Каменные стражи кремля. Интересные факты о башнях московского кремля Что скрывала тайницкая

20.01.2024 Санкт-Петербург

Расположенная в центральной части южной крепостной стены между и Первой Безымянной башнями.

Башня была построена в 1485 году по проекту итальянского архитектора Антонио Джиларди (в русской традиции - Антон Фрязин) и стала первой по времени постройки башней нового кирпичного Кремля. В прошлом Тайницкая башня имела проездные ворота и отводную стрельницу и играла важную роль в обороне крепости со стороны Москвы-реки, кроме того, в ней был предусмотрен колодец-тайник и скрытый ход на берег реки.

Высота башни - 38,4 метра. В основании лежит приземистый четверик, на вершине которого находится боевая площадка с машикулями - бойницами вертикального обстрела; выше неё на четверике поменьше надстроено шатровое завершение со смотровой площадкой и слуховыми окошками. Фасад украшают пояс из ширинок и круглые полуколонки, шатёр увенчан позолоченным флажком-флюгером.

Привлекает внимание ещё одна деталь: слегка утопленный силуэт заложенной арки Тайницких ворот в нижней части башни.

История Тайницкой башни

Тайницкая башня была заложена в 1485 году и стала, вероятно, первой башней нового кирпичного Кремля - именно с неё началось строительство оборонной линии крепости. В ней были обустроены колодец-тайник и скрытый ход к Москве-реке, благодаря которым башня и получила своё название.

При строительстве зодчим Антонио Джиларди был использован красный кирпич - вполне возможно, что это было первое применение кирпича в фортификационной архитектуре Москвы, однако, это спорное утверждение: есть мнение, что к 1450-м годам в Кремле уже была одна кирпичная стрельница в районе будущей . Как бы там ни было, строительство Тайницкой башни и Кремлёвской стены дало старт широкому использованию кирпича при строительстве укреплений.

Изначально башня была проездной: в ней были обустроены Тайницкие ворота и существовала отводная стрельница, оборудованная подъёмным механизмом и соединённая с башней каменным мостом. А вот шатрового завершения башня сначала не имела: его надстроили в 1670-1680-х годах. Кроме прочего, до 1674 года на ней размещались часы с боем.

Помимо оборонной функции, Тайницкая башня играла роль пожарной каланчи: на ней располагался набатный колокол, в который били при городских пожарах. Набатные колокола располагались также на Набатной башне и Троицком мосту; указом царя Алексея Михайловича от 1668 года подаваемые набатом сигналы были регламентированы: при пожаре внутри Кремля били во все набаты сразу, в Китай-городе - били в Спасский набат, в Белом городе - в Спасский и Троицкий, в Земляном городе - в Тайницкий.

В 1770-1771 годах, когда на территории Кремля предполагали строить Кремлёвский дворец по проекту Василия Баженова, Тайницкая башня и 3 соседних с ней были разобраны. Когда в 1783 году башню восстановили, её отводная стрельница приобрела другую форму. Долго стоять башне не пришлось: в 1812 году, при отступлении французских войск из Кремля, она сильно пострадала от взрыва, однако, была вновь восстановлена в 1816-1818 годах. Следующая перестройка ожидала башню уже при советской власти: в 1932-1933 годах стрельница была окончательно разобрана, при этом Тайницкие ворота заложили, а колодец засыпали.

Любопытно, что вплоть до 1917 года существовала традиция ежедневно стрелять со стрельницы башни из пушки: выстрел московской сигнальной пушки оповещал москвичей о наступлении полудня.

Учитывая историю Тайницкой башни, нельзя сказать, что она хорошо сохранила исторические формы, однако, она по праву считается одной из наиболее известных башен Кремля: ведь именно она стала первой башней, с которой в 1480-х годах началось возведение новой оборонной линии крепости.

Тайницкая башня Московского Кремля расположена на Кремлёвской набережной, в самом центре южной крепостной стены. Добраться до неё можно пешком от станции метро "Боровицкая" Серпуховско-Тимирязевской линии.

С Тайницкой башни началось возведение существующих кремлёвских стен и башен.

История башни

В последние годы XV в. Иван III задумал перестройку башен и стен Кремля. Начало этого строительства тесно связано с именем зодчего с итальянскими корнями Антона Фрязина. Итальянский архитектор прибыл в Москву в 1469 г. в составе свиты польского кардинала Виссариона для подготовки брака Ивана III и Софии Палеолог.

В 1485 г. Антон Фрязин заложил башню («стрельницу») на месте Чешковых (Чушковых) ворот крепости 1366–68 гг., предусмотрев внутри колодец-тайник и скрытый выход к , в связи с чем башню прозвали Тайницкой... При возведении башни зодчий впервые для крепостного строительства использовали кирпич. Этим нововведением было положено начало полного обновления Московского Кремля.

A.Savin , CC BY-SA 3.0

Башня играла важную роль в обороне Кремля со стороны реки. Она имела проездные ворота и отводную стрельницу, снабжённую подъёмным механизмом и соединённую с башней каменным мостом. Позднее на башне дежурили часовые, наблюдавшие за Замоскворечьем и сигналами колокола дававшие знать о пожаре. До 1674 г. на башне были часы с боем.

В 1670–80 годах над четвериком башни русские мастера возвели каменный верх - открытый арочный четверик, завершённый четырехгранным шатром со смотровой вышкой.

До XVIII века на Москве-реке, напротив Тайницких ворот устраивалась иордань в праздник Богоявления. Царский выход на иордань был одной из самых пышных церемоний.


Benoist et Aubrun , Public Domain

В 1770–71 гг. в связи со строительством по проекту В. И. Баженова Тайницкую башню разобрали, а в 1783 г. восстановили, но уже без отводной стрельницы. В 1812 г., во время отступления войск Наполеона из Кремля, башня пострадала от взрыва, отремонтирована в 1816–18 г.

В 1862 г. по проекту одного из семьи художников Кампиони (А. С. Кампиони) стрельница также была восстановлена.


Татьяна Чеп. , CC BY-SA 3.0

До 1917 г. со стрельницы Тайницкой башни ежедневно производился выстрел кремлёвской сигнальной пушки, оповещавшей москвичей о наступлении полудня - аналогично традиции выстрела Петропавловской пушки в Санкт-Петербурге.

В 1930–33 годах стрельницу вновь разобрали. Тогда же были заложены проездные ворота и засыпан колодец.

Она возвышается в центральной части стены на юге Кремля, на месте древних Чушковых (Чешковых) ворот, построенных еще при Дмитрии Донском.

Перестройка Кремля были придумана царем Иваном III в конце XV века, а непосредственное возведение проходило под руководством Антона Фрязина. Этот архитектор – уроженец Италии, много лет проживал и работал в России и, по некоторым данным, в молодости общался по работе с самим Леонардом Да Винчи. Являясь одним из лучших специалистов, он первым начал использовать кирпич для создания защитных сооружений, который стал после этого очень востребован при строительстве крепостных и прочих сооружений на территории России.

Тайницкая башня была особенно важна для защиты Кремля. Здесь выкопали тайный колодец с выходом к речке (вот откуда название). По этому колодцу при осаде крепости ее защитникам осуществлялась подача воды, благодаря чему Кремль было трудно захватить. Внутри строения было просторное помещение со сводчатыми потолками. Отводная стрельница воссоединяла башню с мостом из камня, а подъездные ворота – со специальным подъемным мостиком.

Были у Тайницкой башни и другие, не оборонные функции. Так до 1674 года фасад украшали большие часы с боем, а стражники на ней следили за пожарной безопасностью Москвы, поднимая тревогу и звоня в колокола каждый раз, как замечали с высоты дым или огонь на одной из улиц столицы. До XVIII века напротив башни в Москва-реке проводили церковные ритуалы в праздник Благовещения. Царь приходил на купель со всеми причитающимися атрибутами царской роскоши именно через ворота этой башни.

Проходили столетия, менялась Москва, а вместе с нею Тайницкая башня достраивалась и перестраивалась: был сооружен арочный четверик из камня и шатер в виде четырехгранника с вмонтированной смотровой вышкой. После этих работ высота строения превысила 34 метра. Строение было практически разрушено и заново воссоздано в 1770 году. В 1812 году конструкция сильно пострадала от действий французской армии, устроивших здесь взрыв. Потребовались колоссальные средства, чтобы реставрировать ее. В середине XIX века воссоздали стрельницу, с которой до самой Октябрьской революции точно в 12 часов дня делали холостой выстрел.

При Иосифе Сталине стрельницу полностью снесли, тайный колодец засыпали, а въезд в ворота замуровали. Это было последнее кардинальное изменение Тайницкой башни. Именно такой она и предстает перед приходящими сюда горожанами и многочисленными туристами, являя собой большую историческую и архитектурную ценность.

Московская Государственная картинная Галерея Народного Художника СССР А. Шилова была открыта в мае 1997 г. Учитывая востребованность творчества мастера, любовь зрителей к его искусству, значение деятельности А. Шилова в продолжении реалистических традиций русского классического искусства, значение художника в воспитании гражданственности и патриотизма, единогласным постановлением Государственной Думы и Правительства Москвы было принято решение о выделении старинного особняка XIX века для размещения в нем коллекции, первоначально состоявшей из 355 живописных и графических работ, переданных Художником в дар своему Отечеству. Коллекция постоянно пополнялась, и в 2003 г. было построено новое здание Галереи по проекту архитектора М. Посохина, а в 2010 году завершилась реконструкция комплекса Галереи, составившего единый архитектурно – художественный ансамбль, вернувший улице Знаменка уютную атмосферу старинной Москвы. Сегодня в собрании Галереи более 950 произведений живописи и графики, подаренных художником своему народу.

С самых первых дней своего существования галерея стала одним из самых любимых и посещаемых москвичами и гостями столицы мест и особым культурным центром. Стали традиционными концерты «Звезды в гостях у А. Шилова», творческие вечера «Встреча у портрета», вечера классической музыки и старинного романса, которые создают особую атмосферу духовности и красоты, преемственности русской классической художественной культуры, столь необходимую нашим современникам.

Великая Россия испокон веков рождала таланты, которыми по праву гордится все человечество. Они вошли в историю мировой культуры. Их имена - бессмертны. А. М. Шилов один из выдающихся художников нашего времени, живая легенда, гордость и слава России. В портретной галерее Художника нашло свое отражение многогранное творчество мастера, основанное на лучших традициях классического реалистического искусства и утверждающее непреходящую ценность идеалов гуманизма и красоты.