Защитить туристов: новые требования к туроператорам. Въездной туризм. Внутренний въездной туризм, развитие въездного туризма в России Пошаговая инструкция по открытию турфирмы

07.02.2024 Санатории

Во-первых, что такое “туроператор”. Туроператор (туристический (туристский) оператор) -- организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. Туроператор разрабатывает туристские маршруты, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания, рассчитывает цены на туры, передает туры турагентам для их последующей реализации туристам. Кроме того, есть функции, которые обязан выполнять туроператор. К ним относятся:

  • · Изучение потребностей потенциальных туристов на туры и туристские программы.
  • · Составление перспективных программ обслуживания.
  • · Взаимодействие с поставщиками услуг на туры на договорной основе
  • · Расчёт стоимости тура и определение его цены с учётом рыночной ситуации и так далее.

По виду деятельности туроператоры бывают:

  • - операторами массового рынка - они продают большое число туристических пакетов, в которые часто включаются чартерные авиарейсы в определенные пункты назначения, главным образом в места развития массового туризма.
  • - специализированными операторами - они специализируются на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и так далее).

В свою очередь, специализированные операторы подразделяются на туроператоров:

  • - специального интереса (например, организация сафари в Африке);
  • - специального места назначения (например, фирмы, специализирующиеся только на Англии или Испании);
  • - определенной клиентуры (молодежные, бизнес - туры, семейные туры и так далее);
  • - специальных мест назначения (например, турбазы и тому подобное);
  • - использующих определенный вид транспорта (автобусы, теплоходы и так далее);

По месту деятельности туроператоры бывают:

  • - местными (внутренними). Они составляют турпакеты с маршрутами в пределах страны проживания.
  • - выездными. Они ориентируют турпакеты на зарубежные страны.
  • - операторами на приеме. Они базируются в месте назначения и обслуживают прибывающих туристов в пользу других операторов и агентов.

Кроме того, туроператоров можно подразделить на инициативных и рецептивных.

В России фирмы-туроператоры вносятся в Единый федеральный реестр туроператоров Федерального агентства по туризму Российской Федерации и получают уникальный номер, который начинается с кода, зависящего от размера финансового обеспечения туроператорской деятельности.

Что же такое туроператорская деятельность. Туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом.

Крупнейшие мировые компании-туроператоры:

  • · Thomas Cook Group
  • · TUI
  • · Bentour International

В России это:

  • · «Bentour International»
  • · «Интурист»
  • · «Русский Экспресс»
  • · «TEZ Tour»
  • · «Пегас-Туристик»
  • · «Капитал Тур»
  • · «Натали Турс»
  • · «Нева»
  • · «S7 Tour»
  • · «Mostravel»
  • · «Anex Tour»
  • · «Академсервис» и др.

И естественно, что к лицам, осуществляющим туроператорскую деятельность, то есть к туроператорам, предъявляют определенные требования.

Наличие у туроператора:

  • · офиса
  • · современных компьютерных технологий и современной информационной техники
  • · профессионально подготовленного персонала
  • · регистрации туристского пердприятия
  • · Наличие сертификата соответствия на безопасность и качество туристских услуг
  • · Окредитации при наличии договора с банком о финансовых гарантиях в соответствии с видами деятельности туроператора

Для туроператоров, занимающихся въездным туризмом, закон о туризме устанавливает размер финансового обеспечения в размере 10 млн руб. А для туроператоров, занимающихся выездным туризмом:- 100 млн руб. - если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют свыше 300 млн руб. по данным годовой бухгалтерской отчетности.

Для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма, размер финансового обеспечения остался прежним - 500 000 руб.

Перечисленные выше финансовые гарантии введены для деятельности туроператоров в целях защиты прав и интересов туристов, а также лиц, осуществляющих туроператорскую деятельность.

Наличие у туроператора гарантий подтверждается свидетельством о регистрации в Едином Федеральном реестре туроператоров (при Федеральном агентстве по туризму). Это свидетельство содержит:

  • · Номер и дату выдачи
  • · Наименование органа, выдавшего свидетельство
  • · Наименование туроператора
  • · Адресные данные
  • · Реестровый номер
  • · Вид деятельности туроператора
  • · Вид и размер финансовых гарантий

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Этапы становления туризма в России. Современное состояние туристского рынка и его материально-технической базы в РФ. Регионы и виды туризма, пользующиеся популярностью у иностранных граждан. Государственное регулирование в сфере въездного туризма.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2010

    Современное состояние въездного туризма в РФ, его виды и рекомендации по дальнейшему развитию. Опыт государственного регулирования въездного туризма на примере зарубежных стран, туристские формальности в РФ. Порядок оформления виз для иностранных граждан.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2011

    Особенности туристического рынка Казахстана, основные показатели и тенденции его развития. Принципы и приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности. Современное состояние и проблемы въездного и внутреннего туризма.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2013

    Виды, функции и задачи турагентств. Роль туроператорской и турагентской деятельности на туристическом рынке. Схемы работы туристического оператора по реализации и организации туров. Договор туроператора с турагентом. Работа туроператора с Meet-компаниями.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Теория туризма в малых исторических городах. Анализ туристического рынка в секторах въездного и внутреннего туризма (по сравнению с выездным). Исследовании туризма в малых исторических городах России. Анализ проблем внутреннего и въездного туризма.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2010

    Событийный туризм в сфере въездного туризма. Виды событийных туров, технология ее проектирования и формирования. Определение цели и услуг, рамочных условий, установление цены. Торговые марки в индустрии туризма. Информационно-методическое обеспечение.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2016

    Характеристика туристического предприятия "Мир вокруг нас", расположенного в городе Новополоцке. Организационная структура и штат, материально-техническая база. Особенности разработки нового продукта в индустрии туризма, его продвижения и реализации.

    отчет по практике , добавлен 14.05.2015

Министерством юстиции 17.03.2017 за регистрационным № 45999 зарегистрирован Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 14.12.2016 № 2750 «Об утверждении Требований к отчетности туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, ее составу и форме» (далее – Приказ).

Приказ принят в соответствии со ст. 17.7. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и устанавливает состав, форму и сроки представления в Ростуризм отчётности туроператора, осуществляющего деятельность в сфере международного выездного туризма.

В этой связи, Федеральное агентство по туризму напоминает всем туроператорам, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, необходимо в срок, не позднее 15 апреля 2017 года представить в Ростуризм следующую отчетность по утвержденным Приказом формам:

1. Отчет о деятельности туроператора по реализации им туристского продукта в сфере выездного туризма в 2016 году (далее – Отчет).

2. Сведения о соблюдении туроператором нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств в 2016 году (далее – Сведения).

Обращаем внимание, что в Отчете и Сведениях должны приводиться все предусмотренные в них показатели. В случае отсутствия значений показателей в соответствующей графе (строке) формы отчетности необходимо проставить символ «-».

В случае если Отчет содержит только нулевые значения показателей, туроператор представляет в Федеральное агентство по туризму отчетность с нулевыми значениями показателей.

В соответствии с Приказом фактический размер маржи платежеспособности туроператора представляет собой расчетную величину, определяемую как сумма уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет, уменьшенная на непокрытые убытки отчетного года и прошлых лет, по данным бухгалтерского учета. Также установлено, что нормативный размер маржи платежеспособности туроператора, равен 7 процентов от общей цены туристского продукта за предыдущий календарный год.

Напоминаем, что туроператор, осуществляющий деятельность в сфере выездного туризма, обязан соблюдать требования финансовой устойчивости и платежеспособности, нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств, а также иные требования, в том числе нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Минкультуры России, Ростуризм).

Обращаем также внимание, что в соответствии со ст. 4.2. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» непредставление в установленный срок, вышеназванной отчетности, влечет за собой:

В отношении туроператора, осуществляющего деятельность только в сфере выездного туризма, исключение из Единого федерального реестра туроператоров (далее также – Реестр Туроператоров) всех сведений о туроператоре;

В отношении туроператора, осуществляющего туроператорскую деятельность в нескольких сферах туризма (выездной и внутренний туризм, выездной и въездной туризм, выездной, въездной и внутренний туризм), исключение из Реестра туроператоров сведений о сфере выездного туризма и остальных сведений о туроператоре, связанных с осуществлением им деятельности в сфере выездного туризма.

Кроме того, согласно ст. 4.1. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в случае исключения из Реестра туроператоров сведений о туроператоре, осуществляющем деятельность в сфере выездного туризма в связи с непредставлением отчетности указанной в ст. 17.7. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», должностное лицо такого туроператора (руководитель туроператора, его заместитель, главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора) считается несоответствующим требованиям , установленным частью третьей статьи 4.1. данного Федерального закона.

Таким образом, туроператору, сведения о котором исключены из Реестра туроператоров, в том числе в связи с непредставлением отчетности, указанной в ст. 17.7. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», при повторном, в течение 12 месяцев с момента исключения сведений из указанного реестра, обращении в Ростуризм с заявлением о внесении сведений в Реестр туроператоров, будет отказано в этом, в связи с несоответствием должностного лица туроператора требованиям, определенным частью третьей статьи 4.1 указанного Федерального закона.

Обращаем внимание, что к отчетности туроператора, указанной в ст. 17.7. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», относятся:

Отчет о деятельности туроператора по реализации им туристского продукта в сфере выездного туризма в отчетном году;

Сведения о соблюдении туроператором нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств в отчетном году.

Все туроператоры (независимо от сферы туроператорской деятельности), в отношении которых законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное опубликование данных бухгалтерской (финансовой) отчетности на конец отчетного года, представляют в Ростуризм копию годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности туроператора. При этом, туроператоры осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма вместе с копией указанной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности туроператора направляют в Ростуризм также аудиторское заключение (в случаях, если общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила более 400 миллионов рублей).

Для представления в Ростуризм указанной выше отчетности установлен общий срок – не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Российская Федерация по территории на данный момент является самым крупным в мире государством. Здесь представлены почти все климатические зоны и путешествуя по нашей стране можно увидеть, практически, весь мир: замечательные природные ландшафты, памятники природы, старинные города со своими достопримечательностями и многое другое. При этом не надо собирать и оформлять документы на выезд из страны, проходить таможню, лишний раз переплачивать за оформление визы. Заграничный отдых в последнее время стал опаснее и дороже, из-за курса валют, по этим причинам и не только наши соотечественники больше стали путешествовать по территории нашей страны. Собственно, под таким видом туризма понимается внутренний туризм.

Ранее мы рассматривали понятие туристской деятельности и входящих в нее туроператорской и турагентской деятельностей. Напомним, что туроператор – это лицо, которое формирует туристический продукт, то есть турпутевки; а турагент же только реализует готовые турпутевки. Все это относится также и к внутреннему туризму. Если Вы хотите заниматься туроператорской деятельностью применительно к внутреннему туризму, тогда Вам необходимо быть внесенными в Единый федеральный реестр туроператоров Российской Федерации и получить соответствующее свидетельство. Для турагентов данная процедура не требуется.

Не стоит забывать о том, что с 1 января 2017 года вступают в силу изменения к Федеральному закону от 24.11.1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» и они как раз коснулись требований, предъявляемых для туроператоров для внесения в реестр. Для туроператоров в сфере внутреннего туризма необходимо наличие договоров страхования гражданской ответственности и банковской гарантии, так называемого финансового обеспечения ответственности туроператора; соответствие лиц, занимающих должности руководителя, его заместителя и главного бухгалтера установленным в законе требованиям. Если же Вы занимаетесь экскурсионным обслуживанием на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд, то Вам не требуется финансового обеспечения ответственности.

Закон прямо запрещает заниматься туроператорской деятельностью, в случае отсутствия сведений о нем в едином федеральном реестре туроператоров, а также, если, например, Вы занимаетесь только выездным туризмом и стали заниматься внутренним, без изменения сведений в реестре.

После внесения сведений вы сможете заниматься следующей деятельностью: формировать туристский продукт, то есть составлять программу турпутевки, в которую входят транспортировка туристов, проживание, экскурсии и прочее; продвижением и реализацией, то есть продажей турпутевок непосредственно или через турагентства.

Помимо внутреннего туризма, также развивается въездной туризм. Главное его отличие от внутреннего заключается в том, что потребителями туристского продукта являются лица постоянно не проживающие на территории РФ, то есть иностранцы. Все больше туристов из-за границы приезжает в Россию, чтобы отдохнуть и познакомится с культурой. Поэтому данный бизнес является очень прибыльным, а требования для туроператора остаются теми же, что и в сфере внутреннего туризма.

Если Вы захотели заниматься этим прибыльным бизнесом как туроператор в сфере внутреннего и (или) въездного туризма, не забывайте о том, что Вам необходимо пройти процедуру внесения в Единый федеральный реестр туроператоров Российской Федерации и получить Свидетельство о внесении сведений в данный реестр. Для подготовки документов Вам лучше обратиться к квалифицированным юристам, поэтому обращайтесь к нам в компанию Объединенные Юристы, здесь специалисты помогут Вам внести сведения в Единый государственный реестр и получить Свидетельство.

Пономарев Данил,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы

Въездной туризм

Как показывает практика, именно международный туризм, ориентированный на прием иностранных гостей (въездной туризм), дает максимальные прибыли в казну государства и региона. Поэтому необходимо рассмотреть специфику въездного туризма и его теоретические основы, которые наглядно покажут актуальность темы.

В своем историческом развитии российский въездной туризм прошел ряд этапов, характеризующихся как различиями в целях иностранных прибытий, так и особенностями организации национального туристического сервиса. Условно можно выделить стихийный (доиндустриальный), индустриальный, советский, постсоветский и современный этапы. Мы же в свою очередь рассмотрим два последних этапа развития въездного туризма.

Постсоветский этап:

Перестройка и последовавшие за ней кардинальные перемены условий жизни советских граждан сказались и на темпах, и на структуре въездного международного туризма в стране. Ликвидация «железного занавеса», легализация валютных операций и частной предпринимательской деятельности, политическое банкротство, крах и ликвидация Коммунистической партии Советского Союза, дальнейшие развал СССР и провозглашенный российской властью курс на проведение демократических преобразований вызвал огромный интерес к стране со стороны стран-победителей в многолетней холодной войне. Средства массовой информации капиталистических стран бесконечно воспевали проводимые в России реформы, Открылии самые оптимистические прогнозы относительно вливания нашей страны в общемировые капиталистические процессы.

С другой стороны, стремительные темпы инфляции и обнищание россиян, разгул криминала и слабость новой демократической власти, угроза распада России, и локальные конфликты на всем постсоветском пространстве (Карабах, Таджикистан, Абхазия, Южная Осетия, Чечня), развал национальной промышленности и сельского хозяйства формировали неблагоприятный туристический имидж России как коррумпированного и мафиозного государства с провозглашенными демократическими и капиталистическими ценностями.

Интерес к России проявляли только лишь западные предприниматели, желающие успеть быстро и практически даром захватить как долю емкого внутреннего российского рынка, так и долю бывшей государственной собственности. Частые деловые поездки состоятельных иностранных граждан в Россию (особенно в Москву) стимулировали строительство в столице первых отелей мирового уровня. В 90-х годах в Москве, Подмосковье и других крупных деловых центрах страны сооружаются гостиничные предприятия, входящие в известные гостиничные цепи или работающие по франшизе, полностью ориентированные на обслуживание состоятельной иностранной публики. Стремительное преобладание спроса над предложением гостиничных номеров высокой категории ведет к росту цен на услуги гостиничных предприятий (уже в 1993 году московские бизнес-отели признаны одними из самых дорогих в мире), а также к появлению первых инкаминговых туроператоров (отечественных или зарубежных), профессионально занимающихся организацией въездного туризма в Россию.

Рост частного сектора в инкаминге в период с 1991-го по 1998 год существенно стимулировал въездной туризм, расширил географию и ассортимент въездных туров, создал устойчивый въездной туристический поток в отдельных регионах страны. Однако молодость частного сектора въездного туризма, острая нехватка капитала, нежелание представителей финансовых и промышленных структур инвестировать средства в туристическую инфраструктуру привели к ситуации, когда спрос среди иностранных граждан на отечественные туристические услуги намного превышал предложение на туристическом рынке.

Рост себестоимости туристического обслуживания, стимулированный многократным превышением спроса над предложением, естественно вел к гипертрофированному росту стоимости российского туристического продукта. По средней величине ежедневных затрат туристов, Москва и Санкт-Петербург обгоняли самые дорогие туристические страны (Токио, Гонконг, Париж). Это в свою очередь требовало концентрации инкаминга на производстве наиболее востребованных и популярных туров, использованию в производстве самых известных российских туристических ресурсов (Москва, Санкт-Петербруг, «Золотое кольцо», речные круизы), известность которых способна оправдать растущие цены.

Финансовый кризис 1998 года на короткое время сбил цены на отечественный туристический продукт, но вызванный кратковременным снижением цены рост спроса на поездки в Россию (прежде всего, европейцев) быстро вернул стоимость туристических пакетов на докризисный уровень. А уже с 2001 года цены выросли по сравнению с докризисными на 12-20 %.

Современный этап развития въездного туризма:

Современная ситуация рынка въездного международного туризма в России характеризуется устойчивым ростом количества прибытий иностранных граждан. Хотя, учитывая общемировую туристическую динамику, такой рост, скорее всего, продлится недолго. Дело не в падении популярности России, а в явном несоответствии цены и качества туристического продукта, что недопустимо в условиях жесткой конкурентной борьбы на мировом рынке. Количество повторных, посещений России - одно из самых низких в Европе, а у иностранных граждан складывается отношение к нашей стране как к месту непозволительно дорогого отдыха, который можно позволить себе только раз в жизни. Высокий уровень цен на туристическое обслуживание, нестабильная криминальная обстановка в городах, низкая степень развития туристической инфраструктуры, жесткий и требующий длительного времени для оформления визы пограничный режим отпугивают от России молодежь, семейные пары с детьми, позиционируя нашу страну как место отдыха только пенсионеров, которые более лояльны к неразвитости развлекательной сферы.