Вьетнам пригласил россию вернуться в камрань. Большое путешествие четы беляевых Какие цели облегчались благодаря пользованию базой

09.09.2023 Санкт-Петербург

Город Камрань находится в провинции Кхань Хоа (Khanh Hoa) примерно в 50-ти км от известного морского курорта Нячанг. Население города составляет 114 тыс. человек. Камрань известен прежде всего как военно-морская база. Но, ее посещают и туристы так как в административной черте города на побережье есть несколько хороших отелей.
Климат в Камрани такой же, как в Нячанге .

Мемориал в Камрани, посвященный памяти советских, российских и вьетнамских военнослужащих

Бухта Камрань является одной из лучших глубоководных бухт в мире. Ее площадь 60 кв. км, глубина 18-20 м. Она хорошо защищена горами от ветров. Также она находится ближе других бухт вьетнамского побережья к глубинной части Южно-Китайского моря. Это делает ее лучшим пунктом базирования подводных лодок. Первая подлодка югославской постройки появилась в Камрани еще в 1982 г. С 2012 г по 2016 г. в России было построено и передано ВМФ Вьетнама шесть малошумных ПЛ класса «Кило».
В бухте базируется и часть надводных кораблей ВМФ Вьетнама.

В период существования в Камрани американской, а затем российской военно-морской базы экономика города основывалась на ремонте кораблей и их материально-техническом обеспечении. В настоящее время здесь работает судостроительная верфь. Первое судно было спущено на воду в декабре 2008 г.
Внутри бухты находится торговый порт Ба Нгой (Ba Ngoi). Немного развита туриндустрия.

История военной базы

В 1905 г. во время русско-японской войны в Камрань по пути к театру военных действий заходила российская эскадра под командованием адмирала Рождественского.

Во время Второй мировой войны Япония несколько лет оккупировала Вьетнам и бухта использовалась японским ВМФ.

В 1979 г. СССР и Вьетнам подписали соглашение об использовании Камрани как пункта материально-технического обеспечения советским Военно-морским флотом сроком на 25 лет на безвозмездной основе. Впоследствии в Камрани была создана крупнейшая советская военная база за пределами СССР общей площадью 100 кв. км.
Осенью 2001 года руководство России приняло решение не продлевать договор по Камрани и досрочно эвакуировать базу в связи с тем, что правительство Вьетнама предлагало установить довольно большую арендную плату. 2 мая 2002 г. был последним днем существования камраньской военно-морской базы России в тот период.

Несмотря на то, что база функционировала в мирный период, не обошлось без большого числа жертв. В результате нескольких катастроф в районе Камрани погибло несколько десятков советских, росийских и вьетнамских военнослужащих и гражданских лиц, чья деятельность была так или иначе связана с этой базой. Вот некоторые катастрофы, в которых сразу погибло большое число людей.
13 февраля 1985 г. в Южно-Китайском море 1230 км юго-восточнее Камрани при выполнении полетного задания боевой службы погиб гвардейский экипаж базировавшегося на аэродроме в Камрани ТУ-95 РЦ в количестве 9-ти человек.
8 июля 1989 года в авиакатастрофе на аэродроме Камрань погибли экипаж и пассажиры самолета Ан-12 - 32 человека, граждане СССР и СРВ.
12 декабря 1995 г. вблизи города погибли четверо летчиков пилотажной группы «Русские Витязи» 237 Центра показа авиационной техники им. И.Н. Кожедуба.

10 декабря 2009 г. в Камрани был открыт мемориальный комплекс, посвященный памяти советских, российских и вьетнамских военнослужащих, отдавших жизнь за мир и стабильность в этом регионе. На мемориальной доске обелиска выгравированы имена 44 советских/российских и 176 вьетнамских военнослужащих.

В течение нескольких лет после закрытия базы построенные в Камрани с помощью России объекты никем не использовались. Вопрос о передачи базы в аренду США или Китаю вместо России оказались тупиковым. Если базу в аренду получили бы США, это окончательно испортило бы отношения Китая и Вьетнама. Отдать базу Китаю будет абсурдным в условиях политической борьбы за острова в Южно-Китайском море. В результате Вьетнам объявил, что в Камрани будет пункт МТО для всех стран, с кем будут заключены соответствующие договоры.

В ноябре 2014 г. между Россией и Вьетнамом было подписано соглашение об упрощенном порядке захода российских кораблей во вьетнамский порт Камрань. Теперь российским военным кораблям и судам требуется лишь уведомить портовые власти Камрани о своем предстоящем заходе.

Перспективы

По оценкам многих посетивших бухту Камрань, она является одной из самых красивых в мире. В ней не бывает больших волн потому что она вдается в сушу довольно узкой полосой и сообщается с морем через узкий пролив. Вокруг бухты красивая природа. Пляж Бай Зай по своим характеристикам является одним из самых удобных во Вьетнаме.
На основе таких прекрасных условий для отдыха был создан проект строительства в Камрани крупного морского курорта.

После заключения контракта на поставку из России во Вьетнам шести подводных лодок главным предназначением бухты Камрань стало базирование вьетнамских ВМС, что уменьшило вероятность развития туризма в этой зоне.
Вероятно, в Камрани будет восстановлен пункт материально-технического обеспечения базирования для кораблей российского ВМФ, осуществляющих маневры и операции в Индийском океане и южной части Тихого океана. Министр обороны Вьетнама заявлял о возможности использования Камрани как пункта МТО и ремонта военных кораблей и гражданских судов не только России, но, одновременно и других стран. В 2012 г. в Камрани побывал тогдашний министр обороны США Л.Панетта, который заявил на месте о важности возможного использования этого объекта американскими ВМС.
Однако власти Вьетнама отдали приоритет России. Пункт материально-технического снабжения реально существует. В начале 2015 года посольство США в Ханое даже обратилось к вьетнамскому правительству с просьбой запретить базирование в Камрани российских самолетов-заправщиков потому что те заправляют в воздухе стратегические бомбардировщики, регулярно появляющиеся около американского острова Гуам в Тихом океане.

Отдых

Несмотря на то, что Камрань ассоциируется прежде всего с военной базой, здесь есть несколько хороших мест отдыха.
Это пляж Бай Зай (Bai Dai) около Камрани, который по своим природным характеристикам находится не на последнем месте среди пляжей Вьетнама. Около него построен 4-звездный отель Dessole.
От пристани Ба Нгой (Ba Ngoi) в 15 км от аэропорта на катере можно добраться до острова Бинь Ба (Binh Ba). На нем имеется два небольших пляжа, Ном (Nom) и Чыонг (Chuong). Между ними находятся полуразрушенные строения бывшего французского военного поста, в которых по словам местных жителей, водятся привидения. Сами немногочисленные местные жители занимаются рыболовством. Отдых на острове более одного дня будет интересен тем, кто любит уединенный пляжный отдых и рыбалку. Многие туристы ловят лобстеров. Так как отелей на острове нет, то требуется разрешение полиции на проживание здесь у кого либо из местных жителей. Здесь появились первые мини-отели на базе домохозяйств поэтому такое разрешение будет легче получить у них.

В окрестностях Камрани есть горячие минеральные источники.

Транспорт

Аэропорт Камрань занимает 4-е место во Вьетнаме по пассажирообороту после Хошимина, Ханоя и Дананга. Сюда летают, в основном, туристы, направляющиеся на морской курорт Нячанг, который находится в 30 км от аэропорта. C 2010 г. он принимает рейсы из других стран, в том числе, из России.

Через Камрань проходит национальное шоссе №1A, по которому ходит много автобусов, как обычных междугородних, так и туристических Open Bus с открытыми датами отправления.

Рядом с городом проходит железная дорога. Ближайшая станция находится в Нячанге.

Город Камрань (Cam Ranh) во Вьетнаме
Пассажирский терминал а/п Камрань
Схематичная карта Камрани
Город Камрань находится в провинции Кхань Хоа (Khanh Hoa) примерно в 50-ти км от известного морского курорта Нячанг. Население города составляет 114 тыс. человек.
Бухта Камрань является одной из лучших глубоководных бухт в мире. Ее площадь 60 кв. км, глубина 18-20 м. Она хорошо защищена горами от ветров. Климат здесь такой же, как в расположенном неподалеку Нячанге.
История военной базы Камрань
В 1905 г. во время русско-японской войны в Камрань по пути к театру военных действий заходила российская эскадра под командованием адмирала Рождественского.
Во время Второй мировой войны бухта использовалась японским ВМФ.
Во время Вьетнамской войны Камрань была крупной тыловой базой США. Американскими инженерами были построены военный аэродром и порт. В Камрани американцы также стали проводить первые опыты с дрессированными дельфинами, вооруженными взрывчаткой и баллонами с парализующим газом для уничтожения кораблей и водолазов противника. С помощью дельфинов американцам удалось уничтожить до 60 боевых пловцов Вьетнамской Народной Армии.
В 1972 г. США в связи с постепенным выводом своих войск из Южного Вьетнама в рамках так называемой "вьетнамизации" войны передали все военные объекты в Камрани своему союзнику - южновьетнамской армии.
3 апреля 1975 г. во время широкомасштабного наступления на Сайгон база Камрань была взята северовьетнамской армией.
В 1979 г. СССР и Вьетнам подписали соглашение об использовании Камрани как пункта материально-технического обеспечения советским Военно-морским флотом сроком на 25 лет на безвозмездной основе. Впоследствии в Камрани была создана крупнейшая советская военная база за пределами СССР общей площадью 100 кв. км.
- капитан 2 ранга Журавлёв А.А.
штаб дивизии:
- флагманские специалисты: Ф-1 - капитан 3 ранга Гринько
- капитан 3 ранга Шевченко А.В.
- капитан 3 ранга Фетисов А.М.
Ф-2 - капитан 3 ранга Башкирцев В.А.
- капитан ранга Рыжков Н.К.
Ф-3 - капитан 3 рага Корнеев Л.Г.
- капитан 3 ранга Агибалов В.И.
- капитан 3 ранга Пермяков.
Ф-4 - капитан 2 ранга Кусакин В.А.
- капитан 3 ранга Будник С.И.
- капитан 2 ранга Кукарцев В.И.
Ф-РТС - капитан 3 ранга Валиткий М.И.
- капитан 3 ранга Чемакин
- капитан ранга Кирсанов В.А.
- флагманские специалисты: - капитан 3 ранга Ибатулин Г.Г.
- капитан 3 ранга Лисицин В.С.
- электромеханическая служба: - капитан 2 ранга Батманов И.А.
- капитан 2 ранга Сотниченко А.И.
- капитан 3 ранга Литвинчук А.Г.
- капитан 2 ранга Цалик И.И.
- капитан 3 ранга Матрос В.М.
В разное время в состав дивизии включали атомные подводные лодки: ПЛАРК пр.675МК и 675, пр.670, ПЛАТ пр.671, пр.659, в том числе ПЛАРК «К-10», «К-48», «К-108», «К-557», дизельные подводные лодки пр.641 «Б-8», «Б-15», «Б-28», «Б-33», «Б-39», «Б-85», «Б-164», «Б-427» она находилась там всех дольше – 17 месяцев - с июля 1987 г. по декабрь 1988 г.
119 БрНк (бригада надводных кораблей):
командир бригады:
- капитан 1 ранга Сергеев В.Н. - 1982-1984гг.
- капитан 1 ранга Устименко Ю.Г. - 1984-1987гг.
- капитан 1 ранга Поляков Ю.М. - 1987-1989гг.
- капитан 1 ранга Флоряк В.И. - 1989-1991г.
начальник штаба:
- капитан 2 ранга Устименко Ю.Г. - 1982-1984гг.
- капитан 2 ранга Хорьков В.А. - 1985-1989гг.
- капитан 2 ранга Резапов Н.Н. - 1989-1991гг.
заместитель командира по политической части:
- капитан 2 ранга Яковлев Ю.И. - 1984-1987гг.
- капитан 2 ранга Толкачёв В.И. - 1987-1991гг.
заместитель командира по электромеханической части:
- капитан 2 ранга Соболев В.Б. - 1985-1987гг.
- капитан 2 ранга Плесский Б.В. - 1987-1991гг.
штаб бригады:
- флагманские специалисты: Ф-1 - капитан 3 ранга Чернов В.А.
Ф-2 - капитан 2 ранга Дорохов В.А.
Ф-3 - капитан 3 ранга Игуменов А.В.
Ф-4 - капитан 3 ранга Кравченко А.
Ф-РТС - капитан 3 ранга Кершинский
- капитан 2 ранга Перепелицин О.А.
- флагманские специалисты: - старший лейтенант Хотько
- капитан-лейтенант Гарнага
119 бригада надводных кораблей. помимо решения основных задач по боевому предназначению, осуществляла мероприятия по поддержанию оперативного режима, обеспечивала совместно с подразделениями морской пехоты охрану и оборону пункта базирования Камрань. обращая особое внимание на противоподводнодиверсионную оборону, защиту кораблей и береговых объектов пункта базирования. Так, по разработанному штабом эскадры скользящему графику в круглосуточном режиме производился осмотр акватории пункта базирования и профилактическое гранатометание четырьмя артиллерийскими катерами с расходом боезапаса до 200 единиц еженедельно. В интересах ПВО устанавливалось дежурство кораблей: в ночное время - зенитно-ракетные комплексы, в дневное время - артиллерийские катера и малая зенитная артиллерия кораблей, а также корабли радиолокационного дозора с задачей освещения воздушной обстановки в пределах радиолокационной видимости трёхкоординатных РЛС с выдачей данных о воздушной обстановке на дежурные средства ПВО и на КП ПВО эскадры. Готовность к открытию огня: малая зенитная артиллерия кораблей бригады и артиллерийские корабли - одна минута, зенитно-ракетных комплексов - в пределах их технической готовности.
В разное время в состав бригады включали ракетные крейсера, большие противолодочные корабли и эскадренные миноносцы - из состава 10 ОпЭск ТОФ, Камчатской и Сахалинской флотилий разнородных сил, СКР: «Летучий»», «Ревностный», «Резкий», СКР-3, СКР-43, МРК: «Муссон», «Бриз», « Смерчь », «Тайфун», Камрань вьетнам, МПК: «МПК-81», «МПК-143», «МПК-145», «МПК-155», «МПК-170», «Приморский комсомолец»- Тральщики: 2 БТ и 2 РТ- РК: «Молния»- МРЗК: «Анероид» - из состава Приморской и Сахалинской флотилий разнородных сил, звено артиллерийских катеров: 4 ед. из состава 49 ДиРчК. плавбазы: «Магаданский комсомолец», «Иван Вахромеев», «Иван Кучеренко», плавмастерские. ПМ-5, ПМ-15, ПМ-140, ПМ-156 и другие.
В состав 119 БрНК входили малые ракетные корабли из состава 165 БрРКА ТОФ. Начало боевой службе на ПМТО Камрань кораблей 165 БрРКА ТОФ, 1984 г положил МРК «Муссон» (к-3р. Филиппов В.В.) 165 БрРКА ТОФ. В том же году 22 июня в Камрань прибыл МРК «Бриз» (к-3р. Яворин В.К.) совершающий переход из Севастополя во Владивосток под буксиром через Суэцкий канал, преданный из 41 БрРКА ЧФ в 165 БрРКА ТОФ, и задержался там до 6 мая 1985 г. С мая 1985 г по май 1986 г боевую службу в ПМТО Камрань несут МРК «Циклон» (к-3р. Чернов С.А.) 165 БрРКА ТОФ и МРК «Тайфун» (к-3р. Кузьмин А.П.) 89 БрРКА КВФ ТОФ. В апреле 1986 г к ним на смену приходит МРК «Смерч» (к-л. Калашников М.З.) 165 БрРКА ТОФ и выполняет задачи боевой службы до июля 1987г. 10 мая 1987 г на смену МРК «Смерч» в Камрань приходит МРК «Бриз» (к-3р. Гребенник Ю.С.) 165 БрРКА ТОФ и выполняет задачи боевой службы до 20 мая 1988 г. В дальнейшем МРК боевые службы в Камрани не несли так как все были преданы в 89 БрРКА КВФ ТОФ на Камчатку.
Но эстафету боевых служб 165 БрРКА ТОФ подхватывают РКА проекта 1241.1 «Молния». Поступившие на флот на замену РКА проекта 205 всех модификаций, РКА пр. 1241.1 обладали мощными боевыми возможностями, а самое главное имели прекрасные условия обитаемости личного состава, что позволяло им длительное время находится в отрыве от основного соединения. Первым прибыл РКА «Р-45» (к-л. Ишмуратов Ф.М.) задачи боевой службы выполнял 1988 -1989 годах Его меняет РКА «Р-83» (к-л. Кожунов Е.П.) выполнял задачи БС в Камрани 1989-1990 г. В 1990 г на боевую службу в Камрань уходит РКА «Р-76» (к-л. Витко А.В.) и выполняет задачи по 1991 г. В 1991 г выполнять задачи БС в Камрань выходит РКА «Р-261» (к-л. Заолесский А.А.) задачи выполнял по 1992 г в течении 8 месяцев. На этом славный этап вклада в боевые службы исторической летописи 165 БрРКА ТОФ закончился.
Как вспоминали командиры МРК «Бриз» капитан 3 ранга Яворин В.К, капитан 3 ранга Гребенник Ю.С. и МРК «Циклон» капитан 3 ранга Чернов С.А. которые выполняли задачи боевой службы в Средиземном море и в ПМТО Камрань и по этому могли сравнивать и делать выводы о сложности и напряженности боевой службы на МРК в Средиземном море и в ПМТО Камрань. в Камрани было сложнее. Тяжелее психологически, вроде как на берегу и то же время не дома, плановая боевая подготовка и отрыв личного состава на многочисленные хозяйственные работы, вне корабельные вахты и дежурства. Многочисленные мероприятия на берегу. Боевая подготовка в море, выполнение артиллеийских стрельб. Скучно. Скучно простоять год и более на боевой службе и не входить в контакт с вероятным противником, зачем пришли, кого будем вылавливать, по кому наносить условные ракетные удары, от кого оборонятся средствами ПВО. Изредка отдельные участники удостаивались чести слежения за прибегающими мимо кораблями Седьмого Тихоокеанского флота США в режиме «Успех», «Пассив», отдельным везло больше и они выходили на дистанцию применения РО. Дважды в год корабли по плану командующего ТОФ участвовали в крупномасштабных учениях по вскрытию надводной, подводной, воздушной обстановки на юго-восточном ТВД. Корабли стоя у причалов, на внутреннем или внешнем рейде отрабатывали в режиме «Успех» с самолётами «ТУ-95рц» организацию обнаружения, выявления надводных целей. После такой работы составлялись отчёты, которые отсылались в вышестоящие штабы, там давалась оценка расчёту, определялись лучшие. Всё это официально определялось приказом, и было чем гордится. В период несения службы штаб 119 БрНК производил контрольные проверки отдельных элементов курсовых задач, иногда с выполнением боевых упражнения. артиллерийских стрельб в основном по иммитированым целям. В 1985 г начальник штаба 119 БрНК капитан 1 ранга Хорьков В.А для МРК «Тайфун», «Циклон» организовал совместную артиллерийскую стрельбу по ИВЦ-21, которая успешно была выполнении. Практически каждый год корабли участвовали в тактических учения с обозначенными силами
255 Дивизион судов обеспечения (Днсо).
- командир дивизиона - капитан 3 ранга Саблин Н.В. - 1983-1986гг.
- капитан 2 ранга Кузнецов Е.А. - 1986-1988гг.
- капитан 2 ранга Савицкий М.С. - 1988-1991гг.
- заместитель командира по политической части
- капитан 3 ранга Гончаров В.В. - 1986-1987гг.
- капитан 3 ранга Буторин А.В. - 1987-1991гг.
- начальник штаба - дивизионный штурман
- капитан 3 ранга Кузнецов Е.А. - 1984-1986гг.
- капитан 3 ранга Еремеев В.П. - 1986-1989гг.
- дивизионный инженер-механик - капитан-лейтенант Лещук В.И. - 1984-1986гг.
- капитан-лейтенант Колосов С.А. - 1988-1991гг.
- дивизионный связист - капитан-лейтенант Бобылев В.В. - 1984-1988гг.
- капитан-лейтенант Гаврилов С.М. - 1988-1991гг.
62-я Группа спасательных судов
- командир группы: - капитан-лейтенант Чистяков В.М. - 1986-1990гг.
- заместитель командира группы по спасательным работам:
- старший лейтенант Шестёркин А.В.- 1986-1989гг.
- старший лейтенант Носов С.Л. - 1989-1991гг.
- заместитель командира группы по политической части:
- старший лейтенант Вольневич С.А.- 1986-1988гг.
- старший лейтенант Смирнов В.В. - 1988-1991гг.
- водолазный специалист: - старший лейтенант Белоненко С.А. - 1986-1990гг.
- старший лейтенант Полковницкий С.-1990-1991гг.
- врач-спецфизиолог - старший лейтенант медицинской службы Ибрагимов О.С. -1986-1988гг.
В результате 2 мая 1979 года правительства СССР и Социалистической республики Вьетнам подписали Соглашение об использовании Камрани как ПМТО 15-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота - фактически договор о бесплатной аренде на 25 лет. В зону ответственности эскадры входили южная часть Тихого океана и весь Индийский океан. ПМТО нужен был СССР как противовес американской ВМБ Субик-Бей (Филиппины). Аэродром в Камрани активно использовали советская противолодочная авиация и самолеты-разведчики, здесь имелись мощный ретранслятор, хорошая ремонтная база. Там базировалась и советская авиация, не говоря о станции электронного слежения за окрестными морями.
Первый состав ПМТО в количестве 50 человек прибыл на полуостров Камрань в апреле 1980 года, авскоре с Вьетнамом был заключен контракт на строительство объектов в счет безвозмездной помощи СРВ со стороны нашей страны. Всего за период с 1984 по 1992 год было построено около 30 объектов. Строительством занималось организация "Загрантехстрой" под руководством Евгения Степановича Бобренева. Во время строительства базы в Камрани на плечи Бобренева вдобавок ко всему была возложена задача по подбору более 10 тысяч квалифицированных специалистов. Где их взять? Ведь необученное местное население никак не подходило для этих работ, а родные министерства и промышленность держались за хороших спецов, как говорится, руками и ногами. Бобренев нашел выход. Выступил перед руководством с достаточно смелой идеей. Он предложил на добровольной основе направить во Вьетнам демобилизующихся со срочной солдат строительных войск. От желающих не было отбоя.
В результате была модернизирована вся инфраструктура, включая причальный комплекс, аэродром с несколькими взлетно-посадочными полосами, объекты материально-технического обеспечения, возведена новая радиолокационная станция. В итоге Камрань стала крупнейшей военной базой СССР за рубежом. Советские военные корабли, совершавшие океанские походы (в том числе в Индийский океан и зону Персидского залива), заправлялись на ней топливом, пополняли запасы, проходили ремонт. На базе размещался Отдельный Смешанный Авиационный полк (ОСАП) в состав которого входили - 4 самолета
Ту-95, 4- Ту-142, эскадрилья Ту-16 различных модификаций порядка 20 единиц, эскадрилья Миг-25 (порядка 15 единиц), 2 транспортных самолета типа Ан-24 и 3 вертолета Ми-8 (данные на 1986г.). Кроме этого к полку была приписана база противолодочного и ракетного вооружения и ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть).
Одного обслуживающего персонала на базе насчитывалось более трех тысяч человек. В конце 80-х началось сокращение нашего присутствия на базе.Как писала газета "Правда" 19.01.90: "В рамках мероприятий по уменьшению численности советских вооруженных сил в восточной части территории страны, переводу их на сугубо оборонительную структуру и в азиатско-тихоокеанском районе Советский Союз по согласованию с вьетнамской стороной приступил к сокращению своего присутствия в порту Камранб. В конце 1989 года осуществлен вывод оттуда самолетов МИГ-23 И ТУ-16. К началу 1990 года на аэродроме Камрань остается авиаотряд переменного состава (шесть-десять самолетов)".
В начале 90-х большая часть причального флота и портовых сооружений перешла в постоянное пользование вьетнамской стороны.
В 1994 году эту базу посетил вице-премьер Юрий Яров. А в 1995 году именно благодаря перехваченной центром в Камране информации были раскрыты операции по транспортировке наркотиков, осуществляемые бывшими сотрудниками российских спецслужб.
В 1995 году был и еще повод вспомнить о Камрани - 12 декабря 1995 года при заходе на посадку в аэропорту Камрани погибли гибель три из пяти истребителей Су-27 из эскадрильи "Русские витязи", возвращавшиеся в Россию с аэрошоу в Малайзии (в Москве решили дозаправить эскадрилью в Камрани из соображений экономии). Разбор полетов потом показал, что радиолокационный пункт в Камрани витязей не вел и необходимый при приземлении маневр на свой страх и риск осуществлял командир группы, находившийся в Ил-76.
В 1998 году году вьетнамская сторона сделала Москве конкретное предложение - либо та за аренду Камрани раскошеливается на 300 миллионов долларов в год, либо после 2004 года Ханой отдает базу в хорошие руки - США и КНР, которые предлагают Вьетнаму около полумиллиарда долларов ежегодно в качестве арендной платы за базу.
В ответ в 2000 году Военно-морской флот России официально объявил. что отныне будет камрань вьетнам активно использовать пункт материально-технического обеспечения (ПМТО). В Главном штабе ВМФ сообщили, что "это связано с возобновлением активных действий кораблей в Тихом и Индийском океанах. В ближайшее время на неотложные ремонтные работы на ПМТО поступят 500 тысяч рублей".
В июне 2001 года стало известно, что Россия решила не возобновлять договор с Вьетнамом об аренде основной военно-морской базы в Юго-Восточной Азии - Камрани. Нынешний договор бесплатной аренды истекает в 2004-м году, и по словам представителя министерства иностранных дел Вьетнама, страна намерена использовать базу в гражданских целях. Официальный Ханой заявил, что не намерен продлевать договор об аренде Камрани.
24 июля 2001 года Министр обороны России Сергей Ивановаявил, что России "надо уходить из Камрани".
Разведывательные возможности базы Камрань
По даннымFAS, в 1993 году Россия подписала контракт с Вьетнамом на продление функционирования базы радиоперехвата в бухте Камрань. Считается, что главным объектом для расположенной на базе аппаратуре радиоперехвата явлеются китайские коммуникации в Южнокитайском море. По мнению американцев, расположение Камрани идеально для мониторинга все происходящего вокруг китайского острова Хайнань, стратегически важного для Китая (там располагается не только станция радиоперехвата. но и другие военные объекты), кроме того, в аэропорту именно этого острова 1 апреля2001 года приземлился американский самолет-шпион.

Vinh Hy. Photo credit: Hau Ha, Flickr

Сам по себе город Камрань особо ничем не примечателен. Когда-то Камрань был крупной базой американского военного морского флота в Азии, перешедшей в руки вьетнамского морского флота. Современная военная база в Камране стратегически важна и абсолютно засекречена. И хотя в городском порту пришвартовано больше рыбацких суден, чем военных кораблей, военное присутствие здесь все таки чувствуется и сказывается, в первую очередь, на инфраструктурой неразвитости региона.

НО, жители города — очень дружелюбны и доброжелательны, городок — тихий и спокойный, а окрестности Камрань просто волшебны — большие и маленькие нетронутые цивилизацией пляжи и бухты, очаровательные острова и большой национальный парк, вдоль которого по побережью тянется бесконечная и прекрасная дорога.

ради чего ехать

Не пропустите в Бухте Камрань

  • Исследуйте побережье в поиске красивых пляжей и бухт, катаясь на байке вдоль одной из самых живописных дорог Вьетнама.
  • Полюбуйтесь прекрасными пляжами острова Binh Hung, поплавайте в кристально-чистой воде и попробуйте лучших на побережье лобстеров.
  • Купите на местном рынке морепродуктов и устройте себе барбекю на пляже.
  • Проведите пару дней ничего-не-делая, просто наслаждаясь прекрасным пустынным пляжем и кристально-чистым морем.

На мотобайке вдоль побережья

Это, собственно, то ради чего стоит ехать в Камрань. Байк можно пробовать арендовать в городе или приехать со своим из . Красота начинается сразу за городом по обе стороны — к северу от города тянется великолепный пляж Bai Dai, к югу — пляжи полуострова Binh Lap.

Примерно в 25 км к югу от центра города находится большой, идиллический, почти всегда безлюдный пляж Binh Tien. От пляжа вдоль побережья к маленькой рыбацкой деревне Vinh Hy ведет очень живописная дорога, с одной стороны которой — побережье, с другой — национальный парк. По дороге можно съезжать на маленькие пляжи/бухты и останавливаться на вьюпойнтах.

Общая протяженность дороги Binh Tien — Vinh Hy около 17 км. Залейте полный бак перед путешествием, т.к. на трассе нет заправок. Если вашим стартовым пунктом был северный пляж Bai Dai (см. ниже), то имеет смысл остановиться на ночь в симпатичном и очень недорогом отеле Vinh Hy Resort . При наличии желания и энтузиазма на следующий день можно продолжить путь через национальный парк дальше на юг к городку Phan Rang–Tháp Chàm (еще порядка 30 км), и вернуться в Камрань или в Нячанг по большой трассе.

На мотобайке вдоль побережья. Photo credit: gecko’s photos, Flickr

Острова Binh Hung и Binh Ba

Примерно в 5 км от пляжа Binh Tien по направлению к деревне Vinh Hy расположен пляж, который является стартовым пунктом к маленькому очень живописному острову Binh Hung (это место можно узнать по ресторанам и указателям). Здесь можно арендовать прогулочную лодку и пройти вокруг острова с остановками на острове и в море у коралловых рифов Такая морская прогулка займет не меньше 2-3-х часов, планируйте соответственно. На остров можно также приехать на целый день, гулять, купаться, загорать, есть лобстеров и наслаждаться жизнью.

Остров Binh Ba — главная достопримечательность бухты Камрань. Расположенный на расстоянии короткой поездки на скоростной лодке от городского причала Ba Ngoi, этот остров — рай для поклонников необычного и аутентичного опыта. Остров знаменит прекрасными пляжами и вкусными лобстерами. Но, к сожалению, на данный момент на остров запрещен самостоятельный вьезд иностранцев, так как остров находится в юрисдикции военно-морской базы Камраня. В любом случае, проверяйте на месте текущую ситуацию с разрешениями. Остров можно посетить с организованным туром из .

Пляж острова Binh Ba. Photo credit: Cyber -shot™, Flickr


Закат на острове Binh Hung. Photo credit: Hung Tran, Flickr

Вьетнам не против возвращения России на военную базу в Камрани, но это сотрудничество не должно быть направлено против третьих стран , заявил 17 мая посол Вьетнама в России Нгуен Тхань Шон.

Политика Вьетнама заключается в том, чтобы не вступать в военные союзы или союзничать с одним государством против другого. В этом контексте реализация портов Камрани для многостороннего международного сотрудничества в целях обеспечения морских транспортных услуг, ремонта судов и развитии военной техники для обеспечения мира и стабильности в регионе является подходящим направлением, - отметил дипломат.

Нгуен Тхань Шон заявил, что Ханой намерен развивать с Москвой сотрудничество в сфере обороны. Он также добавил, что Вьетнам всегда считал Россию «своим близким, традиционным партнером», и что «доверительные отношения с Россией являются приоритетом во внешней политике Вьетнама».

Напомним, в 1979 году Социалистическая Республика Вьетнам отдала Камрань и ее сооружения Советскому Союзу на 25 лет в безвозмездную аренду. Советские военные перестроили и расширили базу: скромно называвшаяся ПМТО ВМФ, она представляла собой мощную военно-морскую базу 17-й оперативной эскадры. Здесь одновременно находилось восемь-десять надводных кораблей, от четырех до восьми подлодок и суда обеспечения. База в Камрани позволяла Тихоокеанскому флоту контролировать южную часть Тихого и весь Индийский океан. В 2001 году руководство России приняло решение не продлевать договор с Вьетнамом и досрочно эвакуировать базу.

Залив Камрань с советским военным флотом. Плакат 1985 года.

Но какое решение примет Москва теперь? Готова ли она демонстрировать геополитические позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе наряду с США и Китаем?

Судя по достигнутым соглашениям на высшем уровне, может сложиться впечатление, что готова. Так, 12 ноября 2013 года президентами России и Вьетнама было подписано соглашение о создании совместной базы для обслуживания и ремонта подводных лодок в Камрани.

В феврале 2014 года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что Россия расширит свое военное присутствие в мире: идут переговоры по размещению военных объектов с Вьетнамом и Кубой, а также ведется «активная работа на Сейшельских островах, в Сингапуре, в Алжире, на Кипре, в Венесуэле, Никарагуа и еще ряде стран». Шойгу отметил, что на экваторе и в других регионах мира необходимо обеспечить дозаправку самолетов Дальней авиации РФ. С весны 2014-го аэродром Камрани впервые стал использоваться для обслуживания самолётов Ил-78, которые обеспечивают дозаправкой топливом в воздухе стратегические ракетоносцы Ту-95МС.

А в ноябре 2014-го стало известно, что во время визита в РФ генерального секретаря ЦК Компартии Вьетнама было подписано соглашение об упрощенном порядке захода российских кораблей во вьетнамский порт Камрань. Как пояснили ТАСС в Минобороны РФ, российским кораблям и судам после несения службы в Мировом океане требуется лишь уведомление портовых властей, чтобы совершить заход в Камрань. Это стало важным событием, хотя бы потому, что Вьетнам стал второй страной - после Сирии, - с которой Россия договорилась о «согласительном» порядке захода кораблей ВМФ. Уже тогда некоторые военные эксперты предположили, что не за горами подписание с Вьетнамом и другого соглашения, которое также действует с Сирией - о создании пункта материально-технического обеспечения ВМФ России (ПМТО) в Камрани, вернее - его возвращении.

Специалисты указывали, что этому способствует и тот факт, что Вьетнам - традиционный партнер России в военно-технической сфере. За последние годы стороны подписаны контракты общей стоимостью более 4,5 млрд. долларов. На настоящий момент Россия поставила Вьетнаму 4 из 6 дизельных подводных лодок проекта 06361 «Варшавянка» с ракетным комплексом «Club-S». Осуществились поставки подвижного берегового ракетного комплекса «Бастион», а также геоинформационной системы «Горизонт» для ПБРК. Помимо подводных лодок в перечне заказанной Вьетнамом военной техники - ракетные катера типа «Молния», сторожевые фрегаты проекта 11661 «Гепард-3.9», а также истребители Су-30МК2…

Бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ, участник переговоров по Камрани в 1998-2000 годах, генерал-полковник Леонид Ивашов полагает, что появляющиеся в последнее время в СМИ сообщения о возвращении РФ во Вьетнам и на Кубу - не только риторика, которая может продолжаться годами.

Полагаю, что посол Вьетнама в России Нгуен Тхань Шон высказал отнюдь не свою личную точку зрения. Видимо, до этого уже были какие-то контакты между нашими и их военными по вопросу базирования в Камрани. То есть он огласил официальную позицию своей страны и это можно расценивать как приглашение, от которого, на мой взгляд, отказываться ни в коем случае нельзя.

Возвращаться в Камрань нужно однозначно. Во-первых, это одна из самых комфортных и глубоководных бухт не только на берегу Южно-Китайского моря, но и во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Во-вторых, там есть не только шесть причальных стенок для кораблей, но и аэродром, который в свое время оборудовал Советский Союз и который когда-то активно использовала советская стратегическая и противолодочная авиация, самолеты-разведчики, там имелись станции электронного слежения…

Сейчас мы начали более активно выходить в Мировой океан, у нас есть свои стратегические интересы, которые мы отстаиваем. В этом плане военное присутствие в АТР просто необходимо. Но вопрос в цене.

По условиям соглашения до 2000 года Россия - как правопреемник СССР - ничего за эту базу не платила. Когда в конце 1990-х вьетнамская сторона поставила вопрос о подписании нового соглашения по аренде базы, российская делегация, которую я возглавлял, и в которую потом вошел тогдашний министр обороны РФ маршал Игорь Сергеев , договорилась о льготных условиях нашего присутствия, которые устроили и вьетнамцев. Скажем, наша сторона предлагала предоставить ВМС Вьетнама две из шести причальных стенок, использовать аэродром для совместного базирования авиации, плюс - поставить несколько кораблей, на тот момент подлежащих утилизации. Сейчас у нас тоже есть, что предложить властям Вьетнама - скажем, мы продолжаем поставлять туда довольно широкую номенклатуру военной техники.

Вообще надо сказать «спасибо» вьетнамцам за Камрань (как и кубинцам за Лурдес), ведь, когда мы оттуда ушли, американцы сразу же попытались заключить договор об аренде бывших советских военно-технических объектов с перспективой адаптации их под военные нужды США. Однако несмотря на все попытки Пентагона, вьетнамцы не отдали им бухту, продолжая, по сути, ждать нашего возвращения. Для Вьетнама российское присутствие в Камрани также выгодно - в разы повышается уровень их безопасности в отношениях с ближайшими соседями, Китаем и США. Не надо забывать, что Вьетнам, несмотря на ограниченность территорий, довольно большая страна с быстро растущей экономикой, которая догоняет Россию по численности населения.

«СП»: - Но сразу же возникают вопросы - будет ли бухта использоваться для временного захода кораблей, несущих службу в Индийском океане, сколько кораблей мы можем на данный момент постоянно базировать в Камрани?

Конечно. Но если будут заключены договоренности о нашем возвращении, то понятно, что в Камрани будет небольшой военный объект, не идущий в сравнение по уровню сил и средств с тем, что был во времена СССР. Но и этого будет достаточно.

Скажем, до нашего активного вмешательства в сирийский конфликт расположенный в Тартусе 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ России представлял собой два плавучих причала длиной 100 метров с парой складов, казармой и несколькими зданиями на берегу. Плюс там находилась на постоянной основе по ротации одна плавмастерская ЧФ. Однако и этот объект обеспечивал нам постоянное присутствие в Средиземном море. Теперь мы понимаем, насколько важно было сопротивляться давлению и сохранять там ПМТО, который сейчас становится нашей полноценной базой в регионе. Хотя начальник Генштаба Анатолий Квашнин настаивал на том, чтобы Россия ушла из Тартуса также, как из Лурдеса и Камрани.

Но если сегодня мы хотим играть влиятельную роль в мировой политике, нам нужно усиливать свое военное присутствие на других континентах.

В советское время Камрань из ПМТО выросла в крупнейшую военную базу СССР за рубежом - с причальным комплексом, аэродромом, прикрытым частями ПВО, на котором базировался ОСАП (отдельный смешанный авиаполк). В его состав входили Ту-95, Ту-142, эскадрильи Ту-16 и Миг-25, транспортные Ан-24 и несколько вертолетов, - замечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин . - В Камрани постоянно присутствовало около 20 кораблей и судов ВМФ, около 40 самолетов. К июню 2001-го, когда Россия объявила, что решила не возобновлять договор с Вьетнамом об аренде базы, большая часть причального флота и портовых сооружений была уже передана в пользование вьетнамской стороны и там, по сути, оставался только ПМТО.

Совершенно понятно, что Вьетнам согласился передать СССР Камрань (во время Вьетнамской войны она находилась на территории Южного Вьетнама и была крупной тыловой базой войск США) только после агрессии Пекина в 1979 году. То есть соглашение с СССР Вьетнам подписал, чтобы Советский Союз сдерживал Китай. И если теперь вьетнамцы снова зовут нас обратно, то опять-таки с той же целью - сдерживать Китай. И вот насколько нынешняя Россия готова прийти туда именно в этом контексте - вопрос интересный. С моей точки зрения, возвращаться туда необходимо, но что думает по этому поводу Кремль - сказать сложно.

Вообще, в Камрани даже необязательно держать корабли на постоянной основе, тем более что при всем желании сейчас мы сделать это не сможем - у нас просто не хватает кораблей. Но достаточно иметь инфраструктуру или, в конце концов, пользоваться вьетнамской, чтобы обеспечивать там военное присутствие. Кстати, и на американских базах за рубежом необязательно на рейде стоят десятки кораблей. Там даже может ни одного не стоять, но важен факт того, что есть база, где несут службу военнослужащие США, располагается авиация и куда спокойно могут заходить корабли для дозаправки топливом, пополнения запасов, прохождения ремонта.

С одной стороны, разговоры о возвращении РФ в Камрань - все-таки пока только риторика, с другой - это хорошая возможность вернуть стране статус великой державы за сравнительно небольшие деньги, - считает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов . - Безусловно, наличие военного объекта в АТР упрощает выполнение задач стратегической авиации и кораблям боевой службы ТОФ, которые идут в Индийский океан для борьбы с пиратством или на учения с ВМС Индии. Но на мой взгляд, базирование в Камрани - в настоящий момент вопрос не первостепенной значимости. Как говорится, дьявол кроется в деталях: в любом случае за аренду придется платить, и одно дело, если вьетнамцы потребуют десятки миллионов долларов, и другое - если будет заключено бартерное соглашение.

На данный момент России достаточно и свободного захода в Камрань - соответствующее соглашение подписано и действует. За последние 10 лет Россия в этом регионе каких-либо серьезных задач не выполняла, а корабли ТОФ (как правило, в составе большего противолодочного корабля, танкера и спасательного судна) и сейчас имеют возможность зайти в Камрань и заправиться.

В плане туризма развивается ускоренными темпами. Россияне в последние годы делают выбор в пользу этой азиатской страны вместо поездок в Турцию и Египет. Немало наших соотечественников посетило и город Камрань, который является знаковым для жителей России, ведь российские летчики на протяжении более 20 лет проходили службу в этих местах.

Cam Ranh располагается в на побережье залива Камрань, в 50 км от центра известного курорта а. Сам городок с населением в 126 тыс. человек не является курортным. Он более известен благодаря расположенному в 15 км аэропорту и морскому глубоководному порту, одному из лучших в мире. В окрестностях Камрани прекрасные пейзажи, великолепные полудикие пляжи, но многие туристы, приземлившись в аэропорту, отправляются на отдых в соседний Нячанг.

Этому факту есть логическое объяснение. В городе Камрань еще плохо развита туристическая инфраструктура, ведь совсем недавно здесь была военная база. После открытия Международного аэропорта соседний Нячанг превратился в популярный курорт, а Камрань так и осталась уютным, тихим городком. Сюда приезжают те, кто хочет посмотреть рядовой нетуристический город Вьетнама. Никаких достопримечательностей здесь нет, пятизвездочные отели отсутствуют. Есть чудесная природа, зеленые горы, длинный пляж с белым песком, на который приезжают на отдых туристы с соседнего Нячанга.

История Камрани

Удобная глубоководная бухта предопределила для этого городка роль важного морского порта. Еще в 1905, когда Россия воевала с Японией, русская эскадра заходила в порт Камрань. В годы Второй мировой войны тут располагалась база военно-морских сил Японии. Во время вьетнамской войны в Камрани, территориально относящейся к Южному Вьетнаму, силами американских военных были возведены порт и аэродром. В 1972 году США передали эти объекты южновьетнамской армии, а через три года город захватили вооруженные силы Северного Вьетнама.

В 1979 году Вьетнам и СССР подписали соглашение, согласно которому Камрань на 25 лет с правом безвозмездной аренды становилась крупнейшей зарубежной военно-морской базой Советского Союза. В 2002 году российские военные окончательно покинули базу. После ее реконструкции с 2004 года начал работу гражданский аэропорт Камрань.

Аэропорт

В 2009 году аэропорту был присвоен статус международного. Во Вьетнаме он занимает четвертое место по пассажирообороту. Длина взлетно-посадочной полосы в 3048 м позволяет принимать авиалайнеры любых размеров. Аэропорт Камрань обслуживает шесть авиакомпаний. Он имеет два терминала, метеостанцию, комфортные залы ожидания, несколько ресторанов и аптек, обменные пункты.

Виза для российских граждан, пребывающих во Вьетнам на период менее 15 суток, не требуется. Тем, кто планирует находиться в этой стране более длительный срок, заранее необходимо оформить через турагентство пригласительное письмо и на основании его в аэропорту получить визу.

Инфраструктура

Город расположился на берегу залива в живописном месте. Он растянулся вдоль побережья на 2–3 км. В центре находится вокзал, магазины, больница, почта, офис Mobifon, несколько буддийских храмов, католическая церковь, два ресторана. Вся активная городская жизнь сосредоточена на центральной улице. Здесь просторные тротуары, светофоры, пешеходные переходы, небольшое количество автомобилей, что создает комфортные условия для ходьбы пешком и езды на велосипеде.

В городе очень много автозаправок и парикмахерских, небольших продуктовых магазинов. Есть два больших торговых центра – Maximark и Coopmart. На первых этажах расположены супермаркеты, на верхних – недорогие столовые.

Пляж

Поблизости города Камрань и в 20-ти км южнее Нячанга расположен один из самых протяженных пляжей Вьетнама – Бай Дай(Bai Dai) или Бай Зай, что переводится с вьетнамского как «длинный». По разным источникам, его длина составляет 14–18 км. Когда в городе была военная база, на территорию пляжа могли попасть только военные и местные жители. Затем его стали посещать малочисленные иностранцы. Сейчас уже многие туристы знают об этом красивом пляже, а местные вьетнамцы приезжают сюда на отдых в выходные, поэтому прибрежная полоса уже не в таком первозданном состоянии.

Песок на пляже белый, коралловый. Вход в воду пологий, возле берега мелко, вода теплая и прозрачная. Для детей очень комфортно, и родителям не нужно волноваться, что их малышей смоет волной в открытое море. Условно Bai Dai можно разделить на две части – окультуренную и дикую. Сервис, предлагаемый на окультуренной части: кафе на песке, спасатели, небольшие магазинчики, лежаки, зонтики, прокат скутера.

На пляже мало иностранцев и много местных. Вьетнамцы сидят в кафе, купаются в море. Здесь никогда не увидишь вьетнамских девушек в купальниках. В воду вьетнамцы заходят в обычной одежде – футболках, шортах, джинсах. В будние дни народу на пляже мало. В выходные пляж не убирается и на нем скапливается много мусора, особенно возле кафе. В туристической части Бай Дай(Бай Зай) значительно чище. При желании на таком длинном пляже всегда можно найти чистый участок для уединенного отдыха.

Плюсы пляжа Бай Дай:

  • большая территория;
  • малолюдность;
  • чистая вода;
  • белый песок;
  • пологий заход в воду;
  • наличие кафе.
  • мусор в некоторых местах пляжной территории портит впечатление от отдыха;
  • общий для Вьетнама недостаток – местный обслуживающий персонал не знает других языков, кроме родного;
  • для любителей комфортного отдыха этот полудикий пляж совершенно не подходит.