Сирии был сбит. Последний полёт разведчика. Кто мог сбить самолёт Минобороны РФ в Сирии. Обострение в Идлибе

20.09.2023 Самара

Самолет Ил-20. © Фото с сайта wikimedia.org

Российский самолет Ил-20 был сбит силами ПВО Сирии в ночь с 17-го на 18-е сентября 2018 года. Самолет-разведчик пропал с радаров в 35 км от побережья Сирии во время ударов израильской авиации по сирийской территории. 15 российских военных погибли. При этом, как говорят российские военные, .

Официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков отметил, что, «прикрываясь российским самолетом, израильские летчики подставили его под огонь средств ПВО Сирии». «В результате Ил-20, у которого эффективная отражающая поверхность на порядок больше, чем у F-16, был сбит ракетой комплекса С-200», — сказал он.

Вина за сбитый в Сирии российский военный самолет полностью лежит на израильской стороне, в телефонном разговоре с главой военного ведомства Израиля Авигдором Либерманом.

Карта инцидента. Маршрут самолетов израильских ВВС показан синей линией. Российского Ил-20 — красной. Изображение Минобороны РФ.

«Несмотря на имеющиеся договоренности о предотвращении опасных инцидентов с Израилем, командование российской группировки войск было оповещено только за одну минуту до нанесения удара израильскими F-16», — указал Шойгу.

Официальные представители Сирии пока никак не комментируют инцидент. А вот Израиль в Twitter-аккаунте Минобороны страны заявил, что его самолеты уже вернулись в израильское воздушное пространство, когда был сбит российский Ил-20.

При этом российский Ил-20 вообще не был в зоне операции израильских ВВС, когда они атаковали цели возле Латакии.

То есть они никак не могли им прикрываться. Также в Минобороны Израиля заявили, что сирийские ПВО вели огонь «беспорядочно» и не проверили, находились ли в воздухе российские самолеты.

Если очистить новость от версий и интерпретаций, то точно известно следующее: Израиль наносил авиаудар по сирийским военным объектам. В районе операции оказался российский самолет. Сирийские ПВО его сбили. Россия обвиняет в случившемся Израиль. Израиль , что виноваты сирийцы.

— Пальто из страуса #NotOurTsar (@Mortis_Banned) 18 сентября 2018 г.

В Средиземном море продолжается операция Минобороны РФ по поиску российского самолёта Ил-20М Воздушно-космических сил (ВКС) с 14 военнослужащими на борту, который в ночь на вторник пропал с радаров в Сирии. Пока непонятно, что могло произойти с самолётом. В это время российские военные зафиксировали пуски ракет из морского района, где находится французский фрегат Auvergne. Также израильские военные самолёты F-16 наносили удары в провинции Латакия. Французские и израильские военные пока не комментируют ситуацию вокруг пропажи российского военного самолёта.

Самолёт-разведчик Ил-20М (обозначение НАТО - Coot-A) российских ВКС в понедельник поздно вечером возвращался на военную базу Хмеймим над акваторией Средиземного моря. На его борту было 14 человек - экипаж и специалисты. Примерно в 23:00 самолёт пропал с радаров управления авиацией российских военных в 35 километрах от береговой линии. В это время российскими радиолокационными средствами контроля воздушного пространства были замечены несколько пусков ракет с находившегося в этом же районе французского военного фрегата Auvergne. Кроме того, четыре израильских истребителя F-16 атаковали сирийские объекты в провинции Латакия.

Командование российской военной базы Хмеймим уже организовало поисково-спасательную операцию в районе пропажи самолёта-разведчика Ил-20М.

Французские и израильские военные пока не комментируют сообщения о пропаже в районе действия их военных российского самолёта Ил-20.

Напомним, что в минувшие выходные боевые корабли Второй постоянной военно-морской группы НАТО приблизились к берегам Сирии. Район Восточного Средиземноморья теперь патрулируют фрегаты ВМС Канады, Греции и Нидерландов.

Кроме того, ранее у побережья Сирии была замечена ударная атомная подводная лодка Talent Королевского флота Великобритании, оснащённая десятью крылатыми ракетами "Томагавк". Также в этом районе находится группировка кораблей ВМФ США, оснащённая как минимум 204 аналогичными ракетами.

Ранее сирийское государственное информагенство САНА сообщало, что в последние дни подразделениям ПВО Сирии удалось сбить несколько ракет, которые были выпущены со стороны Средиземного моря по объектам в городе Латакия, а также по международному аэропорту в Дамаске. По данным агентства, в понедельник на территории Латакии были слышны взрывы, а очевидцы сообщали о ракетах в небе. Сирийские государственные агентства сообщали, что ракетный удар пришёлся на местные заводы по производству алюминия, бытовой химии, а также на местную электростанцию. По словам министра электроэнергетики республики Мухаммеда Зухера Харбутли, ракетная атака продолжалась в течение полутора часов. В связи с этим в некоторых местах вышли из строя линии электропередачи. Ремонтные бригады полностью завершили работу над восстановлением.

Самолёт комплексной радиоэлектронной, фоторазведки и радиоперехвата Ил-20 был создан в 1968 году на базе пассажирского самолёта Ил-18. Он предназначен для разведки вдоль государственной границы и приграничной полосы. По бортам кабины установлены фотоаппараты перспективной аэрофотосъёмки, станция общей радиотехнической разведки. В подфюзеляжной гондоле находится антенна радиолокационной станции бокового обзора и детальной радиотехнической разведки, аппаратура радиоперехвата. Ил-20 можно использовать для радиоперехвата и сканирования радиоэфиров противника, что даёт возможность определять место концентрации сил оппонента.

На борту самолёта обычно находятся восемь операторов радиотехнических систем, а также экипаж из пяти человек. На вооружении Военно-космических сил состоят 15 Ил-20М, ещё несколько самолётов есть у авиации ВМФ.

Как министр обороны Сергей Шойгу, вина за сбитый российский самолет и гибель экипажа «полностью лежит на израильской стороне». ​«Несмотря на имеющиеся договоренности о предотвращении опасных инцидентов с Израилем, командование российской группировки войск было оповещено только за одну минуту до нанесения удара израильскими F-16», — подчеркнул Шойгу, пообещав не оставить без ответа действия израильских ВВС.

По версии израильских военных, причиной гибели Ил-20 стал сирийских систем противовоздушной обороны. Более того, когда сирийские ПВО выпустили ракеты, которые сбили Ил-20, F-16 уже находились в израильском воздушном пространстве, говорится в сообщении Армии обороны Израиля. «Израиль возлагает полную ответственность за инцидент на режим Башара Асада, военные которого сбили российский самолет», — говорится в заявлении.

К вечеру лидеры России и Израиля поговорили по телефону. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху выразил соболезнования в связи с гибелью российских военных. Он пообещал предоставить Москве подробную информацию о действиях израильской авиации в Сирии в понедельник. В ближайшее время эти данные в Москву привезет командующий ВВС Израиля.

Почему сирийская ПВО не опознала российский Ил-20

Проблема дружественного огня в случае действий зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) большой дальности возникает довольно часто, отмечает ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, военный эксперт Василий Кашин. Только в ходе вторжения в Ирак в 2003 году американские Patriot уничтожили два дружественных истребителя (свой и британский) и чуть не сбили еще один американский, напомнил эксперт.

«Общая проблема для средств ПВО большой дальности — когда у вас в одном секторе воздушного пространства есть свои и чужие», — объяснил Кашин. По его словам, расчет ЗРК работает в условиях сильнейшего стресса, отражая налет, который может быть направлен прямо на него. «Применяются средства радиоэлектронной борьбы, все это накладывается на то, что сама система [С-200] довольно старая и не самая совершенная. Конечно, это повышает вероятность ошибки», — подытожил военный эксперт.

По данным Conflict Intelligence Team, за все атаки Израиля по сирийским объектам, которых, как утверждают израильские военные, было более 200, сирийцам удалось сбить всего один израильский F-16. В CIT также напоминают о сделанном весной заявлении Пентагона о том, что сирийские ПВО вели огонь в основном уже после атаки, предположительно, с целью отчитаться о расходовании боекомплекта. «В этих условиях случайное попадание в российский самолет-разведчик выглядит вполне вероятным», — отмечают в CIT.

Возможно, операторы сирийских средств ПВО сопровождали цель как групповую — то есть вели F-16 и Ил-20 одновременно, а затем произвели пуск ракет, отмечает бывший заместитель командира полка С-200, главный редактор журнала «Воздушно-космический рубеж» Михаил Ходаренок.​

«В момент наведения могло произойти разделение этой групповой цели, и головки самонаведения захватили самый мощный сигнал, который дает как раз Ил-20», — пояснил эксперт.

Знакомый с ходом расследования катастрофы источник РБК говорит, что пока рано делать вывод, пытались ли израильские истребители прикрыться российским самолетом. При этом он также отмечает возможность переключения головки самонаведения ракеты на более мощную цель.

Похожая ситуация была в 2001 году, когда над Черным морем пассажирский Ту-154 был непреднамеренно сбит ракетой С-200, запущенной силами ПВО Украины в ходе военных учений, напоминает источник. «Тогда нацеливание ракеты С-200 произошло именно на более ярко-контрастную цель, потому что ракета использовала принцип самонаведения», — пояснил он. По его словам, на любой войне 40% потерь — это дружественный огонь.

В августе 2008 года в ходе войны за Южную Осетию Россия потеряла шесть самолетов. Половина из них была сбита дружественным огнем, говорилось в опубликованном в 2009 году материале издания Moscow Defence Brief.

Ил-20 по сравнению с F-16 — в десять раз более контрастная цель, подчеркивает собеседник РБК. Точность наведения принципиально зависит от комплекса, которым был сделан удар, добавил источник. «У С-200 ракета в пусковой установке видит цель и стартует самостоятельно. И сопровождает цель на всем протяжении полета», — пояснил собеседник РБК.

По его словам, система распознавания «свой-чужой» могла не сработать, потому что радиолокатор подсвета цели С-200 запрашивает данные о принадлежности цели до пуска ракеты, а в дальнейшем ракета идет к цели уже по алгоритму наведения.

Зачем Израиль наносит удары по Сирии

17 сентября Израиль впервые наносил удары по провинции Латакия, хотя периодически атакует военные объекты в разных районах сирийской территории. Это связано с опасениями Тель-Авива относительно роста влияния Тегерана в Сирии, на территории которой присутствуют иранские военные советники и проиранские формирования, сражающиеся на стороне правительственных войск. Кроме того, Тегеран поддерживает враждебное Израилю ливанское шиитское движение «Хезболла», признанное в Израиле террористической организацией, которое также сражается на стороне президента Сирии Башара Асада. Как неоднократно заявляли в Тель-Авиве, действия израильских военных направлены на обеспечение безопасности своей страны — они не допустят установления коридора для поставок оружия «Хезболле» из Ирана в Ливан через территории Сирии и Ирака.

Чаще всего целями израильской авиации становятся расположенные в пригороде Дамаска военные базы, штабы и склады с оружием проиранских сил. Время от времени израильские ВВС наносят удары и по позициям сирийской армии на юге страны граничащих с Израилем районах.

Обычно атаки авиации и ракетные обстрелы по территории Сирии никак не комментировались военными Израиля. Российские военные также предпочитали не высказываться. Для предотвращения нежелательных опасных инцидентов Москва и Тель-Авив открыли специальные каналы связи, по которым израильские военные оповещали своих российских коллег о запланированных ударах.

Что будет с отношениями Москвы и Тель-Авива

Инцидент с крушением Ил-20 над Средиземным морем скорее похож на «цепь трагических случайных обстоятельств», заявил Владимир Путин, отметив, что израильский самолет не сбивал российский Ил-20, и поэтому некорректно ​сравнение этой ситуации с инцидентом почти трехлетней давности, когда турецкий истребитель сбил российский Су-24. «Это все-таки другая ситуация. Тогда турецкий истребитель сознательно сбил наш самолет», — отметил Путин.

Владимир Путин (Фото: Алексей Дружинин / ТАСС)

Удар в спину

Российский истребитель Су-24 был сбит над сирийской территорией турецким F-16 ракетой класса «воздух — воздух» в ноябре 2015 года. Экипаж успел катапультироваться, но выжил только штурман Константин Мурахтин. Пилот Олег Пешков был расстрелян в воздухе сирийскими боевиками. Владимир Путин назвал этот инцидент «ударом в спину». Он привел к резкому ухудшению отношений между Москвой и Анкарой. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган долго не признавал вину Анкары в крушении Су-24 и даже пообещал и впредь сбивать российские самолеты, если они будут нарушать воздушное пространство Турции. Потепление в двусторонних отношениях начало намечаться спустя почти год, когда Эрдоган направил Путину письмо с извинениями.

Ответные действия, как сказал российский лидер, будут направлены на обеспечение безопасности российских военнослужащих и объектов на территории Сирии. Деталей плана президент не раскрыл, лишь отметив, что «это будут такие шаги, которые заметят все».

Эскалации напряженности между Москвой и Тель-Авивом не будет — обе стороны дорожат своими отношениями и нуждаются друг в друге, уверен эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов. «Публично для внутренней аудитории Министерством обороны России высказана корректно твердая позиция, которая должна объяснить гибель россиян», — отмечает эксперт. Кроме того, Мардасов указывает на то, что сдерживание Израилем Ирана выгодно самой Москве — противостояние между Тель-Авивом и Тегераном позволяет России сдерживать иранские амбиции на Ближнем Востоке «чужими руками».

Россия вряд ли пойдет на радикальные и необдуманные меры в отношении Израиля, с которым ей удалось выстроить эффективные рабочие отношения, согласен старший преподаватель Высшей школы экономики Леонид Исаев. «С Тель-Авивом Москве удалось найти общий язык и прийти к пониманию интересов каждой из сторон не только в Сирии, но и в регионе Ближнего Востока в целом — и это работало безотказно до сих пор», — объясняет эксперт. По его мнению, России невыгодно сейчас открывать новый фронт противостояния.

Ускорит ли инцидент передачу Дамаску С-300

Инцидент со сбитым Ил-20 вряд ли станет поводом для поставки систем ЗРК С-300 сирийской армии, против чего категорически выступает Тель-Авив, говорит эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов. По его мнению, С-300 «вряд ли полностью закроют сирийское небо», а передача этих систем Дамаску станет только лишним поводом для Израиля наносить удары по военным объектам проиранских сил на территории Сирии. «Установка С-300 в Сирии лишь изменит парадигму действий ВВС Израиля, которые будут пытаться сперва вывести системы из строя, а затем уже наносить удары по обозначенным целям», — поясняет эксперт.


Зенитный ракетный комплекс С-300 (Фото: Сергей Бобылев / ТАСС)

По мнению Семенова, чтобы обезопасить провинции, где находятся российские базы, необходимо разграничить территории, где присутствуют различные «токсичные» для Израиля проиранские структуры. «В таком случае Россия могла бы требовать прекращения действий ВВС Израиля в провинциях Тартус и Латакия или даже взять эти регионы под свой зонтик», — считает эксперт. Но проиранские структуры, по словам Семенова, как раз создают в этих районах собственные объекты в расчете на то, что Израиль не будет из-за российского присутствия проявлять такую активность, как на юге Сирии.

Поставки более современных средств ПВО Дамаску станут опрометчивым шагом, и это в Москве прекрасно понимают, согласен Мардасов. «Максимум — российские специалисты могут продолжить восстанавливать боеспособность уже существующей сирийской системы ПВО для поддержания суверенитета Сирии», — считает он.

Для предотвращения опасных ситуаций, по мнению эксперта, Израиль и Россия могут договориться о более своевременном взаимном уведомлении и ограничении полетов израильской авиации рядом с российскими объектами.​

Об этом сообщает CNN со ссылкой на чиновников Пентагона, передает ЕвроПравда . Сообщается, что сирийские системы ПВО пытались отразить ракетный удар Израиля и одна из сирийских ракет попала в российский военный самолет.

США узнали об инциденте, потому что сирийские силы передавали на международной частоте радиосвязи

Позже США получили прямое сообщение от другой страны о типе самолета и обстоятельствах инцидента. Чиновники Пентагона не называют эту страну, но, вероятно, Россия является единственной страной, которая бы точно знала, какой тип самолета был сбит.

Представитель Пентагона сообщил, что ракеты были выпущены не американскими военными, но отказался говорить о том, кто стоял за ударами. Представитель израильских сил обороны отказался комментировать информацию о ракетных ударах.

Следует отметить, что сирийские войска вооружены российскими системами ПВО.

Российские СМИ подтверждают, что над Средиземным морем пропал самолет Ил-20 с 14 военными на борту. Самолет исчез "во время ударов израильской авиации по Сирии и пусков ракет с французского корабля".

"17 сентября около 23:00 при над акваторией Средиземного моря в 35 км от побережья Сирии пропала связь с экипажем российского самолета Ил-20", - сообщили в Минобороны РФ. По словам российских военных, "отметка Ил-20 на радарах управления авиацией исчезла в ходе атаки четырех израильских самолетов F-16 по сирийским объектам в провинции Латакия".

Сейчас россияне проводят поисковую операцию, судьба экипажа и людей, которые находились на борту, пока неизвестна.

Справка УНИАН, Ил-20 - советский военный самолет радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы, разработанный на базе пассажирского самолета Ил-18. Оборудован РЛС бокового обзора, ИК-сканером, оптическими датчиками, системой спутниковой связи для обмена данными в режиме реального времени. Производился с 1968 по 1976 годы.

Новая российская потеря в Сирии. Над Средиземным морем пропал с радаров самолет Ил-20

Россия винит Израиль и оставляет за собой право на ответные действия. Если следовать заявлению российского Минобороны, Ил-20 был уничтожен ракетой сирийской ПВО, которая стреляла по израильским самолетам. Те прикрылись российским бортом, намеренно создав опасную ситуацию, утверждают в министерстве

Самолет Ил-20. Фото: Максим Кузовков/ТАСС

Обновлено в 14:42

Вина за сбитый на территории Сирии российский Ил-20 и за гибель экипажа полностью лежит на израильской стороне. Об этом заявил глава Минобороны России Сергей Шойгу в телефонном разговоре с израильским коллегой Авигдором Либерманом.

«Минобороны России по различным каналам взаимодействия неоднократно призывало израильскую сторону воздерживаться от ударов по сирийской территории, создающих угрозу безопасности российских военнослужащих», — подчеркнули в министерстве.

Ранее в Москве признали, что Ил-20 российских ВКС был случайно сбит сирийскими силами ПВО. При этом вину за инцидент Москва возложила на Тель-Авив, поскольку рядом находилось несколько самолетов израильских ВВС — именно по ним или по их бомбам была выпущена сирийская ракета.

Позднее армия Израиля заявила, что страна скорбит в связи с гибелью российского самолета. При этом она считает, что ответственность за случившееся несет Дамаск, а также Иран и «Хезболла». Сирийскую сторону Израиль считает «полностью ответственной» в данной ситуации. Кроме того, страна готова предоставить российскому правительству всю необходимую информацию.

На борту сбитого самолета-разведчика находились 15 российских военнослужащих. О выживших не сообщается. Самолет упал в 30 километрах от побережья Латакии, в поисках были задействованы восемь кораблей и катеров ВМФ России.

С заявлением выступил официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков:

«Заход на цели осуществлялся на малой высоте со стороны Средиземного моря. При этом израильские самолеты преднамеренно создали опасную ситуацию для надводных кораблей и воздушных судов, находящихся в этом районе. Бомбометание выполнялось недалеко от места нахождения французского фрегата Auvergne и в непосредственной близости от заходившего на посадку самолета Ил-20 ВКС России. Прикрываясь российским самолетом, израильские летчики подставили его под огонь средств ПВО Сирии. В результате Ил-20, у которого эффективная отражающая поверхность на порядок больше, чем у F-16, был сбит ракетой комплекса С-200. Израильские средства управления авиацией и летчики F-16 не могли не видеть российский самолет, так как он заходил на посадку с высоты пяти километров. Тем не менее они преднамеренно пошли на эту провокацию. О планируемой операции Израиль командование российской группировки войск в Сирии не предупреждал. По горячей линии уведомление поступило менее чем за одну минуту до удара, что не позволило вывести российский самолет в безопасную зону. Расцениваем данные провокационные действия Израиля как враждебные. В результате безответственных действий израильских военных погибли 15 российских военнослужащих. Это абсолютно не отвечает духу российско-израильского партнерства. Мы оставляем за собой право на адекватные ответные действия».

В Кремле обеспокоены произошедшим инцидентом. Вот что заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков:

заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ «Ситуация анализируется. Вы знаете, что первые данные этого анализа были озвучены в заявлении Министерства обороны. Весьма недвусмысленно была дана оценка действиям, которые были названы как провокационные. Поэтому сейчас нет необходимости что-либо добавлять к такому четкому заявлению, которое было сделано нашим оборонным ведомством. Все остальное позже».

Как получилось, что у сирийских ПВО не сработала система «свой — чужой?» Рассуждает начальник аналитического отдела журнала «Солдаты России» Анатолий Матвийчук :

— Там такая ситуация, что наши самолеты как союзники Сирии оснащены системой «свой — чужой». Собственно говоря, [чтобы] навести оружие сирийских ПВО, этот самолет был довольно проблематичным. Эта система постоянно запрашивает…

— Система «свой — чужой» могла дать сбой? Почему она не сработала?

— Нет. Это гарантированная система. Туда вводятся определенные пароли. Эти пароли доведены и до ПВО Сирии, так как они наши союзники. Проблематично навести оружие, потому что система наводки обязательно даст сбой и откажется поражать свой самолет.

— Есть ли риск подобных повторных инцидентов?

— На ошибках учимся. После того как сбил наш самолет турецкий истребитель, мы начали летать с прикрытием. Может, и сейчас мы будем летать с прикрытием.

На этот же вопрос ответил председатель совета ПИР-Центра Евгений Бужинский :

— У ракеты нет [системы] «свой — чужой». Комплекс С-200 — это не «свой — чужой». Он просто засекает цель, захватывает и идет к цели. Другое дело, что действительно, если они стреляли или пускали ракету по F-16 и он прикрылся Ил-20, у которого отражающая поверхность, естественно, как Конашенков правильно сказал, на порядок больше, естественно, эта ракета вмазалась в Ил-20, а не в F-16. Ничего там она не перенацеливалась, просто израильтянин совершил маневр, прикрылся нашим самолетом. Но вы представляете, вот едете вы по дороге, и вдруг на вас сбоку летит (вы едете в крайнем правом ряду), а в соседнем идет грузовик. Вы — раз! — подставились под грузовик, и машина, которая летит сбоку, врезалась в грузовик, а не в вас. Я думаю, что так, потому что С-200 не самая умная ракета. Это достаточно старый комплекс. Это не С-400 и не С-500, где ракета уже более совершенна.

— Можно ли объяснить то, что произошло, версией о непосредственной ошибке сирийских сил ПВО?

— Что значит ошибкой? Сирийская система ПВО работает, они видят, что летят четыре F-16. Ну, естественно, они ж не просто летят крыльями помахать, а для того, чтобы наносить удар. Естественно, они приводятся в боевое положение и начинают перехватывать или обстреливать эти цели. Ничего, никакой ошибки. Там нормальная работа в условиях войны.

Посла Израиля вызвавали в МИД РФ из-за ситуации со сбитым в Сирии самолетом Ил-20.

Тель-Авив ситуацию в целом и новые заявления российских военных на момент выхода материала не комментировал. Особого интереса к инциденту в Израиле тоже не было, рассказывает израильский журналист и аналитик интернет-портала Izrus Александр Коган:

— Наступает день траура, Йом-кипур. То есть Сирия, Иран, Ирак и так далее — есть какие-то упоминания о том, что произошло на территории Сирии, о сбитом, как я понимаю, сирийскими ПВО самолете, но я вас хочу расстроить или обрадовать: это не ключевая тема для Израиля на сегодняшний день. У нас начинается пост через семь часов, который будет длиться 25 часов. Если израильтяне наносили удар на территории Сирии, то для того, чтобы воспользоваться идущим на посадку российским самолетом, они должны были досконально знать график посадок, вылетов, полетов российских самолетов. Вы думаете, что это действительно реальный вариант развития событий, что действительно как бы идет координация в таком плане — ребята, вот в 00:23 минуты наш самолет пойдет на посадку на таком-то аэродроме? Я сомневаюсь.

— Обычно ВВС Израиля атакуют иранские объекты на юго-западе Сирии, вблизи израильской границы. А что могли они, соответственно, делать в Латакии?

— Не знаю, не малейшего понятия, потому что, во-первых, еще раз, как я вам сказал, на данный момент нет никаких официальных подтверждений с израильской стороны по поводу того, что бомбились какие-то объекты в Латакии именно израильскими ВВС. Во-вторых, как бы в Латакии, насколько я знаю вообще, уровень координации и того, что происходит в Сирии между Израилем и Россией, всегда был на самом высоком уровне. Там несколько раз российские самолеты залетали на территорию Израиля, и подобного рода проблемы решались очень быстро. Не было никаких конфликтных ситуаций. В этом вопросе опять-таки, значит, может быть, что-то не так пошло в координации, если действительно речь идет об израильских самолетах. Я думаю, что на данный момент официальные лица будут воздерживаться от каких-либо комментариев, пока действительно не станет ясно, о чем идет речь.

В прессе и со стороны сирийских властей регулярно звучат сообщения об израильских авиаударах по территории Сирии. Обычно целями называют объекты «Хезболлы» и проиранских подразделений. Израиль занимает принципиальную позицию и, как правило, не комментирует возможное участие своей авиации в подобных операциях.