Пароход фрам. Фритьоф Нансен и шхуна «Фрам» - гордость Норвегии Корабль фрам норвегия

28.08.2023 Санкт-Петербург

Фрам (норв. Fram, «Вперёд») - знаменитый корабль, на котором с 1893 по 1912 годы осуществлялись три норвежские экспедиции к Северному и Южному полюсам. Название корабля в переводе с норвежского означает Вперед.

Был специально построен как экспедиционное судно. От самой постройки является государственной собственностью.

Конструкция: Конструктором корабля был известный кораблестроитель Колин Арчер. «Фрам» считается самым прочным кораблём из дерева, среди когда либо построенных.

Арчер создал «Фрам» специально для арктической экспедиции Фритьофа Нансена, который предполагал вмерзнуть в арктические льды и с помощью дрейфа достичь Северного полюса.
Необходимое условие прочности корпуса, способного выдержать давление льдов, конструктор заложил в проект, кроме того, Нансен проводил опыты по трению различных материалов о лёд. Из-за этого корабль имел значительную осадку и нетипичные для того времени обводы.

Поперечное сечение корпуса соответствовало форме яйца (как у лоцманского бота), борта корабля были сделаны толщиной 80 сантиметров, носовая часть усилена - ее толщина достигала 120 см. Форштевень был сделан из двух наложенных друга на друга дубовых балок, окованных сталью. Набор - дубовый, обшивка - сосновая в четыре слоя.
Для строительства судна ВМФ предоставил итальянский дуб, вылежавший под крышей 30 лет. Три слоя обшивки крепились болтами и гвоздями к набору судна, внешняя «ледяная» обшивка крепилась нагелями и могла быть содрана льдом.
Расстояние между шпангоутами не превышало 3-4 см, это пространство было залито битумом с опилками, для достижения полной водонепроницаемости.

Изнутри борта обиты пробкой, войлоком, оленьими шкурами и декоративной панелью из ели. Первоначально Нансен предполагал, что судно будет иметь небольшие размеры - не более 170 регистровых тонн вместимости, но после окончательного согласования планов экспедиции, увеличил размер до 402 рег. т.

Парусное вооружение принималось как у гафельной шхуны. Так как мощный корпус получился достаточно тяжелым (420 т. с паровой машиной и наполненным котлом), то скоростные характеристики корабля были принесены в жертву надежности.
Судно отличалось превосходной управляемостью, было вёртким, легко всходило на волну, но отличалось валкостью из-за скруглённых обводов и отсутствия киля.
Помимо парусов корабль был оборудован паровым двигателем (машина тройного расширения с кулисой, позволяющей превратить её в компаунд; номинальная мощность 220 л.с.).
Во избежании поломки во льдах, винт мог быть быстро поднят из воды с помощью лебедки. Также, впервые в истории, для выработки электричества на «Фраме» была установлена динамомашина, которая могла работать либо от паровой машины, либо от ветряка. Был также взят ручной привод для генератора, но им так не воспользовались.

В конструкцию были заложены повышенные требования по обитаемости и компоновке внутреннего пространства, таким образом экипаж мог находиться на шхуне в путешествиях сроком до пяти лет.
Жилые помещения в 1893 г. располагались под кормовой полупалубой, и освещались через потолочные иллюминаторы (герметичные с тройной рамой). Жилой блок включал камбуз (он же ванная), большую кают-компанию, которая со всех сторон была окружена четырьмя индивидуальными каютами и двумя четырёхместными.
Отопление - печное, причём отапливались только кают-компания и камбуз. Камбузная плита и хлебопекарная печь были снабжены нефтяными капельными горелками оригинальной конструкции Нансена.
Вентиляция осуществлялась только через камбузный и печной дымоходы. По Нансену, зимой 1894 г. во внутренних помещениях поддерживалась температура +22 Ц.

Экспедиции

Фрам принимал участие в следующих экспедициях:

Исследователь Годы Цель экспедиции

Фритьоф Нансен 1893 - 1896 Центральная Арктика

Отто Свердруп 1898 - 1902 Канадский Арктический архипелаг

Руаль Амундсен 1910 - 1912 Антарктика

Через арктические льды к Северному полюсу План Нансена заключался в плавании специально сконструированного судна, которым являлся «Фрам», по Северо-восточному проходу к Новосибирским островам, где оно должно было вмерзнуть во льды. Экипаж, находясь на судне, дрейфовал бы вместе со льдами к Северному полюсу.

Экспедиция, в составе 13 человек (причём 13-й - матрос Бернт Бентсен (1860 - 1899), вошёл в состав команды за полчаса до отплытия), отправилась из Христиании в июне 1893 года, имея запас провизии на пять лет. Угля было взято 100 т., что соответствовало запасу на шесть месяцев полного хода, а, кроме того, по 20 тонн керосина и сырой нефти для отопления внутренних помещений.
Полезная нагрузка (конструкционная - 380 т.) была превышена более чем на 100 тонн, так что при отплытии «Фрам» имел надводный борт высотой не более 50 см.

«Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс на более северный. К 20 сентября, достигнув 79º с.ш., «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии: паровая машина была разобрана, в машинном отделении была устроена мастерская.
В дальнейшем помещения для астрономических наблюдений, а также кузница были оборудованы прямо на льду. С «Фрама» также были сняты все шлюпки, а на лёд перенесены 20 тонн угля и продукты питания на 6 месяцев - на случай гибели суда. Шлюпки позднее были использованы как источник пиломатериалов для изготовления лыж и нарт.

Дрейф «Фрама» прошел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Нансен вдвоем с Ялмаром Йохансеном покинули судно и попытались достигнуть полюса пешком.
Они смогли достичь 86º14’ с.ш., и решили повернуть назад, отправившись к Земле Франца-Иосифа. В августе 1895 - мае 1896 гг. они были вынуждены зимовать в экстремальных условиях на о. Джексона (в 2002 г. прозводились археологические раскопки на этом месте). 19 июня 1896 г. Нансен и Йохансен вышли на базу Эльмвуд экспедиции Фредерика Джексона на мысу Флора о. Нордбрук.

У Шпицбергена «Фрам» смог освободиться из льдов и направился к югу, после 1041 дня дрейфа. Блестяще зарекомендовала себя система ветрогенератора для выработки электроэнергии для освещения (работала с октября 1893 по август 1895 г., разобрана из-за износа механизмов).
Хотя судно не предназначалось для использования в качестве ледокола, но за 28 ходовых суток было пройдено 100 миль в ледовых полях в июне-июле 1896 г. В августе 1896 году Нансен и Йохансен встретились с судном экспедиции в норвежском порту Варде.

Научные исследования Свердрупа

В 1898 году Отто Сведруп, который был капитаном «Фрама» во время экспедиции Нансена, направился в четырехлетнюю экспедицию на корабле в Канадский Арктический архипелаг.
В результате путешествия были открыты острова Аксель-Хейберг, Эллеф-Рингнес, Амунд-Рингнес и другие. Были обследованы практически все проливы архипелага и нанесён на карту западный берег острова Элсмир. Все вновь открытые земли объявлялись владением Норвегии, которая формально владела этими территориями до 1930 г.

Судно было переоборудовано для размещения 16 человек команды: на верхней палубе возведена надстройка, занявшая 2/3 длины судна, была ликвидирована штурманская кабина.
Внутри надстройки разместилась крытая мастерская, а также носовая кают-компания и помещения для экипажа. После перестройки вместимость «Фрама» достигла 600 рег. т. Для улучшения мореходных качеств был добавлен выступающий фальшкиль.

После возвращения экспедиции в 1902 г., «Фрам» был поставлен на прикол в гавани Хортена, и оказался заброшен, изредка используясь для корректировки артиллерийского огня во время учебных стрельб. После пожара 1905 г. было полностью уничтожено парусное вооружение судна.

Экспедиция Амундсена к Южному полюсу

В 1907 г. «Фрам» парламентским актом был передан экспедиции Амундсена, во время которой предполагалось начать пятилетний дрейф через Арктику в районе Берингова пролива, для чего следовало предварительно пересечь Атлантический и Тихий океаны. Судно подверглось генеральной ревизии, в ходе которой выяснилось, что деревянная конструкция, выдержавшая две арктические экспедиции, не повреждена, однако внутренняя теплоизоляция и угольные ямы поражены грибком.
В ходе капитального ремонта в 1908 - 1909 гг. «Фрам» был переоборудован для перехода через Тихий океан. Паровая машина была заменена на двухцилиндровый дизельный двигатель (180 л.с.).
Запас керосина (90 т.) обеспечивал 95 дней беспрерывной работы двигателя. Поскольку двигатели фирмы Дизеля в 1909 г. были, скорее, экспериментальными моделями, бортмехаником «Фрама» стал конструктор его двигателя - Кнут Сюндбек.

Помещения для экипажа были расширены, чтобы можно было вместить 20 человек и запасы продовольствия на 2 года вперёд, 100 ездовых собак, дом для зимовки в Антарктиде, запасы угля и дров и т. д. После всех перестроек, водоизмещение «Фрама» достигло 1100 т.
В 1910 году Руаль Амундсен отправился в Антарктику, причём с мая 1910 по январь 1911 г. было пройдено 16 тыс. морских миль без захода в порты. 13 января 1911 года, Амундсен приплыл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде.
Он высаживается в Китовой бухте материка Антарктида, выехав на собачьих упряжках 19 октября 1911 года, уже к 14 декабря 1911 года достигает Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Роберта Скотта.
«Фрам» под командой капитана Нильсена базировался в Буэнос-Айресе, исполняя роль вспомогательного судна и транспорта для членов экспедиции.

Сохранение корабля

После экспедиции Амундсена корабль поставили на стоянку. В 1914 году велись переговоры об использовании судна для церемонии открытия Панамского канала, но переговоры сорвались (в литературе можно встретить миф, что именно «Фрам» был первым судном, прошедший через Панамский переешек).

Ещё в 1916 году Амундсен рассматривал перспективу использования судна для похода к Северному полюсу (по прежней программе), но в итоге предпочёл построить новое. До 1914 г.
«Фрам» оставался в Буэнос-Айресе, разрушаясь крысами и древоточцами. В 1918 году «Фрам» был полностью разукомплектован для подготовки экспедиции Амундсена на «Мод» (был снят весь такелаж, дельные вещи, даже мебель из жилых помещений).

В 1920-х годах, после более чем десятилетнего стояния на приколе, норвежские исследователи Ларс Кристенсен, Отто Свердруп и Оскар Вистинг выступили с инициативой сохранения корабля для истории и потомков. В 1929 г. начался капитальный ремонт судна. В 1935 году шхуна была перемещена в музей, который получил название корабля.
Судну был придан первозданный облик. В настоящее время «Фрам» находится в сухом ангаре в Осло в Музее Фрама. На борту «Фрама» умер Оскар Вистинг, друг и соратник Амундсена. Как пишет Геннадий Фиш: «И когда корабль, навеки простившись с солёной волной, встал на железобетонные опоры, сердце старого полярника не выдержало... Оскар Вистинг умер от разрыва сердца на палубе любимого корабля…»

Новый носитель имени

В мае 2007 года норвежской компанией en:Hurtigruten был спущен на воду исследовательский круизный лайнер «Фрам» (Fram). Судно является сравнительно небольшим (предназначено только для 300 пассажиров), его характеристики:

Длина 114 м,

Ширина чуть больше 20 м,

Грузовместимость - 25 автомобилей.

Судно используется для сложных экспедиций - благодаря своим размерам оно может заходить в такие места, куда не добраться на крупном круизном лайнере, а также следовать вдоль побережья, а не в открытом море.


Фрам - короткое и ёмкое норвежское слово означающее "вперёд", давшее название самому легендарному кораблю.
Две экспедиции к Северному полюсу, многомесячный дрейф во льдах, экспедиция к Антарктиде, в ходе которой впервые был достигнут Южный полюс.

Нансен, Амундсен, Свердруп - имена-легенды, звучащие, как музыка и поверх этих распевов ледяных широт, как звук корабельной рынды - Фрамммммм...

Корабль-легенда. И у него есть собственный музей, где легенда оживает.

Как только я поняла, что у меня будет длинная стыковка в Осло, я уже через пять минут знала, чем я займусь. Я должна была оказаться в этом музее.

Идея строительства Фрама принадлежала Фритьофу Нансену. Именно он предложил для достижения Северного полюса использовать дрейфующие льды. А чтобы льды не раздавили судно - сделать бока его максимально покатыми.

Несмотря на то, что против проекта Нансена выступили все авторитетные полярники, корабль был построен.

В ходе этих экспедиций шхуна достигла широт 85° 57" с. ш. и 78° 41" ю. ш., дрейфовала в паковых льдах Центральной Арктики 1041 день от острова Котельный до Шпицбергена, два с половиной раза обогнула земной шар, пройдя более 54 000 морских миль

Это сухие цифры из википедии. Разве могут они рассказать истории полярных экспедиций.
В 1935 году Фрам вернулся в Осло, где стал главным экспонатом музея имени его имени.

Не знаю, насколько этот музей будет интересен тем, кто не сильно интересуется историей арктических экспедиций. Для меня же это был чистый восторг.

Экспозиция, рассказывающая про экспедиции к Северному и Южному полюсам. Множество фотографий и сохранившихся вещей. И в центе всего этого - главный виновник всех событий - корабль Фрам, который можно излазить вдоль и поперёк.

У входа посетителей встречает сам Нансен. Вернее его скульптура.

И сразу же - Фрам. Он находится в центре помещения и первый соблазн - поскорее забраться на него.

Но не стоит торопиться. Лучше немного отложить удовольствие, начав знакомство с главным персонажем с обхода по кругу.

К тому же вокруг очень много интересного. Один этаж посвящён экспедициям к Северному полюсу. Второй - к Южному.

Тут и сани Скотта, которые он использовал во время экспедиции к Южному полюсу

И палатка.
Мне кажется это тот момент, когда Скотт пришёл на полюс и увидел там палатку с запиской - привет от Амудсена.

И бедное затюканное чучело полярного медведя.
Похоже у всех музейных медведей одна и та же проблема. В Питере в музее Арктики и Антарктики у медведя совсем облезлый нос. А этот вот объявление написал.

И тот самый флаг с Южного полюса.

И возможность, надев ремень, попробовать, каково это тянуть сани. Для меня вот прям самое актуальное было.

И всяческие инсталяции изображающие наиболее драматичные моменты экспедиций.

И снаряжение, которое использовалось во время экспедиций.

Много фотографий, биография Нансена и его личные вещи.
И всё это - в полумраке, под шум волн и периодическое "бдзымммм" корабельной рынды.

Но вот наконец, когда всё просмотрено, а корабль неоднократно обойдён по кругу, пора на палубу.

Там пахнет деревом и морем и полыхает северное сияние.

Можно спуститься вниз, туда где машинное отделение, камбуз, каюты и кают-компания.


Фрам (норв. Fram, «Вперёд») - знаменитый корабль, на котором с 1893 по 1912 годы осуществлялись три норвежские экспедиции к Северному и Южному полюсам. Название корабля в переводе с норвежского означает Вперед.

Был специально построен как экспедиционное судно. От самой постройки является государственной собственностью.

Конструкция: конструктором корабля был известный кораблестроитель Колин Арчер.

«Фрам» считается самым прочным кораблём из дерева, среди когда либо построенных. Арчер создал «Фрам» специально для арктической экспедиции Фритьофа Нансена, который предполагал вмерзнуть в арктические льды и с помощью дрейфа достичь Северного полюса.
Необходимое условие прочности корпуса, способного выдержать давление льдов, конструктор заложил в проект, кроме того, Нансен проводил опыты по трению различных материалов о лёд.
Из-за этого корабль имел значительную осадку и нетипичные для того времени обводы. Поперечное сечение корпуса соответствовало форме яйца (как у лоцманского бота), борта корабля были сделаны толщиной 80 сантиметров, носовая часть усилена - ее толщина достигала 120 см. Форштевень был сделан из двух наложенных друга на друга дубовых балок, окованных сталью. Набор - дубовый, обшивка - сосновая в четыре слоя.

Для строительства судна ВМФ предоставил итальянский дуб, вылежавший под крышей 30 лет. Три слоя обшивки крепились болтами и гвоздями к набору судна, внешняя «ледяная» обшивка крепилась нагелями и могла быть содрана льдом. Расстояние между шпангоутами не превышало 3-4 см, это пространство было залито битумом с опилками, для достижения полной водонепроницаемости. Изнутри борта обиты пробкой, войлоком, оленьими шкурами и декоративной панелью из ели.

Первоначально Нансен предполагал, что судно будет иметь небольшие размеры - не более 170 регистровых тонн вместимости, но после окончательного согласования планов экспедиции, увеличил размер до 402 рег. т.

Парусное вооружение принималось как у гафельной шхуны. Так как мощный корпус получился достаточно тяжелым (420 т. с паровой машиной и наполненным котлом), то скоростные характеристики корабля были принесены в жертву надежности. Судно отличалось превосходной управляемостью, было вёртким, легко всходило на волну, но отличалось валкостью из-за скруглённых обводов и отсутствия киля. Помимо парусов корабль был оборудован паровым двигателем (машина тройного расширения с кулисой, позволяющей превратить её в компаунд; номинальная мощность 220 л.с.).
Во избежании поломки во льдах, винт мог быть быстро поднят из воды с помощью лебедки. Также, впервые в истории, для выработки электричества на «Фраме» была установлена динамомашина, которая могла работать либо от паровой машины, либо от ветряка. Был также взят ручной привод для генератора, но им так не воспользовались.

В конструкцию были заложены повышенные требования по обитаемости и компоновке внутреннего пространства, таким образом экипаж мог находиться на шхуне в путешествиях сроком до пяти лет.
Жилые помещения в 1893 г. располагались под кормовой полупалубой, и освещались через потолочные иллюминаторы (герметичные с тройной рамой). Жилой блок включал камбуз (он же ванная), большую кают-компанию, которая со всех сторон была окружена четырьмя индивидуальными каютами и двумя четырёхместными.
Отопление - печное, причём отапливались только кают-компания и камбуз. Камбузная плита и хлебопекарная печь были снабжены нефтяными капельными горелками оригинальной конструкции Нансена. Вентиляция осуществлялась только через камбузный и печной дымоходы. По Нансену, зимой 1894 г. во внутренних помещениях поддерживалась температура +22 Ц.

Экспедиции

Фрам принимал участие в следующих экспедициях:

Фритьоф Нансен 1893 - 1896 Центральная Арктика.

Отто Свердруп 1898 - 1902 Канадский Арктический архипелаг.

Руаль Амундсен 1910 - 1912 Антарктика.

«Фрам» в арктических льдах весной 1894 года. Хорошо виден ветряк электрогенератора.

Через арктические льды к Северному полюсу.

План Нансена заключался в плавании специально сконструированного судна, которым являлся «Фрам», по Северо-восточному проходу к Новосибирским островам, где оно должно было вмерзнуть во льды. Экипаж, находясь на судне, дрейфовал бы вместе со льдами к Северному полюсу.

Экспедиция, в составе 13 человек (причём 13-й - матрос Бернт Бентсен (1860 - 1899), вошёл в состав команды за полчаса до отплытия), отправилась из Христиании в июне 1893 года, имея запас провизии на пять лет. Угля было взято 100 т., что соответствовало запасу на шесть месяцев полного хода, а, кроме того, по 20 тонн керосина и сырой нефти для отопления внутренних помещений.
Полезная нагрузка (конструкционная - 380 т.) была превышена более чем на 100 тонн, так что при отплытии «Фрам» имел надводный борт высотой не более 50 см.

«Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс на более северный. К 20 сентября, достигнув 79º с.ш., «Фрам» прочно вмерз в паковый лед.
Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии: паровая машина была разобрана, в машинном отделении была устроена мастерская.
В дальнейшем помещения для астрономических наблюдений, а также кузница были оборудованы прямо на льду. С «Фрама» также были сняты все шлюпки, а на лёд перенесены 20 тонн угля и продукты питания на 6 месяцев - на случай гибели суда. Шлюпки позднее были использованы как источник пиломатериалов для изготовления лыж и нарт.

Дрейф «Фрама» прошел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Нансен вдвоем с Ялмаром Йохансеном покинули судно и попытались достигнуть полюса пешком.
Они смогли достичь 86º14’ с.ш., и решили повернуть назад, отправившись к Земле Франца-Иосифа. В августе 1895 - мае 1896 гг. они были вынуждены зимовать в экстремальных условиях на о. Джексона (в 2002 г. прозводились археологические раскопки на этом месте). 19 июня 1896 г. Нансен и Йохансен вышли на базу Эльмвуд экспедиции Фредерика Джексона на мысу Флора о. Нордбрук.

У Шпицбергена «Фрам» смог освободиться из льдов и направился к югу, после 1041 дня дрейфа. Блестяще зарекомендовала себя система ветрогенератора для выработки электроэнергии для освещения (работала с октября 1893 по август 1895 г., разобрана из-за износа механизмов).
Хотя судно не предназначалось для использования в качестве ледокола, но за 28 ходовых суток было пройдено 100 миль в ледовых полях в июне-июле 1896 г.
В августе 1896 году Нансен и Йохансен встретились с судном экспедиции в норвежском порту Варде.

Научные исследования Свердрупа

В 1898 году Отто Сведруп, который был капитаном «Фрама» во время экспедиции Нансена, направился в четырехлетнюю экспедицию на корабле в Канадский Арктический архипелаг.
В результате путешествия были открыты острова Аксель-Хейберг, Эллеф-Рингнес, Амунд-Рингнес и другие. Были обследованы практически все проливы архипелага и нанесён на карту западный берег острова Элсмир. Все вновь открытые земли объявлялись владением Норвегии, которая формально владела этими территориями до 1930 г.

Судно было переоборудовано для размещения 16 человек команды: на верхней палубе возведена надстройка, занявшая 2/3 длины судна, была ликвидирована штурманская кабина.
Внутри надстройки разместилась крытая мастерская, а также носовая кают-компания и помещения для экипажа. После перестройки вместимость «Фрама» достигла 600 рег. т. Для улучшения мореходных качеств был добавлен выступающий фальшкиль.

После возвращения экспедиции в 1902 г., «Фрам» был поставлен на прикол в гавани Хортена, и оказался заброшен, изредка используясь для корректировки артиллерийского огня во время учебных стрельб. После пожара 1905 г. было полностью уничтожено парусное вооружение судна.

Экспедиция Амундсена к Южному полюсу

В 1907 г. «Фрам» парламентским актом был передан экспедиции Амундсена, во время которой предполагалось начать пятилетний дрейф через Арктику в районе Берингова пролива, для чего следовало предварительно пересечь Атлантический и Тихий океаны.
Судно подверглось генеральной ревизии, в ходе которой выяснилось, что деревянная конструкция, выдержавшая две арктические экспедиции, не повреждена, однако внутренняя теплоизоляция и угольные ямы поражены грибком.
В ходе капитального ремонта в 1908 - 1909 гг. «Фрам» был переоборудован для перехода через Тихий океан. Паровая машина была заменена на двухцилиндровый дизельный двигатель (180 л.с.). Запас керосина (90 т.) обеспечивал 95 дней беспрерывной работы двигателя.
Поскольку двигатели фирмы Дизеля в 1909 г. были, скорее, экспериментальными моделями, бортмехаником «Фрама» стал конструктор его двигателя - Кнут Сюндбек. Помещения для экипажа были расширены, чтобы можно было вместить 20 человек и запасы продовольствия на 2 года вперёд, 100 ездовых собак, дом для зимовки в Антарктиде, запасы угля и дров и т. д.

После всех перестроек, водоизмещение «Фрама» достигло 1100 т. В 1910 году Руаль Амундсен отправился в Антарктику, причём с мая 1910 по январь 1911 г. было пройдено 16 тыс. морских миль без захода в порты.

13 января 1911 года, Амундсен приплыл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде. Он высаживается в Китовой бухте материка Антарктида, выехав на собачьих упряжках 19 октября 1911 года, уже к 14 декабря 1911 года достигает Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Роберта Скотта. «Фрам» под командой капитана Нильсена базировался в Буэнос-Айресе, исполняя роль вспомогательного судна и транспорта для членов экспедиции.

Сохранение корабля

После экспедиции Амундсена корабль поставили на стоянку. В 1914 году велись переговоры об использовании судна для церемонии открытия Панамского канала, но переговоры сорвались (в литературе можно встретить миф, что именно «Фрам» был первым судном, прошедший через Панамский переешек).

Ещё в 1916 году Амундсен рассматривал перспективу использования судна для похода к Северному полюсу (по прежней программе), но в итоге предпочёл построить новое.
До 1914 г. «Фрам» оставался в Буэнос-Айресе, разрушаясь крысами и древоточцами. В 1918 году «Фрам» был полностью разукомплектован для подготовки экспедиции Амундсена на «Мод» (был снят весь такелаж, дельные вещи, даже мебель из жилых помещений).

В 1920-х годах, после более чем десятилетнего стояния на приколе, норвежские исследователи Ларс Кристенсен, Отто Свердруп и Оскар Вистинг выступили с инициативой сохранения корабля для истории и потомков.

В 1929 г. начался капитальный ремонт судна. В 1935 году шхуна была перемещена в музей, который получил название корабля. Судну был придан первозданный облик.

В настоящее время «Фрам» находится в сухом ангаре в Осло в Музее Фрама.

На борту «Фрама» умер Оскар Вистинг, друг и соратник Амундсена. Как пишет Геннадий Фиш:

«И когда корабль, навеки простившись с солёной волной, встал на железобетонные опоры, сердце старого полярника не выдержало... Оскар Вистинг умер от разрыва сердца на палубе любимого корабля…»

Новый носитель имени

В мае 2007 года норвежской компанией en:Hurtigruten был спущен на воду исследовательский круизный лайнер «Фрам» (Fram). Судно является сравнительно небольшим (предназначено только для 300 пассажиров), его характеристики:

Длина 114 м,

Ширина чуть больше 20 м,

Грузовместимость - 25 автомобилей

Судно используется для сложных экспедиций - благодаря своим размерам оно может заходить в такие места, куда не добраться на крупном круизном лайнере, а также следовать вдоль побережья, а не в открытом море.


Морской сайт Россия нет 03 ноября 2016 Создано: 03 ноября 2016 Обновлено: 03 ноября 2016 Просмотров: 1774

"ФРАМ" ("Fram"- вперед), норвежское экспедиционное полярное судно, 3-мачтовая шхуна, специально предназначенная для научных исследований и плавания в сложных ледовых условиях. Построена в 1892 г. корабельным мастером К. Арчером по заказу Фритьофа Нансена и при его участии.

По требованию Нансена, полярное судно прежде всего должно было быть „безопасным и теплым убежищем" во льдах. „Фрам" получил округлую, полную форму с гладкой поверхностью, без выступающих частей, чтобы льды не могли раздавить судно, а выжимали его на поверхность.

Форштевень „Фрама" составлен из 3 дубовых брусьев общей толщиной 1,25 м. Между брусьями двойного ахтерштевня имелись 2 колодца для подъема руля и винта на палубу при неожиданном натиске льдов.

Общая толщина 3-слойной обшивки „Фрама" 70 - 80 см. Шпангоуты из отборного италианского дуба сложены попарно и скреплены болтами. Верх, палуба настлана досками толщиной 10 см, корпус разделен на 3 отсека водонепроницаемыми переборками.
Подволок, палубы, переборки снабжены теплоизоляцией из многослойных прокладок просмоленного войлока, пробки, линолеума. Камбуз и каюты (4 одноместные и 2 4-местные) рас­положены вокруг кают-компании, что сделало ее теплоизоляцию особенно надежной.

Экспозиция судна Фрам в Осло

Динамо-машина для освещения могла приводиться в движение главным двигателем, ветром и вручную. На „Фраме" было 8 шлюпок, из них 2 аварийного, назначения, способные вместить весь экипаж и провиант на несколько месяцев. В 1893 - 1896 гг. „Фрам" дрейфовал в Арктике от Новосибирских о-вов к Северу.
В р-не Шпицбергена под руководством Нансена (до 1895 г.), затем под руковод. О. Свердрупа, впервые в истории достигнув 85° 56" с. ш. В 1898 - 1902 гг. Свердруп совершил на „Фраме" плавание в северной части Канадского Арктического архипелага В 1910 - 1912 гг. Р. Амундсен плавал на „Фраме" в Антарктике.

Ныне „Фрам" установлен в специальном павильоне Норвежского музея мореплавания в Осло как судно- памятник.

Водоизмещение 402 т.

Длинна 39 м.

Ширина 11м.

Мощность паровой машины 162 кВат, осадка 3,75 м, скорость на спокойной воде 6-7 узлов.

В 1893 – 1896 годах норвежский путешественник Фритьоф Нансен совершил плавание, которое современники называли «чистым безумием» или «добровольным самоубийством». Специально для нужд полярных исследований, длительного дрейфа в паковых льдах была построена деревянная парусно-моторная шхуна «Фрам» (в переводе на русский - "вперёд"). Автором проекта был сам Фритьоф Нансен, конструктором Колин Арчер, строительство велось под наблюдением Отто Свердрупа. «Фрам» был спущен на воду 26 октября 1892 года. Нансен решил двигаться Северо-восточным проходом, предполагалось пройти как можно севернее по открытой воде, после чего пришвартоваться к льдине и предоставить льдам всё остальное.

В 1883 году на восточном побережье Гренландии были найдены остатки предметов неудачной экспедиции на корабле «Жаннетта» под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга. Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов. Этот 3-х летний дрейф во льдах натолкнул Фритьофа Нансена на мысль использовать дрейф во льдах с помощью мощных арктических подводных течений с востока на запад для исследования обширных полярных территорий. Норвежский метеоролог профессор Хенрик Мон в 1884 году опубликовал статью, в которой проанализировал эти находки и подтвердил догадки Нансена о существовании трансполярного течения. Статья Мона и стала обоснованием идеи экспедиции к полюсу.

Нансен совершенно сознательно вмёрз в лёдовый панцирь, чтобы дрейфовать, как он рассчитывал не менее трёх лет, вместе со льдами к Северному полюсу. Норвежец совершенно продуманно провёл подготовку к тяжелейшему плаванию и дрейфу во льдах, провианта взяли не на три года, а на пять лет, экипировка и снаряжение соответствовала самым суровым условиям. Нансен, отобрал в свою команду 13-ть самых надёжных норманнов из 300 желающих. Норвежская команда была как единое целое - сплочённый коллектив. В 1893 году русский арктический исследователь Эдуард Толь, выполняя просьбу Нансена, устраивал продовольственные склады на случай зимовки готовившегося к трёхлетнему плаванию «Фрама».

«Фрам» отплыл из Вардё 24 июня 1893 года. До 15 июля судно шло вдоль берегов Норвегии, загружая припасы, а Нансен давал серию публичных выступлений с целью покрытия финансовых недостач экспедиции.

29 июля «Фрам» вошёл в Югорский Шар – пролив между Югорским полуостровом и островом Вайгач, соединяющий Баренцево и Карское моря. Карское море пересекли благополучно, оказавшись на траверзе Енисея 18 августа. К 7 сентября экспедиция была у полуострова Таймыр. 9 сентября преодолели мыс Челюскин. 5 октября 1893 года было официально объявлено о начале дрейфа. 9 октября на практике была проверена конструкция «Фрама»: произошло первое ледовое сжатие. Только 19 мая 1894 года «Фрам» пересёк 81° с.ш., двигаясь в среднем со скоростью 1,6 мили в сутки. К концу лета 1894 года Нансен убедился, что судно не достигнет полюса, и твёрдо решил в 1895 году отправиться в санный поход.

К марту 1895 года «Фрам» дрейфовал севернее островов архипелага Земля Франца-Иосифа и оказался на 84° с.ш. Тщательно анализируя ледовую обстановку, Ф.Нансен понимал, что дрейфующие льды не только не пройдут через Северный полюс, как он надеялся, но даже и не приблизят к нему. Выходит, что его задумка не может быть реализована?

Нансен принимает твёрдое решение - добираться до Северного полюса пешим порядком: на лыжах, на лодках, на нартах. Нансен попрощался с командой судна, передав управление экспедицией отважному капитану Отто Свердрупу, надеясь, что он выведет судно из ледового плена и возвратится к родным берегам. Смелый и решительный норманн со своим помощником лейтенантом запаса норвежского флота опытным метеорологом и кочегаром, а проще сказать, мастером на все руки, Ялмаром Йохансоном, вдвоём на собачьих упряжках двинулись на штурм полюса. Но достичь северной вершины мира им не довелось. По причине весьма тяжелых условий передвижения, хотя оба были невероятно выносливыми, физически сильными, хорошими лыжниками и великолепными стрелками, классными, как сейчас бы сказали, биатлонистами, достигнув параллели 86°14´ с.ш., трезво оценили складывающуюся ситуацию, не стали подвергать себя непредсказуемым опасностям и повернули на юг в сторону островов архипелага Земля Франца-Иосифа и вышли на базу британской экспедиции Джексона на мысе Флора.

13-го августа 1896 года Ф.Нансен и Я.Йохансен возвратились на родину на яхте британцев «Windward».

После убытия Ф.Нансена и Я.Йохансена с «Фрама» в марте 1895 года, судно продолжало дрейфовать в западном направлении, и после очередной зимовки летом 1896 года оказалось вблизи северных островов архипелага Шпицберген, капитану Отто Свердрупу удалось освободиться от ледяного плена и успешно возвратиться домой, в порт Тромсё 20-го августа 1896 года без существенных повреждений и с командой в полном составе. Дрейф «Фрама» продолжался три года и три месяца.

Фотографии Антона Дергачева, комментарии Владимира Дергачева

Музей «Фрама», основанный в 1936 году, посвящен истории знаменитых норвежских полярных экспедиций.


Норвежская деревянная парусно-моторная шхуна «Фрам» (в переводе с норвежского «Вперёд») была специально построена для плавания в полярных широтах. На шхуне были совершены экспедиции к Северному полюсу и Южному полюсу: норвежские арктические экспедиции под руководством Фритьофа Нансена (1893 - 1896) и Отто Свердрупа (1898 - 1902) и антарктическая экспедиция, возглавляемая Раулем Амундсеном (1910 - 1912).


Старая фотография спуска «Фрама» на воду

Посетители могут подняться на борт «Фрама»

Памятник создателю «Фрама» Колину Арчеру. Парусник считается самым прочным в мире кораблем из дерева.

Маршрут экспедиции Нансена

В музее представлены материалы, посвященные организации Нансеном гуманитарной помощи жертвам голода в Поволжье в период гражданской войны в России.
На снимке — награды Фритьофа Нансена.

Норвежский путешественник, «Наполеон полярных стран», Рауль Амундсен (1872 - 1928) стал первым человеком, достигшим Южный полюс (14 декабря 1911 года) и первым побывавшим на двух географических полюсах Земли. Под его руководством на «Фраме» был совершен морской переход по Северо-Западному (вдоль Канады) и Северо-Восточному (вдоль Сибири) пути в Арктике. Погиб в 1928 году во время поисков пропавшей экспедиции на дирижабле итальянца Умберто Нобиле. Имел многочисленные награды, его именам названы многие географические объекты.

Старая фотография, на которой Амундсен с собакой изображен на фоне «Фрама» (1910).

Во время антарктической экспедиции

Памятник великим норвежским путешественникам

Капитанский руль «Фрама»

Кают-компания

Пианино и граммофон в кают-компании

Судовой туалет