Слудская церковь в Перми (Свято-Троицкий кафедральный собор). Пермь. Собор Спаса Преображения Собор в наше время

01.04.2024 Патронажи

Спасо-Преображенский кафедральный собор – один из самых больших храмов Перми. Церковь сооружена на рубеже 18-19 веков. Долгое время собор использовался Пермской художественной галереей в качестве выставочного зала.

История собора

В середине 16 века в городе Пыскоре Строганов основал Спасо-Преображенский монастырь. Во второй половине 18 века (1781) наместник Перми принимает решение о перевозке монастыря в свой город. Сооружение разобрали, а затем переправили речкой в Пермь.

Планировалось, что монастырь будет размещаться в районе горы Егошихинской. Позже было принято решение о расположении святыни в окрестностях Сенькино, поскольку данная территория оказалась менее лесистой.

Процесс перевода занял около 12 лет (нехватка средств). Одной из крайних мер стало временное заложение церковной утвари Преображенского монастыря Вятскому собору.

В стенах жилого корпуса, принадлежащего монастырю, в 1793 была обустроена церковь Стефана Святителя Пермского. Алтарь установили на северной стороне из-за строительной ошибки. Позже это недоразумение было исправлено: алтарь повернули на восток. В 1792-1798 возведен братский корпус Спасо-Преображенского монастыря.

Из-за царского указа в конце 18 века состоялось территориальное деление губерний. Теперь Пермь – самостоятельная административная единица, которая должна иметь собственную церковную епархию. В 1798 году в городе начинается строительство кафедрального собора Господнего Преображения при мужском монастыре. Освящение новой церкви состоялось в 1818.

В стенах Спасо-Преображенского монастыря теперь размещался дом Архиерейский – резиденция и постоянное место пребывания митрополита, духовный дом для ведения приемов, а также хозяйственные угодья.

Колокольня, примыкающая к собору, создана в стиле русского направления классицизма. Предполагается, что ее автором является Паульсен. Колокола, когда-то принадлежавшие Пыскорскому монастырю, установлены в 1831. Реставрация Спасо-Преображенского собора проводилась в 1853 (Летучим) и 1901 (Карвовским).

В 1922 здание Архиерейского дома передано в собственность областного музея. Некрополь Спасо-Преображенского кафедрального собора разрушен в 1931. На его месте разместился зоосад. В 1933 проведение богослужений в стенах храма было запрещено. Здание использовалось как галерея.

Во время Великой Отечественной войны строение оказалось заброшено. Во время празднования Дня Победы в 1946 в соборе случился пожар (ракета праздничного салюта попала в шпиль здания).

Собор в наши дни

В 2008 под нужды церкви была отдана небольшая часть Архиерейского дома. На данный момент южная часть здания служит храмом святого Воронежского Митрофана. Здесь же находится одна из самых больших книжных лавок церковной тематики.

Колокольня собора освящена через 2 года (в 2010). До конца 2016 художественная государственная галерея Перми освободила здание Спасо-Преображенского собора.

Расписание богослужений

Божественные литургии в стенах Преображенского собора проводятся ежедневно.

  • Утром богослужение проводится на 08:00, вечером – на 17:00.
  • В субботу и воскресение в утренние часы (07:00) можно исповедоваться.

В дни больших праздников расписание богослужений необходимо уточнять. В некоторых случаях часы проведения литургий могут меняться.

Как добраться до Спасо-Преображенского кафедрального собора

Добраться до Спасо-Преображенского собора можно двумя способами: автобусом или троллейбусом. В первом случае необходимо воспользоваться маршрутом №3, выйдя на остановке «Художественная галерея». Чтобы доехать троллейбусом, нужно выбрать маршрут №1 (та же остановка).

Контактные данные

Для связи с собором наводятся контактные данные:

  • адрес – город Пермь, проспект Комсомольский, №4;
  • телефон – 5-43-33;
  • электронный адрес — [email protected].

Фотографии





Спасо-Преображенский кафедральный собор Перми прошел длинный путь становления. Здание не раз поддавалось перестройкам и реконструкциям, при этом использовалось не по назначению или вовсе закрывалось. Сегодня храм принадлежит православной церкви, однако полностью возобновить его пока не удалось.

Пермская художественная галерея, расположенная в здании Спасо-Преображенского собора, для жителей Перми является символом города, предметом гордости. Это сокровищница, хранящая тайны многовековой истории. Часть из них мы постараемся раскрыть.

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь

Наверное, каждый житель города знает, что здание галереи первоначально принадлежало епархии Русской православной церкви, но мало кто ответит на вопрос, откуда это архитектурное сооружение берёт начало. А между тем его корни уходят в село Пыскор Соликамского района, где некогда существовал один из древнейших и богатейших монастырей на Урале. В 1781 году монастырь был переведён в Пермь из Пыскора, оттуда же был привезён барочный иконостас.

Основание и строительство

Строительство Спасо-Преображенского собора осуществлялось за счёт продажи имущества Пыскорского монастыря - колоколов, иконостасов, церковной утвари. Церкви монастыря были разобраны, их кирпич сплавляли на барках по Каме, чтобы заложить стены для нового собора.

Весь период строительства и реконструкции Спасо-Преображенского кафедрального собора охватывает период с конца XVIII до начала XX века.

Период постройки собора пришёлся на расцвет классицизма, что и продиктовало архитектурный стиль здания. Также в его облике нашли отражение специфические черты уральской архитектуры: мощные стены из кирпича, толщина которых доходит до 2 метров, металлические решётки в окнах, чугунные двери, чугунные полы. На протяжении всего времени строительства храма от жителей Пермской губернии поступали деньги, предоставлялись дерево и прочие материалы.

ФФ.13п.Оп.13п.Д.280. Здание Пермской государственной художественной галереи, 1986, Пермь. Фото предоставлено Государственным архивом Пермского края

Из истории иконостаса и колокольни

Иконостас, который и по сей день является достоянием Пермской художественной галереи, изготовлен в 1780-х - начале 1790-х годов на Горнощитском заводе Екатеринбурга. Поскольку потолки зимнего придела храма были относительно невысокими, пришлось убрать верхний, четвёртый ярус иконостаса.

Строительство 67-метровой колокольни - неотъемлемой части культурного комплекса Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора - получило начало в 1818 году и продолжалось в течение 14 лет. Всего на колокольне было установлено 11 колоколов.

Реконструкция и перестройка

Жизнь здания, как и жизнь человека, протекает этапами и подвержена переменам. В XIX веке собор впервые подлежал реконструкции. Колокольня, собор и архиерейский дом (ныне краеведческий музей) стали единым комплексом, у алтаря летней части собора были устроены два придела.

Кафедральный собор - это сердце города, готовое впустить всех верующих. Когда число жителей города существенно увеличилось, храму пришлось расширяться. Во второй половине XIX века между собором и колокольней были построены два придела. В них были установлены двухъярусные иконостасы. Благодаря проведённой реконструкции кафедральный собор стал пятипрестольным.

ФФ.Оп.24п.Д.073.Л.1. Панорама города в районе Спасо-Преображенского кафедрального собора. Начало XX века. Пермь. Фото предоставлено Государственным архивом Пермского края

Облик собора отражает деятельность и потребности трудящихся в нём людей. По мере своего развития собор рос (увеличилось левое крыло его колокольни), претерпевал перемены (по фасаду дома снесли два крыльца, а вход перенесли в угловую часть), обретал новые элементы (в крытом переходе между колокольней и архиерейским домом устроили ворота).

Судьба собора протекала не автономно, а в единстве целостного архитектурного ансамбля, куда входили также монастырский сад и кладбище (на месте которого в настоящее время находится зоопарк).

Переломный момент

В 1931 году произошло событие, разделившее судьбу собора на «до» и «после»: Пермский Спасо-Преображенский кафедральный собор был закрыт, а его здание передано Пермской художественной галерее. Это повлекло за собой изменения в интерьере здания с целью приспособления его для нужд музея. Зимний храм Стефана Пермского разделили перекрытием на два этажа.

ФФ.Оп.61п.Д.05480.Пермская художественная галерея, Пермь,1960г. Фото предоставлено Государственным архивом Пермского края

Впустив в свои стены галерею, Спасо-Преображенский собор отчасти терял черты своей прежней возвышенности. Так, например, в годы Великой Отечественной войны на шпиле колокольни росли берёзы. А позже, в 1946 году, здание галереи пострадало от праздничного салюта в честь Дня Победы - шпиль колокольни сгорел от попадания в него осветительной ракеты. Вскоре шпиль восстановили, но уменьшили в размерах.

Галерея диктовала зданию условия для своего гармоничного существования: музейная коллекция требовала большей площади - интерьер здания разделили на три этажа. Было проведено центральное отопление, устроена электрическая подстанция, появилась внутренняя телефонная сеть. Фасад здания получил традиционную для классицизма окраску.

Возвращение к истокам

В 1996 г. администрация Пермской области приняла решение о передаче кафедрального собора Пермской епархии. Это дало начало новому этапу в жизни собора - возвращению к облику святыни. На колокольне Спасо-Преображенского собора установили шпиль с крестом, восстановленный по сохранившимся документам, и началась работа над реконструкцией центрального купола и установке основного креста.

ФФ.Оп.24п.Д.018.Л.1. Часть Комсомольского проспекта. Здание художественной галереи. 1960. Пермь. Фото предоставлено Государственным архивом Пермского края

В связи с переездом в новое здание галерея передаёт епархии иконостас из Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря, который многие десятилетия являлся частью экспозиции деревянной скульптуры. Однако вопрос переезда Пермской государственной художественной галереи, который поднимается уже не одно десятилетие, на данный момент остаётся открытым. Одним из последних вариантов нового дома для галереи выступило здание ВКИУ (Военного института ракетных войск), но данное архитектурное сооружение не удовлетворяет требованиям галереи: в нём не учтены климат-контроль (для сохранности живописи влажность помещения имеет очень большое значение) и электрические параметры (кондиционирование, вентиляция). Кроме того, параметры данного здания не позволяют располагать картины таким образом, чтобы посетитель мог воспринять каждую из них как произведение искусства (картины нельзя размещать вертикально, одну над другой, каждая из них требует отдельного пространства). По словам искусствоведа Пермской государственной художественной галереи Александры Пестовой, в настоящее время администрацией галереи рассматривается вариант постройки нового здания на месте ДК «Телта». Площадь данного здания не позволяет вместить все экспонаты галереи, и помещение нуждается в существенном ремонте. На строительство нового здания вновь объявлен конкурс.

Ниже представлены проекты нового здания для галереи архитектора И.В. Лугового

1993 год

2005 год

Мнение экспертов

Своим видением проблемы переезда Пермской государственной художественной галереи с редакцией BERLOGOS поделился архитектор Игорь Луговой :

Сегодня, в 2017 году, вопрос о новом здании Пермской государственной художественной галереи настолько же актуален, как и в 1993 году, когда я принимал участие в первом, всесоюзном конкурсе на Галерею в квартале 33 (где находится Соборная мечеть). И также актуален, как в 2008 году, когда был проведён международный конкурс Perm MUSEUM XXI в квартале 19, где располагается ДК «Телта». Как и в 2012 году, когда решили строить на склоне между железной дорогой и улицей Окулова (такое «оригинальное» решение предложил мэтр Петер Цумтор). Как в 2013 году, когда решили реконструировать под галерею Речной вокзал, который расположен в зоне катастрофического затопления, а строительство в этой зоне запрещают и федеральные нормы, и генплан Перми, - я сразу выступил против этого варианта. Как и в 2014, когда решили реконструировать под галерею бывшую казарму ВКИУ, - я объяснял, что казарма тоже не место для галереи. Наконец, в 2017 году признают опять ошибочность решения о казарме. Но самое удивительное, что тут же, без всякого открытого профессионального обсуждения вариантов размещения, принимается решение о строительстве нового здания галереи опять в квартале 19 со сносом ДК «Телта». И это несмотря на то, что в 2008 году уже признано: это место не подходит по многим критериям для галереи. Несмотря на то, что в 2014 году рабочая группа при губернаторе, рассмотрев 28 вариантов размещения галереи, опять забраковала место ДК «Телта» и выбрала в качестве основного варианта размещения галереи городскую эспланаду! Итак, поздравляю Пермь с тем, что пермские деревянные боги никогда не переедут в казарму! Считаю, что моя миссия в судьбе Пермской галереи уже выполнена: я обосновал, что её нельзя переносить в Речной вокзал. Сегодня это поняли все! Правда, после решения нового губернатора Пермского края в 2017 году Пермь вернулась ровно на 10 лет назад, к моменту, когда для галереи было выбрано место ДК «Телта». Тогда был проведён международный конкурс Perm MUSEUM XXI и после этого, в 2008 году, губернатор Пермского края заявил, что место выбрано неудачное, а концепция недоработана.

До тех пор, пока не будет решена проблема отсутствия чёткого открытого профессионального механизма принятия решения по важнейшим градостроительным объектам Перми и Пермского края, Пермь обречена перебирать варианты вслепую на основании дилетантских кулуарных решений и закрытых лоббистских предпочтений, тратя бесценное время и бюджетные средства в надежде на «авось получится». Нет, не получится, и это в лучшем случае. А в худшем случае получится построить такое, что будет обидно и за саму галерею, и за её коллекции, и за бессмысленно, необоснованно, бездарно потраченные бюджетные средства.

Пермский краевед Владимир Фёдорович Гладышев признаёт решение администрации города и края о возвращении здания кафедрального собора православной епархии правильным, но при этом подчёркивает: «Разумеется, основную часть экспозиции следует переместить, но деревянные боги должны остаться. На мой взгляд, епархии стоит не только оставить скульптуры святых в стенах собора, но и расширить их коллекцию. Что касается варианта нового здания для галереи, я нахожусь в растерянности. Прошлым летом мы с сотрудниками галереи проводили экскурсию по потенциальным местам для переезда, уже тогда все понимали, что здание ВКИУ - не лучший вариант, но его рассматривали, поскольку он был доступным материально. Из всех предложенных за всё время решения вопроса о переезде галереи вариантов мне казался наиболее рациональным проект пермского архитектора Менделя Футлика о строительстве нового здания для галереи на эспланаде за зданием Пермского академического «Театра-Театра».

Кафедральный собор представляет собой ценность не только как памятник архитектуры, хранящий настенные росписи и уникальный иконостас, но и как воплощённая история интерьерного искусства XVIII - начала XX века. Несмотря на множество реконструкций и трансформаций, здание кафедрального собора и по сей день остаётся одним из самых величественных и красивых архитектурных сооружений Перми, а потому с переездом художественной галереи в новое здание город не утратит свой символ.

Пермь, Храмы

Собор является градообразующей вертикалью города, архитектурным и духовным символом Перми. Возведенный в самой высокой точке прибрежной горы Слудки, он прекрасно просматривается с Камы и любой точки города.

В 1775 году Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь был упразднен, а после открытия в 1781 году Пермского наместничества по ходатайству генерал-губернатора Пермского и Тобольского Е.П. Кашкина "высочайше повелено монастырь сей перевесть во вновь устроенный город Пермь с наименованием вместо Пыскорского Пермским Преображенский же" Для строительства монастыря было выбрано место на Егошихинской горе (д. Горки). Однако в 1789 году генерал-поручик А.А. Волков, занявший место Кашкина, решает строить монастырь на высокой горе Слудке. "Здесь, за исключением небольшого пространства, слывшего "Сенькиным полем", находился густой еловый лес. Его вырубили, оставив для будущего сада немного дерев".

Здание собора было заложено в 1798 году. Для строительства использовались кирпич и железо из разобранных построек Пыскорско - Ласьвинского монастыря, к тому времени пришедшего в упадок. Из этого же монастыря был привезен уникальный резной (из дерева) иконостас, выполненный крепостными мастерами в XVIII веке.

В 1818 году закончилось строительство летней части собора, а годом позднее и зимней. Обе части собора были соединены между собой и составляли единое целое.

В 1853 -1854 гг. губернским архитектором Г.П. Летучим был сделан проект реконструкции собора, который включал в себя следующие работы: отдельно стоящие колокольня и собор соединяются крытой наземной галереей; колокольня с южной стороны получает еще одну галерею, соединяющую ее с архиерейским домом. Эти изменения учитывали уже сложившуюся ранее планировочную структуру, при этом позволяли добиться большего единства архитектурных форм, приблизив ансамбль к стилю русского классицизма начала XIX века. В результате реконструкции собора Стефаньевский храм был увеличен. Претерпел изменения и храмовый интерьер. Мраморный иконостас был "поновлен и украшен золоченою резьбою, а своды и стены в приличных местах украшены живописными изображениями святых". Колокольню соединили с собором и архиерейским домом (ныне краеведческий музей) крытыми галереями, у алтаря летней части собора были устроены два придела. Но реконструкция, намеченная по плану, не была доведена до конца: колокольня не получила дополнительного яруса, форма крыши летней части собора осталась без изменений.

В 1892 -1893 годах архитектор А. Б. Турчевич провел еще одну реконструкцию здания. С южной и северной сторон переходной галереи (между собором и колокольней) делаются два придела и увенчиваются главками с луковичными завершениями. Расширение соборного храма было связано с быстро возросшим во второй половине XIX века городским населением.

В 1895 году в северо-восточной части архитектурного комплекса были выстроены два двухэтажных дома для "братствующих". Они также входили в общий ансамбль кафедрального собора.

В настоящее время размещается в самом крупном здании старой Перми - в Кафедральном Спасо-Преображенском соборе, построенном в стиле русского классицизма. Сегодня в галерее хранится уникальная коллекция Пермской деревянной скульптуры «Пермские боги», иконы Строгановского письма, сохранился 22-метровый позолоченный иконостас из кедра, привезенный из Пыскорского монастыря, выполненный в XVII веке в Москве.

Cпасо-Преображенский собор - один из пунктов «Зеленой Линии», главного пешеходного маршрута города Перми.

Пермская государственная художественная галерея с 1931 года помещается в самом крупном здании старой Перми - кафедральном соборе, выстроенном в стиле русского классицизма. Собор входил в ансамбль Спасо-Преображенского монастыря.

В 1775 году Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь был упразднен, а после открытия в 1781 году Пермского наместничества по ходатайству генерал-губернатора Пермского и Тобольского Е.П. Кашкина "высочайше повелено монастырь сей перевесть во вновь устроенный город Пермь с наименованием вместо Пыскорского Пермским Преображенский же" Для строительства монастыря было выбрано место на Егошихинской горе (д. Горки). Однако в 1789 году генерал-поручик А.А. Волков, занявший место Кашкина, решает строить монастырь на высокой горе Слудке. "Здесь, за исключением небольшого пространства, слывшего "Сенькиным полем", находился густой еловый лес. Его вырубили, оставив для будущего сада немного дерев".

Здание собора было заложено в 1798 году. Для строительства использовались кирпич и железо из разобранных построек Пыскорско - Ласьвинского монастыря, к тому времени пришедшего в упадок. Из этого же монастыря был привезен уникальный резной (из дерева) иконостас, выполненный крепостными мастерами в XVIII веке.

В 1818 году закончилось строительство летней части собора, а годом позднее и зимней. Обе части собора были соединены между собой и составляли единое целое.

На проект колокольни был объявлен конкурс. В нем принимали участие губернский архитектор П.Т. Васильев и известный зодчий Луиджи Руска. Из экономических соображений местные власти предпочли проект П.Т. Васильева. Но при возведении колокольни выявились дефекты проекта: в стенах первого яруса появились трещины. В результате проект колокольни пришлось переделывать. Окончательный вариант выполнил архитектор И.И. Свиязев.

Отдельно стоящую 67 - метровую колокольню начали сооружать в 1818 году, строилась она 14 лет артелями каменщиков, состоящими из крепостных крестьян.

В 1853 -1854 гг. губернским архитектором Г.П. Летучим был сделан проект реконструкции собора, который включал в себя следующие работы: отдельно стоящие колокольня и собор соединяются крытой наземной галереей; колокольня с южной стороны получает еще одну галерею, соединяющую ее с архиерейским домом. Эти изменения учитывали уже сложившуюся ранее планировочную структуру, при этом позволяли добиться большего единства архитектурных форм, приблизив ансамбль к стилю русского классицизма начала XIX века. В результате реконструкции собора Стефаньевский храм был увеличен. Претерпел изменения и храмовый интерьер. Мраморный иконостас был "поновлен и украшен золоченою резьбою, а своды и стены в приличных местах украшены живописными изображениями святых". Колокольню соединили с собором и архиерейским домом (ныне краеведческий музей) крытыми галереями, у алтаря летней части собора были устроены два придела. Но реконструкция, намеченная по плану, не была доведена до конца: колокольня не получила дополнительного яруса, форма крыши летней части собора осталась без изменений.

В 1892 -1893 годах архитектор А. Б. Турчевич провел еще одну реконструкцию здания. С южной и северной сторон переходной галереи (между собором и колокольней) делаются два придела и увенчиваются главками с луковичными завершениями. Расширение соборного храма было связано с быстро возросшим во второй половине XIX века городским населением.

В 1895 году в северо-восточной части архитектурного комплекса были выстроены два двухэтажных дома для "братствующих". Они также входили в общий ансамбль кафедрального собора.

Построенный в начале XIX века и лишь незначительно расширенный в 1853-1854 гг. к концу столетия он уже не отвечал своему назначению как главный городской собор. После того как были сделаны каменные пристройки к зимнему Стефаньевскому храму, полезная площадь его значительно увеличилась. Длина теплого придела составила 19 сажен, ширина в восточной части 6,5 сажен, в западной 11 сажен, высота 4,5 сажен. Во всю ширину западной стены храма были устроены хоры. Паперть, находящаяся ранее в переходной галерее, перенесена было под колокольню (длина 5 сажен, ширина 2,4 сажен). После произведенного в эти годы расширения собор стал пятипрестольным. "В летнем храме во имя Преображения Господня, в зимнем - во имя св. Стефана Пермского. За правым клиросом - во имя Покрова пресвятая Богородицы. В пристрое к теплому храму находились два придела: с правой стороны - в честь собора св. Иоанна Предтечи...; с левой - во имя святителя Димитрия Ростовского Чудотворца."

В новых приделах были установлены иконостасы, небольшие, двухъярусные, с одинаковым числом икон в каждом. Иконостасы были резаны из елового и липового деревьев и позолочены. "В приделе во имя пророка и Предтечи Господня Иоанна иконостас из елового и липового дерева в два яруса, позолочен, украшен резьбою. В первом ярусе икон - шесть: ... Спасителя, Божьей матери и Господня Предтечи в сребропозлощенных ризах. Во втором ярусе икон шесть и меньшего размера - две. Все иконы писаны на дереве. На царских вратах икон деревянных - шесть. В приделе Святителя Димитрия иконостас такой же, как и предыдущий, и помещается в нем столько же икон и такого же размера..." Иконостасы, очевидно, были выполнены в специальном иконостасном заведении г. Перми, открытом во второй половине XIX века Алексеем Николаевичем Мамаевым. Внутри северного и южного приделов стены и своды были выкрашены масляной краской. Больших сюжетных композиций, подобных росписи летнего Спасо-Преображенского собора, здесь не было. На сводах, колоннах и в простенках между окнами были даны изображения отдельных святых. Стены и свод Стефаниевского храма были "украшены живописными изображениями разных событий из священной и церковной истории, святых угодников, а также орнаментами". В июне 1899 года стены паперти расписываются сценами из жизни св. Стефана Пермского.

В 1901 году строительно-техническое бюро А.Б. Турчевича возвращается к начатой в 1892 году реконструкции собора. В эти годы были проведены следующие работы: увеличено левое крыло колокольни (помещение ризницы), по длине оно стало равно правой переходной галерее, ведущей в архиерейский дом. Оба крыла получили одинаковое одноэтажное оконное членение. Два крыльца, находящиеся с фасадной стороны архиерейского дома, были убраны, а вход перенесен в угловую часть.

Последующие реконструкции здания касались только внутренней части самого помещения, которое приспосабливалось для музейного дела.

В 1931 году, после передачи здания собора Пермской художественной галерее, архитектором Н.А. Шваревым был выполнен проект реконструкции интерьера. Базиликальный план собора позволил перейти к анфиладному решению пространства за счет установки продольных и поперечных (частично) перегородок.

9 мая 1946 года шпиль колокольни сгорел от попадания в него осветительной ракеты во время праздничного салюта. В 1946 - 1947 гг. шпиль восстановили, но уменьшили в размерах.

В 1957-1958 годах летняя часть собора получила трехэтажное деление (проект архитектора Д.Я. Рудника). В эти же годы в здании выполнены все виды внутреннего благоустройства. Фасад здания получил традиционную для классицизма окраску.

В 2001 г. к капитальному ремонту здания приступила фирма "Яшин и партнёры", известная в Перми как работающая преимущественно по ремонту и реставрации зданий - памятников истории и культуры. Уже на первом этапе работ в "Шишкинском" зале галереи реставраторы обнаружили древние росписи стен, которые было решено более не скрывать от посетителей. Для исследования и экспертизы росписей в Пермь был приглашён московский художник-реставратор А.С. Чепурной.

Здание кафедрального собора и примыкающее к нему здание архиерейского дома составляют единый ансамбль, дошедший до наших дней почти без изменений. Он является памятником архитектуры федерального значения и находится под охраной государства по Постановлению Совета Министров РСФСР №624 от 4.12.1974 г. (В 1940 году по приказу Управления по делам искусств при СНК СССР здание было принято на государственную охрану. (Решением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. за № 1327, приложение № 2, оно было снято с государственного учета и поставлено на местную охрану.).

В настоящее время Пермская художественная галерея размещается в самом крупном здании старой Перми - в Кафедральном Спасо-Преображенском соборе, построенном в стиле русского классицизма. В 20-х годах ушедшего столетия в обширных помещениях собора разместилась Пермская государственная художественная галерея, для нужд которой в основном объеме и трапезной с приделами в 1957-58 годах были устроены перекрытия, разделившие указанные части храма соответственно на 3 и 2 этажа, а стены храма повсеместно покрыты масляной краской. В начале сентября начался ремонт. Все экспонаты бережно поместили в специальные хранилища.

В ходе проводящегося в настоящее время ремонта в экспозиционных залах музея на некоторых участках южной стены южного придела храма были раскрыты небольшие по размерам фрагменты монументальной росписи. В частности, на верхней части простенков между окнами придела выявились две композиции с изображениями стоящего лицом к зрителю митрополита Михаила Киевского и коленопреклоненного перед иконой митрополита Ионы Московского. Ближе к алтарю придела в верхней части той же стены раскрыт фрагмент еще одной композиции с нижней частью фигуры неизвестного персонажа. Все три фрагмента росписи выполнены масляными красками, манера живописи академическая, характерная для конца XIX - начала XX веков, качество исполнения вполне профессиональное. Поле всех трех композиций окружено орнаментом в технике гризайль (имитация лепного рельефа) довольно простого рисунка в розовых, белых и бежевых тонах. Композиция с изображением митрополита Ионы Московского и окружающий ее орнамент под верхним красочным слоем имеет другой, более ранний, что видно на поле композиции в мелких утратах и на изображении орнамента в пределах более крупных утрат. Сюжет и качество более раннего изображения определить трудно, однако, ранний орнамент отличается весьма приятной гаммой зеленых оттенков и тщательностью проработки довольно мелкого растительного рисунка, видимо, также выполненного в гризайли. Орнамент, окружающий фрагмент композиции, с неизвестным персонажем тоже переписан с изменением цвета и рисунка. Оба слоя живописи возникли между 90-ми годами XIX века и концом первого десятилетия XX века.

Предполагалось, что росписи могли сохраниться и в других местах. 14 ноября 2001 г. губернатор Пермской области осмотрел обнаруженные росписи и принял решение о раскрытии и восстановлении ценных росписей и в других местах. Было решено пригласить для консультации и экспертизы московских реставраторов.

По приглашению Пермской художественной галереи, с 22 по 27 ноября 2001 г. в Перми находился Александр Семёнович Чепурной, московский художник-реставратор из Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ, установивший, что два обнаруженных фрагмента росписи являются поздними подновлениями и под собой скрывают более ранние живописные слои. Им написано следующее заключение: "Раскрытые в ходе ремонта фрагменты в южном приделе следуете сохранить, завершив и оформив раскрытие в пределах упомянутых композиций и прилегающего к ним орнамента, поскольку они являются образцами росписи кафедрального собора, самостоятельными произведениями живописи и неотъемлемой частью памятника архитектуры. Утраты живописи необходимо восполнить, провести другие реставрационные операции, чтобы придать композициям экспозиционный вид. Совмещение фрагментов храмовой росписи и музейных экспонатов (произведения светского искусства) не представляется недопустимым ввиду специфики здания музея, которое и само является памятником, к тому же композиции стенописи находятся в верхней части стены и таким образом будут отделены от развешенных и расставленных в залах экспонатов. Возможно, следует пересмотреть характер экспонатов вблизи росписи. Раскрытые фрагменты следует сопроводить пояснительными текстами".

В зале Пермской деревянной скульптуры были установлены леса и московский реставратор провёл исследование по выявлению росписи сводов. В верхней части стен основного объема храма, в местах, оказавшихся доступными для натурного обследования (юго-западной и северо-западной углы четверика) из-под малярных масляных покрасок раскрыты небольшие фрагменты масляной росписи, представляющие собой фрагменты орнаментальных и сюжетньк композиций. Красочный слой весьма тонок, лежит на хорошо подготовленной и крепкой (за исключением некоторых фрагментов по всем стенам и своду) штукатурке, по технике и манере исполнения отличаются от обнаруженного в южном приделе. Прослеживаемые характерные технические и художественные особенности данной живописи позволяют отнести ее к первой половине XIX века, т.е. ко времени возникновения первой росписи в соборе. Поновления и поздние записи на поверхности данной живописи отсутствуют. Фрагменты отличаются профессиональным мастерством, выдержанной гаммой цветов, легкостью и динамичностью изображения, тщательной живописной проработкой деталей, удаленных от зрителя на значительное расстояние. В ходе раскрытия фрагментов на них обнаружено некоторое количество мелких утрат, произошедших уже давно, до покрытия живописи масляной малярной краской, что, однако, может быть восполнено во время реставрации. По результатам визуального исследования поверхности стен и купола основного объема храма можно ожидать достаточную сохранность первоначального штукатурного покрытия и живописи под 2-3 слоями поздних малярных наслоений.

По результатам исследований росписи в этой части храма, А.С. Чепурной также написал заключение: " Возможны и даже желательны с художественной точки зрения раскрытие и реставрация по меньшей мере нескольких композиций стенописи в западной части храма. Выявление и показ образцов ранней стенописи в соборе дадут более полное представление о памятнике. Стенопись начала - 1-ой половины XIX века, дошедшая до настоящего времени без поздних искажений и обширных утрат, достаточно редко встречается в храмах и отличается рядом интересных художественных особенностей, характеризующихся чертами живописи предшествующей эпохи барокко и утверждавшегося в то время академизма. Необходимо упомянуть, что в создании росписи в интерьере летнего храма принимали участие лучшие мастера-живописцы пермской земли, воспитанники Императорской Академии художеств, творившие в первой половине - середине XIX века. Они создали оригинальное и высокохудожественное живописное убранство стен и сводов храма и его иконостаса: композиции с изображением Страшного Суда, Воскресения Христова, Поучения Моисеем народа Израильского, Видения пророка Ильи, а также фигуры апостолов и пророков. В иконостасе же изображения ссошествия Святого Духа на апостолов, проповеди апостолов Павла и Петра, жертвоприношение праотца Ноя и другие живописные композиции. В украшении летнего храма Преображения принимал участие тогда еще молодой В.П. Верещагин, также уроженец Перми, в будущем один из виднейших храмовых живописцев XIX века, академик Императорской Академии художеств, прославившийся участием в руководстве росписью и собственным исполнением ряда важнейших композиций живописи в храме Христа Спасителя в Москве. В собрании художественной галереи имеется икона с изображением Стефана Пермского кисти В.П. Верещагина, ранее принадлежавшая кафедральному храму. Шесть чудом сохранившихся огромных образов из цикла Страстей Господних, написанных живописцем для алтаря храма Христа Спасителя и в последние годы отреставрированных в МНРХУ, сейчас находятся в возрожденном храме... Приведенные здесь описания, факты и имена убедительно говорят о ценности сохранившихся важнейших элементов художественного оформления интерьерного декора главного храма Перми. Необходимость выявления, реставрации и бережного сохранения этих неотъемлемых составляющих уникального памятника, думается, никаких сомнений вызывать не может. Конечно же, лучшим из возможных вариантов на сегодняшний день следовало бы признать полное раскрытие и реставрацию живописи на стенах и своде верхней части основного объёма собора.

По историческим источникам, сразу после завершения строительства собора началась отделка интерьеров. Стены и подкупольное пространство были выкрашены краской, а стены между окон первого и второго этажей расписаны артелью под руководством Ивана Бабина. "По резолюции его преосвященства выдана подрядчику пермскому мещанину Ивану Бабину, учиненному с ним в 1818 году условию о написании святых образов в холодном кафедральном храме... ценою за 600 рублей". В этом же документе говориться, что он свою работу закончил и получил "сполна". То, что работа была длительной и, надо полагать, большой, говорят сроки найма: в 1818 году "подрядился", а что работа была выполнена и он за нее получил "сполна", идет в "расходе" за 1821 год. Следует отметить, что в Перми в начале XIX века были свои мастера иконописи. Это подтверждают некоторые подписные иконы, находящиеся в собрании Пермской художественной галереи, поступившие в 1930-е годы из закрывающихся церквей города. (П. Некрасов "Богоматерь с младенцем". Инв. И-238; Е. Утятников "Скорбящая Богоматерь". Инв. И-239 и др.)

Позднее, в 1846-1848 гг., купол и стены летнего храма были "украшены живописью, произведенною мастерами Димитриевым и Орловым. Помимо Орлова и Димитриева, в росписи соборного храма принимали участие Н.В. Казаков и П.В. Ладейщиков - крепостные мастера уральского заводовладельца Х.Е. Лазарева, а в написании отдельных храмовых икон - В.П. Верещагин и др.

Все пространство летнего храма делилось условно как бы на две части - первый и второй ярусы и подкупольное пространство, разделенное алебастровым рельефным карнизом. Роспись первого яруса размещалась в простенках между окон, выше, на уровне второго яруса, шли изображения, заключенные в полукруг. Подкупольное пространство храма занимала сцена, изображающая второе пришествие Иисуса Христа. Спаситель изображался восседающим на облаках в окружении архангелов и ангелов. "Под куполом, на восточной стене, по ту и другую сторону иконы "Воскресение Христово", в иконостасе живописью изображены: с правой стороны - три апостола, слева - три Мироносицы. На южной - царь-пророк Давид и апостол Петр; на другой стороне той же стены - Захария и Малахия; над святыми в облаках херувимы и ангелы, держащие раскрытую книгу На южной стене, ниже карниза, в трех полукружиях гора Синай и пред нею Моисей, поучающий израильтян, в другом - пророк Иезекиил, стоящий среди поля, покрытого человеческими костями, и в третьем - святой пророк Илья с видениями на горе Хоривгь".

"В алтаре на потолке изображено сошествие Св. Духа на апостолов. На южной стене, между окнами, изображены проповедь ап. Павла в Афинском арсенале и прибытие того же апостола на остров Мелит, где из разведенного огня выпрыгнула на его руку ехидна. На северной стене... проповедь ап. Петра пред народом по сошествии Св. Духа и освобождение... апостола ангелом из темницы. На западной стене, над царскими вратами изображено... жертвоприношение Ноя..."

Во всю ширину западной стены были устроены хоры "с перилами из толстых точеных балясин, поддерживаемых шестью колоннами с алебастровыми украшениями". Над хорами, на пространстве всей средней части западной стены, находилась композиция "Нагорной проповеди". Все стены храма были расписаны сюжетами из ветхозаветной и новозаветной церкви, фигурами святых, а также орнаментами.

В источниках о росписи кафедрального собора есть упоминание, что "огромный купол и стены в холодном и теплом приделе украшены произведениями разных художников, воспитавшихся в императорской Академии Художеств и проживающих в помещичьих имениях". Таким образом, строительство кафедрального собора и работы по художественному решению его интерьеров велись как иногородними, так и преимущественно местными архитекторами, живописцами, резчиками.

Свято-Троицкий кафедральный собор именуют Слудской церковью в честь горы Слудка, на которой возведен собор. Рядом ранее располагалась Слудская площадь, которая была переименована в площадь Коммуны в годы советской власти.

В исторических хрониках началом строительства собора считается 1842 год. В то время Пермскую епархию возглавлял архиепископ Аркадий, за время службы которого было построено более 150 церквей, несколько из них в черте города. По просьбе городского сообщества было решено возвести храм и в честь Святой Троицы. Предложил эту идею купец второй гильдии Егор Шавкунов, он и взял на себя большую часть расходов. Однако строительство Свято-Троицкой церкви в 1845 году завершил уже Петр, сын купца Шавкунова, он продолжил вкладывать средства в храм, как ему завещал отец.

Церковь возведена с двумя приделами: первый — во имя Великомученика Георгия был освящен в 1849 году, а второй — во имя Святого пророка Илии — в 1850 году. Главный престол во имя Святой Живоначальной Троицы освящен в 1857 году. С этого момента в городе появился новый приход — Слудский.

С 1906 по 1917 годы при церкви функционировала приходская школа. После революции у церкви изъяли имущество, в 1930-ых храм был закрыт, а некоторые священники подверглись репрессиям. Помещения церкви в 1932 году были отданы под склад наркома обороны для хранения оружия. В это время были снесены верхний ярус колокольни и 4 из 5 глав, венчавших церковь.

В 1944 году по ходатайству горожан Свято-Троицкая церковь на Слудке вновь открыта в Молотове (так назывался город Пермь с 1940 по 1957 годы). В годы войны прихожане и священнослужители оказывали помощь в сборе средств на нужды армии. Церковь была освящена и стала кафедральным, то есть главным собором города.

В 2004 году начались масштабные реставрационные работы: восстановлены третий ярус церкви и купол колокольни, уложены новые полы, храм вновь стал пятиглавым, обновлено убранство внутри собора. В 2010 году были полностью обновлены росписи на стенах, сусальным золотом покрыты элементы иконостаса, завершен ремонт фасада и благоустройство прилегающих территорий.

Сейчас собор является трехштатным — в зданиях по соседству находится управление Пермской епархии. В церкви также создана воскресная школа для детей. Собор относится к Пермской митрополии, поэтому всю подробную информацию о Свято-Троицком соборе Перми можно найти на официальном сайте митрополии .

Расписание богослужений в Слудской церкви Перми

Церковь является действующей, работает ежедневно. Режим работы:

  • Понедельник-пятница: 07:30—19:00.
  • Суббота: 08:30—19:00.
  • Воскресенье: 07:00—19:00.

Службы проходят дважды в день:

  • Утренняя Божественная литургия — 08:00 часов по будням. В праздничные дни и по воскресеньям ранняя литургия проходит в 07:00 часов, поздняя — в 09:00.
  • Вечернее богослужение — в 17:00 часов во все дни.

По отзывам путешественников, в соборе всегда многолюдно: сюда приходят и верующие прихожане, и многие туристы. В воскресенье можно попасть на богослужение, которое проводит правящий архиерей Пермской епархии. В соборе проходят крещение, отпевание, венчание и другие церковные обряды.

Архитектура

Церковь построена в русско-византийском стиле — это четырехстолпный пятикупольный храм, на церковной ограде — ажурная вязь. Свято-Троицкий кафедральный собор является одним из самых высоких храмов города.

Колокольня Слудской церкви является самой большой в городе — она имеет 3 яруса.

При возведении собора использовались элементы традиционной уральской архитектуры Пермской губернии: большой барабан с оконцами, высокая доминирующая колокольня.

Иконы в Слудской церкви Перми

Иконостас кафедрального собора украшают новые, большие, искусно написанные иконы: копия «Троицы» Андрея Рублева, иконы Божией матери «Троеручица», «О тебе радуется», Преподобный Серафим Саровский.

Пермский Свято-Троицкий собор получил в дар две иконы от святой горы Афон : «Отрада и утешение» из Ватопедского монастыря и «Иверскую» икону из греческого Иверского монастыря.

Как добраться до Троицкого собора Перми

Свято-Троицкий кафедральный собор находится в Ленинском районе города по адресу: ул. Монастырская, 95. Доехать до него можно на общественном транспорте:

  • Автобус № 6, 7, 8, 15, 20, 33, 35, 39, 41, 49, 53, 60, 107, 146, 150, остановка «Окулова»; № 10, 14, 54, 67, 68, остановка «Драмтеатр (ул. Ленина)».
  • Маршрутное такси № 2т, 3т, 7т, 10т, остановка «Окулова».
  • Трамвай № 4, 7, 11, остановка «ул. Попова»; № 5, остановка «Драмтеатр (ул. Петропавловская)».
  • Троллейбус № 5, остановка «Драмтеатр (ул. Ленина)».

К собору можно приехать на такси: в Перми работают сервисы Яндекс. Такси, Uber, Gett, Максим, Такси Везёт.

Панорама собора с ул. Монастырская:

Видео о храме: