Время на святой горе афон. О чем нужно знать, отправляясь на святую гору афон. Что запрещено на Афоне

21.05.2024 Частные

16 декабря 2017-го. Из-за сильного ветра паромы на Афон не ходят. Вместе с другими паломниками принимаю решение отправиться на Святую Гору через сухопутную границу. Такое в моей жизни будет впервые!..

Тихий курортный городок — милый Уранополис — остаётся позади. Минут тридцать идём вдоль берега, чередуя плавные подъёмы и спуски. Вот и пограничный блокпост. Здесь уже скопилось человек сто, если не больше. Полиция тщательно проверяет документы у каждого. Несколько часов проходит в томительном ожидании. Наконец, нас пропускают к микроавтобусу, с водителем которого — за солидную плату — мы по телефону договорились заранее. Минута, другая — и автобус выезжает через небольшие ворота на афонскую дорогу.

Всюду виднеются сухие голые деревья, острые обломки торчащих из земли стволов, обгорелые корневища… В этих местах в августе 2012-го бушевали страшные пожары. На афонитов обрушились тогда ядовитые облака угарного газа. Хвойные деревья трескались, лопались, взрывались, исчезая в искрящихся протуберанцах жуткого пламени. Плазменные торнадо неслись прямо на русские скиты Новая Фиваида и Крумица. Но — каким-то чудесным образом — замерли перед ними, обогнули их и двинулись дальше.

Вплотную подошли к сербскому монастырю Хиландар. И буквально чудом Божиим были остановлены…

Моросит мелкий дождь. Машина неспешно, с натугой взбирается на перевал. Просветлённое сознание чётко фиксирует, запоминает трогательные, незабываемые ощущения. Где-то за гранью, далеко, глубоко внутри, в таинственных недрах озарённого духа, вне прошлого и будущего, как бы в одном безконечно огромном Миге, вновь попадаю в самое родное место на земле, где меня всегда ждут. А рядом с умиротворённой душой, безмерно её утешая и возвращая лучшие годы минувшего, незримо предстоят самые верные и близкие — безсмертные — друзья, наставники, молитвенники из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: иеромонах Филадельф (Боголюбов, в схиме — Моисей, 1915 — 1992) и богоносный авва последних времён, всероссийский старец, архимандрит Кирилл (Павлов, 1919-2017).

Передо мной — плывущий вне времени надмирный линкор Афонского полуострова. Это — монашеское государство на юге падшей, безбожной Европы, первый удел Божией Матери на стонущей, агонизирующей планете, неодолимая твердыня Истинного Православия.

Затаив дыхание, всецело осознавая своё недостоинство, начинаю тридцатое странствие по этому необоримому форпосту, духовному укрепрайону на дальних подступах к лучезарной Вечности.

Привычная, обыденная реальность как бы сворачивается, умаляется, исчезает. Нескончаемая суета сует, яркие кричащие образы гигантских мегаполисов тают и гаснут, как далёкие миражи в зыбучих песках. Технотронные чары глобального Вавилона слабеют, меркнут, уходят а небытие.

Каждый час приносит что-то новое. Незаметно меняет устоявшийся жизненный ритм. Перемещает в Иное Время. День за днём уводят тебя всё дальше и глубже в какую-то особую, таинственную, нездешнюю Страну. И ты с удивлением обнаруживаешь в себе иные, внутренние пространства. В священном безмолвии погружаешься в метафизические сферы духа. Приоткрываешь незримые врата в некие запредельные, инобытийные недра…

Женщин сюда не пускают: Царица Небесная строго запретила. Но убелённые сединами старцы и бравые мужи в расцвете сил, священники и архипастыри, исповедники и патриархи, чиновники среднего звена и главы государств, простецы и учёные, философы и военные, писатели и дипломаты, кающиеся разбойники и наивные поэты, юноши и даже малые отроки вместе со своими отцами из века в век совершают душеспасительное паломничество по цветущему духовному саду Заступницы Усердной рода христианского. И в каждом паломнике таится захватывающая эпопея жизненного пути, многомерный мир — целая Вселенная. Каких только поразительных историй тут не услышишь! Вот где открывается неизреченная премудрость Божественного Промысла и неисповедимость путей Господних…

Но гостеприимные, любвеобильные святогорцы готовы, не щадя жизни, защищать свои владения от богоборцев и сатанистов. Так, например, совсем недавно на благословенном Афоне с официальным визитом собрались побывать высокопоставленные, всемирно известные масоны — эмиссары Глобального Синедриона.

Святая Гора ответила должным образом. С борта парома у пристани монастыря Дохиар, по обе стороны от каменного причала мы собственными очами созерцали два больших красных полотнища на высоких шестах. На алом фоне чётко просматривались надписи, сделанные яркими чёрными буквами: "Вон с Афона, антихристы!"

В итоге визит "вольных каменщиков" так и не состоялся. Вражеская "разведка боем" провалилась в самом начале…

Врезался в память лейтмотив одной из бесед с моим давним другом и соратником, схимником-келиотом. Он сказал, что власти США и европейских государств, в том числе и Греции, уже давным-давно находятся под пятой масонов-богоборцев. На их пути стоит исстрадавшаяся, измученная, но всё ещё непокорённая, богохранимая Россия. Именно поэтому она всегда на прицеле. Рискованно балансирует на острие самых изощрённых оккультно-магических, дьявольских происков, санкций, атак.

Президент России во многом несвободен, но он верит в Бога, считает себя православным, уже дважды побывал на Афоне. За его душу идёт великая борьба. И в этой жестокой битве президенту жизненно необходима наша духовная поддержка.

И нам самим следует неустанно подвизаться, творить Иисусову молитву, причащаться Святых Христовых Тайн, противостоять гибельному обновленчеству, модернизму, экуменизму, технотронному глобализму и — главное — неусыпно хранить чистоту Святого Православия. При этом надо избегать смертоносных расколов, оставаться в Церкви и держаться золотой середины, ибо "Крайности с обеих сторон одинаково опасны, чрезмерности — от дьявола" (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин).

Беззаботный и радостный, блаженно странствую по горным дорогам Афона. На скалистых выступах и удобных площадках любуюсь светло-изумрудными, бирюзово-синими морскими просторами и мягкими контурами далёких островов. Одолеваю перевал и спускаюсь в Кариес — афонскую столицу, крошечный монашеский посёлок, где пересекаюсь с добрыми знакомыми и давними друзьями-святогорцами. Направляюсь вниз, к Стримонскому заливу и опять начинаю нелёгкий подъём. Посещаю Филофей, Каракал, Иверон, другие известные монастыри и отдалённые кельи. Усердно молюсь на долгих ночных службах. В минуты отдыха веду подробный дневник. Так неприметно проходит неделя за неделей…

Постепенно приближаюсь к своим любимым местам. Наконец, попадаю в глухой, заветный уголок. Вступаю в царство сугубой Исихии, в чертоги глубочайшего молитвенного Покоя…

Январь 2018-го. Новый год встречаю в скалистых теснинах, на фоне исполинских круч. Живу почти один в дивном ущелье исихастов. Наслаждаюсь царственной духовной Свободой. Из окошка уютной кельи созерцаю восхитительные красоты южной природы….

Отвесные стены светло-серых утёсов. Громадные зубцы устрашающих глыб. Высокие зеленеющие кактусы с колючими фиолетовыми плодами. Неприступные заросли мелкого кустарника, лавровишни, астрагала, диких оливковых деревьев, карликовых дубов. Белопенная лента горного потока. Прозрачная лазурь бездонного небосвода. Ослепительно яркая гладь Эгейского моря. Весёлый размах Сингитского залива. Синеющие в безкрайней дали манящие кряжи благословенной Эллады.

Повсюду разлита густая, безмятежная Тишь…

Именно в этих местах, в тесных суровых пещерах несколько веков назад ревностно подвизались великие подвижники умного делания — святитель Григорий Палама, преподобные Григорий Синаит, Максим Кавсокаливит и другие Отцы, достигшие совершенства. Самоотверженные, безстрашные исихасты пребывали в постоянном аскетическом Подвиге. Денно и нощно творили Иисусову молитву.

В невидимых битвах богомудрые аскеты сокрушали легионы коварнейших, безпощадных демонов. Погружались в безмерные глубины молитвенного Созерцания. Обновляли, преображали своего внутреннего человека. Восходили на неприступные блистающие вершины живоносного Богообщения. Неизреченно, всем своим существом постигали Непостижимое. Таинственно, "внутри себя, — по слову преподобного Макария Египетского, — переходили от смерти к жизни". И ещё тут, на грешной земле, дерзновенно раздвигая границы пространства-времени, обретали надмирное Небо, благоухающий Рай, нескончаемую Весну, вечный Пир безконечного Бытия…

И вдруг где-то над головой с огромной высоты благостную тишину яростно разрубают реактивные секиры. Ширятся, нарастают мощные гулы, рокоты, рыки. Кажется, прямо на нас с давящим скрежетом и грохотом лавиной накатывает невидимая танковая армада. Вероятно, начинаются обычные, плановые учения ВВС Греции. Однако нельзя исключать и другой — экстремальный — вариант. Может быть, греческие истребители-перехватчики Ф-16 (производство США) или "Миражи 2000" (Франция) преследуют в очередной раз дерзких нарушителей — турецкие "Фантомы". Говорят, над Эгейским морем уже бывали настоящие воздушные бои, чреватые полномасштабной войной. Хрупкий мир в этом взрывоопасном регионе висит на тончайшем волоске, в любой момент готовом оборваться. Чуткие афонские схимники подчёркивают сей непреложный факт с максимальной категоричностью.

Впрочем, то же самое относится и к любой точке земного шара. Ибо крупнейшие масоно-талмудические кланы и Тайное Мировое Правительство, люто ненавидящие Россию и Святое Православие, активно и на всех уровнях готовят приход и последующее триумфальное воцарение "человека греха", "сына погибели" (2Фес. 2, 3), лжемессии-Антихриста. Сей "планетарный лидер" и "вселенский миротворец" появится в самом разгаре всемирной анархии, когда все воюют со всеми.

"Антихрист придёт при совершенном безначалии, о коем и хлопочут его предтечи"(преподобный Амвросий Оптинский).

Совершенное безначалие — это и есть столь модная ныне сатанинская теория управляемого хаоса в действии. Адские технологии кровавого развала и распада обкатываются, шлифуются на самых разных театрах военных действий: в Северной Африке (Алжир, Тунис, Ливия, Египет) и на Большом Ближнем Востоке (Сирия, Йемен, Ирак, Палестина), в Афганистане и на подступах к Северной Корее, на Кавказе и, конечно же, на Украине, в Донбассе.

двойной клик - редактировать изображение

Наша бурная эпоха — лишь краткое затишье перед грандиозной, вселенской бурей. Огнедышащий, испепеляющий Армагеддон (Откр. 16, 16) подкрадывается, подползает всё ближе и ближе. На падшее, обезумевшее человечество, погрязшее в трясине самых жутких пороков, массовых абортов, противоестественных ЛГБТ-мерзостей, в любую секунду готовы низринуться лазерные мечи, климатические тараны, плазменные цунами, ядерные смерчи…

И всё-таки пока ещё — но сие малое "пока" неудержимо сжимается! — нам всем даётся некое время на Спасительное Покаяние, чтобы мы обратились к Богочеловеку Иисусу Христу и Его непобедимой Церкви…

Так же внезапно всё умолкает. Снова душу окрыляет чудное Безмолвие. Её подхватывают и плавно уносят нежные волны умиротворяющей Тишины. Лазурная ткань небесного шатра мало-помалу окрашивается в мягкие янтарно-пурпурные тона. Пылающий диск заходящего солнца багряно зависает над далёкими хребтами, застывшими на горизонте…

О, этот влекущий, чарующий, недосягаемый горизонт!..

Как часто в лучезарной курсантской юности и офицерской молодости я останавливал на нём свой пристальный, неотрывный взор!.. Казалось, ещё мгновенье, другое — и неведомые, загоризонтные дали проявятся и приблизятся. Станут доступными и понятными. Окутают с ног до головы всей своей обворожительной Новью. Откроют все неразгаданные тайны и сокровенные смыслы…

"А главное, — пела сиреной заветная мечта, — именно там, в этих сказочных далях, ты встретишь её, единственную, ненаглядную. Она — тебя, единственного, неповторимого. Вы полюбите друг друга. И в этой чистой, светлой Любви, в законном, венчанном браке, получив Божие Благословение, будете жить вечно!"

Так проходили дни, недели, месяцы, годы в тщетных, безплодных поисках немеркнущего, совершенного Идеала. Неудержимое время всё быстрее необратимо мчалось вперёд. Зияющие пустоты, оставленные утраченными иллюзиями, спешили заполнить новые фантазии. И всё по-прежнему оставалось неизменным. Мне всё ещё было непонятно: идеальная, совершенная, безсмертная Красота, которую так жаждало найти моё сердце, живёт лишь на Небе, на лоне нетленной Гармонии, в Вечном Царстве Божественной Славы!..

двойной клик - редактировать изображение

Два зорких ястреба, долго паривших над заливом, скрываются за скалистым выступом. Насыщенный день тихо гаснет за далёкими кряжами соседнего полуострова — Ситонии. Задумчиво сгущаются лазоревые сумерки.

Изящно выплывают первые робкие звёзды. Морской воздух, смешанный с горным, почему-то терпко пахнет весной…

Дикое ущелье заливает мягкое сияние. Чуткий слух ласкает едва уловимый шёпот моря. Со всех сторон подступает насыщенная, упоительная первозданность…

Пролетают два-три дня. Погода резко меняется. Небо заволакивают угрюмые тучи. Резкие порывы холодного ветра пригибают почти к земле мокрые тёмно-зелёные кроны невысоких деревьев. Нудная изморось превращается в проливной дождь. С редкими перерывами он может продолжаться неделю.

Море заволакивает хмурая белёсая мгла. Лишь кое-где едва виднеются слабые просветы. Там и сям возникают свирепые вихри. Шторма нет, но внезапные шквалы коварны, непредсказуемы. Они запросто опрокидывают неустойчивые суда с неглубокой посадкой. Поэтому паромы, катера, яхты, скоростные моторные лодки не ходят.

Иногда зимой Святая Гора бывает полностью отрезана от материка. Морем идти крайне опасно. Никто на это не осмелится. Бурные воздушные потоки не дают подняться вертолётам. Грунтовые дороги быстро размывает вода. Ехать по ним невозможно. И даже мощные грузовики с железными цепями на шинах не могут сдвинуться с места в топкой грязи. В таких случаях паломникам остаётся только смириться, набраться терпения, молиться и пережидать непогоду.

Моя уютная келья расположена в крепком одноэтажном домике, у самого обрыва. На отшельнической кухне потрескивают сухие дрова в жарко натопленной металлической печке-плите. За широким окном привычно постукивают о черепичную крышу дождевые капли. Мерно шумит внизу близкий поток, превратившийся в реку.

И в эти блаженные ночные минуты, в неколебимой внутренней тиши глубинного уединения, под рёв и свист ураганного ненастья, бушующего снаружи, ты всеми фибрами благодарной души, каждой клеточкой окрепшего, обновлённого тела с какой-то особенной остротой чувствуешь, ощущаешь благодатный покров Всепречистой Девы — Царицы Небесной. Её спасительный Омофор щедро, царственно распростёрт и над всем благословенным Афоном, и над тобой лично!..

Разумеется, у нас, многомятежных грешников, благодатные состояния не задерживаются, быстро проходят. А вот напряжённейшая борьба с самим собой, страстями и дьяволом — незримая война за Вечное Спасение — не затихает ни днём, ни ночью. Поле невидимой брани — ум и сердце христианина. Мысль сражается с мыслью, идея с идеей, учение с учением, чувство с чувством. Главное — сразу же отражать, отсекать вражеские помыслы и держать молитву: "Именем Иисуса бить мысленных супостатов" (преподобный Иоанн Лествичник).

И тут, слушая тяжкие вздохи и стоны разгулявшейся стихии, перечитывая "Слово" преподобного Ефрема Сирина о скончавшихся Отцах, невольно вспоминаешь уединённые, исихастские пустыни Святой Горы, которые простираются от монастыря святого Павла до Великой Лавры и по горно-лесистым склонам поднимаются к афонскому пику. В разные годы, с 1997‑го по 2017‑й, нам приходилось странствовать по этим дебрям.

Особенно врезалось в память живописное место, где подвизался преподобный Нил Мироточивый. Его пещерная келья как бы чудом прилепилась к исполинским кручам красивейшего каньона с отвесными бортами. Мы спускались туда по маленьким ступеням, выдолбленным в громадной скале. Это был немалый риск. Один неверный шаг, малейший сбой в координации движений — и ты падаешь в зев ужасающей пропасти!..

В диких пустынях Афона, среди непроходимых ущелий, в гуще непролазной чащобы можно, при желании, надёжно укрыть мотострелковый батальон и даже целую десантно-штурмовую бригаду с тяжёлым вооружением. Именно в этой глухомани обитает таинственное братство невидимых отшельников. По святогорскому преданию, их 7 или 12. С незримыми гигантами духа так или иначе общались некоторые афониты высокой жизни, в том числе великие подвижники XX века: старец Иосиф Исихаст (1897-1959), преподобные Порфирий Кавсокаливит (1906-1991), Паисий Святогорец (1924-1994) и другие.

Говоря о духоносных Отцах Афона, хочется особо подчеркнуть важнейший момент: всем нам надо читать, изучать и знать замечательную богословскую статью преподобного Паисия Святогорца "Знамения времён 666".

Эта дивная работа, написанная по наитию Свыше, появилась в 1987-м. Она постепенно разошлась по всему православному миру. Просветила сонмы умов и сердец. Оказала громадную духовную помощь иерархам Элладской Православной Церкви. Сыграла выдающуюся роль в борьбе с глобализмом и планетарным электронным концлагерем. В основу последнего заложена всемирная антихристианская компьютерная система тотального обезличивания, управления, контроля. В этой адcкой системе преобладают электронные документы (паспорта, карточки, удостоверения личности) с апокалиптическими штрих-кодами EAN 13, UPC (две боковые и центральная полоски) или микрочипами, содержащими дьявольское "число зверя — 666" (Откр. 13, 18).

Об этом же говорит ещё один уникальный труд, написанный в XVI или XVII веке и переизданный уже в наши дни Свято-Успенской Почаевской Лаврой. Название сей знаменательной брошюры — "Сказания Зиновия мниха о прелести антихристовой". Эту библиографическую редкость мы обрели в одном из афонских книгохранилищ…

Пресловутые "электронные правительства", безналичные расчёты, цифровая экономика, так называемый искусственный интеллект, пожизненные идентификационные номера (личные коды), айфоны, гаджеты, подробнейшее электронное досье на каждого человека, лазерные начертания, микро и нано-чипы, генная инженерия, клонирование, биороботы, киборги и прочие образчики биотехнологического сатанизма — звенья одной цепи. Конечная цель масоно-талмудической глобализации — "начертание зверя". Вопрос стоит крайне остро. И от него нельзя отмахнуться, как пытаются иные "умники", наивно полагая, что если они любят Бога, то никакие печати и начертания им не повредят. Священное Писание свидетельствует об обратном. Приведём лишь одну цитату: "…кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией…и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем…" (Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, Откровение, глава 14, стихи 9-10).

Невидимые старцы — эти "земные Ангелы" и "небесные человеки" — мужественно претерпевают палящий зной и лютую стужу. Чудесно питаемые Богом, они живут в крайнем воздержании. Достигают полного безстрастия. Молятся за весь мир. Неустанно сокрушают полчища дьявола. Созерцают невыразимые тайны блаженной Вечности. В исключительных случаях являются видимым образом. Помогают людям, открывая волю Божию. И в конце времён совершат последнюю Божественную Литургию на вершине Афона, в храме Преображения Господня. А затем грянет кончина мира — Второе и Славное Пришествие Христово!..

После продолжительной ночной молитвы выхожу из кельи на свежий воздух. Свирепый ветер с севера угомонился, поутих, как бы затаился. В облачной толще образовались широкие прогалины. Над ними величаво раскинут чёрный бархат роскошного неба. Оно усыпано мириадами сверкающих бриллиантов, алмазов, топазов, жемчужин.

Бытийная мгла отринута, сокрушена, рассеяна. Очищенный космос вернул первозданную цельность.

На сердце покойно, прозрачно, свободно, блаженно. Ибо мне уже явно не 900 и даже не 65, а вновь 19. Лучезарная юность победно вернулась. Просветлённая душа пьёт небесный нектар из кубка Безсмертия. Она полна творческих сил. Насыщена пульсирующей энергией жизни. Готова объять Необъятное, постичь Непостижимое, выразить Невыразимое.

Раскрывается пройденный путь (хотя он безконечен!): никаких потерь, одни благоприобретения.

И вновь вижу себя на вершине Афона, как это было незабвенным летом 1999-го, когда двести наших десантников совершили исторический бросок из Боснии в Косово и к семи утра 12 июня заняли стратегически важный аэродром "Слатина" у города Приштины, встав на пути танковой армады НАТО.

В тот исторический день мы поднялись на пик Святой Горы, к маленькому Преображенскому храму, похожему на ДОТ (долговременная огневая точка). Долго и восхищённо, в немом изумлении стояли на самой высокой отметке в 2033 метра, подле высокого железного креста, венчающего Афон. Перед нами открывались сказочные просторы Эгейского моря; мощнейший чёрно-лиловый грозовой фронт, наползающий с Запада и рассекаемый ртутно-бордовыми молниями; едва заметные в исчезающей дали контуры Турции на востоке и победное Будущее.

Я выполнил просьбу бывалых "афганцев", моих верных друзей из спецназа ГРУ. Бравые витязи подарили сшитую ими же новую, экспериментальную форму и попросили подняться в ней на афонскую вершину. На мне был эффектный четырёхцветный камуфляж с двуглавыми византийскими орлами на шевронах. Именно эти орлы приводили боголюбивых эллинов в неописуемый восторг. Они видели в этих орлах символы русского преображения. Явственно ощущали имперскую мощь наших ВДВ и морской пехоты. Чаяли грядущую славу России. Предвосхищали громоносные победы русских в неизбежной глобальной войне. Как бы усматривали начало исполнения древних пророчеств об освобождении Константинополя-Царьграда. Приближали наш успех на ближнем Востоке, триумф в Сирии, эпохальный прорыв к Старому Иерусалиму. Созерцали реванш Святорусской Державы, золотой блеск православных крестов на куполах возрождённого храма Святой Софии.

И сейчас, в ущелье исихастов, глухой ночью, в январе 2018-го, как и тогда, на афонском пике, под сенью лазурного дня, в июне 1999-го, моё трепещущее сердце переполняют самые светлые ожидания и надежды.

Поэт и воин слагает гимн у врат неизбывной Вечности:

Афон — в лагунах лунной Тишины.

Плывут над кельей звёздные скрижали.

Душисто-нежный плен весенней дали.

Фиалы ночи горних тайн полны…

Внутри, на гребне временной волны,

Меня Горе, над временем подъяли.

Какие шири в сердце просияли!

Какие глуби стали там видны!..

Да был ли дольний мир — юдоль страданья?!

Струится свет Иного Мирозданья.

Душа выходит за пределы "я"…

И Миг вместил размах тысячелетий,

Когда очам ума красоты эти

Открыла вдруг во мне Любовь Твоя…

Святая Гора Афон — Уранополис — Подмосковье

Фото Андрея Фефелова

Мы так привыкли жить по системе «каждый день – это сутки, состоящие из 24 четырех часов», что с трудом можем представить себе иную временную систему. А ведь она есть! И в соответствии с этой самобытной системой исчисления времени живет пусть и маленькое, но все же государство.

Речь идет об Афоне – монашеской республике, расположенной на севере Греции. Население Афона почти полностью состоит из монахов, которые живут в двадцати крупных монастырях и множестве более мелких скитов и келий. Монахи обитают на Афоне в течение многих веков и в течение всего этого времени пользуются правом самостоятельно определять условия жизни на полуострове – сегодня, чтобы попасть на Афон нужна особая виза, там действует своя таможня, которая следит, чтобы с полуострова не увезли ценные реликвии. Кроме того, Афон в течение всего своего существования как государство монахов живет по так называемому «византийскому времени».

Что оно собой представляет? Сутки согласно византийскому времяисчислению делятся также на 24 часа. Но момент начала византийских суток постоянно меняется и зависит от заката солнца. С точки зрения древних византийцев и современных афонских монахов время 0 часов 0 минут наступает тогда, когда солнечный диск полностью скрывается за горизонтом. Понятное дело, что в силу природных особенностей световой день в зависимости от времени года то увеличивается, то уменьшается, и время заката также постоянно из-за этого меняется. Поэтому афонские монахи вынуждены практически ежедневно подкручивать стрелки часов так, чтобы полночь наступала именно в момент заката. В силу того, что Афон постоянно живет в соответствии с такой византийской традицией, его время летом отличается от материкового (времени Греции) на три часа, а зимой – на целых семь.

Помню, когда я впервые оказался на Афоне, то был византийским временем полностью дезориентирован. Мое появление на полуострове состоялось вечером. Утром я собирался пойти на монастырское богослужение. Потому спросил местного монаха, когда нужно будет завтра утром прийти в храм. Он ответил мне – в 7 утра. В семь – так в семь, - подумал я и преспокойно улегся спать. В четыре утра меня разбудил стук в дверь.

Стучал еще один монах. Я спросил его, в чем дело? И между нами произошел вот такой диалог. - В чем-в чем?! В храм пора! - Как в храм? Ведь сейчас только четыре! – Уже четыре! Служба начинается! Так ничего и не поняв, я поспешил в монастырскую церковь. Там действительно начиналось богослужение. После него я стал выяснять, почему начало было объявлено на семь, а на самом деле служба началась в четыре. Причина, естественно, состояла в том самом византийском времени. Я прибыл на Афон в конце весны. На тот момент разница между афонским и материковым временем составляла три часа, а монах, у которого я спросил про время начала службы, назвал мне его в соответствии с византийской традицией.

К чему так мучиться? – спросите вы. Ответ очень прост. Если жить по византийскому времени и заканчивать день с закатом солнца, то очень естественно начинать его с первыми лучами дневного светила. Что и делают все афонские монахи, встречая каждый день молитвой.

Афон - единственное место на Земле, где официально запрещено находиться женщинам. Однако именно эта Святая гора считается земным уделом Богородицы.

1. Афон считался сакральным местом ещё в дохристианские времена. Здесь были храмы Аполлона и Зевса. Афоном звали одного из титанов, который во время войны с богами бросил большой камень. Упав, он стал горой, которой и дали имя титана.

2. Афон формально считается греческой территорией, но по факту - это единственная в мире самостоятельная монашеская республика. Это утверждено 105 статьей греческой Конституции. Верховная власть здесь принадлежит Священному Киноту, который состоит из делегированных в него представителей афонских монастырей. Исполнительную власть представляет Священная Эпистасия. Священный Кинот и Священная Эпистасия расположены в Кариесе (Карее) – столице монашеской республики.

3. Светская власть, однако, также представлена на Афоне. Здесь есть губернатор, полицейские, почтовые служащие, торговцы, ремесленники, персонал медпункта и недавно открывшегося отделения банка. Губернатор назначается Министерством иностранных дел Греции, он отвечает за безопасность и порядок на Афоне.

4. Первый крупный монастырь на Афоне был основан в 963 году святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сегодня обитель святого Афанасия известна как Великая Лавра.

5. Афон - земной Удел Богородицы. По преданию, в 48 году Пресвятая Богородица, приняв благодать Святого Духа, отправилась на Кипр, но корабль попал в бурю и прибился к Афону. После ее проповедей местные язычники уверовали в Иисуса и приняли христианство. С тех пор сама Пресвятая Богородица считается покровительницей афонской монашеской общины.

6. Соборный храм «столицы Афона» Кареи – Успения Пресвятой Богородицы – древнейший на Афоне. По преданию, он был основан в 335 году Константином Великим.

7. На Афоне до сих пор сохраняется византийское время. Новые сутки начинаются с заходом солнца, поэтому афонское время отличается от греческого - от 3 часов летом, до 7 часов зимой.

8. Во времена своего расцвета Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке. Статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году.

9. В настоящее время на Афоне 20 действующих монастырей, в которых проживает около двух тысяч братьев.

10. Русский монастырь (Ксилургу) был основан до 1016 года, в 1169 году ему была передана обитель Пантелеимона, ставшая затем центром русских монахов на Афоне. В число афонских монастырей, помимо греческих, входят русский Свято-Пантелеимонов монастырь, болгарский и сербский монастыри, а также румынский скит, пользующиеся правом самоуправления.

11. Cамая высокая точка Афонского полуострова (2033 м) – вершина горы Афон. Здесь находится храм в честь Преображения Господня, построенный, по преданию, преподобным Афанасием Афонским в 965 году на месте языческого капища.

12. Игуменьей и Покровительницей Святой горы является Пресвятая Богородица.

13. На Афоне утверждена строгая иерархия монастырей. На первом месте - Великая Лавра, на двадцатом - монастырь Констамонит.

14. Карули (в переводе с греческого «катушки, канаты, цепи, при помощи которых монахи идут горными тропами и поднимают наверх провизию») - название скалистой труднодоступной местности на юго-западе Афона, где в пещерах подвизаются самые аскетичные отшельники.

15. До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными, так и особножительными. После 1992 года все монастыри стали общежительными. Однако некоторые скиты по-прежнему остаются особножительными.

16. Несмотря на то, что Афон - земной Удел Богородицы, сюда не пускают женщин и «женские существа». Этот запрет закреплен в Уставе Афона.

Существует предание, что в 422 году дочь Феодосия Великого царевна Плакидия посетила Святую гору, но войти в монастырь Ватопед ей помешал глас, исходивший от иконы Божией Матери.

Запрет нарушался дважды: во время турецкого владычества и в ходе гражданской войны в Греции (1946-1949), когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность - 8-12 месяцев лишения свободы.

17. На Афоне хранится множество реликвий и 8 известных чудотворных икон.

18. В 1914-1915 годах 90 иноков Пантелеимонова монастыря были мобилизованы в армию, что породило подозрения среди греков, что русское правительство засылает на Афон под видом монахов солдат и шпионов.

20. Одна из главных реликвий Афона - пояс Богородицы. Поэтому афонских монахов, а особенно монахов Ватопедского монастыря, часто называют «святопоясниками».

21. Несмотря на то, что Афон - святое место, там не все мирно. С 1972 года монахи Эсфигменского монастыря под лозунгом «Православие или смерть» отказываются поминать Вселенского и других православных патриархов, имеющих связи с папой Римским. К этим контактам негативно относятся представители всех без исключения афонских обителей, однако их действия не столь радикальны.

22. До восхода солнца, до того как проснутся люди в миру, на Афоне служится до 300 литургий.

23. Для доступа мирян на Афон требуется специальный документ - диамантерион - бумага с афонской печатью - двуглавым византийским орлом. Число паломников ограничено, за раз полуостров могут посетить не больше 120 человек. Ежегодно Афон посещают около 10 тысяч паломников. Православные клирики для посещения Святой горы также должны получать предварительное разрешение от Вселенской Патриархии.

24. В 2014 году Константинопольский патриарх Варфоломей I призвал афонские монастыри ограничить количество монахов иностранного происхождения на Афоне уровнем в 10 %, а также заявил о решении прекратить выдачу иностранным инокам разрешений на поселение в грекоговорящих обителях.

25. 3 сентября 1903 года в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне инок Гавриил запечатлел раздачу милостыни убогим монахам-сиромахам, паломникам и странникам. Планировалось, что это будет последняя подобная раздача. Однако после проявления негатива на фото оказалась... сама Богоматерь. Конечно, милостыню продолжили раздавать. Негатив этого фото был обретен на Афоне в прошлом году.

26. Андреевский скит на Афоне, а также иные русские поселения, в начале 1910-х был очагом имяславия, в 1913 году его насельники были с помощью русских войск выдворены в Одессу.

27. Первым правителем России, посетившим Святую гору, стал Владимир Путин. Его визит состоялся в сентябре 2007 года.

28. В 1910 году на Афоне было около 5 тысяч русских монахов – значительно больше, чем священнослужителей всех других национальностей вместе взятых. В бюджете русского правительства была статья, по которой ежегодно Греции выделялось 100 тысяч рублей золотом на содержание афонских монастырей. Эту субсидию в 1917 году отменило правительство Керенского.

29. После окончания Гражданской войны в России, приезд русских на Афон был практически запрещён как для лиц из СССР, так и для лиц из русской эмиграции вплоть до 1955 года.

30. Со словом «Афон» многие, сами того не зная, сталкиваются при чтении романа Александра Дюма «Три мушкетера». Имя Атос - то же, что и «Афон».

В написании этого слова есть буква «тета», которая обозначает межзубный звук, которого в русском языке нет. Её в разное время транслитерировали по-разному. И как «ф» - так как написание «теты» похоже на «ф», и как «т» - так как в латыни «тета» передавалась буквами «th». В итоге мы имеем традицию называть гору - «Афон», а героя «Атос», хотя речь идёт об одном и том же слове.

Полезные советы паломнику

Погода на Афоне

С точки зрения погоды лучшее время поездки на Афон – с конца сентября до начала ноября. Лето на Афоне жаркое. Днем столбик температуры часто поднимается до +40С, ночью часто не опускается ниже +25С. Зима на Афоне в разные годы разная: в декабре бывает +5С, но может быть и -2С. Часто идет дождь, иногда со снегом. Ветрено. На море не редкость сильные шторма, и потому отменяется навигация. Как говорилось выше, часто случалось, что паломники оказывались «запертыми» на Афоне на несколько дней и не имели возможности вернуться в Урануполис.

Время на Афоне

Все монастыри, кроме Иверского, живут по так называемому византийскому времени. То есть стрелки часов ежедневно ставятся на полночь в момент захода солнца за горизонт. Летом разница между греческим и византийским временем около трех часов. Зимой она достигает шести часов. Однако, общаясь с мирянами, местные монахи для простоты понимания называют греческое время.

Богослужение на Афоне

Афон, также как и Русская Православная Церковь, живет по юлианскому календарю. Каждый монастырь ежедневно пребывает в ритме традиционного суточного круга богослужений, состоящего из девяти служб. Это есть основа монастырской жизни. И только приветствуется, если паломник будет участвовать в монастырских службах с монахами, хотя это и нелегко для мирянина. Если паломник приехал в некий монастырь как турист и не участвует в богослужениях, никто его принуждать к тому не будет. Однако это не останется без внимания. И – кто знает — в следующий раз этот паломник может получить отказ в разрешении посетить монастырь.

Что взять с собой на Афон

Фонарик. Паломнику обязательно понадобится карманный фонарик. На Афоне нет постоянного электроснабжения. В большинстве монастырей электроэнергию, получаемую от солнечных батарей, отключают с заходом солнца. Кроме того, может случиться, что сумерки вас застигнут на дороге.

Карта Афона. Паломнику может пригодиться карта Афона, особенно если он намерен пешком ходить из монастыря в монастырь. Карту можно купить заранее в одном из многочисленных киосков в Урануполисе. Кроме того, полезной схемы представленная на нашем сайте.

Перочинный ножик . В пешем паломничестве по Святой горе может пригодиться перочинный ножик.

Мобильный телефон . Возьмите с собой мобильный телефон и афонский телефонный справочник.

Одежда. Летом вам будет нужна легкая одежда. Обувь – легкие сандалии. В летние месяцы здесь нередко 40-градусная температура.

Внимание: шорты на Афоне запрещены; на богослужение в церковь можно заходить в рубашках только с длинными рукавами. За пределами монастырей допускается рубашка с коротким рукавом. Если планируете долгие пешие переходы, вам пригодится головной убор для защиты от солнца, темные очки, мазь или спрей от комаров. Зимой вам пригодится теплая одежда, непромокаемая и непродуваемая куртка, теплые ботинки, шерстяной головной убор.

Лекарства . Вам может пригодиться аптечка с небольшим набором основных лекарств, которые люди обычно берут в дорогу. Не забудьте пластырь, бинт, йод.

Фотоаппарат. Вы пожалеете, если не возьмете фотоаппарат. Только помните, не во всех монастырях благословляется фотосъемка.

Пешие переходы по Афону.

Первый совет: не берите с собой много вещей, если собираетесь ходить пешком по Святой Горе. Ходите налегке. Возьмите только самое необходимое. Для этого хорош небольшой рюкзак. Летом не забудьте взять в дорогу большую пластиковую бутылку воды. Рекомендуем не ходить по Афону в одиночку. Лучше, если вашим спутником будет местный монах или паломник, который много раз был на Афоне. Только те паломники, которые многократно бывали на Афоне и знают местные обычаи, дороги и тропинки, месторасположение монастырей, скитов и келий, могут отправляться в путь без спутников. Новички, не зная ни афонских дорог, ни афонских правил и обычаев, рискуют попасть в трудные ситуации: либо им отказывают в ночлеге, либо они остаются голодными до утра, либо блуждают по запутанным афонским тропам. Помните, что почти все монастыри традиционно закрывают свои ворота вечером, каждый в свое время, но в среднем около 18.00. Поэтому паломник, пришедший в монастырь позже этого срока, рискует остаться на улице.

Монастырская трапеза. Не берите на Афон никакой еды, кроме того случая, когда вы собираетесь совершить восхождение на вершину Афона. В любом монастыре вас не оставят голодным. Как правило, паломники и монастырская братия трапезничают вместе, но сидят за разными столами. В отдельных случаях, если паломники пришли в монастырь после трапезы, их могут накормить отдельно. Монастырская еда довольно проста. В русском монастыре, например, на трапезе часто бывает овощной суп, чечевичная каша, и, если не постный день, рыба. На столе много хлеба и оливок. В праздник – красное вино. В греческих монастырях можно отведать постные или рыбные блюда традиционной греческой кухни, и даже в пост греческие монахи едят всякую морскую живность кроме рыбы. Во всех монастырях две трапезы в день – после литургии и после вечерни. В постные дни, а также во время длинных постов во всех монастырях только одна трапеза в день.

Опасности на Афоне. Совершая пешие переходы по Афону, будьте внимательны. Здесь есть ядовитые змеи и скорпионы. Но увидев змею или скорпиона, не торопитесь убить их. Монахи не благословляют убивать какую либо живность на Афоне.

Это может показаться странным, если не учитывать, что в православии четыре системы отсчёта времени дня.
1. День в Русской православной церкви начинается в 17.00 предыдущего дня.
2. Общепринятая система отсчёта времени тоже присутствует.
3. Византийское время, по нему живут монастыри на Святой Горе Афон в Греции. Каждый день, во время захода солнца, стрелки часов переносят на полночь.
4. Халдейское время, по нему живёт только один греческий монастырь на Святой Горе Афон. День начинается с восхода солнца. (Так живёт природа, за некоторым исключением).
Всё по порядку. Когда учился в Свято – Тихоновком богословском институте (сейчас это Свято-Тихоновский Богословский Университет) спросил у преподавателя иеромонаха: «Почему в православие день начинается в 17.00 предыдущего дня?» Иеромонах ответил: «Потому что в Иерусалиме время такое». После лекции я сел в самолёт полетел в Иерусалим. Там к моему удивлению с утра в пятницу перекрывают движение в части города, где живут мусульмане, потому что у них пятницкая молитва, а после обеда перекрывают движение в другой части города где живут ортодоксальные евреи, потому что у них шаббат. Бог сказал евреям: «Соблюдать субботу». Но вечер субботы они субботой не считают.
На Святой Горе Афон каждый день, во время захода солнца, стрелки часов переносят на полночь. В итоге вечер становится ночью, а ночь утром. Необычно, когда колокольчиком в 4 часа утра будят в монастырской гостинице паломников на службу, потому что византийское время 7 часов утра. Будят, но не заставляют вставать, хорошо, что не как в армии. Не хочешь, не ходи. Я так и сделал, стал спать дальше. Пришёл к 7 часам утра по греческому времени. Успел к окончанию. Сразу после молитвы монахи и паломники идут в трапезную. Я был на Афоне весной, разница во времени была 3 часа, зимой разница во времени 7 часов. Паломникам трудно ориентироваться в «сдвигании» времени, поэтому им говорят, во сколько начнётся служба по греческому времени.
Почему такая путаница во времени? Хороший вопрос. Мне пришлось разбираться самостоятельно, на собственном опыте. Я не нашёл этого в книгах. Потому что в Библии сказано: «Был вечер, и было утро». Но христиане живут по времени от Рождества Христова. Образ солнца как Спасителя, это отдельная тема. Год начинается примерно в зимнее солнцестояние, значит, и день должен начинаться с рассвета.
Мировые религии в символах не ошибаются, в этом нет противоречия. Иудаизм символически считает, что человек сначала зарождается, а потом рождается. Христианство основным считаете рождение. Не правильно, смешивать символы разных религий.
Интересно с этой точки зрения, почему общепринятые 00.00 соответствует именно этому периоду времени? Потому что сделали «ни вашим, ни нашим» ни иудеям, ни христианам, взяли примерно среднюю точку между закатом и восходом. Но она не соответствует ни физиологии человека, не символике.
В православие есть определённое количество молитв, которые нужно прочитать в течение дня, только вот отсчёт дня может быть разным. Поэтому предложение сделать часовню открытой круглосуточно, имеет логическое объяснение.
Но когда я обратил внимание, на то, что образы православия взяты из осознанных сновидений, всё стало ясно. День начинается с вечера, потому что время сна очень важно, это возможность заглянуть в Царствие Божие, которое внутри человека.
В Храме Воскресения Господня в Иерусалиме.