Благовещенский мост краткая история. Благовещенский мост: драгоценное ожерелье Невы. Благовещенский мост: график разводки

15.08.2023 Здоровье

Первая постоянная переправа через Неву и одна из трёх масштабных и грандиозных строек первой половины XIX столетия наряду с Исаакиевским собором и железной дорогой между Санкт-Петербургом и Москвой, Благовещенский мост соединяет Васильевский остров со 2м Адмиралтейским. Туристы со всего мира приезжают в град Петра, чтобы в период белых ночей посмотреть на разводные мосты с одетых в гранит набережных. А от уникального шанса побывать внутри моста во время разводки и наводки точно никто не откажется, и я не смог!

6 ноября 1842 года император Николай I утвердил "Положение о сооружении в Санкт-Петербурге постоянного моста через реку Неву", включавшее в себя подробный план работ на 3 года:
"1) Осенью 1842 года устроить все временные сооружения, заготовить машины, инструменты, лесные материалы для фундаментов левого берегового устоя, примыкающих к одному закруглению набережной, и подземной трубы на месте Крюкова канала, набережных на Васильевском острове от Императорской Академии художеств до моста и от оного до 8 линии и первого от Английской набережной речного быка. Как скоро невский лёд будет довольно крепок, приступить к устройству стен, перемычек и к забивке свай, что и привести к окончанию до весны 1843 года. По вскрытии реки, весною будущего года приступить к сломке частей домов г-жи Холодковской и барона Шабо, к устроению подземной трубы и к производству каменной работы быка, устоя и набережен и к осени довести эту последнюю работу до начала чугунных арок. Работы же по устроению подземной трубы окончить к осени 1843 года, кроме устроений мостовой новой улицы, каковую произвести в начале лета 1844 по окончательной осадке насыпи;
2) Осенью 1843 года заготовить материалы для правого берега устоя, для толстого быка вращающегося моста и для двух ручных быков, зимою же с 1843 года и по 1844 год набить сваи и весной приступить к каменной кладке и кончить её до начала арок к осени 1844 года, продолжая притом кладку быка и набережен до их окончательного возведения;
3) Таким же образом с 1844 по 1845 год поступить с тремя остальными быками и кончить притом в течение 1845 года каменную кладку, в предыдущем году начатую. С зимы 1845 до осени 1846 года устроить кружальные подмостки, положить в дело чугунные арки, вращающийся мост с механизмом и привести к совершенному окончанию все остальные работы по верхнему строению моста, так, чтобы езда по постоянному мосту могла быть открыта до времени разведения невских плашкоутных мостов."

После множества трудностей, возникших в процессе строительства и связанных со сложным грунтом и сильным течением Невы, официальное открытие Благовещенского моста наконец-то состоялось 21 ноября 1850го года, в день празднования введения во храм Пресвятой Богородицы. "Драгоценное ожерелье красавицы Невы", как его окрестили современники, имел 7 арочных пролётов, а 8й двукрылый пролёт был разводным. На тот момент Благовещенский мост стал самым длинным в Европе - 298,2 метра, а ширина составляла 20,3 метра. После освящения моста император Николай I с сыновьями пешком перешёл на Васильевский остров, а обратно проехал в коляске с наследником.

Изящные чугунные перила с морскими коньками и трезубцами, являющиеся настоящим украшением выдающегося инженерного сооружения, были отлиты по проекту архитектора А.П. Брюллова.

За свою полуторавековую историю мост несколько раз менял название и дважды перестраивался. Начнём с того, что в проекте инженера С.В. Кербедза рабочим названием моста значилось Невский. Однако поскольку в проект входило также обустройство примостовых территорий, то на месте нынешней площади труда возвели Благовещенскую церковь, по имени которой и назвали первый постоянный мост через Неву. После смерти императора Николая I в 1855м году мост переименовали в Николаевский. Следующий раз мост сменил имя 17 ноября 1918го года - его переименовали в честь лейтенанта П.П. Шмидта, участника революции 1905го года, возглавившего мятеж в Севастополе на крейсере "Очаков". И наконец 14 августа 2007го года мосту возвратили название Благовещенский.

Первый раз мост реконструировали в 30е годы прошлого века, были увеличены длина - до 331 метра, ширина - до 34 метров, и разводной пролёт - до 42 метров. На разводных опорах возвели два павильона, в одном из которых нынче располагается центр управлениями механизмами моста, а во втором - пункт охраны. Модернизации подверглись и механизмы, осуществляющие разводку крыльев - в изначальном варианте крылья поворачивались в горизонтальной плоскости, процесс занимал аж 40 минут. Вторичная реконструкция проводилась в 2005м году: бетонные опоры несмотря на почтенный возраст превосходно сохранились, а вот стальные конструкции из-за усталостного износа пришлось полностью заменить. Чтобы не усложнять транспортную ситуацию в городе, рядом была возведена временная переправа.

Возможно, удивитесь, но за разводку моста отвечают буквально несколько человек: бригада из двух механиков и группа охранников, устанавливающих барьеры по обе стороны мосты и препятствующих проникновению на разводящийся мост нежеланных посетителей. Старший механик Юрий работает на Благовещенском мосту уже более 20 лет - сегодняшней ночью он ответственный за разводку и наводку моста.

Негласным талисманом-хранителем Благовещенского моста служит скульптура рабочего, принесённая невесть откуда и когда одним из сотрудников.

Второй механик поведал нам, что такой специальности, как механик по обслуживанию разводных мостов, не существует, поскольку, скажем прямо, разводные мосты в мире не так часто можно встретить. Поэтому попадают на мосты из смежных областей, а потом прикипают душой к таинству разводки одного из символов Санкт-Петербурга и остаются на долгие годы.

На монитор выводится изображение с установленных на мосту камер, тем не менее перед тем, как нажать главную кнопку, старший механик должен обязательно выйти наружу и своими глазами удостовериться, что никто не проник сквозь кордоны охраны. Посколько желающих в последний момент перебежать на Васильевский остров или обратно всегда хватает.

Накануне ночью через пролёт Благовещенского моста возвращался после ремонта в Кронштадте крейсер "Аврора". Символично, что в 1917м году "Аврора" стояла за, на тот момент, Николаевском мостом у Английской набережной, когда был произведён выстрел в сторону Зимнего дворца. Наша экскурсия изначально планировалась как раз в ночь прохода "Авроры", но накануне руководство "Мостотреста" решило, что блогеры будут только отвлекать механиков в столь ответственные минуты, поэтому визит на Благовещенский мост перенесли на один день позже.

Перед началом разводки механики проверяют работоспособность и готовность всех систем, чтобы в итоге финальным нажатием кнопки запустить процесс разводки.

Юрий доверил уникальную возможность развести мост и открыть ночную навигацию одному из блогеров.

В процессе разводки в целях безопасности категорически запрещается находиться под поднимающимся крылом, посколько есть минимальная вероятность падения посторонних предметов, каким-то образом оказавшихся в конструкциях и асфальтовом покрытии моста.

Процесс разводки моста занимает теперь всего несколько минут, а не 40, как в первичной конструкции.

За ночь происходит две разводки, чтобы пропустить в акваторию Невы суда. Первая - с 1.25 до 2.45, вторая - с 3.10 до 5.00. Тем не менее, как отметил Юрий, если водный трафик ожидается небольшой, наводиться можно и раньше, дабы не прерывать сообщение между островами дольше необходимого временного отрезка.

Теперь спустимся на нижний уровень моста. Массивные противовесы закрыты стальными конструкциями, а между штоками гидроцилиндров видны Академия Художеств и павильон моста, где расположен пункт охраны.

Блогеры вовсю делают уникальные снимки, а Юрий делится опытом и рассказывает занятные истории, случившиеся за годы его работы. Например, однажды его срочно вызвали днём, чтобы произвести экстренную разводку моста. В акватории Невы прямо напротив Медного всадника начал тонуть военный корабль. То ли на корабле что-то испытывали, то ли мощность учебного взрыва оказалась чрезмерной. Пришлось спешно буксировать тонущее судно на ремонт, дабы оно не стало вечным памятником среди островов Санкт-Петербурга.

Парочка технических моментов. Кнопок аварийного останова несколько в различных местах на мосту, чтобы в экстренном случае как можно быстрее приостановить процесс разводки или наводки.

В случае возгорания в помещении с компактной гидравлической станцией автоматически сработает порошковая система пожаротушения, о чём персонал будет предупреждён подсветкой табло при входе.

Пока второй механик наблюдает за состоянием системы и давлением масла наверху, на пульте управления, Юрий готов ответить на любые вопросы, возникающие в пытливых умах блогеров.

У гидравлической станции поддерживается чистота, собственно, как и во всех остальных помещениях. График уборки строго регламентирован.

Пока ждём наводки и через разводной пролёт проходят несколько судов, не упускаем возможность поснимать необычных ракурсов в системе координат "мост-набережные". Дворцовый мост тоже уже развели.

Посещение моста организовано в рамках специального совместного летнего проекта "Блогеры разводят мосты" от "Сообщества Питерских Блогеров" spbblog и СПб ГБУ "Мостотрест" . Итоговым мероприятием проекта станет осенняя фотовыставка лучших работ блогеров, а также возможность попасть со своим снимком в издаваемую книгу, посвящённую мостам, которую ГБУ "Мостотрест" начинает готовить к 85-летию своего предприятия.

Во время последней реконструкции основная сложность заключалась в увеличении прочности конструкций разводного пролёта с учётом планировавшегося увеличения ширины моста с 24 до 37 метров.

Инженерные изыскания и расчёты позволили облегчить крылья разводного пролёта и перенести часть веса на опоры стационарных пролётов.

Также были сняты трамвайные пути, установлены разделительные барьеры для транспортных потоков встречных направлений. Ширина тротуаров увеличилась в 2 раза - с 1,5 до 3 метров.

Стрелки часов приближаются к 2.45, и Юрий просит всех перейти на тротуарную часть.

Считанные секунды и крылья моста смыкаются, чтобы через несколько минут после открытия движения накопившиеся у площадей Труда и Трезини потоки машин и пешеходов смогли пересечь Неву и попасть на Васильевский остров, либо наоборот, на 2й Адмиралтейский.

Настало время прощаться с механиками и молчаливым хранителем Благовещенского моста. Теперь мы,

Благовещенский мост

О нём, конечно, было сказано много прекрасных слов. Но, наверное, самые искренние и точные слова о первом мосте через Большую Неву прозвучали из уст одного из современников, свидетелей его открытия: «Любимая прогулка теперь – Благовещенский мост, драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Мост прельщает в двойном виде. Днём он кажется прозрачным, будто филиграновый, лёгкий как волны, а при полночном освещении является громадною массою, спаивающую между собою два города…»

Благовещенский – это первый постоянный мост через Неву. Он соединил Васильевский и Адмиралтейский острова. Мост протянулся от некогда безымянной площади между и 5-й и 6-й линиями до Благовещенской площади (ныне площадь Труда). В 1995 году безымянной площади на Васильевском было присвоено имя архитектора Доменико Трезини, основоположника раннего так называемого петровского, барокко, автора первого осуществленного генерального плана строительства Петербурга. Выбор места для увековечения был обусловлен тем, что на площадь выходит дом № 21 по Университетской набережной, принадлежавший Трезини. В нём он жил с 1726 года до конца своих дней.

По линии Благовещенского моста проходит водораздел между Большой Невой и началом Финского залива – Невской губой. Ширина реки в этом месте достигает 280 метров. Длина моста 331 метр, ширина – 24 метра.

Прогулки по Благовещенскому мосту. XIX в.

Чугунно-арочный мост через Неву был сооружен в 1843–1850 годах по проекту инженера Станислава Валериановича Кербедза. Это стал самый протяженный мост в Европе, обладавший к тому же редкими художественными качествами. Ничего удивительного в этом не было, ведь в его архитектурном оформлении принимал участие один из лучших архитекторов того времени – А.П. Брюллов.

Мост был восьмипролетным. Семь пролетов перекрывались пологими чугунными арками, а восьмой, расположенный у правого берега, был разводным. Чтобы чугунные блоки моста плотно прилегали друг к другу, стыки между ними заполняли прокладками из свинца. Это было сделано так качественно, что, когда спустя восемьдесят лет арки моста стали разбирать, в швах не оказалось «ни ржавинки, ни соринки».

С пролётами и была связана первая легенда о мосте. Мол, Николай I пообещал пожаловать Кербедзу одно звание за каждый пролёт моста, после чего инженер переделал проект и сделал восемь пролётов вместо пяти в первом варианте. То есть, начав строительство майором, он завершил его в чине генерал-майора. На самом деле ещё перед началом постройки он уже получил чин подполковника, хотя после окончания строительства в 1850 году он всё-таки стал генералом.

Размеры мостовых пролётов постепенно нарастали от берегов к середине реки. Пологость арок была постоянной во всех пролётах, и это придавало силуэту моста легкость и изящность, несмотря на значительную массу его металлических конструкций, которая составляла 95 000 тонн. Береговые устои, выложенные в подводной части из финляндского гранита, а в надводной – из сердобольского, были углублены в русло реки на 10 метров. Мост предполагалось еще украсить аллегорическими фигурами на устоях по рисункам П.К. Клодта и Н.С. Пименова. Однако на эту затею не хватило средств.

Мост был открыт 21 ноября 1850 года и получил название Благовещенский от одноименной церкви Конногвардейского полка, построенной на предмостной площади левого берега.

Петербуржцев завораживали элементы архитектурного оформления. Например, перила – непрерывный ряд ажурных чугунных секций-панелей между такими же «прозрачными» стойками. В несколько вытянутом обрамленном прямоугольнике заключен орнамент, представляющий композицию, середину которой акцентирует трезубец на раковине. К нему обращены с двух сторон морские коньки с поднятыми кверху хвостами, вплетенные в симметричный растительный орнамент. Или установленные у каждой опоры моста газовые светильники, выполненные по рисункам инженера Цветкова, – стойки в виде колонн коринфского ордера на полом чугунном пьедестале, увенчанные многогранными стеклянными фонарями.

Интересно, что мост особенно понравился питерским курильщикам, ибо, он был единственным в то время металлическим мостом и на нём разрешалось курить.

В 1854 году по проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера на быке у разводного пролёта моста была сооружена часовня, освященная во имя святого Николая Чудотворца.

В феврале 1855 года мост переименован в Николаевский в связи с кончиной императора Николая Павловича, в царствование которого было построено это замечательное инженерное сооружение. При этом вспоминали историю, случившуюся именно на этом мосту. Однажды император Николай I, проезжая по мосту, увидел медленно двигающуюся навстречу повозку, на которой стоял грубо сколоченный, неокрашенный гроб. Сзади шли два инвалида в солдатских шинелях. Государь приказал остановить карету и послал адъютанта узнать – кого хоронят? Адъютант доложил, что хоронят отставного солдата, более четверти века служившего Богу, Царю и Отечеству. Тогда государь вышел из кареты и пошёл за гробом солдата. За ним потянулась свита. Бедный солдат при жизни и в самых смелых мечтах не мог представить, что его будут провожать в последний путь сам государь и самые блестящие офицеры российской столицы.

Мост не только радовал петербуржцев своими формами и архитектурными деталями, но и обеспечивал, с одной стороны, транспортную связь частей города, а с другой – пропуск судов.

Однако мосты, как и всё, имеют свойство стареть, причём как физически, так и морально. К 1930 годам старый мост, имевший недостаточную ширину проезжей части и малое расстояние разводного пролёта, уже не обеспечивал пропуска как сухопутного, так и водного транспорта. После сооружения Беломорско-Балтийского канала увеличились количество и тоннаж проводимых по Неве судов.

Проект реконструкции моста был выполнен инженером Г.П. Передерием. Под его руководством производились и работы в период с 1936 по 1939 год. Были частично использованы опоры старого моста. Для устройства разводного пролёта посредине моста две средние опоры были расширены. В них размещены механизмы развода и павильоны управления.

Интересна судьба арочных конструкций старого моста. Отлитые из чугуна ещё в сороковых годах XIX столетия, они прекрасно сохранились. Поэтому их решили использовать на строительстве нового моста в городе Калинине (Твери). Но этому помешала война. Только после победы уцелевшие части ленинградского моста были установлены на втором мосту через Волгу в городе Калинине (Твери). Старые фонари моста были перевезены на Марсово поле.

Новый мост, уже именовавшийся мостом Лейтенанта Шмидта, после реконструкции являлся более современным и совершенным сооружением, но в архитектурном отношении значительно уступал своему предшественнику.

В конце ХХ века опоры моста стали не справляться с нагрузкой транспорта. Тогда было принято решение о генеральной реконструкции моста.

Реконструкция Благовещенского моста началась в 2006 году. Работы были завершены 15 августа 2007 года. Результатом масштабной реконструкции стало возвращение старого, восьмипролётного облика моста и возвращение первоначального имени – Благовещенский.

Ширина современного моста достигает 37 метров, ширина тротуаров по краям – 3 метра, трамвайные пути на мосту, существовавшие на двух предыдущих версиях моста, были демонтированы, длина моста осталась прежней и составила 331 метр.

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора

Благовещенский мост О нём, конечно, было сказано много прекрасных слов. Но, наверное, самые искренние и точные слова о первом мосте через Большую Неву прозвучали из уст одного из современников, свидетелей его открытия: «Любимая прогулка теперь – Благовещенский мост,

автора Спаров Виктор

Приорат Сиона (Гл. Благовещенский) Авторское предварение Это братство называет себя Prieur? de Sion - Приорат Сиона. Базируется во Франции, привлекает влиятельных людей со всей Европы. Вообще-то это одно из старейших тайных обществ на Земле. Дэн Браун. Код да Винчи С появлением

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

Тамплиеры (Гл. Благовещенский) Авторское предварение Орден тамплиеров, или же Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма Соломона, был основан в 1118 году. Его возникновение - безусловный феномен! Вспомните, чему учит Святое Писание: «Не убий!» Казалось бы, благочестивым

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

Иллюминаты (Гл. Благовещенский) Авторское предварение Когда сегодня заходит речь об иллюминатах (а после опубликования «Ангелов и демонов» Дэна Брауна эта тема приобрела невероятную популярность!), как правило, имеется в виду тайное общество «Illuminati» («Иллюминати»),

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

Часть вторая Всё о тайнах «Опус Деи» (Глеб

Из книги Серп и молот против самурайского меча автора Черевко Кирилл Евгеньевич

1. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ИНЦИДЕНТ, ИЛИ ИНЦИДЕНТ У КОНСТАНТИНОВСКИХ ОСТРОВОВ В 1937 Г Данный конфликт возник в связи с ужесточением позиций СССР в вопросе об их принадлежности в условиях нарастания агрессивных тенденций в политике держав оси в результате заключения

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Благовещенский собор Живописный силуэт девятиглавого Благовещенского собора замыкает юго-западный угол Соборной площади Кремля.Небольшой, но вместе с тем величественный и монументальный, вписанный в стройную, узкую пирамиду с вершиной, сверкающей золотом куполов, он

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

6.1.2. Благовещенский собор Благовещенский собор Московского Кремля представлен на рис. 6.16, 6.17. Собор примыкал к Царскому дворцу и являлся домовой церковью русских царей, , с. 3. Это самый маленький из трёх главных кремлёвских соборов, поскольку предназначался лишь для

автора Антонов Борис Иванович

Матисов мост Мост соединяет левый берег реки Мойки с Матисовым островом. Длина моста 39,7 м, ширина - 10,5 м. Назван по имени мельника Матиса, имевшего на острове свою слободку, построенную на участке, подаренном ему Петром I за произведенную разведку действий шведских войск

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Чернореченский мост Мост расположен в створе Торжковской улицы. Название получил по названию речки, через которую перекинут.В 1967–1969 гг. по проекту инженера А. Д. Гутцайта и архитектора Л. А. Носкова был построен автодорожный и трамвайный железобетонный мост на месте

Из книги Нижний Новгород автора Мельников Илья

Благовещенский монастырь Кроме отдельных, разбросанных в разных местах города произведений старой архитектуры, в Нижнем Новгороде сохранились два ансамбля XVII века – Благовещенский и Печёрский монастыри. Характерной чертой обоих монастырей является их расположение на

автора

Из книги Спасительный 1937-й. Как закалялся СССР автора Романенко Константин Константинович

Глава 5. Благовещенский инцидент После Гражданской войны локальные столкновения на дальневосточной границе происходили регулярно. Однако заключение в ноябре 1936 года Антикоминтерновского пакта и образование «оси» Берлин - Токио придало новый импульс активности

Из книги Спасительный 1937-й. Как закалялся СССР. автора Романенко Константин Константинович

Глава 5. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ИНЦИДЕНТ После Гражданской войны локальные столкновения на дальневосточной границе происходили регулярно. Однако заключение в ноябре 1936 года Антикоминтерновского пакта и образование «оси» Берлин – Токио придало новый импульс активности

Из книги Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность автора Крейдун Георгий

Чулышманский Благовещенский мужской монастырь Чулышманский монастырь основан в 1864 г. Он располагался в юго-восточной части Алтая, в труднодоступном ущелье за Телецким озером. Инициатором и первым ходатаем монастыря был барнаульский купец второй гильдии А. Г. Мальков.

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Благовещенский мост соединяет Васильевский остров с частью центрального района Санкт-Петербурга (Адмиралтейского района). Если быть точным - мост соединяет часть Университетской набережной с частью Английской набережной. Благовещенский мост является граничной чертой между Финским заливом (Невской губой) и Невой, кроме того именно этот мост стал первым постоянным мостом в Санкт-Петербурге.

Вид на Благовещенский мост и Исаакиевский собор.

Чугунно-арочный мост через Неву длиной 298,2 м и шириной 20,3 м был сооружен в 1843—1850 гг. по проекту инженера С. В. Кербедза. В то время это был самый протяженный мост в Европе, обладавший к тому же редкими художественными качествами. Ничего удивительного в этом не было, ведь в его архитектурном оформлении принимал участие один из лучших архитекторов того времени — А. П. Брюллов.

Свою историю Благовещенский мост начал в 1727 году, в это время на месте современного моста существовала плашкоутная переправа (мост, состоящий из нескольких «поплавков» в виде барж или судов и налаженной деревянной переправы между этими поплавками). Временная переправа получила название «Исаакиевский». Место для постройки моста было выбрано Меньшиковым, дворец которого находился в непосредственной близости. Мост “Исаакиевский”, просуществовал до строительства нового моста, после чего был перемещён на место современного Дворцового моста.

Cооружение Благовещенского моста стало одной из трех грандиозных построек первой половины XIX века наряду с железной дорогой из Санкт-Петербурга в Москву и Исаакиевским собором.



снимок сделан в 1895 году

18 ноября 1842 император Николай I подписал указ о строительстве первого постоянного моста через Неву. До появления Благовещенского моста берега реки соединяли только наплавные мосты. Её проект создал Станислав Валерианович Кербедз. К тому времени Кербедз уже соорудил несколько однопролётных чугунных арочных мостов, отчасти потому и доверили возведение столь сложного на то время инженерного сооружения именно ему. Автором проекта придумал использовать при строительстве арочные конструкции из чугуна. Началось строительство в 1842, строящаяся переправа получила название Невский мост. Строительство решено было вести там, где в Неву впадал Крюков канал.

При сооружении Невского моста была перестроена и прилегающая к нему территория. На адмиралтейской части появилась Благовещенская площадь (сейчас площадь Труда) с Благовещенской церковью в центре. По этой церкви тогда и стали называть мост - Благовещенский. При создании площади часть Крюкова канала была заведена в трубу, таким образом мост был построен строго по оси канала.

Изменилась и набережная со стороны Васильевского острова на правой стороне Невы — она была значительно раcширена , здесь появилась новая площадь - площадь Трезини. Условия, в которых велись работы, оказались чрезвычайно тяжелыми. Грунт был плохой. Для того, чтобы вбивать сваи в глубину реки и вести подводные работы, использовали воздушные колокола.

Николаевская набережная Васильевский остров

Опоры моста было решено оставить без декора, так как "благовидность их должна действительно состоять из одной только непоколебимой устойчивости". В создании художественного оформления моста принял участие архитектор Александр Павлович Брюллов. Он спроектировал чугунные перила, считающиеся одним из лучших образцов художественного литья того времени.

Фонари газового освещения изготовили по проекту инженера Д. Цветкова. Планировалось украсить мост аллегорическими скульптурами по рисункам П. Клодта и Н. С. Пименова, но из-за финансовых затруднений от этого пришлось отказаться.


снимок сделан между 1907-1910 годами

Сооружение первого постоянного моста через Неву стало заметным событием в жизни Санкт-Петербурга. Вокруг строительства стали возникать легенды. Якобы, чтобы заставить строителей работать добросовестно, император Николай I пообещал Кербедзу награждать его повышением в чине за каждый построенный пролёт моста. Говорят, что проект переправы был тут же переработан в сторону увеличения количества этих пролётов. Эти события на самом деле являются вымыслом, так как их хронология была следующей. 22 июня 1841 года Кербедз произведен в майоры Корпуса путей сообщения. Проект моста был утвержден 15 октября 1842 года. 6 декабря 1843 года Кербедз производится в подполковники. Газета «Северная пчела» от 16 сентября сообщает, что сооружение опор моста окончено. 11 апреля 1850 года Кербедз производится в полковники. В это время на мосту ведутся отделочные работы и идет подготовка моста к сдаче в эксплуатацию. 21 ноября Кербедза производят в генерал-майоры, в этот же день происходит торжественное открытие моста.

Вид на Благовещенский мост, 1850.

21 ноября 1850 года состоялось официальное открытие моста для экипажей и пешеходов. Мост стал самым длинным в Европе (около 365 метров). Газета "Северная пчела" по поводу открытия переправы опубликовала стихи:

Красуйся, Русь, отечество святое!
Ты превзошла все древности века!
Там было семь чудес, ты создала осьмое,
И лучше, краше всех! Сильна была рука,
Создавшая нам памятник народный,
Тверда была та воля, как гранит,
Велевшая создать, построить мост подобный.

В 1854 году по проекту А.И.Штакеншнейдера на быке у разводного пролёта была построена небольшая часовня. Её освятили во имя Святого Николая Чудотворца- покровителя мореплавателей .

Часовня Св.Николая-Чудотворца.фото 1900 г. Построена в 1852 — 1854 гг. по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера в формах русско-византийского стиля.

Мост был восьмипролетным. Семь пролетов перекрывались пологими чугунными арками, а восьмой, расположенный у правого берега, был разводным. Чтобы чугунные блоки моста плотно прилегали друг к другу, стыки между ними заполняли прокладками из свинца. Это было сделано так качественно, что, когда спустя восемьдесят лет арки моста стали разбирать, в швах не оказалось «ни ржавинки, ни соринки».

Размеры мостовых пролетов постепенно нарастали от берегов к середине реки. Пологость арок была постоянной во всех пролетах, и это придавало силуэту моста легкость и изящность, несмотря на значительную массу его металлических конструкций, которая составляла 95 000 тонн. Береговые устои, выложенные в подводной части из финляндского гранита, а в надводной — из сердобольского, были углублены в русло реки на 10 м.

Разводной пролёт, находившийся у правого берега Невы, соответствовал всем существующим в то время требованиям судоходства. При помощи механического разводного механизма два крыла моста раздвигались в горизонтальной плоскости.

фотография 1903 года

Благовещенский мост быстро стал популярной достопримечательностью города. Один из современников писал:
«Любимая прогулка теперь — Благовещенский мост, драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Мост прельщает в двойном виде. Днем он кажется прозрачным, будто филиграновый, легкий как волны, а при полночном освещении является громадною массою, спаивающую между собою два города...


Вид Благовещенского моста с набережной Васильевского острова. Акварель В. С. Садовникова ,1851г.

Многих гуляющих по мосту завораживали элементы архитектурного оформления. Например, перила — непрерывный ряд ажурных чугунных секций-панелей между такими же «прозрачными» стойками. В несколько вытянутом обрамленном прямоугольнике заключен орнамент, представляющий композицию, изображающую символы водной стихии в которой акцентирует трезубец на раковине, нему обращены с двух сторон морские коньки с поднятыми кверху хвостами, вплетенные в симметричный растительный орнамент, или, установленные у каждой опоры моста, газовые светильники, выполненные по рисункам инженера Цветкова — стойки в виде колонн коринфского ордера на полом чугунном пьедестале, увенчанные многогранными стеклянными фонарями.

Вид на Благовещенский мост, 1851. Акварель В. С. Садовникова

Особую популярность у прохожих Благовещенский мост получил также благодаря тому, что был единственным металлическим мостом в городе, на котором, как следствие, разрешалось курить, поэтому, в первой время на мосту собиралось очень много курящего народа мужского пола .


Городская легенда

Однажды, проезжая по Благовещенскому мосту, император увидел повозку с грубо сколоченным неокрашенным гробом, едущую в сопровождении лишь двух инвалидов в солдатских шинелях. император остановил свою карету и послал адьютанта узнать кого хоронят. Оказалось, что хоронят "отставного солдата, который более четверти века служил Богу, Царю и Отечеству. Николай I вышел из экипажа и отправился вслед за гробом. Вскоре за ним до Смоленского кладбища уже шла многотысячная толпа.

В феврале 1855 года, в связи с кончиной императора Николая I, мост переименовали в Николаевский.

К началу XX века переправа стала неудобной для новых судов. Разводной пролёт оказался для них узок, к тому же он был обустроен в мелкой боковой части Невы. В 1901 году было предложено несколько инженерных решений переноса разводного пролёта в центр русла, но ни один из них не был воплощён в жизнь. Помешала начавшаяся Первая Мировая война.


В 1917 году за Николаевским мостом у Английской набережной стоял крейсер Аврора. Именно оттуда он произвёл знаменитый выстрел в сторону Зимнего дворца. Об этом событии напоминает находящийся на набережной памятник. А в строках поэмы "Хорошо" у Маяковского можно прочесть:

А из-под Николаевского
чугунного моста,
как смерть,
глядит
неласковая
Аврорьих
башен
сталь.

В октябре 1918 года Николаевский мост переименовали в мост Лейтенанта Шмидта, в честь Петра Петровича Шмидта, руководившего восстанием на крейсере "Очаков" в 1905 году и казнённого за это.

Мост не только радовал петербуржцев своими формами и архитектурными деталями, но и обеспечивал, с одной стороны, транспортную связь частей города, а с другой — пропуск судов. Однако, мосты, как всякая другая живая структура, имеют свойство стареть, причем как в физическом, так и в моральном плане. Строительство в 1930-х годах Беломор-Балтийского канала значительно увеличило транспортную нагрузку на Неве. К тому же, разводной пролет находился не на середине реки, а у правобережного устоя, где глубина и пролетное отверстие были недостаточны для пропуска судов с глубокой осадкой. Кроме того, прогрессирующая деформация правобережной опоры Васильевского острова и системы разводных механизмов вызывала все возрастающее заклинивание поворотных разводных пролетных строений, что привело к необходимости использования при разводке моста буксиров. Эти причины и послужили поводом для реконструкции старого Николаевского моста. По проекту Григория Петровича Передерия в 1936-1939 годах мост был практически полностью перестроен. От старого остались только деревянные сваи и литые перила Брюлова А.П. Сваи не стали менять из-за экономии финансовых средств, сжатых сроков строительства и из-за их отличного состояния несмотря на возраст. Присутствием таких деталей конструкции мост Лейтенанта Шмидта отличается от всех остальных петербургских переправ через Неву. При реконструкции был применён новый метод соединения стальных конструкций - электросварка. Этот метод уже был опробован при строительстве Володарского моста, хорошо зарекомендовал себя и здесь. При ремонте мостовых опор применялся шведский способ подводного бетонирования, что так же было новым в отечественном мостостроении. Для устройства разводного пролета посредине моста две средние опоры были расширены. В них размещены механизмы развода и павильоны управления. Число пролетов осталось прежним — восемь. Старый разводной пролет перекрыт железо-бетонным пролетным строением, оформленным с фасадов под арку, облицованную гранитом. Остальные пролеты моста перекрыты двумя стальными балочными неразрезными цельносварными конструкциями. Разводное пролетное строение — двукрылое. Масса всего металлического пролетного строения нового моста составила 2400 тонн, что в четыре раза меньше старого чугунного.

Длина обновлённого моста Лейтенанта Шмидта составила 331 метр. После реконструкции он стал на 4 метра шире, его ширина составила 24 метра. На месте разводного пролёта у правого берега Невы был построен пролёт из камня. Находящуюся на старом разводном пролёте часовню Николая Чудотворца восстанавливать не стали. К тому времени она превратилась в склад для инвентаря мостовых уборщиков. Чугунные конструкции старого моста, которые были в удивительно прекрасном состоянии, перевезли в Тверь (Калинин), где в 1953-1956 годах они были использованы при строительстве моста-переправы через Волгу.

Фонари со старого моста были установлены вокруг Мемориала борцам Революции на Марсовом поле. Движение по вновь отстроенной переправе было открыто 5 ноября 1938 года. В 1976 году деревянный настил разводного пролёта был заменён на металлические листы.

Фонарь Благовещенского моста.

Вопрос о новой реконструкции возник в 2004 году. После осмотра конструкций было принято решение сохранить старые фундаменты опор, за более чем 150 лет службы они сохранились в рабочем состоянии. Стальные конструкции из-за износа пришлось полностью заменить. В 2005 году было начато строительство моста-дублёра, разместившегося рядом, выше по течению Невы. Мост-дублёр открылся в мае 2006 года.
15 августа 2007 года состоялось торжественное открытие реконструированной переправы. Ей возвратили прежнее название - Благовещенский мост. Для увеличения пропускной способности Благовещенский мост расширили с 24 до 37 метров. Автомобильное движение было открыто на следующий день - 16 августа.


И сейчас Благовещенский мост остается одним из самых больших и красивых мостов Санкт-Петербурга. Сюда, к Благовещенскому мосту, швартуются огромные многоэтажные лайнеры, которые в период белых ночей заходят в Санкт-Петербург в невероятном количестве.





Благовещенский мост - является одним из самых красивых мостов раскинувшийся над Невой. В дневной время он выглядит легким и невесомым, но с наступлением сумерек обретает величественный вид. Со стороны набережной, Благовещенский мост напоминает драгоценное ожерелье, одетое на красавицу Неву.

История

С момента основания Петербурга, через Неву были перекинуты так называемые временные мосты. Первые проекты постоянных мостов появились в 1750-х годах. Строительство таких переправ требовало большого финансового вложения и инженерных мыслей. Дополнительную сложность в возведении постоянного моста, добавляли весенние ледоходы Невы. Также необходимо было чтобы новый постоянный мост, имел разводной пролет. Для того чтобы через него без труда проходили мачтовые суда. Благодаря всем этим сложностям город долгое время обходился наплавными мостами.

С годами, технология мостостроения развивалась и в середине 19 века появилась возможность сооружения постоянных переправ через Неву. В 1840 году группой инженеров был составлен и предложен проект по строительству постоянного моста. Основная идея проекта заключалась в сооружении переправы в виде металлических решетчатых ферм с использованием параллельных поясов.

В 1841 году инженер Станислав Валерьянович Кербедз предоставил свой проект по строительству цепного трехпролетного моста. 22 мая этого же года была проведена комиссия, на которой присутствовали специалисты мостостроения, инженера. Проект был тщательно изучен и получил высокую оценку у специалистов. Но, несмотря на это он не был одобрен, по мнению инженеров, конструкция моста должна была состоять из чугунных арок. Кербедз не понаслышке знал о такой системе строительства, ведь она уже использовалась в Петербурге, и он сам лично являлся автором одно из подобных проектов. В 1842 году Кербедз предоставил комиссии второй план переправы, в нем основным фактом являлось использование чугунных арок. 15 октября того же года проект был одобрен и утвержден.

По проекту первый постоянный мост в Петербурге должен был служить переправой между Английской набережной и Васильевским островом. Будущему проекту было дано имя «Невский мост».

Строительство

Во время строительства Благовещенского моста, впервые были забиты сваи на глубину 10 метров. Под водой работа проводилась при помощи воздушных колоколов.

При строительстве моста использовались только отечественные материалы. Всего на переправе было построено восемь пролетов. Разводной пролет располагался у правого берега чарующей Невы. Он был создан по всем нормам того времени. Как только запускался механизм, два крыла раздвигались в горизонтальной плоскости. Для того чтобы мост полностью раздвинулся, требовалось 40 минут.

Техника раздвижения Благовещенского моста была не новшеством в сфере мостостроения, но впервые были изготовлены крылья в виде металлических раскосых ферм.

Мост был оформлен чугунными перилами, которые были изготовлены по проекту Александра Павловича Брюллова.

Новая переправа получилась очередным архитектурным произведением искусства в Петербурге. Торжественное открытие моста было назначено на 21 ноября 1850 года. В этот памятный день были приглашены знатные гости. Все началось с молебна, затем император Николай Первый вместе со своими детьми пешком отправился по новой переправе до Васильевского острова. Обратно он поехал вместе с наследником на открытом экипаже. Вслед за ними ехала другая карета, в ней присутствовали герцог Лейхтенбергский и остальные сыновья императора.

Новое имя и реконструкция

В 1855 году после смерти Николая Первого. Было принято решение назвать переправу его именем. Так в Петербурге появился Николаевский мост.

В конце 19 и в начале 20-х веков стало бурно развиваться кораблестроительство. Николаевский мост для новых судов стал неудобен. В 1901 году, инженерами было принято решение переделать переправу, основная идея заключалась в переносе разводного пролета в центр русла реки. Но, осуществлению замысла помешала Первая Мировая война.

В 1905 году произошло восстание на легендарном крейсере «Очаков». Петр Петрович Шмидт был руководителем этого бунта, его впоследствии казнили за организацию мятежа на крейсере. В 1918 году осенью, было решено в честь памяти Шмидта, переименовать Николаевский мост. Так на страницы истории вошел мост Лейтенанта Шмидта.

В 1931 году началось масштабное строительство Беломоро-Балтийского канала. Из-за этого транспортная нагрузка на мост Лейтенанта Шмидта была значительно увеличена. До этого в 1930 году была деформирована правобережная опора, а в связи с дополнительной нагрузкой на переправу судьба моста была предрешена. Городская Дума решила полностью перестроить мост. Многие инженера подготовили детальный план перестройки, но в итоге в 1936 году был выбран проект инженера Григория Петровича Передерия.

Реконструкция переправы шла в течение 3-х лет, и была завершена в 1939 году. За это время был полностью сменен дизайн моста, были обновлены все детали механизма. От старого моста лишь остались знаменитые перила Брюллова. Сваи не стали менять из-за финансовых соображений. Да и к тому же, несмотря на временной порог, они находились в хорошем состоянии.

При реконструкции моста был впервые использован метод электросварки при соединений стальных механизмов. Во время ремонта мостовых опор использовался шведский метод подводного бетонирования.

Новый мост

Обновленный мост лейтенанта Шмидта выглядел грациозно, он своим видом дополнял величие Невы. Длина моста составила 331 метр, ширина 24 метра. Общая масса переправы составляла 2 400 тонн.

Мост разводился при помощи среднего пролета за 55 секунд. В центре моста были установлены памятные таблички с именами авторов проекта. Также располагалась доска посвященная Петру Петровичу Шмидту.

Проверка моста на прочность была запланирована на 8 сентября 1938 года. В этот день у правобережной проезжей части были установлены пять огромных ящиков. Каждый из них вмещал в себя 900 тонн. Все они были заполнены водой из Невы, и оставлены на три часа. Такая импровизация была равносильна, если бы на мосту в пять ярусов были установлены автомобили. Спустя три часа эксперимент завершился, вся вода из ящиков была возвращена в реку. Далее такую же проверку нужно было провести на левобережной стороне конструкции. Движение по переправе было открыто 5 ноября того же года.

Мост стал одним из главных украшений реки Нева. В дневное время он служил жителям города равносильно спящему красавцу, а с наступлением сумерек он оживал многочисленными огнями, и его отражение переливалось лунными бликами на красавицу Неву. Из года в год он стоял как рыцарь, прочностью ему мог позавидовать любая переправа в мире. В 1976 году настил разводного пролета был сменен на металлический.

С каждым годом, как и все материальное в этой мире, мост стал постепенно обветшать. В 2004 году было принято решение о новой реконструкции. Этот процесс, по мнению специалистов должен был занять не один год. Мост Лейтенанта Шмидта являлся важной переправой, и закрыть его на несколько лет было практически невозможно. Поэтому было принято решение на время закрытия моста, сконструировать временную переправу. Началось строительство моста-дублера в 2005 году и завершилось в 2006.

Реконструкцию моста полностью доверили институту «Стройпроект». Согласно проекту реконструкции, мост после завершения строительных работ, должен выглядеть как в середине 19 века. Организаторы объясняли свое решение тем, что нужно архитектурным комплексам, в том числе и мостам, вернуть их былой вид.

Внешнее сходство было максимально сохранено, но технические параметры были намного улучшены. В первую очередь это касалось ширины моста, она была увеличена с 24 до 37 метров. Также был изменен разводной пролет. Его общий вес и ширина были увеличены, в связи с этим нужно было изменять соответствующие опоры на переправе. На это требовалось много времени и инженерных мыслей.

Но времени было мало поэтому инженеры пришли к другому решению. На концы боковых пролетов были оперты тяжелые крылья моста. Впервые в истории мостостроения при изготовлении противовесов были использованы свинцовые блоки. Подъем крыльев разводного пролета должен был осуществляться при помощи системы гидропривода. Этот метод давал подъему легкость и быстроту.

Фундаментные опоры было решено оставить. Несмотря на то, что прошло более 150 лет со дня их укладки, они все еще находились в рабочем состоянии.

Торжественное открытие моста состоялось 2007 году 15 августа. Замысел инженеров и архитекторов был осуществлен. Глядя на реконструированную переправу, можно было мысленно унестись в середину 19 века, внешнее сходство было очевидным. Мост вернул себе не только внешний облик, но и историческое название. Теперь переправа именовалась «Благовещенский мост».

На сегодняшний день Благовещенский мост не перестает удивлять своей красотой и величием. Он, несмотря на пройденный временной путь, все также является одним из главных украшений реки Невы. Его жизнь, неразрывными узами связана с городом и его жителями.

1. По легенде, во время строительства моста Николай Первый обещал Кербедзу, за каждый выстроенный пролет моста – чин. После таких слов, проект был полностью переделан и у переправы появились дополнительно 5 пролетов.

2. Однажды, когда император проезжал по Благовещенскому мосту, он увидел дряхлую повозку, на ней был неокрашенный гроб, повозка ехала в сторону кладбища в сопровождении двух инвалидов в преклонном возрасте. Увидев такое зрелище, император отправил своего слугу узнать, кого хоронят. Оказалось, что хоронят отставного солдата, который всю свою жизнь прослужил во имя Бога, Родины, Императора. Узнав эту новость, Николай Первый вышел из кареты и отправился вслед за повозкой. Через некоторое время, за гробом уже шла многотысячная толпа.

Еще Петр I мечтал превратить северную столицу своей империи в «русскую Венецию», благо многочисленных рек и речушек здесь хватало. На сегодняшний день Санкт-Петербург может по праву гордиться одной из самых разветвленных в мире систем каналов, рек и мостов.

Как известно из истории, строительство началось одновременно с основанием города, так как без этих сооружений сообщение между отдельными его районами было попросту невозможно. Первый мост, естественно, был деревянным. Он соединял Петропавловскую крепость, которая стала своеобразным отправным пунктом, с

С тех пор мосты стали одним из символов Северной Пальмиры. Подавляющее большинство из них представляют собой настоящие шедевры инженерной мысли, и торжество Изучая можно проследить за развитием отечественной строительной науки, так как в них практически всегда использовались самые передовые на тот или иной момент технологии.

Одним из самых знаменитых и интересных в инженерном плане является Благовещенский мост, который за свою полуторавековую историю несколько раз менял название, именуясь то Николаевским, то мостом лейтенанта Шмидта.

Он вошел в историю города как первый постоянный понтон. Благовещенский мост соединяет Васильевский остров с историческим центром Санкт-Петербурга и, кроме того, обозначает собой условную границу между Невой и Финским заливом.

Возведение его началось в 1843 году и продолжалось около семи лет. Строительство возглавлял знаменитый архитектор С. Керберидзе, а в художественном оформлении сооружения самое деятельностное участие принимал А. П. Брюллов. Именно он спроектировал знаменитые ажурные перила, которые, изображая трезубец Нептуна, символизируют буйство и силу водной стихии.

К моменту своего открытия в 1850 году Благовещенский мост со своей длиной в триста метров считался самым длинным в Европе. Один из его восьми пролетов был разводным, при этом - впервые в истории - использовалась поворотная система для приведения подъемного механизма в действие. Свое же имя Благовещенский мост получил в честь подходящей к нему вплотную одноименной площади.

Другое название - Николаевский - мосту было присвоено после смерти императора Николая I в 1855 году. Кстати пришлась и построенная чуть раньше у разводного пролета часовенка, освященная в честь Николая Чудотворца.

В советское время данное инженерное сооружение стало гордо именоваться "мост лейтенанта Шмидта" - в честь знаменитого предводителя

За время своего существования понтон пережил две масштабные реконструкции. Первая из них, проведенная в 1930-х гг., была вызвана резко возросшим количеством проезжающего по нему наземного транспорта и увеличением грузоподъемности проходящих под ним судов.

Самые последние на сегодняшний день датируются 2006-2007 гг., когда сооружению вернули первоначальный облик. Еще раньше лейтенант Шмидт оказался вычеркнут из истории города, а мост получил назад свое имя - Благовещенский.