Знаменитые курды: Исмет Иненю – наследник Ататюрка. Курды в россии Религия курдов в России

04.08.2023 Досуг

В последнее время в новостях мы всё больше слышим о курдах – крупнейшей в мире нации без государства. Вместе с тем, рядовому обывателю, практически ничего не известно об этом гордом и загадочном народе.

Кто такие курды?

Курды – древний народ, объединяющий множество племён и населяющий преимущественно горную область Передней Азии, называемую Курдистаном. Современный Курдистан расположен на территориях Турции, Ирака, Ирана и Сирии. Курды ведут полукочевой образ жизни, основные их занятия – скотоводство и земледелие.
Точное происхождение курдов учеными не установлено. Предками курдов называют и скифов, и древних мидийцев. Ученые доказывают близость курдского народа к азербайджанскому, армянскому, грузинскому и еврейскому народам.
Большинство курдов исповедует ислам. Есть среди них также христиане, иудеи и езиды.

Точная численность курдов неизвестна

Всего в мире проживает от 20 до 40 миллионов курдов:13–18 миллионов - в Турции, 3,5–8 миллионов - в Иране, в Ираке - более 6 миллионов, в Сирии - почти 2 миллиона, ещё около 2,5 миллионов кудров живут общинами в странах Европы, Азии и Америки. Точная численность этого народа неизвестна, поскольку в областях, населенных курдами, перепись населения никогда не проводилась.

След в истории

Курдистан, благодаря центральному геополитическому расположению на Ближнем востоке, со времен Месопотамии был театром завоевательных войн, междоусобиц и грабительских набегов. Во времена арабского завоевания большинство курдов приняли ислам.
При династии арабских халифов Аббасидов, пришедшей к власти в 750 году, все мусульмане других народов были уравнены в правах с арабами. Это привело к миру в Халифате, а у представителей неарабских народов появилось больше возможностей сделать политическую карьеру. По всей видимости, курды неплохо ладили с арабами, ведь их соотечественник Джабан Сахаби был сподвижником пророка Мухаммеда.
После распада Халифата и вторжения турок национальное государство курдов так и не было создано. При этом выходцы из этого народы нередко становились правителями других народов. Ими были основаны династии Айюбидов, правившая на Ближнем Востоке в 1169-1525, и Шеддадидов, правившая в Закавказье в XI-XII веках.
В XVI веке Курдистан был поделен между турками, захватившими практически весь Ближний восток, и персами. На протяжении веков курды играли значительную роль в пограничных войнах Турции и Ирана, а правители обеих стран не слишком вмешивались во внутренние дела Курдистана, где местными делами управляли вожди племён.
А вот основанная курдами династия Сефевидов правила с начала XIV века в иранской провинции Азербайджан, а в 1501-1722 и 1729-1736 годах - всей Персией.
Знаменитый восточный правитель и полководец Саладин был курдом.
Немногие знают, что султан Салах ад-Дин, основатель династии Айюбидов, правитель практически всего Ближнего Востока и Северной Африки XII века, был курдом. Он известен в Европе под именем Саладин, прежде всего, как талантливый полководец и предводитель сарацин в противостоянии с крестоносцами.

Например, в битве при Хаттине Саладин наголову разгромил крестоносцев, весь цвет рыцарства либо погиб, либо оказался у него в плену, включая короля Иерусалимского. После победы он захватил Иерусалим, поступив крайне благородно по тем временам по отношению к побежденным: всем желающим было разрешено покинуть город и сохранить имущество (которое могли увезти с собой) за небольшой выкуп.
В последствии, несмотря на переменный успех войны с одиозным предводителем третьего крестового похода, Ричардом Львиное сердце, мирный договор был подписан всё же на условиях Салах ад-Дина.
Образ благородного и мудрого Саладина часто используется в фильмах о крестовых походах и литературе.

Национальное государство курдов никогда не существовало?

Это гипотеза не соответствует истине.
Истории известны несколько национальных курдских государств. Самым долговечным из них оказалось Ардаланское ханство, которое находилось в приграничных районах Османской империи и Персии и прекратило своё существование только в XIX веке. В разное время, начиная с XVI века, ханство становилось вассальным государством по отношению к Османской империи или Персии, а временами было полностью независимым.
Более поздние, созданные курдами, государственные образования не были признаны мировым сообществом и просуществовали очень недолго.
Араратская Курдская Республика - самопровозглашённое государство курдов, находилось на территории современной Турции, существовало в 1927-1930 годах.
Королевство Курдистан - самопровозглашённое государство, созданное на территории современного Иракского Курдистана, существовало в 1921-1924 годах.
Мехабадская республика - самопровозглашённое курдское государство в иранском Курдистане, просуществовало всего 11 месяцев в 1946 году.

Курдский вопрос

Организованное сопротивление курдов с целью самоопределения и создания независимого Курдистана явно начинает проявляться только в XIX веке и усиливается в XX веке. Это было связано с притеснениями и репрессиями курдского народа правящими режимами, иногда с целью насильственной ассимиляции. Наиболее серьезные столкновения произошли в Турции во времена правления Мустафы Кемаля Ататюрка. Данные курдам обещания расширенных свобод и автономии в обмен на поддержку в Войне за независимость не были выполнены после победы. Последовавшие восстания были жестоко подавлены, курдам было официально запрещено говорить на родном языке, табуировались слова «Курдистан» и «курды» – с тех пор их полагалось именовать горными турками.
Наибольшей автономией в настоящее время обладает Иракский Курдистан, которую он получил после свержения Саддама Хусейна, а курд Джаляль Хусамаддин Талабани с 2005 по 2014 гг являлся президентом Ирака.

Война в Сирии, вернее её окончание и последующая возможная демократизация открывает уже перед сирийскими курдами возможности получения автономии. Самым ярым противником курдского самоопределения по-прежнему остается Турция, опасаясь курдского сепаратизма в самой Турции.

Курды - крупнейшая в мире нация без государства. Вместе с тем, рядовому обывателю, практически ничего не известно об этом гордом и загадочном народе.

Кто такие курды?

Курды - древний народ, объединяющий множество племён и населяющий преимущественно горную область Передней Азии, называемую Курдистаном. Современный Курдистан расположен на территориях Турции , Ирака , Ирана и Сирии . Курды ведут полукочевой образ жизни, основные их занятия - скотоводство и земледелие.

Точное происхождение курдов учеными не установлено. Предками курдов называют и скифов, и древних мидийцев. Ученые доказывают близость курдского народа к азербайджанскому, армянскому, грузинскому и еврейскому народам.

Большинство курдов исповедует ислам. Есть среди них также христиане, иудеи и езиды.

Точная численность курдов неизвестна

Всего в мире проживает от 20 до 40 миллионов курдов:13–18 миллионов - в Турции, 3,5–8 миллионов - в Иране, в Ираке - более 6 миллионов, в Сирии - почти 2 миллиона, ещё около 2,5 миллионов кудров живут общинами в странах Европы, Азии и Америки. Точная численность этого народа неизвестна, поскольку в областях, населенных курдами, перепись населения никогда не проводилась.

След в истории

Курдистан, благодаря центральному геополитическому расположению на Ближнем востоке, со времен Месопотамии был театром завоевательных войн, междоусобиц и грабительских набегов. Во времена арабского завоевания большинство курдов приняли ислам.

При династии арабских халифов Аббасидов, пришедшей к власти в 750 году, все мусульмане других народов были уравнены в правах с арабами. Это привело к миру в Халифате, а у представителей неарабских народов появилось больше возможностей сделать политическую карьеру. По всей видимости, курды неплохо ладили с арабами, ведь их соотечественник Джабан Сахаби был сподвижником пророка Мухаммеда.

После распада Халифата и вторжения турок национальное государство курдов так и не было создано. При этом выходцы из этого народы нередко становились правителями других народов. Ими были основаны династии Айюбидов, правившая на Ближнем востоке в 1169-1525, и Шеддадидов, правившая в Закавказье в XI-XII веках.

В XVI веке Курдистан был поделен между турками, захватившими практически весь Ближний восток, и персами. На протяжении веков курды играли значительную роль в пограничных войнах Турции и Ирана, а правители обеих стран не слишком вмешивались во внутренние дела Курдистана, где местными делами управляли вожди племён.

А вот основанная курдами династия Сефевидов правила с начала XIV века в иранской провинции Азербайджан , а в 1501-1722 и 1729-1736 годах - всей Персией.

Знаменитый восточный правитель и полководец Саладин был курдом.

Немногие знают, что султан Салах ад-Дин, основатель династии Айюбидов, правитель практически всего Ближнего востока и Северной Африки XII века, был курдом. Он известен в Европе под именем Саладин, прежде всего, как талантливый полководец и предводитель сарацин в противостоянии с крестоносцами.

Например, в битве при Хаттине Саладин наголову разгромил крестоносцев, весь цвет рыцарства либо погиб, либо оказался у него в плену, включая короля Иерусалимского. После победы он захватил Иерусалим , поступив крайне благородно по тем временам по отношению к побежденным: всем желающим было разрешено покинуть город и сохранить имущество (которое могли увезти с собой) за небольшой выкуп.

В последствии, несмотря на переменный успех войны с одиозным предводителем третьего крестового похода, Ричардом Львиное сердце, мирный договор был подписан всё же на условиях Салах ад-Дина.

Образ благородного и мудрого Саладина часто используется в фильмах о крестовых походах и литературе.

Национальное государство курдов никогда не существовало?

Истории известны несколько национальных курдских государств. Самым долговечным из них оказалось Ардаланское ханство, которое находилось в приграничных районах Османской империи и Персии и прекратило своё существование только в XIX веке. В разное время, начиная с XVI века, ханство становилось вассальным государством по отношению к Османской империи или Персии, а временами было полностью независимым.

Более поздние, созданные курдами, государственные образования не были признаны мировым сообществом и просуществовали очень недолго.

Араратская Курдская Республика - самопровозглашённое государство курдов, находилось на территории современной Турции, существовало в 1927-1930 годах.

Королевство Курдистан - самопровозглашённое государство, созданное на территории современного Иракского Курдистана, существовало в 1921-1924 годах

Мехабадская республика - самопровозглашённое курдское государство в иранском Курдистане, просуществовало всего 11 месяцев в 1946 году.

Курдский вопрос

Организованное сопротивление курдов с целью самоопределения и создания независимого Курдистана явно начинает проявляться только в XIX веке и усиливается в XX веке. Это было связано с притеснениями и репрессиями курдского народа правящими режимами, иногда с целью насильственной ассимиляции. Наиболее серьезные столкновения произошли в Турции во времена правления Мустафы Кемаля Ататюрка.

Данные курдам обещания расширенных свобод и автономии в обмен на поддержку в Войне за независимость не были выполнены после победы. Последовавшие восстания были жестоко подавлены, курдам было официально запрещено говорить на родном языке, табуировались слова «Курдистан» и «курды» - с тех пор их полагалось именовать горными турками.

Наибольшей автономией в настоящее время обладает Иракский Курдистан, которую он получил после свержения Саддама Хусейна, а курд Джаляль Хусамаддин Талабани с 2005 по 2014 гг являлся президентом Ирака.

Война в Сирии, вернее её окончание и последующая возможная демократизация открывает уже перед сирийскими курдами возможности получения автономии. Самым ярым противником курдского самоопределения по-прежнему остается Турция, опасаясь курдского сепаратизма в самой Турции.

Кто такие Пешмерга?

Часто в новостных лентах о военных событиях на Ближнем востоке мелькает информация о пешмерга - курдских отрядах самообороны.

Жизнь в условиях постоянной опасности приучила курдов всегда быть готовыми к войне, а в последние десятилетия многократно выросла угроза со стороны радикальных исламистов.

Отряды самообороны были созданы в конце XIX века и с тех пор проявили себя во всех конфликтах, которые так или иначе затрагивали территорию Курдистана. Буквально пешмерга означает «стоящие перед смертью».

Образ современного воина пешмерга как бородатого мужика с АКМ не соответствует действительности. На сегодняшний день это хорошо экипированные бойцы, а сами отряды представляют практически регулярную армию с тяжелой артиллерией и бронетехникой. Формирования пешмерга признаются одной из наиболее боеспособных сил на Ближнем востоке и насчитывают 150 000 - 200 000 бойцов.

Сегодня, когда в Турции обострился и, в самом прямом смысле накалился курдский вопрос, нелишне для полноты картины будет вспомнить и о курдах, внесших свой вклад в становление Турецкой Республики, более того, сыгравших в этом одну из ключевых ролей. И первым на ум здесь, конечно же, приходит имя второго президента Турции Исмета Иненю.

Исмет Мустафа (фамилию Иненю он получит гораздо позже) родился 24 сентября 1884 года в Измире. Его отец, Хаджи Решит, курд из рода Кюмюроуллари, проживавшего в Битлисе, служил главным инспектором юридического департамента военного министерства. Мать Исмета Джеврие, турчанка по национальности была дочерью известного улема и профессора исламских наук Хасана Эфенди. Понятно, что в силу семейной традиции и окружения Исмет Мустафа был с самого детства ориентирован на военную профессию и карьеру. Закончив начальную школу, он поступает в военную школу для подростков в Сивасе (аналог нынешних кадетских корпусов), но одновременно в течение года обучается и в школе гражданских служащих в том же городе.

Получив среднее образование, Исмет поступает в военно-инженерное училище, которое оканчивает в 1903 году. Дальше начинается служба в армии, участие в подавлении внутренних неурядиц в Османской империи, чуть позднее в Балканских войнах (1912-1913 гг) и Первой мировой войне. Судьба бросает его на разные фронты – Болгария, Йемен, Палестина, Кавказ. На Кавказе и в Палестине он служит под началом Мустафы Кемаля-паши, где и происходит их знакомство, а в Болгарии в 1916 годуженится на местной турчанке Мевхибе.

Начало политической карьеры Исмета Мустафы можно отнести к осени 1918 года, когда,после разгрома наголову силами Антанты османской армии, он оказался в Стамбуле, где был назначен статс-секретарем военного министерства с исполнением обязанностей главного документоведа военного совета Турции. Должность, конечно же, скорее чиновничья, чем политическая, но она послужила своего рода мостиком между сугубо военной службой и будущей политической карьерой.

16 марта 1920 года, видя полную неспособность тогдашнего турецкого правительства справится с ситуацией, англичане и их союзники оккупируют Стамбул. В этих драматических условиях Исмет Мустафа откликается на прозвучавший из Анкары призыв его бывшего начальника Мустафы Кемаля о формировании движения за независимость Турции и его армии. И тогда Исмет и начальник штаба Саффет Арикан одевают солдатскую форму и тайно бегут в Анатолию кМустафе Кемалю. 9 апреля 1920 года они прибыли в Анкару.

Исмет Мустафа был назначен командующим восточным фронтом армии Великого национального собрания Турции и на этой должности он оставался всю войну за независимость Турции. Особых успехов как командующий он добился в битвах c греческими войсками при местечке Иненю в январе и марте 1921. За это Исмет Мустафа получил звание генерал-майора, дающее право на титул «паша». Кроме того, когда в 1935 году все граждане Турции в законодательном порядке обзаводились фамилиями, личным распоряжением Мустафы Кемаля Исмету Мустафе была дана фамилия Иненю.

После окончания войны за независимость осенью 1922 года, проявились недюжинные способности Иненю как дипломата. Исмет Мустафа возглавлял турецкие делегации на конференциях в Муданье Турции и Лозанне (Швейцария), где, как известно, был подписан ключевой мирный договор.

На конференции в Муданье между представителями Великого народного собрания с одной стороны и Великобритании с союзниками – с другой, стоял вопрос о продолжении оккупации Константинополя и контроля над проливами со стороны Антанты и передаче Турции Восточной Фракии (территория вокруг нынешнего турецкого города Эдирне. В сложившейся ситуации Великобритания хотела оставить Стамбул и проливы, но этому противились ее союзники. С помощью умелого дипломатического маневра, используя эти самые противоречия между союзниками, турецкой во главе с Исметом Мустафой удалось получить как Стамбул и контроль над проливами (последний, правда, с некоторыми ограничениями), так и Восточную Фракию.

А на Лозаннской конференции, целью которой была замена уже существовавшего тогда Севрского договора другим документом (с учетом распада Османской империи) Исмет Мустафа проявил себя мастером демарша, это искусство, обычно характерно для профессиональных дипломатов. Он, как глава делегации, жестко отстаивал необходимость признания Анкары как единственного законного представителя Турции. В то же время задачами Великобритании были, во-первых, недопущение усиления в Турции французского влияния, ее сотрудничества с советской тогда Россией и вообще изоляция на международной арене. Именно ее представитель, министр иностранных дел лорд Керзон, был модератором конференции. И однажды перед очередным, явно антитурецким полемическим выступлением Керзона, Исмет Иненю снял свой слуховой аппарат (тогда микрофоны были слабыми и слышимость усиливали с помощью слуховых аппаратов, а не динамиков как ныне), сделав таким образом вид, что не слышит британского министра, а затем слово в слово повторил свою прежнюю непреклонную позицию.

После провозглашения независимости в 1923 году Иненю неоднократно занимал должности главы правительства. На его правлениепришлись многие кризисные моменты в жизни Турции, в частности всемирный экономический кризис 1929 года, но ему все-таки удавалось принимать возможные меры для смягчения его последствий. Объективности ради следует вспомнить, что на время премьерства Иненю приходится и восстание курдов-заза под предводительством шейха Саида (1925), проходившее под лозунгами восстановления халифата, но военного участия в его подавлении тогдашний турецкий премьер не принимал.

Исмет Мустафа был очевидным фаворитом Мустафы Кемаля, что вызывало, как положено, симпатии одних и зависть других. Однако были принципиальные моменты, по которым «отец турок» и его премьер-министр расходились во мнении. Так, Иненю, особенно после мирового кризиса 1929 года стал сторонником практически тотальной государственной монополии в экономике. В это время в основном частная собственность была либо национализирована, либо поставлена под жесткий государственный контроль. Он так же пытался ввести в стране «пятилетки» по образцу советских. Это, однако, еще не повод делать из Исмет-паши чуть ли не «коммуниста». Просто для Турции в те опыт СССР был единственным успешным опытом единственной победившей и строившей новую жизнь республиканской революции. Безотносительно к идеологии. Но Ататюрк был приверженцем все-таки более либерального подхода в экономике и это привело к отставке Иненю и назначению на его место Джелал Байара, основателя первого в стране коммерческого банка Turkiye Is Bankasi

10ноября 1938 года от цирроза печени умирает Ататюрк (груз политической и иной ответственности развил у Кемаль-паши сильный стресс, который он активно в последние годы лечил «народным лекарством»), но вопрос о преемнике не вызывает проблем. Президентом становится Исмет Иненю, которому также присваивается почетный титул «милли шеф» (глава нации). Он также возглавил правящую и единственную в тогдашней Турции Народно-Республиканскую партию.

И в первые годы президенту Иненю пришлось действовать именно на дипломатическом поприще. Причиной тому была разразившаяся вскоре Вторая мировая война. В советской исторической науке господствовала точка зрения, что во время той войны за формальным нейтралитетом Анкары скрывалась прогерманская позиция. Все не так однозначно.

Уже весной 1939 года в Анкару зачастили германские, британские и французские миссионеры, цель у которых была одна – привлечь Турцию на свою сторону. Но последнюю к этому времени уже серьезно беспокоили усиление фашистской Италии в Средиземноморском бассейне, а нацистской Германии – на Балканах. В мае 1939 года, в беседе с французским послом Рене Массильи, Иненю, в качестве противодействия итало-германской экспансии предложил альянс Великобритании, Франции, СССР. В рамках этого альянса, советские наземные войска и военно-воздушные силы могли быть размещены на территории Турции, а Франция приглашалась к участию в модернизации турецкой армии. Однако подписание пакта Молотова- Риббентропа 23 августа 1939 года стимулировала Иненю дистанцироваться, как от союзников, так и от Германии. Правда, последняя тут же начала активно «окучивать» Анкару. Незадолго перед войной Германия заключила с Турцией экономическое соглашение, а в 1941 году устами своего посла фон Папена предложила Турции в обмен на альянс часть Греции. От этого предложения Иненю отказался. Всю войну он активно поддерживал рабочие контакты, прежде всего, с британским премьером Уинстоном Черчиллем, а когда в 1944 году исход происходящего становился все более ясным, занял позицию фактически открытой поддержки союзников.

В послевоенные годы, на Турцию, сделавшую «западный» выбор, активно оказывалось давление с целью ее внутренней демократизации, введения многопартийной системы и проведения свободных выборов. Была создана оппозиционная Демократическая партия, которая и выиграла парламентские выборы 1950 года. Интересно, что «демократы» шли на выборы под лозунгом Geldi Ismet , kiseldi kismet , что можно перевести, как «Когда пришел Исмет, так удача и отвернулась», или же более образно. «Пришел Исмет – пиши, — пропало».

После поражения на выборах, Иненю уходит с поста президента, обеспечив «плавную» передачу власти лидерам Демократической партии Джелалу Байару и Аднану Мендересу. Десять лет он будет лидером оппозиции, и вернется к власти лишь после военного переворота 1960 года. Иненю вновь возглавляет правительство, однако его партии теперь никак не удается получить нужное количество парламентских мандатов, поэтому правительство является коалиционным. В конце концов, в 1965 году, Иненю проигрывает парламентские выборы Сулейману Демирелю и покидает пост главы правительства, становясь лидером оппозиции. В 1972 году, незадолго до кончины он передает пост лидера НРП Бюленту Эджевиту.

О личной жизни на Востоке как-то непринято спрашивать, либо чего-то c любопытством узнавать, поэтому в отношении Исмета Иненю ограничимся лишь несколькими штрихами. Несмотря на то, что он – выходец из военной среды, «солдафоном» его никак назвать нельзя. Он был прекрасно образованным человеком, хорошо знал турецкую и ближневосточную литературу, владел, помимо родного турецкого, также и арабским, английским, французским и немецким языками. У Иненю было трое детей: два сына – Омер и Эрдаль и дочь Озден. Из них самый известный – Эрдаль Иненю, физик о образованию, также пришедший в большую политику и ставший лидером социал-демократической партии Турции. В 1991-1993 гг. он был вице-премьером правительства Турции, с марта по октябрь 1995 – министром иностранных дел, и 40 дней в мае-июне 1993 г – временным главой правительства.

После присоединения Закавказья в начале XIX века.

Доля курдов по районам и городам России (по переписи 2010 года)

(указаны муниципальные образования, где доля курдов в численности населения превышает 5 %):

Хронология

Дата Событие
ХIII-XIV вв Появление первых курдских племен в России.
1801 После вхождения в состав Российской империи Грузии, а также Гянджинского, Карабахского и Шекинского ханств часть курдов стала российскими подданными.
1804-1813,
1826-1828 годов
Отдельные курдские семьи и родоплеменные группы оказались в российском Закавказье также после русско-персидских войн.
1813 После заключения между Россией и Персией Гюлистанского договоров к России отошли новые территории, населенные курдами: иранские Салмас, Хой, Урмия и другие.
"1828 После заключения между Россией и Персией Туркманчайского договоров к России отошли новые территории, населенные курдами: иранские Салмас, Хой, Урмия и другие.
1829 После заключения между Россией и Турцией Адрианопольского договоров к России отошли новые территории, населенные курдами: Ван, Эрзурум, Карс и другие.
1869-1885 гг. в состав России вошла Туркмения (Закаспийская область), где также исторически проживали курды.
1878 г. В Российскую Империю переселяются карсские и ардаганские курды.
1897 г. По данным первой Всеобщей переписи населения Российской империи, проведенной в 1897 г., курдов-мусульман и езидов насчитывалось 99,9 тыс. человек.
конец XIX века Массовые переселения из Турции и Ирана в Закавказье из-за неурожаев и голода.
1917 Значительное число курдов-езидов бежало в Армению и Грузию в период геноцида армян (400 000 езидов было уничтожено в Османской Империи)
1923 г. - 8 апреля 1929 г. в составе Азербайджанской ССР был создан Курдистанский уезд с административным центром в поселке Абдаляр (позже переименованный в Лачин). Уезд получил широкую известность как «Красный Курдистан». У празднен по решению VI Всеазербайджанского съезда советов
1926 По результатам всесоюзной переписи 1926 г., общая численность советских курдов достигала 69.1 тыс. человек.
1930-1950-х гг Депортации и репрессии курдов в районы Казахстана, Узбекистана и Киргизии.
1937 Депортация курдов Армении и Азербайджана в Казахстан и Среднюю Азию.
1944 Депортация курдов из Грузии в Казахстан и Среднюю Азию.
1956 начало реабилитации курдов.
1989-90 курды из Средней Азии, Казахстана, Закавказья мигрировали в Россию (в отдельные районы Краснодарского и Ставропольского краёв, Ростовской области, Адыгеи)..
Дата Событие
июнь 1989 г Группа курдских общественных деятелей (М. С. Бабаев, А. А. Мамедов, Ф. К. Чатуев, З. А. Садыхов и др.) обратилась с заявлением к председателю Совета Национальностей Верховного Совета СССР Р. Н. Нишанову. В нём они изложили конкретные факты изгнания и притеснения курдов Армении, Узбекистана, Киргизии и Краснодарского края РСФСР. Курды просили разрешить им воссоздание своей автономии в Азербайджане, выражали готовность осваивать безлюдные и безводные земли на побережье Каспийского моря и на условиях хозрасчета и долгосрочной аренды наладить их орошение, производить продукты земледелия и животноводства, выплачивать государству налоги и арендную плату
23 октября 1990 г Было принято Постановление Верховного Совета СССР № 1738-I «Об образовании Комиссии по проблемам курдского народа» во главе с заместителем председателя Государственного комитета РСФСР по национальным вопросам В. П. Соболевым..
4 июня 1991 г. Генеральный директор Центра курдской культуры Т. М. Броев обратился к президенту СССР М. С. Горбачеву и председателю Верховного Совета СССР А. И. Лукьянову с просьбой ускорить решение курдского вопроса, в частности восстановить курдскую автономию и паритетное представительство курдов в законодательных органах власти на всех уровнях
4 июля 1991 г. После серии встреч с представителями курдов и посещений мест их компактного проживания члены Комиссии проинформировали Верховный Совет СССР о том, что положительных изменений в условиях жизни курдского населения не произошло, десятки тысяч курдов в результате межнациональных конфликтов оказались на положении беженцев, а основной вопрос - о восстановлении национально-территориального образования курдов - нуждается в более глубокой проработке. .
конец 1991 Распад СССР не позволил реализовать планы и намерения руководителей советского государства по восстановлению исторической справедливости в отношении курдского народа.
1989-1992 Переселение курдов из зоны армяно-азербайджанского конфликта в Россию.

Религия курдов в России

Демография

Российская перепись 2002 года зарегистрировала 19 600 курдов-мусульман и 31 300 курдов-езидов в России Российская перепись 2010 года зарегистрировала 63 818 курдов, проживающих в России. По переписи 2002 года в Москве проживало - 2338 курдов (695-курдов, 1643-езидов) По переписи 2002 года в Санкт-Петербурге проживало - 384 курдов (163-курдов, 221-езидов)

Численность населения Страна Курды Езиды муж жен Европейская часть Азиатская часть Кавказская часть Примечание
1897 99,949 Рос Имп - - 53,012 46,937 1 112 99836 0,08 %
1926 69,184 СССР 54,661 14,523 35,746 33,438 РСФСР-179
УкрССР-1
ТуркССР-2308
УзбекССР-1
АзерССР-41216
АрмССР-15262
ГрузССР-10217
0,047 %
1939 45,877 СССР - - - - РСФСР-387
УкрССР-90
БелССР-5
КазахССР-2387
ТуркССР-1954
КиргССР-1490
УзбекССР-156
ТаджССР-7
Арм ССР-20481
Груз ССР-12915
АзерССР-6005
0,026 %
1959 58,799 СССР - - - - РСФСР-855
УкрССР-65
БелССР-10
МолдССР-9
ЛатвССР-4
ЭстССР-3
ЛитССР-3
КазахССР-6109
КиргССР-4783
ТуркССР-2263
УзбекССР-1354
ТаджССР-15
Арм ССР-25627
Груз ССР-16212
АзерССР-1487
0,028 %
1970 88,930 СССР - - - - РСФСР-1015
УкрССР-117
БелССР-23
ЛатвССР-9
МолдССР-7
ЛитССР-1
КазахССР-12299
КиргССР-7974
ТуркССР-2933
УзбекССР-867
ТаджССР-21
Арм ССР-37486
Груз ССР-20690
АзерССР-5488
0,036 %
1979 115,858 СССР - - - - РСФСР-1631
УкрССР-122
БелССР-117
МолдССР-15
ЛитССР-9
ЛатвССР-9
ЭстССР-2
КазахССР-17692
КиргССР-9544
ТуркССР-3521
УзбекССР-982
ТаджССР-27
Арм ССР-50822
Груз ССР-25688
АзерССР-5676
0,044 %
1989 152,717 СССР - - - - РСФСР-4724
УкрССР-238
БелССР-66

ЭстССР-13
ЛатвССР-11 МолдССР-9
ЛитССР-3

КазахССР-25425
КиргССР-14262
ТуркССР-4387
УзбекССР-1839
ТаджССР-56
Арм ССР-56127
Груз ССР-33331
АзерССР-12226
0,053 %
2002 50,880 Россия 19,607 31,273 - - - - - 0,035 %
2010 63,818 Россия 23,232 40,586 33,941 29,877 Сарат обл-4203
Нижгр обл-3833
Яросл обл-3402
Москва и обл-3193
Тамб обл-2523
Орл обл-1749
Тул обл-1305
Липец обл-1171
Новсибобл-2564
Сверд обл-1450
Красндобл-10922
Ставр обл-5138
Адыг обл-4592
Роств обл-2601
Волгр обл-2019
0,046 %

Известные курды России

Российская Империя

  • Али-Ашраф-Ага Шамшадинов - ст. Генерал-майор Российской империи.
  • Джангир-ага - полководец, национальный герой курдского-езидзкого народа.

СССР

  • Сиабандов Саманд Алиевич - Герой Советского Союза;
  • Худоев Темур Рашидович - акробат, чемпион СССР.
  • Аджоев Гурам Захарович - футболист.
  • Курдоев Канат Калашевич - (1909-1985), один из основоположников российского курдоведения.

Россия

  • Зара - российская певица.
  • Омари Брои - российский кикбоксёр.
  • Амар Сулоев - боец смешанного стиля.
  • Руслан Исламович Шахбазов - дзюдоист.
  • Зелимхан Аликоевич Муцо́ев - депутат Государственной думы III, IV, V VI созыва.
  • Поладов Арсен Рашидович - актёр, педагог, режиссёр.
  • Ксения Бородина - телеведущая.
  • Усоян Аслан Рашидович (дед Хасан) - криминальный авторитет.
  • Алоян Михаил Суренович - боксер, чемпион мира.
  • Сардаров Амиран Ширинович - видеоблогер.

См. также

Напишите отзыв о статье "Курды в России"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Курды в России

– Ну, теперь все, – сказал Кутузов, подписывая последнюю бумагу, и, тяжело поднявшись и расправляя складки своей белой пухлой шеи, с повеселевшим лицом направился к двери.
Попадья, с бросившеюся кровью в лицо, схватилась за блюдо, которое, несмотря на то, что она так долго приготовлялась, она все таки не успела подать вовремя. И с низким поклоном она поднесла его Кутузову.
Глаза Кутузова прищурились; он улыбнулся, взял рукой ее за подбородок и сказал:
– И красавица какая! Спасибо, голубушка!
Он достал из кармана шаровар несколько золотых и положил ей на блюдо.
– Ну что, как живешь? – сказал Кутузов, направляясь к отведенной для него комнате. Попадья, улыбаясь ямочками на румяном лице, прошла за ним в горницу. Адъютант вышел к князю Андрею на крыльцо и приглашал его завтракать; через полчаса князя Андрея позвали опять к Кутузову. Кутузов лежал на кресле в том же расстегнутом сюртуке. Он держал в руке французскую книгу и при входе князя Андрея, заложив ее ножом, свернул. Это был «Les chevaliers du Cygne», сочинение madame de Genlis [«Рыцари Лебедя», мадам де Жанлис], как увидал князь Андрей по обертке.
– Ну садись, садись тут, поговорим, – сказал Кутузов. – Грустно, очень грустно. Но помни, дружок, что я тебе отец, другой отец… – Князь Андрей рассказал Кутузову все, что он знал о кончине своего отца, и о том, что он видел в Лысых Горах, проезжая через них.
– До чего… до чего довели! – проговорил вдруг Кутузов взволнованным голосом, очевидно, ясно представив себе, из рассказа князя Андрея, положение, в котором находилась Россия. – Дай срок, дай срок, – прибавил он с злобным выражением лица и, очевидно, не желая продолжать этого волновавшего его разговора, сказал: – Я тебя вызвал, чтоб оставить при себе.
– Благодарю вашу светлость, – отвечал князь Андрей, – но я боюсь, что не гожусь больше для штабов, – сказал он с улыбкой, которую Кутузов заметил. Кутузов вопросительно посмотрел на него. – А главное, – прибавил князь Андрей, – я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили. Мне бы жалко было оставить полк. Ежели я отказываюсь от чести быть при вас, то поверьте…
Умное, доброе и вместе с тем тонко насмешливое выражение светилось на пухлом лице Кутузова. Он перебил Болконского:
– Жалею, ты бы мне нужен был; но ты прав, ты прав. Нам не сюда люди нужны. Советчиков всегда много, а людей нет. Не такие бы полки были, если бы все советчики служили там в полках, как ты. Я тебя с Аустерлица помню… Помню, помню, с знаменем помню, – сказал Кутузов, и радостная краска бросилась в лицо князя Андрея при этом воспоминании. Кутузов притянул его за руку, подставляя ему щеку, и опять князь Андрей на глазах старика увидал слезы. Хотя князь Андрей и знал, что Кутузов был слаб на слезы и что он теперь особенно ласкает его и жалеет вследствие желания выказать сочувствие к его потере, но князю Андрею и радостно и лестно было это воспоминание об Аустерлице.
– Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога – это дорога чести. – Он помолчал. – Я жалел о тебе в Букареште: мне послать надо было. – И, переменив разговор, Кутузов начал говорить о турецкой войне и заключенном мире. – Да, немало упрекали меня, – сказал Кутузов, – и за войну и за мир… а все пришло вовремя. Tout vient a point a celui qui sait attendre. [Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать.] A и там советчиков не меньше было, чем здесь… – продолжал он, возвращаясь к советчикам, которые, видимо, занимали его. – Ох, советчики, советчики! – сказал он. Если бы всех слушать, мы бы там, в Турции, и мира не заключили, да и войны бы не кончили. Всё поскорее, а скорое на долгое выходит. Если бы Каменский не умер, он бы пропал. Он с тридцатью тысячами штурмовал крепости. Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно терпение и время. Каменский на Рущук солдат послал, а я их одних (терпение и время) посылал и взял больше крепостей, чем Каменский, и лошадиное мясо турок есть заставил. – Он покачал головой. – И французы тоже будут! Верь моему слову, – воодушевляясь, проговорил Кутузов, ударяя себя в грудь, – будут у меня лошадиное мясо есть! – И опять глаза его залоснились слезами.
– Однако до лжно же будет принять сражение? – сказал князь Андрей.
– До лжно будет, если все этого захотят, нечего делать… А ведь, голубчик: нет сильнее тех двух воинов, терпение и время; те всё сделают, да советчики n"entendent pas de cette oreille, voila le mal. [этим ухом не слышат, – вот что плохо.] Одни хотят, другие не хотят. Что ж делать? – спросил он, видимо, ожидая ответа. – Да, что ты велишь делать? – повторил он, и глаза его блестели глубоким, умным выражением. – Я тебе скажу, что делать, – проговорил он, так как князь Андрей все таки не отвечал. – Я тебе скажу, что делать и что я делаю. Dans le doute, mon cher, – он помолчал, – abstiens toi, [В сомнении, мой милый, воздерживайся.] – выговорил он с расстановкой.
– Ну, прощай, дружок; помни, что я всей душой несу с тобой твою потерю и что я тебе не светлейший, не князь и не главнокомандующий, а я тебе отец. Ежели что нужно, прямо ко мне. Прощай, голубчик. – Он опять обнял и поцеловал его. И еще князь Андрей не успел выйти в дверь, как Кутузов успокоительно вздохнул и взялся опять за неконченный роман мадам Жанлис «Les chevaliers du Cygne».
Как и отчего это случилось, князь Андрей не мог бы никак объяснить; но после этого свидания с Кутузовым он вернулся к своему полку успокоенный насчет общего хода дела и насчет того, кому оно вверено было. Чем больше он видел отсутствие всего личного в этом старике, в котором оставались как будто одни привычки страстей и вместо ума (группирующего события и делающего выводы) одна способность спокойного созерцания хода событий, тем более он был спокоен за то, что все будет так, как должно быть. «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, – думал князь Андрей, – но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной волн, направленной на другое. А главное, – думал князь Андрей, – почему веришь ему, – это то, что он русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки; это то, что голос его задрожал, когда он сказал: „До чего довели!“, и что он захлипал, говоря о том, что он „заставит их есть лошадиное мясо“. На этом же чувстве, которое более или менее смутно испытывали все, и основано было то единомыслие и общее одобрение, которое сопутствовало народному, противному придворным соображениям, избранию Кутузова в главнокомандующие.

После отъезда государя из Москвы московская жизнь потекла прежним, обычным порядком, и течение этой жизни было так обычно, что трудно было вспомнить о бывших днях патриотического восторга и увлечения, и трудно было верить, что действительно Россия в опасности и что члены Английского клуба суть вместе с тем и сыны отечества, готовые для него на всякую жертву. Одно, что напоминало о бывшем во время пребывания государя в Москве общем восторженно патриотическом настроении, было требование пожертвований людьми и деньгами, которые, как скоро они были сделаны, облеклись в законную, официальную форму и казались неизбежны.
С приближением неприятеля к Москве взгляд москвичей на свое положение не только не делался серьезнее, но, напротив, еще легкомысленнее, как это всегда бывает с людьми, которые видят приближающуюся большую опасность. При приближении опасности всегда два голоса одинаково сильно говорят в душе человека: один весьма разумно говорит о том, чтобы человек обдумал самое свойство опасности и средства для избавления от нее; другой еще разумнее говорит, что слишком тяжело и мучительно думать об опасности, тогда как предвидеть все и спастись от общего хода дела не во власти человека, и потому лучше отвернуться от тяжелого, до тех пор пока оно не наступило, и думать о приятном. В одиночестве человек большею частью отдается первому голосу, в обществе, напротив, – второму. Так было и теперь с жителями Москвы. Давно так не веселились в Москве, как этот год.
Растопчинские афишки с изображением вверху питейного дома, целовальника и московского мещанина Карпушки Чигирина, который, быв в ратниках и выпив лишний крючок на тычке, услыхал, будто Бонапарт хочет идти на Москву, рассердился, разругал скверными словами всех французов, вышел из питейного дома и заговорил под орлом собравшемуся народу, читались и обсуживались наравне с последним буриме Василия Львовича Пушкина.
В клубе, в угловой комнате, собирались читать эти афиши, и некоторым нравилось, как Карпушка подтрунивал над французами, говоря, что они от капусты раздуются, от каши перелопаются, от щей задохнутся, что они все карлики и что их троих одна баба вилами закинет. Некоторые не одобряли этого тона и говорила, что это пошло и глупо. Рассказывали о том, что французов и даже всех иностранцев Растопчин выслал из Москвы, что между ними шпионы и агенты Наполеона; но рассказывали это преимущественно для того, чтобы при этом случае передать остроумные слова, сказанные Растопчиным при их отправлении. Иностранцев отправляли на барке в Нижний, и Растопчин сказал им: «Rentrez en vous meme, entrez dans la barque et n"en faites pas une barque ne Charon». [войдите сами в себя и в эту лодку и постарайтесь, чтобы эта лодка не сделалась для вас лодкой Харона.] Рассказывали, что уже выслали из Москвы все присутственные места, и тут же прибавляли шутку Шиншина, что за это одно Москва должна быть благодарна Наполеону. Рассказывали, что Мамонову его полк будет стоить восемьсот тысяч, что Безухов еще больше затратил на своих ратников, но что лучше всего в поступке Безухова то, что он сам оденется в мундир и поедет верхом перед полком и ничего не будет брать за места с тех, которые будут смотреть на него.
– Вы никому не делаете милости, – сказала Жюли Друбецкая, собирая и прижимая кучку нащипанной корпии тонкими пальцами, покрытыми кольцами.
Жюли собиралась на другой день уезжать из Москвы и делала прощальный вечер.
– Безухов est ridicule [смешон], но он так добр, так мил. Что за удовольствие быть так caustique [злоязычным]?
– Штраф! – сказал молодой человек в ополченском мундире, которого Жюли называла «mon chevalier» [мой рыцарь] и который с нею вместе ехал в Нижний.

Немногие сегодня знают, кто такие курды и где они живут? А ведь к курдам относится большое количество людей. Курдистан — юго-западная территория азиатского материка, которую в абсолютном или относительном большинстве населяют курды. Курдистан — не государственно-политическое, а этнографическое название, поскольку он расположен на территории четырех государств:


    Сегодня курдов насчитывается, по разным оценкам, от 20 до cвыше 30 млн человек. В Турции проживают 14—15 млн курдов, в Иране — около 4.8—6.6 млн, Ираке — около 4—6 млн и Сирии — около 1—2 млн. Почти 2 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается 200—400 тыс. курдов, в основном в Азербайджане и Армении .

    Курды являются ираноязычным народом, проживающим на территориях Турции, Ирана, Сирии, Ирака, а также частично в Закавказье. Курдский народ говорит на двух диалектах — курманджи и сорани.
    Курды — один из древнейших народов Ближнего Востока. О предках курдов древние египетские, шумерские, ассиро-вавилонские, хеттские, урартские источники стали сообщать довольно рано. Известный востоковед доктор исторических наук М. С. Лазарев писал, что «очень трудно найти народ, который на своей национальной территории жил бы так долго…» . С точки зрения Н. Я. Марра, «курды сохраняют элементы древней культуры Переднего Востока потому, что они являются потомками автохтонного населения… » — писал 0. Вильчевский (1-70). Ученые — академики Н. Я. Марр, И. М. Дьяконов, В. Ф. Минорский, Г. А. Меликишвили, И. Шопен, П. Лерх, профессор Эгон фон Эльктедт, Амин Заки, Гурдал Аксой и другие в числе предков курдов называют древние племена кутиев, луллубеев, хурритов, касситов, мадов (мидийцев) , кардухов, урартцев, халдов, маров, киртиев и других обитателей седого Ближнего Востока. Курды как потомки этих племен своими корнями уходят в далекое историческое прошлое

    Курды — самый большой народ, не имеющий собственного государства. Курдская автономия существует только в Ираке (Курдское Региональное Правительство Ирака).

    Этот народ борется за создание Курдистана уже более двадцати лет. Стоит отметить, что курдскую карту разыгрывают все мировые державы. Так, например, Израиль и США, которые являются союзниками Турции, поощряют её борьбу с курдским движением. Россия же, Греция и Сирия поддерживают Рабочую партию Курдистана.


    Такой интерес других государств к Курдистану можно объяснить и их заинтересованностью богатыми природными ресурсами территории, населённой курдами. Одним из важнейших ресурсов является нефть.

    Из-за довольно выгодного географического и стратегического положения Курдистана с давних времён иноземные завоеватели обращали особенное внимание на эти земли. Поэтому со времен образования Халифа и до настоящего момента курды вынуждены были вести борьбу против поработителей. Стоит отметить, что курдские династии во времена раннего феодализма имели значительное политическое влияние на Ближний Восток и правили не только в отдельных княжествах, но и в таких крупных странах как Сирия и Египет.

    В 16 веке в Курдистане началась череда непрекращающихся войн, причиной которых стали Иран и Османская империя, спорившие за обладание его землями.

    Согласно Зохабскому договору (1639 г.), ставшему итогом этих войн, Курдистан разделился на две части — Турецкую и Иранскую. Впоследствии это событие сыграло роковую роль в судьбе народов Курдистана.

    Османское и иранское правительство постепенно ослабляли, а затем ликвидировали курдские княжества с целью закабалить Курдистан в экономическом и политическом плане. Это привело к усилению феодальной раздробленности страны.

    Правительство Османской империи втянуло курдов против их воли в первую мировую войну, что впоследствии привело к разорению края и разделу его на четыре части: турецкую, иранскую, иракскую и сирийскую.

    Происхождение курдов

    Происхождение курдов в настоящее время является предметов дискуссий и споров. Согласно нескольким гипотезам, этот народ имеет:


    • Скифо-мидийское происхождение.

    • Яфетическое.

    • Северная Месопотамия.

    • Иранское плато.

    • Персия.

    Очевидно, что в формировании курдского народа принимали участие многие из представителей указанных местностей.

    Вероисповедание курдов

    В Курдистане существует несколько религий. Основная часть населения курдов (75%) исповедует ислам суннитского толка, также есть мусульмане-алавиты и шииты. Небольшая доля населения исповедует христианство. Кроме того, 2 млн привержены доисламской религии «Езидизма» называющих себя Езидами.. Однако, несмотря на вероисповедание, каждый курд считает своей исконной религией зороастризм.

    Говоря о езидах всегда нужно помнить:


    • ЕЗИДЫ один из древних народов Месопотамии, говорят на диалекте курманджи курдского языка - культура идентично с курдским, религия езидизм.


    • ЕЗИД рождается от отца курда-езида, а матерю может быть любая порядочная женщина.

    • ЕЗИДИЗМ исповедуют не только курды-езиды, но и иные представители курдского народа.

    • ЕЗИДЫ - это этнические курды, исповедуют древнекурдскую религию езидизм.

    Суннизм является доминирующей ветвью ислама. Кто такие сунниты курды? Вероисповедание их основано на «сунне», представляющей собой свод правил и устоев, которые были основаны на примере жизни пророка Мухаммеда.

    Курдский народ — самый крупный по численности, имеющий статус «национального меньшинства». Численность курдов в мире не имеет точных данных. В зависимости от источников, эти цифры очень разнятся: от 13 до 40 млн. человек.

    Проживают представители этой народности в Турции, Ираке, Сирии, Иране, России, Туркменистане, Германии, Франции, Швеции, Нидерландах, Германии, Британии, Австрии и многих других странах мира.

    Курды в Турции сегодня

    В настоящее время в Турции живёт около 1,5 миллионов курдов, которые говорят на курдском языке.

    В 1984 году Рабочая партия Курдистана вступила в войну, (которая длится и до настоящего момента) с официальными властями Турции. Курды в Турции сегодня требуют провозглашения единого и независимого государства — Курдистан, который объединит все территории, населённые курдами.

    Сегодня курдский вопрос — один из ключевых в обсуждениях дальнейшего пути евроинтеграции Турции. Требования Европы предоставить курдскому народу автономность и права, соответствующие европейским стандартам, пока остаются нереализованными. Эти обстоятельства во многом объясняют причину, почему турки не любят курдов.

    Традиции и обычаи курдов

    В связи с тем, что курды не имеют собственного официального государства, определённого политического статуса в мире, не многие знают, кто такие курды. История и культура этого народа, между тем, отличается своим богатством и многогранностью.


    • С согласия девушки жених может её похитить. Если это происходит против воли родителей, ему приходится везти её в дом шейха, причем, в случае, если родные настигнут беглецов, то могут их убить. Если же молодые успеют укрыться в доме шейха, то последний вручает родителям невесты выкуп, и стороны примиряются.

    • Курдская женщина имеет право выбирать себе в мужья любимого мужчину. Как правило, выбор дочери и родителей совпадает, однако, в противном случае, отец или брат могут насильно выдать девушку замуж за того человека, которого посчитают достойным кандидатом в мужья. При этом отказ девушки этому кандидату считается страшным позором. Развестись с женой также считается позором, и такие случаи встречаются крайне редко.

    • Свадьба курдов может длиться до семи дней, и её продолжительность зависит от материального положения хозяев. Это очень напоминает свадебные традиции Турции .

    • Если родственники жениха живут далеко от родственников невесты, то играют две свадьбы, а в случаях, когда молодые проживают на небольшом расстоянии друг от друга — празднуют одну большую свадьбу.

    • Свадебные торжества у курдов пышные и дорогостоящие, поэтому родители сына копят деньги для свадьбы на протяжении долгого времени. Впрочем, расходы окупаются подарками гостей, в качестве которых, как правило, выступают овцы или деньги.

    • Угощения на свадьбы или другие праздники состоят из риса и мяса. Мужчины и женщины отмечают праздники порознь в разных палатках.

    • Кровная месть актуальна у курдов и до настоящего времени. Причинами ссор могут быть нехватка воды, пастбищ и т. д. Однако современные курды всё чаще решают конфликты с помощью платы. Известны и такие случаи, когда в качестве платы выступала женщина или девушка, которую выдавали замуж врагу, и стороны примирялись.


    • Многие курдские женщины и девушки ходят в брюках, что объясняется удобством при верховой езде на лошадях. Украшениями для женщин служат золотые и серебряные монеты.

    • В супружеских отношениях курды моногамны, за исключением беков, которые могут жениться повторно для того, чтобы укрепить родственные связи.

    • Отличается этот народ и своим уважительным отношением к представителям других религий, независимо от того, какая вера у курдов, они могут участвовать в религиозных церемониях иных конфессий.

    • Также курды отличаются своим дружелюбием по отношению к другим национальностям, однако не терпят ситуаций, связанных с притеснением их языков, обычаев и порядков.

    Борьба курдов за независимость

    Первая попытка создания независимого курдского государства была предпринята в 1840-х годах Бадрхан-беком, эмиром области Бохтан (со столицей Джезире). В году он начал чеканить монету от собственного лица и совершенно перестал признавать власть султана. Однако летом г. Бохтан был занят турецкими войсками, эмират ликвидирован, с сам Бадрхан-бек взят в плен и сослан (ум. В 1868 г. в Дамаске).

    Новую попытку создать независимый Курдистан предпринял племянник Бадрхана Езданшир. Он поднял восстание в конце г., воспользовавшись Крымской войной; вскоре он сумел взять Битлис , а за ним и Мосул. После этого Езданшир начал готовить наступление на Эрзерум и Ван. Однако попытка соединиться с русскими не удалась: все его гонцы к генералу Муравьеву были перехвачены, а сам Езданшир был заманен на встречу с турецкими представителями, схвачен и отправлен в Стамбул (март г.) После этого восстание сошло на нет.

    Следующую попытку создания курдского государства предпринял шейх Обейдулла в г. Обейдулла, верховный руководитель суфийского ордена Накшбанди, пользовавшийся большим уважением в Курдистане как по своему положению, так и за личные качества, созвал в июле 1880 г. в своей резиденции Нехри съезд курдских вождей, на котором выдвинул план: создать независимое государство, а для того сначала напасть на Персию (как более слабого противника), овладеть Иранским Курдистаном и Азербайджаном и, опираясь на ресурсы этих провинций, повести борьбу против Турции. План был принят, и в августе того же года началось вторжение курдов в Иранский Азербайджан. Оно сопровождалось восстанием местных курдских племен; отряды восставших подошли к самому Тебризу. Однако Обейдулла со своими основными силами замедлил при осаде Урмии, в конце концов был разбит и вынужден возвратиться в Турцию. Там он был арестован и сослан в Мекку, где и умер.

    В это время в Курдистан все более проникает из Европы идеология национализма ; ее пропаганду вела первая курдская газета —«Курдистан», которую выпускали с г. в Каире потомки Бадрхана.

    Новый подъем национального движения в Курдистане наступил после Младотурецкой революции года. Возникает и тотчас приобретает популярность националистическое общество «Возрождение и прогресс Курдистана», главой которого был вернувшийся из ссылки шейх Абдель-Кадер — сын Обейдуллы; вслед затем возникает «Лига Курдистана», ставившая своей целью создать «Курдистан бейлик» (курдское княжество) то ли в составе Турции, то ли под протекторатом России или Англии — в этом отношении были разногласия. С ней был связан шейх племени барзан Абдель-Салям, поднявший ряд восстаний в 1909—1914 г.. и особенно Молла Селим, ставший лидером восстания в Битлисе в марте 1914 г.

    Что же касается Турецкого Курдистана, то курды, боявшиеся попасть под власть армян и западных держав, поддались на агитацию Мустафы Кемаля , обещавшего им полную автономию в совместном курдско-турецком мусульманском государстве, и поддержали его в ходе греко-турецкой войны. В результате в 1923 г. был заключен Лозаннский мирный договор, в котором о курдах вообще не упоминалось. Этот договор определил современные границы между Ираком, Сирией и Турцией, разрезавшие бывший Османский Курдистан.

    После этого кемалистское правительство начало проводить политику «тюркизации» курдов. Ответом явились восстание, поднятое в начале 1925 г. шейхом Саидом Пираном. Восставшие овладели г. Генчем, который шейх Саид провозгласил временной столицей Курдистана; далее он намеревался захватить Диярбекир и провозгласить в нем независимое курдское государство. Однако штурм Диярбекира был отбит; вслед за тем восставшие были разбиты под Генчем, руководители восстания (включая шейха Абдул-Кадыра, сына Обейдуллы) взяты в плен и повешены.

    Новое восстание турецких курдов началось в г. в Араратских горах. Оно было организовано обществом «Хойбун» (Независимость); восставшие попытались сформировать регулярную армию под командованием бывшего полковника турецкой армии Ихсана Нури Паши; была создана и гражданская администрация под руководством Ибрагима-паши. Восстание было подавлено в г. Последним массовым движением турецких курдов было движение курдов-заза (племя, говорящее на особом диалекте, исповедующее алавизм и ненавидевшее мусульман) в Дерсиме. До г. Дерсим пользовался фактической автономией. Преобразование этой области в вилайет Тунджели с особым режимом управления вызвал восстание под руководством дерсимского шейха Сеида Реза. Посланный против восставших армейский корпус не добился успеха. Однако командир корпуса генерал Альпдоган заманил Сеида Резу в Эрзерум на переговоры, где курдский вождь был арестован и вскоре повешен. Восстание было подавлено только в г. В результате установившегося в Турецком Курдистане режима военно-полицейского террора, запрета курдского языка, курдской национальной одежды и самого названия «курды» (кемалистские ученые объявили курдов «горными турками», якобы одичавшими и забывшими исконный турецкий язык), а также массовых депортаций курдов в Западную и Центральную Анатолию курдское движение в Турции на долгие годы было уничтожено, а курдское общество — деструктурировано.

    Центром курдского движения в это время стали Иракский и Иранский Курдистан. В г. в Сулеймание вновь поднимает восстание Махмуд Барзанджи. Восстание было подавлено, но тотчас вслед за тем вспыхнуло восстание шейха Ахмеда в Барзане (1931—1932). В 1943—1945 годах в Барзане происходит новое восстание под руководством 1975 г. В ходе восстания Барзани удалось добиться формального признания за курдами Ирака права на автономию; однако, в конце концов он потерпел поражение. Поражение восстания спровоцировало раскол в движении иракских курдов: от Демократической партии Курдистана откололся целый ряд левых партий, летом 1975 г. оформившихся в Патриотический союз Курдистана под руководством Джаляля Талабани .

    В начале г., в связи с исламской революцией в Иране, власть в Иранском Курдистане оказалась практически в руках курдов. Однако уже в марте начинаются вооруженные столкновения между отрядами Демократической партии Иранского Курдистана и посланными из Тегерана «Стражами исламской революции». В начале сентября иранцы начали массированное наступление, сопровождавшееся массовыми казнями жителей захваченных селений начиная от 12—13 лет. В результате, правительственным силам удалось взять под свой контроль основную часть Иранского Курдистана.

    В трагическом положении оказались иранские и иракские курды во время Ирано-Иракской войны 1980—1988 гг., когда первые пользовались поддержкой Багдада, а вторые — Тегерана; на этой почве происходили вооруженные столкновения между отрядами иракских и иранских повстанцев.

    В марте года в результате поражения иракских войск, в Иракском Курдистане вспыхнуло новое восстание. В апреле оно было подавлено Саддамом Хусейном, однако затем силы НАТО , действуя по мандату ООН вынудили иракцев покинуть часть Иракского Курдистана, где был создан так называемый «Свободный Курдистан» с правительством из членов ДПК и ПСК. Окончательное освобождение Иракского Курдистана произошло после падения Саддама Хусейна. В настоящее время там существует формально федеральное, а фактически полунезависимое государство, президентом которого является

    В это время в Турции возникает Курдская рабочая партия которую возглавил Абдулла Оджалан по кличке «Апо» («Дядя»), отчего ее приверженцев называют «апочистами». После военного переворота г. ее члены бежали в Сирию, где, получив помощь от сирийского правительства, начали вооружённую борьбу против турецкого государства под лозунгом «Единого, демократического, независимого Курдистана», Первая вооруженная акция была совершена в году, к середине 90-х гг. РПК уже обдала армией не несколько тысяч (по ее собственным утвержденим до 20 тысяч) «герилла» (партизан) и разветвленными политическими структурами в курдской диаспоре по всему миру. Всего в результате боевых действий погибло более 35 тысяч человек. В г. Сирия под нажимом Турции отказалась от поддержки РПК и выслала Оджалана, чем нанесла по партий сильнейший, и как оказалось непоправимый удар; Оджалан был захвачен турками в Кении, судим и приговорен к смертной казни; в настоящее время он находится в тюрьме на о. Имралы.

    В настоящее время фактическим центром курдского национального движения является Иракский Курдистан. Среди курдов распространена надежда, что он станет основой будущего независимого и объединенного «Большого Курдистана».