Угольные терминалы в портах. Россия: Портовые угольные терминалы. Проект «Север» в порту Восточный

30.03.2024 Москва

Как отгружают уголь в морских портах (Угольные терминалы в Находке и Усть-Луге) gelio wrote in October 19th, 2013

В мировом экспорте угля на долю 5 стран приходится порядка 70-80% всех экспортных поставок - это Австралия, Индонезия, Россия, ЮАР и Колумбия. В предыдущих репортажах я рассказывал об угольных разрезах ОАО "Кузбассразрезуголь", которое является одним из крупнейших угледобывающих предприятий России. Основные экспортные отгрузки угля производятся морским путем - он отправляется зарубежным потребителям через терминалы в двух разных частях страны: в Находке (Восточный порт) и вблизи Санкт-Петербурга (порт Усть-Луга).



Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке России. Расположен в Приморском крае на побережье Японского моря в бухте Врангеля в 20 км от города Находка. Крупнейшая припортовая железнодорожная станция Дальневосточной железной дороги «Находка-Восточная» является конечной точкой Транссибирской железнодорожной магистрали.


В структуру ОАО "Восточный Порт" входят два производственно-перегрузочных комплекса. Первый – единственный в Приморском крае специализированный Угольный комплекс с системой конвейерного оборудования и станцией разгрузки вагонов.
Второй - Универсальный производственно-перегрузочный комплекс - специализируется на грейферной перевалке угля.


Основной груз – каменный уголь, добываемый в Кузбассе.
Свыше 30% от общего объема угольной продукции "Кузбассразрезугля" отгружается через ОАО "Восточный порт".


Угольный терминал ППК-3 – крупнейший в России специализированный терминал по перевалке каменного угля и кокса.
Производственно-перегрузочный комплекс специализируется на перевалке угольной продукции с использованием конвейерного оборудования. Обрабатывается более 80% от всего грузооборота ОАО «Восточный порт».
Площадь комплекса составляет 44,5 га.


Пропускная способность ОАО «Восточный порт» превышает 17 млн.тонн в год.


Терминал оснащен специализированным перегрузочным оборудованием, включающим: станцию разгрузки вагонов, состоящую из двух тандемных вагоноопрокидывателей, систему ленточных конвейеров, осуществляющих погрузку угля с вагонов как на судно, так и на склад; четыре судопогрузочные машины.


На терминале имеется станция по разгрузке вагонов с двумя тандемными вагоноопрокидывателями. В среднем обрабатывается около 700 вагонов в сутки. Также в наличии 4 вагоноразмораживающих устройства (вмещают одновременно 80 полувагонов).


Уровень автоматизации на ППК-3 достигает почти 99%.


Складские площади терминала позволяют хранить единовременно до 600 тысяч тонн угля.


На складе ППК-3 функционируют 4 реклаймера и 2 стакера.


Стакеры и реклаймеры используются для распределения груза на площадках хранения и отгрузки на ленточные конвейеры при погрузке угля на суда.


Кабина управления реклаймером


Терминал включает два глубоководных причала № 49 и 50, расположенных по обеим сторонам угольного пирса.
Длина каждого из них 381 м, глубина 16,5 м. (Восточный – самый глубоководный российский порт на Дальнем Востоке)
Навигация в порту длится круглый год.


На причалах имеются 4 судопогрузочные машины с производительсностью до 3500 тонн в час.


Оператор судопогрузочной машины


Южно-Корейское судно-балкер "C.YOUNG"


К причалам могут швартоваться суда грузоподъемностью до 150 тысяч тонн с разрешенной осадкой до 16,0 м.


Универсальный производственно-перегрузочный комплекс ППК-1.
Способен обрабатывать навалочные и генеральные грузы, в настоящее время специализируется на грейферной перевалке угля.


Площадь комплекса составляет свыше 18 га, с возможностью единовременного хранения 200 тыс.т. угольной продукции.
Мощность перевалки - 3 млн. тонн угольной продукции в год.


Манипулятор Liebherr укомплектован ковшом, грейфером и подъемной кабиной оператора.


Терминал оснащен двенадцатью портальными кранами грузоподъемностью до 60 т, семью мобильными перегружателями, тремя мостовыми перегружателями г/п 16-20 т, колесными бульдозерами, седельными тягачами с трейлерами, автопогрузчиками различной грузоподъемности.


Четыре причала общей длинной 800 м. и глубиной до 13,0 м.


Грейферная погрузка


Портальные краны


Строительство третьей очереди углепогрузочного комплекса "Восточного порта"
В 2017 году пропускная способность Порта возрастет на 10 млн. тонн угля.


Контейнерный терминал ЗАО "ВМКС"
Контейнерный терминал – один из крупнейших в России специализированных терминалов по перевалке контейнеров.
Его пропускная способность – 300 тысяч контейнеров в год.


Вертолет, с которого я снимал порт, оказался 1969 года!!!
Это французский вертолет Alouette II. Как сказал КВС, раньше он состоял на вооружении в Венгрии.
Машина юркая, но шумная.


Чайки


Угольный терминал в порту Усть-Луга - самый большой угольный терминал России на Балтике,
33% отгрузки угля, добытого ОАО "Кузбассразрезуголь", осуществляется через этот морской порт.


Порт Усть-Луга расположен на северо-западе России, в Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива Балтийского моря, в 130 км от границы Санкт-Петербурга.


Порт начал работу с открытия угольного терминала в декабре 2001 года.
Регулярные отгрузки на угольном терминале начались в 2002 году, после ввода в эксплуатацию первой очереди мощностью 4 млн тонн.
Комплекс второй очереди принял первое судно в январе 2006 года.


На угольном терминале можно обрабатывать до 700 вагонов в сутки.


Полная мощность терминала составляет 12 млн тонн угля в год.


Можно сказать, что сегодня - это самый современный специализированный портовый автоматизированный комплекс для перегрузки угля в России.


Площадь перегрузочного комплекса: 53,2 га.


На терминале работают 2 стакер-реклаймера, 1 реклаймер и 1 стакер, производства компании TAKRAF.


Производительность каждой единицы складского оборудования составляет до 3500 тонн в час.


Угольный терминал имеет два глубоководных причала общей длиной 540 метров и глубиной у причалов 14 метров.


Терминал рассчитан на прием балкеров дедвейтом до 100 тыс. т.


Оператор судопогрузочной машины.


На предприятии внедрена информационная система, позволяющая осуществлять эффективный контроль за производственным процессом, вести оперативный учет груза, обмен информацией с ОАО «РЖД» и клиентами в режиме реального времени, введена система электронного документооборота.


Стакер-реклаймер


Складская система пылеподавления.


Универсальный перегрузочный комплекс, расположенный по соседству.
Занимается перегрузкой по грейферной технологии угля и чугуна в чушках.

Про порт Усть-Луга - новое "окно России на Запад", которое пришлось сооружать с нуля после отпадения Прибалтики в 1991 г., я рассказывал уже несколько раз. Был и , и рассказ о , построенной не так давно, и сравнение восточной Балтики.

В конце прошлой недели довелось посмотреть вживую и близко познакомиться с одним из крупнейших терминалов Усть-Луги - угольным. Собственно, только он один сейчас перерабатывает столько же тоннажа, сколько средний порт Балтийского бассейна типа Таллина или Вентспилса - порядка 18 млн. тонн/год. А ведь там разных терминалов уже много. В этом посте будет рассказ о технологиях и состоянии именно этого, угольного терминала. Как он выглядит сегодня и каким образом всего лишь 500 человек, работающие в 4 смены круглосуточно, умудряются перерабатывать такие объемы.

Хорватский балкер грузится углем у причальной стенки терминала


2. Едем на территорию порта, неоднократно пересекая подъездные линии. На горизонте - пути станции Лужская-Северная, куда прибывают полувагоны с углем и другие грузы.

3. Заворачиваем левее и выгружаемся тут, близ бело-синего здания. Здесь и базируется АО "Ростерминалуголь".

4. В холле на входе - изображение самого терминала.

5. После краткого инструктажа по ТБ и получения спецодежды идём на крышу, откуда открывается панорама порта и терминала.

6. Границы угольного склада-хранилища наглядно обозначает система синих сооружений - пересыпных станций и конвейеров, которыми можно подавать уголь в любое место по периметру терминала, а также прямо к судну, если это необходимо.

7. Внутри - громадные угольные горы, высотой на глаз где-то до 20 метров. Обратите внимание, что они постоянно охлаждаются водой - как для исключения угольной пыли на территории, так и для поддержания безопасной температуры в угольной толще. Дело в том, что уголь - это субстанция, способная к самопроизвольному возгоранию и температуры свыше 60° внутри слоёв являются потенциально опасными. Для этого на терминале установлена целая система наблюдения - более десятка тепловизоров, которые контролируют состояние угольной массы без механического вмешательства, в инфракрасном спектре (см. также фото 34). Всего ёмкость открытого склада составляет порядка 640.000 тонн. Однако терминал грузит на суда в месяц до 2 миллионов тонн, так что сменяемость этих "гор", как я понял, достаточно быстрая.

8. С крыши также видно часть акватории Южного района порта, но не всю. Сейчас порт разросся до громадных размеров и его площадь составляет около 11 кв.км., если считать вместе с портовыми станциями. Многие части порта находятся в процессе строительства или реконструции, так что почти везде можно видеть какие-то работы, бытовки строителей, вбиваемые сваи или строящиеся цеха.

9. Теперь посмотрим на общую планировку терминала. В центре - угольные склады, разделенные на 4 сегмента конвейерными линиями. Причальная стенка рассчитана на приём одновременно двух судов класса Panamax (сейчас уже, после очередной реконструкции, ) с максимальной осадкой до 14,5 м. Сменяемость судов и быстрота их загрузки очень высокая, так что балкер обычно стоит недолго. За полугодие 2017 г. Ростерминалуголь обработал тут 167 судов (2016-й - 122 судна), а за одну смену на судно грузится порядка 50-57 тыс. тонн угля. Такая высокая производительность стала возможна с применением судопогрузочных машин (СПМ) - их 2, они хорошо видны на причальной стенке. Рекордный по величине балкер был тут принят месяц назад - Navios Pollux класса Capesize дедвейтом 180 тыс. тонн и длиной 292 м.
Вдали расположен участок выгрузки прибывающего угля, о нём - ниже. Ещё дальше и правее - станция Лужская-Северная, а левее - Лужская-Нефтяная. Слева с терминалом граничит УПК (универсальный перегрузочный комплекс), который тоже занимается углем, но в несколько более архаичной форме, без такой высокой степени механизации процесса.

10. Перемещаемся в зону прибытия вагонов. Вообще, со стороны управления терминала станция на первый взгляд выглядит буколически: огромный газон, две лесополосы у путей.

11. Но это впечатление обманчиво: движение тут очень интенсивное. Маневровая работа здесь исключена. Достигается это применением трансбордеров, которые переставляют пары вагонов практически непрерывно на соседние пути после выгрузки. Технологически это хорошо видно на макете, который я снял в ведомственном музее. Смотрите, по обеим внешним сторонам расположены пути для порожняка, а на центральные - прибывают груженые составы. Они проходят через вагоноразмораживатели (это актуально для зимы), расцепляются сегментами по 2 вагона и попадают в вагоноопрокидыватели (на макете - желтого цвета). Затем выгруженные вагоны парами подаются дальше, и трансбордерами их перемещают на внешние пути, где формируют порожний состав. После формирования состава его утаскивает локомотив из зоны терминала.

Вагоноопрокидыватель, честно говоря, поразил меня здесь больше всего. Такой скорости выгрузки полувагона я ещё никогда не видел. Судите сами, два полувагона с углём выгружаются всего за 140-145 секунд - причём просто путём переворота, без механических воздействий и всяких там хитроумных грейферов! Поэтому тут не надо содержать и ремонтный участок для вагонов, а можно сразу после выгрузки отдавать их на пути РЖД.

12. Вначале два вагона подают внутрь вагоноопрокидывателя, он их обхватывает...

13. ...и шустро поворачивает вокруг своей оси! На фото даже видно, как начинается высыпаться уголь. Ему, конечно, внутри ещё помогают воздухом, но без механического воздействия. Я еще видео покажу, там вообще картинка впечатляет.

14. Каких-то 2 с половиной минуты - и вагон пуст! Тут же его поворачивают обратно и безлокомотивно вытаскивают трансбордером на перестановку.

15. Вот здесь наглядно видно устройство перемещения вагонов, оно вблизи. И пустой вагоноопрокидыватель - в день нашего визита он был на техобслуживании. Обычно же они работают парой и обрабатывают сразу два состава.

16. Вагоноопрокидыватель со стороны цеха. Таких устройств выгрузки в России только два - здесь, в Усть-Луге и в порту Восточный. (UPD: выяснил, что есть ещё в Посьете - установлен недавно и в Ванино - раньше, но украинского производства) Производители - наши незаметные стратегические партнеры немцы, фирма "Крупп унд Тиссен". Именно они помогают России эффективно противостоять Западу, НАТО и прибалтам, причём не только тут:)

18. ...вот, заезжает очередная пара.

19. После команды фотоэлемента о полном вьезде трансбордер перемещает вагоны на один из двух соседних путей, которые предназначены для порожняка. И - вуаля, через полчаса можно оттаскивать целый порожний состав!
Всё это происходит в очень быстром темпе, подчинённом циклу вагоноопрокидывателя в 145 секунд. Подача и выгрузка угольных полувагонов в сутки достигает невероятной величины в 1259 вагонов. А среднесуточная выгрузка тут - порядка 1043 вагона, или 15-16 составов. Это - за одни сутки! Так что интенсивность работы очень высокая.

Следующий пункт визита - территория угольного склада.

20. Настоящие горы угля! Высотой этажей в 6-7, не меньше.

21. Они разделены на сегменты (см. фото 9), где в промежутках между горами работают стакеры-реклаймеры. Один из них немного виден на кадре.

22. Стакер-реклаймер поближе. Чтобы было понятней: "стакер" - формирует штабеля угля, а "реклаймер" - забирает (черпает) уголь со складов для погрузки на суда.

23. Вот это устройство целиком в работе. Обратите внимание, что целая система транспортеров внутри реклаймера соединяет углечерпалку и возможность подачи угольной массы в любое место терминала или даже прямо на корабль, если надо. Все конвейеры - реверсивные. Можно подавать уголь на склад, можно забирать со склада для погрузки.

24. Подавление угольной пыли всей этой колоссальной массы хранения в более чем полмиллиона тонн обеспечивают 48 водяных пушек. Они же орошением профилактически понижают температуру угольной массы. Зимой, как мне сказали, их на этих же точках воздействия меняют на снеговые пушки. Пока мы были рядом, диспетчера их выключали, но их работа хорошо видна на фото №7.

25. А вообще, у Ростерминалугля есть и своя пожарная часть, на случай самовозгорания угля. Она расположена прямо у периметра открытого склада.

26. Наконец, причальный фронт терминала, где сейчас грузится хорватский балкер. К собственно причальной стенке в Усть-Луге не подойти, как это можно сделать в обычном порту. Видите разделяющее нас с судном ограждение? Это потому, что не так давно порт получил статус пограничного пункта пропуска. Т.е. операции погрузки/ выгрузки и оформления (таможенного/ пограничного) теперь выполняются одновременно , что сильно ускоряет цикл. Поэтому, формально за ограждением уже "стерильная зона", как в международном аэропорту после прохождения погранконтроля. Загрузили судно целиком - через полчаса оно уже отходит.

27. У второго причала РТУ тоже стоял большой балкер. Синяя эстакада вдоль причала - это система конвейеров для подачи угля на судопогрузочную машину. Можно брать уголь с любого места, удобно.

28. А вот судопогрузчная машина вблизи (их тут две - по числу причалов). Снимать её пришлось из открытого окна машины, не сходя на землю - чтобы не нарушать режим пограничного пункта пропуска. Он сделан тоже нашими стратегическими друзьями-немцами (компания Takraf).

29. Вот так выглядит работа СПМ в реале. Смотрите, свой "хобот" он погружает непосредственно в трюм: это делается для того, чтобы избежать угольной пыли. Производительность его - 3500 тонн угля/час, а за сутки на судно можно погрузить до 57 тыс. тонн. Высота судопогрузочной машины - 38 метров, движется она вдоль причального фронта по рельсам.

30. Фото сделано с высоты СПМ. Собственно, тут виден тот самый 300-метровый мега-балкер дедвейтом в 180.000 тонн и шириной 45 метров, который мы не застали.

31. После осмотра цикла выгрузки и погрузки угля на суда мы отправились в столовую. Тут всё обычно и по советской традиции: заводская столовка - салат, первое, второе, третье. На фото мой обед: рассольник, винегрет, печенка с рисом, компот (~140 р.). Есть несколько видов каждого из блюд, пирожки, сметана, соусы и проч.

32. Наконец, рассмотрим пункт управления терминалом - его "нервный центр", т.е. диспетчерскую. Управление происходит в реальном времени, всё автоматизировано и нити оперативного управления оборудованием стянуты именно сюда. Смена, если я верно понял рассказ дежурного диспетчера - 3 чел.

33. На экранах мониторов показаны режимы работы и местонахождение всех единиц: стакеры-реклаймеры, СПМ, водяные пушки, зона разгрузки и проч. В общем-то, всё визуализировано предельно наглядно и позволяет принимать быстрые решения. Поработали над интерфейсом взаимодействия явно немало. Большая красная кнопка - это аварийный рубильник, который сразу и полностью обесточивает терминал, "если что".

34. А это - вывод показаний тепловизоров, т.е. состояние угольных пластов ("гор") склада в инфракрасном диапазоне. Считается, что нормальная температура пластов внутри - до 45°С, от 45 до 60° - зона повышенного внимания, а свыше 60° - надо принимать меры против самовозгорания.

* * *
Несколько слов надо сказать и о том, куда отсюда идёт уголь и откуда он поступает. Терминал сугубо экспортный, Россия уголь вывозит за рубеж и много. Конечно, она не на уровне гигантов Австралии и Китая, которые экспортируют свыше 300 млн.т/год., но примерно на уровне Соединённых Штатов - и мы и они экспортируем примерно по 110-115 млн.т./год. И 25 млн. из этих 110 обеспечивает порт Усть-Луга. На прибалтийские порты угля теперь идёт немного, так что деньги за транзит остаются у российских транспортников. Экспорт идёт в основном на Западную Европу, Англию-Ирландию, на Турцию (сейчас много) и на Израиль. Оказывается, тамошние евреи потребляют много российского угля - в основном он идёт на обеспечение повсеместного кондиционирования, которое очень энергозатратно. Есть поставки и в Латинскую Америку, а из-за перегруза Транссиба - эпизодически и в бассейн Индийского океана до Сингапура/Малайзии.

35. А кто поставляет уголь на экспорт? Это Кузбасс: он выдаёт высокосортный энергетический уголь и его примерно 85% в общей массе этих угольных гор. Так что угольные составы из Новокузнецкого промышленного района беспрерывно идут в трёх направлениях: на Усть-Лугу (больше всего), на Туапсе (меньше всего) и на Находку/Восточный (много). Однако Транссиб сейчас перегружен и буквально задыхается, так что не может обеспечить пропуск всего экспортного потока через более короткий путь по Тихому океану - и поэтому Усть-Луге приходится напрягаться и за себя и за того парня, и отправлять балкеры порой и в бассейн Индийского океана и даже на Малайзию.

36. Напряжение работы Усть-Луги хорошо видно и в росте грузооборота терминала, несмотря на кризисы-шмизисы в стране и мире.
Реально коммерческая деятельность тут началась в 2003 году с мизерных цифр в 300-400 тыс. тонн/год. Это была только первая заявка на "своё окно в Европу". Затем в 2006 открыли вторую очередь с цифрами грузооборота в 4 млн.т. Это уже был веский шаг к перетягиванию на себя грузов. В 2011 г. грузооборот превысил знаковую цифру в 10 млн.т., после пуска третьей очереди. Наконец, 4-я очередь расширения позволила довести грузооборот до проектных 16 млн.т. (2015), но сейчас эта цифра превышена ещё на 2 млн.т. и в 2017 году может составить 20 млн.т. В основном терминал отнял угольный транзит у портов Новоталлина (Мууга) и Рига, заодно серьёзно урезав транзитные доходы эстонской и латвийской ж/д.
(нижняя часть кадра - текущие цифры, снятые мной с табло внутри управления. Годовой план - 19 млн.т.)

37. На предприятии применяется не так мало и советских рудиментов. Начиная с доски почёта, на которой и рабочие, и ИТР, и служащие. Строят они и своё жилье в Усть-Луге, делают корпоративные соревнования и проч. Контингент работников живёт в основном в Кингисеппе (возят посменно развозками, 45 км) и в Усть-Луге, 5-7 км от порта. Текучки в кадрах почти нет, одна смена - чуть больше 120 чел.; а всего тут работает 520-530 чел. И вот эти полтысячи человек перерабатывают 20 миллионов тонн! Почти все технологии тут малолюдные, ставка сделана на высококвалифицированных рабочих и инженеров.

38. Зелёный скверик у управления. Пожалуй, пора завершать пост:)

В целом, очень интересная и познавательная поездка получилась.
Спасибо за организацию и возможность доступа на объект сообществу

Вы можете заказать данный отчёт в режиме on-line прямо сейчас, заполнив небольшую форму. Заказ отчёта не обязывает к его покупке. После получения заказа на отчёт с Вами свяжется наш менеджер.

Если данный отчёт Вам не подходит, Вы можете:

  • с уточнением структуры отчёта
  • по Вашей теме
  • по Вашей теме

Отчёт «Обзор угольных терминалов в морских портах России» является обобщением предыдущих отчётов «Бизнес Порт», посвящённых развитию морских портов России в разрезе угольных терминалов.
В настоящем отчёте содержится подробная информация об угольных терминалах России: характеристика компаний порта, грузооборот, направления экспорта груза, планы по развитию терминалов, характеристики компаний, занимающихся перевозкой угля.
Отчёт также включает раздел, посвящённый развитию угольной промышленности в целом: запасы; производство; потребление; экспорт/импорт, что необходимо для определения перспективности развития морских перевозок угля в будущем.
Круг заинтересованных лиц. Представленная в отчёте информация может представлять интерес для следующих групп пользователей:
. Российских и зарубежных грузоперевозчиков;
. Стивидорных компаний;
. Потенциальных инвесторов в данный сектор рынка;
. Других участников рынка.
Объектом исследования является рынок угольных терминалов России.
Регион исследования - Россия.
Цель исследования: анализ состояния и перспектив развития угольных терминалов России.
Методика Исследования. Для решения поставленных задач был проведен мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий; статистических сборников, Интернет и других источников.
Объем и структура отчета. Отчёт состоит из 4 разделов общим объемом 64 страницы; иллюстрирован 18 диаграммами, 38 таблицами.
Выдержки из текста:
«Российский уголь в наибольшей степени экспортируется в Великобританию, Турцию, …. Исходя из этого, можно определить расположение основных угольных терминалов для перевалки угля в России: ...».
«К 2015 г. средний темп роста объёма морских перевозок энергетического угля составит …%, коксующегося - …%. В основном уголь потребляется в стране производства. В глобальном масштабе идет на экспорт только около 16% добываемого угля».
«В 2010 г. на перевозки угля морским путем приходится …% объема перевозок навалочных грузов, выраженного в тоннах, в том числе …% - на энергетический уголь, 7,5% - на коксующийся уголь. В будущем доля угля в перевозках навалочных грузов будет только расти и к 2015 г. составит уже …%, причем доля перевозок энергетического угля возрастет до …%, а доля перевозок коксующегося угля снизится до 6,7%».

СОДЕРЖАНИЕ 2
СПИСОК ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ 3
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1. ОБЗОР РЫНКА УГЛЯ 7
1.1. Описание груза 7
1.2. Мировые запасы угля 8
1.3. Производство угля 9
1.4. Потребление угля в мире 11
1.5. Экспорт и импорт угля 12
1.6. Основные производители угля в России 18
1.7. Проблемы угольного рынка России 19
2. РЫНОК МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК УГЛЯ 21
2.1. Угольные терминалы Балтийского бассейна 23
2.2. Угольные терминалы Арктического бассейна 31
2.3. Угольные терминалы Черноморского бассейна 37
2.4. Угольные терминалы Дальневосточного бассейна 47
3. КОМПАНИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПЕРЕВОЗКИ УГЛЯ В ПОРТАХ 58
4. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 61
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 62
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «БИЗНЕС ПОРТ» 64

Таблицы:
Таблица 1. Доказанные запасы угля, млн. т, 2009 г. 8
Таблица 2. Динамика производства угля по странам, млн. т, 2000-2010 гг. 9
Таблица 3. Динамика потребления угля по странам, млн. т, 2000-2010 гг. 11
Таблица 4. Экспорт угля по странам, млн. т, 2010 г. 12
Таблица 5. Импорт угля по странам, млн. т, 2010 г. 17
Таблица 6. Крупнейшие игроки угольного рынка России 18
Таблица 7. Динамика перевалки угля в российских портах Балтийского бассейна, тыс. т, 11 мес. 2009 - 2011 гг. 24
Таблица 8. Основные характеристики терминала для перевалки навалочных грузов в порту Санкт-Петербург 24
Таблица 9. Основные характеристики компании ООО «Выборгский» 26
Таблица 10. Основные характеристики компании «Порт Высоцкий» 27
Таблица 11. Основные характеристики терминала «Универсальный перегрузочный комплекс» в порту Усть-Луга 29
Таблица 12. Основные характеристики терминала «Ростерминалуголь» 30
Таблица 13. Объём перевалки угля в портах российских конкурентов (Латвия, Эстония, Украина), 2010 г 31
Таблица 14. Динамика перевалки угля в портах Арктического бассейна, 31
Таблица 15. Основные характеристики ОАО «Мурманский морской торговый порт» 32
Таблица 16. Основные характеристики ОАО «Мурманский морской рыбный порт» 33
Таблица 17. Основные характеристики погрузочно-разгрузочного района «Бакарица» порта Архангельск (участок «Левый берег») 35
Таблица 18. Основные характеристики погрузочно-разгрузочного района «Экономия» порта Архангельск 36
Таблица 19. Основные характеристики ООО «Кандалакшский морской торговый порт» 36
Таблица 20. Динамика перевалки угля в портах Черноморского бассейна, 37
Таблица 21. Основные характеристики ОАО «Азовский морской порт» 38
Таблица 22. Основные характеристики ОАО «Азовский завод стройматериалов» 39
Таблица 23. Основные характеристики ОАО «Ейский морской порт» 40
Таблица 24. Основные характеристики ОАО «Ростовский порт» 41
Таблица 25. Основные характеристики ЗАО «Торговый порт» 42
Таблица 26. Основные характеристики ООО «Ростовский универсальный порт» 42
Таблица 27. Основные характеристики ОАО «Таганрогский морской торговый порт» 43
Таблица 28. Основные характеристики ОАО «Мечел-Темрюк» 44
Таблица 29. Основные характеристики ОАО «Туапсинский морской торговый порт» 45
Таблица 30. Динамика перевалки угля в портах Дальнего Востока, 48
Таблица 31. Основные характеристики ОАО «Ванинский морской торговый порт» 50
Таблица 32. Основные характеристики ЗАО «Дальтрансуголь» 50
Таблица 33. Основные характеристики ООО «Восточный лесной порт» 51
Таблица 34. Основные характеристики ОАО «Восточный порт» 52
Таблица 35. Основные характеристики ООО «Стивидорная компания «Малый порт» 53
Таблица 36. Основные характеристики ОАО «Находкинский морской торговый порт» 55
Таблица 37. Основные характеристики ОАО «Торговый порт Посьет» 56
Таблица 38. Морские пароходства, контролирующие сухогрузный флот России 59

Диаграммы:
Диаг. 1. Динамика производства угля по регионам мира, млн. т, 1991-2010 гг. 10
Диаг. 2. Сезонная волна производства угля в России 11
Диаг. 3. Динамика экспорта угля из России, млн. т, 13
Диаг. 4. Распределение экспорта российского энергетического угля по странам, январь-август 2010 г. 13
Диаг. 5. Сезонные волны экспорта каменного угля и кокса из России 14
Диаг. 6. Распределение экспорта российского кокса по странам, 14
Диаг. 7. Динамика экспортных цен на российский уголь, $/т, 2000-2010 гг. 15
Диаг. 8. Динамика темпов роста экспортных и внутренних цен на уголь, 2001-2010 гг. 15
Диаг. 9. Распределение объёма отгрузки экспортного угля по морским бассейнам России, январь-август 2010 г. 16
Диаг. 10. Распределение объёма отгрузки экспортного угля по морским портам России, январь-август 2010 г. 17
Диаг. 11. Крупнейшие страны - импортёры российского угля, тыс. т, 2009-2010 гг. 17
Диаг. 12. Динамика морских перевозок угля в мире, млн.т, 2006-2015 гг. (прогноз) 21
Диаг. 13. Динамика перевалки угля в порту Санкт-Петербург,тыс.т, 25
Диаг. 14. Динамика перевалки угля в порту Выборг,тыс.т, 26
Диаг. 15. Динамика перевалки угля в порту Высоцк,тыс.т, 28
Диаг. 16. Динамика перевалки угля на терминале «Ростерминалуголь» в порту Усть-Луга, тыс.т, январь-ноябрь 2011 г. 29
Диаг. 17. Структура объёма перевалки угля в порту Восточный (экспорт, каботажный, пр.) 51
Диаг. 18. Динамика перевалки каменного угля в порту Восточный, тыс. т, 54

Другие исследования по теме

Название исследования Дата выхода Цена, руб.
Регион: Мир 18.09.18 111 300
Регион: Германия 08.07.18 45 000
Регион: Россия 08.06.17 67 500
Регион: Украина 25.09.16 99 750
Регион: Украина 07.04.16 29 900

В июле этого года я побывал на угольном терминале порта Усть-Луга, о чем и будет этот фотопост. Но в начале хотелось бы сказать "несколько слов" о самом порту. Уж слишком это глобальный и важный проект для Ленинградской области, да и всей России, а знают о нем немногие.

По своему значению строительство порта в Усть-Луге не уступает таким федеральным проектам как подготовка Сочи к Олимпиаде, или строительство Крымского моста.


Дело в том, что после распада СССР, все порты на Балтийском море, используемые Россией для отправки грузов, оказались на территории новых соседних государств - бывших прибалтийских республик.

Поэтому снова было решено вернуться к идее строительства порта в устье реки Луга. Снова, потому что эту идею уже пытались реализовать в 30-е годы XX века. Тогда здесь хотели построить военно-морскую базу, а стройка называлась Комсомольск-на-Балтике. Но строительству помешала начавшаяся Великая Отечественная Война, и все, что успели сделать, пришлось взорвать при отступлении.

Современная история Усть-Лужского порта начинается с 1992 года, когда появился его первый проект. Но настоящее развитие запустилось с 2008 года, чему поспособствовал мировой экономический кризис. С этого времени увеличилось финансирование и планы стали более амбициозными.

Но зачем было строить новый порт "в чистом поле", когда у нас были и другие порты: Большой Порт "Санкт-Петербург", Приморск, Высоцк, Выборг?

Причина в их существенных недостатках: долгий период ледовой навигации, небольшая глубина акватории, ограничения из-за расположения в городской черте.

А среди преимуществ порта Усть-Луга:
1) большие глубины акватории порта - 17,5 метров;
2) ширина каналов - 180 м;
3) короткий подходной канал - 3,7 км;
4) наличие второго подходного канала, что обеспечивает круговое движение судов;
5) порт почти незамерзающий - период ледовой проводки всего 35-40 дней (в СПб - 80-85 дней);
6) нет ограничений в развитии, много свободной территории для развития;
7) сокращение транзитного времени на 1-2 суток на маршруте между основными портами Европы и Усть-Лугой;
8) нет ожидания при входе в канал для контейнеровозов из-за приоритета для пассажирских судов и танкеров.

Грузооборот Усть-Луги постоянно растет, уже давно позади порты в Прибалтике. Сегодня это второй порт России по грузообороту, в 2017 году ожидается преодоление ключевого показателя в 100 млн.тонн. Усть-Лугу уже называют Новым окном в Европу.

Порт Усть-Луга включает в себя несколько терминалов, ориентированных на отгрузку различных грузов: нефть, лес, рыба и другие. Но самым первым начал работу угольный терминал, основанный в 1996 году. Оператор - АО "Ростерминалуголь".

Какая самая большая проблема угольных терминалов? Конечно же, это угольная пыль. Она может летать в воздухе, попадать в воду, влиять на экологию района. Как с этим справляются в "Ростерминалугле", можете увидеть на фотографиях ниже.

1. В холле административного здания, где началась наша блогерско-журналистская экскурсия, висит монитор с ключевыми показателями. Имейте в виду, что это данные от 7 июля.
Годовой план - 19 млн.тонн, это пятая часть от общего объема всего порта.

2. А это Игорь Борисович Дейчев, руководитель службы коммерческой и складской работы.
Один из старейших работников терминала.
Рассказывает нашей группе о терминале и отвечает на вопросы.

3. В начале поднимаемся на крышу, откуда видно почти весь терминал.

4.

5. Уголь прибывает в порт по железной дороге.
Пару лет назад РЖД, чтобы справляться с возросшим объемом перевозок, построили в 8 км отсюда огромную сортировочную станцию.
О станции хороший пост есть у Сергея Сигачева - .

6. А это вагоноопрокидыватель. Здесь вся наша группа зависла надолго.
В эту конструкцию заезжает по два вагона, после чего вагоны переворачиваются колесами вверх, и весь уголь ссыпается вниз.

7. Это происходит с такой легкостью, что совсем не верится, что это тяжелые металлические вагоны, груженные до краев углем.

8. С другого ракурса.

9. Считанные секунды. Оп! И вагон уже пустой.
Здесь конечно летает угольная пыль, но значительно меньше, чем если бы разгрузка производилась по-старинке.
А для удаления из воздуха даже незначительной угольной пыли на терминале работает 23 аспирационные установки.

10. Мой любимый жанр - производственный портрет.

11. После выгрузки угля, вагоны попадают в следующий ангар, где трансбордер, двигаясь в бок, перемещает их на соседний путь.
Такие трансбордеры в России больше никто не использует.

12. Эти синие здания - пересыпные станции. Уголь между ними перемещается по крытым конвейерам.
Как видите, никаких облаков черной пыли.

13. Высота этих гор более 10 метров.

14.

15. Чтобы ветер не поднимал пыль с открыто хранящегося угля, происходит его постоянное опрыскивание водой.

16. Загрязненная вода собирается, и отправляется на очистную станцию, где проходит фильтрацию.

17. Вода, ДО и ПОСЛЕ.

18. В три синие бочки собираются все отфильтрованные примеси.

19. Стакер-реклаймер набирает уголь для погрузки на суда.

20. А это уже погрузка угля на судно.
На фото не видно, но для погрузки в трюм опускается специальный рукав, внутри которого перемещается уголь.
Благодаря этому угольная пыль не рассеивается, и не попадает в залив.

21. Пункт мониторинга и управления.
В основном, приходится только следить за работой терминала, все процессы проходят в автоматическом режиме.

22.

23. Большая красная кнопка. В экстренном случае, отключает электричество на всем терминале.

24. География отгрузок. Помимо Европы, Марокко, Турции и Израиля есть даже Бразилия.
А в Усть-Лугу уголь поступает в основном из Кузбасса.

25. В местном музее нам рассказали о социальном политике компании.
В поселке Усть-Луга было построено несколько домов, квартиры в которых получили сотрудники.
Регулярно проводится обучение персонала, а для самых лучших организуются туристические поездки в другие города России.

На этом наша экскурсия по терминалу закончилась, и мы поехали в Кургальский заказник.
Заказник находится на одноименном полуострове, разделяющем Нарвскую и Лужскую губу. Он интересен тем, что на нем очень разнообразен животный мир. Около 100 видов животных, обитающих в Кургальском заказнике, внесены в Красную книгу.

А на островах в Финском заливе, расположенных рядом с полуостровом, живет балтийская кольчатая нерпа. На данный момент, численность нерпы сильно сократилась, и ей грозит исчезновение. Именно поэтому, нужны объединенные усилия экологов, государства и бизнеса по защите популяции этих редких зверей.

Балтийская кольчатая нерпа является талисманом АО "Ростерминалуголь" с 2016 года. Поэтому в Год экологии в России компания запускает экологический марафон, частью которого являются мероприятия по сохранению этого тюленя. В рамках марафона запланированы: мониторинг популяции нерпы в Финском заливе, участие в экологических форумах, субботник на территории Кургальского заказника – одного из мест обитания балтийской кольчатой нерпы, экологические уроки в школах Кингисеппского района и открытие тематической экспозиции в музее АО «Ростерминалуголь».

За два последних года инвестиции в повышение экологической безопасности предприятия составили более 200 миллионов рублей. В 2016 году с целью предотвращения негативного воздействия на водные объекты и содействия экологическому возрождению района Балтийского моря, предусмотренного международным соглашением ХЕЛКОМ, была проведена реконструкция комплекса очистных сооружений. Теперь в системе применяется технология нанофлотации, которая обеспечила очистку стоковых и ливневых вод до предельно допустимых концентраций водоемов рыбохозяйственного назначения.

26. К сожалению, увидеть нерпу нам не удалось (сделать это довольно трудно - тюлени опасаются людей), но насладиться красотой здешних мест мы смогли.

27.

28. Чайки очень удачно занимались рыбной ловлей: при мне пару раз выхватывали мелкую рыбу из воды.

Подводя итог всему увиденному мной в тот уже далекий июльский день, можно порадоваться нескольким фактам.

1. В Усть-Луге за последнее десятилетие появился современный грузовой порт - самый крупный на Балтике. Почему это событие не освещается также как строительство Крымского моста, для меня не понятно.

2. Теперь деньги, которые уходили в Прибалтику, остаются в нашей стране, а конкретно - в Ленинградской области.

3. Угольный терминал оказался отличным примером того, как правильный подход и современные технологии позволяют устранить потенциальную угрозу нанесения вреда окружающей природе.

4. Перенос грузопотока из Санкт-Петербурга в Усть-Лугу позволит снизить нагрузку на зажатый в пространстве порт Санкт-Петербурга.

5. Очень приятно знать, что в России развиваются не только крупнейшие города. Поселок Усть-Луга через несколько лет должен стать новым городом, планируется увеличение население в 10 раз.

В мировом экспорте угля на долю 5 стран приходится порядка 70-80% всех экспортных поставок — это Австралия, Индонезия, Россия, ЮАР и Колумбия. В предыдущих репортажах я рассказывал об угольных разрезах ОАО «Кузбассразрезуголь», которое является одним из крупнейших угледобывающих предприятий России. Основные экспортные отгрузки угля производятся морским путем — он отправляется зарубежным потребителям через терминалы в двух разных частях страны: в Находке (Восточный порт) и вблизи Санкт-Петербурга (порт Усть-Луга).

Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке России. Расположен в Приморском крае на побережье Японского моря в бухте Врангеля в 20 км от города Находка. Крупнейшая припортовая железнодорожная станция Дальневосточной железной дороги «Находка-Восточная» является конечной точкой Транссибирской железнодорожной магистрали.

В структуру ОАО «Восточный Порт» входят два производственно-перегрузочных комплекса. Первый – единственный в Приморском крае специализированный Угольный комплекс с системой конвейерного оборудования и станцией разгрузки вагонов.
Второй — Универсальный производственно-перегрузочный комплекс — специализируется на грейферной перевалке угля.

Основной груз – каменный уголь, добываемый в Кузбассе.
Свыше 30% от общего объема угольной продукции «Кузбассразрезугля» отгружается через ОАО «Восточный порт».

Угольный терминал ППК-3 – крупнейший в России специализированный терминал по перевалке каменного угля и кокса.
Производственно-перегрузочный комплекс специализируется на перевалке угольной продукции с использованием конвейерного оборудования. Обрабатывается более 80% от всего грузооборота ОАО «Восточный порт».
Площадь комплекса составляет 44,5 га.

Пропускная способность ОАО «Восточный порт» превышает 17 млн.тонн в год.

Терминал оснащен специализированным перегрузочным оборудованием, включающим: станцию разгрузки вагонов, состоящую из двух тандемных вагоноопрокидывателей, систему ленточных конвейеров, осуществляющих погрузку угля с вагонов как на судно, так и на склад; четыре судопогрузочные машины.

На терминале имеется станция по разгрузке вагонов с двумя тандемными вагоноопрокидывателями. В среднем обрабатывается около 700 вагонов в сутки. Также в наличии 4 вагоноразмораживающих устройства (вмещают одновременно 80 полувагонов).

Уровень автоматизации на ППК-3 достигает почти 99%.

Складские площади терминала позволяют хранить единовременно до 600 тысяч тонн угля.

На складе ППК-3 функционируют 4 реклаймера и 2 стакера.

Стакеры и реклаймеры используются для распределения груза на площадках хранения и отгрузки на ленточные конвейеры при погрузке угля на суда.

Кабина управления реклаймером

Терминал включает два глубоководных причала № 49 и 50, расположенных по обеим сторонам угольного пирса.
Длина каждого из них 381 м, глубина 16,5 м. (Восточный – самый глубоководный российский порт на Дальнем Востоке)
Навигация в порту длится круглый год.

На причалах имеются 4 судопогрузочные машины с производительсностью до 3500 тонн в час.

Оператор судопогрузочной машины

Южно-Корейское судно-балкер «C.YOUNG»

К причалам могут швартоваться суда грузоподъемностью до 150 тысяч тонн с разрешенной осадкой до 16,0 м.

Универсальный производственно-перегрузочный комплекс ППК-1.
Способен обрабатывать навалочные и генеральные грузы, в настоящее время специализируется на грейферной перевалке угля.

Площадь комплекса составляет свыше 18 га, с возможностью единовременного хранения 200 тыс.т. угольной продукции.
Мощность перевалки — 3 млн. тонн угольной продукции в год.

Манипулятор Liebherr укомплектован ковшом, грейфером и подъемной кабиной оператора.

Терминал оснащен двенадцатью портальными кранами грузоподъемностью до 60 т, семью мобильными перегружателями, тремя мостовыми перегружателями г/п 16-20 т, колесными бульдозерами, седельными тягачами с трейлерами, автопогрузчиками различной грузоподъемности.

Четыре причала общей длинной 800 м. и глубиной до 13,0 м.

Грейферная погрузка

Портальные краны

Строительство третьей очереди углепогрузочного комплекса «Восточного порта»
В 2017 году пропускная способность Порта возрастет на 10 млн. тонн угля.

Контейнерный терминал ЗАО «ВМКС»
Контейнерный терминал – один из крупнейших в России специализированных терминалов по перевалке контейнеров.
Его пропускная способность – 300 тысяч контейнеров в год.

Вертолет, с которого я снимал порт, оказался 1969 года!!!
Это французский вертолет Alouette II. Как сказал КВС, раньше он состоял на вооружении в Венгрии.
Машина юркая, но шумная.

Угольный терминал в порту Усть-Луга — самый большой угольный терминал России на Балтике,
33% отгрузки угля, добытого ОАО «Кузбассразрезуголь», осуществляется через этот морской порт.

Порт Усть-Луга расположен на северо-западе России, в Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива Балтийского моря, в 130 км от границы Санкт-Петербурга.

Порт начал работу с открытия угольного терминала в декабре 2001 года.
Регулярные отгрузки на угольном терминале начались в 2002 году, после ввода в эксплуатацию первой очереди мощностью 4 млн тонн.
Комплекс второй очереди принял первое судно в январе 2006 года.

На угольном терминале можно обрабатывать до 700 вагонов в сутки.

Полная мощность терминала составляет 12 млн тонн угля в год.

Можно сказать, что сегодня — это самый современный специализированный портовый автоматизированный комплекс для перегрузки угля в России.

Площадь перегрузочного комплекса: 53,2 га.

На терминале работают 2 стакер-реклаймера, 1 реклаймер и 1 стакер, производства компании TAKRAF.

Производительность каждой единицы складского оборудования составляет до 3500 тонн в час.

Угольный терминал имеет два глубоководных причала общей длиной 540 метров и глубиной у причалов 14 метров.

Терминал рассчитан на прием балкеров дедвейтом до 100 тыс. т.

Оператор судопогрузочной машины.

На предприятии внедрена информационная система, позволяющая осуществлять эффективный контроль за производственным процессом, вести оперативный учет груза, обмен информацией с ОАО «РЖД» и клиентами в режиме реального времени, введена система электронного документооборота.

Стакер-реклаймер

Складская система пылеподавления.

Универсальный перегрузочный комплекс, расположенный по соседству.
Занимается перегрузкой по грейферной технологии угля и чугуна в чушках.