Кремль патриаршие палаты. Новые Патриаршие палаты в Московском Кремле? В настоящее время

09.08.2023 Здоровье

Пятиглавый собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова.

Nikolai Naidenov (1834-1905) , Public Domain

Кровли и кресты храма были покрыты медными листами и вызолочены.

В 1680 г. собор перестроили и дали ему современное название.


A.Savin , GNU 1.2

По размерам и роскоши убранства Патриарший дворец не уступал царскому Теремному. Здесь располагалась богатейшая патриаршая ризница.

На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них - Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей.

При Петре I во дворце разместилась Московская контора Синода.


Bernard Marti , CC BY-SA 2.5

Ризница и собор пострадали во время артобстрела 1917 г. В 1929 г. в храм был перенесен иконостас XVII в. из разрушенного собора Вознесенского монастыря.

В 1980–85 гг. в палатах прошла реставрация, в ходе которой зданию был возвращен облик XVII в., а музейная экспозиция приняла свой ныне существующий вид.

В настоящее время

На втором этаже патриарших палат расположился музей, посвященный русской культуре XVII в. накануне петровских реформ.

В экспозиции музея представлена старинная мебель, драгоценная посуда, ювелирные украшения, редкое шитье, предметы царской охоты.


Богдан Салтанов , Public Domain

Здесь можно увидеть изделия прославленных художественных мастерских: Царицыной, Годуновых, Старицких.


Alex Zelenko , GNU 1.2

В церкви особый интерес представляют иконостас из Вознесенского собора Кремля и ценная коллекция древних икон, включая иконы царских изографов Симона Ушакова и Федора Зубова.

Фотогалерея








Полезная информация

Что есть что в церкви

На первом этаже располагались хозяйственные постройки и комнаты патриарших приказов, на втором - парадные палаты и церковь, на третьем - личные покои патриарха. Четвертый этаж надстроили уже в конце XVII века. Там был «Висячий сад» и крохотная «Петровская палатка» (летняя опочивальня патриархов), где, по легенде, обучали юного Петра I.

Храм Двенадцати апостолов был домовым храмом русских патриархов и походил на соседний . При этом церковь поднята на высокие проездные арки и входит в единый архитектурный комплекс Патриарших палат. Иконостас XVII века, который сейчас можно увидеть в храме Двенадцати Апостолов, перенесли туда в 1929 из разрушенного Вознесенского монастыря Московского . «Родной» иконостас не сохранился.

Главное помещение Патриарших палат - Крестовая, или Мироваренная, палата. Там проходили заседания Священного Собора и пиры в честь царя и иностранных гостей.

Путеводитель по архитектурным стилям

Ее площадь 280 м 2 . Палата перекрыта единым сводом без опор - это было новшеством для русской архитектуры того времени. У восточной стены стоял иконостас, пол покрывали цветные изразцы, а в окна была вставлена тонкая цветная слюда. C балкона, примыкающего к Мироваренной палате, патриарх благословлял собиравшихся на площади людей.

Сейчас в Крестовой палате Патриаршего двора работает музей. Там можно увидеть огромный сосуд для церковного масла миро. Эту кадь изготовили в 1769 году по приказу Екатерины II. Варили миро только здесь, в Мироваренной палате, а потом доставляли во все храмы Руси. Так появилась поговорка «одним миром мазаны».


Состав мира включал смолы, травы и масла - около 40 ингредиентов. Это елей (оливковое масло высшего качества), белое виноградное вино (чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла), стиракс, ладан (росный, простой белый, черный), мастика, сандарак, лепестки розы, базилик, фиалковый, имбирный, ирный, кардамонный и калганный корни, мускатное, бергамотовое, розовое, лимонное, лавандуловое, богородской травы, розмаринное, лигнородийское, коричное, майоранное, померанцевое и гвоздичное масло, бальзам перувианский, терпентин венецианский.

Процесс мироварения проходил по строгому ритуалу. Посреди Мироваренной палаты находился каменный очаг, на который ставили 2 котла для варки и кадь для сливания мира. Торжественный чин мироварения проходил на Страстной седмице. В Великий Понедельник патриарх полагал начало мироварению. После молебна освящали воду и окропляли все ингредиенты для мироварения. В котел добавляли святую воду, а затем вливали масло и вино. Патриарх лично зажигал огонь под ним. После этого начиналось непрерывное чтение Евангелия в течение трех дней, пока варилось миро.
В Великий Вторник в мироваренный котел добавляли виноградное вино и благовонные вещества, а в Великую Среду - виноградное вино и елей, сваренный в четвертую седмицу Великого поста.
Освящение мира происходило в Великий Четверг за богослужением в Успенском соборе, куда миро доставляли в специальном сосуде - алавастре. По преданию, в него добавляли миро от каждого нового освящения. Патриарх трижды благословлял каждый сосуд с миром, тайно читал молитву и добавлял в каждый сосуд немного древнего мира из алавастра. Освященное миро доставляли в патриаршую ризницу и оттуда рассылали по всем епархиям. Так что православные по всей России действительно одни миром мазаны.

После упразднения патриаршества в 1721 году в палатах разместилась Синодальная контора. Она управляла церковными делами.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Здесь находилась ценная библиотека и ризница, которую разграбили после 1917 года. Во время штурма Кремля Патриаршие Палаты сильно пострадали, а церковь Двенадцати Апостолов разрушили. Через год кремлевские здания превратились в комендатуры, склады и реставрационные мастерские. Патриаршие Палаты открылись для посетителей лишь в 1967 году.

Сейчас здесь работает музей, где воссоздан интерьер богатых жилых покоев XVII века. Все предметы - подлинные. А миро варят уже в Донском монастыре.

Патриаршие палаты на фотографиях разных лет:

А что вы можете рассказать о Патриарших Палатах или церкви Двенадцати Апостолов в Московском Кремле?

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов - один из лучших памятников русской архитектуры XVII в., в облике и интерьере которого отразились сложные взаимоотношения светской и духовной властей страны.

История Патриаршего дворца и церкви Двенадцати апостолов

Успешное формирование русского единого государства с центром в стало причиной переезда в этот город в 1325 г. митрополичьего двора из постепенно приходящего в упадок . Своим актом митрополит Пётр признал главенствующую роль московских князей в собирании русских земель.

Первый дворец митрополита находился у . Позднее для него было выбрано место ближе к . Первоначально деревянный при митрополите Ионе в 1450 г. он был перестроен в камне вместе с домовой . Во время пожара 1473 г. комплекс значительно пострадал, но вскоре был восстановлен в прежнем виде. В 1589 г. на Руси вводится патриаршество и спустя 6 лет при патриархе комплекс был значительно обновлён с сохранением общей традиционной планировки.

События Смутного времени катастрофически отразились на состоянии патриаршего дворца. Во время бурных событий 1612 г. он обгорел и понёс значительные утраты. Пожар 1626 г. ещё больше усугубил положение. На восстановление старого здания потребовалось несколько лет, но он уже не удовлетворял ни требованиям времени, ни уровню притязаний первосвященника Русской православной церкви. В середине XVII в. патриарх получил разрешение на перестройку палат. Участок для строительства был существенно расширен за счёт подаренных царём части земель усадьбы Годуновых. Строительные работы по возведению новых Патриарших палат и Церкви Двенадцати апостолов продолжались в 1653-1655 гг. Руководство работами находилось в руках зодчих Антипа Константинова, Давида Охлебинина, а затем мастера из Тараса Тимофеева. Ряд исследователей называют имена и других зодчих, занятых на строительстве: А. Макеева, Б. Огурцова и других.

В конце XVII в. наверху Патриаршего дворца возвели небольшое помещение - Петровскую палатку. По легенде там скрывался будущий император во время стрелецкого бунта 1682 г. С 1721 г. после упразднения патриаршества в комплексе разместилась Синодальная контора, ведавшая церковными делами. В ноябре 1917 г. Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов пострадали больше других строений Кремля. В результате артиллерийского обстрела были пробиты стены здания и разрушены внутренние помещения. По этой причине первоначальный интерьер комплекса не сохранился.

После закрытия Кремлёвских соборов в 1918 г. в Патриаршем дворце и церкви Двенадцати апостолов разместилась экспозиция Музея прикладного искусства и быта XVII в. В советский период Патриаршие палаты и домовый храм патриархов неоднократно становились предметом тщательного исследования и реставрации. В 1920 г. была восстановлена вторая арка проезда во двор комплекса. Уже в 1922 г. первоначальный вид был возвращён северной галерее, связывающей церковь и патриаршие палаты. В 1955-1957 гг. и 1963-1966 гг. удалось восстановить значительную часть древних росписей и первоначальных архитектурных форм.

Патриаршие палаты

Рассказы экскурсоводов музея, подкреплённые большим количеством подлинных и уникальных экспонатов, глубоко раскрывают различные аспекты жизни российского общества, истории страны и церкви в XVII в. Развитие декоративно-прикладного искусства, история архитектуры и различных школ иконописи иллюстрируется уникальными экспонатами музея. Сложные взаимоотношения церкви и государства, глубокие внутрицерковные противоречия и повседневная жизнь состоятельных горожан - всё это выразительно показано в экспозиционных залах.

В отдельную тему выделяется рассказ о повседневной жизни Московских патриархов. День первосвященника, как и многих его современников, начинался ранним утром. В шесть часов, после первой службы патриарх приступал к текущим делам. В Крестовой палате его ожидали многочисленные челобитчики. Прошения о назначениях и благословениях, жалобы и споры рассматривалась до десятичасовой литургии. В праздники она проходила в Успенском соборе, а в будни - в домовой церкви или в том храме, откуда патриарх получал приглашение. В полдень приходило время обеда. В скоромные дни на стол патриарха подавалось до 30 блюд, в дни постов - только 10. В течение всего обеда специальный служитель за аналоем читал жития святого текущего дня. Временами его подменяли певчие. Обед заканчивался благодарственной молитвой и ритуалом сбора крошек со стола. Если патриарха не занимали гости, до пяти часов наступало время послеполуденного отдыха. После вечерней службы, патриарх возвращался к домашним, «келейным» делам. Заканчивался день первосвященника около полуночи.

Первый этаж здания некогда занимали хозяйственные службы дворца. Здесь же размещались различные управленческие подразделения Московской патриархии. Сегодня самое большое помещение на этом этаже используется для проведения временных выставок. На второй этаж посетители дворца поднимаются по узкой крутой лестнице, ведущей к Крестовой палате.

Первым залом музея считаются парадные сени Патриаршего дворца. Здесь патриарх встречал своих гостей и отсюда выходил на к народу. В дни праздников в этом помещении собирались все служившие у первосвященника дьяки и дворяне. В наши дни в сенях развёрнута историко-мемориальная экспозиция музея. Среди экспонатов в витринах представлены предметы богослужения и личные вещи, принадлежавшие патриархам Иосифу, и Никону.

Крестовая палата

Давний спор о главенстве духовной и светской власти, принявший в середине XVII в. ожесточённый характер, неожиданно вылился в архитектурное соперничество двух дворцов. Крестовая палата Патриаршего дворца стала своеобразной альтернативной знаменитой . Главный зал дворца патриарха превзошёл её по архитектурному решению перекрытия. Это помещение площадью 280 кв. м. не имеет центральных опорных столбов. Свод Крестовой палаты поддерживается только стенами, что стало большим шагом вперёд в развитие русской архитектуры. Палата производила неизгладимое впечатление на гостей патриарха. После её посещения Павел Алеппский сделал такую запись в своём дневнике: «Зал поражает своей необыкновенной величиной, длиной и шириной, особенно удивителен обширный свод без подпор посередине». Пол палаты покрывали цветные изразцы, а окна застеклялись пластинками тонкой слюды. Оконные решётки украшали яркие цветы, изготовленные из атласной ткани.

Крестовая палата существовала и в старом Патриаршем дворце. Так традиционно называли помещение с небольшим иконостасом, перед которым устанавливали деревянный крест. Из-за этой традиции она и получила своё название.

Палата служила для проведения торжественных приёмов, праздничных обедов, здесь проходили церковные Соборы. В этот зал приходили в день своих именин русские государи с праздничным пирогом и получали благословение от предстоятеля церкви. В ней же на закате своей карьеры патриарх Никон предстал перед судом Вселенских патриархов.

Приготовление мира

После обрушения в 1760 г. Успенской церкви, Крестовая палата с 1763 г. стала главным местом варки миро для всех храмов страны. Причина такой «централизации» была самая прозаическая. В провинции было очень сложно достать редкие ингредиенты непростого состава мира. В него входит около 50-ти ароматических трав, жидкостей и масел. Основу состава мира составляет высококачественное оливковое масло, куда добавляется белое виноградное вино, три вида ладана, мастика, базилик, кардамон, масло гвоздики, коры, розмарина, муската, лепестки розы, корень кардамона и многое другое.

Процесс приготовления мира проходил в строгом соответствии с отработанным веками ритуалом. Чин мироварения непременно проходил в Великий Понедельник на Страстной седьмице. Прежде всего, проходил обряд освящения воды и окроплялись все подготовленные ингредиенты. Каменный очаг был устроен прямо посреди палаты. На него устанавливались два котла: один для варки, второй для слива приготовленного продукта. Сначала в кадь заливалась святая вода, а затем постепенно оливковое масло и белое вино. Огонь в очаге патриарх собственноручно разводил. Сам процесс варки продолжался три дня и сопровождался непрерывным чтением Евангелия.

В Великий вторник в кадь добавлялось вино и ароматические ингредиенты, а на следующий день ещё раз вино и елей. Елей должен был непременно сварен в четвёртую седьмицу Великого поста. Освещение полученного мира проходило в Успенском соборе в Великий Четверг, куда он доставлялся в особом сосуде - алавастре. По преданию, первоначально он принадлежал апостолам. После разлива состава, патриарх ещё трижды благословлял каждый сосуд, зачитывал молитву и добавлял немного старого мира. Освещённое миро поступало в патриаршую ризницу, откуда рассылалось по приходам и монастырям.

Современная музейная экспозиция Крестовой палаты включает произведения декоративно-прикладного искусства и личные вещи первых людей государства. Это богатые оклады икон и разнообразная богослужебная утварь, царская посуда. В коллекции личных вещей серебряный ковш и сковорода царевны . В обширном собрании часов XVI-XVII вв. есть экземпляры, принадлежавшие и , патриарху Филарету. Довольно много предметов церковного облачения, которыми пользовался патриарх Никон. Это белый клобук, сшитый по греческим образцам, саксос, посох, украшенный цветной эмалью и камнями. Рукоятка посоха в форме змеи символизирует мудрость Церкви.

Библиотека патриарха

Основу собрания библиотеки патриаршего дворца составили древнеславянские и византийские книги и рукописи. Особо ценный документальный фонд образуют личные письма предстоятеля церкви и русских правителей.

Продолжая традицию, заложенную в XV в. царевной , русские государи регулярно пополняли библиотеку ценными рукописями и книгами. К началу XVI в., по словам посетившего Москву ученого монаха Максима Грека, это было одно из крупнейших книжных собраний в Европе.

Большой вклад в развитие библиотеки лично внёс патриарх Никон. По его настоянию было единовременно приобретено около 500 рукописей из греческих монастырей. За счёт собственных «келейных» средств патриарх приобретал для своей библиотеки книги и рукописи у провинциальных монастырей . Вплоть до 1917 г. книжный и рукописный фонд библиотеки был открыт для всеобщего пользования. После революции патриаршая библиотека была национализирована.

Придельная церковь святого апостола Филиппа

На третьем этаже дворца располагались жилые комнаты патриарха. В малой крестовой палате хранились священные реликвии, принадлежавшие главе русский церкви, в том числе, перст Василия Великого. Отсюда можно было пройти в небольшой храм святого апостола Филиппа. Он располагался над трапезной домовой церкви. На престоле храма когда-то стоял алавастр, старинный сосуд для мира, привезённый из Византии. В специальном шкафчике в алтаре хранились священные мощи. В особых случаях от них отделялись маленькие кусочки и зашивались в платы для литургии, которые рассылали в новые храмы. В настоящее время эти помещения закрыты для посещений туристами.

Церковь Двенадцати апостолов

Церковь Двенадцати апостолов самое позднее культовое здание на Соборной площади. Она построена в середине XVII в. при патриархе Никоне как домовый храм главы Русской православной церкви. Первые годы истории церкви загадочны и туманны. Исследователи расходятся во мнении по поводу освящения храма. Некоторые источники указывают, что патриарх Никон намеревался посвятить церковь Святой Троице. Ряд историков считают, что до 1680 г. храм простоял безымянным и был освящён только патриархом Иакимом. Другие исследователи придерживаются версии, что первые годы своего существования храм был посвящен апостолу Филиппу.

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов сквозь века пронесли представления наших предков о прекрасном. Этот памятник архитектуры, дополненный развёрнутой в его стенах экспозицией Музея прикладного искусства и быта XVII в., создаёт целостное представление об архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве отдалённого периода истории России.


(рус. Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов; англ. The Patriarch’s Palace and the Church of the Twelve Apostles)

Режим работы: каждый день с 10.00 - 17.00. Выходной – четверг.

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов – постройки на территории Московского Кремля , расположеные к северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого . Пятиглавый собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова . В это время Москва вела активную борьбу за объединение русских удельных княжеств в единое государство. Идея объединения Руси полностью соответствовала и интересам церкви, так как укрепляла ее экономические, политические и идеологические позиции.

В 1646 году, при дворе, объявился некий Никита Минин, родом из-под Нижнего Новгорода, в прошлом монах, а затем игумен из далекого монастыря под Архангельском. Он так рьяно обличал мирские пороки, начинавшее входить в моду легкомысленное вольнодумство, что государь посоветовал Патриарху поставить его настоятелем в московский Новоспасский монастырь, чтобы улучшить тамошние нравы. В 1649 году, он получает сан Митрополита Новгородского и Великолуцкого, став вторым лицом в Русской православной церкви после Патриарха Московского.

Еще при жизни Михаила Федоровича, в 1635 году, одновременно с Теремным дворцом Патриарх Иосиф начал строить в кремле палаты. Работы велись ни шатко ни валко, а со смертью Царя Михаила и вовсе остановились.

После смерти Патриарха Иосифа, патриархом Всея Руси становится Никита Минин (Патриарх Никон). На патриаршество Никон согласился не сразу, прежде взяв с царя обет не вмешиваться в церковные дела.

Став Патриархом, Никон сразу же приступил к разборке старых палат. При патриархе Никоне, в 1656 году, было построено новое, сохранившееся до нас, здание Патриаршего дворца с церковью «Двенадцать апостолов», занявшее часть двора Бориса Годунова. До 1658 года продолжалась отделка помещений. К 1673 году была заложена одна проездная арка под церковью Двенадцати апостолов.


В отличие от предыдущих дворцовых построек, палаты Никона состояли из нескольких зданий, построенных единым архитектурным блоком. В декоративной обработке фасадов имеются элементы Владимиро-Суздальского зодчества. Палаты включают двухэтажное здание самих палат, второй этаж которого заняла громадная Крестовая палата, трехэтажное здание для жилья и приказов, а также поднятую, над проездной аркой, домовую церковь Двенадцати апостолов. Главным парадным помещением всегда служила Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры, в честь царя и иноземных гостей.


Крестовая (Мироваренная) палата дворца представляет особый интерес. Перекрыта она единым сомкнутым сводом без опор, что было большим новшеством и достижением русской архитектурной практики того времени. В этой палате патриарх Никон праздновал свое новоселье, на котором побывал архиепископ Павел Алеппский и оставил ее восторженное описание.


Парадные сени – это своеобразная прихожая патриаршего дома. Во время всех торжественных приемов и выходов, в Парадных сенях находились служащие у патриарха дьяки и дворяне.

Никону не пришлось долго пожить в этом дворце. В 1666 - 1667 годах, церковный собор, на котором не присутствовал Царь Алексей Михайлович, лишил Никона сана. После ссылки Никона палаты опустели. В конце XVII века был надстроен четвертый этаж, от которого до наших дней дошла Петровская палата.

Собор «Двенадцать апостолов», сооруженный на месте старого храма Соловецких чудотворцев и части двора Бориса Годунова, первоначально назывался церковью Апостола Филиппа. В этом соборе патриархи отправляли повседневную службу, кроме больших праздников.

Экспозиция собора дает возможность проследить за развитием иконописи XVII века, которое делится на два этапа. Первый этап (1600-1650-е годы) представлен иконами, воплотившими стремление оживить угасающий дух прежнего великого искусства, путем следования древнему художественному канону (линия развития искусства «грозненской школы»), и повышенной его эстетизацией (линия искусства «строгановской школы»). Второй этап (с 60-х годов до конца столетия) представлен иконами, воплотившими стремление постепенно отойти от традиционного стиля древнерусской живописи в сторону реалистического искусства.

При Петре I во дворце разместилась Московская контора Синода . Ризница и собор пострадали во время артобстрела 1917 года . После революции проводилась научная реставрация Патриарших палат.

В 1929 году в храм был перенесен замечательный иконостас XVII века, из разрушенного собора Вознесенского монастыря . В 1967 году на втором этаже была открыта первая постоянная музейная экспозиция.

В 1980-1985 годах проходила еще одна реставрация, в ходе которой зданию был возвращен облик XVII века, а музейная экспозиция приняла свой ныне существующий вид. Здесь можно увидеть изделия прославленных художественных мастерских: Царицыной, Годуновых, Старицких.

Интерьер богатых жилых покоев XVII века воссоздан на основе документов, с использованием подлинных вещей в двух комнатах, назначение которых не прослеживается, но известно, что они сохранили изначальные архитектурные формы XVII века.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Дорога к Соборной площади со стороны Александровского сада ведет через высокие арки в подклете церкви Двенадцати апостолов, примыкающей к Патриаршим палатам. Здесь несколько веков помещались личные покои главы русского православия, его канцелярия и сокровищница. Ни одно здание Московского кремля не перестраивали так часто и кардинально, в этих белокаменных стенах бушевали пожары и нешуточные страсти, роскошь отделки соперничала с царским дворцом.

Еще при Иване Калите в кремле поставили избу для митрополита Петра. Только в 1450 г. началось строительство каменных палат возле церкви Ризоположения , ставшей домовым храмом святого Ионы, первого русского митрополита, не назначенного в Константинополе. На исходе 15 века их уничтожил страшный пожар. Восстановление подворья длилось больше века и было завершено только патриархом Никоном. Уже после его низложения возвели церковь Двенадцати апостолов, придавшую законченность комплексу Соборной площади.

Архитектура Патриаршего дворца

Здание представляет собой конгломерат из объединенных в одно целое построек разного времени, потому их общий стиль определить весьма сложно. Барабаны церкви Двенадцати апостолов такие же, как на Архангельском соборе, обращенный к площади фасад отделан подобно Успенскому храму, который старше на несколько веков. Глаз сразу замечает несовпадения пропорций и асимметричность расположения окон, вызванные многократными перестройками. Современники поражались смелому решению зодчих Крестовой палаты, чей огромный свод не имеет центральной опоры. Роскошная отделка парадного зала стала причиной обвинения патриарха Никона в грехе гордыни.

Музей в Патриарших палатах

Второй этаж огромного здания занимает экспозиция, где демонстрируются предметы искусства и быта 17 века. В Парадных сенях выставлены одежда, ризы и вещи патриарха Никона. На стендах Крестовой палаты, предназначенной для торжественных приемов и церковных соборов, красуются коллекции дворцовой посуды, охотничье оружие Ивана Грозного, богатейшее собрание старинных часов. Другое название зала - Мироваренный: до 1917 г. в огромном серебряном чане, подаренном Екатериной II, на специальной печи под особые молитвы происходило таинство сотворения ароматического масла - мира, которым совершалось помазание на царство, освящение новых зданий и кораблей.

В Приказной палате можно увидеть письменный прибор и шахматы царя Алексея Михайловича, подлинный букварь его внука Алексея Петровича, нарисованный знаменитым художником того времени Карионом Истоминым. Реконструирован интерьер жилых комнат - деревянные столы, стулья, резное кресло, окованные сундуки и облицованная изразцами огромная печь погружают экскурсантов в быт высшего духовного и светского сословия 17 века.

Редчайшее собрание расшитых предметов церковного обихода - престольных покровов, завес для царских врат, настенных пелен - находится в Трапезной палате. Золотошвейное искусство переживало свой расцвет как раз в 17-18 веках, художники и мастерицы оставили нам великолепные образцы своего ремесла. В церкви Двенадцати апостолов выставлены редкие иконы старинного дониконианского и нового письма.