Древней столицы армении арташат. Городище древней столиции армении арташат. Предыстория и основание

17.05.2024 Досуг

Перед вами карта Арташат с улицами → Араратская область, Армения. Изучаем подробную карту г. Арташат с номерами домов и улицами. Поиск в реальном времени, координаты

Подробнее об улицах Арташат на карте

Подробная карта города Арташат с названиями улиц сможет показать все маршруты и дороги, где находятся и как доехать до улиц Ереванская и Озаняна. Расположен недалеко от .

Для детального просмотра территории всего района достаточно изменить масштаб онлайн схемы +/-. На странице интерактивная схема-план города Арташат с поиском адреса и маршрутами микрорайона. Перемещайте её центр, чтобы найти сейчас улицы Шираза и Майская.

Возможность проложить маршрут по территории страны и рассчитать расстояние — инструмент «Линейка», узнать протяженность города и путь к его центру, адреса достопримечательностей, остановки транспорта и больницы (тип схемы «Гибрид»), посмотреть вокзалы и границы.

Вы найдете всю необходимую подробную информацию о местоположение городской инфраструктуры - станции и магазины, площади и банки, шоссе и трассы, как проехать.

Точная спутниковая карта Арташат (Artashat) с поиском Гугл находится в своей рубрике. В данный момент используйте строку поиска объектов от Яндекс, чтобы показать номер дома на народной схеме города и Араратской области в Армении/мире, в реальном времени. . Ул. Севака поможет сориентироваться на местности.

Координаты — 39.9616,44.5522

Арташат являлся столицей древней Армении со IIв. до н.э. по Vв. н.э., находился в гаваре Востан Xaйоц, Айраратского ашхара Великой Армении, у пересечения прежних русел рек Ерасх и Мецамор, на холмах Хор-Вирапа (на расстоянии 10км к юго-западу от теперешнего Арташата, в Араратском марзе). Древний город с трех сторон был окружен водами рек, а с четвертой стороны - искусственным рвом, наполняющимся водой. На этой территории сохранились стены древнего города и руины зданий. Город был основан на месте Урартского поселения Арташесом I в 180гг. до н.э., в период расцвета городской жизни. Согласно греческим историкам, Арташат строился по советам и указаниям карфагенского военачальника Ганнибала.

Во времена правления Аршакидов, Арташат не раз подвергался разрушениям со стороны римлян и персов. Римляне, под командованием Корбулона, в 58г. н.э. захватили, а в 59г. спалили и разрушили Арташат - «Армянский Карфаген». В 66г. н.э., во время правления Трдата I, началось восстановление города на средства, предоставленные императором Нероном. В связи с этим, в 67г. город назывался Неронией, но, вскоре, это название забылось. Историк Дион Кассий называет Арташат «Новый город». Ни катастрофы, ни появления новых столиц не умалили роли, которую играл Арташат в политической, экономической и культурной жизни Армении.

Арташат имел благоприятные условия для развития торговли, ремесел и земледелия. Город был окружен плодородными и поливными землями, где располагались села и деревни. Были развиты ремесла. Арташат был одним из главных международных торговых центров древнего мира. Через город проходили торговые пути от Дальнего Востока до Средиземноморья, по которым перевозились китайский шелк и многие другие товары. Город славился также своими амбарами и складами для транзитных товаров. Международное значение Арташата было признано и после, императорским манифестом Юстина I. Город был известен своими строениями и архитектурными памятниками. Он имел обширный оборонительный комплекс, состоящий из стен, преград и цитаделей с царским дворцом. Существовали монетный двор, казначейство и таможня, несколько мостов, из которых самый древний и известный был «Таперакан» или «Арташатский мост» на реке Ерасх. В результате раскопок было обнаружено множество казарм, одна из крепостей цитадели, мастерские кузнецов-оружейников с их различными видами оружий, персидские, понтийские, римские и прочие монеты. Также был найден мраморный памятник женщине (I д.н.э. - II н.э. вв.), множество глиняных, стеклянных и металлических изделий, которые свидетельствуют о когда-то бурной экономической и культурной жизни.

Арташат был центром эллинистической культуры в Армении. Во время правления Арташеса I, существовали храмы Анаит-Артемиды и Тир-Аполлона с их медными позолоченными статуями. В 53г. до н.э., при правлении Артавазда II, была поставлена трагедия Еврипида «Вакханки» на греческом языке.

Со второй половины Vв. Арташат уже считался поселком. Основная причина упадка города была связана с перемещением русла реки Мецамор и возникновением болот в окрестности. Армянский царь Хосров II (252-260гг.) переместил царский двор в Двин.

Конфессии христиане Катойконим арташатцы Официальный язык армянский Цифровые идентификаторы Телефонный код +374 (235) Почтовые индексы 0701-0706 Автомобильный код 25 artashat.am/Pages/Home/D… Аудио, фото и видео на Викискладе

История

Предыстория и основание

Поселение на территории древнего Арташата существовало ещё во времена Урарту .

В 200 году до н. э. Армения была завоёвана царём Империи Селевкидов Антиохом III Великим . Наиболее крупными городами Армении в то время были: Армавир , Аршамашат , Аркатиакерт , Камах, Ервандашат , Ервандакерт.

В 190-189 годах до н. э. была провозглашена независимость Великой Армении от Селевкидов , первым её царём стал Арташес I , основавший династию Арташесидов (хотя сам именовал себя продолжителем династии Ервандидов).

Дата основания античного Арташата (эллины называли его Артаксата) указывается разная - от 190 до 170 года до н. э. Согласно основной версии, это - 176 год до н. э. Город стал столицей [ ] и таковым был долгое время, исключая краткий период, когда столицей стал Тигранакерт (с 77 по 69 годы до н. э). После поражения Тиграна II в битве с Лукуллом под Тигранакертом, столица была вновь возвращена в Арташат. Римляне считали Арташат армянским Карфагеном , а его основателем считали Ганнибала .

Арташат стоял на более удобном месте, чем прежняя столица (Армавир) - на перекрёстке торговых путей на холмах гавара (уезда) Востан Хайоц, что позволило ему стать быстро цветущим городом. Арташат находился у подножья горы Арарат на левом берегу реки Аракс в районе устья реки Мецамор (позже Мецамор поменял своё русло, его устье сдвинулось на северо-запад от Арташата). Цитадель и центральные кварталы города находились на девяти холмах, носящих ныне название Хор Вирап .

Древние историки об Арташате

Рассказывают, что карфагенянин Ганнибал, после того как Антиох окончательно проиграл войну с римлянами, перешёл ко двору Артакса Армянского, которому дал множество полезных советов и наставлений. Между прочим он приметил местность, чрезвычайно удачно расположенную и красивую, но лежавшую в запустении, и, сделав предварительные намётки для будущего города, позвал Артакса, показал ему эту местность и убедил застроить её. Царь остался доволен и попросил Ганнибала, чтобы тот сам взял на себя надзор над строительством. Возник большой и очень красивый город, которому царь дал своё имя и провозгласил его столицей Армении.

Плутарх тут имел в виду победу римлян над Селевкидским царём Антиохом . О городе Арташат упоминал не только Плутарх. Так, Страбон писал:

Артаксата недалеко от равнины Араксены - это благоустроенный город и столица страны. Она расположена на схожем с полуостровом выступе, а перед её стенами кругом проходит река за исключением пространства на перешейке, которое огорожено рвом и частоколом

Он также считал, что непосредственное участие в строительстве Арташата принял Ганнибал. Сегодня армянские историки считают, что это мнение основывалось лишь на сравнительном величии Арташата и сходством его с Карфагеном.

Говорят, что при Арташесе не было ни клочка невозделанной земли в Армении, ни на горах, ни на долинах. Таково было благоденствие земли нашей.

Город Арташат: население и территория

Одним из выдающихся исследователей Арташата был Ж. Д. Хачатрян, который был главой экспедиции археологов, совершавшей исследование в 1970-х годах. Ему также принадлежит книга «Арташат, Античные некрополи». По его данным, территория Арташата составляла 400 гектар, длина стен-фортификаций (укреплений) - 10 тыс. метров, а население - 150 тыс. человек в период максимального расцвета.

В I веке до н. э. - I веке н. э. население Армении колебалось в пределах 3,5-5 млн чел. Исходя из этого, столица могла иметь население в 150 тыс. человек.

Военная, экономическая и политическая история города Арташат

Арташат был столицей и объединяющим центром страны на протяжении около 500 лет . Сразу после постройки он обрёл огромное экономическое значение, стал одним из важнейших транзитных центров международной торговли (в том числе, Великого шёлкового пути). В результате этого армянские купцы стали импортировать из Китая : шёлк -сырец (коконы или снятое с них необработанное сырье) и шёлковые ткани, а экспортировать медь , свинец , шитые золотом ткани, стеклянные изделия и сосуды из Александрии и Месопотамии .

По сообщению Мовсеса Хоренаци, в Арташат была переведена часть населения Ервандашата , прежней столицы Армении. Здесь, следовательно, состоялся синойкизм - формирование населения новооснованного города путём передачи ему части населения старых городов, обычный способ заселения новых городов в эллинистическом мире. В Армении, однако, этот способ был недостаточен из-за малочисленности городского населения. Здесь применяли и переселение чужестранцев - как при Арташесе I, так и, особенно, при Тигране II.

В первой половине II века до н. э. в Армении, помимо Арташата, был основан целый ряд других городов. Они носили имя отца Арташеса - Зареха и протянулись цепочкой по территории Армении с юго-востока на северо-запад. Сохранились сведения о городах Зарехаван в Нор-Ширакане , Зарехаван в Багреванде , Заришат в Вананде и т. д. В Софене в этот же период был основан город Аркатиакерт .

Как и все города античной истории, Арташат неоднократно подвергался разрушениям. Предположительно, впервые это произошло на стыке II-I веков до н. э., когда в Армению вторглись парфяне и отняли у неё «семьдесят долин», уведя в качестве заложника царевича Армении (будущего Тиграна II).

Впоследствии Тигран II совершил обширные завоевания и перенёс столицу. Арташат остался на севере, новая столица, - Антиохия - находилась вне Великой Армении. Возникла необходимость создать столицу в таком месте, чтобы она находилась в одной из областей Армении и одновременно могла служить центром державы. Ради этого, в 77 году до н. э., на берегу одного из северных притоков верхнего течения Тигра , в армянской области Алдзник была основана новая столица Тигранакерт .

Армения и Рим

В 69 году до н. э., когда римские легионы ограбили и разрушили Тигранакерт, городу Арташат тоже угрожала подобная участь, но по пути к Арташату войска Лукулла были разгромлены Тиграном II. Спустя некоторое время Тигран потерпел поражение от Помпея , но римский полководец вступил на Арташатскую землю в 66 году до н. э. не в целях её захвата, а для переговоров. Тиграну был поставлен ультиматум, согласно которому он должен был отказаться от всех завоеванных им стран, взамен римляне оставляли Армению в её границах, какими они были до завоеваний, на что Тигран II согласился. В 50-х годах до н. э., в начале правления сына Тиграна, Артавазда II , консул Сирии Марк Лициний Красс собирался покорить восток вплоть до Бактрии . Согласно договору Тиграна II с Помпеем, Артавазд должен был оказать Крассу помощь войсками. Артавазд, сознавая последствия возможной победы Рима для Армении, заключил договор с парфянским царём Ородом II, закрепив его брачными узами своей сестры с парфянским царевичем. К тому времени римская армия потерпела сокрушительное поражение в битве у месопотамского города Карры. Погибло 20 тысяч римских воинов, в том числе, и сам Красс. В Арташате продолжались торжества, когда сюда была доставлена отрубленная голова Красса. Плутарх описывает это, а также цитирует фрагмент пьесы :

Только что срезанный плющ - Нашей охоты добычу счастливую - С гор несём мы в чертог.

Артавазд погиб в 34 году до н. э., став жертвой вероломного пленения со стороны Марка Антония. Столица Армении, как и вся страна, подверглась ограблению. Особенно пострадали храмы : римляне разрезали на части и унесли золотую статую из храма богини Анаит . Через год сын Артавазда, Арташес II (33-20 года до н. э.) провозгласил себя царём и отстоял независимость страны, перебив римских воинов, оставленных Антонием.

В середине I века римляне вновь вторглись в Армению под предводительством Домиция Корбулона. Они прошли с огнём и мечом через всю страну и осенью 58 году н. э. подошли к Арташату. Царь Трдат (Тиридат) сбежал в Атропатену , оказав римлянам слабое сопротивление, вследствие чего они заняли столицу. Весной следующего года под натиском армянских и союзных парфянских войск они отступили, но перед отступлением сожгли город. Об этом рассказывал Корнелий Тацит :

Что же касается Артаксаты, то, подожжённая нами, она была разрушена до основания и сравнена с землёй, ибо из-за протяжённости городских укреплений удержать её за собою без сильного гарнизона мы не могли, а малочисленность нашего войска не позволяла выделить такой гарнизон и вместе с тем продолжать войну; покинуть же её целою и невредимою безо всякой охраны означало бы, что мы не сумели извлечь для себя из овладения ею ни пользы, ни славы.

Христианизация и язычество

В конце III века в Армению из Каппадокии вернулся Григорий Парфянин (Просветитель) . На арташатском холме, где возвышались дворцы, находился также Хор Вирап (глубокая яма), куда бросали смертников. С этой ямой связано предание о христианизации Армении. Царь Трдат III бросил в Хор Вирап Григория за то, что тот являлся сыном Анака , убившего царя Хосрова, отца Трдата, а также за то, что тот отказался исповедовать языческую веру. Там же, в городе Арташате его подвергли пыткам .

Впоследствии, после христианизации Трдата и принятия официальной религией в Армении христианства, Григорий вместе с армянским регулярным войском, которое вверил ему Трдат, вступил в Арташат дабы разрушить храмы верховной богини армянского пантеона Анаит и бога книжности, наук, искусства, торговли, толкователя снов Тира. Известно, что храм Анаит находился в самом Арташате, а храм Тира - в селе Еразмуйн. Там состоялось сражение армян-язычников с армией Григория - в результате побеждённые язычники были вынуждены бежать на север, на Кавказ :

«Горе нам, горе нам, горе нам, ибо со всех мест изгнал нас Иисус, сын Марии, дочери человека. И отсюда тоже мы вынуждены бежать из-за этого распятого и умершего человека. Куда же нам теперь идти? Ведь его слава наполнила землю. Отправимся к жителям Кавказских гор, на север. Может быть, там мы получим возможность жить, и с их помощью исполним наше желание. Ибо он, не давая нам покоя и лишая воздуха, изгнал нас с мест обитания человека»

Сказать как выглядел разрушенный храм Анаит, сложно. Известно, как выглядели различные храмы Артемиды (которая отождествлялась с Анаит) и как выглядит единственный армянский языческий храм, доживший до наших дней - Гарни .

IV век

В 332-338 годах царём Армении был Хосров III Котак . Ввиду изменения русла Аракса и ухудшившейся экологической обстановки, царь построил город Двин и переселил жителей туда. Мовсес Хоренаци говорит об этом следующим образом :

Уже в третьем веке расстановка сил в регионе изменилась: в 226-227 пало союзное армянам Парфянское царство под натиском персидских Сасанидов, которые усилились и стали проводить агрессивную политику. В 360-х годах Армения вела ожесточенную борьбу против Персии. Персы вторглись в Армению, взяли и разрушили Тигранакерт, а затем, перейдя реку Арацани и продвигаясь по течению Евфрата, заняли Ани-Камах. Но в решительном сражении на Араратской равнине армянские войска, руководимые Васаком Мамиконяном, наголову разбили врага. В войне наступил перелом, и все попытки персов продвинуться вглубь страны были отбиты. Однако распри между царём и нахарарами, утихшие было на время, вспыхнули с новой силой. Ввиду тяжёлого положения внутри страны, Аршак принуждён был искать мира. В 367 г. Шапур пригласил армянского царя и Васака Мамиконяна в Ктесифон, якобы для заключения мирного договора. Здесь обоих вероломно схватили. Васак был казнён, а Аршак II заключён в темницу.

Армянское царство оказалось в чрезвычайно затруднительном положении: Аршак имел сына Папа , но тот был ещё очень мал, а царица Парандзем не пользовалась достаточным авторитетом, в стране наступило безвластие. Пользуясь этим, персы разрушили до основания все крупные армянские города: Арташат, Вагаршапат, Ервандашат, Нахчаван, Заришат, Ван и Тигранакерт, перебили в них всех взрослых мужчин, а детей и женщин угнали в Иран. Переселили почти всех городских жителей, переселяли в первую очередь, евреев, но много переселили и армян :

«После этого они пришли к большому городу Арташату, взяли его, разрушили стены, забрали хранившиеся там сокровища, и всех жителей города увели в плен. Из города Арташата увели в плен девять тысяч семейств евреев, которых привёл в плен из Палестинской страны царь Тигран Аршакуни, и сорок тысяч семейств армян, которых увели (в плен) из города Арташата. Из городских строений деревянные подожгли и сожгли, каменные срыли, так и стену; все здания города разрушили до основания, камня на камне не оставили, город, лишив всех жителей, превратили в безлюдную пустыню. … А всё множество пленных они увели и поселили частью в Асорестане и частью в стране Хужастан».

К 368 году практически последним бастионом, сохранившимся у Армении, оставалась крепость Артагерс, где укрывались царица Парандзем с царевичем Папом. Папу вскоре удалось бежать к римлянам, а царица с оставшимися ей верными нахарарами и 11-тысячным гарнизоном больше года, несмотря на жестокий голод и болезни, выдерживала осаду персов. В 369 г. осаждавшим всё же удалось взять Артагерс и овладеть всеми царскими сокровищами. Парандзем вместе с другими пленными угнали в Иран. Для её поругания шах Шапур велел построить на площади своей столицы специальный дом, в котором каждый желающий мог совокупиться с низложенной царицей. Таким образом она была замучена до смерти. А в завоёванной Армении начались разрушение церквей и гонения на христиан.

Но в то время, когда Армянское царство казалось уже окончательно сокрушённым, прибыл Пап с большим римским войском. Вокруг него стали объединяться разрозненные отряды патриотов, и вскоре ожесточенная война возобновилась. Потерпев несколько поражений, персы отступили. В 369 г. вместе с Мушегом Мамиконяном (сыном казненного персами Васака) царь вошёл в Арташат. В 371 г. Шапур опять напал на Армению. Решительное сражение произошло у подножия горы Нпат на Дзиравской равнине. Армянская армия, которую поддерживал большой римский отряд, присланный императором Валентом, сражалась с большим мужеством и одержала победу. Шапур вынужден был признать Папа царём Армении. Несмотря на юный возраст, тот проявил себя незаурядным государственным деятелем. В течение всего своего царствования ему удавалось поддерживать мир с Ираном и тем дать стране хотя и короткую, но очень нужную ей передышку.

Независимая и самостоятельная политика Папа (в особенности его частые сношения с шахом) не понравились римлянам. В 374 г. римский полководец Теренций пригласил Папа к себе на пир. Здесь прямо за столом армянский царь был зарублен римскими легионерами .

В 387 году Армения была разделена между Ираном и Византией . Однако город продолжил существование и после разорения Шапуром II. В кодексе Юстиниана в императорском эдикте 408-409 годов Арташат, наряду с Нусайбином в Северной Месопотамии и Калиником на Евфрате числится одним из пунктов международной торговли, но вероятно, значение он сохранил лишь благодаря тому, что находился на перекрёстке дорог.

Дальнейшая история города

В VII веке на месте некогда большого и цветущего города сохранилась крепость и небольшое поселение, жители которого занимались изготовлением армянской пурпурной краски - кошенили . Арабский историк Баладзори в связи с событиями VII веке называет Арташат «селением ал кирмиз» - красной кошенили. В дальнейшем Арташат исчезает с исторической арены.

Сохранился комплекс монастырей X-XIII вв. В XIII веке на месте ямы Хор Вирап возник одноимённый монастырский комплекс с высшей школой, руководимой одним из крупнейших учёных средневековой Армении - Варданом Аравелци . Современное здание церкви относится главным образом XVII веку, она состоит из главной церкви Богородицы, церкви Св. Григория на яме Хор Вирап и жилых хозяйственных помещений, примыкающих к ограде комплекса с её внутренней стороны.

В средние века известно как селение Камарлу .

На момент вхождения в состав России территория Арташата была заброшена и практически безлюдна. К концу XIX века - крупное село. В селе было развито садоводство, выращивание хлопка, виноделие, действовал небольшой винный завод.

С 1920 года - посёлок Камарлю. В 1920-1930-х годах Камарлю входил в состав Эриванского уезда . С 1930 году после упразднения уездов Камарлю становится районным центром, 4 сентября 1945 года вновь получает название Арташат. В 1946 году получает статус посёлка городского типа, в 1962 году - статус города.

Население

По статистическим данным 1893 года, в Камарлу жило 2084 человека, из которых 1413 - армяне , 668 - азербайджанцы .

Население Арташата (Гамарлу) в 1897 году составляло 833 человека, в 1926 году - 2505 , в 1939 году - 4148 , в 1959 году - 7277 , в 1974 году - 14 905 , в 1976 году - 16 774 человека , согласно переписи 1989 года оно составляло порядка 32 000 чел. , в 2001 году - 22 600 , по подсчётам на начало 2008 года составляет 20 900 человек .

География и транспорт

Арташат расположен к юго-востоку от Еревана на Араратской равнине на левом берегу реки Азат . Город окружён плодовыми садами и виноградниками.

Расстояние до границы с Турцией - около 4 км . Площадь города - около 10 км² , протяжённость с юга на север - 5,5 км , с востока на запад - 3 км . Через город проходят железнодорожные ветки Ереван - Ерасх) и Ереван - Ехегнадзор - Капан . Из Арташата выходят 10 автодорог, ведущие в окрестные сёла. В 3 км к юго-востоку от Арташата находятся залежи известняка.

Экономика

В городе функционируют винно-коньячный и консервный заводы. В советское время в Арташате также действовали предприятия лёгкой и пищевой промышленности, машиностроительный, керамический заводы и другие, об их деятельности в данный момент данных нет.

Арташат и его окрестности - один из самых крупных по объёму производства сельскохозяйственных районов Армении. Здесь сильно развита оросительная сеть, использующая воды Арташатского канала и реки Азат. Основой сельского хозяйства являются виноградарство, плодоводство, овощеводство и молочное животноводство.

Архитектура

Архитектура древнего Арташата

Все Хорвирапские холмы были огорожены крепостными стенами . Каждый холм имел свои стены, однако они не являлись отдельными укреплениями, а соединялись друг с другом, образовывая единую систему укреплений. Между холмами возводились двойные параллельные линии стен, образующие узкие проходы, которые, соединяясь, образовывали весьма обширную и мощную оборонительную систему. Вероятно, именно потому Тацит и говорит о необходимости многочисленного и сильного гарнизона для укрепления города. Следы крепостных стен видны на всех холмах, хотя местами они не сохранились, выветрились и разрушились.

При раскопках одной из крепостных стен были обнаружены фрагменты карасов , глиняных светильников и других видов керамики , относящихся к Араратскому царству (Урарту), это всё было известно археологам по находкам из Эребуни и Тейшебаини , Аргиштихинили . На первом холме под вымощенным камнями полом II века до н. э. была найдена урартская печать с сильно стёртыми изображениями жрецов или богов.

Вокруг крепостных стен располагался сам город. Дома традиционного местного облика, построенные из красноватого рваного камня, а также белокаменные монументальные здания, украшенные колоннами и перекрытые черепичными кровлями, представляли собой яркую и красочную картину под солнцем. Интерьеры зданий были украшены архитектурным убранством и стенной росписью. Единая планировка, искусное сочетание кварталов, улиц, площадей и строений с рельефом холмов и равнины, наличие коммунальных удобств (акведук /водопровод , бани и прочее) - по всей видимости это всё и являлось основой для столь высокого отзыва о градостроительных достоинствах столицы древней Армении.

Так как город находился у слияния рек Аракс и Мецамор , Арташат был защищён и водными рубежами. Через Аракс был перекинут мост Таперакан, он находился перед городом и, вероятно, на него выходили одни из главных ворот города. Через этот мост шла магистральная дорога на юго-запад, соединявшая Арташат с Тигранакертом . У мецаморского моста дорога разветвлялась - в северо-западном направлении она вела к Вагаршапату , а в юго-восточном - в Иран . Эти дороги имели как военно-стратегическое, так и торгово-экономическое значение.

Город имел обширную и мощную оборонительную систему, состоявшую из крепостных стен, валов и рва, заполнявшихся водой. Защитники города пользовались в те времена луками , дротиками , катапультами , пращами и горючей смесью. Так, при раскопках на первом холме, у стен, как снаружи, так и с внутренней стороны, было найдено множество каменных ядер от катапульт .

В сентябре 2007 года в Арташате был обнаружен языческий храм, посвящённый древнеармянскому богу солнца - Михру . Была также найдена публичная баня, состоящая из 7 комнат с мозаичным полом площадью по 75 м² каждая .

Древняя столица Армении чудо-город Арташат — Արտաշատ, др. греч. Ἀρτάξατα – «Артаксата», лат. Neronia – город в Армении, административный центр Араратской области. Четвёртая столица Великой Армении.

Находится в 28-30 км к юго-востоку от Еревана, население около 30тыс. человек (рядом десятки довольно больших сел, некоторые из которых с населением более 5тыс. человек).
Поселение на территории древнего Арташата существовало ещё во времена Ванского царства.

В 200 году до н. э. Армения была завоёвана царём Империи Селевкидов Антиохом III Великим. Наиболее крупными городами Армении в то время были: Армавир, Аршамашат, Аркатиакерт, Камах, Ервандашат, Ервандакерт.

В 190-189 гг. до н. э. была провозглашена независимость Великой Армении от Селевкидов, первым её царём стал Арташес I, основавший династию Арташесидов (хотя сам именовал себя продолжателем династии Ервандидов).

Царь Арташес основал в Араратской долине город, назвав его своим именем. Название Арташат означает «радость Арташеса», (вторая часть слова «шат» - радость).

Дата основания античного Арташата (эллины называли его Артаксата) указывается разная - от 190 до 170 до н. э. Согласно основной версии, это -176 год до н. э. Город стал столицей и таковым был долгое время, исключая краткий период, когда столицей стал Тигранакерт (с 77 по 69 годы до н. э).

После поражения Тиграна II в битве с Лукуллом под Тигранакертом, столица была вновь возвращена в Арташат. Римляне считали Арташат армянским Карфагеном, а его основателем считали Ганнибала.

Арташат стоял на более удобном месте, чем прежняя столица (Армавир) - на перекрёстке торговых путей на холмах гавара (уезда) Востан Хайоц, что позволило ему стать быстро цветущим городом.

Арташат находился у подножья горы Арарат на левом берегу реки Аракс в районе устья реки Мецамор (позже Мецамор поменял своё русло, его устье сдвинулось на северо-запад от Арташата). Цитадель и центральные кварталы города находились на девяти холмах, носящих ныне название Хор Вирап.

Если смотреть с высоты Хор Вирапа на Аракс и Арарат перспектива захватывает дух и кажется, что просторы такой родной, но сегодня чужой земли манят, умоляют, зовут – туда, вперед, где можно бежать, не чувствуя под собой ног и забыв обо всем, что было когда-то и непреходящей болью врезалось в сознание, не давая тебе возможности и права переплыть реку и ступить на отрезанную от сердца, покинутую и поруганную, но не забытую землю…

Одна из исторических столиц Армении, город, который ученые по праву считают крупным центром античного Востока, Арташат, большая часть которого все еще ждет своего открытия, – живое доказательство и убедительнейший аргумент в пользу того, что армянский народ и армянская культура составляли достойную и значимую часть древнего мира.

Ибо даже сегодня, спустя 18-19 веков, остатки некогда величественного города поражают воображение и меняют представление об уровне развития Армении, а найденные здесь уникальные артефакты указывают на тесную связь армян с мировой цивилизацией.

По данным одного из выдающихся исследователей Арташата Ж. Д. Хачатряна (который был главой экспедиции археологов, совершавшей исследование в 1970-х годах и написавший книгу «Арташат, Античные некрополи»), территория Арташата составляла 400 гектар, длина стен-фортификаций (укреплений) - 10 тыс. метров, а население города - 150 тыс. человек (это при том, что в I веке до н. э. - I веке н. э. население Армении колебалось в пределах 3.5-5 млн. чел.).

Плутарх писал: «Рассказывают, что карфагенянин Ганнибал, после того как Антиох окончательно проиграл войну с римлянами, перешёл ко двору Артакса Армянского, которому дал множество полезных советов и наставлений.

Между прочим, он приметил местность, чрезвычайно удачно расположенную и красивую, но лежавшую в запустении, и, сделав предварительные намётки для будущего города, позвал Артакса, показал ему эту местность и убедил застроить её.

Царь остался доволен и попросил Ганнибала, чтобы тот сам взял на себя надзор над строительством. Возник большой и очень красивый город, которому царь дал своё имя и провозгласил его столицей Армении». *** Плутарх тут имел в виду победу римлян над Селевкидским царём Антиохом.

Страбон писал: «Артаксата недалеко от равнины Араксены - это благоустроенный город и столица страны. Она расположена на схожем с полуостровом выступе, а перед её стенами кругом проходит река за исключением пространства на перешейке, которое огорожено рвом и частоколом».

Плутарх и Страбон считали, что непосредственное участие в строительстве Арташата принял Ганнибал. В «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци строительство Арташата описано более подробно. Сегодня же армянские историки считают, что это мнение основывалось лишь на сравнительном величии Арташата и сходством его с Карфагеном.

Говорят, что при Арташесе не было ни клочка невозделанной земли в Армении, ни на горах, ни на долинах. Таково было благоденствие земли армянской.

После у Арташата была трудная и горькая история. В VII веке на месте некогда большого и цветущего города сохранилась крепость и небольшое поселение, жители которого занимались изготовлением армянской пурпурной краски -кошенили. Арабский историк Баладзори в связи с событиями VII веке называет Арташат «селением ал кирмиз» - красной кошенили. В дальнейшем Арташат исчезает с исторической арены.

На момент вхождения в состав России территория Арташата была заброшена и практически безлюдна. К концу XIX века - это крупное село Камарлу. С 1920 года - посёлок Камарлю. В 1920-1930-х годах Камарлю входил в состав Эриванского уезда.

В 1930 году, после упразднения уездов, Камарлю становится районным центром, а 4 сентября 1945 года вновь получает название Арташат, в 1946 году – статус посёлка городского типа, в 1962 году - статус города.

Археологическая экспедиция Института археологии и этнографии НАН РА уже длительное время ведет раскопки на месте расположения исторического Арташата. Здесь очень много здесь интересного и таинственного даже для дилетанта.

Руководитель экспедиции кандидат исторических наук Жорес Хачатрян рассказывает: «Территорией города Арташата считается пространство от Хор Вирапа и его окрестностей до берега реки – приблизительно 400 гектаров.

То, что вы видите, – руины античного храма Тира, которому в греческой мифологии соответствовали Аполлон и Гермес. Местонахождение этого храма долгое время было предметом спекуляций, его искали в разных местах, но теперь уже с этим вопросом покончено, – перед нами храм Тира.

Это было роскошное сооружение, о чем свидетельствуют обломки прекрасных колонн, украшенных резьбой, которая в отдельных местах повторяет узоры Гарни. А на площадке, прилегающей к храму, мы обнаружили общественную баню».

Комплекс общественной бани даёт совершенно новые представления об уровне развития бытовой культуры армянского народа в те далёкие времена. Рассказывает архитектор экспедиции Амида Канацян: «Мы фактически раскрыли платформу античного памятника высотой 6 метров, к которой примыкает общественная баня.

Это известные «римские термы», именно поэтому здесь так много комнат. Пока мы раскопали 9 комнат и 2 коридора, и все они покрыты изумительной мозаикой. Отопление в такого рода банях шло от пола и стен, поэтому здесь есть нижний этаж высотой в метр – он собирался на столбиках при помощи кирпичных плит.

Такой величины термы в Армении открыты впервые. Гарнийская баня и еще две тоже в Арташате – маленькие, семейные бани, а это общественная, городская. Датируется концом II – началом III века н. э., в то время как гарнийская построена позже, это уже III век.

Поскольку здесь было очень сыро, большая часть столбиков сгнила и пол обвалился, поэтому мозаика, к сожалению, почти не сохранилась, но сохранившиеся мозаичные фрагменты поражают удивительной красотой».

Кроме того, экспедиция нашла поистине бесценные артефакты – это крылья и ножка богини Ники. Прикосновение к ней создает впечатление необыкновенных легкости и воздушности: сразу хочется закрыть глаза и вообразить ее всю – миниатюрную богиню, пославшую нам таинственный знак из глубины веков.

Археологи рассказывают, что в период принятия христианства в Армении были перебиты все изваяния языческих богов. Скорее всего, прелестная обладательница этой ступни пострадала именно от рук современников, как и другая статуя, богини победы, армянской Ники, ониксовые фрагменты крыльев которой – еще одна недавняя находка экспедиции.

Судя по размерам, арташатская Ника была размером с человека, а обладательница ножки – пониже.

Мраморная ножка так невозможно изящна и нежна, пальчики изваяны с такими мастерством и любовью, что фантазия уже рисует любовный роман мастера и прекрасной девушки, образ которой он увековечил в статуэтке, сумев донести до наших дней не только свое мастерство, но и вдохновение, преклонение перед вечностью Красоты и простые человеческие чувства, непреходящие и неизменные – что в античные времена, что сегодня…

…Что еще будет обнаружено на этой земле, которую словно охраняет святая сень Хор Вирапа? Какие еще сокровища таит в себе земля, которая некогда была славным городом Арташатом – одной из столиц Армении в те далекие времена, когда по ней ступали легкие ножки богини, а арташатская Ника простирала свои могучие крылья над Великой Арменией?