Государев собор. Феодоровский собор в царском селе. Федоровский собор после революции

22.03.2024 Здоровье

Москва: издание Феодоровского государева собора, Товарищество Скоропечатни А.А. Левинсон, 1916. 101, с. с ил. В издательском парчовом переплете. 38,2х31,2 см. Первые четыре листа книги ил. с императорской символикой – хромолитографии с золотом по рис. Б. Зворыкина. Орнаментация, буквицы, заставки и виньетки выполнены в технике цинкографии Б. Зворыкиным. Иллюстрации, портреты в тексте исполнены в техниках гелиогравюры и автотипии. Текст набран старославянским шрифтом; каждая страница текста в декоративной рамке. Издание отпечатано на бумаге верже. Художественную часть альбома редактировал профессор живописи, замечательный русский художник В.М. Васнецов. Издание, отпечатанное по указанию императора Николая II, рассылавшееся в качестве рождественского подарка от имени императорской четы. 1-й лист-подносной: «Книга сия жалована их Императорскими Величествами в лето 1916 месяца декабря в 25 день полковнику Барону Александру Николаевичу Гревениц – литографским способом. 2-й лист – рукой Императрицы Александры Федоровны черными чернилами: «С Христовым Праздником». Ниже роспись Николая II: «Николай», ниже – Императрицы: «Александра. 23-го Декабря 1916 г.2». 3-й лист набран славянской вязью и отпечатан золотом: «Книга сия напечатана с соизволения Его Императорского Величества государя императора Николая Александровича». Роскошный подносной экземпляр!

Большая часть тиража вышла в издательском картонаже. На передней крышке тиснением золотом: герб, тиснением красной краской - название издания:

Небезынтересно отметиь такой факт, что «Феодоровский», (как он правильно назывался), собор был назван в честь покровительницы Русской государственности - Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Икона была явлена в XII веке в городе Гороце на Волге, именуемым в народе Малый Китеж, с которым связано предание о бывшем не так далеко от Городца на берегу озера Светлояра Большом Китеже, ставшем невидимым - символе Исконной Руси и о деве Февронии - носительнице Исконных знаний. Икона была помещена в храм святого Феодора Стратилата, поэтому названа Феодоровской, т.е. «Богодарственной». Святой Феодор Стратилат, в переводе с греческого означавший «Богодарованный Вождь», особо почитался при Андрее Боголюбском и Александре Невском, как покровитель княжеской власти. Он изображался на княжеской печати, как всадник - змееборец. Более позднее его изображение на клейме иконы датируется 1540-ми годами. И уже позднее, посе переноса столицы в Москву, образ Феодора Стратилата - всадника, поражающего копьем дракона, был заменен образом Георгия Победоносца и стал символом города Москвы, изображающемся на её гербе. Каким образом произошло такое переименование - тут, как говорится, «история умалчивает». Сам же изобразительный сюжет восходит к древней легенде. Суть её такова:

«В Каппадонии (область в Малой Азии, входившая тогда в состав Римской империи, сейчас территория Турции), находился город, которым управлял царь-язычник, преследовавший христиан. Решив привести царя к истине, Бог посылает на город дракона-змия, который начинает истреблять жителей. Змий жил в озере, похищал людей и там их пожирал. Чтобы умилостивить дракона царь посоветовал жителям давать в пищу змию каждый день по жребию своих детей. Пришла очередь и до дочери царя, но по помышлению Бога, желавшего спасти город, в это время к озеру на коне подъехал Святой Георгий. Когда из озера с шумом и грохотом появился страшный змий, Святой Георгий, осенив себя крестным знамением, призвав Господа со словами "Во имя Отца и Сына и Духа Святого" устремился на коне своём на змия и ударил его в гортань, поразил его и прижал к земле. После этого дочь царя связала змия своим поясом и отвела в город, где на центральной площади Святой Георгий отрубил ему голову, а царь и все жители города уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли христианство».

В этой легенде - источник образа Георгия Победоносца - символа победы добра над злом, воплощением которого являлся змей, символа непокоренного города - крепости, символа - победителя. И этот символ очень часто изображается Б.В. Зворыкиным в самых различных вариациях.

Феодоровский Государев собор был возведен в 1909–1912 гг. по инициативе Д.Н. Ломана и при самом непосредственном участии императорской семьи. Одновременно со строительством церкви возникла идея о создании альбома. Он вышел из печати в 1915 г. и замышлялся как первая часть предполагаемого двухтомного издания. На титульном листе его значится: «Выпуск А. Пещерный храм во имя преподобного Серафима Саровского чудотворца». Вторая часть издания должна была содержать описание Верхнего храма во имя иконы Феодоровской Божией Матери, но из-за событий Первой мировой войны вторая часть книги так и не вышла в свет. Авторы книги, как это часто встречается в церковных изданиях, не указаны. Издание заведомо предназначалось для подношений, поэтому было исполнено на высочайшем уровне (с репродукциями превосходного качества) и вышло очень небольшим тиражом. По мнению современников, эта работа представляла собой «одно из лучших графических произведений на книжном рынке». А современные антиквары характеризуют художественное оформление этого издания как «феноменальное» наряду с «Византийскими эмалями» Н. Кондакова и «Царской охотой» Н. Кутепова. Эта уникальная книга является не только произведением книгопечатного искусства, но и содержит редкие документальные свидетельства истории строительства и оригинального убранства храма, сыгравшие неоценимую роль при восстановлении и реставрации Феодоровского Государева собора.





Феодоровский Государев собор - православный храм в пригороде Санкт-Петербурга городе Пушкине на Академическом проспекте у Фермского парка. Феодоровская икона Божией Матери считалась покровительницей дома Романовых. С ней они взошли на престол в далеком 1613 году. Началась она с того, что в 1895 году, годом ранее вступивший на Российский Престол, Николай II перенес свою резиденцию из Гатчины в Царское Село, поселившись в Александровском дворце. В это время рядом с Египетскими воротами были возведены казармы для Собственного Его Императорского Величества конвоя и лейб-гвардии Сводного Его Императорского Величества пехотного полка, на которые возлагалась обязанность по непосредственной охране Императорской Семьи. Солдаты конвоя и полка неоднократно обращались к начальству с просьбой построить полковую церковь и в конце-концов подали Царю такое прошение: "Становясь па службу, полк и конвой принимают на себя ответственность за жизнь и безопасность царской семьи... Для достойного исполнения ея явно недостаточны человеческие силы, столь слабые и ограниченные. Где искать их укрепления и восполнения? Конечно, у Того, Кто всемогущ... Воспитать крепкую веру в Бога, научиться его помнить, горячо Ему молиться и быть достойным его помощи можно только под руководством Церкви, поэтому-то Царской охране особенно необходим храм Божий, в котором воины могут почерпать силы, находить поддержку и слышать слово назидания достойного пастыря". Общеизвестно уже, что Николай II был очень богобоязненным человеком, как и все члены его семьи, и прошение своей охраны нашло в его душе живейший отклик, тем более, что уже имеющиеся в Царском Селе церкви не вполне устраивали Императора – одни далековато, в других прихожан много. Николай сам выбрал место для строительства собора и на небольшом возвышенном участке Фермерского парка собственноручно сделал разметку нового храма. Случилось это зимой 1908 года. Изначально предполагалось что храм станет не только полковым, но и Царской Семьи. Еще надо отметить, что создание храма связано со стечением ряда обстоятельств церковной жизни Царского Села – летней резиденции русских царей петербургского периода. К началу ХХ в. в городе было более 30 приходских домовых церквей, здесь квартировали несколько воинских частей. Особенную роль в гарнизоне занимали две воинские части, на которые возлагалась непосредственная охрана Императорской Семьи – Собственный Его Императорского Величества конвой и лейб-гвардии Сводный Его Императорского Величества пехотный полк, в котором служили лучшие воины русской армии, собранные из гвардейских и армейских частей. И Сводный полк, и Конвой квартировали в непосредственной близи от Александровского дворца. Не имея собственной церкви, офицеры и солдаты этих элитных частей, в подавляющем большинстве верующие православные люди, не раз обращались к начальству с просьбой устроить собственный храм, “где воины могли бы почерпнуть в молитвах и таинствах благодатные силы”. Их благочестивое желание нашло живой отклик у Николая II и его Августейшей Супруги Александры Федоровны, известных своим ревностным служением Богу и Православной Церкви.

Домовой церкви в Александровском дворце проектом архитектора Дж.Кваренги предусмотрено не было, и только в 1897 г., уже в царствование Николая II на месте Малиновой гостиной дворца была устроена небольшая церковь св.Александра Невского, так как по причине болезни Государыня Императрица Александра Федоровна не могла выезжать в храм. Ни эта временная церковь, ни многочисленные храмы Царского Села, в том числе Екатерининский и Софийский соборы, не могли удовлетворить венценосных богомольцев, так как были открыты для всех желающих и моментально наполнялись зеваками, стоило в них прибыть Царю и Царице. Прошение конвойцев об устройстве нового храма вблизи жилища Царской Семьи оказалось как нельзя кстати и было с воодушевлением поддержано венценосными супругами. Царь сам отмерил шагами место устройства будущего собора на окраине парка, как раз посередине между Александровским дворцом и казармами Сводного полка и Конвоя. Место было выбрано живописное, на небольшом возвышении, рядом с прудом и источником чистой питьевой воды под развесистым дубом. В самой идее создания Феодоровского Собора и комплекса построек построенного по соседству с ним Феодоровского городка, отразилась стремление русской души Царя иметь хотя бы небольшой уголок собственно Руси в имперском Санкт-Петербурге. Было решено, что новый собор в царской резиденции должен быть построен по образцу Благовещенского собора в Московском Кремле, который был домовой церковью первых Романовых. С самого начала предполагалось, что Феодоровский Собор станет приходским храмом не только для военных, но и для Царской Семьи, и поэтому в его проектировании и возведении в течение всего периода строительства принимал активное участие сам Император. Он сам был автором концептуальной части проекта. Он же из личных средств внес на строительство 150 000 золотых рублей - основную сумму расходов. Торжественная закладка собора состоялась 20 августа 1909 года. Строительство собора было поручено специально созданному Строительному комитету под председательством командира Сводного полка генерал-майора В.А. Комарова, но фактически всеми делами по его устройству ведал капитан Д.Н. Ломан, в дальнейшем ктитор Государева собора и секретарь Императрицы. Его Величество Государь Император возлагает первый кирпич при закладке собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском СелеПервый закладной камень был положен самим Царем 20 августа 1909 года. Торжественный молебен по этому случаю совершил преосвященный Феофан епископ Ямбургский. Первоначальный проект академика архитектуры А.Н. Померанцева вскоре после начала работ по сооружению фундаментов подвергся критике и был отклонен, возникли новые предложения по архитектурно-пространственному решению собора. Проектирование было поручено архитектору В.А. Покровскому, который принял за образец московский Благовещенский собор в его первоначальном виде, каким он был построен в 1484-1489 гг. без дальнейших изменений и пристроек XVI века. В обсуждении проекта и внутреннего убранства приняли участие выдающиеся знатоки русской старины того времени В.М. Васнецов, князь А.А. Ширинский-Шихматов, князь М.С. Путятин, профессор Н.В. Покровский, граф А.А. Бобринский, А.В. Прахов, А.В. Щусев и др. Из этой группы единомышленников, понявших и разделявших вкусы Царя, уже после завершения строительства в 1915 году, возникло известное Общество возрождения художественной Руси. Проект Покровского был утвержден 1 августа 1910 года, после чего к нему перешло от Померанцева и руководство строительством. Обширный фундамент, заложенный согласно первоначальному проекту, дал возможность архитектору Покровскому устроить ряд крытых папертей, переходов с кровлями, украшенных шатриками, часовен, что придало постройке вид менее строгий, чем Благовещенский собор, и сблизило его с некоторыми Псково-Новгородскими церквами. Уже 26 февраля 1910 года на новом храме были установлены кресты, а к концу лета 1912 года строительство собора было завершено. Автор проекта В. А. Покровский в 1913 году был утвержден в звании профессора и получил должность "архитектора Высочайшего двора". Вынесенный за периметр сооружений Феодоровского городка храм в духе древнерусской архитектуры представлял собой сложное по композиции здание, состоящее из двух церквей – верхней и нижней. Над его центральной частью, квадратной в плане, возвышался сферический купол, покоившийся на круглом барабане. Высота Феодоровского собора - 43 метра. Ризалит главного, западного фасада завершала звонница, увенчанная малыми шатрами и небольшими куполами. На окнах и нишах укреплены решетки красивого рисунка, выкованные из меди, либо железа. Внутрь собора ведут многочисленные невысокие шатровые завершения входов и крытые паперти. Для офицеров конвоя и полка вход располагался на северной стороне собора. Снаружи входа выполнено мозаичное изображение архангела Михаила. Над Царским входом в юго-восточном углу собора, ведшим в пещерный храм, была укреплена мозаичная икона преподобного Серафима Саровского. Вход представлял собой пристройку с шатровым верхом, увенчанным золоченым двуглавым орлом. Это был любимый храм последней Царской Семьи, по существу, их домашний храм, который они посещали не раз в течение дня. Феодоровская икона Божией Матери20 августа 1912 года был освящен верхний храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы рода Романовых. В освящении приняли участие наместники Александро-Невской, Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавр и настоятели московских кремлевских соборов, поднесшие храму старинные иконы и хоругви. Интерьер верхней церкви отличался строгостью и величием архитектурных форм, массивностью круглых столбов, простором внутреннего объёма и хорошей освещенностью. Тончайшим искусством художественной резьбы и чеканки поражал полный пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского, высота которого составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для русского церковного зодчества XVII в. Рядом с главным престолом находился придел во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца, тезоименитого Цесаревичу Алексею Николаевичу. Феодоровский собор был прекрасен и торжественен. Стены и своды его не были расписаны и сохраняли белизну. Лишь колонны на высоту человеческого роста были покрыты росписями - древнерусские мотивы, сочные тона, завитки. Нижний Пещерный храм производил совсем иное впечатление. Первоначальным проектом создания пещерного храма не предусматривалось. В этом помещении предполагалось расположить отопительное оборудование и гардероб для нижних чинов. Над устройством нижнего храма трудился помощник строителя собора архитектор В.Н. Максимов. По воспоминанию современника строительства Ю. Ломана «Царь христосовался с солдатами и к великому неудовольствию придворного духовенства молился не в придворной церкви Екатерининского дворца, а среди солдат в полковом храме, получившем наименование государева собора». В соборе было два притвора, один из которых - нижний или «Пещерный храм», должен был стать исповедальней царя. По первоначальному проекту В.А. Покровского «Пещерного храма» в Федоровском соборе не предполагалось, а занимаемое им место предназначалось для устройства отопления и "раздевальни" для нижних чинов. Пещерным же он назван потому, что для его устройства пришлось углублять подвал, определенный уже построенным фундаментом. Внутреннюю роспись храма велась по эскизам, составленным братьями Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Так же, по эскизам В.М. Васнецова, под старину была стилизована и униформа для солдат-служителей Федоровского собора, напоминающая стрелецкие кафтаны. Первым настоятелем Феодоровского собора был протоирей Николай Андреев. Здесь также часто бывал воспитатель цесаревича Алексея по закону Божьему, духовник царской семьи протоиерей Александр Петрович Васильев. 5 сентября 1918 года, неделю спустя после ареста, он был расстрелян. В том же году был расстрелян и ктитор собора Дмитрий Ломан. В Феодоровском соборе неоднократно бывал Сергей Есенин. Он был даже определен в канцелярию при соборе во время своей службы санитаром в 1916-1917 годах. После октябрьского переворота настоятелем собора был протоирей Афанасий Беляев, которому повезло скончаться в 1921 году. Сменивший его протоирей Алексей Кибардин стал свидетелем разграбления и поругания собора в следующем году. Закрыт Феодоровский собор был только в 1933 году. Ему несказанно повезло – в нем не размещали тюрьму с расстрельным подвалом. В Верхнем храме разместился кинозал, а в нижнем устроили архив кинофотодокументов и склад кинопленки киностудии "Ленфильм". Церковное имущество было поделено между несколькими музеями, но многое было уничтожено в 1922 году. Некоторые реликвии были проданы за границу. Во время Второй Мировой войны собор значительно пострадал от артиллерийских обстрелов, особенно его северная часть. Очередное "рождение" Феодоровский Собор претерпел после войны - в Нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил себе овощехранилище.


Вознесенский Софийский собор

Особое значение для всей русской истории имел заложенный 30 июля 1782 года в присутствии Екатерины II Софийский Вознесенский собор. Именно в это время в результате длительных войн пал Константинополь, турки захватили и превратили в мечеть одну из главных святынь православного мира Софию Константинопольскую. Весь христианский мир был потрясен совершившимся кощунством. А Екатерина II, всю свою жизнь мечтавшая вернуть Константинополь православным (в какое-то время победы Потемкина сделали эту мечту близкой к осуществлению), решила - до тех пор, пока святыня находится в руках мусульман, заменить ее, воздвигнув Софийский храм в новом городке близ Царского Села.

Собор был построен в 1782—1788 годах архитекторами Ч. Камероном и И. Е. Старовым, колокольня постоена позже, в 1903—1904 годах, архитектором Л. Н. Бенуа.

В архитектурном оформлении интерьеров собора использованы пропорции ионического ордера. Своды поддерживают массивные пилоны с пилястрами, вытесанными из красных гранитных монолитов, к которым были приставлены восемь монолитных темных гранитных колонн. Капители колонн эрехтейонского типа.

Монументальные четырехколонные портики перекрытые фронтонами, придают храму торжественный, парадный облик. Это впечатление усиливают пять куполов, высившиеся на круглых барабанах и имеющие плоские завершения. Силуэт центрального купола напоминает купол Таврического дворца, но кроме обычного барабана под ним еще один - более широкий, на первый взгляд непонятного назначения. Центральный купол в соборе сделан двойным, внутри его устроен второй, меньший, похожий на купол Софийского собора в Константинополе. Этот купол и поддерживает второй, более широкий, барабан.

В храме ощущается прежде всего не строгая геометричность и холодная правильность, а величие устремленности вверх и державная мощь. Совершенно белая снаружи и внутри, лишь с золочеными иониками и базами красных гранитных колонн, София Царскосельская сверкает своей чистотой среди зелени и простых построек военного городка. Собор Вознесения Господня в Софии - одно из первых культовых зданий зрелого русского классицизма. Это простое, лаконичное и в то же время монументальное сооружение.

В 1817 году Софийский собор стал церковью лейб-гвардии Гусарского полка, одного из наиболее прославленных полков российской армии. В нем хранились георгиевские штандарты и награды, которых гусары были удостоены за боевые заслуги. На стенах размещались мраморные доски с именами погибших в сражениях офицеров полка. В западной части храма, у пилонов, были прикреплены знамена и значки, отбитые генералом Черняевым у кокандцев 22 сентября 1864 года.

Двухъярусная колокольня собора построена в саду, окружавшем собор, в 1903 - 1905 годах по проекту В. А. Покровского и Л. Н. Бенуа. В её нижнем ярусе была устроена небольшая церковь во имя Преподобного Серафима Саровского.

В 1934 году собор был закрыт, его богатейшее внутреннее убранство расхищено, уникальный иконостас уничтожен, мемориальные доски сорваны и разбиты. Серьезный ущерб причинила зданию война. Последующие десятилетия довершили гибель интерьеров храма. В середине восьмидесятых годов, едва началась "оттепель", верующие Царского села, где в то время не осталось ни одной действующей церкви, решили обратиться к властям с просьбой о возвращении им Софии. В 1990 году полуразрушенное и изувеченное здание было возвращено православной церкви и на Вознесение 1989 года среди черных стен, под осыпающимися сводами в нем была отслужена первая служба. Сразу же началось восстановление храма. К 750-летию Невской битвы, 12 сентября 1990 года у стен собора установили памятник Александру Невскому - Великому князю новгородскому, воину, защитнику земли русской, святому покровителю Санкт-Петербурга. Автор памятника - скульптор В. Г. Козенюк.

В 1999 г. собор был полностью освящён. Восстановление Софии стало одной из крупнейших работ реставраторов в С.-Петербурге и его окрестностях последних десятилетий и одним из символов возрождения православия в России конца ХХ века.

Феодоровский (Государев) собор в Царском Селе

В начале 1900-х годов основной императорской резиденцией стало Царское Село. Тогда и родилась идея строительства храма для собственных Его Императорского Величества Конвоя и Сводного пехотного полка.

С самого начала предполагалось, что Феодоровский Собор станет приходским храмом не только для военных, но и для Царской Семьи, и поэтому в его проектировании и возведении в течение всего периода строительства принимал активное участие сам Император. Александра Феодоровна приняла самое непосредственное участие в начале строительства, из их личных средств на строительство было внесено 150 000 р. - основная сумма расходов.
Проект был заказан академику архитектуры А. Н. Померанцеву.


Эрнест Липгарт. Император Николай II. 1900.


Эрнест Липгарт. Император Николай II. 1914.

Торжественная закладка здания состоялась 20 августа 1909 года в присутствии Императора, который положил первый камень в его основание. Однако, после устройства фундаментов, Николай II решил отказаться от продолжения работ по этому проекту. У него возникла новая идея —соорудить храм в стиле церквей XVII — XVIII веков. Это решение было связано еще и с тем, что проект Померанцева был признан многими специалистами неудачным. В петербургском журнале «Аполлон» об этом проекте была помещена разгромная статья под названием «Уродство».

Был назначен новый архитектор — академик Владимир Александрович Покровский, по проекту которого к тому времени заканчивалось строительство «царского» железнодорожного павильона. По пожеланию Императора за основу нового храма Покровский взял архитектуру Благовещенского и Успенского соборов в московском Кремле, однако в процессе проектирования и строительства внес в проект здания много новых элементов.

Вход в пещерный храм, солдатскую шинельную и в кочегарку (он также назывался входом для нижних чинов). Располагается на северной стороне собора.


Мозаика в абсиде

20 августа 1912 года состоялось освящение нового собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери - фамильной святыни Романовых.

Высота Феодоровского Государева собора — сорок три метра. Снаружи он выглядит просто. Прямые стены составляют в плане прямоугольник. Круглое завершение увенчано позолоченным куполом с крестом над ним. Ослепительно белые стены оживляют лишь мозаичные картины над шатровыми входами в собор. На окнах и нишах укреплены решетки красивого рисунка, выкованные из меди, либо железа. Внутрь собора ведут многочисленные невысокие шатровые завершения входов и крытые паперти.

Крытое крыльцо с шатровым верхом, увенчанное золотым орлом, вело в молельню Императора и членов его семьи. Сразу же за крыльцом по невысокой внутренней лестнице был вход в небольшую прихожую, откуда можно было пройти в помещение для богослужения.

Для офицеров конвоя и полка вход располагался на северной стороне собора. Снаружи входа выполнено мозаичное изображение архангела Михаила.

А главный вход с восточной стороны фасада увенчан изображением иконы Божьей Матери Феодоровской — родовой иконы династии Романовых, в честь которой назван собор. Перед этой иконой в 1613 году в Ипатьевском монастыре Костромы был благославлен принять царский венец первый царь Дома Романовых Михаил Федорович.

Звонница с большим набором колоколов находилась над западным входом. А подлинная икона Божьей Матери Феодоровской украшала самое большое помещение собора — Верхний храм. Придел освятили именем святого Алексия Митрополита Московского и Всея Руси чудотворца.

Верхний храм имел полный пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского.

Высота иконостаса составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для русского церковного зодчества XVII в. Интерьер верхнего храма отличался величием архитектурных форм, грандиозными размерами круглых столбов, высотой внутреннего объема и хорошей освещенностью.


Иконостас верхнего храма. Фото 1912 года

В соборе есть еще один — Нижний — Пещерный храм Серафима Саровского, оборудованный в подвальном помещении известным архитектором В. Н. Максимовым.

Основу убранства Пещерного храма составила Серафимовская церковь, все иконы и предметы культа которой были бережно в него перенесены. Если Верхний храм поражал грандиозными размерами, обилием воздуха и света, то Пещерный производил впечатление совершенно иное, — в нем не было окон; и сюда не проникали лучи солнца. Но он поражал своим интерьером и богатейшим убранством.

Стены Нижнего храма целиком задрапировали темной материей, а панели затянули материей синего цвета с вышитыми на ней темно-красными цветами. Пол покрыли коврами темно-красного цвета с широкой зеленой дорожкой посредине. На этом довольно темном фоне ярким пятном выделялся алтарь, обтянутый светло-золотистой парчей. На нем был установлен великолепный иконостас, состоящий из подлинных русских икон XVI —XVII веков. Все иконы на стенах согласно древнерусскому обычаю были помещены на великолепных пеленах, шитых золотом и шелками.

Любила Пещерный храм и Царица. Для нее была устроена особая комната, которую так и называли - молельня Императрицы, в которой Александра Федоровна могла уединиться в молитве, не покидая храма во время богослужения.


А.Маковский. Императрица Александра Федоровна 1914


И.Галкин. Императрица Александра Федоровна

Молельня, небольшое помещение шириной меньше метра, находилась справа от алтаря, в который вел узенький проход. Таким образом, Царица могла следить за ходом богослужения, не отвлекаясь вниманием других богомольцев и не смущая их своим присутствием.


Подушка вышитая святыми царственными мученицами во время заключения

26 января (6 февраля) 1914 года распоряжением протопресвитера Военного и Морского духовенства церковь Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка получила новое наименование — «Феодоровский Государев собор»


Великая Княгиня Ольга Александровна Романова. Фёдоровский Государев Собор в Царском Селе зимой, 1917 г.

После революции настоятелем собора был прот. Афанасий Иванович Беляев, скончавшийся в 1921 году. Свидетелями разграбления и поругания собора стали настоятель прот. Алексей Алексеевич Кибардин и диакон Николай Иулианович Нейдбайлик.

Ограбленный в 1922 г. и закрытый спустя 11 лет, собор был обращен в кинозал. В нижнем храме был устроен архив кинофотодокументов и склад кинопленки киностудии "Ленфильм". Церковное имущество закрытого собора было поделено между несколькими музеями. Многое было, однако, утеряно, продано за границу или просто уничтожено.

Во время II Мировой войны собор значительно пострадал от обстрелов, в особенности его северная часть. После войны в нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище.

В 1980-х гг. трестом «Леноблреставрация» была проделана большая работа по восстановлению собора. Весной 1991 года Феодоровский Государев собор передан Русской Православной Церкви.
Возрождение Феодоровского Государева собора было ознаменовано важным событием. 15 марта 1992 года житель Царского Села М.М. принес в храм икону Феодоровской Божией Матери, обретенную его сыном весной 1991 г. в одном из царскосельских парков. С 15 января 1992 года совершаются богослужения в пещерном, а с 1996 г. - в верхнем храмах.

Выступили князь Алексей Ширинский-Шихматов и полковник лейб-гвардии Павловского полка Дмитрий Ломан, члены православного Палестинского общества. (Палестинское общество занималось изучением истории и археологии, филологии и этнографии стран Ближнего Востока).

Необходимость возведения собора они объяснили тем, что у недавно созданных сводно-пехотного полка, императорского конвоя и железнодорожного полка, охраняющих царскую резиденцию, не было полкового храма.

В 1908 году Николай II дал разрешение на строительство и в августе 1909 года рядом с казармами и Александровским дворцом , недалеко от Ковшового пруда храм был заложен. В церемонии участвовал сам император, а члены императорской семьи посадили на храмовой площади 7 дубков, четыре из которых стоят здесь и сейчас.

Было принято решение построить храм в стиле церковной архитектуры XVII века. Проект сооружения выполнил архитектор Александр Померанцев, автор здания ГУМа в Москве . Однако, его замысел показался комиссии слишком громоздким и дорогим, а формы, представляющие «нарышкинское барокко», не отвечающими архитектурным идеям начала XX века. Работа опытного архитектора была отклонена. Окончательный проект подготовил молодой и полный свежих идей архитектор Владимир Покровский, взявший за основу храма архитектуру Благовещенского собора Московского Кремля в первоначальном его виде.

150 тысяч рублей на строительство были выделены лично Николаем II и императрицей Александрой Федоровной. Также деньги поступили от сахарных, табачных и горчичных «королей», которые надеялись получить награду или стать «поставщиком двора его величества». Поскольку денег на возведение храма было достаточно, работы продвигались ударными темпами и через четыре года, в 1913 году строительство завершилось, храм получил имя «Федоровского государева собора».

Федоровский собор стал не только полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного Конвоя, но и приходом императорской семьи, члены которой могли войти в храм через специальный вход в юго-восточном углу здания. Николай II чаще посещал не придворную церковь при Екатерининском дворце , а именно Федоровский собор, где он молился вместе с солдатами.

Вместе с тем, простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам.

Первоначально в храме планировалось устроить только два придела: главный - во имя Феодоровской иконы Божием Матери и боковой - во имя Святого Алексия, митрополита Московского. Позже было решено построить Нижний, или Пещерный храм, в котором была специальная царская комната. Свое название Пещерный храм получил по той причине, что при его строительстве пришлось углубить подвал. В 1912 году придел был освящен во имя Преподобного Серафима Саровского.

Роспись Федоровского собора выполнена по эскизам, созданным братьями Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Униформа солдат-служителей храма, похожая на стрелецкие кафтаны, сшита также по эскизам Виктора Васнецова.

После Октябрьской революции Федоровский собор не был разрушен, в отличие от многих других храмов. Но после его закрытия в 1933 году иконы передали в Русский музей , правда, при этом было выяснено, что многие из них, считавшиеся древними, оказались подделкой.

До войны в храме находилась киностудия Ленфильма. В нижнем храме размещался архив кинофотодокументов, а в верхнем притворе был устроен кинозал.

Во время войны Федоровский собор не был полностью разрушен, но лишился куполов. Оккупанты разобрали входную лестницу из розового мрамора, спилили несколько дубков, посаженных членами царской семьи и сломали царские ворота. В это же время сгорели все архивные материалы.

В послевоенное время в храме размещалось овощехранилище сельхозинститута. В 1962 году власти пытались взорвать храм, но попытка оказалась неудачной: были уничтожены только пристройки к основной части здания.

В 1991 году Федоровский собор был возвращен церкви и уже в следующем году в нем начались богослужения. К настоящему времени завершена реставрация сооружения. Возле дубов, посаженных императорской семьей в 1993 году установлен памятный бюст императора Николая II.

Интереснейший храм можно увидеть теперь в Пушкине. Это Феодоровский Государев Собор . И у него очень интересная история, на мой взгляд – одна из самых интересных среди православных церквей, построенных в начале ХХ века.

Началась она с того, что в 1895 году, годом ранее вступивший на Российский Престол, Николай II перенес свою резиденцию из Гатчины в Царское Село, поселившись в Александровском дворце. В это время рядом с Египетскими воротами были возведены казармы для Собственного Его Императорского Величества конвоя и лейб-гвардии Сводного Его Императорского Величества пехотного полка, на которые возлагалась обязанность по непосредственной охране Императорской Семьи.
Солдаты конвоя и полка неоднократно обращались к начальству с просьбой построить полковую церковь и в конце-концов подали Царю такое прошение:
"Становясь па службу, полк и конвой принимают па себя ответственность за жизнь и безопасность царской семьи... Для достойного исполнения ея явно недостаточны человеческие силы, столь слабые и ограниченные. Где искать их укрепления и восполнения? Конечно, у Того, Кто всемогущ...
Воспитать крепкую веру в Бога, научиться его помнить, горячо Ему молиться и быть достойным его помощи можно только под руководством Церкви, поэтому-то Царской охране особенно необходим храм Божий, в котором воины могут почерпать силы, находить поддержку и слышать слово назидания достойного пастыря".
Общеизвестно уже, что Николай II был очень богобоязненным человеком, как и все члены его семьи, и прошение своей охраны нашло в его душе живейший отклик, тем более, что уже имеющиеся в Царском Селе церкви не вполне устраивали Императора – одни далековато, в других прихожан много. Николай сам выбрал место для строительства собора и на небольшом возвышенном участке Фермерского парка собственноручно сделал разметку нового храма. Случилось это зимой 1908 года. Изначально предполагалось что храм станет не только полковым, но и Царской Семьи.
Николай Второй и его супруга Александра Федоровна внесли на строительство собора 150 тысяч рублей – сумма огромная по тем временам, которая и составила основную сумму расходов. Проект был заказан академику А.Н. Померанцеву. Первый камень в основание храма Николай Второй положил 20 августа 1909 года. Интересно, что после устройства фундамента от услуг академика Померанцева Николай отказался. Был назначен новый архитектор - академик В.А. Покровский, строитель царского железнодорожного павильона. По пожеланию Императора за основу нового храма новый архитектор взял архитектуру Благовещенского и Успенского соборов в московском Кремле. Но в процессе проектирования и строительства внес в проект здания много новых элементов. Среди них - выступающие вперед наружные входы, паперти и переходы, украшенные характерными для древнерусской архитектуры шатровыми завершениями. При этом для стен основного объема здания Покровский использовал уже имеющиеся фундаменты, заложенные по проекту Померанцева.
26 февраля 1910 года на новом храме были установлены кресты, а 4 марта, в присутствии Государя и Императрицы, подняли колокола.
20 августа 1912 года состоялось торжественное освящение собора, в котором приняли участие наместники Александро-Невской, Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавр и настоятели московских кремлевских соборов, поднесшие храму старинные иконы и хоругви. Чин освящения был совершен протопресвитером военного и морского духовенства отцом Шавельским. Николай каждому из представленных лиц вручил золотой жетон в память освящения Феодоровского Государева собора.
Высота собора 43 метра. Крытое крыльцо с голубым шатровым верхом и с двуглавым орлом вело в молельню Императора и членов его семьи. Сразу же за крыльцом по невысокой внутренней лестнице был вход в небольшую прихожую, откуда можно было пройти в помещение для богослужения. И сейчас вход туда простым смертным заборонен.
Для офицеров конвоя и полка вход располагался на северной стороне собора. Его украшал тогда и украшает сейчас мозаичное изображение архангела Михаила. Главный вход с восточной стороны фасада украшен изображением иконы Феодоровской Божьей Матер в честь которой назван собор. Эта родовая икона Дома Романовых – перед ней в 1613 году в Ипатьевском монастыре Костромы был благославлен принять царский венец первый Романов - Михаил Федорович.
Подлинная икона Феодоровской Божьей Матери украшала Верхний храм - самое большое помещение собора. Это помещение имело полный пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского, его высота составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам. В настоящее время иконостас восстановлен практически целиком.
В соборе есть еще и Нижний, Пещерный храм Серафима Саровского, оборудованный в подвальном помещении известным архитектором В. Н. Максимовым. Основу убранства Пещерного храма составила Серафимовская церковь, все иконы и предметы культа которой были бережно в него перенесены. Я, к сожалению в Нижний храм не попал.
Первым настоятелем Феодоровского собора был протоирей Николай Андреев. Здесь также часто бывал воспитатель цесаревича Алексея по закону Божьему, духовник царской семьи протоиерей Александр Петрович Васильев. 5 сентября 1918 года, неделю спустя после ареста, он был расстрелян. В том же году был расстрелян и ктитор собора Дмитрий Ломан.
В Феодоровском соборе неоднократно бывал Сергей Есенин. Он был даже определен в канцелярию при соборе во время своей службы санитором в 1916-1917 годах.
После октябрьского переворота настоятелем собора был протоирей Афанасий Беляев, которому повезло скончаться в 1921 году. Сменивший его протоирей Алексей Кибардин стал свидетелем разграбления и поругания собора в следующем году.
Закрыт Феодоровский собор был только в 1933 году. Ему несказанно повезло – в нем не размещали тюрьму с расстрельным подвалом. В Верхнем храме разместился кинозал, а в нижнем устроили архив кинофотодокументов и склад кинопленки киностудии "Ленфильм". Церковное имущество было поделено между несколькими музеями, но многое было уничтожено в 1922 году. Некоторые реликвии были проданы за границу.
Во время Второй Мировой войны собор значительно пострадал от артиллерийских обстрелов, особенно его северная часть.
Очередное "рождение" Феодоровский Собор претерпел после войны - в Нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил себе овощехранилище.
Только в 80-х годах прошлого века в соборе начались реставрационные работы. Весной 91-го Феодоровский Государев собор возвращен Русской Православной Церкви.
Возрождение Феодоровского Государева собора было ознаменовано важным событием в одном из царскосельских парков местный пацан нашел икону Феодоровской Божией Матери. 15 марта 1992 года его отец принес икону в храм.
Богослужения в пещерном храме совершаются с января 1992 года, в верхнем – с 1996-го.
В 75-ю годовщину расстрела Царской Семьи, 16 июля 1993 года среди дубков, посаженных убиенными открыт бюст Николая Второго работы скульптора В.В. Зайко (Не иначе денег не хватило - здесь бы самое место было всей Царской Семье).










Красивый вид со стороны феодоровского городка

Интересность - гриффон на стене православного собора

Иконостас в Верхнем храме


Верхний храм

Икона со святыми мученниками Николаем и Александрой


Как выжили в Советской России дубки посаженные семьей Императора ума не приложу

Бюст Николая II среди дубков посаженных Царской Семьей

История и день сегодняшний.

В середине ХIХ века в русском обществе начала утверждаться идея взаимозависимости духовной жизни страны и ее исконных национальных начал. В пору правления императора Николая II данная идея нашла образцовое воплощение в целом ряде архитектурных ансамблей и культовых памятников, к которым относится и Феодоровский Государев собор.
В России храмы часто строились по инициативе самих граждан. Так и собор в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе во многом явился исполнением чаяний конкретных людей. Речь идет, в частности, об офицере расквартированного в Царском Селе Сводного Его Императорского Величества пехотного полка Дмитрии Николаевиче Ломане - ктиторе временной полковой походной церкви, мысль о создании которой он сам и внушил начальству. Было это в 1909 году. А чуть позже Дмитрию Николаевичу удается добиться и решения государя о сооружении постоянного воинского храма для чинов Сводного пехотного полка, Его Императорского Величества конвоя и Царскосельского железнодорожного полка. Под храм выделили земельный участок неподалеку от Александровского дворца. Первоначальные средства на строительство (150 тысяч рублей) предоставили император Николай II и императрица Александра Федоровна. Император сам указал и размерил шагами место будущего храма - на живописной возвышенности у пруда «Ковш». С момента формирования строительного комитета Д. М. Ломан проявлял чудеса изобретательности, побуждая к пожертвованиям богатых купцов, промышленников, аристократов. Он также активно привлекал выдающихся художников и архитекторов для воплощения задуманного.
Собор был заложен 20 августа 1909 года в присутствии членов императорской фамилии. Молебен по этому случаю отслужил епископ Ямбургский Феофан (Быстров). Проектирование, начатое архитектором А. Н. Померанцевым, завершил архитектор В. А. Покровский, поскольку первоначальный вариант, предложенный Померанцевым, не устроил заказчиков ни по внешнему облику, ни по стоимости. В результате на уже выполненный фундамент был поставлен новый храм несколько меньших размеров, а выступающие части прежнего фундамента В. А. Покровский использовал для сооружения живописных крылечек дополнительных входов. Строительство длилось три сезона - с весны 1910 по август 1912 года. Храм был возведен в традициях древнерусского зодчества. При разработке проекта Покровский взял за основу архитектурные мотивы Благовещенского собора Московского Кремля, создав собственную неповторимую композицию. Одноглавый, квадратный в плане Феодоровский собор украшен кокошниками, аркатурным поясом, висячими гирьками, что является отличительной чертой русской архитектурной стилистики. Кроме этого, стены декорированы несколькими мозаиками. Особую праздничность и красоту собору придавало мозаичное панно «Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими». Выполненное по картонам Н. С. Емельянова в мастерской В. А. Фролова, оно подчеркивало парадный характер западного входа. Мозаика «Господь Вседержитель» располагался в абсиде, мозаика «Святой великомученик Георгий Победоносец» обозначал вход для офицеров и чинов конвоя, решенный в виде трехступенчатых арок, а трехсоставное панно «Святой благоверный князь Александр Невский, святая Мария Магдалина и святая царица священномученица Александра» украшало крылечко в юго‑восточном углу при входе в верхний храм, предназначенное для членов императорской семьи. Данное назначение каменного крыльца подчеркивал и шатровый синий верх с золоченым орлом на скипетре. Уже при проведении реставрации собора вместо висевшей ранее иконы появилось мозаичное панно с изображением преподобного Серафима Саровского, осеняющее вход в Пещерный храм и вход для ниж-
них чинов.
Верхний храм, рассчитанный на большое число молящихся (свыше тысячи человек), имел два придела: главный - во имя Феодоровской иконы Божией Матери и боковой - во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Название собор получил в честь Феодоровской иконы, особо значимой для семьи Романовых, поскольку именно перед ней в 1613 году в Ипатьевском монастыре венчался на царство первый Романов - Михаил Федорович. Икона была явлена в храме великомученика Феодора Стратилата в Городце в конце XII века. Один из ее списков для нового собора 13 марта 1910 года преподнесла Николаю II московская депутация. Верхний храм поражал всех высотой сводов и обилием света, роскошным убранством в стиле XVII века. Грандиозный пятиярусный иконостас состоял из икон, созданных по древним образцам московскими иконописцами В. П. Гурьяновым и Г. О. Чириковым. Впечатляла живопись Царских врат и массивных колонн. Император лично участвовал в обсуждении подготовленных эскизов. Пробные росписи были начаты художником Н. С. Емельяновым. Декоративное оформление осуществляли также архитектор В. А. Покровский и художник М. И. Курилко. Однако полностью воплотить замысел помешала Первая миро-
вая война.

Важным дополнением интерьера служила резная мебель, выполненная для верхнего и нижнего храмов в русском стиле ХVII века резчиками Сергиева Посада. Для ее покрытия изготовили специальные полавочники темно‑синего бархата с набойкой. По замыслу императора, в связи с подготовкой празднования 300‑летия дома Романовых Феодоровский собор должен был воплотить образ Святой Руси, идею возрождения России на основе возврата к исконным национальным началам.
Освящение верхнего храма состоялось 20 августа 1912 года в присутствии всей императорской семьи под праздничный перезвон десяти колоколов, водруженных на звоннице над парадным входом. Самый большой колокол весил 320 пудов. Совершил освящение протопресвитер военного и морского духовенства протоиерей Георгий Шавельский. Татьяна Мельник-Боткина, дочь лейб‑медика Николая II Е. С. Боткина, в своих воспоминаниях приводит трогательное описание службы:
«Никогда не забуду того впечатления, которое меня охватило под сводами церкви: молчаливые стройные ряды солдат, темные лики святых на почерневших иконах, слабое мерцание немногих лампад и чистые, нежные профили Великих Княжон в белых косынках наполняли душу умилением, и жаркие молитвы без слов за эту семью из семи самых скромных и самых великих русских людей, тихо молившихся среди любимого ими народа, вырывались из сердца». Первым настоятелем храма стал протоиерей Александр Васильев, а церковным старостой - Д. Н. Ломан, представленный к званию полковника и новой должности при Дворцовом управлении.
Фактически Феодоровский собор был полностью окончен лишь после завершения строительства Православного (Феодоровского) городка, предназначенного для причта, и работы над созданием большого подарочного альбома «Феодоровский Государевъ соборъ въ Царскомъ Селе», изданного в Мос­кве в 1915 году. Над альбомом трудились известные художники - В. М. Васнецов, Б. В. Зворыкин, Л. А. Сырнев (цветные репродукции с картин последнего донесли до наших дней образ интерьеров пещерного храма; тексты писали историки Б. А. Надеждин и В. Т. Георгиевский.
Наличие нижнего (пещерного) храма во имя преподобного Серафима Саровского было обусловлено тем обстоятельством, что императорская семья нуждалась в уединенном месте для молитвы. Именно это назначение и отражала стилистика внутреннего обустройства пещерной церкви, осуществленного архитектором В. Н. Максимовым под руководством члена Государственного Совета, большого знатока и ценителя русских древностей князя А. А. Ширинского-Шихматова при финансовом содействии действительного статского советника А. Н. Заусайлова. Здесь явно выражены признаки русского модерна, которые прослеживаются и в монументальной росписи, и в интерьерно‑декоративном убранстве. Тяжелые низкие своды обильно украшены причудливым растительным орнаментом, выполненным по эскизам В. С. Щербакова братьями Г. П. и Н. П. Пашковыми по образцам ярославской школы ХVII века (церковь Иоанна Предтечи в Толчкове). В росписи храмовых помещений также принимал участие В. М. Васнецов, создавший, кроме этого, эскизы одежд для прич­та и церковной стражи в стилистике допет­ровской Руси. Драпировка стен и панелей молельни из темно‑синей материи с набойкой красными цветами в древнерусском духе придавала интерьеру особую строгость и таинственность. Двухъярусный иконостас состоял из сорока старых икон, приобретенных действительным статским советником Н. А. Протопоповым у Н. М. Постникова и других известных собирателей древней иконописи. Главной храмовой святыней стал дар Великой княгини Елизаветы Федоровны - мантия преподобного Серафима Саровского.
27 ноября 1912 года пещерную церковь в присутствии императора и императрицы освятил епископ Кишиневский и Хотинский Серафим (Чичагов). С этого момента для царственной четы она стала домовой. В дни тяжелейших испытаний, выпавших на долю России с началом Первой мировой войны, здесь в особой Царской комнате с отдельным входом часто молилась Александра Федоровна. Здесь же в 1917 году, когда семья уже содержалась под арестом в Александровском дворце, но еще имела разрешение посещать службы, в Великую пятницу Страстной седмицы Романовы, которым вскоре предстоял крестный путь на Ганину Яму, на коленях прошли по галерее крестным ходом…