Землетрясение в италии 1908. Как русские моряки итальянцев спасали. Землетрясение в Японии

28.07.2023 Здоровье

Мессинское землетрясение (итал. Тerremoto di Messina) магнитудой 7,5 произошло 28 декабря 1908 года в Мессинском проливе между Сицилией и Апеннинским полуостровом. В результате были разрушены города Мессина и Реджо-Калабрия. Это землетрясение считается сильнейшим в истории Европы.
Землетрясение началось около 5:20 утра 28 декабря в море, на дне Мессинского пролива. Толчки вызвали смещение участков дна, после чего на Мессину с интервалами в 15-20 минут обрушилось три волны цунами высотой до трёх метров. В самом городе в течение одной минуты произошло три сильных удара, после второго начались обрушения зданий. Всего от землетрясения пострадали более двадцати населённых пунктов в прибрежной полосе на Сицилии и в Калабрии. Повторные толчки продолжались в январе 1909 года. Существуют разные оценки общего количества погибших, максимальная цифра - 200 000 человек. Чаще всего называются цифры в 70 000-100 000 человек, в том числе от 60 000 - в Мессине, население которой составляло около 150 000 человек[. В двух поселках на восточном берегу (в Калабрии) погибло 43,7 % жителей.
Первыми в Мессину прибыли корабли Балтийского флота «Цесаревич», «Слава» и «Адмирал Макаров» и чуть позже «Богатырь» под командованием контр-адмирала Литвинова. Российские корабли входили в учебный отряд, совершавший плавание по Средиземному морю. Помимо основных экипажей, для прохождения практики на кораблях находились еще 166 гардемаринов - выпускников Морского кадетского корпуса.
Контр-адмирал Андрей Августович Эбергард


27 (14) июля 1908 г. А. Эбергард сдал отряд контр-адмиралу Владимиру Ивановичу Литвинову, который сразу же начал готовить его к заграничному плаванию для прохождения практики с гардемаринами. Были разработаны 2 маршрута с учетом политической ситуации в европейских странах, один из которых (№2) был утвержден (по первому маршруту возвращение в Либаву планировалось 28 (15) апреля, а по второму 10 апреля (28 марта) 1909 г. Морской министр адмирал И. М. Диков 2 сентября (20 августа) дал приказание отряду возвратиться к 3 апреля (21 марта), поэтому первый маршрут был отвергнут). Что касается захода отряда в итальянские порты, то из Министерства иностранных дел России был получен ответ, в котором говорилось что: «…Итальянское Правительство не встречает препятствий к заходу и пребыванию нашей эскадры в итальянских водах, присовокупляет, что качество порта Аугуста считается лучше Сиракуз». По первоначально утвержденному плану заход отряда должен был быть в Сиракузы (город на юго-востоке Сицилии, центр морской торговли).
«Адмирал Макаров»

В Кронштадте приняли новую смену практикантов, состоящую из произведенных 19 (6) мая 1908 года 135 корабельных гардемарин морского корпуса (ныне военно-морской институт – морской корпус Петра Великого), 23 корабельных гардемарина-механика и 6 корабельных гардемарин-судостроителей инженерного училища (ныне военно-морской инженерный институт им. А. Н. Крылова), а также учеников строевых унтер-офицеров (учеников квартирмейстеров) Балтийского флота, и 22 (9) июля вышли в практическое плавание по Финскому заливу.
Предполагавшееся включение в состав отряда крейсера «Олег», состоявшего в Гвардейском экипаже, не произошло.
В центре - "Адмирал Макаров", слева - "Олег" и "Богатырь"

Корабль 10 октября (27 сентября) попал в аварию у маяка Стейнорт по пути к Либаве (сел на мель). Взамен него был назначен крейсер «Адмирал Макаров» (позже обсуждался вопрос с Морским министром о включении крейсера «Олег» после ремонта 5-м кораблем в состав отряда). Гардемарины, находившиеся на крейсере «Олег» были распределены по другим кораблям, чем было ухудшено условие службы и жизни всех гардемарин отряда из-за увеличения их на каждом корабле, не приспособленном к этому. 3 октября (20 сентября) 1908 года гардемаринский отряд удостоился Высочайшего посещения Государём Императором Николаем II на рейде Биорке. В своей речи Государь Император призывал корабельных гардемарин помнить о том, что при посещении далёких заморских стран они являются представителями Его - Всероссийского Императора и нашей славной Родины - России. «…Ведите себя достойным образом, чтобы поддерживать честь русского имени среди народов стран, которые вам придётся посетить...», - так закончил свою речь Государь Император.
7 (4) октября 1908 г. Балтийский гардемаринский отряд под командованием контр-адмирала В. И. Литвинова в составе линейных кораблей «Цесаревич» и «Слава», а также крейсера «Богатырь» вышел из Либавы и отправился в учебное плавание в Средиземное море в соответствии с утвержденным планом.
«Цесаревич»

3 ноября (20 октября) корабли отряда прибыли в порт Виго, расположенный на Атлантическом побережье северо-запада Испании. В виду хорошей погоды на кораблях отряда проводились всякого рода рейдовые учения и занятия, особенно важные в первый период плавания после очень больших перемен в составе экипажей кораблей (это объяснялось недостатком офицерского состава вследствие гибели многих во время русско-японской войны 1904-1905 гг. и ухода большого числа офицеров в отставку, не видевших в будущем ничего светлого для флота. Их осталось на службе немного и по большей части это были молодые офицеры, обязанные служить за полученное образование). В этот же период состоялись парусные офицерские соревнования (гонки) при свежем шквалистом ветре, из-за которого часть шлюпок не окончила гонку. Вельбот с линкора «Слава» завоевавший первый приз, после прохождения дистанции перевернулся, но его команда была подобрана подошедшими шлюпками. В воскресенье 15 (2) ноября на кораблях отряда были приспущены флаги и гюйсы, в связи с известием о кончине Великого Князя генерал-адмирала Алексея Александровича. По уведомлении береговых властей о причине траура, флаги были приспущены на кораблях и судах испанского флота стоящих в гавани и на рейде, а также на крепости. На кораблях отряда было отслужено торжественное заупокойное богослужение.
Русский крейсер "Богатырь" на фоне разрушенной Мессены

17 (4) ноября во второй половине дня отряд В. Литвинова покинул Виго и взял курс на тунисский порт Бизерту, куда прибыл 23 ноября (10 ноября). В Бизерте корабли отряда отрабатывали подготовительные упражнения, предшествующие практическим и боевым стрельбам, которые планировалось выполнить в районе Аугусты. 2 декабря (19 ноября) в Бизерту прибыл крейсер «Адмирал Макаров», совершивший 16-ти дневной форсированный переход из России. Перед выходом из Либавы он был доукомплектован 30-ю человеками, вместо 149, из команды крейсера «Олег», поэтому для пополнения некомплекта команды ему в Бизерте пришлось передать из других судов отряда около 60 нижних чинов, что несколько ослабило эти корабли. На последней неделе стоянки в Бизерте для корабельных гардемарин были проведены вторые проверочные испытания, после чего гардемарины, плававшие ранее на крейсере «Олег» (до выхода отряда в Средиземное море), были переведены на крейсер «Адмирал Макаров». Из Бизерты пришлось отправить в Россию 2-х корабельных гардемарин: Иосса Андрея Александровича и барона Курта Мантейффеля. Первый совершенно не переносил качки, а второй был настолько с расслабленной нервной системой, что к военной службе, а тем более к военно-морской, совершенно не пригоден.
Адмирал Макаров в Мессене

12 декабря (30 ноября) отряд в составе уже четырех кораблей во главе с «Цесаревичем», вышел из Бизерты и 14 (1) декабря 1908 г. пришел в порт Аугуста (восточное побережье острова Сицилии, в 70 милях к югу от Мессины). Стоянка в порту Аугуста была использована для производства всевозможных учений и занятий, положенных по программе соревнований и стрельб. Итальянский флот пользовался Аугустой для выполнения практических и боевых стрельб.
28 (15) декабря 1908 года отряд после отработки совместного плавания и выполнения учебных артиллерийских стрельб встал на якорь в порту Аугуста. Внезапно среди ночи послышался мощный гул. Корпуса кораблей стали содрогаться, будто по ним молотили здоровенной дубиной. Ворвавшаяся в бухту огромная волна развернула стоящие на якоре суда почти на 360 градусов. Через несколько минут гул прекратился, хотя волнение еще некоторое время продолжалось. На отряде сыграли боевую тревогу, но, убедившись, что корабли в порядке и им ничего не угрожает, дали отбой.
Вечером из Катании (город и порт на восточном побережье острова Сицилия, у подножия вулкана Этна, административный центр провинции Катания) к командиру отряда В. Литвинову, державшему флаг на «Цесаревиче», прибыли капитан порта и российский вице-консул А. Макеев. Они сообщили, что накануне на юго-западе Италии в Сицилии и Южной Калабрии произошло землетрясение силой 7.5 баллов с эпицентром в Мессинском проливе.
Район землетрясения

Города Meccинa, Реджо-ди-Kaлaбpия и ещё 40 oкpecтных селений были полностью разрушены. Под их развалинами и в трех огромных морских волнах (пришедших одна за другой через несколько минут после начала толчков) погибли десятки тысяч людей, в очертаниях берегов Мессинского пролива и его дна произошли значительные изменения.

Портовый начальник вручил В. Литвинову телеграмму от префекта Сиракуз, в которой тот просил «дружественную нацию не отказать в помощи населению».
Командир отряда телеграфировал о случившемся в Петербург и, не дожидаясь ответа, дал команду кораблям готовиться к походу. Ночью 29 (16) декабря В. Литвинов приказал отряду сняться с якоря и следовать в Мессину для помощи пострадавшим жителям города. Крейсер «Богатырь» был оставлен в порту Аугуста для связи.
Месси́на (итал. Messina, сиц. Missina, лат. Messana, греч. Μεσσήνη) - город в итальянском регионе Сицилия, административный центр одноименной провинции. Третий по величине город на острове Сицилия.
Покровителем города считается Madonna della Lettera. Праздник города - 3 июня.
Дворец построенный Джино Коппеде. 1900

Мессина расположена на севере Сицилии, на западном берегу Мессинского пролива, отделяющего остров от материковой Италии (область Калабрия).
Старая ратуша, построенная в 1820 году по проекту Джеймса Минутоло

Высота над уровнем моря - 3 метра. Город занимает территорию 211,73 квадратных километра.
Проспект Виктора Эммануила до землетрясения

Мессина находится в 90 км от Катании, расстояние до Палермо - 230 км. Город тянется на 30 км вдоль Мессинского пролива, на суше обрамлен Пелоританскими горами.
Мессина до землетрясения

Центром города считается территория, занимающая 10 км, которая расположена между речками Аннунциата и Сан Филиппо, в настоящее время скрытыми под улицами. Порт Мессины (имеющий военное и торговое значение) расположен в естественной бухте Ионического моря.
Панорама гавани

Благодаря морской торговле Мессина достигла своего расцвета в XV столетии и в XVII веке была настолько богатой, что претендовала на восточную часть Сицилии и даже пыталась отделиться от Испании при поддержке французского короля Людовика XIV.
Собор на Виа Сеттембре

Хотя Мессина не обрела независимости и была разрушена во время землетрясения 1783, город снова восстановился и в XIX веке среди первых участвовал в итальянском Рисорджименто.
Фонтан Нептуна

Мессина - очень древний город, не раз за свою историю переживавший периоды расцвета и упадка. От материковой части Италии он отделен узким Мессинским проливом. Древнегреческая легенда гласит, что в этом проливе обитали морские чудовища Сцилла и Харибда. Харибда топила корабли у сицилийской стороны, а Сцилла губила моряков у итальянского берега. В одном из своих странствий по Средиземноморью Одиссей (в греческой мифологии царь Итаки, участник осады Трои, главный герой «Одиссеи». Славился умом, хитростью, изворотливостью и отвагой) сумел успешно миновать пролив. И с тех пор появилось выражение «быть между Сциллой и Харибдой», т.е. выбирать между двумя опасностями.

В 1860 Мессина был освобождена войсками Джузеппе Гарибальди. Катастрофическое землетрясение 28 декабря 1908, когда погибло почти 70 тыс. жителей, оказалось настоящим ударом для города; почти все средневековые здания были разрушены. Мессину восстановили, но город снова пострадал при американских бомбардировках 1943.
Фотографии Мессины до катастрофы

Во время перехода шли экстренные приготовления к спасательным работам. Для высадки на берег экипажи кораблей разбили по сменам. Сформировали спасательные команды и снабдили их шанцевым инструментом, водой и продовольствием. Уже в море обнаружилась масса плавающих обломков строений, шлюпок и рыбачьих судов. Всех их смыло в море или сорвало с якорей обрушившийся на город циклопической почти 5 м высоты придонной волной.
Погода испортилась, через несколько часов впереди по курсу отряда показалось зарево, горела Мессина. Утром 29 (16) декабря корабли отряда прибыли на рейд Мессины. Взорам моряков открылась страшная картина.

Курортный город, славившийся своей изысканной архитектурой и красивейшей набережной, являл ужасающую картину тотального разрушения. Во многих местах полыхали пожары. На берегу лежали выброшенные волной мелкие суда, набережная и портовые сооружения были разрушены.

Мессинское землетрясение (или землетрясение в Мессине и Реджио) произошло 28 декабря 1908 года ранним утром в регионах Сицилия и Калабрия (Южная Италия). Магнитуда землетрясение была 7,1, считается, что это немного, но по интенсивности землетрясение было катастрофическим и по шкале Меркалли его интенсивность определяется в XI баллов. Города Сицилии и Реджио ди Калабрия были практически разрушены, а от 75 до 200 тысяч человек погибли.
Землетрясение. 28 декабря 1908 года около 5 часов 20 минут по местному времени в районе сицилийского города Мессина произошло землетрясение силой 7,1 магнитуд. Эпицентр находится очень близко от Мессины. Вторым пострадавшим регионом был Реджио, который находится на континентальной части Италии. Подземные толчки продолжались 30 – 40 секунд, зона разрушений 300-километровым кольцом опоясывала Мессину. Через несколько минут после землетрясения двенадцатиметровое цунами нахлынуло на ближайшие побережья, вызывает еще большие разрушения. 91% городских структур Мессины было разрушено, а 70 тысяч жителей города погибли.

Спасатели искали людей в развалинах несколько недель, и целые семьи живыми откапывали позже, но тысячи остались похороненными там. Здания в этой области строились неустойчивые, и не могли выдержать сильные толчки, почти все дома имели тяжелые крыши и плохие фундаменты и стены.
Причины. Землетрясение было вызвано движением литосферных плит. Италия расположена вдоль границы континентальной Африканской плиты и эта плита сталкивается под дном Средиземного моря с также континентальной Евразийской плитой, движение плит идет с скоростью до 25 мм в год.
Происхождение цунами в Мессине по-прежнему остается нерешенной геологической проблемой. Этот регион находится, конечно, в зоне влияния большой рифтовой зоны, на калабрийской дуге, образованной путем медленного движения океанической коры в Ионическом море.
Такие тектонические условия характеризуются наличием разломов с направленными вверх движениями, которые могут в определенные периоды вызывать цунами. До сегодняшнего дня не было обнаружено никаких разломов или движений в Мессинском проливе или вдоль берегов Сицилии. В конце концов, очень странно, что цунами произошло через 8-10 минут после землетрясения, что затем привело исследователей к мысли, что цунами непосредственно с землетрясением не связано. Совсем недавно было высказано предположение, что цунами вовсе не генерировалось самим землетрясением, однако его вызвал огромный оползень в море.

Исследования дна моря показали, что цунами происходят в Средиземном море нередко, если брать геологические отрезки времени. В отложениях бухты Аугуста обнаружено двенадцать слоев, датируемых периодов в 4500 лет, с микроорганизмами, особенно фораминиферами, жившими вдоль берегов острова. Эти слои, возможно, сформировались после цунами, когда отложения были снесены с пляжей и транспортированы течениями в залив.
Также землетрясение привело к тысячам пожаров, которые еще больше разрушили дома и превратили их в полные руины.
Восстановление и помощь. Новость о катастрофе дошла с итальянскими подводными лодками до Никотеры, где были работающие телеграфные линии, но люди смогли добраться до телеграфа только в полночь следующего дня. Железнодорожные линии в районе были разрушены, часто вместе со станциями.
Итальянский военно-морской флот и армия пришли на помощь, моряки и солдаты стали разбирать завалы, лечить раненых и эвакуировать беженцев (как делал каждый корабль). Мародеров и бандитов расстреливали. Позже в Мессину прибыли король Виктор Эммануил III и королева.
Было объявлено о необходимости получения международной помощи по всему миру. С помощью Красного Креста и моряков флотов России и Англии поиск раненых и очистка города были усилены и ускорены. Российские боевые корабли «Цесаревич» и «Слава», крейсера «Адмирал Макаров» и «Богатырь», британский линкор «Эксмут» и крейсера «Эуриалус», «Минерва» и «Сатледж» пришли в Мессину для оказания помощи, а корабль «Афонвен» был в Мессине во время землетрясения. Французские броненосцы «Хустисе» и «Верите» и три миноносца были также направлены в Мессину. Американский «Большой Белый Флот» и корабли снабжения «Селтик» и «Кульгоа» также направлены для помощи населению.
Афтершоки. Повторные землетрясения различной силы (до 6,3) продолжались до 1913 года, то есть почти 5 лет.

Известные люди, погибшие во время землетрясения
Луиджи Карло Инверницци (1827 – 1908), гарибальдиец
Домимико Боссо (1827 – 1908), патриот Италии
Плачидо Лука Тромбетта (1828 – 1908), художник
Гаэтано Микале (1828 – 1908), скульптор и гравер
Франчески Перрони Паладини (1830 – 1908), юрист, гарибальдиец
Джузеппе Ла Маэстра (1831 – 1908), музыкант и художник
Джакомо Макри (1831 – 1908), юрист и политик, бывший ректор Мессинского университета
Рафаэле Вильяри (1831 – 1908), писатель и художник
Грегорео Заппала (1833 – 1908), скульптор
Отец Джамбатиста да Франкавильи (1836 – 1908), монах из секты капуцинов в Мессине.
Отец Агостино да Мессина (1838 – 1908), монах из секты капуцинов в Мессине
Рафаэле Сильваньи (1838 – 1908), юрист, судья апелляционного суда.
Франческо Физичелла (1841 – 1908), священник, философ и юрист.
Нино де Лео (1843 – 1908), гарибальдиец и политик
Плачидо ди Белья (1843 – 1908), художник.
Кресчензо Грильо (1845 – 1908), генеральный прокуратор короля в Мессине
Джузеппе Галати (1846 – 1908), заместитель прокуратора короля в Мессине
Алессио Валори (1846 – 1908), поэт и публицист
Гаэтано Руссо (1847 – 1908), скульптор
Сальваторе Капальбо (1848 – 1908), судья апелляционного суда.
Грегорио Панебьянко (1848 – 1908), художник и профессор университета.
Раймондо Сан Мартино де Спуччес герцог Санто-Стефано (1850 – 1908), дворянин и мэр Сан-Стефано
Луиджи Фаччиоли (1851 – 1908), доктор и профессор Мессинского университета
Даниэль Стасси (1851 – 1908), в прошлом настоятельно католической церкви в Мессине.
Джакомо Перрони Ферранти (1851 – 1908), юрист и адвокат, профессор уголовного права Мессинского университета
Фердинандо Пуглия (1853 – 1908), юрист и адвокат, профессор процессуального права Мессинского университета
Амалия Эльвира Мондио (1854 – 1908), дворянка, мать Мичелло Грисафульо Мондио, итальянского политика, сподвижника Муссолини
Николо Фульчи (1857 – 1908), политик и юрист, бывший заместитель министра
Пауло Каррузо (? – 1908), квестор из Мессины
Джиоаччино Чиниго (1858 – 1908), поэт и литературный критик
Джузеппе Ариго (1858 – 1908), юрист, мэр Мессины с 1897 по 1899, член парламента.
Джованни Сеска (1858 – 1908), философ
Соттиле Себастьяно (1858 – 1908), юрист и политик
Гаспаре де Урсо (1861 – 1908), медик, академик, декан медицинского факультета Мессинского университета
Джованни Дандоло (1861 – 1908), профессор
Джованни Цикала (1861 – 1908), финансист
Никола Петрина (1861 – 1908), политик и профсоюзный деятель
Джузеппе Апенапримо барон де Лихтенберг (1862 – 1908), историк, поэт
Джузеппе де Агуанно (1862 –1908), юрист и социолог, профессор университета
Плачидо Чезарео (1862 – 1908), ученый и поэт
Чарльз Босфильд Хулеатт (1863 – 1908), священник англиканской церкви, тренер футбольного клуба Мессины
Луиджи Ломбардо Пеллегрино (1864 – 1908), инженер, политик и общественный деятель.
Арнольдо Саббатини (1864 – 1908), директор университетской библиотеки в Мессине
Мария Тереза Бари (1864 – 1908), директор библиотеки в Мессине
Бенедетто Кракси (? – 1908), профессор гуманитарных наук
Эдуардо Джакомо Бонер (1866 – 1908), поэт, писатель и журналист.
Джованник Ноэ (1866 – 1908), политик
Карло Руффо (1866 – 1908), аристократ и художник
Филиппо Ре Каприата (1867 – 1908), физик, профессор университета
Агатино Джованни Барбера (1867 – 1908), врач и ученый, профессор физиологии университета
Габриэле Грассо (1867 – 1908), географ
Виргилио Сачча (1867 – 1908), писатель и журналист, поэт
Артур Сэнфорд Чейни (1869 – 1908), американский консул в Мессине, погиб вместе с женой Лаурой (1870 – 1908)
Мария Патерно Ареппо (1869 – 1908), аристократка и филантроп
Винченцо Страззулья (1870 – 1908), археолог
Анджело Гамба (1872 – 1908), тенор местного театра, в ночь перед землетрясением пел партию Радамиса в театре
Альфредо Де Медио (1875 – 1908), юрист, профессор римского права университета
Луиджи Плаканика (1876 – 1908), административный деятель
Джузеппе Ориолес (1878 – 1908), юрист и депутат
Анджело Тоскано (1879 – 1908), поэт
Вальтер Оутс (1879 – 1908), английский предприниматель и футболист клуба Мессины
Фрэнк Джон Картер (1879 – 1908), английский предприниматель и футболист клуба Мессины
Рикардо Касалаина (1881 – 1908), композитор
Фрэнк Вуд (1889 – 1908), английский предприниматель и футболист клуба Мессины
Амалия Крисафульи Мондио (1890 – 1908), дворянка

Здания, разрушенные землетрясением
Дом отца Минорити, Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Мессина), Церковь чистилища душ (Мессина), Церковь Святого Филиппа Черного (Мессина), Церковь Сан-Грегорио (Мессина), Церковь Санта-Мария-делла-Скала (Мессина), Церковь Санта-Тереза (Мессина), Коллегиум иезуитов (Мессина), Монастырь Святого Франциска (Мессина), Отель «Тринакрия», Дворец Джиокомо Минутоли, Дворец Арена, Дворец Аварна, Дворец Бруначчини, Дворец Трибунала, Дворец Дель Аппалто, Торгово-промышленная палата, Дворец Грано, Дворец Моло, Мэрия Мессины, Дворец Писторио-Кассибиле, Королевский дворец Мессины, гражданская больница Мессины

В разных районах итальянского города Мессина, расположенного на севере Сицилии, туристы могут встретить улицы с похожими названиями: «Улица русских моряков», «Улица русских моряков Балтийской эскадры», «Улица российских моряков-героев 1908 года».

А на здании местного муниципалитета увидят памятную доску с надписью: «В память щедрой помощи, оказанной экипажами русских военных кораблей: «Богатырь», «Цесаревич», «Макаров», «Слава» – жителям Мессины, пострадавшей от землетрясения 28 декабря 1908 г.» .

Что же такого сделали российские моряки, что жители города уже больше ста лет хранят о них благодарную память?

В 1908 году в Италии на острове Сицилия произошло страшное землетрясение мощностью в 10 баллов. Существуют разные оценки общего количества погибших, максимальная цифра - 200 000 человек.

Города Мессина и Реджо Калабрия всего за 46 секунд превратились в руины. Если о землетрясении мало кто уже помнит, то, пожалуй, ещё меньше людей знают, что именно моряки Российского флота первыми пришли на помощь итальянцам! Дело в том, что российские корабли проводили боевые учения недалеко от Сицилии и, узнав о трагедии, мгновенно пришли на помощь, не дожидаясь одобрения Петербурга.

Спасение жителей Мессины превратилось в крупнейшую международную гуманитарную операцию двадцатого века.

Для участия в спасательных работах с кораблей сошло 113 офицеров, 164 гардемарина, 42 кондуктора, 2599 нижних чинов, а с подошедших чуть позже канонерских лодок "Гиляк" и "Кореец" еще 20 офицеров, 4 кондуктора и 260 нижних чинов. В первый же день под открытым небом русскими моряками был открыт госпиталь, где оказывали первую помощь пострадавшим итальянцам. Тяжелораненых размещали на кораблях, а затем доставляли в Неаполь. Так русские военные корабли "Слава" и "Адмирал Макаров" перевезли более двух тысяч человек. Докторов и санитаров не хватало, и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными.

Примечательно,что среди кораблей был и знаменитый крейсер «Аврора»,который своим залпом в 1917 году изменил ход мировой истории.

А в самой России тем временем начался сбор пожертвований пострадавшим от землетрясения.

Вот что писало "Русское слово" о тех событиях:

ПАРИЖ. Передают о многочисленных подвигах русских моряков в Мессине, которые, несмотря на опасность обвала, забирались под развалины, спасали сотнями раненых, разгоняли бандитов, помешали расхищению банков, доставили на берег кассу сицилийского банка - 20 миллионов золотом и билетами. Командир военного судна «Адмирал Макаров» заявляет, что его экипаж спас тысячу человек. Все суда русской эскадры превращены в госпитали.

«Русское слово», декабря 19-го, пятница

РИМ. Во время спасения засыпанных в Мессине погибли три русских матроса. Русские офицеры восторженно отзываются о королеве Елене, которая самоотверженно в платье женщины из народа участвует в спасении погибающих. На глазах королевы погиб один русский матрос под обрушившейся стеной. Все называют королеву ангелом милосердным. По ее просьбе русский крейсер «Слава» перевез в Неаполь 500 раненых. В Неаполе дворец короля превращен в госпиталь.

«Русское слово», декабря 21-го, воскресенье

Il Messagero рассказывает о следующем трогательном случае. Один русский матрос нашел под развалинами живого грудного ребенка. Он его высвободил, спеленал, напоил молоком и привез в Неаполь, где сдал в консульство. Там он заявил, что если родители ребенка не отыщутся, то он хочет усыновить малютку и просит, чтобы ему его отдали.

«Русское слово», декабря 31-го, среда

А вот что писала итальянская пресса.

«Вы видели их, бросающихся не щадя своей жизни в самые опасные места, чтобы без лишних слов спасать жизнь другим, невзирая на ужас, их окружающий. Вы помните примеры исключительного мужества, совершенные среди разрушения и смерти. Мы обратимся к храбрым русским морякам, с которыми нас так сблизило несчастье, с самыми сердечными приветствиями, торжественно подтверждая, что вечны наша благо­дарность и признательность к тем, кто показал ве­ликолепные образцы человеческой солидарности и братства, первыми придя к нам на помощь».

Только 16 января 1909 года последние русские корабли, линкоры «Цесаревич» и «Слава», ушли из Мессины. Произошло это после того, как итальянские власти подтвердили, что дальше смогут справляться собственными силами. В портах, куда после окончания спасательных работ в Мессине заходили русские корабли, им устраивали восторженные встречи, а в Александрии даже выпустили специальную листовку, в которой говорилось: «Слава русским офицерам и матросам, не щадившим себя в Мессине во имя человечества!».

В 1978 в СССР была выпущена почтовая марка с изображением макета памятника русским морякам. Эскиз памятника русским морякам-героям передал цесаревичу Алексею еще в 1911 году итальянский скульптор Пьетро Куфереле. Но памятник так и не был создан. Прошло более века, и по эскизу П. Куфереле памятник создал в 2012 году российский скульптор Андрей Клыков. По предложению итальянцев памятник назвали «Героям милосердия и самопожертвования», а площадь, на которой установлен памятник, переименовали в «Площадь русских моряков».

Кстати, трагические события в Мессине подробно описал в своём очерке «Землетрясение в Калабрии и Сицилии» наш соотечественник Максим Горький, который находился там в качестве журналиста. Этот очерк был издан в 1909 году на русском и немецком языках. А Валентин Пикуль написал свой рассказ "Ничего синьор, ничего синьорита".

Все прекрасно знают, что Мессина великолепное место для отдыха , которое славится не только на всю Италию, как прекрасный курорт, но и на весь мир. Древняя история, корнями, уходящая в восьмой век до нашей эры и отличное географическое расположение, делают этот город хорошим местом для всех любителей европейского отдыха. Красивые морские заливы, торговые площади, огромные цитрусовые сады – все это про Мессину. Но сегодня рассказ будет про одну из самых страшных страниц в истории Мессины и Сицлии: землетрясении на Сицилии 1908 года.

Древние греки верили, что именно в этой области живут страшные чудовища из мифов . Но, больше всего их пугали землетрясения, то и дело сотрясающие весь «итальянский сапожок».

Землетрясение в Мессине 1908 года

Однако самое жуткое землетрясение в Мессине, да и во всей Европе, кстати, произошло не в древности, а относительно недавно – 28 декабря 1908 года . Произошло это ранним утром, когда практически все жители города мирно спали в своих постелях. Один только первый толчок дал начало самому грандиозному и ужасающему из землетрясений Европе. На земле и под водой начались сдвиги, быстро расходящиеся в стороны. Через несколько часов Мессина и практически все близлежащие рыбацкие деревни уже не были похожи на места обитания людей, но выглядели сплошными мрачными руинами.

Но, это был далеко не конец. Спустя некоторое время воды моря отошли на пятьдесят метров от берега, а после все побережье от Катании до Мессины испытало на себе огромную шестиметровую волну , прорвавшуюся вглубь острова. Калабрия пострадала еще больше. Возле Реджио толчки были также большей силы, чем где-либо еще на Сицилии, но именно Мессина потеряла больше всего своих жителей и туристов, любивших город в качестве места своего отдыха. Связь со всеми другими поселениями Италии была полностью прервана, из-за чего помощь долгое время не высылали, попросту не зная об ужасном происшествии на острове.

Русская спасательная экспедиция в Мессину: Подготовка

Удивительно, но первыми на зов о помощи откликнулись моряки из России . Уже через сутки на берег высадились моряки русского военно-морского флота с целым штатом врачей, способных оказать первую помощь пострадавшим. Шесть сотен моряков быстро восстановили порядок среди руин, оставшихся от городов и деревень. Через несколько часов к берегу причалили и английские моряки , которые взяли под контроль города и деревни, где у русских матросов не хватало людей и времени установить порядок.

Русские моряки оказались поблизости не просто так. После того, как была завершена русско-японская война , в целом крайне неудачная для Российской Империи, военно-морской флот был в одном из худших своих состояний за всю историю. Чтобы обучить новый командный состав, в 1906 году командование сформировало целую эскадру для длительного похода за границу. Два линкора и два крейсера находились под командованием Литвинова В.И . Главная цель – обмен опытом с союзниками и обучение личного состава по новому образцу. Главное правило – с честью представить свое государство за рубежом и перенять как можно больше положительного опыта у своих коллег из других стран.

В 1908 году вся эскадра через Финский залив, огибая Европу, направилась в воды Средиземного моря, как и было указано в изначальном плане учений. Всего в нескольких километрах от берегов Испании было проведено несколько учебных маневров, которые были направлены на воспитание новых лучших офицеров для русских ВМС. После этого путь кораблей лежал в Италию – место прибытия порт Аугуста , который находится на востоке Сицилии , всего в 150 километрах от Мессины. Корабли прибыли в Аугусту в штатном порядке 15 декабря 1908 года и уже на месте продолжили учения.

Утро 28 декабря стало временем жуткой трагедии . Мессина содрогнулась от страшных подземных толчков, сместивших целые пласты земли и разрушив 95% всех построек в регионе. Трех толчков хватило для того, чтобы все на побережье Сицилии и Калабрии превратить в дымящиеся руины.

Ранним утром матросы русских военно-морских сил проснулись от очень сильного и громкого гула , после которого последовало несколько ударов по корпусам кораблей, пришвартованных в порту Аугусты. За этим последовала высокая волна , захлестнувшая бухту. Она была настолько сильной, что все корабли у берега развернуло вокруг своей оси . Прошло еще десять минут и ситуация успокоилась. О толчках напоминала только рябь на морской воде.

К вечеру до командования русской эскадры стали доходить слухи о масштабах случившегося. Уже вечером к Литвинову обратился А. Макеев , служивший на должности посла Российской Империи в Италии. Он попросил моряков помочь пострадавшим от землетрясения близ Мессины. Отправив письмо в Петербург, Литвинов незамедлительно организовал спасательную экспедицию, в которую вошел весь личный состав, находящийся под его командованием.

Пока корабли были в море на пути к побережью Мессины, на борту проводился инструктаж относительно оказания быстрой первой помощи людям, которые пострадали от мощного землетрясения. Формировались специальные спасательные группы, каждая из нескольких матросов, врача и других специалистов. Была организована грамотная выдача инструментов и продовольствия, которые могли понадобиться во время спасения пострадавших. Также оперативно подготавливались мед. части линкоров и крейсеров для приема людей на борт. Полное руководство над медицинским штатом экспедиции взял на себя доктор Бунге – известный специалист, долгие годы работавший в Заполярье .

Землетрясение в Мессине: Помощь пострадавшим

По прибытии в Мессину перед русскими матросами открылась ужасная картина . Практически все постройки лежали в руинах , от большого торгового порта города ничего не осталось. Жители , сумевшие остаться в живых, не помня себя от горя, просили им помочь . Тысячи завалов не были безмолвными – люди плакали и кричали среди обломков разрушенных зданий. По всей территории города были видны пожары разной величины.

Первым делом была организована расчистка завалов , под которыми находились люди. Сложнее всего было в первый день, когда толчки все еще продолжались время от времени. Новые обрушения могли стать причиной смерти и тех, кто оказывал помощь.

На берегу быстро развернули несколько крупных медицинских пунктов , где можно было получить первую помощь. Там перевязывали больных и даже делали операции , практически в полевых условиях. Как покажет время, эти пункты спасли тысячи жизней . Без помощи русских моряков и медиков многие жители Мессины погибли бы . Также, огромную поддержку оказали английские моряки , прибывшие в эпицентр землетрясения в Мессине всего на несколько часов позже.

Работа по спасению пострадавших от землетрясения на Сицилии продолжалась двадцать четыре часа в сутки . Из-под завалов только за первые два дня удалось извлечь почти две тысячи пострадавших. Детей, стариков, женщин и тяжело раненных больных российские корабли целыми группами переправляли к ближайшим уцелевшим населенным пунктам, где они могли получить квалифицированную медицинскую помощь, ночлег и пищу. На обратном пути корабли загружали провизией, водой и медикаментами, которые практически сразу раздавались нуждающимся.

Последствия землетрясения в Мессине на Сицилии

До сих пор точное количество погибших во время землетрясения в Мессине 1908 года неизвестно. По некоторым данным простились с жизнью почти 45% всего населения региона . Это около ста тысяч человек, которые просто были не готовы к столь мощному удару стихии и за день до случившегося ничего не подозревали.

Когда спасательная операция закончилась, итальянские врачи отправили командованию ВМС Российской Империи письмо со своими благодарностями , за труд и заботу, за помощь всем, кто пострадал от ужасного землетрясения.

Правительство Италии наградило русских врачей, работавших в Мессине, орденами и личной благодарностью. Также не забыли и о командирском составе русской эскадры, который сумел правильно скоординировать действия личного состава кораблей и вовремя оказать помощь жителям региона. В память о том, что сделали моряки из России , все они были представлены к награде серебряными медалями . В спасательной операции участвовали шесть тысяч моряков и три сотни медиков .

После завершения своей миссии, российские моряки продолжили свою экспедицию, отправившись к берегам Александрии .

Городские власти Мессины также не забыли подвига русских моряков. Два года спустя после землетрясения, жители собрали деньги на большую медаль из чистого золота , которую вручили всему российскому флоту. Также в городе находится скульптура , изображающая спасателей жителей Мессины, которые в 1908 году пришли на помощь в трудную минуту. Награды были переданы лично в руки командиру «Авроры» — корабль специально прибыл в порт Мессины в 1910 году.

Память о помощи моряков хранится мессинцами по сей день . Многие улочки города названы в честь русских матросов и врачей , которые особенно отличились во время спасательной операции. Одна из памятных досок на здании городского совета Мессины также установлена в честь всего состава эскадры , пришедшей на помощь во время землетрясения 1908 года.

Среди местных жителей до сих пор принято называть русских матросов «Голубыми ангелами». В памяти потомков людей, переживших страшную трагедию начала века, российский флот действительно остался именно таким – они пришли с моря, внезапно, в ярко-голубой форме, и спасли тысячи жизней. Годы идут, но память об этом подвиге останется еще на многие века…

Землетрясения на Сицилии в наши дни

Сицилия – сейсмоопасный регион. Периодически тут бывают землетрясения, но, как правило, они очень слабые. Последнее произошло в феврале 2016 года с амплитудой в 4 балла по шкале Рихтера. Никаких жертв и разрушений с 1908 года на Сицилии не было.

Мессинское землетрясение (итал. Тerremoto di Messina) магнитудой 7,5 произошло 28 декабря 1908 года в Мессинском проливе между Сицилией и Апеннинским полуостровом. В результате были разрушены города Мессина и Реджо-Калабрия. Это землетрясение считается сильнейшим в истории Европы.
Землетрясение началось около 5:20 утра 28 декабря в море, на дне Мессинского пролива. Толчки вызвали смещение участков дна, после чего на Мессину с интервалами в 15-20 минут обрушилось три волны цунами высотой до трёх метров. В самом городе в течение одной минуты произошло три сильных удара, после второго начались обрушения зданий. Всего от землетрясения пострадали более двадцати населённых пунктов в прибрежной полосе на Сицилии и в Калабрии. Повторные толчки продолжались в январе 1909 года. Существуют разные оценки общего количества погибших, максимальная цифра - 200 000 человек. Чаще всего называются цифры в 70 000-100 000 человек, в том числе от 60 000 - в Мессине, население которой составляло около 150 000 человек. В двух поселках на восточном берегу (в Калабрии) погибло 43,7 % жителей.
Первыми в Мессину прибыли корабли Балтийского флота «Цесаревич», «Слава» и «Адмирал Макаров» и чуть позже «Богатырь» под командованием контр-адмирала Литвинова. Российские корабли входили в учебный отряд, совершавший плавание по Средиземному морю. Помимо основных экипажей, для прохождения практики на кораблях находились еще 166 гардемаринов — выпускников Морского кадетского корпуса.
Контр-адмирал Андрей Августович Эбергард

27 (14) июля 1908 г. А. Эбергард сдал отряд контр-адмиралу Владимиру Ивановичу Литвинову, который сразу же начал готовить его к заграничному плаванию для прохождения практики с гардемаринами. Были разработаны 2 маршрута с учетом политической ситуации в европейских странах, один из которых (№2) был утвержден (по первому маршруту возвращение в Либаву планировалось 28 (15) апреля, а по второму 10 апреля (28 марта) 1909 г. Морской министр адмирал И. М. Диков 2 сентября (20 августа) дал приказание отряду возвратиться к 3 апреля (21 марта), поэтому первый маршрут был отвергнут). Что касается захода отряда в итальянские порты, то из Министерства иностранных дел России был получен ответ, в котором говорилось что: «…Итальянское Правительство не встречает препятствий к заходу и пребыванию нашей эскадры в итальянских водах, присовокупляет, что качество порта Аугуста считается лучше Сиракуз». По первоначально утвержденному плану заход отряда должен был быть в Сиракузы (город на юго-востоке Сицилии, центр морской торговли).
«Адмирал Макаров»


В Кронштадте приняли новую смену практикантов, состоящую из произведенных 19 (6) мая 1908 года 135 корабельных гардемарин морского корпуса (ныне военно-морской институт - морской корпус Петра Великого), 23 корабельных гардемарина-механика и 6 корабельных гардемарин-судостроителей инженерного училища (ныне военно-морской инженерный институт им. А. Н. Крылова), а также учеников строевых унтер-офицеров (учеников квартирмейстеров) Балтийского флота, и 22 (9) июля вышли в практическое плавание по Финскому заливу.
Предполагавшееся включение в состав отряда крейсера «Олег», состоявшего в Гвардейском экипаже, не произошло.
В центре — «Адмирал Макаров», слева — «Олег» и «Богатырь»


Корабль 10 октября (27 сентября) попал в аварию у маяка Стейнорт по пути к Либаве (сел на мель). Взамен него был назначен крейсер «Адмирал Макаров» (позже обсуждался вопрос с Морским министром о включении крейсера «Олег» после ремонта 5-м кораблем в состав отряда). Гардемарины, находившиеся на крейсере «Олег» были распределены по другим кораблям, чем было ухудшено условие службы и жизни всех гардемарин отряда из-за увеличения их на каждом корабле, не приспособленном к этому. 3 октября (20 сентября) 1908 года гардемаринский отряд удостоился Высочайшего посещения Государём Императором Николаем II на рейде Биорке. В своей речи Государь Император призывал корабельных гардемарин помнить о том, что при посещении далёких заморских стран они являются представителями Его - Всероссийского Императора и нашей славной Родины - России. «…Ведите себя достойным образом, чтобы поддерживать честь русского имени среди народов стран, которые вам придётся посетить …», - так закончил свою речь Государь Император.
7 (4) октября 1908 г. Балтийский гардемаринский отряд под командованием контр-адмирала В. И. Литвинова в составе линейных кораблей «Цесаревич» и «Слава», а также крейсера «Богатырь» вышел из Либавы и отправился в учебное плавание в Средиземное море в соответствии с утвержденным планом.
«Цесаревич»


3 ноября (20 октября) корабли отряда прибыли в порт Виго, расположенный на Атлантическом побережье северо-запада Испании. В виду хорошей погоды на кораблях отряда проводились всякого рода рейдовые учения и занятия, особенно важные в первый период плавания после очень больших перемен в составе экипажей кораблей (это объяснялось недостатком офицерского состава вследствие гибели многих во время русско-японской войны 1904-1905 гг. и ухода большого числа офицеров в отставку, не видевших в будущем ничего светлого для флота. Их осталось на службе немного и по большей части это были молодые офицеры, обязанные служить за полученное образование). В этот же период состоялись парусные офицерские соревнования (гонки) при свежем шквалистом ветре, из-за которого часть шлюпок не окончила гонку. Вельбот с линкора «Слава» завоевавший первый приз, после прохождения дистанции перевернулся, но его команда была подобрана подошедшими шлюпками. В воскресенье 15 (2) ноября на кораблях отряда были приспущены флаги и гюйсы, в связи с известием о кончине Великого Князя генерал-адмирала Алексея Александровича. По уведомлении береговых властей о причине траура, флаги были приспущены на кораблях и судах испанского флота стоящих в гавани и на рейде, а также на крепости. На кораблях отряда было отслужено торжественное заупокойное богослужение.
Адмирал Макаров в Мессене


12 декабря (30 ноября) отряд в составе уже четырех кораблей во главе с «Цесаревичем», вышел из Бизерты и 14 (1) декабря 1908 г. пришел в порт Аугуста (восточное побережье острова Сицилии, в 70 милях к югу от Мессины). Стоянка в порту Аугуста была использована для производства всевозможных учений и занятий, положенных по программе соревнований и стрельб. Итальянский флот пользовался Аугустой для выполнения практических и боевых стрельб.
28 (15) декабря 1908 года отряд после отработки совместного плавания и выполнения учебных артиллерийских стрельб встал на якорь в порту Аугуста. Внезапно среди ночи послышался мощный гул. Корпуса кораблей стали содрогаться, будто по ним молотили здоровенной дубиной. Ворвавшаяся в бухту огромная волна развернула стоящие на якоре суда почти на 360 градусов. Через несколько минут гул прекратился, хотя волнение еще некоторое время продолжалось. На отряде сыграли боевую тревогу, но, убедившись, что корабли в порядке и им ничего не угрожает, дали отбой.
Вечером из Катании (город и порт на восточном побережье острова Сицилия, у подножия вулкана Этна, административный центр провинции Катания) к командиру отряда В. Литвинову, державшему флаг на «Цесаревиче», прибыли капитан порта и российский вице-консул А. Макеев. Они сообщили, что накануне на юго-западе Италии в Сицилии и Южной Калабрии произошло землетрясение силой 7.5 баллов с эпицентром в Мессинском проливе.
Район землетрясения


Города Meccинa, Реджо-ди-Kaлaбpия и ещё 40 oкpecтных селений были полностью разрушены. Под их развалинами и в трех огромных морских волнах (пришедших одна за другой через несколько минут после начала толчков) погибли десятки тысяч людей, в очертаниях берегов Мессинского пролива и его дна произошли значительные изменения.

Портовый начальник вручил В. Литвинову телеграмму от префекта Сиракуз, в которой тот просил «дружественную нацию не отказать в помощи населению».

Командир отряда телеграфировал о случившемся в Петербург и, не дожидаясь ответа, дал команду кораблям готовиться к походу. Ночью 29 (16) декабря В. Литвинов приказал отряду сняться с якоря и следовать в Мессину для помощи пострадавшим жителям города. Крейсер «Богатырь» был оставлен в порту Аугуста для связи.
Месси́на (итал. Messina, сиц. Missina, лат. Messana, греч. Μεσσήνη) - город в итальянском регионе Сицилия, административный центр одноименной провинции. Третий по величине город на острове Сицилия.
Покровителем города считается Madonna della Lettera. Праздник города - 3 июня.
Дворец построенный Джино Коппеде. 1900


Мессина расположена на севере Сицилии, на западном берегу Мессинского пролива, отделяющего остров от материковой Италии (область Калабрия).
Проспект Виктора Эммануила до землетрясения


Мессина находится в 90 км от Катании, расстояние до Палермо - 230 км. Город тянется на 30 км вдоль Мессинского пролива, на суше обрамлен Пелоританскими горами.
Мессина до землетрясения


Центром города считается территория, занимающая 10 км, которая расположена между речками Аннунциата и Сан Филиппо, в настоящее время скрытыми под улицами. Порт Мессины (имеющий военное и торговое значение) расположен в естественной бухте Ионического моря.
Панорама гавани


Благодаря морской торговле Мессина достигла своего расцвета в XV столетии и в XVII веке была настолько богатой, что претендовала на восточную часть Сицилии и даже пыталась отделиться от Испании при поддержке французского короля Людовика XIV.
Собор на Виа Сеттембре


Хотя Мессина не обрела независимости и была разрушена во время землетрясения 1783, город снова восстановился и в XIX веке среди первых участвовал в итальянском Рисорджименто.
Фонтан Нептуна

Мессина - очень древний город, не раз за свою историю переживавший периоды расцвета и упадка. От материковой части Италии он отделен узким Мессинским проливом. Древнегреческая легенда гласит, что в этом проливе обитали морские чудовища Сцилла и Харибда. Харибда топила корабли у сицилийской стороны, а Сцилла губила моряков у итальянского берега. В одном из своих странствий по Средиземноморью Одиссей (в греческой мифологии царь Итаки, участник осады Трои, главный герой «Одиссеи». Славился умом, хитростью, изворотливостью и отвагой) сумел успешно миновать пролив. И с тех пор появилось выражение «быть между Сциллой и Харибдой», т.е. выбирать между двумя опасностями.


В 1860 Мессина был освобождена войсками Джузеппе Гарибальди. Катастрофическое землетрясение 28 декабря 1908, когда погибло почти 70 тыс. жителей, оказалось настоящим ударом для города; почти все средневековые здания были разрушены. Мессину восстановили, но город снова пострадал при американских бомбардировках 1943.
Фотографии Мессины до катастрофы


Во время перехода шли экстренные приготовления к спасательным работам. Для высадки на берег экипажи кораблей разбили по сменам. Сформировали спасательные команды и снабдили их шанцевым инструментом, водой и продовольствием. Уже в море обнаружилась масса плавающих обломков строений, шлюпок и рыбачьих судов. Всех их смыло в море или сорвало с якорей обрушившийся на город циклопической почти 5 м высоты придонной волной.
Погода испортилась, через несколько часов впереди по курсу отряда показалось зарево, горела Мессина. Утром 29 (16) декабря корабли отряда прибыли на рейд Мессины. Взорам моряков открылась страшная картина.

Курортный город, славившийся своей изысканной архитектурой и красивейшей набережной, являл ужасающую картину тотального разрушения. Во многих местах полыхали пожары. На берегу лежали выброшенные волной мелкие суда, набережная и портовые сооружения были разрушены.



Телеграмма контр-адмирала В. Литвинова Морскому министру гласила: «Мессина многие города на побережье Сицилии и Калабрийском берегу совершенно разрушены население в панике засыпанных и раненых насчитывают тысячами точка команды заняты откапыванием людей оказываем помощь пострадавшим точка сегодня посылаю крейсер Адмирал Макаров для отвоза Неаполь четырехсот раненных. 2495. Подписал Литвинов».
Панорама Мессины со стоящими на рейде русскими кораблями

С кораблей на берег были немедленно направлены спасательные группы, включавшие в свой состав спасателей, медиков и санитаров. Погрузив в баркасы, паровые и моторные катера медикаменты, хирургические инструменты, носилки, матросы, врачи и санитары в 8 часов 30 минут утра двинулись к берегу.



То, что моряки увидели на берегу, превзошло все самые мрачные прогнозы. Разрушенный водопровод, полное отсутствие еды и лекарств - такой предстала Мессина перед спасателями. Из-под развалин доносились стоны и крики раненых, а у уреза воды толпились тысячи полуодетых, обезумевших от горя и боли жителей города. Как вспоминал один из очевидцев трагедии: «…Они простирали к нам руки, матери поднимали детей, моля о спасении…».
Развалины жилых домов


Город или то, что от него осталось, разбили на участки и улицы, и каждой группе поставлена была задача - искать живых. Уцелевшие люди, в большинстве своем полуголые и невменяемые, нуждались в срочной медицинской помощи, в пропитании и обогреве. Но первейшей задачей стало спасение людей засыпанных обломками зданий.
Моряки с русского броненосца «Слава» помогают в расчистке завалов


Не теряя времени, моряки приступили к расчистке завалов и спасению людей, засыпанных в ближайших к набережной домах. Ориентировались по крикам и стонам людей, раздававшихся из развалин.
Моряки на расчистке завалов

Тут же организовали перевязочные пункты и своего рода «госпиталь», на которые стали переносить раненых. Организовал этот «госпиталь» и перевязочные пункты флагманский врач Балтийского отряда действительный тайный советник Александр Александрович Бунге, в прошлом известный полярный путешественник. В этом ему помогали: младший судовой врач линейного корабля «Цесаревич» коллежский асессор Адам Александрович Шишло, старший судовой врач линейного корабля «Слава» коллежский асессор Евгений Вячеславович Емельянов, младший судовой врач крейсера «Адмирал Макаров» надворный советник доктор медицины Владимир Казимирович Лубо, старший судовой врач крейсера «Богатыр» коллежский советник Флориан Францевич Гласко, старший судовой врач линейного корабля «Цесаревич» коллежский советник Николай Новиков, младший судовой врач линейного корабля «Слава» коллежский асессор Евгений Каллина, младший судовой врач крейсера «Богатырь» коллежский асессор Петр Бачинский, старший судовой врач крейсера «Адмирал Макаров» коллежский советник Юрий Каружась. По прибытии в бухту Мессины канонерских лодок «Кореец» и «Гиляк» к ним присоединились судовые врачи этих кораблей: коллежский асессор Николай Востросаблин и коллежский советник Владимир Госс соответственно. Необходимо отметить, что Н. Востросаблин был первым врачом созданного в Кронштадте в 1904 г. накануне русско-японской войны 1904-1905 гг. первого соединения первых подводных лодок. Это он разработал первую инструкцию «О санитарных мероприятиях на подводных лодках».
Оказание помощи местным жителям


Ни докторов, ни санитаров при оказании помощи пострадавшим Мессины, как на берегу, так и на кораблях не хватало и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными. Так существенную помощь медицинскому персоналу оказал младший штурманский офицер линейного корабля «Цесаревич» Иван Кононов 2-й, умея делать перевязки. Извлеченных из-под развалин потерпевших русские моряки переносили к созданным под навесами медицинским пунктам. Многие раненые добирались сюда сами. Прямо под открытым небом были установлены столы, на которых корабельные врачи с помощью санитаров оказывали им первую хирургическую помощь, накладывали повязки, приводили в чувство потерявших сознание, делали операции. Хотя они и не были тщательными, но были своевременными, и это спасло жизни многим пострадавшим.


У пострадавших в основном были как закрытые повреждения (ушибы, ранения и разрывы мягких тканей, повреждение костей и суставов, закрытые переломы костей, вывихи) так и открытые повреждения, раны сопровождающиеся нарушением целостности кожных покровов, ожоги различных степеней. У тяжело пострадавших были множественные переломы ребер. Страх породил шок, коллапс, травматический невроз.
Жертвы землетрясения




А на улицах и пустырях лежали и ползали раненые. По развалинам бродили обезумевшие от пережитого, оборванные, полунагие люди, разыскивавшие своих родных, зовущие детей.
Русские моряки переносят тела жертв


Пожалуй, самая трудная работа как физически, так и морально была при разборке развалин.
Извлечение тел из под обломков


Смрад, трупный запах, изуродованные тела погибших, но уже в первый день удалось спасти более ста человек.
Итальянские моряки переносят раненных


В полдень прибыли корабли английской эскадры, также, по счастью, оказавшейся неподалеку от бедствующего города. Моряки Британии развернули походные кухни, помогли восстановить порядок в борьбе с грабителями и мародерами. Экипажи с кораблей английской эскадры присоединились к русским морякам по спасению пострадавших.

Раскопки велись с большой опасностью для самих спасателей. Время от времени ощущались подземные толчки, грозившие дальнейшим обрушением зданий.

Расчистка завалов



Из представления командира линейного корабля «Цесаревич» командиру отряда контр-адмиралу В. Литвинову: «…Старший механик вверенного мне корабля штабс-капитан Федоров при откапывании человека, засыпанного развалинами дома в Мессине, подвергал свою жизнь весьма серьезной опасности, самоотверженно пролезши в прорытую пещеру, и будучи засыпан обвалом, он спасся случайно только тем, что соседняя стена обвалилась в другую сторону. При обвале стены в сторону разрушенного дома, пещера в которой находился штабс-капитан Федоров не выдержала бы, и он был бы раздавлен. За такой самоотверженный и человеколюбивый поступок прошу ходатайства Вашего Превосходительства о награждении его медалью за спасение погибающих. Рейд г. Виго 11 февраля 1909 г. Командир линейного корабля «Цесаревич» капитан 1 ранга Любимов».
Американские моряки пытаются обнаружить среди руин тела американского консула и его супруги


Из рапорта командира Балтийского отряда контр-адмирала В. Литвинова Начальнику Главного морского штаба: «…Прошу ходатайства Вашего Превосходительства о награждении старшего инженер механика корабля «Цесаревич», штабс-капитана Федорова медалью «За спасение погибавших» 4-й степени. Виго 13 февраля 1909 г. Начальник Балтийского отряда контр-адмирал В. Литвинов».



Смена команд происходила через шесть часов, но многие по-прежнему отказывались от заслуженного отдыха. О русских моряках итальянцы говорили: «Их послало нам само небо, а не море!». Русские корабли забирали по 400-500 пострадавших на борт и отвозили их в Сиракузы, Неаполь и Таранто. Линкор «Слава» с 600 ранеными, женщинами и детьми на борту вышел в Неаполь с приказанием после передачи людей немедленно вернуться в Мессину, закупив лишь дезинфицирующие средства, перевязочные материалы и свежую провизию.
Лишенные крова жители Мессины

Из телеграммы Литвинова Морскому министру от 31 (18) декабря, посланной из Неаполя: «…Сегодня прибывшие в Мессину Король и Королева Италии посетили корабли «Цесаревич» и «Славу» и благодарили за помощь населению. Бедствие ужасное. Средств для спасения засыпанных мало. Погибших не менее 50.000 в одной Мессине, не считая унесенных волною в море. Работа всего личного состава вверенного мне отряда выше похвалы».

Из письма Морскому министру из г. Бари, полученного 7 января 1909 г. (по новому стилю): «Ваше Превосходительство! Позвольте и нам присоединить наши голоса к всеобщему хору благословений, исходящих из глубины сердец Итальянской нации, за подвиги героизма, проявленные доблестными Вашими моряками в ужасной катастрофе, постигшей нашу родину. Мы пришли в Неаполь на Вашем прекрасном крейсере «Адмирал Макаров», направлявшемся в Мессину для того, чтобы разыскивать там наших родных. Мы не в силах описать Вашему Превосходительству все, более чем братские заботы, которыми командир этого судна и все его офицеры нас окружали. Мы на месте бедствия были свидетелями сверхчеловеческих подвигов этих божественных героев, которые будто сошли к нам с небес. Память об этих подвигах никогда не изгладится из наших сердец. Русские моряки начертали свои имена золотыми буквами для вечной благодарности всей Италии, и мы были бы глубоко признательны Вашему Превосходительству, если бы Вы соблаговолили выразить от себя командиру и всему экипажу крейсера «Адмирал Макаров» нашу бесконечную благодарность и вечную преданность; тем более что командир этого крейсера, по своей непостижимой скромности (еще большей, чем его доброта) не пожелал выслушать нашу сердечную признательность. Да поймет Ваше Превосходительство наши чувства лучше, нежели мы умеем их выразить словами, т. к. никакое слово не в силах передать грандиозность подвигов этих героев. Да здравствует Россия! Искренне преданны Вашему Превосходительству доктор Константино Скиорчи и доктор Антонио Де-Викарис».
1 (14) марта в мессинскую гавань под звуки оркестра вошел крейсер «Аврора». Повсюду развевались русские и итальянские флаги. Набережная была запружена ликующим народом. На борт корабля прибыли представители властей города. Они передали командиру памятную золотую медаль, панно с изображением русских моряков, спасающих жителей многострадальной Мессины, и благодарственный адрес. В нем были строки: «Вам, славным сынам благородной земли, героизм которых войдет в историю, первым поспешившим на помощь тем, кому грозила верная смерть от ярости стихии…».
Итальянское правительство наградило участников спасения. Контр-адмиралу Литвинову вручили Большой крест Итальянской короны, командирам кораблей и врачам — Командорские кресты. И все без исключения получили «Памятную медаль о землетрясении в Калабрии-Сицилии 28 декабря 1908 года».
Благотворительные марки разных стран выпущенных в пользу жителей Мессины



Благодарность жителей Мессины русским морякам за великое чувство сострадания, проявленное в их самоотверженной помощи, трудно переоценить. Рассказывали, что когда один русский морской офицер, участник «мессинских дней», после революции 1917 г. случайно оказался на Сицилии без средств к существованию, жители острова, увидев у него серебряную медаль с бело-зеленой лентой, через муниципалитет предложили ему пожизненную пенсию и небольшой дом с виноградником. События вековой давности не забыты. О русских моряках рассказывают и сегодня на уроках истории в школах Италии. В новых районах нынешней «большой Мессины», прежде бывших окраинными деревнями, как и весь город, лежавшими в развалинах после землетрясения, можно встретить таблички с названиями «Улица российских героев-моряков 1908 года», «Улица русских моряков», «Улица русских моряков Балтийской эскадры».
Что же до самих моряков… По возвращении в Петербург император Николай II, пожимая руку командующему эскадрой контр-адмиралу Литвинову, так выразил свою оценку действиям моряков: «Вы, адмирал, со своими моряками в несколько дней сделали больше, чем мои дипломаты за все мое царствование…»
Передача членами Мессинского муниципалитета диплома и золотой медали «за самоотверженность и человеколюбие». Борт КР Аврора, 12 марта 1911 года


Награды за участие в спасении жителей Мессины во время землетрясения