Копенгаген с высоты церкви спасителя. Копенгаген с высоты церкви спасителя Церковь христа спасителя копенгаген

25.07.2023 Патронажи

Церковь Христа Спасителя — это церковь в стиле датского барокко в центре Копенгагена.

История строительства церкви

При планировании Кристиансхавна в 1617 году Кристианом IV, нынешний район Копенгагена задумывался независимый купеческий город на острове Амагер, поэтому городу была нужна отдельная церковь.

Временная церковь была открыта в 1639 году, а строительство нынешней Церкви Христа Спасителя по проекту Ламберта Ван Хейвена, началось в 1682 году.

Церковь была открыта 14 лет спустя в 1695 году, однако такие важные элементы, как алтарь или шпиль башни так и не были достроены. Постоянный алтарь церкви появился в 1732 году, а шпиль достроен в 1747-1752 годах.

Описание

Церковь Христа Спасителя считается одной из известных достопримечательностей Копенгагена из-а узнаваемой детали - винтовой лестницы, которая ведёт на колокольню. Лестница делает 4 витка вокруг башни и имеет 400 ступеней. Высота самой башни - 85 метров, её венчает золотой шар с фигурой Иисуса Христа.

С башни открывается прекрасный вид на старую часть Копенгагена.

Орган

В церкви находится огромный орган с 4000 труб с золоченой монограммой Кристиана V и был построен братьями Botzen в 1698-1700 годах. Фасад органа имеет замысловатую резьбу по дереву и бюст Кристиана V в центре.

Ежегодно церковь организует 15-20 концертов вместе с музыкальными церковными службами по воскресеньям.

Карильон

В церкви Христа Спасителя в Копенгагене имеется карильон, построенный в 1928 году и прошедший реставрацию в 1980 году. Он состоит из 48 бронзовых колоколов разного размера, что делает его крупнейшим в Северной Европе. Самые большие колокола весят более 2000 килограмм, а самые маленькие - 10 килограмм.

Каждый час с 8 часов утра карильон играет музыку.

Это одна из самых крутых высоких площадок с видом на город! И самая лучшая в Копенгагене, полагаю.

Речь идет про церковь Христа Спасителя (Church of Our Saviour) . Ее можно узнать издалека по характерному шпилю, который снаружи имеет спиралевидную форму. Уникальность этой церкви с точки зрения туризма в том, что можно подняться на самый верх и посмотреть на город с высоты 90 метров. Смотрится классно, правда?
2

Люблю смотреть на города свысока. Это самый простой способ увидеть, что из себя представляет местность, если времени на подробное изучение нет. Мы подошли к этой церкви примерно в 15:50. У кассы, где можно купить билет, мы узнали, что вход в башню закрывается уже через 10 минут. Сотрудник выразил сожаление, мол, скоро закрываемся, осталось 10 минут. Но мы решили рискнуть и подняться поскорее, пока не закрыли. Купили билеты, которые стоили около 350 рублей, и пулей наверх.

Считаю своим долгом предупредить о том, что подъем наверх - дело непростое даже для меня, особенно когда поджимает время. Первые часть подъема проходит внутри церкви. Эти пролеты лестниц выглядят нормальными, с поправкой на то, что они круче обычных и ступени выше. Но потом нормальные лестницы заканчиваются, посетителям надо войти в сумрак помещений с колоколами и начинается ад для ног. Там очень узкие лестницы, где вдвоем не разойтись, надо пропускать встречных или самим идти вперед, пока они не пошли навстречу. У них приличный угол подъема, а некоторые еще и вьются:
3

Колокола вовсе не для декорации, они рабочие. Играют каждый час. Учитывая, что они самые большие в северной Европе, не хотелось бы оказаться рядом, когда они зазвонят в полную мощь:)
4

Последняя лестница перед выходом на открытую площадку вообще чистый хардкор. Кажется, что полным людям здесь вообще не место. А высоким надо сгибаться особенно усердно. Зато не скучно и красиво:
5

Вот вид на площадку после выхода наружу:
6

Площадка эта круглая, но обойти вокруг не получится. Если пойти направо - уткнетесь в это:
7

А слева площадка начинает подниматься спиралью вверх, причем спираль идет против часовой стрелки. Это значит, что подъем на самый верх еще не закончился, можно унять одышку и уговорить себя пойти дальше. Внешняя лестница состоит из 400 ступенек:
8

Вот так это примерно выглядит. Леша alexio_marziano стоит для понимания масштаба:
9

Ближе к вершине ступеньки на спирали сужаются настолько, что выше не пройти. Может и хорошо, что мы пришли к закрытию. Зато по пути и наверху никого не было, не приходилось пропускать людей или ждать, когда они свалят, чтобы сделать фотографию.
10

Здесь можно перевести дух и полюбоваться, наконец, на город. Посмотрите сначала общие виды слева направо:
11

12

13

14

На этой фотографии видно квартал, где расположилось непризнанное и свободное мини-государство - Христиания. Чрезвычайно интересное место, про которое я расскажу отдельно:
15

На этом кадре вдалеке отчетливо виден Эресундский мост, ведущий из Копенгагена в шведский город Мальмё. Это один из самых длинных мостов в Европе. Если бы тот факт, что часть пути до Копенгагена проходит под водой, то мост был бы самым длинным. А где-то слева аэропорт Копенгагена, в кадр попал взлетающий оттуда пассажирский самолет:
16

Мостов тут немало. Весь Копенгаген расположен на трех островах, один из которых - Зеландия, который входит в число самых больших островов в Балтийском море
17

18

И немного общих планов. К сожалению, у меня не было с собой телевика, так что чем богаты. О городе и архитектуре вполне можно составить впечатление:
19

20

Зеленый купол справа - Церковь Фредерика, она же Мраморная церковь:
21

22

23

24

25

26

27

28

Вид на гавань:
29

30

За полями ветряных электростанций видно полоску земли - это Швеция:
31

32

33

34

35

36

37

38

39

В Копенгагене есть, как минимум, еще одна интересная площадка. Она пониже шпиля церкви Спасителя, расположена на старой круглой башне. Уникальность башни в том, что наверх подниматься нужно не по лестницам, а по ровному полу. Башню строили из расчета, чтобы наверх можно было подняться на лошадях:)

Интересный город, правда? Про Копенгаген у меня еще будет пара постов. Нельзя не рассказать про Христианию, а еще покажу кадры с пары прогулок по улицам города.

ПАРТНЕРЫ ПУТЕШЕСТВИЯ:

Этот шпиль - один из самых запоминающихся в Копенгагене

Церковь Христа Спасителя - одно из знаковых зданий Копенгагена , зданий по которым он узнается, которые остаются в памяти, намертво связавшись с местом, где были увидены - столицей Дании. Хотя, если быть точным, это относится даже не к самой церкви, а к колокольне, к её удивительному шпилю с навивающейся против часовой стрелки лестницей. Чудо в том, что сама эта лестница не кажется чем-то чужеродным для шпиля, конструкция вполне гармонична.

История строительства церкви Христа Спасителя

Церковь и колокольня были построены в разное время. Церковь в стиле барокко строили по проекту Ламберта фон Хавена 14 лет при короле Кристиане V: с 1682 по 1696 год. А колокольню построили только спустя полвека с лишком - в 1750 году. Особенность шпиля в том, что на него можно подняться по открытой, "внешней" винтовой лестнице к венчающему шпиль золоченому шару с фигурой Иисуса. Сейчас, после реставрации и ремонта, туда пускают посетителей. На сильном ветру шпиль весьма ощутимо качается, что прибавляет острых ощущений добравшимся туда туристам. Город можно рассматривать с высоты 86 метров, Это не рекорд для Копенгагена - на ратуше площадка выше на 14 метров. Но вид отсюда очень хорош, а необычность конструкции и её гибкость под порывами ветра оставляют незабываемые впечатления.

Одним из первых прошел все 400 ведущих к вершине ступеней датский король Фредерик V во время освящения новой звонницы. А в наше время, в 1996 году, после реставрации собора, церемония была в точности повторена датским кронпринцем Йоахимом.

Архитектор колокольни церкви Христа Спасителя

Автор проекта шпиля - архитектор Лауридс де Тура. По-видимому, идея была взята из конструкции римской церкви Сант-Иво алла Сапиенца (Sant"Ivo alla Sapienza). Лауридс де Тура некоторое время жил в Риме и был знаком с этим зданием. Но там была совсем другая история и другая символика. Римский храм был спроектирован архитектором Франческо Борромини и, чтобы угодить папе Урбану VIII, был похож в плане на шестиугольник-пчелу - геральдический знак семейства, из которого происходил понтифик. Бело-голубой шпиль этой церкви символизировал жало этой самой пчелы. А в Копенгагене мы видим не жало (тут шпиль гораздо выше римского), а лестницу в небо (библейская лестница Иакова), не вызов Богу, но символ человеческого смирения перед его волей, ибо спираль обрывается, так и не достигнув небес, являясь опорой для позолоченной сферы с трехметровой фигурой Спасителя с хоругвью, венчающей шпиль. Божий Помазанник как бы нисходит в земной мир по этой спиральной лестнице.

Вокруг такого необычного здания не могло не возникнуть легенды. И она возникла: из уст в уста передавалась история о том, что архитектор был так увлечен строительством башни, что, когда понял, что лестница закручивается не в ту сторону, бросился с нее вниз. Историки, однако, утверждают, что Лауридс де Тура тихо умер у себя дома в нищете через 7 лет после завершения строительства. Тем не менее, датский режиссер Нильс Вест (тот самый, живущий в Христиании , автор фильма «Христиания, моё сердце с тобой») в 1997 году в своем "поэтико-документальном" фильме "Лестница в небо" экранизировал эту легенду об архитекторе. Заметим, что Франческо Борромини (предшественник Лауридс де Тура, автор римской церкви со спиралевидным шпилем) действительно покончил с собой, предварительно уничтожив все свои рукописи и рисунки.

Внутри церкви Христа Спасителя в Копенгагене.

Интерьер церкви также представляет интерес. Очень красивый барочный алтарь из мрамора и дерева, работы шведа Никодима Тессина (Nicodemus Tessin), появился в храме не сразу, а только в 1732 году, через 36 лет после освящения. Фасад на алтаре напоминает еще одно римское творение Борромини - церковь Карло-алле-Куаттро-Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane). Наглядное проявление толерантной преемственности в искусстве: католик Борромини вдохновил создателей шпиля и алтаря протестантской церкви.

На самых видных и почетных местах церкви расположены инициалы, портреты и монограммы короля Кристиана V, который, являясь защитником и покровителем Евангелистской Лютеранской Церкви Дании, курировал постройку храма. Весьма интересен расположенный в храме огромный трехступенчатый орган, 4000 труб которого держат два слона. Орган сконструирован в конце 17 века и отреставрирован в середине двадцатого. А еще в церкви Христа Спасителя находится карильон из 48 колоколов разного размера, созданный в 1928 году, Днем, каждый час, он играет музыку. Музыка разносится над вольным городом Христиания, расположенным в непосредственной близости от церкви Христа Спасителя. Эта церковь - символ Христиании, своеобразный "маяк", указывающий направление к ней из разных концов Копенгагена.

Соборы и храмы Копенгагена

КОПЕНГАГЕН - столица и самый крупный город Дании. Располагается на островах Зеландия, Слотсхольмен и Амагер. Население исторического города составляет чуть более 0,5 млн человек, с пригородами - более 1 млн жителей. Сегодня он безмятежен, приветлив, аккуратен и комфортен. Когда-то давно по его улочкам со старыми, много повидавшими домами, бродил великий Ганс Христиан Андерсен. Кто знает, может быть, в каком-то из этих окошечек, украшенных геранью, и увидел он Герду, печалившуюся о своём Кае? Кто знает… В Копенгагене всё может быть.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО АЛЬБАНА

Первый камень в фундамент будущей церкви заложила сама принцесса Уэльская Александра. Храм освятили в 1887 году и назвали в честь святого мученика Альбана, жившего в Англии в III веке нашей эры.

Архитектурный стиль церкви - типичный английский, характерный для викторианской эпохи, хотя зодчим, который возводил храм, был чистокровный датчанин.

Здание получилось очень красивым и фотогеничным с любого ракурса: высокая колокольная башня в готическом духе, облицованная белоснежной известняковой плиткой, узкие арочные окна, великолепные витражи, узорчатые мозаичные полы и дубовые скамейки. У входа в часовню стоит очень симпатичный памятник принцессе Александре.


ЦЕРКОВЬ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Этот протестантский храм в стиле барокко считается одним из самых узнаваемых сооружений Копенгагена, в основном, благодаря чудесной винтовой колокольне: вокруг башни спиралью вьется крутая лестница из 400 ступеней.
Церковь Спасителя была построена в конце XVII века по проекту архитектора Ламберта фон Хавена, а вот башню с колоколами воздвигли только через 80 лет, и самым первым покорителем ее ступеней стал король Фредерик V. Когда же в 1996 году храм был полностью отреставрирован, пешее восхождение Фредерика повторил датский кронпринц Йоахим.

Башня церкви Христа Спасителя.
Обязательно стоит заглянуть внутрь церкви: там хранится мраморно-деревянный алтарь и стоят два старинных музыкальных инструмента - орган конца XVII века и карильон начала XIX века из 48 разнокалиберных колокольчиков (каждый час с 8 утра до полуночи он играет чудесные мелодии).

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Православный храм появился здесь в конце XIX века по инициативе императора Александра III, взявшего в жены датскую принцессу Дагмару, которая ради мужа перестала быть католичкой и сменила имя на Марию Федоровну.

Дражайшая супруга частенько наведывалась в родные места, а молиться ей было негде, вот и построил королевский архитектор Давид Гримм церковь, а император посвятил ее своему покровителю Александру Невскому.
Здесь до сих пор остался в качестве музейного экспоната шкафчик Марии Федоровны с ее иконами и реликвиями.
Здание получилось по-русски роскошным: красно-белые кирпичные стены, византийские украшения окон и крыши, сверкающие купола с огромными крестами и 6 звонких колоколов.

Внутри - восхитительные расписные стены и потолок, мозаичный пол, красивый деревянный иконостас и картины известных русских художников (Крамского, Бронникова, Боголюбова). Главные святыни храма - икона Александра Невского и чудотворная икона Пресвятой Богородицы (Копенгагенская-Иерусалимская).

ФЛОТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Она знаменита тем, что именно в ней в 1967 году были повенчаны нынешняя королева Дании Маргрете и принц Хенрик.
Храм был построен в 1563 году, потом неоднократно перестраивался и расширялся, а в 1619-м объявлен королем Кристианом IV местом для моления и упокоения (на местном кладбище) служащих военно-морского флота. Церковь чудесным образом простояла несколько веков, не тронутая ни одним из больших городских пожаров.

До сих пор в ней продолжают совершать религиозные обряды, в том числе с участием монарших особ. На бывшем моряцком кладбище можно увидеть могилы знаменитостей, в том числе композитора Нильса Вильгельма Гаде и героев войны со шведами - датского адмирала Нильса Джуэла и норвежского капитана Петера Торденскольда.
Внутри Хольменскирхе богато украшена, под потолком висит макет корабля, которым командовал Нильс Джуэл, а дубовая с позолотой кафедра священника является самой старой в Копенгагене, и на ее росписях можно увидеть всю историю христианства от Моисея до Иисуса.






ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ
Церковь эта вовсе не старинная, как можно было бы подумать, а построенная в начале XX века там же, где когда-то шли службы в храме XIII века. Та, древняя Николаевская церковь, сгорела в результате большого пожара 1795 года, и долгое время ее место занимали бойкие рыночные торговцы.

Только колокольня и осталась, на ней устроили наблюдательный пункт пожарных.
Сейчас в реконструированной в 1917 году церкви разместился Центр современного искусства (Kunsthallen Nikolaj), где проводятся различные выставки, фестивали, семинары и концерты органной музыки. А на площади перед храмом каждое лето проходит Копенгагенский джазовый фестиваль.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ПАВЛА
Построил чудесное пряничное здание молодой архитектор Йоханнес Эмиль Гнудцман. Любитель экспериментов со стилями, он смешал в Церкви Святого Павла скандинавскую готику и итальянское барокко с византийскими украшениями, и получилось одно из самых красивых храмовых сооружений города.


Внутри церковь выглядит очень величественно: высокие колонны идут по обеим стенам молельного зала, их украшают расписные арочные своды, в самом центре храма - огромная фигура распятого Христа, а над ним - ослепительно синее с золотыми звездами небо купола.

Статуя апостола Павла. Скульптор Торвальдсен.

ЦЕРКОВЬ ФРЕДЕРИКА ИЛИ МРАМОРНАЯ ЦЕРКОВЬ
Церковь начали строить в 40-х годах XVIII века из норвежского мрамора, и первый камень в основание храма заложил король Фредерик V, увековечив себя тем самым в наименовании церкви. Но архитектор - Николай Эйгтвед - скоропостижно скончался, мрамор подорожал, и возведение церкви застопорилось на полтора столетия. Только в конце XIX века нашлись деньги и зодчие, чтобы наконец завершить этот замечательный проект.


Правда, уже наполовину из известняка и в два раза меньше запланированных изначально размеров. Но все равно церковь получилась очень впечатляющей: снаружи ее украшают многочисленные барельефы и статуи святых, а внутри - витражи, резные деревянные скамейки, позолоченный алтарь и вдохновенная тишина.




ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ПЕТРА
Впервые она появилась здесь еще в XII веке, потом неоднократно горела, разрушалась, реконструировалась и все время меняла свои архитектурные стили согласно веяниям эпохи: от романского и готического до барокко и рококо. А поскольку те фрагменты, что доживали до новой перестройки в целостности, бережно оставлялись, то церковь Святого Петра в итоге стала представлять собой совершенно невообразимое смешение стилей, а к главному входу еще и приделана колоннада, аналогичная той, что сотворил великий Микеланджело во Дворце консерваторов на Капитолийском холме Рима.

Внутри все сияет белоснежной чистотой, главные украшения - стрельчатые арки, мозаика, расписной алтарь XIX века и великолепный серебристый орган, расположенный в самом центре напротив входа так, что все взоры прихожан обращены именно на него.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ДУХА
Средневековая церковь была разрушена пожаром в 1728 году, а перестроена в 1730-1732 годах. Но некоторые черты все еще напоминают об оригинальном здании, например, главный вход, который построен в стиле барокко. Внутри церкви находится специальное место для крещения, которое было сооружено Бертелем Торвальдсеном в 1828 году.
В данном величественном сооружении, окруженном парком, до сих пор проходят службы. Здесь проводятся разнообразные мероприятия в области искусства. Часто здесь организуются и выставки, которые дают возможность оценить красоту и величие церкви. Во дворе храма находится мемориал, посвященный датчанам, которые стали жертвами нацистских концлагерей.




ЦЕРКОВЬ ГРУНДТВИГА
Одна из самых высоких и самая оригинальная церковь Дании находится в Копенгагене, в районе Bispebjerg, и носит имя датского богослова, философа и церковного деятеля Николая Фредерика Северина Грундтвига. Он был основателем датской народной высшей школы, а также этот человек был меценатом, который помогал многим людям.

Строительство Церкви Грундтвига началось в 1919 году, и открыта она была в 1940 году. Можно сказать, что церковь является современной версией европейских готических соборов. В архитектуре храма переплетаются черты традиционных датских деревенских церквей, готики, барокко и разнообразных модернистских течений. Строительным материалом для церкви служил жёлтый кирпич (также характерная черта датской церковной архитектуры.




Алтарь церкви




ДВОРЦОВАЯ ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАНСБОРГА
Ровно 100 лет, с 1826 по 1926 гг., часовня служила церковью королевской семьи, а также приходской церковью служащих дворца, окрестных учреждений и даже актеров Королеского театра.


КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
Один из красивейших храмов Копенгагена везунчиком не назовешь: он аж два раза сгорал до золы в городских пожарах, а во время наполеоновских войн был до основания разрушен бомбежками.

То, что мы можем лицезреть сейчас, - результат работы двух датских Фредериков: короля, который заложил первый камень в основание храма, и архитектора Хансена, придумавшего такой красивый проект.
Храм получился большим: молельный зал тянется в длину на 60 метров, а вместимость его - более 1000 человек. На высокой башне висят 4 колокола, один из которых - самый большой в Дании (более 4 тонн), а другой - самый древний, XV века.

История гласит, что когда епископ Абсалон прибыл в рыбацкую деревушку, которой еще только суждено было стать столицей Датского королевства, здесь, разумеется, уже была церковь - раскопки свидетельствуют, что располагалась она неподалеку от Ратуши, как раз под нынешней улицей Строгет. Сложно сказать, предвидел ли Абсалон, что его детище станет великой датской столицей, но поступил он весьма предусмотрительно - выделил приходу участок земли (1185) и средства для постройки нового храма (1187), освященного в 1209 г. Сперва церковь была в подчинении у Кафедрального собора в Роскилле, в XV в. храм стал университетским.
Судьбоносным для собора стал 1363 год, когда в нем сочетались браком норвежский король Хаакон и девятилетняя старшая дочь датского короля Валдемара Магрете (будущая королева Магрете I, при которой были объединены в одно королевство Дания, Норвегия, Гренландия, Фарерские острова, Исландия, Швеция и Финляндия). С тех пор там то и дело венчались и даже короновались короли, из последних свадеб - венчание принца Фредерика с австралийкой Мэри Дональдсон (2004).

Во время Реформации прелаты упорствовали и желали во что бы то ни стало сохранить собор католическим, однако рассерженные граждане устроили в храме разгром и уничтожили большую часть убранства. После установления лютеранства по всей стране (1536) и собор мирно перешел в руки протестантов.

Собор пережил множество серьезных пожаров – начиная с пожара 1314 г., когда он был перестроен в кирпиче, и вплоть до 1728 г., когда огонь уничтожил пять крупнейших храмов города. Собор восстановили в 1738 г., но прожил он недолго - до 1807 г., когда английский флот обстреливал Копенгаген с башни церкви Спасителя (его витой шпиль расположен рядом с Христианией). Восстанавливать сгоревшее здание поручили архитектору Хансену, лучшему на тот момент строителю Дании, заказ на убранство собора получил знаменитый скульптор Бертель Торвальдсен.
По бокам церкви стоят бронзовые статуи Моисея и Давида. Внутри все выполнено Торвальдсеном - фризы, статуи апостолов, ангелов и Христа,
... крестильная купель (она не входила в оплаченный скульптору заказ, это личный подарок скульптора собору) из итальянского мрамора, в виде коленопреклоненного ангела, держащего в руках раковину.

Потолок и апсиды


Главный орган


СОБОР СВЯТОГО АНСГАРА
Церковь была построена в связи с бракосочетанием дочери Кристиана IX и принца Уэльского, будущего короля Англии Эдуарда VII.



В протестантских церквях Северной Европы есть свой особенный шарм. Они совсем не похожи на грандиозные католические соборы, блистающие мрамором и позолотой, или поражающие воображение своими фантастическими силуэтами в стиле пламенеющей готики. Храмы протестантов имеют простые строгие формы, но каждый из них по-своему оригинален и имеет свою неповторимую изюминку, позволяющую навсегда запомнить церковь и никогда не перепутать ее ни с какой другой. Особенность церкви Христа Спасителя в Копенгагене бросается в глаза сразу. Высокий витой шпиль главного протестантского храма города, виден почти из каждой точки датской столицы.


Сам храм был возведен в конце XVII века и открыл двери для прихожан в 1695 году. Это стройное здание из красного и желтого кирпича, построенное в стиле датского барокко, само по себе быстро стало одной из главных достопримечательностей города. Но по-настоящему неповторимый облик оно приобрело спустя полвека после окончания строительства, когда его увенчал удивительный шпиль работы талантливого архитектора Лауридса де Тура.

Любопытная форма шпиля, в виде закручивающейся против часовой стрелки спирали, была заимствована архитектором у великого итальянского зодчего Борромини, построившего в Риме церковь Сант-Иво алла Сапиенца. Эта шестиугольная церковь, в соответствии с желанием заказчика, по своей форме напоминает пчелу, а спиральный купол должен символизировать ее жало. Правда, купол итальянской церкви намного ниже и скромнее датского.


Де Тур вложил в свое творение совершенно иной символический смысл. По самому краю спирали вьется лестница с позолоченными перилами, которая напоминает нам о библейской лестнице св. Иакова и вечном стремлении человека дотянуться до Бога. Однако, в знак смирения, лестница церкви Христа Спасителя обрывается за несколько метров до вершины шпиля. На самой же вершине установлена позолоченная сфера, которую венчает 4-метровая статуя Христа с хоругвью.

Существует легенда, что архитектор так увлекся процессом строительства, что не сразу заметил, что золотая спираль оказалась закрученной не в ту сторону. Обнаружив эту серьезную ошибку, зодчий так расстроился, что бросился вниз с высоты своего творения. И хотя историки утверяют, что господин де Тур мирно скончался у себя в постели через семь лет после окончания строительства, легенда продолжает жить и местные гиды всегда рассказывают ее туристам.


В 1752 году, в день освящения шпиля, все 400 ступенек в небо прошел датский король Фредерик V, а после серьезной реставрации церкви в 1996 году, его путь повторил кронпринц Иоахим. Сегодня подняться по этой лестнице может любой желающий, но далеко не у всех хватает мужества дойти по узким крутым ступенькам до самого верха. Лестница проходит по наружной стороне шпиля, и ажурные золотые перила не кажутся надежной опорой. А наверху смельчаков ожидают еще более острые ощущения, дело в том, что сфера и статуя Спасителя ощутимо раскачиваются в ветреные дни, и наблюдать это в непосредственной близости жутковато.

Со смотровой площадки, расположенной на высоте 86 метров открывается восхитительный вид на столицу Дании и бухту. Совсем недалеко от церкви находится Свободный город Христиания, который виден сверху, как на ладони.


Внутри храма тоже есть на что посмотреть. Его алтарь создан из мрамора и дерева известнейшим шведским мастером Никодимом Тессином и совсем не похож на привычные нам иконостасы. Огромный трехступенчатый орган XVII века, состоящий из трех тысяч отдельных труб, находится в прекрасном состоянии, и если повезет, можно насладиться его великолепным звучанием. А каждый час, начиная с 8 часов утра, над церковью раздается звон кадрильона из 48 колоколов.