Что такое фидий в древней греции определение. Фидий. Скульптура Древней Греции. Греческие острова. Бюджетный и спокойный отдых

07.08.2023 Патронажи

Фидий (Phidias) — древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики

Портрет Фидия

Фидий (Phidias) — древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики.
Греческое классическое искусство достигло своего высшего расцвета в середине V веке до нашей эры Целая плеяда скульпторов и живописцев первой половины V века до нашей эры и среди них старшие современники Фидия, знаменитые ваятели Пифагор Регийский, Мирон и другие, утверждали в своем творчестве новый стинно греческий художественный стиль. Изображая воина или атлета, мифологического героя или божество, и Пифагор, и Мирон создавали образы человека - живого, красивого, подвижного и сильного. Но и этим талантливым мастерам, и их современникам еще не удалось достичь раскрытия внутреннего мира человека, его чувств и переживаний. Только Фидий сумел вдохнуть в образы классической красоты полнокровную жизнь, показать большую духовную силу человека, его достоинство, ярко охарактеризовать каждого героя, создать грандиозные динамические композиции, полные глубокого внутреннего смысла. Этот великий художник завершил искания своих предшественников, сделал новый большой шаг в развитии реалистического искусства, заняв первенствующее положение среди мастеров своего времени.

О жизни Фидия сохранилось очень мало сведений; трудно даже установить время создания некоторых его работ. Родился он в Афинах в начале столетия, умер в 431 году до нашей эры; работал в разных местах Греции, но большая часть его творческой биографии связана с Афинами. Детство и юность Фидия прошли в годы греко-персидской войны. Почти всю свою творческую деятельность он посвятил созданию памятников, прославляющих родину и ее героев. С 460 года до нашей эры Фидий начал работать в Афинах. Этот город-государство, передовая греческая рабовладельческая республика, центр греческой культуры, занял во время войны ведущее место и стал в 478 году до нашей эры главой Афинского морского союза. Руководящую роль правительстве Афинского государства играл энергичный и влиятельный политический деятель стратег Перикл. Считая, что Афины вправе благодаря своему положению гегемона греческих государств распоряжаться союзной казной, Перикл решил использовать эти средства на восстановление города и Акрополя.
Выступая на народном собрании афинян, он объяснил им: «Город достаточно снабжен необходимым для войны, поэтому излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые, после своего окончания, доставят гражданам бессмертную славу, во время же производства работ улучшат их материальное положение».
Центральный архитектурный комплекс Афин — Акрополь, застроенный до войны культовыми сооружениями, украшенный многими дарственными статуями, теперь лежал в развалинах. Прежде чем начать его реконструкцию, следовало разобрать руины, очистить место для главных построек, на что потребовалось несколько лет. Но и пустынным Акрополь не мог долго оставаться; постепенно на нем афиняне стали устанавливать статуи богов и героев. была бронзовая статуя бога Аполлона работы Фидия.
Одним из первых памятников (около 460 года до н. э.), воздвигнутых на Акрополе, Статуя Аполлона и монументы в Платеях и Дельфах создали Фидию репутацию первоклассного мастера, и Перикл, близким другом и соратником которого впоследствии стал художник, поручил ему большой государственный заказ — изваять для Акрополя колоссальную статую богини Афины — покровительницы города. На площади Акрополя, недалеко от входа, была установлена в 450 году до нашей эры величественная бронзовая скульптора высотою 9 м.
Вскоре на Акрополе появилась еще одна статуя работы Фидия. Это был заказ афинян, живших вдали от родины. Поселившись на острове Лемонсе, они пожелали поставить на Акрополе статую Афины, получившей впоследствии прозвище «Лемния».
Афина Парфенос и Афина Лемния утвердили по всей Греции славу Фидия, и его привлекли теперь к двум самым грандиозным работам того времени: созданию колоссальной статуи бога Зевса в Олимпии и руководству реконструкцией всего ансамбля афинского Акрополя. Руководителем работ по созданию большого и разнообразного скульптурного убранства Парфенона античные литературные источники называют Фидия.
В середине 50-х годов прошлого столетия были открыты археологами развалины мастерской Фидия в Олимпии (к востоку от храма Зевса). В руинах, заброшенных и опустошенных, найдено небольшое количество форм из грубой глины для отформовки из тонких пластинок золота частей женской одежды для небольших фигур, мелкие кусочки слоновой кости, крошки золотой фольги, железные, бронзовые и свинцовые пластинки для скрепления форм и частей деревянной основы статуи, кусочки стекла для инкрустации трона, инструменты из кости и бронзовый молоточек для обработки поверхности золота. Среди инструментов найдена маленькая, покрытая лаком чашечка с процарапанной надписью как бы от имени сосуда «я собственность Фидия»...


Альборн Август, Греческий цветок

Кроме статуй Афины на Акрополе и Зевса в Олимпии, Фидий создал ряд других произведений. Так, он принял участие в конкурсе на статую амазонки для храма Артемиды в Эфесе. В этом состязании выступили знаменитый современник Фидия пелопонесский мастер Поликлет, ученик и сотрудник Фидия Кресилай и скульптор Фрадмон. Лучшей была признана работа Поликлета. Сохранились три различных варианта статуй амазонки в римских мраморных копиях, а недавно опознан и четвертый вариант. Все амазонки изображены ранеными, вероятно, это было условием заказа. Несколько мраморных римских копий повторяют бронзовый оригинал амазонки Фидия, лучшая из которых недавно открыта в раскопках виллы римского императора Адриана (II век нашей эры) в Тиволи близ Рима.
Амазонка Фидия высокая стройная девушка-воительница, в коротком хитоне, стоит, склонив голову; она ранена в левое бедро и осторожно выставила вперед ногу. Судя по статуе из Тиволи, правой высоко поднятой рукой она опиралась на копье. Мягкие складки хитона, гибкость фигуры, плавность движения близко напоминают фигуры фриза Парфенона.
Другое из известных произведений Фидия — это статуя Афродиты Урании (небесной), опирающейся ногой на черепаху. Оригинал из золота и слоновой кости, стоявший в храме в Элиде (Пелопонес), погиб в древности; его мраморной копией считают теперь фрагментированную статую в Берлинском музее. Сильная молодая, полная грации женская фигура своими пропорциями, пластичностью, живописной игрой складок одежды походит на возлежащую богиню восточного фронта Парфенона.


Западный фронтон Парфенона

Восточный фронтон Парфенона

Во всех творениях Фидия и его школы ярко воплотились прогрессивные черты греческого искусства V века до нашей эры Фидий создал произведения совершенные в своей художественной форме, полные глубокого гуманизма, величия и вместе с тем простые и понятные всем.
Художник кончил свою жизнь трагически. Политические противники Перикла, стремясь скомпрометировать этого государственного деятеля и его ближайших соратников, обвинили Фидия в утайке золота при работе над Афиной Парфенос. Фидий был заключен в тюрьму и не дождавшись оправдания, там он покончил жизнь самоубийством.

Скульптуры Фидия:


Зевс Олимпийский

Статуя Зевса Олимпийского работы Фидия. Не сохранилась, известна по описаниям. Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 м, ширина — 28 м, а высота внутреннего помещения была около 20 м. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду — золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники — богини победы, другой опирался на высокий жезл.
На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены: кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 м в ширину и 1 м в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 м. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.


Раненая Амазонка

«Раненая Амазонка», статуя, занявшая второе место на знаменитом конкурсе скульпторов для храма Артемиды Эфесской, была создана в 440-430 годах до нашей эры. Не сохранилась, известна по копиям. Её копией считается «Амазонка Маттеи» (Ватикан).
Фидий исполнил знаменитую статую раненой амазонки, которую заказали для храма Артемиды жители города Эфеса, почитавшие амазонок как основательниц своего города. В конкурсе на создание статуи амазонки участвовали Поликлет, Фидий, Кресилай, Фрадмон и Кидон. Примечательно, что все изваяния были настолько хороши, что греки решили поручить самим скульпторам определить лучшее. Каждый сначала назвал созданную им статую, но после своей указал амазонку Поликлета, которому комиссия и присудила первый приз.
Соответственно, второе место было у Фидия, третье у Кресилая, четвертое у Кидона, и пятое у Фрадмона.


Медуза

Аполлон Кассельский

Аполлон Кассельский, реконструкция

Аполлон Кассельский, реконструкция

«Аполлон Кассельский» — название античной статуи из музея Касселя (запад Германии).
Мраморное повторение римского времени древнегреческой статуи из бронзы (470—460 годы до нашей эры). Ее оригиналом считается статуя Аполлона Парнопия (греч. рarnopios — «изгоняющий саранчу»). Из сообщения Павсания известно, что такая статуя была воздвигнута молодым Фидием на Акрополе в благодарность афинян за избавление от нашествия саранчи.


Гера Барберини
(названа в честь первого владельца, кардинала Барберини)

Афина Лемния

Афина Лемния

Афина Лемния, реконструкция

Афина Лемния, реконструкция

«Афина Лемния» — бронзовая статуя богини Афины, созданная знаменитым греческим скульптором Фидием в 450-440 годах до нашей эры. Не сохранилась, известна по копиям. Согласно Павсанию, скульптура была изготовлена гражданами Афин, жившими на острове Лемнос. Вероятно, стояла неподалеку от Пропилей.
В статуе Афины Лемнии мастеру удалось передать богатство и сложность образа. При взгляде на нее с одной точки видно большое внутреннее напряжение сильной, мужественной богини. С другой стороны Фидий показал спокойную грацию ее движения. Вертикальные ниспадающие складки одежд воспринимаются как каннелюры неподвижной колонны. Складки наброшенной на плечо эгиды передают живое движение Афины, выявляют внутреннюю динамику и напряжение фигуры. В одной руке богиня держала копье, олицетворяя этим постоянную готовность к действию, в другой — шлем, снятый с головы как бы в знак ее миролюбивого, спокойного настроения.


Афина Парфенос, реконструкция

Афина Парфенос, реконструкция

Афина Парфенос, реконструкция

Афина Парфенос, щит, реконструкция

Афина Парфенос, реконструкция

«Афина Парфенос» (Афина Варвакион) — знаменитая древнегреческая скульптура работы Фидия. Время создания 447-438 годы до нашей эры. Не сохранилась, известна по копиям и описаниям. Её копией считается римская мраморная статуя.
Сатуя была выполнена в хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость). Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает ее так: «Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает ее во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у нее на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у нее лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно — Эрихтоний».
Шлем богини имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней — борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. База была украшена историей с Пандорой. На мраморных копиях руку богини с Никой поддерживает столб, существовал ли он в оригинале — предмет многочисленных дискуссий. Ника кажется крошечной, в действительности ее высота составляла 2 метра.


Западный фронтон Парфенона, реконструкция, Спор Афины с Посейдоном

Реконструкции фронтонов Парфенона, выполненные
австрийским скульптором Шверценом, 1904:



Западный фронтон, Спор Афины с Посейдоном за покровительство над Афинами

Восточный фронтон, Рождения Афины из головы Зевса

Западный фронтон, Афина и Посейдон (рядом маслина Афины и соленый источник Посейдона)

Западный фронтон, Слева за Афиной на колеснице богиня Ника, перед ней лошадей придерживает
Тритон. В скульптурной группе сидящего мужчины и обнимающей его женщине усматривают
легендарных царя Кекропа и его дочь, в соседних фигурах его других дочерей и его сына.
Кекропа удалось распознать по змее между ним и дочерью (Кекропа часто изображали
наполовину змеей). Полулежащая фигура слева, какой-то речной бог.

Западный фронтон, Справа за Посейдоном на колеснице его супруга Амфитрита. Далее
располагаются Ирида и Афродита, а за ними, вероятно, дочь царя Эрехтея.
В полулежащей фигуре усматривают нимфу Каллирою.
Мужчина на коленях перед ней какой-то речной бог.

Восточный фронтон, В центре представлены Зевс на троне и Афина в полном вооружении,
которая только что выпрыгнула из головы Зевса.

Восточный фронтон, Справа от нее Гефест, разрубивший по преданию голову Зевса секирой,
чтобы Афина смогла появиться на свет.

Восточный фронтон, Слева въезжает колесница, управляемая, вероятно, Гелиосом. Перед ним сидит
Дионис, затем — Деметра и Персефона. За ними стоит ещё одна богиня, возможно, Артемида.

Восточный фронтон, Справа от Гефеста Посейдон. Далее, возможно, Аполлон и его сестра Диана.
Завершает композицию справа Селена на своей колеснице, въезжающая в море.

Восточный фронтон, Дионис, Деметра, Персефона и Артемида

Восточный фронтон, фрагмент

Огромное значение этого величайшего греческого художника подчеркивают многие античные авторы; его именем теперь называют целый период истории искусства - период расцвета классического стиля 5 в. до и. э.

Фидий родился около 500-490 гг. и умер около 431 г. до н. э. Его учителями считаются скульптор Гегий и живописец Полиглот. Фидий воплотил в своих произведениях высокие идеи гражданственности, создал образы, полные поэзии и красоты, образы, прославляющие свободного грека, его человеческое достоинство и высокую духовную культуру. Самыми знаменитыми в древности считались его колоссальные статуи: Афина Парфенос и Зевс в Олимпийском храме, выполненные в хрисоэлефантинной технике, и Афина Промахос из бронзы стоящая на площади Афинского акрополя. Для строящегося Парфенона Фидий в 438 г. до н. э. выполнил двенадцатиметровую статую богини. Основу статуи составляла деревянная очень тщательно вырезанная фигура, на лицо и обнаженные части тела которой были наложены тонкие пластинки слоновой кости; одежда и вооружение были выполнены из золота, весом около 2000 килограммов. Все золотые части были съемные, и каждые четыре года проверялся их вес, так как одежда богини представляла собой золотой фонд государства. Бледное воспоминание о Парфенос сохранилось в небольшой мраморной копии 2 в. н. э., найденной близ Афин в Варвакионе.

Афина Парфенос. одетая в длинный пеплос, с эгидой на груди, в шлеме, увенчанном тройным гребнем со сфинксом и грифонами, с фигурой богини Нике, щитом и копьем в руках, производила впечатление величия, непоколебимости и мощи. Строгость складок одежды не скрадывала формы стройного сильного тела; классически правильное прекрасное лицо богини, обрамленное локонами, оживлено было легкой нежной улыбкой. Нащечники шлема, щит, находившийся у ног богини, пьедестал были украшены рельефами на мифологические темы. На щите Афины были прочеканены с наружной стороны сцены амазономахии; а с внутренней - гигантомахии. Статуя Зевса в храме этого божества в Олимпии высотой 14 метров, превосходившая в древности славу Парфенос, изображала верховное греческое божество сидящим на троне с Нике в руке. Огромный пьедестал был также богато украшен рельефами и живописью.

Афина Промахос (высота около 9 м) в шлеме и с копьем, позолоченный кончик которого был виден с моря, воплощала в себе военную мощь Афин. Меньшего масштаба бронзовая статуя Афины, так называемая «Лемниянка». сохранилась в нескольких римских копиях. Здесь Фидий изобразил мирную Афину, держащую свой шлем в руке, но еще не оставившую копья. Расположение складок одежды близко напоминает Афину Парфенос, но колоссальная Афина была полна торжественного спокойствия, ее строго фронтальная композиция согласована с архитектурой интерьера храма. Лемниянка, стоящая на открытом месте, женственна, подвижна; поворот ее головы, свободное движение рук создают впечатление гибкой живой фигуры. Особенно замечательна ее голова с мягким овалом и со свободной трактовкой волнистых волос, перехваченных широкой лентой.

14 - Творчество Фидия

Одним из наиболее знаменитых скульпторов Греции был Фидий, работавший в рассматриваемый период. Работы, которые принесли ему славу - Афина Парфенос и статуя Зевса в Олимпийском храме

Своего полного расцвета искусство достигло только в созданиях друга Перикла Фидия. Произведения этого художника являются в греческом искусстве, подчинявшем индивидуальное типичному, выражением совершенства, какого когда-либо оно достигало. Полнейшая выработанностъ благородных форм соединяется в них с самой строгой закономерностью расположения, чистейшее чувство натуры сливается неразрывно с величайшей возвышенностью духовного чувства.

Фидий (Pheidias) был афинянин, так же как и его учитель Гегий. Благодаря Гегию, обязанному своим образованием Маргосцу Агеладу, он подвергся влиянию традиций аргосской школы. Вся жизнь его протекла в V столетии до н. э. Созданы ли им какие-либо значительные произведения еще при Кимоне - вопрос, на который отвечают отрицательно, в особенности Фуртвенглер. Колоссальную бронзовую статую Афины Промахос, стоявшую в афинском Акрополе между Парфеноном и Эрехтейоном, признают памятником не битве при Марафоне и Саламине, а происшедшему около 445 г. перерыву персидской войны. Конец деятельности Фидия возбуждает сомнения, так же как и ее начало. Не подлежит, по-видимому, сомнению, что, будучи ложно обвинен в растрате, он умер в темнице; предание, что смерть его последовала в Афинах, более вероятно, чем то, которое гласит, что он скончался в Элиде. Но из этого не следует заключать, что художественная фигура Зевса, которой он украсил по поручению элидцев Олимпийский храм, была исполнена раньше величественной Афины Парфенос, красовавшейся в афинском Парфеноне. Во всяком случае, невероятно, чтобы его пригласили в Олимпию прежде, чем он прославился у себя на родине статуей Афины, тем более что следы основания его статуи Зевса в Олимпийском храме доказывают, что она была воздвигнута много лет спустя после постройки этого храма.

Колоссальная статуя стоящей девственной богини Афины Паллады в афинском Парфеноне и колоссальная статуя Зевса, сидящего на троне, в Олимпийском храме - два главных светила на художественном небосклоне Фидия. Парфенонская статуя, имевшая около 12 метров в высоту, исполнена им, вероятно, между 447 и 438 гг. до н. э. Составить себе понятие об этом произведении мы можем по описаниям древних авторов, а также по аттическим монетам и греческим и римским мраморным статуям. Из сохранившихся статуй мраморная Афина высотой 1 метр, откопанная близ Варвакейона в Афинах и находящаяся в зале Афины в местном Национальном музее, имеет для нас огромное значение, как непосредственная копия с парфенонской статуи, хотя и римской работы (рис. 256). Богиня стоит в торжественной, спокойной, полной достоинства позе, устремив свой взор вперед, перенеся центр тяжести тела на правую ногу и несколько отставив назад левую, стопа которой касается земли кончиком большого пальца. На Афине длинное, обильное складками золотое одеяние (пеплум), отворот которого перевязан поясом в виде змеи; на голове - золотой шлем, богато украшенный изображениями крылатых коней, грифов и сфинкса, а на груди - эгида с головой Медузы, вырезанной из слоновой кости. На ладони протянутой вперед правой руки она держит статуэтку крылатой богини победы. По условиям техники данной скульптуры, в которой подкрашенные пластинки слоновой кости и эмалированные листы золота набивались на деревянную основу, имевшую, вероятно, вид вполне готового изваяния, и при величине протянутой руки и тяжести стоящей на ней Нике эта рука нуждалась в подпоре; действительно, такую подпору мы видим не только у статуи, найденной в Варвакейоне, но и в изображении на одной аттической гирьке. Опущенная вниз левая рука Афины покоится на стоящем у ее ног щите, под которым извивается змея Эрихтоний - символическое олицетворение сынов аттической земли. Щит с наружной стороны украшен изображением битвы греков с амазонками. Приблизительное понятие об этом изображении можно составить себе по мраморному щиту, Британский музей. На нем мы видим такой же прием расположения фигур в два неразрывных между собой ряда, как и на вазах полигнотовского стиля. В одном из сражающихся считают возможным, вследствие индивидуальности черт его лица, признать самого Фидия, который, как говорят древние писатели, поместил на этом щите свой портрет. О благородстве форм, красоте позы и высокой одушевленности чистых, тонких черт лица, которые мы должны предполагать у Афины Парфенос, конечно, трудно судить по описаниям, даже по копии - неправильно реставрированной большой статуи Афины Антиоха, музей Буонкомпаньи в Риме.

О статуе Зевса, восседающего на троне, имевшей 13 метров в высоту, мы знаем в некоторых отношениях еще меньше, чем об Афине Парфенос. Одни лишь элидские монеты (рис. 257) могут дать некоторое понятие о позе и голове этой статуи. Из монет особенно любопытна та, на которой представлена только голова "отца богов и людей", украшенная масличным венком, Лувр, Париж. Правильные черты его лица выражают величие и кротость; волосы на голове и бороде ниспадают свободными, естественными, еще не вьющимися живописно-волнистыми прядями. Сохранившиеся описания Зевса еще более подробны, чем описания Афины. Он также держал на ладони правой руки крылатую богиню победы; в левой руке у него был скипетр, на который он слегка опирался. Трон Зевса был в своем роде чудом искусства. На поперечной перекладине, связывавшей между собой ножки трона посредине высоты, стояло 8 статуй победителей на Олимпийских играх в натуральную величину. Ножки трона были окружены богинями победы. Ручки его опирались на сфинксов, под лапами которых лежали человеческие жертвы. Верх спинки украшен фигурами ор и харит. Брат Фидия, Панэн, живописец полигнотовского стиля, украсил загородки, отделявшие статую Зевса с трех сторон от целлы, изображениями из героических сказаний. Всюду в этих произведениях олицетворялись могущество богов, бессилие безбожников, победы богопочитателей; эти символические изображения вместе с божественным величием лица и позы Зевса производили захватывающее, неизгладимое впечатление. Описания древних авторов, которые видели эту статую, проникнутые благоговейным страхом и благочестием, доказывают, что Фидий был первым из художников, вполне овладевшим передачей духовного выражения; или Зевс сходил с небес и являлся Фидию, гласят они, или художник поднимался на Олимп, чтобы узреть этого бога. Один римский писатель сказал, что величие этого произведения было столь богоподобно, что красота его прибавила нечто к религии, установленной преданием. Зевс сидел с таким мирным и кротким видом, писал другой греческий автор, что самый несчастный, самый удрученный горем и заботами, не находящий покоя даже в сладком сне смертный при взгляде на эту статую мог забыть все, что приходится переносить страшного и тяжелого в человеческой жизни.

Фидий, древнегреческий архитектор

Фидий (Pheidias), сын Хармида, древнегреческий архитектор , скульптор и живописец второй - третьей четверти V в. до н. э. Один из крупнейших представителей искусства высокой классики. Работал в Афинах , Олимпии, Дельфах, Платеях. Согласно древним свидетельствам, в эпоху Перикла (444-429 до н. э.) руководил строительством Афинского акрополя - одного из наиболее выдающихся архитектурных комплексов античной эпохи. Среди скульптурных работ Фидия, известных только по описаниям античных авторов и копиям, наиболее прославленными были колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Предводительницы в битвах), воздвигнутая около 460 до н. э. на акрополе в Афинах в память побед над персами, и две грандиозные статуи, выполненные в технике хрисоэлефантинной скульптуры, - Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии (это произведение считалось в древности одним из "семи чудес света") и Афины Парфенос (Девы) в храме Парфенон в Афинах. Наилучшее представление о творчестве Фидия даёт скульптурное убранство Парфенона (мрамор, 438-432 до н. э., фрагменты - в Британском музее , Лондон , Лувре и Музее Акрополя, Афины), выполненное под руководством и, возможно, при личном участии мастера. Зрелостью и совершенством классического стиля отличается рельеф фриза-зофора, изображающий панафинейское шествие афинских граждан. В спокойном, плавном ритме движения, стройных величеств, фигурах, органически связанных с плоскостью стены (изображения основаны на принципе изокефалии), воплощается победное торжество и достоинство граждан полиса. К числу шедевров древнегреческого искусства относятся скульптуры богов на фронтонах храма, изображающие "Рождение Афины из головы Зевса" и "Спор Афины с Посейдоном за первенство в Аттике ". Статуи образуют пространственно свободные, гармонически уравновешенные композиции , отличающиеся богатством гибких линейных ритмов. Естественность и величественность поз, совершенство мягкой обобщённой пластики сочетаются в них с тончайшей обработкой поверхности мрамора, позволяющей воспроизвести светотеневую игру, лёгкость воздушных, свободно ниспадающих одежд, органически связанных с движением фигур. Скульптура Парфенона в сочетании с архитектурой храма является одним из высочайших образцов античного

Сын Хармида, происходил из семьи, в которой вместе с культом Афины Эрганы по наследству передавалась и разносторонняя разработка искусства.

Биография Фидия

Сам мастер сначала изучал живопись и лишь позже
переключился исключительно на искусство ваяния. В молодом возрасте
он отправился в Пелопоннес , где царствовал тогда мир, для того
чтобы полностью посвятить себя искусству. По возвращении он очень
быстро стал одним из известнейших художников и уже во главе прочих
работал над выполнением памятников в честь героев Марафонского
сражения . В ту же пору из мастерских Фидия вышел металлический
колосс Афины-воительницы , который был установлен в западной части
Акрополя.

Фидий был не только великим мастером в пластике,
богатый изобретательностью, он был замечательно умным человеком,
живо принимавшим участие в движении современной образованности.
Таким образом, совсем понятно, почему этот человек вошел в виды
Периклаю. Он имел в себе силы и знания выполнить не
просто одиночный заказ, а руководить обширными предприятиями
такими как, например возведение Парфенона.

Работы Фидия

Поэтому именно ему было поручено общее руководство работами при
восстановлении храмов Акрополя .
Скульптор ко всему прочему умел руководить другими художниками; при этом он никогда не умолял их славы и присваивал себе их собственные заслуги.

После возведения Парфенона он был заслуженно признан первым художником в
. Афины стали признаными
гегемонами в области искусства, так что даже иноземные
государства, обыкновенно ни в чем не хотевшие уступать Афинам,
обращались туда с заказами на строительство священных храмовых
комплексов.

Так, например, сам Фидий помогал даже мегарийцу Феокосму при
сооружении им статуи Зевса , его ученики работали в Пелопоннесе и
Беотии (Фразимед в Коронее и Колот в Киллене).

Афинские художники
призывались в Дельфы для того, чтобы лепными сюжетами украсить
фронтоны святилища Аполлона, а власти Элиды, которые заботились о
пелопонесском союзном святилище, призвали Фидия в Олимпию для
выполнения величайших из заказов, которые наряду с Парфеноном
сделали его имя бессмертным.

Фидий принял приглашение и перебрался в Олимпию вместе со своим братом и учениками.

Как в Парфеноне, так теперь и в Олимпии , надо было с помощью всех
средств искусства, золота, драгоценных камней, слоновой кости,
черного дерева и ярких сочетаний красок создать изображение
божества, которое служило не для поклонений, а как грандиозный
предмет созерцания, как священный дар Зевсу.

Статуя Зевса, которую создал Фидий, была колоссальных размеров. Для нее любой,
даже самый громадный храм казался бы слишком тесным помещением.

После завершения работ приближенные скульптора остались в Элиде и
получили там в потомственное владение почетную должность –
поддерживать постоянно в порядке статую Зевса. Сам же
мастер, увенчанный беспримерной славой, вернулся в
.

В Афинах в этот момент противники Перикла искали всякую малую
возможность, чтобы досадить ему. Не имея возможности открыто
нападать на Перикла, они избрали целью своих атак его друзей и
ближайшее окружение.

По окончании строительства Пропилей Перикл должен был предоставить отчет о суммах, израсходованных на постройки в , и этот повод
был выбран его противниками как повод для нападок. Одного
второстепенного художника по имени Меноп подговорили сесть у
подножья базарных алтарей, как это делали те, кто отдавал себя под
покровительство общины, для того, чтобы без опасности для себя
иметь возможность предъявить обвинение должностным лицам. Он и
обвинил Фидия в удержании части золота, порученного ему для выдела
плаща Афины . Интрига провалилась, так как по совету Перикла,
золотой плащ был нарочно устроен таким образом, чтобы мог быть
легко снят. Плащ сняли, перевесили, и он оказался полновесным.

Но партия противников не остановилась на этом. После этого
последовало новое обвинение, а именно обвинение в безбожии. В
битве амазонок, изображенной на щите Афины Парфены , были найдены
две фигуры, черты которых напоминали Фидия и Перикла. Самого себя
художник изобразил в виде лысого старца, поднимающего обеими
руками обломок скалы; Перикла же он изобразил в изящном образе
метателя копья, закрывавшего рукой половину лица, но и в таком
виде сходство было поразительным. В этом было усмотрено
оскорбление святыни храма,
Фидий был обвинен в богохульстве и заключен в
тюрьму. Не выдержав свалившихся на него испытаний, он, который
к этому моменту был в преклонных летах, умер.

Так закончилась жизнь одного из самых лучших граждан Афин, который
сделал для бессмертной славы города намного больше своих
современников, получивших за лживые доносы награды и звания
благодетелей города.

Но и после смерти Фидия недоброжелатели Перикла не успокоились.
Напротив, они стали распространять слухи о том, что будто бы сам
Перикл подослал убийц, чтобы избавится от своего друга и тем самым
прекратить неудобное для него следствие.

Греция на карте