Фонтаны петродворец. Дворец и фонтаны петергофа. Большой Петергофский дворец

06.10.2023 Здоровье

Петергоф - это роскошный парк со множеством фонтанов и скульптур, который расположился в 29 километрах от Санкт-Петербурга, на южном берегу Финского залива. По своему размаху этот парк не уступает даже французскому Версалю, по великолепию же фонтанов превосходит его.

Парк разделен на две части: Нижний и Верхний Петергоф. Верхний парк значительно меньше Нижнего, однако не уступает ему в красоте и самобытности. Можно сказать, что каждый из них уникален и интересен по-своему. В нашей статье речь пойдет преимущественно о Верхнем парке. Помогают хотя бы немного представить роскошь, которой отличается Петергоф, фотографии, размещенные в статье.

История образования парка

Сегодня царский ансамбль парка включает в себя 4 роскошных каскада и 176 непревзойденных по красоте фонтанов. А еще 300 лет назад здесь были только болота и расположенные вокруг деревни. Однако в 1710-е годы Петр I издал указ о начале активных архитектурных и ландшафтных работ. Благодаря многим сохранившимся документам, рисункам и чертежам до нас даже дошли сведения о том, что проекты отдельных фонтанов, а также концепция планировки ансамбля в целом и разработка системы подачи воды принадлежат самому императору.

К 1723 году главная дворцовая резиденция была полностью достроена и названа «Петергоф». Открытие парка вместе с запуском основного фонтанного сооружения - Большого каскада - также произошло в этом году. Название «Петергоф» с немецкого языка переводится как «Петрова усадьба». С 1762 года называть Петергофом стали и город, выросший вокруг царской резиденции, и весь дворцово-парковый ансамбль, раскинувшийся вокруг нее. Большой каскад и ряд других фонтанов были посвящены российской победе в Северной войне, после которой и появилась Российская империя. В музей здания, поначалу служившие резиденцией императора, были превращены после Октябрьской революции.

Тяжелый период

Во время Второй мировой войны для парка наступил мрачный период, поскольку вражеская артиллерия практически полностью уничтожила его. Однако благодаря почти нечеловеческим усилиям работников музея почти 50 статуй и около 8000 предметов дворцовых интерьеров отсюда удалось вывезти еще до немецкой оккупации. Это было, конечно, важной победой искусства, но, к сожалению, предметы, которые удалось спасти, являлись лишь очень скромной частью всех петергофских сокровищ.

Возрождаться Петергоф начал только по окончании войны, и периодические реставрационные работы продолжаются по сей день. В 1945 году был открыт Нижний парк Петергофа. А два года спустя в нем был вновь установлен и полностью воссоздан знаменитый фонтан «Самсон», струя которого на 20 метров устремляется ввысь и который, благодаря своей невероятной красоте, не был уничтожен фашистами, а был лишь вывезен в Германию. Реставрация началась в 1952 году, и через 12 лет уже были открыты его первые залы. Практически из пепла восстал воссозданный Петергоф. Открытие было весьма торжественным.

Петергофский дворец

Большой императорский дворец является наиболее выдающимся сооружением в роскошном Петергофском парке. Он гордо возвышается над Большим каскадом, ведущим к парковой зоне. Дворец был построен в особом стиле но со временем его продолжали достраивать уже в стиле зрелого барокко. Под дворцом расположился декоративный грот.

Как уже было упомянуто, парковая зона делится на Нижний и Верхний парки. Нижний парк располагается на площади в 102,5 гектара, и его питает 22-километровый водовод. Верхний парк занимает меньшую площадь, однако не уступает Нижнему парку по роскошности и уникальности своих фонтанов и статуй.

Достопримечательности Верхнего парка

Главной достопримечательностью, которой славится Петергоф, Верхний парк, является его абсолютно идеальная симметрия. Фонтаны здесь тоже расположены симметрично: в центре находится «Нептун», «Дубовый» и «Межеумный», оба остальных фонтана красуются напротив боковых дворцовых флигелей. «Нептун» (фонтан) - это доминанта парка, украшенная множеством уникальных средневековых скульптур.

Ещё одна достопримечательность Верхнего парка - четыре созданные итальянцем Джованни Бонацца и установленные здесь в 1757 году. Это «Помона», «Зефир», «Флора» и «Вертумн». Еще Верхний сад украшен цветущей зеленой аллеей, которая в осенний сезон приобретает яркую красную окраску.

Фонтан «Нептун»

Являясь главным сооружением Верхнего парка, данный фонтан действительно выглядит роскошно и более насыщенно, чем остальные. «Нептун» - фонтан, украшенный трёхъярусной группой скульптур и возвышающимся над ней самим морским владыкой, держащим в руке свой неизменный трезубец. С четырёх сторон от этой композиции расположены пьедесталы с масками морских чудовищ, из которых бьют струи воды.

У обеих сторон основания с Нептуном сидят с вёслами в руках речные нимфы. Сам же пьедестал украшает множество кораллов, барельефов и других свинцовых деталей, а также бронзовые фигуры девочки и мальчика. Еще вокруг Нептуна находятся всадники на гиппокампах (морских крылатых лошадях), которые словно защищают мифического бога и при этом погоняют дельфинов. Есть дельфины и в бассейне фонтана — восемь расположенных симметрично фигур.

С южной стороны фонтана «Нептун» расположен небольшой каскад, по трем ступням которого стекает вода и над которым находится статуя сделанная из бронзы (раньше на ее месте была статуя «Зима» из свинца). И «Аполлон», и «Нептун» появились здесь не сразу, а только в 1736 году. Изначально в сердце бассейна была «Телега Нептунова», выполненная из свинца, однако, после того как обветшала, была заменена скульптурной композицией «Нептун» (созданной в XVII столетии в Нюрнберге). Так что начальный период существования скульптуры прошел в Германии.

История «Нептуна»

Создание уникальной фонтанной группы произошло в период расцвета Германской империи, когда в стране воздвигались сотни красивейших памятников. Нюрнберг также создает нечто неповторимое для украшения городского рынка. Фонтан решили приурочить к положившему конец Тринадцатилетней войне - важнейшему событию в немецкой истории. В связи с этим над созданием скульптуры трудились лучшие мастера в империи. Нимфы рядом с Нептуном олицетворяли в то время не безымянные реки, а конкретные - Пегниц и Регниц. На пьедестале по сей день присутствуют гербы Нюрнберга, городской ратуши и канцлера. Всего в скульптурную композицию вошло 27 фигур.

Однако по окончании работ оказалось, что в нюрнбергских реках Пегниц и Регниц не хватает воды для функционирования такой монументальной фонтанной композиции. Тогда пришлось ее разобрать и отложить до так называемых лучших времён. В итоге только через 130 лет скульптура пригодилась - городские власти приняли решение пополнить за ее счет свой бюджет и предложили на тот момент наследнику русского престола Павлу, заехавшему в Нюрнберг во время поездки по Западной Европе, приобрести «Нептуна». Павел, желая продемонстрировать богатство Российской империи, не задумываясь, согласился на этот шаг, купив скульптурную группу за 30 000 рублей — на то время огромные деньги.

Фонтан «Межеумный»

У входа в «Петергоф» (Верхний парк), южнее «Нептуна», расположен круглый бассейн, украшенный бронзовыми скульптурами дракона и четырех дельфинов. Из пасти дракона стремительно вырывается водная струя, дельфины также брызгают водой. В данном бассейне первоначально находилась свинцовая «Андромеда», затем на ее месте в течение ряда лет побывала еще не одна скульптура, и в результате была установлена фигура бронзового крылатого дракона. В связи с этим композицию назвали "фонтан "Межеумный" (или "Неопределённый").

Но на этом история непостоянств данной композиции продолжилась. Дракона меняли на дельфиноподобную скульптуру «Стерлядка», а со временем - на чугунную вазу. На свое место дракон вернулся в 1958 году, однако он был уже совершенно новый. И дракона, и дельфинов отлили заново по сохранившимся немногим чертежам.

Фонтан «Дубовый»

Фонтан «Дубовый» в Петергофе находится неподалеку, посреди другого, также круглого бассейна. Он представляет собой шестиугольную звезду, на концах которой стоят дельфины, а в центре - позолоченная мраморная скульптура «Мальчик с маской». Первоначально он также выглядел иначе. В 1734 году здесь находился свинцовый «Дуб», окружённый шестью дельфинами и тремя драконами, однако через 12 лет его убрали. В 1802 году данную композицию установили в Нижнем парке.

Все же за фонтаном изначально закрепилось название «Дубовый», хотя никакого «Дуба» в композиции уже не было. Какое-то время в центре фонтана находился резной деревянный «Рог изобилия», но он обветшал и в итоге был заменен на «Мальчика с маской».

Другие скульптуры

«Петергоф» (Верхний парк) также знаменит своими старейшими водоемами - Квадратными прудами, вырытыми в 1719 году с целью обеспечения водой Нижнего парка. В 1773 году в центре этих водоемов установили скульптурные группы в окружении дельфинов из свинца. Но спустя много лет они обветшали и были заменены на обычные незатейливые вертикальные струи. Только в 1956 году Квадратным прудам возвратили прежний облик.

В Верхнем парке также можно увидеть такие скульптуры Петергофа, как фонтан Венеры Итальянской, представляющий собой скульптуру в окружении шести дельфинов. На заднем фоне фонтана видна церковь Святого Петра и Павла, которая является частью Петергофского дворца.

Знаменитый парк

И это лишь то немногое, что можно узнать о Петергофе и его драгоценных фонтанах и скульптурах. Конечно, в таком непревзойденном парке стоит побывать - впечатления будут поистине незабываемыми. Также позволяют насладиться тем, чем славится Петергоф, фото, которые пусть и не в полной мере, но все же передают красоту знаменитого на весь мир парка.

Как же давно я не видела эту красоту!!! Всё не хватало времени. И вот свершилось!
Сюда стремятся все туристы,которые приезжают в Петербург. И не зря,судите сами.
Немного истории и мои фотографии:

Петергоф (от нем. Peterhof - «двор Петра», с 1944 по 1997 - Петродворец)

Петергоф основан в 1710 году, как императорская загородная резиденция, статус города - с 1762 года. В городе находится памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII-XIX веков музей-заповедник «Петергоф». Наукоград с 2005 года.

Впервые Петергоф (нем. Peterhof - Петров двор) упоминается в походном журнале Петра I в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива. Вот какая запись появилась в Журнале Петра I от 13 сентября 1705 года



Вид на Нижний парк со стороны Большого дворца.

В 1710-е годы здесь начались активные ландшафтные и архитектурные работы по строительству усадьбы Петра I. В 1714 году были заложены Большой Петергофский дворец, Большой грот с каскадами, Монплезир и другие сооружения Нижнего парка. Постепенно поблизости от строительства резиденции возникают Малая слобода (к югу и юго-востоку от Верхнего парка) и Большая слобода (к западу, так называемый Старый Петергоф, вдоль современного Собственного проспекта). Туда же, на Купеческую пристань, прибывали суда из Кронштадта и Санкт-Петербурга. В 1721 году основана водяная пильная мельница, а при ней Гранильная фабрика (ныне Петродворцовый часовой завод).


Большой дворец и Большой каскад.

Для снабжения фонтанов Петергофа построен специальный водовод общей длиной 40 км. На его трассе расположено 18 прудов-хранилищ, имеющих более 1,3 миллиона кубических метра воды и занимающих площадь почти 100 га. Водовод создан в 1720-1721 годах по проекту инженера-гидравлика Василия Туволкова. 9 августа 1721 года заработали водомёты. К 1723 году формирование дворцово-паркового ансамбля было в основном завершено. К этому времени сложились основные планировочные элементы Нижнего парка, построен Большой дворец и дворец Монплезир, сооружена водоводная система фонтанов.


Морской канал и аллея фонтанов

Основа планировки парка - две системы лучевых аллей (направления север-юг и запад-восток), пересекающихся друг с другом. Все основные аллеи Нижнего парка или выходят к заливу, или заканчиваются фонтаном. В планировке четко соблюдается принцип симметрии. Центральная ось - это Большой каскад и Морской канал. На равном расстоянии от оси находятся фонтаны «Адам» и «Ева», каскады «Шахматная гора» и «Золотая гора», дворец Монплезир и павильон Эрмитаж.


Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва».
Считается, что фигура Самсона появилась в связи с Полтавской победой русских войск на шведами, одержанной в день Сампсония странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней.


Струя бьёт вверх на 21 метр.
Фонтан-монумент был установлен в 1735 году.

По первоначальным замыслам, при создании Большого каскада в ковше перед ним фонтан не планировался и при жизни Петра I фонтана в ковше не было. Впервые фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» установили в ковше перед Большим каскадом Петергофа в 1735 году в честь 25-летия исторической победы русской армии над шведами при Полтаве (Полтавская битва), одержанной 27 июня 1709 года в день св. Сампсония Странноприимца. За всю историю существования Петергофа перед Большим каскадом было 3 фонтана «Самсон». Первый, установленный в 1735 году, был отлит из свинца скульптором Б.-К. Растрелли, постамент для скульптуры, вероятно, спроектировал архитектор М. Земцов, а гидротехническое оснащение создал мастер-гидравлик П. Суалем. Но к 1801 году скульптура обветшала и её заменили бронзовой группой, созданной по проектам русского мастера классицизма М. Козловского. В то же время А. Воронихиным был спроектирован новый постамент.


Радуга над Самсоном...

Фонтан сильно пострадал в ходе немецкой оккупации во время Великой Отечественной войны. Оригинальная статуя была утрачена. В 1947 году скульпторы В. Симонов и Н. Михайлов на основе архивных данных, фотографий и работ М. Козловского воссоздали «Самсона», восстановленный ансамбль открыт 14 сентября 1947 года. 28 декабря 2010 года статуя демонтирована и отправлена на реставрацию, а 17 апреля 2011 года возвращена на своё место.


На заднем плане Воронихинские колоннады.

Мраморные Воронихинские колоннады (1800-1803) получили свое название по имени их создателя бывшего крепостного Андрея Воронихина, которому за проект петергофских колоннад было присвоено звание архитектора. Составленные из парных колонн колоннады завершаются павильонами с высокими купольными крышами. В центре каждого купола - невысокий фонтан. На плоских кровлях колоннад-фонтаны в виде изящных золоченых ваз. Входы стерегут гранитные львы, высеченные по моделям И.Прокофьева. Колоннады были отреставрированы в 1966 году.


Грот.

АНСАМБЛЬ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ НИЖНЕГО ПАРКА:


Фонтан «Адам»

Парные фонтаны «Адам» и «Ева» расположены на оси Марлинской аллеи, главной аллеи парка, идущей параллельно морскому берегу. «Адам» находится в восточной части парка, «Ева» - в западной; оба фонтана являются композиционными и смысловыми доминантами соответствующих частей парка и размещаются практически в их центральных точках. Вокруг них образованы небольшие площади с расходящимися лучами больших и малых аллей. Фонтаны привлекают внимание ещё издали, возникая в перспективах в разных ракурсах со многих точек обзора.

Фонтан-шутиха «Дубок»
«Дубок» с золочеными листьями был частью декора фонтана, сооруженного в 1735 году по рисунку Б. К. Растрелли для Верхнего сада. В середине XVIII века он был разобран и хранился в кладовой. В 1802 году фонтанный мастер Ф. Стрельников отремонтировал его, покрасил в естественный цвет



Тогда же вокруг «Дубка» поставили фонтаны-тюльпаны и две фигурные скамьи, из-за спинок которых внезапно поднимается водяной навес. Уничтоженные в годы войны фонтаны «Дубок», «Тюльпаны» и скамьи воссозданы в 1953 году по уцелевшим фрагментам и рисунку 1828 года.

Фонтан-шутиха «Китайский зонтик», или «Грибок»
В 1796 году Ф. П. Броуэром и И. В. Кейзером был создан Зонтичный фонтан («Китайский зонтик»). Массивный столб служит опорой кровли, завершенной деревянным резным цветком и окаймленной фестонами. Под зонтиком установлено круглое кресло с резными локотниками. При действии фонтана из ста шестидесяти четырех трубочек по краю кровли бьют струи, не давая посетителям выйти. В 1860-х годах кровле «Зонтика» была придана форма гриба-мухомора, подчеркнутая соответствующей раскраской, и он стал называться «Грибком». Уничтоженный фашистами фонтан воссоздан в 1949 году в первоначальном виде по проекту архитектора А. А. Оля. Декоративное убранство «Зонтика» было восстановлено резчиком Г. С. Симоновым.


Памятник ПетруI.

Каскад «Шахматная гора»
Шахматная гора - каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато.


На верху каскада находится грот, окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырёх уступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями.

Римские фонтаны
Фонтаны называются римскими, так как их внешний облик скопирован с двух фонтанов, установленных в Риме, на площади перед собором Святого Петра. «Римские фонтаны» появились в парке в 1739 году и были выполнены из дерева с обшитыми свинцом чашами по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова.

В годы Великой Отечественной войны фашисты повредили мраморную облицовку пирамид, разрушили бассейны, подорвали трубопроводы. Отреставрированы фонтаны были уже в 1949 году.

Высота фонтанов более 10 метров.

Фонтан " Солнце "
был построен в 1721 - 1724 годах под руководством архитектора Н. Микетти. Двадцать струй били вокруг центральной колонны.


Фонтан находится в центре довольно большого прямоугольного водоёма, где в XVIII веке содержались осетры и плавали лебеди и утки. В конце века архитектор Фельтен переоборудовал водоем в купальню. Тогда же в водоём было помещено колесо, приводимое в движение водой. Колесо вращает колонну, на вершине которой расположены диски со 187 отверстиями, из которых выливаются струи, делающие фонтан похожим на солнце с множеством лучей. В основании фонтана находятся фигуры дельфинов.


Во время Великой Отечественной войны фонтан был полностью разрушен и восстановлен лишь в 1956 году


Дворец Монплезир
В переводе с французского (фр. mon plaisir) название дворца означает «моё удовольствие» - именно так назвал его Пётр I. Монплезир расположен в восточной части Нижнего парка, прямо на берегу Финского залива. Здание строилось с 1714 по 1723 гг.

Монплезир был любимым дворцом Петра I - внутреннее и внешнее убранство дворца отличают строгость и рациональность.

Фонтан «Сноп» - центральный фонтан в Монплезирском саду
Фонтан «Сноп» - один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 - 1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр композиции - высокая туфовая тумба в виде связки колосьев (снопа), из которой бьёт мощная струя воды. Ниже по кругу располагаются еще 24 наклонные, более тонкие струи.


Монплезирский садик


Ещё один фонтан-шутиха в Монплезирском садике


Хоть и середина мая,а весна ещё только-только начинается...
И метеор летит в Петербург...


Вид Морского канала со стороны Финского залива.

АНСАМБЛЬ ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ НИЖНЕГО ПАРКА

Фонтан " Ева ".
Представляет собой восьмигранный бассейн с 16 струями воды. Статуя выполнена из каррарского мрамора скульптором Д. Бонацца, и была установлена до постройки фонтана, в 1720 году.

Дворец "Эрмитаж"
В ансамбле западной части Нижнего парка особое место занимает изящный павильон Эрмитаж, который расположен симметрично дворцу Монплезир. В период строительства этот павильон какое-то время назывался Малым Монплезиром.


Двухэтажное здание отличается хорошо найденными пропорциями. Окна и двери имеют характерную для петровского времени мелкую расстекловку. Ажурные кованые решетки окон и балконов на уровне второго этажа украшают северный и южный фасады.


Эрмитажи были широко распространены в королевских резиденциях Европы XVIII в. Они предназначались для общения особо приближенных ко двору лиц или уединенного время провождения монархов («Эрмитаж» в переводе с французского - хижина пустынника). Предусматривался даже подъемный стол, который сервировался внизу и поднимался в банкетный зал второго этажа, чтобы обходиться без присутствия слуг.

Петергофский Эрмитаж - первое подобное сооружение в России. Он построен в 1721-1724 гг. по проекту архитектора И. Браунштейна.

По указанию Петра I Эрмитаж был окружен рвом, заполненным водой, через который со стороны радиальной аллеи был перекинут разводной мост (сейчас - стационарный).


А дальше идём к Дворцу Марли


Дворец Марли - главное сооружение западной части Нижнего парка. Несмотря на небольшие размеры, он играет важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная - Марлинская, северная - Малибанская и южная - березовая.

Дворец стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и Секторальными прудами.


Высокий насыпной вал, расположенный к северу от Марли, защищает дворец и Марлинский сад от ветра с Финского залива.

Каскад «Золотая гора»

Каскад «Золотая гора» назван так потому, что вертикальная часть ступеней каскада отделана золоченым медным листом. Если смотреть на каскад снизу, стоя у подножия, то создается впечатление струящегося золотого потока. Расположен около дворца «Марли».

Львиный каскад
В идею обустройства Нижнего парка был положен принцип: каждому дворцу должен соответствовать каскад. В 1721 году началось строительство павильона «Эрмитаж» и разбивалась аллея, ведущая к нему. По первоначальному плану перспективу Эрмитажной аллеи с южной стороны должен был замкнуть Эрмитажный каскад.


Каскад, решённый в стилистике позднего классицизма, несколько необычен для петергофского ансамбля. Его выделяют строгость античных форм, лаконичность водного оформления, подчёркнуто сдержанные цвета камня, полное отсутствие золочёных деталей.


Посреди колоннады на горке из гранитных глыб была установлена статуя работы Ф. П. Толстого «Нимфа Аганипа».

Возвращаемся к Большому дворцу и каскаду.


Дворец - основное здание Петергофского дворцово-паркового ансамбля. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен при императрице Елизавете Петровне в 1747-1752 годах по модели Версаля (архитектор Ф.-Б. Растрелли), - в так называемом стиле зрелого барокко. 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.


А это уже фонтаны Верхнего парка
Верхний сад, имеющий площадь 15 га, был разбит при Петре I. Петр, известный своим практическим подходом ко всему, использовал сад как огород, в котором выращивались овощи. Современный облик регулярного парка Верхний сад приобрел ко второй половине XVIII века. В это время в саду появляются фонтаны

Фонтан «Нептун»
Первоначально фигуры фонтана были созданы в Нюрнберге (Германия). На площади городского рынка уже был построен бассейн с пьедесталом для установки композиции, когда выяснилось, что для функционирования фонтанов в местных реках просто недостаточно воды. Скульптуры разобрали и сложили в амбар, где они и пролежали около ста лет, пока в 1780-х годах, путешествуя по Европе, в Нюрнберг не заехал будущий русский император Павел. Ему городские власти и продали композицию, оценив её в огромную по тем временам сумму - 30 тысяч рублей.


Во время Великой Отечественной войны все скульптуры были демонтированы и вывезены в Германию. В 1947 году скульптурная группа вновь была доставлена в Петергоф и установлена на прежнем месте, однако запущен фонтан был лишь в 1956 году.


Последний взгляд на дворец,на парк...
">
И-домой...

Текст взят с сайта.

Главная достопримечательность Петергофа - многочисленные фонтаны - простые и сложные, маленькие и грандиозные, смешные и величественные.

Знаменитый Петергоф, также хорошо известный, как «столица фонтанов» - одно из наиболее красивых мест в России. Здесь необыкновенным образом переплелись человеческое мастерство и фантазия с могущественной силой природы. Великолепие этого места никого не оставляет равнодушным.

Первые работы по сооружению и строительству фонтанов и невероятной красоты каскадов в своей летней резиденции Петергофе начались еще за царствования великого Петра I. Примечательно, что Петр очень хорошо разбирался в этом деле и сам лично указывал, как проводить водные и строительные работы.

После Петра сооружение и декорирование знаменитых фонтанов было продолжено его последователями. Так, в свое правление царица Анна Иоанновна добавила к основной композиции еще 22, различных по размеру и дизайну, фонтана. Кроме того, рядом с Монплезиром был сооружен великолепный «Драконов каскад».

Со вступлением на престол дочери Петра - Елизаветы фонтанам вновь было уделено большое внимание. Русская царица славилась своей любовью к роскоши и всему красивому, поэтому за время ее пребывания в Петергофе фонтаны обрели множество декоративных деталей, которые сделали их еще более оригинальными и изысканными. Так приобрела свое великолепие композиция главных фонтанов Большого каскада.

«Нептун» - самый большой и мощный фонтан Петергофа в ансамбле. В его составе гигантский бассейн, который напоминает роскошное зеркало, обрамленное зелеными газонами и желтыми, с серым оттенком, камнями. В самом его центре гордо стоит статуя Нептуна, выполнена из бронзы, которая окружена многочисленной фонтанной свитой - всадниками на морских конях, тритонами сказочными драконами.

«Пирамида» - один из наиболее оригинальных водных комплексов Петергофа. Его строительство велось более сотни лет, и только по окончании восемнадцатого века фонтан обрел окончательный вид, которым туристы и гости могут любоваться и по теперешний день. Кроме того, он один из наибольших водных композиций в Нижнего парка.

Уникальное творение мастеров Римские фонтаны, основные компоненты которых сделаны из дерева и радуют Петергоф с тридцатых годов восемнадцатого столетия. По свидетельствам очевидцев они являются копией фонтанов, установленных в Риме. С течением времени фонтаны неоднократно перестраивались и сменяли основные детали. В результате они остались выполнены из гранита и мрамора, а дерево успешно заменил свинец.

«Шахматная доска» или «Каскад драконов» - крупнейший в ансамбле фонтанов Петергофа Нижнего парка. Название ему подарили статуи крылатых драконов на его вершине, из пастей которых мощными струями выливается вода. Его высота 21 метр и выполнен он из четырех белых и черных плит, уложенных в шахматном порядке.

К бывшей царской купальне примыкает фонтан Петергофа «Грибок» , который состоит из восьмидесяти тоненьких трубочек, прикрепленных к крыше композиции. Когда он работает - вокруг создается прозрачная водная стена, что искренне изумляет отдыхающих на лавочках возле его основания, гостей. Поражает воображение туристов и необыкновенные свинцовые фонтаны «Дубок» и «Елка», окраска которых сделана максимально приближенно к настоящим деревьям.

Есть в Петергофе и водная композиция с «изюминкой» - фонтан «Фаворитный» . Своим видом он немного схож на игрушку - посреди небольшого островка установлена фигурка пастушка, вокруг которого плавают утки. Когда игрушечная собака издает звуки лая - из фонтана вырывается столб воды. С давних времен сохранилась традиция бросать монетки на спины сидящих в воде уток. Если монетка достигнет цели - бросившего ждет удача в делах.

Почетное название Главный фонтан Монплезирского сада по праву принадлежит очень красивому фонтану «Сноп». Основа композиции - покрытые золотом статуи греческих богов, держащие переливающиеся в лучах света, фонтаны-чаши.

Фонтан «Солнце» долгое время исполнял роль царской купальни. В самом центре композиции - колесо, движение которого запускали силой бьющей в него, воды, создавая неимоверной красоты струи.

Парные фонтаны, созданные Венецианскими скульпторами в память библейских Адама и Евы , хорошо видны практически из любой, даже самой удаленной точки, паркового комплекса. Искрящиеся струи воды будто обнимают статуи и шумно ниспадают в бассейн, сделанный в форме восьмиугольника.

Еще одна композиция, выполненная в стиле греческих богов - фонтан «Тритон». Его главная идея - победа человека над необузданной силой морской стихии, которой так гордилась Россия.

Оригинальностью и неповторимостью наполнен и Львиный каскад, который изначально включал в себя композицию из восьми ваз, выполненных из мрамора и бронзовых скульптур львов. В середине девятнадцатого века фонтан переделали, добавив колоннаду, из которой вырываются мощные струи. Потоки воды бьют отовсюду, кроме львов, которые царственно наблюдают за этим великолепным зрелищем.

Шоу фонтанов в Петергофе поражает своим величеством и красотой. Каждый, кто хоть раз увидел непревзойденное мастерство человеческих рук и ума, покорившее дикую стихию воды, навсегда оставит здесь частичку своей души.

С наступлением сумерек в Петергофе начинается основное представление, которое продолжается больше двух часов. Под манящую музыку зрителей окутывают клубы разноцветного дыма, десятки водных струй взмывают в небо, переливаясь в лучах прожекторов немыслимыми искрами. В это время Петергоф окунается в сказку, которая напоминает самые красивые сказки о великолепном французском Версале.

Во время визита во Францию в 1717 году Петр I посетил Версаль, и этот дворцово-парковый ансамбль произвел на него огромное впечатление. Император решил сделать нечто подобное у себя в России, так появились знаменитые дворцы, парки и фонтаны Петергофа . Это знаковое место включают в свои маршруты все туристы, посещающие Санкт-Петербург.

Доминантой комплекса является Большой Петергофский дворец, он связывает в единое целое Нижний парк и Верхний сад. Его строили 11 лет, в результате получилось весьма скромное здание в стиле «петровского» барокко. Елизавету I такая резиденция не устраивала, и она начала его перестройку, поставив перед архитектором Б. Растрелли сложную задачу: сберечь стены отцовского дворца, гармонично вписав их в новую концепцию. Великий Бартоломео блестяще с этим справился, увеличив этажность и достроив галереи с примыкающими к ним боковыми корпусами.

В эпоху Екатерины II пышность барокко вышла из моды, и большой дворец меняет внутренний облик в соответствии со стилем классицизм. Последние существенные изменения Петергофского дворца произошли при Николае I, который в честь бракосочетания своей дочери Ольги велел достроить этаж над восточным корпусом. Все время, вплоть до Октябрьской революции, Большой дворец был одной из любимых летних резиденций российских императоров, а с 1918 года стал музеем.

Петергоф известен не только дворцами, а в большей степени своими парковыми ансамблями с их знаменитыми фонтанными каскадами.

Сначала это была позолоченная «Телега Нептунова». Но со временем она обветшала, была демонтирована и заменена на новую группу. Этот «Нептун», уже без «телеги», но с дельфинами и свинцовыми дубовыми гирляндами сохранился по сей день. Возле главных ворот Верхнего сада находится фонтан «Межеумный», получивший название из-за частых перемен скульптурного декора.

Последняя версия представлена бронзовым морским драконом и 4 дельфинами, из которых взмывают струи воды.

Нижний парк формировался сразу же как регулярный с 1714 по 1723 г. Архитекторы и садовые мастера создавали его на французский манер, и, хотя многие декоративные детали были утрачены, главная концепция сохранилась. Парк делится на 3 логически связанные между собой части: Парадную, Марлинскую и Монплезирскую. Каждая аллея парка завершается дворцом или фонтаном.

Главное сооружение западной части парка – дворец Марли, названный так в память о визите Петра I в резиденцию Людовика XIV.

Император сам делал наброски архитектурных особенностей и отделки этого здания. В итоге получился дворец в голландском стиле со строгостью как во внешнем, так и во внутреннем облике.

В Монплезире были размещены коллекции западноевропейской живописи и китайского фарфора. Рабочий кабинет царя оформили в стиле морской тематики, из его окон открывался чудный вид на Финский залив, Кронштадт, Санкт-Петербург, Петергоф . В сдержанно красивом Парадном зале дворца проводились семейные торжества, празднования в честь побед русского оружия, приемы иноземных послов. После смерти Петра I Монплезир стал музеем, где до сих пор хранятся его личные вещи.

Главная достопримечательность, украшающая Петергоф – парк фонтанов, непередаваемая водная феерия. Первоначально планировалось построить каскады фонтанов в Стрельне, но позже от этой идеи отказались из-за неизбежных подтоплений. Идеальным вариантом из-за своего разнообразного рельефа стал Петергоф.

Оставалось лишь найти надежный источник водоснабжения, который вскоре был обнаружен на Ропшской возвышенности. Петр I дал указание рыть канал, который будет снабжать водой фонтаны Петергофа . Одновременно в Верхнем саду устраивались пруды, где она должна была аккумулироваться.

Так появилась на свет петергофская фонтанная система, развивавшаяся до середины XIX века. Получилось около 40 км каналов, по которым вода поступает в 18 водохранилищ общей площадью более 100 га, а затем по трубам подается в фонтаны. Этот гидротехнический шедевр за счет перепада высот работает без применения насосного оборудования.

Огромный запас подземных вод Ропшской возвышенности позволяет петергофским фонтанам с мая по октябрь работать по 8 часов ежедневно.

Открытие фонтанов в Петергофе – это роскошный праздник, на который приезжают тысячи людей. Первым всегда просыпается Большой каскад, расположенный у подножия Петергофского дворца.

Его центр – знаменитый Самсон, разрывающий пасть льву.

Первоначально по замыслу Петра I здесь должна была стоять скульптура Геракла, убивающего гидру, но эта идея не осуществилась. Во времена Анны Иоанновны к замыслу вернулись, и в честь 25-летнего юбилея победы в Полтавской битве был построен фонтан. Но вместо Геракла на 3-метровом постаменте в окружении дельфинов библейский богатырь Самсон борется с оскалившимся львом, из пасти которого на 20-метровую высоту бьет вода.

В монплезирской части Нижнего парка находится каскад «Шахматная гора». Свое название он получил благодаря сливным ступеням, раскрашенным под шахматную доску.

В стороне от парадных ансамблей находится самый многоводный фонтан «Пирамида». Он создавался по замыслу Петра I и выполнен в виде 4-гранной пирамиды, форма которой создается 505 водяными струями.

Фонтан «Сноп», один из самых старейших, не менее гармонично вписывается в композицию восточной части Нижнего парка. Он выполнен в виде связки колосьев, из которых бьет струя воды.

По оси Марлинской аллеи Петр I велел установить парные фонтаны «Адам» и «Ева».

Вокруг каждой из них бьют по 16 семиметровых струй.

В западной части Нижнего парка находится красивейший «Золотой каскад», названный так из-за вертикальных частей его сливных ступеней, украшенных золочеными медными листами. Это великолепие охраняют скульптуры античных героев, выполненные из каррарского мрамора.

Высота их струй 15 м, но при этом расход воды минимален из-за конструктивных особенностей, предложенных самим Петром I.

Последний, четвертый, названный «Львиным» каскад построен вместо утраченного Эрмитажного и расположен на нижней террасе, а не склоне, как 3 его собрата.

Во время Великой Отечественной войны Петергоф был захвачен немецкими оккупантами, которые беспощадно его разрушили. Вырубленные сады, разграбленные и взорванные дворцы, вот во что был превращен Петергоф, фото военных лет – память о том страшном времени. Чтоб слух не резало немецкое название, в 1944 году город был переименован в Петродворец.

И лишь спустя более полувека ему все-таки вернули первоначальное имя – Петергоф.

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф , построенный при Петре Первом по его собственной задумке, находится недалеко от Санкт-Петербурга, в 29 км от него, у Финского залива.

Петр Первый всегда тянулся к западу. Так, пропитавшись архитектурой Европы, он решил построить резиденцию поблизости от Петербурга. Он сам принимал участие в разработке проекта архитектором И.Браунштейном и сам же контролировал грандиозное строительство паркового ансамбля, растянувшегося по площади на 21 гектар. Уже потом, при Екатерине II , были внесены архитектурные поправки таким образом, что дворцы приобрели схожесть со знаменитым в те времена Версалем

Несомненно, самым известным и привлекающим внимание не только всех россиян, но и заграничных гостей, была и остается, пожалуй, сама завораживающая достопримечательность Петергофа – Большой каскад в составе Большого грота. Каждый порог каскада оформлен красивейшими фонтанами, золочеными статуями мифических героев и богов.

34 тонны воды ежесекундно выплескиваются на радость восторженным взглядам посетителей, ежегодно съезжающихся со всех уголков планеты с целью увидеть собственными глазами это чудо, созданное еще в далекие 18-19 века. У его подножья располагается бассейн со знаменитой двадцатиметровой скульптурой Самсона, разрывающего пасть льва. Другие фонтаны и скульптуры Петергофа удивляют своей красотой и величием.

Большой каскад находится в непосредственной близости от центра дворцово-паркового ансамбля – непревзойденного Большого дворца Петергофа. Трехэтажный 268-метровый дворец расположился на террасе с восхитительным видом на Финский залив. В нем находится знаменитая рабочая комната вседержителя Петра I – дубовый кабинет. Все залы и комнаты, благодаря реставрации, сохраняют шик и роскошь, которые присущи были в те века. Бронза, мрамор, хрусталь, золото и позолота имеется во всем внутреннем убранстве.

Петергоф может порадовать и другими царскими дворцами и павильонами, в которых жил сам царь до того момента, пока не был окончательно возведен и подготовлен Большой дворец.

Например, по-своему красив дворец Монплезир, раскинувшийся на побережье Финского залива – излюбленное место Петра.

Петр первый был любителем нового, интересного, веселого. Свое чувство юмора он выразил в фонтанах-шутихи, которые неожиданно окатывают водой мирно присевших на лавочки передохнуть или насладиться красотой природы посетителей парка.

Строительство павильона «Эрмитаж» стартовало в 1721 году. Именно здесь проходили все трапезы Петра I. К сожалению, не сохранилось до наших дней необычный не то что для тех времен, но даже и для современности, механизм, который заключался в том, что трапезный стол опускался вниз, на первый этаж, для того чтобы слуги могли сменить кулинарные изыски.

Также обязательно стоит посетить павильон «Марли» с чудесным образом расположенными рядом прудами, павильон «Коттедж» в центре пейзажного парка, окруженного лужайками, тенистыми аллеями, ухоженными кустарникам и тропинкам, Английский парк с одноименным дворцом и прудом.

Посетить удивительный Петергоф должен каждый! Это самое красивая достопримечательность России с точки зрения архитектурного воплощения, нахождения в одном месте такого большого количества прекрасным образом оформленных, скомбинированных и украшенных парков, дворцов, фонтанов, искусственно созданных и естественных прудов. Город Петра – это достояние нашей великой страны.