Петропавловский собор - архитектурная. Петропавловский собор Что украшает шпиль петропавловского собора

09.03.2024 Москва

Тут похоронены русские императоры, императрицы и многочисленные родственники дома Романовых.

Когда-то он был самым высоким зданием России. Изначально высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого. Затем колокольня стала выше еще на 10,5 метров.

До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе, после 140-метрового небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высота которого составляет 124 метра.

На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках. Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8.

Строительство храма началось 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года. 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведскими судами на Чудском озере.

30 мая 1712 года был заложен каменный Петропавловский собор. Он строился таким образом, что деревянный храм оставался внутри новой постройки. Работой руководил итальянский архитектор Доменико Трезини. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос. По приказу Петра I строительство началось с колокольни. Из-за нехватки рабочих рук, бегства крестьян и недостатка рабочих материалов она была закончена только в 1720 году.

Однако шпиль колокольни был укрыт листами золочёной меди только спустя некоторое время. Весь собор был достроен только к 1733 году уже после смерти Петра I.

Есть старая легенда, что на шпиль собора сверху идет луч очень мощной космической энергии. Чтобы получить эту энергию, нужно встать лицом на восток на пятачок из меди, вмонтированный в пол в преддверии храма. Находится он точно под шпилем.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращён в музей, большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

Лишь в 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение.

По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор совершенно не похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра

Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами.

Слева от входа есть гробница Великой княгини Александры Георгиевны. Она умерла молодой в результате несчастного случая. На 8-м месяце беременности прыгнула в лодку и промахнулась. А далее преждевременные роды, сына удалось спасти, а ее нет...

Надгробие Александры Георгиевны не выделяется из печального ряда надгробных монументов других членов императорской фамилии, и в то же время оно уникально. Ее гробница пуста.

В 1939 году по просьбе греческого правительства прах великой княгини Александры Георгиевны был перенесен в Афины. Как утверждает легенда, переговоры были недолгими, Сталин согласился отдать грекам прах великой княгини в обмен на бульдозер.

Царские врата в Петропавловском соборе.

Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров исполнен в 1722—1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного, резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой.

Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.


1. Петропавловский собор построен в 1712-1733 годах по проекту Доменико Трезини на месте деревянной церкви, стоявшей на этом месте в 1703-1704 годах.Колокольня собора увенчана шпилем и имеет общую высоту 122 метра, что позволяло ей до 2012 года быть самым высоким зданием Петербурга.

2. С самого начала собор являлся местом захоронения Романовых и их родственников. В 1896 году рядом было возведено здание усыпальницы для великих князей императорской фамилии и светлейших князей Романовских. Сюда из Петропавловского собора были перенесены восемь захоронений.

3. Великокняжеская усыпальница сильно пострадала в годы советской власти, много лет ремонтируется и до сих пор закрыта для посещения.

4. С собором её связывает белый коридор. Как видно, здесь всё уже готово, но проход пока закрыт.

5. Осмотрим интерьер трёхнефного собора.

6. Главный вход в храм со стороны Соборной площади.

7. Потолок украшен картинами на евангельские сюжеты.

8. К сводам подвешены пышные люстры.

9. Кафедра проповедника, украшенная золочёной скульптурой.

10. Позолоченный резной иконостас собора изготовили в Москве по рисункам Трезини.

11. Перед иконостасом находятся захоронения императоров и императриц XVIII века.

12. Слева в первом ряду - захоронение Петра I, увенчанное бюстом царя. Рядом с ним - Екатерина I (Марта Скавронская), его жена. Слева - Елизавета Петровна, их дочь, предусмотрительно озаглавленная табличкой «Елизавета I» на случай, если бы среди императриц появилась бы другая Елизавета. За Петром I лежит его племянница Анна Иоановна, дочь царя Ивана V. Слева во втором ряду - Екатерина II и Пётр III, перенесённый после смерти жены из Александро-Невской лавры. На их надгробиях стоит одна и та же дата погребения, что создаёт иллюзию, будто бы они жили вместе и умерли в один день.

13. Пётр Великий подписан как «Отец Отечества». Когда он умер в 1725 году, стены собора едва поднялись на человеческий рост, и его тело до 1731 года пролежало во временной деревянной часовне.

14. По другую сторону от царских врат так же в два ряда находятся надгробные плиты Павла I и Марии Фёдоровны, Александра I и Елизаветы Алексеевны, Николая I и Александры Фёдоровны, а также дочери Петра I, великой княжны Анны.

15. Все надгробия огорожены чёрными оградами, увенчанными набалдашниками в виде ваз, накрытых траурной тканью. Надгробия супругов очерчены единой оградой.

16. Все надгробия были в 1865 году заменены на мраморные, существующие и ныне, но два саркофага отличаются от остальных. Они были изготовлены в 1887-1906 годах из зелёной яшмы и розового орлеца для императора Александра II и его супруги Марии Александровны.

17. Все мраморные надгробия накрыты золочёными крестами, императорские по углам украшены изображениями двуглавых орлов. Одно из надгробий явно свежее других.

18. Оно поставлено над захоронением императрицы Марии Фёдоровны (принцессы Дагмары), жены Александра III. Умершая в 1928 году императрица была похоронена рядом с родителями в усыпальнице собора датского города Роскилле. В 2006 году её прах на корабле доставили в Петербург и захоронили рядом с мужем.

19. А в 1998 году в Екатерининском приделе собора упокоились останки последнего императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны и их дочерей Татьяны, Ольги и Анастасии.

20. Но самые первые захоронения в соборе можно увидеть лишь на экскурсии на колокольню собора, которую успели построить при жизни Петра Великого. Здесь, под лестницей, находятся могилы царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I, и его сына Алексея Петровича рядом с женой, принцессой Шарлоттой-Христиной Софией Брауншвейг-Вольфенбюттельской.

21. По стёртым ступеням поднимемся на нижний уровень колокольни, находящийся вровень с крышей собора.

22. Здесь во время блокады находился пост противовоздушной обороны.

23. Здесь можно посмотреть на первоначальный вид храма. Собор был окрашен в розовой гамме, ангел на шпиле был совершенно другим.

24. Вход был украшен пышным крыльцом со скульптурами.

25. Напоминаю, как собор выглядит сегодня (фото с Гранд-макета).

26. Здесь же представлен каркас фигуры ангела, находившегося на шпиле с 1858 года.

29. Каркас ангела заменили в конце XX века на современный.

27. Медная фигура, находившаяся на шпиле до 1858 года, находится в музее истории крепости. Её заменили при перестройке шпиля собора в металле, ведь до 1858 года шпиль был деревянным.

28. Нынешняя фигура-флюгер была отремонтирована и заново позолочена в 1995 году.

30. С этого яруса начинается сама колокольня. Внизу собраны старые грузы механизма башенных часов-курантов.

31. А также вот эта старинная лебёдка.

32. Запорный механизм на дверях, ведущих на открытую площадку собора.

33. По каменным ступеням поднимемся выше.

34. На балках-опорах установлен карильон собора.

35. Карильон - это внушительных размеров многоголосый колокольный музыкальный инструмент, родом из Бельгии. Кстати, «малиновый звон» назван так не за сладость звучания, а в честь бельгийского города Malines.

36. Первоначально карильон был привезён и установлен в Петропавловском соборе Петром I, но позже сгорел при пожаре, а восстановлен был уже в наши дни.

37. Инструмент состоит из множества неподвижных колоколов разного размера.

38. Языками колоколов можно управлять при помощи стальных тросов.

39. Играть на карильоне нужно вот с этого пульта. Преподаватель игры на инструменте, несмотря на «бородатость», на русском говорит с сильным акцентом, он явно откуда-то из Бельгии.

На видео можно послушать, как своеобразно звучит этот инструмент:

40. Над карильоном находится нижняя звонница, традиционная для православных храмов.

41.

42.

43. Самый большой колокол, диаметром больше метра.

44.

45. Звонят в эти колокола вполне традиционно - при помощи системы верёвок, привязанных к языкам.

46. Здесь же висят грузы расположенных ярусом выше часов-курантов.

47. Экскурсия не рассчитана на подъём выше нижней звонницы, поэтому под конец два кадра с сорокаметровой высоты.

48.

Описание

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Панорама на Петропавловскую Крепость и Петропавловский собор в Санкт-Петербурге лучше всего открывается с Дворцовой набережной от Эрмитажа. Комплекс сооружений Петропавловской крепости занимает всю территорию Заячьего острова, соединенного мостом через Кронверкский проток с Петроградской стороной. Гладь реки Невы, несет свои воды к Финскому заливу. Петропавловская крепость, выполненная по лучшим образцам военных фортификационных сооружений Европы, одета в гранит с неприступными бастионами.

Торжественный Петропавловский собор с высокой многоярусной колокольней, увенчанной башенкой сложной формы и стрелой золоченого шпиля с ангелом, куполом на высоком барабане и башенкой с золоченой главкой и крестом создает неповторимый силуэт. Отдельный корпус Великокняжеской усыпальницы, под большим четырехгранным куполом, соединен с собором через переход. Неповторимое сочетание военной крепости и религиозного сооружения, дополняют друг друга. Синтез водной стихии, архитектуры и небесного простора определяет то лицо города Святого Петра, которое живет в сердце каждого человека, видевшего эту незабываемую панораму хотя бы один раз в жизни.


Названный в честь небесных покровителей Санкт-Петербурга Святых апостолов Петра и Павла, Петропавловский собор является одним из главных символов города на Неве. Собор, выполненный в стиле петровского барокко, сориентирован вдоль течения реки Невы. С западной стороны расположена четырехгранная каменная четырех ярусная колокольня с окнами, башней сложной формы и высоким шпилем с ангелом и крестом (122,5 метра), в фасадной стене, украшенной валютами на уровне первого и второго ярусов полуколоннами и полуциркульными нишами, расположен главный вход, украшенный треугольным портиком с колоннами. Над восточной алтарной частью расположен высокий многогранный барабан с продолговатыми окнами и сложным по форме куполом с овальными окнами, башенкой с золоченой главкой и крестом. Собор покрыт двухскатной крышей. Ритм пилястр на боковых фасадах повторяет ритм высоких прямоугольных окон

.

Деревянная Петропавловская церковь в Санкт-Петербурге

Первая деревянная церковь была заложена 12 июля 1703 года в день Cвятых апостолов Петра и Павла. Оштукатуренные фасады церкви были расписаны под желтый мрамор. В небольшой башне со шпилем, построенной на голландский манер, было устроено несколько колоколов, на которых специальный человек вручную ударяя в определенный колокол, указывал количество часов в течение суток.


Каменный Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Большой каменный Петропавловский собор начали строить в мае 1714 года по проекту и под руководством архитектора Доменико Трезини прямо вокруг деревянной церкви, которую позже разобрали и перенесли в другое место. Для каменного собора был вырыт ленточный фундамент глубиной в 2 метра. По пожеланию царя Петра I первой начали возводить колокольню, она была необходима по стратегическим соображениям как смотровая площадка, чтобы вовремя предупреждать о приближении вражеских войск. В 1717 году голландским мастером Германом ван Болесом была выполнена сложная стропильная конструкция шпиля, установленного на колокольню. На шпиль подняли металлическое яблоко. В 1719 году рижский мастер Ф. Цимерс выковал 887 листов из красной меди, рижские мастера И. П. Штейнбейс и И. В. Эберхард позолотили эти листы и обшили ими шпиль. Одновременно возводился основной объем собора.



Портрет архитектора Доменико трезини


Петр I требовал вести работы на колокольне со всем возможным поспешанием с тем, чтобы уже в 1716 году установить на ней часы-куранты, привезенные им из Европейского путешествия. Часы-куранты заиграли на колокольне в августе 1720 года. Государь с иностранными гостями неоднократно поднимался на колокольню в полдень, когда на колоколах вручную игралась мелодия. Часовой механизм самостоятельно играл каждые четверть- и полчаса. С колокольни хорошо был виден весь Санкт-Петербург, в подзорную трубу можно было разглядеть Петергоф, Кронштадт и Ораниенбаум.


По эскизу Доменико Трезини мастерами Штейнбесом и Эберхардом из золоченых медных листов в 1723 году изготовили в виде флюгера фигуру ангела, который двумя руками держался за ось, в которою был помещен поворотный механизм. В ту пору высота колокольни от фундамента до верхней точки креста, которым заканчивалась ось, составляла 106 метров.



Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, построенный в западных традициях возведения храмов, был совершенно новым явлением в архитектуре религиозных сооружений в России того времени. Стены собора с высокими окнами были менее толстые нежели в традиционных русских храмах, один большой купол на барабане, высокие узкие пилоны внутри собора, повторяющие ритм наружных фасадных пилястр, колокольня с высоким остроконечным шпилем. Помимо библейских сюжетов при живописном оформлении внутреннего пространства собора были применены светские художественные орнаменты. Стены храма были расписаны русскими художниками Воробьевым и Негрубовым, плафон в центральном нефе расписал художник Петр Зыбин.



В 1725 году умер Император Петр I, через 2 года умерла супруга царя Императрица Екатерина I. В 1731 году после завершения строительства Петропавловского собора Петра I и Екатерину I похоронили перед алтарем у южной стены.



В 1760 году над могилами коронованных особ были выполнены надгробия из белых мраморных плит. Для захоронений Императора Александра II и его супруги Императрицы Марии Федоровны были выполнены надгробия из яшмы и орлеца.


Иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, символизируя победу России над Швецией в ходе Северной войны, имеет форму триумфальной арки. По первоначальному эскизу архитектора Доменико Трезини в мастерской Ивана Зарудного в Москве в 1722-1726 годах иконостас был выполнен из дуба и липы. В 1727 году иконостас был перевезен из Москвы в Санкт-Петербург в разобранном виде, собрали его и позолотили в самом соборе. Все резные декоративные элементы иконостаса отличаются редкой красотой и изяществом исполнения.



Царские врата перед иконостасом отличались торжественностью, тонкостью исполнения фигур архангелов Михаила и Гавриила, возвышающихся по обеимм сторонам на трехъярусных пьедесталах и все декоративные детали были покрыты золотом, что придавало всему алтарному месту праздничное, неповторимое по красоте, незабываемое впечатление. Иконы для иконостаса были написаны в артели Андрея Меркульева.


В 1732 году мастером Николасом Проскопом из резного позолоченного дерева была оборудована кафедра, над которой располагались фигуры апостолов Петра и Павла, над ними – четыре евангелиста. На самом верху – фигура голубя – символа святого духа. В нижней части кафедры были расположены живописные полотна с изображениями сюжетов из притчи о сеятеле. Царское место, выполненное из позолоченного дерева, обтянутое бархатом, установили в правой части центрального прохода. Кресла здесь никогда не было, так как царь Петр I во время служб никогда не садился.



Хрустальные трехъярусные продолговатые люстры, выполненные в конце 18-го века русскими мастерами, украшали центральный неф собора. У алтаря люстра подлинная, остальные были воссозданы после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.


В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль собора ударила молния, колокольня полностью сгорела, погибли голландские часы-куранты, была повреждена крыша. Однако иконостас благодаря его сборной конструкции был спасен. После скорейшего восстановления Петропавловского собора крыша становится более плоской, колокольню возводят каменную на сваях. В результате реконструкции в соборе появились дополнительные помещения.



На первом и втором ярусах колокольни появились валюты, внутри нее была устроена лестница. Изменилась форма высокого многогранного барабана под куполом, высота шпиля была увеличена до 117 метров. По настоянию Императрицы Екатерины II собор восстанавливали по проекту архитектора Доменико Трезини, новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауэра мастером Еремеевым.


Фигура ангела была выполнена по первоначальному эскизу Трезини. Новые часы-куранты выполнил голландский мастер Оорт-Крас их установили на каменной колокольне в конце 1770 годов. Во время урагана 1778 года была повреждена вторая фигура ангела на шпиле собора. Третий ангел был выполнен по проекту архитектора Антонио Ринальди, он перестал выполнять функцию флюгера, фигура ангела вращалась только для уменьшения ее парусности. Этот ангел осеняет наш город и сегодня. В 1820 году у ангела на шпиле оторвало крыло сильным порывом ветра. Ремонтные работы по восстановлению фигуры ангела на шпиле произвел кровельщик Ярославской губернии Петр Телушкин за шесть недель, пользуясь только веревкой с петлями на концах и подвижным узлом. По окончании работы Телушкин получил в награду 3000 рублей и серебряную медаль «За усердие».



В 1857-1858 годах пришедший в ветхое состояние шпиль был реконструирован. По проекту инженера Журавского на Нивьянском заводе на Урале изготовили металлический каркас, обшитый медными позолоченными листами. На 2/3 высоты внутри шпиля была устроена лестница, далее к окончанию шпиля вели наружные металлические скобы. Общая высота собора с крестом и фигурой ангела составила 122, 5 метра. В это же время были реконструированы часы-куранты. Царские врата из-за ветхости заменили на новые, выполненные из бронзы и позолоченные.

Петропавловский собор в XX - XXI веках

Всех коронованных особ династии Романовых хоронили в Петропавловском соборе, но к началу двадцатого века этих площадей уже не хватало. В 1908 году по проекту архитекторов Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа для захоронения членов императорской семьи построили Великокняжескую усыпальницу в стиле историзма, соответствующего стилю петровского барокко, перекрытую большим четырехгранным куполом с башенкой сложной формы и главкой с крестом. Новое архитектурное сооружение соединили с собором коридором.



Убранство Петропавловского собора, признанного памятником архитектуры, после революции 1917 года сохранилось. Однако когда собор в 1919 году был отдан Музею истории города, ценности из него были вывезены, военные трофеи переданы в другие музеи. В Великокняжеской усыпальнице долгое время размещался склад. Во время вражеских бомбардировок в период блокады Ленинграда ангел был закрыт мешковиной, шпиль закрашен для маскировки. После Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были восстановлены.


В 1992 году в Великокняжеской усыпальнице был похоронен Великий князь Владимир Кириллович Романов. В 1998 году в Екатерининский придел Петропавловского собора были перенесены останки последнего Императора России Николая II и его семьи. Последней в соборе упокоилась в 2006 году супруга Императора Александра III Императрица Мария Федоровна, останки которой были перевезены в Санкт-Петербург из Дании.


С 1990 годов в Петропавловском соборе стали проводиться панихиды по Российским Императорским особам. В 1999 году состоялось первое архиерейское богослужение в светлый праздник Рождества Христова. В 2009 году в Петропавловском соборе в престольный праздник было совершено богослужение Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В 280-летие со дня освящения Петропавловского Императорского собора – выдающегося памятника архитектуры в день святых апостолов Петра и Павла 12 июля 2013 года состоялся праздник. Божественную литургию в этот праздничный день провел Святейший Патриарх Кирилл.


В 1990- е годы голландские мастера устроили на одном их ярусов колокольни карильоны – особые голландские колокола, обладающие тонким мелодичным льющимся звоном. Эти звоном восхищался еще царь Петр I при посещении Голландии в 18-м веке. Мелодии, специально придуманные для исполнения на карильонах радуют петербуржцев и гостей города на Неве и сегодня.

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск №72 (Любопытный Петербург, часть 5-я), февраль 2015 года

Петропавловский собор

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Особая благодарность Ольге Владимировне Скоробогатой, заведующей отделом по связям с общественностью Государственного музея истории Санкт-Петербурга, за неоценимую помощь в создании этого выпуска.

Дорогие друзья! Пятый выпуск серии «Любопытный Петербург» мы посвятили «сердцу» нашего города – Петропавловскому собору. Подготовить эту газету (как и предыдущий выпуск серии, посвящённый Заячьему острову) нам помогли сотрудники одного из крупнейших в России исторических музеев – Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Его главный «экспонат» – уникальный памятник истории, архитектуры и фортификационного искусства ХVIII-ХХ веков – Петропавловская крепость.

XVIII век

Крепость «Санкт-Петербург» (так вначале называлась Петропавловская крепость) была заложена 27 мая (16 мая по старому стилю) 1703 года на небольшом Заячьем острове в дельте Невы. Крепость строилась «с великим поспешанием» для обороны русских земель, захваченных Швецией в XVII веке и отвоёванных в ходе Северной войны 1700–1721 годов.
Легенда, изложенная в рукописи «О зачатии и здании царствующего града Санктпетербурга» (название нашего города писалось тогда в одно слово), так описывает это знаменательное событие: «Май, 14. Царское величество изволил осматривать на взморье устьев Невы реки и островов и усмотрел удобной остров к строению города (оной остров тогда был пуст и обросши был лесом, а именовался Люистранд, то есть Весёлый остров). Когда вошёл на середину того острова, почувствовал шум в воздухе, усмотрел орла парящего, и шум от парения крыл его был слышен. Взяв у солдата багинéт (штык) и, вырезав два дёрна, положил дёрн на дёрн крестообразно и, сделав крест из дерева, изволил говорить: “Во имя Иисус Христово, на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла”».
Дальше указывается, что 16 мая царь, выкопав ров, водрузил в него каменный ящик и «изволил поставить в тот ров ящик ковчег золотой, в нём мощи святого апостола Андрея Первозванного, и покрыть каменною крышкою, на которой вырезано было: “По воплощении Иисус Христове 1703, маия 16, основан царствующий град Санктпетербург великим Государем царём и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским”». Пётр I мечтал о том, что под покровительством апостола Андрея новая российская столица получит такую же славу, как Рим – город апостола Петра, брата Андрея.

Одно из первых изображений крепости на Заячьем острове (из учебных таблиц «Навигацкой школы» в Москве; составитель – Василий Киприянов, 1705 год). «Посреди крепости, вплотную у канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь».

29 июня, в день святых Петра и Павла, Пётр I заложил в центре крепости деревянную церковь. 1 апреля 1704 года митрополит Новгородский и Великолуцкий Иов освятил её во имя святых апостолов Петра и Павла (их память отмечается в один день, а за особые заслуги в деле христианской проповеди только они получили наименование «первоверховных»). Таким образом, как и сам новый город, храм получил имя святого апостола Петра – небесного покровителя царя.
1710 годом датируется одно из первых описаний церкви: «Посреди крепости, вплотную у канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь с одной изящной остроконечной башней на голландский манер. Наверху в башне висят несколько колоколов, которые, тронутые рукой человека, каждый час исполняют гармоничный колокольный звон… Человек, за отсутствием часового механизма, ударами вручную определённого колокола в соответствии с количеством часов указывает время».
В 1709–1710 годах, после победы в Полтавской битве (1709 год), – решающем сражении Северной войны, завершившемся полным разгромом шведской армии, – храм расширили, пристроив два придела, увенчанных шпилями. Храм был расписан «под каменный вид жёлтым мрамором».

Петропавловский собор (в центре) и два из нескольких его прототипов – церковь святого Николая в Копенгагене (слева) и церковь святого Петра в Риге (справа).

8 июня 1712 года, на Троицу (в тот же праздник, к которому было приурочено основание крепости), рядом с деревянной крепостью Пётр заложил каменный Петропавловский собор. Поскольку с 1712 года Петербург стал столицей Российского государства, собор с самого начала своего строительства воспринимался как один из главных храмов России. Собор возводился по проекту выдающегося петербургского архитектора, швейцарца Домéнико Трезини. Это здание – один из наиболее значительных памятников Петровской эпохи, символ утверждения новой столицы на берегах Балтики. Собор – самый выразительный образец раннего русского барокко, которое называют также «петровским». Этот стиль формировался вместе с Петербургом, вбирая в себя европейские архитектурные традиции. До Петра в России таких православных храмов не строили. Интересно, что строительство велось таким образом, что первоначальная деревянная церковь оставалась внутри новой постройки. Она была разобрана только в 1719 году и перенесена на Петербургскую сторону в солдатскую слободу, где простояла до 1806 года.

«Фасад деревянной церкви св. апостолов Петра и Павла 1703 года», неизвестный художник. Иллюстрация из книги: Новосёлов С.К. Описание кафедрального собора во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. СПб, 1857 г.

Особое значение Пётр I придавал возведению колокольни. Колокольня в церковной традиции – это башня, пристроенная к храму (или расположенная рядом) и специально предназначенная для колоколов. В древней Руси вместо колоколен строили каменные стенки-звонницы, позднее их сменили отдельно стоящие ярусные башни-колокольни. Только в XVIII веке в России колокольни стали частью храма. Пётр стремился как можно быстрее возвести в молодой столице небывалое по высоте и торжественности здание. Именно с колокольни, увенчанной высоким остроконечным шпилем, и началось строительство Петропавловского собора. «Колокольню, – торопил строителей Пётр, – как возможно скорее отделать, дабы в будущем году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь».

Одно из первых изображений колокольни Петропавловского собора. Фрагмент Панорамы Санкт-Петербурга. Гравюра Алексея Зубова, 1716 год.

К 1719 году деревянный шпиль колокольни взметнулся на высоту 106 метров, существенно превзойдя самое значительное сооружение такого типа в России (и во всём православном мире) – колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Известно, что Пётр I даже задумывался о создании лифта в колокольне. К 1724 году несущие конструкции шпиля были полностью обшиты снаружи. «Крепостная церковь, – писал очевидец, – при ней колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при солнечном освещении». Деревянные конструкции шпиля были установлены Хáрманом ван Бóлосом – мастером, приглашённым Петром I из Голландии. Само слово «шпиль» – голландского происхождения. На самом верху укрепили шар из позолоченной меди, похожий на большое яблоко. Эта декоративная деталь, завершающая шпиль или купол здания, обычно так и называется – яблоко. По рисунку и модели Трезини был исполнен и установлен на шпиль медный крест с фигурой Ангела, ставший одним из важнейших символов северной столицы.

Ангел на шпиле Петропавловского собора. Рисунок Доменико Трезини, 1722 год. Таким был первый ангел, парящий над Санкт-Петербургом с 1724 по 1756 год.

Петропавловский собор создавался в один из важнейших периодов русской истории Нового времени. В 1721 году завершилась Северная война, был подписан победоносный для России Ништадтский мир и Петру I торжественно преподнесён титул отца Отечества и великого императора. Эти исторические события определили особую пышность и величие внутренней отделки храма, которая так же необычна для традиционного русского церковного зодчества, как и его внешний облик. Долгое время Петропавловский собор являлся своеобразным памятником славы русского оружия: здесь хранились трофейные знамёна, ключи от взятых русскими войсками городов и крепостей (в начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж, а в соборе остались копии шведских и турецких знамён, которые можно увидеть и сегодня).
В 1720 году на колокольне Петропавловского собора появились приобретённые Петром I в Амстердаме за баснословную по тем временам сумму (45 тысяч рублей) часы-куранты и карильон с 35 колоколами. Куранты – часы с музыкальным механизмом, исполняющим несложную мелодию. Слово «куранты» возникло благодаря названию французского танца «данс курат», очень популярного в старину. Эта мелодия звучала с башенных часов ратуш европейских городов. В России куранты впервые появились в XV веке на башнях Московского Кремля, а в Петербурге – на колокольне Троицкой церкви (разрушенной в 1933 году). «Зелó прехитрые» куранты каждые полчаса «играли сами собой, приводимые в движение большою железною машиною с медным валом», и издавали неслыханный в России перезвон.
Карильóн (от французского слова «перезвон») – музыкальный инструмент, состоящий из набора колоколов и клавиатуры, напоминающей клавиатуру органа, «махина, которая управляется руками и ногами». Каждая клавиша (похожая, скорее, на рукоятку) соединена с языком «своего» колокола длинной проволокой. В Западной Европе «колокольная музыка» наибольшее распространение получила ещё в средневековье. Первый в России карильон был размещён на колокольне Петропавловского собора. Специально обученный «колокольный игратель» каждое утро исполнял на карильоне музыкальные пьесы.
В 1725 году на втором ярусе колокольни (на высоте 42 метра) в дополнение к карильону была установлена русская звонница. Эта открытая площадка с колоколами – обязательная принадлежность православного храма. Колокольный звон созывает верующих на молитву. Такой звон называется «блáговест» – им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения. При Петре I, когда Петропавловский собор был главным храмом Петербурга, благовест, раздававшийся с его колокольни, служил сигналом к началу колокольного звона во всех петербургских храмах. Колокольным звоном также выражают скорбь об усопшем в день похорон. Поскольку Петропавловский собор ещё при жизни Петра I стал усыпальницей Дома Романовых, звон колоколов всегда звучал во время погребения русских императоров и членов царствующей династии.

Иконостас Петропавловского собора.

В 1729 году в соборе установлен деревянный позолоченный иконостас, придающий его внутреннему убранству особо торжественный характер. Он по праву считается непревзойдённым образцом русской резьбы эпохи барокко (эскиз иконостаса делал предположительно сам Доменико Трезини). Под руководством выдающегося русского художника и зодчего Ивана Зарудного он был изготовлен в Москве мастерами Оружейной палаты Кремля, по частям перевезён в Петербург и установлен в соборе в 1729 году. Иконостас – особая перегородка с иконами («стена для икон» по-гречески), которая отделяет алтарь от остальной части православного храма и символизирует границу между миром земным и миром небесным. Высокие многоярусные иконостасы, состоявшие из пяти и более рядов икон, получили повсеместное распространение в русской церковной архитектуре XVI–XVII веков. Однако иконостас Петропавловского собора не похож на иконостасы допетровского времени. По своей композиции он близок к триумфальным сооружениям, возводившимся при Петре I в честь побед русского оружия. Здесь нет горизонтальных рядов икон, а центральная часть решена в виде величественной триумфальной арки, которая перекинута над центральными дверями иконостаса – Царскими вратами – и поднимается в подкупольное пространство на высоту почти 20 метров.
Над царскими вратами, расположенными в самом центре иконостаса, – скрещенные ключи. Эти атрибуты апостола Петра – ключи от рая, а также элемент герба Рима (города Святого Петра) – напоминают о том, что Петербург – это «третий Рим». В Петровскую эпоху такое изображение могло истолковываться как символические ключи от Балтики и новой столицы России, ставшей её морскими воротами.
В киотах (специальных шкафчиках) размещены 43 иконы, написанные 1727–1729 годах московскими мастерами. Иконы составляют единый художественный цикл, тематическая программа которого была разработана, скорее всего, архиепископом Феофаном (Прокоповичем). Среди основных тем этой программы – прославление деяний Петра I и идея торжества русской государственности.

Фигура Святого апостола Петра на иконостасе Петропавловского собора.

Незадолго до освящения собора у одного из пилонов (столб, служащий опорой сводчатых перекрытий) была установлена кафедра. Нужно отметить, что в православных церквях практика чтения проповедей со специальных кафедр до Петра I не существовала. Кафедра украшена картинами из Ветхого и Нового заветов, деревянными позолоченными скульптурами апостолов Петра и Павла.
У противоположного пилона находится Царское место – невысокий помост, обитый малиновым бархатом, где во время богослужения молился император. Над помостом укреплены изображения императорских регалий – корона, меч и скипетр. По традиции русские императоры приходили в Петропавловский собор после коронации – испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих родителей.

Место захоронения Петра I. На надгробии – памятные медали, на стене – скульптурная группа «Оплакивание Христа», подаренная собору супругой императора Екатериной I в знак скорби по умершему мужу. Её могила – на переднем плане.

Пётр I не увидел Петропавловский собор во всём великолепии – 28 января 1725 года император скоропостижно скончался, простудившись во время наводнения. Гроб с его набальзамированным телом был помещён во временную деревянную часовню, сооружённую Доменико Трезини внутри строящегося храма, где в окружении свечей, гербов и знамён простоял шесть лет. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Ещё при жизни Петра I в Петропавловском соборе похоронили его детей, умерших в младенчестве, царевича Алексея Петровича и его жену (принцессу Шарлотту-Христину-Софию), сестру Петра I (Марию Алексеевну) и его невестку (царицу Марфу Матвеевну, супругу сводного брата Петра I – царя Фёдора Алексеевича). Таким образом, ещё до окончания строительства собор стал некрóполем. Некрополь по-гречески – «город мёртвых». Так в древности назывался крупный погребальный комплекс, большое кладбище. Со временем это слово приобрело и другое значение – место, где похоронены известные люди. В Петропавловском соборе покоится прах многих представителей династии Романовых, прежде всего, русских императоров и императриц, за исключением Петра II (похоронен в Москве) и Иоанна VI (место захоронения неизвестно).
У восточной стены собора расположен ещё один некрополь – Комендантское кладбище. Здесь хоронили комендантов Санкт-Петербурга и Петропавловской крепости (до 1796 года это была единая должность), скончавшихся на своём посту.

«Большой пожар в городе Петербурге в 1737 году». Немецкая гравюра. В левой части гравюры – Петропавловский собор.

Не меньшую угрозу, чем наводнения, для Санкт-Петербурга всегда представляла огненная стихия. Огонь уничтожал дворцы и храмы, жилые кварталы и гостиные дворы, заводы и баржи, уносил человеческие жизни. Так, в 1737 году на Адмиралтейской стороне вспыхнул пожар, обративший в пепел более тысячи жилых домов от истока Мойки до Зелёного моста. В 1756 году во время ночной грозы загорелась колокольня Петропавловского собора. Самое высокое сооружение С.-Петербурга строилось в ту пору, когда громоотводы ещё не были изобретены, и не раз страдало от попадания молний. Летняя гроза 1756 года оказалась фатальной, сгорел не только деревянный шпиль с фигурой Ангела и часами, но и кровля собора. Расплавились колокола. Не выдержав жара, обрушились верхние ярусы колокольни и купол. Иконостас, благодаря его разборной конструкции, удалось вынести по частям.
Восстановительные работы затянулись на несколько десятилетий. В 1757 году над алтарём вместо первоначального деревянного купола был возведён новый кирпичный, увенчанный луковичной главкой. Новая двускатная крыша была сделана по железным стропилам, уложенным на кирпичные арки.

В 1764 году указом императрицы Екатерины II был объявлен конкурс на проект восстановления колокольни. В нём, в частности, приняли участие выдающиеся русские зодчие Юрий Фéльтен и Савва Чевáкинский. Однако, рассмотрев предложенные ими проекты, императрица распорядилась построить колокольню «точно так, какова была, понеже все протчие планы не столь красивы». Работы проводились под руководством инженера Хармана ван Болоса. Новый деревянный шпиль, обшитый медными золочёными листами, был воссоздан к 1773 году, и на его вершину установили воссозданную в прежнем виде фигуру второго Ангела.

Вид на город сквозь циферблат башенных часов.

Новый часовой механизм и карильон, взамен сгоревших, изготовил и доставил в Петербург известный голландский мастер Орто Красс. Их сборку на высоте 62 метров лишь в 1776 году осуществил часовой мастер И. Редигер. Тогда же по четырём сторонам света были установлены красивые круглые циферблаты с римскими цифрами. Диаметр каждого такого циферблата составляет два метра! Слово циферблат – немецкое и обозначает любую панель с цифрами. Циферблат может быть не только в часах, но и в других приборах, например, – в весах. В старину не так следили за точностью времени, как сейчас, поэтому циферблаты часов на колокольне имели только одну – часовую – стрелку. В новых курантах-карильоне было уже 38 колоколов, что позволяло исполнять более сложные мелодии.
К 1777 году на колокольне появился первый громоотвод. Ещё в 1750-х годах в России стало известно об опытах американского изобретателя и политика Бéнджамина Франклина по созданию защиты от молний. В 1772 году Екатерина II распорядилась об устройстве «електрического отвода к отвращению удара и палению, от молнии происходящего». Как его установить, решали учёные из Академии наук под руководством академика Леонарда Эйлера. Наконец, летом 1775 года слесарных и кузнечных дел мастера приступили к работе. По шпилю и стене собора, от креста до земли, был проложен железный прут, конец которого был опущен в воду канала.
В 1777 году случился «великий шторм». От натиска ураганного ветра фигура Ангела погнулась, а крылья оторвались. Чтобы избежать в дальнейшем таких неприятностей, решили уменьшить вес Ангела и расположить его так, чтобы центр тяжести фигуры совпадал с осью шпиля. Новый эскиз был разработан архитектором Антонио Ринальди согласно принципам классицизма. Этот, третий по счёту, Ангел – привычного нам вида – был установлен на шпиль в 1778 году и парил над городом в течение сорока лет.

XIX век

Подъём Петра Телушкина на шпиль колокольни. С гравюры начала 1830-х годов.

В 1829 году шторм вновь сильно повредил крест, а у Ангела отломилось крыло (которое чуть было не упало на коменданта крепости). Для того, чтобы произвести ремонт, нужно было строить вокруг колокольни дорогостоящие леса. За починку решил взяться талантливый ярославский кровельщик Пётр Телушкин. Ему удалось забраться на шпиль без возведения строительных лесов, а только лишь «остроумным применением сложных верёвочных петель и прибегая к весьма находчивым уловкам». В 1830 году в течение шести недель под восторженные возгласы зевак по верёвочной лестнице он каждый день поднимался на вершину шпиля и в одиночку вернул фигуре Ангела правильное положение и прикрепил крыло. Этот ремонт вошёл в историю как образец русской смекалки и отваги.

«Вид Невы и Петропавловской крепости». Акварель Василия Садовникова, 1847 год.
Винтовая лестница внутри шпиля, постепенно сужаясь, поднимается на 2/3 высоты шпиля и заканчивается небольшой дверцей «на улицу». Дальше к Ангелу можно подняться только по наружной лесенке.

В 1834 году крест вновь накренился. Выяснилось, что стали подгнивать деревянные конструкции шпиля. Восстановительные работы долго откладывались. Наконец в 1856 году император Александр II выразил согласие на устройство нового шпиля. Его главным строителем был назначен инженер Дмитрий.Журавский. Он спроектировал необычно лёгкий для такого массивного сооружения металлический каркас в виде восьмигранной пирамиды. Несущие конструкции были смонтированы в 1858 году. Опоры восьми рёбер каркаса были укреплены в кирпичной кладке колокольни. Снаружи шпиль был покрыт медными листами, позолоченными ртутно-гальваническим методом под руководством известного петербургского химика, члена-корреспондента Академии наук Генриха Струве. Внутри шпиля была устроена винтовая лестница. Над яблоком (его диаметр – 1,6 метра) поднялся шестиметровый крест с новой фигурой Ангела (высота – 3,2 метра, размах крыльев – 3,8 метра). Эта четвёртая по счёту фигура Ангела сохранилась до сих пор. После установки нового шпиля общая высота колокольни увеличилась до 122,5 метра. Петропавловский собор приобрёл свой современный облик.

Фигурки херувимов на колокольне.

На самом верху колокольни Петропавловского собора, под куполом с часами, можно заметить интересные украшения в виде головок пухлых младенцев с крылышками. Это херувимы – декоративный мотив, появившийся в западноевропейской архитектуре в XV веке и позже получивший широкое распространение. Херувимов можно увидеть и внутри Петропавловского собора. Согласно христианским представлениям, херувимы – это ангелы стражи. По народным верованиям, херувимы – это души погибших детей. В виде херувимов иногда делают украшения для рождественских ёлок или для пасхальных верб.
Одновременно с переделкой шпиля в 1858 году была проведена реставрация башенных часов. Московские мастера братья Николай и Иван Бутенóпы отремонтировали башенные часы и модернизировали механизм, добавив на циферблаты минутные стрелки (раньше их не было). Карильон, который износился и замолчал уже к 1840 году, восстанавливать не стали. Куранты настроили на исполнение церковного гимна Дмитрия Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». >

XX век

Так выглядит «игральный механизм» курантов.

В 1906 году репертуар башенных часов Петропавловского собора пополнился государственным гимном Российской империи «Боже, царя храни», написанным композитором Алексеем Львовым. Куранты вызванивали гимн дважды – в полдень и в полночь, а каждые четверть часа исполняли «Коль славен…». Одновременно на русской звоннице (третий ярус колокольни, высота 42 метра от основания собора) установили 27 новых колоколов, отлитых на гатчинском заводе. Самый большой из них весил 4,8 тонны, в его подъёме участвовало 400 солдат гарнизона Петропавловской крепости.

Бронзовый часовой колокол перед подъёмом на звонницу Петропавловского собора. Фото Карла Буллы – «отца российского фоторепортажа», 1905 год.

В 1897-1908 годах рядом с собором была построена Великокняжеская усыпальница (поскольку в самом соборе для захоронений уже не осталось места). Слово «усыпальница» связано с отношением к смерти как ко сну и переходу в другой мир. В христианском мире был широко распространён обычай хоронить представителей правящих династий в храмах. До XVIII века, когда столицей России была Москва, усыпальницей великих князей московских, а позднее – русских царей, служил Архангельский собор в Московском Кремле. С переносом столицы в Санкт-Петербург императорской усыпальницей стал Петропавловский собор. В Великокняжеской усыпальнице было решено хоронить только некоронованных членов императорской семьи – братьев, сестёр, детей и внуков императора. До начала Первой мировой войны туда успели перенести восемь захоронений из собора и похоронить ещё пять великих князей. Всего в усыпальнице 60 склепов. Традиционный православный обряд отпевания дополнили светские траурные церемонии, большей частью заимствованные в протестантских немецких государствах. В новом ритуале особая роль отводилась торжественной траурной процессии, которая под звон колоколов всех церквей города и непрекращающуюся пушечную пальбу со стен Петропавловской крепости сопровождала гроб с телом усопшего в Петропавловский собор.

Великокняжеская усыпальница.

В 1900–1907 годах был устроен отдельный вход в Петропавловский собор и Великокняжескую усыпальницу, предназначенный для императорской семьи. Он был устроен при сооружении галереи, соединяющей собор и усыпальницу, по проекту Леонтия Бенуá. Он же был автором металлической ограды, установленной перед Царским подъездом со стороны Соборной площади. В качестве образца по личному указанию императора Николая II была выбрана знаменитая решётка Летнего сада. Художником Николаем Харламовым были созданы четыре мозаики, украсившие фасады Великокняжеской усыпальницы – образы Иверской, Казанской и Феодоровской Богоматери, а также образ Спаса Нерукотворного, расположенный над входом в галерею Великокняжеской усыпальницы. По рисунку художника Николая Брýни был выполнен витраж «Воскресение Христово».

Литография «Петропавловская крепость» из альбома «Петербург в 1921 году». Художник Мстислав Добужинский, 1923 год.

В сентябре 1917 года, ещё при Временном правительстве, из Петрограда в Москву был вывезен 31 ящик с имуществом собора: утварью, иконами, церковными облачениями, золотыми и серебряными венками, книгами. Многие ценности безвозвратно исчезли после прихода к власти большевиков. Ныне лишь отдельные предметы, хранившиеся в Петропавловском соборе, находятся в музейных собраниях Москвы (оружейная палата) и Петербурга (Эрмитаж, Музей истории Санкт-Петербурга). Внутреннее убранство Великокняжеской усыпальницы было уничтожено, мраморные надгробные плиты разбиты.
Богослужения были прекращены, в 1919 году собор был закрыт, в 1922 году он был передан «Главнауке», а в 1926 году – Музею революции. Куранты и колокола Петропавловского собора надолго замолчали. Предпринятая в 1937 году попытка настроить их на исполнение «Интернационала» не удалась, часть колоколов подверглась механической обработке и была испорчена. В 1930-х годах даже рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели.
Хотя ещё в 1918 году собор был взят под государственную охрану как памятник истории и культуры, здание не отапливалось и не ремонтировалось и к 1939 году его состояние стало «угрожающим для посещения трудящимися».
В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. Несмотря на то, что шпиль был закрашен альпинистами серой корабельной краской, а Ангел закрыт мешковиной, колокольня была заметным ориентиром для фашистской артиллерии и авиации. Одна из бомб, разорвавшихся на территории крепости, осколками повредила шпиль собора, а циферблаты взрывной волной вынесло из гнёзд. Алтарный витраж Николая Брýни был выбит взрывной волной.

Колокольня Петропавловского собора, отмеченная на фотоснимке как мишень для фашистских пушек.

Восстановление разрушений, причинённых Великой Отечественной войной, растянулось на десятилетия. В 1954 году Петропавловский собор был передан Государственному музею истории Ленинграда (ныне – Музей истории Петербурга) в удручающем состоянии. С тех пор выполнен огромный объём работ по восстановлению первоначального убранства Петропавловского собора.
В 1957 году вновь заиграли куранты – на этот раз первые такты гимна Советского Союза. Часы пришлось почти полностью восстанавливать. Их завод автоматизировали, и механикам больше не приходилось ежедневно поднимать свинцовые гири на 30-метровую высоту. Русская звонница была восстановлена в 1988 году. В настоящее время она включает 22 колокола, на которых исполняются пасхальные звоны, концерты колокольной музыки и благовест перед службами в соборе.
Возобновилась прерванная традиция погребений в Великокняжеской усыпальнице: в 1992 году захоронили правнука Александра II – великого князя Владимира Кирилловича. В 1998 году в Екатерининском приделе собора состоялось погребение обнаруженных вблизи Екатеринбурга останков императора Николая II, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны и Анастасии, а также лейб-медика Евгения Боткина и трёх слуг, расстрелянных большевиками вместе с царской семьёй.

XXI век

Лишь в 2002 году после 85-летнего перерыва с колокольни Петропавловского собора вновь зазвучали мелодии «Боже, царя храни» и «Коль славен наш Господь в Сионе». Ангел претерпел несколько серьёзных ремонтов, в том числе капитальный в 2002-2003 годах, во время которого снимался со своего места и увозился в реставрационную мастерскую. Подобно флюгеру, Петербургский Ангел вращается на внутреннем стержне, благосклонно повинуясь направлению ветра. До 2012 года Петропавловский собор оставался самым высоким зданием Санкт-Петербурга, уступив небоскрёбам «Князь Александр Невский» (124 метра) и «Лидер Тауэр» (140 метров). Не считая, конечно, 326-метровой телебашни. Но она является не «зданием», а «сооружением».
В 2006 году по сохранившемуся в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга проекту был воссоздан запрестольный витраж «Воскресение Христово». Ныне он находится на своём старом месте – в восточном окне Великокняжеской усыпальницы. В этом же году в соборе перезахоронили останки императрицы Марии Фёдоровны, супруги Александра III и матери Николая II. С 1992 года впервые в послереволюционное время в Петропавловском соборе стали проводиться богослужения. А в 2009 году между Санкт-Петербургской Епархией Русской Православной церкви и музеем был подписан договор о совершении регулярных богослужений по выходным и праздничным дням.

Действующий карильон на колокольне Петропавловского собора. Колокола и клавиатура.

В 2001 году на первом ярусе колокольни был установлен карильон – дар Петербургу от правительства Фландрии (историческая область на северо-западе Европы) и 350 жертвователей. Он состоит из 51 колокола диапазоном четыре октавы (общий вес 15 160 кг). Игра на карильоне в Петропавловской крепости возобновилась благодаря профессору Королевской школы карильона Йо Хаазену из бельгийского города Мехелен. В этом городе находится знаменитый карильон собора Святого Ромбальда. Возможно, вы слышали выражение «малиновый звон». Легенда гласит, что так назвал перекличку мехеленских колоколов Пётр I (французское название города Мехелена – Малин). Каждое лето в Петропавловской крепости проходит традиционный карильонный фестиваль, объединяющий исполнителей из разных стран.
Таким образом, на колокольне Петропавловского собора сформировался уникальный комплекс из 103 голландских и русских колоколов. Самые старые из них датируются 1757 годом – это сохранившаяся часть второго голландского карильона.

Петропавловский собор в наши дни.

Петропавловский собор – уникальный историко-архитектурный памятник XVIII века, один из важнейших символов северной столицы. Известный во всём мире золочёный шпиль Петропавловки, увенчанный фигурой Ангела, главенствует в панораме центральных набережных города. Согласно старинной легенде, пока Ангел гордо парит над Невой, Петербургу не страшны никакие беды.

Что читать об истории Петропавловского собора?>

История Петропавловской крепости. Буклет. – СПб.: ГМИ СПб, 2014, – 20 с.: ил.
Петропавловская крепость от А до Я. – СПб.: ГМИ СПб, 2011, – 72 с.: ил.
Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница. Альбом. – СПб.: ГМИ СПб, 2007, – 160 с.: ил.
Символы Петербурга. Буклет. – СПб.: ГМИ СПб, 2004, – 20 с.: ил.

Удивительный город, первый камень которого заложил сам Петр I, обладает мощной энергетикой, оказывающей воздействие на чувства людей. При виде неповторимых достопримечательностей у туристов от восторга замирает сердце, и каждый испытывает настоящее эстетическое потрясение.

Архитектурное убранство Санкт-Петербурга не только удивляет. В декоре роскошных храмов, прячутся тайные знаки, которые обладают мистической силой. Говоря о неофициальных символах города на Неве, можно вспомнить Ростральные колонны на Васильевском острове, разводные мосты, Но, пожалуй, первой ассоциацией с Северной Венецией будет все-таки Петропавловская крепость, ставшая ее визитной карточкой.

Немного истории

История появления архитектурного памятника, расположенного на Заячьем острове, тесно связана с историей основания Санкт-Петербурга. В мае 1703 года в дельте Невы началось возведение Петропавловской крепости, которая строилась для обороны наших земель. В июне в центре архитектурного комплекса была заложена деревянная церковь, освященная в честь святых Петра и Павла. А позднее появился каменный Петропавловский собор, который воспринимался как главный храм России.

Символ утверждения новой столицы Российского государства на берегах Балтики представляет собой изумительный образец раннего барокко. До царя таких религиозных памятников не строили: деревянную церковь, которая появилась первой, не разрушили, а оставили внутри архитектурного ансамбля. И только в начале XVIII века ее разобрали и перенесли в солдатскую слободу, где она простояла почти 100 лет.

Символ сильного государства

Известно, что именно колокольне, с которой и началось возведение Петропавловского собора, царь придавал особое значение. В Древней Руси строились так называемые стенки-звонницы, затея появились высокие башни c колоколами, и только при Петре I они стали частью православного храма. Российский император мечтал о том, чтобы в новой столице как можно скорее появилось величественное здание с колокольней, которое бы символизировало о том, что не только город, но и все государство крепко стоит на ногах.

Самое высокое строение государства

Ранее самым высоким зданием России являлась колокольня Ивана Великого в Кремле (Москва). Но уже в 1709 году деревянный шпиль Петропавловской крепости превзошел значительное строение и взметнулся на небывалую высоту - 122,5 метра. Он был покрыт позолоченными листами, переливающимися при попадании на них солнечных лучей.

Все деревянные конструкции устанавливал голландский мастер Харман ван Болос, лично приглашенный Петром Великим. Плотник, превратившийся в известного архитектора, украсил шаром из позолоченной меди, который напоминал огромное яблоко, шпиль Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге высотой 40 метров. А по рисунку зодчего из Италии Трезини был отлит и установлен на самый верх медный крест с фигурой парящего ангела, ставшего еще одним неофициальным символом города.

Архитектурный памятник славы

Петр I, выигравший Северную войну, захотел сделать Петропавловский собор памятником славы русского оружия. В храме с богатой внутренней отделкой хранились многочисленные реликвии, которые позднее оказались в Эрмитаже: трофейные знамена и взятые русскими войсками ключи от городов.

В 1720 году на колокольню, и по сей день являющуюся самым высоким сооружением Русской православной церкви, установили куранты, которые царь приобрел в Амстердаме. Часы с музыкальным механизмом исполняли несложную мелодию, звучавшую с ратуш европейских городов.

Кроме того, на колокольню, расположенную по всем канонам над западным входом, водрузили и карильон - музыкальный инструмент, состоявший из 35 колоколов и клавиатуры. На нем каждое утро специально обученный человек исполнял различные светские произведения.

Ангел-хранитель города

Все знают, что Северная Венеция имеет небесных покровителей, защищающих город и его жителей от напастей. Но есть современный хранитель, увидеть которого может каждый на позолоченном шпиле Петропавловской крепости. Ангел, венчающий самое высокое наблюдает за тем, что творится внизу. Это новая фигурка посланника Бога, поскольку сильнейшие ветра не раз ломали крылья миниатюрной скульптуры.

Происшествия с фигуркой ангела

Первый ангел, который был изготовлен в виде флюгера, сгорел во время сильнейшей грозы в середине XVIII века. После этого происшествия шпиль Петропавловской крепости, фото которого производит неизгладимое впечатление на туристов, оборудовали молниеотводом, смонтированным гениальным физиком Леонардом Эйлером. Поступало множество вариантов новой скульптуры от известных архитекторов, однако Екатерина II отвергала их, ссылаясь на то, что "они не так красивы". Было решено воссоздать ту же самую фигуру, которую установили изначально: ангела, держащего двумя руками крест.

Так случилось, что природная стихия опять оказалась сильней: из-за ветра небесное существо лишилось крыльев. Знаменитый зодчий Ринальди разработал интересный проект, изменив немного силуэт, и новая фигурка парила в воздухе более 40 лет.

Когда на Санкт-Петербург обрушился очередной ураган, ангел вновь пострадал. Для того чтобы его починить, необходимо было возвести леса вокруг колокольни. Денег на это не хватало, да и никто не отваживался предложить свои услуги. Шло время, и лишь один смельчак, молодой крестьянин, занимавшийся кровельными работами, решил попробовать свои силы. Он взбирался на шпиль Петропавловской крепости по веревочной лестнице и в течение полутора месяцев чинил ангела на огромной высоте. За такой подвиг, который никто не смог повторить, юношу щедро наградили деньгами и выдали ему медаль "За усердие".

Ремонт шпиля

Новый ремонт понадобился в XIX веке. Обветшалые деревянные конструкции заменили на металлические, а сам шпиль Петропавловской крепости высотой 40 метров и весом более 50 тонн стал представлять собой восьмигранную усеченную пирамиду, выполненную по проекту Д. Журавского - русского ученого и механика. Он же разработал очень простой поворотный механизм на подшипниках, не требовавший обслуживания. И с 1858 года ангел свободно вращается на шпиле.

Последняя реставрация

Зимой 2003 года заменили фигурку хранителя города, новую жизнь которому подарили не только реставраторы, но и верхолазы. Люди работали без выходных, в сильные морозы, при температуре минус 20 о С. В столь тяжелых условиях нельзя было использовать ни перчатки, ни инструменты, чтобы ничего не повредить, а все болты закручивались голыми руками.

На шпиль собора Петропавловской крепости с помощью вертолета водрузили отреставрированную трехметровую скульптуру, позолоченную Размах ее крыльев достигает четырех метров, а высота креста в руках защитника Санкт-Петербурга составляет шесть метров. На самом верху установили и новую золоченую сферу, в которую заложили послание потомкам и икону Покрова Пресвятой Богородицы. Записка ожидает новых реставраторов, однако специалисты поручились, что произойдет это не ранее чем через 50 лет.

Сейчас местные жители и гости любуются миниатюрной фигуркой, которая горит золотом на шпиле Петропавловской крепости.

Новость о послании для Ксении Собчак

Совсем недавно стало известно о том, что под ангелом хранится послание для Ксении Собчак. Его оставил отец женщины, заявившей о своем участии в выборах президента России. В 1995 году к заслуженному летчику страны В. Базыкину, который должен был поднимать отреставрированную скульптуру, подошел Анатолий Собчак и вручил ему капсулу с запиской внутри. Вот уже более 22 лет герметически закрытый ларчик, находящийся на шпиле Петропавловской крепости, хранит письмо со стихами первого мэра Санкт-Петербурга, адресованное своей дочке. Вскрыть капсулу можно будет только в 2045 году.

Высота Петропавловской крепости со шпилем составляет 122,5 метра.

Сама конструкция остроконечного стержня крепко держится за счет болтов и шурупов. Даже во время сильного шторма она не поменяет свое месторасположение. Однако из-за вращения Земли шпиль сместился в одну сторону на три сантиметра.

Во время Второй мировой войны его покрыли специальной маскирующей краской и сеткой.

Згаменитая Петропавловская крепость хранит немало тайн. Возможно, что о некоторых из них мы никогда не узнаем, а над какими-то загадками нам еще предстоит поломать голову. Освященный ангел-хранитель, который крепко держит крест, - это символ того, что православный город храним Богом и никогда не будет оставлен святыми.