Литейный мост. Литейный мост (мост Императора Александра II) В каком году построили литейный мост

19.12.2023 Патронажи

Литейный мост, построенный в конце 19 века (1879 год) инженером А. Струве на месте старого наплавного моста, снискал мрачную мистическую славу еще в период строительства. Казалось, что неведомая сила мешает работам. Старожилы предупреждали, что "место тут нехорошее", и после постройки старались обходить мост стороной.
Легенда мистического моста описана и в дневнике пра-пра-дедушки.


Литейный мост в конце 19 века. Рис. П. Верещагин
Первый мост в мире, который стал освещаться электрическими фонарями

189* год
Из дневника Николая Вербина

Я возвращался поздним вечером, наслаждаясь последними теплыми вечерами перед осенью.
Стемнело, на Неву опустился туман. Проходя мимо Литейного моста, я заметил силуэт барышни, стоявшей у перил. Забеспокоившись, что вечером одной даме идти опасно, я направился к ней дабы предложить помощь. Туман сгущался, даже свет фонарей стал едва заметен. Наконец, я подошёл к незнакомке. Черты её хорошенького юного лица были едва различимы в густом тумане.



Вид на Литейный мост в наши дни (фото мои)

Вы друг господина К*, - произнесла она радостно. - Почему он не приходит? – в её голосе слышалась обида. – Передайте ему, что я жду на мосту, как мы условились...
С этими словами она спешно покинула меня, скрывшись в тумане.

Я повернул назад и к удивлению обнаружил, что туман рассеялся.
Лицо барышни показалось мне знакомым. Вскоре я вспомнил, где мог видеть эти черты. Незнакомка оказалась поразительно похожа на дочь знаменитого промышленника Н*, пропавшую неделю назад. Наверно, уже каждый в Петербурге видел фото барышни Н* после её исчезновения…



Мост и прогулочная набережная (и снова пошли дожди)


Литейный мост в начале 20 века носил еще одно название - "Александровский мост"

На следующий день я нанес визит приятелю Александру К*, который встретил меня в очень подавленном расположении духа.
- Я влюблен в Ольгу, - произнес он сразу после приветствия, показывая мне фото пропавшей девушки, – Мы должны были встретиться на Литейном мосту, но придя, я не нашел её… Неужто Ольга стала жертвой злодея-убийцы? Мне страшно даже подумать о несчастье...

Молодые люди полюбили друг друга вопреки интересам семей. Они принадлежали к фамилиям двух знатных промышленников, которые молча недолюбливали и избегали друг друга долгие годы. Влюбленные скрывали от семей свои встречи. Александр рассказал мне, что они с Ольгой решили бежать от родительского гнева, дабы быть вместе. Может показаться, что такая история невозможна в наш прогрессивный век, но столетия проходят, а люди не меняются.


Литейный мост в конце 19-начале 20 века.

Разумеется, я рассказал другу о своей странной встрече на мосту с барышней, поразительно похожей на его невесту.

Александр задумчиво произнес:
- Иногда ночами возникает над Литейным - мост-призрак - дорога в иной мир. Ольга заблудилась, и теперь ждёт меня, дабы увести за собой… Я готов последовать за моей милой Ольга...

Если бы я не сталкивался с мистическими явлениями, то бы решил, что мой друг обезумел от горя.
- Ольга ждёт меня, - повторил Александр. - Спасибо за добрую весть...
На этом мы расстались. Друг простился со мной как в последний раз.


Орнамент ограждения моста. "Классический сюжет - русалка" :)

Истории, как ночами на месте обычного Литейного моста в тумане появляется другой мост - мост-призрак, появились давно. Ничего не подозревающие горожане ступают на "призрачный мост". На мгновения открывается мистический путь, шагнувший на который уже не вернется к живым...

Я вспомнил, что после беседы с барышней, повернул назад. Неужели, я тоже мог сгинуть, если бы решил перейти на другой берег?



Строительство моста

Этой ночью мне приснился сон, как Александр и Ольга, держась за руки, удалялись по мосту за туманный горизонт. Уходя, они обернулись, будто благодря, что я помог им встретиться. Их размытые силуэты скрылись в тумане...

На следующий день в газетах появилась новость об исчезновении сына промышленника К*. Последний раз его видели у Литейного моста.

Я надеялся, что мой друг наболтал глупости, а сам заранее условился с барышней о дате встречи. Вполне разумно исчезнуть с невестой в разные дни, дабы не навлекать подозрений о совместном побеге. Но тогда зачем Ольга показалась мне, прося напомнить, что ждет? И откуда она могла знать, что я знаком с Александром? И этот странный сон - как они уходили за горизонт...

Наши дни
Историю из дневника пра-прадеда я вспомнила, когда однажды ночью проезжала на такси мимо Литейного моста. Таксист оказался общительным дядечкой. Он раньше работал водителем экскурсионного автобуса, и знал много забавных историй о Питере.

Когда мы выехали на набережную, вокруг опустился сильный туман.
В тумане на Литейном мосту промелькнул чёрный силуэт. Таксист тоже заметил его и прибавил скорость. Мы пронеслись по набережной мимо моста.


Съезд с моста на Литейный проспект. Выходной, движение свободное.
В будни на мосту пробки целый день

Вообще, не надо гулять у Литейного моста, как стемнеет, - сказал он. - Особенно в туман...

История Александра и Ольги промелькнула в памяти.
Литейный мост может завести в другой мир? И если есть вход из нашего мира, возможно, есть выход из иного... Мне вспомнился чёрный силуэт. Гости с того света выходят на мост, чтобы полюбоваться на ночной Питер?


С моста открываются красивые виды на Петропавловскую крепость...


...и на Крейсер Аврора

Знаю истории, когда люди без вести пропадали, - продолжал таксист. - Один мой приятель, так пропал. Последний раз его машину на Литейном проспекте видели. Он любил истории о призраках, и мечтал увидеть что-то сверхъестественное. Его Литейный мост как бы заманивал. Я хобби друга бредом считал, пока он не исчез... А потом я узнал, что на этом месте люди ещё с 19 века пропадать стали.

Я поначалу решила, что дядька хочет подшутить, пересказывая знакомые байки, и ждала, когда он начнет хихикать, но таксист оставался серьёзным.


Виды на набережную

Мне рассказывали, как ночами воды реки под мостом бурлить начинают, - добавил он. - Водоворот появляется. От водоворота возникает смерч, как густой чёрный дым, который окутывает мост и затягивает прохожих.

Я слышала историю о магическом камне Атакан, которому в древности приносили в жертву пленников. Кровь несчастных давала камню силу. Однажды пленники взмолились богам о спасении от смерти. Боги услышали их мольбы - река вышла из берегов и затопила Атакан своими водами. Но мрачный камень мстит людям, затягивая новые жертвы в мистические водовороты.

Если призрачный мост - дорога в загробный мир, то жутко представить, куда затягивает чёрный смерч, созданный проклятым жертвенным камнем.
Как гласил старинный фолклор - из водоворота "вылазит всяка нечисть, которая поганы рожи корчит, да слова срамные кричит" .

А про самобийц на мосту и так все знают, - напомнил таксист, - не, я ночью через этот мост не поеду.


Мемориальная доска была поставлена в 60-е годы 20 века

Литейный мост, как место самоубийц упоминается ещё в романе Чернышевского "Что делать?"
По сюжету романа - летом 1856 года в номере петербургского отеля находят записку: «Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту, между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь».
Во времена Чернышевского на месте нынешнего моста существовал другой мост - наплавной, но о "проклятом месте самоубийц" слухи уже появились.


Вид на мост с набережной

Трагедии прошедшего лета
Этим летом на Литейном мосту произошли трагические события.

29 июля в ночь на воскресенье с разведенного моста упал в реку автомобиль. Были найдены тела двух погибших - мужчины-водителя и женщины-пассажирки. Причина трагедии - водитель, игнорируя заграждения, выехал на разведенный мост.

8 июля поздно вечером с моста прыгнул мужчина.
Слова очевидца: "Всплыл. Махал руками. Ничего не говорил. Люди пытались прыгнуть. Другие остановили их как-то. Сказали, что тут достаточно тяжелое течение. Он ушел под воду, потом всплыл. Три раза где-то так вот".

Считалочка
У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко.
Съела его кошка,
Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!

Краткая историческая справка:

Литейный мост через Неву расположен в створе Литейного проспекта и улицы Академика Лебедева. Название моста происходит от Литейного двора, основанного на левом берегу в 1711 г. В 1871 г. был объявлен конкурс, на который было представлено 17 проектов. В 1874 г. победителем стал инженер-полковник А. Е. Струве и инженер-капитан А. А. Вейс. Закладка нового моста состоялась 30 августа 1875 г. Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 г. Все участники строительства получили награды, а Струве был пожалован чин генерал-майора. Мост назвали Александровским в честь императора Александра II, но название это не привилось. Пять пролетов Литейного моста перекрывались арочными клепаными металлическими пролетными строениями, а шестой разводной пролет, располагавшийся у левого берега, был перекрыт поворотной решетчатой металлической фермой. При разводке она вращалась на вертикальной оси, расположенной на первой широкой и массивной речной опоре. Разводка моста для пропуска судов производилась при помощи простейшего устройства - ворота, приводимого в действие руками восьми рабочих. Со временем ворот был заменен водяной турбиной мощностью 36 л. с., питавшейся от городского водопровода. Это был единственный мост с такой системой разводного пролета. Мост был огражден перилами двух типов. Металлические кованые, простого рисунка, легкие и «прозрачные» установили на разводном пролете, на остальном протяжении - тяжелые чугунные литые секции между такими же чугунными стойками (по проекту архитектора К. К. Рахау). Элементы перил представляли высокохудожественное литье. В центре секции перил был изображен картуш - щит с гербом города - перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых композиционно вплетены в фигурный растительный орнамент в виде спиралевидных побегов. У чугунных столбиков просветы между боковыми плоскостями заполнены фантастическими морскими животными, стремительно опускающимися в водную пучину. При разводке оно поднимается под углом 67 градусов. Реконструкция изменила внешний облик моста - исчез огромный бык вблизи берегового устоя, служивший основой для вращения разводной части и вносивший дисгармонию в силуэт моста. Ограждения, бывшие на мосту до реконструкции, были сохранены, причем для разводного пролета секции отлиты из легкого сплава. Одновременно были установлены новые фонари, в оформлении которых использовались художественные особенности ограды моста. Под мостом вдоль набережной проложены пешеходные дорожки с гранитными спусками к воде.

Статус:

Местный памятник архитектуры

Достопримечательности объекта:

Арочный металлический мост через Неву, возведённый в 1879 году вместо плашкоутного моста, соединяет центр города с Выборгской стороной. Построен по проекту инженеров А.Струве и А.Вейса. Мост имеет 5 арочных металлических клепаных ферм и одного однокрылого поворотного разводного пролёта длиной 55 метров. Длина моста - 396 метров, ширина - 34 метра.

Основные мифологические факты:

Давным-давно, на берегах Невы жило воинственное племя. Они совершали набеги, убивая и разоряя соседей. Пленных мужчин приносили в жертву на огромном валуне, который назывался Атакан. Многие годы кровь жертв омывала гранитный камень. И однажды, страдания, страх и слепое поклонение сотворили чудо – камень ожил. Как сказали бы сейчас: «образовался деструктивный эгрегор». Он начал требовать все новых и новых жертв. Все племена в округе были истреблены, но камню нужна была еще кровь и тогда вожди начали выбирать жертв из своего племени. Взмолились тогда женщины и обратились к Великой реке. Они попросили избавить людей от проклятого камня. Услышала их Нева и сжалилась над глупыми людьми. Началась сильная буря, много дней лил дождь, и буйствовала природа, а когда все утихло увидели люди, что изменилось русло реки, и камень оказался на дне. Точное количество жертв строительства Литейного моста не установлено, т.к. не все тела были найдены. По разным оценкам это количество варьируется от 50 до 100 человек. После открытия Литейный мост обрел "нехорошую" славу среди жителей. На мосту часто совершались самоубийства и убийства. В районе часто пропадали и пропадают без вести люди. Кстати, сама река в этом месте имеет самую большую глубину (около 25 метров) и очень сложный и непредсказуемый характер течения. Возможно, поэтому возникло поверье о Черной Воронке, которая неожиданно возникает около ферм моста и может "поглотить" в себя проплывающую лодку или небольшой катер. Вымысел это или нет, не известно, но в 2002 году в одну из опор Литейного моста врезался и затонул сухогруз "Каунас".

1. Полное наименование объекта (если объект переименовывался, например, улица, то первоначальное название). Литейный мост

2. Исторические события, связанные с объектом (даты постройки, основания). Закладка нового моста состоялась 30 августа 1875 г. Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 г.

3. Местонахождение объекта (фактический полный адрес). Россия, Санкт-Петербург, Литейный мост

4. Описание объекта (краткая характеристика внешних черт, автор, дата сооружения, материал изготовления, размеры, тексты надписей на памятнике). арочный металлический мост через Неву, возведённый в 1879 году вместо плашкоутного моста, соединяет центр города с Выборгской стороной. Построен по проекту инженеров А.Струве и А.Вейса. Мост имеет 5 арочных металлических клепаных ферм и одного однокрылого поворотного разводного пролёта длиной 55 метров. Длина моста - 396 метров, ширина - 34 метра.

5. Источники сведений об объекте и событиях, с ним связанных (библиографическое описание литературных и архивных материалов).Антонов Б. И. Мосты Санкт-Петербурга. - СПб: Глагол, 2002.

Бунин, М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга - Петрограда - Ленинграда.. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1986. - 280 с.

Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. - Л., Лениздат, 1971.

6. Отличительные признаки объекта, степень уникальности. первый в Петербурге мост, который освещался электрическими фонарями

7. Состояние объекта и степень сохранности. Хорошее состояние

8. Охрана памятника (кем и как охраняется).Местная, Администрация Санкт-Петербурга

9. Базовая легенда/миф Давным-давно, на берегах Невы жило воинственное племя. Они совершали набеги, убивая и разоряя соседей. Пленных мужчин приносили в жертву на огромном валуне, который назывался Атакан. Многие годы кровь жертв омывала гранитный камень. И однажды, страдания, страх и слепое поклонение сотворили чудо – камень ожил. Как сказали бы сейчас: «образовался деструктивный эгрегор». Он начал требовать все новых и новых жертв. Все племена в округе были истреблены, но камню нужна была еще кровь и тогда вожди начали выбирать жертв из своего племени. Взмолились тогда женщины и обратились к Великой реке. Они попросили избавить людей от проклятого камня. Услышала их Нева и сжалилась над глупыми людьми. Началась сильная буря, много дней лил дождь, и буйствовала природа, а когда все утихло увидели люди, что изменилось русло реки, и камень оказался на дне. Точное количество жертв строительства Литейного моста не установлено, т.к. не все тела были найдены. По разным оценкам это количество варьируется от 50 до 100 человек. После открытия Литейный мост обрел "нехорошую" славу среди жителей. На мосту часто совершались самоубийства и убийства. В районе часто пропадали и пропадают без вести люди. Кстати, сама река в этом месте имеет самую большую глубину (около 25 метров) и очень сложный и непредсказуемый характер течения. Возможно, поэтому возникло поверье о Черной Воронке, которая неожиданно возникает около ферм моста и может "поглотить" в себя проплывающую лодку или небольшой катер. Вымысел это или нет, не известно, но в 2002 году в одну из опор Литейного моста врезался и затонул сухогруз "Каунас".

Литейный мост – известный мост северной столицы, который стал вторым постоянным сооружением этого типа. Он соединяет улицу Академика Лебедева и Литейный проспект. При строительстве этого моста в Санкт-Петербурге были использованы различные технические новшества, например, для освещения пролетов устроено электричество, а для изготовления несущих конструкций выбрана сталь вместо чугуна.

Из истории моста

Свое название мост получил по названию Литейного двора, находящегося на левом берегу Невы. В честь празднования двухсотлетия Петербурга мост был переименован в Александровский (1903 год) в честь царя. Свое начальное название мост вернул только в 1917 году после революции, когда все царские названия стирались с карты города.

До основания Петербурга на месте Литейного моста была переправа, которая соединяла оба берега Невы. В 1786 году был возведен наплавной Воскресенский мост, позже его назвали Петербургским и сместили ниже по течению.

Вместо него появилась другая переправа – она служила около 50 лет. Когда Литейный двор был разобран, а одноименный проспект продлен до Невы, к нему был подведен наплавной Воскресенский мост. После постройки постоянного Литейного моста временный Воскресенский мост был разобран.

Строительство

История Литейного моста началась в 1875 году – 30 августа заложили первый камень сегодняшнего сооружения. Поводом для возведения постоянного моста послужил срыв переправы наплавного типа бурным ледоходом.

Строительство продолжалось четыре года, так как постоянно возникали различные трудности. Нева в этом месте имеет самую большую глубину – до двадцати четырех метров, а на дне слой илистой глины. Фундаментами для всех опор стали кессоны, размеры которых превосходили размеры всех изделий, использовавшиеся ранее в России.

Торжественное открытие моста состоялось в 1879 году.

Описание

Конструкцию моста образуют шесть пролетов. Пять перекрыты клепаными пролетными строениями арочной формы, шестой – поворотный разводной. Каждый пролет состоял из тринадцати двухшарнирных арок. Устои моста массивные, выполнены из монолитного бутобетона и облицованы гранитом.

Сооружение имеет перила двух типов:

  • Для разводного пролета – металлические кованые с обычным рисунком.
  • Решетки с высокохудожественным литьем, выполненным по эскизам архитектора Карла Рахау. В центральной части каждой секции расположен щит с короной, на нем можно видеть перекрещенные скипетр, речной и морской якоря – герб Санкт-Петербурга. Щит держат в руках русалки, хвосты которых закручены в причудливый орнамент.

Разводка

Раньше разводку Литейного моста обеспечивал так называемый ворот, который приводился в движение восемью рабочими. Позже вместо него была установлена водяная турбина. Проход для судов открывался через двадцать минут. В Петербурге это был единственный мост, оснащенный подобной системой разводного пролета.

Сегодня развод Литейного моста осуществляется ежедневно. График разводки с 1:40 до 4:45 часов.

Реконструкция

В 1964 году была закончена реконструкция Волго-Балтийского канала. В результате возникла необходимость обеспечить удобное сообщение по Неве. Именно поэтому и начался ремонт Литейного моста. При выполнении работ были переделаны верхние части опор, установлены новые пролетные строения из металла. Разводной пролет, который был поворотным, заменили на раскрывающийся и сместили ближе к центру.

Новый Литейный мост стал на десять метров шире, количество пролетов достигло шести. Перила пяти пролетов остались неизменными, а для разводного были использованы копии старых перил, изготовленные из легкого сплава. Также поставили новые фонари, оформление которых соответствовало рисунку решетки Литейного моста.

Под мостом вдоль набережной оборудованы дорожки для пешеходов, устроены гранитные спуски к реке, на подходах к переправе возведены двухуровневые транспортные развязки. Также убрали большого быка у разводного устоя, благодаря чему мост стал более красивым.

Мистика Литейного моста

Вокруг сооружения витает много рассказов и легенд, а район, где он находится, считается одним из самых загадочных в городе. Одна из легенд рассказывает о священном валуне на дне реки. В древние времена ему приносились человеческие жертвы. Говорят, что камень притягивает новых жертв. При возведении опор гибли люди – всего около тридцати человек.

По другой легенде мост обладает магической силой, которая притягивает самоубийц. В народе мост называют оборотнем. Статистика подтверждает, что ежегодно с моста прыгают те, кто не хочет больше жить. Предание говорит, что раньше на этом месте стоял мост-призрак, открывавший проход в параллельные миры. Каждый, кто искал смерть, находил этот призрачный мост и в тумане исчезал навсегда.

Литейный мост для туристов

Благодаря невероятной красоте и ауре таинственности мост притягивает к себе толпы туристов. Они хотят насладиться впечатляющим видом сооружения, которое особенно эффектно смотрится во время белых ночей. Несмотря ни на что, поток желающих сфотографироваться на Литейном мосту не иссякает.

Литейный мост – это второй постоянный мост, построенный в Санкт-Петербурге, он соединяет Литейный проспект с улицей Академика Лебедева на Выборгской стороне (ранее была сооружена Благовещенская переправа). При строительстве Литейного моста были использованы многие инженерные новшества того времени. Так, впервые для освещения его пролетов было использовано электричество, а для несущих конструкций применили сталь вместо чугуна.

Из истории

Еще до основания Санкт-Петербурга на этом месте была переправа, соединяющая левый берег Невы , где заканчивалась Новгородская дорога, с правым, где начинался путь на Выборг .

В 1786 году в створе Воскресенского проспекта был устроен наплавной Воскресенский мост. Позже его перенесли ниже по течению, назвав Петербургским (сейчас это Троицкий мост), а вместо него построили другую наплавную переправу, прослужившую около 50 лет.

После того, как в 1849 году Литейный двор был разобран и Литейный проспект продолжен до Невы , к нему и был переведен наплавной Воскресенский мост, который переименовали в Литейный.

Постоянный Литейный мост

В апреле 1865 года после бурного ледохода наплавная переправа была сорвана. Специальная экспертная комиссия приняла решение о сооружении постоянной переправы на месте одного из двух существующих наплавных мостов – Литейного или Петербургского. Этот вопрос был вынесен на заседание Городской Думы в 1869 году и в результате голосования большинством голосов было принято решение построить постоянную переправу между Литейным проспектом и Выборгской стороной.

После объявления конкурса в Комиссию было представлено 17 проектов, в том числе и несколько иностранных. 11 декабря 1872 года победителем была объявлена английская компания, представившая архитектурный проект под названием «Вестминстер», предусматривающий создание арочного четырехпролетного моста с двумя разводными пролетами у берегов.

Вместе с тем, Министерство путей сообщения не согласилось с таким выбором и создало свою собственную комиссию, которая отдала предпочтение работе инженер-полковника Аманда Егоровича Струве.

Проект, разработанный А.Е. Струве с помощником, военным инженером А.А.Вейсом предусматривал сооружение переправы с шестью пролетами и поворотным крылом у левого берега Невы. Не смотря на то, что в России к тому времени производился высококачественнный металл, в контракте было указано о закупке для ферм и верхнего пролетного строения железа из Англии или Германии . В соответствии с контрактом, работы планировалось завершить через четыре года.

Строительство Литейного моста

Весной 1875 года плашкоутный мост был наведен в последний раз, а 30 августа того же года был заложен первый камень сооружения. Строительство длилось четыре года и один месяц и было сопряжено с большими трудностями.

В этом месте Нева имеет самую большую глубину – до 20-24 метров, а дно реки покрыто глубоким слоем илистой глины.

В качестве фундаментов для опор всех быков моста были использованы кессоны, причем, их размеры превышали все применявшиеся ранее в России. Например, размер кессона под опору разводного пролета составлял 36,02 на 15,61 метров.

Для справки: Кессо́н (от французского слова caisson, что означает ящик) – это конструкция для создания под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры, свободной от воды. Обычно кессон погружается в грунт под воду за счет собственного веса и веса надкессонного строения по мере выемки грунта.

Во время строительства произошло несколько несчастных случаев с человеческими жертвами. В сентябре 1876 года из-за резкого оседания почвы в кессон, находившийся на глубине, вошла вода. Из 28 рабочих 18 человек сумели сразу выбраться наружу, пять человек было спасено, а пять рабочих погибло.

Через год произошел взрыв в одном из кессонов, в результате была разрушена его крыша и илистый грунт затопил его. От взрыва погибло 9 человек, а еще 20 рабочих затонуло.

Ликвидация последствий этих аварий увеличила сроки строительства и потребовала привлечения дополнительных средств.

30 сентября 1879 года состоялось торжественное открытие моста, названного Александровским в честь правящего в то время императора Александра II. Все участники строительства получили награды, а Аманду Струве присвоили чин генерал-майора.

Описание Литейного моста

Разводка крыла производилась при помощи так называемого во́рота, приводимого в действие восьмью рабочими. Позже во́рот заменили на водяную турбину, при этом проход для судов открывался через 20 минут. Это был единственный мост в Санкт-Петербурге с такой системой разводного пролета.

Сооружение имело перила двух типов:

  • Металлические кованые с простым рисунком для разводного пролета, они были легкими и «прозрачными»
  • На остальных участках сооружения было использовано высокохудожественное литье, выполненное по рисункам архитектора Карла Рахау. В центре каждой секции – щит, увенчанный короной, на нем изображены перекрещенные скипетр, морской и речной якоря (это герб Санкт-Петербурга). Щит находится в руках у двух русалок , хвосты которых вплетены в замысловатый растительный орнамент. Всего было установлено 546 таких секций на не разводной части сооружения.

Строительство обошлось в 5,1 миллионов рублей, что оказалось в полтора раза больше сметной стоимости. Ширина переправы - 24,5 метра, ширина разводного пролёта - 19,8 метров.

При строительстве были использованы такие новшества:

  • Применение для несущих конструкций стали вместо чугуна, что позволило увеличить пролеты арок в полтора раза
  • Использование более совершенного поворотного разводного механизма
  • Впервые для освещения пролетов были применены электрические фонари.

В 1917 году переправе вернули ее историческое название – Литейный мост.

Реконструкция

В 1964 году завершилась реконструкция Волго-Балтийского канала , что потребовало и более удобного сообщения по Неве. Необходимо было перестроить и Литейный мост, чтобы он соответствовал новым условиям судоходства.

Проект обновленного моста был разработан в 1963-1964 годах группой инженеров института Ленгипротрансмост под руководством Л. А. Вильдгруде, архитектор строения – Ю.И. Синица. Строительство велось с 1966 по 1967 год под руководством инженера Юрия Кожуховского.

В процессе реконструкции были перестроены верхние части опор и установлены новые металлические пролетные строения. Поворотный разводной пролет заменен на раскрывающийся и перемещен ближе к центру.

Основные характеристики

  • Обновленный Литейный мост стал на 10 метров шире: его ширина между перилами – 34 метра, в том числе проезжей части – 28 метров и тротуаров – по 3 метра с каждой стороны
  • Количество пролетов - 6
  • Вес разводного пролета – 3225 тонн, при разводе он поднимается под углом 67 градусов за две минуты
  • Величина разводного пролета – 50 метров
  • Общая длина сооружения – 405, 6 метров, без тоннелей развязок – 396 метров.

Перила пяти пролетов остались прежними, а для разводной секции были отлиты копии старых перил из легкого сплава. Установлены новые фонари, оформленные в соответствии с рисунком ограды.

Вдоль набережной под мостом оборудованы пешеходные дорожки, устроены гранитные спуски к Неве, а на подходах к мосту построены двухуровневые транспортные развязки

Кроме того, был убран огромный бык у разводного устоя, на который опиралась старая конструкция, в результате Литейный мост стал выглядеть более гармонично. В 1990 году старинное перильное ограждение моста включено в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного значения.

Разводной мост через реку Неву в Санкт-Петербурге. Первый деревянный плашкоутный (наплавной) мост соединил берега Невы вблизи этого места в 1786 году. В 1875-1879 годах построили постоянную переправу в виде пятипролетного металлического арочного моста с шестым поворотным пролетом по проекту А. Е. Струве. В 1966-1967 годах мост подвергся глобальной реконструкции с заменой опор, пролетных строений и разводного пролета на вертикальный, позже неоднократно проводились плановые ремонтные работы.

Первый плашкоутный мост назывался Воскресенским по Воскресенскому проспекту, в створе которого он находился. Постоянный мост своим названием обязан Литейному двору, ранее располагавшемуся на левом берегу реки Невы. В 1903 году, когда отмечалось 200-летие Санкт-Петербурга, Литейный мост был переименован в мост императора Александра II. Но после революции 1917 года, на волне борьбы с наследием царизма, мосту вернули название Литейный.

Конкурс на разработку проекта моста был объявлен в 1871 году, в нем победил проект английских инженеров «Вестминстер». Однако, министерство путей сообщения выступило с критикой английского проекта, поэтому инженер А. Е. Струве разработал свой собственный проект, который и лег в основу Литейного моста, заложенного в 1875 году. Строительство моста велось очень тяжело, в этом месте Нева имеет максимальную глубину, поэтому возведение опор потребовало много времени, денег, и сопровождалось частыми человеческими жертвами. Закончен мост был только в 1879 году. Получившаяся мостовая конструкция состояла из 6 пролетов: 5 постоянных и одного шарнирного поворотного, предназначенного для прохода судов.

Литейный стал вторым постоянным мостом через реку Неву (после Благовещенского). С его возведением вся Выборгская сторона, на пути из России в Швецию, получила твердое сообщение с остальной частью города, а промышленные районы — надежный канал для перевозки продукции.

При строительстве Литейного моста использовались многие революционные инженерные решения: в возведении опор (кессоны), в устройстве пролетов и шарнирного механизма. Также этот мост стал первым в мире постоянным мостом с электрическим освещением.

Декор моста — чугунные стойки и решетки перил — были выполнены методом высокохудожественного литья. В центре рисунка был изображен щит с гербом города: перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых вплетены в растительный орнамент, а в просветах чугунных столбиков — морские животные.

В середине XX века Литейный мост подвергся серьезной реконструкции, для удобства прохода массивных судов разводной пролет перенесли ближе к центру и заменили разводной механизм на поднимающийся. Кроме того, усилили конструкцию опорных быков и стальных пролетов, оформили гранитные спуски к воде. Вместе с тем на мосту сохранили ценную декоративную решетку, добавив к ней аналогичные опоры фонарей освещения.

Длина моста - 407,8 м, ширина - 34 м.

Ограждение Литейного моста включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Литейного моста будет интересно туристам, интересующимся архитектурой XIX-XX веков, всем желающим увидеть разводные мосты Санкт-Петербурга, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — набережными , Робеспьера, Пироговской и Арсенальной, казармами лейб-гвардии Конной артиллерии, зданиями Военно-медицинской академии и Михайловской военной артиллерийской академии.