Глубина погружения апл акула. Самая большая подводная лодка в мире (32 фото). Основные цели и задания

29.07.2023 Народная медицина

Россия утилизирует последние две атомные ракетные подводные лодки класса «Акула» («Тайфун» по классификации НАТО) из своего резерва. Об этом сообщают главные СМИ страны.

«Денуклеаризация и утилизация подводных лодок ТК-17 „Архангельск" и ТК-20 „Северсталь" начнется в 2020 году. Их повторное введение в боевой состав оказалось нерентабельным».

Две подводные лодки проекта 941 «Акула» (как они называются в соответствии с правильной российской классификацией) были разоружены и стояли на якоре в порту Северодвинска в ожидании официального решения Кремля. «Архангельск» и «Северсталь», построенные в восьмидесятые, находились в резерве с 2006 и 2004 года соответственно.

Класс «Акула»/«Тайфун»

Параметры этих лодок — 173 метра в длину, 23 метров в высоту и 23,3 метра в ширину. Они обладают водоизмещением в 49 800 тонн и способны достигать максимальной оперативной глубины 400 метров. Шесть подводных лодок этого класса с двойным корпусом (в основе — два корпуса класса «Дельта») были включены в книгу рекордов Гиннесса. В 1996-1997 годы из-за отсутствия финансирования после всего 13 лет активной эксплуатации Кремль вывел из боевого состава три субмарины «Акула»: ТК-12 «Симбирск», ТК-202 и ТК-13.

Советский Союз спроектировал подводные лодки «Акула» для противостояния американским субмаринам класса «Огайо», они были предназначены для постоянного стратегического патрулирования территорий, расположенных к северу от Полярного круга (именно поэтому они получили укрепленный корпус, дополнительный резерв плавучести, равный 35% водоизмещения, и были оснащены экранированными пропеллерами, защищавшими судно от столкновений со льдом). Необычной особенностью «Акул» стал ракетный отсек в хвосте субмарины перед вышкой. Каждая лодка была оснащена двадцатью трехступенчатыми баллистическими ракетами Р-39 «Риф» (SS-NX-20 Sturgeon) по 84 тонны, способными поразить любую точку в континентальной части США.

Контекст

Что «Бореи» позаимствовали у США?

Popular Mechanics 13.12.2017

На что способен российский «Статус-6»?

The National Interest 23.01.2018

Мнимое российское супероружие

The National Interest 23.11.2017

Россия строит подлодки пятого поколения

The Diplomat 06.12.2017

Чьи подлодки больше всех?

Svenska Dagbladet 12.11.2017 Система Р-39 была оснащена десятью боеголовками с блоками индивидуального наведения (Mirv) по 100 килотонн. Подводная лодка «Акула» могла запускать до 200 термоядерных боеголовок — на восемь больше, чем субмарины класса «Огайо». Помимо этого, подлодки были экипированы шестью торпедными аппаратами типа 53 и крылатыми ракетами «Старфиш» SS-N-15 (Starfish SS-N-15).

Подводные лодки «Акула» могли достигать скорости в 22 узла на поверхности и в 27 узлов при погружении благодаря двум водо-водяным ядерным реакторам 650 ОКБ по 190 МВт каждый, таким же, какие использовались в классах «Лира», «Плавник», «Барракуда», «Антей». Из восьми субмарин этого класса, запланированных Советским Союзом, было построено всего шесть.

Последний «Тайфун»

Последняя подводная лодка Проекта 941 используется в качестве экспериментальной платформы для межконтинентальных баллистических ракет «Булава». ТК-208 была первой подлодкой, введенной в эксплуатацию, и станет последней, выходившей в море в составе 18-й подводной дивизии Северного флота. Значительные модификации, которым подвергся «Дмитрий Донской», превратили эту лодку в первую продвинутую «Акулу», уровень которой не уступает подлодкам четвертого поколения.

Проект 941УМ был задуман для запуска ракет РСМ-56 «Булава». Подводная лодка ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ останется в эксплуатации до 2020 года: с 2003 по 2010 год она осуществила 14 испытательных запусков, половина которых была отменена.

«Красный Октябрь»

«Седьмая» субмарина класса «Акула», прозванная «Красный Октябрь», стала главной героиней первого романа Тома Клэнси (Tom Clancy), опубликованного издательством «Нэвал Инститьют Пресс» (Naval Institute Press) в 1984 году. В романе советская субмарина проекта 941 «Акула» обладала новым типом двигательной установки, выполненной по стелс-технологии без мобильных деталей, под названием «гусеничный движитель». Клэнси представил модифицированную подводную лодку «Акула» вооруженной 27 баллистическими ракетами: благодаря стелс-технологии двигателя «Красный Октябрь» смог бы беспрепятственно приступить к уничтожению верхней части восточного побережья Соединенных Штатов. В романе «Охота за „Красным Октябрем"» командир Марко Рамиус (Marco Ramius) в исполнении Шона Коннери (Sean Connery) тайно направляется к побережью США с целью дезертировать и передать подводную лодку военно-морскому флоту США.

К-139 «Белгород» проект 09852

Через год Россия получит самую большую в мире атомную подводную лодку, и она будет на 11 метров длиннее подлодок проекта 941 «Акула». Официально представленная как следующая модель класса «Антей» II Проекта 949А, субмарина К-139 «Белгород» проекта 09852 будет осуществлять миссии, связанные с научными изысканиями, в качестве платформы для беспилотных аппаратов и специального оборудования. К-139 была перепроектирована и получила новый центральный отсек длиной 30 метров, из-за которого размеры субмарины достигли 184 метров. Это на 30 метров больше первоначального размера подлодок класса «Антей» и на 11 метров длиннее субмарин класса «Акула».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 941 «Акула» (международная классификация «Тайфун») явилось своего рода ответной мерой на строительство атомных подводных лодок США класса «Огайо », вооруженных 24 межконтинентальными баллистическими ракетами.

В СССР разработкой проекта подводных лодок нового класса начали заниматься позже американцев. Перед конструкторами стояла непростая техническая задача - разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая. После множества проработок было решено ракеты расположить между двумя прочными корпусами. В результате первая подводная лодка «Акула» была построена в рекордно короткие сроки - за 5 лет.

В сентябре 1980 года, непривычно большая советская подводная лодка высотой с девятиэтажный дом и длиной почти в два футбольных поля впервые коснулся воды. Восторг, радость, усталость - участники того события испытывали разные чувства, но всех объединяло одно - гордость за большое общее дело. Швартовные и ходовые испытания были проведены в рекордно короткие сроки. Испытания проходили не только в Белом море, но и в районе Северного полюса. В период ракетных стрельб отказов в работе не было. При строительстве атомных подводных лодок класса «Typhoon » были применены последние достижения в создании корабельных радиоэлектронных средств и снижении шумности. Подлодки этого проекта оснащаются всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж.

тяжелый атомный ракетный крейсер стратегического назначения «Акула»

Интересно, что полное подводное водоизмещение подводной лодки «Акула » составляет около 50000 тонн. Причем ровно половину этого веса составляет балластная вода, из-за чего ее окрестили «водовозом». Это цена, до конца не продуманного для подводного флота России, перехода от жидкого горячего к твердому топливу. В результате проект «Акула » стал самой большой подводной лодкой в мире и занесена в книгу рекордов Гинесса. Для постройки атомных подводных лодок на Северном машиностроительном предприятии был специально построен новый цех - самый большой крытый эллинг в мире. Первая подводная лодка проекта 941 шифр «ТК-208» была заложена на верфи судостроительного предприятия в 1976 году, спущена на воду 23 сентября 1980 года, поступила в эксплуатацию в конце 1981 года. Затем были построены еще пять субмарин и одной из них стала атомная подводная лодка «Дмитрий Донской ». Атомная подводная лодка «ТК-210» заложенная в 1986 году так и не была введена в строй и разобрана в 1990 году в связи с дороговизной проекта.

даты закладки, спуска на воду и ввода в эксплуатацию подводных лодок проекта 941

Конструкция подводной лодки проекта 941 выполнена по типу «катамаран»: два раздельных прочных корпуса расположены в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Кроме того, имеется два отдельных герметичных капсулы-отсека - торпедный отсек и расположенный между главными корпусами в диаметральной плоскости модуль управления, в котором находится центральный пост и размещенный за ним отсек радиотехнического вооружения. Ракетный отсек находится между прочными корпусами в передней части корабля. Оба корпуса и капсулы-отсеки соединены между собой переходами. Общее число водонепроницаемых отсеков девятнадцать. Отсек центрального поста и его легкое ограждение, смещены в сторону кормы атомной подводной лодки . Прочные корпуса, центральный пост и торпедный отсек выполнены из титанового сплава, а легкий корпус - из стали (на его поверхность нанесено специальное гидроакустическое резиновое покрытие, повышающее скрытность субмарины ). Подводная лодка «Акула » имеет развитое кормовое оперение. Передние горизонтальные рули расположены в носовой части корпуса и складываются. Рубка снабжена мощными ледовым подкреплениями и крышей округлой формы, служащей для раскола льда при всплытии.

Для экипажа лодки созданы условия повышенного комфорта. Офицерский состав разместили в относительно просторных двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования воздуха, а матросов и старшин - в маломестных кубриках. Подводная лодка «Акула » получила спортивный зал, плавательный бассейн, солярий, сауну, салон для отдыха, «живой уголок» и прочие помещения.

По сообщениям отечественной печати, существующие планы развития стратегических ядерных сил России предусматривают проведение модернизации атомных подводных лодок проекта 941 с заменой ракетного комплекса Д-19 на новый. Если это соответствует действительности, подводная лодка «Акула » имеет все шансы остаться в строю до 2010 года. В дальнейшем возможно переоборудование части проекта 941 в транспортные атомные подводные лодки , предназначенные для перевозки грузов по трансполярным и кроссполярным маршрутам, кратчайшим путем, связывающим Европу, Северную Америку и другие страны. Встроенный вместо ракетного отсека грузовой отсек будет способен принимать до 10000 тонн груза.

самая большая подводная лодка в мире фото

атомная подводная лодка «Акула» на стоянке


на бочке

подводная лодка «Акула» в боевом походе

подводная лодка «Акула» в надводном положении

Баллистический ракетный комплекс Д-19 класса Р-39 «Вариант»

Комплекс Д-19 разрабатывался специально для подводных лодок проекта 941. Состоит из 20 баллистических трехступенчатых ракет Р-39 «Вариант». Учитывая размеры и вес данных снарядов «Акула» - единственный тип подводных лодок, способный нести их на борту.

Дальность поражения ракет - 8300 км, боевая часть разделяется на 10 боеголовок, каждая с собственным наведением. Масса ракеты на старте - 90 т, вес каждой боеголовки в тротиловом эквиваленте составляет 100 килотонн.

Запуск всех ракет может производится залпом, с небольшим интервалом между отдельными пусками. Допускается ведение огня с надводного положения, а также с глубины до 55 м. Погодные условия на запуски не влияют. Амортизационная ракетно-стартовая система снижает интервал между пусками и уровень производимого шума.

Ракетный комплекс Д-19У с 20-ю баллистическими ракетами Р-39УТТХ «Барк»

В 1986 ракетный комплекс подлодок «Акула» планировалось модернизировать под ракеты Р-39УТТХ «Барк». Данные снаряды должны были покрывать расстояние до 10 тыс. км, а также проходить через лед. Перевооружение должно было состояться в 2003, когда заканчивался срок эксплуатации Р-39. Однако в 1998 после неудачных испытаний было решено свернуть проект и разработать новую баллистическую ракету на твердом топливе - «Булаву».

Технические характеристики

Открытые пусковые шахты

Технические характеристики подводных лодок проекта 941 - самые выдающиеся в мире. Гигантские размеры в сочетании с безопасной схемой компоновки и огневой мощью делают каждый такой крейсер надежным инструментом ядерного сдерживания.

Водо-водяной ядерный реактор мощностью 190 МВт

Ядерная энергетическая установка выполнена по блочному типу. Состоит из двух водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах ОК-650. Тепловая мощность каждого - по 190 МВт, общая мощность на валу - 2х50000 л. с.

Турбина

Подводная лодка «Акула» имеет две паротурбинных установки. Каждая находится в кормовых отсеках основных корпусов, что повысило выживаемость подлодки. За счет двухкаскадной резинокордной амортизации и блочной компоновки обеспечивается виброизоляция агрегатов, что снижает общий шум.

Движитель

«Акула» имеет два низкооборотных семилопастных гребных винта с фиксированным шагом. Для снижения производимого шума винты находятся в кольцевых обтекателях (фенестронах).

Резервные средства движения

К резервным средствам движения подводных лодок проекта 941 относят два дизельных генератора АСДГ-800 по 800 кВт, два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт и свинцово-кислотную аккумуляторную батарею. Для маневрирования в ограниченном пространстве предусмотрены две подруливающие установки с двигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Расположены они в носовой и кормовой части.

Радиоэлектронное оборудование

Проектирование «Акулы» изначально рассчитывалось на службу в полярных условиях

Радиоэлектронное оборудование и вооружение представлено следующими системами:

  • информационно-управляющая боевая система «Омнибус»;
  • гидроакустический комплекс «Скат-КС», на ТК-208 заменен на «Скат-3»;
  • гидроакустическая станция поиска мин МГ-519 «Арфа»;
  • эхоледомер МГ-518 «Север»;
  • радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
  • навигационная система «Симфония»;
  • комплекс радиосвязи «Молния-Л1» и система спутниковой связи «Цунами»;
  • телевизионный комплекс МТК-100.

Также предусмотрены две всплывающие антенны буйкового типа. Они позволяют принимать сигналы, сообщения и целеуказания на глубине 150 м, а также при нахождении под льдами.

Характеристики скоростей полного хода и водоизмещения

Скоростные характеристики подводных лодок «Акула» имеют следующие показатели:

  • надводная скорость - 12 узлов;
  • подводная - 25 узлов (46,3 км/ч);
  • автономность плавания - до 6 месяцев.

Надводное водоизмещение составляет 23200 т, подводное - 48000 т. Данные подлодки в шутку называют водовозами, поскольку при погружении половину их веса составляет балластная вода.

Глубины погружения

Подлодки проекта 941 способны погружаться до 500 м. Рабочая глубина составляет 400 м, радиосвязь обеспечивается на 150 м, запуск баллистических ракет - до 55 м.

Размеры

Размеры подводной лодки проекта 941 имеют следующие значения:

  • длина по ватерлинии - 172,8 м;
  • ширина корпуса - 23,3 м;
  • осадка по ватерлинии - 11,2 м.

Благодаря этим параметрам «Акула» - самая большая подводная лодка в мире, созданная специально для переноса ракет Р-39. Численность экипажа составляет 160 человек, включая 52 офицера.

Достоинства и недостатки

С появлением высокоточных баллистических ракет стратегического назначения стационарные пусковые шахты стали терять позиции в вопросе нанесения гарантированного ответного удара. Атомные подводные крейсеры проекта 941 создавались с целью восстановления данного потенциала.

Достоинства подлодок «Акула» представлены тремя ключевыми аспектами:

  • возможность несения службы в Арктике, включая подледные шельфы;
  • тяжелые Р-39, не имеющие аналогов среди переносимых стратегических ракет;
  • повышенная безопасность и живучесть экипажа и подлодки ввиду конструктивной компоновки.

Появление таких крейсеров на вооружении советского флота подтолкнуло США к подписанию договора ОСВ-2. Именно данные лодки обеспечили паритет мировых держав в Холодной войне , их фото до сих пор внушают уважение и страх перед возможной ядерной войной.

Недостатки проекта 941 имеют спорные основания. Высказываются претензии к размерам, вызванным низким качеством твердого топлива Р-39, ходовым свойствам и управляемости подлодки, шуме, высокой стоимости. В современной аналитике бытует мнение, что для СССР важнее было показать масштаб и мощь, чем практическую эффективность и целесообразность.

Однако сравнение ТТХ с зарубежными и отечественными аналогами показывает, что большая часть этих претензий не имеют существенных оснований. Определенные проблемы с уровнем шума и стоимостью действительно существуют, однако они находятся в допустимых пределах с поправкой на время разработки и соразмерность.

Размеры подводных лодок в сравнении

В качестве основного конкурента проекту 941 выделяют подводные лодки класса «Огайо» - серия кораблей в США, рассчитанная на стратегические ракеты. Оба проекта разрабатывались примерно в одно время.

По габаритам у «Огайо» размеры подводной лодки в сравнении ненамного уступают «Акуле» - 170,7 м длины, 12,8 м ширины и 11,1 осадка. Значительнее отличается водоизмещение - американская субмарина весит 16746 и 18750 тонн в надводном и подводном состоянии соответственно.

Несмотря на меньшие размеры американская подлодка несет 24 баллистические ракеты Trident II D5. Ее ключевое преимущество - модульная система отдельных агрегатов, что облегчает постепенную модернизацию подлодки.

Применение в боевых условиях

В боевых условиях корабли проекта 941 не применялись. Основное их участие - патрулирование в арктических водах, участие в испытаниях. В 1987 ТК-12 осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику со сменой экипажей. В 1997 в ходе испытаний Северного флота с борта ТК-20 осуществлен залповый пуск 20 ракет Р-39.


Парпурин Вадим

Две крупнейшие в мире атомные подлодки (АПЛ) проекта "Акула" будут находиться в составе российского военно-морского флота до 2019 года, сообщил журналистам главком ВМФ Владимир Высоцкий.

Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 "Акула" ("Тайфун" по классификации НАТО) - самые большие в мире атомные стратегические подводные лодки.

19 декабря 1973 года правительство СССР приняло постановление, предусматривающее начало работ по проектированию и строительству нового ракетоносца, создаваемого в противовес американской атомной подводной лодке "Огайо".

Проект разрабатывался в Центральном конструкторском бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин" (Санкт-Петербург), возглавляемом генеральным конструктором Игорем Спасским, под непосредственным руководством главного конструктора Сергея Ковалева.

Строительство подводных лодок проекта 941 осуществлялось в Северодвинске. Для этого на Северном машиностроительном предприятии пришлось соорудить новый цех.

30 июня 1976 года на стапеле Северодвинского судостроительного завода был заложен головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 941.

Крупнейшая в мире атомная лодка, предназначенная для несения боевого дежурства в высоких широтах.

Создание крупной стратегической лодки-ракетоносца стартовало в начале 1970-х годов, в ответ на американскую программу по разработке атомоходов типа Ohio с 24 баллистическими ракетами Trident I (в дальнейшем Trident II). Проект вело ленинградское ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор Сергей Ковалёв. Головная лодка вошла в состав флота в декабре 1981 года, последняя в серии — в сентябре 1989 года.

При разработке учитывались характерные районы боевой службы лодок — высокие арктические широты. Ограждение рубки выполнено с подкреплением, которое позволяло при всплытии проламывать тяжелые льды толщиной до 2−2,5 метров.

Первоначальное симметричное требование (24 ракеты) было сокращено главкомом ВМФ Сергеем Горшковым до 20. Это было связано в том числе и с массогабаритными характеристиками: ракеты Р-39 комплекса Д-19 , превосходя «Трайденты» по основным параметрам, были значительно крупнее «американок». Это сразу увеличило габариты и самой лодки.

Пять из шести построенных ПЛАРБ проекта 941 TYPHOON в Западной Лице, 1980−90-е годы. Фото: Волк

Поэтому «Акула» получилась выдающаяся во всех отношениях. Это самая крупная субмарина, когда-либо построенная в мире — 48 тыс. тонн подводного водоизмещения (примерно половина из них приходится на емкость цистерн балласта, за что проект 941 непочтительно прозвали на флоте «водовозом»), наибольшая длина 170−173 метра у разных представителей проекта, ширина корпуса свыше 23 метров. Лодка выполнена по многокорпусной схеме: под легким корпусом у нее находится пять (!) прочных корпусов из титана, из которых два основные (диаметрами по 10 метров) расположены параллельно по принципу катамарана. Корпуса соединены капсульными изолированными отсеками-переходами только в трех местах. По сути, под легким корпусом находятся сразу две лодки, что резко повышает живучесть.

Главная энергетическая установка представлена двумя реакторами ОК-650 и двумя паротурбинными агрегатами, расположенными парами в соседних прочных корпусах — по сути, двигательная система лодки полностью дублирована. Максимальная скорость подводного хода 25 узлов по нормативу, реальная 26,3−28 узлов (у разных представителей проекта). Максимальная надводная скорость 13−14 узлов. Рабочая глубина погружения 400 метров.

Размеры лодки позволили создать для экипажа (168 человек) немыслимые по стандартам советского подплава комфортные условия обитания. Офицеры размещались в двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и кондиционерами, матросы — в маломестных кубриках. На лодке имелся спортзал, плавательный бассейн размером 4 на 2 метра и глубиной 2 метра, обшитая дубом сауна, солярий, салон для отдыха, комната с игровыми автоматами и даже «живой уголок».

« ТК-17» Архангельск" и ТК-20 « Северсталь» . Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Основное вооружение атомохода — 20 ракет межконтинентальных твердотопливных ракет Р-39 комплекса Д-19 , размещенные в ракетном отсеке между обоими прочными корпусами. Ракеты несли по 10 высокоскоростных боевых блоков малой мощности. Запуск ракет мог осуществляться с глубины до 55 метров, причем без ограничений по погодным условиям на поверхности моря.

Торпедное вооружение включает шесть 533-мм торпедных аппаратов с боекомплектом из 22 торпед, ракето-торпед типа «Шквал» и противолодочных ракет комплексов РПК-6 М «Водопад» и РПК-2 «Вьюга».

Всего было построено шесть лодок проекта 941, три из них уже утилизированы, две находятся в резерве (решается вопрос об утилизации). Головной корабль серии ТК-208 («Дмитрий Донской») переоборудован по проекту 941УМ и несет 20 ракет Р-30 «Булава», использовался в качестве испытательного стенда при отработке ракеты.