Подводная лодка virginia. Атомная подводная лодка "Вирджиния": особенности конструкции, вооружения и ходовой части. Российские подлодки не имеют равных

21.12.2023 Самара

ВМС США рассчитывают в 2019 году начать строительство нового типа атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, призванного заменить ныне действующие ракетоносцы типа Ohio. При этом на середину 2020-х годов запланировано также завершение проектных работ по новой многоцелевой АПЛ, поскольку к этому времени выработают свой эксплуатационный ресурс и потребуют замены 4 ПЛ с крылатыми ракетами (переоборудованные АПЛ типа Ohio – прим. ред.) , а с ними и почти 2/3 пусковых установок крылатых ракет подводного флота США.

Сегодня на вооружении ВМС США состоят 7 многоцелевых АПЛ типа Virginia. 8-я лодка – California войдет в состав флота 29 октября. Флот намерен приобрести 30 АПЛ типа Virginia, и есть вероятность, что это количество будет увеличено до 32.


Не исключено, что в целях бюджетной экономии ВМС США заменят корабли двух разных назначений (многоцелевые ПЛ и ПЛАРК) 20-тью лодками нового типа "многоцелевая ПЛ с крылатыми ракетами" в рамках модернизации проекта АПЛ типа Virginia.

"Данное проектное решение осуществимо, и сейчас рассматривается техническая сторона вопроса", – говорится в заявлении Управления подводной войны (так называемого "отдела N87") начальника штаба ВМС США.

Модернизацию подводных лодок Virginia ВМС США ведут совместно со своими подрядчиками по строительству лодок – верфями Electric Boat компании General Dynamics и Newport News компании Huntington Ingalls Industries.

Замысел прост – врезать отсек с универсальными пусковыми установками ракет в корпус многоцелевой ПЛ типа Virginia. Количество пусковых установок еще не определено, впрочем, большинство исследований указывают, что их оптимальное число – 4. Новый отсек длиной 28,7 метра на четверть увеличит длину подводной лодки, которая по проекту Virginia составляет 115 метров.

Стоит отметить, что в носовой части модернизированных (Block III) ПЛ типа Virginia начиная с ныне строящейся ПЛ North Dakota будут установлены два герметичных пусковых контейнера типа Virginia Payload Tube (VPT). В каждом из них предусматривается разместить 6 крылатых ракет Tomahawk (действующие ПЛ типа Virginia вооружены 12 ракетами в индивидуальных ПУ) или другой полезный груз, в том числе транспортные средства и разведывательное оборудование.

На следующих этапах модернизации ПЛ типа Virginia (подсерии Block V, VI и VII) предлагается врезать в корпус отсек Virginia Payload Module в составе четырех расположенных в диаметральной плоскости универсальных пусковых контейнеров диаметром 2,2 метра. В каждом из них можно будет разместить 7 ракет Tomahawk (всего 28) или иной груз, предназначенный для вывода на поверхность. Контейнеры будут оборудованы люками и переходными камерами для их использования силами специального назначения.

Всего модернизированные ПЛ типа Virginia будут вооружены 40 крылатыми ракетами Tomahawk каждая. Одна ПЛАРК типа Ohio несет на борту 154 Tomahawk"а, однако по общему количеству ракет в залпе подводный флот из 20 лодок типа Virginia подсерий Block V, VI и VII будет сопоставим с 4 ракетоносцами Ohio.

В состав ВМС США сегодня входят 4 ПЛАРК типа Ohio, вооруженных крылатыми ракетами Tomahawk. Списание головной лодки проекта запланировано на 2029 год. Чем заменить Ohio, флоту предстоит решить в ближайшее время


Строительство подсерии Block V из 10 лодок начнется в 2019 году, Block VI из 5 лодок – в 2024 году, Block VII из 5 лодок – в 2029 году. По оценкам "отдела N87", установка отсека с Virginia Payload Module приведет к удорожанию на 400-500 миллионов долларов каждой новой ПЛ, стоимость которой без него составит около 2,6 миллиарда дол.

"Может показаться, что это большие деньги, – отмечается в заявлении "отдела N87", – если не учитывать, что 10 ПЛ типа Virginia мы получим по цене одной ПЛАРК".

Превращать ли подсерию Block V ПЛ типа Virginia в многоцелевые ракетоносцы, откладывать ли разработку новой многоцелевой ПЛ до 2034 года – решат высшие чины флота.

"То, как будет выглядеть 30-летний кораблестроительный план, решать начальнику штаба ВМС", – отметил президент Лиги подводников ВМС США контр-адмирал в отставке Джон Пэджет.

Проектирование, строительство и эксплуатация лодок новых серий потребуют от флота изменения финансовой и оперативной стратегий. Если руководство ВМС примет решение в пользу многоцелевых ракетоносцев, его предстоит одобрить Пентагону, а потом – Конгрессу.

С учетом того, что первая лодка на замену ПЛАРК типа Ohio будет заказана уже в 2019 году, проектное решение должно быть принято в ближайшие годы.

В целом же подводные силы США выделяют 4 приоритета в оптимизации корабельного состава :

  1. Разработка АПЛ для замены ПЛАРК типа Ohio.
  2. Включение в 30-летний график строительства многоцелевых АПЛ типа Virginia двух дополнительных лодок в 2018 и 2023 годах для удовлетворения оперативных потребностей флота.
  3. Отсрочка замены ПЛ типа Virginia на период замены ПЛ типа Ohio.
  4. Оснащение отсеками Virginia Payload Module не менее 20 АПЛ типа Virginia (это позволит флоту отложить начало работ по проектированию АПЛ для замены лодок типа Virginia по меньшей мере до 2034 года или до окончания замены ПЛАРК типа Ohio).
Кроме того, из сообщений "отдела N87" следует, что подводные силы США намерены усовершенствовать полезную нагрузку, размещаемую в пусковых контейнерах подводных лодок и включающую в себя в частности :

– подводные необитаемые аппараты в целях повышения эффективности разведки и наблюдения;
– усовершенствованные имитаторы ПЛ и ложные цели;
– перспективные средства ПВО;
– оружие "продолжительного" действия (например, барражирующие ударные ракеты, ударные беспилотные аппараты);
– усовершенствованные средства борьбы с надводными кораблями, в частности, средства РЭБ и нелетальное оружие;
– новую противокорабельную торпеду;
– вооружения с малым временем реакции для поражения внезапно появляющейся цели;
– средства для повышения эффективности действий сил специального назначения.

Подводные лодки с существующим вооружением и новыми возможностями "обеспечат оперативную неопределенность, которой трудно противостоять, – отмечает "отдел N87". – Стоит представить себе, каково это – обороняться сразу против всех возможных угроз со стороны многоцелевой АПЛ потому, что невозможно определить вооружение и назначение этой лодки".

Тактико-технические характеристики

Тип Виржиния»
Водоизмещение: подводное 7800 т.
Размереиия: длина 114,9 м (377 футов); ширина 10,4 м (34 фута); осадка 9.3 м (30 футов 6 дюймов).
Силовая установка: ядерный реактор с водяным охлаждением под давлением «Дженерал электрик» S9G, питающий две паровые турбины мощностью 29 825 киловатт (4000 л.с.), передающие вращательный момент на один вал и водометный движитель.
Скорость и автономность: подводного хода 34 уз; ограничена только потребляемыми запасами.
Вооружение: четыре: 1 дюймовых (533-мм) торпедных аппарата для 26 управляемых по проводам торпед Мк 48 ADVCAP Mod 6 и/или противокорабельных ракет «Гарпун», или мин Мк 67 Мобайл и/или Мк 60 Кэптор а также 12 крылатых ракет «Томагавк» класса «подводная лодка - земля».
Радиоэлектронное вооружение: навигационная РЛС BPS-16, БИУС CCSM, комплект аппаратуры РЭР WLQ 4(V) система акустического противодействия WLY-1,14 размещенных вне и одна внутри прочного корпуса пусковых установок ложны целей, усовершенствованный ГАК с активно-пассивными носовыми акустическими антеннами, двумя обширными встроенными бортовыми гидрофонами, активными килевой и рубочной акустическими антеннами, буксируемыми акустическими гидрофонами ТВ-16 и ТВ-29А.
Летательный аппарат: нет.
Экипаж: 134 человека.

Атомные ударные подводные лодки ВМС США типа «Виржиния», которые также называют «новые ударные подводные лодки», задумывались как усовершенствованный «бесшумный» многоцелевой тип лодок как для действий в открытом океане в противолодочном варианте, так и в мелководных районах для решения всего спектра задач применения оружия против берега. Разработка этого типа сразу же вслед за предназначавшимися для замены лодок типа «Лос-Анджелес» лодками типа «Сивулф», ввод в строй головной лодки которого состоялся в июле 1997 г., может показаться немного странным. Однако тип «Сивулф» оказался слишком дорогим и недостаточно гибким в период после дезинтеграции СССР и создания СНГ, ликвидации стратегической угрозы от советских сил и формирования нового мирового порядка, потребовавших менее затратных решений для отражения всего спектра угроз более низкого, оперативного уровня.

Поэтому ВМС США потребовалась АПЛ нового поколения меньших размеров, чем «Сивулф». Министерством обороны США головным разработчиком определена компания «Электрик боутдивижн» корпорации «Дженерал дайнемикс», которая должна построить первую и третью лодки, получившие названия «Виржиния» и «Гавайи», заложенные в 1999 и 2001 гг. со сроками сдачи в 2006 и 200В гг. соответственно. Компания «Нор-троп Грумман Ньюпорт-Ньюс» строит вторую и четвертую лодки - «Техас» и «Северная Калифорния». Они должны быть заложены в 2000 и 2002 гг. со сроками сдачи в 2007 и 2009 гг. соответственно. Реализация программы строительства осуществляется в тесном сотрудничестве: «Электрик боут» производит цилиндрическую центральную часть корпуса.
«Ньюпорт-Ньюс» - носовую и кормовую секции, а также три отсека, встраиваемые в центральную часть корпуса; каждая компания полностью собирает реакторный отсек.
Корпус содержит структурно объединенные секции с оборудованием двух стандартных размеров по ширине для облегчения установки, обслуживания, ремонта и замены основных систем более совершенными устройствами. Конструкция включает также функционально интегрированные отдельные палубы: командный центр, например, оборудован всем необходимым для работы и отдыха. Управление основывается на применении вычислительной техники с сенсорными датчиками, управление вертикальными и горизонтальными рулями производится посредством двухосевого «джостика» с четырьмя кнопками.
Технические требования включали акустические характеристики не хуже, чем у известных своей малошумностью лодок типа «Си-вулф», поэтому на лодках типа «Виржиния» было использовано новое шумопоглощающее покрытие, изолированные палубные структуры и новая конструкция водометного движителя.

Командование и управление.
За системы «три С» (Command. Control, Commun cation and Intelligence - командование, управление, связь и разведка) отвечает занимающая лидирующее положение компания «Локхид Мартин нейвл электронике» и «Севейленз системз - андеси си-стемз», которые, основываясь на комплексах открытого типа, полностью объединяют их в единые системы управления и применения подводной лодки (средства обнаружения, радиопротиводействия, навигации и управления оружием). Управление оружием производится с помощью варианта боевого комплекса «Рейсе-он» CCS Мк 2. Пуск средств поражения осуществляется из 12 вертикальных пусковых шахт для КРМБ «Томагавк» и четырех 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов. Последние предназначены для применения 26 управляемых по проводам тяжелых торпед Мк 48 ADCAP Mod 6 и противокорабельных ракет UGM-84 «Гарпун» с подводным стартом. Через торпедные аппараты может осуществляться также постановка мин Мк 60 «Кэп-тор».

Каждая лодка оснащается системой акустического противодействия «Нортроп Грумман» WLY-1. которая обеспечивает выдачу данных о дальности и пеленге цели на систему управления огнем, а также установленной на выдвижном устройстве аппаратурой РЭР «Локхид Мартин» BLQ-10.
Для действий сил специальных операций в прибрежных районах лодки обеспечены шлюзовой камерой для выброски и приема боевых пловцов. Эта камера может также использоваться в целях обеспечения деятельности сверхмалых подводных лодок, таких, как «Нортон Грумман» ASDS (Advanced SEAL Delivery System - усовершенствованная система доставки групп ССО ВМС), для переправки с борта на борт групп сил специальных операций


Многофункциональная ГАС.
Главным средством обнаружения при ведении подводной войны является гидроакустический комплекс, который включает акустическую систему выработки данных BQQ-10 и активно-пассивные носовые акустические антенны, два обширных встроенных бортовых гидрофона, активные высокочастотные килевую и рубочную акустические антенны, буксируемые акустические гидрофоны ТВ-16 и тонкую линейную антенну ТВ-29А. Для обеспечения навигации в надводном положении предполагается использовать РЛС BPS-16. Каждая лодка обеспечена двумя универсальными модульными выдвижными «фотоновыми» устройствами, которые не пронизывают лодку, как обычные оптические перископы. Средства обнаружения на выдвижных «фотоновых» устройствах включают камеры телевизионной системы ночного видения и теплового пеленгатора с электронно-оптическим преобразователем, а также лазерный дальномер. Универсальные модульные выдвижные устройства созданы компанией «Коллморген энд Калзони», субсидируемой Италией.
Разработанный компанией «Боинг» комплекс LMRS (Long-term Mine Reconnaissance System) долгосрочная система минной разведки) состоит из двух автономных необитаемых подводных аппаратов длиной 6 м (19 футов В дюймов), автоматизированной подъе

мной стрелы длиной 1В м (59 футов) и необходимой электронной аппаратуры.
Основу энергетической установки составляет ядерный реактор «Дженерал электрик» S9G с водяным охлаждением под давлением с активной зоной, расчетный срок службы которого совпадает со сроком службы подводной лодки, и поэтому не нуждается в перезагрузке. Производимый реактором пар поступает на два турбозубчатых агрегата, вращающих один вал и водометный движитель.

Многоцелевые АПЛ ВМС США четвёртого поколения.

Предназначены для борьбы с подводными лодками на глубине и для прибрежных операций. Помимо стандартного вооружения, лодка имеет также оборудование для специальных операций - необитаемые подводные аппараты, шлюзовую камеру для легководолазов, палубное крепление для контейнера или сверхмалой подводной лодки.

История

Проектирование серии началось в конце 1980-х годов, головная лодка нового типа - SSN-774 «Вирджиния» вошла в состав флота в 2004 году. Предполагается, что в течение ближайших 20 лет ВМС США получит 30 лодок типа «Вирджиния», которые сменят в составе флота АПЛ типа «Лос-Анджелес», которые выпускались с 1976 года по 1996 год. С самого начала планировалась замена АПЛ типа «Лос-Анджелес» на АПЛ типа «Сивулф» («Морской волк»), но из-за слишком высокой стоимости и изменения стратегических приоритетов было отдано предпочтение АПЛ типа «Вирджиния».

5 мая 2007 года во время торжественной церемонии по вводу АПЛ SSN 776 «Гавайи» в боевой состав флота министр ВМС Дональд Винтер заявил:

«Вступление подлодки «Гавайи» в ряды ВМС дает необходимые возможности для борьбы с вызовами будущего. Малозаметность, дальность плавания без пополнения запасов, маневренность (при выполнении самых различных задач) и смертоносность вкупе с высокопрофессиональным и боеготовым экипажем делает эту подлодку самой сильной на подводном театре военных действий».

Планируется, что «Гавайи» будет нести службу в Азиатско-тихоокеанском регионе.

3 мая 2008 года в Уилмингтоне (штат Северная Каролина) торжественно введена в состав ВМС США четвёртая АПЛ SSN 777 «Норт Кэролайн».

В июне 2008 года закончено строительство пятой подводной лодки. Ей стала SSN 778 «Нью-Гэмпшир». Принятие на вооружение состоялось 28 августа 2008 года.

28-29 августа 2008 года в Мексиканском заливе были проведены испытания во время которых из вертикальных пусковых установок были запущены две ракеты Томагавк модификации Block III и Block IV, также из торпедного аппарата была запущена ракета модификации Block III. Во время испытаний в реальном масштабе времени отрабатывалось перепрограммирование цели.

В 2010 году сообщалось, что звукопоглощающее покрытие на подводных лодках оказалось неустойчивым к воде. Происходит отслоение материала от корпуса подлодок, что значительно снижает звукопоглощение. При неполном отслоении листы покрытия сами становятся источником шума.

7 августа 2011 года в городе Ньюпорт состоялась передача восьмой в серии подводной лодки SSN 781 "Калифорния" ВМС США. Включение в состав флота намечено на октябрь.

В апреле 2014 года был заключён контракт с компаниями General Dynamics Electric Boat и Huntington Ingalls Industries Newport News Shipbuilding на постройку десяти атомных подводных лодок модернизированной версии Block IV. Сумма сделки составила $17,6 млрд и стала крупнейшей для контрактов на строительство подводных лодок.

Состав серии

Название
Верфь
Заказан
Начало
работ
Заложен
Спущен
В строю
Порт
приписки
1.
SSN-774 «Вирджиния»

GDEB 30.09.1998 08.1997 02.09.1999 16.08.2003 23.10.2004 Гротон
2.
SSN-775 «Техас»

NNSB 30.09.1998 09.1998 12.07.2002 09.04.2005 09.09.2006 Перл-Харбор
3.
SSN-776 «Гавайи»

GDEB 30.09.1998 10.1999 27.08.2004 17.06.2006 05.05.2007 Перл-Харбор
4.
SSN-777 «Норт Кэролайн»

NNSB 30.09.1998 03.2001 22.05.2004 05.05.2007 03.05.2008 Перл-Харбор
5.
SSN-778 «Нью-Гемпшир»

GDEB 14.08.2003 01.2004 30.04.2007 21.02.2008 25.10.2008 Гротон
6.
SSN-779 «Нью-Мексико»
NNSB 14.08.2003 01.2004 12.04.2008 18.01.2009 27.03.2010 Гротон
7.
SSN-780 «Миссури»
GDEB 14.08.2003 12.2004 27.09.2008 20.11.2009 31.07.2010 Гротон
8.
SSN-781 «Калифорния»

NNSB 14.08.2003 01.2006 01.05.2009 14.11.2010 29.10.2011 Гротон
9.
SSN-782 «Миссиссиппи»

GDEB 14.08.2003 02.2007 09.06.2010 13.10.2011 02.06.2012 Гротон
10.
SSN-783 «Миннесота»

NNSB 14.08.2003 02.2008 20.05.2011 03.11.2012 07.09.2013 Гротон
11.
SSN-784 «Норт Дакота»

GDEB 22.12.2008 03.2009 11.05.2012 29.08.2013 29.08.2014 Гротон
12.
SSN-785 «Джон Уорнер»
NNSB 22.12.2008 03.2010 16.03.2013 10.09.2014 01.08.2015
13.
SSN-786 «Иллинойс»
GDEB 22.12.2008 03.2011 02.06.2014 11.10.2015
14.
SSN-787 «Вашингтон»
NNSB 22.12.2008 09.2011 22.11.2014
15.
SSN-788 «Колорадо»
GDEB 22.12.2008 06.2012 07.03.2015
16.
SSN-789 «Индиана»
NNSB 22.12.2008 22.12.2008 16.05.2015
17.
SSN-790 «Южная Дакота»
GDEB 22.12.2008
18.
SSN-791 «Делавэр»
NNSB 22.12.2008
19.
SSN-792 «Вермонт»
GDEB
20.
SSN-793 «Орегон»
GDEB
21.
SSN-794 «Монтана»
NNSB
22.
SSN-795 «Хайман Джордж Риковер»
GDEB
23.
SSN-796 «Нью-Джерси»
GDEB
24.
SSN-797 «Айова»
GDEB

Конструкция

Уровень шумности АПЛ класса «Вирджиния» находится на уровне АПЛ «Сивулф», и более низкий чем у российских АПЛ 3-го поколения проекта 971 «Щука-Б». Для достижения этого уровня в конструкции «Вирджиния» применяются новые «глушащие» покрытия, система изолированных палуб и новая конструкция энергетической установки. Для уменьшения уровня шума гребной винт установлен в кольцевом обтекателе (фенестроне), глубиною примерно соответствующем диаметру винта.

Впервые в мировой практике на лодке отсутствует традиционный перископ. Вместо него используется многофункциональная телескопическая мачта, не проникающая в прочный корпус, на которой установлены телекамера, передающая по волоконно-оптическому кабелю изображение на экран в центральном посту, антенны радиоэлектронной разведки и связи, датчик инфракрасного наблюдения. Инфракрасный лазер применяется в качестве дальномера.

Для обнаружения мин применяется необитаемые автоматические аппараты с временем автономной работы до 18 часов и разрешающей способностью сонара 10 см.

За рубкой располагается шлюзовая камера, через которую могут выйти на поверхность 9 боевых пловцов.

Серия подводных лодок «Вирджиния Блок III», примерно на 20% переработана для снижения цены и повышения эксплуатационных характеристик. Изменения коснулись носовой части, где двенадцать индивидуальных ракетных пусковых установок были заменены на две установки большого диаметра револьверного типа, каждая из которых способна запустить до шести крылатых ракет типа «Томагавк». Подобная схема пусковых установок уже применяется на АПЛ «типа Огайо», переоборудованных под крылатые ракеты «Томагавк».

ТТХ

Основные характеристики

Тип корабля: МПЛАТРК
-Кодификация НАТО: Virginia
-Скорость (подводная): полного подводного хода - 34 узла.
-Предельная глубина погружения: до 1600 футов (488 метров)
-Экипаж: 100-120 человек в зависимости от решаемых задач

Размеры

Водоизмещение надводное: 7800 т
-Длина наибольшая (по КВЛ): 114,9 м
-Ширина корпуса наиб.: 10,5 м

Силовая установка

Атомная типа GE S9G,
-две турбины,
-гребной винт в кольцевом обтекателе (фенестроне)

Вооружение

Торпедно-минное вооружение: 4 торпедных аппарата, 26 торпед
-Ракетное вооружение: 12 вертикальных ПУ КР «Томагавк» (лодки серии Block I и Block II); 2 ПУ револьверного типа по 6 КР «Томагавк» (лодки серии Block III)

С изменением геополитической обстановки находящиеся в по­стройке АПЛ типа "Seawolf" превратились в своеобразных "ре­ликтов Холодной войны": с распадом СССР и стремительным падением боевого потенциала главная задача многоцелевых АПЛ ВМС США - поиск, слежение и уничтожение АПЛ ВМФ РФ - утрати­ла, в значительной степени, приоритетный характер. Резкое изменение геополитической обстановки породило кризис в подводных силах США. Преодолеть этот кризис можно было только определив новые задачи АПЛ, которые могли стать доминирующими, по крайней мере, в первом десятилетии XXI века.

Уже в январе 1991 года начальник морских операций адмирал Фрэнк Келсо приказал начать разработку проекта подводной лодки умеренной стоимости, которая стала известной как "Centurion" (подводная лодка сле­дующего столетия). В феврале 1991 года министр ВМС официально санк­ционировал выполнение проектных работ. До некоторой степени новый проект опирался на исследования по определению облика подводной лодки, следующей за типом "Seawolf", которые начались, по крайней мере, уже в 1988 году. В октябре 1991 года адмирал Келсо одобрил ее модель боевого использования, а в январе следующего года дал ход документу, содержа­щему диапазоны требований по уровням тактико-технических характе­ристик. Заявленная планируемая стоимость лодки "Centurion" составляла половину таковой для лодки типа "Seawolf" (стоимость, приближающаяся к величине стоимости последних лодок типа "Los Angeles" или приблизи­тельно 600 млн. долл. для серийных кораблей конца 80-х годов).

Для обеспечения снижения стоимости новой многоцелевой АПЛ в ее проект по сравнению с предыдущей АПЛ (тип "Seawolf") вносились суще­ственные изменения. Во-первых, было решено ограничить водоизмеще­ние новой лодки, что привело к сближению этого проекта с АПЛ типа "Los Angeles". Во-вторых, специальным актом конгресса в проекте было разрешено использовать имеющееся коммерческое оборудование. В первую очередь, это относилось к самой дорогой составной части проекта - РЭВ. В комплексах РЭВ должны были использоваться коммерческие процессо­ры и программное обеспечение.

Кроме снижения стоимости постройки единичного корабля большое внимание при разработке проекта уделялось снижению стоимости его эксплуатации. Во-первых, при разработке нового ядерного реактора для новой серии многоцелевых АПЛ, головная из которых получила название "Virginia", ставилась задача не только упростить его конструкцию и повы­сить надежность (за счет снижения количества арматуры и других меха­нических элементов), но и обеспечить работу без перезарядки активной зоны в течение всего жизненного цикла АПЛ. Срок службы активной зоны нового ядерного реактора, получившего обозначение S9G, составляет 30 лет (по некоторым данным - 33 года). Вторым мероприятием, обеспе­чивающим снижение стоимости эксплуатации АПЛ типа "Virginia", стало уменьшение численности личного состава АПЛ.

Внутреннее устройство АПЛ "Virginia"

Большое значение для снижения стоимости эксплуатации АПЛ типа "Virginia" имеет также конструктивно обеспеченная ремонтопригодность корабля и приспособленность его к модернизации. С этой целью на АПЛ принята открытая архитектура системы боевого управления, а также использование погрузочных люков большого диаметра, через которые может осуществляться погрузка-выгрузка достаточно крупного обору­дования и электронных блоков. Впервые это техническое решение было реализовано на стратегических ракетоносцах типа "Ohio", что позволяло существенно снизить продолжительность их нахождения в базе и, за счет этого, повысить их боевую устойчивость в случае первого ракетного уда­ра противника по пункту их базирования.

Вторым важным направлением в разработке проекта АПЛ типа "Virgi­nia" стало обеспечение возможности решения АПЛ этой серии более ши­рокого перечня задач. При этом задача борьбы с малошумными лодками противника не снималась, а становилась одной из прочих задач этих АПЛ. Как следствие этого, требования по скрытности, предъявлявшиеся ранее к АПЛ типа "Seawolf", остались неизменными.

Многозадачность АПЛ типа "Virginia" стала основным ее отличитель­ным признаком по отношению ко всем ранее спроектированным АПЛ ВМС США. В число главных задач, которые должны решать лодки этого типа, включены:

  • противолодочные и противокорабельные действия;
  • нанесение ударов по береговым объектам;
  • выполнение минных постановок;
  • радиоэлектронная разведка и мониторинг тактической обстановки в районе боевых действий (или районе потенциальных боевых действий);
  • прямая поддержка действий надводных кораблей (в том числе, );
  • скрытная высадка на побережье противника ударно-диверсионных групп.

В соответствии с решаемыми задачами изменилось оружие АПЛ типа "Virginia". От использования 8 торпедных аппаратов как на АПЛ типа "Seawolf отказались и вернулись к 4 ТА и 12 вертикальным пусковым установкам крылатых ракет "Tomahawk". Также было решено вернуться к торпедным аппаратам старого калибра (533 мм). При этом для стрельбы по малошумным целям, действующим на мелководье (дизель-электриче­ские ПЛ), предполагалось использовать "легкие" торпеды малого калибра (324 мм, типа Мк. 50 или Мк. 54 LHT). Стрельба этими торпедами, разраба­тывавшимися для использования с авиационных и надводных носителей, должна была осуществляться по методу "самовыхода".

Для решения задачи радиоэлектронной разведки и мониторинга обстановки в районе боевых действий АПЛ типа "Virginia" оснащаются новыми средствами РЭБ, выдвижные устройства которых выполнены в модульном исполнении без прохода внутрь прочного корпуса корабля.

Для обеспечения скрытной высадки ударно-диверсионных групп на занятое противником побережье в конструкцию АПЛ типа "Virginia" включена девятиместная шлюзовая камера, обеспечивающая выход и прием водолазов и бойцов сил спецподразделений при нахождении АПЛ в подводном положении (на глубинах, обеспечивающих проведение та­ких операций). Шлюзовая камера размещена в верхней части кофферда­ма, образованного двумя плоскими переборками, отделяющими первый отсек АПЛ (ГКП, выгородка ТРВ, РЭВ, вероятно, АБ) от второго (жилого отсека). Вероятно, шлюзовая камера может использоваться не только для выхода и приема водолазов, но и в качестве средства аварийного поки­дания ПЛ, лежащей на грунте. Также как на АПЛ предыдущих типов ("Los Angeles" и "Seawolf") люк шлюзовой камеры АПЛ типа "Virginia" обору­дован комингс-площадкой для посадки спасательного аппарата и может использоваться для выхода подводников из затонувшей лодки методом свободного всплытия.

Кроме шлюзовой камеры в конструкции АПЛ типа "Virginia" предусмо­трены также специальные хранилища для оборудования и снаряжения сил спецопераций, размещенные в ограждении выдвижных устройств. Размещение команд спецопераций на борту АПЛ предусмотрено в вы­городке ТРВ, которая в отличие от лодок предыдущих типов обладает большими возможностями по изменению конфигурации (в выгородке могут размещаться до 41 чел.). Также, как АПЛ типа "Los Angeles", лодки типа "Virginia" могут транспортировать сухие палубные ангары DDS (на комингс-площадке шлюзовой камеры) и аппараты для доставки подраз­делений амфибийных сил ASDS (на комингс-площадке кормового ава­рийно-спасательного люка).

С целью эффективного решения противолодочной задачи АПЛ типа "Virginia" оснащены мощным гидроакустическим комплексом. В состав гидроакустического вооружения АПЛ типа "Virginia" входит гидроакусти­ческий комплекс с носовой ГАС AN/BQQ-10, прошедший проверку на АПЛ типа "Seawolf". Использование этого комплекса гидроакустики на лодках типа "Virginia", вероятно, определяется не только желанием сократить затраты на создание нового РЭВ, но и необходимостью уменьшить риск срыва программы постройки новых лодок. Однако это решение, веро­ятно, привело к определенным трудностям. Диаметр корпуса АПЛ тип "Virginia" заметно меньше диаметра лодок типа "Seawolf (10,4 вместо 12,9 метра, т.е. на 2,5 метра меньше), что неизбежно должно было привести к необходимости большей полноты носовой оконечности.

Проблемы, с которыми, в частности, столкнулись ВМС США на ис­пытаниях головной АПЛ "Seawolf", привели к дальнейшим изменениям в составе гидроакустического вооружения АПЛ типа "Virginia": от при­мененных на АПЛ "Seawolf" бортовых широкоапертурных гидроакусти­ческих антенн (AN/BQG-5D) отказались в пользу облегченного образца AN/BQG-5A.

Требование по использованию АПЛ типа "Virginia" в районах с малы­ми глубинами, где минная опасность существенно выше, потребовало дальнейшего совершенствования активных средств гидроакустического наблюдения. В архитектурном облике АПЛ типа "Virginia" это выразилось в появлении заметного "подбородка" в носовой оконечности, в котором размещена новая антенна активной ГАС. Имея высокую разрешающую способность, эта антенна позволяет АПЛ не только уверенно маневри­ровать вблизи неровного грунта, но и осуществлять поиск заякоренных мин, установленных над грунтом. Возможности антенны, размещенной в "подбородке", дополняются антенной, размещенной в носовой части ограждения (поиск мин в толще воды).

Состав протяженных гидроакустических буксируемых антенн АПЛ типа "Virginia", вероятно, также несколько изменится. Их будет также две: "толстая" антенна ТВ-16, размещенная в ангаре по правому борту вдоль прочного корпуса, аналогично АПЛ типа "Los Angeles" и "Seawolf" и "тонкая" антенна, которая должна прийти на замену антенне ТВ-29 (вероятно, антенна ТВ-29А). Планировавшаяся ранее антенна TB-29 была отклонена из-за неприемлемо высокой цены.

Кроме перечисленных гидроакустических средств АПЛ типа "Virginia" оснащаются приемниками системы Acoustic Threat Detection System (аку­стическая система обнаружения угрозы).

Стремление проектантов АПЛ типа "Virginia" создать корабль, способ­ный полностью контролировать окружающую подводную обстановку по всем направлениям, не увенчалось успехом, но в этом направлении им удалось добиться определенного прогресса.

Преемственность проектных подходов, реализованных на АПЛ типа "Virginia", АПЛ типа "Los Angeles" и типа "Seawolf" отчетливо проявляется в наружном облике последней серии АПЛ. Также как на АПЛ типа "Seawolf ограждение лодки "Virginia" сильно смещено в направлении носа, а по­грузка торпедного боезапаса осуществляется через торпедо-погрузочный люк, расположенный в корму от ограждения.

С лодками типа "Los Angeles" АПЛ "Virginia" сближает размещение в носовой оконечности контейнеров крылатых ракет "Tomahawk", однако их установка внутри ЦГБ выполнена по несколько иной схеме. Если на АПЛ типа "Los Angeles" контейнеры были установлены в четыре ряда па­раллельно диаметральной плоскости корабля (по два ряда на борт), то на лодках типа "Virginia" четыре носовых контейнера (по два на борт) разне­сены более широко, чем ближние к ДП кормовые контейнеры. Это может указывать на размещение в этой части носовой оконечности каких-либо прочных конструкций (например, продолжения шахты носовой сфери­ческой капсулы ГАК).

Конструктивно близко к АПЛ типа "Seawolf" и последним АПЛ типа "Los Angeles" реализована кормовая оконечность АПЛ типа "Virginia", в которой сохранена схема кормового оперения и водометный движитель-ный комплекс, аналогичный примененному на АПЛ "Seawolf". Также как на лодках типа "Seawolf" выполнено и ограждение выдвижных устройств, имеющее в носовой части обтекатель для уменьшения подпорного вихря. Использованы в проекте АПЛ типа "Virginia" и технические решения по убирающимся носовым горизонтальным рулям.

Удовлетворить требования по стоимости АПЛ типа "Virginia" (обе­спечить стоимость АПЛ, близкую к стоимости АПЛ типа "Los Angeles") не удалось. В декабре 1996 года были установлены следующие стоимости АПЛ этого типа: головная - 3,272 млрд. долл., вторая - 2,543 млрд. долл., третья - 2,093 млрд. долл., четвертая - 2,112 млрд. долл.

Программа постройки лодок типа "Virginia" подвергается критике не только из-за существенного роста стоимости лодок, но и из-за их недоста­точно высоких боевых качеств. При водоизмещении АПЛ типа "Virginia", составляющем ок. 85% от водоизмещения АПЛ "Seawolf, их стоимость приблизительно такая же, суммарный боезапас составляет приблизитель­но 2/3 от боезапаса лодок типа "Seawolf, мощность торпедного залпа - 50% от залпа "Seawolf. Кроме того, лодки типа "Virginia" хуже приспосо­блены к действиям в Арктике и имеют меньшую глубину погружения.

Работы над совершенствованием АПЛ типа "Virginia" продолжаются. Планами предусмотрен переход на схему полного электродвижения на серийных АПЛ (пока не известно, с какого корпуса), рассматриваются ва­рианты с применением конформных гидроакустических антенн, ведутся работы по созданию новых датчиков и оборудования. Предполагается, что лодки типа "Virginia", также как лодки предшествующих проектов, будут строиться подсериями, в которых будут внедряться более совер­шенные системы и комплексы. Этому должно способствовать модульное построение корабля и его подсистем (в первую очередь, РЭВ).

Головная лодка типа «Вирджиния» SSN-774 вошла в строй в 2004 году. В настоящее время в ВМС США имеется 8 АПЛ типа «Вирджиния», всего планируется построить 30 подлодок этого типа.

Тактико-технические характеристики АПЛ типа «Вирджиния»:

  • тип корабля – по российской классификации: многоцелевая атомная подводная лодка, торпедная с крылатыми ракетами (МПЛАТАРК), по классификации НАТО: SSN (Ship Submarine Nuclear);
  • скорость подводная – 25 узлов;
  • предельная глубина погружения – 250 м;
  • автономность плавания – неограниченная;
  • экипаж – 134 человека;
  • подводное водоизмещение – 7925 т.;
  • длина – 114,8 м;
  • вооружение – 12 ракетных шахт, 4 торпедных аппарата калибра 533 мм.

По информации зарубежных СМИ, новейшая российская атомная субмарина К-560 «Северодвинск» заслужила особую «честь». Глава американской программы по разработке подводных лодок Военно-морского командования США контр-адмирал Дэйв Джонсон разместил макет отечественной АПЛ у себя в офисе, объяснив это тем, что должен постоянно видеть ее и помнить, каким грозным противником выступает российская лодка, созданная по проекту 885 «Ясень». Субмарины этого проекта эксперты относят к четвертому поколению, как и американские подводные лодки типа «Вирджиния». Обе линейки АПЛ относятся к категории многоцелевых.«Если говорить, что «Вирджиния» - многоцелевая, то наши «Ясени» - супер многоцелевые. Российская лодка несет самое разнообразное вооружение, способное поражать наземные, надводные и подводные цели, ставить мины. По номенклатуре вооружений таких лодок в мире больше нет», - рассказал военный эксперт Александр Мозговой в интервью телеканалу «Звезда».Рождение многоцелевых АПЛ 4-го поколения Создание атомной подводной лодки четвертого поколения началось еще в Советском Союзе в 80-х годах. По замыслу разработчиков, новая АПЛ должна была атаковать авианосцы и ракетоносцы противника, уничтожать береговые цели, бороться с подводными лодками. Тогда хотели создать атомную лодку «универсал», чтобы избавиться от других типов субмарин и сократить расходы на их эксплуатацию. Строительство лодки проекта «Ясень» затянулось. Закладку провели на «Севмаше» в декабре 1993 года, а спуск на воду состоялся через 17 лет в июне 2010. Спустя еще три года субмарину получили военные. Всему виной стали политические катаклизмы в стране и развал СССР. Американцы создавали «Вирджинию» в конце 90-х и уже в 2004 первая субмарина проекта сошла со стапелей верфях Electric Boat в Гротоне.По оценке экспертов, стоимость лодок говорит в пользу российской субмарины.«Если брать ситуацию нашего долгостроя, когда цена «Северодвинска» составляет $1,5 миллиарда за 17 лет, против $3,1 миллиарда за пять лет за головную «Вирджинию», то это более чем приемлемо. Тем более, что российские производители сообщают - при улучшенных характеристиках, следующие «Ясени» обойдутся дешевле на треть, и вся кооперация предприятий по их постройке будет исключительно российской», - рассказывает военный эксперт Михаил Тимошенко телеканалу «Звезда».Общие характеристики АПЛ Проект «Ясень» - сочетание лучшего, из того что наработало отечественное подводное судостроение за последние несколько десятилетий. Известно, что лодка 885 проекта имеет не двойной (традиционный), а так называемый полуторный корпус, когда внешней дополнительной оболочкой прикрыта только носовая часть корабля для снижения его шумности. Корпус субмарины сделан из маломагнитной сверхпрочной стали, позволяющей погружаться на глубину в 600 метров. Дополнительное, специальное покрытие корпуса субмарины снижает ее заметность в радиочастотном и инфракрасном диапазоне. Максимальная скорость «Ясеня» 31 узел (чуть более 60 км в час).«Если сравнивать нашу и американскую лодку «Вирджиния», то у нас рабочая глубина больше. У них (американцев) 500 метров максимум, а наши 600 - это дополнительная скрытность и возможность уйти от многих видов современного противолодочного оружия», - отметил военный эксперт Александр Мозговой.Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что дало возможность разместить в носовой оконечности субмарины антенну нового гидроакустического комплекса АПЛ «Иртыш-Амфора-Ясень».«Большее время станция работает в пассивном режиме и принимает сигналы, по сути - это «уши» лодки. По бортам субмарины стоят конформные антенны, сам корпус состоит из блоков гидроакустических станций, которые слушают море по бортам», - пояснил военный эксперт Александр Мозговой.«Корабли проектов 885 («Ясень») и 885М («Ясень-М») обладают абсолютно новым для отечественного подводного кораблестроения смешанным архитектурно-конструктивным типом. В результате значительно увеличен поисковый потенциал мощного гидроакустического комплекса, обеспечивая превосходство корабля в дуэльной ситуации: он раньше «услышит» корабли противника» - цитирует агентство РИА Новости официального представителя Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» - разработчика проекта подлодки. По данным из открытых источников, «Ясень» имеет «чуткие уши», позволяющие ему распознавать корабли и подлодки противника на дальности около 250 км.По уровню шума лодки «Ясень» и «Вирджиния» примерно равны, уверен эксперт, хотя отечественные разработчики и применили особую систему демпферов, что снизило уровень шумности новой отечественной лодки десятикратно.Вооружение Ракеты - основное вооружение российской АПЛ. «Ясень» - подводный корабль, в котором размещены крылатые ракеты с вертикальным стартом. Они расположены в центральной части корпуса лодки, в каждой из 8 шахт можно разместить до 4 ракет. По данным экспертов, «Ясень» может атаковать противника сверхзвуковыми ракетами « и «Калибр», дистанция поражения сухопутных целей и кораблей неприятеля составляет около 500 километров. В дальнейшем, предполагают специалисты, на субмарину могут поставить стратегические ракеты Х-101 с дальностью до 5500 километров. На вооружении российской лодки есть и десять торпедных аппаратов, которые выпускают самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды, боезапас которых составляет 30 единиц. По мнению экспертов, боевые возможности «Ясеня» в разы превосходят потенциал американской «Вирджинии».«Американская лодка несет 12 ракет типа «Томагавк» и 28 торпед для четырех торпедных установок, а у нас только ракет 32 штуки», - объясняет военный эксперт Александр Мозговой. Он отметил, что на американских субмаринах нет ракет, похожих на «Оникс» и способных атаковать корабли. «Вирджиния» с помощью «Томагавков» может уничтожить только береговые цели.Российский же «Ясень» уже получил прозвище «убийца авианосцев». По подсчетам экспертов, 4-5 ракет будет достаточно чтобы отправить на дно крупный боевой корабль.«Ясень» как фактор сдерживания Эксперты сходятся во мнении, что в современных условиях многоцелевые подводные лодки типа «Ясень» будут выступать фактором не ядерного стратегического сдерживания.«Зачем гоняться по океану за каким-то кораблем, можно выстрелить с дальней дистанции по танкеру-газовозу, последствия будут не меньше чем от ядерного взрыва. Да, по количеству мы пока отстаем, у американцев 11 лодок такого типа, у нас одна «Северодвинск», но они реально боятся, что наших «Ясеней» станет гораздо больше, не зря американские военные сообщают что новая русская лодка создаст проблемы в обеспечения зашиты США от российских крылатых ракет», - отмечает Мозговой.Эксперт напомнил, что американцы развернули программу по модернизации лодок типа «Вирджиния», они собираются установить на субмарины новый боевой модуль, чтобы увеличить количество крылатых ракет до 40 единиц. Россия же продолжает строительство новых многоцелевых лодок уже по усовершенствованному проекту «Ясень-М». Корабли заложены и получили имена «Казань», «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск». Планируется, что к 2020 году у России будет от 4 до 8 новых лодок проекта «Ясень».