Храм гефеста - один из самых величественных памятников древней греции. Древний город афины и его памятники Памятники древних Афин – храм Тесея

04.07.2023 Москва

Строение иллюстрирует традиции классической античной архитектуры и полностью соответствует канонам греческого дорического ордера. Основным материалом для его создания послужил пентелийский мрамор. Именно из него строители возвели монументальное сооружение длиной почти 32 метра, а высотой около 14-ти.

Сооружался храм трёхнефным: деление на части происходило за счёт двух рядов колонн в дорическом стиле. В древних документах и описаниях можно найти упоминание о том, что когда-то внутреннее пространство строения украшали бронзовые изваяния Гефеста и Афины Эрганы, которая также покровительствует ремесленникам и производствам.

На метопах (части фриза, характерные для дорического ордера), смотрящих на восток, можно увидеть рельефы, изображающие подвиги Геракла. На такие же метопы, только ориентированные на север и юг, нанесены изображения Тесея и его подвигов.

Для входящих в храм Гефеста первым, что они видят, становится пронаос - открытая пристройка перед главным входом. Позади размещается опистодом - отделённая задняя часть строения на западном фасаде. Эти архитектурные элементы также украшены фризами с рельефными изображениями. На пронаосе мастера высекли момент поражения Паллантидов в битве с Тесеем, а на опистодоме можно увидеть эпизод кентавромахии - битвы кентаров.

В ходе изучения святилища Гефеста в нём были найдены фрагменты статуй, некоторые из которых выполнены из паросского мрамора. Сегодня эти элементы хранятся в музее афинской Агоры.


Историческая справка

Назвать точную дату строительства религиозного сооружения сегодня невозможно. По предположениям историков это произошло в период с 460 по 420 гг. до нашей эры. Именно в этот промежуток на западной стороне афинской Агоры - городской рыночной площади - возник храм, посвящённый богу-покровителю всех кузнецов и повелителю огня Гефесту. Имя автора этого строения в истории не сохранилось, но специалисты полагают, что зодчим выступил тот же самый мастер, который возвёл храмы Ареса и Немезиды, а также святилище на мысе Сунион.


Среди афинян сооружение долгое время считалось Тесейоном - местом поклонения Тесею. Скорей всего, жителей ввели в заблуждение изображения подвигов этого мифического персонажа на архитектурных элементах постройки. По этой же причине долгий период ошибочно считалось, что сюда были перенесены останки Тесея.


Проведённые раскопки позволили специалистам утверждать, что в период эллинизма прилегающую территорию украшали растения в горшках. Останки этих цветочных горшков обнаружили археологи. В 7 веке нашей эры святилище начало использоваться в качестве христианской церкви, и было освящено в честь Святого Георгия Акамаса. В этом статусе сооружение существовало до первых десятилетий 19 века.

На сегодняшний день храм Гефеста считается одним из наиболее сохранившихся образцов греческой античной архитектуры.

В 1834 году оно стало местом, где чествовали первого короля независимой Оттона I. Именно он инициировал перемещение экспонатов Национального археологического музея в эти стены. С этого момента из религиозного объекта храм Гефеста превратился в сооружение культуры. В 1930-х здесь стартовали раскопки, осуществляемые представителями Американской школы классических исследований в , и экспозиция была вынуждена переехать. В ходе изучения этого места специалисты также занимались и его частичной реставрацией. Так, в 1978 году они восстановили крышу сооружения.


Как добраться

Передвигаясь на личном автомобиле, необходимо найти на карте афинскую Агору и ориентироваться на неё. Она заключена между улицами Polignotou, Apostolou Pavlou, Ag. Asomaton и Adrianou.


Без машины сюда можно добраться на метро - станции зелёной ветки Тисио или Монастираки (Monastiraki). Пеший путь от них до пункта назначения составит около 8-10 минут. Из автобусных маршрутов подойдёт 227-й: он едет до Αktaioy. Также пешком можно дойти от The Saloniki Isap Station. До этого пункта доезжают 25-й, 26-й, 27-й, а также 35-й, 227-й и 500-й маршруты.

Кроме того, чтобы сократить время на дорогу до Агоры, можно подобрать один из отелей в непосредственной близости от неё. Например, в шаговой доступности находятся Thissio View, Phidias Hotel Athens или Suitas.

Храм Гефеста на карте

Время работы

В храм Гефеста можно попасть со вторника по пятницу, исключая выходные на Рождество и Новый год, Пасху и некоторые другие большие праздники, выпадающие на эти дни. Прийти сюда можно начиная с 8 утра и до 15 часов дня. Уточнить рабочие часы и дни можно по телефонам +30 2103214825, +30 2103210185 и +30 2103210180.

Стоимость билетов

Стандартный билет обойдётся в 8 евро, льготный для студентов и пожилых людей будет стоить вполовину дешевле. Также есть возможность приобрести единый билет стоимостью около 30 евро, с которым можно посетить ряд достопримечательностей города: Акрополь, древнюю Агору, храм Зевса Олимпийского и некоторые другие.

Дети и люди с ограниченными возможностями имеют право на свободный вход. Однако в определённые дни бесплатный осмотр сооружения доступен всем желающим.

Обычно вход бывает свободным каждое первое воскресенье месяца с ноября по март, в Международный день музеев 18 мая, в Дни европейского культурного наследия, которые приходятся на последние выходные сентября, а также в дни национальных праздников.

Экскурсии

Нередко осмотр святилища Гефеста входит в программу обзорных экскурсий по городу или экскурсий по главным древнегреческим святыням. Часто его посещают в ходе знакомства , который располагается неподалёку. Такая экскурсия по древней части города займёт около 2-3 часов и обойдётся в 300-350 евро для группы от 3 до 5 человек.


Можно заказать и отдельную прогулку с экскурсоводом непосредственно по афинской Агоре, включающую в себя и посещение храма Гефеста в том числе. Цена такой экскурсии начинается от 29 евро с человека.

Один из самых древних храмов Афин и всей Греции стоит того, чтобы увидеть его не только на фото, но и познакомиться с ним лично. Храм Гефеста дарит возможность перешагнуть историческую грань и прикоснуться к тому, что было создано не просто давно, а очень давно - ещё до нашей эры.

Визитная карточка

Адрес

Афины 105 55, Греция

Стоимость

Взрослый - 8 евро, студенты и пенсионеры - 4 евро, дети - бесплатно.

Время работы

Вторник-пятница (кроме выходных на Рождество и Новый год, Пасху), с 8:00 до 15:00

Оказавшись в Греции, можно долго любоваться руинами древних храмов, благо, в ней много городов, где сохранились остатки величественных сооружений. К сожалению, время и люди не ко всем строениям были одинаково благосклонны. Греческие земли с древних времен являлись лакомым куском, за который ожесточенно сражались. В результате многочисленных набегов существенно страдала античная архитектура.

Одним из наиболее интересных и хорошо сохранившихся сооружений древности является храм Гефеста – бога огня и покровителя кузнецов. Храм величает северо-западную часть агоры – площади собраний в Афинах. В античности агора была центром Афин, местом проведения состязаний, решения насущных вопросов и совершения всевозможных обрядов. Стоять в непосредственной близости от агоры могли только самые важные сооружения, в том числе и храмы. Одним из них был храм Гефеста. Посетить его можно не совершая долгих загородных поездок.

Бог Гефест в греческой мифологии

Гефест, сын Зевса и Геры, в пылу ссоры между родителями упал с Олимпа на земли острова Лемнос, который возник из вулканической породы. Божественные силы не уберегли его от увечья, при падении молодой бог повредил ногу и навсегда остался хромым.

По описаниям в легендах, боги Олимпа проводили основную часть времени в праздных забавах и пышных гуляниях, но Гефесту пришлось осваиваться на земле и много трудиться. Он повелевал вулканами и огнем, и, как следствие, кузнечным ремеслом. Сам бог славился особым мастерством и достижениями в кузнечном деле. Именно он создал доспехи с оружием для Ахиллеса, сделав его почти неуязвимым. Только «ахиллесова пята» позволила победить героя.

История строительства храма Гефеста

Храм Гефеста многократно упоминается в трудах античных летописцев. Работа с документами показала, что построен он был при правлении царя Перикла. Период его царствования считается золотым в истории Греции. Мудрый царь умел словами вдохновить народ. Как великий полководец он завоевывал земли с наименьшим кровопролитием, а также легко отражал атаки неприятеля.

Перикл отдал приказ о строительстве храма Гефеста, работы продолжались около 35 лет с 450 г. до н.э. Строительство сильно затянулось, современники отмечали, что за такой срок можно было соорудить несколько храмов. Причиной задержки стала переброска рабочих на строительство Парфенона.

История не сохранила имя архитектора, который спроектировал столь величественное сооружение, но ученые предполагают, что Храм Гефеста, как и храм Посейдона, проектировал Алкамен – знаменитый архитектор того времени.

Древние летописи сохранили описание храма Гефеста во всей красе. Указано, что кроме самого здания был разбит прекрасный сад, в котором под тенью деревьев рождались творения великих философов.

К VII в. н.э. могущество Греции давно кануло в лету и храм стоял в запустении. Пока еще крепкое здание облюбовали православные священники. Здание получило вторую жизнь в образе храма Св. Георгия. При баварском правителе Оттоне христиане оставили помещение и к нему вновь вернулось прежнее название. Сегодня храм Гефеста – крупнейший музей под открытым небом.

Описание храма

Хорошо сохранившись, храм Гефеста, стал наиболее удивительным и величественным сооружением в Афинах. Постройка венчает холм центральной площади (Агорайос). Фундамент составляет 31,7 м в длину и 13,7 м в ширину. Туристы могут увидеть все величие дорических колон и крыши, над которыми трудились древние мастера. В восточной части храма плиты фриза (метопы) выполнены в виде скульптур. В них отражены легенды о Геракле и Тесее.

Павсаний – античный философ – видел храм в период рассвета и описывал поразившее его сооружение. Внутри, по его словам, находились большие бронзовые скульптуры Гефеста и Афины Паллады (богини городов), стены и окна украшали множество фресок и мозаика. К сожалению, они не сохранились до наших дней из-за беспощадности завоевателей и мародеров.

Период правления Перикла отличается архитектурой в дорическом стиле. Это направление часто практиковалось при постройке храмов. Среди них храмы Гефеста и Посейдона, а также знаменитый Парфенон. В ходе раскопок, начатых в прошлом веке на афинской агоре, поблизости обнаружилось много кузнечных и гончарных мастерских. Ремесленники старались заниматься любимым делом ближе к своему покровителю. Они верили, что огонь будет здесь особенно послушным, а работа станет отличаться особым качеством.

Альтернативная теория

Наличие изображений Тесея и некоторые давние сказания говорят о том, что храм мог быть посвящен вовсе не Гефесту, а античному герою Тесею. В это верят некоторые ученые и часть жителей Афин. Такая честь ему досталась за победу над кровожадным Минотавром. Некоторые даже предполагают, что сам Тесей похоронен под основанием храма. Эта теория подвергается многочисленной критике и не имеет документального подтверждения. Единственное, что выяснили археологи, что до постройки храма Гефеста на этом месте находилось небольшое святилище. Кому в нем приносили дары и поклонялись, история умалчивает.

Благодаря географическому положению и хорошему состоянию храм Гефеста пользуется популярностью у туристов. Посетить в Афинах этот музей под открытым небом можно каждый день. Плата за вход на территорию весьма умерена, а для несовершеннолетних и вовсе отсутствует.

Путешественники, которые успели посетить многие страны, рекомендуют новичкам в этом деле начать знакомство с историей и изучение старинных архитектурных шедевров с посещения Греции. Храм Гефеста очень хорошо сохранился, аналогов по степени сохранности в мире немного. У него родные колонны, фронтоны и почти вся крыша. Больше всего пострадали украшения и фрески.

Экономика и памятники

Только в Греции, испытывающей сейчас трудности в экономической сфере, можно посмотреть много исторических памятников и других интересных мест, созданных нашими далекими предками задолго до В древности страна переживала и расцвет, и но, к сожалению, в основном на этой земле шли ожесточенные войны между чужеземцами, которые мечтали захватить контроль над этой страной. Храм Гефеста в Афинах все равно привлекает туристов.

Все эти факты оказали влияние на сохранность большого числа храмов и святилищ, часть из них в начале XX века археологи буквально откапывали. Среди небольшого количества сохранившихся до сегодняшних дней строений - всемирно известный Храм Гефеста. Большое количество сохранившихся письменных источников говорят об Афинской агоре, но значение этого слова найти проблематично. Для понимания значения сооружения нужно рассказать, чем для жителей греции того времени была эта агора. Афинская агора находилась в центре Афин и служила местом проведения сборищ, обрядов, соревнований и ярмарок. Можно сказать, что она была аналогом форума у римлян, возведенном до рождения Иисуса Христа.

На этом месте и около него строились только значимые для населения храмы, театры и другие сооружения. Храм Гефеста на Агоре принадлежал к их числу. Сейчас его могут рассмотреть туристы, которые посетят Афины. Интересно, что храм дожил до наших дней не из-за любви греков к язычеству, а благодаря православию.

Гефест

Мифы гласят, что Гефест являлся и Геры. По легенде, во время очередной ссоры между Зевсом и Герой Гефеста сбросили на вулканический остров. Божественное происхождение не спасло его от травм - он получил перелом ноги и стал хромать. Храм Гефеста - это здание, населенное мифами и разными историями.

При детальном рассмотрении всех мозаик и изображений, легенд и мифов, повествующих о жизни богов, можно прийти к выводу, что все боги постоянно пировали. И лишь в качестве развлечения они спускались к людям. И только Гефест без перерыва работал, потому что был кузнецом и имел власть над огнем и вулканами. Он изготовлял лучшее оружие и снаряжение древнегреческому воину Ахиллесу, который прославился своим уязвимы местом - «ахиллесовой пятой». Жизнь бога-кузнеца сложилась тяжело и проходила у безумно жаркого огненного горна. Любители мифологии стремятся посетить храм Гефеста. Фото памятника можно отыскать во многих путеводителях.

История храма

Согласно словам ученых-исследователей, изучавших разные письменные источники и предания, этот храм воздвигнут во время правления Перикла. Он обладал способностью речами убеждать граждан, а талантливое управление войсками помогло с минимальными потерями защититься от атак врагов. Считается, что время правления Перикла - золотой век Афин. По его приказу было воздвигнуто это известное сооружение.

Его строили на протяжении 35 лет, начиная с 450 года до нашей эры. Не трудно заметить, что за это время была возможность строительства нескольких таких объектов. Но источники говорят нам, что многих задействованных людей отправили на возведение огромного Парфенона. Величественный получился храм Гефеста. Афины в большей степени славятся им.

Великолепные сады

Несмотря на имеющиеся у ученых-историков записи путешественника Павсания, описавшего даже древний Коринф, доподлинно неизвестно имя архитектора, который разработал план этого храма. Часть старинных письменных источников гласит, что на прилегающей территории Храма Гефеста существовал великолепный сад. В этом месте философы под тенью деревьев размышляли о жизни.

Языческий храм был переделан в Церковь Святого Георгия уже в VII веке нашей эры. Это произошло по причине того, что былое величие Афин уже прошло: в городе отсутствовали деньги и рабочие. Кстати, христиане часто превращали в храмы старинные здания. Взять, к примеру, известную во всем мире «Башню ветров», являющуюся одной из самых старинных станций по наблюдению за погодой. Король Оттон вынудил христиан оставить это здание и сделал из него музей. Такую историю пережил храм Гефеста. Греция - это страна мифов и легенд.

Архитектура храма

Храм Гефеста - одно из немногих сооружений, доживших до наших дней в отличном состоянии, в этом его удивительность. Он расположен на холме Агорайос, размеры строения составляют 31,7 х 13,7 м. Чудесным образом сохранились в целости тридцать четыре колонны и крыша здания. Нужно отметить ионический стиль фриз храма, где почитали Гефеста. Восемнадцать из шестидесяти восьми метоп сделаны в виде скульптур. Метопы поведают путешественникам о подвигах Геракла и приключениях Тесея.

Скульптуры, которых нет

Известный мыслитель Павсаний, описывавший замеченное во время странствий по свету, в своих заметках повествует о том, что в середине храма были 2 большие бронзовые скульптуры:

  • повелителя огня Гефеста;
  • покровительницы столицы Греции Афины Паллады.

К сожалению, эти статуи, как и многие фрески и мозаики, разрушены и украдены врагами и грабителями.

Храм рабочих

Думают, что Храм Гефеста создан по образу Парфенона, так же как и многие другие храмы меньших размеров, бывших ранее в Афинах. Их мнение не голословно, потому что в то время большинство святилищ для почитания богов возводились в дорическом стиле. Кстати, археологи нашли в районе Храма Гефеста много остатков мастерских кузнецов и гончаров. Этот факт свидетельствует о желании мастеров того времени выполнять работы вблизи повелителя огня и его храма.

Стоит добавить к сказанному, что большинство греков и сегодня уверены, что это здание возведено в честь Тесея, победившего в сложных и запутанных тоннелях ужасного Минотавра. В подтверждение упомянутой странной версии указывают статую Тесея, который состязается с Гераклом. Раньше было мнение, что под строением захоронено тело смелого героя Тесея. Но проведенные раскопки не обнаружили под ним и около него никаких захоронений. Однако исследователи сделали еще одно открытие: скромное святилище, которое существовало много ранее самого храма. Его предназначение и другие подробности узнать практически невозможно, так как от него остались лишь остатки каменных стен.

Внешний вид храма привлекает большое количество путешественников и по праву считается самой популярным объектом Войти в Храм Гефеста можно за небольшую плату. А дети могут посмотреть вживую эту достопримечательность с родной крышей без какой-либо платы. Вид этого храма завораживает своим величием и помогает представить Древнюю Грецию во всей красе и могуществе. Храм Гефеста (Афины) место, которое стоит внимания.

Гефестейон на Агоре, или храм Гефеста – наиболее сохранившаяся достопримечательность древней рыночной площади Афин. Его сооружение специалисты относят к промежутку между 460-ми и 420-ми годами до нашей эры, периоду почитания древних божеств.

В VII веке храм Гефеста был преображен в христианскую церковь Святого Георгия. Когда в христианстве появились различные течения, храм в XVIII веке стал местом захоронения протестантов. Однако все эти превращения давно забыты, а храм Гефеста навечно остается образцом античной архитектуры.

Сооружен храм Гефеста на прямоугольном основании из массивных каменных плит, уложенных в несколько рядов. Роль ограждающих конструкций выполняют ряды колонн по всему периметру сооружения. Прибывающие в греческую столицу туристы посещают храм Гефеста в составе экскурсий на Агору или других организованных маршрутов, а также самостоятельно.

Афинский храм Гефеста и его окружение

Представление о месте расположения и окружающих храм Гефеста достопримечательностях лучше карт и планов дает высотный снимок. Указателями в виде надписей и стрелок обозначены сам храм, а также приметное восстановленное здание — , о которой мы уже писали.

Именно по Стое легче всего ориентироваться по сторонам света, она протянулась с севера на юг. Храм Гефеста находится от ориентира в западном направлении, рядом с ним законсервированные развалины афинской Агоры , также описанные в одной из публикаций. Сверху видна и окружающая растительность, и другие объекты туристического интереса.

Осматривая оставшиеся фрагменты древнейшей торговой площади, лучшие кадры посетители делают, если захватывают кадром храм Гефеста на заднем плане. Перспектива снимка приобретает завершение, а древние развалины словно оживают. Кустарники словно намеренно расположены так, что делят снимок на логически законченные зоны.

Раскопанные древние фундаменты и остатки стен расположены на нескольких высотных отметках. Каскад развалин выглядит весьма впечатляюще, и храм Гефеста смотрится как логичное завершение панорамы. Очищенные от многовековых наслоений древнейшие остатки построек и сами познавательны, становятся объектами фото- и видеосъемки вездесущими туристами.

Поросший средиземноморской растительностью холм, открывающийся взгляду позади развалин, дает представление об объеме земляных работ, выполненных археологами. Раскопанные древности укрывал такой же толщины слой грунта, что и высота возвышенности. На месте раскопок оставлены только те элементы древних строений, которые нецелесообразно размещать в музейных условиях, которым не грозит расхищение для частных коллекций.

Ценные экспонаты размещены в музее Агоры, который находится в воссозданной в прошлом веке Стое Аттала. Некоторые массивные изделия, числящиеся экспонатами этого музея, оставлены под открытым небом, в частности – женская безголовая статуя. Характер одеяния женщины позволяет предположить, что выполнена скульптура в римскую эпоху.

В музейных каталогах и на пояснительной табличке произведение неизвестного скульптора названо Нереидой. Греческое происхождение этих мифических подводных богинь римскую версию не опровергает, ведь римляне восприняли и сохранили многие легенды древних жителей Эллады. Тем более, что достоверно известно о массовом использовании римлянами греческих статуй как строительного материала.

Конструктивные составляющие Гефестейона

Многие посетители афинских достопримечательностей осматривают храм Гефеста после посещения Стои Аттала, подходя к сооружению с его западного фасада. Здание с этой стороны хорошо освещено, что благоприятно для получения качественных снимков и роликов. Четко просматриваются и каменные плиты основания, и колонны, и другие элементы сооружения.

Древние строители знали о периодически тревожащих Афины землетрясениях, поэтому устойчивая опорная поверхность столь внушительна. Колонны дорического архитектурного ордера по фасаду размещены классической шестеркой, по боковой стороне их 13 штук. На капителях покоятся портики с лаконичными декоративными деталями, на портиках – элементы перекрытия. Крыша воссоздана при реконструкции, которой храм Гефеста подвергли во второй половине прошлого века.

За лицевыми колоннами частично просматриваются внутренние, которыми храм Гефеста разделялся на три нефа. Подобное построение воспроизводили и многие христианские церковные здания более поздних времен исполнения. По поводу внутреннего наполнения Гефестейона опубликованы много предположений, но мы их не приводим, потому что реально подтвердить эти данные не можем.

Для строительства древние мастера использовали мрамор — для колонн и других наружных элементов. Плиты основания изготовлены из более распространенного и прочного камня, предположительно гранита или базальта. Читающие пояснительные надписи туристы вряд ли запомнят эти подробности, если не имеют какого-либо отношения к строительной отрасли.

Храм Гефеста из-за своей неплохой сохранности позволяет получить представление обо всех элементах религиозного здания. Верхние части колонн заканчиваются капителями, служащими опорой для несущих балок портала. Дорическая капитель – самая простая конструкция, лишенная декоративного назначения. Ствол колонны заканчивается круглым эхином, между ним и балкой – квадратная абака.

Балки портала состоят из отдельных блоков, которые поднимали на установленные колонны поочередно. Блочную структуру подтверждают видимые швы. В некоторых из них проросли неприхотливые растения. Верхний ряд блоков имеет плохо различимый рельефный орнамент. Треугольный фронтон невысокий, выступающий вперед, на нем формировался конек крыши.

Рассматриваем храм Гефеста подробнее

Детали колонн древних греков наглядно представлены по отдельности в . Там можно все части видеть по отдельности и фантазировать о порядке сборки, а храм Гефеста такой возможности не дает. Однако и собранные колонны несут информацию о своей структуре, видимую подготовленным людям.

Хорошо различимы швы между отдельными дисками, составляющими стволы колонн. Продольные желоба – каннелюры выполнены вплотную, без площадки между ними, которые появились в более поздних ордерах. Нет у дорических колонн и опорной части (базы), они стоят непосредственно на опорных плитах основания храма.

Следующий фотоснимок иллюстрирует вышесказанное еще более наглядно. Колонны словно вырастают из основания без каких-либо прокладок. Следует обратить внимание на стопорные элементы между плитами основания. В выдолбленных углублениях заложены каменные клинья, не дающие плитам смещаться при подземных толчках.

От подножия колонн при взгляде вверх видны значительные смещения между отдельными дисками колонн. Они не привели к обрушению, потому что внутри заложены стопорные детали, входящие в соприкасающиеся диски.

Выбрав при землетрясениях все зазоры, детали фиксируются в постоянном положении. При этом возникает некоторое прерывание каннелюров, но заметно оно только при близком рассмотрении.

Снизу видима и конструкция кровли, частично восстановленная при последней реконструкции. Состоит она из отдельных кассет, для облегчения подъема выполненных наподобие решеток. Не хотелось бы гадать, но наверняка плиты кровли имеют стопорные детали, не дающие им сползать вниз при толчках или под собственной тяжестью.

Храм Гефеста внутри и со стороны

Сквозь внешние колонны западного фасада частично видно внутреннее устройство храмового пространства. Храм Гефеста имел в середине замкнутое молитвенное пространство — целлу, или наос, куда входили через пронаос – проходное помещение с запада. Внутренний портал украшен скульптурными изображениями подвигов Геракла и Тесея. По преданию, бог Гефест готовил доспехи для воинственных богов и героев.

Окружающая внутренние помещения святилища колоннада именуется периптером, это главное отличие античного храма от христианского. Вообще последователи Иисуса очень многое переняли у древних римлян, а те – от греков. Это и ориентация религиозных зданий, и наличие тайного помещения (алтаря), и изображения божеств. Единобожие христиан – главное отличие от язычества с его сонмом богов, одним из которых и был бог-кузнец Гефест.

Большинство посещающих греческую столицу раньше либо позже попадают на афинский Акрополь, описан этот холм и его храмы и нами. С вершины Акрополя можно увидеть и храм Гефеста, и руины Агоры, и новодел – Стою Аттала. Неплохая по качеству фотография только отчасти передает красоту этого вида, предпочтительно личное зрительное восприятие.

Находясь на Акрополе, можно воочию убедиться в сходстве архитектуры здешних святилищ с храмом Гефеста, по крайней мере принципиальном. Если же на главный холм Афин вы попали раньше, чем в храм на Агоре – не пренебрегайте и его посещением. Не зря считается, что храм Гефеста – наиболее сохранившийся со времен античности.

Стоял на том же месте, на котором стоят современные Афины. Древние Афины стоялив пяти километрах от моря, в 7-8 километрах от Пирейской гавани, на северном берегу Илисса, речки, обыкновенно пересыхающей летом. Невдалеке от северного края древних Афин течет на плодородной равнине другая речка, Кефисс. У самого края города на севере подымалась уступами гора Ликабет. Окружность древнего города Афин вместе с Пиреем, который соединен был с городом стенами, составляла около 25 километров. Восточная и северная части древних Афин, составлявшие большую их половину, лежали на равнине; юго‑западная часть была построена на двух грядах холмов, разделенных небольшою ложбиною; передняя гряда идет с севера на юг, задняя, находящаяся к юго‑западу от неё, имеет направление, одинаковое с Ликабетом, с северо‑востока на юго-запад. Передняя гряда состоит, главным образом, из двух скалистых холмов. Восточный холм её – самое высокое место в целом городе. С трех сторон он подымается над равниной крутыми утесами; только с западной стороны можно на него всходить. На его довольно обширной верхней площади стояла цитадель древних Афин – Акрополь. На запад от Акрополя поднимается скалистый холм Ареопага; на восточной окраине этой скалы собирался, по древнему обычаю под открытым небом, афинский трибунал, именем которого называлась она, а под обрывом её восточной окраины, в скалистой ложбине между холмом Ареопага и Акрополем, стоял очень древний и пользовавшейся в Афинах большим уважением храм Эвменид. На северо‑западе от холма Ареопага подымается плосковершинный холм, который ученые называют теперь Тесеевым холмом (Theseion), потому что на северо‑восточной окраине его стоял храм Тесея. Самый значительный из холмов задней гряды находится на южном конце; это холм Муз (Музей, Museion), западный склон которого имеет почти четверть часа пути в длину. (На вершине его впоследствии стоял памятник родственника сирийских царей Филопаппа; этот памятник был виден с очень большего расстояния). На северо‑запад от холма Муз, отделяясь от него лишь узким ущельем, подымается плоскою террасою холм Пникса; на восточном склоне его находится искусственно выровненная терраса, окраину которой поддерживает громадная стена; археологи прежде полагали, что эта терраса была в древнем городе Афинах местом народных собраний, потому назвали ее Пниксом, как называлось у афинян место, где происходили народные собрания. На северо‑западе от холма Пникса, отделяясь от него лишь небольшою ложбиною, стоит скала, которую археологи называют холмом Нимф (потому что на скале есть надпись, посвящающая ее нимфам). Этот холм лежит почти прямо на запад от афинского Ареопага, а холм, примыкающий в нему с севера, прилегает к западной стороне Тесеева холма. Обе гряды составляли сплошную линию высот, служившую естественною защитой древних Афин со стороны гавани. Служивший с давних времен жилищем для эвпатридов, Акрополь вместе с прилегающими к нему с запада и с юга улицами и холмом Ареопага составлял в Афинах древнейший город. Вероятно, очень издавна принадлежала к нему также местность между Акрополем и Илиссом, называвшаяся Лимнами (Limna, «болота»). После персидских войн древний город Афины стал увеличиваться; в особенности разрастался он на север и северо‑запад; в его состав вошли соседние сельские общины: на севере, Ближний Керамик и Дальний Керамик, ставший северным предместьем; на западе Колон Агорский и Коллит, лежавший, вероятно, на восток от Колона. Дипилонские ворота (Dipylon) вели из древних Афин на северо‑восток в ту местность, где находилась Академия, сад с постройками, украшенный фонтанами; из других ворот города назовем Пирейские, Итонские, Диомейские, Ахарнские.

Памятники древних Афин – храм Тесея

Из развалин зданий древнего города Афин самый значительные:

В храме стояла статуя Афины, сделанная из слоновой кости, в золотой одежде; это было превосходное произведение Фидия. «Величественность форм здания, – говорит Прокеш, – блеск мрамора, безукоризненная гармония пропорций наполняли светлым спокойствием душу смотревшего на этот храм. Парфенон – диво совершенства. Самые незначительные, самые закрытые от взгляда части его отделаны с такою же заботливостью, как и самые важные, наиболее бросающиеся в глаза. Работники трудились с благоговейной добросовестностью» – В 1687 году, при осаде Афин венецианцами, Парфенон сильно пострадал. Лорд Эльджин в 1801 и 1803 годах снял те статуи, какие еще уцелели на фронтонах, снял части фриза, уцелевшие на северной и на южной сторонах, собрал изваяния, лежавшие на земле, и перевез в Лондон. Теперь все эти фрагменты искусства древнего города Афин находятся в Британском музее, и составляют драгоценнейшую часть его коллекций. Байрон строго порицал лорда Эльджина, и многие повторяли это порицание; но оно несправедливо: правда, Парфенон лишился дивных изваяний, увезенных лордом Эльджином; но они спасены от разрушения тем, что были увезены из местности, находившейся под варварским владычеством турок. – На севере от Парфенона стоит храм Эрехтея (Эрехтейон), одно из превосходнейших зданий древних Афин и всей греческой архитектуры. Это собственно не один храм, а два, составляющее одно здание: храм Афины Полиады (Афины покровительницы города) и храм, называвшийся Пандрозием, в котором была гробница Эрехтея. По давнему преданию в этом здании находились: священное масличное дерево Афины, соляной источник Посейдона, и там была тайная пещера, в которой, жила священная змея, охранительница Акрополя. Там сохранялось и древнейшее изображение Афины, вырезанное из дерева, черное, похожее видом на мумию. Прежде тут был храм, построенный в первобытные времена. Новое здание, построенное на его месте, осталось во мнении афинян тем храмом, о котором говорили древнейшие и священнейшие их предания, и в нем продолжали совершаться обряды первобытных времен.

Эрехтейон (афинский Акрополь). Рисунок Э. Додвелла, 1821

Весь афинский Акрополь был наполнен статуями: в храмах, в колоннадах, на дворах, на улицах его – повсюду стояли изображения богов, героев и знаменитых людей. Все в нем блестело мрамором, бронзой, золотом. – Между храмом Эрехтея и Пропилеями стояла на высоком подножии колоссальная бронзовая статуя Афины Защитницы (Promachos). Возвращаясь на родину, афинский моряк еще с моря, между Афинами и Сунием, видел конец поднятого копья Афины Защитницы. Под Акрополем, в пещере, из которой вытекал ручей, было святилище Пана и Аполлона. Театр Диониса, развалины которого открыты прусскою ученою экспедициею 1861–1862 годов, стоял на юго‑восточном конце Акрополя, а на юго‑западном в позднейшие времена Ирод Аттический построил великолепный театр, Одеон, и назвал его Одеоном Региллы, в память о своей покойной жене.

Афинский Акрополь в древности. Реконструкция

На праздник великих Панафиней торжественная процессия приносила Афине новую одежду, пеплос, украшенный шитыми узорами. В этом шествии участвовали все уважаемые люди, все красивые девушки древнего города Афин. Процессия шла из Дальнего Керамика через Ближний Керамик, потом по улице Гермов, вдоль северной стороны Акропольского холма к Илиссу, к Элевсинию, потом мимо Пифийского храма, мимо Пеласгика, восходила через Пропилеи к Парфенону, и позолоченные двери храма, звеня, растворялись перед нею.

Афинские гавани

На юго‑западе от Афин вдается далеко в море скалистый полуостров Акте; северо-западная сторона его и общая линия берега образуют большой залив, северо-восточная сторона замыкает собою менее обширную бухту, имеющую лишь узкий вход. Северо‑западный залив, у которого лежало местечко Пирей, имеет тоже узкий вход, так что эта гавань легко может быть защищаема от неприятельских флотов, а она просторна, могла вмещать все многочисленные корабли, привозившие товары для древнего города Афин. В юго‑восточном углу обширной торговой гавани есть бухта, Кантар; она была военною гаванью древних Афин; по берегу этой бухты были расположены верфи для постройки военных кораблей, арсеналы; таким образом, военный флот не мешал торговому движению в Пирейской гавани. На востоке от древних Афин была маленькая бухта Зеа; еще дальше на восток, у Мунихии, была под высоким берегом другая маленькая бухта; обе они были исключительно военными гаванями; в Зейской гавани было построено до 200 сараев для хранения кораблей; в Мунихийской, которая меньше Зейской, до 100 таких сараев (остатки их видны). Всю эта часть прибрежья древние афиняне во время персидских войн по предложению Фемистокла обвели укреплениями колоссального размера. Стена, сложенная из тесаного камня, огибала все эти три бухты древних Афин; начинаясь от Этионейского мыса, она доходила на северо‑востоке до Мунихии; длина её составляла полторы географические мили; в толщину она имела 11 футов, так что по ней могли ехать рядом две телеги с грузом. Камни были скреплены между собою не известью, а железными скобами. На каждых ста футах была башня. Входы в гавани были узки от природы; но поперек их были построены каменные плотины, чтобы сделать их еще более узкими, и их можно было запирать цепями. Особенно сильно был защищен плотинами вход в Пирейскую гавань. По окончании персидских войн были построены две «Длинные стены», соединявшие древний город Афины с Пиреем; они шли в расстоянии стадия (около 180 метров) одна от другой; эта дорога между афинских Длинных стен стала улицею, застроенной домами.

Утраченные миры: Афины - древний город, видео