемы металлообработки и могли изготовить почти все необходимые изделия.

Особых профессионально-ремесленных навыков требовало изготовление оружия: мечей, клинков, топоров, булав, копий и дротиков (копий с длинной втулкой для пробивания щитов), стрел различной формы, кольчуг и шлемов, а также мелких рогаток с четырьмя шипами для защиты от конницы. Обилие найденных археологами сложных бытовых изделий - замков, ключей, ножей и ножниц, весов, чашечек для весов и гирь, медных и бронзовых котлов, чаш, кувшинов - кумганов, бронзовых зеркал, пуговиц, застежек свидетельствует не только о производственном потенциале булгар, но и о высокой для того времени культуре быта, богатстве и разнообразии образа жизни.

Особенно впечатляет уровень ювелирного дела. Кольца, перстни, браслеты, подвески и другие украшения из золота, серебра и драгоценных камней, выполненные в технике литья, ковки, штамповки, тиснения, чеканки, гравировки, пайки, зерни и скани, отличались высоким качеством и пользовались большим спросом на международном рынке, особенно в странах Восточной Европы. Булгарские ювелирные изделия обнаружены при раскопках в Смоленской, Киевской и Львовской областях.

Весьма известной в сопредельных странах была продукция булгарских кожевенников. Развитое животноводство булгар и соседних племен обеспечивало ремесленников качественным сырьем, которое они умели отлично обрабатывать. Выделанная кожа шла на изготовление поясов, ремней, конской сбруи, обуви.

Гончарное дело, ткачество и прядение, обработка шерсти и резьба по кости в Волжской Булгарии также обеспечили массовое производство различных видов ремесленной продукции. Скотоводство и охота давали возможность изготавливать недорогие бытовые предметы из кости.

Булгарские гончарные мастерские XII - XIII века использовали качественную глину и были оборудованы ручными и ножными гончарными кругами, инструментами для покрытия изделий орнаментом, а главное, горнами - печами для обжига.

После обжига булгарская керамика имела красноватый цвет, нередко покрывалась лощением и орнаментом. Глазурованная посуда имела зеленую поливу. Наиболее распространенные археологические находки - глиняные, реже медные или свинцовые пряслица для веретен свидетельствуют о широком распространении прядения и ткачества. Развитое овцеводство обеспечивало развитие производства шерстяных тканей и изделий из войлока.

С бурным развитием булгарских городов произошла специализация архитектурного и строительного дела, деревообработки, плотницкого и столярного ремесел. Осваиваясь в новой местности, булгары довольно быстро перешли от привычных для степей юрт и глинобитных домов к строительству бревенчатых изб с печным отоплением. При строительстве использовался также местный камень и кирпич.

Торговля Волжской Булгарии

Особую роль в процветании государства сыграла волжско-камско-каспийская транспортная система, которую ныне называют Великим волжским путем. Контроль за ним долгое время пытались удержать хазары, затем путь стал предметом политического интереса владимиро-суздальских князей, а позднее и монгольских ханов. Волжско-каспийский путь шел параллельно знаменитому пути «из варяг в греки» и открывал дорогу в русские и балтийские земли, вел в страны Востока.

Поэтому в сферу булгарского международного товарообмена попадали не только Хазария, Закавказье, Иран, Средняя Азия на юге и Русь на западе, но также Индия, Китай, Византия, Прибалтика и Скандинавия. Через территорию Волжской Булгарии проходили два караванных пути: один вел в Хорезм, Среднюю Азию, другой - в Крым.

На территории Волжской Булгарии существовало несколько ярмарочных центров - караван-сараев с помещениями для отдыха купцов и складами. Поблизости от крупных торговых центров возникали постоянные колонии-посады русских, арабских, армянских купцов.

Все основные торговые пути и караванные дороги пересекались недалеко от столицы государства - Великого Булгара, на ярмарке Ага- Базар. Сюда из дальних и ближних стран везли самые разные товары: золото и серебро, драгоценные камни и монеты (главным образом арабские и среднеазиатские серебряные дирхемы), дамасскую сталь и клинки, шелка, парчу и другие ткани, одежду, ковры, посуду, пряности, благовония, фрукты и сладости.

Ибн Фадлан упоминал, что в 922 г. послы подарили булгарскому царю и царице благовония, одежды, халаты и жемчуг. Из русских земель привозили меха, оружие, украшения, из Европы - оружие (франкские мечи), ткани, а из Прибалтики - янтарь. В булгарских городах и поселениях археологами обнаружено значительное количество предметов восточного, русского и европейского происхождения, характеризующих диалогичность и параллели в образе жизни, экономике и культуре.

Среди восточных товаров выделяются дирхемы, китайские, персидские и даже кипчакские бронзовые зеркала, тонкая посуда из Средней Азии и Ирана, обработанные и необработанные драгоценные и полудрагоценные камни. Немало археологических находок, - это сделанные из закавказского, иранского и византийского стекла и бисера изделия. Русское происхождение имели женские украшения из серебра и золота, оружие. Сохранились западноевропейские монеты, а также франкские мечи, в том числе с клеймом мастера-оружейника «ULFBERTH», указывающим на его происхождение.

В древнем Биляре была обнаружена целая мастерская по производству янтарных украшений и собрано несколько килограммов необработанного янтаря, месторождения которого, как известно, расположены в Прибалтике.

Денежная система Волжской Булгарии

В Волжской Булгарии интенсивно развивались товарно-денежные отношения, в основу которых была положена арабская система. Уже в X в. начинается чеканка собственной монеты по типу арабской. Монеты сохранили имена булгарских правителей того времени.

Булгарские монеты вместе с булгарскими купцами и товарами проникали в различные страны. Так, на территории Древней Руси и стран Балтии булгарские монеты найдены, как минимум, в сотне мест. В качестве денежного эквивалента нередко использовались шкурки мелких пушных зверей - куницы или белки. Самая мелкая денежная единица, равная копейке, у казанских татар долго именовалась, да и по сей день именуется «тиен» (белка). Шкурка куницы, по свидетельству ибн Русте, в начале X века приравнивалась к двум с половиной арабским дирхемам (серебряный дирхем весил в это время около трех граммов). В XI-XII веке у булгар, как и у славян, были в ходу серебряные слитки - гривны или сумы (в современном татарском языке сум - рубль), а затем вновь налаживается чеканка собственных монет.

Интересно, что существовала и безденежная торговля, своеобразный заочный бартер с северными и сибирскими угро-финскими племенами вису (весь) и йура (югра), от которых булгары получали меха, шкуры, моржовые клыки. Аль-Гарнати сообщал, что вису жили в одном месяце зимнего пути от булгар, а йура - еще дальше. Потомки народности вису (весь, вепсы или чудь) сейчас проживают на юге Карелии, в Ленинградской и Вологодской областях, а йура (югра, угра) - предки современных хантов и манси.

Немая торговля с этими народами происходила по установленному ритуалу: сначала булгарские купцы, прибыв в земли северных племен, оставляли свои товары - оружие, украшения - в известном месте и отходили на некоторое расстояние, после этого вису или йура подходили к булгарским товарам и складывали около понравившихся им вещей какое-то количество шкурок или других предметов торговли и тоже отходили достаточно далеко. Вернувшиеся булгары, если их устраивала цена, молча предложенная вису или йура, забирали товары лесных племен и оставляли им свои. Если не были довольны предложенным для обмена эквивалентом, то забирали свои вещи и отправлялись искать других покупателей.

Отношения Волжской Булгарии с Русью

Крупным торговым партнером и одновременно конкурентом Булгарии на востоке Европы была Древняя Русь. О существовании постоянного торгового пути из Волжской Булгарин в Киевскую Русь знал географ X века Эль-Балхи, указывая, что от Болгар до Куябы (Киева) было около двадцати дней пути, и добавляя при этом, что расстояние от до Булгара по степям - это около месяца пути. Вверх по течению Волги этот путь занимает около двух месяцев, а водная дорога назад в Итиль вниз по Волге требует около двадцати дней. Эти торговые пути были известны также хазарам, арабам, варягам.

Хотя длительное время Древняя Русь и Волжская Булгария были заинтересованы в освобождении от хазарской зависимости, они не заключили взаимного союза против общего врага. Более того, в 964 - 965 гг. во время военного похода на Хазарию двигавшийся через Оку и Волгу киевский князь Святослав совершил нападение на волжских булгар и буртасов, разрушил и ограбил их города, а затем спустился вниз по Волге и уничтожил хазарские города.

Политическими последствиями похода стал не только разгром , но и ликвидация зависимости от него Булгарии и централизация Булгарского государства. Другим следствием разгрома Хазарии стало усиление конкуренции русских княжеств и Булгарского государства за контроль над волжско-каспийским торговым путем и пушной торговлей с народами северной лесной полосы. В 985 г. киевский князь Владимир Святославович при поддержке тюрок-огузов совершил поход на булгарские земли, в результате которого был заключен первый в истории русско-булгарских взаимоотношений договор о мире.

В этот период между Булгаром и Киевом велись интенсивные дипломатические переговоры о вере и, следовательно, о выборе стратегических союзников и цивилизационного пути развития. В 986 г. булгары отправили к князю Владимиру мусульманских проповедников с предложением принять ислам. Известно, что накануне официального крещения Древней Руси в 988 г. князь Владимир отправлял делегации в разные страны для ознакомления с крупнейшими религиями: православием, католицизмом, исламом. Он говорил своим послам: «Идите первое в Болгары… идите паки в Немцы и оттуда идите в Греки».

Важной статьей булгарского экспорта в русские земли стала поставка хлеба, о чем впервые упоминает летопись 1024 г. После образования в XI -XII вв. Ростово-Суздальского и Муромо-Рязанского княжеств, немалую часть населения которых составляли угро-финские племена, их земли вплотную подошли к территории буртасов, живших по правобережью Волги и в бассейне рек Суры и Мокши. Активная колонизационная политика северо-восточных русских княжеств стала выходить к границам Булгарского государства. Столкновение их экономических и политических интересов за волжский торговый путь и за влияние на народы Поволжья и Приуралья принимало форму вооруженной борьбы.

Противоборство усиливалось по мере усиления религиозных различий и, соответственно, включения славян в христианско-православную цивилизационную общность, а булгар - в обширный исламский мир. Но граница русских княжеств и Булгарского государства никогда не была зоной религиозных войн. Их столкновения не были сопряжены с лозунгами и призывами к священной войне с иноверцами. Это исторический факт, не оспариваемый ни одним из исследователей.

Историческое развитие Волжской Булгарии и в последующем в значительной степени зависело от характера и уровня развития коммуникативной культуры, складывавшейся между историческими соседями - христианской Киевской Русью и исламской Волжской Булгарией.

Таким образом, векторы внешней политики Волжской Булгарии диктовались в первую очередь экономическими и политическими интересами: в X в. - стремлением освободиться из-под влияния и обеспечить независимость, в XI-XII вв. - желанием нейтрализовать усиление Владимиро-Суздальского княжества, сохранить за собой преимущественное влияние на Волжско-Каспийском торговом пути.

Хотя булгарские феодалы, подобно всем правителям той эпохи, считали военную силу основным средством политики, историческая репутация булгар не запятнана разрушительными походами против соседей, беспричинными жестокостями, коварством по отношению к союзникам. Булгары в большей степени ориентировались на торговую и ремесленную деятельность, укрепление экономической силы государства, нежели на расширение территорий и получение военной добычи и «военной славы». Речь идет о преимущественной ориентации государства на поиск внутренних источников развития, на созидательную деятельность, мир и стабильность. Поэтому конфликты с северо-восточными русскими соседями после обоюдных походов друг против друга, как правило, заканчивались мирными договорами, гарантиями беспрепятственной торговли и, следовательно, усилением хозяйственных и культурных контактов.

Волжская Булгария как самостоятельное государство просуществовало вплоть до 40-х годов XIII века, когда оно было завоевано Монгольской империей, а потом включено в состав Золотой Орды.

Болгары появились на Средней Волге в конце VIII - начале IX вв. В составе болгарского союза пришли и другие родственные им тюркоязычные племена: барсилы, савиры, беленджеры и др. Здесь они встретили местные финно-угорские племена (предки современных удмуртов, мари, мордвы), которые были включены в процесс образования государственности.

В конце IX - нач. XX вв. у булгар закончился процесс объединения болгарских племен и сложилось единое централизованное государство. Завершающим этапом этого процесса явилось принятие Ислама в 922 году.

С принятием ислама у булгар была отменена руническая письменность, которой они пользовались еще с VI в., и заменена арабской. Вслед за арабской письменностью в Волжскую Булгарию проникли просвещение и богатейшая арабская культура.

Образование получали в учебных заведениях низшего типа (мектебы) и высшего типа (медресе).

Развитие просвещения способствовало широкому распространению восточной и общетюркской литературы и разных наук. Это, в свою очередь, стимулировало развитие собственной культуры. Так, например, некоторые арабо-персидские авторы X-XII дают сведения о булгарских историках, медиках и философах. Например, ал-Гарнати упоминал книгу “История Булгара”, которую написал кадий (судья) Булгара Йакуб ибн-Нугман. Известно также имя Бурхан ад-дин ибн-Юсуфа, написавшего книгу о лекарствах. Известный поэт XIII в. Кул-Гали в 1223 году завершил написание своей знаменитой поэмы “Кисса-и-Йусуф” (“Сказание о Юсуфе”).

Из сообщения современника:

“Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгаре на берегу реки, которая впадает в море Хазарское (Каспийское) и прозывается Итиль (Волгою), протекая между землей Хазарской и Славянской. Страна их состоит из болотистых местностей и дремучих лесов, среди которых они и живут”. “Болгаре делятся на три отдела: один отдел зовется Берсула, другой - Эсегел, а третий - Болгар; относительно образа жизни все трое стоят на одной и той же степени”.

Персидский географ X в. Ибн-Русте

“Царь рассказал мне, что за его землю в расстоянии трех месяцев пути... есть народ, называемый вису (весь), у которого ночь короче часу... Туземцы рассказывали мне, что зимою ночь бывает так долга, как летний день, а день короток, как летняя ночь”.

Арабский путешественник Х в. Ибн-Фадлан

“И у них существует обработка полей и сев, производятся разные зерновые, как-то: пшеница, ячмень, тыква, чечевица, бобы и всякое другое”.

Персидский географ XI в. ал Гардизи

“Болгар - имя страны, жители которой исповедуют ислам, имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город Сивар (Сувар), где также находится главная мечеть... Дома деревянные и служат зимними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам”.
“Меха: собольи, беличьи, горностаевы, куньи и лесных куниц, лисьи, бобровьи, зайцы, козьи шкуры, воск, стрелы. Крупная рыба, шапки, белужий клей, рыбьи кости, бобровая струя, янтарь, юфть, мед, орехи, барсы (или гончие собаки), мечи, кольчуги, березовый лес, славянские невольники, овцы, рогатый скот. Все эти товары из Болгарии”.

Из свидетельства очевидца:

“Болгары вели с весью торговлю немую, т.е. клали товары на известное место, обозначали их знаками на цены, и отходили, потом возвращались и находили разные предметы, оставляемые весью в виде меновой цены товары; если болгары оставались довольны этой ценою, то брали себе желаемые предметы, в противном же случае оставляли их и брали назад свои товары”.

Из свидетельства современников:

“Булгар - город с небольшой областью, расположенный на берегу Итиля. В нем все (жители) мусульмане; из него выходит 20 000 всадников. Со всем войском кафиров (иноверцев), сколько бы его ни было, они сражаются и побеждают, это место крепкое, богатое. Сувар - город вблизи Булгара; в нем борцы за веру, так же как в Булгаре”.

Из персидского сочинения 982 г. “Худуд ал-алам”
(“Границы мира”) о городах Булгар и Сувар.

Из трудов историков:

“В булгарское царство вошли также незначительной частью племена, связанные генетически с ананьинской и пьяноборской культурами, древние удмурты, коми, мари”.

А.П.Смирнов

Мнение историка:

“Ибн-Фадлан (начало Х в.) застал здесь налаженное земледелие и индивидуальное освоение земли”.

Б.Д.Греков

Мнение историка:

«Булгарское военное искусство домонгольского периода достигло значительного уровня прогресса, сопоставимого с рядом других развитых феодальных стран средневековой Евразии и оказало решающее влияние на все последующие стадии эволюции вооружения и военного дела народов Поволжья и Приуралья.»

И.Л.Измайлов

Мнение историка:

“Расположенный на одном из самых важных в стратегическом и торговом отношении мест в Восточной Европы, у слияния Камы и Волги, Болгар с самого начала своего существования играл огромную роль в истории всей Восточной Европы”.

Г.А.Федоров-Давыдов

Точка зрения ученого

“В XII в., точнее, во второй его половине, столица переносится в Буляр в долину Черемшана, в глубь центрального Закамья, что было обусловлено в первую очередь изменениями в политической жизни государства”.

Р.Г.Фахрутдинов

Из трудов историков:

“Многое еще в искусстве и архитектуре волжских булгар домонгольского периода остается неясным, нераскрытым. Однако то, что дошло до нас, характеризует их высокую художественную культуру, выразившуюся в замечательных творениях декоративно-прикладного искусства”.

Всем известно, что народ, живущий на территории современного Татарстана, называют татарами. Но многие ли знают, что народ этот имеет очень мало общего с таким привычным для нас понятием, как монголо-татары, а также то, что гораздо раньше нашествия Чингисхана междуречье Волги и Камы населяли жители огромного высокоразвитого государства — волжские булгары. А ведь именно их нынешних потомков исторически правильно было бы называть не татарами, а булгарами…

Мы продолжаем начатый в предыдущем номере рассказ о великих завоеваниях монголов. Великая Монгольская Империя начиналась с завоевания Китая. Произошло это за 20 лет до появления монгольских полчищ у берегов Волги. Напомним, что к этому времени монголы уже завоевали Бухару, Самарканд, дошли до Каспийского моря, опустошили территорию современного Пенджаба, побывали в Армении и Азербайджане, нанесли сокрушительное поражение большой грузинской армии, захватили Астрахань, Крым, взяли штурмом генуэзскую крепость Судак…

Первым государством средневековой Европы, столкнувшимся с армадой неукротимых монгольских воинов, стала Волжская Булгария. И как знать, где бы оказался современный экономический и политический центр Европы, если бы монголы не уничтожили Волжскую Булгарию.

Великая Волжская Булгария была не просто развитым, она была могучим государством. Используя водные пути, булгары имели весьма обширные торговые связи. В сферу интересов Волжской Булгарии входили: Русь, Прибалтика, Скандинавия, Византия, Хорезм, Иран, Далмация, Китай и Индия. В Х веке площадь одного из крупнейших городов Волжской Булгарии — Биляра — была больше средневековых Владимира, Киева и Парижа, вместе взятых, да и по уровню развития Биляр превосходил большинство современных ему городов.

Булгары первыми в Европе начали выплавлять чугун, освоили изготовление стали. Их строители еще в IX веке воздвигали каменные и деревянные мечети, школы, дворцы с центральным отоплением и водопроводом. В Центральной Азии и Иране лучшую кожу и обувь до сих пор называют булгарской.

Еще за 76 лет до крещения Киевской Руси после прямых переговоров с Багдадом Булгария приняла ислам.

По преданию, булгарские проповедники в 986 году приходили к великому князю Владимиру Святославовичу в Киев и тоже предлагали принять ислам. Но через два с лишним года Русь, как известно, приняв крещение, пошла своим путем… Известно также, что вплоть до появления воинственных монгольских племен Булгария оставалась одним из самых развитых и влиятельных государств Европы.

И именно Булгария в начале XIII века стала тем форпостом на левом берегу реки Итиль (так тогда называли Волгу. — Прим. авт.), который затормозил продвижение монгольских полчищ на Русь и в глубь Европы… Именно Волжская Булгария, а не Русь, как принято считать, первой приняла на себя страшный удар Орды. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что набеги русских на Волжскую Булгарию были не менее кровавы, чем завоевания монголов, и начались задолго до прихода Орды. Первый возглавил Святослав еще в 965 году. Следующий — в 985 году предпринял князь Владимир: Киевская Русь во что бы то ни стало хотела заполучить торговые связи Булгарии с арабами. Монголы же рвались в Европу, но этим устремлениям мешала Волжская Булгария. А потому участь ее была решена.

В декабре 1237 года предводитель монголов Субудай Бугатур разгромил основные булгарские войска. А когда Булгарии достигли отряды армии брата Батыя — Шейбани, они истребили и угнали в плен большую часть населения Булгарии. От прежде процветающих, а теперь разграбленных булгарских городов остались сплошные пепелища…

Монголы включили Булгарию в состав улуса Джучи Великой Монгольской Империи. В 1242-м внук Чингисхана Батый, возвращаясь из незаконченного европейского похода, обосновался на территории Волжской Булгарии. И лишь немного позднее неподалеку от Астрахани он основал единственный построенный, а не разрушенный монголами город — знаменитую столицу Золотой Орды — Сарай.

На булгарских же землях прочно закрепились монгольские воины и баскаки — сборщики дани. И все некогда богатое и процветавшее государство превратилось из центра «оккупированных территорий» в провинцию Золотой Орды.

Еще одним, бесспорно, лакомым куском для монгольских завоевателей стал другой крупнейший город Волжской Булгарии. История его падения под натиском опустошительных набегов также небезынтересна.

В домонгольские времена Биляр был ядром экономической и культурной жизни Волжской Булгарии. Этот город по праву считался торговым центром тогдашнего Поволжья, чьи товары пользовались спросом далеко за пределами страны.

Центр города занимала огромная цитадель. Ее площадь — 60 гектаров. Рядом располагались каменные дома, в которых жили царская семья и приближенные. Наибольшего расцвета Биляр достиг к началу XIII века: каменные и кирпичные строения обогревались подпольной системой отопления, окна в домах были застеклены. В средние века окна со стеклами даже в Западной Европе были большой редкостью. В Биляре же светло-зеленое или светло-голубое стекло варили и выдували прямо рядом со строящимся зданием…

Русские летописи называли его «Великий город Биляр». Здесь жили металлурги, кузнецы, ювелиры, косторезы, плотники, каменщики, кожевники, стеклодувы и другие ремесленники. Во времена голода на Руси в 1024 и в 1229 годах богатый булгарский город оказывал «гуманитарную помощь» голодающим русским городам…

Здесь, в Биляре, сходились торговые пути из Средней Азии и Ирана, Руси и Прибалтики, Кавказа и Византии, а также с Севера — Земель Мрака. Во времена «серебряного кризиса» купцы в городе пользовались свинцовыми или меховыми деньгами — их эквивалентом служили шкурки куниц и белок. Приезжавшие издалека купцы останавливались в гостиницах — караван-сараях.

Биляр, как и другие укрепленные города Волжской Булгарии, служил буфером для силы, неуклонно надвигавшейся на Русь. Но в 1236 году, после монгольской осады, огромный, хорошо оснащенный и укрепленный город был взят, разграблен и разрушен. По свидетельству очевидцев, «в течение нескольких дней монголы не оставили от города ничего, кроме его имени». Так погиб один из крупнейших и наиболее развитых городов Волжской Булгарии, да и средневекового мира в целом.

С падением Биляра связана такая легенда. Во время нашествия Батыя 40 билярских девушек построили на вершине горы крепость, и длительное время успешно оборонялись от врагов. Когда девичья крепость пала, монголы собрались закопать отважных воительниц живьем. Но они обратились в птиц и улетели.

С тех пор местные жители считали и по сей день считают эти места священными. Причем и мусульмане, и православные, и язычники. Мусульмане и православные чтят священный ключ, бьющий из-под горы. А на вершине Ху-Джалар-Тау — горы паломников — у остова старого дуба поклоняются древнему языческому богу, владыке неба Тенгре, оставляя на ветвях деревьев повязки с самыми сокровенными просьбами и пожеланиями.

По поверью, в этой земле хоронили только святых. С вершины холма открывался прекрасный вид на долину, в которой когда-то стоял удивительный город Биляр…

Походы русских на Волжскую Булгарию

Ок. 965 года Военный поход русского князя Святослава на волжских булгар. Святослав разграбил столицу — Булгар.

985 год Поход князя Владимира на волжских булгар. Поход не принес ему окончательной победы. Но князю удалось подписать с булгарами очень важный для Киева договор о мире и торговле: булгары после принятия ислама установили тесные связи с арабским миром, и эти связи очень интересовали русских.
Вернувшись из похода, Владимир установил на киевских холмах идолов, совершил торжественное жертвоприношение богу Перуну и, как говорят, даже спровоцировал убийство двух варягов-христиан.

988 год Наиболее вероятная дата обращения Владимира в христианство. Этот выбор был отчасти продиктован брачными соображениями: Владимир просил руки царевны Анны, сестры Базилевса, на которую он не мог бы претендовать, оставаясь язычником.

1006 год Новый торговый договор с волжскими булгарами.

Волжская Булгария

VII век Начало освоения булгарами Среднего Поволжья
VIII век Массовое переселение булгар на Волгу
903 — 976 Чеканка монет в городах Булгаре и Суваре
922, июнь Прибытие послов арабского халифата в ставку эмира Альмуша и официальное принятие булгарами ислама
1006 Заключение торгового договора с Киевской Русью
1068, 1107, 1149 — 1157, 1164, 1171, 1205, 1218, 1220, 1221, 1222 Летописные упоминания о русско-булгарских взаимоотношениях
1135 и 1155 Прибытие в город Булгар знаменитого арабского путешественника Ал Гарнати
1223, 1229 и 1232 Первые столкновения булгар с монголами и отражение их атак
1229 Договор с Русью
1236 Взятие Булгара Батый-ханом
1236 — 1240 Выступление булгар против монголов
1240 возобновление в Булгаре чеканки монет при монголах, начало каменного градостроительства
1240 — 1260 Булгар — столица улуса Джучи
1313 — 1350 Расцвет Булгара в составе улуса Джучи при правлении Узбек-хана и Джанибека
XIV век (первая половина) Начало производства чугуна
1361 Взятие города Булак Тимуром
1391, 18 июня Участие булгар в сражении Тимура и Тохтамыша на реке Кундурча
1430 Прекращение чеканки монет в Булгаре
1431 Разрушение Булгара русским князем Федором Пестрым и возвышение Казани. После этого похода Булгар практически прекратил свое существование
1712 Первое подробное описание городища дьяком Михайловым
1722, 2 июля Посещения Булгара Петром I и издание указа о сохранении памятника. (Петр лично облазил все городище и оказался очень доволен и взволнован.)
1884 Первые ремонтно-восстановительные работы в черной палате, раскопки у соборной мечети
и в новом городке
1995, 20 февраля Указ Президента России Б.Ельцина о включении Булгарского историко-архитектурного музея-заповедника в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения

Особую страницу в историю борьбы волжских булгар с монголами вписал крупнейший город не только Волжской Булгарии, но и всей тогдашней Европы — Булгар. Древняя легенда гласит, что это был город с красивейшими мечетями, стройными минаретами и роскошными дворцами. Именно здесь в 922 году эмир Альмуш принял ислам. Одиннадцать веков назад «через тысячи племен неверных» шло из Багдада в город Булгар посольство халифа ал-Муктадира. Восемь месяцев добирался сюда караван из 3 тысяч верблюдов и лошадей и 5 тысяч человек.

Обращение в ислам государства на Волге стало эпохальным событием, повлиявшим как на историю города, так и на историю всего народа — волжских булгар.

Город Булгар обладал мощнейшими по тем временам оборонительными сооружениями — огромным земляным валом и рвом длиной почти в 6 километров.

«От множества войск земля стонала и гудела, и столбенели дикие звери…» И когда у стен Булгара встали полчища монгольских войск, его жители оказали врагам отчаянное сопротивление. 13 лет (!) город выдерживал регулярные набеги монголов. Для покорения непокорных внук Чингисхана — Батый собрал огромное по тем временам войско — от 200 до 250 тысяч человек. Но захватить и разрушить Булгар им удалось только в 1236-м. А через два года, когда монгольские войска ушли на Русь, в Булгаре вспыхнуло восстание…

Именно сюда, в Булгар, за ярлыками на правление приходили русские, армянские и другие князья завоеванных монголами стран...

Только через 20 лет городу удалось оправиться от ран, нанесенных монголами. В конце XIII века Булгар, именуемый в русских летописях как «Бряхимов» — или город Ибрагима, был самым значительным городом Поволжья — сосредоточением ремесел и торговли. В 1250-х здесь уже чеканили монеты от имени верховных монгольских правителей. Ага-Базар, в 6 километрах от города, стал крупнейшим международным речным портом, куда приезжали купцы из Каспия, Руси и Скандинавии. Волжская Булгария, хотя и вошла в состав Золотой Орды, но все же сохранила самостоятельность в строительстве и торговле.

Впрочем, богатые булгарские земли не давали покоя не только монголам. Русские князья также не упускали шанса захватить богатый город и поживиться добычей… В 1376 году великий князь Дмитрий Иванович и Дмитрий Суздальский послали в Булгарию большое войско под командованием князя Боброка-Волынского. Здесь, у стен Булгара, русские войска впервые встретились с применением огнестрельного оружия и боевых верблюдов. Булгарские лошади привыкли к виду верблюдов, но русская конница, завидев диковинных животных, буквально бросилась врассыпную. Но ненадолго… Победа все же осталась за нападавшими: булгарский князь Асан попросил мира и уплатил русским огромный выкуп за то, «чтобы войска не грабили города».

В 1399 году московский князь Василий I предпринял еще один поход на булгар. Ему даже удалось на время «выгнать из Булгара татар» — «ограниченный контингент» воинов-монголов и баскаков — сборщиков дани. Последнее известное упоминание о Булгаре относится к 1431 году, к походу на него московского князя Федора Пестрого. Тогда-то, вероятнее всего, город и был разрушен окончательно…

Переселение булгар произошло в конце IX начале X вв. Причиной его явилось мощное наступление на Хазарский каганат новых кочевников, прежде всего печенегов, пришедших с востока.

На Средней Волге ранние булгары поначалу вели традиционный полукочевой образ жизни. Зимой они жили в деревянных домах, летом расходились по войлочным юртам и занимались преимущественно пастушеским скотоводством. Однако суровые природно-климатические условия края отнюдь не благоприятствовали кочеванию. Поэтому ранние булгары постепенно перешли к устойчивому оседлому образу жизни.

Другие племена и контакты с ними. Булгары заняли, конечно, не пустующие земли. В Среднем Поволжье испокон веков жили местные финнские племена предки современных марийцев, удмуртов и мордвы. Здесь же с IV-VI вв. обитали небольшие группы тюркоязычных племен, пришедшие на эти земли во времена продвижения гуннов и тюрков Истеми-кагана в Европу. Кроме того, в VII-VIII вв. широкие вол-го-уральские просторы были заняты полукочевыми мадьярами (древними венграми), прародина которых находилась также где-то на востоке, скорее всего, в южно-сибирских степях. Одной из групп населения «Великой Венгрии» принадлежал уникальный могильник у нынешнего села Большие Тиганы Алексеевского района Республики Татарстан. В IX в. из районов Верхнего Прикамья на территорию Среднего Поволжья пришло финно-угорское население.

Со всеми этими племенами булгары вошли в тесный контакт. Некоторые из них, например, древние мадьяры вынуждены были вскоре покинуть территорию Волго-Камья. Они ушли на запад и достигли берегов Среднего Дуная, где образовали Венгерское королевство. Оставшееся население, приняв общее название булгар, создало свое государство Волжскую Булгарию.

В конце I тыс. н.э. булгарское общество стояло на пороге окончательного разложения первобытно-родовых отношений. Этому в немалой степени способствовало развитие экономики, в первую очередь пашенного земледелия, ремесла, внутренней и внешней торговли. Перемены в хозяйстве ускорили процесс расслоения общества на отдельные группы людей, отличающиеся степенью богатства.

Ранние булгары, заняв волго-камские лесостепные районы, в дальнейшем использовали военно-политическую силу. В условиях, когда шел процесс «завоевания родины», нередко случались военные столкновения с местными племенами. Это привело к усилению военно-племенной знати. Она уже давно выделилась в особую привилегированную группу и окружала себя военной дружиной из числа наиболее отважных и преданных соплеменников. Дружинники совершали военные походы и набеги на соседние земли в целях обогащения.

Население было обложено регулярными повинностями и налогами. Тем самым появился источник средств, шедших на содержание аппарата управления, местных князей и их дружин.

Общим итогом явилось возникновение государства. Оно было призвано держать в повиновении население страны, обеспечивать защиту ее границ от внешних врагов, проводить внутреннюю и внешнюю политику. Окончательно государство волжских булгар сложилось в начале X в. Характерно, что в это время булгарский эмир организует чеканку монет (902-908 гг.), делаются первые шаги по установлению дипломатических отношений с Багдадским халифатом (921-922 гг.). Тогда же булгары принимают новую религию-ислам, начинается строительство городов и крепостей.

Настоящий город это крупное поселение, территория которого обнесена сильными укреплениями, а население занято в основном ремеслами и торговлей. Он же административный и культурный центр большой округи. Площади таких городов достигали нескольких десятков, а то и сотен гектаров. В центре города обычно жило высшее сословие, люди, управляющие государством, богатые и знатные горожане. Там же шумели базары, вблизи находились мечети и медресе. А мастерские ремесленников, составляя отдельную слободу, располагались дальше от центра.

Возле села Билярска Алексеевского района Республики Татарстан в живописной местности на левом берегу реки Малый Черемшан находятся развалины огромного средневекового города. Это знаменитое Билярское городище. Биляр принадлежал к числу крупнейших городов средневековой мировой цивилизации. Недаром в древнерусских летописях он именуется Великим городом. Крупнейшие русские города Киев, Чернигов, Переяславль перед монгольским нашествием занимали площадь около 100 гектаров в пределах укреплений. Им намного уступали Смоленск, Суздаль, Владимир, Рязань и Псков. Крупнейшие города Западной Европы Париж, Милан, Лондон, Неаполь, Кельн имели площадь от 200 до 400 гектаров. Площадь Биляра составляла почти 800 гектаров.

Оборонительные укрепления делили территорию Биляра на две части внутренний и внешний город. За пределами города располагался обширный посад. Биляр имел широкие международные связи. Об этом говорят находки большого количества изделий из стран Ближнего Востока и Средней Азии, Кавказа и Византии, Древней Руси и Скандинавии. Биляр являлся экономическим, политическим и культурным центром Волжской Болгарии. Это была столица государства. В ней жили ученые, поэты, писатели, богословы. Здесь творил великий булгарский поэт Кул Гали, автор вечно живой поэмы «Кыйссаи Йусуф».

Среди множества больших и малых городов Булгарии своими шумными базарами, громкими голосами прибывших со всех концов мира купцов выделялся Болгар на Волге. Это был тогда небольшой город, но благодаря своему расположению на пересечении торговых путей он имел значение крупнейшего в Среднем Поволжье международного купеческого центра.

Недалеко от Болгара, на Ага-Базаре, действовала главная торговая пристань страны. Здесь находились караван-сараи и специальные помещения для хранения товаров. Сам город был населен в основном ремесленниками и людьми, обслуживавшими торговцев. Никаких крупных общественных зданий в Волгаре еще не строили, жили в наземных бревенчатых домах с подпольями.

Вторым после Биляра крупным городом страны был Сувар. Мусульманское население обоих городов достигает 10 тысяч человек. Их дома построены из дерева. В них живут зимой, а летом перебираются в войлочные юрты».

Развалины Сувара находятся в Спасском районе республики в 4 километрах от села Кузнечиха, на реке Утка. Сувар был полностью разрушен во время монгольских походов в 1236 г. Впоследствии он так и не мог возродиться.

Центральным городом булгар, живших на правом берегу Волги, являлся Ошель. Это также был один из самых крупных торгово-ремесленных пунктов государства. Его остатки сохранились в Тетюшском районе республики около деревни Богдашкино. Город состоял из двух частей, укрепленных земляными валами и деревянными стенами. Его общая площадь достигала почти 80 гектаров. В 1220 г. Ошель был захвачен и сожжен дружиной русского князя.

На берегу Камы стоял город Джукетау, (его развалины находятся у западной окраины Чистополя). Центральная часть Джукетау, укрепленная тремя рядами валов и рвов, занимала высокий мыс при впадении Килевки в Каму. Напротив укрепленной цитадели, через речку Килевку, на широкой ровной площадке располагалась ремесленная слобода. В X начале XIII вв. Джукетау был относительно небольшим городом и считался центром нижнекамской группы булгар. Его расцвет относится к более позднему золотоордынскому периоду. Еще совсем недавно в числе булгарских городов Х-ХШ вв. не упоминалась Казань. Результаты новых археологических раскопок дали возможность ученым совсем по иному оценить древнейшие периоды истории нашей столицы. Оказалось, еще на рубеже X-XI столетий на высоком мысу, где в настоящее время расположен Кремль, возникло сильно укрепленное булгарское поселение. В скором времени оно превратилось в один из крупных центров международной торговли. Здесь обнаружены вещи, привезенные из стран Западной Европы, Средней Азии и Ближнего Востока, а также Киевской Руси. Среди этих находок особый интерес вызывает чешская монета князя Вацлава, чеканенная в 929-930 гг. в Праге.

К числу известных и крупных городов Волжской Булгарии принадлежали также Кашан на правом берегу Камы; Елабуга, где до сих пор сохранилась угловая башня от мечети-крепости XI-XII вв.; Муромский городок на Самарской Луке, Юлово в Пензенской и Рождественское городище в Пермской областях. Некоторые из них являлись политическими и экономическими центрами отдельных территориальных групп булгар.

Таким образом, со временем булгарские города стали крупнейшими центрами ремесла, торговли и культуры. В них развивалась каменная и кирпичная архитектура, представленная дворцами правителей, мечетями, караван-сараями и общественными банями. О ярком расцвете городской культуры Волжской Булгарии свидетельствуют археологические исследования последних лет.

Волжская Булгария была государством раннефеодального типа. Во главе государства стоял эмир или эльтебер (предводитель, глава страны). Сведений о булгарских правителях сохранилось очень мало. Первым эмиром был Алмуш, который после принятия ислама стал называться мусульманским именем Джагфар ибн Абдулла. Его имя стоит на первых булгарских монетах 902-908 гг. При правлении Алмуша в 922 г. прибыло в страну Багдадское посольство и состоялось официальное принятие ислама.

После Алмуша на престол сел его сын Микаил ибн Джагфар, который также выпускал монеты. В 940-х годах правил Абдулла ибн Микаил; на монетах 970-980-х гг. сохранились имена двух эмиров Мумина ибн Хасана и Мумина ибн Ахмеда. По сообщению одного персидского источника, в 1024-1025 гг. «государем Булгара» был эмир Абу-Исхак Ибрахим ибн Мухаммед.

Булгарскому эмиру подчинялись «цари его земли» правители отдельных земель-областей. До образования централизованного государства каждое булгарское племя имело своих князей-предводителей. Так, Суварское княжество было полностью подчинено булгарскому эмиру только в 970-х гг., а до этого его правители чеканили даже свои собственные монеты.

К правящей верхушке принадлежали также предводители боевых дружин, беки, представители высшего духовенства.

Основное население страны составлял «простой народ»: земледельцы, ремесленники, торговцы. Они выполняли различные феодальные повинности в пользу государства, но были лично не зависимы от светских и духовных феодалов. Сельская (земледельческая) община владела землей сообща: «каждый, кто что-либо посеял, берет это для самого себя. У царя нет на это никакого права» (Ибн Фадлан).

Таким образом, в Волжской Булгарии существовала государственная форма эксплуатации населения. Она не предполагала обязательное лишение земледельцев земельной собственности и личной свободы. Эти черты были присущи многим раннефеодальным обществам.