Собор во флоренции. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции — вера, история и красота. Брунелески во Флоренции

02.01.2024 Частные

Самая известная Флоренция — это та, что можно увидеть за два-три часа на пространстве между Кафедральным собором, площадью Синьории и мостом Понте-Веккьо. Ничего не изменилось с тех самых пор, как в VIII веке до н. э. земли между реками Арно и Муньоне заняли италийский племена. Античные флорентийцы создали форум, который потом превратился в рынок, в Средние века центром общественной жизни стал Дуомо, годы спустя на площади Сеньории республиканцы управляли государством, а Медичи проводили на ней всевозможные зрелища — от казней до свадьб. Сегодня на паре квадратных километров в центре Флоренции — самая большая плотность туристов, торговцев, попрошаек и полицейских. Добро пожаловать во Флоренцию!

В Италии, а во Флоренции в частности, я впервые. Моя любовь к путеводителям и информации привела к тому, что перед поездкой я проштудировала про город все, что нашла, посмотрела множество фотографий, и немного уже представляла, что я могу увидеть. Но нет, такого я не представляла!

Сидя на крыльце обычного флорентийского дома, я почти 3 часа не могла отвести глаз от Дуомо. Закатное солнце освещало стены собора разноцветными красками, но в этом мягком свете преобладал золотой, и казалось, что собор светиться изнутри. Дуомо можно фотографировать бесконечно, и каждый раз он будет разный, ибо невозможно налюбоваться на него, и глаз все время ищет и находит новый ракурс, новые краски; солнце, небо и даже ваше настроение — все это приводит к тому, что двух одинаковых фотографий собора найти очень сложно.

8


Вид на Дуомо с высоты пъяцца Микеланджело

Дуомо, он же собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore) — одно из самых грандиозных сообружений, четвертая церковь в мире после римского Собора св. Петра, лондонского Святого Павла и Дуомо в Милане. Если смотреть на фасад Собора, то сложно оценить, насколько он велик, но только обойдя его вокруг и увидев с высоты пъяцца Микеланджело или Сан-Миньято, можно почувствовать его величие.

Много веков назад на месте Дуомо стояла церковь св. Репарты, нынешней покровительницы Ниццы. Эта католическая святая приняла мученическую смерть в III веке в Палестине и была перенесена ангелами в Ниццу. Между прочим, об этой истории напоминает название бухты, в которой стоит Ницца — бухта Ангелов. Репарта неожиданно в 405 году — о причинах мы теперь никогда не узнаем, — явилась римскому полководцу Стилихиону, который защищал город от готов. Победив в решающем сражении, благодарный Стилихион построил Репарте церковь, остатки которой сегодня можно увидеть в крипте Дуомо.

5


Баптистерий, фасад Дуомо, кампанила Джотто и купол Собора

Церковь благополучно служила городу более полутысячи лет, пока примерно в 1296 года было решено, что церковь больше не соответствует важности и размерам города. Новый собор решили посвятить Богородице, а назвать — «Собор Святой Марии с цветком» (Santa Maria del Fiore), ведь Флоренция -«цветущая». Собор должен был стать не только большим (в него должно было вмещаться все население города, а это не больше, не меньше — 90 тыс. человек), но и самым красивым, чтобы остальные тосканийские города умерли от зависти, а особенно Пиза со своей Падающей Башней, чтобы ей неладно было!

В 1294 году Гильдия искусств поручила архитектору Арнольфо ди Камбио построить новый собор. Внутри и вокруг церкви Санта Репарта возвели строительные леса, спустя 2 года в 1296 году начались работы, но старая церковь продолжала служить городу вплоть до 1357 года, когда ее наконец-то снесли. Арнольфо, который перед этим закончил неподалеку строить церквь Санта Кроче, увлекся собором, сделал проект и начал строительство с фасада. Он спроектировал три широких нефа, оканчивающихся под куполом восьмиугольной формы, причём средний неф был расположен на месте старой Санта Репарата. После смерти Арнольфо ди Камбио в 1302 г. строительство собора приостановилось на тридцать лет.

Арно́льфо ди-Ка́мбио (итал. Arnolfo di Cambio, ок.1245 — 1302) (скульптура Луиджи Памполоне) и вид на Дуомо из базилики Сан Миниато аль Монте

В 1330 г. в Санта-Репарата обрелись мощи святого Зиновия Флорентийского, и уже в 1331 г. гильдия торговцев шерстью взяла на себя попечение над строительством и назначила на пост главного архитектора Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone). Джотто не стал продолжать строительство, начатое до него, а затеял собственный проект — отдельно стоящую колокольню — кампанилу. По задумке Джотто барельефы кампанилы должны были показать всю историю человечества от сотворения мира.

Кампанила Джотто

Когда в 1337 г. умер великий Джотто, был возведён лишь его первый ярус. Так Флоренция обрела еще один долгострой. Следующими архитекторами кампанилы стали Андреа Пизано, поставивший следующий ярус с высокими окнами-бифоре, и, наконец, Франческо Таленти, достроивший колокольню. Для ее облицовки привезли мрамор: белый — из Каррары, красный из Сан-Джусто и зелёный — из Монте-Феррато. Большинство из скульптуры для 16 ниш второго яруса (сейчас там копии, оригиналы храняться в музее Опера-дель-Дуомо) были созданы Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolò di Betto Bardi). Когда же все работы были закончены, флорентийцы замерли — получилась изящная ювелирная конструкция. Говорят, что император Карл V в. свое время говаривал, что «…такую драгоценность следует хранить под колпаком и доставать оттуда исключительно по большим праздникам».

Кампанила Джотто

Но вернемся к Собору. В 1348 г. строительные работы были прекращены в связи с чумой. С 1349 г. работы возобновились, и к 1380 г. стены собора были, наконец, возведены. И тут выяснилось, что отверстие слишком велико и перекрыть его никак не получается. Ждать пришлось 40 лет, до тех пор пока не появился Филиппо Брунеллески.

Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi (Brunellesco),1377-1446) (скульптура Луиджи Памполоне) и Купол Дуомо.

Филиппо, сын нотариуса Брунеллески ди Липпо, должен был унаследовать от отца практику, он изучал латинский язык, античных авторов. Но возрасте 15 лет, в 1392 году, Филиппо отказывается от карьеры нотариуса и учится ювелирному делу в Пистойе, изучает рисунок, лепку, гравировку, скульптуру и живопись. Он также штудирует математику у Паоло Тосканелли, а в работе со скульптурами юному художнику помогает сам Донателло. В 1401 г. Филиппо Брунеллески возвращается во Флоренцию и принимает участие в конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия. Бронзовые барельефы «Принесение в жертву Исаака», сделанные участниками конкурса, комиссия оценивает целый год. Брунеллески проиграл — рельеф Лоренцо Гиберти оказался и художественно, и технически лучше, но несмотря на это работу Филиппо не уничтожили, она до сих пор хранится в Национальном музее, во Флоренции.

Купол Брунеллески выглядывает из-за фасада Дуомо

Немного задетый проигрышем на конкурсе, Брунеллески покидает Флоренцию и отправляется в Рим, где решает изучить античную скульптуру. В Риме с Филиппо почти неизменно был Донателло, они живут в городе несколько лет, зарабатывают на жизнь ювелирным искусством, а на досуге тратят деньги на раскопки античных руин. В Риме Брунеллески тщательно измеряет сохранившиеся развалины, зарисовывает поаны построек и отдельных частей, капителей, карнизов, виды зданий и их деталей. Именно в Риме он подсмотрел метод располагать кирпичи таким образом, чтобы они под нагрузкой не рассыпались, а поддерживали друг друга. Вечерами после раскопок он собирает зарисованные планы фундаментов и сохранившихся частей домой в целое, восстанавливая облик строений. Так Брунеллески воссоздал историю римской архитектуры.

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре — самое знаменитое и самое заметное сообружение Флоренции. Его называют просто и ясно — Купол. А еще «il Cupolone» — Куполище. Где бы вы не оказались в гороже, его видно в любом месте, и кажется, что чем дальше стоишь, тем громаднее он кажется. Вазари писал, что купол «вздымается в такую высь, что горы, обступившие Флоренцию, кажутся ему равновеликими». К моменту постройки Купола, Брунеллески уже построил во Флоренции Воспитательный дом для младенцев, оставшихся без родителей (Ospedale degli Innocenti — Приют невинных) и реконструировал Базилику Сан-Лоренцо. Уже тогда стало ясно, что основная черта построек Брунеллески — легкость, гармоничность и ясность. Именно так Брунеллески собирался построить купол Дуомо. В 1417 году он предложил отказаться от деревянных каркасов, которые стоили безумных днег, сделать купол двухслойным, а кирпичи класть так, чтобы каждый следующий ряд уравновешивал предыдущий. После долгих трехлетних раздумий отборочная комиссия конкурса поверила ему, но для этого ему пришлось в качестве доказательства построить по этому принципу капеллу в церкви Сант-Якопо-сопр-Арно. Наконец, в 1420 году ему разрешили строительство, но начальником над Филиппо стал Лоренцо Гиберти, то самый, который десять лет назад выиграл у Брунеллески конкурс на изготовление ворот Баптистерия.

Леса действительно не понадобились. Римские каникулы пошли на пользу архитектору — идеи римлян были дополнены и развиты, Брунеллески на ходу изобретал строительные машины и инструменты и разъяснял рабочим, что строительство безопасно и на самом деле проще пареной репы. Когда через 15 лет купол был построен, флорентийцы ахнули от изумления — Брунеллески создал не один купол, а целых два: один в другом, а между ними лестница, 463 ступени. Потом к куполу по проекту все того же Филиппо пристроили световой беломраморный фонарь, который окончательно стабилизировал всю постройку. Так собор стал самым высоким зданием в городе — 114,5 метра… … Брунеллески похоронен в соборе Санта-Репарата, во Флоренции, в предыдущем храме, на останках которого и был возведён Дуомо. На гробнице архитектора надпись на латыни: «Corpus magni ingenii viri Philippi Brunelleschi Florentini» — «здесь покоится Филиппо Брунеллески, флорентинец большого таланта»…

Фасад Дуомо (архитектор Эмилио де Фабрис)

1


Флоренция, 1931, фотграфия Gen. B. A. Enrico Pezz

Прошло всего-то 140 лет, и вот уже Купол возведен, собор освящен, а фасада как не было так и нет! Терпение властей иссякло, и в 1436 году Франциско I Медичи велел разобрать все и начать заново. Плиты с фасада, чтобы не пропадали, пустили на пол, а сам фасад со скульптурами Донателло, заменили на расписной холст. От непогоды и времени холст портился, и его заменяли перед каждым торжественным случаем. В общем, работы хватало всем, и так продолжалось очень и очень долго. Но тут в 1865 году Флоренция ненадолго, всего на 6 лет, стала столицей Италии, так что волей неволей, но пришлось доделывать начатое. Так и появился в 1887 году нынешний фасад Дуомо, который не нравится решительно никому. Все претензии можно предъявлять к Эмилио де Фабрису — именно его проект был одобрен в 1871 году. Мрамор для фасада, как и для кампанилы, привезли из самых разных мест: белый — из карьеров Каррары, зеленый — из Прато и розовый — из Мареммы.

Фрагмент фасада и купола Дуомо

Фронтон центрального портала Собора представляет Мадонну во Славе , а соединительным звеном между боковыми и центральными окнами-розетками является фриз со статуями Апостолов и Мадонны.

Не только своей богатой историей славится Флоренция - Дуомо, являющийся памятником архитектуры и культурным достоянием города, этому подтверждение. Историческое здание представляет собой кафедральный собор во Флоренции, имеющий и другое название - Санта-Мария-дель-Фьоре. Это один из самых больших храмов во всем мире, общая площадь которого равна 8,3 тыс. кв. м.

Расположилось архитектурное сооружение в центре города на соборной площади.

Архитектура собора

Сооружение выполнено в виде латинского креста и имеет три нефа: полукруглую апсиду и два крайних трансепта.
Красный купол храма - работа выдающегося архитектора Филиппо Брунеллески и является своего рода символом итальянского города.

С внешней стороны облицовка здания состоит из полихромных мраморных панелей, которые имеют различную оттеночную палитру.
Конструкция собора была спроектирована таким образом, что на момент постройки в Дуомо могло уместиться все население Флоренции, численность которого составляло 90 тысяч жителей.

История создания

В конце XIII века кафедральный собор Санта-Репарата, который имел девяти вековую историю, постепенно начал приходить в негодность и превращаться в руины. Тогда представители католической церкви задумались о возведении нового храма на месте прежнего.

В тот период Флоренция считалась стремительно развивающимся городом. Местные власти были заинтересованы в постройке нового собора, который мог бы превосходить по своей вместительности и величию храмы таких крупных городов, как Тоскана, Пиза и Сиена.

На момент завершения постройки Дуомо стал самым большим собором не только в Италии, но и во всей Европе.

Строительство Дуомо

На возведение Санта-Мария-дель-Фьоре ушло шесть веков. Его строительство проходило под руководством множества зодчих, среди которых Арнольфо ди Камбио и Джотто ди Бондоне. Первому из них удалось выполнить большую часть работ по возведению собора. После смерти Арнольфа строительство приостановилось на три десятилетия. Затем руководство над возведением взял Джотто ди Бондоне, который на тот момент был самым популярным флорентийским зодчим. Именно он занялся проектированием колокольной башни Кампанилы.

После ухода из жизни ди Бондоне строительные работы вновь были прекращены на длительный период. Дальнейшей планировкой проекта спустя 12 лет занялся Франческо Таленти. По происшествию еще одного десятилетия ему на смену пришел Джованни ди Лаппо Гини. Два последних архитектора завершили строительство колокольни и формирование архитектурного образа храма.

В XV столетии начал решаться вопрос о возведении купола, что было сопряжено с некоторыми трудностями. Так как его конструкция должна была иметь огромную площадь, то стояла проблема об устойчивости.

Решить затруднительную ситуацию удалось при помощи гениального скульптора и архитектора своего времени - Филиппо Брунеллески. По его проекту был возведен каркас, который до сих пор надежно удерживает всю конструкцию купола, общий вес которой составляет около сорока тонн. На возведение купола у рабочих ушло около полувека.

На вершине конструкции располагается фонарная башенка, позволяющая равномерно распределять вес купола.

Завершительным этапом, связанным с дизайном храма, занялся Эмилио де Фабрис. Он оригинально украсил фасад сооружения, применив полихромный облицовочный мрамор, имеющий способность переливаться различными цветами.

Внешний вид собора

Фасад Санта-Мария-дель-Фьоре украшают фрески, отражающие жизнь Богоматери. Над центральными бронзовыми воротами размещается барельефная скульптура Христа в младенческом возрасте и статуи двенадцати проповедников.

Особого внимания заслуживает колокольная башня, которую украшают различные скульптуры и барельефы пророков и патриархов. Поднявшись на верхний уровень башни, можно лицезреть не только великолепный панорамный вид на город, но и детально изучить красный купол, украшающий собор. Чтобы взобраться на самую вершину сооружения придется преодолеть свыше четырехсот ступенек.

Интерьер Дуомо

Внутреннее убранство собора украшено произведениями лучших скульпторов и художников XV-XVI столетий.

Интерьер купола включает в себя фрески, изображающие сцены «Судного дня». Купол был расписан в XVI столетии выдающимися художниками своего времени: Федерико Цуккари и Джорджио Вазари.

В Дуомо хранятся часы Уччелло, которые остаются в рабочем состоянии и по сегодняшний день. Они уникальны тем, что ход стрелок осуществляется в обратном направлении.

Главной реликвией собора является урна с мощами Зиновия Флорентийского, найденная на месте прежнего храма Санта Репарта.
Арки нефов украшают более сорока картин из стекла, каждая из которых посвящена святым мученикам.

Музей Дуомо: Флоренция

Рядом с величественным собором расположился музей Дуомо, в котором хранится большая часть интерьера, ранее украшавшая стены Санта-Мария-дель-Фьоре. Ранее в стенах этого здания работал Брунеллески, и лишь к концу 19 столетия мастерская зодчего стала выполнять функцию музея.

Сейчас в его стенах хранятся чертежи купола, а также некоторые макеты, выполненные гениальным архитектором. Здесь собрана уникальная коллекция скульптур, ранее украшавших интерьер собора. Особого внимания заслуживают такие статуи, как «Пророк Аваакум», «Мария Магдалена» и «Пьета» Микеланджело.

Баптистерий Дуомо: Сан-Джованни

Частью Санта-Мария-дель-Фьоре является баптистерий Сан-Джованни, где проводится крещение. Он представляет собой отдельное сооружение, расположенное рядом с храмом.

Баптистерий был назван в честь Иоанна Крестителя. Он является старейшим зданием, расположенным на соборной площади. Постройка датируется V веком нашей эры. В XII столетии Сан-Джованни был отреставрирован и получил тот облик, который имеет и сейчас.

Позолоченные ворота баптистерия украшены барельефами, изображающими Иоанна Крестителя и библейские сцены.

Купол здания внутри расписан картинами с ликами святых и библейскими сценами.

Как добраться

Собор Дуомо во Флоренции расположился по адресу Piazza del Duomo, 17. Добраться до него можно на любом из автобусов, идущих до главной площади города.

Режим работы и стоимость билетов

По будням собор функционирует с 10 утра до 5 вечера. В субботу двери Дуомо открываются для прихожан в 10.00, а закрываются в 16.45. В воскресенье храм открыт для посещения с 13.30 до 16.45.

Попасть в музей Дуомо можно с понедельника по субботу с 9 утра до 7 вечера. В воскресенье он открыт для посещения до 2 дня.
Вход в собор осуществляется бесплатно. А вот за подъем к куполу и посещение музея взимается плата примерно в 6 евро.
Кроме этого, здесь предоставляется возможность посмотреть на раскопки, обнаруженные под руинами Санта Репарта. Обойдется осмотр местной достопримечательности в 3 евро.

Чтобы детально ознакомиться с одним из самых величественных сооружении не только Флоренции, но и мира необходимо выделить целый день.

Собор Санта Мария дель Фьоре - поистине популярнейшее здание во Флоренции. Храм раскинулся в историческом центре, поражая своим величием, красотой, изяществом и специалистов, и просто любителей зодчества. После римского собора Святого Петра Санта Мария дель Фьоре - самое грандиозное религиозное сооружение в Италии.

При осмотре внимание обращается, прежде всего, на громадный купол красноватого оттенка. Его спроектировал знаменитый Брунеллески, архитектор-новатор и дилетант, не имевший профильного образования, специальностью которого было ювелирное дело. Это немудрено, ведь в 1-ой половине XV столетия термина «архитектор» банально не существовало. Авторами всевозможных архитектурных строений ставали художники, скульпторы или ювелиры.

Купол Санта Мария дель Фьоре - крупнейшее произведение Брунеллески во Флоренции. К слову сказать, средневековая Европа не славилась мастерами, умевшими возводить огромные купола. Эта технология умерла вместе с зодчими древнего Рима. Именно поэтому шедевр Брунеллески просто не мог остаться незамеченным.

История создания

В конце XII века Флоренция значительно разбогатела за счет торговцев шерстью и банкиров, и находящаяся в ней небольшая церковь уже не соответствовала культовому статусу города. Именно поэтому самыми влиятельными городскими купцами было решено построить новый собор и посвятить его Богородице. В честь имени самой Флоренции, что обозначает «цветущая», храму решено было дать имя «Собор святой Марии с цветком».

Фундамент храма был заложен в 1296 году. Существующий проект здания оказался достаточно дорогим, а строительство - долгим, однако богатые представители торговых гильдий и городские власти рискнули взять на себя все материальные расходы. Возведением собора поручено было заняться Арнольфо ди Камбио, на тот момент популярному зодчему, работавшему над церковью Санта Кроче и легендарным Палаццо Веккьо. Трудясь над храмом, он внес определенные архитектурные новшества, используя при постройке элементы готики и норманнской архитектуры.

Изначально были воздвигнуты центральный и боковые нефы, а также 8-угольный барабан на востоке собора. Однако уже в 1302 году архитектор скончался, что приостановило строительство на срок около 30 лет. Лишь в 1334 году, когда на его должность был назначен знаменитый художник Флоренции Джотто ди Бондоне, работы над Санта Мария дель Фьоре возобновились. Сосредоточив свои усилия на колокольне, он так и не смог завершить ее строительство, так как умер в 1337 году. Его завершил уже другой архитектор Франческо Таленти, когда в 1355 году был поставлен на руководящую должность по строительству собора.

Таким образом, почти спустя столетие после начала сооружения не построен был только куполовидный свод Санта Мария дель Фьоре. Из-за постоянной смены мастеров всплыли ошибки в расчетах, и городские власти уже отказывались выделять деньги для строительства лесов и подмостков для работников.

Конкурс 1418 года

Так повелось, что Санта Мария дель Фьоре считается символом как Флоренции, так и республики. А громадный купол (по замыслу - самый высокий в Италии), украшавший собор должен был напоминать о величии процветающего города. Именно поэтому городские власти, торговые гильдии и другие цеховые организации выделяли много средств для завершения возведения храма и его декорирования.

Сооружение купола собора стало самым знаменательным событием во Флоренции на протяжении XV века. В 1418 был объявлен конкурс на проект купола. Учитывая отношение местной власти к собору, жюри состояло лишь из граждан Флоренции. Некоторые поступающие предложения больше походили на фантастику. Однако, в конце концов, лучшими были признаны новаторские модели Гиберти и Брунеллески, причем последний предложил доселе неведомый способ кладки кирпича без использования лесов. В этом тандеме гениальный Брунеллески выступал конструктором-инженером, а Гиберти - художником-декоратором. Приступив к работе в 1420, великий зодчий Флоренции успешно реализовал проект уже в 1434.

Талантливый мастер невероятно точно просчитал все параметры 8-гранного башенного строения и вытянутого шпиля. Кроме этого, он смог воплотить в жизнь целый ряд приспособлений, позволяющих поднимать целиком на большую высоту купольные секции. Для того чтобы конструкция была больше стабилизирована, итальянский инженер установил там 6 горизонтальных колец и 24 вертикальных ребра жесткости, которые удерживали общий вес в 37 000 тонн.

Свод Санта Мария дель Фьоре в виде 8-гранного двухслойного купола, воздвигнутый без арматуры, покрытый черепицей темно-красного оттенка, обвитый белыми ребрами и увенчанный мраморным снежно - белым фонарем, стал истинным символом Флоренции. Купол Филиппо Брунеллески по праву может считаться первым большим достижением инженерии в эпоху раннего Ренессанса. Кропотливо продуманная система связей обеспечила ему прочность и устойчивость. Величественный свод и по сегодняшний день возвышается над Флоренцией.

Интерьер и архитектура собора

Фасад Санта Мария дель Фьоре производит не меньшее впечатление, чем ее купол. Он выполнен при помощи специальных мраморных плит, на которых нанесены многообразные скульптурные композиции. В дополнение к фасаду выстроена прямоугольная колокольня, декорированная большим количеством ниш, заполненных статуями, а также медальонами-шестигранниками с изображением библейских сюжетов.

Внутреннее же убранство Санта Мария дель Фьоре, наоборот, соответствует лаконичному духу католической святыни. Проповедовавший тогда доминиканский священник Джироламо Савонарола отличался строгостью взглядов, что отразилось и на интерьере строящегося собора. Своды здесь украшены фресками, изображающих граждан Флоренции, которые оказали значимое влияние на жизнь страны, церкви, города. Это Данте Алигьери, Николо да Толлентино, Джованни Акуто и другие.

Витражи именитого собора заслуживают отдельного внимания. Здесь представлены 44 картины из стекла, украшающие собой арки нефов. Каждая посвящается деяниям святых Ветхого и Нового Заветов Библии. Полукруглые витражи, виднеющиеся в барабане купола, повествуют о жизненном пути Богоматери и Иисуса Христа. Сам же обширный свод был расписан в XVI веке великими художниками Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Картина посвящена Страшному суду, где снизу изображен Антихрист и жители Ада, а последующие кольца, уходящие вверх, отведены святым, ангелам, Богоматери и Христу. Пол собора, над созданием которого в начале 16 века работало сразу несколько знаменитых мастеров, выложен из мрамора.

Ныне Санта Мария дель Фьоре - одно из 5 самых величественных и грандиозных культовых сооружений мира длиной больше полутора сот метров и практически стометровой шириной. Единовременно собор может принять порядка 30 000 человек. Также при храме есть музей, отличная смотровая площадка, зал, сохранивший остатки древней церкви.

Информация для посещения

Собор находится по адресу: Соборная площадь, дом № 17. Добраться сюда не составит проблемы, ведь он расположен в центре Флоренции, являясь самой именитой городской достопримечательностью. Для проезда подойдут автобусы, едущие к Piazza del Duomo.

Не стоит удивляться очереди у главного входа, ведь здесь ежегодно бывает огромное количество туристов. Тем не менее плату за посещение собора не взимают.

Билет на посещение баптистерия, музея и смотровой площадки (колокольня + купол) составляет 10 евро. Он действует в продолжение шести дней после приобретения и сутки после первого использования.

Подобно прекрасному цветку в райских кущах, земным воплощением которых в средние века и эпоху Возрождения считалась Флоренция, собор Санта-Мария-дель-Фьоре обладает неподдельной, неповторимой и неуловимой прелестью. Его восьмигранный купол, будто парящий над историческим центром, можно увидеть на тысячах тысяч фотографий с сотен ракурсов – но он всегда разный. Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции – самая противоречивая история становления города, запечатленная в камне.

«Смена вех» по-флорентийски

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции – своего рода символ нового мира, в котором все равны не только перед Богом, но и перед людьми. Довольно необычно для конца XIII в., но вполне ожидаемо для жителей образца 1296 г. – года начала возведения Санта-Мария-дель-Фьоре.

В 1293 году по подобию законов, действовавших за 1500 лет до этого в Афинах, Спарте и Древнем Риме, во Флорентийской республике были приняты «Установления справедливости» – первая в мире антифеодальная конституция.

Согласно ей, реальная власть полностью переходила к народу – выборным представителям 21 ремесленного цеха. Еще ранее, в 1289 году, в государстве была полностью отменена крепостная зависимость.

Строительство флорентийского Собора длилось около 600-от лет (1296 - 1887 гг.)

Вместе с тем флорентийцы все еще мыслили в иерархических средневековых категориях. Чтобы поверить в новый порядок и принять его, им был нужен осязаемый символ верховной власти.

А что может быть превыше Бога и Девы Марии? Беспокоили и соседи – Сиена и Пиза. Их требовалось если не подчинить, то поставить на место, явив настоящее чудо. А что может быть чудеснее нового храма, перед которым бы померкли и пизанская Санта-Мария Ассунта и Дуомо ди Сиена?

Существовали и вполне приземленные причины для строительства собора. Старый собор Святой Репараты, покровительницы Флоренции, возведенный еще в IV-V вв., обветшал и был довольно мал для города с населением 90 000 человек.

К 1296 г. его стали постепенно разбирать. Останки этого храма с гробницами пап и епископов были обнаружены археологами в 1965 г. и вскоре открыты для посещения.

Жизнь до купола

Итак, в 1296 г. знаменитый архитектор и скульптор Арнольфо ди Камбио приступил к осуществлению грандиозного проекта , параллельно работая над базиликой Санта-Кроче и .

До освящения собора папой Евгением IV оставалось ровно 140 лет,… но проект был действительно грандиозным. За его основу ди Камбио взял не уже привычные глазу готические храмы, а .

Три широких нефа должны были сойтись в высоком алтаре, над которым бы вознесся восьмигранный купол Санта-Мария-дель-Фьоре, значительно превосходящий по своим размерам купол соборного баптистерия Сан-Джованни XI-XII вв., одного из древнейших архитектурных памятников Флоренции.

До своей смерти в 1302 г. ди Камбио успел начать возведение фасада Санта-Мария-дель-Фьоре, украсить его нижний ярус скульптурами и заложить фундамент колокольни. Часть скульптур в дальнейшем была утрачена, а оставшиеся – перенесены в мастерские при соборе, где в 1891 г. был открыт музей Опера-дель-Дуомо.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре на площади Дуомо во Флоренции

В 1331 г. архитектором Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции был назначен Джотто, приступивший через 3 года к возведению колокольни (кампанилы).

По мысли художника, барельефы ее фасада должны были представлять все сферы деятельности человечества от Сотворения мира. Но в 1337 он скончался, и кампанилу сначала достраивал Андреа Пизано, а после – Франческо Таленти, назначенный архитектором собора по окончании пандемии чумы 1349 г.

Скульптуры для ее второго яруса и для фасада собора сто лет спустя были созданы Донателло. Сейчас на их месте установлены копии, а оригиналы хранятся в Опера-дель-Дуомо. Высота кампанилы – 87,4 м, вверх, к смотровой площадке, ведут 414 ступенек.

Таленти полностью изменил проект Санта-Мария-дель-Фьоре: центральный неф был разделен на 4 придела, трансепт и апсида были расширены. К 1380 году основные работы были окончены. Окончательная длина собора – 160 м, ширина трансепта – 90 м.

К 1413 году был возведен восьмигранный тамбур для купола. При его строительстве применялся кирпич особого обжига, использовать который подсказал великий Филиппо Брунеллески.

Все гениальное – просто

Но как возвести купол Санта-Мария-дель-Фьоре ? Для средневековых архитекторов это была загадка загадок. Высказывались опасения, что за 100 с лишним лет стены храма, построенные под руководством разных мастеров, получили крен и не удержат купол.

Зодчие сомневались, что существует реальная возможность возведения лесов и опалубки на такой головокружительной высоте, и что Синьория профинансирует подобную авантюру. Синьория и в самом деле не спешила развязывать кошелек, но в 1418 г. все-таки объявила конкурс.

Фреска Вазари"Страшный Суд"размещена на внутренних стенах купола

По легенде, приводимой Вазари, Брунеллески, с юности одержимый проектом купола, выиграл этот конкурс благодаря своей находчивости, продемонстрировав решение еще одной, но шуточной загадки, позднее названной «колумбовым яйцом». И действительно, купол флорентийского Собора, в отличие от прообраза – сферического купола Пантеона в Риме – имеет, подобно яйцу, вытянутую форму.

Конструкция с внешним диаметром 54,8 м и внутренним – 42 м, предложенная Брунеллески, обладает двойной оболочкой, поддерживаемой 8 основными ребрами и 16 вспомогательными. При этом все ребра связаны 6 горизонтальными кольцами и сходятся под углом в 60 градусов к вершине-фонарю высотой 21 м.

Высота купола Собора во Флоренции - 116,5 м

Для того чтобы центр тяжести «лепестков» свода оказался внутри купола, ряды терракотового кирпича были расположены не горизонтально, а с постепенным – от свода к вершине – наклоном.

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре был возведен в 1434 г. В 1466 г. был достроен фонарь, увенчанный в 1469 г. золотым шаром работы Антонио Верроккьо, учителя Леонардо. Внешняя высота купола – 116,5 м, на его смотровую площадку можно попасть по 463 ступенькам довольно узкой лестницы.

Санта-Мария-дель-Фьоре снаружи и изнутри

Фасад, начатый еще ди Камбио, так и не был завершен, и в 1587 году по приказу герцога Тосканы Франциска I Медичи его разрушили. Почти 300 лет глаз горожан и гостей Флоренции «радовали» сменяемые расписные холсты.

Современный внешний вид собор Санта-Мария-дель-Фьоре приобрел только в 1887 г. Автором проекта фасада стал Эмилио де Фабрис.

Внешние стены Собора облицованы зелёным, розовым и белым мрамором

Для его облицовки, согласно законам архитектуры готики и Проторенессанса, использовался камень различных цветов: белый мрамор из Каррары, розовый мрамор из Мареммы и зеленый серпентин из Прато. Фасад, в духе историзма изобиловавший деталями, флорентийцы сочли вульгарным, но со временем к нему привыкли.

«Как Дуомо ярок, цветист, радостен снаружи, так внутри он меня поразил бедностью, сухостью, темнотою», – писал философ и публицист Розанов, посетивший Флоренцию в 1901 г. Это так и не так. Не бедность – а священное величие, не сухость, а сосредоточенность, не темнота – а благоговейный полумрак.

Под этими сводами был убит Джулиано Медичи и спасся его брат, герцог Лоренцо, его стены помнят пламенные проповеди Савонаролы и шорох резца Микеланджело, работавшего над и так и не законченной «Пьетой».

Мозаичный пол в Соборе Санта-Мария-дель-Фьоре (XVI-XVII вв.)

Стоит присмотреться и к мраморным мозаичным полам XVI-XVII вв., и к витражам XV в. Над фресками собора работали Андреа дель Кастаньо, Уччелло и Гирландайо, а в 1579 г., благодаря Вазари и Цуккари, купол Санта-Мария дель Фьоре украсился монументальной фреской «Страшный суд».

В приделах храма похоронены его создатели – Джотто и Брунеллески, одну из стен занимают часы с обратным ходом, сконструированные Уччелло в 1443 г.

Как добраться до Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре высотой 116,5 м – самое внушительное здание в историческом центре Флоренции.

Чтобы добраться до него от вокзала , нужно выйти на виа Панцани и потом свернуть на виа Черретани. Из аэропорта до вокзала можно доехать на шаттле Vola in bus, который курсирует с 5:30 до 0:30. Если же путь пролегает из дальних районов города, придется воспользоваться автобусами №№ 6,14, 17, 22, 23, 36, 37, 71.

Внутренний интерьер Собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Часы работы и билеты

Собор открыт ежедневно с 10 до 16 часов, в воскресенье и во время религиозных праздников – с 13:30 до 16:45. В четверг и субботу он может закрываться на полчаса-час раньше.

В декабрьском низком небе
громада яйца, снесенного Брунеллески,
вызывает слезу в зрачке,
наторевшем в блеске куполов…

И.Бродский


С обор Санта-Мария-дель-Фьоре — флорентийский кафедральный собор.
Это самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто. Находится в самом сердце города на соборной площади.

В архитектурном плане примечательны купол, созданный по проекту Филиппо Брунеллески и облицовка стен с внешней стороны полихромными мраморными панелями различных оттенков зелёного (из Прато) и розового (из Мареммы) цветов с белой каймой (из Каррары).

На месте, где теперь стоит Собор, вначале было древнеримское строение. В 4-5 веках здесь построили церковь Санта-Репарата (Santa-Reparata). В конце 13 века вокруг старой церкви начали строить Собор. Через 80 лет после начала строительства Собора церковь внутри снесли. Но до сих пор в подвальном помещении Собора сохранились остатки церкви Санта-Репарата.

Собор был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города (на момент строительства — 90000 человек), т. е. был чем-то вроде огромной крытой площади. Красный купол собора, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом. Размеры собора впечатляют:
длина — 153 метра
ширина в трансепте — 90 метров.

Фонарь сверху на куполе высотой с 5 этажный дом. Собор имеет форму латинского креста, три нефа, два боковых трансепта и полукруглую апсиду.

Необыкновенно изящный и одновременно грандиозный собор стал своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения.

Колокольня (башня Кампанила Джотто) немного ниже купола собора. На нее можно подняться. Кампанила Джотто получила свое название в честь зодчего, которого пригласили на должность главного архитектора. Увы он ее не достроил, достраивали другие.

Мы брали экскурсовода. Они в Италии дорогие, но того стоило (3 часа 150 евро). Она сказала, что скульптору (не помню фамилию) поставили конкретную задачу кто должен быть в нишах, но остались пустые места и кого именно туда ваять решао он сам. И он поставил туда скульптуру человека которого знал весь город - скандального дядьки, который ходил, мешался под ногами, вечно спорил и всем надоел. Но зато его знала каждая собака. Так башня стала как бы ближе к народу. Ниже как раз этот дядька. Как я понял его имени уже никто не помнит. Возожно это просто легенда, но интересная)))

На вершине башни установлено 7 колоколов, самый большой из которых имеет 2 метра в диаметре. Первый ярус колокольни украшают статуи, установленные в XV веке.

Решение о строительстве собора на месте древней церкви Санта-Репарата (IV—V века) было принято в 1289 г. Задание построить на месте Санта-Репараты более величественную церковь получил от гильдии искусств зодчий Арнольфо ди Камбио.

Собор являлся местом проповедей Савонаролы, а также в соборе во время заговора Пацци в 1478 г. было совершено покушение на Лоренцо Медичи и его брата Джулиано. Организатором покушения был папа Сикст IV. В результате нападения Джулиано Медичи был убит, а Лоренцо спасся в одной из ризниц собора.

Очередь в Собор.

Нынешний фасад был перестроен в 19 веке, стал более богатым. Финансировал строительство в том числе и Демидоff . За его огромный вклад на фасаде имеется его герб, причем на самом почетном месте - первым справа от главного входа в Собор. Обратите внимание на герб!

В 1872 году царь позволил Павлу Павловичу носить в России иностранные ордена и титул князя Сан-Донато, доставшийся ему по наследству от дяди Анатолия. В 1877 году Высочайше был утвержден герб князей Сан-Донато, на котором соединились флорентийская лилия и уральский молот! Именно этот герб, под которым помещена надпись "Paolo Demidoff", и украшает собор.

Кстати, Демидов построил во Флоренции много... и школу и больницу и дома для сирот, даже русскую православную церковь. Русские священнослужители долго не давали разрешение на строительство, но Демидлов умел убеждать... но о нем вообще стоит написать отдельный пост.

Некоторые стены просто черные или темные. так темнеет мрамор, который как губка впитывает в себя гарь от печей и автомобильные выхлопы. раньше мимо собора проходил городской автобус, теперь его уже убрали. Мрамор периодически пытаются отмыть или снять слой но это процесс не бесконечный.

Когда он был белоснежным собор был вообще сногсшибательным...

Кампанила Джотто. В ходе строительства проектная высота этой башни была снижена с 122 метров до 84.7 метров (у нас в Питере все обычно наоборот))))) Но башня все рано впечатляет. С вершины открывается захватывающая панорама на всю Флоренцию и окружающие её холмы. Чтобы подняться на колокольню, нужно преодолеть 414 ступеней.

Туристы вокруг ходят толпами))))

Купол построили в первой половине 15 века. В конкурсе на лучший проект победил Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi, Brunellesco). Брунеллески придумал особую конструкцию, благодаря которой стали возможными гигантские размеры купола: напомню, его высота - 107 метров (91 метр - высота самого купола и 16 метров - высота построенного позже фонаря), диаметр барабана, на который купол опирается - 45,5 метров. Собор был освящен только после постройки купола.

Самое удивительное, что этот купол построен из кирпича (как купол Пантеона в Риме). Он состоит как бы из двух куполов, двух оболочек. Кирпичи положены специальным образом, чтобы каждый следующий ряд обеспечивал равновесие предыдущего.

Макушки)))

Баптистерий Сан-Джованни был в лесах. Там крестили младенцев. Раз в год... но о нем напишу подробный отдельный пост и о знаменитых воротах.

Вечером собор не менее прекрасен.

Фасад ночью словно светится изнутри...

Так выглядит собор с улицы на которой мы жили.