Архангельский собор в кремле. Архитектурный анализ архангельского собора Храм в котором находится усыпальница царей адрес

07.03.2024 Санатории

Архангельский собор украшает южную - «княжескую» часть Соборной площади. Он расположен рядом с Благовещенским собором и входит в число основных храмов на территории Московского Кремля. Вплоть до ХVIII в. там находили вечный покой великие князья и цари, а сейчас мы воспринимаем этот памятник архитектуры как частичку «живой и зримой» истории российского государства.

Во времена Средневековья и Русь, и европейские страны находились в непрерывной борьбе, будь то внешние неприятели или междоусобные конфликты. При этом главной проблемой были не разбойники и гражданские войны, а борьба между удельными князьями. Междоусобицы шли из-за земель, денег или Великокняжеского престола. Немного было тогда мудрых политиков, которые выступали за объединение, подобно Александру Невскому.

Так или иначе, войны на Руси не прекращались, и все мужчины были потенциальными воинами-защитниками. Небесным покровителем всего воинства на Руси издавна считался Архангел Михаил. В честь этого святого и был возведен при брате Александра Невского Михаиле Хоробрите деревянный храм на территории Московского Кремля. В период правления Великого Князя Ивана Калиты его воссоздали уже в камне.

Иван III вновь занялся перестройкой Архангельского собора и пригласил для этого итальянского архитектора Алевиза Нового или Фрязина. Таким необычным прозвищем мастера наделили уже в России, потому что попросту не могли выговорить настоящее имя Алоиза Ламберти да Монтаньяна. Алоиз-Алевиз подошел к делу серьезно и занялся изучением русской культуры. При этом он так полюбил все русское, что даже одеваться стал по-другому, сменив изысканные итальянские наряды на добротные русские костюмы.

Храм планировали использовать в качестве усыпальницы для великокняжеского рода. Алевизу Новому, подобно его предшественнику, строителю кремлевского Успенского собора, Аристотелю Фиорованти, пришлось со всей тщательностью изучить традиционное русское храмостроительство и следовать его основным принципам. Однако он выполнил задачу творчески и воссоздал внешний облик собора, добавив в него итальянские конструктивные особенности. С фасадов храм был разделен на две горизонтальные части при помощи карниза, а вместо традиционных для русской архитектуры лопаток в два ряда установили пилястры, увенчанные коринфскими капителями. Закомары тоже отделены карнизами, а во внутреннем пространстве в качестве декора помещены резные раковины.

Во время возведения нового собора Иван III умер, и его погребли в еще недостроенных стенах. Попечителем строительства пришлось стать князю Василию III. С этого момента Архангельский собор стал усыпальницей, там находили упокоение Великие князья, а потом и цари вплоть до Петра Великого.

В XVI веке храм обнесли галереями. Росписью он был украшен изначально, но сохранилась только работа мастеров, которая была выполнена в период с 1652 по 1666 годы и точно воспроизводила предыдущую. Старую роспись можно видеть только на стенах диаконника, в месте захоронения Ивана Грозного.

Архангельский собор сверкает пятью главами. Он относится к крестово-купольному типу. У куполов есть заметное смещение на восток, непривычное для русских архитектурных памятников. Форма столпов, или колонн, кресчатая, а не круглая, как у Успенского собора, построенного Аристотелем Фиорованти. В западную часть храма установили двухъярусную паперть для членов княжеской семьи, с приделом в честь святого Акиллы.

Во второй половине XVI века к северной и южной апсидам пристроили два одноглавых придела – в память о мученике Уаре и Иоанне Предтече. У них есть отдельные входы со стороны площади.

Архангельский собор знаменит, как усыпальница царских родов Рюриковичей и Романовых. Всего в нем расположено 46 захоронений, относящихся к царским династиям. Первым был Иван Калита, а последним - брат Петра I Иван Алексеевич. Здесь же захоронили сначала и Бориса Годунова, но затем тело родоначальника несостоявшейся династии было выброшено из стен собора и перенесено в Троице-Сергиеву Лавру Лжедмитрием. Покоятся в соборе и личности, возведенные в ранг святых - царевич Дмитрий Иванович и Михаил Черниговский.

Архангельский собор выделяется своим иконостасом, представляющим немалую историческую ценность. Его установили в 1681 году, к этому же времени в большинстве сврем относятся и иконы. Главная святыня – древнейшая житийная икона Архангела Михаила, которую, если верить преданию, создали благодаря супруге князя Дмитрия Донского Евдокии.

Собор неоднократно переживал тяжелые времена. В Отечественную войну 1812 года Наполеон разместил в здании алтаря походную кухню и провиантский склад. В мятежные революционные годы собор был сильно поврежден при обстреле и закрылся, а в 1929 году в Кремле снесли Вознесенский монастырь и перенесли в храм останки женской половины великокняжеского рода. В 50-х годах прошлого века собор стал музеем, а в 1991 Патриарх Алексий II проводил в нем службу над мощами Дмитрия Донского, канонизированного православной церковью в 1988 году.

Сейчас храм состоит из трех престолов: центрального в память об Архангеле Михаиле, южного придела - Зачатия Иоанна Предтечи, Северного придела - мученика Уара, и у западного входа - придела Покрова Пресвятой Богородицы.

Примечательно, что люди прилагали больше усилий для разрушения храма, чем неумолимое время. Он обстреливался, закрывался и вновь ремонтировался.

В 70-х годах XX столетия его реставрировали и открыли для посещения. Сейчас попасть в Архангельский собор можно, приобретя билеты на территорию Кремля.

В фокусе этой статьи будет Архангельский собор Московского Кремля. Монументальное сакральное сооружение привлекает внимание своей нетипичностью, даже инородностью. Его купола, кроме главного, не имеют позолоты. И снаружи собор выглядит как итальянский палаццо времен Высокого Ренессанса. Но наружные приделы и галерея соотносят церковь с древнерусскими канонами зодчества. А что же внутри? Интерьеры словно проникнуты идеей самодержавия, воспетого Русской православной Церковью. И в этом нет ничего удивительного: ведь храм изначально задумывался как дворцовая капелла, да еще и усыпальница всех московских князей «мужескаго пола».

Великих княжон и цариц хоронили в соседнем Вознесенском соборе. После того как его взорвали, останки женщин перенесли в Архангельский. Можно ли увидеть все это? Несомненно. Ведь с 1955 года в Архангельском соборе работает музей. А по большим религиозным праздникам в храме проводятся службы. Интересная деталь: перед каждой из них собор освящают наново. Давайте же вместе пойдем на виртуальную экскурсию в этот храм. Представленные ниже фотографии помогут вам составить представление о вычурной архитектуре и прекрасном богатом убранстве этого чуда итало-русского зодчества.

Архангельский собор Московского Кремля: история

Почему он так назван? Архистратиг Михаил издавна считался покровителем московских князей в их ратных делах. Предводитель ангелов, победивший с воинством небесным Сатану, чтился ими. Отправляясь в поход, русские князья обращались к нему с молитвой о победе. Вот почему Архангельский собор просто обязан был возникнуть на Соборной площади Московского Кремля. И он появился, правда, не такой, каким мы видим его сегодня. Первое здание было, как и весь Кремль, деревянным. Скорее всего, его воздвигли во время недолгого правления князя Михаила Хоробрита (1247-1248), брата Александра Невского. Это была вторая по величине церковь города. Однако первый Архангельский собор Московского Кремля не предназначался для захоронений князей. Сам Михаил Хоробрит, погибший в войне с литовцами, покоится в Успенской церкви во Владимире. И только начиная с племянника этого князя, Даниила, который унаследовал трон, московских правителей хоронят в пределах Архангельского собора. Но скоро деревянный храм снесут и построят на его месте каменный. А потому настоящей усыпальницы в первой церкви не было. У южной стены был похоронен Даниил, а в самом храме - его сын Юрий.

Первый каменный собор

В 30-х годах четырнадцатого века Московский Кремль уже начал приобретать современный нам вид. Появились каменные соборы: Успенский, Спаса на Бору и Святого Иоанна Лествичника. Великий князь Владимирский и Московский Иван Данилович Калита завершил ансамбль площади. А помог ему в этом… неурожай ржи. Когда злак повсеместно пошел в рост и не дал зерна, князь дал обет, что построит каменный собор взамен обветшалого деревянного, если его страну минует голод (и связанный с ним бунт). В исполнение клятвы он в 1333 году - за одно лето, как сообщают рукописи - воздвиг церковь. Ее уже в сентябре окропил митрополит Феогност. Этот Московский Архангельский собор времен Калиты был небольшим. На скромные размеры указывают сжатые сроки строительства и запись в Степенной книге шестнадцатого века: по сравнению с «ветьхим» храмом, «новый был велик». Скорее всего, это была одноглавая четырехстолпная церковь, подобная Спасу на Бору. Позже к ней стали достраиваться приделы - скорее всего, деревянные. Они носили названия, созвучные именам сыновей Калиты, похороненных в Архангельском соборе - Андрея Критского и Симеона Столпника. Через полтора века, в 1471 году, храм обзавелся еще двумя приделами: Воскресения и апостола Акилы. Можно ли увидеть что-либо, оставшееся от собора времен Калиты? Ученые до сих пор спорят об этом. Одни считают, что современный нам Архангельский собор Московского Кремля архитектор шестнадцатого века построил «с нуля». Другие же утверждают, что старая постройка не была разобрана до основания, а была включена (фрагментарно) в новую.

Собор Алевиза

Эпоха, когда был сооружен теперешний Архангельский собор Московского Кремля - век шестнадцатый, самое его начало. А точнее, 1505-1508 годы. Для того чтобы понять идею собора, нужно знать его историю. Еще в середине пятнадцатого столетия в здание, возведенное Калитой, попала молния. Пожара удалось избежать, но ветхий храм очень пострадал от сильного ветра и бури. Во время правления Ивана Третьего, Великого князя Московского, решено было разобрать грозящее обрушиться сооружение и построить на его месте новый Архангельский собор Московского Кремля. Город Москва к тому времени переживал расцвет. Возводились новые церкви, монастыри, строились мосты. Кремль принимал вид, каким мы видим его сегодня. Для такой титанической работы приглашались итальянские мастера, считавшиеся на то время непревзойденными зодчими. Зубцы кремлевских стен в виде «ласточкиных хвостов» являются как раз примером ломбардского архитектурного стиля. Для постройки Архангельского собора был выписан из Милана мастер Алевиз Фрязин Новый. Может возникнуть вопрос: почему у итальянца такая русская фамилия? На самом деле, Фрязин - это прозвище. Так в России называли иностранцев. В начале шестнадцатого века их приезжало много - по ведению князей что-то строить да расписывать… И вот прибыл новый фрязин, по имени Алевизо. Так его и записали в расчетных книгах.

Согласование ренессансного зодчества с православным каноном

Новый Фрязин Алевиз принимал участие и в постройке Московского Кремля. Однако возведение культового сооружения - дело более тонкое, тут необходимо было придерживаться канона. И в то же время князь желал, чтобы его дворцовый храм был в «модном стиле». Надлежало соединить строгую геометрию итальянского Возрождения с традиционным пятиглавием, полуциркулярными сводами и круглыми расписными столпами, присущими древнерусской сакральной архитектуре. Алевиз справился с этой задачей. Как и его соотечественник Фиорованти, работавший над Успенским собором, он отдал предпочтение пятиглавной кровле. В планировке зодчий применил крестово-купольную систему и полуциркулярные своды, что привело к прежней дробности и неравномерности членений. И этим Архангельский собор Московского Кремля отдаленно напоминает теремковый стиль древнерусских храмовых построек. Согласно православному канону, Алевиз соорудил двухъярусную паперть. Она расположена в западной части храма, возле придела Святого Акилы. Женщины царской семьи могли наблюдать за службой, стоя на специальных хорах на втором ярусе. В остальном же храм выполнен в духе итальянского Возрождения. Это проявляется и в отделке стен белым камнем (само здание кирпичное), и в многопрофильных карнизах, ордерных пилястрах с капителями, украшенных растительным орнаментом, и в закомарах, декорированных «раковинами».

История постройки

Приказ о расчистке места под новый Архангельский собор Московского Кремля Иван Васильевич Третий издает 21 мая 1505 года. К октябрю старую церковь полностью (по другой версии историков - частично) разобрали. Великий князь Московский собственноручно заложил первый камень в постройку нового собора, но через несколько дней умер. Трон унаследовал его сын Василий III. И продолжение работ проходило уже под его патронатом. Через четыре года после начала строительства здание было завершено. Это пятиапсидное и шестистолпное сооружение, теперь имеющее восемь приделов, увенчивалось пятью главными куполами. Первоначально они были крыты чернолощеной черепицей, но никогда золотом. И этому были свои причины. Храм был освящен митрополитом Симоном восьмого ноября 1508 года.

Церковь-некрополь

Трудно теперь сказать, когда именно Василию Третьему пришла в голову мысль переоборудовать в усыпальницу великих русских князей Архангельский собор Московского Кремля. Дата его приказа о захоронении предков в стенах новой церкви относится все к тому же 1508 году - времени окончания строительства и освящения храма. Еще раз подчеркнем, что в Архангельском соборе первоначально были захоронены лишь отпрыски мужского пола. Женщины рода - царицы или княжны - находили успокоение под сенью церкви Вознесения Богоматери в Московском Кремле. Общим некрополь стал лишь в двадцатом столетии. Когда большевики взорвали Вознесенский собор, останки женщин царского рода были перенесены в Архангельский. Этим объясняется концепция внутренних росписей. В Архангельском соборе Московского Кремля, в нижнем ярусе, мы видим «портреты» русских князей. Это Василий Темный, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Третий. Скорее, это условные изображения, поскольку говорить о портретном сходстве не приходится. Представлены здесь и удельные князья: Иван и Андрей Старицкие, Владимир Храбрый и его внук Василий Ярославович, Симеон Калужский и Борис Волоцкий, Андрей Угличский и другие. В верхнем, более почетном ярусе, можно увидеть изображения правителей Киевской Руси. Самое центральное место занимает портрет Василия Третьего - донатора собора.

Гробницы царей

Всего в Архангельском соборе Московского Кремля пятьдесят четыре мужских захоронения. Надгробные плиты 46 из них были заменены в 1636-37 годах, а в 1903 их покрыли бронзой под стеклянным куполом. До переноса столицы в Санкт-Петербург специально назначенные архиереи в годовщину успения совершали панихиды. В соборе похоронены почти все цари, умершие до середины восемнадцатого века - от Калиты до Ивана Алексеевича, брата Петра Первого. Исключения немногочисленны: это Даниил Александрович, чей прах в Даниловом монастыре не стали тревожить, Борис Годунов, кости которого вышвырнул Лжедмитрий (позже они были захоронены в Троице-Сергиевской Лавре. Зато здесь находится могила Петра II, внука основателя Санкт-Петербурга. Его прах не перенесли в Петропавловский собор Северной столицы, поскольку боялись заражения (молодой человек скончался от оспы в возрасте 15 лет в 1730 году). Иван Грозный полагал, что ему полагается особое место погребения. Он с двумя сыновьями покоится в дьяконнике Архангельского собора в Москве. Кстати, его могила в 1963 году была вскрыта. М. М. Герасимов исследовал череп царя и воссоздал его портрет. Длинный нос и круглые глаза Иван Грозный унаследовал от бабушки-гречанки, Софии Палеолог. А рост царя был в метр и восемьдесят сантиметров. В его костях, а также в останках его жен Марфы Собакиной обнаружилось много ртути. Скорее всего, царскую фамилию систематически травили.

Архангельский собор Московского Кремля: описание

Этот храм - полная противоположность соседнему, Успенскому. У того «начинка» ренессансная, а внешний вид - русский. В Архангельском же соборе интерьер полностью отвечает канонической православной церкви, хотя снаружи - особенно с западного фасада - здание выглядит как итальянский палаццо времен Высокого Ренессанса. Впрочем, позднейшие пристройки несколько изменили его внешний вид. Во второй половине шестнадцатого столетия Архангельский собор Московского Кремля, архитектура которого в общем плане осталась неизменной, обзавелся двумя приделами: Иоанна Предтечи и Покровским (позже переименованным в Святого Уара). С трех сторон церковь опоясала открытая галерея. В восемнадцатом веке ее убрали, но переделали центральную главу. Прежде она была шлемовидная, а стала луковкой. Классицизм внес свои коррективы: с закомар убрали декоративные фиалы, они приобрели стрельчатую форму. Тогда же сняли и черно-красную черепицу с куполов. В позапрошлом веке к храму с южной стороны прилепилась двухэтажная пристройка для священников.

Росписи собора

Лишь спустя полвека, уже при Алексее Михайловиче (1565), покрылся фресками Архангельский собор Московского Кремля. Описание некоторых из них было дано выше. Но кроме «портретов» царей здесь есть и картины религиозного содержания. Прежде всего, это сюжет борьбы Архангела Михаила с Сатаной, что объясняется названием храма. Но эти старинные фрески сохранились только в усыпальнице Ивана Грозного. Там можно увидеть картину по евангельскому рассказу о богаче и Лазаре. В середине семнадцатого века эти росписи были сбиты. По прорисям их обновили иконописцы Оружейной палаты. С конца XVI и в XVII столетиях изображения царей исполняются не в технике фрески, а темперой на досках или холстах. В них уже прослеживается портретное сходство с Федором Иоанновичем, его сыном Михаилом и внуком Алексеем (правили с 1598 по 1682 годы). Первоначальный иконостас не сохранился. Тот, что мы видим сегодня, был создан в 1681 году.

Новейшая история собора

Здание храма подвергалось разрушению и всякий раз реставрировалось. Во время Русского похода Наполеона в алтарной части собора была установлена военная кухня! При этом пострадал иконостас. В 1813 году пришлось заменить колонны нижнего яруса и резьбу царских врат. В 1913 году, по случаю празднования трехсотлетия рода Романовых, в Архангельском соборе провели масштабную реконструкцию. В это время над усыпальницей царя Михаила Федоровича была воздвигнута сень с массивными лампадами. Во время Октябрьского переворота храм пострадал от обстрела кремля. А на следующий год его вообще закрыли. В 1929-м Московский Архангельский собор принял в свой подклет белокаменные гробницы с останками женщин из династий Рюриковичей и Романовых. А с 1955 года в храме открылся музей. Службы в Кремле были запрещены вплоть до падения Советского Союза. Теперь храм передан Церкви.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Привычный нам облик собор получил уже при Иване III - в 1505-1508 годах. Строить храм пригласили архитектора Алевиза Фрязина Нового из Венеции. Фрязиными (от «фряги» или «варяги») москвичи называли всех иностранцев, поэтому настоящие фамилии итальянских зодчих того времени не сохранились.

Архангельский собор стал полной противоположностью Успенскому - традиционный русский храм оформили в стиле ренессансного палаццо. Церковь получилась так хороша, что русские зодчие стали активно использовать детали европейской архитектуры. А в 1772 году для укрепления здания храма появились контрафорсы из белого камня. Автор этой архитектурной хитрости - Василий Баженов.

Купола Архангельского собора - единственные из кремлевских церквей не позолоченные, потому что здесь находится древнейшая усыпальница московских князей.

Что есть что в церкви

В соборе покоятся все русские цари до Петра I, кроме Бориса Годунова. Также здесь погребен император Петр II. Всего в усыпальнице 53 захоронения. Большинство находятся под плитами пола с надгробиями XVII века. При подготовке к празднованию 300-летия дома Романовых их закрыли еще и медными застекленными футлярами.

Отдельно от всех захоронен Иван IV. Он считал, что достоин особого места погребения. Тело царя покоится в дьяконнике вместе с прахом двух сыновей. В 1963 году могилу Ивана IV вскрыли для научного исследования, и Михаил Герасимов воссоздан портрет царя (его можно увидеть в Музее Москвы). Тогда же в костях Ивана IV обнаружили много ртути. Кто-то считал, что так царь лечился от венерических заболеваний, но, скорее всего, его медленно травили. Много ртути нашли и в крови Марфы Собакиной - третьей жены Ивана IV, умершей почти сразу после свадьбы. Ее похоронили в Вознесенском монастыре, но когда в XX веке обитель разобрали, все захоронения перенесли в подклет пристройки Архангельского собора.

В Архангельском соборе также погребен царевич Дмитрий, погибший в Угличе. До сих пор никто не знает, то ли он упал на нож в припадке эпилепсии, то ли его зарезали. В 1812 году французы увезли с собой серебряную раку усыпальницы, где находились мощи царевича, но сами мощи сохранились. Уже в 1813 году изготовили новую раку.

Также в Архангельском соборе находится пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее Бориса Годунова перезахоронили в Троице-Сергиевой Лавре.

Фрески в Архангельском соборе писали 92 художника при царе Алексее Михайловиче.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Уникальность росписи в так называемых надгробных портретах. Это условные портреты в нижнем ярусе стен над захоронениями великих московских и удельных князей. Конечно, галерею исторических лиц открывает изображение Ивана Калиты.

Большое место в живописи Архангельского собора занимает военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом. Архангела Михаила считали небесным покровителем и заступником князей в ратных делах. Поэтому, отправляясь в военные походы, русские монархи совершали в Архангельском соборе обряд поклонения предкам и просили у них духовную силу для победы.

В советское время службы в кремлевских храмах запретили. Но с 1990 года в Архангельский собор вернули православной церкви, хотя там продолжает работать музей. По престольным праздникам в соборе проходят богослужения. При этом перед службой его освящают заново.

Архангельский собор Московского Кремля на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить к истории Архангельского Собора в Москве?

Архитектурный анализ какого-либо здания – задача весьма непростая для дилетанта. Нам приходится этим заниматься и при этом использовать многочисленные архитектурные термины, малоизвестные широкой публике. Поэтому было решено пояснить, что за деталь скрывается под тем или иным понятием, тем более, что зодчие применяли подобные элементы начиная с XV века. В качестве примера возьмём Архангельский собор Московского Кремля.

Откроем книгу Т.В.Власовой “Архангельский собор”, где на стр.30 найдём архитектурное описание собора:

“Алевиз Новый, как истинный итальянец, “одел” фасады Архангельского собора в строгую ордерную декорацию. С помощью горизонтального среднего пояса, все фасады собора поделены на два яруса, причём каждый ярус получил законченное оформление, что создаёт иллюзию этажности здания”.

Другими словами, Алевиз Новый, будучи представителем архитектурной школы ренессанса, применил во внешнем убранстве классическое сочетание несущих и несомых конструкций, например, пилястры с базами и капителями. Если смотреть на собор с разных сторон, то видно, что горизонтальная тяга зрительно делит собор на две части – верхнюю и нижнюю, поэтому создаётся впечатление, что храм двухэтажный.

При этом каждый ярус существует как бы независимо от другого, их архитектурное убранство различно.

“Высокий и мощный нижний ярус с декоративными арками в пряслах служит постаментом для более лёгкого, верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филёнками”.

Итак, нижний стен ярус Архангельского собора выше, чем верхний.


Это хорошо видно на снимке. Пряслами в архитектуре называют участки стены, разделённые пилястрами. (Участок стены может быть выделен не пилястрами, а лопатками, на внешних стенах интересующего нас собора их нет, отличие пилястр от лопаток изучим позже). Пилястра – это вертикальный плоский выступ стены. Пилястра очень похожа на колонну, в ней тоже есть база и капитель. Но только колонна – несущий элемент в архитектуре, а пилястра – декоративный. Проще говоря колонна служит опорой для находящейся сверху конструкции: антаблемента, фронтона и т.п., а пилястра – это имитация колонны, приставная деталь, ничего не несущая.


На снимке – прясло западной стены Архангельского собора. С двух сторон оно выделено пилястрами с капителями и базами.

На западной стене собора – три прясла, на южной и северной – по пять. Нижний ярус Архангельского собора украшен арками, по одной в каждом прясле. Арки украшают три стены храма – северную, западную и южную.


Нижний ярус северной стены. На снимке хорошо видны пять прясел и арки в них. Прясла разделены пилястрами.
На западной стене собора есть только три прясла.

Верхние ярусы каждой стены значительно меньше и легче. Украшения прясел верхнего яруса – филёнки. Филёнкой называется обведённая рамкой или заглублённая часть стены (или двери, или пилястры). Вот филёнка на западной стене Архангельского собора.

Грубо говоря, филёнка – это прямоугольная рамка на стене вокруг окон.

Эти филёнки-прямоугольники верхнего яруса лучше выражены на северной стене.


“Вертикальные прямоугольные выступы стены, также разделённые по горизонтали надвое, превратились в пилястры, элементы классического ордера. Они опираются на базы, завершаются композитными капителями и несут в двух ярусах раскрепованный антаблемент, состоящий из архитрава, гладкого фриза и карниза.”

С пилястрами мы разобрались. Осталось ещё обратить внимания на то, что они не сплошные, а как и стены, разделены на верхнюю и нижнюю часть. В пилястрах выделяются базы и капители. Верхушка пилястры называется капитель, нижняя часть – база.


База пилястры
Капитель пилястры

На пилястрах лежит антаблемент.

Антаблемент – это верхняя часть здания, балка, завершение стены, которая опирается на колонны. В большинстве случаев, антаблемент состоит из трёх частей, у каждой из которых есть своё название – архитрав, фриз и карниз. Чтобы долго не объяснять, посмотрите на рисунок.

Фото с сайта http://allfacades.com/2014/02/antablement/

Обратим внимание на антаблемент южной стены собора.

На снимке ясно видно, что антаблемент покоится на капителях пилястр. Обратим на них внимание. Рисунок цветущего растения не повторяется ни на одной из 35 капителей, они все разные! Приведу снимки некоторых из них.

“По средней линии каждого яруса расположены высокие и узкие окна. Подражая архитектуре древнерусских храмов, Алевиз завершает фасады Архангельского собора декоративными закомарами-нишами, украшенными огромными белокаменными рельефными раковинами, как в Венеции и акротериями (скульптурными украшениями) в виде высоких стройных сосудов – фиалов”.

Боюсь ошибиться, но, кажется, акротерии и фиалы не сохранились, поэтому рассматривать их здесь не будем.

“Неравномерная разбивка южной и северной стен на прясла и волнообразный ритм полукружий раковин, размеры которых зависят от ширины прясел, усиливают архитектурную пластику прясел.”

Осталось обратить внимание на то, что прясла южной стены (которая смотрит на реку) и северной (её видно с Соборной площади) имеют разную ширину. Соответственно, раковины в закомарах тоже разного размера. Эта особенность очень хорошо заметна на северной и южных стенах собора.


Северная стена Архангельского собора

Теперь приведу снимки с обозначением различных архитектурных деталей на стене Архангельского собора.

1 – пилястра
2 – филёнка
3 – база
4 – антаблемент
5 – капители

6 – прясло
7 – окна-медальоны (о них речь ниже).

В заключении абзац, с которого, следовало начать анализ собора:

“Конструктивную основу Архангельского собора составляет традиционный для домонгольской Руси тип шестистолпного крестовокупольного храма с каноническим пятиглавием, позакомарным покрытием и выступающими с восточной стороны полукруглыми апсидами.


На восточной стене видны сильно выдающиеся алтарные апсиды – полукружия

Стены собора, согласно древнерусскому принципу, разбиты на прясла, которым в интерьере ответствуют продольные и поперечные нефы. Однако богатый декор прясел делает почти невозможным прочтение их структуры.”

Другими словами, Алевиз Новый взял за основу типичный древнерусский храм. Но украсил его таким образом, что угадать в нём традиционную архитектуру весьма сложно. Особенно богато украшен западный фасад храма – центральная закомара прорезана круглыми окнами-медальонами (на схеме – 7). В среднем прясле второго яруса устроены два больших арочных окна.

Добавим, что в конце XVIII века юго-восточный угол храма укрепили контрфорсами (каменными подпорками).

Подчёркнуто западноевропейский облик Архангельского собора вызывал неоднозначную реакцию наших предков. Согласно преданию, митрополит Московский аж в бороду плевался, когда ему приходилось служить в этом храме. Ибо считал он его “богомерзким и богопротивным” из-за его “фрязинского”, “латинского” облика. С тех пор прошло более пятисот лет, ничего богопротивного в соборе на наблюдается. Это дивный древнерусский памятник, но… с заметным ренессансным, итальянским акцентом.

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1505 год
Окончание строительства: 1508 год
Архитектор: Алевиз Новый
Координаты: 55°45"00.6"N 37°37"04.5"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Архангельский собор или собор св. Архистратига Михаила (в древности имевший ещё одно название: «церковь св. Михаила на площади»), который является частью архитектурного ансамбля Московского Кремля , испокон веков являлся усыпальницей русских царей и князей.

История строительства Архангельского собора Московского Кремля

Согласно всем историческим данным, Архангельский собор ведёт свою историю с 200-х годов 13 века.Ученые с большой долей уверенности считают, что его деревянный предок «возник» во время, когда на княжеском престоле правил Михаил Хоробрит - брат Александра Невского . Во время его княжения, Москва того времени насчитывала всего 2 церкви, и Архангельский собор был одной из них. Короткое правление Хоробрита объясняется его преждевременной смертью в бою с литовцами.

Вид на собор с Боровицкой улицы

Однако похоронен он был в Успенском соборе во Владимире . После этого практически всех Московских князей хоронили только в соборе св. Архистратига Михаила.

Архангельский собор Ивана Калиты

Уже в 14 веке на Руси случилось несчастье - неурожай ржи. Тогда же начался голод и с целью избавления от него князь Московский Иван Калита дал обет возвести храм. В то время количество церквей в Москве прибавилось - были уже построены храм св. Иоанна Лествичника, Успенский собор и храм Спаса на Бору. К этой троице прибавился и Архангельский собор, построенный из камня. К сожалению, у историков насчёт этого храма имеется очень мало сведений - достоверно известно, что храм возведён летом 1333 году, а освящен - в сентябре того же года.

Вид на собор с запада

Также известно, что в том храме были достроены приделы, названные в честь святых, имена которых соответствовали именам сыновей князя: Андрея Критского и Симеона Столпника. Кстати, сыновья Калиты были захоронены в том же Архангельском соборе. Также точно известно, что в 70-х годах 15-го столетия храм пополнился ещё двумя приделами Воскресения Господня и апостола Акилы. Эти приделы были построены из дерева, и они сильно пострадали во время крупного пожара 1475 года, который охватил весь Московский Кремль.

Однако уже в 1481 году приделы Воскресения Господня и Акилы-апостола было решено заменить на каменные. Буквально через год работы по реконструкции были выполнены и в сентябре того же года приделы были освящены. Трудно что-либо говорить о месте возведения обновлённых приделов из камня, так как совершенно неизвестно расположение прежних пределов из дерева и тем более не известно, были ли построены новые приделы на месте старых.

Вид на собор от Благовещенского собора

Судьба Архангельского собора при Иване III и его сыне Василии III

Под конец правления Московского князя Ивана III собор св. Архистратига Михаила обветшал настолько, что встал вопрос об его реконструкции. Дело в том, что собор сильно пострадал ещё от одного события - сильного удара молнии в 1450 году. Поэтому в мае 1505 года князь Иван III Васильевич только и успевает, что повелеть разобрать старый собор и заложить новый. Дожить до конца строительства ему не удалось, а похоронен он был в только что начавшем строиться новом Архангельском соборе. Довел дело до финального конца его прямой наследник - сын и князь Василий III. Храм, построенный под его началом, благополучно дожил до наших дней.

Интересным моментом в истории постройки нового собора является приглашение для этой цели архитектора из Милана Алевиза Фрязина, в то время считавшимся авторитетным мастером . Основными архитектурыми элементами в версии «фрязинского» собора стало традиционное пятиглавие - точно такое же, какое использовал Фиорованти при постройке Успенского собора, и крестово-купольная система с полуциркульными сводами.

Вид собора с Соборной площади

Также в соборе присутствуют характерные для эпохи Ренессанса архитектурные элементы светского толка. При строительстве Архангельского храма использовался белый камень, высота собора состаляет - 21 метр.

Дальнейшая история Архангельского собора Московского Кремля

Приблизительно в 60-х годах 16 века собор был покрыт художественной росписью. Но фрески того времени сохранились только в одном месте: усыпальнице Ивана Грозного. Следует отметить, что росписью Архангельского собора занимались профессионалы своего дела - хорошо известные на то время живописцы и мастера-украшатели Оружейной палаты: Я. Казанец, С. Ушаков, С. Резанец и другие .

Войдя через главный вход собора можно увидеть мастерски написанное на северо-западном столбе изображения Василия III.

Гробницы царей и князей в Архангельском соборе Московского Кремля

Всего в соборе, который является по сути усыпальницей русских правителей, насчитывается 46 гробниц московских князей и царей. Не похоронены в Архангельском соборе были только князь Даниил Александрович (его останки покоятся в Даниловом монастыре), брат Ивана Калиты Юрий Данилович и Борис Годунов. Также в соборе был захоронен умерший от оспы в первой половине 18-го века царь Петр II.

В 30-х годах 17-ого века все старые надгробия были обновлены. С тех пор в соборе красуются кирпичные надгробия с белокаменными стенами, которые в начале 20 века были дополнительно накрыты футлярами из бронзы.

Иконостас Архангельского собора Московского Кремля

Иконостас, который можно сегодня увидеть в Архангельском монастыре, датируется 1681 годом, а создала его артель профессиональных художников-иконописцев под началом И. Недоумова . Иконостас неоднократно подвергался художественной реставрации, наиболее серьезная работа в этом направлении была проделана во время начала отечественной войны, когда 1812 году Россия подверглась нападению наполеоновской армии. Кстати в то время собор был осквернен - внутри здания французы соорудили походную кухню для своего императора и продовольственные склады.

Купола собора

О главной иконе Архангельского собора Московского Кремля

Конечно же, главной иконой в Архангельском монастыре является старинная работа под названием «Михаил Архангел с житием» . Икона является самой древней из всех, на которых изображены сюжеты из жизни Архангела Михаила. По легенде инициатором создания этой иконы была вдова князя Московского Дмитрия Донского княгиня Евдокия. Ещё одним достопримечательным предметом старины является золотой потир, отделанный искусной чеканкой, резьбой, чернью и драгоценными камнями - он был подарен собору Ириной Годуновой в 1598 году.

Икона «Благодатное небо» также является одной из главных православных святынь собора. На иконе изображена Богоматерь с младенцем Иисусом Христом внутри сияния ярко-красного цвета.

Архангельский собор Московского Кремля в наши дни

Начиная с 1955 года и до наших дней на территории Архангельского собора работает