Храм симеона столпника на поварской. Церковь Симеона Столпника, «что на Поварской»(Введенская церковь; Богородицкая церковь; Симеоновская церковь; Семеновская церковь) Церковь святого симеона столпника на поварской архитектура

09.08.2023 Самара

Церковь Симеона Столпника на Поварской имеет необычную историю. Можно назвать особым благословением уже то, что этот храм не пострадал во время прокладки Нового Арбата. Более того, архитекторы решили сделать именно на этом сооружении архитектурный акцент. Здание лаконично выделяется из общего ансамбля.

Церковь Симеона Столпника знаменита тем, что в ее стенах венчались многие известные личности, выходцы из творческой интеллигенции и даже граф Шереметьев. Очень любил приходить в этот храм Николай Гоголь, особенно в последние годы своей жизни.

История возведения храма на Поварской

Возведение церкви датируется 1676 годом. В 1625 году на месте современной постройки находился небольшой деревянный храм. Некоторые источники упоминают его как церковь Введения в храм Божьей Матери, которая располагалась у Арбатских ворот. Ранее на этой местности проживало около 500 человек (поваров, пекарей, скатертников). По этой причине здешние улицы так и называются - Поварская, Хлебный, Столовый переулки. Царские повара имели несколько храмов. Ранее Поварская улица и вовсе была дорогой, по которой перевозили товары и передвигалась царская знать.

Церковь после революции

Революция практически не помешала храмовой деятельности. Какое-то время после нее в церкви проводились службы. Позже здание храма было передано Райпромтресту, который решил разместить там мастерские для глухонемых. Одно время в церкви размещалась керосинная лавка.

Название

Свое название церковь получила благодаря Борису Годунову, день венчания которого как раз приходился на празднование святого Симеона Столпника. Есть вероятность того, что сам Годунов приказал построить в этом месте деревянный храм как память о его венчании.

Описание

Конец XVII века ознаменован тем, что на месте маленькой деревянной церквушки начали строить кирпичную церковь. Здание храма не очень большое. Здесь есть трапезная, звонница, несколько приделов с отдельными аспидами. Приделы освещены во имя святых Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний из которых впоследствии был освящен именем Дмитрия Ростовского в 1759 году. Главный престол - Введенский. Трапезная, к которой примыкают приделы, изначально была низкой, затем ее подняли и вытянули. Она как будто бы обнимает нижний ярус звонницы.

Внутреннее убранство

Церковь Симеона Столпника внешне имеет простое убранство, но вместе с тем она выглядит вполне нарядно. Основной объем украшают кокошники, ажурный шатер, узорчатые барабаны, арочные проемы небольших окон.

В 1966 году храм реставрировали. В результате ярусное покрытие пришлось сделать более простым и практичным.

После революции храм Симеона Столпника пришлось закрыть. Здание хотели снести. Часть постройки была разобрана. Так церковь стояла полуразрушенная, пока не приняли решение о строительстве московской магистрали. Сначала церковь хотели и вовсе снести, так как она не вписывалась в большинство современных построек. Но общественности все же удалось ее спасти.

После реставрации в 1968 году церковь была передана во Всероссийское общество охраны природы. В ее стенах проводились выставки представителей животного мира. Вскоре здание превратилось в подобие хлева. Интерьер был полностью уничтожен. Но, к счастью, это быстро закончилось. Позже в храме начали проводить выставки произведений искусства.

В 1992 году церковь вновь стала принадлежать верующим, которые возобновили ее утраченную красоту. Храм по сей день принимает прихожан и проводит службы.

Храм Симеона Столпника в Устюге

В честь святого Симеона Столпника был освящен еще один храм - в Великом Устюге. Ранее на его месте стояли две деревянные храмовые постройки.

В 1728 году закончили возведение нижнего этажа современной церкви. Позже установили кладовые палатки и несколько приделов. В 1757 году случился пожар, во время которого храм сильно обгорел. Его пришлось практически полностью перестроить. Тогда же было принято решение о возведении колокольни рядом с храмом. Перед главным фасадом расположена терраса, на которую можно подняться по открытой лестнице. Церковь Симеона Столпника (великий Устюг) выглядит очень торжественно. Не просто так он считается самым декорированным храмом этой местности.

Внешнее и внутреннее убранство

На первом этаже расположилась теплая церковь, освященная именем Симеона Столпника. Ее придел освятили во имя Иакова Алфеева - святого апостола. Второй этаж занимает холодная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с освященными приделами во имя Николая Чудотворца и князя Владимира.

Внутреннее убранство храма датируется 1765 годом. Главное помещение роскошно украшено лепниной. Церковь Симеона Столпника славится одним из самых удивительных иконостасов 18 столетия. Одна из икон этого храм сегодня находится в Третьяковской галерее. Образ Симеона Столпника был написан еще во второй половине XVI века.

В 1771 году для храма местным мастером был отлит колокол в 154 пуда.

В 1930 году церковь пришлось закрыть. Иконостас частично разобрали, колокола сбросили. С 1960 года храм находится под охраной государства как памятник культуры и объект культурного наследия.

Сегодня церковь Симеона Столпника (Устюг) является действующей. Уже в 2001 году в ее стенах прозвучал первый молебен.

Этот величественный храм, расположенный на северном склоне Таганского холма, виден только непосредственно с Николоямской улицы. А кто увидит, проходя по этой, прямо сказать, малооживлённой улице, поражается его размерами и необычной архитектурой. Всех, конечно, удивляет высокая ротонда с несколькими ярусами больших окон, мало вписывающихся в архитектурный стиль храма. Вот я и решил разобраться, в чем дело?

Я вошел в ворота и поднялся вверх ко входу, который расположен за углом от мозаичного изображения Преподобного Симеона Столпника.

Вот и вход в храм.

Зайдя внутрь, я обнаружил богатое внутреннее убранство и никакого намека на объем высокого купола ротонды.

Я вышел и решил обойти церковь кругом. Вот вид с южной стороны. Стало ясно, что вход в высокую часть закрыт наглухо.

С противоположной стороны - аналогично.

Так я и ушел несолоно хлебавши и погрузился в просторы интернета для изучения вопроса. И вот что выяснил. Церковь Симеона Столпника за Яузой впервые упоминается в 1600 году, когда Борис Годунов повелел поставить здесь храм в честь святого, в день которого он венчался (как было и с храмом Симеона Столпника на Поварской). Вероятно, это был деревянный храм, позднее замененный на каменный − по крайней мере, в 1657 году храм уже значится каменным. В XVII веке слобода вокруг храма получила прозвание Семеновской − по названию прихода. Первоначально это была ямская слобода, но со временем все ямщики перебрались отсюда за Земляной вал, и их место заняли торговцы. Постепенно здесь сложилась купеческая община. Прихожане церкви Симеона Столпника решили на свои средства перестроить и обновить обветшавшее здание. В 1731 году основной объем старого храма разобрали и построили новый. В 1792 году, на средства С. П. Васильева и И. Р. Баташёва, началось строительство храма, с сильными изменениями, который и дошел до наших дней. Баташёв являлся владельцем горно-металлургических заводов. Одновременно со строительством церкви он также вёл здесь строительство своей новой городской усадьбы. Часть усадьбы примыкает непосредственно к храму. Многие считают высокую ротонду частью баташевской усадьбы.


Кому принадлежит проект храма, точно установить не удается. Есть предположение, что это кто-то из Казаковых − Матвей Федорович или Родион Родионович. Строительство храма проходило непросто. В 1798 году в практически законченном здании обрушился купол, повредив при этом стены. К 1812 году строительство было закончено и храм был готов к освящению, которому на этот раз помешали французы, захватившие Москву. Во время большого московского пожара храм был разграблен, сгорел новый иконостас. В итоге освящение новой церкви Симеона Столпника состоялось только в 1813 году. В 1847 году был сделан новый иконостас по проекту архитектора Чичагова, а немного позднее, в 1851 году, в приделах установили меньшие иконостасы по его же проекту. В 1863 году приход Симеоновской церкви приобрёл новый большой колокол весом в 418 пудов (6847 кг). Для его размещения пришлось строить новую трёхъярусную колокольню. Колокольня, отчасти повторяющая своим декором основной объём храма, была построена по проекту Козловского. В 1898 году перестройкой церкви занимался архитектор Н. В. Розов. В итоге к концу XIX века храм выглядел так.

Огромное здание храма в стиле классицизм смотрелось на Таганском холме величественно и видно было издалека. Основной объем храма − центрический, с высокой ротондой, поставленной на четверик с портиками. Четверик вполне пропорционален ротонде, но сейчас последняя визуально выглядит выше, чем изначально, за счет трех ярусов окон, прорубленных в ней в советское время. Прежде же в ротонде были высокие окна с полукруглыми завершениями, их обрамляли парные пилястры. В куполе сделаны круглые оконца − люкарны, а венчал основной объем очень тонкий барабан с крошечной главкой.

В конце 1920-х годов возникла угроза закрытия Симеоновской церкви. Её тогдашний настоятель, протоиерей Николай Беневоленский перенёс чудотворный храмовый образ святого Симеона Столпника и особо чтимую икону святителя Димитрия Ростовского с частицей мощей (XVIII век), в соседнюю Покровскую церковь, расположенную на противоположной стороне Николоямской улицы. А после закрытия Симеоновской церкви в 1929 году и сам перешёл туда служить. В советское время здание храма передали в Московский институт повышения квалификации инженерно-технических работников Мосгорисполкома. До 1990-х храм так и оставался в ведении Мосгорисполкома. Здание полностью перепланировали и сделали семиэтажным, пробив в ротонде 3 ряда окон. Колокольню сломали до первого яруса. Здание храма постепенно ветшало и в итоге к концу прошлого века приобрело плачевный вид.

В 1995 году после реставрации возобновились богослужения, при храме открыли воскресную школу. Действуют иконописная и реставрационная мастерские, издательство. Внутреннее убранство храма за последние годы было восстановлено. Службы ведутся в трапезной части храма, так как в ротонде по-прежнему остаются перекрытия этажей. Поэтому величественная ротонда пока продолжает удивлять прохожих множеством мелких окошек, так не соответствующих замыслу московских архитекторов, возводивших храм.

Будем надеяться, что придет время, когда Храм приобретет свой естественный вид.

Адрес: ул.Поварская, 5

Церковь Симеона Столпника на Поварской была построена в 1676г. (в некоторых случаях встречается датировка 1676-1679гг.). Впервые на этом месте храм (деревянный) упоминается в 1625г. В некоторых документах он значится также как церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Дехтярном огороде, что у Арбатских ворот. Местность эта была дворцовой Поварской слободой, где жили люди из штата Сытного дворца (по данным 1573г. их было почти 500 человек: повара, хлебники, помясы, скатертники, подключники…). Отсюда и пошли названия улиц и переулков между нынешним Новым Арбатом и Б.Никитской: Поварская улица, Хлебный, Скатертный, Столовый, Ножовый переулки. Слобода царских поваров была богатой – к XVII веку в ней значится два храма. Поварская улица была прежде, с XII века, древней Волоцкой дорогой, ведшей в Волоколамск и Новгород, и служила не только торговой, но и своего рода «правительственной трассой». По ней возвращался из Новгорода в Москву в 1471 году Иван III, а в 1572-м - Иван IV Грозный.

Название храма Симеона Столпника связывают с именем Бориса Годунова, который венчался в праздник этого святого и, вероятно, повелел поставить здесь (и не только здесь) деревянный храм в его честь и в память о своем венчании.

В конце XVII века на месте деревянного храма начали строить новый, из большемерного кирпича. Небольшое здание выполнено в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой. Главный престол храма – Введенский, а приделы – во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний в 1759г. был переосвящен во имя Димитрия Ростовского. Приделы примыкают к изначально более низкой трапезной, которая позднее была поднята в сводах и вытянута в длину с запада, слегка «обняв» открытый первый ярус колокольни.

Внешнее убранство церкви просто и в то же время позволяет ей выглядеть очень нарядной. В первую очередь это достигается благодаря верхней части основного объема с рядами кокошников и узорчатыми барабанами под небольшими луковками куполов. С ними перекликается ажурный шатер колокольни с арочными проемами и двумя рядами окошек-«слухов», обрамленных наличниками. На колокольне были колокола литья мастера Федора Дмитриевича Моторина (1630 - 1688), основателя знаменитой династии литейщиков (утрачены в 1930-х гг.). Под рядами кокошников проведен широкий резной фриз. Пышно украшены и барабаны приделов. Как это было со многими «огненными» храмами (четверик которых украшали ряды кокошников), ярусное покрытие храма Симеона Столпника было заменено на более простое и практичное четырехскатное, и восстановлено только при реставрации в 1966г.

Храм был популярен среди московской интеллигенции как место венчания. Но и до появления такой традиции здесь в 1801г. состоялось одно из самых известных и нашумевших венчаний – графа Николая Петровича Шереметева и актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Ковалевой. Венчание было тайным, хотя все равно наделало немало шума в высшем свете. Здесь же в 1816г. венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина. Кроме двух известных пар, которые непременно фигурируют в описании храма, здесь в декабре 1918г. венчалась будущая жена Михаила Булгакова, Елена Сергеевна Нюренберг, с Юрием Мамонтовичем Нееловым, сыном артиста Мамонта Дальского и адъютантом командующего 16-й армией РККА. А еще через два года с она Нееловым разошлась и вышла замуж за Евгения Александровича Шиловского (прототип мужа Маргариты из знаменитого романа Булгакова). Прихожанином церкви Симеона Столпника на Поварской в последние годы жизни был Н.В.Гоголь, живший тогда в доме Толстых на Никитском бульваре. Священник церкви причащал умирающего писателя в феврале 1852 года.

После революции церковь была закрыта и в 1930г. фактически отдана на слом. Снесли красивую ограду, разобрали часть деталей самой церкви. Полуразрушенная, она достояла до решения о строительстве новой московской магистрали – проспекта Калинина на месте бывшей царской Кречетной слободы. Первоначально церковь, не вписывавшуюся в ряд новостроек из стекла и бетона, собирались снести, но неимоверными усилиями общественности ее удалось спасти. В 1966г. началась реставрация, восстановили изначальную форму кровли, даже украсили маковки крестами, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства срезали автогеном. В 1968г. здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нем разместился выставочный зал мелких животных и птиц: морских свинок, белых крыс, попугайчиков, канареек и т.д. Вскоре небольшое здание насквозь пропиталось навозным запахом. Интерьеры храма были окончательно уничтожены. Животных, к счастью, здесь держали недолго - к 1990-м гг. в храме устраивались выставки живописи и народного искусства.

В 1990г. на главы храма снова водрузили кресты (по распоряжению зам. председателя Мосгорисполкома Матросова). В 1992г. церковь Симеона Столпника была вновь передана верующим, заново расписана молодыми художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан. И сейчас на фоне посеревших от времени высоток Нового Арбата стоит маленькая, но не стареющая белая церковь…

Церковь Симеона Столпника на Поварской - православный храм, построенный в 1676-1679 годах в стиле русского узорочья.

Деревянная церковь на этом месте стояла уже в 1625 году: считается, что она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, который пришёлся на день Симеона Столпника - христианского святого, основоположника столпничества (особый вид подвига - непрерывная молитва на "столпе"), который провёл на столпе 37 лет в посте и молитве.

Построить каменную церковь вместо деревянной распорядился в 1676 году царь Фёдор Алексеевич. В течение 3 лет было построено небольшое здание с 5 главами, колокольней, трапезной и двумя приделами - каждый с отдельной апсидой и главкой. Внешне церковь выглядит достаточно просто, но нарядно: верхний объём здания украшают ряды кокошников, под которыми проведён резной фриз, а колокольня выглядит особенно эффектно благодаря арочным проёмам и 2 рядам слуховых окошек с наличниками.

Главный престол храма освящён в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, а приделы - во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца (в 1759 году переосвящён во имя Димитрия Ростовского).

Советские годы

После Революции церковь была закрыта и определена под снос, лишившись глав и завершения колокольни, однако, в полуразрушенном состоянии сохранилась до строительства трассы Калининского проспекта (будущего Нового Арбата). Чтобы старая церковь не создавала диссонанса с новыми высотками, её решили снести, но общественности удалось отстоять храм.

В 1966 году, когда здание почти разрушилось, началась его масштабная двухлетняя реставрация, в ходе которой церковь была восстановлена: на главах даже появились кресты, однако, их почти сразу демонтировали по распоряжению свыше. После окончания реставрации в 1968 году здание церкви было передано Всероссийскому обществу охраны природы, и в нём расположился выставочный зал мелких животных и птиц.

В 1990 году на главах храма вновь появились кресты, а в 1992 - после распада Советского Союза - его вернули Православной церкви.

За годы работы церковь Симеона Столпника стала популярным местом венчания у московской интеллигенции: здесь венчались Николай Шереметев и Прасковья Жемчугова-Ковалёва, Сергей Аксаков и Ольга Заплатина, Юрий Неёлов и Елена Нюренберг (будущая жена Михаила Булгакова), а также многие другие известные люди. Одним из известных прихожан храма в последние годы своей жизни стал Николай Гоголь, проживавший тогда на Никитском бульваре: в феврале 1852 года священник церкви отец Алексий причащал умирающего писателя на дому.

На сегодняшний день небольшая белая церковь не является доминантой ни Поварской улицы, ни Нового Арбата, находясь в тени новоарбатских высоток, однако, неизменно обращает на себя внимание прохожих: на фоне масштабной советской застройки она выглядит как нечто экзотическое, но вместе с тем - совершенно естественное.

Церковь Симеона Столпника на Поварской находится на улице Поварская, дом 5 (в начале Нового Арбата). Добраться до неё можно пешком от станции метро "Арбатская" Филёвской и Арбатско-Покровской линий.

Деревянная церковь стояла на этом месте уже в 1625 году. По одной из версий, она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, так как этот день пришелся на праздник Симеона Столпника.

Каменная церковь

Каменная церковь была построена в 1676 году по указу царя Фёдора Алексеевича (по другим версиям - в 1679 г.) в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой.

Престолы

Главный престол храма - Введенский, а приделы - во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний в 1759 году был переосвящён во имя Димитрия Ростовского.

Н. А. Найдёнов , Public Domain

В стенах здания сохранились белокаменные надгробные плиты XVII-XVIII вв.

На церковном участке стоял деревянный дом, в котором в 1819 - середине 1820-х гг. жил актёр П. С. Мочалов.

Годы богоборчества

После революции церковь была закрыта и в 1930 году фактически отдана на слом.

Чудом уцелев, полуразрушенная, она дожила до строительства трассы Калининского проспекта, и её собирались снести чтобы она не вносила архитектурный диссонанс с возводимыми высотными зданиями, но усилиями общественности её удалось отстоять. В. А. Десятников в своей книге писал:

«То, что этот памятник украшает ныне проспект, заслуга вовсе не бывшего главного архитектора Москвы и автора проспекта М. В. Посохина. Сохранил её для Москвы Л. И. Антропов. Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока Г. В. Алферова и П. Д. Барановский не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану»

К 1966 году здание почти совсем разрушилось.

В 1966–68 годах прошла его масштабная реставрация, в результате которой была восстановлена изначальная форма кровли, появились даже кресты, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства были срезаны; разобраны искажавшие вид здания пристройки и поздние элементы, снят культурный слой до уровня XVII века и сделана вымостка участка вокруг церкви.

Adam Baker , CC BY 2.0

В первоначальном виде были восстановлены сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объём храма, первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление.

Выставочный зал

В 1968 году здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нём разместился выставочный зал мелких животных и птиц: морских свинок, белых крыс, попугайчиков, канареек и т. д.

Александр Плющев , CC BY 2.0

Вскоре небольшое здание насквозь пропиталось навозным запахом. Интерьеры храма были окончательно уничтожены. В 1990-х годах в храме устраивались выставки живописи и народного искусства.

В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» в эпизоде, где автомобили милиции и скорой помощи едут на вызов, эта церковь дважды попала в кадр, а один раз её изображение было наложено на видео. Обращает внимание надпись «Выставка» крупным шрифтом на щите перед зданием церкви.

Возрождение

В 1990 году на главы храма снова водрузили кресты (по распоряжению зам. председателя Мосгорисполкома Матросова).

В 1992 году церковь Симеона Столпника была вновь передана церкви и заново расписана молодыми художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан.

Сегодня храм святого Симеона Столпника остался один на Поварской улице - все ее остальные церкви были уничтожены в ХХ веке. Историческое окружение храма также почти утрачено – его окружает Новый Арбат.

Фотогалерея






Основан: 1625 год

Полезная информация

Контакты

Адрес: Москва, Поварская ул., д. 5С1
Тел: 8 495 691 21 84
Эл. почта: [email protected]

Престолы

Введения во храм Пресвятой Богородицы
Димитрия Ростовского
Симеона Столпника

Святыня

Храмовая икона прп. Симеона Столпника, сохраненная прихожанами.

Духовенство

Настоятель - иерей Сергий Никитин

Богослужения

по субботам, воскресеньям и праздникам - Литургия в 9 час, всенощная с акаф. празднуемым на текущей неделе святым, иконам Божией Матери - в 17 час; по средам в 17 час. акаф. прп. Симеону Столпнику.

Как добраться

Станция метро Арбатская

Известные венчания в церкви

Храм был популярен среди московской интеллигенции как место венчания.

6 ноября 1801 года тут состоялось тайное венчание графа Николая Петровича Шереметева и актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Ковалёвой. Венчание проводилось в Москве - подальше от чопорного великосветского Петербурга, но все равно наделало немало шума в высшем свете. Дочь крепостного кузнеца Ковалёва, Параша с 7 лет была взята в шереметьевскую усадьбу Кусково для обучения театральному мастерству. Уроки пения ей давала знаменитая Елизавета Сандунова, жена прославленного комика Силы Сандунова, впоследствии владельца главной из московских бань. Драматическому искусству будущую графиню учила артистка театра Медокса М. С. Синявская. Последний раз Жемчугова сыграла в спектакле «Самнитские бани» в театре подмосковной усадьбы Останкино в 1797 году. Её оперный талант была настолько велик, что говорили, что она могла бы занять одно из первых мест среди прославленных певиц Европы. Владелец крепостного театра граф Николай Петрович Шереметев страстно влюбился в актрису.

Здесь же в 1816 году венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина, дочь суворовского генерала Заплатина и пленной турчанки, красавицы Игель-Сюм.

В декабре 1918 года тут венчалась будущая жена Михаила Булгакова, Елена Сергеевна Нюренберг, со своим первым мужем - Юрием Мамонтовичем Неёловым, сыном артиста Мамонта Дальского и адъютантом командующего 16-й армией РККА. А ещё через два года она разошлась с Неёловым и вышла замуж за самого командующего - Евгения Александровича Шиловского (прототип мужа Маргариты из знаменитого романа Булгакова).

1 августа 2005 года в церкви венчались Николай Караченцов и его супруга Людмила Поргина. Таинство состоялось в 30-ю годовщину их свадьбы. Место венчания также было выбрано не случайно. Некоторые эпизоды фильма «Счастье ты моё», в котором Николай Петрович снимался незадолго до аварии, проходили в церкви Симеона Столпника. В этом же храме крестили и его внучку Янину.

Известные прихожане церкви

Прихожанином церкви Симеона Столпника на Поварской в последние годы жизни был Н. В. Гоголь, живший тогда в доме Толстых на Никитском бульваре.

Священник церкви отец Алексий (Соколов) причащал умирающего писателя в феврале 1852 года на дому.

Перед смертью он произнес свои последние знаменитые слова: «Лестницу! Скорее подавайте лестницу!»

Археологи нашли в центре Москвы храмовую табличку XIX века

На артефакте из латуни выгравирована история появления ограды старинной церкви на Новом Арбате:

«1889 год. 30 июля. Воскресенье. Сия ограда вновь устроена на средства жертвователя, прихожанина, дворянина, отставного капитана Степана Андреевича Чихачева при настоятеле церкви Св. Симеона Столпника на Поварской, священнике Михаиле Дмитриевиче Успенском и церковном старосте, дворянине, надворном советнике Николае Николаевиче Галузине» - гласит гравировка.