Армянские монахини: редкая порода. Самые красивые монастыри армении Монастыри и храмы армении

02.07.2024 Народная медицина

Армения - первая страна в мире, принявшая христианство в качестве государственной религии
Произошло это еще в 301-ом году, и хотя все эти века армян пытались обратить в зороастризм, ислам, армяне остались христианами и построили тысячи храмов, многие из которых дошли до наших дней

на верхней фотографии церковь Св.Саркиса в Ереване, хоть он и не главный храм Еревана, но пожалуй самый красивый)


это главный собор Гюмри, он был практически полностью разрушен во время землетрясения 1988-го, однако его уже практически восстановили)

неподалеку от Гюмри, рядом с городом Артик находится Аричский монастырь 5-7-ых веков

в самом Артике находится маленькая церковь Св.Стефана 6-го века

восточнее Ширака(области, в которой расположены Гюмри и Артик) находится область Лори
монастырь Санаин 10-го века около города Алаверди

Ахпат, 986-го года

комплексы Санаин и Ахпат включены в список Всемирного Наследия ЮНЭСКО

церковь Одзун, построена в 8-ом веке на основании церкви 4-го века

рядом с каждой церковью(а вообще и не только рядом с церквями, а повсеместно) встречаются хачкары - каменные кресты

западнее Лори Тавушская область, отличающаяся большим количеством лесов, горных рек, каньонов)
здесь стоит выделить монастырь Гош 13-го века

к сожалению реставраторы "постарались" и поставили пластиковые купола, надеюсь в ближайшие несколько лет их заменят на каменные

а чуть южнее Айраванк

западнее Севана находится область Котайк
в ней тоже много интересных мест

монастырь Гегард 15-го века, тоже занесен в ЮНЭСКО, он полностью высечен в скале

рядом с городом Егвард находятся руины церкви Зоравар 7-го века

в самом Егварде церковь Св.Богородицы

западнее Котайка пролегает область Арагацотн, наполовину равнинная, наполовину гористая
церковь Св.Месропа Маштоца(автора армянского алфавита), в которой находится могила самого Маштоца

монастрь Тегер 13-го века, находится у подножия горы Арагац

Сагмосаванк

храм 12-го века в селе Египатруш

церковь Св.Петра и Павла 5-го века
обратите внимание на то что верхняя часть темная, а нижняя - светлая, вызвано это тем, что в советское время построили Апаранское водохранилище и во время сезона паводков церковь уходит под воду

южнее Арагацотна располагается Армавирская область, а в ней город Эчмиадзин)

главная церковь Армянской Апостольской Церкви - церковь Св.Майр Атор
недавно на территории комплекса построили новую церковь, где проводят обряд крещения

также в Эчмиадзине стоит выделить храм Рипсиме 7-го века

но в городе есть еще много храмов)

южнее Армавира находится Араратская область

монастырь Хор Вирап
раньше на территории крепости находилась тюрьма, и в ней 13 лет царь Трдат держал в заточении Григория Просветителя
царь внезапно заболел и вылечить его смог лишь Григорий, обратив его в христианство, после чего царь обратил в христианство всю Армению

в горах Араратской области находится монастырь Св.Карапета

юго-западнее Арарата находится область Вайоц Дзор, полупустынная, каньонистая
в ней самый красивый на мой взгляд армянский храм - Нораванк

в горах труднодоступный монастырь Спитакавор(Белый монастырь в переводе с армянского)

монастырь Амарас 4-го века, в нем Месроп Маштоц дописывал армянский алфавит

монастырь Гандзасар

в моем журнале про все монастыри и не только вы можете найти более развернутую информацию)
а на этом все=)

Пожалуй, в Армении уникален каждый камень, настолько она самобытна. Не случайно многие и многие туристы из года в год приезжают сюда за отменной кухней, чистым воздухом и радушным приемом. Но обо всем этом мы писали в других разделах, здесь же мы хотели бы рассказать об еще одной особенности Армении — армянских христианских храмах.

То, что Армения приняла христианство в 301 году — это общеизвестный факт. Но то, что армяне начали возводить христианские храмы и монастыри еще до официального принятия христианства знают не все. Самые ранние армянские храмы датированы I веком нашей эры.

Мы составили краткий гид по самым знаменитым армянским храмам, чтобы вы знали, как подготовить свой маршрут

Монастырь Гегард (Гегардаванк)

Монастырь был основан в IV веке на месте пещерного горного источника, это и дало ему первое название: некоторые и по сей день именуют его Айриванк (дословно: "Пещерный Монастырь"). Настоящее его название Гегардаванк (дословно: "Монастырь Копья") — происходит из его истории. Некогда апостолом Фаддеем было привезено в Армению знаменитое копье Лонгина (сейчас хранится в Эчмиадзине), которым было пронзено тело Иисуса Христа. За свою историю монастырский комплекс перенес не одно разрушение и восстановление: пытались разрушить его пришедшие в IX веке арабы, многочисленные землетрясения уничтожали комплекс почти до самого основания. Гегард - один из самых больших комплексов в Армении, и возможно, самый живописный.

Монастырь Сагмосаванк

Этот монастырь расположился высоко в горах у реки Касах. Существует легенда о том, что монастырь был основан Григорием Просвятителем в IV веке. Говорят, что он молился в этом месте под светом Небесной Лампады. Исторические факты говорят нам о том, что старейший храм монастыря Сурб Сион был возведен в XII веке. Примечтально в этом месте абсолютно все: храм Сагмосаванк и по сей день является действующим, туристы могут своими руками потрогать его тысячелетние камни, а вид на ущелье реки Касах и водопад будет сниться вам еще долго. Помимо самой старой церкви в комплекс монастыря Сагмосаванк входит книгохранилище 1255 года, церковь Св. Аствацацина 1235 года постройки и притвор (1250 год).

Монастырь Ованаванк

Совсем недалеко от Севанаванка расположился монастырь Ованнаванк. Годом его основания считается 1216 год. Сегодня в составе монастырского комплекса совсем старые постройки, например, Базилика Сурб Григор V века, в ней размещен иконостас, что является редкостью для армянских средневековых храмов. Главная церковь монастыря — Сурб Карапет, ее стены богато украшены христианскими барельефами.

Монастырь Агарцин (Агарцнаванк)

Посещение этого монастыря экскурсоводы очень часто совмещают с заездом , ведь Агарцин находится всего в 18 километрах от него, в живописнейшем Агарцинском ущелье. Этот комплекс построек, как и многие монастыри Армении, считается памятником армянской средневековой архитектуры. Самые ранние монастырские здания датированы XI веком. К ним относится церковь Сурб Григор. Главная церковь Агарцинаванка - Сурб Асватцацин (Св. Богородицы), она была построена в 1281 году. Помимо монастырских построек на территории комплекса расположено несколько хачкаров — особых резных крестов. По данным археологов в монастыре расположена усыпальница рода Багратуни. Об этом свидетельствуют надгробные плиты с именами знаменитых армянских царей.

Монастырь Севанаванк

Монастырь Кечарис

Монастырь Кечарис — один из древнейших монастырей Армении. Он расположился на Памбакском хребте, в северо-западной части горно-климатического курорта Цахкадзор. Принято считать, что первая постройка на этом месте появилась в XI веке, строительство же длилось еще несколько веков. Монастырский комплекс состоит из четырех основных построек. Самым старым считается храм Сурб Григор Лусаворич, построенный в 1003 году. Небольшая церковь Ншан так же датирована XI веком, а небольшая часовня на территории монастыря является усыпальницей Григора Магистроса Пахлавуни. Четвертая церковь монастыря Кечарис - это Церковь Воскресения, которая была построена примерно в 1220 году. Известно, что все настоятели монастыря захоронены именно в ней.

Армянская Апостольская Церковь недавно отмечала большой праздник - Обретение Святого Креста. Праздничная литургия в Эчмиадзине, где располагается резиденция духовного лидера страны – Католикоса, была отправлена с некоторым отклонением от традиции - участие в службе приняли... четыре монахини.


Несмотря на популярность и влияние Армянской Апостольской Церкви, армянские монастыри уже давно являются редкостью. Четыре участницы литургии, проходившей во второе воскресенье сентября в храме святой Рипсиме в Эчмиадзине – обитательницы единственного в мире армянского женского монастыря.


Женские монастыри в Армении почти перестали существовать после 4 века н.э., когда царь Пап приказал закрыть их, считая, что женщины должны выходить замуж, а не уединяться от мира, посвящая свою жизнь Богу.


Храм святой Рипсиме был воздвигнут в седьмом веке на том самом месте, где тремя столетиями ранее мученической смерти были преданы Рипсиме и 32 другие праведные девы. Так царь Трдат наказал Рипсиме за то, что она отказалась выйти за него замуж.


Монастырь Святой Рипсиме имеет одну особенность – здесь нет матери игуменьи, и монахини вверены заботам мужчины. «Все мы – дети Бога без различия пола и возраста», - сказал IWPR настоятель монастыря архимандрит Мартирос Погосян.


Отец Мартирос, чье имя в переводе с армянского означает "мученик за веру", является "черным монахом" и не имеет права жениться. По его словам, стезя, которую выбрали женщины, придя в монастырь, необычна, но сделали они это без принуждения. «Уход из мира – дело сугубо добровольное, никто этих женщин не заставлял избрать именно эту жизнь», - сказал он.


Стать монахиней совсем нетрудно, но приняты в монастырь будут только истинно верующие.


«Обитель не место для решения социальных проблем, мы не можем дать людям работу и средства к существованию. У нас даже нет монашеской иерархии, как, например, в Русской Православной Церкви, нет ни срока послушания, а тем более пострига. Мы считаем, если человек пришел к Богу – он это осознал", - сказал отец Мартирос.


"Я тоже человек и понимаю, что уход в монастырь – это своего рода бегство от ненормальной жизни, от неустроенности, может даже от себя».


Из четырех монахинь самой младшей 42 года, самой старшей – 56.


С мирянами монахини общаются редко, но это им не возбраняется. Они могут навещать родственников, съездить в город по надобности. Хотя, как призналась IWPR одна из монахинь, назвавшаяся Елизаветой, особой нужды в поездках в Ереван нет. «Мы живем тихо, ни в чем не нуждаемся, нам даже дают зарплату - 40 долларов в месяц по повелению Католикоса Всех Армян Гарегина II», - сказала она.


Обитель сестер-монахинь небольшая, окружена небольшим садом и огородом. Овощей и фруктов, здесь выращиваемых, вполне хватает сестрам, отцу-настоятелю и дьякону при церкви. Держат здесь и кур, словом – вполне приличное хозяйство, если учесть то, что занимаются им всего четыре женщины, прямо скажем, не очень молодые.


«Мы обязательно участвуем во всех богослужениях, помогаем батюшке чем можем", - говорит сестра Аида.


"Знаете, регламентированная жизнь имеет свои плюсы – четко расписанный день не дает времени предаваться праздным мыслям. Работа здесь есть постоянно – с утра молитва, потом трапеза, работа по хозяйству, еще молитва и отход ко сну. Есть у нас и телевизор, так что отшельниками нас назвать нельзя. Кстати, никакой «церковной цензуры» на просмотр передач нет – просто мы сами выбираем, что нам больше подходит».


Разговор с настоятелем происходил во дворе обители, и из кухни вкусно пахло свежевыпеченным хлебом. «Да, у нас здесь все свое", - сказал он.


Монахини подчиняются только Уставу церкви, которая по Конституции отделена от государства, а это значит, что на них не распространяются никакие социальные выплаты и льготы. Правда, они ни за что и не платят – все коммунальные расходы, равно как и бытовые потребности, оплачивает церковь, а точнее храм, где расположена обитель. «Они избавлены от мирских тягот, и их не страшит нищенская пенсия», - сказал отец Мартирос.


В миру о монахинях думают по-разному.


30-летняя Астхик Погосян к обитательницам монастыря Святой Рипсиме относится скептически. «Может быть, у этих женщин не было другого выхода, кроме как уйти в монастырь, не хватило сил противостоять социальным трудностям. Но с другой стороны – это просто бегство от действительности. Что-то я не верю в их желание служить Богу", - сказала она IWPR.


С ней соглашается Гарегин, работающий менеджером в одной компьютерной фирме. «Это же надо так устать от жизни, чтобы добровольно отказаться от мирских радостей, - удивляется он. - Я бы не хотел для своих родных такой участи». По его мнению, в том, что эти женщины оказались в монастыре, повинно государство, которое не смогло обеспечить им жизнь, альтернативную той, которую они ведут сейчас.


Не приветствует женщин, идущих в монастырь, даже сторож храма. «Люди не должны идти наперекор природе. Женщинам на роду написано выходить замуж, рожать детей, словом – создавать семью. Правильно сделал царь Пап 16 веков тому назад, когда закрыл женские монастыри».


Однако есть и такие, кто восхищается и даже завидует монахиням. «Я бы с радостью ушла в монастырь – не оттого, что жить трудно, а от недостатка духовности. Правда, мне говорят, что это все плод воображения – но я думаю, что права», - говорит мать двоих детей Кнарик Асатрян.


По мнению студентки Лингвистического университета Гаяне Минасян, монахинь должно быть больше. "Что мы видим в жизни – пустоту и погоню за материальным благополучием, о душе подумать некогда. Молодцы эти женщины, будь их больше – лучше было бы для всех нас».


Сестра Аида утверждает, что право выбора всегда остается за женщинами.


«Мы никому не навязываем своего решения. Если кто хочет, может придти в монастырь, и если он, то есть она пришла к нам осознанно – мы будем только рады. А если нет – придется распрощаться. Зла здесь ни на кого не держат, насильно не постригают, мы может быть свободнее других граждан Армении», - сказала сестра Аида.


Карине Тер-Саакян, независимый журналист, Эчмиадзин

Армянская Апостольская Церковь недавно отмечала большой праздник - Обретение Святого Креста. Праздничная литургия в Эчмиадзине, где располагается резиденция духовного лидера страны - Католикоса, была отправлена с некоторым отклонением от традиции - участие в службе приняли... четыре монахини.

Несмотря на популярность и влияние Армянской Апостольской Церкви, армянские монастыри уже давно являются редкостью. Четыре участницы литургии, проходившей во второе воскресенье сентября в храме святой Рипсиме в Эчмиадзине, - обитательницы единственного в мире армянского женского монастыря.

Женские монастыри в Армении почти перестали существовать после 4 века н.э., когда царь Пап приказал закрыть их, считая, что женщины должны выходить замуж, а не уединяться от мира, посвящая свою жизнь Богу.

Храм святой Рипсиме был воздвигнут в седьмом веке на том самом месте, где тремя столетиями ранее мученической смерти были преданы Рипсиме и 32 другие праведные девы. Так царь Трдат наказал Рипсиме за то, что она отказалась выйти за него замуж.

Монастырь Святой Рипсиме имеет одну особенность - здесь нет матери игуменьи, и монахини вверены заботам мужчины. "Все мы - дети Бога без различия пола и возраста", - сказал IWPR настоятель монастыря архимандрит Мартирос Погосян.

Отец Мартирос, чье имя в переводе с армянского означает "мученик за веру", является "черным монахом" и не имеет права жениться. По его словам, стезя, которую выбрали женщины, придя в монастырь, необычна, но сделали они это без принуждения. "Уход из мира - дело сугубо добровольное, никто этих женщин не заставлял избрать именно эту жизнь", - сказал он.

Стать монахиней совсем нетрудно, но приняты в монастырь будут только истинно верующие.

"Обитель не место для решения социальных проблем, мы не можем дать людям работу и средства к существованию. У нас даже нет монашеской иерархии, как, например, в Русской Православной Церкви, нет ни срока послушания, а тем более пострига. Мы считаем, если человек пришел к Богу - он это осознал", - сказал отец Мартирос.

"Я тоже человек и понимаю, что уход в монастырь - это своего рода бегство от ненормальной жизни, от неустроенности, может даже от себя".

Из четырех монахинь самой младшей 42 года, самой старшей - 56.

С мирянами монахини общаются редко, но это им не возбраняется. Они могут навещать родственников, съездить в город по надобности. Хотя, как призналась IWPR одна из монахинь, назвавшаяся Елизаветой, особой нужды в поездках в Ереван нет. "Мы живем тихо, ни в чем не нуждаемся, нам даже дают зарплату - 40 долларов в месяц по повелению Католикоса Всех Армян Гарегина II", - сказала она.

Обитель сестер-монахинь небольшая, окружена небольшим садом и огородом. Овощей и фруктов, здесь выращиваемых, вполне хватает сестрам, отцу-настоятелю и дьякону при церкви. Держат здесь и кур, словом - вполне приличное хозяйство, если учесть то, что занимаются им всего четыре женщины, прямо скажем, не очень молодые.

"Мы обязательно участвуем во всех богослужениях, помогаем батюшке, чем можем", - говорит сестра Аида.

"Знаете, регламентированная жизнь имеет свои плюсы - четко расписанный день не дает времени предаваться праздным мыслям. Работа здесь есть постоянно - с утра молитва, потом трапеза, работа по хозяйству, еще молитва и отход ко сну. Есть у нас и телевизор, так что отшельниками нас назвать нельзя. Кстати, никакой "церковной цензуры" на просмотр передач нет - просто мы сами выбираем, что нам больше подходит".

Разговор с настоятелем происходил во дворе обители, и из кухни вкусно пахло свежевыпеченным хлебом. "Да, у нас здесь все свое", - сказал он.

Монахини подчиняются только Уставу церкви, которая по Конституции отделена от государства, а это значит, что на них не распространяются никакие социальные выплаты и льготы. Правда, они ни за что и не платят - все коммунальные расходы, равно как и бытовые потребности, оплачивает церковь, а точнее храм, где расположена обитель. "Они избавлены от мирских тягот, и их не страшит нищенская пенсия", - сказал отец Мартирос.

В миру о монахинях думают по-разному.

30-летняя Астхик Погосян к обитательницам монастыря Святой Рипсиме относится скептически. "Может быть, у этих женщин не было другого выхода, кроме как уйти в монастырь, не хватило сил противостоять социальным трудностям. Но с другой стороны - это просто бегство от действительности. Что-то я не верю в их желание служить Богу", - сказала она IWPR.

С ней соглашается Гарегин, работающий менеджером в одной компьютерной фирме. "Это же надо так устать от жизни, чтобы добровольно отказаться от мирских радостей, - удивляется он. - Я бы не хотел для своих родных такой участи". По его мнению, в том, что эти женщины оказались в монастыре, повинно государство, которое не смогло обеспечить им жизнь, альтернативную той, которую они ведут сейчас.

Не приветствует женщин, идущих в монастырь, даже сторож храма. "Люди не должны идти наперекор природе. Женщинам на роду написано выходить замуж, рожать детей, словом - создавать семью. Правильно сделал царь Пап 16 веков тому назад, когда закрыл женские монастыри".

Однако есть и такие, кто восхищается и даже завидует монахиням. "Я бы с радостью ушла в монастырь - не оттого, что жить трудно, а от недостатка духовности. Правда, мне говорят, что это все плод воображения - но я думаю, что права", - говорит мать двоих детей Кнарик Асатрян.

По мнению студентки Лингвистического университета Гаяне Минасян, монахинь должно быть больше. "Что мы видим в жизни - пустоту и погоню за материальным благополучием, о душе подумать некогда. Молодцы эти женщины, будь их больше - лучше было бы для всех нас".

Сестра Аида утверждает, что право выбора всегда остается за женщинами.

"Мы никому не навязываем своего решения. Если кто хочет, может придти в монастырь, и если он, то есть она пришла к нам осознанно - мы будем только рады. А если нет - придется распрощаться. Зла здесь ни на кого не держат, насильно не постригают, мы, может быть, свободнее других граждан Армении", - сказала сестра Аида.

Находится в густо растущих деревьях на горных склонах вблизи города , около 3-х километров. Неординарное архитектурное исполнение Сурб-Хач неоднократно обращало на себя внимание многих художников, которые отображали на своих полотнах величественное построение. Монастырь, который 29 июля 2015 года достиг 657-летия, является святой землей для всех, кто ищет духовности и умиротворения. Монастырь Сурб-Хач обладает своеобразной созидательной силой, которая позволила армянам сохранить свою религию, веру, обычаи.

Географические координаты армянского монастыря в Старом Крыму Сурб-Хач на карте Крыма N 45.0007, E 35.0625

Святой Крест – это дословный перевод монастыря Сурб-Хач. Данное название было дано не зря. Существует легенда, что Ованес Себастаци из города Себастия, увидев в небе над землёй огненный крест, решил основать на этом месте монастырь. Ованес вместе с братом выкупили земельный участок размером 50 гектаров у генуэзцев и начали строительство монастыря в 1358 году. На протяжении всего времени становления и реставрации армянского монастыря было вложено большое количество сил и времени архитекторов, иконописцев и художников.

По мнению экспертов, данное строительство было обусловлено многочисленным переселением армян со своей родины на Крымский полуостров. Постройки Сурб-Хач очень схожи на храмы Армении, которые были построены в 7-8 веках. В период с 17-го во 18-й века армянский монастырь был перестроен ни один раз. Данные изменения отображались на стенах монастыря в различных надписях. В 78-м году 18 века жители монастыря покидают его и переходят нести свою службу в Нахичевань-на-Дону. Однако позже совместными усилиями Армянской Церкви монастырь был возрожден.

В 1925 году армянский монастырь в связи с распоряжением советской власти закрывают и используют не по назначению. В послевоенные период монастырь был подвержен серьёзным разрушениям и только в 94-м году 20 века монастырь был реставрирован и прихожане могли посещать храм. Из целого комплекса строений состоит Армянский монастырь Сурб-Хач: трапезная монастыря, кельи, церковь Сурб-Ншан и фонтаны и сад. Церковь Сурб-Ншан является сердцем монастыря Сурб-Хач. Там по сегодняшний день можно найти средневековые росписи. К церкви примыкает гавит, от которого идёт каменная лестница к башни-колокольни. Помещение гавита украшено разнообразными крестами.

Трапезная состояла из двух залов: первый зал ведёт в подвальные помещения, а в другом зале расположен камин и печь. В конце 19 века над трапезной монастыря был достроен второй этаж, который был предназначен для гостиничных помещений.


Кельи, или как их ещё называю, братский корпус, расположены с южной стороны гавиата и храма. Братский корпус – это двухэтажное помещение, построенное в виде буквы «г». Снизу было размещено несколько комнат, а на втором этаже находится балкон-галерея, стоящий на деревянных колоннах.
На территории Сурб-Хач расположена лестница и два фонтана, в которой течёт родниковая вода. На пологом склоне гор на четырёх террасах расположен сад монастыря.
Армянский монастырь Сурб-Хач - это святое место, которое манит не только своеобразной архитектурой, но и местом, где можно найти душевный покой, гармонию и избавиться от всех забот. Армянский монастырь Сурб-Хач входит в