Монастырь на горе мангуп. Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь: возрождённый «крымский Афон. Маршрут похода Терновка – Мангуп – Красный Мак

25.06.2024 Патронажи

Хотя на плато Мангупа, где в средние века располагалось легендарное княжество Феодоро, ведет чуть ли не каждый второй туристический тур, здесь есть немало мест, в которых редко кто бывает и не каждый слышал. На прошлой неделе мы открыли для себя один из таких уголков Мангупа – Северный монастырь, расположенный в верховьях балки Табана-Дере.

Маршрут похода Терновка – Мангуп – Красный Мак

Антон проложил очень затейливый путь: вместо того, чтобы подъехать из Терновки до Хаджа-Сала на попутке, мы, старательно обходя трассу, пару часов шли без остановок по лесным дорожкам. И после посещения монастыря нас ждал еще немалый путь в Красный Мак. Так что еле успели на 18-часовой автобус до Северной стороны Севастополя.

Вот наш маршрут:

Видео похода Терновка – Мангуп – Красный Мак

Все эти подходы под монастырь подробно показала в видео, поэтому оно получилось чрезвычайно долгим – почти 16 минут. Надеюсь, не уснете. Кстати, подписывайтесь на наш канал, иногда там появляются видеорепортажи из походов, о которых здесь нет отчетов.

Терновка – Мангуп. Северный монастырь

Мое любимое направление с автостанции на 5-м км Севастополя – это как раз на Терновку. Ехать недолго (примерно 40 минут), автобус не такой уж и наполненный. Наша 2г10месячная Саша даже не успела задремать.

Проговорив по пути, что неплохо бы зайти в аптеку и купить мазь “Спасатель”, мы вышли из автобуса и ринулись быстрее прочь от цивилизации, напрочь забыв о фармацевтических планах. За нами было увязалась собака, но после первого технического привала для того, чтобы снять “лишнюю” одежду, она не стала дальше нас провожать.

Сначала мы шли по кромке скальных обрывов, но они становились все непроходимее. Так что в какой-то момент свернули в кусты и пошли по азимуту то теряя, то вновь находя тропинку. Довольно скоро выбрались к крайним домам Красного Мака.

В автобус, который, к нашей удаче, немного опоздал, садились уже в темноте.

В самом верховье Каралезской долины, около дороги Красный Мак — Терновка, высится гора Мангуп. Она похожа на огромную четырёхпалую кисть руки великана с вытянутыми пальцами-бурунами (каменными мысами). Особенность этого массива в цепи Крымских гор второй гряды — высота и крутизна склонов — образует из него естественную крепость. Поэтому на плоской вершине горы в средневековье обосновалась столица христианского княжества Феодоро. Толстые стены по оврагам и 70-метровые скальные обрывы делали её почти неприступной.


Кроме дворцов, жилищных и хозяйственных построек, здесь было много церквей и монастырей. После взятия столицы турками в 1475 году она навсегда была стёрта с карты Крыма.

Жизнь на цветущем плато быстро угасала. Руины величия покрывались пылью столетий. Иногда эту пыль «стряхивали» археологи да романтики дальних дорог, сделав Мангуп неофициальной туристической меккой.

И вот на развалинах небытия через годы забвения пробился росток новой жизни.

В одном из монастырей, в монастырском комплексе Южном, ныне Благовещенский, поселились монахи, вновь обживая покинутую обитель. Туда мы и отправляемся.

Монастырский комплекс находится на южной стороне горы. Возник он на рубеже XIV-XV веков. Его расположение за пределами оборонительных стен наводит на мысль, что он создавался в мирное время.

К тому же он был труднодоступен, а ход к нему был потаённым. Современная известность к монастырю пришла благодаря фрескам, которыми были расписаны апсида, арка и фриз, окаймляющий алтарь. В конце пятидесятых годов XX века они были исследованы и частично реставрированы известным крымским археологом, искусствоведом Олегом Домбровским. Фрески практически уничтожены.

Дорога по лесистому оврагу Табана-дере, которой мы поднимаемся, приводит к южной оконечности мангупского плоскогорья. Далее нужно спуститься по расселине к основанию скального обрыва и по тропе двигаться на запад три-четыре сотни метров. Тропа эта называется Мышеловкой, потому что над нею между двух скал завис отколовшийся от основного массива огромный камень в несколько тонн весом. Под него нужно «подныривать» и дальше передвигаться на четвереньках с надеждой на лучший исход. После этого «чистилища» препятствий на тропе к монастырю уже не будет.

И вот большое углубление в скале. Это «прихожая» монастыря. На натянутой верёвке висят халаты и косынки для женщин-посетительниц, если их внешний вид не соответствует уставу монастыря. На лестнице-галерее, ведущей в среднюю часть скального массива, в местах обрушения внешней стены стоят жерди-перила, поставленные монахами.

По лестнице мы попали в огромный естественный грот. Он велик не столько глубиной и высотой, сколько шириной.

В дальнем западном углу грота — келья монаха. В ближнем к нам восточном углу, на самом краю обрыва, находилась небольшая пещерная церковь. Около неё на стене висели иконы, очевидно, не вместившиеся в тесное помещение церкви.

В глубине аккуратной поленницей были сложены дрова. Посредине этого каменного зала стоял длинный трапезный стол.

Было время обеда. За столом сидели настоятель пещерных храмов, приехавший из Красного Мака, монах, живущий здесь, в монастыре, один служитель церкви, а также несколько паломников, как мы потом узнали, приехавших, чтобы получить благодать и отслужить всенощную. Один монах прислуживал им за столом, другой читал выдержки из святых книг. Настоятель объяснял паломникам прочитанное. Мы извинились и сели на край обрыва этого грота в ожидании конца обеда, предавшись созерцанию открывшегося перед нами вида Ай-Тодорской долины. Сидеть было приятно, солнце светило мягко и бархатно. Мы смотрели как бы с облаков на кудрявые лесные дали, на сады, на дороги и тропки, по которым идут и едут по своим мирским делам люди-муравьи...


Обед закончился. Мы подошли к настоятелю и попросили показать фрески, из-за которых разгорелся когда-то нешуточный спор между краеведами и церковниками. Настоятель любезно согласился и прошёл внутрь помещения. Откинув полог, показал место, где когда-то были росписи. На сером каменном фоне в нескольких местах мы увидели небольшие пятна и штрихи с остатками потускневшей, едва отличимой от фона старой краски, — всё, что осталось от фресок. Замазали их надписи туристов, въевшиеся глубокими царапинами в стены алтаря. Вот вам и ответ всем противникам вселения в комплекс монахов, которые, мол, обосновавшись, нанесут ущерб старинным фрескам, испортят то, что осталось. Но если бы они и захотели это сделать, портить-то уже нечего!

Приходится только сожалеть, что возрождение крымского Афона началось поздно, когда безвозвратно утеряны многие ценности. А монахи могли бы уберечь, спасти, сохранить историческое и культурное наследие.

Всенощная проходила при свечах. Они были расставлены в больших и малых подсвечниках под иконами и выполняли не только культовое назначение, но при отсутствии других источников света освещали церковь и ту часть грота, в которой проходила служба. Люди, беззвучно повторявшие слова молитвы, иногда осеняли себя крестным знамением, от этого движения колебался воздух и пламя свечей то притухало, то разгоралось сильнее.

В широкий проём открытого зева грота была видна значительная часть ночного неба с горящими на нём звёздами. То ли из-за высоты, на которой находился монастырь, то ли из-за черноты неба они были крупными, яркими и настолько близкими к земле, что казалось, ещё немного и звёзды лягут на ночное плато этой древней горы.

Всенощная проходила несколько часов, в течение которых ночь набрала густые тёмные краски и слилась воедино с темнотой части грота, не освещённой свечами, и казалось, что это свечи мерцают на небе или, наоборот, вместо свечей под образами горят звёзды, откидывая дрожащие лучи на просветлённые лица людей.

И думалось: а на Земле ли ты находишься?

Валерий Рябцев, «

Пещерные монастыри привлекают многих туристов и паломников своим необычным и живописным видом. Особенно восхищает, когда это не музеи, а настоящие действующие обители, жизнь в которых не прекращается до наших дней. Среди подобных чудес, можно выделить Свято-Благовещенский монастырь в Крыму, основанный еще на рубеже ХІV-ХV веков.

Благовещенский мужской монастырь на горе Мангуп

История и география

Благовещенская обитель расположена на склоне горы Мангуп, на 20 метров ниже Мангупского плато. Над долиной монастырь возвышается на 210 метров, над уровнем моря - на 400. Весь монастырский комплекс представляет собой двухъярусный ряд пещер, вырезанных в скале. Всего их двадцать.

Эти пещеры были созданы монахами еще в VI веке, как полагают историки . В горной части полуострова Крым есть немало древних пещерных монастырей и городов. Когда-то местные жители любили селиться на труднодоступных возвышенностях, поскольку они лучше защищены. Это был аналог европейских феодальных замков.

Свято-благовещенский мужской монастырь

Хотя пещеры появились намного раньше, сам Благовещенский монастырь был основан уже в ту эпоху, когда его территория относилась к землям православного княжества Феодорово.

Интересно! Это княжество находилось под влиянием Византийской империи и просуществовало с 13 до середины XV века, а затем было взято османами. Вместе с ним прекратила существование и Благовещенская обитель.

После этого святые пещеры опустели на целых 500 лет. Но окончательно о них не забыли. В XX веке это дивное по красоте место стало привлекать туристов. Правда, ничего хорошего эти посещения монастырю не принесли.

Читайте о других древних обителях Крыма:

  • Свято-Троицкий Симферопольский монастырь
  • Мужской монастырь святого Феодора Стратилата в Бахчисарае
  • Топловский женский монастырь Святой Параскевы

Поскольку, за сохранностью пещер никто не наблюдал, туристы причинили памятнику немалый вред. Например, выцарапывали на фресках XIV века надписи, вроде «здесь были мы». Во многом благодаря деятельности туристов, к нашему времени от этих фресок почти ничего не осталось.

Наконец, в 90-х годах было принято решение возобновить в обители монашескую жизнь. Наступил новый период в существовании монастыря.

Святыни пещерной обители

Престольный праздник - Благовещенье Пресвятой Богородицы - 7 апреля.

Читайте о других Богородичных праздниках:

Благовещенский мужской монастырь на Мангупе

Как добраться до монастыря

Обитель находится чуть южнее села Залесное. Добраться туда можно из Бахчисарая и Севастополя. Самый сложный отрезок дороги - это последние десятки метров, когда нужно либо подниматься, либо спускаться к монастырю.

Попасть в обитель с южной стороны можно, если преодолеть 200 метров, поднимаясь по специально проложенной тропинке, очень узкой и крутой. Этот путь довольно трудный, но неопасный. В местах наибольшего риска поставлены перила.

Также в обитель можно спуститься с плато двумя путями:

  • Первый - тропинка длиной всего 20 м. Поскольку склон почти вертикальный, спуск по ней довольно рискован.
  • Второй знаменитый путь называется «мышеловкой». Часть его перекрывает огромный нависший валун, который некогда откололся от основного массива и застрял между двух скал. Под него нужно подныривать и какое-то время передвигаться ползком.

Адрес монастыря: гора Мангуп, южный склон, с. Залесное, Бахчисарайский район.

Настоятелем в настоящее время является Игумен Иакинф Телега.

Свято-Благовещенский мужской пещерный монастырь

В самом верховье Каралезской долины, около дороги Красный Мак — Терновка, высится гора Мангуп. Она похожа на огромную четырёхпалую кисть руки великана с вытянутыми пальцами-бурунами (каменными мысами). Особенность этого массива в цепи Крымских гор второй гряды — высота и крутизна склонов — образует из него естественную крепость. Поэтому на плоской вершине горы в средневековье обосновалась столица христианского княжества Феодоро. Толстые стены по оврагам и 70-метровые скальные обрывы делали её почти неприступной.


Кроме дворцов, жилищных и хозяйственных построек, здесь было много церквей и монастырей. После взятия столицы турками в 1475 году она навсегда была стёрта с карты Крыма.

Жизнь на цветущем плато быстро угасала. Руины величия покрывались пылью столетий. Иногда эту пыль «стряхивали» археологи да романтики дальних дорог, сделав Мангуп неофициальной туристической меккой.

И вот на развалинах небытия через годы забвения пробился росток новой жизни.

В одном из монастырей, в монастырском комплексе Южном, ныне Благовещенский, поселились монахи, вновь обживая покинутую обитель. Туда мы и отправляемся.

Монастырский комплекс находится на южной стороне горы. Возник он на рубеже XIV-XV веков. Его расположение за пределами оборонительных стен наводит на мысль, что он создавался в мирное время.

К тому же он был труднодоступен, а ход к нему был потаённым. Современная известность к монастырю пришла благодаря фрескам, которыми были расписаны апсида, арка и фриз, окаймляющий алтарь. В конце пятидесятых годов XX века они были исследованы и частично реставрированы известным крымским археологом, искусствоведом Олегом Домбровским. Фрески практически уничтожены.

Дорога по лесистому оврагу Табана-дере, которой мы поднимаемся, приводит к южной оконечности мангупского плоскогорья. Далее нужно спуститься по расселине к основанию скального обрыва и по тропе двигаться на запад три-четыре сотни метров. Тропа эта называется Мышеловкой, потому что над нею между двух скал завис отколовшийся от основного массива огромный камень в несколько тонн весом. Под него нужно «подныривать» и дальше передвигаться на четвереньках с надеждой на лучший исход. После этого «чистилища» препятствий на тропе к монастырю уже не будет.

И вот большое углубление в скале. Это «прихожая» монастыря. На натянутой верёвке висят халаты и косынки для женщин-посетительниц, если их внешний вид не соответствует уставу монастыря. На лестнице-галерее, ведущей в среднюю часть скального массива, в местах обрушения внешней стены стоят жерди-перила, поставленные монахами.

По лестнице мы попали в огромный естественный грот. Он велик не столько глубиной и высотой, сколько шириной.

В дальнем западном углу грота — келья монаха. В ближнем к нам восточном углу, на самом краю обрыва, находилась небольшая пещерная церковь. Около неё на стене висели иконы, очевидно, не вместившиеся в тесное помещение церкви.

В глубине аккуратной поленницей были сложены дрова. Посредине этого каменного зала стоял длинный трапезный стол.

Было время обеда. За столом сидели настоятель пещерных храмов, приехавший из Красного Мака, монах, живущий здесь, в монастыре, один служитель церкви, а также несколько паломников, как мы потом узнали, приехавших, чтобы получить благодать и отслужить всенощную. Один монах прислуживал им за столом, другой читал выдержки из святых книг. Настоятель объяснял паломникам прочитанное. Мы извинились и сели на край обрыва этого грота в ожидании конца обеда, предавшись созерцанию открывшегося перед нами вида Ай-Тодорской долины. Сидеть было приятно, солнце светило мягко и бархатно. Мы смотрели как бы с облаков на кудрявые лесные дали, на сады, на дороги и тропки, по которым идут и едут по своим мирским делам люди-муравьи...


Обед закончился. Мы подошли к настоятелю и попросили показать фрески, из-за которых разгорелся когда-то нешуточный спор между краеведами и церковниками. Настоятель любезно согласился и прошёл внутрь помещения. Откинув полог, показал место, где когда-то были росписи. На сером каменном фоне в нескольких местах мы увидели небольшие пятна и штрихи с остатками потускневшей, едва отличимой от фона старой краски, — всё, что осталось от фресок. Замазали их надписи туристов, въевшиеся глубокими царапинами в стены алтаря. Вот вам и ответ всем противникам вселения в комплекс монахов, которые, мол, обосновавшись, нанесут ущерб старинным фрескам, испортят то, что осталось. Но если бы они и захотели это сделать, портить-то уже нечего!

Приходится только сожалеть, что возрождение крымского Афона началось поздно, когда безвозвратно утеряны многие ценности. А монахи могли бы уберечь, спасти, сохранить историческое и культурное наследие.

Всенощная проходила при свечах. Они были расставлены в больших и малых подсвечниках под иконами и выполняли не только культовое назначение, но при отсутствии других источников света освещали церковь и ту часть грота, в которой проходила служба. Люди, беззвучно повторявшие слова молитвы, иногда осеняли себя крестным знамением, от этого движения колебался воздух и пламя свечей то притухало, то разгоралось сильнее.

В широкий проём открытого зева грота была видна значительная часть ночного неба с горящими на нём звёздами. То ли из-за высоты, на которой находился монастырь, то ли из-за черноты неба они были крупными, яркими и настолько близкими к земле, что казалось, ещё немного и звёзды лягут на ночное плато этой древней горы.

Всенощная проходила несколько часов, в течение которых ночь набрала густые тёмные краски и слилась воедино с темнотой части грота, не освещённой свечами, и казалось, что это свечи мерцают на небе или, наоборот, вместо свечей под образами горят звёзды, откидывая дрожащие лучи на просветлённые лица людей.

И думалось: а на Земле ли ты находишься?

Валерий Рябцев, «

Мужской монастырь расположен 20-ю метрами ниже уровня Мангупского плато и спуск к нему с плато довольно резкий - по валунам. Сам монастырь находится на возвышенности в 210 метров над остальной долиной и подниматься из которой к нему достаточно трудоемко, но интересно.

У подхода к монастырю заметны выложенные камнем клумбы, за которыми ухаживают послушники. С этой высоты открывается отличный пейзаж и становится ясно, почему люди создают монастыри в столь непригодных для жизни местах.

Помещения монастыря устроены из гротов пещерных городов VI века. Интересно смотрятся вмонтированные в небольшие отверстия верхних ярусов пещер современные окна, за которыми стоят домашние цветы. В монастыре имеется звонница и большой грот, видимо, служивший когда-то для собраний.

Заметили неточность или данные устарели - внесите исправления, мы будем благодарны. Создадим лучшую энциклопедию о Крыме вместе!
Мужской монастырь расположен 20-ю метрами ниже уровня Мангупского плато и спуск к нему с плато довольно резкий - по валунам. Сам монастырь находится на возвышенности в 210 метров над остальной долиной и подниматься из которой к нему достаточно трудоемко, но интересно. У подхода к монастырю заметны выложенные камнем клумбы, за которыми ухаживают послушники. С этой высоты открывается отличный пейзаж и становится ясно, почему люди создают монастыри в столь непригодных для жизни местах. Помещения монастыря устроены из гротов пещерных городов VI века. Интересно смотрятся вмонтированные в небольшие отверстия верхних ярусов пещер современные окна, за которыми стоят домашние цветы. В монастыре имеется звонница и большой грот, видимо, служивший когда-то для собраний. Сохранить изменения