Основание екатеринослава. Екатеринослав: современное название города. Нужно ли переименовывать город

23.01.2024 Здоровье

Телефонный код: +380 56(2) Почтовый индекс: 49000 Автомобильный код: АЕ 0000 ХХ Городской голова: Куличенко Иван Иванович Официальный сайт Иллюстрации на Викискладе

Численность населения - 1 039 000. человек (); третий по численности на Украине после Киева и Харькова .

Расположен на обеих берегах среднего Днепра .

Днепропетровск - крупный узел железных и шоссейных дорог. С 1995 года действует метрополитен - 1 незавершенная линия из 6 станций. Имеется международный аэропорт .

История

С древнейших времен до XVIII века

Место, в котором располагается нынешний Днепропетровск, с древности было благоприятным для обитания - за исключением тех тысячелетий палеолита , когда здесь проходила граница ледникового щита. На территории города и ближайших окрестностей открыты стоянки человека эпохи каменного века (40-16 тыс.лет. до н. э.), неолитических охотников, кочевников : киммерийцев , скифов , сарматов (II тыс. до н.э. - начало I тыс. н.э.). Уже с тех незапамятных времен существовала связь по Днепру и Черному морю с Восточным Средиземноморьем. В III -IV веках в 40 км южнее Днепропетровска (у с. Башмачка)находился один из центров Готской империи , а возможно, и ее столица (Данпрстадт). Существовали поселения и в черте города. Затем через край прошли воинственные орды гуннов , аваров , булгар , мадьяр …

Возрождение края началось с XVI века - после становления Запорожского казачества и организации ниже по Днепру Сечей , являвшихся преградой на пути татарских отрядов на север. Так, уже с 1500 или 1550 гг. известно поселение Самарь (Старый Самар) на территории нынешнего пос. Шевченко (Днепропетровск) в низовьях Самары - археологические находки подтверждают существование здесь крупного торгово-ремесленного пограничного поселения. В 1688 г. московскими властями здесь построена Новобогородицкая крепость, местное население перешло в соседние села. С 1564 г. упоминаются казацкие курени в Таромском , которое с 1704 года стало военной слободой. С 1596 г. известно поселение у переправы через Днепр - Каменка - ныне жилмассив Фрунзенский. Под -м г. упоминается Богородицкое поселение (на территории пригорода - Подгородного). С 1648 года известен хутор Обуха (ныне - пос. Кировское).

Поселения на территории современного Днепропетровска до основания Екатеринослава

Таким образом, к моменту основания губернского города, только в пределах черты современного города Днепропетровска уже располагался ряд населенных пунктов: Самарь (1500/1550, с 1688 - русская Новобогородицкая крепость), Таромское (1564), Каменка (1596), Новый Кодак (1650 или 1660), Половица (1743 или 1747-1794), Лоцманская Каменка (1750), Сухачевка (1770), Диевка (1775), Одинковка (1776). Возможно, существует историческая преемственность: г. Пересечень ( -XIII века) - г. Самар (Старый Самар) (XIV -XVII века) - Новобогородицкая крепость(1688-1798). Екатеринослав обогнал по населению указанные села и городки только в начале следующего XIX века. В настоящее время указанные села входят в состав Днепропетровска, частично одноэтажная застройка снесена для постройки многоэтажных жилмассивов (Новые Кайдаки, Диевка, Каменка, Мандрыковка, Лоцманская Каменка), на месте бывшей казацкой слободы Половицы находится центр Днепропетровска.

Основание города Екатеринослав

К 1862 году в городе было 315 каменных и 3060 деревянных домов. Промышленное развитие в первой половине XIX века было относительно слабым - действовали ряд заводиков: кирпичных, чугунолитейного, свечных, мыловаренных, салотопных и кожевенных.

В 1873 году на левый берег (ст. Нижнеднепровск) пришла железнодорожная ветка от Харькова через Синельниково, но только через 11 лет (в 1884 г.) состоялось открытие моста через р. Днепр и вокзала в самом Екатеринославе (на правом берегу Днепра). Железная дорога связала Донбасс (Ясиноватая) с Кривбассом.

Благодаря открытию в районе Кривого Рога железорудных месторождений и угольных - в Донбассе началось бурное промышленное развитие края и его центра. В городе и его окрестностях при активном участии французского и немецкого капитала появилось несколько металлургических заводов (после успешной советской модернизации действующих по сей день). Локомотивное депо Екатеринослава стало крупнейшим на юге Империи. Город стал расти за счет образования возле заводов рабочих поселков. Население Екатеринослава резко выросло - в основном, за счет мигрантов - с 22 816 человек в 1865 г. до 121 216 в 1897 г.

В этом же 1897 г. бельгийские предприниматели запустили в Екатеринославе электрический трамвай - 3-й в Империи после Киева и Нижнего Новгорода. В городе появляются ряд общественных, культурных и образовательных учреждений.

К концу века население губернского центра состояло на 42 % из русских, на 35 % из евреев, и лишь на 16 % из украинцев.

Днепропетровск - век XX

Герб Днепропетровска в советский период

В начале XX века город продолжал бурно расти, развивалась промышленность, торговля, росло население - с 121 тыс.жителей в 1897 г. до 252,5 в 1910 г.

В событиях 1905 г. екатеринославский пролетариат принимал самое активное участие. Здесь, в частности, начинали свою революционную деятельность И. В. Бабушкин и Г. И. Петровский.

В октябре 1918 г. при гетьмане Скоропадском был открыт университет, действующий и поныне (Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара).

В ходе гражданской войны город неоднократно переходил из рук в руки (деникинцы, Нестор Махно, петлюровцы и другие)

С 29 декабря 1995 года действует Днепропетровский метрополитен . На конец 2007 года открыто 6 станций: Коммунаровская , Проспект Свободы , Заводская , Металлургов, Метростроителей, Вокзальная. Общая протяжённость эксплуатируемой линии 7,8 км. Сейчас в стадии строительства на 1-й линии метро от центрального железнодорожного вокзала к центру города находятся две станции: Театральная и Центральная.

В перспективе общая длина первой линии составит 11,8 км с 9 станциями. Развитие метро предусматривает строительство в обозримом будущем до 80 км путей с тремя линиями.

На городских маршрутах в среднем в сутки работает (2007 г.):

213 трамваев, 158 троллейбусов, 4 поезда метро (по 4 вагона), 128 автобусов большой и средней вместимости, 2255 микроавтобусов, 1200 легковых такси,

Протяженность маршрутов составляет (кольцевое расстояние):

трамвайных 176,9 км, троллейбусных 412,6 км метрополитена 7,9 км автотранспортных 2410 км

Также в Днепропетровске расположено: два пассажирских железнодорожных вокзала (Центральный и Южный), международный аэропорт , речной и автовокзалы (центральный автовокзал и автостанция «Новый центр»).

Мосты

  • Амурский (Старый) мост - построен к г., стоил около 4 млн рублей. Был спроектирован крупнейшим русским инженером-мостостроителем профессором Н. П. Белелюбским, был сооружен и торжественно открыт 18 мая 1884 г., одновременно с открытием Екатериненской железной дороги. А до этого, на протяжении почти двух веков, река Днепр стояла преградой на «большой дороге» из Батурина через Гадяч, Полтаву, Кобеляки , Перевалочну, Сичу до Перекопа. Чтобы преодолеть ее, был устроен перевоз. На правом берегу его находилась слобода Новые Кайдаки, а на левом берегу - слобода Каменка (ныне часть жилмассива Фрунзенский).
  • Кайдакский мост позволил транзитному автотранспорту следовать по дороге Киев - Донецк без заезда в город, и дал возможность развить жилищное строительство на левом берегу реки. 10 ноября г. мост был торжественно открыт. Длина его 1732 м, 3-рядное движение автотранспорта в обе стороны. По центру его 17 декабря г. был пущен трамвай.
  • Мерефо-Херсонский железнодорожный мост - самый первый мост, построенный в форме дуги. Необходимо было провести железнодорожную ветку на юг, и это являлось невыполнимой задачей, поскольку станция Нижнеднепровск на левом берегу Днепра находилась левее станции Южного вокзала, и соединить их прямой линией было невозможно, поскольку основная ветвь с востока на запад проходила как раз через Центральный вокзал, и никак не сворачивала обратно восточнее. Перед инженерами-проектировщиками и маркшейдерами была поставлена задача - соединить несоединяемые станции. В течении нескольких лет проектировался мост и рассчитывалось растяжение и нагрузка на изгибе дуги. Этот мост является теперь одним из уникальнейших сооружений Украины.
  • Центральный (Новый) - автомобильный мост, связывающий центр города с левобережной частью (выход на проспект им. г. Правды.) Этот мост самый длинный на Украине.
  • Южный мост является частью восточной дуги объездной дороги вокруг города, которая находится в стадии строительства. Длина моста 1248 метров, ширина 22 м. Строился этапами с по и с по гг. Открыт в декабре 2000 г. В 2002 году закончено сооружение дорожной развязки на левом берегу, построен путепровод через железную дорогу.

Образование, культура

В городе в 2003 году насчитывалось 158 общеобразовательных школ.

В 2006 году в Днепропетровске проходила Всеукраинская олимпиада по информатике.

В 2008 году в Днепропетровске проходила Всеукраинская олимпиада по математике.

В 2009 году Днепропетровск принимал полуфинал Всеукраинской студенческой олимпиады по программированию (восточный регион).

ВУЗы

В городе 14 государственных высших учебных заведений и несколько частных (без учета филиалов других ВУЗов):

  • Украинский государственный химико-технологический университет
  • Днепропетровский государственный университет внутренних дел (бывшая Высшая школа МВД, Юридическая академия МВД)
  • ПГАСА Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
  • Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени ак. Лазаряна (бывший ДИИТ)
  • Днепропетровский аграрный университет
  • Академия таможенной службы Украины
  • Днепропетровский государственный университет физкультуры и спорта
  • Днепропетровская государственная медицинская академия
  • Днепропетровский институт Межрегиональной Академии Управления Персоналом

Всего в ВУЗах города обучается около 55 000 студентов

Музеи

  • Художественный
  • Литературный
  • Дом музей Елены Петровны Блаватской
  • Зоологический музей ДНУ
  • Литературное Приднепровье
  • Мемориальный дом-музей академика Д. И. Яворницкого
  • Мемориальный дом-музей И. В. Бабушкина
  • Музей истории комсомола (Университет воинских искусств Музейно-культурный комплекс)
  • Музей Истории развития финансовой системы Днепропетровской области
  • Музей истории университета железнодорожного транспорта
  • Музей монет Украины
  • Музей спортивной славы спорт-клуба «Метеор»
  • Музей дома культуры УВД

Музеи истории ВУЗов

  • Музей истории Государственной инженерно-строительной академии Украины
  • Музей истории Днепропетровского государственного аграрного университета
  • Музей истории Днепропетровского Национального Университета
  • Народный мемориальный дом-музей им. Г. И. Петровского
  • Народный музей истории Государственного химико-технологического университета Украины
  • Народный музей истории Государственной медицинской академии Украины
  • Народный музей истории Государственной металлургической академии Украины
  • Народный музей истории Национального Горного Университета

Театры

  • Украинский Днепропетровский драматический театр им. Т. Г. Шевченко
  • Днепропетровский академический театр русской драмы им. М. Горького
  • Днепропетровский муниципальный молодежный театр «Верим!»
  • Днепропетровский областной молодёжный театр «Камерная сцена»
  • Днепропетровский муниципальный театр актёра и куклы
  • Дом камерной музыки.
  • Дом органной и камерной музыки
  • «Золотой ключик», Детский музыкальный театр
  • «Крик», театр Михаила Мельника
  • Театр КВН ДГУ
  • Днепропетровская филармония
  • Днепропетровский цирк

Свято-Преображенский собор

Храмы

  • Свято-Троицкий кафедральный собор
  • Храм иконы Божией Матери «Иверская»

Достопримечательности

  • Самая длинная набережная в Европе. Вдоль правого берега Днепра, длина - более 23 км.
  • Скифские «бабы » - крупнейшая коллекция на Украине
  • Синагога «Золотая роза»
  • Брянская Николаевская церковь, 1913-1915 гг. Каменная. Характерна для архитектуры нач.20в.
  • Николаевская церковь, 1807 г. Близ бывшей деревянной Николаевской церкви в городке Новый Кодак, в стиле классицизма. Сохранились росписи 20в. (ул. Октябрят,108).
  • Преображенский Собор, 1830-1835 гг. Сооружен по проекту О.Захарова. Исторический центр города - собор заложила сама Екатерина II. По плану строительства 1786 г. Преображенский собор должен был превзойти размерами римский собор святого Петра.
  • Дворец Г.Потемкина, г. С - дворец культуры студентов. (Парк им. Т. Шевченко)
  • Диорама «Битва за Днепр» ( г., авторы - Н. Я. Бут, Н. В. Овечкин), угол обзора - 230 градусов, площадь живописного полотна - 840 кв. м.
  • Фонтан у театра оперы и балета.
  • Фонтан-лебедь. Установлен в 2005 г. на Днепре в нескольких метрах от берега. Высота струи может достигать 50 м.
  • Скифские курганы, официально в области зарегестрировано около 12 тыс.

Городские праздники

  • День города . Праздник проводится с 70-х годов XX века. В 2001 году принят Устав города, которым утверждена официальная дата проведения Дня города Днепропетровска - второе воскресенье сентября. В этот день праздничные мероприятия проходят по всему городу и традиционно заканчиваются на набережной праздничным фейерверком.
  • Масленица
  • Рождество. Основные массовые мероприятия проходят вечером в храме иконы Божией Матери «Иверская» (более 20 тысяч горожан).

Екатеринослав, современное название которого - Днепропетровск, был основан 22 мая 1787 года. сегодня известен самой длинной набережной во всей Европе и длиннейшим мостом в Украине. Наименование Екатеринослав населенному пункту было присвоено в честь императрицы Екатерины II, она же была его основательницей. Это имя поселение носило первые девять лет с момента своего существования (1787-1796). А потом еще два раза город величали этим же именем. Это происходило на протяжении 1802-1918 годов и 1919-1926 годов.

На левом берегу

В исторических сведениях говорится о существовании двух дат, с которыми связывают рождение Екатеринослава.

Доказано, что город Екатеринослав был основан в первый раз на левом берегу могущественного Днепра. Произошло это на речке под названием Кильчень, как раз в том месте, где она сливается с Самарой. Отсюда пошло и название Екатеринослав-Кильченский. В этой местности планировалось заложить не просто обычный город, а самую настоящую крепость, которую бы окружали болота и леса. Она должна была стать практически недоступной для врагов. Но позже выяснилось, что такой же практически непригодной она оказалась и для обитания.

Таким образом, 16 апреля 1776 года был оглашен указ, согласно которому в восьми верстах от левого берега Днепра должно было начаться строительство Екатеринослава. Губернатор В. Чертков собственноручно занимался местом для проведения строительных работ. Проектом строительства руководил Н. Алексеев. Согласно его разработкам, Екатеринослав (современное название - Днепропетровск) должен был состоять из девяти приходов. Каждый из них обладал собственной площадью. Ученые предполагают, что она предназначалась для рынка или церкви. Большигство зданий должны были возводиться из дерева. Будущий город окружали и глубокие воды.

Город, какой он был

К лету 1778 года было построено больше 50 сооружений. В их число входили: канцелярия, дом губернского прокурора, казармы, церковь и дом губернатора. Также здесь были аптека, острог и дом межевых офицеров. К проживанию полностью было пригодно и жилье для священнослужителей, купцов и мещан. Уже в 1781 году в Екатеринославе были почтовый двор, несколько церквей, баня, лазарет, училища, суд и кирпичный завод. На этом этапе город-крепость мог похвастаться наличием почти 200 дворов. Указом оповещалось о практически полном окончании строительства населенного пункта.

Но прошло немного времени, и г. Екатеринослав настигла беда - началась эпидемия болотной малярии. Лекарь, прибывший из самого Петербурга, провел скрупулезное и длительное исследование. В конце концов он констатировал, что Екатеринослав-Кильченский является местностью абсолютно не пригодной для заселения людьми. Власти приняли решение закрыть поселение, а сам город перенести на правый днепровский берег.

Так, Екатеринослав (современное название указано выше) просуществовал всего восемь лет. После этого его статус понизили до уездного и дали название Новомосковск. Но к 1794 году и новый населенный пункт пришел в совершенный упадок. Его перевели в село Новоселицу, которое располагалось выше по Самаре. Здесь и сегодня есть город, который носит название Новомосковск.

На правом берегу

На правом Берегу Днепра выбором места для нового Екатеринослава занимался самолично Александрович. Помогали ему в этом многие известные тогда инженеры и архитекторы. Согласно новому плану, предполагалось, что центр населенного пункта будет находиться на Соборной горе. В то время на ней не было ничего, росла только трава. В этой местности не существовало никаких болот. Здесь был прекрасный климат и еще лучший вид на степи и Днепр. Одним словом, это была абсолютная противоположность тем местам, на которых основали Екатеринослав Кильченский.

Потемкин задумал колоссальный проект строения населенного пункта. Днепропетровск (Екатеринослав) должен был превратиться в центр культурной и экономической жизни южной части России. Предполагалось, что он станет центром Новороссии.

Визит Екатерины

Потемкин пригласил императрицу Екатерину II, славе которой и хотел посвятить будущий город, посетить Крым и Новороссию. Он хотел, чтобы царица ознакомилась с этой непревзойденной местностью. Екатерина согласилась, и в 9 мая 1787 года, на Соборной Горе она заложила и зацементировала первый камень будущего Преображенского собора.

Но этому храму так и не посчастливилось стать полноценной церковью. Как только залили фундамент, Потемкин остановил дальнейшие строительные работы. Заложение Преображенского было задумано исключительно для того, чтобы намекнуть другим государствам на военную и экономическую мощь Российской империи. По одной из версий, именно 1787 год стал датой, когда был основан Екатеринослав, современное название которого можно найти в нашей статье.

Павел и Александр I

В 1796 году Екатерины II не стало. Власть унаследовал ее сын Павел. Он же и переименовал Екатеринослав в Новороссийск, его губернский статус понизил к уездному и вообще забыл о существовании населенного пункта как о таковом. В итоге население начало покидать пределы этого поселения так же, как в свое время бежали из Екатеринослава-Кильчинского. Но все это длилось недолго: когда трон перешел под управление Александра I, город опять получил свое законное имя и «титул» губернского центра.

Еще некоторые названия

Екатеринослав (современное название города - Днепропетровск) в то или иное историческое время носил и другие названия. Так, после того как царский режим был повален, а на дворе свирепствовала гражданская война, город неофициально назывался Сичеслав. Таким образом отмечалось легендарное казацкое прошлое этого края.

В 1924 году, когда к власти пришли коммунисты, с именем населенного пункта никак не могли разобраться. Предлагались такие его варианты, как Краснослав, Металлург, Ленинослав и другие. На очередном съезде Советов было решено переименовать город в Красноднепровск, но это название было в итоге отклонено. В 1926 году современный мегаполис получил наименование Днепро-Петровский. После реформы украинского языка он стал Днепропетровском.

Днепропетровск (укр. Дніпропетровськ); изначальное название Екатеринослав (1776—1797; 1802—1926), в 1797—1802 Новороссийск — город, областной центр Днепропетровской области Украины, центр Днепропетровской агломерации. Третий город по численности населения на Украине после Киева и Харькова.

Днепропетровск — один из крупнейших промышленных, экономических и транспортных центров, центр металлургии и космическая столица Украины. Особенно развита чёрная металлургия, металлообработка, машиностроение и другие тяжёлые отрасли промышленности.

История

Местность, в которой расположен современный Днепропетровск, заселялась человеком еще с палеолитических времен. Волны завоевателей периодически опустошали ее - последний раз в ХІІІ веке во время монголо-татарского нашествия. Заново край стал заселяться после становления Запорожской Сечи в XVI веке: здесь стали возникать казацкие курени, хутора, села и городки. Самые известные на территории города и в окрестностях - Самар (Старый Самарь). известный с 1-й половины XVI века - ныне на окраине пос.Шевченко в устье Самары и Кодак (польская крепость, известная с 1635 г. и слобода при ней). Позже возник Новый Кайдак (центр Кодацкой паланки Запорожья, одно время выполнял функции губернского города), а на месте Самара в 1688 г. - первая на запорожских землях русская колония Новобогородицк с Богородицкой крепостью. В 1775 году запорожское казачество было окончательно ликвидировано, а его земли вошли непосредственно в состав Российской империи. В 1776 году для управления присоединенными землями по указу Екатерины II был основан губернский центр. В ее честь город получил название Екатеринослава. Первоначально новый губернский город был основан на реке Кильчень при впадении ее в Самару. Однако просуществовал здесь город недолго из-за неудачного географического расположения на болоте и частых наводнений.

22 января 1784 года был издан указ об основании второго Екатеринослава на реке Днепр, который по первоначальному плану должен был стать «Третьей столицей Российской империи». Официально город был основан во время визита Екатерины II, которая 9 мая 1787 года заложила первый камень в строительство Преображенского собора.

Однако, местоположение центра (на холме) нового города, снова оказалось не очень удачным, возникли трудности с водоснабжением, поэтому городской центр стал перемещаться на запад, в низину, к Днепру, где располагалась казацкая слобода Половица, известная с 1747 года. Постепенно казацкая слобода была поглощена Екатеринославом и сейчас здесь - центр современного Днепропетровска.

Несмотря на грандиозные планы и энтузиазм губернатора края Григория Потемкина по превращению Екатеринослава в 3-ю столицу Российской империи, после его смерти и смерти Екатерины II , а также из-за отсутствия средств в казне, развитие города затормозилось. Из крупных предприятий была построена только суконная мануфактура, основанная в 1794 году.

Екатеринослав

К концу XVIII века в городе насчитывалось 11 каменных домов, в т.ч. дворец Потемкина, и 185 деревянных домов, а население составляло около 6 тыс. человек.

В 1796 году по указу нового императора Павла город Екатеринослав был переименован в Новороссийск, однако в 1802 году городу было возвращено старое название.

В XIX веке население города продолжало медленно увеличиваться и в 1853 году составило уже более 13 тыс. человек; в 1862 году в городе было 315 каменных домов, 3060 деревянных, а кроме суконной фабрики, действовали разные заводики - чугунолитейный, кирпичные, свечные, мыловаренные, салотопные и кожевенные.

В 1873 году на левый берег от Харькова через Синельниково до Нижнеднепровска была проложена железнодорожная ветка, а через 11 лет через Днепр был построен мост и открыт вокзал в самом Екатеринославе на правом берегу. Екатерининская железная дорога связала угольные промыслыДонбасса с железной рудой Кривбасса, что дало мощный толчок развитию губернского города и края в целом.

При активном участии французского и немецкого капитала в городе и его окрестностях появился ряд крупных металлургических заводов, которые работают и сейчас. Локомотивное депо Екатеринослава стало крупнейшим на юге Российской империи.

Население города, в основном за счет мигрантов, резко выросло: если в 1865 году в городе проживало 22,8 тыс. человек, то в 1897 году - уже более 121 тыс. человек. Большинство составляли русские (42%), евреи (35%) и украинцы (16%). Екатеринослав стал одним из крупнейших промышленных центров Российской империи. В этом же году в Екатеринославе запустили электрический трамвай - 3-й в Российской империи, после Киева и Нижнего Новгорода. В городе появился ряд общественных, образовательных и культурных учреждений.

В начале XX века город продолжал бурно расти, развивалась промышленность, торговля, росло население, которое к 1910 года удвоилось и составило 252,5 тыс. человек. В 1914 году было начато строительство второго железнодорожного моста через Днепр (окончен в 1932 г.).

В 1918 году при гетьмане Скоропадском был открыт первый в городе университет.

В 1918-1919 годы город неофициально назывался Сичеслав (решения органов власти о переименовании не было, инициатива принадлежала нескольким культурным организациям). После установления Советской власти, по 1926 год снова носил имя Екатеринослав.

В годы гражданской войны город не раз становился ареной боев - в октябре 1919 года был захвачен отрядами махновцев, а 25 ноября - власть в городе перешла к частям Белой армии Деникина. В декабре 1919 г. в Екатеринославе окончательно установилась Советская власть.

В 1926 году город был переименован и стал носить нынешнее название - Днепропетровск.

В ходе первых пятилеток город возродился и получил дальнейшее развитие.

Однако 22 июля 1941 г. началась война с гитлеровской Германией, и уже 25 августа 1941 г. был оккупирован немецкими частями. Позже Днепропетровск стал центром одного из шести округов Рейхскомиссариата Украина.

После Великой отечественной войны Днепропетровск был восстановлен и снова стал одним из важнеших промышленных центров СССР - теперь здесь появилось крупнейшее предприятие ракетно-космической отрасли - Южный машиностроительный завод.

Город развивался. Появлялись новые предприятия, жилые (спальные) массивы на окраинах. К концу 1970-х население Днепропетровска превысило 1 млн. жителей (в т.ч. благодаря присоединению соседних городков Игрень и Приднепровск) и было принято решение о строительстве метрополитена.

Однако по причине кризисных явлений, проявившихся с конца 1980-х годов, развитие города затормозилось, а население стало сокращаться. И теперь новые крупные предприятия практически не создаются, жилищное строительство ограничивается возведением отдельных элитных комплексов, а городской коммунальный транспорт практически уничтожен.

География

Днепропетровск располагается в центральной части Украины на обоих берегах среднего Днепра в степной зоне. Правобережная часть находится на отрогах Приднепровской возвышенности - в основном, на 4-х холмах, разграниченных балками (ярами) с ручьями. Левобережная часть - низменная, на западе изрезанная вытянутыми озерами - остатками древней Протовчи. В черте города в Днепр впадают реки Орель (канал) и Самара. Географические координаты города Координаты: 48°27′53″ с. ш. 35°02′46″ в. д. (G)48°27′53″ с. ш. 35°02′46″ в. д. (G)

Днепропетровская область расположена в юго-восточной части Украины, в среднем и нижнем течении Днепра. На севере граничит с Полтавской и Харьковской областями, на востоке - с Донецкой областью, на юге - с Херсонской и Запорожской областями, а на западе - с Николаевской и Кировоградской областями. Область делится на 20 районов, имеет 19 городов, в т.ч. 10 областей подчинения, 54 поселка городского типа, 1452 сельские населенные пункты. Выгодное географическое положение, значительные залежи полезных ископаемых, расположение в физико-географической зоне, благоприятные почвенно-климатические условия, густая транспортная сетка оказывают содействие развитию хозяйственного комплекса области. На территории Днепропетровской области 123 природно-заповедных объекта (общая площадь 13,5 тыс. Га), в т.ч. 15 государственных заповедников, три памятника природы.

Административно-территориальное деление

Еще с дореволюционных времен существует деление города на естественные части: рабочие поселки, села. вошедшие со временем в состав города, жилые массивы и микрорайоны. В общей сложности таких частей несколько десятков.

Население

Этнический состав

  • Украинцы 2625,8 тыс. 69,3 %
  • Русские 827,5 тыс. 27,6 %
  • Белорусы 29,5 тыс. 0,8 %
  • Евреи 13,7 тыс. 0,4 %
  • Армяне 10,6 тыс. 0,3 %
  • Азербайджанцы 5,6 тыс. 0,2 %
Климат

Город Днепропетровск расположен в юго-восточной части Украины на обоих берегах Днепра. В целом климат города умеренно континентальный с мягкой зимой и теплым (иногда знойным) летом.

Среднегодовая температура воздуха составляет 8,5 °С, наиболее низкая она в январе (минус 5,5 °С), наиболее высокая - в июле (21,3 °С)

Наиболее низкая среднемесячная температура воздуха в январе (минус 14,5 °С) зафиксирована в 1950 г., наиболее высокая (1,5 °С) - в 2007 г. Наиболее низкая среднемесячная температура в июле (18,4 °С) наблюдалась в 1976 г., наиболее высокая (25,6 °С) - в 1936 г. Абсолютный минимум температуры воздуха (минус 38,2 °С) зафиксирован 11 января 1940 г., абсолютный максимум (40,1 °С) - 10 августа 1930 г. В последние 100-120 лет температура воздуха в Днепропетровске, равно как и в целом на Земле, имеет тенденцию к повышению. На протяжении этого периода среднегодовая температура воздуха повысилась по меньшей мере на 1,0 °С. Наиболее теплым за весь период наблюдений оказался 2007 г. Наибольшее повышение температуры произошло в первую половину года. В среднем за год в Днепропетровске выпадает 513 мм атмосферных осадков, меньше всего их в марте и октябре, больше всего - в июне и июле.

Минимальное годовое количество осадков (273 мм) наблюдалось в 1951 г., максимальное (881 мм) - в 1960 г. Максимальное суточное количество осадков (82 мм) зафиксировано 23 августа 1960 г. В среднем за год в городе наблюдается 127 дней с осадками; меньше всего их (по 7) в августе и октябре, больше всего (16) - в декабре. Ежегодно в Днепропетровске образуется снежный покров (декабрь-февраль, иногда ноябрь-март), однако его высота незначительна; нередки оттепели.

Относительная влажность воздуха в среднем за год составляет 74%, наименьшая она (61%) в августе, наибольшая (89%) - в декабре.

Наименьшая облачность наблюдается в августе, наибольшая - в декабре.

Наибольшую повторяемость в городе имеют ветры с севера, наименьшую - с северо-запада и юго-запада.

Наибольшая скорость ветра - в январе-феврале, наименьшая - летом. В январе она в среднем составляет 5,4 м/с, в июле - 3,7 м/с.

Количество дней с грозами в среднем за год равно 22, градом - 5, снегом - 53.

Экономика

Днепропетровск — один из крупнейших промышленных, экономических и транспортных центров, центр металлургии Украины. Особенно развита чёрная металлургия (металлургические заводы им. Петровского, им. Бабушкина, Днепропетровский трубный завод, Коминмет, Нижнеднепровский трубный завод), металлообработка и машиностроение (Днепропетровск — центр ракетостроения Украины — ПО ЮМЗ).

Пищевая отрасль известна по таким торговым маркам, как «Олейна», «Алан», «Фаворит», «Юбилейный», «Козацька розвага», «Бон Буассон», шоколад «Миллениум», молочная фабрика «Рейнфорд», молочный комбинат «Приднепровский», рыбопродукты «Айсберг», водка «Столетов», водка «Карат». Еще в 1937 г. в городе был запущен Днепропетровский комбинат пищевых концентратов — первый в СССР производитель кукурузных хлопьев.

Крупнейшие предприятия других отраслей промышленности - Завод тяжелых прессов, ОАО «Днепрошина», вагоноремонтный завод, радиозавод.

Многие предприятия советской постройки в настоящее время пришли в упадок, в основном, из-за невостребованности и неконкурентоспособности их продукции. Лучше других пережили перестройку металлургические заводы.

В строительном бизнесе крупнейшие предприятия — «Созидатель», «Мастер», «Ольвия», «Алеф».

Развито банковское дело (в Днепропетровске находится главный офис крупнейшего на Украине банка — ПриватБанка), торговля — здесь находится крупнейший продовольственный рынок Украины — Озёрка, а также множество торговых центров -«Рейнфорд», «Караван», «Метро», «Новая линия», «Эпицентр», магазины торговых сетей «АТБ», «Терра/Варус», «Оливье», «Велика кишеня», Большая ложка, Сильпо, Билла.

В Днепропетровске располагается дирекция Приднепровской железной дороги Укрзализныци.

Транспорт

С 29 декабря 1995 года действует Днепропетровский метрополитен, когда была сдана 1-я очередь из 6 станций: Коммунаровская, Проспект Свободы, Заводская, Металлургов, Метростроителей, Вокзальная. Общая протяжённость эксплуатируемой линии 7,8 км. Сейчас в стадии строительства на 1-й линии метро от центрального железнодорожного вокзала к центру города находятся две станции: Театральная и Центральная.

В перспективе общая длина первой линии составит 11,8 км с 9 станциями. Развитие метро предусматривает строительство в будущем до 80 км путей с тремя линиями.

Протяжённость маршрутов составляет (кольцевое расстояние):
трамвайных — 176,9 км
троллейбусных — 412,6 км
метрополитена — 7,9 км
автотранспортных — 2410 км

Также в Днепропетровске расположено: два пассажирских железнодорожных вокзала (Центральный и Южный), международный аэропорт, речной и автовокзалы (центральный автовокзал и автостанция «Новый центр»).

Мосты

  • Амурский (Старый) мост — построен к 1884 году. Железнодорожно-автомобильный, трамвайная линия (с 1935 г.). Длина моста: 1 395 м., с подходами 2397 м, ширина
  • Новый Мост 15,5 м. Соединяет район вокзалов с левобережной частью города. В 1977 г. сдан дублер железнодорожного моста - Мост №5.
  • Центральный (Новый), Мост №2 — автомобильный мост, связывающий центр города с левобережной частью (выход на проспект им. г. Правды.). Открыт 5 ноября 1966 г.; его длина составляет 1478 м, ширина 21 м. Он построен на месте деревянного, сооруженного воинами советской армии в 1944 году. Этот мост долгое время являлся самым длинным на Украине..
  • Мерефо-Херсонский железнодорожный мост — самый первый мост, построенный в форме дуги. Первые опоры возведены еще в 1914 г., однако завершено строительство было только в 1932 г. Этот мост и теперь является одним из уникальнейших сооружений Украины.
  • Кайдакский мост - открыт 10 ноября 1982 года. Длина 1732 м, 3-рядное движение автотранспорта в обе стороны. По центру его 17 декабря 1996 года был пущен трамвай. Соединяет западные районы правого берега с левобережьем и трассой на Харьков и Донецк.
  • Южный мост - Строился этапами с 1982 по 1993 и с 1998 по 2000 год. Открыт в декабре 2000 года. Длина 1248 метров, ширина 22 м. Соединяет Приднепровск напрямую с правобережьем (ж/м Победа).
  • Усть-Самарский мост - автомобильный. Построен в 1981 г. Соединяет Приднепровск, Чапли и Игрень с левым берегом.
  • Самарский (Игренский) мост - автомобильный (построен в 1957 г.) и железнодорожный (сдан еще в 1873 г.). Соединяет Игрень с левобережной частью города.
  • Евпаторийский путепровод - автомобильный через балку - соединяет ул.Героев Сталинграда с жилмассивом Тополь и Запорожским шоссе.
  • Пешеходный мост на Монастырский остров
Всего в Днепропетровске кроме упомянутых 3 средних моста, 20 малых мостов, 18 виадуков и путепроводов, 12 подземных переходов.


Образование, культура

В городе в 2003 году насчитывалось 158 общеобразовательных школ.

В 2006 году в Днепропетровске проходила Всеукраинская олимпиада по информатике.

В 2008 году в Днепропетровске проходила Всеукраинская олимпиада по математике.

В 2009 году Днепропетровск принимал полуфинал Всеукраинской студенческой олимпиады по программированию (восточный регион).

ВУЗы

В городе 14 государственных высших учебных заведений и несколько частных (без учета филиалов других ВУЗов):

  • Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара
  • Национальный горный университет
  • Национальная металлургическая академия Украины
  • Украинский государственный химико-технологический университет
  • Днепропетровский государственный университет внутренних дел (бывшая Высшая школа МВД, Юридическая академия МВД)
  • Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры(бывший ДИСИ)
  • Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени ак. Лазаряна (бывший ДИИТ)
  • Днепропетровский аграрный университет
  • Днепропетровская государственная финансовая академия
  • Днепропетровский университет экономики и права
  • Академия таможенной службы Украины
  • Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта
  • Днепропетровская государственная медицинская академия
  • Днепропетровский институт Межрегиональной Академии Управления Персоналом
  • Днепропетровский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины
Всего в ВУЗах города обучается около 55 тыс. студентов, в том числе иностранные.

Музеи

  • Днепропетровский исторический музей имени академика Д. И. Яворницкого — один из крупнейших музеев Украины
  • Художественный
  • Диорама «Битва за Днепр»
  • Дом музей Елены Петровны Блаватской
  • музей «Литературное Приднепровье»
  • Мемориальный дом-музей академика Д. И. Яворницкого
Театры
  • Украинский Днепропетровский драматический театр им. Т. Г. Шевченко
  • Днепропетровский академический театр русской драмы им. Горького
  • Днепропетровский театр оперы и балета
  • Днепропетровский муниципальный молодежный театр «Верим!»
  • Днепропетровский областной молодёжный театр «Камерная сцена»
  • Днепропетровский муниципальный театр актёра и куклы
  • Дом камерной музыки
  • Дом органной и камерной музыки
  • Детский музыкальный театр «Золотой ключик»
  • Театр Михаила Мельника «Крик»
  • Театр КВН ДГУ
  • Днепропетровская филармония
  • Днепропетровский цирк
Достопримечательности
  • Монастырский остров. Вход с Набережной или парка им.Т.Г.Шевченко, или по канатной дороге.
  • Самая длинная набережная в Европе. Вдоль правого берега Днепра, длина — более 23 км.
  • Скифские «бабы» — крупнейшая коллекция на Украине. Жовтневая площадь.
  • Синагога «Золотая роза»; рядом строится (2010) крупнейший еврейский центр «Менора» с музеем Холокоста. Ул.Гопнер.
  • Брянская Николаевская церковь, 1913—1915 годы. Каменная. Характерна для архитектуры начала XX века. Пр.Калинина.
  • Николаевская церковь, 1807 год. Близ бывшей деревянной Николаевской церкви в городке Новый Кодак, в стиле классицизма. Сохранились росписи 20в. (ул. Октябрят, 108).
  • Преображенский Собор, 1830—1835 годы. Сооружен по проекту О.Захарова. Исторический центр города — собор заложила сама Екатерина II. По плану строительства 1786 года Преображенский собор должен был превзойти размерами римский собор святого Петра. Жовтневая площадь.
  • Дворец Г. Потёмкина, 1786 год. С 1961 года — дворец культуры студентов. (Парк им. Т.Г. Шевченко)
  • Богородицкая крепость (остатки валов на берегу Самары в пос.Шевченко)
  • Диорама «Битва за Днепр» (1975 год, авторы — Н. Я. Бут, Н. В. Овечкин), угол обзора — 230 градусов, площадь живописного полотна — 840 м². Жовтневая площадь.
  • Цветной фонтан у театра оперы и балета. ул.Серова
  • Фонтан-лебедь у Нового моста. Установлен в 2005 году на Днепре в нескольких метрах от берега. Высота струи может достигать 50 м.
  • Скифские курганы, официально в области зарегистрировано около 12 тыс.
  • Детская железная дорога. В парке Глобы. Открыта в 1936 году.
  • Центральный рынок «Озерка» — крупнейший на Украине продовольственный рынок.
СМИ, печатные издания

К общественно-политическим изданиям Днепропетровской области относятся: газеты «Событие», «Днепровская правда», «Комсомольская правда — Днепропетровск», «Газета по-днепровски», «Наше місто», Лица, Популярная газета, Левый берег (Днепропетровск), а также одна из старейших и массовых газет региона, лидер среди независимых национальных СМИ — «Днепр вечерний» (тираж более 245 000 экз.)
Новости Днепропетровска

Городские праздники

День города. Праздник проводится с 1970-х годов. В 2001 году принят Устав города, которым утверждена официальная дата проведения Дня города Днепропетровска — второе воскресенье сентября. В этот день праздничные мероприятия проходят по всему городу и традиционно заканчиваются на набережной праздничным фейерверком.

Проблемы мегаполиса

  • пробки на дорогах (из-за резко увеличившегося после 2005 года количества легковых автомобилей и маршрутных такси), недисциплинированность водителей, пренебрежение ПДД, особенно водителями маршрутных такси;
  • проблемы с коммуникациями и коммунальными службами, например с уборкой снега;
  • захват рекреационных зон в городе и пригородах частными лицами;
  • проблема соблюдения законности и связанная с этим проблема коррупции;
  • дороговизна жилья и аренды: цена 1 м² жилья — 2-3 тыс. долл. США (с кризисом с конца 2008 года пошла на спад);
  • высокий уровень преступности, в том числе уличной, характерный для промышленных центров;
  • общий застой в развитии города — развивается только центр и некоторые участки в районах;
  • застой в строительстве метро — с 1995 года, после пуска участка «Вокзал-Коммунар» (6 станций), не открыто ни одной станции (ближайшая очередь — 1 или 2 станции до центра города — позволили бы разгрузить центр и использовать метрополитен более эффективно);
  • пассажироперевозки: несмотря на разветвленную сеть маршрутов, размер автопарка, маршрутные такси не справляются с нагрузкой в часы пик. Реальных альтернативных проектов — монорельс, скоростной трамвай (легкое метро), просто приведения дорог в нормальное состояние — пока не наблюдается.
  • основной производитель продукции в городе — металлургические и другие предприятия тяжелой промышленности так и не подверглись капитальной реконструкции, что делает их продукцию дорогой и неконкурентоспособной на внешних рынках.

20 мая 1787 года был основан губернский город Екатеринослав (Днепропетровск), который в советское время стал крупнейшим центром космической и оборонной промышленности. Он несколько раз менял свое название и приковывает внимание политиков до сих пор. Так, вчера Верховная Рада Украины в рамках закона о декоммунизации одобрила постановление о переименовании Днепропетровска в Днепр.

сайт предлагает читателям вернуться на несколько столетий назад и познакомиться с любопытной историей города.

В 1776 году на реке Кильчень был основан город Екатеринослав. Надо сказать, географическое положение у него было крайне неудачным. Болотистая местность оказалась непригодной для сельскохозяйственной деятельности, местные жители регулярно страдали от наводнений. Через несколько лет населенный пункт прекратил свое существование.







В 1784-м Екатерина II издала указ об основании второго Екатеринослава на берегу Днепра. Первый камень в основание Преображенского собора заложила сама императрица. У Григория Потемкина были наполеоновские планы в отношении города. Он считал, что Екатеринослав станет третьей столицей Российской империи после Москвы и Санкт-Петербурга, и инициировал щедрые финансовые влияния. Но свою амбициозную задумку ему не удалось осуществить из-за смерти императрицы.

В 1796-м Павел I переименовал город в Новороссийск, стремясь уничтожить любое напоминание о своей матери. Однако спустя шесть лет по велению Александра I город вновь стал Екатеринославом.


Фото dp. sytes. net





Первая городская газета называлась «Екатеринославские губернские ведомости» (1838 г.). Населенный пункт стремительно расширялся, здесь проложили железную дорогу. К концу XIX столетия он стал одним из крупнейших промышленных центров благодаря открытию угольных и железорудных месторождений. Тут появились крупные металлургические заводы, развивалось машиностроение. Город окружили рабочие поселки. Успешное развитие Екатеринослава продолжалось и в начале XX века. В 1910-м здесь проживало больше двухсот тысяч человек.

В 1918-м Екатеринослав на двухлетний срок стал Сичеславом (в это время он входил в состав Украинской народной республики).



1942 год, город оккупирован


1943 год, разрушенный Амурский мост

Советская власть озаботилась тем, чтобы названия городов не противоречили официальной идеологии. И в 1926 году Екатеринослав был переименован в Днепропетровск в честь революционера Григория Петровского. Кстати, в феврале 2016 года памятник этому деятелю в городе снесли.

Послевоенное время Днепропетровск встретил в тяжелом экономическом положении. Но заводы достаточно быстро восстановили выпуск продукции, сюда приезжали работать со всей страны. Город стал центром науки и промышленности. Кроме того, здесь разместили ракетное производство, из-за чего город оказался закрытым для иностранцев. В конце 70-х годов Днепропетровск стал миллионником.




Теперь город получил название Днепр, несмотря на то, что на рассмотрении Верховной Рады находился и альтернативный проект постановления. Он предусматривал сохранение прежнего названия города, менялась лишь коннотация (название не в честь революционера Петровского, а в честь святого Петра).

В нынешнем Новомосковском уезде (губернским городом был Кременчуг); но уже в г., вследствие нездорового местоположения, Е. был перенесен на настоящее свое место и наименован губернским городом. Сначала Е. был задуман Потемкиным в 50 верст в окружности, с улицами в 30 саженей шириной, с роскошными зданиями, университетом. Императрица Екатерина II положила первый камень при закладке городского Преображенского собора. По перенесении графом Зубовым столицы Новороссии в Вознесенск , Е. потерял свое значение. При императоре Павле I Е. переименован в губернский город Новороссийск . Император Александр I в г. возвратил городу прежнее название Е.

Городской земли 4699 десятин; жителей 80351, из них пришлого населения 9962 души, постоянного 70384 (36292 мужчины и 34092 женщины). Собор и 6 приходских церквей, 8 домовых, 2 монастырских; церкви старообрядческая, лютеранская и католическая; 12 синагог; караимский молитвенный дом. Мужская и женская гимназии, женская прогимназия , реальное училище с метеорологической при нем станцией, духовная семинария , духовное училище, городское 3-классное училище с ремесленным отделением (столярно-токарное, обойно-шорное и сапожное ремесла) и популярным курсом медицины , городское училище памяти Пушкина, городское училище при железнодорожной станции "Екатеринослав", бесплатная женская школа с курсом рукоделия, мужская и женская воскресные школы , церковно-приходская школа , детский приют, 2 иностранных школы, караимское общественное училище, 10 еврейских школ и 15 талмуд-тор и хедеров, 7 частных училищ. Учащихся в городских училищах 4038 (2338 мальчиков и девочек). Городские больница и богадельня , земские: фельдшерская школа, больница на 200 кроватей, дом умалишенных на 650 человек; бесплатная лечебница для приходящих, богадельня; 8 больниц др. ведомств; 5 аптек; 50 врачей, 34 фельдшера и фельдшерицы, 30 повивальных бабок.

Е. - значительная лесная пристань; разгружается () до 670 плотов, на сумму до 3740 тыс. руб.; отпускается лесных материалов на 5 млн. руб. Жителям дают заработки нагрузка и сплав по Днепру хлеба, леса и др. товаров и крупные промышленные заведения. В городе всего 69 фабрик и заводов, с ежегодным производством на 9 млн. руб. и с 5-6 тыс. рабочих. Главнейшие: Александровский-Южнороссийский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод акционерного общества Брянских заводов, с производством в 6 1 / 2 млн. руб.; 7 паровых мельниц, с производством на 850 1 / 2 тыс. руб.; трубопрокатный завод, с производством на 1 / 2 млн. руб.; 2 табачных фабрики, на 440 тыс. руб.; 4 завода чугунолитейных и земледельческих орудий, на 311 тыс. руб.; 9 паровых лесопилен, на 132 1 / 2 тыс. руб.; 4 пиво- и медоваренных завода, на 105 тыс. руб. Всего торговых и промышленных заведений, крупных и мелких, 904. 3 ярмарки; на главную из них привозится товаров на 275 тыс. руб., продается на 213 тыс. руб. Предметы торговли: скот, хлеб, овечья шерсть.

Отделения государственного дворянского земельного и крестьянского поземельного банков, городской общественный банк, коммерческий банк , общество взаимного кредита губернского земства, почтово-сберегательная касса. Городской бюджет: доходы 324 тыс. руб., расходы 349 тыс. руб., недоимок 114 тыс. руб., долгов 112 тыс. руб., ежегодно по займам 17 1 / 2 тыс. руб. Расходуется: на содержание городского общественного управления 36 тыс. руб., на народное образование 28 тыс. руб., на общеполезные и благотворительные учреждения 3 тыс. руб., на врачебную часть 4 тыс. руб. Общества: Е. врачей, попечительства о женском образовании, с комиссией народных чтений, благотворительное со многими филиальными учреждениями, взаимного вспоможения приказчиков. Отделение Императорского российского общества садоводства. 2 библиотеки, 4 типографии. Бывший дворец Потемкина, ныне дом Е. дворянства; памятник императрице Екатерине II, общественный сад на берегу Днепра; другой общественный сад завещан городу запорожцем Глобою, которому поставлен в саду памятник. Замечательный железнодорожный мост через Днепр.

Екатеринославский уезд занимает юго-западную часть губернии, представляя несколько приподнятую, ровную поверхность кристаллических пород с толстым суглинисто-черноземным покровом; прорезан с запада на восток возвышенностями, образующими на протяжении 70 верст известные днепровские пороги. Река Днепр огибает уезд с севера, востока и юга, составляя естественную границу уезда с трех сторон; на западе река Базавлук отделяет Е. уезд от Херсонской губернии. Все реки уезда - системы Днепра. В нижнем течении Днепра, на юге уезда - "плавни" и значительный болотистый остров, с кустарниками и сенокосами - "Великий Луг". Пространство по военно-топографическим съемкам 6905 кв. верст; по данным центрального статистического комитета (без озер и лиманов) 6611 кв. верст или 670435 десятин; по Стрельбицкому - 688687 десятин; по земским данным - 644748 3 / 4 десятин. Удобной земли 616187 десятин; неудобной 28562 десятины. Всего леса 41474 десятины; из них у казны 2611 десятин, у частных лиц 30219 десятин, у сельских обществ 8544 десятины, у городов 100 десятин. Сельским обществам принадлежит 231369 десятин, дворянам-землевладельцам 227302 десятины, немцам-поселянам 108238 десятин, крестьянам (лично) 26676 десятин, купцам 18275 десятин, казне 8356 десятин, мещанам 7906 десятин, городам 2302 десятины, духовенству 4642 десятины, уделу 9780 десятин.

Жителей в уезде 187652, из них: пришлого населения 7750, постоянного 179902 (91267 мужчин и 88635 женщин). По вероисповеданиям (вместе с городом): 84,1% православных, 0,4% раскольников, 2,15% католиков, 6,4% лютеран, 0,2% армяно-григориан, 6,6% иудеев, 0,15% магометан. Сельское население (148540 душ обоего пола) размещается в 198 населенных пунктах - одном местечке, 43 селах, 117 деревнях, 31 колонии, 6 хуторах. Крестьяне арендуют 2825 десятин казенных оброчных статей и до 70 тыс. десятин у частных землевладельцев. Посевная площадь уезда 370 тыс. десятин. Главные занятия жителей - земледелие и скотоводство. Бахчеводство и огородничество - только для местных потребностей. 2 виноградника у землевладельцев, всего на 20 десятин, и 130 виноградников, размером от 75 кв. саженей до 3 десятин - у немцев-поселян и крестьян. Получается более 3 тыс. ведер виноградного вина на продажу и до тысячи ведер для местного потребления. 111 табачных плантаций. Пчеловодство главным образом у крестьян на днепровских плавнях. Скотоводство, особенно тонкорунное овцеводство , падает вследствие неурожаев и эпизоотий. Рогатого скота 77 тыс. голов, лошадей 56 тыс., овец 286 тыс. (из них тонкорунных 212 тыс.), свиней 22 тыс., коз 1 1 / 2 тыс. Добыча естественных богатств уезда, особенно марганцевой руды. Из промыслов наиболее распространены: работа по экономиям, на пристанях Днепра, лоцманство, т. е. проведение судов через днепровские пороги, ремесла кузнечно-слесарное, тележное и по дереву, кожевенное и скорняжное, гончарное, бондарное и столярное. Всего торговых и промышленных заведений, крупных и мелких, 617. Фабрик и заводов 57, с производством на сумму 7700 тыс. руб. и 4-5 тыс. рабочих; из них крупнейший - рельсопрокатный, железоделательный и механический. Каменский завод Южно-Русского Днепровского металлургического общества, с производством на 6195 тыс. руб. 10 паровых мельниц, с производством на 626 тыс. руб.; 11 заводов чугунолитейных и земледельческих орудий, на 455 тыс. руб. 49 ярмарок; привозится товара на 2275 1 / 2 тыс. руб., продается на 1 / 2 тыс. руб.; особенно значительны ярмарки в местечке Никополе .

51 церковь; 71 школа с 3557 учащимися обоего пола; из них 5 училищ М. Н. Пр. и 45 земских сельских школ. Учащихся в министерских училищах 432 (364 мальчика, 68 девочек), в земских 2462 (2392 мальчика и 370 девочек). Содержание земских училищ обходится в 16190 руб.; кроме того, на одно министерское училище земство отпускает 300 руб. 13 церковно-приходских школ и 8 школ грамотности, учащихся 663. Из немецких училищ два 2-классные. 8 больниц, из них 6 земских; 4 приемных покоя; 16 врачей, 28 фельдшеров и фельдшериц, 12 повивальных бабок, из них земских 6 врачей, 21 фельдшер и фельдшерица, 5 акушерок; 2 ветеринарных врача. Земских сборов 137 1 / 2 тыс. руб.; из них расходуется на медицину 32 тыс. руб., на народное образование 12 тыс. руб., на содержание уездной управы 11 тыс. руб. В местечке Никополе и 2 селах уезда открыты почтово-телеграфные сберегательные кассы . По северной части уезда проходит Екатерининская железная дорога . Три переправы через реку Днепр. Литература - см. Е. губерния.

А. Мурашкинцев.