Обучение в магистратуре за рубежом. Магистратура за рубежом, программы магистратуры за границей

30.01.2024 Санатории

Многие студенты хотят продолжить обучение за рубежом. Причины могут быть разные: кто-то видит в этом возможность эмигрировать – после окончания учёбы получить работу в стране и остаться; кому-то интересно попробовать себя в новой области, получить опыт общения и совместной работы с представителями других культур.

Диплом магистра иностранного ВУЗа с хорошей репутацией увеличивает ваши карьерные перспективы как за границей, так и у нас в стране. По данным исследований ЛЭСИ НИУ ВШЭ, зарплата молодых специалистов, окончивших магистратуру, в среднем, на 30% выше. Степень, полученная за рубежом, позволит претендовать на те должности, где требуется знание языка в совершенстве.

Александр окончил магистратуру в Нидерландах и сейчас работает в крупной компании в Санкт-Петербурге. По просьбе THE WALL он рассказал о своём опыте учёбы за границей, и о том, как повлиял на его карьеру диплом иностранного вуза.

«По данным исследований ЛЭСИ НИУ ВШЭ, зарплата молодых специалистов, окончивших магистратуру, в среднем, на 30% выше»

Как появились мысли о магистратуре, и почему решил ехать за границу

Я всегда считал, что магистратура – логичное продолжение бакалавриата. Из всех моих знакомых на первой ступени останавливались только единицы. Им повезло найти себе хорошую работу сразу после выпуска.

Варианты в России я даже не рассматривал. На западе магистерскую степень можно получить за год вместо наших двух, и то, что я смогу начать работать раньше, показалось мне очевидным преимуществом. Кроме того, образование за границей было интересно мне в академическом плане. Уровень там был повыше и посерьёзнее.

«Я всегда считал, что магистратура – логичное продолжение бакалавриата»

Поступление

Свои поиски я начал с выбора ВУЗа: смотрел мировой рейтинг и отбрасывал те, которые не подходили мне по направленности. В СПБГЭУ я обучался на достаточно узком направлении «Математические методы в экономике» и поэтому не мог кардинально поменять специальность.

Я остановился на нескольких университетах и бизнес-школах в Германии, Франции, Нидерландов и США и уже в них искал себе подходящие программы. Подавал я сразу на несколько, но лучшим вариантом оказался университет в городе Тилбург в Нидерландах.

Нельзя сказать, что при выборе у меня были конкретные приоритеты. У каждого ВУЗа были свои плюсы, поэтому приходилось сравнивать сразу множество факторов. Если бы я захотел, то поехал бы и в Америку, но, к сожалению, расстояние от Санкт-Петербурга никак не влияло на стоимость обучения и позицию в рейтинге.

В Тилбургском университете я выбрал программу «Эконометрика». Для поступления мне нужно было сдать IELTS и тест GMAT. По желанию, можно было подать заявку на получение гранта. IELTS обошёлся мне в 12000 рублей. Для сдачи GMAT мне пришлось лететь в Москву: в Санкт-Петербурге очередь на него была занята на 3 месяца. За тест я заплатил 7000 рублей, но расходы оказались чуть больше, чем я предполагал, из-за билетов.

Для россиян стоимость обучения в моем университете варьировалась от 15 до 35 тысяч евро. Европейцы и граждане стран, попадающих под льготы, платили в 10 раз дешевле. Повезло достаточно многим, но, как всегда, не нам.

Всем поступающим в магистратуру я бы порекомендовал в первом семестре 4 курса определиться с университетом и начинать готовиться . Посмотрите, какие экзамены и тесты нужны на вашу программу. Узнайте, где и когда вы сможете их сдать. Записывайтесь заранее – места могут быть заняты на несколько месяцев, а то и на полгода вперед. Если позволяет бюджет, наймите репетитора. C его помощью вы сможете хорошо подготовиться к IELTS даже за месяц.

Не забывайте о всевозможных грантах для иностранных студентов . В моем случае, для получения скидки требовалось написать эссе о том, как ты можешь повлиять на развитие университета и улучшение его имиджа. Тилбургский университет позиционировал себя как международный, поэтому я в деталях рассказал о своей любви к представителям другим культур, желании обменяться с ними опытом, и получил за это скидку на обучение 10%.

Существенно упростить процесс поступления можно, обратившись в агентства, специализирующиеся на обучении за рубежом. Они помогут на каждом этапе: от поиска программы до подачи документов и выбора общежития. Только в агентстве можно грамотно сравнить несколько вариантов и примерно понять, что ждать от каждого из них в процессе обучения.

«Тилбургский университет позиционировал себя как международный, поэтому я в деталях рассказал о своей любви к представителям другим культур, желании обменяться с ними опытом, и получил за это скидку на обучение 10%»

Обучение

После приезда в Тилбург я заселился в общежитие и стал готовиться к началу учебного года: получил доступ в электронный журнал и выбрал себе предметы на первый семестр.

От привычной мне системы учёбы в университете остались только лекции. Не было семинаров и групп. Все изучали разные дисциплины.

Первый месяц я чувствовал себя довольно одиноко. Мои соседи в общежитии учились на других программах и чаще всего приходили уже под ночь — общались мы мало и только по бытовым вопросам. Близкие по духу мне люди с курса все как один выбрали отличные от моих предметы. С одним моим хорошим знакомым из России после начала занятий мы не пересекались вообще.

Посещаемость лекций никто не контролировал. К опозданиям, чаще всего, относились демократично. При желании можно было прийти за 10 минут до конца без ручки и тетради, и никто тебе бы ничего не сказал. Тем не менее, студенты старались не пропускать занятия и приходить вовремя.

В течение года оценки можно было получить за проектные работы и еженедельные домашние задания. Проекты мы делали в команде из 4 человек в формате доклада или презентации. Задания отправляли на почту преподавателю. Если курс по предмету длился 3 месяца, нужно было прислать 12 заданий. За 10 лучших выставляли средний балл.

Экзамены мы сдавали 4 раза за год. Осенью и весной по предметам с коротким курсом, зимой и летом – оставшиеся. На каждый экзамен отводилось 3 часа. Никаких билетов, все в письменном формате.

Во время экзамена нас строго контролировали: на входе в аудиторию отбирали технику и сопровождали в туалет. Списать было практически нереально. Чтобы хорошо сдать, нужно было подробно расписывать решения и ответы. Результат полностью зависел от глубины твоих знаний

В целом, учиться было очень непросто, но атмосфера в университете помогала мне хоть как-то настроиться. В отсутствие постоянного коллектива студенты на занятиях много работали и мало общались, а вечером поголовно шли готовиться. Больше всего это относилось к местным студентам – они учились с каким-то особым рвением и редко выходили даже под конец недели. К этому стремился и я, но сочетание вечера пятницы и так называемой «улицы баров» в 10 минутах пешком редко оставляло меня равнодушным. Возможности отдохнуть практически не было, и каждый шанс хоть как-то разгрузить голову был для меня очень важен. После бурных вечеров на выходных я садился за учёбу с совершенно другими ощущениями.

Как оказалось, в магистратуру в Европе, в основном, идут после нескольких лет работы. У меня такого опыта не было, поэтому многие вещи были для меня в новинку. Приходилось просить помощи у сокурсников. Они не отказывали, хотя иногда мне казалось, что я своими постоянными вопросами усложняю им жизнь. За год в Тилбурге я понял, что лучше ни на кого, кроме себя, не рассчитывать.

«От привычной мне системы учёбы в университете остались только лекции»

Перспективы

Ещё при поступлении, когда я обращался в агентство, мне сказали, что ВУЗ не даёт никакой гарантии трудоустройства. С одной стороны, это уравнивало всех в условиях, с другой, у граждан Евросоюза и, тем более, у жителей Нидерландов всё равно был приоритет. Местным компаниям гораздо проще оформить разрешение на работу не иностранцу. Российского специалиста в Европе ждёт огромная конкуренция.

Даже подработку на время учёбы найти было достаточно сложно. Вакансии на сайтах, в основном, были не по специальности, а те, что подходили, требовали знания голландского языка. В центре занятости университета предлагали устроиться помощником профессора. На эту должность охотно шли аспиранты, нацеленные на академическую карьеру, что было точно не про меня.

Я надеялся устроиться на стажировку, как делали многие мои знакомые из IT-сферы, но не получилось. Брали только тех, чья тема диплома была связана с деятельностью какой-либо конкретной компании. Возможно, я сделал ошибку, что не обратился в городской центр трудоустройства. Мой сосед с их помощью устроился в небольшое кафе на «улице баров», которая днём выполняла роль вполне приличной пешеходной улицы. Зарабатывал он там немного, но этого хватало, чтобы покрыть треть стоимости обучения. Такая зарплата, впрочем, чуть меньше мотивировала студентов из стран, не входящих в льготный список.

В итоге, работу я так и не нашёл. Всё сводилось к тому, что мне лучше было вернуться в Россию. Не могу сказать, что уезжал я с большим сожалением. Знаю людей, которые остались и работают до сих пор. Они получают зарплату выше средней у нас в стране, но расходы на жильё и еду всё перекрывают. В сухом остатке получается немного — жить в Нидерландах дорого, даже если прилично зарабатываешь.

Те, кто овладел английским, часто выбирают англоговорящие страны. При этом они забывают, что выбрав обучение за границей в магистратуре страны с другим языком, у них появляется уникальная возможность бесплатно овладеть вторым иностранным языком.

Кстати! Если вам предстоит работа по иностранному языку, для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Рейтинг

Это не самый важный параметр, так как часто рейтинги составляются агентствами по совершенно разным критериям. При этом внимание могут уделять очень различающимся характеристикам.

А вот вам еще один полезный ресурс - U Multirank , который является скорее не рейтингом, а всесторонней системой сравнения разных вузов. Здесь можно посмотреть оценку тому или иному университету по интересующему критерию. Эта система замечательна тем, что тут указан не только рейтинг в целом, но и приведены отзывы учащихся этих вузов и их выпускников.

Стажировка

Идеально, если в выбранную программу уже включена стажировка. Но так бывает крайне редко.

Если думаете, что прохождение стажировки вам просто необходимо, обязательно ищите соответствующую программу.

Возможность обучения в нескольких странах одновременно

При выборе программы обязательно обратите внимание, есть ли возможность изменить кампус, обучаться одновременно в нескольких кампусах или даже странах.

Например, в США есть программы, в рамках которых студенты могут обучаться одновременно в нескольких ротациях. Скажем, начать обучаться в Бостоне, продолжить обучение в Лондоне и закончить в Шанхае.

Кому это будет полезно? Тем, кто хочет попутешествовать, а также планирует получить от обучения максимально глобальный опыт для предстоящей международной карьеры.

Состав учащихся

Нетворкинг – общение с другими студентами. И это одна из наиболее важных составляющих в обучении за рубежом.

Постарайтесь заранее узнать, кто будет проходить обучение в рамках выбранной вами программы.

В рамках бизнес-школ многонациональный состав – частое явление. Но есть университеты, в магистерских программах которых почти нет иностранцев. Конечно, это позволит максимально близко познакомиться с представителями и культурой выбранной страны. Но и влиться в такой коллектив будет сложнее за счет сплоченности и чувства единства.

Аккредитации университета

Всегда ищите университет с подтверждением права на образовательную деятельность.

Среди аккредитаций также есть свои градации. Так, наиболее престижными являются для бизнес-школ сертификаты:

  1. АМВА - Association of MBAs. Это единственная организация, которая специализируется на глобальном МВА (в отличие от двух остальных) и не предоставляет аккредитацию программам бакалавриата. Считается самой лучшей и редкой, потому как только 2% школ бизнеса по всему мира могут ей похвастаться.
  2. EQUIS - European Quality Improvement System Программа создана европейским фондом развития менеджмента.
  3. AASCB - Association to Advance Collegiate Schools of Business. Этот вид аккредитации считается в мире бизнеса эталоном качества. До 1997 года эту справку мог получить только американский вуз/школа.

Если у школы 2 и больше аккредитаций, считается, что полученное в ней образование будет невероятно качественным

Оцениваем собственные исходные данные

Просмотрите критерии отбора разных университетов и постарайтесь критично подойти к оценке самого себя. Другими словами нужно трезво оценить, подпадаете ли вы под критерии выбранного вуза.

А критерии будут следующими.

Средний балл диплома (GPA)

Здесь будет подсчитано среднее арифметическое отметок по всем дисциплинам за все время обучения. Для этого нужно суммировать все отметки, разделив их на общее количество.

В этот балл не включаются предметы, по которым был зачет.

Некоторые отдельные университеты заранее просят учащихся привести средний балл по четырехбалльной шкале. Чтобы не ломать голову, как это сделать, воспользуйтесь простым .

Впрочем, самостоятельный подсчет среднего балла все равно считается довольно приблизительным показателем. Некоторые вузы будут интересоваться оценкой по конкретным предметам, которые имеют прямое отношение к выбранной специализации.

Ну а многие другие указывают минимальный проходной средний балл, без которого невозможно будет поступить в магистратуру рейтинговой школы.

Опыт по специальности

Есть опыт работы или стажировки по выбранной специальности? Отлично! Это ваше конкурентное преимущество перед остальными поступающими.

Но если вы окончили университет несколько лет назад, перед поступлением в магистратуру стоит обновить свои знания и проверить их соответствие требованиям вуза с магистерской программой. Многие из них нацелены на работу с выпускниками и молодыми специалистами, чей опыт работы не превышает 1-2 лет.

Личная характеристика

Достижения в спорте, участие в научных конференциях, победы в case-competitions, опыт в организации мероприятий – все это может иметь для выбранного вуза огромное значение.

Проводим исследования

Чтобы выбрать оптимальную программу, выполните следующие рекомендации:

  1. Проведите первичный отбор программ по выбранным показателям (страна/специальность). Сделать это можно как вручную, так и с помощью определенных сервисов (например, ). Проанализируйте результаты сравнения и выберите наиболее подходящие варианты.
  2. Свяжитесь с приемной комиссией заинтересовавшей программы. Это поможет понять до конца условия приема. Вы можете рассчитывать на быстрый ответ. Но если долгое время не получаете обратную связь, не стесняйтесь – позвоните сами. Вам детально расскажут про условия поступления и даже дадут примерную оценку ваших шансов с учетом имеющегося опыта.
  3. Найдите выпускников выбранной программы в сети LinkedIn . Это довольно легко сделать. Это необходимо для того чтобы задать интересующие вопросы, посмотреть на успехи бывших учеников, узнать их общее впечатление о программе, расспросить, пригодились ли полученные знания на практике.

Ест специальные поисковики не только по специализации, но и по странам. Например, вот вам поисковики по Голландии , Германии , Великобритании , Франции .

Надеемся, что вам удастся легко и быстро выбрать успешную программу еще до окончания отечественного вуза, чтобы сразу после получения диплома отправиться покорять другие страны. Если же для получения вам предстоит преодолеть еще несколько сложных сессий, воспользуйтесь услугами студенческого сервиса помощи . Там не только помогут решить проблему с экзаменами, но и повысят проходной балл для зачисления в магистратуру.

Магистратура за границей – это, прежде всего, отличная возможность получить международный опыт и диплом. В то время как во многих странах Европы россиянам пока можно получить диплом бакалавра бесплатно, магистратура уже почти везде платная. Однако по сравнению, например, с программами MBA, стоимость международной магистратуры относительно невелика. Во-первых, она вполне сопоставима со стоимостью магистратуры в России, а во-вторых в Европе и Северной Америке есть немало возможностей получить грант или стипендию, которые покрывают всю или часть стоимости обучения и проживания.

Магистратура в Европе

Давно ушли в прошлое те времена, когда найти магистратуру на английском языке можно было только в странах, где на этом языке говорят, – например, Великобритании. Сегодня большинство магистерских программ во многих странах как Западной, так и Восточной Европы – на английском языке, что, конечно, существенно расширяет возможности выбора. Особенно выросло количество таких программ в последние годы. Более 200 англоязычных программ магистратуры в таких странах, как Германия, Италия, Испания, Швеция, Дания, Франция, Швейцария, Голландия, Бельгия (в каждой).

Конечно, многие при выборе магистратуры ориентируются на стоимость обучения. Именно поэтому так популярна в России (да и во всем мире) магистратура в Германии . В государственном вузе она почти бесплатна (затраты составляют от 600 до 1000 евро в год), однако для того, чтобы получить бесплатное место, нужно пройти довольно жесткий отбор, а часто – знать немецкий язык. В той же ценовой категории находится и магистратура Испании . Немало хороших программ также предлагают магистратура во Франции и магистратура в Англии . Здесь, правда, за обучение придется заплатить больше – год обучения может стоить от 5 тысяч до 20 тысяч евро. Если это дорого, то стоит обратить внимание на магистратуру в Восточной Европе , в частности магистратуру в Чехии , где можно получить вполне качественное образование в 2-3 раза дешевле. Еще дешевле стоит магистратура в Украине и магистратура в Казахстане, однако здесь труднее найти действительно качественные программы международной магистратуры на английском языке. Стоит также помнить, что некоторые магистерские программы в Европе длятся не два, а один или полтора года.

Финансировать обучение можно также с помощью грантов. Наиболее известная программа поддержки студентов, планирующих обучение в Европе, – Erasmus Mundus . Стипендии DAAD Master покрывают стоимость обучения и проживания в Германии, стипендии Bourse Copernic поддерживают иностранных студентов во Франции, стипендии Chevening Scholarship предназначены для будущих студентов британских программ магистратуры.

Более подробную информацию о грантах и стипендиях для обучения за рубежом .

Недавно решила получить второе образование, но вот только не в России. Зная о качественном обучении, которое получают мои сверстники в Европе и Америке, мне захотелось тоже последовать их примеру. Если верить статистике, то 10% русских студентов ежегодно отправляются учиться и покорять США, Канаду, Чехию, Англию, Китай и другие страны. Вопрос бесплатного обучения за рубежом актуален и сегодня.

В каких странах можно учиться бесплатно русскому студенту?

Первым делом, я решила определиться, в какой стране мне будет легче жить, где мне обучение обойдется дешевле.

Заметьте, что обучиться бесплатно можно только в государственных университетах. Они предоставляют бесплатное образование иностранцам.

В других организациях обучение платное.

Многие называют обучение «бесплатным» в кавычках. Причина в том, что вы должны сами себя обеспечивать , тратиться придется не только на питание, но и на библиотеку, спортивный зал и другие услуги учебного заведения. Оплачивается все ежегодным взносом . Кроме того, если вы сами поступаете в университет не по программе финансирования, то вам необходимо будет перечислить на свой банковский счет денежную сумму , которую бы хватило на проживание и питание в течение всего периода обучения .

Так как я работаю и могу обеспечить себя, то я не обратила внимание на «бесплатное» образование. Обучаясь в России, мы также тратим на проживание и питание. Причем немалые суммы уходят на аренду жилья, а если я буду проживать в студенческом общежитии , то мои расходы будут намного снижены.

Итак, перечислю страны зарубежья, где можно получить бесплатное образование и с какими вступительными требованиями:


Отметим, что учебные заведения Чехии, Греции, Испании, Китая и других стран предоставляют возможность получения бесплатного образования для российских студентов.

Но обучение в университетах проводится не на английском языке, а только на родном языке этой страны, например, чешском, китайском и т.п.

Несмотря на это, принимают в вузы без экзаменов, после школы и после окончания 1 курса российского института.

Основные требования для поступающих иностранцев

Для каждого университета и страны свои требования, однако, они почти одинаковые.

Иностранные абитуриенты могут поступить в вузы, учитывая следующие требования:


Документы, необходимые для обучения за границей

Стандартный пакет документов включает в себя:


Каждый документ, предоставленный в комиссию, играет большую роль.

Если не подать какой-либо документ, вам могут отказать в зачислении.

5 способов обучения за рубежом бесплатно

Существуют несколько методов получения бесплатного зарубежного образования. Все формы напрямую связаны с безвозмездной помощью . Ее может оказать студентам учебное заведение, государство, частный предприниматель, представитель общественного фонда.

Перечислю 5 способов такого обучения:

  • Гранты или так называемая социальная помощь студентам , которая предназначается на образовательные расходы, реализацию профессионального проекта, обучение в летних школах, прохождение курсов и т.д. Грант выдается единовременно в виде поощрения. Можно получать его повторно.
  • Стипендия . При получении стипендии, которая может покрыть расходы на все обучение или часть, огромную роль играет мотивационное письмо. Стипендия может быть выдана за достижения в волонтерской, спортивной, творческой, академической области, либо другие таланты. Стипендию может выдать сам университет, либо российское государство.
  • Исследовательская стипендия . Такой способ получения образования предназначен для тех, кто окончил «вышку» и планирует поступать в магистратуру для дальнейшей исследовательской деятельности. Выдать такую стипендию может государство, представители частных или общественных фондов.
  • Ассистентура . Предназначается для тех, кто желает поступать в докторантуру. Кроме обучения вы будете работать ассистентом профессора. В его обязанности входит чтение вводных курсов по вашей специальности, участие в исследовательских проектах, которые реализует ваша кафедра. Такую финансовую поддержку может оказать как государство, так и само учреждение.
  • Программа «Глобальное образование» . Разрабатывалась программа для того, чтобы студент, обучающийся за счет бюджета РФ за границей, по окончании университета по программе магистратуры, аспирантуры, докторантуры вернулся в Россию и отработал на предприятии 3 года. Это отличная возможность получить бесплатное образование и иметь рабочее место по окончании.

Итак, как вы поняли, получить бесплатное образование за рубежом возможно . Главное – иметь желание. При выборе учебного заведения, я опираюсь на вступительные экзамены и требования.

Если вы собрались тоже обучаться за границей, то мой совет: продумайте все до мелочей, каким способом вы будете финансировать обучение, сколько средств понадобиться на проживание, питание и другие расходы, какие точные документы следует направить в университет при поступлении.

Как поступить в один из университетов Лиги плюща, где лучше готовиться к языковому экзамену, что стоит написать в мотивационном письме и не стоит говорить на интервью, как правильно выбрать школу MBA. Редакция «Теорий и практик» подготовила несколько инструкций, рассказывающих о том, как подготовиться к поступлению в зарубежный вуз, получить грант и уехать учиться за границу.

Шаг 1: анализ ситуации

Когда уже понятно, что потребность в заграничном образовании есть, а денег на это нет, то стоит определиться с известными переменными. Пункты, наличие которых стоит проверить в первую очередь: наличие высшего образования, знание иностранных языков, достижения в выбранной сфере и опыт работы.

Наиболее охотно дают гранты на обучение в магистратуре и аспирантуре, менее охотно - на обучение на уровне бакалавриата. Помимо этого гранты можно получить и на краткосрочные исследовательские программы, летние языковые курсы, участие в выездных школах и семинарах. Стипендии для обучения в магистратуре иностранным студентам предлагают большинство заграничных вузов. Найти грант для получения диплома бакалавра тоже возможно, но в 90% случаев такой грант будет покрывать либо половину стоимости обучения в первый год, либо будет давать ежегодную скидку в течение всего периода обучения. Наибольшее количество предложений доступно для тех, кто имеет степень магистра, во время обучения занимался исследовательской деятельностью, достиг определенных результатов и заручился поддержкой научного руководителя в родном вузе и имеет связи с исследовательскими группами за рубежом.

Знание иностранных языков позволит поучаствовать в большем количестве программ. Свободное владение английским языком - обязательное требование практически для всех программ, даже тех, которые предлагают стипендии для обучения в российских вузах. Владение любым другим языком выделит кандидата среди конкурентов и позволит выбрать из большего списка университетов и стран. Обычно обучение на магистерских программах (и тем более на аспирантских) в Европе проходит на английском языке, но знание языка страны, в которую собирается ехать кандидат, хотя бы на начальном уровне - это дополнительные баллы.

В следующем раунде стоит проверить качество полученного диплома. Для программ, которые нацелены на лидеров, а это Chevening, программы Фулбрайта, Эдмунда Маски - особое внимание обращается на качество диплома и опыт кандидата. Организаторам программ все равно, красный ли диплом у кандидатов (тем более, что в других странах нет такого понятия, как «красный диплом»), но им предельно важно знать, получал ли кандидат всегда высший балл или был согласен на любую оценку. Во внутренних грантах университетов нет строгого требования наличия только высших баллов, однако, выбирая между двумя претендентами на стипендию, предпочтение скорее всего отдадут тому, у кого средний балл в дипломе выше.

Также при рассмотрении заявки обратят внимание и на опыт работы и участия в волонтерских программах. Важно, чтобы волонтерская деятельность была в сфере, отличной от профессиональной. Организаторы обычно отдают предпочтение разносторонним личностям, имеющим широкий спектр интересов и занятий. Еще одно из основных требований программы Chevening - это как минимум двухлетний опыт работы по выбранной специальности. Участвуя в стипендиальной программе Британского совета, подтверждать наличие опыта работы документально не надо. Однако жюри на каждой из презентаций своей программы не устает отмечать, что тех, кто лукавит по тому или иному пункту, видно сразу. Помимо работы важен опыт участия в волонтерских программах.

Оксана Сытник

студентка PhD Universidad de Cádiz, стипендиатка гранта Erasmus Mundus 2011–2014, Erasmus Mundus Master Grant 2009–2011:

«Мысль об учебе за границей появилась у меня совершенно спонтанно. Однажды получаю от своего преподавателя письмо с предложением: «Есть такая программа, Erasmus Mundus называется. Не хочешь попробовать?» Я попробовала. И закончила Erasmus Mundus Master in WCM Water and Coastal Management, первый семестр в Плимуте (Великобритания), второй и третий - Кадис (Испания) и Алгарве (Португалия).

Мой выбор этой специальности не случаен. Я родом из приморского города Новороссийска, закончила океанологический факультет РГГМУ в Санкт-Петербурге по специальности «Комплексное управление прибрежными зонами». Таким образом, будучи аспирантом Erasmus Mundus, я продолжила выбранное мной направление, связанное с морскими науками, охраной окружающей среды и менеджментом прибрежных территорий.

За время обучения на магистерской программе у меня были и многочисленные полевые работы с выходом в открытое море и поездки в горы, лабораторные исследования по биологическому разнообразию, компьютерное моделирование прибрежных и русловых процессов, участие в тематических семинарах и конференциях. Однако больше всего запомнился курс научного дайвинга, организованный во время обучения на втором семестре в университете Кадиса. Тем, у кого не было опыта подводных погружений, представилась необыкновенная возможность не только открыть себе лицензию для последующих ныряний, но и увидеть своими глазами вселенную моря, и много больше: понять как эта вселенная функционирует, какие чудеса она в себе скрывает».

Шаг 2: определение притязаний

Определившись с исходными данными, можно приступать к поиску программ и примерять кандидатуру к каждой из них, анализируя, подходит ли она по критериям, которые организаторы предъявляют к кандидатам, и по уровню притязаний и интересов самого кандидата. Сначала стоит определиться, на каком уровне продолжать образование. Логично с дипломом бакалавра или специалиста подавать документы на обучение в магистратуре, выбрав программу более узкой специализации или выбрав смежную дисциплину: в таком случае в пользу кандидата будет играть опыт работы по этой специальности и умение обосновать свое решение сменить сферу деятельности и определенные достижения. Достижения должны быть скорее формальными - такими, которые можно подтвердить документально: победы в конкурсах, публикации в научных журналах.

Магистры могут претендовать на продолжение обучения в аспирантуре (или по программе PhD) или по другой магистерской программе. Чтобы поступить на PhD, необходимо иметь опыт исследовательской деятельности и определенные достижения, которые будут говорить сами за себя, а для обучения в магистратуре - серьезное основание для смены специальности. Кандидаты наук или держатели степени PhD могут позволить себе подавать документы для участия в исследовательской программе - postgraduate.

Определившись с тем, на каком уровне продолжать обучение, стоит подумать о стране. Отталкиваться следует от знания иностранных языков, от опыта взаимодействия со страной и от тех программ, которые данные страны предлагают кандидатам–не гражданам ЕС. Российским гражданам доступно множество грантовых программ в США, Германии, Франции, Китае, Японии.

Также стоит обратить внимание на то, что у некоторых программ, которые организуют фонды, одно из требований - возвращение стипендиата в родную страну после окончания обучения. Выбирая программу, стоит понимать, что по некоторым из них иммигрировать в другую страну не удастся.

Наталья Равдина

руководитель образовательных проектов Британского Совета:

«Одно из важных требований стипендиальной программы Chevening - это условие возвращения в родную страну после окончания обучения. Это условие связано с заинтересованностью стран, предоставляющих стипендии, в развитии сотрудничества с сильными партнерами. Обучение за рубежом открывает невероятные возможности для создания связей в профессиональном сообществе, закладывает основы для совместного бизнеса и культурных обменов. Возвращение стипендиатов в родную страну, безусловно, облегчает развитие этих партнерств и способствует их процветанию.

Существуют разные гранты, подразумевающие разные обязательства для людей, их получивших. Стипендия «Чивнинг», которую администрирует Британский Совет, предполагает, что успешный кандидат, пройдя курс обучения в Великобритании, вернется в Россию, где он и будет применять полученные знания и умения. Поэтому, для желающих эмигрировать это, вероятно, не самый подходящий способ».

Шаг 3: поиск программ

Искать программы надо в четырех местах: на сайтах фондов или организаций, которые администрируют стипендиальные программы, на сайтах конкретных зарубежных университетов, на сайте программы «Глобальное образование» . Также стоит следить за той информацией, которая проходит через родной вуз.

Практически все университеты имеют раздел Scholarships, где представлены возможности для покрытия расходов, связанных с обучением. Так, раздел Student financial services есть в Гарвардской школе права, страница Scholarships на сайте Мельбурнского университета, ограниченное количество стипендий предоставляется Датским техническим университетом. Обычно у всех университетов разные требования: кто-то покрывает расходы на обучение лишь частично, кто-то полностью, а кто даже включает небольшую ежемесячную стипендию на личные расходы. Именно на сайтах университетов с большей вероятностью можно найти стипендии для обучения на уровне бакалавриата. Так же обычно именно на сайтах учебных заведений представлены позиции для обучения по программам PhD или набор исследовательской группы для работой для конкретной, чаще всего очень узкоспециализированной, проблемой.

Помимо зарубежных университетов стипендии предоставляют и российские вузы. Каждый год Московская высшая школа социальных и экономических наук проводит конкурс совместно с Фондом Владимира Потанина на обучение менеджменту в сфере культуры по программе двойного диплома: российского диплома о повышении квалификации и британского магистерского диплома в Манчестерском университете. Многие российские университеты являются партнерами зарубежных вузов и организуют совместные программы для своих студентов. Высшая школа экономики сотрудничает сразу с несколькими зарубежными университетами, а МГИМО партнерствует с Технологическим университетом Монтеррея, Свободным университетом Берлина, Университетом Гумбольдта, Потсдамским университетом и другими.

Наталья Гаранина

студентка Томского политехнического университета, стипендиатка программы Erasmus Mundus:

«Все началось с работы над дипломом. Дело в том, что я получала одновременно три образования: основное дневное - по специальности «Прикладная математика и информатика», вечернее - «Международный менеджмент» и на базе вечернего еще дополнительное - «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций». При выборе темы диплома я особых проблем не испытывала, так как хотела написать что-то, соединяющее математику и маркетинг. В итоге занялась темой «Математические методы для оценки эффективности рекламы».

Однако литературы по данной теме либо вовсе не было, либо она была на английском (слава богу, проблем особых это мне не доставляло). И именно тогда я поняла, что за рубежом эта тема более актуальна. Решила, что магистерскую диссертацию я должна писать за пределами родины. Далее нашла очень интересную специальность в университете в Париже - Quantiave Methodsin Economics. Стала искать пути туда попасть. Выяснила, что специальность поддерживает Erasmus Mundus, а также консорциум. Консорциум предложил ограниченное количество стипендий, которые будут распределены в каждый из университетов. Они доступны для всех студентов (из стран ЕС и из стран, не входящих в ЕС). Размер каждой стипендии составляет половину стоимости обучения. Решила заручиться поддержкой (главным образом, финансовой) с обеих сторон и начала готовить пакет документов.

Основное внимание необходимо было обратить на написание мотивационного письма: зачем вам нужна стипендия, программа, специальность? Писала все, как есть. Комиссия оценила мою анкету типом А, что означает принята со стипендией. Однако далее выяснилось, что QEM именно в этот год не финансируется Erasmus. А обучение, даже несмотря на жесткий конкурс, стоит 4 000 евро. И это не считая затрат на жилье и транспортные расходы. В конце концов, комиссия мне написала, что дает 2000 от консорциума, то есть оплачивает только половину стоимость обучения. Денег у родителей брать не хотелось, да и сама я на тот момент не работала, времени еле-еле хватало на образование. Сотрудники фонда длительное время, вплоть до начала занятий, писали мне письма со ссылками на другие стипендии, которые я могла бы попытать счастье выиграть».

Шаг 4: сбор и подготовка документов

Подача документов - самый ответственный шаг во всей процедуре получения гранта. Эксперты знакомятся с кандидатами, имея на руках только стандартный пакет документов, к которому в редких случаях можно прикрепить фотографию. Перед тем, как начать собирать документы, стоит изучить список того, что требуется для каждой конкретной программы. Обычно это копии документов о высшем образовании и их заверенный перевод, сертификаты, подтверждающие знания иностранных языков, СV и мотивационное письмо. Иногда организаторы просят приложить документы об общем среднем образовании, перевод диссертационной работы, список публикаций в научных журналах, сертификат GMAT и возможно что-то еще.

Стипендиаты , что для таких стипендий, как DAAD, не только важно соблюсти все требования к оформлению документов, но и разложить документы именно в том порядке, в каком они перечислены на сайте программы. Иногда собеседование для получения стипендии просто не предусмотрено, и организаторы выбирают стипендиатов, опираясь только на представленные кандидатами документы.

Ирина Добрынина

стипендиат программы научно-исследовательских стажировок для молодых ученых Германской службы академических обменов:

«Я получила стипендию от DAAD по программе «Научно-исследовательские стипендии для молодых ученых Германской службы академических обменов». Выбирала программу в соответствии со своими языковыми знаниями: я знаю только немецкий язык, а английский у меня на разговорном уровне. Область моих научных интересов: экология, климат, изменения климата, климат городов, экология города. В Германии я работала над оценкой микроклиматических условий Касселя и Воронежа. Стипендии хватало на все и даже больше - все-таки это 1000 евро в месяц.

Собеседования у меня не было. Все документы отправляла в бумажном виде в Московское представительство, там уже эксперты принимают решение. Конкурс проходит в два этапа: сначала в Москве, а потом в Бонне. У меня документы - это единственный и важный этап. Просто необходимо соблюсти все требования, озвученные на сайте. Если просят положить сначала CV, а потом копию аттестата, то значит так и надо делать. Заявки, оформленные не в соответствии с требованиями, просто отбрасываются.

У большинства претендентов на стипендию самый большой вопрос - как найти профессора в чужой стране, который сделает приглашение вместе поработать. У меня профессор был с самого начала - познакомилась я с ним благодаря участию в международных семинарах. Он приезжал в наш университет, так и познакомились. Он начал работать с моим научруком, я подключилась. Но как мне рассказывают, найти профессора несложно. Просто об этом надо подумать заранее - месяца за четыре.

На сайте DAAD есть специальная поисковая система, которая работает неплохо. Также можно посмотреть циркуляры различных международных конференций. Просто прочитав книгу, например, можно узнать, что такой-то профессор работает в таком-то направлении и писать именно ему.

Многие профессоры с радостью готовы работать с талантливой молодежью из стран третьего мира и России. В результате такого сотрудничества могут зарождаться консорциумы, а консорциумы получают финансирование. Европейский ученый живет грантами, а большинство грантов заточены под международное сотрудничество. После стажировки я, мой руководитель в России, руководитель в Германии, несколько коллег из Голландии планировали создать научную сеть».

Шаг 5: интервью

Заключительный этап в погоне за стипендией - собеседование. Собеседование или интервью чаще всего проводят крупные фонды, занимающиеся распределением грантов. На собеседовании важно продемонстрировать заинтересованность в обучении в общем и в стипендии в частности, а также убедительно рассказать о своем предыдущем опыте, не противореча собственной заявке. Львиную долю своего внимания отборочная комиссия посвящает тому, насколько кандидаты умеют себя подать и как рассказывают о себе. Также проверяются правдивость написанного в документах и общая адекватность соискателя.

На собеседование обычно приглашают 5% кандидатов, если речь идет о крупных грантовых программах. Обычно на стипендию Chevening в Британский совет поступает около 600–800 заявок. Количество кандидатов, приглашенных на интервью, зависит от количества стипендий.

Александр Паролов

студент Cass Business School, стипендиат программы British Chevening Award 2011/12:

«Cначала я поступил в британский университет, а затем уже узнал о стипендии Chevening и подал документы. Мои родители были готовы подарить мне возможность учиться дальше, потому что верили, что это изменит мою жизнь. Однако общий смысл от этого не меняется, ведь договоренностей с университетом можно достичь без оплаты каких бы то ни было взносов - это будет означать условное приглашение.

Подавляющее число стипендиатов Chevening 2011 года (если не все) еще не поступили в университеты на момент присуждения стипендии. Уже достигнутая договоренность с университетом не является требованием, она лишь может послужить небольшим преимуществом и доказательством активности, но не более того. Поэтому в качестве общей рекомендации могу сказать, что начинать переписку с университетами лучше заранее, чтобы к моменту подачи документов на выбранную стипендию вы уже обладали какой-то историей переписки с университетом (возможно даже приглашением), что не требует от оплаты обучения и одновременно точно выделит вас из общей массы. Cтатус стипендиатов может ускорить и упростить процесс получения окончательного одобрения от университетов - эта стипендия очень уважаема в Великобритании.

Стипендия Chevening привлекла меня потому, что она, по сути, оставалась единственным вариантом для русского студента, желающего обучаться в магистратуре в Великобритании - к тому моменту я уже определил для себя предпочтительный университет и получил условное приглашение. О стипендии я узнал от друга, а потом увидел информацию на сайте этой бизнес-школы. Проследовав на сайт Британского совета, я узнал, что стипендия не только покрывает очень большую часть расходов на обучение и жизнь в Великобритании для молодых и амбициозных лидеров своих стран, но и предъявляет серьезные требования к академическим успехам, мотивации и профессиональному опыту. Также стипендиат должен вернуться в родную страну после окончания учебы, чтобы применить полученные знания на практике и изменить какой-либо аспект жизни к лучшему. Результаты рисеча были однозначны: эта стипендия - одна из самых престижных и сложных в получении. Я увидел, что прохожу по основным критериям и, несмотря на сомнения, подал документы. Через два месяца я уже проходил интервью в Британском консульстве в Петербурге, а спустя три месяца ехал в оплаченном для меня поезде в Москву для подписания договора о присуждении стипендии.

Я могу без тени сомнения сказать, что подготовка документов -самый важный этап во всем процессе получения гранта или стипендии. Дело в том, что личное обаяние, грамотная и богатая речь, интеллигентное поведение и опрятный внешний вид жюри сможет увидеть, только если вы пройдете первую стадию отбора - конкурс документов. А здесь, как и в любой бумажной работе (хотя сейчас все, как правило, в электронном виде), самое главное - это аккуратность, грамотность, краткость и четкость мысли. Независимо от стипендии, которую вы выбрали, и от того, заполняете вы документы в бумажном виде или же в электронном, в анкете и/или мотивационном письме не должно быть противоречий (например: очное дневное обучение и работа на полную ставку в один и тот же год) и грамматических ошибок, зато должны быть ваши достижения во всей красе, логичное личностное развитие с правильной хронологией, сильное желание получить стипендию и понимание, зачем вам это нужно и зачем это нужно тем, кто эту стипендию присуждает.

Последнее особенно важно для мотивационного письма, значение которого в общем пакете документов трудно переоценить. К его написанию нужно подойти как к самому важному этапу всего отбора, потому что именно оно может стать билетом на корабль, если остальные параметры немного не дотягивают. Мотивационное письмо должно быть ясным, не очень длинным, приятным в чтении, честным и умным - этот момент, когда вы должны показать, что вы четко определили свои цели и понимаете, каким образом стипендия поможет их достичь. Судя по тому, что я слышал, большая часть кандидатов отсеивается именно потому, что они не могут письменно или устно сформулировать, зачем им все это надо и что они потом со всем этим будут делать. Просто и сложно одновременно.

Когда первый этап - конкурс документов - пройден, можно расслабиться и немного погордиться собой, но потом придется опять снова собраться, потому что интервью - это тоже очень важно. Могу лишь сказать, что в случае моей стипендии на интервью было приглашено 50 из 650 кандидатов, подавших документы, но только 13 из них получили стипендию.

Я могу попробовать перечислить то, чего, по моему мнению, не стоит делать до, во время и после интервью: не стоит поздно ложиться, плотно завтракать утром, приходить впритык, вести себя высокомерно с осознанием собственной уникальности, ссылаться на общих знакомых и связи, льстить и делать комплименты жюри, слишком много улыбаться или постоянно смеяться, класть ноги на стол и спрашивать о впечатлениях жюри сразу после окончания собеседования.

Во-первых, прочитайте еще раз свою анкету и письмо. Если вас зовут поговорить - значит, вы понравились, но какие места в анкете могут вызвать вопросы и уточнения? Определите их и подготовьте правильные ответы. Подумайте, какая цель у вашей программы, кому они дают стипендию или грант, на что? Так вы сможете подготовиться к беседе. Я лично выписал все возможные вопросы на листок и просматривал их утром перед выходом из дома. Второй совет - разбудите в себе хорошее настроение, ведь вы уже добились очень многого и скоро обретете опыт, о котором другие могут только мечтать. Поэтому улыбайтесь, получайте удовольствие от процесса и излучайте ненавязчивый позитив - это залог успеха, я твердо в этом уверен. Не переживайте насчет обстоятельств самого собеседования: обстановка всегда располагающая и очень дружелюбная, эти люди собрались, чтобы узнать о ваших мечтах и стремлениях, они работают там, потому что им нравится помогать людям. Гораздо важнее потренироваться отвечать на вопросы и пройтись до места собеседования пешком, если, конечно, позволяет погода. И последнее - вечером накануне не поленитесь представить себе в радужных красках ваш завтрашний триумф. Не будем недооценивать значение визуализации».

Иконки: 1) Chananan, 2) Isabel Martínez Isabel, 3) Marcos Folio, 4) Ferran Brown, 5) Rflor - from the Noun Project.