Площадь вогезов на карте парижа. Площадь Вогезов — легенда Парижа. #4. Апартаменты Place des vosges

27.03.2024 Патронажи

Нет ничего удивительного в том, что в основе плана первой монументальной площади Париж - Place Royale, ныне Вогезской площади, лежит простой, ясный квадрат, обрамленный правильными чистыми фасадами. Квадратное построение является той простейшей формой площади, которая была использована уже при сооружении «вильневов». Эта форма была воспринята и в построении рыночной площади немецких колониальных городов. Но вообще склонность к правильной форме более свойственна природе французского зодчества, чем немецкого. Сооружение немецкого замка, даже в эпоху Ренессанса, удовлетворялось устройством двора лишь приблизительно прямоугольной формы, между тем как французские бурги уже довольно рано обнаруживают стремление к расположению сторон двора под прямым углом друг к другу, и, по возможности, стараются строить площадь двора квадратно. Так именно распланирован старый Лувр (1204). Из других квадратных построений назовем лишь такие крупные, как замки Куси (1225), Венсенн (вторая половина XIV столетия), Пьерфон (1390).
Возникновение Вогезской площади в Париже носит почти случайный характер. Начало ей было положено Екатериной Медичи, которая в 1565 году распорядилась сломать Турнелльский замок (Palais des Tournelles), где во время турнира погиб ее супруг Генрих II. Освободившаяся территория была по ее приказанию разбита на более мелкие строительные участки. Позднее, в одной из сохранившихся построек Генрих IV устроил парчевую мануфактуру, которая стала быстро развиваться и с 1605 года приступила к сооружению своего отдельного торгового здания. Это новое сооружение подало Генриху IV мысль окружить подобными же зданиями общественную площадь. Сам он не дожил до осуществления своего проекта, но вдова его Мария Медичи 5 апреля 1612 года задала здесь блестящий при по случаю окончания сооружения площади, а заодно и по случаю заключения франко-испанского союза.
Площадь образует квадрат, сторона которого равна 140 метров. Она окружена одинаковыми трехэтажными домами павильонного типа во франко-голландском стиле Генриха IV, из красного кирпича, с карнизами из мелкого серого камня и высокими шиферными кровлями. В нижнем этаже открывается в сторону площади галерея сквозных, плотно расставленных аркад. Только павильоны короля и королевы, расположенные друг против друга посередине двух противоположных сторон и перекрывающие собою входы на площадь, выделяются из остальных домов своей более богатой отделкой и возвышаются над несколько однообразным силуэтом крыш, Rue du Pas de la Mule, ведущая через площадь вдоль фасада павильона короля, была раньше тоже перекрыта наподобие ввода, так что площадь была замкнута в себе. Посередине площади, на линии оси обоих павильонов, Ришелье воздвиг в 1639 году конную статую короля Людовика XIII из бронзы на белом мраморном постаменте (конь - работы Даниеле да Вольтерра, изваянный некогда для Генриха II, фигура Людовика XIII - работы Биара-сына). Внутреннее пространство площади, отгороженное от обрамляющей ее мостовой великолепной решеткой из кованого железа (1685), было разделено двумя крестообразно проложенными дорожками из гравия, образуя четыре большие обсаженные дерном площадки. Таким образом здесь впервые были использованы зеленые насаждения для оформления городской площади. Цвета архитектуры, сверкающие зеленью газонов квадраты и белеющие гравием ленты дорожек в сочетании с темной конной статуей придали площади, несмотря на ее простоту, большое обаяние.
Квадратное построение, замкнутость, одинаковая высота здания, выделение центра оси площади создают уравновешенный пространственный организм такой же зрительной ясности, как и двор итальянского палаццо эпохи Ренессанса. Но, поскольку весь пространственный комплекс раскрывает взору полностью, с первого же взгляда, ему не хватает разнообразия аспектов, и позднейшей эпохе он представляется чересчур монотонным. Сохранились высказывания, расценивающие Вогезскую площадь только как скромный дворцовый плац, и раздаются советы открыть ее, прорезав улицы, чтобы таким путем сделать ее более удобной и оживленной.
Еще вплоть до революции дома Вогезской площади славились великосветскими просторными квартирами. Революционная буря 1793 года, приведшая к разрушению королевских монументов во всей Франции, снесла также памятник Людовику XIII и положила начало тому систематическому развалу площади, которое продолжается по сегодняшний день. Вдоль решеток, окружавших внутреннюю часть площади, был посажен двойной ряд деревьев, листва которых, как ее ни подстригают, закрывает архитектуру. Старая барочная решетка заменена оградой из голых железных прутьев. На месте разрушенного бронзового монумента теперь стоит тусклая конная фигура короля из мрамора, которая вдобавок наполовину скрыта захиревшими деревьями. Красивые зеленые площади съежились до четырех крохотных пятен, посреди которых стоят очень мизерные фонтаны. На площади водворились деревянные лавчонки и железный павильон для оркестра. В песочной пыли копошатся дети городской бедноты.
Как прискорбно дает себя чувствовать именно в Париже тривиальность нашего нынешнего образа мыслей!
Если Вогезская площадь возникла на основе свободно избранного плана, благодаря чему и могла развернуться в законченное произведение, то построенная одновременно с нею площадь Дофина свидетельствует о путях приспособления к наперед данному участку. По окончании каменного Нового моста (Pont Neuf, 1604), который, будучи перекинут через Ile de la Cité (старый город), связывает Северный город (la Ville) с Южным городом (l’Université), Генрих IV подарил в 1608 году де-Арлею пустопорожний участок между мостом и дворцом Юстиции с условием, чтобы здесь была устроена площадь по плану, переданному ему герцогом де Сюлли, главным начальником дорог Франции, и чтобы этой площади было присвоено название юного дофина Людовика. К тому же времени относится сооружение набережной и прокладка улицы Дофина (Rue Dauphine).
Площадь образует почти равнобедренный треугольник с острой вершиной. В середине основания этого треугольника, против ворот дворца, имеется отверстие; другое отверстие имеется у вершины треугольника - против моста. Окружающие площадь дома, того же характера, что и на Вогезской площади, имеют четыре этажа; внизу вместо аркад расположены помещения лавок. Фасады этих домов отделаны одинаково как со стороны площади, так и со стороны набережной. В настоящее время дома эти частью перестроены, частью надстроены, а стена против дворца Юстиции сломана. Прорезывающая площадь аллея из каштановых деревьев мешает восприятию пространства.
Таким образом, несмотря на наличие улицы, которая, пересекая площадь от портала дворца до моста, свидетельствует о некоторой склонности к барочному движению, площадь в целом все же производит впечатление спокойной замкнутости. Эта замкнутость может служить преимуществом в смысле пространственного эффекта площади, хотя и не является необходимой предпосылкой к этому. Замкнутые площади страдают даже одним крупным недостатком: они пропадают для организации остальных частей городского пространства. Площадь Дофина имеет как раз этот порок. Можно долго проживать в этой части города, можно неоднократно проходить через Новый мсот, и тем не менее даже вскользь не заметить примыкающей к нему площади. Всем замкнуто построенным площадям присущ этот недостаток, даже если он не столь резко выражен, и следует хорошенько подумать раньше, чем избрать такое замкнутое построение в качестве принципа хорошей организации площади. Этот тип построения является по меньшей мере весьма примитивным.

Характер планировки площади предуказал месторасположение конного монумента Генриха IV, воздвигнутого в 1615 году вдовой короля на выступе посреди Нового моста (проект Чиколи, конь работы Джиованни да Болонья и П. Такка, всадник - Дюпре, боковые фигуры - П. Франкавилла). Передняя сторона памятника приходилась как раз против узкого отверстия основания площади, обращенного к мосту. Сейчас на месте разрушенного памятника находится другой, аналогичный, но вид на него со стороны площади пропадает, так как высокие темные деревья, расположенные на сильно расширенной насыпи позади указанного выступа, отнюдь не являются тем фоном, на котором могла бы четко выделяться бронза.
Конный монумент лучше всего воспринимается в аспекте его боковых сторон. В монументе Генриха IV эти боковые стороны на фоне ясного неба запечатлеваются в восприятии проходящих по мосту людей с большей силой; можно только пожалеть, что допущено было возведение на противоположном берегу уродливых железных башен, мешающих чистоте силуэта. В то же время невыгодный вид монумента с тыльной стороны совершенно исключается. Несмотря на расстояние, которое впрочем, не подавляет сооружения, согласованного единственно с масштабами моста и обращенного спиной к Сене, расположение монумента является образцовым для всей эпохи и непревзойденным в разнообразных подражаниях.

Стремление дать городу (Парижу) некий центр в виде величественной площади Франции (Place de France), должно быть отмечено как значительная черта строительных замыслов Генриха IV и Сюлли. Любке так описывает этот центр: «Эта площадь должна была составлять большую полукруг, диаметр которого должен был тянуться от Бастилии до улицы Тамиль. Отсюда должны были лучеобразно расходится восемь основных улиц, названных по имени главных французских провинций, а связывающим их поперечным улицам должны были быть присвоены наименования второстепенных провинций. Между главными улицами должны были возвышаться по одному из семи архитектурных блоков из кирпича и обтесанных камней в два яруса поверх расположенных внизу аркад. Каждый из этих блоков должен был представлять отдельный павильон, замыкающийся высокой крышей. План этого величественного сооружения был уже утвержден, но убийство короля оборвало осуществление этого проекта, как и многих других».

Прошло почти сто лет пока в Париже вновь обратились к аналогичным задачам, хотя мотивы их уже не отличались таким бескорыстием.

В Аррасе, в эпоху испанского владычества. Были устроены Grande Place и Petite Place. В основе плана обеих этих площадей лежит вытянутый прямоугольник. Они окруженеы одинаковыми домами, нижняя часть которых образует галерею обращенных к площади аркад, а верх украшен богатыми фронтонами. Устья улиц, открывающие углы и боковые стороны площади, не имеют перекрытий. На одной из узких сторон Малой площади свободно расположены перпендикулярно друг другу, широкая Rue de la Taillerie с домами такой же архитектуры связывает обе площади на одном из углов. Новым в данном случае является сочетание двух площадей; однако, здесь не удалось достигнуть высшего единства в том смысле, в каком его понимало барокко, равно как и не приходится сравнивать пространственный эффект каждой отдельной площади с впечатлением от Вогезской площади.
Малая площадь, являющаяся по замыслу площадкой перед ратушей, изобличает более близкое знакомство с итальянскими композиционными принципами.

Место, отлично передающее дух столицы Франции, где многовековая история пересекается и гармонично сочетается с жизнью современного мегаполиса – площадь Вогезов в Париже. Она практически не изменилась за время своего существования, и каждая из окружающих её построек считается памятником архитектуры и входит в перечень исторических монументов страны. В своё время здесь успело пожить множество известных личностей, например, кардинал Ришелье, Виктор Гюго, Доминик Стросс-Канн, Теофиль Готье и Анни Жирардо.

Сейчас накал страстей немного поутих, и там больше не устраивают турниры и дуэли, не проходят королевские празднества, но пройтись по картинным галереям и антикварным лавкам, посетить музеи или просто зайти в ближайшее кафе, чтобы насладиться чашечкой кофе и неповторимой атмосферой может любой желающий.

История создания

Земля, на которой сегодня находится одна из красивейших площадей Парижа, повидала немало исторически важных и просто захватывающих событий. Некогда на этом месте и вовсе находилось болото, которое в XIII веке осушили и застроили. Так появился квартал Маре.

Однако уже в XIV веке постройки снесли. На их месте возвели Турнельский дворец. В нём проживал Генрих II с супругой, Екатериной Медичи. Именно там монарха смертельно ранили копьём в ходе рыцарского турнира. После смерти мужа Екатерина, не имея желания более оставаться в особняке, переехала, а навевающую болезненные воспоминания постройку приказала снести.

На освободившемся участке устроили конный рынок, просуществовавший до 1605 года, когда король Генрих IV принял решение разбить здесь площадь, строительство которой завершили лишь в 1612. По периметру площади правильной квадратной формы расположились дома из кирпича красного цвета с полосами из сероватого камня, выполненные в одинаковом архитектурном стиле.

Из двадцати восьми домов только два не похожи на остальные. Впоследствии они стали известны как павильоны короля и королевы, а сама площадь ознаменовалась “королевской”, поскольку её торжественное открытие было приурочено к помолвке правившего в то время монарха Людовика XIII с Анной Австрийской.

В 1670 площадь огородили ажурной решёткой из чугуна, превратив в городской сад, ставший одним из любимых мест отдыха горожан. В центральной части парка поставили бронзовую статую сидящего верхом на лошади Людовика XIII, во времена революции переплавленную на пушку.

Нынешнее имя она обрела в 1800 г. Её, в качестве дани уважения жителям Вогезы, пожертвовавшим деньги на нужды французской революции, переименовали в пл. Вогезов. Также восстановили утраченную ранее статую. Правда, теперь её выполнили из мрамора. И уже в наше время изготовили цементную копию скульптуры, оригинал же поместили в музей.

Площадь сегодня

На протяжении уже очень долгого времени она остаётся излюбленным местом отдыха, как самих парижан, так и туристов. Практически всегда в хорошую погоду множество людей располагается прямо на газонах, что довольно не типично для Парижа. Территория площади закрыта почти со всех сторон и пересекается единственной улицей, здесь запрещёно выгуливать собак и проезд моторного транспорта. Благодаря этому она является своеобразным островком покоя и умиротворения посреди шумного города.

В центральной части площади, занятой сквером Людовика XIII, можно посмотреть на конную статую короля, полюбоваться фонтаном, и просто посидеть на скамейке, наслаждаясь свежим воздухом. На первых этажах зданий, где когда-то бойко вели торговлю старинные лавки, теперь ждут посетителей небольшие художественные галереи, уютные книжные и антикварные магазинчики, бутики и элитные рестораны.

Среди известных людей, чьи жизни переплетаются с историей площади, первым вспоминается Виктор Гюго. Французский классик проживал здесь с 1832 по 1848, в комнатах на втором этаже дома No 6. Теперь в этих комнатах устроен музей его имени.

А в доме под номером 21 жил знаменитый кардинал Ришелье. Также внимания заслуживает дворец Сюлли. Попасть к нему можно, пройдя через юго-западные ворота. Внутри здания в духе ренессанса, с чудесным внутренним двориком, ныне открыт Национальный центр фотоискусства. Здесь устраивают временные выставки фото, чаще всего на исторические и социальные темы.

Также, пройдя ещё немного в западном направлении, можно дойти до небольшой площади – Марше-Сент-Катрин.

Практическая информация

Площадь находится на границе четвёртого и пятого округов.

Добраться можно на общественном транспорте:

  • Линия метро 1 – до станции Saint-Paul;
  • Линия 5 – до станции Bastille;
  • Линия 8 – до Chemin Vert;
  • Автобус No 20, 29, 65, 69, 76, 96.

Площадь Вогезов в Париже (Париж, Франция) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Самая старинная площадь французской столицы, каждое здание по периметру которой является памятником истории и архитектуры, площадь Вогезов в Париже - излюбленное место прогулок не только жителей квартала Маре, но и множества парижан из других округов. Сюда приходят полюбоваться на стройный ансамбль исторических зданий из красного кирпича со вставками серого камня, посидеть в уютном зеленом сквере Людовика XIII, наслаждаясь шумом воды в изящном фонтане, и побродить по дворику-лабиринту дворца Сюлли, с которым площадь сообщается через арку. А ещё здесь есть несколько симпатичных кофеен со столиками на улице, в которых так приятно наслаждаться ностальгической атмосферой старинной Франции.

В доме № 6 располагается Дом-музей Виктора Гюго - классик французской литературы жил в апартаментах на втором этаже.

Немного истории

История площади Вогезов начинается в 1605 г., когда по указу Генриха IV участок бывшего отеля Турнель был обустроен для проведения торжеств по случаю помолвки Людовика XIII и Анны Австрийской, а по его краям появились павильоны для народных гуляний. Центр площади, названной Королевской, был выровнен и покрыт песком для выступления кавалькад в стиле «карусель». В дальнейшем здесь проводились турниры и даже дуэли, пока в 1670 г. площадь Вогезов не была превращена в общественный сад: разбили лужайки, поставили скамьи, площадь обнесли ажурной чугунной решёткой, а в центре установили конную статую Людовика XIII, которая во время революции была расплавлена. В 1800 г., после Французской революции, площадь сменила название на Вогезскую в честь жителей департамента Вогезы, добровольными взносами поддерживающих содержание революционной армии. В 1954 г. площадь вошла в Список исторических памятников Франции.

Атмосфера площади Вогезов в Париже

Что посмотреть

Сегодня площадь Вогезов - очаровательная площадь-парк с ухоженными газонными лужайками и старинными деревьями. Центр площади занимает сквер Людовика XIII, в котором можно увидеть конную статую монарха (восстановленную после революции) и насладиться прохладой небольшого фонтана, выбрав приглянувшуюся скамейку. Выгул собак и езда на моторизованных видах транспорта на площади запрещены, поэтому здесь всегда тихо, а воздух свеж. Все 28 зданий, расположенные по периметру площади Вогезов, числятся среди исторических монументов Франции.

За четыре столетия существования площади в её зданиях проживало много известных людей: от кардинала Ришелье и Виктора Гюго до Доминика Стросс-Канна и Анни Жирардо.

В первую очередь обращают на себя внимание два помпезных павильона с мезонинами и причудливыми башенками на кровле - Короля и Королевы, № 1 и № 28, соответственно. Именно в них честной парижский народ праздновал помолвку Людовика XIII и Анны Австрийской в 1612 г. Во дворце Шолнь (№ 9) проживал сам король во время торжеств. Соседний дворец Сюлли (№ 7) может похвастать изумительным внутренним двориком с искусно подстриженными кустами. Дом № 21 носит имя кардинала Ришелье - здесь стоит увидеть богато украшенный портал входа и пройти в уютный внутренний двор. В доме № 6 располагается Дом-музей Виктора Гюго - классик французской литературы жил в апартаментах на втором этаже.

Первые этажи исторических зданий на площади Вогезов заняты преимущественно художественными галереями и бутиками.

Практическая информация

Площадь Вогезов располагается на границе 3-го и 4-го округов Парижа. Ближайшие станции метро - Bastille и Saint-Paul.