Флот великобритании. Британский флот находится в лучшем состоянии за полвека Морской флот англии
ВМС Франции располагают вторым по величине и самым боеспособным авианосцем в Европе "Шарль де Голль". Полное водоизмещение корабля - 42 тыс. тонн, на его борту может базироваться до 40 летательных аппаратов, корабль снабжен атомной силовой установкой. Большими ударными возможностями располагают атомные подводные лодки типа "Триумфан", всего флот располагает четырьмя такими субмаринами.
"Триумфаны" несут баллистические ракеты M4S с дальностью стрельбы 6000 км. В ближайшей перспективе их заменят ракетами М51 с дальностью стрельбы более 10 000 км. Кроме того, имеются шесть многоцелевых атомных субмарин типа "Рюби". Всего по данным из открытых источников французский флот насчитывает 98 боевых кораблей и вспомогательных судов.
5. Великобритания
Некогда Великобритания носила гордое звание "Владычица морей", флот этой страны был самым большим и мощным в мире. Теперь же ВМФ Ее Величества лишь бледная тень былого могущества.HMS Queen Elizabeth. Фото: i.imgur.com |
Сегодня в составе королевского флота нет ни одного авианосца. Два, типа "Куин Элизабет", находятся в постройке и должны войти в состав флота в 2016 и 2018 годах. Самое интересное, что на такие важные корабли, как авианосцы, у англичан не хватило средств, поэтому конструкторам пришлось отказаться от бортовой брони и бронированных переборок. Сегодня, согласно данным из открытых источников, ВМС Великобритании насчитывает 77 кораблей .
Самыми грозными единицами флота считаются четыре ПЛАРБ типа "Вэнгард", вооруженные баллистическими ракетами Trident-2 D5, каждая из которых могла быть оснащена четырнадцатью боевыми блоками по 100 кТ каждая. Желая сэкономить, британские военные купили только 58 таких ракет, чего хватило только для трех лодок - по 16 на каждую. Теоретически же каждый "Вэнгард" может нести до 64 ракет, но это неэкономно.
Кроме них, внушительную силу представляют эсминцы типа "Дэринг", подводные лодки типа "Трафальгар" и новейшие типа "Эстьют".
4. Китай
Китайский флот - один из самых многочисленных, в его составе - 495 кораблей различных классов. Самое большое судно - авианосец "Ляонин" водоизмещением 59 500 тонн (бывший советский авианесущий крейсер "Варяг", который был продан Китаю Украиной по цене металлолома).Также в составе флота есть стратегические ракетоносцы - атомные подводные лодки проекта 094 "Цзинь". Субмарины способны нести 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия 8-12 тыс. км.
Много и "свежих" кораблей, например, эсминцы типа 051С, типа "Ланьчжоу", типа "Современный" и фрегаты типа "Цзянкай".
3. Япония
В японском флоте все крупные корабли классифицируются как эсминцы, поэтому среди настоящих эсминцев есть авианесущие корабли (два корабля типа "Хьюга" и два типа "Сиранэ"), крейсеры и фрегаты. Например, два эсминца типа "Атаго" могут похвастаться крейсерским водоизмещением - 10 тыс. тонн.Но это не самые крупные корабли - в этом году в состав флота войдет 27 000-тонный вертолетоносец типа "Идзумо", еще один будет произведен в 2017 году. Кроме вертолетов, на "Идзумо" могут базироваться истребители F-35B.
Подводный флот Японии, несмотря на отсутствие атомных подводных лодок, считается сильнейшим в мире. Он насчитывает пять ПЛ типа "Сорю", одиннадцать типа "Оясио" и одну "Харусио".
Сейчас Морские силы самообороны Японии насчитывает приблизительно 124 корабля . Эксперты отмечают, что японский флот имеет сбалансированный корабельный состав и представляет собой продуманную до мелочей боевую систему.
2. Россия
Российский флот насчитывает 280 кораблей . Самые грозные - тяжелые крейсеры проекта 1144 "Орлан" водоизмещением 25 860 тонн, их всего три, но огневая мощь этих судов просто потрясающая. Недаром в НАТО эти крейсеры классифицируют как линейные.Не уступают им по вооружению три других крейсера - проекта 1164 "Атлант", водоизмещением 11 380 тонн. Но самым большим является авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" водоизмещением 61 390 тонн. Этот корабль не только хорошо защищен средствами ПВО, но и бронирован. В качестве брони используется катанная сталь, а противоторпедная трехслойная защита шириной 4,5 м выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.
Впрочем, и сам флот активно модернизируется: планируется, что до 2020 года Военно-морской флот Российской Федерации получит порядка 54 современных боевых надводных кораблей, 16 многоцелевых подводных лодок и 8 стратегических подводных ракетоносцев проекта "Борей".
1. США
ВМС США обладают крупнейшим флотом в мире, в его составе 275 кораблей , в том числе 10 авианосцев типа "Нимиц", такой внушительной силой не обладает ни одна страна. Именно на флоте в основном базируется военная мощь Соединенных Штатов.Вскоре дополнить "Нимицы" должны еще более совершенные корабли - авианосцы типа "Джеральд Р. Форд" водоизмещением более 100 000 тонн.
Подводный флот США не менее внушителен: 14 атомных подлодок типа "Огайо", каждая из которых несет по 24 баллистические ракеты "Трайдент-2". Три совершеннейшие подлодки типа "Си Вулф", цена которых была непомерной для США, поэтому от строительства крупной серии было решено отказаться. Вместо них строятся более дешевые ПЛА типа "Вирджиния", пока их в составе флота всего 10 единиц.
Кроме того, в составе ВМС остается 41 ПЛА типа "Лос-Анджелес". Флот США обладает гигантской военной мощью, оспорить которую сегодня вряд ли кому-то под силу.
Задолго до того как император Петр «прорубил окно» в Балтику и заложил основы российского морского флота, «владычица морей» Англия уже веками правила на волнах по всему земному шару. Предпосылками этого были как особенное, островное расположение Великобритании, так и геополитическая необходимость в борьбе с могущественными европейскими державами - Испанией, Францией, Португалией.
Начало
Первыми серьезными кораблями Британии можно считать триремы и диремы Римской империи, которая к вопросу кораблестроения подходила так же серьезно, как и ко всему остальному - ее парусно-гребные суда были вершиной технологий того времени. После ухода римлян и образования на территории Британских островов множества различных королевств корабли англичан ощутимо потеряли во всех компонентах - тоннаже, технологичности и количестве.
Побудительным толчком к появлению более совершенных кораблей стали набеги скандинавов - свирепые викинги на быстрых и маневренных драккарах совершали опустошительные набеги на прибрежные церкви и города. Постройка многочисленного сторожевого флота позволила британцам существенно снизить потери от вторжений.
Следующий этап в становлении военного флота Британии - вторжение Вильгельма Завоевателя и образование унитарного государства, Англии. С этого времени и стоит говорить о появлении английского флота.
Английский королевский флот
Официальную же историю Королевского флота Англии стоит начать с Генриха VII, который увеличил британский флот с 5 до 30 кораблей. До конца 16 века англичане на море особых лавров не сыскали, но после победы над испанской "Непобедимой армадой" и серии других викторий ситуация с военно-морским отрывом от европейских флагманов (Испании и Франции) стала выравниваться.
Корсары и пираты - две стороны одной медали
В истории ВМФ Великобритании особой и неоднозначной строкой стоит отметить деятельность знаменитых английских корсаров, самыми знаменитыми из которых являлись и Генри Морган. Несмотря на свою откровенно разбойничью "основную деятельность", первый из них был посвящен в рыцари и разбил испанцев, а второй добавил английской короне еще один бриллиант - Карибский архипелаг.
Военно-морской флот Великобритании
Официальная история ВМФ Великобритании (есть разночтения, связанные с наличием флотов Англии и Шотландии до 1707 года, когда произошло их объединение) начинается в середине 17-го века. С этого времени англичане стали одерживать все меньше и меньше поражений в морских сражениях, постепенно завоевывая славу самой сильной военно-морской державы. Пик английского превосходства на волнах приходится на Наполеоновские войны. Они же стали минутой славы для парусных кораблей, достигнувших к этому моменту своего технологического потолка.
Окончание наполеоновских войн вознесло Королевский ВМФ Великобритании на пьедестал сильнейшего флота в мире. В 19 веке британцы первыми стали менять дерево и паруса на железо и пар. Несмотря на то что ВМФ Великобритании практически не участвовал в крупных сражениях, считалась очень престижной, а внимание к поддержанию мощи и боеготовности военно-морских сил было первоочередным. О серьезности отношения англичан к своему преимуществу в мировом океане говорит тот факт, что негласная доктрина предписывала поддерживать следующее соотношение сил: ВМФ Великобритании должны были быть сильнее, чем любые два военно-морских флота, вместе взятые.
Первая мировая: Большой флот против флота Открытого моря
ВМФ Великобритании в Первой мировой войне проявили себя не так ярко, как можно было предполагать перед ее началом: Большой флот, основной задачей которого был разгром германского флота Открытого моря, со своей задачей не справился - его потери были значительно больше, чем у немцев. Несмотря на это, кораблестроительные мощности Великобритании были настолько велики, что свое преимущество она сохранила, вынудив Германию отказаться от тактики больших сражений и перейти к рейдерской тактике с использованием мобильных соединений подводных лодок.
К этому же времени относится создание двух, без преувеличения, эпохальных военных кораблей, ставших родоначальниками целых направлений в кораблестроении. Первым был HMS Dreadnought - линкор нового типа с мощнейшим вооружением и паротурбинной установкой, позволяющей ему развивать фантастическую по тем временам 21-узловую скорость. Вторым стал HMS Ark Royal - авианосец, прослуживший ВМФ Великобритании до 1944 года.
Несмотря на все потери Первой мировой, к ее окончанию Великобритания имела на балансе огромный флот, повисший на дырявом бюджете тяжким бременем. Поэтому Вашингтонское соглашение 1922 года, ограничивающее плавсостав определенным количеством в каждом из классов кораблей, стало для островитян настоящим спасением.
Вторая мировая: работа над ошибками
Королевский военно-морской флот Великобритании на начало Второй мировой располагал двадцатью двумя крупнотоннажными и авианосцами), 66 кораблями крейсерского класса, почти двумя сотнями эсминцев и шестью десятками подводных лодок, не считая строящихся. Эти силы превышали имеющиеся в расположении Германии и ее союзников в несколько раз, что позволяло англичанам надеяться на благоприятный для себя исход морских сражений.
Немцы же, прекрасно понимая превосходство британцев, не стали ввязываться в прямые столкновения с могучими эскадрами союзников, а занялись партизанской войной. Особую роль в этом сыграли подводные лодки, которых Третий рейх наклепал чуть ли не тысячу!
Карл Дениц, "подводный Гудериан ", разработал тактику "волчьей стаи", предполагавшую нападение на конвои и атаки по типу "укусил - отскочил". И первое время летучие отряды немецких подводных лодок приводили британцев в состояние шока - дебют военных действий в Северной Атлантике был отмечен ошеломляющим количеством потерь как в торговом, так и в военном флоте Великобритании.
Дополнительным благоприятным фактором для Германии стал тот факт, что базы ВМФ Великобритании на 1941 году значительно потеряли в числе и качестве - поражение Франции, захват Бельгии и Голландии нанесли чувствительный удар по планам островитян. Ну а Германия получила возможность эффективно использовать малые подлодки с небольшим временем автономного плавания.
Ситуацию удалось переломить за счет расшифровки кодов немецких подводников, создания новой системы конвоев, постройки достаточного количество специализированных конвойных кораблей, а также воздушной поддержки. Дальнейшие успехи Великобритании на море были связаны как с огромными кораблестроительными мощностями (англичане строили корабли быстрее, чем немцы их топили), так и с успехами союзников на суше. Выход Италии из войны лишил Германию ее средиземноморских военных баз, и битва за Атлантику была выиграна.
Фолкленды: конфликт интересов
В послевоенный период корабли ВМФ Великобритании всерьез отметились в с Аргентиной. Несмотря на неофициальный характер конфликта, потери островитян составили несколько сотен человек, несколько кораблей и десяток истребителей. Разумеется, на порядок превосходящая в морской силе Британия без особого труда добилась восстановления контроля на Фолклендами.
Холодная война
Основная же гонка вооружений состоялась не со старыми противниками - Японией или Германией, а с недавним союзником по блоку - Советским Союзом. "Холодная война" могла в любой момент стать горячей, и поэтому ВМФ Великобритании по-прежнему находился в высокой боеготовности. Размещение военно-морских баз, разработка и введение в строй новых кораблей, в том числе и подлодок с ядерным вооружением - все это британцы совершали уже в ранге второго номера. Основное противостояние развернулось между двумя титанами - Советским Союзом и США.
Военный флот Великобритании сегодня
На сегодняшний день он считается крупнейшим в Старом Свете и входит (на ротационной основе) в соединения ВМФ НАТО. Авианосцы и ракетные крейсеры с возможностью несения ядерных боеголовок являются основной ударной силой ВМФ его на настоящее время: 64 корабля, из которых 12 представляют собой подводные лодки, 2 авианосца, 6 миноносцев, 13 кораблей класса "фрегат", три десантных, 16 минных тральщиков, и двадцать сторожевиков и патрульных катеров. Еще один вспомогательный корабль, "Форт Джордж", считается военным довольно условно.
Флагманом является авианосец "Булварк" - многофункциональный корабль, выполняющий не только задачи по базированию палубных самолетов, но и десантные функции (транспортировка до 250 морских пехотинцев и десантной техники). "Булварк" был построен в 2001-м, а в строй введен в 2005 году.
Основной надводной силой являются фрегаты серии "Норфолк", названные по именам английских герцогов, а подводной - ПЛАРБы серии "Вэнгард", оснащенные ядерными ракетами. Базируется флот в Плимуте, Клайде и Портсмуте, причем плимутская база Девонпорт выступает в этой роли с 1588 года! В то время в ней укрывались корабли, поджидающие ту самую испанскую "Непобедимую армаду". Она же является единственной, на которой ремонтируют суда с ядерными движками.
Утилизация кораблей ВМФ Великобритании класса ПЛАРБ (атомных подводных лодок) не производится - нет у островитян такой технологической возможности. Поэтому отработавшие свой эксплуатационный срок субмарины просто консервируются до лучших времен.
Проход русского ракетного крейсера у территориальных вод Великобритании в 2013 году поверг в шок не только обывателей, но и военно-морской флот страны. ВМФ России у берегов Великобритании! Несмотря на статус морской державы, англичане не без труда нашли корабль, сопоставимый по классу и способный выдвинуться навстречу русскому крейсеру.
Британцам принадлежит первенство в создании двух на долгие годы изменивших лицо морских сражений: дредноута - мощного и быстрого военного судна, превосходящее своих соперников как в маневренности, так и в мощности залпа, а также авианосца - корабля, который на сегодняшний день является основной силой ВМФ всех крупных стран.
Напоследок
Что изменилось в английском флоте со времен римского владычества и до наших дней? ВМФ Великобритании проделал путь от утлых суденышек саксонских ярлов к надежным фрегатам и мощнейшим "мановарам" времен Дрейка и Моргана. И далее, уже на пике могущества, был на море первым во всем. Две мировые войны поколебали владычество Pax Britannika, а за ним и его морского флота.
На сегодняшний день ВМФ Великобритании по тоннажу находится на 6-м месте, уступая Индии, Японии, Китаю, России и США, причем американцам "островитяне" проигрывают почти в 10 раз! Кто бы мог подумать, что бывшая колония спустя пару веков будет снисходительно поглядывать на бывшую метрополию?
И тем не менее британский военный флот - это не только пушки, авианосцы, ракеты и подводные лодки. Это - история. История великих побед и сокрушительных поражений, героических поступков и человеческих трагедий... "Славься, Британия, владычица морей!"
НА ПРОТЯЖЕНИИ всей истории Великобритании военно-морские силы являлись важным инструментом проведения ее внешней политики. Руководство страны постоянно предпринимало все меры для того, чтобы иметь сильный флот, которому всегда отводилась ведущая роль в достижении внешнеполитических целей как в мирное, так и в военное время. Сейчас военно-политический курс Великобритании направлен на укрепление единства и повышение военной мощи Североатлантического союза как главного фактора европейской безопасности, на дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества с США и ведущими государствами Западной Европы, обеспечение защиты британских интересов в различных регионах.
Важное место в достижении указанных целей отводится ВМС, которым присущи постоянная высокая боеготовность и способность в короткие сроки развертывать свои силы в назначенных районах Мирового океана. Считается, что свобода мореплавания позволяет осуществлять передвижение и сосредоточение сил флота без нарушения международного морского права, фактически не давая противнику поводов для организации ответных действий. Это обстоятельство имеет немаловажное значение в условиях кардинального изменения обстановки в Европе, когда требуются более гибкие формы использования вооруженных сил для реализации внешнеполитических целей в интересующих английское руководство районах.
ВМС Великобритании, традиционно считающиеся главным видом вооруженных сил, по численности и боевой мощи являются одними из самых крупных в Европе. Они подразделяются на флот, авиацию ВМС и морскую пехоту. Общее руководство ими осуществляет начальник штаба обороны, непосредственное - начальник штаба ВМС в звании адмирала (по английской терминологии - первый морской лорд, фактически выполняющий функции командующего). Начальник штаба отвечает за разработку и реализацию планов строительства, мобилизационного развертывания, боевого применения, оперативной и боевой подготовки, совершенствование организационно-штатной структуры, подготовку и обучение личного состава. В британских военно-морских силах насчитывается 51 000 человек: во флоте - 44 000 (в том числе в авиации ВМС - 6000) и морской пехоте - 7000. Организационно они состоят из командований (военно-морского флота, военно-морского на территории Великобритании, авиации ВМС, морской пехоты, тыла, учебного) и Гибралтарского военно-морского района (BMP).
Командование военно-морского флота (штаб в г. Нортвуд) включает флотилию подводных лодок (две эскадры), флотилию надводных кораблей (две эскадры эсминцев УРО и четыре - фрегатов УРО), оперативную группу ВМС (легкие авианосцы, десантно-вертолетные корабли-доки) и флотилию минно-тральных сил (три эскадры тральщиков, одна - охраны рыболовства и защиты нефтегазовых комплексов).
Военно-морское командование на территории Великобритании возглавляет командующий (г. Портсмут), который руководит деятельностью учебных центров, следит за состоянием военно-морских, авиационных баз, пунктов базирования и береговых укреплений, за организацией и проведением испытаний техники и вооружения. Командование несет ответственность за подготовку личного состава, содержание в соответствующей степени мобилизационной и боевой готовности морских резервных компонентов, поддержание благоприятного оперативного режима в территориальных водах и 200-мильной экономической зоне. Выполнение этих задач возложено на командующих тремя военно-морскими районами - Портсмутским, Плимутским, Шотландским и Североирландским. Кроме того, командованию подчинены вспомогательный флот, вспомогательная служба флота и резерв ВМС.
Командование авиации ВМС (г. Йовилтон) включает боевую авиацию (три эскадрильи истребителей-штурмовиков, семь - противолодочных вертолетов, четыре - транспортно-десантных вертолетов) и вспомогательную (шесть эскадрилий).
В состав командования морской пехоты (г. Портсмут) входят силы морской пехоты, группа подготовки, резерва и отрядов специального назначения морской пехоты. Командование тыла отвечает за всестороннее снабжение кораблей и береговых частей, обеспечение регламентного обслуживания и ремонта техники, а также мобилизационного развертывания ВМС, а учебное (г. Портсмут) занимается вопросами комплектования экипажей кораблей и отработки ими задач боевой подготовки перед вводом судов в состав флота. Гибралтарский BMP возглавляет командующий, который отвечает за организацию обороны ВМБ в этом районе и важных участков побережья, поддержание благоприятного оперативного режима в зоне ответственности.
В военное время военно-морские силы Великобритании имеют следующее предназначение: нанесение ракетно-ядерных ударов по территории противника, участие в составе группировок объединенных ВМС НАТО в операциях (боевых действиях) по завоеванию господства на море, защита океанских (морских) коммуникаций, оказание поддержки сухопутным войскам на приморских направлениях, проведения морских десантных операций. В мирное время боевые корабли должны действовать в составе постоянных соединений ВМС НАТО на Атлантике и в Средиземном море, а также постоянного соединения минно-тральных сил блока. В угрожаемый период большую часть ВМС Великобритании, выделяемых в ОВМС НАТО, предполагается использовать в составе ударного флота альянса на Атлантике, ОВМС НАТО в Восточной Атлантике и на Северо-Западном Европейском ТВД. ударных и объединенных ВМС стран-союзниц на Южно-Европейском ТВД.
Главной целью совершенствования ВМС Великобритании является значительное повышение боевых возможностей флота за счет качественного обновления всех компонентов. Основным направлением стало наращивание боевых возможностей ракетно-ядерных сил морского базирования. В частности, на их вооружение начали поступать перспективная ракетная система морского базирования «Трайдент-2» с большей дальностью действия и повышенной точностью стрельбы. Кроме того, проведена модернизация автоматической системы боевого управления ПЛАРБ в районах боевого патрулирования. Повышение скрытности и неуязвимости этих лодок в результате принятия на вооружение БР «Трайдент-2» позволит расширить зону их патрулирования. Более высокая скрытность будет обеспечена также благодаря увеличению глубины их погружения, оснащению современными ядерными энергетическими установками и использованию буксируемых антенн.
ПЛА «Трэнчанг» типа «Трафальгар»
В ходе совершенствования сил общего назначения большое внимание уделяется строительству многоцелевых кораблей с повышенными боевыми возможностями, способных решать широкий круг задач, совершенствованию способов и средств управления, внедрению новых технических достижений и научных открытий. Ядро сил флота составят подводные лодки и надводные корабли, оснащенные современными ракетным оружием и электронными средствами. Для успешного взаимодействия с ВМС других стран НАТО английские корабли и самолеты оборудуются соответствующими системами связи и обмена информацией.
Важным направлением развития военно-морских сил Великобритании остается строительство атомных многоцелевых подводных лодок, а также усовершенствование ПЛА типа «Трафальгар». Большее водоизмещение позволит оснастить их новыми атомными энергетическими установками и перспективными гидроакустическими комплексами. Все эти ПЛА будут вооружены крылатыми ракетами морского базирования «Томахок» американского производства в обычном снаряжении, благодаря чему они смогут использоваться при проведении операций по уничтожению (разрушению) наземных объектов противника.
Большое внимание уделяется также совершенствованию надводных кораблей, в частности корректируются требования к ним с учетом перераспределения значимости задач, решаемых в современных условиях. Это проявляется прежде всего в изменении подхода к строительству авианесущих кораблей. Придавая важное значение применению их для противолодочной борьбы, командование ВМС Великобритании тем не менее считает возможным использование их для борьбы с авиацией противника, особенно при обеспечении перебросок войск (сил) усиления на европейские театры военных действий.
Ударную мощь надводных сил флота по-прежнему составляют три легких авианосца типа «Инвинсибл»,которые прошли модернизацию с целью повышения эффективности средств ПВО и увеличения на 20 проц. численности самолетного (вертолетного) парка. В частности, был увеличен угол подъема трамплина, что позволило повысить взлетную массу самолетов «Си Харриер», а также были переоборудованы ангары для обеспечения базирования на авианосцах перспективных вертолетов ЕН-101 «Мерлин».
Легкий авианосец R05 «Илластриес» типа «Инвинсибл»
Учитывая возможность возникновения в современных условиях локальных конфликтов и необходимости использования в них амфибийных сил, командование сохранило в составе ВМС десантные корабли для проведения десантных операций. В связи с этим будут продолжены их строительство и модернизация. Так, в 1998 году флот пополнился новым десантным вертолетносцем «Оушн», который способен нести на борту эскадрилью вертолетов «Си Кинг» (до 12 единиц).
С вводом в боевой состав ВМС Великобритании во второй половине 2002 года фрегата (ФР) УРО «Сент-Олбанс» завершается многолетняя программа строительства крупной серии (16 единиц) фрегатов типа «Норфолк». Двенадцать из них построены на судоверфи «Ярроу шипбилдинг» (г. Глазго), еще четыре на судоверфи «Сван Хантер»(г. Уоллсснд-он-Тайн). Поскольку вся серия названа в честь известных в истории страны герцогов (см. таблицу), эти корабли нередко в зарубежных публикациях встречаются как фрегаты типа «Дюк», а также как фрегаты проекта 21
НА ПРОТЯЖЕНИИ всей истории Великобритании военно-морские силы являлись важным инструментом проведения ее внешней политики. Руководство страны постоянно предпринимало все меры для того, чтобы иметь сильный флот, которому всегда отводилась ведущая роль в достижении внешнеполитических целей как в мирное, так и в военное время. Сейчас военно-политический курс Великобритании направлен на укрепление единства и повышение военной мощи Североатлантического союза как главного фактора европейской безопасности, на дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества с США и ведущими государствами Западной Европы, обеспечение защиты британских интересов в различных регионах.
Важное место в достижении указанных целей отводится ВМС, которым присущи постоянная высокая боеготовность и способность в короткие сроки развертывать свои силы в назначенных районах Мирового океана. Считается, что свобода мореплавания позволяет осуществлять передвижение и сосредоточение сил флота без нарушения международного морского права, фактически не давая противнику поводов для организации ответных действий. Это обстоятельство имеет немаловажное значение в условиях кардинального изменения обстановки в Европе, когда требуются более гибкие формы использования вооруженных сил для реализации внешнеполитических целей в интересующих английское руководство районах.
ВМС Великобритании, традиционно считающиеся главным видом вооруженных сил, по численности и боевой мощи являются одними из самых крупных в Европе. Они подразделяются на флот, авиацию ВМС и морскую пехоту. Общее руководство ими осуществляет начальник штаба обороны, непосредственное - начальник штаба ВМС в звании адмирала (по английской терминологии - первый морской лорд, фактически выполняющий функции командующего). Начальник штаба отвечает за разработку и реализацию планов строительства, мобилизационного развертывания, боевого применения, оперативной и боевой подготовки, совершенствование организационно-штатной структуры, подготовку и обучение личного состава. В британских военно-морских силах насчитывается 51 000 человек: во флоте - 44 000 (в том числе в авиации ВМС - 6000) и морской пехоте - 7000. Организационно они состоят из командований (военно-морского флота, военно-морского на территории Великобритании, авиации ВМС, морской пехоты, тыла, учебного) и Гибралтарского военно-морского района (BMP).
Командование военно-морского флота (штаб в г. Нортвуд) включает флотилию подводных лодок (две эскадры), флотилию надводных кораблей (две эскадры эсминцев УРО и четыре - фрегатов УРО), оперативную группу ВМС (легкие авианосцы, десантно-вертолетные корабли-доки) и флотилию минно-тральных сил (три эскадры тральщиков, одна - охраны рыболовства и защиты нефтегазовых комплексов).
Военно-морское командование на территории Великобритании возглавляет командующий (г. Портсмут), который руководит деятельностью учебных центров, следит за состоянием военно-морских, авиационных баз, пунктов базирования и береговых укреплений, за организацией и проведением испытаний техники и вооружения. Командование несет ответственность за подготовку личного состава, содержание в соответствующей степени мобилизационной и боевой готовности морских резервных компонентов, поддержание благоприятного оперативного режима в территориальных водах и 200-мильной экономической зоне. Выполнение этих задач возложено на командующих тремя военно-морскими районами - Портсмутским, Плимутским, Шотландским и Североирландским. Кроме того, командованию подчинены вспомогательный флот, вспомогательная служба флота и резерв ВМС.
Командование авиации ВМС (г. Йовилтон) включает боевую авиацию (три эскадрильи истребителей-штурмовиков, семь - противолодочных вертолетов, четыре - транспортно-десантных вертолетов) и вспомогательную (шесть эскадрилий).
В состав командования морской пехоты (г. Портсмут) входят силы морской пехоты, группа подготовки, резерва и отрядов специального назначения морской пехоты. Командование тыла отвечает за всестороннее снабжение кораблей и береговых частей, обеспечение регламентного обслуживания и ремонта техники, а также мобилизационного развертывания ВМС, а учебное (г. Портсмут) занимается вопросами комплектования экипажей кораблей и отработки ими задач боевой подготовки перед вводом судов в состав флота. Гибралтарский BMP возглавляет командующий, который отвечает за организацию обороны ВМБ в этом районе и важных участков побережья, поддержание благоприятного оперативного режима в зоне ответственности.
В военное время военно-морские силы Великобритании имеют следующее предназначение: нанесение ракетно-ядерных ударов по территории противника, участие в составе группировок объединенных ВМС НАТО в операциях (боевых действиях) по завоеванию господства на море, защита океанских (морских) коммуникаций, оказание поддержки сухопутным войскам на приморских направлениях, проведения морских десантных операций. В мирное время боевые корабли должны действовать в составе постоянных соединений ВМС НАТО на Атлантике и в Средиземном море, а также постоянного соединения минно-тральных сил блока. В угрожаемый период большую часть ВМС Великобритании, выделяемых в ОВМС НАТО, предполагается использовать в составе ударного флота альянса на Атлантике, ОВМС НАТО в Восточной Атлантике и на Северо-Западном Европейском ТВД. ударных и объединенных ВМС стран-союзниц на Южно-Европейском ТВД.
Главной целью совершенствования ВМС Великобритании является значительное повышение боевых возможностей флота за счет качественного обновления всех компонентов. Основным направлением стало наращивание боевых возможностей ракетно-ядерных сил морского базирования. В частности, на их вооружение начали поступать перспективная ракетная система морского базирования «Трайдент-2» с большей дальностью действия и повышенной точностью стрельбы. Кроме того, проведена модернизация автоматической системы боевого управления ПЛАРБ в районах боевого патрулирования. Повышение скрытности и неуязвимости этих лодок в результате принятия на вооружение БР «Трайдент-2» позволит расширить зону их патрулирования. Более высокая скрытность будет обеспечена также благодаря увеличению глубины их погружения, оснащению современными ядерными энергетическими установками и использованию буксируемых антенн.
ПЛА «Трэнчанг» типа «Трафальгар»
В ходе совершенствования сил общего назначения большое внимание уделяется строительству многоцелевых кораблей с повышенными боевыми возможностями, способных решать широкий круг задач, совершенствованию способов и средств управления, внедрению новых технических достижений и научных открытий. Ядро сил флота составят подводные лодки и надводные корабли, оснащенные современными ракетным оружием и электронными средствами. Для успешного взаимодействия с ВМС других стран НАТО английские корабли и самолеты оборудуются соответствующими системами связи и обмена информацией.
Важным направлением развития военно-морских сил Великобритании остается строительство атомных многоцелевых подводных лодок, а также усовершенствование ПЛА типа «Трафальгар». Большее водоизмещение позволит оснастить их новыми атомными энергетическими установками и перспективными гидроакустическими комплексами. Все эти ПЛА будут вооружены крылатыми ракетами морского базирования «Томахок» американского производства в обычном снаряжении, благодаря чему они смогут использоваться при проведении операций по уничтожению (разрушению) наземных объектов противника.
Большое внимание уделяется также совершенствованию надводных кораблей, в частности корректируются требования к ним с учетом перераспределения значимости задач, решаемых в современных условиях. Это проявляется прежде всего в изменении подхода к строительству авианесущих кораблей. Придавая важное значение применению их для противолодочной борьбы, командование ВМС Великобритании тем не менее считает возможным использование их для борьбы с авиацией противника, особенно при обеспечении перебросок войск (сил) усиления на европейские театры военных действий.
Ударную мощь надводных сил флота по-прежнему составляют три легких авианосца типа «Инвинсибл»,которые прошли модернизацию с целью повышения эффективности средств ПВО и увеличения на 20 проц. численности самолетного (вертолетного) парка. В частности, был увеличен угол подъема трамплина, что позволило повысить взлетную массу самолетов «Си Харриер», а также были переоборудованы ангары для обеспечения базирования на авианосцах перспективных вертолетов ЕН-101 «Мерлин».
Легкий авианосец R05 «Илластриес» типа «Инвинсибл»
Учитывая возможность возникновения в современных условиях локальных конфликтов и необходимости использования в них амфибийных сил, командование сохранило в составе ВМС десантные корабли для проведения десантных операций. В связи с этим будут продолжены их строительство и модернизация. Так, в 1998 году флот пополнился новым десантным вертолетносцем «Оушн», который способен нести на борту эскадрилью вертолетов «Си Кинг» (до 12 единиц).
С вводом в боевой состав ВМС Великобритании во второй половине 2002 года фрегата (ФР) УРО «Сент-Олбанс» завершается многолетняя программа строительства крупной серии (16 единиц) фрегатов типа «Норфолк». Двенадцать из них построены на судоверфи «Ярроу шипбилдинг» (г. Глазго), еще четыре на судоверфи «Сван Хантер»(г. Уоллсснд-он-Тайн). Поскольку вся серия названа в честь известных в истории страны герцогов (см. таблицу), эти корабли нередко в зарубежных публикациях встречаются как фрегаты типа «Дюк», а также как фрегаты проекта 21
Корабли, базирующиеся на ВМБ Портсмут, входят в 4-ю. а базирующиеся на ВМБ Девонпорт - в 6-ю эскадру фрегатов.
Как наиболее современные и многочисленные боевые корабли фрегаты типа «Норфолк» в настоящее время составляют основу надводных сил британского флота, представленных эсминцами и фрегатами. История их создания и освоения весьма показательна. Во-первых, кораблестроителям благодаря повышению производительности труда и сокращению сроков строительства удалось существенно снизить затраты на постройку: если головной корабль обошелся в 135,5 млн фунтов стерлингов, то стоимость последующих в этой серии фрегатов уменьшилась с 96 млн до 60 млн фунтов стерлингов (89 млн долларов). При этом корабли в полной мере соответствуют критерию «стоимость/эффективность». Во-вторых (и это самое главное), за 12 лет. прошедших между завершением строительства головного и последнего фрегата, в силу значительных изменений в военно-политической ситуации в мире и в стратегических приоритетах и взглядах военного руководства Великобритании претерпели изменения предназ-
качение и роль британских ВМС в целом и фрегатов в частности. Когда фрегат «Сент-Олбанс» будет введен в состав босго-товых сил, ему предстоит выполнять совсем не те задачи, которые были поставлены перед разработчиками проекта корабля.
Если в период «холодной войны» ВМС Великобритании ориентировались главным обра-юм на противолодочные действия в Атлантическом океане, то теперь они предназначаются для проецирования морской мощи в экспедиционных операциях объединенных вооруженных сил в любых районах мира. Соответствующим образом фрегаты, спроектированные как противолодочные корабли для действий против советских подводных лодок на рубеже Исландия - Фарерские о-ва, в современных условиях применяются для выполнения расширенного круга задач и по сути становятся многоцелевыми. В 2000 - 2001 годах они совершали плавания и несли боевую службу в акваториях Атлантического океана, Средиземного и Адриатического морей, у западного побережья Африки, в Персидском заливе, в дальневосточных морях и в Карибском море. Известны случаи, когда фрегаты типа «Норфолк» действовали в составе американской и французской авианосных ударных групп или входили в состав корабельных соединений НАТО.
Еще одна особенность данного проекта состоит в том. что на стадиях разработки, строительства и в ходе эксплуатации кораблей внедрялись различные новые технические разработки, причем не только с целью повышения боевых возможностей самих фрегатов, но и для отработки и подтверждения концепций и технологий, которые предполагается применять в проектах перспективных кораблей, в частности эсминцев типа «Д"эринт».
Название корабля |
Бортовой номер |
Судоверфь |
Год начала строительства |
Год ввода в строй |
приписки |
«Норфолк» |
Девонпорт |
||||
«Арджил» |
|||||
«Ланкастер» |
Портсмут |
||||
«Марлборо» |
«Сван Хантер» |
||||
«Айрон Дюк» |
|||||
«Монмаут» |
Девонпорт |
||||
«Монтроуз» |
|||||
«Вестминстер» |
«Сван Хантер» |
Портсмут |
|||
«Нортамберленд» |
Девонпорт |
||||
«Ричмонд» |
Портсмут |
||||
«Сомерсет» |
Девонпорт |
||||
«Графтон» |
Портсмут |
||||
«Сатерленд» |
Девонпорт |
||||
Портсмут |
|||||
«Портленд» |
Девонпорт |
||||
«Сент-Олбанс» |
Численность экипажа 180 человек. Фрегаты более ранней постройки (типа «Линдер» или проект 22) при водоизмещении 2 900 т укомплектовывались экипажами, насчитывавшими 260 человек. Тенденция сокращения экипажей надводных кораблей сохранится и в будущем.
Наличие в составе главной энергетической установки (ГЭУ) корабля электродвигателей, обеспечивающих малошумный ход. и их успешное применение рассматривается британскими кораблестроителями как фактор, подтверждающий перспективность концепции электродвижения.
Опыт оснащения этих кораблей автоматизированной системой соевого управления (АСБУ) и планомерного наращивания ее возможностей также намечено учитывать при строительстве кораблей других классов.
Проект корабля начал претерпевать изменения уже на стадии его разработки. Тактико-техническим заданием предусматривалось создание недорогого корабля с легким вооружением, способного в течение 30-40 сут осуществлять наблюдение на противолодочном рубеже, используя ГАС с протяженной буксируемой антенной. Однако с учетом того обстоятельства, что этот рубеж находился в пределах досягаемости авиации советского ВМФ, было признано необходимым оснастить фрегаты зенитным ракетным комплексом. Изучение опыта боевых действий британских кораблей в фолклендском конфликте привело к решению включить в состав вооружения фрегатов артустановку среднего калибра, противокорабельные ракеты и вертолет корабельного базирования. В результате наряду с противолодочными возможностями фрегаты способны бороться с надводными кораблями, оказывать огневую поддержку силам, действующим на берегу, осуществлять самооборону и оборону находящихся рядом кораблей и судов от средств воздушного нападения противника. Достаточно высокие мореходные качества этих фрегатов позволили существенно (с одного до пяти с половиной месяцев, как, например, при патрулировании в Южной Атлантике) увеличить длительность плавания при условии периодического пополнения запасов с транспортов снабжения или при заходах в иностранные порты.
Снижение «угрозы» со стороны подводных лодок в 90-х годах привело к решению не устанавливать на последних семи фрегатах гидроакустическую станцию (ГАС) 2031Z с буксируемой антенной, хотя именно наличие ГАС предопределило в свое время высокие требования к снижению уровня шумности корабля. Для удовлетворения этих требований ГЭУ скомпонована по схеме CODLAG, предусматривающей комбинированное использование газовых турбин, дизель-генераторов и электродвигателей.
Малошумная и экономичная скорость хода (до 16 уз) обеспечивается в том случае, когда гребные валы приводятся во вращение элетродви-гателями, а наибольшая (28 уз) достигается при использовании двух газовых турбин. Дополнительно (в интересах снижения акустической сигнатуры) основное оборудование установки размешено на амортизированных платформах и окружено звукоизолирующими выгородками. Дизель-генераторы расположены на 5 м выше ватерлинии. Укороченные линии валов, скошенные лопасти гребных винтов, оптимизированные обводы корпуса, применение системы пузырьковой завесы, наличие системы контроля вибрации механизмов -все это способствует достижению низкого уровня шумности в режиме патрулирования.
Проектом предусмотрены меры по снижению радиолокационной и инфракрасной за-метности фрегата. Как утверждаю т западные эксперты, эффективная поверхность рассеяния (ЭПР) кораблей этой серии составляет около 20 проц. ЭПР близкого по размерениям эсминца проекта 42 благодаря наклону вертикальных поверхностей на 7°, тщательному подбору формы надстроек, широкому применению радиопоглощающих материалов. Для снижения ИК-сигнатуры в дымовых трубах установлена система охлаждения продуктов горения перед выбросом их в атмосферу.
В связи с недостаточными возможностями существовавшей к моменту начала строительства фрегатов автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) CACS-4 руководство ВМС приняло сомнительное на первый взгляд, но впоследствии признанное дальновидным решение дождаться создания новой АСБУ SSCS, включающей из 12 автоматизированных рабочих мест. Поэтому первые семь кораблей были переданы флогу без АСБУ. Оснащение строящихся и построенных фрегатов этой системой началось в 1994 году. В течение нескольких лет поэтапно совершенствовалось программное обеспечение. В конечном счете проведение работ позволило объединить все средства освещения обстановки с системами корабельного оружия, а также со средствами внутрикорабельной и внешней связи.
На первых девяти кораблях в качестве основного средства освещения подводной обстановки применяется низкочастотная ГАС 2031Z с буксируемой протяженной антенной. Фирма «Кинетик» разработала для этой станции дополнительный блок обработки сигналов, позволяющий оператору оптимизировать выбор частотных интервалов и формат октавы. Носовая среднечастотная ГАС 2050 работает как в активном, так и в пассивном режиме и помимо обнаружения и сопровождения подводных лодок способна обнаруживать атакующие торпеды противника.
Торпедное вооружение фрегатов представлено двумя 324-мм двухтрубными торпедными аппаратами, расположенными по-бортно в носовой части вертолетного ангара.
Основным источником данных о воздушной обстановке считается радиолокационная станция 996 с рабочим диапазоном 2 -4 ГГц. В этой РИС применена многолучевая фазированная антенная решетка, вращающаяся на топе фок-мачты со скоростью 30 об/мин и сопряженная со станцией распознавания «свой - чужой». Предусматриваются три метода обзора: нормальный круговой с регистрацией объектов, обнаруженных на дальностях свыше 115 км; оптимизированный для обнаружения низколетящих объектов в условиях естественных или искусственных помех; дальнего обзора, при котором излучаемая энергия концентрируется в нижнем луче для увеличения дальности действия. Кроме того, на кораблях имеются следующие РЛС: навигационная 1007 (9 ГГц), обнаружения воздушных и надводных целей 1008 (2-4 ГГц), две станции 911 управления стрельбой ЗУР с антенными постами на носовой и кормовой надстройках, а также система радиоэлектронной борьбы UAF или UAT (рабочий диапазон 0,5-18 ГГц).
Для борьбы с воздушным противником фрегаты оснащены зенитным ракетным комплексом GWS26, в состав которого входит 32-зарядная установка вертикального пуска ЗУР «Си Вулф» с боевой частью массой 14 кг и дальностью стрельбы 6 км. Как считают британские специалисты, проводимая в настоящее время модернизация комплекса позволит сохранить его на вооружении до 2020 года.
Противокорабельный ракетный комплекс GWS60 включает систему управления стрельбой и две четырехзарядные пусковые установки ракет «Гарпун» с БЧ массой 227 кг и дальностью стрельбы около 130 км.
Артустановка Mk8 среднего калибра (114мм) предназначена для поражения морских и наземных целей на дальности до 22 - 23 км и воздушных - до 6 км. Ее скорострельность 25 выстр./мин, масса снаряда 21 кг. В 2001 году фрегат «Норфолк» стал первым кораблем, на котором была выполнена модернизация артуста-новки: гидравлические приводы заменены электрическими, общая масса уменьшена на 4 т, сокращен объем подпалубного помещения, снижена отражательная способность башни (рис. 3).
Близится к завершению разработка снаряда с увеличенной до 29 км дальностью стрельбы. Система управления огнем (СУО) GSA 8В состоит из вычислителя, пульта оператора и оптоэлектронного дальномер-ного поста, расположенного на фок-мачте. Этот полностью стабилизированный пост массой 227 кг, имеющий сферическую конструкцию и включающий в себя ТВ-камеру, лазерный дальномер и тепловизор (8 -12 мкм), обеспечивает точность наведения не хуже 3 м на дальности 10 км при состоянии моря 5 баллов. Кроме того, работа СУО обеспечивается двумя визирами, установленными на спонсонах кормовой надстройки. (Данные от визиров могут использоваться для целеуказания ЗУР «Си Вулф».) Артиллерийское вооруже! ше включает также две одноствольные 30-мм артустановки DS ЗОВ. Их скорострельность 650 выстр./мин, дальность стрельбы по воздушной цели 3 км, по надводной - 10км. готовый к стрельбе боезапас 160 выстр.
На корабле имеются четыре шестиствольные 130-мм пусковые установки, предназначенные для выстреливания дипольных отражателей и инфракрасных ложных целей, а также устройства для выставления надувных дипольных отражателей.
Боевые возможности корабля существенно дополняются благодаря постоянному базированию на нем вертолета «Линкс» (рис. 4), который может применяться для поражения подводных лодок торпедами «Стинг-рей» или глубинными бомбами Mkl. При действиях против легких кораблей и катеров вертолет несет ракеты «Си Скьюа».
В середине 2002 года на вооружение фрегата «Марлборо» поступает новый вертолет - «Мерлин». В состав его бортового радиоэлектронного оборудования входят: РЛС «Блю Кестрел» с большой дальностью действия, опускаемый гидролокатор, ра-диогидроакустические буи. система обработки акустической информации, аппаратура передачи данных «Линк-11». Максималь ная взлетная масса машины 14 600 кг (у «Линкс» - менее 5 000 кг). «Мерлин» способен взлетать с палубы фрегата при состоянии моря шесть баллов. Этот вертолет значительно расширит как противолодочные, так и противокорабельные возможности фрегата. Кроме того, он может применяться для переброски 20 человек с личным оружием.
С завершением строительства всей серии работы по переоснащению фрегатов и приспособлению их к новым оперативным потребностям не закончатся. В этих целях в течение предстоящих нескольких лет намечено осуществить ряд мероприятий. В частности, еще не менее пяти кораблей получат вертолеты «Мерлин». С 2006 года вместо гидроакустической станции 2031Z корабли во время планово-предупредительных ремонтов будут оснащаться новой активно-пассивной ГАС 2087. Эта станция, разрабатываемая для повышения возможностей по обнаружению малошумных подводных лодок не только в океанских, но и в прибрежных водах, объединяет низкочастотный (500 Гц) гидролокатор переменной глубины погружения и пассивную буксируемую протяженную антенну (рабочая частота 100 Гц). Гидролокатор и протяженная антенна могут буксироваться на различных, оптимальных для излучения и приема сигналов глубинах. Контракт на разработку и изготовление первых шести комплектов выдан фирме «Талес».
Другой программой предусматривается оснащение фрегатов разрабатываемой системой противоторпедной защиты SSTD. Во второй половине текущего десятилетия предполагается устанавливать на фрегатах аппаратуру американской автоматизированной системы управления силами и средствами ПВО соединения СЕС (Cooperative Engagement Capability).
Фрегаты типа «Норфолк» создавались с расчетом на 18-летний срок службы. В связи с этим уже в настоящее время проводятся исследования относительно целесообразности планирования их капитального ремонта для продления срока службы или разработки проекта перспективного фрегата.
Проектные авианосцы CVF
ВМФ Великобритании ведет переговоры с крупнейшими судостроителями на производство двух авианосцев нового поколения для своего флота. Один из них водоизмещением 35000т, другой 40000т. Каждый корабль предположительно должен быть расчитан на 40 самолетов. Авианосцы должны вступись в строй в период с 2012 до 2015 года. Для получения энергии было решено использовать ядерные реакторы. Исходя из габаритных показателий кораблей и мощности силовой установки, расчетная автономная дальность плавания составит около 8000 миль. В состав авиагруппы по расчету входят 40 единиц летательной техники, из них 30 многоцелевых истребителей, 6 верлотетов и 4 самолета разведчика.
Водоизмещение: 30000-40000 т
Длина - н.д.; Ширина - н.д.;Осадка - н.д.
Силовая установка тип: ядерный реактор
Количество валов: 4
Мощность: 280000 л.с.
Скорость: более 30 узл
Скорость: н.д.
Дальность плавания: 8000 миль
Вооружение
40 единиц летательной техники (возможно размещение 50)
Команда:700 чел
Эсминцы типа 45
Королевский военно-морской флот Великобритании заказал 12 эсминцев Типа 45, чтобы заменить имим эсминцы Типа 42, которые были приняты на вооружение начиная с 1978. Эти двенадцать новых эсминцев должны войти в строй к 2014 году. Основной подрядчик королевского флота компания BAE SYSTEMS.
Главная задача эсминцев Типа 45 - противовоздушная оборона. Для этого корабли оснащены радарами большого радиуса действия, высокоточными самонаводящимися ракетами и системой одновременного управления и слежения за ракетами.
В систему вооружения эсминца входят крылатые ракеты Aster 15 и Aster 30. Ракеты этой серии оснащены бортовым компьютером и активным устройством самонаведения. Ракета несет боеголовку в 15кг, радиус поражени - более 80 км. Главная 127мм пушка расположена в носовой части корабля, четыре 30мм пушки - по бортам. На корме монтируется посадочная палуба для одного вертолета EH 101 Merlin.
Тактико-технические характеристики
Водоизмещение: 6500 т;
Длина - 152, м; Ширина - 18 м;
Тип силовой установки - газотурбинная
Мощность: 50 Мвт
Скорость: 30 узл.
Дальность плавания: более 5000 миль
Вооружение
- ракетные пусковые установки
- 1 127мм пушка
- 4 30мм пулемета
- 1 вертолет
- радар
Атомные подводные лодки класса "Вэнгард"
Субмарины класса "Вэнгард" - самые большие подводные лодки находящиеся на вооружении военно-морского флота Великобритании. Первая лодка из класса, "Вэнгард" встала в сторой в 1993 году, "Victorious" - в 1995году, "Viligiant" в 1996, а "Vengeance" в 1999 году.
"Вэнгард" может нести 16 ракет Trident,Tridet II или D5 - все они являются стратегическими баллистическими ракетами. Каждая ракета несет до 12 независимых боеголовок (MVIR) каждая по 100 - 120 килотонн. Дальность полета ракет - более 11,000 км при сверхзвуковой скорости. Вес - 65 тонн.
В носовой части субмарины размещаются четыре 533 мм торпедных аппаратами. В арсенале находятся торпеды с управлением по проводам с боеголовкой 134 кг и активным и пассивным самонаведением. Дальность поражения - 13 км с активными и 29 км с пассивным самонаведением.
Тактико-технические характеристики
Водоизмещение - 16000 т
Длина:149.9 м
Ширина:12.8 м Высота:н.д.
Силовая установка Тип: ядерный реактор
Количество валов:н.д.
Мощность: н.д.
Скорость: 25 узл.
Дальность плавания: н.д.
Вооружение
- ракеты
- торпеды
- сонар
Команда: 135 чел
Балтийская Государственная Академия
рыбопромыслового флота
Военно-морская кафедра
Судоводительский факультет
Реферат
« Характеристики ВМС Великобритании»
Выполнил:
Проверил:
Калининград 2004
.
Продолжение темы сравнения военных флотов ведущих морских держав. Предыдущие записи - по метке
.
В представленном статистическом исследовании учтено всё то, что называют capital ships - боевые корабли основных классов, плюс фрегаты и мореходные десантные корабли, т. е. та компонента ВМС, которая способна проецировать силу на удалённые регионы мира. Строящиеся корабли (не переданные флоту до 01.01.2016) включены в исходные данные справочно - они не учтены ни в общей численности корабельного состава, ни в суммарном водоизмещении. Исключение сделано для третьей ПЛА типа "Астьют" - S 121 "Артфул", переданной ВМС 18.03.2016, которая учтена с возрастом 0,00 . Наименования кораблей даны в русской транскрипции, проверенной на соответствие их традиционным написаниям либо словарной фонетической транскрипции. Для определения надводного водоизмещения запас плавучести ПЛАРБ типа "Вэнгард" принят 12% (как у ПЛАРБ типа "Резолюшн"), ПЛА типа "Трафальгар" - 12%, "Астьют" - 14%.
.
7 статистических наблюдений:
1 ) грустно видеть (не из симпатии к НАТО, а с точки зрения любителя военно-морской истории), как низко пал некогда могущественный Grand Fleet , который был сильнее двух вместе взятых следующих за ним военных флотов мира (двухдержавный стандарт) - всего 33 (тридцать три ! ) основных боевых корабля суммарным полным водоизмещением 259 тыс . тонн (в 12 раз меньше США и в три раза - России и Китая).
2 ) после вступления в строй (в 2017 и 2020 г.г.) двух новейших авианосцев типа "Куин Элизабет" вес британского флота, в прямом и переносном смыслах, заметно увеличится (в прямом смысле - до 389 тыс. тонн), и разрыв с тремя ведущими морскими державами сократится до 8 и двух раз, что, впрочем, не сильно изменит картину мира в целом ; дальнейшего роста численности Royal Navy и его суммарного водоизмещения не предвидится;
3 ) среднее водоизмещение основных кораблей ВМС Великобритании пока аналогично ВМФ России (7800 и 7600 т) и соответствует эсминцу, но после передачи флоту "Куинов" должно сильно возрасти и выйти на уровень лёгкого крейсера ( 11000 т) ; данный факт характеризует британский флот как флот океанской зоны (в отличие, к примеру, от сегодняшнего китайского);
4 ) Royal Navy достаточно молод - средний возраст его кораблей 15,7 года, что является золотой серединой между юными ВМС НОАК ( 12,6 ) и матёрыми ВМС США (19,2 ) ; на фоне интенсивно обновляемых флотов наш ВМФ выглядит пока довольно бледно ( 24,6 ), что, без сомнения, будет исправлено в процессе выполнения Программы военного кораблестроения до 2050 г.
5 ) доля новых кораблей (вступивших в строй в течение последних 10 лет) - величина, "обратная" среднему возрасту, у ВМС Великобритании равна 27,3% (у США - 21,4% , у Китая - 39,5% , у России - 12,6% );
6 ) самыми "древними" типами кораблей британских ВМС являются ПЛА типа "Трафальгар" (средний возраст 26,4 года), фрегаты типа "Дюк" (20,0 ), ПЛАРБ типа "Вэнгард" (19,7 ) и десантный вертолётоносец "Оушен" (17,3 ) ; на замену "Трафальгарам" строятся "Астьюты" , начиная с 2023 г. ( ссылка 1 ) "Дюки" будут заменяться боевыми кораблями "общего назначения" ( global combat ships ) пр. 26 (по сути, уже эсминцами) , "Вэнгарды" - "Саксессорами" (ориентировочно с 2028 г.) , касательно замены "Оушена" информации нет (кроме вот такой - ссылка 2 );
7 ) военное кораблестроение Великобритании, похоже, "деградирует" вместе с ВМС - средний срок постройки эсминцев типа "Дэринг" (6,32 года) в 2,3 раза больше, нежели у "Бёрков" (2,77 ), а ПЛА типа "Астьют" строятся в 3,6 раза дольше "Вирджиний" ( 9,98 против 2,74 , "Артфул" - 11 лет! ) - вспоминается легендарный "Дредноут", построенный "за 1 год и 1 день" (реально за 20 месяцев, что непринципиально), а неспешное строительство "Ясеней" на Севмаше уже не вызывает отрицательных эмоций (это, разумеется, шутка - ориентироваться будем на лидеров, а не на отстающих). ■