Адонис чим возлюбленным былых. Адонис — возлюбленный Венеры. Но иногда приходилось ей покидать возлюбленного, чтобы побывать на Олимпе. И Адонис охотился в одиночку

04.07.2023 Досуг

Античный мифологический образ-символ юной мужской красоты, который берет начало из сирийско-финикийских верований (Адон - господин) и является разновидностью "умирающих и воскресающих богов", духом ежегодно обновляющегося развития

Будучи возлюбленным Афродиты (лат. Венера), он был убит разъяренным вепрем, по другим версиям - богом Аресом (лат. Марс), который принял образ зверя. Из крови Адониса растут анемоны (ветреница) или адонис, его душа опустилась в подземное царство Аида. Богиня любви умолила Зевса, чтобы Адонис проводил в подземном царстве только часть года, а весною мог бы возвращаться к ней. Эта просьба была удовлетворена, и возрождение молодой природы отмечалось праздниками, песнями, закладкой "садиков Адониса".

Адонис - греческая форма шумерского бога растительности Думузи (по-арамейски Таммуз), возлюбленного богини Инанны.

Ежегодный вегетационный цикл во многих религиях и культурах символизируется божествами, которые попадают в загробный мир, но периодически возрождаются вновь.

Адонис, Рождение А.

Адонис был зачат в результате кровосмесительной любви его матери Мирры к своему отцу Киниру. Снедаемая угрызениями совести, она умолила богов превратить ее в мирровое дерево. Прошло время, ствол дерева расщепился, и родился младенец Адонис, которого воспитали служанка Мирры Луцина и нимфы ("Мет.", 10:503-514). Этот сюжет можно встретить главным образом в итальянской живописи XVI и XVII веков. Мирра изображается с воздетыми руками, полуженщиной-полудеревом; она передает младенца Лунине. О смерти Адониса см. ВЕНЕРА (5). См. также ДЕРЕВО. [Дж.Холл]

АДОНИС - олицетворение умирающей и воскресающей природы у финикийцев, сын красавицы Мирры (Смирны), превращенной богами в дерево, источающее благовоние. Афродита полюбила красивого ребенка и отдала на воспитание в подземное царство Персефоне, которая, также полюбив Адониса, в назначенный срок не захотела его возвращать. Пришлось Зевсу решать конфликт: Адонис будет проводить треть года у Персефоны, треть у Афродиты, а остальное время, где сам захочет. Когда Адонис погиб на охоте, искусанный диким вепрем, кровь из его ран тотчас же превратилась в анемоны. А кровь Афродиты, пустившейся на поиски Адониса по горам Кипра и поранившей о камни и терновник свои нежные босые ноги, превращалась в розы. В назначенный срок Адонис вновь являлся на землю. В честь его возвращения ранней весной и осенью греки сажали цветы в горшках и называли их "садиками Адониса". Женщины приносили ему в дар свои волосы.

БРЭФ
- по старинному сказанию, сын Ассирийца или Финикийца Феияса, а может быть и Кинира, происходившего из Сирии и основавшего на Кипре Пафос. Кинир произвел его, в неведении, от собственной дочери Мирры или Смирны, возгоревшей к нему любовью по наущению Афродиты; когда отец, узнав о совершенном им преступлении, хотел убить дочь, боги превратили её в мирровое дерево и из негото через 10 месяцев явился на свет А. За красоту его тотчас же полюбила Афродита и отдала тайно Персефоне на сохранение; Персефона не пожелала однако потом возвратить его; тогда Афродита обратилась с жалобой к Зевсу, который и решил спорь тем, что одну треть года А. должен был проводить у Афродиты, одну у Персефоны, а последней третью мог располагать по своему усмотрению. Но еще юношей А. был убит на охоте вепрем. По другому варианту, спор между богинями возник лишь по смерти А., из крови которого произошла роза. Этот часто изменявшийся и варьированный греческими поэтами миф, точно также, как и культ А., финикийско-сирийского происхождения. На это есть намеки и в самом сказании, на это указывает и слово А., которое означает "господин". В особенности же культ А., как божества природы, был силен в Библосе и его окрестностях, а также и на Кипре. Отсюда культ этот перешел к Грекам, которые, превратив А. в полубога, из азиатского мифа создали поэтическое сказание; но основные черты культа сохранились и в Греции. Празднество A. (Adonia), которое главным образом относилось к смерти прекрасного, оплакиваемого Афродитой, юноши, происходило ежегодно, большею частью в июле или же весной и состояло из двух частей: во время первой оплакивалась смерть А., во второй с радостью праздновалось его возвращение к Афродите. В Библосе, где Адонии праздновались с особенной роскошью, выставлялось сначала изображение А. при жалобном пеши, с соблюдением всех погребальных обрядов; затем следовало радостное празднование по случаю возвращения А. из преисподней. В Греции, особенно в Афинах, где в Адониях принимали участие преимущественно женщины, они были проще. Кроме всего этого, в Адониях играли роль также так наз. Адонисовы сады. Это были наполненные землей глиняные сосуды или корзины, в которых были посажены скоро распускающиеся, но тотчас же и увядающие растения; этим символически изображалась недолговечность расцвета в природе и жизни, живым примером которой и является судьба А. Празднество А. при александрийском дворе, где сначала чествовали юного прекрасного А., а затем оплакивали смерть его, но с надеждой на возвращение, описано Феокритом в его прелестном стихотворении "Адониацузы".
Культ А. происхождением своим обязан переменам в жизни природы, расцветающей под живительными лучами весеннего солнца и увядающей летом от жары (на Востоке) и зимой; в культе этом высказывается горе по утраченной природой красоте, с надеждой в тоже время на пробуждение природы. Существуют изображения раненного А. в виде статуи и прекрасного мраморного рельефа. Кроме того, мне об А. и Адонии увековечены картинами на стенах, изображениями на зеркалах, саркофагах, и на нескольких прекрасных вазах. Ср. О. Ян, "Archaol. Beitrage" (Берлин, 1847); Бругш "Die Adonisklage und das Linoslied" (Йерлин, 1852), Мантардт "Antike Wald und Feldkulte ans nordeurop. Ueberlieferung eriautert" (Берлин, 1877). Как название красивого мужчины, имя А. употребляли уже Греки.

Мифы народов мира. Под редакцией Токарева
АДОНИС
"(dn "адон", "господь", "владыка"), в греческой мифологии божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. Миф об А. в наиболее полном виде представлен у Аполлодора (III 14, 4), Овидия (Met. X 300-524, 708-739) и Антонина Либерала (XXIV). А. - сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать А.), внушает той страсть к родному отцу, который поддается соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает ее (Ovid. Met. X 300-478). Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной красоты - А. (X 479-524). Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с А. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив А. часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финик. варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит (Apollod. Ill 14, 4; Ovid. Met. X 708- 716). По другой версии (Ptol. Hep-haest. I, p. 183, 12 Westerm.), A. - жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослепленного ею сына Аполлона Эрилюнфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финик, варианте Астара) (Serv. Verg. Aen V 72). Афродита горько оплакивает А. и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь (Ovid. Met. X 717- 739). Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты - анемоны.

Культ А. существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. Согласно Лукиану (De dea Syr. 6), в Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь А., сопровождавшиеся священной проституцией, причем первый день был посвящен плачу, а второй - радости по воскресшему А. Рассказывается о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в горах Ливана гибнет А. Однако здесь же скептические рассуждения о красной почве, придающей реке кровавый цвет (Luc. De dea Syr. 8). В 5 в. до н. э. культ А. распространился в материковой Греции. В Аргосе женщины оплакивали А. в особом здании (Paus. II 20, 6). В Афинах во время праздника в честь А. под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших (Plut. Alcib. 18; Nic. 13). Адонии - праздник в честь А. - были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распространились греко-восточные культы Ocиpuса, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, т. н. "садики А." - символ мимолетности жизни. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного А., а на следующий день с причитанием и плачем статую А. несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти (Theocr. V 96-144). В мифе об А. отразились древние матриархальные и хтонические черты поклонения великому женскому божеству плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже смертному, возрождавшемуся лишь на время, мужскому коррелату. В мифе и культе А. явственно прослеживается развернутая символика вечного круговорота и гармоничного единения жизни и смерти в природе.

Лит.: Frazer J. G., Adonis, AttiB, Oeiris, L. - N. Y., 1906; Leipoldt J., Sterbende und auferstehende Gutter, Lpz., 1923; Relner E., Die rituelle Totenklage der Griechen, Stutt. - В.. 1938; Lambrechts P., Over Griekse en oosterse mysteriegodsdiensten: de zgn. Adonia-mysteries, Brux., 1954.

Европейская драматургия обращалась к мифу об А. в 16-17 вв. (пьесы "А. и Венера" Лопе де Вега; "А." И. Гундулича и др.). Чаще миф находил воплощение в поэзии этого периода (поэмы "Венера и А." У. Шекспира; "А." Дж. Марино; "А." Ж. Лафонтена и др.).

А. - один из самых популярных персонажей античной живописи (помпейские фрески, вазопись) и пластики (рельефы саркофагов, погребальных урн и др.). Европейское искусство обращается к мифу в средневековой книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию). С начала 16 в. миф находит воплощение во множестве произведений живописи; наибольшее распространение приобрели сюжеты: "Венера и А.", "Гибель А.", "Венера оплакивает А.". К мифу обращались Джорджоне, Тициан, Тинторетто, АН. Карраччи, Веронезе, Г. Рени, Рубенс, Н. Пуссен и др. В 18-19 вв. миф находит воплощение главным образом в пластике ("Венера и А." А. Кановы; "А." Б. Торвальдсена; "Умирающий А." О. Родена и др.).

В европейском музыкально-драматическом искусстве миф об А. лег в основу либретто многих опер 17- 18 вв. (наиболее значительны - "Цепь А." Д. Маццокки; "А." К. Монтеверди; "А." Р. Камбера; "А. на Кипре" Дж. Легренци; "Влюбленный А." Р. Кайзера и др.). "

Из собственного словаря

dn - адон, господин, господь, владыка.
Божество (растительное) финикийско-сирийского происхождения.
Греч. форма шумерского бога растительности Думузи (арам. Таммуз), возлюбленного богини Инанны.
Разновидность "умирающих и воскресающих богов " - олицетворение умирающей и воскресающей природы (Ежегодный вегетационный цикл, связанный с периодическим умиранием и возрождением природы, во многих религиях и культурах символизируется божествами, которые попадают в загробный мир, но периодически возрождаются вновь. Культ богини-матери, связанный с плодородием и растительными функциями, и ее смертного супруга был распространен по всему Среднему Востоку.).
Мифологический образ-символ юной мужской красоты; дух ежегодно обновляющегося развития.
Как название красивого мужчины, имя Адониса употребляли уже греки.
В посвященных ему обрядах, вслед за весельем следовало ритуальное оплакивание.
"В мифе об Адонисе отразились древние матриархальные и хтонические черты поклонения великому женскому божеству плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже смертному, возрождавшемуся лишь на время, мужскому коррелату. В мифе и культе Адониса явственно прослеживается развернутая символика вечного круговорота и гармоничного единения жизни и смерти в природе".

Этот часто изменявшийся и варьированный греческими поэтами миф наиболее полно представлен у:
Аполлодора (III 14, 4),
Овидия (Met. X 300-524, 708-739) и
Антонина Либерала (XXIV).
"По старинному сказанию, сын Ассирийца или Финикийца Феияса, а может быть и Кинира, происходившего из Сирии и основавшего на Кипре Пафос. Кинир произвел его, в неведении, от собственной дочери Мирры или Смирны, возгоревшей к нему любовью по наущению Афродиты; когда отец, узнав о совершенном им преступлении, хотел убить дочь, боги превратили её в мирровое дерево и из негото через 10 месяцев явился на свет А".
Сын Феникса и Алфесибеи.
Вар: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны;
кипрского царя Киниры и его дочери Мирры.
Афродита, рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь, внушает той страсть к родному отцу. Поддавшись соблазну он вступает в связь с нею (не подозревая), и после этого проклинает ее (OvMt. X 300-478).
Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной красоты (X 479-524).
Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне (вар.: его воспитали служанка Мирры Луцина и нимфы), не пожелавшей в дальнейшем расстаться с ним. Спор разрешает Зевс, предназначив Адонису треть года проводить в царстве мертвых, треть - на земле с Афродитой (Спутником и возлюбленным которой он становится.) (финик. Астартой), треть - где он захочет.
По другому варианту, спор между богинями возник лишь по смерти Адониса.
Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит (Apollod. Ill 14, 4; Ovid. Met. X 708- 716).
Вар: жертва Аполлона (Ptol. Hep-haest. I, p. 183, 12 Westerm.), Его месть Афродите за ослепленного ею сына Аполлона Эрилюнфа.
ревнивого Ареса (финик. Астара) (Serv. Verg. Aen V 72). Принявшего образ зверя.
Афродита, оплакивает и превращает Адониса в цветок анемону (ветреница) или адонис, окропив нектаром пролитую кровь (Ovid. Met. X 717- 739). Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты - анемоны. Либо, его кровь стала анемонами, а кровь Афродиты - в розы (Искавшей Адониса по горам Кипра и поранившей о камни и терновник свои босые ноги.).
Богиня любви умолила Зевса, чтобы Адонис проводил в подземном царстве только часть года, а весною мог бы возвращаться к ней.

Культ Адониса существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос.
"Происхождением своим он обязан переменам в жизни природы, расцветающей под живительными лучами весеннего солнца и увядающей летом от жары (на Востоке) и зимой; в культе этом высказывается горе по утраченной природой красоте, с надеждой в тоже время на пробуждение природы".
Культ Адониса как божества природы особенно был силен в Библосе и на Кипре.
В Библ(ос)е было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь Адониса, сопровождавшиеся священной проституцией: первый день был посвящен плачу, а второй - радости по воскресшему богу. (Лукиан, De dea Syr. 6)
Лукиан же рассказывает о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда в горах Ливана гибнет Адонис; и здесь же скептически рассуждает о красной почве, придающей реке цвет (De dea Syr. 8).
В 5 в. до н.э. распространился в материковой Греции, где Адонис превратился в полубога. Из азиатского мифа создали поэтическое сказание; но основные черты культа сохранились и в Греции.
В Аргосе женщины оплакивали Адониса в особом здании (Paus. II 20, 6).
Празднество A. (Adonia), которое г.о. относилось к смерти прекрасного, оплакиваемого Афродитой, юноши, происходило ежегодно, большею частью в июле или же весной и состояло из двух частей: во время первой оплакивалась смерть А., во второй с радостью праздновалось его возвращение к Афродите.
Адонии праздновались с особенной роскошью в Библосе: выставлялось сначала изображение А. при жалобном пении, с соблюдением всех погребальных обрядов; затем следовало радостное празднование по случаю возвращения А. из преисподней. В Афинах адонии - праздник в честь Адониса, который приходился на середину лета, - были особенно популярны в эпоху эллинизма (Когда распространились греко-восточные культы Ocиpuса, Таммуза и др.). В них принимали участие преимущественно женщины, и они были проще. Во время праздника под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших (Plut. Alcib. 18; Nic. 13). Поздней весной и ранней осенью (или в адонии???) женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, т.н. "садики Адониса" - символ мимолетности жизни. … недолговечность расцвета в природе, живым примером чего служит судьба Адониса
В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного Адониса, статую которого на следующий день с причитанием и плачем несли к морю и погружали в воду как символ его возвращение в царство смерти (Феокрит "Идиллии" V 96-144) … в его прелестном стихотворении "Адониацузы".
Женщины приносили ему в дар свои волосы.
Эмблематика
.
Искусство
Один из самых популярных персонажей античной живописи.
Существуют изображения раненного Адониса в виде статуи и прекрасного мраморного рельефа.
Кроме того, миф об Адонисе и Адонии увековечены фресками, изображениями на зеркалах, саркофагах, погребальных урнах и на нескольких прекрасных вазах.
"Садики Адониса" остались запечатленными на помпейских фресках.
Сюжет "Рождение Адониса" можно встретить г.о. в итальянской живописи XVI и XVII вв. Мирра изображается с воздетыми руками, полуженщиной-полудеревом; она передает младенца Лунине.

В средневековой книжной миниатюре иллюстрации к Овидию.
С начала 16 века миф находит воплощение под кистью: Джорджоне,
Тициана,
А.Н. Карраччи
Тинторетто,
Веронезе,
Г. Рени,
Рубенса,
Н. Пуссена …
Наиболшее распространение приобрели сюжеты:
"Венера и Адонис",
"Гибель Адониса",
"Венера оплакивает Адониса"
В 18-19 вв. находит воплощение главным образом в пластике
"Венера и Адонис" А. Кановы;
"Адонис" Б. Торвальдсена;
"Умирающий Адонис" О. Родена…
Драматургия 16-17 вв., пьесы "Адонис и Венера" Лопе де Вега;
"Адонис" И. Гундулича…
Чаще находил воплощение в поэзии этого периода
поэмы "Венера и Адонис" У. Шекспира; (Первое опубликованное произведение Шекспира.)
"Адонис" Дж. Марино;
"Адонис" Ж. Лафонтена …
В музыкально-драматическом искусстве17- 18 вв.:
оперы "Цепь Адониса" Д. Маццокки;
"Адонис" К. Монтеверди;
"Адонис" Р. Камбера;
"Адонис на Кипре" Дж. Легренци;
"Влюбленный Адонис" Р. Кайзера…
Библиография
Frazer J. G., Adonis, AttiB, Oeiris, L. - N. Y., 1906;
Leipoldt J., Sterbende und auferstehende Gutter, Lpz., 1923;
Relner E., Die rituelle Totenklage der Griechen, Stutt. - В.. 1938;
Lambrechts P., Over Griekse en oosterse mysteriegodsdiensten: de zgn. Adonia-mysteries, Brux., 1954.
О. Ян, "Archaol. Beitrage" (Берлин, 1847);
Бругш "Die Adonisklage und das Linoslied" (Йерлин, 1852),
Мантардт "Antike Wald und Feldkulte ans nordeurop. Ueberlieferung eriautert" (Берлин, 1877).

АДОНИС

Прекрасный юноша, сын царя Кипра от собственной дочери, возлюбленный Афродиты (Венеры). Согласно Овидию, во время охоты был растерзан диким кабаном, которого наслала ревнивая Артемида. Имя Адониса семитского происхождения и означает "господин", "владыка"; оно соответствует сиро-арамейскому Таммузу (см. ПАН); культ богини-матери, связанный с плодородием и растительными функциями, и ее смертного супруга был распространен по всему Среднему Востоку. Адонис являлся растительным божеством; в посвященных ему обрядах, вслед за весельем, знаменующим возрождение природы, следовало ритуальное оплакивание. Феокрит всвоих "Идиллиях" описал фестиваль в Александрии. В Афинах адонии - праздник в честь Адониса - приходился на середину лета, когда повсюду выставлялись горшочки с быстро отцветающими букетами - так называемые "садики Адониса"; они остались запечатленными на помпейских фресках. С начала 16 века миф находит воплощение под кистью Тициана, Тинторетто, Веронезе, Рени, Рубенса, Пуссена и др. Первым опубликованным произведением Шекспира была поэма "Венера и Адонис".

С Адонисом связан только один миф. Наверняка все помнят легенду об Эхо и Нарциссе, как покарала Афродита гордого и самовлюбленного юношу. Но и богине любви тоже не чужды прекрасные чувства.

Воспылала в ее душе страсть к сыну кипрского царя Кинира Адонису, красивейшему среди смертных и богов. Забыла она и про свои золотые украшения, и про свою красоту. Перестала бывать на Патмосе и Кифере, и даже светлый Олимп уже не манил прекрасную богиню. Целыми днями и в любую погоду она вместе с Адонисом охотилась в чаще леса на оленей, зайцев и серн, но остерегалась медведей, кабанов и львов и о том же просила возлюбленного. Когда ей приходилось расставаться с ним, богиня умоляла не забывать ее просьб. Но не послушался Афродиту .

Однажды, когда богиня вновь отлучилась, он гулял по лесу со своими верными псами. Вдруг те приняли охотничью стойку и через мгновение, яростно лая, выгнала из кустов огромного кабана. Обрадовался юноша, что попалась такая богатая добыча, но не знал он, что охотится в последний раз. Только замахнулся Адонис копьем, чтобы насквозь пронзить кабана, как разъяренный зверь набросился на него. Громадные клыки воткнулись в тело юноши, и его бездыханное тело упало на землю.

Как только Афродита узнала о гибели Адониса, то сама отправилась в кипрские горы, чтобы найти возлюбленного. Шла она по острым камням сквозь колючие кусты терновника и там, где падали на землю капли ее крови, вырастали пышные алые розы. Долго она ходила по горам, пока не предстало перед ней тело Адониса.

Горькие слезы полились из глаз богини. Чтобы память о ее возлюбленном жила вечно, она повелела вырасти нежному анемону из крови Адониса. Тронуло Зевса горе Афродиты, и попросил он своего брата Аида ежегодно отпускать юношу в мир живых. С тех пор так и повелось: полгода проводит время с Афродитой, а во время остальных шести месяцев он возвращается в мрачное царство Аида.

Существует мнение, что когда юноша находится с Афродитой, на Земле господствуют весна и лето, а во время его ухода все увядает, и наступают осень и зима. Но в древнегреческой мифологии есть легенда, в которой, причина смены времен года объясняется совсем по-другому. Это миф о Персефоне, и Аиде. Звучит она так.

Персефона приходилась дочерью богине плодородия Деметре. Но однажды в нее влюбился владыка подземного царства мертвых Аид. Он понимал, что Деметра ни за что не отпустит свою дочь в загробный мир, и поэтому похитил Персефону.

Запечалилась богиня плодородия, поля и сады перестали давать урожай, наступил голод. Решили боги это исправить, попросили они Аида вернуть Персефону наверх, но тот наотрез отказался. Тогда Зевс велел явиться на Олимп и ему, и Деметре, и Персефоне. Деметра хотела быть с дочерью, но Аид не желал ее отпускать. И, выслушав стороны, Зевс принял решение: пусть часть года Персефона будет проводить с Аидом, а все остальное время она посвятит Деметре. Пока она находится в подземном царстве, богиня плодородия ходит в печали, и тогда земля покрыта снегом. Но когда Персефона возвращается к матери,

АБДЕР - сын Гермеса, друг Геркулеса

АВГИЙ - сын Гелиоса, царь Элиды

АГЕНОР - царь Сидона

АГЛАВРА - дочь Кекропа

АГЛАЯ - одна из граций

АДМЕТ - царь Фер, друг Геркулеса

АДМЕТА - дочь Еврисфея, жрица богини Геры

АИД - бог подземного царства (у древних римлян ПЛУТОН)

АКИД - сын Семетиды, возлюбленный Галатеи

АКРИСИИ - царь Аргоса, отец Данаи

АЛКЕСТИДА - дочь царя Иолка Пелия, жена Адмета

АЛКИД - имя Геркулеса, данное ему при рождении

АЛКИОНА - одна из семи дочерей Атласа

АЛКМЕНА - дочь микенского царя Электриона, мать Геркулеса

АМАЛТЕЯ - коза, вскормившая своим молоком Зевса

АМФИТРИОН - греческий герой, муж Алкмены

АМФИТРИТА - одна из дочерей Нерея, жена бога морей Посейдона

АНГЕЙ - греческий герой, участник похода аргонавтов

АНДРОГЕЙ - сын критского царя Миноса, убитый афинянами

АНДРОМЕДА - дочь царя Эфиопии Цефея и Кассиопеи, жена Персея

АНТЕЙ - сын богини земли Геи и бога морей Посейдона

АНТЕЯ - супруга царя Тиринфа Прета

АНТИОПА - амазонка

АПОЛЛОН (ФЕБ) - бог солнечного света, покровитель искусств, сын Зевса

АПОП - в древнеегипетской мифологии чудовищный змей, враг бога Солнца Ра

АРГОС - карабельщик, построивший корабль "Арго"

АРГУС - мифологическое стоокое чудовище, строжившее Ио

АРЕС - в древнегреческой мифологии бог войны, сын Зевса и Геры (у древних римлян МАРС)

АРИАДНА - дочь критского царя Миноса, возлюбленная Тесея, впоследствии супруга бога Диониса

АРКАД - сын Зевса и Каллисто

АРТЕМИДА - богиня охоты, дочь Зевса и Ла-тоны, сестра Аполлона

АСКЛЕПИИ (ЭСКУЛАП) - сын Аполлона и Корониды, искусный врачеватель

АСТЕРОПА - одна из семи дочерей Атласа

АТА - богиня лжи и обмана

АТАМАНТ - царь Орхомен, сын бога ветров Эола

АТЛАС (АТЛАНТ) - титан, держащий на плечах всю небесную сферу

АФИНА - богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесла (у древних римлян МИНЕРВА)

АФРОДИТА - богиня любви и красоты (у древних римлян ВЕНЕРА)

АХЕЛОЙ - речной бог

АХИЛЛ - греческий герой, сын царя Пелея и морской богини Фетиды

БЕЛЛЕР - коринфянин, убитый Гиппоноем

БЕЛЛЕРОФОНТ (ГИППОНОЙ) - сын царя Коринфа Главка, один из самых больших героев Греции

БОРЕЙ - бог ветров

ВЕНЕРА(см. АФРОДИТА)

ВЕСТА (см. ГЕСТИЯ)

ГАЛАТЕЯ - одна из нереид, возлюбленная Акида

ГАНИМЕД - прекрасный юноша, сын дардан-ского царя Троя, похищенный Зевсом

ГАРМОНИЯ - дочь Ареса и Афродиты, жена основателя Фив Кадма

ГЕБА - вечно юная прекрасная дочь Зевса и Геры

ГЕКАТА - покровительница ночной нечисти, колдовства

ГЕЛИОС - бог Солнца

ГЕЛИАДЫ - дочери бога Гелиоса

ГЕЛЛА - дочь Атаманта и богини облаков и туч Нефелы

ГЕРА -супруга Зевса

ГЕРИОН - страшный великан, у которого было три головы, три тела, шесть рук и шесть ног

ГЕРКУЛЕС - один иэ величайших героев Греции, сын Зевса и Алкмены

ГЕРМЕС - в греческой микрологии вестник олимпийских богов, покровитель пастухов и путников, бог торговли и прибыли, сын Зевса и Майи (у древних римлян МЕРКУРИИ)

ГЕРСЕ - дочь Кекропа

ГЕСИОНА - жена Прометея

ГЕСПЕРИДЫ - дочери Атласа

ГЕСТИЯ - дочь Кроноса, богиня домашнего очага (у древних римлян ВЕСТА)

ГЕФЕСТ - в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного мастерства, сын Зевса и Геры (у древних римлян ВУЛКАН)

ГЕЯ - богиня Земли, от которой произошли горы и моря, первое поколение богов, циклопы и гиганты

ГИАДЫ - дочери Атласа, воспитавшие Диониса

ГИАС - брат Гиад, трагически погибший во время охоты на львов

ГИЛАС - оруженосец Геркулеса

ГИЛЛ - сын Геркулеса

ГИМЕНЕЙ - бог брака

ГИМЕРОТ - бог страстной любви

ГИПЕРИОН - титан, отец Гелиоса

ГИПНОС - бог сна

ГИППОКОНТ - брат Тиидарея, изгнавший его из Спарты

ГИППОНОИ (см. ВЕЛЛЕРОФОНТ)

ГИПСИПИЛА - царица острова Лемнос

ГЛАВК - царь Коринфа, отец Беллерофонта

ГЛАВК - прорицатель

ГРАНИ - богини старости

ДАНАЯ - дочь царя Аргоса Акрисия, мать Персея

ДАР ДАН - сын Зевса и дочери Атласа Электры

ДАФНА - нимфа

ДЕВКАЛИОН - сын Прометея

ДЕДАЛ - непревзойденный скульптор, живописец, зодчий

ДЕЙМОС (Ужас) - сын бога войны Ареса

ДЕМЕТРА - богиня плодородия и покровительница земледелия

ДЕЯНИРА - жена Геркулеса

ДИКЕ - богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды

ДИКТИС - рыбак, нашедший в море ящик с Данаей и Персеем

ДИОМЕД - фракийский царь

ДИОНА - нимфа, мать Афродиты

ДИОНИС - бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и Семелы

ЕВРИСФЕИ - царь Аргоса, сын Стенела

ЕВРИТ - отец Ифита, друга Геркулеса

ЕВРИТИОН - великан, убитый Геркулесом

ЕВРОПА - дочь царя Сидона Агенора, возлюбленная Зевса

ЕВТЕРПА - муза лирической поэзии

ЕВФРОСИНА - одна из харит (граций)

ЕЛЕНА - дочь Зевса и Леды, жена Менелая, из-за похищения которой Парисом началась троянская война

ЕХИДНА - чудовище, полуженщина-полузмея

ЗЕВС - властелин Неба и Земли, громовержец, верховный бог у древних греков (у древних римлян ЮПИТЕР)

ЗЕТ - сын бога ветров Борея, участник похода аргонавтов

ИД - двоюродный брат Кастора и Поллукса, убийца Кастора

ИКАР - сын Дедала, погибший оттого, что слишком близко приблизился к Солнцу

ИКАРИЙ - житель Аттики, первым начавший выращивать виноград и делать вино

ИМХОТЕП - древнеегипетский врач и архитектор

ИНО - дочь основателя Фив Кадма и Гармонии, жена царя Орхомен Адаманта, мачеха Фрикса и Геллы

ИО - дочь речного бога Инаха, первого царя Арголиды, возлюбленная Зевса

ИОБАТ - ликийский царь, отец Антеи

ИОЛА - дочь Бврита

ИОЛАИ - племянник Геркулеса, сын Ификла

ИППОЛИТ - сын афинского царя Тесея и Ипполиты, оклеветанный своей мачехой Фед-рой

ИППОЛИТА - царица амазонок

ИРИДА - вестница богов

ИСИДА - древнеегипетская богиня, правнучка бога Солнца Ра

ИФИКЛ - брат Геркулеса, сын Амфитриона и Алкмены

ИФИТ - друг Геркулеса, убитый им в припадке безумия

КАДМ - сын сидонского царя Агекора, основатель Фив

КАЛАИД - сын бога ветров Борея, участник похода аргонавтов

КАЛЛИОПА - муза эпической поэзии

КАЛЛИСТО - дочь аркадского царя Ликаона, возлюбленная Зевса

КАЛХАНТ - прорицатель

КАССИОПЕЯ - царица Эфиопии, жена Цефея и мать Андромеды

КАСТОР - сын Леды и спартанского царя Тин-дарея, брат Поллукса

КАРПО - ора лета, одна из богинь, ведавших сменой времен года

КЕКРОП - получеловек-полузмея, основатель Афин

КЕЛЕНО - одна из дочерей Атласа

КЕРВЕР (ЦЕРБЕР) - трехголовый пес со змеиным хвостом, стороживший в подземном царстве Аида души мертвых

КЕФЕИ (см. ЦЕФЕИ)

КИКН - друг Фаэтона, превратившийся в белоснежного лебедя

КИЛИК - сын сидонского царя Агенора

КЛИМЕНА - дочь морской богини Фетиды, жена Гелиоса, мать Фаэтона

КЛИО - муза истории

КЛИТЕМНЕСТРА - дочь Леды и спартанского царя Тиндарея, жена Агамемнона

КОЗЕРОГ - сын Эпиана, друг детства Зевса

КОПРЕИ - вестник Бврисфея, передававший приказы Геркулесу

КОРОНИДА - возлюбленная Аполлона, мать Асклепия (Эскулапа)

КРЕОНТ - фиванский царь, отец Мегары, первой жены Геркулеса

КРОНОС - титан, сын Урана и Геи. Низвергнув отца, стал верховным богом. В свою очередь был низвергнут своим сыном Зевсом

ЛАОМЕДОНТ - царь Трои

ЛАТОНА (ЛЕТО) - титанида, возлюбленная Зевса, мать Аполлона и Артемиды

ЛЕАРХ - сын Атаманта и Ино, убитый отцом в припадке безумия

ЛЕДА - жена спартанского царя Тиндарея, мать Елены, Клитемнестры, Кастора и Поллукса

ЛИКАОН - царь Аркадии, отец Каллисто

ЛИКУРГ - фракийский царь, оскорбивший Диониса и в наказание ослепленный Зевсом

ЛИН - учитель музыки Геркулеса, брат Орфея

ЛИНКЕЙ - двоюродный брат Кастора и Поллукса, отличавшийся необычайной зоркостью

ЛИХАС - вестник Геркулеса

МАЙЯ - дочь Атласа, возлюбленная Зевса, мать Гермеса

МАРДУК - бог-покровитель г. Вавилона, верховное божество вавилонского пантеона

МАРС (см. АРЕС)

МЕГ АРА - дочь фиванского царя Креонта, первая жена Геркулеса

МЕДЕЯ - волшебница, дочь царя Колхиды Ээта, жена Ясона, впоследствии жена афинского царя Эгея

МЕДУЗА ГОРГОНА - единственная смертная из трех сестер Горгон - крылатых женщин-чудовищ со змеями вместо волос; взгляд Горгон превращал все живое в камень

МЕЛАНИППА - амазонка, помощница Ипполиты

МЕЛИКЕРТ - сын царя Атаманта и волшебницы Ино

МЕЛЬПОМЕНА - муза трагедии

МЕРКУРИЙ (см. ГЕРМЕС)

МЕРОПА - дочь Атласа

МЕТИДА - богиня мудрости, мать Афины Паллады (у древних римлян МЕТИС)

МИМАС - гигант, пораженный стрелой Геркулеса во время битвы богов с гигантами

МИНОС - критский царь, сын Зевса и Европы

МИНОТАВР - чудовище, имеющее тело человека и голову быка, жившее в Лабиринте, убит Тесеем

МНЕМОЗИНА - богиня памяти и воспоминаний

МОПС - греческий герой, понимавший язык птиц и угадывавший будущее, участник похода аргонавтов

НЕПТУН (см. ПОСЕЙДОН)

НЕРЕИДЫ - пятьдесят дочерей Нерея

НЕРЕИ - морской бог, прорицатель

НЕСС - кентавр, пытавшийся похитить Деяниру, жену Геркулеса, и убитый им

НЕФЕЛА - богиня облаков и туч, мать Фрикса и Геллы

НИКТА - богиня ночи

НОТ - бог южного влажного ветра

НУТ - у древних египтян богиня Неба

ОВЕРОН - в скандинавской мифологии царь эльфов, персонаж комедии В. Шекспира "Сон в летнюю ночь"

ОЙНЕЙ - калидонский царь, отец Мелеагра - друга Геркулеса и Деяниры - жены его

ОКЕАНИДЫ - дочери Океана

ОМФАЛА - лидийская царица, в рабстве у которой был Геркулес

ОРИОН - смелый охотник

ОРФЕИ - сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, прославленный музыкант и певец

ОРФО - двуглавый пес, порождение Тифона и Ехидны

ОРЫ - богини, ведавшие сменой времен года

ОСИРИС - в древнеегипетской мифологии бог умирающей и воскресающей природы, брат и супруг Исиды, отец Гора, покровитель и судья мертвых

ПАЛЛАНТ - гигант, побежденный Афиной, с которого она сняла кожу и обтянула этой кожей свой щит

ПАНДОРА - женщина, сделанная Гефестом по приказу Зевса из глины для того, чтобы наказать людей, жена Эпиметея - брата Прометея

ПАНДРОСА - дочь Кекропа, первого афинского царя

ПЕГАС - крылатый конь

ПЕЛЕЙ - греческий герой, отец Ахилла

ПЕЛИЙ - царь Иолка, отец Алкестиды

ПЕНЕЙ - речной бог, отец Дафны

ПЕРИФЕТ - страшный великан, сын Гефеста, убит Тесеем

ПЕРСЕЙ - греческий герой, сын Зевса и Данаи

ПЕРСЕФОНА - дочь богини плодородия Деметры и Зевса, жена властителя подземного царства Аида (у древних римлян ПРОЗЕРПИНА)

ПИРРА - жена Девкалиона

ПИТФЕЙ - царь Арголиды

ПИФИЯ - пророчица бога Аполлона в Дельфах

ПИФОН - чудовищный змей, преследовавший Латону, убит Аполлоном

ПЛЕЯДЫ - семь дочерей Атласа, сестры Гиад

ПЛУТОН (см. АИД)

ПОЛИГИМНИЯ - муза священных гимнов

ПОЛИДЕВК (ПОЛЛУКС) - сын Зевса и Леды, брат Кастора

ПОЛИДЕКТ - царь острова Сериф, приютивший Данаю и Персея

ПОЛИИД - прорицатель

ПОЛИФЕМ - циклоп, сын Посейдона, влюбленный в Галатею

ПОЛИФЕМ - лапиф, муж сестры Геркулеса, участник похода аргонавтов

ПОСЕЙДОН - бог морей, брат Зевса (у древних римлян НЕПТУН)

ПРЕТ - царь Тиринфа

ПРИАМ - троянский царь

ПРОМЕТЕЙ - титан, подаривший людям огонь

РА - бог Солнца у древних египтян

РАДАМАНТ - сын Зевса и Европы

РЕЦИЯ - дочь багдадского халифа, верная жена Хюона

РЕЯ - супруга Кроноса

САРПЕДОН - сын Зевса и Европы

САТУРН (см. КРОНОС)

СЕЛЕНА - богиня Луны

СЕМЕЛА - дочь фиванского царя Кадма, возлюбленная Зевса, мать Диониса

СЕМЕТИДА - мать Акида, возлюбленного Галатеи

СИЛЕН - мудрый учитель Диониса, изображался в виде пьяного старика

СИННИД - страшный разбойник, побежденный Тесеем

СКИРОН - жестокий разбойник, побежденный Тесеем

СОХМЕТ - дочь Ра, имела голову Львицы, олицетворение огненной стихии

СТЕНЕЛ - отец Ёврисфея

СТЕНО - одна из Горгон

СЦИЛЛА - одно из двух страшных чудовищ, живших по обеим сторонам узкого пролива и губивших проплывающих между ними мореходов

ТАЙГЕТ - сын Зевса и Майи, брат Гермеса

ТАЛ - племянник Дедала, убитый им из зависти

ТАЛИЯ - муза комедии

ТАЛЛО - ора весны

ТАЛОС - медный исполин, подаренный Зевсом Миносу

ТАНАТОС - бог смерти

ТЕЙЯ - старшая дочь Урана, мать Гелиоса, Селены и Эос

ТЕЛАМОН- верный друг Геркулеса, участник похода аргонавтов

ТЕРПСИХОРА - муза танцев

ТЕСЕН - греческий герой, сын афинского царя Эгея и тризенской царевны Этры, убил Минотавра

ТЕСТИЙ-эстолийский царь, отец Леды

ТЕФИЯ - титанида, супруга Океана

ТИНДАРЕЙ - спартанский герой, супруг Леды

ТИРЕСИЙ - прорицатель

ТИТАНИЯ - в скандинавской мифологии супруга Оберона, персонаж комедии В. Шекспира "Сон в летнюю ночь"

ТИТОН - брат троянского царя Приама

ТИФОН - стоголовое чудовище, порождение Геи и Тартара

ТОТ - у древних египтян бог Луны

ТРИПТОЛЕМ - первый земледелец, посвятивший людей в тайны земледелия

ТРИТОН - сын властителя морей Посейдона

ТРОЙ - дарданский царь, отец Ганимеда

УРАН - бог Неба, супруг Геи, отец титанов, циклопов и сторуких исполинов; был свергнут своим сыном Кроносом

УРАНИЯ - муза астрономии

ФАЭТОН - сын Гелиоса и Климены, герой трагического мифа

ФЕБА - титанида

ФЕДРА - жена афинского царя Тесея, влюбившаяся в своего пасынка Ипполита и оклеветавшая его

ФЕМИДА - богиня правосудия, мать Прометея

ФЕНИКС - сын сидонского царя Агенора

ФЕТИДА - морская богиня, мать Ахилла

ФИАМАТ - у древних вавилонян чудовище, от которого проистекали все беды

ФИЛОКТЕТ - друг Геркулеса, получивший его лук и стрелы в награду за то, что поджег погребальный костер

ФИНЕЙ - царь Фракии, прорицатель, ослепленный Аполлоном за то, что открывал людям тайны Зевса

ФОБОС (Страх) - сын бога войны Ареса

ФРИКС - сын Атаманта и Нефелы, богини облаков и туч

ХАЛКИОПА - дочь царя Колхиды Ээта, жена Фрикса

ХАРИБДА - одно из чудовищ, живших на обоих берегах узкого пролива и губивших проплывающих мимо мореходов

ХАРОН - перевозчик мертвых душ через реку Стикс в подземном царстве Аида

ХИМЕРА - трехголовое чудовище, порождение Тифона и Ехидны

ХИРОН - мудрый кентавр, учитель известных греческих героев Тесея, Ахилла, Ясона и др.

ХЮОН - рыцарь Карла Великого, образец верного супруга

ЦЕФЕИ - царь Эфиопии, отец Ариадны

ШУ - сын бога Солнца Ра

ЭАГР - речной бог, отец Орфея

ЭВРИАЛА - одна из Горгон

ЭВРИДИКА - нимфа, жена Орфея

ЭГЕИ - афинский царь, отец Тесея

ЭЛЕКТРА - дочь Атласа, возлюбленная Зевса, мать Дардана и Ясиона

ЭЛЕКТРИОН - микенский царь, отец Алкмены, дед Геркулеса

ЭНДИМИОН - прекрасный юноша, возлюбленный Селены, погруженный в вечный сон

ЭНЦЕЛАД - гигант, которого Афина завалила островом Сицилия

ЭНЮО - богиня, сеющая по свету убийства, спутница бога войны Ареса

ЭОЛ - бог ветров

ЭОС - богиня зари

ЭПАФ - двоюродный брат Фаэтона, сын Зевса

ЭПИАН - отец Козерога

ЭПИМЕТЕИ - брат Прометея

ЭРАТО - муза любовных песен

ЭРИГОНА - дочь Икария

ЭРИДА - богиня раздора, спутница бога войны Ареса

ЭРИХТОНИЙ - сын Гефеста и Геи, второй афинский царь

ЭРОС (ЭРОТ) - бог любви, сын Афродиты

ЭСКУЛАП (см. АСКЛЕПИИ)

ЭСОН - царь Иолка, отец Ясона

ЭЭТ - царь Колхиды, сын Гелиоса

ЮНОНА (см. ГЕРА)

ЮПИТЕР (см. ЗЕВС)

ЯНУС - бог времени

ЯПЕТ - титан, отец Атласа

ЯСИОН - сын Зевса и Электры

ЯСОН - греческий герой, руководитель похода аргонавтов

Адонис (миф древней Греции)

Все влюбленные находили у Афродиты защиту и покровительство. Но вот полюбила и сама Афродита прекрасного Адониса, сына царя Кипра. Забыла она ради своего возлюбленного светлый Олимп и цветущие сады Киферы. Любил Адонис охотиться, и Афродита полюбила охоту. Все дни проводили они вместе в тенистых лесах и на крутых склонах солнечного Кипра. Под палящими лучами солнца весело гонялись они за пугливыми зайцами, оленями, сернами. Но как только выходили на след свирепых кабанов, жестоких львов или медведей, пугалась юная богиня и умоляла Адониса прекратить охоту. Знала Афродита, что ее любимый погибнет от когтей дикого зверя, и просила его быть поосторожнее. Очень она боялась потерять Адониса.

Но вот однажды вышел Адонис на охоту один. Он шел по лесу, высматривая в лесной чаще ветвистые рога оленя, но вдруг услышал яростный лай собак и треск деревьев. Адонис понял, что его собаки подняли какого-то крупного зверя. Азарт охоты захватил юношу, и он бросился на шум. Несчастный юноша даже не подозревал, что это его последняя охота. Он в упоении готовился к встрече с диким зверем. Вот уже в кустах мелькнуло страшное косматое туловище свирепого кабана. Адонис поднял копье и приготовился пронзить огромную тушу, но зверь первым кинулся на него и стал злобно рвать своими огромными клыками тело прекрасного юноши.
Страшное горе пережила Афродита, когда узнала о смерти своего любимого Адониса. Она пошла в леса Кипра, чтобы найти его тело и похоронить. Шла Афродита среди мрачных ущелий, по крутым горным склонам. Острые камни ранили нежные ноги богини, и там, где капли ее крови падали на землю, расцветали алые розы, отмечая ее скорбный путь.
Наконец пришла Афродита к тому месту, где в последний раз охотился Адонис и где теперь остался он навсегда. Горько оплакивала богиня смерть своего любимого друга. В память о нем на том месте, где он погиб, выросли из его крови нежные анемоны.
Сжалился всесильный Зевс над горем богини и велел своему брату Аиду, владыке загробного царства, куда уже переселилась душа Адониса, каждый год отпускать юношу на землю. И с тех пор Адонис каждую весну возвращается к Афродите из печального царства мертвых. И с его приходом природа оживает, расцветают цветы, и радостное пение птиц приветствует возвращение Адониса.
Ликуют в это счастливое время и юные помощники Афродиты – бог любви Эрот и Гименей, бог веселых свадеб. Юный Эрот забывает свое коварство и рассылает во все стороны стрелы счастливой любви, весело порхает на белоснежных крылышках Гименей, он держит в руках прекрасные цветы боярышника и осыпает им счастливых новобрачных.

Ю.Б.Циркин


У мифа об Адонисе парадоксальная судьба. Само имя бога, как мы уже отмечали, чисто семитское. Но в то же время все, что мы знаем об Адонисе, происходит только из греко–римских источников. Собственно финикийский миф не передал ни один автор. Правда, мы знаем о некоторых финикийских именах с элементом «адони». И в трактате «О сирийской богине», который приписывается греческому писателю римского времени Лукиану, говорится о празднике в честь Адониса в Библе. Греки тоже почитали Адониса, включив его в мир своих богов. Произошло это довольно рано. Об Адонисе упоминал Гесиод, который делает Адониса сыном Финика, предка финикийцев. Это самое раннее упоминание Адониса. Позже об Адонисе писали многие авторы, приводя различные версии мифа. Варианты расходятся в деталях, но в целом похожи: все они рассказывают о страсти к Адонису богини любви, о гибели юного Адониса на охоте от клыков страшного вепря, о печали богини и часто о воскресении Адониса. В честь Адониса в греческих городах, в том числе в Афинах, устраивались праздники. Постепенно они приобрели чисто греческий характер. Но в своей основе миф оставался финикийским. Возможно, с этим мифом греки познакомились на Кипре; недаром в нем местом первоначального действия являлся именно этот остров, и лишь затем события разворачиваются в Библе. Но не исключено, что знакомство с мифом произошло в самом Библе, который греки посещали еще во второй половине II тысячелетия до н. э.


Юный бог Адонис был тесно связан с Библом. Об этом боге тоже ходили разные рассказы, различающиеся в деталях, но все же близкие по содержанию.

Когда‑то жила Мирра , дочь могучего царя Кинира, правившего на Кипре. В свое время ее мать не почитала богиню любви и даже говорила, что ее дочери красивее богини. За это богиня разгневалась и, сочтя такие слова преступными, решила вместо матери наказать дочь . Она внушила ей нечестивую любовь к собственному отцу. Кинир, видя, что его дочь уже вошла в брачный возраст, стал приглашать женихов, но та всех их решительно отвергала и на вопрос отца, какого же мужа она желает, отвечала, что похожего на него. Кинир, полагая, что в ее словах звучит почтение к нему, был очень рад такому ответу, а Мирра еще больше запылала любовью и в то же время сознавала всю тяжесть греха. Наконец, не выдержав таких страданий, девушка решила повеситься. Но кормилица спасла ее от смерти. А узнав о преступной страсти Мирры, преданная кормилица пообещала ей помочь.

И вот, в один из праздников, когда жены ушли славить Астарту, Кинир, оставшись во дворце, напился пьяным, и кормилица ночью ввела к нему Мирру, сказав, что это - девушка, влюбленная в царя, похожая на его дочь и одних лет с нею. Так Мирра зачала от собственного отца. А когда наступил день и Кинир увидел, кто лежал с ним на ложе, он ужаснулся и бросился на преступную дочь, желая убить ее. Мирра с трудом убежала и, покинув царство отца, долго бродила по свету. Утомившись от скитаний, она обратилась к богам с мольбой, чтобы те из‑за ее позора изгнали ее и из царства живых, и из царства мертвых. Боги согласились исполнить ее мольбу. И вот ноги Мирры покрыла земля, из ступней выросли корни, кости превратились в дерево, кровь - в древесный сок, а кожа - в кору. Так Мирра стала деревом. Но внутри ствола оставался ребенок, плод ее нечестивой страсти. И по прошествии девяти месяцев ствол лопнул и из него появился на свет младенец, которого назвали Адонисом. Правда, рассказывали и по–другому: что отец через девять месяцев все же настиг Мирру, которая к тому времени уже стала деревом, и ударил ее мечом, и из трещины вышел Адонис.

Адонис быстро рос и стал красивейшим из юношей. Его увидела Баалат–Гебал и страстно в него влюбилась. Ей захотелось никогда не расставаться с ним. Адонис тем временем больше всех других занятий полюбил охоту, и богиня стала охотиться вместе с ним. Но ей все же приходилось иногда отлучаться, и поэтому, боясь за его жизнь, принялась Баалат–Гебал его увещевать, чтобы он был осторожнее на охоте и ни в коем случае не охотился на ужасных львов и щетинистых свирепых кабанов. И однажды, когда богини не было с ним, Адонис отправился на охоту.

Вскоре он услышал неистовый лай и увидел, что собаки выгнали из берлоги огромного кабана. Некоторые говорили, что это сам бог войны принял вид кабана, чтобы погубить Адониса . Бежать было уже поздно, и Адонис смело выступил вперед. Он ударил кабана копьем, но тот стряхнул с себя обагренное кровью копье и бросился на Адониса. Адонис, вспомнив предостережение богини, бросился бежать. Но кабан нагнал его и всадил ему в тело острый клык . Адонис упал, умирая. Баалат–Гебал услышала предсмертный крик юноши и бросилась к нему. Она обнимала тело и оплакивала Адониса. Она умоляла не уходить от нее в иной мир, пробудиться и дать ей последний поцелуй, длящийся столько, сколько может длиться лобзанье. Богиня скорбела, что, будучи бессмертной, она не может идти за возлюбленным в подземное царство, дабы и там не разлучаться с ним. Затем Баалат–Гебал подняла мертвое тело, вынесла его из леса, положила на пурпурные ткани, обмазала его благовониями и возлила на него драгоценное миро. А собравшиеся вокруг возлагали на мертвое тело погребальные венки и обрезали кудри в знак скорби. А потом решила богиня оставить вечную память о погибшем, и из крови Адониса вырастила она прекрасный цветок анемон. Но на этом богиня не успокоилась. Она обратилась к отцу, и верховный бог решил воскресить Адониса. А чтобы не очень обижалась подземная царица Шеол, он решил, что часть года Адонис будет проводить под землей, а часть - на этом свете. Местом же его пребывания на земле он избрал Библ.

Но другие рассказывали, что уже с самого рождения Адониса Баалат–Гебал полюбила младенца. Она очень боялась за него, оставшегося с самого рождения сиротой. Поэтому она положила ребенка в ларец и доверила его хранение богине подземного мира Шеол. Но, когда Адонис вырос, Шеол не захотела возвращать его на землю. И поскольку богини никак не могли прийти к согласию о месте пребывания Адониса, то они обратились к Элу. И тот решил разделить год на три части: одну часть года Адонис проводит в подземном мире, одну часть - на земле с Баалат–Гебал, а одну - тоже на земле, но так, как ему вздумается. Адонис же, сам полюбивший Баалат–Гебал, присоединил свою треть к доле этой богини, так что с ней он проводит две трети года, а в мире смерти с Шеол - одну треть. Но и в подземном мире Адонис оставался живым, и таким его видела богиня любви, специально на свидание с юношей спускавшаяся под землю.

Жители Берита рассказывали, что возлюбленной Адониса была богиня Астарта. Плодом этой любви стала Бероя. И ее именем богиня назвала основанный ею город Верит