Чему посвящен казанский собор. Казанский собор. Предшественница – церковь Рождества Пресвятой Богородицы

16.10.2023 Москва

Один из красивейших православных храмов северной столицы, возведённый в начале XIX века в центральной части Невского проспекта. Кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии, являющийся храмом русской воинской славы и имеющий статус объекта культурного наследия народов России.

Об исключительном значении Рождественского храма для царствующего дома Романовых свидетельствует множество фактов. Именно в его стенах в июне 1762 года Синод и Сенат присягнули на верность пришедшей к власти в результате государственного переворота императрице Екатерине II , а позднее в храме были отслужены благодарственные молебны по случаю окончания русско-турецкой войны (1774 год) и блистательной победы Александра Суворова над турками при Фокшанах (1789 год).

К концу XVIII столетия Рождественская церковь, хотя и содержалась в надлежащем порядке, всё же обветшала, да и на Невском проспекте помимо великолепных пышных дворцов вельмож появились и храмы других конфессий - католический костёл и армянский храм, освящённые во имя Святой Екатерины. Рождественская церковь уступала новым постройкам в нарядности, поэтому до начала XIX века несколько раз поднимался вопрос о её реконструкции и благоукрашении, но дальше разработки проектов нового соборного храма, в которой приняли участие архитекторы Семён Волков, Николай Львов и Джакомо Кваренги, дело не пошло.

О новом храме, должном затмить своим парадным обликом все ближайшие постройки, думал и наследник престола - великий князь Павел Петрович. Отправившийся в 1781 году инкогнито в путешествие по Европе цесаревич с супругой посетил и «вечный город» - Рим, оставивший в его душе неизгладимое впечатление. Особенно поразил наследника престола собор Святого Петра с великолепной колоннадой, поэтому спустя всего три года после восшествия на престол Павел I в 1799 году отдал указание о возведении на месте Рождественского храма нового собора и пожелание об освящении его в честь Казанской иконы Божьей Матери - родовой святыни Романовых.

Конкурс на лучший проект и строительство собора

В объявленном конкурсе на лучший проект нового соборного храма приняли участие известные зодчие тех лет - Чарльз Камерон, Жан-Франсуа Тома де Томон, Пьетро Гонзаго, но ни один из проектов императора, желавшего увидеть в оформлении нового собора колоннаду, подобную римской, не впечатлил, лишь отдалённое сходство с оригиналом в Риме присутствовало в проекте мастера строгого классицизма Чарльза Камерона, и именно на его проекте остановил свой выбор государь.

Но уже в ноябре 1800 года самодержец неожиданно для всех отдал предпочтение проекту практически никому до тех пор не известного русского архитектора и художника Андрея Никифоровича Воронихина. Проект этого зодчего представил государю Павлу I граф Александр Сергеевич Строганов - президент императорской Академии художеств. Талантливый архитектор, незадолго до этого получивший звание академика «перспективной живописи» и преподававший в Академии художеств, ранее был крепостным графа, и именно вельможа рассмотрел в юноше талант и отправил его учиться в Москву, дав ему после обучения вольную. А. Н. Воронихин смог учесть все пожелания самодержца, поэтому включённая в проект храма колоннада органично вписалась в окружающий ландшафт и объединила ансамбль собора с общим архитектурным обликом Невского проспекта.

После утверждения проекта была создана комиссия по надзору за строительством храма, председателем попечительского совета которой стал граф Александр Воронцов , членами - генерал-прокурор Пётр Обольянинов (фаворит государя) и действительный статский советник и вице-президент Академии художеств Пётр Чекалевский, ответственность за возведение храма была возложена на автора проекта Андрея Воронихина, а контроль за соблюдением архитектурных тонкостей - на именитого зодчего Ивана Старова.

Согласно составленной расходной смете на возведение грандиозного собора было выделено из казны без малого три миллиона рублей и принято комиссией обязательство о возведении собора за три года.

Сразу после составления сметы начались работы по подготовке места под фундамент, после чего планировалась торжественная закладка храма. Однако внезапная кончина императора Павла I (в марте 1801 года он был убит заговорщиками), отодвинула возведение собора, казалось, надолго. Но его преемник и сын - государь Александр I полностью поддерживал замыслы отца, поэтому начал своё царствование с торжественной закладки Казанского собора, которая состоялась в августе 1801 года в присутствии вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, великих князей и вельмож.

На строительство Казанского собора впервые в истории русского зодчества не были приглашены зарубежные мастера и не использовались заграничные материалы. Все работы, начиная с закладки фундамента, возведения здания храма и его украшения были выполнены русскими архитекторами, каменщиками, художниками. Камень для стен храма и его облицовки добывался в каменоломнях недалеко от Гатчины - деревне Пудость , из-за чего получил название пудостского камня, мрамор для колонн и отделки интерьеров - в Выборгской и Олонецкой губерниях, гранит для облицовки цоколя здания - около Пютерлакса.

Наряду с возведением самого храма шла кропотливая и трудоёмкая работа по выломке, доставке, обработке и установке на положенные места гранитных колонн для наружной колоннады. Более трёхсот крестьян из Санкт-Петербургской, Вологодской и Ярославской губерний трудились на каменоломнях вблизи Выборга , выламывая нужные куски гранита из скал, и после придания им нужной формы, загружали на корабли, доставлявшие прошедшие первоначальную обработку камни в мастерскую на Конюшенной улице, где им придавали завершённый вид колонн.

Отведённые на возведение собора три года прошли, но слишком обширным был фронт работ, да и внешнеполитическая ситуация в империи (Россия в начале XIX столетия находилась в постоянном состоянии войны) не способствовала быстрому завершению строительства. К тому же в процессе работ выяснилось, что выделенных первоначально денег не хватит, поэтому правительству пришлось выпускать новые ассигнации и выделять для этих целей ещё более 1,3 миллиона рублей. Всего же на строительство и отделку собора было потрачено 4,7 миллиона рублей.

Спустя без малого десять лет после закладки храма работы по его возведению и украшению были завершены, и в сентябре 1811 года чин его освящения в присутствии монаршего семейства и придворных был совершён митрополитом Санкт-Петербургским Амвросием (Подобедовым). Главный престол, как планировал ещё государь Павел I, освятили в честь Казанской иконы Божьей Матери, а боковые приделы - во имя прп. Антония и Феодосия Печерских (северный) и в честь Рождества Пресвятой Богородицы (южный). Для главной святыни собора - Казанской иконы Божьей Матери - ко дню освящения храма была изготовлена из золота и драгоценных камней (алмазов, бриллиантов, рубинов, сапфиров, кораллов, изумрудов) риза.

Для устроенной в колоннаде собора колокольни были отлиты колокола, самый большой из которых носил название праздничного, был украшен изображением Казанской Божьей Матери и весил более 4 тонн, второй назывался полиелейным и весил чуть больше 2 тонн, третий - повседневным, весом без малого 1 тонна, также на колокольню был поднят колокол, отлитый ещё в 1734 году для первой Рождественской церкви по указу государыни Анны Иоанновны.

За воплощение в жизнь грандиозного замысла А. Воронихин был награждён орденом Святой Анны II степени и получил пожизненную пенсию. А после смерти зодчего в 1814 году над его могилой, находящейся на Лазаревском кладбище, установили надгробье с изображением Казанского собора.

Спустя некоторое время была разобрана вошедшая в ансамбль нового собора Рождественская церковь, а сам собор долгое время неофициально именовался кафедральным храмом Санкт-Петербурга, и лишь в 1858 году после освящения собора святого Исаакия Далматского этот статус официально закрепился за новым храмом.

В 1812 году с западной стороны от собора появилась чугунная решётка - уникальнейшее произведение чугунного литья. Созданная по эскизу А. Воронихина 153-метровая решётка, выполненная с филигранной чёткостью и тончайшей изысканностью, представляет собой настоящее произведение искусства. Между её покоящимися на массивном основании фигурными столбами с каннелюрами расположены ромбы с кружевными рисунками, а верх решётки оформлен фризом с растительным орнаментом. Уникальная решётка сохранилась до наших дней и является частью ансамбля Казанского собора.

Судьба собора в XIX-XX столетиях

Судьба собора с первых дней тесно переплелась с судьбой империи, а он сам стал не только духовным центром северной столицы, но и памятником побед русского воинства. Во время Отечественной войны 1812 года перед святым образом Казанской Божьей Матери молился о победе над неприятелем фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов , а по мере изгнания французов за пределы России в собор свозили знамёна и штандарты наполеоновских полков, а также ключи от французских крепостей, взятых русским воинством. Всего на стенах собора были развешены 107 знамён и штандартов и 97 ключей. Именно в Казанском соборе впервые был отслужен благодарственный молебен об избавлении Отечества от неприятеля.

Собор стал местом последнего упокоения великого полководца М. И. Кутузова - в июне 1813 года его с почестями погребли в северо-восточной части храма, а над могилой возвели бронзовую ограду, установили Смоленскую икону Божьей Матери и укрепили герб Светлейшего князя Смоленского. Мемориальное значение Казанского собора как памятника побед русского воинства в 1837 году было подчёркнуто установленными у боковых порталов собора скульптурами полководцев - М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли.

В 1825 году был учреждён приход собора, охвативший территорию между Екатерининским каналом и Ново-Михайловской улицей, а также между Красным, Каменным, Конюшенным и Полицейским мостами города и насчитывающий несколько тысяч прихожан. В конце XIX столетия усердием священнослужителей собора поочерёдно были открыты дневной приют для бедных (1871 год), богадельня для беспомощных и престарелых женщин (1881 год), бесплатная столовая для бедных, увечных и учащихся детского приюта (1892 год), Дом трудолюбия для нуждающихся женщин (1896 год).

Благоукрашение собора продолжалось и при следующих государях, поэтому к началу XX столетия собор не только дважды ремонтировался, но и его ризница пополнилась многими дарами государей и вельмож, особенно ценными из которых были - Евангелие в серебряном окладе (дар императрицы Елизаветы Петровны), золотой потир, украшенный драгоценными камнями (дар государыни Марии Фёдоровны), крест из лазурита (дар государя Александра III), дарохранительница на главный престол, дискос и потир из уральского камня с орнаментом из платины (вклад графа А. С. Строганова).

Не уменьшилось значение храма и для царствующей династии Романовых - в самые ответственные моменты правления самодержцы обязательно молились в Казанском соборе (кстати, только в этом храме Петербурга находилось царское место), там же служились заказанные воспитанниками закрытых учебных заведений молебны и совершались хиротонии, наиболее памятными из которых стали рукоположения в сан епископов Амвросия (Орнатского), Игнатия (Брянчанинова) и Макария (Булгакова).

В разные годы собор посещали выдающиеся люди своего времени - русский поэт Пётр Андреевич Вяземский и русский писатель, философ и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский . В 1825 году в соборе отпевали русского генерала, одного из предводителей русской армии во время Отечественной войны 1812 года, графа Михаила Андреевича Милорадовича (на службе присутствовал сам император Николай I), а в 1893 году - великого русского композитора Петра Ильича Чайковского .

Среди множества торжественных молебнов, совершённых в Казанском соборе с самого дня его освящения, исключительным по пышности и нарядности стал молебен к 300-летию правящего дома Романовых, отслуженный в 1913 году и ознаменовавшийся, помимо великолепия службы и присутствия на торжествах царственных особ, огромным скоплением людей, отчего в соборе произошла трагедия - 34 человека были насмерть задавлены толпой.

В 1917 году сменились многовековые устои империи - на смену абсолютной монархии пришла диктатура пролетариата, и нетерпимость новых руководителей страны к недавнему прошлому России вылилась в узаконенные гонения на церковь и её служителей. Но ещё до того, как Казанский собор был закрыт, в январе 1921 года митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским) был освящён во имя патриарха Московского Гермогена «пещерный» придел храма. А уже в 1922 году в рамках кампании по изъятию из православных храмов ценностей, всё имущество собора было реквизировано - с икон были варварски сорваны драгоценные оклады и ризы, изъята серебряная и золотая церковная утварь, богослужебные книги и облачения священников. Часть икон передали Государственному русскому музею, а главную святыню - список чудотворной Казанской иконы - после неоднократных передач поместили в соборе святого благоверного князя Владимира на Петроградской стороне.

В том же 1922 году Казанский собор был передан лояльному к новой власти церковному течению «обновленцев», а после закрытия Исаакиевского собора в 1928 году Казанскому храму присвоили статус кафедрального собора Ленинградской обновленческой епархии. В этом статусе собор существовал до января 1932 года, после чего его всё-таки закрыли, и уже в ноябре того же года в здании храма открылся Музей истории религии и атеизма.

С началом Великой Отечественной войны гонения на церковь несколько приутихли, что положительно сказалось на судьбе Казанского собора. Атеистически настроенному руководству страны пришлось снизить градус напряжённой озлобленности к религии и вернуться к русским национальным традициям, фундаментальным элементом которых всегда была православная вера и Слово Божие. В первый год войны по всей стране снова начали открываться храмы, из Казанского собора вывезли музейные экспонаты и он стал центром патриотического воспитания ленинградцев. И хотя богослужения в соборе не возобновились, перед ним в августе-сентябре 1941 года приносили клятву уходящие на фронт бойцы, а в колоннаде была размещена выставка патриотических плакатов и картин. Памятники легендарным полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли не замаскировали, защищая от артобстрелов, а оставили, как есть, чтобы жители города и бойцы постоянно помнили о великом прошлом своего Отечества. Для поддержания патриотического духа привозили к могиле М. И. Кутузова бойцов Ленинградского фронта, а чуть позднее в подвальных помещениях собора размещались бомбоубежище, штаб одного из воинских подразделений, детский сад и другие организации.

После окончания Великой Отечественной войны в здании собора вновь расположился Музей истории религии, кстати, оставшийся чуть ли не единственным музеем такого рода в стране Советов, поэтому в послевоенные годы он стал местом хранения многих церковных реликвий, перевезенных из закрытого московского центрального музея атеизма. Среди бесценных реликвий были и мощи многих русских святых - св. благоверного князя Александра Невского , прп. Серафима Саровского , Зосимы и Савватия Соловецких, святителя Иоасафа Белгородского.

В 1950-1960-х годах здание Казанского собора было отреставрировано, но оно всё так же принадлежало музею. Только в 1990 году, когда была официально зарегистрирована церковная община, возглавил которую игумен Сергий (Кузьмин), прихожане начали кампанию по возвращению собора верующим. Обратившись за поддержкой к жителям города, они собрали подписи и в 1991 году церковная жизнь в соборе возродилась. В 1992 году был торжественно освящён главный придел собора, в 1994 году на купол водрузили крест, в марте 1998 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) был совершён чин полного освящения собора, а уже в декабре 1999 года Казанский собор полностью был передан в ведение Санкт-Петербургской епархии и в 2000 году ему вновь присвоили статус кафедрального соборного храма епархии.

Судьба собора в наши дни

В настоящее время Казанский собор является действующим храмом, в котором совершаются ежедневные, воскресные и праздничные богослужения, настоятелем служит митрофорный протоиерей Павел Красноцветов, причт собора состоит из 21 священнослужителя - священников, диаконов, псаломщиков и алтарников, а кроме его главной святыни - списка Казанской иконы Божьей Матери почитаются прихожанами иконы Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца кисти афонских изографов, святыни из Иерусалима и мощевик с частичками мощей некоторых святых.

С апреля 2015 года при соборе функционирует культурно-просветительский центр, соединивший в себе все ключевые направления церковной деятельности - миссионерское, просветительское, образовательное, информационное, социальное. В структуре центра действуют взрослая и детская воскресные школы, молодёжный клуб, библиотека, изостудия и студия хорового пения для детей, работает лекторий, а в крипте собора проходят бесплатные тематические концерты и выставки.

Внешний облик собора и его интерьеры

Архитектор А. Воронихин создал поистине величественное сооружение, архитектурный ансамбль которого является ярким образцом стиля зрелого классицизма с элементами ампира и до сих пор впечатляет гостей северной столицы. Здание храма, выполненное русскими мастерами, стало удивительным памятником архитектуры и живописи, сочетающим в себе как формы римской базилики, так и крестово-купольные формы православного храма. Вытянутое вдоль Невского проспекта на 72,5 метра с запада на восток и на 57 метров с севера на юг здание собора, имеющее форму четырёхконечного латинского креста и увенчанное в средней своей части высоким стройным куполом на прорезанном окнами и украшенном пилястрами барабане, с северной стороны, обращённой к Невскому проспекту, украшено монументальной колоннадой из 96 гранитных колонн коринфского ордера, заканчивающейся массивными портиками, являющимися сквозными проездами.

Этот элемент декора зодчий включил в ансамбль по велению императора Павла I, мечтавшего видеть в столице Российской империи храм, не менее величественный, чем собор Святого Петра в Риме, поэтому одна общая деталь - полукруглая колоннада, создаёт обманчивое впечатление полного сходства обоих храмов. Но на этом их подобие заканчивается, более того, между ними есть существенное различие. Если колоннада собора Святого Петра играет роль замыкающего вокруг храма пространства элемента, то колоннада Казанского собора раскрыта навстречу проспекту и гармонично вписана в общий архитектурный облик главной магистрали города. У колоннады есть и другое, более важное значение - поскольку здание храма расположено вдоль проспекта и повёрнуто к нему боком, включение колоннады в ансамбль позволило визуально сделать эту часть собора парадной, а портик в средней её части создаёт впечатление, что именно там находится главный вход в задние.

Фасады здания и колонны облицованы пудостским камнем, а важным элементом декора здания являются скульптуры и барельефы, украшающие боковые проезды, двери и портики. Над скульптурным оформлением фасадов собора и его интерьеров трудились известные скульпторы XIX столетия - Иван Мартос, Иван Прокофьев, Степан Пименов, Фёдор Гордеев, Василий Демут-Малиновский. Монументальные бронзовые двери северного фасада, обращённого к Невскому проспекту, выполнены по образцу «Райских врат» баптистерия во Флоренции, а сам фасад украшают бронзовые скульптуры, изображающие святых - Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного, равноапостольного князя Владимира и Александра Невского. В аттиках порталов и над алтарной апсидой помещены барельефные композиции на темы Ветхого и Нового Заветов.

Портики южного и западного фасадов также оформлены колоннами и каждая из них декорирована 20 каннелюрами (вертикальными желобками), создающими впечатление лёгкости, хотя вес каждой из колонн без малого 28 тонн.

Нехарактерная для православных храмов однокупольность не стала недостатком в облике собора, наоборот, установленный на высокий массивный барабан величественный купол только подчеркнул исключительное значение храма как центра духовной жизни Петербурга.

Внутренне убранство разделённого 56 гранитными колоннами на три нефа здания собора не менее торжественно, чем его фасады. В его оформлении использовались мрамор, гранит, полудрагоценные камни. Так, мозаичный пол выложен розовым и серым карельским мрамором, ступени алтаря, амвона и основание царского места - одним из самых красивых в мире природных камней - шокшинским кварцитом малинового цвета. Царские врата и главный иконостас, первоначально выполненные по эскизу А. Воронихина, в 1836 году заменили новыми - из отнятого у французов во время Отечественной войны 1812 года серебра (всего было использовано более 6,5 тонн серебра), а к 1876 году были обновлены иконостасы приделов. Проект главного иконостаса и Царских врат разработал архитектор Константин Тон , а иконы были написаны известными живописцами XIX столетия - Владимиром Боровиковским, Орестом Кипренским, Григорием Угрюмовым, Карлом Брюлловым , Фёдором Бруни.

По обе стороны от иконостаса располагались четыре колонны из яшмы, правда, после 1922 года исчезнувшие из собора вместе с уникальным иконостасом К. Тонна и Царскими вратами. В наши дни иконостас и Царские врата до малейших деталей восстановлены по старым чёрно-белым фотографиям, только за неимением такого количества серебра, какое было использовано при устройстве иконостаса К. Тонном, при воссоздании была использована методика серебряного напыления. Дополняет общую картину пышности интерьеров настенная живопись, которой украшены стены и пилоны храма, а также огромное бронзовое паникадило на 180 свечей.

Полезная информация для туристов

Казанский собор - действующий кафедральный храм епархии, поэтому посетить его и полюбоваться фасадами и интерьерами можно абсолютно свободно каждый день, только в будние дни собор открыт с 8.30 часов, а в выходные дни с 6.30 часов до окончания вечернего богослужения.

Доехать до собора можно на метро, выйдя на станции «Невский проспект» или «Гостиный двор» (с этой станции есть переход на станцию «Невский проспект») к каналу Грибоедова. Здание собора находится как раз напротив выхода из метро.






















Церковь Рождества Богородицы

В начале XVIII века на северном берегу реки Кривуша (по руслу которой в дальнейшем нынешний канал Грибоедова) существовала березовая роща. Легенда гласит, что император Петр I распорядился беречь этот небольшой лесок, но работавшие на строительстве города мужики регулярно рубили березы для своих нужд. В конце-концов император осерчал, и приказал казнить виновных смертью. Лишь заступничество жены царя, Екатерины, спасло жизни порубщиков.

Забота царя все-таки не спасла рощу шумевшую прямо возле Невской першпективы. В 1733-1737 гг. на ее месте была построена церковь Рождества Богородицы. Этот храм сильно напоминал Петропавловский собор и находился на месте современного круглого сквера перед Казанским собором. Туристы, молодежь и гуляющие молодые мамы даже не подозревают, что под их ногами находится один из самых важных храмов Петербурга XVIII века. В Рождественскую церковь была перенесена икона Казанской божьей матери, что способствовало росту авторитета храма. Уже тогда это место называли Казанским собором. В нем совершали бракосочетания вельмож и августейших особ.

3 июля 1739 года в храме Рождества Богородицы была совершено «законное бракосочетание Ея Высочества благоверныя государыни принцессы Анны с его светлостью принцем Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейг-Люнебургским». Дитем этого брака был несчастный Иоанн Антонович, первый и последний русский император Брауншвейгской династии… 28 июня 1762 года в этой же церкви Сенат, Синод , двор и гвардия присягнули на верность Екатерине II пришедшей к власти в результате дворцового переворота.

Екатерина II на ступенях Знаменской церкви в день переворота. Неизвестный художник

Исходя из этого, мы можем понять, что у Екатерины были причины любить эту церковь. В дальнейшем она осыпала храм Рождества Богородицы своими благодеяниями и не жалела средств на его украшение.

«Казанский собор очень богато украшен: государи щедро оделяли его драгоценностями. В торжественные дни я видел там более тысячи горящих свечей, кроме множества зажженных лампад из золота или серебра, которые пылают перед алтарем». «…Колокольня над церковью деревянная и с покрытым жестью шпицем имеет вышины 28 сажен. На колокольне бьют часы в колокол по стенным часам, в церкви находящимся. В сей церкви отправляются летом благодарственные молебствия за благополучие приключения при дворе и в государстве» писал об этой церкви аббат Жоржель.

В Казанском соборе праздновали победы (например разгром турок под Фокшанами в 1789 году) и заключения мира. В 1774 году императрица обращалась к петербургскому архиепископу Гавриилу: «Преосвященный Владыко Гавриил! Намерена я завтрашний день, то есть в воскресенье, принести благодарственные Всевышнему молитвы за дарованный мир в церкви Казанской Богородицы. Екатерина. 1774. 2 августа. С.-Петербург». 20 сентября 1773 года в храме Рождества богородицы состоялось венчание будущего императора Павла I с принцессой Гессен-Дармштадтской, при святом миропомазании нареченной Великой Княгиней Натальей Алексеевной.

Строительство собора

По проекту Воронихина Казанский собор действительно сильно напоминал главный храм христианского Рима, но в тоже время имел ряд важных особенностей. Если колоннада собора Св. Петра была пристроена только через сто лет после завершения строительства храма, колоннады Воронихина были задуманы изначально и вписывали Казанский собор в ансамбль Невского проспекта. Петербургский храм получил и более легкий купол, чем то напоминавший парижские памятники - Дом инвалидов и церковь Женевьевы (Пантеон).

Мало кто обращает внимание, но то, что Казанский собор ассиметричен. Согласно православной традиции, алтарь храма должен был расположен на востоке, а вход на западе. Поэтому, главный вход в собор находится на Большой Мещанской улице, а не на Невском проспекте. Купол расположен не в центре, а сдвинут к востоку. Эту асимметрию скрывать колоннада.

Через восемь дней после утверждения проекта Воронихина, Павле I издал указ: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года комиссия составила расходную смету строительства в размере 2 843 434 рублей и обязалась построить собор за три года. Жалование Воронихина на время работ составило 3000 рублей в год.

План Казанского собора

Павел Петрович мечтал лично заложить Казанский собор, но 11 марта 1801 года императора призвал к себе Господь. Воронихин опасался, что строительство будет заморожено, но новый царь - Александр I разделял мысли своего отца, касательно значения нового храма. 27 август 1801 года в присутствие двора, император лично положил в основание Казанского собора первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Строительство храма началось.

Прежде всего, рабочие расчистили стройплощадку. Стоявшие на месте будущего собора 11 домов были снесены. Их владельцы получили компенсацию - 500 рублей каждому. Старый храм рождества Богородицы пока не трогали, он остался на месте до конца строительства собора. Серьезные проблемы вызвала откачка воды из близлежащего Екатерининского канала (Канала Грибоедова), которая заливала место стройки.

На отделку стен собора пошел знаменитый пудостьский камень, из которого было построено множество зданий и дворцов в Петербурге и его окрестностях. Гранит для колонн Казанского собора Воронихин нашел во время своего свадебного путешествия по Карельскому перешейку осенью 1801 года. Средневековыми инструментами гранит выламывали из скалы, грузили на корабли и везли в Петербург, где в мастерских на Конюшенной улице проходила их окончательная обработка. Всего одна колонна высотой 10,7 м обходилась казне в сумму 3 000 рублей. Всего было доставлено и установлено 56 таких колон.

Иностранцы восхищались мастерством русских рабочих: «Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам: пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно ее копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли свое дело. Способность даже простых русских людей в технике изящных искусств поразительна».

Но были и проблемы. В 1808 году при строительстве Казанского собора был выявлен перерасход в 832 000 рублей. Так же оказалось, что для завершения работ потребуется еще 1 352 384 рублей. Строителям пришлось отказаться от многих задумок Воронихина. Так, не была построена задуманная зодчим гранитная колоннада с северной стороны храма. Не были разбиты и три площади с северной, южной и западной сторон собора. Серьезно тормозили работы и споры между Воронихиным и Иваном Старовым, поставленным правительством контролировать постройку Казанского собора.

Разумеется, не о каком трехлетнем сроке строительства Казанского собора не могло быть и речи. Лишь 15 сентября 1811 года, спустя 10 лет после закладки собора, в день коронации Александра I новый главный храм Петербурга был торжественно освящен. Обряд освящения совершал митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий. Спустя два года была разобрана старая церковь Рождества Богородицы.

Внутри храма

Внутренне убранство Казанского собора соответствовало его роскошному внешнему облику.

Бабушка Д. Благово так описывала этот храм в начале XX века: «Казанский собор был отделан вновь, с серебряным иконостасом, сделанным из серебра, отбитого у французов, и все восхищались его великолепием. Икона Казанской Божией Матери, в богатейшей ризе из чистого золота, украшена очень крупными бриллиантами и жемчугом, частию из пожертвованных обеими императрицами; все это было тогда недавно сделано, и об этом много было разговоров. Показывали один очень крупный цветной камень - изумруд ли или синий яхонт - не припомню, принесенный в дар покойною княгиней Екатериной Павловной и который ценили очень дорого, а всю ризу оценили тысяч в четыреста ассигнациями, как тогда считали. По стенам развешано множество иностранных знамен, ключей от крепостей, взятых нашими войсками, и несколько фельдмаршальских жезлов, взятых в последнюю войну с французами, разорителями Москвы».

До 1829 года отделкой храма занимался Огюст Монферан. Посетителя Казанского собора сразу же окружал целый лес из 56 гранитных колонн коринфского ордера. Врата церкви были выполнены из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии. Иконостас храма был действительно изготовлен из трофейного французского серебра. К сожалению, в советское время он был утрачен

Как это обычно бывало в Петербурге, новый Казанский собор был одобрен не всеми. «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело», писал мемуарист и друг Пушкина Филипп Вигель. Но затем, постепенно, петербуржцы притерпелись к новому храму и даже стали хвастать им перед иностранцами как шедевром. «А зодчий не был итальянец, Но русский в Риме, — ну так что ж! Ты каждый раз, как иностранец, Сквозь рощу портиков идёшь» спустя столетия отвечал клеветникам России Осип Мандельштам.

Строительство собора видевшегося Павлу I как оплот русской духовности против крамольных идей Великой Французской революции было завершено как раз вовремя. В 1812 году там перед отъездом в действующую армию молился Михаил Илларионович Кутузов. Заступничество Казанской божьей матери несомненно сыграло свою роль в борьбе с вольтерьянцами.

Похороны Кутузова в Казанском соборе. Гравюра

Бонапарт был повержен, а в апреле 1813 года в Казанский собор было доставлено тело умершего в походе Кутузова. Долго время считалось, что сердце Кутузова было захоронено отдельно от трупа фельдмаршала. Якобы Кутузов приказал оставить его «с армией» в городе Бунцлау. Но сейчас ученные знают, что все изъятые при бальзамирование останки Кутузова лежат в Казанском соборе, в специальном серебряном сосуде рядом с телом. Это установило вскрытие могилы проведенное в 1933 году.

Надгробие Кутузова окружает решетка, выполненная по эскизам архитектора собора - Андрея Воронихина. Над могильной плитой развешены трофеи - французские знамена, маршальские жезлы и ключи от взятых городов. Жители Нанси, Брюсселя и Ахена могут обращаться в Казанский собор за своими ключами. Фактически храм стал памятником воинской славы, куда до начала XX века несли воинские трофеи.

Службы в Казанском соборе

Казанский собор - это действующий православный собор, и в нем регулярно проводятся службы .

Дневные службы: 10:00, 18:00.
Воскресные службы: 07:00, 10:00, 18:00.

Замысел собора

Именно Павел Петрович, был тем человеком, которому пришла в голову мысль постройки нового Казанского собора. На это его подвигло многомесячное свадебное путешествие по Европе, в ходе которого великий князь с супругой осмотрел многочисленные архитектурные и художественные памятники Старого континента. Многое из увиденного в той поездке, Павле впоследствии скопировал в своих владениях - Гатчине и в Павловске .

Неизгладимое впечатление на Павла произвел Рим и в особенности Собор Святого Петра. Любуясь на это прославленное творение итальянских зодчих и главный храм католического мира, великий князь заметил своим спутникам, что «архиепископ Московский в таковой церкви в Москве служил».

Как гласит пословица, «если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». Отправить архиепископа Московского в Рим было непросто, но возвести подобие собора Св. Петра в России был вполне возможно. Об этом Павле задумался уже став императором. Местом для возведения грандиозного собора был выбран Петербург - город апостола Петра. Правда в столице уже был Петропавловский собор , и было решено новый храм посвятить Пресвятой Богородице.

Готовясь к строительству Казанского собора, император Павел преследовал и политические цели. К тому времени, Рим пал под натиском орд французских республиканцев, в Италии царил Бонапарт, святыни веры были осквернены санкюлотами с их богомерзкими идеями свободы, равенства и братства. В этой трагической ситуации, Россия могла предстать перед Европой оплотом веры и духовности. Новый собор как бы намекал, что центр веры переместился в Россию, откуда европейцам должно явиться освобождение.

Проект Казанского собора. Ч. Камерон

В 1799 году конкурс на проект нового храма был объявлен. В нем приняли участие выдающиеся петербургские архитекторы того времени: Чарльз Камерон, только что приехавший в Россию Жан Тома де Томон, Пьетро Гонзаго. Самым сложным для зодчих, оказалось требование заказчика (т.е. императора) включить в комплекс собора колоннаду, подобно колоннаде собора св. Петра. «Я хочу немного от Святого Петра и немного от Санта-Мариа-Маджоре в Риме» - говорил царь. Первоначально Павлу понравился проект Камерона предусматривающий охват невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора. Правда колонный не выходили на Невский проспект. В ноябре 1800 года император приказал петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел».

Казалось, что помимо «Камероновой галереи» у нас будет еще «Камеронов собор», но в последний момент Павел изменил свое решение. Архитектором собора стал малоизвестный русский зодчий А.Н. Воронихин.

Андрей Воронихин

Андрей Никифорович Воронихин родился в деревне Новое Усолье в 1759 году. Его семья являлась частной собственностью А.Г. Строганова, Президента Академии Художеств.

Способный юноша сызмальства обучался в иконописной мастерской Гаврилы Юшкова, где его талант был замечен. В 1777 году Строганов отправил молодого человека учиться в Москву. Под руководством В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, Воронихин стал опытным зодчими, и в 1779 году перебрался в Петербург, чтобы стать крепостным архитектором Строгановых.

В крепостной зависимости Воронихин пробыл до 1785 года, когда он все-таки получил вольную. После этого мастер, на протяжение следующих пяти лет путешествовал по Европе изучая архитектуру, механику и математику. В 1797 году Воронихин получил звание профессора «перспективной живописи» Академии Художеств за картину «Вид картинной галереи в Строгановском дворце».

До 1800 года Андрей Никифорович был мало известен как архитектор. Большинство его ранних работ связаны с перестройкой интерьеров усадьбы Строганова. Почему же Павле I выбрал его для столь ответственного задания? По одной версии, свою роль сыграла неприязнь императора к Чарльзу Камерону, любимому архитектору Екатерины II. Есть точка зрения, что Воронихина горячо рекомендовал Павлу его покровитель А.Г. Строганов. Наконец, можно предположить, что патриотически настроенному императору импонировало русское происхождение Воронихина. Сохранился анекдот, как Строганов узнав о назначение Воронихина удовлетворено доложил императору:

Наконец, государь, нам не нужны иноземные таланты, у нас есть все свое.

В таком случае налейте-ка мне мадеры, - не без иронии заметил Павел.

В дальнейшем, Воронихин получил заказы и на постройку других важных объектов, среди которых самым известным было здание Горного института. 21 февраля 1814 года Андрей Воронихин скоропостижно скончался. Согласно городской легенде он был отравлен завистниками - создатель Казанского собора просто не мог умереть своей смертью.

Икона Казанской Божие матери

Главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга является Казанская икона Божией Матери, во имя которой собор был построен в 1811 году. Эта икона, чудесным образом явленная в Казани 8 (21 по старому стилю) июля в 1579 году - одна из самых почитаемых икон во всем православном мире.

В Смутное время, примерно через 33 года после чудесного явления Казанской иконы Богородицы, Россия подверглась нападению поляков и Москва была захвачена. Но в 1612 году ополчение под руководством князя Д.И. Пожарского и К. Минина с образом Казанской Божией Матери во главе разгромило польские войска и 22 октября (4 ноября по новому стилю) чудотворный образ Пресвятой Богородицы был крестным ходом внесен в Москву. Со времен царя Алексея Михайловича икона стала рассматриваться как Покровительница дома Романовых и праздники во имя иконы стали общероссийскими.

С Казанской иконы Божьей матери было сделано несколько чудотворных списков, один из которых Петр I привез в Санкт-Петербург. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы, она была помещена в новом Казанском кафедральном соборе.

И в дальнейшем, Казанская икона Божьей матери использовалась «в военных целях». Перед ее образом в 1812 году молился М.И.Кутузов. Больше распространение получили сегодня рассказы о том, как образ Казанской Божьей матери использовался в годы Великой Отечественной войны при обороне Москвы, Ленинграда и Сталинграда.

По непроверенным данным, маршал Жуков лично облетел линию блокады Ленинграда со святым образом и город выстоял. В решающий момент битвы за Сталинград советское командование и партийное руководство ВКП(б), устроили крестный ход с образом Казанской Божьей матери, что воодушевило обороняющихся на последний смертный бой.

200 лет истории

После освящения, Казанский собор зажил насыщенной жизнью. В 1825 году, перед храмом собрались огромные толпы зевак в связи со слухами о том, что мимо Казанского в Петропавловскую крепость повезут «попа с рогами». С большим трудом, властям удалось разогнать поверивших этой утке простаков. На следующий год, когда в Казанском соборе отпевали императора Александра I, прошла оперативная информация, что враги веры и престола заложили под святыню бочки с порохом, чтобы разом разделаться со всей династией Романовых. Жандармы долго обыскивали подземелья собора, пока не нашли две бочки с вином…

В 1837 году, к 25-летию изгнания Наполеона из России у Казанского собора были установлены памятник Кутузову и Барклаю-де-Толли . Они сразу стали заметным дополнением архитектурного ансамбля Невского проспекта. Н.Г. Чернышевский писал про них: «Казанский собор… великолепен; к нему ведет с Невского такая же колоннада полукругом, как, помнится, в “Живоп. обозрении” у храма Петра в Риме. Перед нею стоят памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли. Ну, признаюсь, они довольно оправдывают насмешливые стихи и анекдоты про них; вообще статуи не произвели на нас благоприятного впечатления».

Со второй половины XIX века, подступы к Казанскому собору стали местом бурных событий. 6 декабря 1876 года у Казанского собора состоялась первая в истории России политическая демонстрация. Ядром этой акции были студенты и радикальные интеллигенты. Впрочем, акция продлилась недолго. Полиция и дворники быстро задержали первых русских демонстрантов, а прогуливавшаяся по Невскому проспекту публика даже не поняла в чем дело. «Одни строили догадки о приезде государя императора; другие предполагали, что «восстали поляки»; третьи полагали, что идет панихида по убитым в Сербии, а процессия устроена с целью объявления войны Турции; иным показалось, что кого-то переехал извозчик…»

Несмотря на фиаско, площадка между храмом и Большой Мещанской полюбилась демонстрантам. Митинги на этом месте проходили и до революции 1917 года, и в годы Перестройки и даже в недалеком прошлом (переместившись к памятнику Гоголю на Малой Конюшенной улице). Сегодня, правда, их нет, поскольку в стране, по-видимому, все хорошо.
Несмотря на бури бушевавшие за стенами храма, жизнь Казанского собора шла своим чередом.

Милиция арестовывает участника митинга у Казанского собора в конце 80-хх годов.

8 ноября 1893 года в нем отпевали П. И. Чайковского. 6 марта 1913 года во время празднования 300-летия Дома Романовых в Казанском соборе возникла давка, стоившая жизней как минимум 34 человек. В июле 1917 года, там же, прошло отпевание казаков, защищавших Временное правительство в ходе пробольшевистских демонстраций.

В целом, после революции, история храма развивалась довольно бурно. 24 мая (6 июня) 1917 года в соборе, путём «свободного голосования клира и мирян», состоялись выборы правящего архиерея. Их выиграл епископ Гдовский Вениамин (Казанский). В дальнейшем подобные демократические эксперименты в нашей епархии не повторялись.

С 1922 года Казанский собор перешел в руки обновленческой церкви. После закрытия в 1928 году Исаакиевского кафедрального собора он даже получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. Но дни храма были сочтены.

25 января 1932 года Казанский собор был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании собора был открыт Музей истории религии и атеизма. Это единственный музей в России, экспозиция которого полностью представляет историю возникновения и развития религий. В советское время расположенный в Казанском соборе Музей истории религии и атеизма был одним из самых популярных туристических объектов города. В это время с купола храма был снят крест и установлен шпиль.

В 1991 году Казанский собор был возвращен верующим. 25 мая 1991 года в нем возобновились богослужения. 30 апреля 1994 года на куполе храма был восстановлен крест. С 2000 года собор Божьей матери Казанской считается кафедральным храмом Петербургской и Новгородской епархии.

Северная столица нашей родины, безусловно, богата уникальными памятниками архитектуры православного церковного зодчества. Многочисленные соборы, от мало до велика, каждый со своей особенной историей, каждый завораживает уникальной красотой и величием. Одним из них является Казанский кафедральный собор, расположившийся в самом сердце города, на Невском проспекте. Этот собор занимает особое место в истории Петербурга и всей России, и на это есть немало причин.

История собора

Казанский кафедральный собор был построен в 1811 году, в этом же году он был освещен в честь Казанской иконы Божией Матери. Собор пережил времена жестокого варварства и поругания с 1932 по 1992 годы, в результате чего был закрыт. И только в 1998 году Казанский собор снова возрождается и становится главной обителей для молитвы православных жителей Петербурга.

Особым временем в истории собора стал 1812 год. После окончания Отечественной войны именно Казанский собор стал памятником русской воинской славы. Здесь был похоронен великий полководец Михаил Илларионович Кутузов, здесь же хранятся различные военные трофеи, а также ключи от взятых городов.

История строительства

Недаром этот величественный Божий храм считается началом золотой эпохи градостроительного искусства не только Петербурга, но и всей России. Именно с момента построения Казанского собора Петербург начал преображаться и превращаться в достойную столицу великой империи. Конечно, появление храма, кардинально отличающегося от типичных православных церквушек, и в своих масштабах, и во внешнем и во внутреннем убранстве, ознаменовало начало новой жизни города. Однокупольный собор высотой почти в 72 метра, да еще и с огромными гранитными внешними колоннами, - такого русский народ еще никогда не видел.

Поразительно, но все это грандиозное великолепие было возведено за достаточно короткий срок - всего 10 лет, с 1801 по 1811 год. А изначально на этом самом месте стояла обычная скромная церквушка, в стенах которой хранилась самая ценная святыня Православного Петербурга - икона Казанской Божией Матери. Именно для этой чудотворной иконы Павел I пожелал отстроить целый кафедральный собор, который внешне напоминал бы Римский храм Святого Петра. Таким образом, в тяжелейших условиях труда, практически при отсутствии какой-либо техники, простые русские мужики, а также лучшие русские мастера, объединили все свои усилия во имя православной веры. Итогом стал этот грандиозный памятник российского зодчества, а Невский проспект получил статус парадной городской магистрали.

Особенности архитектуры

Казанский кафедральный собор был построен по проекту российского архитектора, ВоронИхина Андрея Никифировича. Безусловно, этот собор стал его главным творением. После освещения храма в 1811 году ВоронИхин даже был награжден орденом св. Анны второй степени.

По настоянию императора Павла I ВоронИхин воплотил в Казанском соборе прототип собора святого Петра в Риме. Таким образом, подражая особенностям Римского зодчества, ВоронИхин стал одним из основоположников российского ампира, или, по-другому этот стиль еще называют русским классицизмом. Ампир прославился как "королевский стиль", так как он характеризуется театральностью, помпезностью в оформлении. Это обязательно колонны, лепные карнизы, античные образцы скульптуры. Главной особенностью Казанского собора, как раз-таки, являются наружная и внутренняя колоннады.

Внешне храм предстает нам в виде четырехконечного латинского креста, середина которого увенчана куполом. Снаружи храм украшают бронзовые скульптуры святых, выполненные лучшими российскими скульпторами, такими как, например, ПИменов Степан Степанович. Здесь мы можем увидеть скульптуры святого Владимира, Иоанна Предтечи, Александра Первозванного. Особенной гордостью и достопримечательностью внешнего облика собора являются его северные двери. Они полностью повторяют двери, которые Гиберти выполнил специально для Флорентийского крестильного дома еще в XV веке.

Не менее прекрасен интерьер Казанского собора. Внутренняя форма храма - римская базилика. Четыре ряда гранитных монолитных колонн разделяют храм на три коридора. Интерьер собора также богат самыми разными рельефными скульптурными работами, но особое место в его убранстве занимает чудесная живопись. Лучшие российские художники Конца XVIII- начала XIX века расписали собор в блестящей академической манере эпохи Итальянского Возрождения. Но самым лучшим образцом живописи в храме считается работа БрюллОва Карла Павловича - это запрестольный образ "Взятие Богородицы на небо".

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга - памятник российского церковного зодчества особой значимости. Именно здесь было положено начало золотой эпохи российского храмового искусства. Именно над этим храмом работали, отдавая все свои силы, лучшие мастера своего дела того времени, а также многочисленный простой русский народ. Этот храм дал рождение целому поколению лучших градостроителей и архитекторов. Именно Казанский кафедральный собор стал вдохновением и образцом для таких мастеров XIX века, как Росси, Стасов, МонферрАн и другие.

Когда, путешествуя, вы окажетесь в Санкт-Петербурге, я уверена, что вам непременно захочется пройти вдоль его «главной артерии» – Невского проспекта. Во время этой прогулки вы, безусловно, обратите внимание на величественный собор, располагающийся у канала Грибоедова.

Когда-то в студенческой юности это место было одним из моих любимых в Петербурге (Ленинграде). Здесь мы обычно назначали встречи с друзьями. Поскольку даже в непогоду очень удобно было поджидать друг друга под соборными сводами, надежно укрывающими от проливного питерского дождя. В дни, когда солнышко прогоняло зимнюю хандру, нам нравилось сидеть на скамейках сквера, расположенного подле этого храма, подставляя свои бледные лица первым ласковым лучам.

На тех же лавочках была читана-перечитана масса конспектов во время подготовок к зачетам и экзаменам во время сессий в институте. То есть это место у меня стойко ассоциируется с радостными воспоминаниями.


Итак, мой рассказ пойдёт об удивительном Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга.

История Казанского собора

Предшественница – церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Я думаю, вам интересно будет узнать, что с 1737 года на месте теперешнего месторасположения Казанского собора была первоначально построена каменная барочная церковь Рождества Пресвятой Богородицы (архитектор Михаил Земцов). Перед её освящением сюда был принесён список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Для меня неожиданностью было то, что его пешком сопровождала сама императрица Анна Иоанновна.

Церковь имела придворное назначение. В 1773 году там происходит венчание цесаревича Павла Петровича. Здесь же отмечались и армейские победы. К концу XVIII века храм серьёзно обветшал, и Павел I объявляет конкурс на проект строительства на смену ей нового петербургского храма.

Создание Казанского собора

Императорским решением был одобрен замысел начинающего свой мастерский путь зодчего А. Н. Воронихина, бывшего некогда крепостным графа Александра Сергеевича Строганова – президента Академии художеств.


Я читала, что сам граф назначается председателем попечительского совета, организованного при строительстве собора, продлившемся десятилетие (1801–1811 гг.). За грандиозный труд Андрей Никифорович Воронихин был удостоен ордена Святого Владимира IV степени.


Освятил собор митрополит Амвросий 27 сентября в 1811 году. На строительство этого великолепного храма из государственной казны было перечислено около 5 млн. рублей.


Собор становится памятником триумфа России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В 1813 году в его левом приделе располагается гробница блестящего русского фельдмаршала М. И. Кутузова, тело которого было привезено в Петербург в июне из прусского города Бунцлау. У места погребения возвели бронзовую ограду (автор А. Н. Воронихин) и установили пять штандартов и одно знамя, которые сохранились до наших с вами дней.


Над самой могилой помещалась икона Смоленской Божией Матери. В храмовом пространстве собора также было развешано 107 «пленных» знамён и штандартов армии Франции (большинство из них сегодня хранится в Москве), а также 97 связок ключей от покоренных крепостей и городов Франции. Я думаю, что вы также обратите внимание на два грандиозных монумента Кутузову и Барклаю-де-Толли напротив Казанского собора.


Их воздвигли в 1837 году в память о событиях Отечественной войны с Наполеоном.

Собор в XIX – начале XX века

Меня и сегодня потрясают великолепные фасады Казанского собора, хотя часть их в настоящее время утрачена. Выполненные из пудожского камня, они щедро были украшены скульптурными композициями и барельефами. Над этим благолепием трудились известнейшие мастера того времени: И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, В. Г. Годеев, В. И. Демуг-Малиновский.


Бронзовые северные врата были сделаны наподобие «райских дверей» баптистерия Флоренции (XV век).


Мне очень жаль, что далеко не вся эта красота уцелела до наших дней. Правда, 56 исполинских колонн из розового гранита Финляндии, по-моему, и сегодня внушают ощущение непоколебимости, величия и надёжности. Лепнина храма принадлежала трудам Ф. Торичелли и Б. Медичи. Иконостасы выполнили А. Леблон и Ф. Кретьен. Образа, большая часть которых сегодня находится в Русском музее Северной столицы, написаны О. А. Кипренским, Ф. П. Брюлло и другими видными мастерами.


Храм наполняло светом прекрасное паникадило в 180 свечей (работа Ж. Герена). Ко дню освещения Казанского собора одноименный чудотворный Образ Богородицы был облачен в великолепную золотую ризу, украшенную драгоценными каменьями и жемчугами. Из 40 пудов трофейного французского серебра архитектор К. А. Тон выполнил облицовку главного иконостаса. Позднее, в 1884 в соборе появляется 11 пудовая серебряная гробница для плащаницы, а в 1890 – чеканные хоругви.


В начале XX века в 1903 году у горожан возникла необычная идея – создать подле Казанского собора такую же могучую звонницу, но Академия художеств разумно отвергла данное намерение. К 100-летнему юбилею собора был совершен ряд реставрационных работ под руководством лучших зодчих и художников, в числе которых был мой любимый епархиальный архитектор А. П. Аплаксин.

Именно ему принадлежат слова: «Казанским собором Россия сравнялась с Европой, ... высоко поднявшись на уровень изображения прекрасного».

Великолепное внутренне убранство, чтимые святыни, церковная утварь, сама по себе представлявшая произведения искусства, словом, всё это создавало неизгладимое ощущение прекрасного у прихожан. А расположенные здесь памятные доски, барельефы Павла I и Александра I, а также гробница М. И. Кутузова напоминали об имперской славе России.


Именно отсюда ежегодно 12 сентября по Невскому проспекту шёл торжественный крестный ход к Александро-Невской лавре (о ней можно подробней почитать в моей статье ), в котором непременно участвовали императорские особы и кавалеры ордена Св. благоверного князя Александра Невского. Кстати, мне было небезынтересно узнать, что ранее этот день был в Санкт-Петербурге официальным выходным. Также совершались в Казанском храме и иные торжественные крестные ходы.


Престольный праздник – день Казанской Божией Матери, отмечаемый 21 июля и 4 ноября, собирал в соборе массу горожан. В силу чего молебен перед чудотворной иконой проводили прямо на улице напротив собора.


В день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей словенских, 24 мая в Казанский храм стекалось множество учащихся. На праздник святого Саввы Сербского, приходящийся на 27 января, сюда приходили столичные сербы. Особый благодарственный молебен звучал здесь 7 января (по новому стилю) – в День победы над Наполеоном.

В этом же храме 8 ноября 1893 года было совершено отпевание моего любимого великого русского композитора Ильича Чайковского.


То есть Казанский собор от начала своего существования до революционного переворота 1917 года выполнял не только свою прямую духовную миссию – служение литургии – но также отражал все культурно-исторические события России, являясь выдающимся памятником её воинской славы.


Я сама с интересом узнала, что незадолго до революционных событий 1917 года именно в Казанском соборе единственный раз за историю Петербургской епархии путём свободного голосования священства и мирян прошли выборы правящего архиерея. Им стал будущий священномученник Вениамин (Казанский).


В январе 1921 года ещё до закрытия собора именно он освятил придел священномученника Ермогена, патриарха Московского.


После процесса по реквизиции церковных ценностей в 1922 году, в процессе коего был безвинно расстрелян Митрополит Вениамин (Казанский), интерьер собора также сильно пострадал. Из него было изъято одного серебра весом около 2 тонн, в результате чего в горниле переплавки погиб уникальный серебряный иконостас. Меня удивило, что вопреки увеличивающимся репрессиям здесь до 1925 года всё же существовала богадельня для престарелых женщин, да и приход оставался многочисленным. Не прекращались миссионерская и благотворительная деятельность.


С 1928 года храм отдан в руки «обновленцев», а с начала 1932 года – закрыт.


В подвалах храма ГПУ устроило склады. На мой взгляд, настоящим кощунством было то, что в соборе, так много значившем для России, новые власти решают создать ни что-нибудь, а именно Музей истории религии и атеизма.


Мне довелось побывать там ещё в детстве. Осталось ощущение пустоты, тяжести и сердечного недоумения. Но всё это теперь в прошлом.

Восстановление духовной жизни в Казанском соборе

В начале 90-ых годов XX века собор стал постепенно возвращаться к своему истинному предназначению. И мне радостно, что я вместе с моими друзьями была очевидцем этого возрождения. Осенью в 1990 году в хранилищах Музея атеизма и религии, расположенного в Казанском соборе, были обретены утраченные в годы репрессий против церкви мощи преподобного Серафима Саровского. Торжественное богослужение по случаю их нахождения возглавил Патриарх Алексий II. Из Ленинграда 6 февраля 1991 года святые мощи были отправлены на поезде «Красная стрела» в Москву. В то время власти всё ещё пытались не допустить широкой огласки произошедшего, но, тем не менее, на проводы преподобного Серафима собралось огромное множество людей.

Это народное море даже затрудняло отправление поезда с Московского вокзала. Когда состав тронулся, то все присутствующие с почтением сделали земной поклон. Вскоре, в 1991 году начинаются службы в левом приделе. Освещение центрального придела после долгих лет забвения произошло в 1992 году.


В конце апреля 1994 года на соборный купол был вновь торжественно поднят крест.

Главная святыня


Что касается самой центральной святыни Санкт-Петербургского Казанского кафедрального собора, то до сегодняшнего дня продолжаются исследования, касающиеся истории её появления на берегах Невы. Я читала разные версии насчёт того, какой именно из списков подлинника (или даже сам подлинник) оказался в Санкт-Петербурге. По одной из них это была икона, с которой в 1611 году казанское ополчение отправляется в Москву выступить против осадивших её шляхов и литовцев, и которую потом оно передаёт нижегородцам под предводительством Минина и Пожарского.


С тем Образом 22 октября 1612 года и был взят вначале Китай-город, а затем Московский Кремль, а икону князь Дмитрий Пожарский помещает в 1636 году в построенный им у Красной площади Казанский храм.


Это святыню впоследствии стал особо почитать царь Михаил Фёдорович Романов. Именно он повелел на всероссийском уровне праздновать её дни: 21 июля (дата удивительного появления Образа Богоматери в Казани) и 4 ноября (день освобождения Москвы от иноземцев). После рождения сына, царевича Дмитрия, сын Михаила Фёдоровича Алексей Михайлович начинает считать икону хранительницей рода Романовых.


Это было перенято и всеми последующими правителями этой династии. Разумеется с иконы стали также писаться списки. По другой версии в Казанском соборе Санкт-Петербурга представлен список, сделанный с Казанской иконы после её чудесного обретения и переданный царю Ивану Грозному. То есть до сих пор нет единого мнения, какая именно икона находится сегодня в храме. Но то, что с XVIII века она уже являла чудеса, доказывают многочисленные письменные и устные свидетельства. А я считаю, что при поклонении любой святыне истинно утверждение «По вере вашей да будет вам».


Социальная деятельность при Казанском соборе в наши дни

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурге ведёт, на мой взгляд, весьма значительную социальную работу:

  • По благословению протоиерея Павла Красноцветова, являющегося в настоящий момент настоятеля храма, здесь открыт паломнический центр. Главная цель – возрождение и поддержка христианской традиции посещения святых мест для «богомолья». Здесь предлагаются как экскурсии одного дня, так и продолжительные поездки, в том числе, к святым местам зарубежья. Если вас заинтересовала данная информация, то сообщаю телефон службы: 930-47-12. Время работы: ежедневно 12:00–17:00
  • При соборе существует богатая библиотека, в которой помимо литературы есть аудио и видео записи.



Как добраться до Казанского собора

Подскажу, как добраться до Казанского кафедрального собора. Вам нужно доехать на метро до станции «Гостиный двор» и выйти на сторону «Канал Грибоедова». Собор будет напротив (нужно только перейти Невский проспект). Перед храмом располагается Казанский сквер.


Время для посещения Казанского собора

Хочу вас обрадовать, что вход в собор свободный. Только не забывайте, пожалуйста, что это православный храм, где необходимо соблюдать не сложный дресс-код. Хотя масса «импортных" туристов заходит сюда, в чём придётся. Но я предполагаю, что воспитанный человек (подобный нам с вами) будет уважать правила духовных мест, которые он посещает, будь то православная церковь, мечеть или буддийский храм.

Собор открыт каждый день: в будние с 7:00 утра, в воскресенье и праздники с 6:30

Доступ посетителей в храм прекращается после завершения вечерней службы, около 21:00. В продолжении рабочего времени здесь происходят Таинства крещения и венчания, принимаются заказы на разные духовные требы.

В помещении храма постоянно присутствует дежурный клирик (священник), с которым можно обсудить волнующие или заботящие вас жизненные проблемы даже в том случае, когда вы не являетесь прихожанином собора (да и жителем Санкт-Петербурга).

Под колоннадой героического храма

Я очень надеюсь, что мой рассказ о петербургском Казанском кафедральном соборе не оставил вас равнодушными.


Храм живёт и активно действует сегодня. Молитвы, возносимые в нём ежедневно, оберегают наш город, его жителей и гостей. Здесь сохраняется память о героических временах и славных победах русской армии, о замечательных людях России, которые сражались и трудились во благо Отечества и своих ближних.


В соборе продолжаются традиции благотворительности и духовного окормления, поддерживаются культурные начинания города, большое внимание уделяется воспитанию молодёжи. Непременно побывайте здесь, поклонитесь великой русской святыне – Образу Казанской Божией Матери, почтите память фельдмаршала М. И. Кутузова и всех ратников, принёсших победу стране в Отечественной войне 1812 года. В тёплое время посидите на скамеечке в парке у собора и полюбуйтесь на роскошный фонтан и великолепные монументы русским полководцам.


Я уверена, что встреча с этим шедевром церковного зодчества и местом, сохраняющим историческую память, оставит в вашем сердце добрый след.