Замок святого ангела где находится. Замок Святого Ангела: раскрываем тайны главной достопримечательности Рима. Мавзолей перестраивают в замок

06.05.2024 Санкт-Петербург

В этом замке хоронили императоров, потом в нем жили римские папы. Художники и ученые узнали его как тюрьму. А однажды на крышу замка даже спустился ангел… Замок Святого Ангела был первоначально построен во втором столетии в качестве Мавзолея для Императора Адриана. Лишь спустя некоторое время его трансформировали в большой комплекс, где Папы Римские могли спасаться во время смутных времен.

Замок Святого Ангела на правом берегу реки Тибр имеет бурную историю, даже по стандартам Рима. В течение многих лет существования здание функционировало сначала как мавзолей, затем стало частью городской стены и позже было превращено в крепость, прежде чем стать папской резиденцией и наконец, бараками и военной тюрьмой. В настоящее время здесь располагается Национальный Музей. В 130 году н.э. стареющий император Адриан принял решение построить новую усыпальницу для себя и своих близких - подобно тому, как полутора столетиями раньше сделал это император Август. Место для строительства было выбрано за чертой города, на противоположном берегу Тибра. Тогда же был построен и мост Элио (по одному из имен императора - Публий Элий Адриан), соединивший мавзолей с Марсовым полем, где начиналась погребальная церемония. Страстный путешественник и большой поклонник греческой культуры, Адриан проявил себя как незаурядный архитектор. И если приписываемое ему слухами авторство в проекте пантеона не доказано, то “параллельный мир гармонии и совершенства”, созданный на вилле Адриана вблизи Тиволи, несомненно является плодом творчества самого императора. Не исключено, что и строительство мавзолея было выполнено по его проекту. Адриан не дожил до окончания строительства, оно было завершено год спустя его преемником Антонином Пием. В 139 году останки Адриана были перенесены в мавзолей, который стал затем местом захоронения всех последующих императоров вплоть до Каракаллы, погребенного здесь последним в 217 году.


На протяжении последующих 60 лет усыпальница была заброшена. В конце III в. н.э. для защиты города от варварских набегов император Аврелиан возвел крепостные стены, в значительной мере сохранившиеся и поныне. В оборонительное кольцо Аврелианских стен в качестве бастиона был включен мавзолей Адриана. На протяжении нескольких веков его неприступные стены служили римлянам надежной защитой от вражеских нашествий, особенно участившихся в V-VI вв. Существует предание, что, когда заканчивались метательные снаряды, горожане сбрасывали на головы нападавших мраморные статуи, некогда украшавшие мавзолей. Замок Сант-Анджело был первоначально построен императором Адриан. Он служил мавзолеем для останков самого Адриана и его преемников, вплоть до Каракалла. Проект замка Святого Ангела был вдохновлен Мавзолеем Августуса, построенного веком ранее. Конструкция мавзолея началась в 123 году и закончилась в 139, во время господства преемника Адриана Антония Пия.


Свое нынешнее название - Замок Святого Ангела - сооружение получило в 590 г. В Риме тогда свирепствовала страшная эпидемия чумы, ежедневно уносившая множество жизней. Согласно легенде, папа Григорий Великий решил провести шествие через город, чтобы снискать милость Девы Марии. Когда возглавляемая понтификом процессия вступила на мост Элио, глазам молящихся явился ангел. Посланник небес, паривший над императорской усыпальницей, вкладывал меч в ножны, что было истолковано как окончание божьего гнева. Эпидемия действительно вскоре прекратилась. Впечатление же от видения осталось настолько сильным, что замок навсегда остался Замком Святого Ангела. Фигуру ангела, вставляющего меч в ножны, установили на крыше, на том самом месте. Затем ее перенесли в сад перед замком. Здание состояло из квадратной основы 89 метров шириной, на которой был построен цилиндрический барабан диаметром 64 метра. Барабан с колоннадой был покрыт глиняной лепкой и увенчан статуей Адриана, управляющего квадригой. Мавзолей был соединен с городом на другой стороне реки новым мостом Аврелия, теперь известным как мост Святого Ангела. Многочисленные статуи были добавлены позже, во время периода Барокко.


Мост Святого Ангела, украшенный скульптурами Бернини - главная переправа, по которой бесчисленные паломники с VII века попадали с левого берега на правый, к собору Святого Петра и Ватикану. 10 статуй ангелов, выполненных Бернине в стиле барокко были воздвигнуты во время папы Климента 9-го. В период между 270 и 275 годами, во время конструкции Стены Аврелия, мавзолей был укреплен и соединился с защитной стеной Рима. Таким образом замок Святого Ангела медленно превращался в крепость, и в 1277 был передан Папству для убежища в случае опасности. Секретный коридор Пассетто ди Борджо соединяет замок Святого Ангела с Ватиканом. Коридор использовался Папой Римским Клементом VII и его швейцарской гвардией, чтобы спасись от армии Чарльза Бурбонского во время осады Рима в 1527.


Бронзовая скульптура, которую мы видим сегодня, увенчала Замок в 1753 году. Ее автор, Пьетро ван Верскаффельт, дабы подчеркнуть, что ангел именно убирает меч, а не достает его, заставил статую повернуть голову и смотреть на ножны. Любопытно, что предыдущая версия небесного вестника (каменный ангел с железными крыльями работы Рафаэля ди Монтелупо) этой идеи столь четко не выражала: о добрых вестях от Бога свидетельствовало лишь миролюбивое выражение лица ангела. Но, конечно, не это обстоятельство послужило причиной замены одной скульптуры на другую, а удар молнии, от которого каменное изваяние сильно пострадало.


Одним из самых ярких и драматических событий в истории замка-крепости стала девятимесячная осада Рима ландскнехтами Карла V в 1527 г. Защищаемый верными швейцарскими гвардейцами Замок Святого Ангела был последним оплотом Папы Клемента VII. Помимо прочих в обороне крепости принимал участие знаменитый скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини, подробно описавший этот эпизод в своей автобиографии. По словам Челлини, ему суждено было сыграть решающую роль в этом противостоянии, поскольку именно он сумел сразить наповал главнокомандующего бурбонской армии метким выстрелом из аркебузы со стены замка. Следует добавить, что историки находят этот факт весьма спорным, однако и опровергнуть его тоже не берутся. Но даже в этой крепости понтифики старались окружить себя максимальной роскошью. Папские квартиры в замке Святого Ангела украшены многочисленными фресками. Под апартаментами располагаются несколько этажей, где размещены тюрьмы и даже пыточные камеры. Широкий коридор является частью исходного мавзолея и приводит к более низким уровням здания. Наверху крепости, рядом с панорамной террасой, находится статуя ангела, созданная фламандским скульптором восемнадцатого века Питером Вершаффельтом. Бронзовая статуя заменяет более раннюю, мраморную версию. Статуя изображает архангела Михаила, который согласно легенде появился на крепости в году 590 и чудодейственно закончил серьезную эпидемию, охватившую город Рим. После этого события здание было переименовано в замок Святого Ангела.

Параллельно тому, как реконструкции оборонительных сооружений превращали Замок Святого Ангела в неприступную твердыню, во внутренних покоях велась совсем другая работа, в результате которой мрачноватый лабиринт сооружения преобразился в роскошное аристократическое жилище, богато украшенное фресками эпохи Возрождения. К декоративным элементам относится и лоджия Юлия II - приватный балкон, с которого Папа мог не без удовольствия взирать на мощный людской поток, движущийся по мосту Святого Ангела. Бывший мост Элио, переименованный одновременно с мавзолеем, со временем обрел новое назначение - по нему в сторону собора Св. Петра двигались с противоположного берега бесчисленные толпы паломников.


Со временем некоторые помещения первого этажа и подземелья замка стали использоваться в качестве тюремных камер. В тесных одиночках были заживо похоронены кардиналы, участвовавшие в заговоре против Папы. Среди узников Замка Святого Ангела были знаменитые ученые - Галилей и Джордано Бруно, гуманисты - Платина и Помпонио Лето, несчастное семейство Ченчи, ложно обвиненное в убийстве своего деспотичного главы и казненное на площади перед замком… Нельзя обойти вниманием того же Бенвенуто Челлини, которого вновь привела в этот замок судьба - на этот раз в качестве арестанта. В 1537 г. ювелир был обвинен (возможно, ложно) в присвоении драгоценных камней из папской тиары и помещен в тюрьму Замка Святого Ангела. Вскоре из "удобной камеры" на первом этаже ему удалось бежать, затем он вновь был схвачен и заточен в подземелье. Суровое обращение заставило Челлини приготовиться к худшему, и он со дня на день ожидал смертного приговора. Однако благодаря вмешательству влиятельных друзей, прежде всего - феррарского кардинала д"Эсте, мастер был освобожден из-под стражи. На стене камеры, в которой томился Челлини, до сих пор сохранились следы оставленного им рисунка “Христос воскресший”, который теперь является ценнейшим экспонатом музея. 27 декабря 1789 г. в карцер Замка Святого Ангела был помещен знаменитый граф Калиостро. Святая Инквизиция обвинила его в ереси, практике некромантии, создании тайных обществ и т.д. Половины выдвинутых обвинений было бы достаточно для вынесения смертного приговора. Приговор этот был объявлен, однако процесс сильно походил на фарс, и в конце концов осужденный граф был отправлен в крепость Сан Лео, где он умер в 1795 г. Последними заключенными замковой тюрьмы стали патриоты Рисорджименто, боровшиеся против временного правительства в середине XIX в.


Это, пожалуй, самая необычная, “нереальная” жизнь замка. Но ее значение трудно переоценить. Величественная громада Замка Святого Ангела, каменные стены которого помнят торжественные церемонии императорских погребений, мужество оборонявших крепость бойцов и стоны узников мрачной темницы, издавна служила источником вдохновения для людей искусства.


Сейчас бывшая мрачная тюрьма превратилась в подобие парка с аттракционами. В здании замка разместился Национальный музей, один из самых посещаемых в Риме. Во рву окрестные жители выгуливают собак, на окружающих аллеях устраиваются благотворительные ярмарки, книжные выставки и прочие народные гулянья, а мост Сант-Анджело благополучно оккупирован веселыми продавцами с “Луи Вюиттоном” и “Гуччи” по 10Евро.


Усыпальница императоров, грозная крепость, убежище, тюрьма, папская резиденция и папская сокровищница… Среди римских архитектурных достопримечательностей Замок Святого Ангела считается одним из самых интересных сооружений с богатейшей историей, неразрывно связанной с важнейшими этапами истории Рима новой эры.

…Римский император Адриан (годы правления: 117-138) отличался необыкновенной любовью к путешествиям. При этом его дальние походы не всегда носили инспекционный или военный характер.

Мавзолей «с двойным дном»

В 130 году, находясь в Египте, император выразил желание посетить так называемый памятник поющего Мемнона (погребальные статуи Аменхотепа III, одного из легендарных фараонов). Памятник находился тогда в Фиванском некрополе, что на западном берегу Нила (берегу умерших).

Императорская усыпальница была задумана Адрианом в 135 году

По прошествии пяти лет Адриан распорядился начать строительство мавзолея на правом берегу Тибра. В этом не было ничего необычного: большинство правителей древнего мира заботились о возведении сооружения, где бы хранились их бренные останки, задолго до смерти.

Необычным, на взгляд современников, был выбор места для строительства. Было бы логичным, если бы Адриан, ранее во всем подражавший Октавиану Августу и мечтавший его превзойти если не в земной, то в посмертной славе, отдал приказ о возведении мавзолея там же, где уже более века покоился его великий предшественник. То есть на левом берегу Тибра, на Марсовом поле.

Все дело было отчасти в желании императора как-то «уравновесить» хаотически расположенные захоронения на окраинах Рима, отчасти – в стремлении отдать своеобразную дань памяти своему любимцу Антиною.

Мост Адриана обеспечивал императору быструю переправу через Тибр

Антиной погиб во время путешествия в Египет буквально на глазах Адриана и был похоронен по египетскому обычаю на западном берегу Нила. Территория на правом берегу Тибра в Риме, где спустя год после смерти императора был достроен-таки Мавзолей Адриана , расположена на западе. А называлась эта территория… Агер Ватиканус.

Несмотря на довольно необычное для захоронений такого уровня месторасположение, Мавзолей Адриана имел достаточно традиционную форму – форму этрусского тумулуса (погребальной камеры с купольным насыпным верхом). Каждая сторона квадратного основания усыпальницы имела 84 м в длину. Диаметр установленного на этом основании цилиндра высотой 20 м, равнялся 64 м.

Сверху, на насыпном холме, была установлена статуя Гелиоса, бога Солнца, управляющего квадригой. В погребальной камере, к которой ведет спиралеобразная галерея, находились урны с прахом императоров и членов их семей – от Адриана до Септимия Севера (годы правления: 193-211).

Замок Святого Ангела: папы и их бурная деятельность

Свое современное название Мавзолей Адриана – Замок Святого Ангела – получил в связи с очередной эпидемией чумы, от которой безвременно скончался папа Пелагий II (годы понтификата: 579-590).

Его преемник, Григорий I Великий (годы понтификата: 590-604), не успев принять тиару, в течение нескольких дней шел во главе покаянной процессии, вымаливая у Господа избавление от моровой язвы. По легенде, над куполом бывшего императорского мавзолея-бастиона папа и его сподвижники узрели фигуру Архангела Михаила, вкладывающего карающий меч в ножны.

Страстные моления были услышаны: Господь пощадил город, и чума отступила. Здание было посвящено Архангелу Михаилу, культ которого уже к X в. распространился по всей Европе, но статус замка получило только к XII в.

Статуя Святого Архангела Михаила стоит сегодня во внутреннем дворике

Примерно к XIII вв., Папская область, наконец-то получившая независимость от императоров Священной Римской империи, получила и неотъемлемое право диктовать свои условия прочим монархам. Однако папы все же не забывали о собственной безопасности, постоянно укрепляя Замок Святого Ангела и связав его с Ватиканом пассето (скрытым коридором) в Леонинской стене, окружавшей их резиденцию. Замок Сант Анджело в Риме стал, тем самым, тоже одной из частей резиденции понтификов.

Однако он был слишком лакомым куском для римских аристократов. В Папской области, начиная с самого Рима, начались феодальные распри, и нередко границы между территориями влияния одной и другой семьи проходили буквально посередине одной и той же улицы. Замок Сант Анджело захватывали то Орсини, то Пьерлеони, то Кресченци, возводя на престол и папу из своего рода.

Французский король Филипп IV Красивый (годы правления: 1285-1314), чья железная воля помогла ему переупрямить понтификов, на время положил этому конец, и перевел резиденцию пап в Авиньон. В XIV в., во время «авиньонского пленения», Замок Святого Ангела на время утратил свое значение, но именно в нем в 1377 г. прошла церемония возвращения пап на римский престол.

Из Замка до Ватикана можно было дойти пешком по коридору в стене

В XV в. Замок Святого Ангела в Риме буквально пережил второе рождение в качестве надежной крепости. Помимо уже упоминавшихся пассето он обзаводился и новыми бастионами. Самым известным проектом такого рода был проект от «славного» папы Александра VI Борджиа, повелевшего возвести 4 неприступных форпоста (в честь четырех евангелистов). Он же приказал устроить себе в стенах замка и роскошные апартаменты для празднования побед его сына Чезаре.

Не отказывали себе в удовольствии дополнить Замок Святого Ангела Рим небольшими, но укрепленными по последнему слову техники апартаментами, и другие папы, правившие в XV-начале XVI вв. Более того, в надежно защищенных потайных подземельях крепости хранились и несметные сокровища тиары.

Замок Святого Ангела: войны, грабежи и авантюры

В начале XVI в. спокойствие пап снова было нарушено. На этот раз выяснить, кто из них главный на Апеннинском полуострове, решили французский король Франциск I (годы правления: 1515-1547) и Карл V Габсбург (император Священной Римской империи в 1520-1558 гг.). В 1527 г. дело дошло до разграбления Рима.

Перед этим в течение 2 месяцев Замок Святого Ангела был надежным укрытием для папы Климента VII (годы понтификата: 1523-1534). Но силы были неравны, и папе в конце концов пришлось заплатить огромный выкуп и отказаться от прав на некоторые провинции в пользу Карла V.

Комната для хранения казны и церковных архивов

Хранителем сокровищницы в тот период был знаменитый ювелир и скульптор Бенвенуто Челлини. По его версии, именно он подстрелил Шарля де Бурбона, бывшего коннетабля Франции, переметнувшегося к имперцам, на некоторое время внеся смятение в войска неприятеля. Как бы там ни было, 4 года спустя Челлини пришлось ознакомиться с подземельями, которыми славился Замок Сант Анджело , несколько с другой стороны.

Сначала его, обвинив в краже драгоценностей при выдаче выкупа за папу, посадили в обычную камеру. Из нее он, единственный среди всех узников крепости, смог бежать, воспользовавшись веревками, связанными из полос простыней.

Замок Святого Ангела, Дворик Александра VI

Побег оказался не слишком удачным: ювелир неверно рассчитал свое месторасположение и оказался у двойного кольца стен. Преодолевая препятствие, он сломал ногу, был пойман и посажен в кишащее крысами и насекомыми полузатопленное подземелье, но смог выжить, выйдя оттуда только в 1539 г.

Стены замка помнят и других знаменитых узников: Галилея, отправившегося из камеры на аутодафе¸ где его милостиво простили; Джордано Бруно, которому было суждена более суровая кара; Джузеппе Бальзамо (он же граф Калиостро), сменивший Замок Святого Ангела в Риме на заключение в горном замке Сан-Лео, где и окончил свои дни.

Замок Святого Ангела: наши дни

Сегодня Замок Святого Ангела Рим продолжает оставаться одной из сокровищниц пап. Музей на его территории был открыт еще в 1911 г. В последние годы Замок Сант Анджело стал популярен и как место проведения различных световых и лазерных шоу в честь различных национальных, спортивных и культурных событий.

В Зале Паолины принимали иностранных послов и важных гостей

Туристы, решившие его посетить, могут выбрать несколько маршрутов по замку-музею. Это может быть экскурсия по фортификационным сооружениям, включая пассето до Ватикана, прогулка по внутренним дворикам, названным в честь пап и собственно Святого Ангела с установленной в нем огромной мраморной статуей (6-й по счету, начиная с XVI в.). Посещение внутренних помещений замка тоже возможно, но далеко не всех.

Так, группы и одиночные туристы смогут без проблем ознакомиться с коллекцией скульптур и частью коллекции картин, находящихся в папских апартаментах, а также с экспонатами из оружейной. Однако ювелирные изделия и изделия из керамики, которыми богат Замок Сант Анджело , можно увидеть только во время проведения тематических выставок.

Часы работы и билеты

График работы Замка зависит от времени года. С 18 сентября по 23 июня он принимает посетителей со вторника по воскресенье с 9:00 до 19:30. Касса закрывается в 18:30.

  • Вт-ср: 9:00-19:30. Касса закрывается в 18:30
  • Чт-вс: 9:00-24:00. Касса закрывается в 23.00

Взрослый билет в Замок стоит 14 Евро. В музее можно приобрести аудиогид, в том числе и на русском языке.

Как добраться

Добраться до замка можно, сев на автобусы 23, 62, 271, 280, 982 (остановка «Пьяцца Пиа»); 34 (остановка «Виа де Порте Кастелло»); 49, 87, 926, 990 (остановка «Пьяцца Кавур»). Также сюда можно за 10 минут легко дойти прогулочным шагом от Площади Святого Петра или Пьяцца Навона. Точный адрес: Lungotevere Castello, 50, 00193 Roma.

Любая другая античная достопримечательность Рима имела в своей истории некую «паузу», период запустения, забвения, разрушения. Только Замок Святого Ангела служил римлянам на протяжении 19 столетий без перерывов. Менялась «начинка», обитатели и профиль строения, неизменным оставалось одно - польза и функциональность замка.

Краткий «послужной» список Замка Святого Ангела выглядит так:

  • гробница римских императоров от Адриана до Каракаллы ;
  • крепость и место укрытия римских пап;
  • тюрьма и хранилище папской казны;
  • военные казармы;
  • музей.

До сих пор туристов допускают далеко не во все помещения замкового комплекса. Католическая Церковь и сейчас хранит часть своих богатств за стенами старого укрепления. Но то, что можно увидеть здесь, поражает любого посетителя. Столько событий, легенд, известных имен не связано ни с одним античным строением столицы Италии.

Туристы прибывают на встречу с замком на метро - добраться можно по линии А: станции «Lepanto» или «Ottaviano-San Pietro» . Полтора десятка автобусов останавливаются возле достопримечательности, самые удобные - 62, 23, 271, 982, 280.

Часы работы музеев и выставок - с 9:00 до 19:30. Только два выходных дня в году - 25 декабря (первый день Рождества) и 1 января (итальянцы любят ).

Входной билет - 10,5 евро , в стоимость входит аудиогид (и на русском языке!). Экскурсовода можно легко найти рядом с кассами музея. За свои услуги он попросит 15-20 евро. Платите смело - впереди два часа захватывающего тура!

Билет в кармане, проходим контроль - впереди Замок Святого Ангела.

Биография крепости: от гробницы до музея за пару тысячелетий

Усыпальница императора

Император Адриан - личность уважаемая в истории и значимая для Рима. Искусный дипломат, хороший администратор, воин, эстет и творческий человек - положительных качеств в нем хоть отбавляй. Одно плохо - завидовал император славе своего предшественника Августа. Чтобы хоть как-то преодолеть это нехорошее чувство, Адриан приказал строить для себя мавзолей, который превзошел бы своим великолепием гробницу Августа.

Гробницу строили по образцу захоронений этрусских царей: каменный цилиндр на квадратном основании, купол в виде холма, усаженного кипарисами, на вершине сам правитель в виде бога Солнца Гелиоса, управляющий квадригой коней. Получилось шикарно. Чтобы римляне не испытывали никаких проблем с посещением места упокоения своего правителя, был построен мост, соединяющий два берега Тибра рядом с гробницей. Результатов своих стараний император не увидел, но потомки точно исполнили завещание императора. Усыпальница была настолько величественна и красива, что ее стали использовать как место упокоения и других римских правителей, потеснив урну с прахом основателя. Но название гробницы осталось неизменным - Мавзолей Адриана.

Чудо, убежище пап, тюрьма для еретиков

После того, как диковатые варвары разрушили империю, а население великого города сократилось в сто раз (от миллиона до десяти тысяч!), в мавзолее уже никого не хоронили и редко кто заходил сюда. Все изменила чума.

В 590 году эпидемия моровой язвы не пощадила даже папу. Новоизбранный понтифик Григорий, который позже получит прозвище Великий, не стал дожидаться церемонии коронации, отправился в крестный ход вокруг Рима с иконой Богородицы в руках. Три дня толпа римлян шла за своим первосвященником, громко молясь об избавлении от страшной эпидемии. Когда силы стали оставлять папу, он увидел над мавзолеем Адриана Ангела. Посланец Божий вложил меч в ножны и исчез. Видение было истолковано, как весть об избавлении от чумы. Эпидемия закончилась в несколько дней.

С тех пор мавзолей стали называть Замком Святого Ангела , из языческой гробницы он превратился в место паломничества и папское убежище. На крыше крепости установили скульптуру Ангела в память о чудесном видении.

Средневековая история замка изобилует кровавыми и жестокими схватками местной знати, попытками штурмовать цитадель прославились многие европейские монархи, но проникнуть в крепость не удавалось никому. Многие папы пережидали здесь долгие осады, не испытывая никаких лишений и трудностей.

Когда королевские амбиции поутихли, а местная знать присмирела и больше не рисковала ссориться с папой, здесь появились залы для пиров и прочих увеселений римских епископов. Особенно отличился папа Борджиа, его развратные оргии не были секретом ни для кого, несмотря на толстые и неприступные стены замка.

Средние века превратили Замок Святого Ангела в хранилище папской казны (эту функцию замок сохранил до наших дней!). Залы уставленные огромными сундуками, полными золота и драгоценностей, куда заходить имели право исключительно понтифики с доверенными лицами, хранили казну Церкви.

Постепенно подземелье замка «заселили» теми, кто имел наглость усомниться в истинности Веры, безгрешности пап, устройстве мира - еретиками. Начинается тюремная история замка. Среди известных заключенных были: Галилео Галилей, Джордано Бруно, граф Калиостро, Бенвенутто Челлини. Последний «сидел» по откровенно уголовному делу, его обвинили в краже драгоценностей. Челлини же стал единственным узником замка, которому удалось бежать из этой тюрьмы для важных преступников. Далеко он не убежал, но сам факт впечатляет! Во время второй «отсидки» Челлини от скуки выцарапал на стене своей камеры рисунок «Христос Воскресший» - сегодня это один из самых ценных экспонатов музея.

От казармы до музея за сто лет

С началом эпохи промышленности и социальных революций, замок Святого Ангела перестал быть тюрьмой. Ватикан неохотно уступал укрепление светским властям, но вынужден был оставить себе только малую часть здания. В остальных помещениях разместился римский гарнизон. Солдаты, конюшни, штаб и командование - эти «насельники» пребывали здесь около ста лет. В конце XIX века замок был реконструирован и с наступлением XX века здесь открыли для посещения первую оружейную выставку, выросшую со временем в Национальный музей.

Что можно посмотреть?

Замок Святого Ангела в Риме предлагает посетителям шесть этажей экспозиций на самые разные темы:

  • Первый уровень - основание мавзолея Адриана, центральный зал гробницы, «дворик обреченных» (здесь казнили узников тюрьмы), книжный магазин.
  • Второй уровень - урны с прахом императоров, тюремные камеры, зал для зачитывания приговоров.
  • Третий уровень - папские покои (череда парадных залов, фрески и картины известных художников, личные комнаты понтификов). Здесь же находится и знаменитая статуя Ангела, замененная в 1747 году, после удара молнией.

  • Четвертый уровень - античные скульптуры мавзолея, парадные залы римских пап (количество шедевров невероятное), оружейная коллекция музея.
  • Пятый уровень - залы казначейства (коллекция сундуков более чем двухметровой высоты впечатляет!).
  • Шестой уровень - крыша и смотровая площадка. Именно отсюда открывается самый захватывающий вид на Рим. Уникальная возможность увидеть столицу Италии «глазами Ангела», любимое место для фотографирования.

Мост Святого Ангела, по которому большинство туристов попадает в крепость, заслуживает отдельного внимания. Его украшают скульптуры, созданные по эскизам великого Бернини. А вот портят всё многочисленные продавцы «сокровищ» по 10 евро. За эту сумму здесь предлагают кофточки и сумочки от самых престижных итальянских дизайнеров. Помните - всё, что вы купите на мосту Святого Ангела - подделка! Впрочем, решать вам…

Чтобы получить удовольствие от помещения Замка Святого Ангела, нужно иметь в виду следующее:

  • Лучшее время для посещения - вечер.
  • Лучший день - пятница.

  • Лучший сезон - начало лета (в это время не слишком жарко, можно посетить секретный переход из Ватикана в замок, в остальное время года туристов туда не пускают).
  • Для тех, кто хочет узнать как можно больше - нужен экскурсовод. Кто довольствуется созерцанием - достаточно и аудиогида, он даёт возможность прослушать информацию об отдельной части замка или отдельном экспонате.

Замок Святого Ангела в Риме – место паломничества многих туристов. Трудно найти более привлекательную достопримечательность со столь насыщенной историей. Она невидимой нитью соединяет древнейшую историю с современностью. Запоминающийся профиль замка изображен на картинах знаменитых художников и в современных кинолентах. Интересно, что эта цилиндрическая постройка со множеством двориков принадлежит Ватикану, хотя и находится за его пределами.

История строительства

Изначально строение являлось Мавзолеем и должно было стать усыпальницей Римского императора Адриана и его династии. Император начал строительство на берегу Тибра в 123 г. н.э. еще при жизни. Скончался он в 138 г. и его прах был помещен в Мавзолей, но окончание работ произошло годом позже. Работами на тот момент руководил преемник императора Антоний Пий. Им же было принято решение превратить Мавзолей из личной усыпальницы в государственную. С тех пор здесь стали размещать урны с прахом всех правителей Римской Империи.













Последнее захоронение датируется 217 годом. Примерно в то же время через реку построили мост, который соединил Мавзолей с Марсовым полем. Как и Мавзолей, мост со временем стали называть Мостом Св. Ангела.

Форт, замок, резиденция Папы

Уже к концу III века участились набеги варваров и большинство крупных строений укреплялись оборонительными сооружениями. Благодаря выгодному расположению, Мавзолей стал одним из главных фортов Рима.К началу V века роскошь Мавзолея поблекла. Большинство статуй и декоративных элементов были разрушены или украдены. Он превратился в надежную крепость и убежище.

В конце VI в. по Риму прокатилась волна чумы, с которой долго не удавалось справиться. Папа Римский несколько дней обходил холм с крестом пока ему не привиделся Архангел Михаил, который прятал в ножны пылающий меч. Стало ясно, что череда бед близится к финалу. В память о том событии с 590 г. Мавзолей и крепость стали величать Замком Святого Ангела.

С XIV века замок служил не только крепостью, но и убежищем для Папы Римского. Между замком и Базиликой Св. Петра соорудили потайной коридор, по которому Папа мог укрыться от завоевателей. Чтобы облагородить обитель Папы, несколько покоев украсили фресками, а на стенах оборудовали лоджии.

В качестве укрепления круглый замок дополнили четырьмя угловыми бастионами, а за пределами крепостной стены появился широкий ров. В XVI веке на крыше замка установили статую ангела, который убирает оружие. Сначала фигура была выполнена из камня, но после удара молнии её заменили на бронзовую.

Тюрьма

Первые узники были заключены в подвалах замка еще в XIV веке. Большинство из них являлись философами и инакомыслящими, которых церковь стремилась спрятать от народа. В застенках побывали Галилео Галилей, Томазо Кампанелла, Аристотель, Джордано Бруно, Бартоломео Платина, граф Калиостро и другие известные личности.

Даже защитник крепости Б. Челлини спустя несколько лет был приговорен церковью к заточению. Гениальному скульптору удалось сбежать из своей темницы после нескольких лет заточения. Это был единственный задокументированный побег. Впоследствии Челлини продолжил свое творчество во Флоренции, а в его камере посетители могут полюбоваться на красивый набросок, который он нацарапал на стене.

Узники проводили в сырых подвалах многолетние заточения, предполагается, что некоторым приходилось именно здесь испытать пытки инквизиции. В последствии большинство заключенных приговорили к казни.

Военный музей

К 1871 году Италия вступила в новую эпоху. Было объявлено рождение нового объединенного государства, столицей которого стал Рим. Церковь утратила былое могущество и новые власти официально закрыли тюрьму. Недолгое время многочисленные комнаты использовались в качестве казарм для итальянской армии, а вместительные подвалы превратились в склады боеприпасов.

Все помещения стали максимально функциональными. Прекрасные залы пришли в запустение, а яркие фрески были закрашены толстым слоем штукатурки. К счастью, высшие чины понимали историческую и архитектурную ценность Замка Святого Ангела. К концу XIX века солдатам было поручено начать реставрацию отдельных помещений. Позднее в нескольких залах открылся военный музей. К 1901 г. помещение музея было расширено и его переименовали в Национальный музей Замка Св. Ангела.

Архитектурные особенности

Основной план замка был утвержден еще в период императора Адриана. В дальнейшем комплекс несколько раз дополнялся. Основание дворца имеет квадратное сечение. На кубическом фундаменте возвышался Мавзолей в форме цилиндра или шайбы. Основным строительным материалом стал вулканический камень, облицованный мрамором. В некоторых местах облицовка выполнена из травертина.

По всему периметру расположены пилястры с изображениями быков и другого рогатого скота. Вокруг Мавзолея расположена высокая и крепкая стена, которая кроме декоративной функции служила надежной защитой. Стены были настолько широкими, что по их поверхности могла проехать повозка.

Хотя бронзовых и мраморных статуй времен Римской Империи сегодня не увидишь, внешний облик замка почти не изменился. Этого нельзя сказать об интерьере. Комнаты, в которых хранился прах императорской династии, много раз перестраивались. Сами урны сохранить не удалось.

При Папе Бонифации IX (XIV в.) внутри оборудовали капеллу Св. Михаила и укрепили внешний периметр крепости. Стены стали толще, остался только один вход, защищенный подъемным мостом.

Спустя столетие в комплексе построили 4 бастиона, которые величали именами евангелистов. Апартаменты Папы расширились еще на несколько комнат. Они отличались богатым убранством и живописью. Автором большинства фресок является гениальный Пантуриккио. Центральная часть превратилась в роскошный и укрепленный дворец. В нем часто проводили шумные пиры и пышные приемы.

С XVII столетия сам замок и мост стали украшать многочисленными статуями ангелов. Чаще всего их выполняли в стиле Барокко. Несколько скульптур выполнены Джованни Лоренцо Бернини и его учениками.

Экскурсия по замку

Сегодня все желающие могут полюбоваться многочисленными двориками и красивыми залами. Всего во дворце насчитывается 6 этажей (или уровней). Кроме Мавзолея и покоев Папы, можно посетить сокровищницу, красивую библиотеку и даже дворик, где проводили казни. На крыше замка располагается просторная терраса Ангела, которая служит смотровой площадкой. С неё открывается прекрасный вид на столицу Италии.

Чтобы побродить по замку и посетить Национальный музей, придется заплатить 10,50 евро. Для льготных категорий предусмотрены скидки. Кроме самостоятельных прогулок, набираются экскурсионные группы прямо возле входа. Двери замка открыты для туристов с 9:00 до 19:30 ежедневно, кроме понедельника. Кассы закрываются на час раньше.

Как добраться

Чтобы добраться до Замка Св. Ангела, можно воспользоваться автобусами маршрутов 23, 271, 982. Выходить следует на остановке «Площадь Пия». Если ехать на автобусах №49, 926 или 990, то ближайшая к замку остановка называется «Площадь Кавур».

Также можно воспользоваться метро. В этом случае нужно доехать по ветке A до станции Лепанто или Оттавиано Сан-Петро.

Если Вы предпочитаете такси или автомобиль, следует прибыть по адресу Lungotevere Castello 50.

Один из символов Рима и одна из наиболее посещаемых достопримечательностей Вечного города – замок Святого Ангела, называемый также Печальным замком. Это одно из самых древних сооружений Рима. Расположен замок совсем рядом с Ватиканом, надо ли упоминать, что туристы сюда валом валят?

Высокое цилиндрическое здание на берегу Тибра в разное время использовалась как мавзолей, крепость и тюрьма. Долгое время замок Святого Ангела был самым высоким зданием в Риме. Сегодня здесь открыт музей с панорамной террасой на вершине замка.

История замка Святого Ангела началась в 123 году, когда император Адриан начал строить для своей семьи мавзолей в форме этрусского тумулуса. На квадратном бетонном основании со сторонами по 80 метров расположили каменный цилиндр диаметром 64 и высотой 20 метров, увенчанный насыпным холмом. На холме была установлена огромная мраморная скульптура, изображавшая императора Адриана в образе божества Гелиоса, управляющий квадригой с лошадьми. Скульптуру окружали кипарисы. От той скульптуры сохранилась лишь голова императора, которую можно увидеть в музеях Ватикана.

Достроили мавзолей уже после смерти императора, сделав облицовку из белого мрамора, а его преемник Антонин Пий изменил статус мавзолея с семейного на государственный, а нем стали захоранивать прах всех римских императоров. В 217 году здесь была захоронена последняя урна императора Септимия Севера.

Замок Святого Ангела соединен с Марсовым полем на противоположном берегу реки пешеходным мостом длиной 135 метров. Мост украшают статуи Апостолов Петра и Павла и 10 Ангелов работы Бернини.

В те времена здание мавзолея было обнесено бронзовой решеткой, украшенной позолоченными павлинами. Снаружи сооружение украшали пилястры с великолепными мраморными статуями.

В конце III века император Аврелиан включил мавзолей в число оборонительных сооружений города, создавая сеть укреплений от набегов варваров. В 15 веке к замку пристроили 4 угловых бастиона, названных в честь Святых апостолов (Сан–Маттео, Сан–Марко, Сан-Лука и Сан–Джованни). Вокруг замка вырыли глубокий ров.

Однако, варвары все-таки захватили замок и полностью его разорили. После этого здание полностью перешло во власть Ватикана. В дальнейшем замок являлся местом папского убежища во время осад Рима. Для безопасного проникновения в замок из Ватикана был сооружен специальный коридор (passetto), по которому можно было проезжать на повозке, запряженной лошадью.

В связи с периодическими пребываниями Пап в замке Святого Ангела, в нем были реконструированы и богато украшены отдельные залы и покои.

В 590 году произошло событие, давшее сооружению название, дошедшее до наших дней — Замок Святого Ангела. Легенда гласит, что тогдашнему Понтифику явилось видение Архангела Михаила, стоящего на вершине замка и вкладывающего меч в ножны. Явление видения связали с окончанием длительной эпидемии чумы.

Вершина замка Святого Ангела — одна из лучших смотровых площадок Рима. Именно туда, пройдя по коридорам и галереям замка, поднимаются посетители.

В 16 веке на вершине замка появилась каменная статуя Ангела с железными крыльями. В 1753 году после удара молнии ее заменили бронзовой скульптурой. А каменную статую Ангела поместили во внутренний дворик.

В этом дворике под крыльями Ангела проходили театральные представления, а также пытки и казни, при которых Понтифик присутствовал лично. В 16 веке изуродованные тела казненных вывешивали на всеобщее обозрение на мосту Ангелов.

Удар молнии в статую Ангела – недобрый знак, однако. Знак свыше людям, о том, что они что-то делают не то … В это время подвальные помещения замка стали использовать в качестве тюремных камер для особо важных преступников, то есть тех, кто своими взглядами так или иначе подрывал авторитет всемогущей Церкви.

Из подземелий замка после 6 лет заключения отправился на костер обвиненный в ереси Джордано Бруно.

Граф Калиостро смог избежать костра, совершив после 2 лет дознания публичное покаяние в марте 1791 года. Босой, с покрытой чёрным покрывалом головой, граф прошёл от замка Святого Ангела до церкви Санта-Мария-сопра-Минерва. После этого графа помиловали и вместо смертной казни поместили до конца в тюрьму крепости Сан-Лео.

Галилео Галилей после покаяния был назван не еретиком, а только «сильно заподозренным в ереси» и был помилован Папой, но помещен на всю оставшуюся жизнь под строгий домашний арест.

Инженер и архитектор Аристотель Фированти по ложному доносу за сбыт поддельных золотых монет провел в замке 9 месяцев. Не сумев доказать вину, его в конечном итоге освободили, но лишили всех привилегий. Может, если бы не этот факт, Фиорованти не принял бы вскоре поступившее предложение русского царя Ивана III переехать жить и работать в Москву, и не было бы сейчас в российской столице знаменитой Кремлевской стены и Успенского собора. Вот уж точно, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Тюрьма замка Святого Ангела считалась самой строгой в Риме. Только одному человеку удалось сбежать отсюда. Побег совершил Бенвенуто Челлини — скульптор, ювелир, живописец, музыкант и автор известных мемуаров. Челлини, между прочим, попал в тюрьму совершенно справедливо (что в те времена случалось нечасто), убив нескольких человек.

Залы замка Святого Ангела роскошны, но их совсем немного.

Зал Сокровищ в том числе хранил Папскую казну.

Есть в замке Святого Ангела Зал Амура и Психеи. Вот это мы как-то не очень поняли, учитывая целибат католических священников.

Замок Святого Ангела переполнен историческими событиями. Честно говоря, мы сильно пожалели, что не попробовали найти экскурсовода. Но так часто бывает, что сначала что-то посещаем, а потом изучаем подробно, что же мы такое видели. Но нередко выясняется, что что-то упустили и не увидели, увы.

Наверняка в истории замка Святого Ангела еще масса интересного, о чем нам уже никогда не узнать…

Попытка сделать панорамное фото замка Святого Ангела: