Эллинистическая архитектура. Архитектура эллинизма. Пергамский Альтарь Большой фриз алтаря

04.07.2023 Досуг

Подобные документы

    Характеристика главных особенностей развития римской архитектуры, периоды развития. Пышная отделка зданий, богатое декоративное убранство. Замок Святого Ангеластантина, Арка Кон, Колизей, Фонтан Треви, Ватикан, Пантеон как главные достопримечательности.

    презентация, добавлен 03.03.2013

    Развитие сталинской архитектуры. Градостроительство в годы советской власти. Особенности реконструкции Москвы в конце 20-х гг., генеральный план работ. Основные положения Генплана 1935 г. Невоплощенные проекты. Характерные черты возведенных зданий.

    реферат, добавлен 30.05.2015

    Исследование особенностей развития белорусской архитектуры и влияние войн на очертания городов и способы строительства в XIV - XVI веках. Преемственность навыков зарубежных архитекторов: градостроительство, крепостное зодчество и культовая архитектура.

    реферат, добавлен 02.07.2011

    Сочетание традиционности и высоких технологий в современных японских чудесах архитектуры. Характерные особенности замков-крепостей и деревянных храмов. Принципы построения традиционного жилища. Детали и элементы здания. Типы жилых домов нижнего города.

    курсовая работа, добавлен 17.10.2014

    Основные периоды архитектуры Возрождения в Италии, их краткая характеристика и особенности. Черты, получаемые городами эпохи Возрождения под влиянием общественных перемен. Идеологическая борьба буржуазии Италии против средневековых форм религии, морали.

    реферат, добавлен 04.06.2009

    История развития архитектуры в Узбекистане. Монументальные здания Самарканда. Сложный архитектурный ансамбль соборной мечети Биби-Ханым. Красота усыпальницы Тимуридов-Гур-Эмир в Самарканде, памятников тимуридского времени. Архитектурные ансамбли Бухары.

    реферат, добавлен 28.03.2011

    Строительная техника архаического периода. Постройки дорического и ионического ордеров, их характеристика и особенности. Начало применения терракоты в строительстве. Основные черты древнегреческого градостроительства и планировки архитектурных ансамблей.

    реферат, добавлен 03.01.2013

    Триада "красота-польза-прочность" в архитектуре. Градостроительство как наука о создании городов. Виды зданий: жилые, общественные и промышленные. Художественные, функциональные и конструктивно-технологические требования к архитектурной композиции.

    презентация, добавлен 21.04.2014

    История возникновения нового "космического сознания" советских архитекторов. Мироощущение архитектора И. Леонидова: макрокосмос, принцип живого единства Человека и Вселенной. Архитектура и глобальные коммуникативные сети, синтез культур Востока и Запада.

    реферат, добавлен 18.12.2015

    Сущность и отличительные признаки классицизма как направления в европейском искусстве XVII–XIX вв., историческая характеристика данного стиля, строительные особенности. Градостроительство и архитектура классицизма, типы сооружений и предметный мир.

Билет 12. Искусство и архитектура эпохи Эллинизма. Пергамский акрополь, Пергамский алтарь; статуи Ники Самофракийской и Лаокоона.

Использованная литература:

1.Всеобщая история искусств том первый. Под общей редакцией А.Д.Чегодаева, Москва 1956;

Искусство и архитектура эпохи Эллинизма.

Эпоха эллинизма в основном делится на два периода. Ранний период - с конца 4 в. до начала 2 в. до н.э. - был ознаменован экономическим и культурным подъемом большинства эллинистических государств, главным образом Египта, Сирии, Пергама и Родоса. Собственно же Греция утратила ведущую роль в экономическом и политическом развитии античного мира, хотя и сохранила громадное культурное значение. Для культуры эллинизма характерны два важнейших момента: во-первых, широчайшее распространение греческой культуры по всем областям эллинистического мира, в результате чего к лучшим достижениям классической Греции в области науки, литературы и изобразительного искусства оказались приобщенными народы и племена, населявшие грандиозную по размерам территорию эллинистического мира - от Сицилии на западе до Средней Азии и Индии на востоке, от Боспорского царства в Северном Причерноморье до Нубии в экваториальной Африке.

Второй важнейший момент - объединение элементов греческой культуры с местными, главным образом восточными культурными традициями. На основе переработанных эллинских и древних местных элементов ряд народов, входивших в состав эллинистических государств, создал свою собственную культуру, слившую эти элементы в своеобразном новом качестве. Значительную роль в развитии культуры эллинизма играли большие города. Для этого времени характерно широкое развитие градостроительства. В целом искусство эллинизма разделяется на два основных этапа. Время от конца 4 в. до начала 2 в. до н.э. составляет ранний период эллинистического искусства, когда оно переживало свой наивысший расцвет и прогрессивные художественные тенденции подучили наиболее глубокое выражение. 2 - 1 вв. до н.э., время нового кризиса рабовладельческого общества и его культуры, составляют поздний период эллинистического искусства, отмеченного уже чертами явного упадка.

Эллинистическая архитектура переживала бурный подъем в конце 4 и в 3 в. до н.э., в период возникновения целого ряда новых столиц, торговых, административных и военно-стратегических центров. В последующие века, с приближением кризиса, охватившего государства эллинистического мира, размах строительной деятельности стал падать. В эллинистическую эпоху были разработаны принципы парковой архитектуры. Великолепными, богато украшенными скульптурой парками славились Александрия и Антиохия. Создавались общественные и административные сооружения с обширным внутренним пространством, способные вместить значительное число людей, например Булевтерий в Милете. Воздвигались огромные инженерные сооружения, например знаменитый Фаросский маяк в Александрии.

Для эллинистического зодчества показательно не только увеличение размеров общественных сооружений, но и существенное изменение самого характера архитектурных решений. Так, например, в строительстве храмов наряду с периптером широкое распространение получил более пышный и торжественный диптер. Вместо строгого дорического чаще применялся ионический ордер. В связи с общими тенденциями эллинистической архитектуры и появлением новых типов сооружений характер и функции ордера во многом изменились. Если в сооружениях 5 в. до н.э. двухъярусная колоннада применялась только внутри храмовых целл, то в Эллинистической архитектуре она стала применяться значительно шире, - например, святилище Афины в Пергаме окружено двухъярусным портиком. Этот прием отвечал характерным для эллинистического зодчества стремлениям к большей пышности здания и был связан с переходом к более крупным масштабам построек. Важную роль в эллинистических сооружениях стала играть стена. В связи с этим элементы ордера начали утрачивать свое конструктивное значение и использовались в качестве элементов архитектонического членения стены, плоскость которой разбивалась нишами, окнами и пилястрами (или полуколоннами). . Эллиническая эпоха создала более сложный по архитектурному решению перистильный тип жилого дома с богатым внутренним убранством, примером чего служат дома на острове Делосе.

При всех своих достижениях эллинистическая архитектура несет на себе печать противоречий своего времени. Огромные масштабы сооружений, богатство ансамблей, усложнение и обогащение архитектурных форм, пышность и нарядность построек, более совершенная строительная техника лишь отчасти могли компенсировать утрату благородного величия и гармонии, свойственных памятникам архитектуры классической эпохи. Усилился контраст между кварталами, застроенными роскошными домами богачей, и жалкими лачугами бедноты.

Как и в классическую эпоху, скульптура в эпоху эллинизма сохраняла ведущее значение среди других видов изобразительного искусства. Ни в одном другом виде; искусства сущность и характер эллинистической эпохи не отразились так ярко и полно, как в скульптуре. . В эллинистическом искусстве нередки памятники, в которых черты внешней репрезентативности преобладают над глубиной идейного содержания. Но было бы ошибкой видеть только эти негативные черты. Лучшие эллинистические художники сумели передать величие и пафос своей эпохи - эпохи внезапного расширения границ мира, открытия новых земель, возникновения и падения громадных государств, грандиозных военных столкновений, времени великих научных открытий, невиданно расширивших познания человека и его кругозор, периодов бурного подъема и жестокого кризиса. Эти черты эпохи определили титанический характер, сверхчеловеческую силу и бурную патетику образов - качества, присущие выдающимся произведениям эллинистической монументальной скульптуры. Сильные общественные противоречия Эпохи воспрепятствовали появлению художественных образов гармонического характера и не случайно пафос эллинистических образов, несущих на себе отпечаток неразрешимых конфликтов, нередко приобретает трагический характер. Отсюда специфические черты образного строя эллинистических художественных произведений: в противовес спокойной волевой сосредоточенности, внутренней цельности образов высокой классики им присуще огромное эмоциональное напряжение, сильный драматизм, бурная динамика.

Прогрессивной чертой искусства эллинизма было более широкое, нежели в классике, отражение различных сторон действительности, выразившееся в появлении новой тематики, что в свою очередь повлекло за собой расширение и развитие системы художественных жанров. Среди отдельных жанров скульптуры наибольшее развитие в эллинистическом искусстве получила монументальная пластика, бывшая необходимым элементом архитектурных ансамблей и ярко воплотившая важнейшие черты эпохи. Кроме колоссальных статуй для монументальной скульптуры эллинизма характерны многофигурные группы и огромные рельефные композиции (оба эти вида скульптуры наиболее широко были применены в ансамбле пергамского акрополя). Наряду с мифологической тематикой в эллинистической монументальной пластике встречается и историческая тематика (например, эпизоды битвы пергамцев с галлами в групповых композициях того же пергамского акрополя).

Второе по значению место среди скульптурных жанров в эпоху эллинизма занимал портрет. Греческая классика не знала столь развитого портрета; первые попытки внести в портрет элементы душевного переживания, при том еще в очень общей форме, были сделаны только Лисиппом. Эллинические портреты, сохраняя свойственный греческим художникам принцип типизации, несравненно более инди-видуализированно передают не только черты внешнего облика, но и различные оттенки душевного переживания модели. Если мастера классического времени в портретах представителей одной и той же общественной группы подчеркивали прежде всего черты общности (так возникли типы портретов стратегов, философов, поэтов), то эллинистические мастера, в сходных случаях сохраняя типические основы образа, выявляют характерные особенности данного конкретного человека.

В искусстве эллинизма впервые получила широкое развитие скульптура жанрового характера; однако такого рода произведения уступали по своей идейно-художественной значительности произведениям мифологической тематики: в эпоху Эллинизма еще не могла быть осознана подлинная значительность образов и явлений повседневного бытия и красоты труда, в силу чего относящиеся к этому времени произведения бытового жанра нередко страдают поверхностностью, мелочностью, чисто внешней занимательностью; в них сильнее, чем в любом другом жанре, проявились натуралистические тенденции. Сходные черты проявились и в так называемом живописном рельефе, в котором бытовые сцены изображались на фоне пейзажа (пейзаж впервые начал изображаться в скульптуре именно в эпоху эллинизма). Новым видом пластики явилась садовая декоративная скульптура, широко применявшаяся при украшении парков. Эллинистическая мелкая пластика продолжала достижения классической эпохи в этом виде скульптуры, расширяя его тематику и развиваясь по линии усиления жизненной характерности образов.

Пергамский акрополь.

Город Пергам - столица Пергамского царства, находившегося под властью династии Атталидов. Небольшое, но богатое Пергамское государство не только успешно боролось с другими, гораздо более сильными эллинистическими державами, но сумело также в конце 3 в. до н.э. отразить опасный натиск кельтского племени галатов (галлов). Свой расцвет Пергамское царство пережило в первой половине 2 в. до н.э. при царе Эвмене II.

Пергамский акрополь - блестящий пример использования естественных природных условий для создания комплекса монументальных архитектурных сооружений.

Город был расположен у подножья крутого холма. На вершине холма и по его склону, спускающемуся к югу, по гигантской лестнице веерообразно раскинутых террас расположился акрополь. Самая высокая точка акрополя поднималась на 270 м над уровнем города. На вершине холма находились арсенал и казармы - это была цитадель города. Несколько ниже арсенала располагались дворцы пергамских царей. Ниже, на широкой террасе было воздвигнуто пышное святилище Афины и примыкавшее к нему здание знаменитой Пергамской библиотеки, второй по значению после Александрийской. Площадь у святилища Афины была окружена с трех сторон двухъярусными мраморными портиками стройных, изящных пропорций; колонны нижнего яруса были дорического ордера, верхнего яруса - ионического. Балюстрада между колоннами верхнего яруса была украшена рельефами с изображениями трофеев. Затем следовала терраса с алтарем Зевса. Еще ниже, у самого города, была распланирована агора. На западном склоне находился театр на 14 тыс. мест.

Эстетическая выразительность ансамбля пергамского акрополя строилась на смене архитектурных впечатлений. Уже издали мощно вздымающиеся ярусы архитектурных сооружений, сияние мрамора, блеск позолоты, многочисленные бронзовые скульптуры, игра света и тени создавали яркую впечатляющую картину. Перед зрителем, вступавшим в пределы акрополя, в рассчитанной последоватедьности развертывались монументальные постройки, обнесенные колоннадами площади, статуи, скульптурные группы, рельефные композиции.

План пергамского акрополя.

Пергамским мастерам принадлежат выдающиеся памятники монументальной пластики. Героический пафос образов, характерный для эллинистического искусства, нашел свое наиболее яркое выражение в грандиозных скульптурных композициях, украшавших пергамский акрополь и его отдельные сооружения, но в той или иной мере элементы патетической трактовки образа проявились и в произведениях более интимного масштаба, а также в портрете.

Пергамский алтарь.

Высоты своего расцвета монументальная скульптура Пергама достигает в алтаре Зевса, созданном около 180 г. до н.э. Рельефы алтаря завершают «героический» период развития эллинистической монументальной скульптуры. Искусство позднего Эллинизма не смогло подняться до уровня скульптур Пергамского алтаря. Алтарь Зевса, сооруженный при царе Эвмене II в честь окончательной победы над галлами, являлся одним из главных памятников пергамского акрополя. На широком, почти квадратном стилобате возвышался высокий цоколь; с одной стороны цоколь был прорезан лестницей, ведущей к верхней площадке. В центре площадки находился алтарь, обрамленный с трех сторон портиком ионического ордера. Портик был украшен статуями. Вдоль цоколя, служившего основанием для портика, тянулся грандиозный фриз, изображавший битву богов с гигантами. Согласно греческим мифам, гиганты - сыновья богини земли - восстали против богов Олимпа, но в жестокой борьбе были побеждены. Различные эпизоды этой битвы изображены на всем протяжении фриза. В борьбе участвуют не только главные, олимпийские божества, но и многочисленные божества воды и земли и небесные светила. Им противостоят крылатые и змеиноногие гиганты, возглавляемые царем Порфирионом.

Статуя Ники Самофракийской

Одним из лучших произведений ранней эллинистической пластики является Знаменитая статуя Ники Самофракийской. Статуя эта была поставлена на острове Самофраке в память победы, одержанной в 306 г. до н.э. Деметрием Полиоркетом над флотом египетского правителя Птолемея. К сожалению, скульптура дошла до нас сильно поврежденной - без головы и рук. Статуя была поставлена на высокой отвесной скале, на пьедестале в виде передней части боевого корабля; Ника, как об этом свидетельствуют ее воспроизведения на монетах, была изображена трубящей в боевую трубу.

Греческие мастера многократно изображали богиню победы в монументальной скульптуре, однако никогда еще они не достигали "такого эмоционального подъема, никогда не выражали с такой яркостью чувства победы, как в самофракийской статуе. Мощная фигура богини с распростертыми крыльями, противостоящая бурным порывам встречного ветра, ее уверенный шаг, каждое движение тела, каждая складка трепещущей от ветра ткани - все в этом образе полно ликующего чувства победы.Это победное чувство дано без какой бы то ни было выспренности и риторики - образ Ники поражает прежде всего своей огромной жизненностью.

Ника Самофракийская дает пример нового пластического решения, характеризующегося более сложным пониманием движения и более дифференцированной трактовкой пластических форм. Общее движение фигуры Ники носит сложный винтообразный характер, скульптура имеет большую «глубину», достигаемую не только за счет откинутых назад крыльев, но и сильным шагом Ники и общей устремленностью ее фигуры вперед; более подробно, нежели в классической скульптуре, трактована пластическая форма (например, с изумительной тонкостью обрисованы мышцы тела, проступающие сквозь ткань прозрачного хитона). Чрезвычайно важной чертой пластического языка статуи является повышенное внимание, уделяемое художником светотени. Светотень призвана усиливать живописность формы и способствовать эмоциональной выразительности образа. Не случайно одежда играет такую большую роль в образно-пластической характеристике: без многочисленных то развевающихся, то облегающих тело и образующих богатейшую живописную игру складок одеяния передача эмоционального порыва Ники была бы менее впечатляющей.

И в трактовке образа и в самой постановке монументальной статуи автор Ники выступает как продолжатель достижений Скопаса и Лисиппа, но вместе с тем в самофракийской Победе отчетливо проявляются черты эллинистической Эпохи. Искусство 4 в. до н.э. знало высокопатетические образы, однако даже самые драматические образы Скопаса сохраняли, так сказать, человеческий масштаб, в них не было преувеличения, тогда как в Самофракийской Нике проявляются черты особой грандиозности, титанизма образа. И в классическом искусстве встречались большие статуи, рассчитанные на восприятие с далеких точек зрения (например, статуя Афины Промахос на Афинском акрополе); в 4 в. до н.э. Лисипп развивал трехмерную трактовку пластического образа, наметив тем самым возможность связи его с окружением, однако только в Нике Самофракийской эти качества получили свое полное выражение. Статуя Ники не только требовала обхода с различных сторон, но и находилась в неразрывной связи с окружавшим ее ландшафтом; постановка фигуры и трактовка одежды таковы, что кажется, будто Ника встречает напор реального ветра, который раскрывает ее крылья и развевает одежду.

Особо следует отметить одну черту в образном воплощении Ники Самофракийской, выделяющую это произведение среди других памятников эллинистической скульптуры; если патетические образы эллинистического искусства носят обычно трагический характер, то воплощенное в самофракийской Победе чувство ликующей радости, оптимистическое звучание образа приближают это произведение к памятникам греческой классики.

Статуя Лаокоона.

Прославленным произведением родосской школы была группа «Лаокоон», выполненная мастерами Агесандром, Полидором и Афинодором около 50 г. до н.э. Группа, дошедшая до нас в оригинале, была открыта в 16 в. и, будучи одним из немногих известных произведений греческой скульптуры, считалась величайшим достижением античного искусства. Открытие ряда памятников классического и раннеэллинистического искусства дало возможность увидеть относительную узость содержания и односторонность образного решения «Лаокоона».

Сюжет этого произведения взят из мифов о Троянской войне. Троянский жрец Лаокоон предупреждал сограждан об опасности перенесения в Трою оставленного греками деревянного коня; за это Аполлон, покровительствовавший грекам, направил на Лаокоона двух огромных змей, задушивших жреца и двух его сыновей. Снова перед нами изображение душераздирающей по своему драматизму ситуации: гигантские змеи душат в своих смертоносных кольцах Лаокоона и его сыновей: одна из змей впивается в грудь младшего сына, другая кусает в бедро отца. Голова Лаокоона запрокинута, лицо искажено страданием, мучительно напряженным усилием он пытается освободиться от душащих его змей. Страшная гибель жреца и его сыновей показана с подчеркнутой наглядностью. Скульптура свидетельствует о большом мастерстве художников, умело задумавших драматический эффект, о великолепном знании анатомии: показано, например, как мышцы живота Лаокоона сокращаются от резкой боли, вызванной укусом змеи; искусна композиция: группа мастерски развернута в одной плоскости и исчерпывающе воспринимается с одной, фронтальной точки зрения. Однако мелодраматизм общего замысла, использование внешних эффектов в ущерб глубине образов, дробность и некоторая сухость пластической разработки фигур составляют недостатки этой скульптуры, не позволяющие причислить ее к высшим достижениям искусства.

История «Пергамский алтарь» - знаменитое произведение искусства эллинистического периода, один из самых значительных памятников этого времени, сохранившихся до наших дней. Получил название по месту своего создания - городу Пергаму в Малой Азии. В настоящий момент экспонируется в берлинском Пергамском музее (Античное собрание), построенном специально для этой цели. Является мемориальным памятником, возведённым в честь победы, одержанной пергамским царем Атталом I над варварами-галлами (галатами), вторгшимися в страну в 228 г. до н. э. Традиционно считается, что алтарь был посвящён Зевсу.

Тематика Темой основного фриза алтаря - Большого, является изображение гигантомахии, битвы богов-олимпийцев с гигантами. Гигантомахия была распространённым сюжетом античной пластики. Но данный сюжет был осмыслен при пергамском дворе в соответствии с политическими событиями. Алтарь отразил восприятие правящей династией и официальной идеологией государства победы над галатами. Вдобавок, пергамцы воспринимали эту победу глубоко символически, как победу величайшей греческой культуры над варварством. Смысловую основу рельефа составляет ясная аллегория: боги олицетворяют собой мир греков, гиганты - галлов. Боги воплощают в себе идею устроенной упорядоченной государственной жизни, гиганты - неизжитые родоплеменные традиции пришельцев, их исключительную воинственность и агрессивность. Аллегория ещё одного рода составляет основу содержания знаменитого фриза: Зевс, Геракл, Дионис, Афина служат олицетворением династии пергамских царей

Характеристика стиля Главная черта этой скульптуры - чрезвычайная энергичность и экспрессивность. Рельефы Пергамского алтаря - один из лучших примеров эллинистического искусства, отказавшегося ради этих качеств от спокойствия классики. «Хотя битвы и схватки были частой темой античных рельефов, но их никогда ещё не изображали так, как на Пергамском алтаре, - с таким вызывающим содрогание ощущением катаклизма, битвы не на жизнь, а на смерть, где участвуют все космические силы, все демоны земли и неба» Особенность Пергамского алтаря - наглядная передача психологии, настроения изображённых.

Эллинистическая архитектураЧрезвычайно характерным произведением
эллинистической архитектуры была приенская
агора
Большая прямоугольная площадь (размером
примерно 76x46 м) была с трех сторон окружена
непрерывным дорическим портиком
С четвертой стороны агора замыкалась
двухнефной «священной стоей»
Стоя - длинная открытая галерея, колоннада,
служившая местом прогулок
Сочетание таких галерей, обрамлявших площадь
по двум-трем, а изредка и по четырем сторонам,
превращало их в характерные для эллинизма
перистили
Наружная колоннада стои была дорического,
внутренняя - ионического ордера

Эллинистическая архитектура

Более торжественным
зданием с развитым
внутренним
пространством был
булевтерий (место
заседаний буле -
городского совета) в
крупном
эллинистическом центре
- Милете
Построенный около 170 г.
до н.э., булевтерий
представлял собой опыт
переработки элементов
открытого античного
театра
Как и в театре, места
(числом около 1500),
постепенно возвышаясь,
располагались по
полукругу
Эллинистическая
архитектура

Булевтерий в Милете Реконструкция

Торжественным зданием с развитым внутренним пространством
был булевтерий (место заседаний буле - городского совета)
в крупном эллинистическом центре - Милете
Булевтерий построен около 170 г. до н.э.

Пергамский акрополь

Наиболее полное
представление об
ансамбле
монументальных
сооружений
Эллинистического
столичного центра
дают постройки
Пергама
Пергамский акрополь блестящий пример
использования
естественных
природных условий для
создания комплекса
монументальных
архитектурных
сооружений
Эстетическая
выразительность ансамбля
пергамского акрополя
строилась на смене
архитектурных
впечатлений
Уже издали мощно
вздымающиеся ярусы
архитектурных сооружений,
сияние мрамора, блеск
позолоты, многочисленные
бронзовые скульптуры,
игра света и тени
создавали яркую
впечатляющую картину

План пергамского акрополя

Пергамский акрополь

Город был расположен у подножья крутого холма
На вершине холма и по его склону, спускающемуся
к югу, по гигантской лестнице веерообразно
раскинутых террас расположился акрополь
Самая высокая точка акрополя поднималась на 270
м над уровнем города
На вершине холма находились арсенал и казармы -
это была цитадель города
Несколько ниже арсенала располагались дворцы
пергамских царей
Ниже, на широкой террасе было воздвигнуто
пышное святилище Афины и примыкавшее к нему
здание знаменитой Пергамской библиотеки,
второй по значению после Александрийской

Пергамский акрополь

Площадь у святилища Афины была окружена с
трех сторон двухъярусными мраморными
портиками стройных, изящных пропорций
Колонны нижнего яруса были дорического
ордера, верхнего яруса - ионического
Балюстрада между колоннами верхнего яруса
была украшена рельефами с изображениями
трофеев
Затем следовала терраса с алтарем Зевса
Еще ниже, у самого города, была
распланирована агора
На западном склоне находился театр на 14 тыс.
мест

Пергамский алтарь Зевса – великий памятник эллинизма

Пергамская школа
тяготела к патетике и
драматизму, продолжая
традиции Скопаса
Широко использовали
мифологические сюжеты
Грандиозный мраморный
фриз запечатлел
трагические сцены войны
Пергама с галлами
Отличительная черта
античного искусства –
синтез – характерна
Пергамскому алтарю

Пергамский алтарь Зевса

Алтарь Зевса,
сооруженный при царе
Эвмене II в честь
окончательной победы
над галлами, - один из
главных памятников
пергамского акрополя
На широком, почти
квадратном стилобате
возвышался высокий
цоколь
С одной стороны цоколь
был прорезан
лестницей, ведущей к
верхней площадке
В центре площадки
находился алтарь,
обрамленный с трех
сторон портиком
ионического ордера
Пергамский
алтарь Зевса

Пергамский алтарь Зевса

Портик был украшен статуями
Вдоль цоколя, служившего основанием для
портика, тянулся грандиозный фриз,
изображавший битву богов с гигантами
Различные эпизоды этой битвы
изображены на всем протяжении фриза
В борьбе участвуют не только главные,
олимпийские божества, но и
многочисленные божества воды и земли и
небесные светила
Им противостоят крылатые и
змеиноногие гиганты, возглавляемые
царем Порфирионом

Галикарнасский Мавзолей -архитектура эллинизма

Галикарнасский Мавзолей архитектура эллинизма

Галикарнасский Мавзолей

Мавзолей - гробница Мавсола, правителя персидской
провинции Карий
Построен ок.353 г. до н.э. архитекторами Пифеем и Сатиром
Галикарнасским
Мавзолей поражал не столько величавой гармонией
пропорций, сколько грандиозностью масштабов и пышным
богатством убранства
В древности он был причислен к семи чудесам света
Высота Мавзолея, вероятно, достигала 40 - 50 м
Само здание представляло собой довольно сложное
сооружение, в котором сочетались местные малоазийские
традиции греческой ордерной архитектуры и мотивы,
заимствованные у классического Востока
В 15 в. Мавзолей был сильно разрушен, и точная
реконструкция его в настоящее время невозможна; лишь
некоторые самые общие его черты не вызывают
разногласий ученых

Фаросский маяк- архитектура эллинизма Разные варианты реконструкции

Фаросский
маякархитектура
эллинизма
Разные варианты
реконструкции

Галикарнасский мавзолей

В городе Галикарнас (Малая Азия) в 350 г. до н. э. по велению царя Мавсола была построена величественная гробница – памятник могуществу царя. Завершала строительство гробницы уже после смерти жена царя Артемисия. Авторами гробницы принято считать архитекторов Пифия и Сатира и скульпторов Бриаксиса, Леохара, Скопаса, Праксителя. Архитектура гробницы сочетает греческие и восточные мотивы: состоит из пирамиды и ионического храма. В массивном каменном основании – усыпальнице хранился в золотых урнах пепел царственной четы. Это помещение сторожил ряд каменных львов. Над основанием возвышался храм, окруженный ионическими колоннами и статуями. Вершину здания – ступенчатую пирамиду на высоте 43 метров над землей венчало скульптурное изображение колесницы, запряженной лошадьми. На ней стояли статуи царя и царицы. Храм казался столь прекрасным, что его отнесли к одному из семи чудес света. С тех пор грандиозные усыпальницы людей стали называть мавзолеями. Спустя восемнадцать столетий землетрясение разрушило мавзолей до основания. Был создан трактат о мавзолее, но он не дошел до нас.

Галикарнасский мавзолей IV в. до н. э. Рисунок-реконструкция