Российско турецкие проекты. Инвестиционные проекты россии и турции. Какие товары Россия продает в Турцию

10.05.2024 Самара

Запланировано обсуждение торгово-экономических отношений.

Правовая база

Договорно-правовая база экономического сотрудничества двух стран насчитывает порядка 20 документов, среди которых соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве (1991), долгосрочная программа развития торгового, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества (1997), соглашения о сотрудничестве в области энергетики (1997), о поощрении и взаимной защите капиталовложений (1997), по морскому транспорту (2010).

Основные экономические показатели

С начала 2000-х годов двусторонние экономические отношения развивались достаточно динамично. С 2002 по 2014 год товарооборот увеличился более чем в шесть раз: с $5 млрд до $31 млрд (пик товарооборота пришелся на 2012 год - $33 млрд). В 2015 году был зафиксирован серьезный спад до $23,4 млрд, что на 25% меньше показателей предыдущего года.

На фоне кризиса, разразившегося после того, как 24 ноября 2015 года турецкие ВВС сбили в Сирии российский бомбардировщик Су-24М, Россия ввела санкции в отношении Турции. С 1 января 2016 года был установлен временный запрет на ввоз отдельных видов турецких товаров (17 наименований, в т. ч. фрукты, овощи, цветы), прием на работу турецких граждан, выполнение компаниями из Турции отдельных работ и услуг (прежде всего в строительстве, туристическом и гостиничном бизнесе). Были прекращены чартерные воздушные перевозки между РФ и Турцией и введен запрет на продажу туристических туров, а также заморожены совместные проекты, в частности в сфере энергетики. Фактически было приостановлено сотрудничество по всем направлениям.

По данным Федеральной таможенной службы, по итогам 2016 года товарооборот сократился на 32,1% и составил $15,5 млрд (экспорт сократился на 29% до $13,4 млрд, импорт - на 47% до $2,12 млрд). При этом структура экспорта и импорта осталась прежней. Россия поставила в Турцию минеральные продукты (в 2016 году - 57%), газ, нефть и другое минеральное топливо (56,2%), металлы и изделия из них (24,5%). Турция экспортировала машины, оборудование и транспортные средства (33,2%), продовольственные товары и сельхозсырье (29,1%), текстиль и обувь (9,3%), продукцию химической промышленности (15%). Доля Турции в общем внешнеторговом обороте России снизилась в 2016 году до 3,4% (в 2015 году этот показатель составлял 4,4%).

Нормализация отношений

Летом 2016 года по итогам переговоров Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана отношения начали постепенно выходить из кризиса. Был отменен запрет на реализацию туров в Турцию, а также сняты ограничения на чартерные перевозки.

В октябре 2016 года был разрешен ввоз в страну турецких фруктов (доля перечисленных видов фруктов в российском импорте данной группы товаров составляла: мандарины - 29,4%; апельсины - 22,7%; персики и нектарины - 28,3%; абрикосы - 80%; сливы - 13%). 9 марта 2017 года правительство РФ сняло запрет на поставки лука (14,6% от общего импорта данного вида товаров на российском рынке), цветной капусты и брокколи (0,1%), соли (4,3%), жевательной резинки (44,7%) и гвоздик (13,5%) из Турции. С 1 ноября 2017 года был разрешен ввоз турецких томатов в Россию.

Политическая нормализация между Москвой и Анкарой способствовала постепенному возобновлению не только двусторонней торговли, но и размораживанию сотрудничества в таких областях, как энергетика, газовая промышленность, атомные проекты, туризм.

Энергетика

Крупнейшим российским инвестиционным проектом в Турции является сооружение первой турецкой атомной электростанции «Аккую» (Akkuyu; в провинции Мерсин на юго-востоке Турции). Межправительственное соглашение о ее строительстве было подписано в мае 2010 года (ратифицировано сторонами в 2010 года). Документ предусматривает сооружение четырех энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200 общей мощностью 4800 МВт. Это первый в мире проект АЭС, реализуемый по модели BOO ("build-own-operate", «строй-владей-эксплуатируй»). Заказчиком работ по созданию АЭС, а также владельцем атомной станции, включая выработанную электроэнергию, становится российская проектная компания «Аккую нуклеар» (Akkuyu Nuclear). Она была зарегистрирована в декабре 2010 года. Сейчас ее акционерами являются компании, уполномоченные правительством РФ (в частности, 95% акций у госкорпорации «Росатом»). В октябре 2016 года компания приняла на себя обязательство по проектированию, строительству, обслуживанию, эксплуатации и выводу из эксплуатации станции. В феврале 2017 года Турецкое агентство по атомной энергии (ТАЕК, регулирующее ведомство) одобрило проектные параметры площадки АЭС. Осуществить заливку первого бетона здесь планируют в 2018 году. Ввести первый энергоблок в эксплуатацию предполагается к 2023 году. Общая стоимость проекта оценивается в $22 млрд

Сотрудничество в газовой сфере

В настоящее время Россия транспортирует газ в Турцию по газопроводу «Голубой поток», проложенному по дну Черного моря, а также по Трансбалканскому газопроводу ("западный коридор" через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию). Россия обеспечивает около 60% потребностей Турции в природном газе, поставляя порядка 27 млрд куб. м газа в год. Покупателями российского газа является государственная нефтегазовая компания Botas и ряд частных компаний.

Продолжается реализация проекта «Турецкий поток», предусматривающего прокладку газопровода из Анапского района Краснодарского края России по дну Черного моря в западную часть Турции. Протяженность подводной части - 910 км. На сушу он выйдет в районе населенного пункта Кыйыкёй в провинции Кыркларели. Общая протяженность наземной части на территории Турции - 180 км. Проект подразумевает прокладку двух ниток трубопровода мощностью 15,75 млрд кубометров в год каждая (суммарная мощность 31,5 млрд кубометров). Одна из них предназначена для поставок газа турецким потребителям, другая - для снабжения стран Южной и Юго- Восточной Европы (пункт сдачи в районе города Ипсала на турецко-греческой границе). Межправительственное соглашение подписано 10 октября 2016 г. (ратифицировано Турцией в декабре 2016 года, Россией - в январе-феврале 2017 года). Прокладка труб в Черном море началась 7 мая 2017 года. 23 июня 2017 года состоялась стыковки мелководной и глубоководной частей газопровода. "Газпром" планирует завершить его строительство к концу 2019 года.

Турция стала первой страной НАТО , которая приобрела российское оружие: в 1993-1995 годах были заключены контракты на поставки 239 бронетранспортеров БТР-60 и БТР-80, 21 вертолета Ми-8 и 19 вертолетов Ми-17 (15 - в десантно- транспортном варианте, два - в транспортном, два - санитарном). Также Россия продавала Турции автоматы АК-47, АКМ и АКМС, пулеметы ПКМ, снайперские винтовки Драгунова и ручные противотанковые гранатометы РПГ-7.

В 2008 году Россия и Турция заключили контракт на поставки в Турцию 80 противотанковых ракетных комплексов «Корнет-Э» и 800 ракет к ним - общей стоимостью $80 млн (данные "Рособоронэкспорта").

В ноябре 2016 года СМИ сообщили о переговорах Турции и России по вопросу закупки российского зенитного ракетного комплекса С-400 «Триумф» в составе четырех дивизионов. 2 ноября 2017 года стало известно, что сумма контракта с Турцией на поставку С-400 составила более 2 млрд рублей. Первые поставки российских ЗРК С-400 в Турцию должны начаться в 2019 году.

В 2010-х годах Турция была одним из самых привлекательных направлений отдыха для россиян наряду с Египтом. По данным Федерального агентства по туризму, в 2012 году турецкие курорты посетили 2,5 млн российских туристов, в 2013 году - 3,1 млн, в 2014 году их число составило 3,3 млн В 2015 году на отдых в Турцию приезжали 3,5 млн россиян, что стало пиком российского турпотока в эту страну. Всего на долю Турции в 2015 году пришлось 10,1% от общего количества российских туристов, выехавших за рубеж.

После введения запретов на чартерные воздушные перевозки между Россией и Турцией и на продажу туров поток россиян в эту страну практически сошел на нет. По данным Ростуризма, в 2016 году турпоток из РФ упал более чем на 76% - до 866 тыс. человек. В 2017 году ситуация резко изменилась: число российских путешественников в Турцию в первой половине 2017 года увеличилось почти в девять раз по сравнению с тем же периодом 2016 года и составило 1,6 млн россиян.

Другие сферы

В РФ работает около 100 турецких строительных компаний, в частности Renaissance Construction (Ренесанс констракшн), Холдинг «Enka» , фирма IC Ictas insaat. С 2013 года российская группа компаний ГАЗ и турецкая Mersa Otomativ осуществляют проект по сборке на территории Турции автомобилей «Газель». На российском рынке действует ряд совместных обувных и текстильных предприятий: обувная фабрика ООО «Брис-Босфор», текстильная фабрика ООО «Тач текстиль». В России широко представлены бренды турецкой одежды ADL (до 2011 года Adilisik), LC Waikiki, Colin"s.

Российско-турецкие отношения сложно назвать безоблачными. Только за период санкционного давления они несколько раз переживали период взлета и падения. Кремль неоднократно делал ставку на усиление этого вектора, в ответ получал преимущественно "новый удар в спину". Рассмотрим главные события российско-турецких отношений в их временной развертке с 2014 года по настоящее время.

2014—2016 ГГ.

После введения санкций Кремль приступил к поиску альтернативных партнеров. Турция мыслилась в этой связи подходящим кандидатом, поскольку она могла предложить альтернативные пути прокладки газопровода, поставляла на российский рынок продовольствие и инвестировала в российскую экономику.

Кремль не смущали традиционно исторически обусловленные отношения враждебности между государствами. Турция — традиционный геополитический противник, наследник Османской империи, с которой Россия вела многочисленные войны, государство, враждебно настроенное к политическому союзнику на постсоветском пространстве — Армении и, наконец, потенциальный центр притяжения для мусульманских республик, например, Азербайджана. Турция, стоящая в очереди в ЕС, и, соответственно, уязвимая к давлению с его стороны, для России могла быть только непредсказуемым партнером. Но несмотря на это был взят полный курс на укрепление сотрудничества с Турцией, которое за минувшие три года развивалось весьма драматично. Вспомним главные вехи российско-турецких отношений.

1. В августа 2014 года Россия объявила продовольственное эмбарго на товары из Европы и заменила выпадающий объем товаров на турецкие. В этот же период подписываются основные документы по Турецкому потоку.

2. Россия приступает к наземной операции в Сирии, в результате которой происходит обстрел района проживания туркоманов. Российский лидер заявляет, что "я слыхом не слыхивал. Я знаю, что туркмены живут, наши родные туркмены, в Туркменистане, а здесь не понять ничего… Нам никто ничего не говорил", в то время как Эрдоган говорит о том, что лично уведомил Путина о районе проживания туркоманов. Турецкие силы сбивают российский самолет. Отношения с республикой на грани дипломатического разрыва, чему в первую очередь способствовала истеричная реакция Кремля, который требовал публичных извинений и компенсаций. За короткий период времени был принят комплекс антитурецких действий: эмбарго на поставки продовольствия из республики, прекращение инвестиционного сотрудничества, разрыв культурных связей, закрытие доступа россиянам на турецкие курорты, остановка масштабных проектов — Турецкого потока и АЭС "Аккую", отмена безвизового режима, запрет найма турецкой рабочей силы, на выполнение отдельных видов работ турецкими фирмами, на чартерные воздушные перевозки между Российской Федерацией и Турецкой Республикой, усиление контроля деятельности турецких автоперевозчиков на территории России и сокращение таких разрешений до 2000 единиц, усиление портового контроля и контроля обеспечения транспортной безопасности акваторий российских морских портов в Азово-Черноморском бассейне, приостановление деятельности Смешанной межправительственной Российско-Турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

Этот период истории российской внешней политики показал, что российская элита не способна прогнозировать, выстраивать последовательные отношения, что она не может взвешенно реагировать на форс-мажорные ситуации. Вывод из этого неутешителен: нервная, эмоциональная реакция, перегибы, в том числе на местах, неуравновешенная реакция, полностью исключающая оценку ущерба своему народу и собственному бизнесу.

3. Кремль, готовый к продолжению диалога, воспользовался извинениями Турции семье погибших летчиков. Фактически Турция просила прощение не у народа или ее правителя, а у отдельно взятой семьи. Да и текст письма составлялся в тесной консультации с администрацией Кремля. Как заявил один из посредников в процессе перемирия — глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в первом варианте письма Эрдогана Путину не было извинений. Письмо пришлось неоднократно дорабатывать, чтобы в нем нашли отражение формулировки, угодные Путину. Да и в итоге опубликованная версия была скорректирована и включала в себя извинения, в то время как Пресс-секретарь турецкого президента подчеркивал, что в письме Эрдогана не содержалось извинений. Но Кремль выставил это так, будто он одержал победу.

Начался процесс нормализации отношений, в первую очередь был восстановлен проект Турецкого потока. 9 октября 2016 года правительство России отменило запрет на импорт из Турции апельсинов, мандаринов, абрикосов, персиков (включая нектарины) и слив. С 9 марта 2017 года снят запрет на поставки репчатого лука и лука шалот, цветной капусты и капусты брокколи, а также соли и гвоздик. Кремль приступил к нормализации отношений и долгосрочному партнерству. В сирийском вопросе Кремль идет на значительные уступки. Прямую интервенцию Турции в Сирию оставляет без комментариев. В итоге в Сирии формируется коалиция, состоящая из Ирана, Турции и России. Если первые две республики имеют свои геополитические цели в регионе, диаметрально противоположные друг другу, то российская позиция остается туманной и сводится к формуле "нас пригласили, мы пришли".

4. Провокационное убийство российского посла в Анкаре по замыслу преступников должно было осложнить двусторонние отношения, но газ оказался важнее. Убийство Карлова не привело к обострению отношений.

К концу 2016 года Турция была одним из приоритетных партнеров, с которым Кремль выстраивал долгосрочные проекты на основе газового вопроса. Ради Турецкого потока сознательно игнорировались вопросы национальной безопасности, безопасности российских граждан и союзнические отношения России с Ираном и Сирией. Однако начало 2017 года показало, что стратегическую линию необходимо прорабатывать более системно и последовательно.

ГОД 2017: НОВЫЙ УДАР

В марте этого года казалось, что отношения развиваются устойчиво. Путин заявил о восстановлении политического диалога, указал на "солидный потенциал для поступательного развития, добрососедских связей". Эрдоган в свою очередь объявил, что стадию нормализации отношений Москва и Анкара уже миновали.

В феврале-марте 2017 года Турция преподнесла новый урок Кремлю, который сделал ставку на долгосрочное сотрудничество, в первую очередь в рамках газового проекта. Во-первых, власти страны напомнили, что считают Крым не российской территорией. Министр иностранных дел республики заявил, что "Турция полностью поддерживает территориальную целостность, суверенитет, независимость и политическое единство Украины". В феврале глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара не признает вхождение Крыма в состав России. Для большей наглядности они остановили паромное сообщение с Крымом, тем самым поставив под удар отношения с Россией. Турция отказалась принимать корабли, прибывающие из Крыма, хотя на другие регионы России это ограничение не распространялось. Формально Турция не присоединялась к санкциям в отношении Крыма, фактически блокада является ничем иным как санкциями. Основной акцент в этом вопросе Турция делает на защите крымских татар. Во-вторых, Турция ввела таможенные барьеры в торговле с Россией — таможенные пошлины на ведущие статьи экспорта.

‍Анкара лишила Россию права беспошлинной поставки пшеницы, кукурузы и подсолнечного шрота, остановив выдачу лицензий на импорт этой российской продукции. Российская пшеница теперь будет облагаться пошлиной в размере 130%, рис — 45%, подсолнечное масло — 36%, 13,5% — за шрот подсолнечника и более чем 9,5% — за бобовые. Для подсолнечного масла по сути сформированы заградительные ограничения. Фактически при такой пошлине поставки в Турцию будут нерентабельными. С технической стороны все сделано было так, что не вызывало подозрений в политизации темы. Если ранее турецкие производители ввозили российскую пшеницу для переработки и экспортировали ее затем в другие страны и для пшеницы применялась нулевая ставка, то теперь был введен критерий "стран происхождения товара", из списка была изъята Россия. До 15 марта такого списка стран не существовало. Национальная ассоциация экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП) заявила, что Турция фактически ввела эмбарго на поставки сельскохозяйственной продукции из России. Российские производители по заявлению Ткачева смогут переориентироваться только через пять месяцев, все это время они будут нести убытки. Российская реакция, которую озвучил Песков, была в традиционной форме игнорирования прямых сигналов. Песков заявил, что "это обычный экономический процесс". Удивительно даже не это, а то, что Россия все эти годы занималась лишь тем, что ввозила зерно в Турцию, из которого последняя изготавливала муку, за счет которой заняла по сути все арабско-азиатские рынки. Кремль же создал все условия для экспорта зерна, а не для экспорта продукции более высокого передела.

Не исключено, что на введение пошлин Турция пошла с целью наказать Россию за то, что последняя до сих пор не открыла свой рынок для турецких овощей (в первую очередь томатов) и фруктов. В таком случае все партнерство сводится к взаимодействию в формате "око за око".

В-третьих, проамериканские подходы Турции в Сирии будут в дальнейшем осложнять отношения республики с Россией. Эрдоган в преддверии удара США по Сирии заявил, что готов оказать поддержку возможной военной операции США в Сирии, о которой заговорил Трамп в контексте химической атаки в Сирии. Авиаудар США по Сирии с 6 на 7 апреля, который российский лидер назвал агрессией, Турцией был поддержан. Наряду с тем, что Турция выступает против Асада, на стороне которого воюет Россия, отношения обостряются проблемой сирийских курдов, угрожающих территориальной целостности Турции. Анкара обвиняет Россию в поддержке последних. Да и в проекте сирийской конституции, подготовленном Россией, курды получили свою автономию. В марте выстрел снайпера с территории, подконтрольной курдам, привел к гибели турецкого солдата. Согласно соглашению о прекращении огня именно Россия несет ответственность за отслеживание нарушений в упомянутом регионе. В связи с инцидентом Турция уже вызвала российского временного поверенного. Напомним, что в Москве существует неформальный офис сирийской курдской партии "Демократический союз".

Все эти обострения происходят на фоне вполне лояльной Турции политике Кремля:

— правительство планировало отменить ограничения на импорт турецких помидоров. 9 марта 2017 года Россия сняла запрет на поставки в РФ из Турции гвоздик, репчатого лука и лука шалот, цветной капусты и капусты брокколи и соли. Под запретом оставались томаты, продукция птицеводства;

— еще в марте Рособоронэкспорт объявил о готовности возобновить военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Турцией. Ростех сообщил, что Москва предоставила Турции кредит на закупку военной техники. На него турецкая сторона собиралась закупить С-400;

— Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) подписал меморандум о создании с суверенным фондом Турции Российско-турецкого инвестиционного фонда, который будет сосредоточен на средних частных проектах в сельском хозяйстве и других секторах;

— идут переговоры по ускорению процесса введения безвизового режима между Турцией и Россией. Ранее он был отменен решением России от 1 января 2016 года в связи с инцидентом с российским бомбардировщиком Су-24;

— российская сторона активизировала сотрудничество в туристической сфере. С 21 апреля авиакомпания "Победа" планировала открыть регулярные рейсы из Москвы в турецкий курортный город Аланья.

Эти факты подтверждают тезис российского лидера, что страна взяла курс планомерного развития сотрудничества с Турцией. Однако несмотря на это отношения с республикой всегда на грани. Россия словно замкнута в круге недружественных партнеров. И причина кроется не только и не столько в Турции, сколько в том, что Кремль не умеет определять стратегических партнеров: традиционных противников он к себе приближает, а союзников напротив отталкивает. Например, Украина, Молдавия и Грузия — некогда союзные государства, уже интегрированы в структуры западного блока. Белоруссия, с которой Россия формально построила Союзное государство, испытывает на себе "тонкости" кремлевской стратегии в виде газовых конфликтов, таможенных барьеров. Сирия, которая пригласила Кремль для защиты своей территории, столкнулась как с открытым заявлением, что Сирия нам не союзник, прозвучавшим из уст Медведева, так и с тем, что Россия допустила военное вмешательство в конфликт и интервенцию Турции на сирийскую территорию.

Ставка на Трампа как на президента, который придет и восстановит американо-российские отношения, была также весьма опрометчива. Авиаудары по Сирии уже показали, что ни о каких совместных действиях России и США в регионе и речи идти не может, что стороны находятся в противоположных лагерях.

Турция только служит доказательством факта несостоятельности стратегии Кремля при выборе внешнеполитических ориентиров и партнеров.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Турецкая истерия

Закономерное следствие и его последствия

Турция ударит проливами

Турецкое помутнение Кремля

http://rusrand.ru/analytics/turciya-chto-proishodit

Турция: что происходит?

Итоги 2015 года

Подпишитесь на нас

История межгосударственных российско-турецких отношений насчитывает свыше пяти веков (историки ведут отсчет от послания князя Ивана III по вопросам морской торговли, направленного 30 августа 1492 г. османскому султану Баязиду II). Посольство Российской империи в Османской империи на постоянной основе открылось в 1701 г.Дипломатические отношения между Россией (РСФСР) и Турцией (Правительством Великого Национального Собрания Турции - ВНСТ) были установлены 3 июня 1920 г. 16 марта 1921 г. между РСФСР и Правительством ВНСТ был подписан Договор о дружбе и братстве.Базовым документом современных российско-турецких отношений является Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики, подписанный в 1992 г.В декабре 2004 г. в Турцию впервые за предыдущие тридцать лет состоялся официальный визит главы российского государства - Президента Российской Федерации В.В.Путина. По его итогам лидерами двух стран была принята Совместная декларация об углублении дружбы и многопланового партнерства между Российской Федерацией и Турецкой Республикой.Последующие годы характеризовались интенсивным развитием политических и экономических связей.В 2009 г. была подписана Совместная декларация о продвижении к новому этапу отношений и дальнейшем углублении дружбы между нашими странами.В 2010 г. лидерами двух стран был учрежден Совет сотрудничества высшего уровня (ССВУ) - руководящий орган под сопредседательством глав государств, разрабатывающий "стратегию и основные направления развития отношений" между Россией и Турцией и координирующий реализацию важных проектов политического, торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества. Состоялось 5 заседаний Совета, последнее - в декабре 2014 г. в Анкаре.В рамках ССВУ продолжила работу созданная в 1992 г. Смешанная межправительственная Российско-Турецкая комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК), а также была создана Совместная группа стратегического планирования (СГСП, возглавляется министрами иностранных дел) для обсуждения основных вопросов российско-турецкого взаимодействия в международных делах.В рамках ССВУ функционирует также созданный в 2010 г. Форум общественности, нацеленный на дальнейшие развитие двусторонних отношений между народами и организациями гражданского общества двух стран, а также поддержание атмосферы продуктивного диалога.После продолжительного периода динамично развивавшегося сотрудничества отношения кардинально ухудшились вследствие уничтожения ВВС Турции российского военного самолета в воздушном пространстве Сирии 24 ноября 2015 г. Спустя семь месяцев, в течение которых двусторонние связи были фактически заморожены, Президент Турции Р.Т.Эрдоган 27 июня 2016 г. направил послание Президенту Российской Федерации, в котором выразил заинтересованность в урегулировании возникшей ситуации и принес извинения в связи с гибелью российского пилота. Была выражена готовность делать все возможное для восстановления традиционно дружественных отношений между Турцией и Россией, а также совместно реагировать на кризисные события в регионе, бороться с терроризмом.29 июня 2016 г. состоялся телефонный разговор между В.В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом, положивший начало возобновлению политического диалога между Россией и Турцией.В августе-декабре 2016 г. имел место ряд двусторонних контактов на высшем уровне (9 августа 2016 г. рабочий визит Р.Т.Эрдогана в Санкт-Петербург, 3 сентября 2016 г. встреча президентов "на полях" саммита "Группы двадцати" в Ханчжоу (Китай), 10 октября 2016 г. встреча лидеров "на полях" Мирового энергетического конгресса в Стамбуле).5-7 декабря 2016 г. состоялся рабочий визит Премьер-министра Турции Б.Йылдырыма в Российскую Федерацию, в рамках которого были организованы его переговоры с В.В.Путиным, Д.А.Медведевым, В.И.Матвиенко, а также рабочая поездка в Татарстан.1 декабря 2016 г. в Аланье прошло очередное заседание СГСП под председательством министров иностранных дел России и Турции С.В.Лаврова и М.Чавушоглу.Возобновляются межпарламентские связи. 15 сентября 2016 г. в Страсбурге "на полях" Европейской конференции председателей парламентов прошла встреча Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко с Председателем ВНСТ И.Кахраманом.19 декабря 2016 г. в Анкаре в результате террористического нападения был убит Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Турецкой Республике А.Г.Карлов. Руководство Турции осудило это преступление как "провокацию, направленную против Турции, турецкого государства и народа, а также на подрыв процесса поэтапной нормализации российско-турецких отношений". Стороны договорились о налаживании тесного взаимодействия следственных органов двух стран с целью проведения тщательного расследования обстоятельств преступления, выявления и наказания его организаторов, а также принятия максимально эффективных мер по обеспечению безопасности российских граждан, загранучреждений и их персонала.Торгово-экономическое сотрудничество В русле общего понимания о поэтапном восстановлении двусторонних отношений постепенно отменяются специальные экономические меры, принятые Россией в отношении Турции после уничтожения турецкими ВВС российского военного самолета. 30 июня 2016 г. Указом Президента Российской Федерации № 314 снят запрет на реализацию туроператорами росгражданам туристского продукта, предусматривающего посещение Турецкой Республики. 27 августа 2016 г. принято постановление Правительства Российской Федерации №846, позволяющее возобновить чартерные воздушные перевозки с Турцией, а 9 октября 2016 г. - постановление Правительства №1020, снимающее запрет на ввоз в Россию некоторых категорий сельскохозяйственной продукции. В настоящее ведутся двусторонние межведомственные переговоры по вопросу о снятии или смягчении специальных экономических мер в отношении импорта турецких товаров в Россию.Энергетическое сотрудничество 1 декабря 2014 г. на 5-м заседании ССВУ президенты России и Турции обсудили возможности реализации проекта нового газопровода ("Турецкий поток") с целью удовлетворения потребностей турецкого рынка и возможных транзитных поставок в Европу. 10 октября 2016 г. в Стамбуле было подписано межправсоглашение об осуществлении данного проекта.В Турции в соответствии с подписанном в мае 2010 г. российско-турецким межправсоглашением ведется строительство атомной электростанции на площадке "Аккую" (провинция Мерсин). Реализуется совместная программа подготовки турецких кадров для атомной отрасли Турции. В настоящее время более 300 турецких студентов проходят обучение по этой специальности в российских ВУЗах.

По словам неназванного собеседника в администрации президента, в отношении Анкары решения могут быть «жёсткими». К примеру, «Газпром» собирается оценить целесообразность реализации «Турецкого потока». Строительство «Росатомом» АЭС «Аккую» в Турции тоже может оказаться под вопросом.

Напомним, во вторник на этой неделе российский фронтовой бомбардировщик Су-24 был сбит ракетой «воздух - воздух» турецким истребителем F-16. Российский самолёт летел на высоте 6 тысяч метров на расстоянии 1 километра от турецкой границы. По словам Владимира Путина, инцидент будет иметь серьёзные последствия для российско-турецких отношений.

Президент назвал турецкую атаку на самолёт «ударом в спину со стороны пособников террористов».

Таким образом, Анкара была обвинена в пособничестве терроризму.

Неназванные высокопоставленные источники рассказали корреспондентам газеты «Коммерсантъ» о том, что кризис в отношениях Турции и России скажется на совместных бизнес-проектах. И «жертвы» уже обозначены.

Вероятная «жертва» номер один - реализация проекта газопровода «Турецкий поток».

Номер два - строительство «Росатомом» АЭС «Аккую» в Турции.

С турецкой стороны могут возникнуть препятствия для прохода российских судов через черноморские проливы (несмотря на то, что такой транзит по международным соглашениям можно ограничить только в случае войны с Турцией).

И ещё одной жертвой окажется туризм.

Что касается поставок газа Турции, то эксперты, опрошенные «Коммерсантом», сомневаются, что здесь получится «жертва».

Некий источник в администрации президента РФ сказал, что в ближайшее время будут приняты решения, и они окажутся «жёсткими». Что это за решения? Прямого ответа пока нет, поскольку окончательно их выработают по итогам экспертных консультаций.

Сообщается, что оценку целесообразности строительства «Турецкого потока» должен будет дать «Газпром», который и без того пострадал от политической неопределённости в Анкаре. Для «Газпрома» отмена этого «потока» значит, что Турция будет, как и прежде, снабжаться газом через Украину. Не будут использованы сделанные ранее огромные капвложения в газопроводы в России под экспортные проекты через Чёрное море («Южный коридор»). В самом «Газпроме» ситуацию не прокомментировали.

Анкара получает от Москвы около 60% потребляемого газа, а других источников подобного масштаба у неё нет, напоминает издание.

От российской нефти Турция не зависит, зато она способна повлиять на её поставки: ведь это государство контролирует проливы Босфор и Дарданеллы, через которые идёт также существенная часть грузопотока российских черноморских портов, в том числе снабжение авиабазы Хмеймим в Сирии. Впрочем, собеседник газеты из крупной российской госкомпании сказал: «Закрытие проливов было бы катастрофой, но представить такое сложно». Ведь проход через проливы регулируется Конвенцией Монтрё от 1936 года.

Под угрозой может оказаться и контракт России с Турцией по строительству АЭС «Аккую». Строительство станции мощностью 4,8 ГВт ценою в 22 млрд. долл. - самый большой контракт в портфеле «Росатома». Причём госкорпорация должна стать собственником не менее 51% станции. Строительство сейчас напрямую финансирует Российская Федерация: общий объём господдержки, напоминает «Коммерсантъ», должен составить 93 млрд. руб. Соответствующие соглашения по проекту между российской и турецкой сторонами заключены, получена существенная часть разрешений от турецких регуляторов, и полная отмена проекта выглядит маловероятной.

Наконец, туризм. Конфликт с Турцией, пишет издание, может привести к потере туроператорами крупнейшего рынка, и, если это случится, уже в самом близком будущем туроператорам придётся возместить несостоявшимся путешественникам стоимость более чем 40 тысяч приобретённых путёвок, а также вернуть из страны более 10 тысяч человек.

На самом деле это далеко не все вероятные «жертвы», добавим от себя. Существует ещё целый ряд сфер, который могут пострадать от инцидента в небе.

Объём российско-турецкого товарооборота сегодня превысил 31 млрд. долл., и Российская Федерация является одним из наиболее крупных внешнеторговым партнёром Турции. По данным Государственного статистического ведомства Турции, товары из России (на сумму 25,3 млрд. долл.) заняли первое место в структуре турецкого импорта, за ними следуют товары из Китая и Германии.

Мало того, совсем недавно В. Путин и Р. Эрдоган говорили о необходимости нарастить торговый оборот до 100 млрд. долл. в год. Теперь в это и поверить-то трудно.

До 2023 года Россия и Турция могут нарастить товарооборот до 100 млрд. долл., заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. Об этом 23 сентября сообщило ТАСС.

«За последние десять лет двусторонние отношения России и Турции достигли очень хорошего уровня, - цитирует ТАСС Эрдогана. - Несмотря на то, что в мировом плане некоторые негативные моменты отрицательно сказались на товарообороте между двумя странами, всё равно имеется позитив в отношении товарооборота. Наша цель - достигнуть отметки $100 миллиардов. Мы поставили себе такую цель достигнуть до 2023 года».

Чем же ещё торгуют Анкара и Москва?

Как указывает канал «LifeNews», Анкара нарастила в 2015 году (напомним о санкциях Запада против России, к которым Анкара решила не присоединяться) экспорт в РФ овощей и фруктов. Объём только за январь-май составил свыше 560 тысяч тонн. Турция предлагает также мясную, молочную продукцию, рыбу и яйца - в обмен на зерно из России.

Новый виток напряжённости может ударить и по инвестициям, а это огромные деньги.

Как напоминает «LifeNews», в 2013 году из России в Турцию поступило инвестиций на сумму более 950 млн. долл., а из Турции в Россию - чуть больше 520 миллионов. Тут и покупка Сбербанком «Denizbank», и приобретение «ЛУКойлом» автозаправочных станций «Акпет», и выкуп «Интер РАО ЕЭС» активов «Электросетевой компании Турции».

Кого ещё может задеть новый кризис в российско-турецких отношениях?

С 2011 года в Турции работает «Яндекс», отмечает «РБК».

Летом 2015 г. «Яндекс» заключил спонсорский контракт с турецким футбольным клубом «Фенербахче». Наиболее удачными сетевыми проектами в Турции стали «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Пробки». Представитель «Яндекса» отказался давать агентству комментарии в связи с обострением отношений между Россией и Турцией.

На рынке телекоммуникаций Турции действует и «Alfa Telecom Turkey Ltd.» (бывшая структура «Альфа-Групп»). С 2013 года эта компания входит в инвестиционную группу «LetterOne» Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичёва. Она владеет 13,22% крупнейшего турецкого оператора связи «Turkcell».

Группа «ГАЗ» Олега Дерипаски с турецким партнёром «Mersa Otomotiv» с октября прошлого года собирает в Турции «Газель Next». Мощность совместного предприятия - более 9 тысяч машин в год.

Надо ли говорить, что всё это может оказаться под вопросом при осложнении отношений двух государств?

Представитель Генштаба, напоминает далее «РБК», заявил, что «контакты с Турцией по военной линии будут прекращены». А ведь Россия поставляла туркам противотанковые ракетные комплексы «Корнет-Э», вертолёты Ми-17, бронетранспортёры. Турки проявляли интерес и к российской системе противовоздушной обороны «Антей-2500».

Если до сих пор, добавим в заключение, Р. Т. Эрдоган и его правящая партия, в названии которой упоминается «справедливость», умели лавировать между политикой и экономикой, то теперь, похоже, «султанские» замашки Эрдогана, а также личные интересы некоторых его родственничков, не чурающихся сомнительного нефтяного бизнеса в Сирии, взяли верх. Если даже «аннексия» Крыма не помешала туркам торговать с Россией, в том числе и с Крымом, и отказаться от участия в санкциях, то нынче экономика всей страны отодвинута на задний план. Видимо, главный интерес «султана» Эрдогана в том, чтобы его сынок Билал (большой любитель фотографироваться с бородатыми главарями террористов) мог и дальше прикупать нефть у контрабандистов «ИГ», набивая карманы долларами.

Не исключено также, что провокация в небе была согласована с Вашингтоном: недаром из США несутся нелепые заявления о «виновности» России, поправшей воздушные границы страны НАТО, и о том, что расстрел в воздухе российского лётчика - акт «самообороны» (так сказал представитель Госдепа Марк Тонер).

Ясно одно: единой широкой коалиции по борьбе с «ИГ» на Ближнем Востоке не бывать. И это означает, что «султан» (на пару с говорящими головами из Госдепа вроде М. Тонера) сам расписался в своей преданности идеалам боевиков-исламистов.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин.

Наверстать утраченное и выйти на новый уровень взаимодействия. Российско-турецкие переговоры в Кремле. Владимир Путин и Реджеп Эрдоган обсуждают масштабные совместные проекты в области энергетики, региональную безопасность, борьбу с терроризмом, Сирию.

Сначала была встреча в узком составе, затем в расширенном. И, как отметил президент России, связи между Москвой и Анкарой восстанавливаются, и быстрыми темпами.

Несколько минут назад начался рабочий обед с участием членов делегации России и Турции. Он проходит в рамках заседания Совета сотрудничества высшего уровня, работа которого возобновилась после двухлетнего перерыва, связанного с кризисом в отношениях после того, как турецкие ВВС сбили в Сирии российский бомбардировщик.

Владимир Путин встретил турецкого президента в Зеленой гостиной Большого Кремлевского дворца. Во время протокольной съемки Реджеп Эрдоган по-английски спросил сначала Владимира Путина, а затем и Сергея Лаврова: «Как дела?» Встреча в узком составе шла почти три часа - в два раза дольше запланированного.

Помимо президентов, в беседе приняли участие главы внешнеполитических ведомств, министр обороны России, глава турецкой разведки, заместитель руководителя администрации Эрдогана и спецпредставитель президента России по сирийскому урегулированию.

Известно, что вопросы военного сотрудничества президенты обсудили в том числе и тет-а-тет, без членов своих делегаций.

В заседании Совета сотрудничества высшего уровня приняли участие 39 человек. На переговорах с обеих сторон внушительные делегации: кабинеты министров России и Турции практически в полном составе, а также представители крупного бизнеса. Учитывая, что до кризиса официальная Анкара была одним из крупнейших деловых партнеров Москвы, на повестке дня развитие торгово-экономических отношений.

В 2016 году товарооборот между нашими странами сократился на треть и дошел до показателей десятилетней давности. Одна из важных задач, по словам Владимира Путина, вернуть торгово-экономические отношения на прежний уровень.

«Россией и Турцией уже достигнуты неплохие показатели по встречным капиталовложениям, по 10 миллиардов долларов с каждой стороны. Конечно, это не предел. Запуску новых совместных проектов должна способствовать активная деятельность Российско-турецкого инвестиционного фонда. Отрадно, что подлинно стратегического уровня достигло взаимодействие в энергетике. Турция занимает второе место по объемам закупок российского газа. В прошлом месяце вступило в силу межправсоглашение по масштабному проекту строительства газовой системы «Турецкий поток». Практическая реализация этого проекта позволит нарастить объемы поставок природного газа в Турцию, повысить ее транзитный потенциал», - рассказал президент России.

«Мы придаем большое значение развитию нашего торгового оборота и развитию наших экономических отношений. К сожалению, в последнее время товарооборот снизился, но мы ставим перед собой цель его увеличить. Что касается строительства АЭС «Аккую», то для нас скорейший запуск этого проекта имеет жизненно важное значение. Мы следим за его реализацией», - сказал в свою очередь президент Турции.

Амбициозный проект по строительству первой турецкой атомной электростанции «Аккую» планируется завершить к 2023 году. АЭС будет состоять из четырех энергоблоков с российскими реакторами. Ориентировочная стоимость работ: 20 миллиардов долларов. Также планируется, что сегодня будет подписан целый пакет документов, как, например, соглашение о создании совместного российско-турецкого инвестиционного фонда объемом до одного миллиарда долларов для финансирования проектов на территории двух стран.

«Активизация двухсторонних экономических связей способствовала бы увеличению доли национальных валют во взаимных расчетах. Мы знаем, что господин президент это активно поддерживает. Конкретным шагом в этом направлении станет создание в Турции инфраструктуры обслуживания банковских карт российской платежной системы «Мир», - отметил Владимир Путин.

«Что касается туризма, мы потеряли некоторое количество времени, и не могли развивать наши отношения в этом направлении. Но уверен, что мы сможем наверстать это отставание, и, конечно, думаю, мы перейдем на новые способы расчетов. Что же касается безвизового режима, нам нужно скорее решить этот вопрос», - подчеркнул Реджеп Эрдоган.

Еще один ключевой вопрос на переговорах, конечно же, взаимодействие в Сирии и борьба с терроризмом. Наряду с Ираном, Россия и Турция - непосредственные инициаторы астанинских мирных переговоров по урегулированию сирийского конфликта.

«Особого внимания требуют военно-техническое сотрудничество, контакты по линии правоохранительных органов и специальных служб, в том числе с области борьбы с терроризмом. Российские силовые структуры заинтересованы в налаживании обмена информацией о перемещениях по территории наших стран лиц, причастных к террору», - сказал Владимир Путин.

О результатах целого дня российско-турецких переговоров лидеры расскажут на совместной пресс-конференции, которая пройдет в Малахитовом фойе. Для пресс-конференции уже все готово, ожидается, что она начнется в ближайшее время.